Болезни Военный билет Призыв

Расселение славян и их соседей. Где жили восточнославянские племена и их соседи. Великое переселение народов и Восточная Европа

  • § 1. Политическая история IX-XII вв.
  • § 2. Социально-политическое развитие Киевской Руси.
  • § 3. Социально-экономические отношения.
  • § 4. Русь Новгородская.
  • § 5. Владимиро-Суздальская Русь.
  • § 6. Галицко-Волынская Русь.
  • § 7. Культура Древней Руси.
  • Глава III. Русь в XIII в.
  • § 1. Монгольское нашествие.
  • § 2. Улус Джучи.
  • § 3. Русъ и Орда.
  • § 4. Западная политика русских князей.
  • Глава IV. Великое княжество литовское и восточнославянские земли.
  • § 1. Возникновение и развитие Великого княжества Литовского.
  • § 2. Унии Литвы с Польшей.
  • § 3. От общины к крупному землевладению: социальная история русских земель в составе Великого княжества Литовского.
  • § 4. Формирование украинской и белорусской народностей.
  • Глава V. Великий новгород и псков в XIII-XV вв.
  • § 1. Великий Новгород.
  • § 2. Псков.
  • Глава VI. Московское государство в XIV-XVI вв.
  • § 1. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и образование единого государства.
  • § 2. Смута второй четверти XV в.
  • § 3. Образование Российского государства.
  • § 4. Московское царство XVI в. Внутренняя политика.
  • § 5. Внешняя политика в конце XV-XVI в.
  • § 6. Социально-экономический строй России в XIV-XVI вв. Эволюция русской государственности.
  • § 7. Казачество - феномен российской истории.
  • § 8. Русская культура хш-XVI вв.
  • Глава VII. Россия в XVII в.
  • § 1. Смутное время в Российском государстве.
  • § 2. Правление первых Романовых.
  • § 3. Русская культура в XVII в.
  • Глава VIII. Россия в XVIII в.
  • § 1. Россия накануне петровских реформ.
  • § 2. Северная война. Военные реформы.
  • § 3. Государственные преобразования Петра I.
  • § 4. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I.
  • § 5. Реформы в области культуры.
  • § 6. Социальная борьба в первой четверти XVIII в.
  • § 7. Россия во второй четверти XVIII в.
  • § 8. Екатерина II.
  • § 9. Русская культура в XVIII в.
  • Глава IX. Российская империя в конце XVIII - первой половине XIX в.
  • § 1. Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в.
  • § 2. Внутренняя политика Павла I.
  • § 3. Внешняя политика России в царствование Павла I.
  • § 4. Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
  • § 5. Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
  • § 6. Отечественная война 1812 г.
  • § 7. Военные действия в Европе и крушение наполеоновской империи (1813 - 1815).
  • § 8. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
  • § 9. Внешняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
  • § 10. Движение декабристов. Первые тайные организации.
  • §11. Северное и Южное общества. Восстания в Петербурге 14 декабря 1825 г. И Черниговского полка на Юге и их подавление.
  • § 12. Общественное движение в России во второй четверти XIX в.
  • § 13. Внутренняя политика Николая I (1825-1855).
  • § 14. Внешняя политика Николая I (1825-1853).
  • § 15. Крымская (Восточная) война (1853-1856).
  • § 16. Русская культура в первой половине XIX в.
  • Глава X. Россия во второй половине 1850 - начале 1890-х гг.
  • § 1. Политическая ситуация в России на рубеже 1850-1860-х гг.
  • § 2. Внутренняя политика Александра II в i860-1870-е гг. Либеральные реформы.
  • § 3. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 1860 - середине 1890-х гг.
  • § 4. Общественное движение 1860- 1870-х гг. Революционное народничество.
  • § 5. Политический кризис конца 1870 - начала 1880-х гг.
  • § 6. Внутренняя политика Александра III (1881-1894).
  • § 7. Рабочее движение 1860 - начала 1890-х гг. Распространение марксизма.
  • § 8. Внешняя политика России в 1856-1894 гг.
  • § 9. Средняя Азия и Казахстан в середине XIX в. Присоединение Средней Азии к России.
  • § 10. Политика России на Дальнем Востоке.
  • § 11. Восточный кризис 1870-х гг. Русско-турецкая война (1877-1878).
  • § 12. Внешняя политика России в 1880- 1890-е гг.
  • § 13. Русская культура 1860- 1890-х гг.
  • Глава XI. Россия в конце XIX - начале XX в.
  • § 1. Экономическая политика самодержавия.
  • § 2. Промышленное развитие в конце XIX - начале XX в.
  • § 3. Аграрное развитие России на рубеже двух веков.
  • § 4. Население России. Российское общество в конце XIX - начале XX в.
  • § 5. Рабочее и крестьянское движение накануне революции 1905-1907 гг. Радикальные политические организации.
  • § 6. Самодержавие накануне революции 1905-1907 гг.
  • § 7. Начало Первой русской революции и ее развитие в январе - декабре 1905 г.
  • § 8. Отступление революции. I и II Государственные думы.
  • § 9. Третьеиюньская монархия (1907-1914).
  • § 10. Внешняя политика России во второй половине 1890 - начале 1900-х гг. Русско-японская война.
  • §11. Внешняя политика России в 1905-1914 гг.
  • § 12. Начало Первой мировой войны. Военные действия на Восточном фронте в 1914 - феврале 1917 г.
  • §13. Экономика России в период Первой мировой войны.
  • § 14. Внутриполитическое развитие России в период Первой мировой войны.
  • § 15. Февральская революция.
  • § 16. Русская культура в конце XIX - начале XX в.
  • § 3. Восточные славяне и их соседи.

