Болезни Военный билет Призыв

Ребенок быстро теряет интерес к учебной деятельности. Мотивация к обучению: как сформировать у школьника желание учиться? Начать с себя и осознать, что свобода тоже может быть полезной


Родители и учителя хотят, чтобы дети достигали высоких результатов в учебе, стремились к получению новых знаний и успешно осваивали учебный материал. Еще больше им хочется, чтобы дети и сами осознавали важность этого. Пытаясь создать у ребенка мотивацию к учебе, родители и учителя иногда прибегают к методам, которые приводят к совершенно противоположному результату. Что совсем не способствует тяге к знаниям, а даже губит ее? Об этом рассказывает Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ.


В наши дни проблема снижения мотивации к учебе стоит особенно остро. Когда информация доступна в любом объеме и всегда, когда родители и учителя перестают быть главными проводниками в мир знаний, то школьники наделяются большей самостоятельностью, которой не всегда могут правильно распорядиться. Почему у ребенка пропал интерес к учебе? По своему педагогическому опыту могу судить, что в основе чаще всего лежит одна из пяти распространенных причин.


Призрачные цели

Вопрос «Зачем мне все это надо?» задает, пожалуй, каждый школьник. Чтобы сформировать мотивацию к учебе, нужно сначала правильно сформировать цели. Они должны ставиться на каждый урок, на каждый учебный год, на каждый этап обучения. Но у детей и у педагогов они разные. Школьникам важно научиться ставить цели, достигать их, оценивать результаты и делать выводы из своих ошибок. Очень часто ученики, особенно если у них есть трудности с какими-либо предметами, отказываются двигаться дальше и преодолевать эту проблему. Они не видят смысла и конечной цели.

И нередко бывает, что родители или учителя не помогают ребенку, а еще больше разрушают его мотивацию. Как взрослые чаще всего объясняют детям, почему нужно учиться? «Ты найдешь хорошую работу и выбьешься в люди»; «Будешь плохо учиться — ничего не добьешься!». Но школьник, который еще не скоро начнет искать работу, не делает из этих высказываний никаких выводов: у него нет соответствующего опыта. Не все родители и учителя способны донести до младших, что знания — это основа для самосовершенствования. Не все могут послужить для ребенка примером и показать ему, что значит стремиться к развитию.

Чтобы ребенок понимал, зачем он учит стихи и , решает примеры, педагогам и родителям нужно помогать ему формировать цели: одни задачи нужны для тренировки памяти, другие для логики, третьи для формирования общей культуры, а все вместе помогает вырасти разносторонне развитым человеком, адаптированным к жизни. Учеба — это прекрасный способ узнать, как устроен мир, попытаться сделать свои первые открытия, узнать самого себя, понять, что у тебя получается лучше всего. Процесс обучения должен быть осмысленным, тогда мотивация школьника будет положительной.

Оценка вместо самооценки

Взрослые по-разному вспоминают свои . Для кого-то они были крушением их детских надежд и ожиданий. Для других — наоборот, счастливым временем, наполненным встречами с друзьями, новыми и интересными впечатлениями. Мы часто вспоминаем первых учителей. Они первыми формируют нашу мотивацию к учебе. И нередко бывает, что они сосредотачиваются на внешней стороне — оценках, а не на самой сути учебно-познавательной деятельности — непрерывном прогрессе.

Когда педагог заостряет внимание именно на оценках, а родители это поддерживают, ребенок не может сделать собственные выводы, самостоятельно оценить свою работу. Он становится зависимым от цифры в тетради или дневнике, и это особенно характерно для учеников начальной школы. Как они воспринимают двойку или пятерку? Она для школьников — показатель его работы, повод гордиться или стыдиться перед одноклассниками. Это немаловажно на начальном этапе обучения, ведь практически у всех детей 7−9 лет сильно развиты социальные мотивы, то есть потребность во внешнем одобрении.

Если учитель не тратит время на то, чтобы приучить школьников к самооценке, учащиеся не смогут осознать свой прогресс. Именно оглянувшись назад, сделав выводы из своих ошибок, сопоставив изначальные цели с полученным результатом, дети учатся правильно строить свою деятельность

Некоторые родители и ругают за них детей. Есть семьи, в которых родители, пытаясь стимулировать интерес ребенка к учебе, придают очень большое значение положительным оценкам и поощряют за них школьника. Оба варианта ни к чему хорошему не приведут. В первом случае родители переносят акценты с того, что действительно важно, — с реальных знаний, на отметки. Во втором — невольно формируют у школьника завышенную самооценку. Уверенность в себе, положительное самовосприятие — прекрасные качества, но в некоторых случаях они могут привести к конфликту с окружающим миром.


