Болезни Военный билет Призыв

Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Образовательный портал. Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем

Выполнила: Воспитатель I квалификационной категории Шапошникова Наталья Владимировна Волжский 2016г.

От того, как ребенку будет открыта
звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова,
зависит не только усвоение грамоты,
но и все последующее усвоение языка –
грамматика и связанной с ней орфографией.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. Термин «культура речи» - одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. Термин «культура речи» относиться к сфере языковедения.

Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.

Требования культуры речи, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире.

Сюда входят: - свободное владение навыками и механизмами речи (дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями) ;

  • быстрота включения в диалог
  • хорошая речевая оперативная память
  • языковая правильность речи
  • содержательность и логичность речи
  • точность, ясность речи
  • выразительность речи

Термин «звуковая культура речи «входит в понятие «культура речи» . Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты) , элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) , речевым слухом.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения.

  • Выразительность Четкая дикция
  • Поза-двигательные навыки в процессе разговора
  • Мимика
  • Общая тональность детской речи
  • Жесты

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.

Многолетний опыт работы в детском саду, общение с детьми, наблюдение за ними, убедил меня заняться темой, о которой пойдет речь на этих страницах - это «Воспитание звуковой культуры речи»

Мне бы хотелось, чтобы дети, как можно раньше овладевали родной речью, научились говорить правильно. Ребенок, с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться с друзьями о совместной игре и наоборот. Неясная речь затрудняет взаимоотношения ребенка и нередко способствует развитию негативных черт его характера.

В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс развития речи. Именно в этот период речь ребенка гибка и податлива.

Большое внимание в своей работе я уделяю наблюдению за речью детей и её исправлению. Начала я свою работу по звуковой культуре речи с тщательного изучения специальной литературы, относящейся к этой тематике. Научить ребенка говорить правильно и красиво, это индивидуальная и кропотливая работа с детьми, не только во время проведения основных занятий, включающих звуковую культуру речи как часть занятия, но и вне их. Это ежедневная, ежечасная и даже ежеминутная работа.

Начинать развивать эту тему, признаюсь честно, было нелегко. Литературы много, но нужно было выбрать из неё именно тот материал, который конкретно подходит тому или иному ребенку. И тогда я решила начать с нуля. В начале учебного года я обследовала речь детей своей группы. На каждого ребенка завела индивидуальную речевую карточку, которая будет вестись в течение всех лет пребывания ребенка в детском саду. В работе над произношением я наметила несколько этапов взаимосвязанных между собой:

  1. Обследование речи и произношения ребенка;
  2. Развитие правильной артикуляции;
  3. Закрепление правильного произношения в свободной речи;
  4. Развитие фонематического восприятия;
  5. Навыки звукового анализа предложения и слова.

Внятность и чистота речи детей зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния неподвижности артикуляционного аппарата. И я в первую очередь уделила большое внимание развитию подвижности артикуляционного аппарата у детей.

Прежде, чем начать эту работу с детьми я проконсультировалась с логопедом Н.А. Бреховой, которая ведет в нашем саду логопункт. Я неоднократно садилась перед зеркалом и вырабатывала четкие движения речевых органов при произношении того или иного звука. А затем наглядно показывала детям артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Эта работа велась подгруппами по 3-4 человека. Чтобы заинтересовать детей, я преподносила детям звуки в виде разных «песенок» , которые «поёт» Весёлый Язычок. Каждая песенка языка связана с определенным конкретным образом. Например: звук «з» - с комаром, звук «ж» - с большим жуком, звук «ш» - с сердитым гусем, звук «р» - с мотором самолета. Так же использовались картинки и такие упражнения как «Вкусное варенье» , «Почистим зубы» , «Лошадки» , «Прятки» , «Веселый язычок» и др.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. И чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова. Здесь лучше всего подходят шутки, чистоговорки. Они способствуют формированию правильного звукопроизношения и стимулируют развитие слухового восприятия речи. От шуток - чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. Дидактическим материалом мне служит набор картинок - слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз. Ребенок берет картинку, переворачивает и говорит медленно, четко, громко то, что изображено на картинке. Затем можно предложить ребенку составить предложение с этим словом.