    О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись "Повесть временных лет". Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

    Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян - височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского "племени". Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

    Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

    Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

    Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

    Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды "искателей славы и добычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.

    В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей был и князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-князьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

    Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: "И по сих братьи (Кий, Щек и Хорив. - Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане".

    Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы градские" как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. - переломное время княжения Владимира - они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцы градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

    В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

    Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

    Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

    Лекция: Народы и древнейшие государства на территории России. Восточнославянские племена и их соседи

    Восточнославянские племена и их соседи

    Славянские языки принадлежат самой распространенной в мире индоевропейской языковой семье. Поэтому основой формирования славян и других европейских народов (латышей, литовцев, германцев, греков, иранцев и т.д.) стала древняя индоевропейская общность. Согласно одной из версий она находилась на севере Малой Азии (современная Турция). Оттуда на рубеже IV-III-го тыс. до н.э. началось переселение современных европейцев, в том числе и славян.

    Этногенез славян является предметом научных споров. Раньше считалось, что славяне пришли с Дуная, но современные исследователи утверждают, что прародиной славян является междуречье Вислы и Одры. Здесь и началось расселение славянских племен на восток и на юг (Балканский полуостров). Первые упоминания о народностях на территории России относятся к бронзовому веку. В Библии, исторических документах Древней Греции и трудах Геродота упоминаются киммерийцы - союз племен, живших на Крымском полуострове и северных частях Причерноморья.


    В Северном Причерноморье VII-VI вв. до н. э. началась большая колонизация греков на запад. В результате было основано множество городов-полисов Херсонес (Севастополь), Феодосия, Пантикапей, Фанагрия, Ольвия и др. Они являлись центром торговли рыбой, хлебом, скотом и рабами. В 480 г. до н. э. Пантикапей (нынешнее название - Керчь) становиться столицей Боспорского царства - мощного греко-варварского государства. В это же время на степные берега Черного моря пришли ираноязычные племена - скифы . Основным их занятием было скотоводство, земледелие и ремесло. Со временем до IV века н.э. они расселились по всей территории северного Причерноморья, от Дуная до Дона. Их устройство жизни также описано Геродотом. Позже на эти земли пришли сарматы , они отвоевали у скифов большую часть их земель и заняли их своими поселениями.