Строгое следование плану

Любой процесс базируется на планировании, и оно очень важно для грамотного осуществления педагогической деятельности. Планы составляются с некоторым учетом неуспевающих школьников для возможности коррекции их деятельности. Однако иногда дети сами участвуют в процессе планирования. Иногда школьники настолько могут увлечься темой, что им захочется провести еще один урок по ней. Например, очень часто детям нравится изучать традиции и праздники англоговорящих стран. А учителю порой приходится им отказать в дальнейшем изучении этой темы: на нее не предусмотрено больше времени. Подобная ситуация может привести к разочарованию, снижению мотивации, нежеланию изучать следующую тему.

Бывает и такое, что школьники встречаются в учебниках с такими темами, которые им совсем не интересны, чаще всего, потому что не соответствуют их возрасту. Настойчивый учитель заставит своих подопечных изучить все параграфы в учебнике окружающего мира, в то время, как учитель творческий сделает выжимку важного материала и пойдет дальше, а интерес школьников к предмету не угаснет.

Очень важно не пренебрегать врожденной любознательностью ребенка, его природными склонностями и прагматическими потребностями. Иначе школьник может разочароваться в процессе обучения в целом: «Зачем мне учиться, если я ничего не могу изменить?» Только при уважении к естественным потребностям возможно сформировать широту интересов, то есть положительную мотивацию к обучению и самообучению.

Повторение — мать учения

Очень важно, как именно организован учебный процесс. Когда ребенок только поступает в школу, у него сильно развиты мотивы к обучению. Ему все интересно, он знакомится со множеством нового, получает интересную информацию. Со временем этот задор угасает: учеба становится рутинной, домашние задания все больше раздражают, а знания больше не воспринимаются школьником как новая интересная информация. Вероятность этого повышается, если учитель старается буквально заложить в головы учеников информацию, заставить их зазубрить ее, или, выражаясь на профессиональном жаргоне, «задриллить» (от английского «drill» — дрель). Часто к таким последствиям приводит злоупотребление тестовыми заданиями, однотипная работа над ошибками и выполнение одинакового домашнего задания.

Навешивание ярлыков при всех

Конечно, огромное значение имеет и психологическая обстановка в классе. Учитель — проводник. Он часто влияет на отношения внутри детского коллектива и способен повлиять на формирование «общественного мнения». Социальный статус ученика в классе, его взаимоотношения с одноклассниками, учителем, его самоощущение внутри социума сильно влияют на мотивацию к обучению в целом. Ни один ребенок и все, что с ней связано, если там он испытывает одни негативные эмоции.

Иногда личное мнение учителя, высказанное при всем классе, становится для ребенка ярлыком, который потом долго обсуждается коллективом: «Эх ты, как всегда, ничего не выучил», «Ну, вы только посмотрите, нехочуха какой», «Что же это такое, всегда одно и то же… Почему же ты такой ленивый?».

То же самое касается и ситуации, которая считается нормальной в наших школах, когда учитель зачитывает оценки за работу перед всем классом. В таком случае ребенку, особенно младшего школьного возраста, очень трудно справиться со своими эмоциями: он чувствует себя униженным, притом униженным при всех. Это приводит к негативным результатам обучения, замкнутости и другим психологическим травмам.


Советы родителям

Работа над повышением мотивации к обучению должна вестись и в семье, и в школе. Безусловно, учебный процесс не всегда может протекать гладко, но не следует паниковать по любому поводу и решать проблему переводом ребенка в другой класс или школу. Стоит насторожиться, если ситуация зашла далеко: ребенок учится все хуже и хуже, не проявляет никакого интереса к новому, апатичен.

Следите за словами

Не забывайте о том, что дети очень восприимчивы к разговорам и обсуждениям школы в стенах дома. Именно поэтому вам нужно быть очень аккуратными в суждениях, осуждениях и выводах, которые вы произносите в присутствии ребенка. Сдерживайте себя от попыток рассказать, что вы, в отличие от него, хорошо учились, или что у вас в семье все с легкостью , только он всех подвел. Старайтесь не критиковать школу, учителя или программу вслух.