Так же для закрепления звуков в речи я использую рассказы. Рассказы составлены таким образом, что в них входило много слов на данный звук. Затем я предлагаю детям ответить на вопросы, они составлены так, что ответ требует лишь включения слова на данный звук. А после этого дети пересказывают рассказ.

Так же использую на закрепление звуков в речи, стишки, загадки, пословицы, поговорки. Важнейшее условие правильной речи - это развитие речевого дыхания. Я использую такие упражнения:

а) сдуваем с руки бумажку-пушинку;

б) ватку (снежинку) ;

в) Дуем на подвешенный на веревочке листочек, цветочек (в зависимости от времени года) ;

г) Летом дуем на одуванчики («Парашютики летят» ) .

Так же использую звукоподражание. Дети на одном выдохе продолжительно произносят звуки (например, УУУУУ - гудит пароход)

Для развития речевого дыхания, я ещё использую такие упражнения: дуют на круглые карандаши, шарики, чтобы они покатились (игра «У кого дальше укатится» ) , дуют на находящиеся в тазу кораблики и т.д. Формирую у детей умения произносить без пауз, на одном выдохе небольшие (из 3-5 слов) фразы.

Для развития слухового внимания, использую игры «Что ты слышишь?» - в игре воспитывается умение прислушиваться к окружающим звукам. Игра «Кто лучше слышит?» - предлагаю детям выполнять различные просьбы, которые даю детям на определенном расстоянии от них. Игра «Тихо-громко!» , «Кто это?» .

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующем порядке:

  1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах) ;
  2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом;
  3. Узнавание звука в слове;
  4. Определение места звука в славе (в начале, в конце, в середине)
  5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, рил) 6. Придумывание слов на определенный звук.

Для развития фонематического слуха использую игры «Слушай внимательно» - воспитывает учение выделять часто повторяющий звук в группах слов во фразах и т.п. Игра «Красный - белый» , «Где звук?» , «Кто больше» и др. В начале учебного года, наравне с тем материалом, который у меня есть, я изучила «Программу по развитию речи с элементами обучения грамоте для работы в дошкольной гимназии» - автор Т.С. Мельникова. Эта книга заинтересовала меня и я не замедлила включить её в свои занятия. И результата не заставил себя долго ждать. Дети с ещё большим удовольствием стали заниматься по этой методике. Занятия стали интереснее и разнообразнее. Что же изучает дошкольная гимназия конкретно по звуковой культуре речи. Во -первых,

Научить правильно произносить гласные и согласные звуки (а так же знакомство не только со звуком, но и с буквой.

Во - вторых,

  • Развивать фонематический слух путем различия на слух гласных в словах; В - третьих
  • Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний. В - четвертых
  • Учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец) . И, в-пятых
  • Работать над интонацией и выразительностью речи.

Чтобы дети лучше запоминали буквы, я на каждого ребенка сделала карточки, на которых изображены картинки с предметами на тот звук, который изучаем, там же изображена сама буква. Детям дается карандаш и они штрихуют изображение на картинке. Штриховка различная: вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями. Сначала это делается с помощью линейки - здесь мы закрепляем ещё одну задачу - готовим детей к печатанию букв.

Мне в своей работе всегда хочется использовать что-то новое. Для этого я изучила методы работы М. Монтессори, и успешно применяю их в своей работе.

Эффективность работы по формированию звуковой культуре речи определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Основную нагрузку несёт индивидуальная и индивидуально-подгрупповая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребёнком.

Продолжительность занятий определяется санитарно- эпидемиологическими нормами, которые составляют: жизни - не более 20 минут. В середине занятия проводят физкультминутку, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического дыхания и голоса, на изменение силу, высоту и тембр голоса, на автоматизацию и дифференциацию звуков, на формирование выразительной речи.

Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий -не более 20 минут, длительность индивидуальных занятий 15-20 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку. Общая продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей детей. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Материально-технические средства:

  1. Зеркало для индивидуальной работы.
  2. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
  3. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков.
  4. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок
  5. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного
  6. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам
  7. Тематические альбомы
  8. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
  9. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.