    В период Великого переселения народов в IV-VII вв. н. э. Северное Причерноморье становится своеобразным магистральным путем движения народов с востока на запад. Гегемония сарматов в причерноморских степях перешла к пришедним со стороны Прибалтики готам , которые были выходцами из германских племен. Готы в IV в н.э. создали первое известное государство в Европе - Ойум. Которое вскоре было разрушено гуннами. Гунны были кочевым народом, обитали на местности от Волги до Дуная. Они разгромили римские города Причерноморья и подорвали процветание славян Среднего Поднепровья, лишив их возможности экспортировать хлеб. Своего максимального могущества гунны достигли во времена правления вождя Аттилы в V в., даже смогли образовать государство. Но после смерти Аттилы, из-за междоусобных войн между наследниками и другими вождями государство быстро распалось, гунны ушли за Днепр. А славяне двинулись на их место и массово вторглись на Балканский полуостров.


    В результате Великого переселения народов единая славянская общность распалась на три ветви: западных, южных и восточных славян, которые в наше время представлены такими народами:
    • западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы);
    • южные славяне (болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, черногорцы, боснийские мусульмане);
    • восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

    Они расселились на территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.


    Все славянские племена занимали значительную часть территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне обустроились на западе начиная от Карпат и до северных территорий Днепра на востоке, от Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Названия племен ассоциируется с местом их обитания (поляне - поле, древляне - дерево - леса, дреговичи - дрягва - болото). Самыми большими по населению и занимаемым площадям были поляне и словене.

    Соседи восточнославянских племен


    Соседями славян были не слишком многочисленные финно-угорские и балтийские племена. На севере они соседствовали с народами угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. Восточнославянские племена были более многочисленны и более развиты, поэтому множество соседствующих племен стали их частью. Но не только славяне учили соседей, финно-угорские племена привили славянам множество своих верований, так же как и балтийские.

    "Повесть временных лет" Нестора сохранила известия о "примучивании" славянских племен "обрами". Речь идёт об аварах - кочевом народе центрально-азиатского происхождения. Которые в VIв. н.э. переселились в Центральную Европу, создав в нем своё государство Аварский каганат (на территории нынешней Венгрии). Это государство держало под контролем всю Восточную Европу, в том числе славянские земли. Для защиты от постоянных набегов аваров славяне стали изготавливать оружие, мужчины собирали ополчение. В конце VIII в. государство аваров было уничтожены венгерскими войсками.

    Еще одни соседние кочевые племена - хазары. Пришли в VII в. также из Азии, поселились на юге Волги. Где образовали самое большое государство Восточной Европы - Хазарский каганат (включавший северные территории Причерноморье, Крымский полуостров, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийскую область). Под гнетом и постоянными набегами славянам, жившим на территории степей, пришлось выплачивать им дань, в основном мехами. Правда, Хазарское государство позволило славянам вести торговлю по Волжскому торговому пути. Разгромлено в X веке русской ратью.

    Немаловажную роль в жизни восточных славян сыграли варяги. Через территорию восточных славян, проходил важнейший торговый путь, который соединял Скандинавию и Византию. Северные соседи помимо экономического воздействия, оказывали и политическое влияние. Норманнская теория гласит, что именно выходцы из Скандинавии дали восточным славянам, государственность. В жизни славян велика была роль и Византии, которая была одним из самых больших торговых, экономических, культурных и религиозных центров IX века.


    Урок по истории Отечества, 6 класс.

    Тема урока: Соседи восточных славян. (§ 2)

    Цели урока: 1.Закрепить у учащихся общее представление о предках славян, расселение восточнославянских племен в древности, о занятиях славян, их быте, религии и системе общественного устройства и управления; сформировать у учащихся представление о соседях восточных славян, их местоположении, занятиях, уровне развития, религиях и отношениях с восточными славянами.

    2. Развивать умения работать с учебным материалом учебника, извлекать знания при работе с картой, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, умения анализировать материал, обобщать и систематизировать знания в схемы.

    3. воспитывать трепетное отношение к далекому прошлому своего народа и его истории, уважение к труду, достижениям и успехам, чувство гордости за свой народ.

    Оборудование: Ученое пособие: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «Просвещение», 2003; карта «Образование Древнерусского государства», учебные картины «Древневосточный поселок», «Жилище восточных славян», Книга Преображенского А.А. История раскрывает тайны. М.: Детская литература, 1991.; раздаточный материал – карточки с определением вспомогательных исторических дисциплин.

    Ход урока.