Разговаривайте

Не игнорируйте ситуацию, при которой ребенку , делать уроки, общаться с одноклассниками или учителем. Ежедневно спрашивайте у него: «Как прошел твой день? Что нового ты узнал? Как твои школьные друзья?».

Общайтесь с педагогом

Стоит наладить контакт с учителем и тет-а-тет спрашивать о том, какие трудности есть у вашего ребенка, как ему можно помочь.

Учеба — это интересно. Дайте своему ребенку возможность понять это.

Краткое содержание: Ребенок не хочет учиться. Потеря интереса к учебе. Причины потери мотивации к обучению у школьников. Основные рекомедации по стимулированию познавательных интересов.

Эта жалоба редко встречается в начале школьного обучения. Однако уже ко второму году обучения учебная мотивация и познавательные интересы снижаются у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности и безрадостности.

В этих случаях основная линия рекомендаций - разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающие познавательные элементы. Если в результате психологического обследования ребенка обнаруживается полное отсутствие у него познавательной направленности, то можно предположить, что взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. Однако если консультанту удается убедить родителей, что развитие познавательных интересов - это основное средство помощи их ребенку, то взрослые хотя бы на некоторое время могут "симулировать" отсутствующий у них самих познавательный интерес (например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать проводить совместно с ребенком соответствующие эксперименты).

Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают "напичкивать" его знаниями, учить читать, писать и считать.

Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход в этом случае тот же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, "вдалбливающего" знания нерадивому ученику.

Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком - это, например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений - фасоль); фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе с родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю; попытки самостоятельного прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребенок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в микроскоп; наблюдения за домашними животными с обязательными записями своих открытий; опыты с набором "Юный химик". Занятие (или несколько занятий) из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретенное с учетом конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации.

См. также раздел нашего сайта "Занимательные опыты для детей" . Здесь вы найдете много интересных, познавательных экспериментов для детей.

Какой-либо кружок с познавательной направленностью может помочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто-нибудь из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого, а не обычного "подтягивания" отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием "запуска" познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде "клуба по интересам", в котором сами принимают посильное участие.

Другие публикации по теме данной статьи:

Вот и отшумело первое сентября! Вы проводили своего ребенка в школу, радуясь за него. А в глубине души, снова засквозила тревога, что вашему школьнику будет трудно. Пройдет две, три недели и детское чувство радости, сменится хандрой полной потерей мотивации к обучению.

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей

Общаясь на разных форумах родители перечисляют много способов повысить мотивацию детей к обучению. Они предлагают ставить в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.

Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем.

Мнений много, но нам хочется предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с нескольких сторон.

Мотивация к обучению: научный подход

Первым мы рассмотрим научный подход и взглянем на истоки происхождения термина «мотивация» .

Этот термин происходит от английского «movere» - «двигать» . Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз, остался совершенно спокоен.

Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.

Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация к обучению закладывается с младенчества и стимулирует нас к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Мотивация к обучению: психологический аспект

Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации к обучению. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Установив для себя правила приведенные выше, вы сможете дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха. В чем же заключается самостоятельность школьника?

По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне , когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Вы можете возразить, что маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно ставить планы и принимать решения. Но помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».

Эти алгоритмы очень полезны для выработки самостоятельных действий детей, так как они учат ребенка вырабатывать свой собственный алгоритм и в различных ситуациях. Для формирования мотивации к обучению у школьника запишите алгоритмы его действий в виде схем и повесьте этот лист над письменным столом ребенка, чтобы он с ним сверялся.

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

Мы надеемся, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Желаем Вам удачи!

Центр развития Гармония.

Мы работаем для детей и взрослых.

Отсутствие интереса к учению – одна из главных проблем школьного образования.

Одной из главных проблем школьного образования является то, что огромное количество учащихся всех звеньев обучения теряют желание учиться, а число имеющих ситуативные, аморфные, нестойкие интересы, увеличивается.

Как пишет в своей работе «Формирование учебных навыков» Д. Хамблин: «Случается, что ученик только физически присутствует на уроке, в то время как мысли его витают где-то далеко. Несосредоточенность на работе классе, невключенность в нее, по-видимому, связаны с пассивными и инертными способами учения». .

