Болезни Военный билет Призыв

Реформы Екатерины II. Воцарение Павла I. Школьная Реформа Ф.И. Янковича де Мириево

Федор Ивановичи родился в 1741 году в Каменице-Сремской недалеко от Петроварадина.

Когда турки захватили Сербию, семья Яновичей была одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переехали в Венгрию. В Венгрии семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были присуждены определённые привилегии.

Образование Федор Иванович получил в Венском университете. Там он изучал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.

После окончания университета попал на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку, который стал впоследствии Карловацким митрополитом.

В 1773 году Федор был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате. Находясь на этой должности, он принял участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, которая уже была введена в Пруссии. Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича как директоре училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным условиям.

В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к его фамилии названия де Мириево, по имени села, которое принадлежало его предкам в Сербии.

В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с местной учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции.

При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии. Он и рассказал императрице про Янковича. В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не подчеркивало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им был разработан план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, делался перевод и переработка учебных руководств. В его обязанности входило подготавливать материалы по разным проблемам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.



План школьной реформы 1782-1786 был составлен Федором Ивановичем. Согласно его разработкам, народные училища должны создаваться двух типов: главные и малые. Главные были в губернских городах, а малые находились в уездах. Малые училища были двухклассными. Первые два класса по учебному плану совпадали с планом первых двух лет главных училищ. Там учили письму, чтению, арифметике, чистописанию, катехизису. В главных училищах обучение проходило в течение четырех лет. Здесь в старших классах изучались такие дисциплины, как Закон Божий, арифметика, русский язык, география, история, геометрия, механика, физика, архитектура, иностранный язык. Обучение было бесплатным, но учителям внушалось, чтобы они не пренебрегали деньгами родителей.

В 1783 году в Петербурге был открыто Главное народное училище, сделавшееся учительской семинарией, где обучали будущих педагогов для народных училищ. Для успеха в учебе очень важную роль играли знания учителя. К 1786 году был подготовлен первый выпуск учителей.

В итоге в конце XVIII века всего было 228 народных училищ. В них обучались боле 22 тысячи человек, из которых полторы тысячи - это девочки. Реформа не решила полностью вопрос об образовании российских детей, но уже появилась система единых учебных планов

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма

    Просвещенный абсолютизм - явление общеевропейское, составляющее закономерную стадию государственного развития большинства стран Европы.

    Элементы просвещенного абсолютизма в политической жизни России на протяжении всей второй половины XVIII в. были явными и определяющими.

    Сложившийся на настоящий момент взгляд на содержание политики просвещенного абсолютизма сводит ее суть к проведению сверху реформ в экономической, политической, культурной областях, направленных на модернизацию, устранение наиболее одиозных, устаревших, явственней всего тормозящих движение вперед проявлений феодального порядка без изменения по существу государственных форм абсолютной монархии.

    Такую политику в России проводили императрица Елизавета Петровна (1741-1761), император Петр III (1761-1762), императрица Екатерина II (1762-1796), император Павел I (1796-1801).

    Наиболее ярко государственные идеи просвещенного абсолютизма проявились в реформах Екатерины II - губернской, судебной, полицейской и церковной.

    Губернская реформа . Крестьянская война 1773-1775 гг. заставила Екатерину II заняться реформированием государственной машины. В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено - местные органы власти.

    Накануне губернской реформы 1775 г. территория Российской империи разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов.

    Документом, определившим направление губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. В соответствии с этим документом вся территория империи делилась на губернии, которые, в свою очередь, состояли из уездов. Провинции и должности воевод ликвидировались.

    Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью этого деления было приспособление нового административного аппарата к полицейским и фискальным делам. В основу деления был положен количественный критерий - численность населения: на территории губернии проживало 300-400 тыс. душ, на территории уезда - 20-30 тыс. душ (в каждой губернии было в среднем 10-15 уездов).

    Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление , в которое, кроме губернатора, входили губернский прокурор и два советника. Главные функции губернского правления: широкое объявление законов и правительственных распоряжений; надзор за их выполнением; отдача под суд нарушителей закона; руководство местными судами и полицией.

    Всеми расходами и доходами в губернии, ее промышленностью, сбором налогов ведала казенная палата .