    I. Повторение:

    1) Фронтальная беседа:

      Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

      С каких вопросов мы начали изучать жизнь восточных славян? (происхождение, расселение, занятия, быт, нравы, религия, управление восточных славян)

    2)Работа у доски.

    Задание 1 : восстановить схему «Происхождение восточных славян и пользуясь ей рассказать о проблеме происхождения восточных славян»:

    4 тыс. лет тому назад балты

    индоевропейцы балтославянские племена ≈ V в. до н.э . западные?

    (Центральная и Восточная

    Европа) славяне (V в.) восточные ?

    южные ?

    Задание 2 : составьте схему расселения восточных славян

    Расселение восточных славян

    с-з с с-в

    з поляне в

    ю-з ю ю-в

    3) Письменно:

    Задание 3 : соотнести вспомогательные исторические науки с их определением (4 учащихся).

    4) Устно: Расскажите о занятиях восточных славян.

    подсечно-огневое (лесная зона)


    А) Земледелие
    (пшеница, ячмень, овёс, гречиха + огороды – репа, редька, свекла, соха, борона,

    капуста, лук, чеснок) серп

    залежное (или переложное) (степная и лесостепная зона)

    Б) Скотоводство: коровы, козы, овцы, свиньи, лошади.

      Скот разводили в небольших количествах. Почему? (низкое плодородие почв – низкая урожайность – недостаток корма долгими зимами)

      Поскольку славяне проживали преимущественно в лесной и лесостепной зоне, селились у рек, предположите, чем они еще могли заниматься?

    В) Бортничество (? Собирание меда) 

    Г) Охота (пушнина)  основа торговли с Византией

    Д) Рыболовство

    Е) Ремесло (выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело)

    5) Проверка заданий по группам:

    1 группа. § 1, р.3, с. 10. Опишите, как выглядели восточные славяне. (+ ил. Преображенский)

    2 группа § 1, р.3, с.10-11. Опишите нравы (правила жизни) восточных славян.

    3 группа § 1, р.3, с.11. Какими качествами отличались славяне, как воины?

    4 группа § 1, р.3, с.10-11. Опишите жилища восточных славян. (+ уч. картины)

    5 группа § 1, р.4, с.11. Докажите, что славяне были язычниками.

    6 группа § 1, р.3,4, с10-12. Составьте словарь новых исторических терминов.
    ^

    Оценка работы в группах

    6) Фронтальный опрос:

    В VI-VIII веках восточные славяне расселились на обширной территории. Какой?

    Работа с картой : определите территорию расселения восточных славян.

    (от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Волги на востоке – т.е. большая часть Восточно-Европейской равнины)

    - Названия восточнославянских племен часто были связаны с местность, где они жили.

      Слово «дрягва» означает «болото». Какие племена жили среди болот? (дреговичи)

      О ком из восточных славян летописец Нестор в древнейшей славянской летописи «Повесть временных лет» написал «… и жили яко волки среди лесов»?

      Полота – река, Ильмень озеро – Какие племена жили возле этих географических объектов?

    Проверка письменных заданий на доске.

    5. Управление .

      1. Кровнородственные общины во главе со старейшинами (совместное имущество, общий труд)

        Соседская (территориальная община) община- вервь.

    На доске:

    Народное собрание

    вождь

    племя

    старейшина старейшина старейшина

    вервь вервь вервь

    II. Изучение нового материала.

      На какие вопросы нам следует ответить сегодня, чтобы продолжить изучение истории своей страны?

    ^ Запись темы и плана урока в тетрадь и на доску .

    План.

    1.Жители лесной полосы Восточной Европы:

    а) финно-угорские племена

    б) прибалтийские племена

    в) ираноязычные скифо-сарматские племена

    2. Тюркский и Аварский каганат. Хазарское царство.

    3. Волжская Булгария. Византийская империя

    1)Рассказ учителя (опора на настенную карту) Учащимся задание: Составить схему «Соседи восточных славян»

    Соседи восточных славян

    Весь, чудь

    Сумь, емь, водь карелы меря

    Эсты, латгалы с-з с с-в

    Ливы, курши, пруссы мурома

    Жемайты, аукшайты мордва

    з восточные славяне в марийцы, Волжская Булгария

    ю-з ю ю-в ^ Хазарское царство

    Византийская империя

    1. До заселения лесной части (северной) Восточной Европы она была заселена другими племенами – финно-угорскими.