В то же время дети, инертные в школе, активно стремятся к проявлению себя в других жизненных сферах, никак не связанных со школой. Инертность, пассивность таких детей приводит в конечном итоге к отставанию по тем или иным предметам из-за невооруженностинеобходимыми навыками и умениями, приводит к уклонению от учения и сопровождается снижением познавательного интереса.

Кроме того следует иметь в виду, что на отдельных учащихся, стремящихся как-то выделиться в положительную сторону во время учебных занятий, могут негативно повлиять одноклассники или же сверстники, с которыми они чаще всего сталкиваются в своей повседневной жизни.

Д. Хамблин облекает это в следующие слова: «Группа может навязать нормы заурядности тем, кто хочет выделиться, или наказывать их». .

Правда, он тут же указывает на то, что не следует переоценивать влияние сверстников – это означало бы признать собственную педагогическую беспомощность.

Переоценивать, безусловно, не следует, но и недооценивать тоже нельзя. С этим негативным влиянием сталкиваются все педагоги, и не всегда удается этому помешать.

Еще Г.И. Щукина в своей книге «Познавательный интерес в учебной деятельности школьника» выделяет «три важнейших источника стимуляции познавательных интересов: содержание учебного материала, организация познавательной деятельности учащихся и отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и учащимися и между учениками». .

Так, где же найти пути решения этой проблемы? Как вернуть интерес к учению тем, кто его потерял? Конечно, здесь может помочь и содержание учебного материала. Если его обновить и нужным образом преподнести, то это может вызвать у учащихся удивление, например, к новым открытиям, или уважение к науке или ее представителям, что так или иначе будет способствовать пробуждению интереса. Кстати, Г.И. Щукина в своей книге отмечает несколько таких путей, основанных на содержании учебного материала. Среди этих стимулов она называет новизну самого материала, остранение,исторический подход к содержанию знаний, показ достижений современной науки и др. Но, несомненно, более важным и сейчас более востребованным современной школой являются два источника стимуляции познавательных интересов. Г.И Щукина, в частности, среди стимулов, связанных с организацией познавательной деятельности учащихся, акцентирует внимание на следующих: многообразии форм самостоятельной работы, овладении новыми способами познавательной деятельности, проблемности в обучении, элементах исследования, а среди стимулов, вытекающих из отношений учащихся и учителем на уроке, она называет эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся, педагогический оптимизм учителя, поддержка начинаний учителя учениками, соревнование..

Д. Хамблин тоже неоднократно высказывал свою озабоченность отсутствием интереса к учению. Для него решением этой проблемы является поощрение активного учения школьников. «Чтобы преодолеть инертность и безразличие, - пишет он в своей работе, - необходимо основывать формирование умений учебной работы на такой деятельности, которая поможет ученикам осознать и почувствовать ответственность за собственные успехи и неудачи»..

Как же сподвигнуть детей вести себя более активно на уроке? Причем речь идет о такой активности, которая была бы нацелена на развитие личности, на приобретение знаний, умений, навыков.

Для этого нужно изменит взгляды на природу человека. Д.Хамблин в своем исследовании дальше пишет: «Мы должны сделать выбор между представлениями о человеке как существе пассивном, формируемым внешними силами…, или же активном, способном осознавать окружающий его мир и воздействовать на него». .

Еще Р. Уайт показал, что человеку свойственно врожденное стремление к познанию себя и реализации себя в деятельности. В чем же поэтому при данном подходе должна состоять роль учителя? Д. Хамблин утверждает: «Одна из задач наставника – помочь детям осознать себя в роли субъекта учебной деятельности».. Из инертных и потерявших всякий интерес к обучению дети трансформируются в существ инициативных, находчивых, стремящихся к образованию. Как пишет сам Д. Хамблин: «Понимание роли собственной активности способно иногда пробудить дремлющую инициативу и энергию у ранее пассивного мальчика или девочки».[ 41 , 25-26] .

Но процесс обучения в школе на уроке строго регламентирован, вставлен в определенные рамки, это и объем информации, которую нужно усвоить, это этапы урока, которые нужно пройти, это контроль и т.д. Можно ли эти рамки раздвинуть, видоизменить с тем, чтобы учащимся на уроке дышалось свободнее, чтобы они ощутили себя активными участниками учебного процесса, субъектами деятельности на уроке?

Как подмечает Н.А. Менчинская: «Учение школьника детерминировано внешними обстоятельствами (программой, методами обучения). В то же время оно является результатом активности личности самого школьника»..