Результатом успешной работы по данной

  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой

ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.
  • родители и педагоги детей включены в процесс, взаимодействуют между собой, в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический встрой речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.

Публикация 2

Задачи по формированию и воспитанию «Звуковой культуры речи»

Одна из главных задач детского сада - формирование правильной устной речи детей, а для того, чтобы ребенок правильно говорил, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок овладел звуковым строем языка, правильным произношением. В свою очередь понятие звуковой культуры речи широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение и т.д.) , элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп т.д.) , связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты и т.д.) , а также элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка, он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Задачи по воспитанию звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными составными частями понятия «звуковая культура» . Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков.

Звук речи - минимальная, нечленимая речевая единица. Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т.е. различие звуков речи, а их произношением он овладевает потом. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее:

  • Совершенствование движений артикуляционного аппарата - артикуляционная гимнастика, которая проводится во 2-ой младшей, средней и старшей группах
  • Последовательная работа над произношением гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными буквами
  • Закрепление правильного произношения звуков.

2. Выработка дикции.

Дикция - внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией проводится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со 2ой младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений) , а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятия по развитию речи.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением.

Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует потребность выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок произносит все звуки, имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов. Воспитатель должен знать типичные особенности и словопроизношения детей: в младшем возрасте - сокращение слов (весипед-велосипед; коричвенный - коричневый) , добавлением звуков (реблята - ребята, игруша - груша) . Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибку в словах детей. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен следить за правильной постановкой ударения: коса - косу, кони - коней.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия - совокупность правил образцового литературного произношения. В младшем возрасте у детей орфографические нормы исключительно практические, в силу подражания. Воспитатель должен представить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является основной частью обучения родному языку. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода.

Нужно научить детей согласовывать свой голос с условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучить детей в групповой комнате говорить негромко; в спальне, в общественных местах в полголоса, шепотом. Дети, особенно младшие, склонны к быстрой речи, делают короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, останавливаясь в конце фразы, заканчивая интонационную мысль, говорить ритмично.

6. Воспитание выразительности речи и культуры речевого общения.

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения. В ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, свои отношения. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями - капризными, грубыми, плаксивыми. В программе подчеркивается: необходимо, чтобы дети умели говорить тихо, вежливо, без напоминания здороваться и т.д.

7. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.

Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развивается слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. Речевое дыхание - одно из основ голосообразования и речи. Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания.

Работу по формированию правильного звукопроизношения следует проводить по двум направлениям: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и кА они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Но еще в большей степени для педагога-практика важно профилактическое направление.

В работе по формированию правильного звукопроизношения я использую современные педагогические технологии, одна из них и самая главная – это здоровье сберегающая технология.

Понятие звуковая культура речи.

Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого обращения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью. Понятие звуковой культуры речи включает:

1. Собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и так далее).

2. Элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и другое), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты).

3. Элементы культуры речевого обращения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.

Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением

Особенности овладения детьми звукопроизношением во многом объясняются анатомо-физиологическими особенностями.

Мозг. Вследствие анатомо-физиологических особенностей мозга маленький ребенок, с одной стороны, ограничен в своих речевых, в частности фонетических, возможностях; с другой стороны, легко поддаваясь тем или иным воздействиям, быстро перестраивается как в сторону правильных речевых рефлексов, так и в сторону отклонений от них.

Артикуляторный аппарат . Артикуляции мало дифференцированы от сопутствующих лишних движений. Они слабо координированы, особенно в мелких движениях губ, языка. Мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги.Полное или частичное отсутствие зубов во время смены молочных также затрудняет четкое произношение некоторых звуков, особенно свистящих. Постепенно к пяти годам эти несовершенства сглаживаются, и артикулирование становится правильным.

Дыхательный аппарат . Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У дошкольников наблюдаются несовершенства речевого дыхания.


Голосовой аппарат . У дошкольников гортань мало развита, голосовые связки короткие, голосовая щель узкая. Слабо развиты и резонирующие носовая, гайморовы и лобная полости. Все это обусловливает высокий регистр, бледный тембр, слабость и музыкальную бедность детского голоса.

Слуховой аппарат. Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи. Он функционирует уже с первых часов жизни ребенка.