    Назовите финно-угорские племена. (Весь, чудь, сумь, емь, водь, карелы, меря, мурома, мордва марийцы)

    На северо-западе жили балты.

    Назовите прибалтийские племена. (Эсты, латгалы, ливы, курши, пруссы, жемайты, аукшайты)

    Эти народы жили в трудных природно-климатических условиях. Поэтому вместе с земледелием они занимались скотоводством, собирательством, охотой, были знакомы с железом. Жили они в полуземлянках. Неподалеку строили городища – укрепленные территории, защищенные земляными валами. В случае опасности в них укрывались и спасали запасы урожая и скот.

    Славяне занимали эти территории мирно, без завоеваний. Они расселялись на свободных землях, очищая их от леса, «просачиваясь» между племенами финно-угров и балтов. Между ними устанавливались добрососедские отношения и взаимообмен: славяне учили своих соседей более передовым приемам земледелия, ремеслам, коренные жители учили славян выживанию в более суровых условиях. Постепенно происходило смешение народов.

      См. с.19. Как называется такой процесс освоения новых земель? (колонизация)

    На юге – в бассейне реки Южный Буг и Днепр жили потомки скифо-сорматских племен (ираноязычных).

    Все эти племена находились со славянами приблизительно на равном уровне развития хозяйства и общества.

    Закрепление:

      Какие народы занимали территорию В.Е. до расселения на ней славян?

      В чем состоит особенность процесса расселения славян на этих территориях?

    Кроме этих народов, славяне, продвигаясь на восток, столкнулись с представителями иных племен, которые находились на более высокой стадии развития – они уже имели государство и религию единобожия. С Волги до Азии В VI веке простирался могущественный Тюркский каганат . Глава государства звался каган (хан над ханами), он подчинил себе более мелких вождей племен – ханов. Но затем, в VII веке Тюркский каганат распался.

    Другим могущественнейшим государством в VI – VШ веках был ^ Аварский каганат, созданный племенем аваров – кочевников скотоводов. Эти племена вторглись из Центральной Азии, а государство создали на территории современной Венгрии. В п.п VII в. авары потерпели сокрушительное поражение от Византии, а в конце VIII в. были окончательно разгромлены войсками Карла Великого в союзе со славянскими племенами.

    С VII века в Нижнем Поволжье создали своё государство тюркоязычные хазары- Хазарское царство, включив в состав своего государства земли вплоть до Днепра, получая дань с покоренных племен. Они уже жили в городах, столицей был город Итиль . В VIII веке они приняли иудаизм – (религия единобожия, возникшая среди еврейских племен, в основе культ бога Яхве, священная книга - Тора).

    Хазары контролировали торговлю по Волге, собирали дань со многих народов, в том числе и со славянских племен – полян.

    Соперником Хазарии стало мощное государство, простиравшееся от Кубани до Днепра – Булгария. В результате поражения часть булгарских племен ушла на Дунай, где создали государство – Болгарию. Впоследствии булгары слились с местными племенами южных славян, так появились болгары. Другая часть ушла северо-восточнее, на Волгу и Каму, подчинив себе коренные племена башкир, возникло государство – Волжская Булгария . От кочевого скотоводства они перешли к оседлому скотоводству и земледелию. В X веке булгары приняли ислам.

    Но, пожалуй, самым мощным государством в культурном и экономическом отношении была ^ Византийская империя.

      Что вы знаете о Византии. (Это могущественная империя, возникла в концеIV века, в результате разделения Римской империи на Западную и Восточную, столица- город Константинополь, среди восточных славян чаще именовался как Царьград. Население исповедовало православие .)

    ^ 2) Самостоятельная работа. Учебник, с.18, 2 абзац.

      Чем привлекала славян Византия? (богатая страна, развитая культура и ремесла)

    Восточные славяне стремились к установлению торговых отношений с Византией, были времена, когда ходили воевать Царьград. Путь из Восточной Европы в Византию именовался «из варяг в греки».