Н.А. Менчинская ставит вопрос: «Какой путь является более эффективным, путь строгой регламентации действий учащихся или путь поисковый, когда перед учеником ставится проблема и он сам активно ищет способы ее решения?» .

В ряде исследований изучалась эффективность этих путей. З.И. Камыкова и Г.В. Кирия независимо друг от друга пришли к одним и тем же выводам. На первом этапе усвоение происходит быстрее в тех условиях, когда даются готовые указания, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются относительно новые задачи, когда требуется самостоятельно приложить знания к решению задач, преимущество явно оказывается на стороне проблемных методов.

Таким образом, решение проблемы включенности ученика в учебный процесс как активного его участника, преодоление инертности, отсутствия интереса к учению лежит на пути признания за ним его неповторимости как личности, которая может и должна проявить весь заложенный в ней потенциал в процессе деятельности на уроке. Образование должно ориентироваться на такую личность, стать личностно-ориентированным.

И.С. Якиманская указывает на то, что в основе личностно-ориентированного обучения, о котором в данном случае идет речь, «лежит признаниеиндивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом». [ 57, 9] .

Вслед за изменением статуса ученика должна и изменится основная функция школы, которая по словам И.С. Якиманской «состоит не в нивелировании, оттормаживании опыта ребенка как несущественного, а наоборот, в максимальном его выявлении, использовании, окультуривании путем обогащения результатами общего исторического опыта». .

Меняется школа, а значит должны измениться и общие подходы к этой проблеме педагогической науки. И.С. Якиманская далее пишет: «Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены векторов в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса, к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки»..

Основная задача личностно-ориентированной педагогики заключается в том, чтобы развить способности ученика. Из этого следует, что здесь она пересекается с концепцией развивающего обучения.

Учебный процесс, так же как в при развивающем обучении, здесь при личностно-ориентированном подходе нужно строить не от обучения к учению, а от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Проектирование личностно-ориентированного обучения предполагает признание ученика основным субъектом процесса обучения, определение цели проектирования – развитие индивидуальных способностей ученика, определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития.

Вслед за всеми этими изменениями модифицируется и сам урок. Перед ним ставятся несколько иные задачи. Как отмечает И.С. Якиманская: «В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию».[ 57, 41] .

«Увидеть и понять проблему - наполовину решить её, но если не видишь проблему, то она в тебе самом!» Древняя мудрость

Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорблениями.

Даже в наше просвещённое время есть немало неразумных людей, которые полагают, что если у человека что-то не ладится в его делах, то виноват в этом он сам и только он, то есть переводят проблему на поверхностный уровень выбора им конкретных действий, забывая, что возможности у всех разные. учёба успеваемость кислородный

Но чаще обилие двоек в дневнике, нежелание учиться - следствие каких-то подспудных проблем. Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие - получает двойки? Давайте рассмотрим возможные причины возникновения проблем в снижении успеваемости:

  • 1 Причина - неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин:врождённые свойства, полученные ребёнком от родителей по наследству, психофизические возможности, обусловленные слабостью нервной системы, особенностями темперамента (медлительность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, рассеянность и т.д.), что делает затруднительным успешное и активное освоение школьного материала. Например, ребёнок не успевает за учебным процессом, который рассчитан на детей со средней скоростью восприятия информации и деятельности. Медлительные дети дольше входят в какой-то процесс, поэтому их бывает нелегко засадить за уроки. Оборотная сторона медлительности часто - добросовестность и основательность. Но негативная реакция родителей и учителей, постоянные упрёки и отсчитывания могут привести к серьёзным последствиям для здоровья, вызвать отвращение к учению вообще. Когда медлительных детей начинают подгонять, обычно с раздражением и угрозами санкций, они начинают суетиться, делать неверные лишние движения и из-за волнения и страха вообще теряют способность соображать и что-то делать. Чрезмерное же напряжение приводит его к переутомлению, потере контакта с другими детьми, и ребёнок в итоге совсем теряет интерес к учёбе, начинает ненавидеть школу.
  • 2 Причина - успешной учёбе может помешать целый воз причин медицинского плана: соматическая ослабленность, нейродинамические, двигательные нарушения, психическая депривация (недостаточность), расстройства психоневрологической сферы и т.д..