    Учреждался в губернии и новый орган - приказ общественного призрения , который ведал народным образованием, охраной здоровья населения, общественной благотворительностью, смирительными домами, а также охраной «порядка» (помогая в том полиции).

    Надзор за законностью в губернии осуществляли губернский прокурор и два губернских стряпчих (в каждом уезде был свой уездный стряпчий).

    Во главе уездной администрации стояли земский исправник и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (состоял из земского исправника и 2-3 заседателей). Состав суда избирался уездным дворянством из местных помещиков и утверждался губернатором. Важнейшие функции уездной администрации: наблюдение за выполнением законов, исполнение распоряжений губернских властей, исполнение судебных решений, обеспечение сбора налогов, контроль за исправностью дорог и мостов, дознание по уголовным делам, розыск преступников и беглых, руководство земской полицией.

    По губернской реформе 1775 г. город стал самостоятельной административной единицей. Во главе города стоял городничий, который назначался Сенатом из дворян и обладал большими полномочиями (в том числе полицейскими функциями). Органами городского самоуправления выступали городовой магистрат (избирался местным купечеством и мещанством) во главе с городским головой, совестный суд и ратуши в посадах.

    Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, ему подчинялись губернаторы; он признавался командующим войсками, расположенными на подчиненной ему территории; мог вводить чрезвычайные меры; был вправе непосредственно обращаться с докладом к монарху.

    Судебные реформы . Губернская реформа провела и перестройку судебных органов, учредив сословные суды отдельно для дворян, для городских жителей и государственных крестьян.

    В каждом уезде для дворян создавался уездный суд , состоявший из уездного судьи и двух заседателей, которые избирались на три года местным дворянством.

    Апелляционной и ревизионной инстанцией для уездных судов служил верхний земский суд (один на губернию), состоявший из двух департаментов (по уголовным и гражданским делам). Собирался три раза в год.

    Для городского населения низшей судебной инстанцией были городские магистраты , которые избирались на три года в составе двух бургомистров и четырех ратманов (в посадах низшей судебной инстанцией выступали ратуши , действовавшие в составе бургомистра и двух ратманов). Вышестоящей инстанцией был губернский магистрат , состоявший из двух департаментов (по гражданским и уголовным делам), каждый в составе председателя (назначался Сенатом по представлению губернского правления) и двух заседателей (избирались от купцов и мешан губернского города и утверждались губернатором).

    Суд над государственными крестьянами в уезде по уголовным и гражданским делам осуществляла так называемая нижняя расправа в составе расправного судьи (назначался губернатором) и восьми заседателей (избирались от разных сословий, кроме купцов и мешан); заседания проводились три раза в год. Решения нижней расправы обжаловались в верхнюю расправу - сословный судебный орган для крестьян, действовавший на территории губернии в составе двух департаментов (уголовный и гражданский).

    В каждой губернии учреждался также совестный суд . Он состоял из председателя (судьи, назначался губернатором) и шести членов (избирались по два - от дворян, горожан и крестьян). Совестный суд рассматривал гражданские дела, уголовные дела малолетних и умалишенных, о супружеских имущественных отношениях, дела о колдовстве и т.д.

    В качестве апелляционной инстанции для дел, рассмотренных верхним земским судом, губернским магистратом и верхней расправой, в губерниях создавались две палаты - уголовного и гражданского суда . Каждая из палат состояла из председателя (утверждались императором по представлению Сената), двух советников и двух асессоров (утверждались Сенатом). Приговоры и решения палат утверждались губернатором, а по наиболее важным делам - Сенатом.

    Для рассмотрения гражданских и уголовных дел чиновников в Санкт-Петербурге и Москве учреждались надворные суды : низший надворный суд, верхний надворный суд - в составе гражданского и уголовного департаментов.

    За Сенатом сохранились права высшего судебного органа.

    Судебная реформа имела следующие недостатки:

    1. суд не был полностью отделен от администрации;
    2. губернаторы могли приостановить исполнение приговоров но наиболее серьезным делам;
    3. приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались генерал-губернатором;
    4. председатели всех судов назначались правительством;
    5. мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались полицейскими органами;
    6. судебная реформа не затронула частновладельческих крестьян - в отношении них продолжала действовать вотчинная юстиция.