    См. карту с.33. – Предположите как проходил этот путь.

    Показ учителем.

    Закрепление:

    С какими государствами соседствовали восточные славяне?

    3) Итог урока:

      Какое значение имел тот факт, что соседями славян были как народы, жившие на стадии родоплеменных отношений, так и народы, имевшие государства?

    Соседи восточных славян

    По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки вернее их считать кочевниками, чем оседлыми: немногие богатые хазары имели глиняные мазанки, и только у кагана (так называли хазары главного вождя своего) были высокие кирпичные хоромы. Летом город пустел: жители забирали свои пожитки и откочевывали в степь. Хазары вели торговлю с азиатскими народами и с восточными славянами, а некоторых из них принудили платить себе дань.

    К северу от хазар, по Волге и Каме, жили болгары. Они были того же происхождения, как и хазары, но с ними смешались в один народ финны, жившие в тех же краях. Болгары занимались хлебопашеством, но главным их промыслом была торговля: по рекам они сносились и торговали с хазарами, финнами и славянами.

    Весь северный край нынешней России был населен в древности финскими племенами. Предки наши звали их чудью.

    Финны дробились, подобно славянам, на несколько племен (весь, меря, мурома, мордва и др.) и жили среди лесов и болот, по берегам рек и озер, занимались рыболовством и звероловством. Жили они разбросанно, небольшими поселками и не были опасны своим соседям. Северные славяне вели с ними мирные сношения и могли расселяться в северном краю без особенной помехи.

    Западными соседями славян были литовцы. Они тоже делились на несколько племен (литва, пруссы, жмудь и др.) и жили по большей части в лесной и болотистой местности, по нижнему течению рек Западной Двины, Немана, Вислы. По языку, древним верованиям и обычаям видно, что литовцы того же происхождения, как и славяне.

    Кроме этих соседних племен, за тысячу лет до нынешнего времени предкам нашим приходилось сталкиваться еще с некоторыми народами. По Днепру восточные славяне вели сношения с греками, получали от них разные ткани, оружие и другие изделия, а взамен продавали им меха, медь и воск. Сношениям этим много мешали степные хищные племена, похожие на нынешних калмыков и киргизов. Заходили эти степняки из Азии, кочевали в степях между Доном и Днепром, рыскали по степям на своих быстрых лошадях и выжидали только удобного случая, чтобы нагрянуть врасплох на поселян или на караван купцов.

    На севере славянам пришлось рано познакомиться и с морскими удальцами – норманнами – народом германского происхождения, уже издавна поселившимися в Скандинавии. Страна эта суровая: покрыта она большею частью скалами, озерами, дремучими хвойными лесами… Трудно было тут заниматься земледелием, а тем, кому пришлось жить по берегам, где были голые утесы или пески, и совсем невозможно: им приходилось искать пропитание в море. Рыболовство стало главным промыслом этих береговых жителей. Приходилось тут им выносить жесткую стужу, бороться с бурями, нередко терпеть и голод. Слабые не выносили такой жизни и гибли, но зато люди здоровые, сильные свыкались с тяжелыми лишениями, постоянная борьба с невзгодами и препятствиями закаляла их, становились они крепкими и телом, и духом, равнодушными к холоду и голоду, а когда буря завывала, гудел прибрежный сосновый лес, море бешено билось своими волнами в береговые скалы, им даже любо становилось. Смолоду роднились они с морем, привыкали отлично управлять своими легкими лодками. Буря им была нипочем; тут можно было показать лучше и свое молодечество, и сноровку в морском деле. Таким удальцам не по вкусу было заниматься рыбной ловлей; нашли они себе другое дело: стали рыскать по морям, грабить встречные корабли с товарами да прибрежных жителей разных стран. Все лучшее на земле принадлежит храбрейшему и сильнейшему – вот правило, которым они руководились. На то боги дали и силу, и удаль, верили они, чтобы пользоваться ими. Мирного труда они не уважали, законов никаких не знали, смерти не боялись. По их верованиям, только тот и в рай-то мог попасть, кто погибал в бою или в морской пучине; находились между ними и такие бойцы, что в пылу битвы с открытой грудью неистово кидались на врага, чтобы погибнуть, но не попасть в плен, в рабство. Всюду, куда можно было зайти смельчакам на ходких ладьях, заходили они и добывали все, что может добыть храбрый и могучий воин тяжелой секирой и длинным мечом. Шайки этих морских удальцов с VI в. под начальством своих бесстрашных вождей (морских королей) наводили ужас на всех береговых жителей Европы. Норманны не только грабили приморских жителей, но по рекам входили на своих легких плоскодонных ладьях в глубину страны, грабили жителей, брали богатые выкупы с горожан или обращали города в груды пепла и развалин. Нагнали норманны такого страху на прибрежных жителей Европы, что те в церквах в особых молитвах молили Бога об избавлении страны от норманского погрома. До сих пор во Франции, в Бельгии по берегам рек Сены, Рейна и др. виднеются развалины замков (небольших крепостей или укрепленных жилищ), где в былые времена помещики со своими семьями и людьми искали спасения от норманского меча.