Правило: Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

3 Причина - кислородная недостаточность и малоподвижной образ жизни и как следствие плохая успеваемость, быстрая утомляемость, несобранность могут стать прямым следствием, что особенно часто наблюдается у детей, живущих в больших городах, вдали от лесов и парков и с плохой экологией, слишком много сидящих дома, спящих с закрытыми форточками. «Неспортивность» ребят, нелюбовь к подвижным играм, длительным прогулкам и походам. А если ещё вдобавок он(-а) отягощен(-а) музыкальной, художественной или какой-нибудь иной школой, то времени на так необходимые детские игры, забавы и вообще активную жизнь на свежем воздухе может не хватать совсем.

Правило: Утренняя зарядка, лучше на свежем воздухе, гимнастические паузы-разминки во время приготовления уроков, а также бег, лыжи, велосипед, плавание, игры с мячом, в бадминтон, особенно в выходные дни. И лучше спортом заниматься вместе с ребенком, подавая пример - это необходимое условие поддержания нормальной работоспособности школьника, закалки воли.

4 Причина - В ребёнке сформировалось чувство страха перед школой.Причины могут быть разными: общий тревожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, неумные угрозы родителей. Страх перед школой детям могут передать родители, если у них самих в детстве были проблемы в школе.

Правило: Учитывать индивидуальные особенности ребенка. Создавать благоприятный климат в семье. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню. Поддержите в ребёнке его стремление быть школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его положения и деятельности.

  • 5 Причина - особенности подросткового возраста «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках» (И.Гете)
  • · Унизительно подростку переминаться с ноги на ногу у доски, краснеть, не зная материала и не понимая каких-то вещей, какие усвоили почти все в классе, когда на него смотрят насмешливые глаза девочек, да ещё учительница того гляди скажет что-нибудь унизительное перед всем классом. И подросток, если ему не удаётся учиться успешно, предпочитает уходить от постыдной ситуации вообще, заявляя всем, что образование ему не так уж и нужно. Ситуацию, увы, часто усугубляют именно такие обидные реплики учителей, будто нарочно желающих ущемить самолюбие подростка.
  • · Заявления типа «не хочу учиться, а хочу...» зарабатывать деньги, жить в своё удовольствие, развлекаться с девчонками и т.д. иногда делаются ради того, чтобы нащупать границы своих полномочий в семье и обществе и постараться их расширить.
  • · Соблазняет пример приятелей, которые уже бросили школу, упиваются псевдоромантикой воли, возможностью ничем себя не утруждать и презирать «ботаников», демонстрируя перед ними бесшабашную удаль, превосходство якобы более взрослых, независимых и бывалых людей, не "имеющих никаких обязательств. Однако соблазняются вольной беззаботной жизнью далеко не все подростки. Стало быть, дурной пример приятелей - это лишь поверхностная причина бойкота школы. За нею непременно кроются другие.

Правило:

  • 1. Со всеми детьми происходит это - они все проходят через подростковый период, учатся общаться, ищут свое место в жизни, заводят друзей. Сядьте и подумайте обо всех своих взрослых знакомых и родственниках - они все когда-то были подростками
  • 2. Не только вы испытываете проблемы со своим подростком - огромное количество родителей испытывают тоже самое!
  • 3. У вас может появиться ощущение, что вы бессильны изменить своего ребенка. Но подумайте, что вы хотите изменить? Вы хотите изменить личность другого человека! Направьте свои силы на изменение прежде всего того, кто может измениться благодаря вашим силам - себя самого!
  • 4. Не только у ребенка, но и у вас есть права. На внимание, свободу, уединение, уважение и понимание.
  • 5. Вы не обязаны делать все строго по пунктам. Не бойтесь резко изменить то, что делали до сих пор и попробовать другие методы, тем более если старые не приносят результата.
  • 6 Причина - Плохая успеваемость часто бывает следствием недостатка силы воли.
  • · Порой подросток даже ругает себя за лень, слабость характера, но толку от этого бывает немного (он только снижает свою самооценку), поскольку причина слабоволия лежит обычно глубже уровня «захотел и сел за уроки». Гнев, ругательные ярлыки, угрозы способны только усугубить ситуацию и стать причиной «школьной фобии» или «школьного невроза». Мы, взрослые, то и дело бываем неспособны заставить себя делать то, что нужно. Давайте всё-таки будем подходить к нашим детям с той же степенью строгости, что и к самим себе.