Огромное значение в развитии звуковой культуры имеет подражание. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста воспринимал образцы правильной речи. Совершенно недопустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребенком подделывались под детскую речь (сюсюкали, картавили). Воспитатель должен говорить ясно, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не искажая звуков, не «съедая» слогов и окончаний слов.

У детей следует различать биологический(«элементарный») слух - как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух- как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека).

Особенности освоения детьми дошкольного возраста звукопроизношением.

Характерной особенностью усвоения звуков в начальном периоде (младший дошкольный возраст) является неустойчивость артикуляции при их произношении. Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков. Ребенок в первую очередь воспринимает ударный слог в слышимом слове. Система замены одних звуков другими базируется главным образом на их артикуляционном родстве. Гиперкоррекция в звукопроизношении. Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков, и, как правило, один из них либо пропускается, либо искажается.

Средний дошкольный возраст. В этом возрасте полностью исчезает смягчение согласных. У большинства детей в речи появляются шипящие звуки: сначала они произносятся нечисто, но постепенно ребята вполне овладевают ими. Характерна неустойчивость произношения одного и того же слова: то правильное, то неправильное. Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных: например, свистящие и одновременно шипящие, звуки «л» и «р».

Старший дошкольный возраст . Дети старшего возраста в большинстве своём усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют чётко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Фарида Гумерова
Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры .

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков , слов, громкость и скорость речевого высказывания , ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Особую важность представляет развитие речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды , как неотъемлемых условий своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи .

В связи с этим, реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям :

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха , включая его компоненты - фонематический, звуковысотный , ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи );

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания ) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков , четкой дикции и т. д.) .

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях , но она может входить и в содержание других занятий. Утренняя гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи . Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука ; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры , например, с целью закрепления правильного произношения звуков , тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателей и специалистов заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи . Высокая культура речи взрослых , постоянное общение с ребенком , организация и проведение речевых игр - все это залог успешного формирования правильной устной речи детей .

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного, грамматического строя, связной речи , с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом) .

Развитие восприятия речи

Восприятие речи , овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха (физического и речевого )

Физический слух - это способность слышать окружающие звуки .

Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи , то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой .

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука .

Развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны речи

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков . Под артикуляцией понимается деятельность органов речи - языка , губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти - в процессе воспроизведения звуков .

Формирование произносительной стороны речи неразрывно связано с развитие речевого дыхания .

Речевое дыхание - это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи , источником образования звуков , голоса.

Основной целью воспитателя является воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Логопед же осуществляет исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением , нацеленная на преодоление этих недостатков.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Все программы для ДОУ предполагают перечень задач по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников по всем возрастным группам.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей 2 младшей группы являются :

Учить детей внятно произносить в словах гласные ([а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности : [м]; [н]; [п] - [б]; [ф] - [в].

Развивать моторику речедвигательного аппарата , слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание , уточнять и закреплять артикуляцию звуков . Вырабатывать правильный темп речи , интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей средней группы являются :

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков . Учить детей внятно произносить в словах гласный [ы] и согласные звуки в следующей последовательности : [н]; [т] - [д]; [к] - [г]; [х]. Отрабатывать произношение свистящих звуков [с] - [с"] ; [з] - [з"]; [ц].

Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией : совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук .

Совершенствовать интонационную выразительность речи .

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей старшей группы являются :

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков : йотированные (Я, (Е, (Ё, (Ю) ; шипящие [ш] - [ж]; [ч"]; [щ"]; сонорные [л] - [л"], [р] - [р"].

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) .

Отрабатывать интонационную выразительность речи .

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей подготовительной группы являются :

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [с] - [ш] ; [з] - [ж]; звонкие – глухие [с] - [з]; [ш] - [ж]; [т] - [д]; сонорные [л] - [р]; твёрдые - мягкие [т] - [т"].

Отрабатывать дикцию : учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух : учить называть слова с определенным звуком , находить слова с этим звуком в предложении , определять место звука в слове .

Литература

Бородич A.M. Методика развития речи детей . - М., 1981. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи

Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи . /В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1984.

Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. 1964. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи » .)

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.