    Вооружение норманнов

    Шайки морских воителей не всегда состояли из одних норманнов. Нередко к ним присоединялись удальцы и из других племен, живших у берега моря, близ Скандинавии, из литовских и славянских племен, обитавших по южному берегу Балтийского моря. Отвага, жажда добычи, один вождь да общая опасность связывали такую сбродную шайку в крепкую дружину. Пришлось и нашим предкам столкнуться с этими воителями. Норманны издавна все пробирались по рекам Восточной Европы в Черное море. Из Финского залива по Неве плыли они в Ладожское озеро, затем поднимались по Волхову в озеро Ильмень, отсюда плыли по Ловати. Здесь доходили они до верховья и, где нельзя было плыть по какой-нибудь реке, тащили волоком по земле свои ладьи или несли их, добирались до верховья Днепра, спускались по течению до порогов его; тут опять тащили лодки несколько времени волоком и затем без помехи доходили до Черного моря и плыли в Константинополь, столицу Греции. Ездили сюда они для наживы, вели торговлю, нанимались в императорскую гвардию; рослых и сильных воинов охотно брали на службу и платили им хорошие деньги. Норманны называли себя варингерами (вооруженные люди), потому славяне и прозвали их варягами.

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

    § 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего

    Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

    Обособление славян восточных Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое

    Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

    Напитки восточных славян Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В. В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,

    Из книги Краткий курс по русской истории автора Ключевский Василий Осипович

    Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во

    Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

    § 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Прародина славян. Предки славян - племена, говорившие на балтославянских диалектах, - приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э. из единого

    Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

    Глава 5 СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Финны Во время расселения по Восточно-Европейской равнине в VI–IX вв. славяне наиболее тесно взаимодействовали с тремя этническими группами - финнами, балтами и хазарами.Осев в бассейнах Волги, Оки, Ильменского и Онежского озер, славяне

    Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

    Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

    Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

    Боги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие

    Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

    Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев

    Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

    Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН. ИХ СОСЕДИ И ВРАГИ § 1. Место славян среди индоевропейцевНа рубеже III–II тысячелетий до н. э. на территориях между Вислой и Днепром начинается обособление племен предков европейских народов. Индоевропейцы - древнее население огромных

    автора Керов Валерий Всеволодович

    3. Занятия восточных славян 3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в

    Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

    5. Религия восточных славян 5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху

    Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

    Глава 5 Восточные соседи славян

    Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

    Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

    К рассказу «Соседи Восточных славян» Хазары – до VII в. были жителями Дагестана. Благодаря контактам с тюрками они переняли тюркский язык. В VII в. они подчинили своей власти Прикаспийскую низменность, Нижнее Поволжье, а затем племена Северного Кавказа, Приазовья, Средней

    Восточнославянские племена и их соседи

    Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности. Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев І-ІІ вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Источников, проливающих свет на раннюю историю славян, немного. Это объясняется отсутствием у них письменности и удалённостью от крупных цивилизационных центров той эпохи. Фрагментарные сведения можно почерпнуть из работ римских, византийских, арабских, персидских историков и географов, а также благодаря данным археологических раскопок и сравнительному анализу славянских языков.