Правило: Научить ребёнка управлять собой, обуздывать лень, причём без внешнего давления, дамоклова меча и погонщика - одна из главных и самых сложных задач родителей. Решить её можно вместе с ребёнком, а не в борьбе с ним, и чем раньше, тем лучше втягивать в труд, каждый год увеличивая обязанности. Взрослость - это и есть умение управлять собой.

  • · родители сами иногда становятся дезорганизующим фактором, когда по не очень уважительным поводам разрешают не ходить в школу, пропускать уроки, возвращаются с детьми из отпуска не к 1 сентября, а на неделю позже и т.д., создавая у детей отношение к школе как к чему-то необязательному.
  • · отсутствие режима дня и нежелание трудиться. У ребёнка, жизнь - как Бог на душу положит: обед - когда захочется (да и не обед это, а - схватил, что повкуснее и пожевал на ходу), просмотр телевизора - без оглядки на часы, уроки - когда мама выйдет из себя. Бывает, такая расслабленность исходит от самой мамы (или от обоих родителей), которые тоже живут без какого-то распорядка: в выходные нежатся в постели едва ли не до обеда, в кухне - гора немытой посуды, домашние дела выполняются редко. Недаром говорят, что воспитание детей - это прежде всего самовоспитание. Безалаберная, беспорядочная жизнь семьи весьма расслабляет детей, убивает усердие, вообще желание трудиться.

Пример: Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказывали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, стирать гладить ходить в магазин. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше! Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Делайте выводы родители!

7 Причина: эмоциональный дефицит. Вообще недостаточный контакт ребёнка и взрослых препятствует активному усвоению основных норм и правил, по которым живут люди. Много душевной энергии отнимает тяжёлая, напряжённая атмосфера в семье, частые конфликты, даже просто постоянное несогласие родителей друг с другом. Некоторые родители наивно полагают: мы между собой выясняем отношения, наши проблемы решаем так эмоционально, а ребёнка это не касается, он не реагирует. Большое заблуждение! Переживания детей по поводу дисгармонии супружеских отношений очень глубоки, но не всегда видны внешне. Ребёнок действительно может не проявлять своей причастности к скандалу, выглядеть увлёкшимся, а между тем он от страха боится проявить себя, внутри в нём может всё дрожать от волнения, потому что болезненно отзываются и так же непримиримо конфликтуют мамина и папина «половинки». А последствия такого внутреннего противостояния, напряжения проявляются, в частности, тогда, когда ребёнок плохо усваивает школьный материал. У ребёнка тоже легко меняется настрой, и за уроками ему непросто сосредоточиться, сконцентрироваться на предмете занятий, вникнуть в материал.

Правило: Ребёнку нужны эмоциональное тепло домашнего очага, ощущение безопасности, уверенности в стабильности своего бытия, в том, что его переживания воспримут с пониманием и сочувствием. Это - основа, на которой строится успешное обучение.

8 Причина - ещё хуже влияет принципиальное различие взглядов отца и матери на учение ребёнка. Например, сын получил двойку, и папа устраивает выволочку, а мама становится горой на защиту своего мальчика. Или мама из-за двойки - в слёзы, а папа небрежно бросает: «Ну и что, я даже школу не закончил, а живу не хуже людей». Почему при таком разнобое в позициях мамы и папы сын обязательно должен принимать более прогрессивную (направленную к получению знаний) линию поведения?

Правило: (ограничения, требования, запреты,) должны быть согласованы взрослыми между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам не понятны, обращайтесь к учителям, администрации.

9 Причина - Интерес к учению может пропасть у ребят с достаточными для школьной программы способностями, если у них каким-то образом подорвана вера в себя (заниженная самооценка). Брошенный в сердцах мамой или учительницей эпитет типа «бестолковый», «тупой» или что-то в этом роде может застрять в памяти надолго и всплывать в самые ответственные моменты. А реплики «ты что-нибудь соображаешь?», «у тебя чем голова набита?», «когда ты поумнеешь?», «до чего же ты глуп!» и т.п., которыми нередко так легко бросаются и дорогие родители, и учителя, прицельно убивают веру ребёнка в себя. А как ещё он может себя оценивать, если в его способности не верят самые близкие и авторитетные люди? Далее - неожиданные для родителей прогулы уроков в школе.

Правило: Человеку нужно, что бы его любили, понимали, признавали, уважали; что бы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

  • 10 Причина - не соблюдение баланса «похвала - осуждение». М. Литвак в книге «Если хочешь быть счастливым» сообщает о данных, полученных учёными в ходе практических экспериментов. Их результаты говорят о том, что для благополучного существования человека нужно, чтобы раздражители, вызывающие положительные эмоции, составляли 35 процентов, вызывающие отрицательные эмоции - 5 процентов, а эмоционально нейтральные - 60 процентов. В связи с этим помимо наказаний и поощрений автор книги называет ещё один весьма действенный приём - игнорирование. Когда же не соблюдается со отношение положительных и отрицательных раздражителей, происходит психологическая катастрофа.
  • 11 Причина: превышение разумного порога строгости родителей поотношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учебных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность. Чрезмерно строгая, без разбору, родительская реакция на плохую отметку переключает внимание и эмоции отпрыска с огорчения по поводу положения своих учебных дел на другой вопрос, совсем не главный: что мне за это будет и как скрыть от родителей злосчастную двойку?

Правило: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

12 Причина: хуже обычно учатся выходцы из семей, где не сложилсякульт знаний, поиска истины. Там, где папа всё свободное время проводит перед телевизором или во дворе за домино, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет традиции, непременно получить образование, там и у ребёнка не формируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого. Он начинает чувствовать себя «белой вороной» в семье: почему только его заставляют сидеть за книжками Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия.

  • · Будет очень хорошо, если родители в те часы, когда сын (дочь) должен(-на) делать уроки, тоже возьмутся за свою работу, займутся домашним хозяйством, пойдут на рынок или в магазин, хотя бы сядут за книгу.
  • · Будьте примером для ребенка - это самый и ненавязчивый прием воспитания.
  • 13 Причина: родители не приучили ребёнка с малолетства преодолевать трудности, мама слишком резво бросалась помогать своему чаду при малейших запинках. И вот оно в первые годы учится вполне успешно, а в средних классах, где задачки становятся посложнее, предметов - больше, программа - обширнее, сразу пасует, у него пропадает интерес вообще к познанию.
  • · Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  • · При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  • · По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
  • 14 Причина: не способствует хорошей успеваемости слабый контакт родителей и учителей. Обычно именно из-за этого не удаётся вовремя упредить срыв ребёнка в учении, пропуски уроков и целых учебных дней, отставание по программе, а значит, и помочь устранить пробелы в знаниях.

Существует противоречие. Большинство родителей - частые гости в школе, пока их дети учатся в младших классах, когда они и так, как правило, с воодушевлением учатся, послушны. Родительско - учительский контакт заметно ослабевает в средних классах, когда это воодушевление угасает, появляются трудности в овладении материалом, а стремление к независимости от родителей и учителей намного опережает ответственность за себя.

Правило: регулярно поддерживайте контакт с учителями -это поможет вам выявить возникшие проблемы в начале и тем самым своевременно оказать помощь вашему ребенку.

15 Причина: причиной отказа посещать школу может стать преследование ребёнка одноклассниками. Не принять в ребячьей среде, подвергнуть осмеянию, враждебным выпадам могут за что угодно. Но за внешними признаками, провоцирующими реакции неприятия, обычно кроется подсознательная неуверенность в себе, низкая самооценка преследуемого. У робкого подростка, даже если он во всём старается быть «как все», при желании обязательно найдут что-либо, к чему можно прицепиться. Преследование кого-то из детей иногда начинается с негативного отношения к ребёнку учителя, если он больше заботится о своём авторитете среди учеников и об управляемости класса, чем о психологическом самочувствии отдельных ребят.

Правило: Родители должны ему помочь выстроить стратегию поведения с одноклассниками.

16 Причина: немалое значение имеет программа школьного обучения. Для того, чтобы ребёнок, а потом подросток охотно ходил в школу, он должен ясно представлять, что она ему даёт, зачем ему нужны те знания, которые он получает. Чем чаще он будет осознавать «это мне в жизни пригодится», чем больше будет практического материала, дающего ответ юному гражданину, как жить в современном мире, тем больше вероятность, что он в школе останется до конца.

Итак мы изучили возможные причины снижения интереса к учебе у детей. Но главное это знания и стремления к изменениям. Знания у вас уже есть, а стремление к изменениям - это зависит от вас. «Ошибки» у вас будут, но это - ошибки в кавычках, на самом деле они - шаги на пути к успеху.

Известный педагог-новатор М. Щетинин говорил: «Мы ставим целью не столько обучить ученика, но поставить его в позицию активного созидателя себя и других... Ученику невозможно не дышать перспективой»