    Происхождение славян

    В современной исторической науке наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (ІІ-IV вв.) археологических культур.

    С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III-II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II-IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пестрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

    Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже І-ІІ вв. н. э., под давлением воинственных германских племён, они пересекли Вислу, а уже к IV-V вв. достигли Днепра.

    Другая версия миграционной теории предполагала, что проникновение славян в восточноевропейский регион происходило от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

    Расселение славян

    В период Великого переселения народов (II-VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Европы, впоследствии разделившись на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:

    • западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
    • южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
    • восточные (русские, украинцы, белорусы).

    Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Разделение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).

    Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.

    Эти события, датированные концом IV-V вв., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось расселение славян в северо-восточном, южном и юго-западном направлениях.

    Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, полочане). Все они имели общие этнические черты. Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело… У тех и других схожий язык... А ранее даже имя у славян и антов было единым». Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны... Все они и высокие, и очень сильные... Образ жизни (их) грубый и неприхотливый...».

    После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.

    Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI-IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.

    К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II-V вв.) и Пеньковскую (VI-нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.

    Соседи славян

    На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья. Позже поддерживали тесные отношения с племенами балтской группы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

    Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г.

    В VII-VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того, как Болгарское царство распалось, часть его жителей отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала с проживавшими там племенами южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию). По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. Таким образом, между VI-IX вв. вследствие продолжительной и сложной перегруппировки славянских племён, находившихся в постоянном взаимодействии с полиэтничной средой их обитания (балтами, финно-уграми, потомками кочевников Северного Причерноморья, тюрками и др.) и соседними народами (арабами, византийцами, скандинавами), произошло формирование общих черт этнического облика восточных славян, проживавших на территории Восточной Европы.

    Занятия

    Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Во время археологических раскопок часто обнаруживают остатки злаковых (ржи, пшеницы, ячменя, проса) и огородных культур (репы, капусты, свёклы, моркови, редьки, чеснока и др.). Типы земледельческих культур зависели от климатических условий.

    В северных лесистых землях доминировала подсечно-огневая система. В первый год деревья подрубали, а на следующий их сжигали, выкорчёвывая пни. Полученная зола использовалась в качестве удобрения при посеве зерновых. В качестве орудий труда применяли мотыги, топоры, сохи, бороны и заступы. С помощью последних осуществлялось взрыхление почвы. Сбор урожая производили серпами. Молотили цепами. Для размалывания зерна использовали каменные зернотёрки и ручные жернова.

    На юге приоритет был у переложной системы земледелия. Так как плодородных земель было больше, земельные участки засевали в течение двух-трёх лет подряд. Когда урожайность падала, начинали обрабатывать новые участки (перекладывались). Основными орудиями труда были соха, рало, деревянный плуг, оснащённый железным лемехом.

    С земледелием тесно переплеталось скотоводство, которое имело вспомогательное значение. Славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади.

    Также есть сведения о том, что восточные славяне занимались рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), охотой, особенно ценилась добыча пушного зверя (белки, куницы, соболя). Существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Обработкой металлов, изготовлением орудий труда из железа, а так же украшений из драгоценных металлов, занимались настоящие профессионалы — мастера своего дела. В то же время гончарное, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву из-за сохранявшегося натурального образа жизни оставалась на достаточно примитивном уровне. К примеру, об этом свидетельствуют находки фрагментов лепной керамики, присущей большинству славянских культур, тогда как изделия, выполненные с помощью гончарного круга, встречались значительно реже.

    Интенсивно развивалась торговля, которая в основном имела характер натурального обмена. Лишь в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные динарии. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали же ткани и драгоценности.

    Огромное значение для развития восточнославянских племён, становления их государственности, имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», связывавшего Северную и Южную Европу.

    Общественный строй

    Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, приходят территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

    Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать: вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

    Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI-VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам с целью сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг).

    Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

    Верования

    Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.

    Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «…они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды...».

    К главным богам славян относятся:

    • Перун — бог грома, молнии, войны;
    • Сварог — бог огня;
    • Велес — покровитель скотоводства;
    • Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
    • Даждьбог (Ярило) — бог солнца;
    • Симаргл — бог подземного мира.