    В 1796 г. император Павел I провел новую судебную реформу: (1) были упразднены верхние земские суды, губернские магистраты, совестные суды, «нижняя» и «верхняя расправы»; (2) уездные и городские суды стали общесословными; (3) губернские палаты гражданского и уголовного судов были объединены в один орган - палату суда и расправы с двумя департаментами (по уголовным и гражданским делам): она принимала апелляции на решения и приговоры уездных и городских судов; (4) к компетенции восстановленной Коммерц-коллегии (упразднена в 1776 г.) был отнесен разбор тяжб с иностранными купцами.

    В городах первоначально сохранялись магистраты, но с 1798 г. сначала в столицах, а затем в губернских городах вместо них стали создаваться ратгаузы , наделенные административными и судебными функциями. Апелляционной инстанцией на судебные решения и приговоры ратгаузов являлся Сенат. В 1798 г. были ликвидированы надворные суды. Однако Александр I, вступив на престол, вернулся к прежнему сословному судопроизводству.

    Церковная реформа . В 1762 г. была создана специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом, а также проведена отмена торговых привилегий духовенства.

    Указом 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель: церковь была лишена всех вотчин (за монастырями и архиерейскими домами оставались лишь незначительные земельные наделы), монастыри и епархии были переведены на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви (около 900 тыс. душ), первоначально были подчинены восстановленной Коллегии экономии (Коллегия управляла церковными имениями и осуществляла контроль за их доходами), а позднее были переведены в разряд государственных крестьян. С 1786 г. управление церковными землями окончательно перешло к органам, ведавшим государственным имуществом.

    Из 26 епархий только три остались на прежнем материальном обеспечении, остальные переходили во второй и третий классы обеспечения. Из 954 монастырей оставалось 385, остальные закрывались. Только 1/5 часть доходов с прежних земель отводилась на содержание церкви.

    В 1766 и в 1769 гг. был подтвержден запрет лицам податных сословий вступать в духовное звание.

    С 1772 г. отменялось уголовное наказание за ересь. А в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания.

    При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях были переданы в совестные суды, а с 1782 г. - в управы благочиния, подчиненные городским властям. В ведение управ благочиния были переданы и дела о волшебстве и богохульстве.

    В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты, и в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и их детям предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось также право перехода из духовного сословия в любое другое. Тем самым духовенство стало открытым сословием.

    В 1786 г. хлебное жалованье духовенству было заменено денежным. С 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.

    Полицейская реформа . По «Учреждению для управления губерний» 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления - нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

    В 1782 г. был опубликован Устав благочиния, или полицейский (14 глав, 274 статьи), который регламентировал структуру полицейских органов в городах, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. Устав о благочинии фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

    Согласно Уставу о благочинии органами полицейского управления в городах стали управы благочиния. Эти управы возглавляли: в Санкт-Петербурге - генерал-полицмейстер, в Москве - обер-полицмейстер, в губернских городах - полицмейстеры, в уездных городах - городничие. В состав управы входили полицмейстер (городничий), два пристава (по гражданским и уголовным делам) и два советника (ратманы) - приставы назначались губернским правлением, а ратманы избирались горожанами.

    Каждый город делился на части (участки) и кварталы по числу домов (в частях - 200-700 домов, в кварталах - 50-100 домов). В части главой полицейского управления был частный пристав (назначался губернским правлением), в кварталах - квартальный надзиратель (назначаемый местной управой благочиния) и квартальный поручик (избирался жителями квартала и утверждался городничим). При частном приставе создавались канцелярии, при квартальном надзирателе и поручике был небольшой штат квартальных служащих: ночные сторожа, трубочистный мастер и подрядчики, отвечавшие за мощение и уборку улиц, вывоз мусора и уличное освещение).

    Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах.

    Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении с полицейских должностей. В столицах полицейское управление контролировал Сенат.

    В сферу полицейского воздействия попадали различные отношения: нарушения при богослужении, проявление излишней роскоши, распутство, скорая езда, кулачные бои. Полиция подвергала цензуре книги, контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, вод, продуктов питания, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

    В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, по соблюдению правил торговли на рынках, соблюдению мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по надзору за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

    По мелким уголовным делам (по которым в качестве наказания мог быть применен штраф на сумму до 20 руб.) полиция осуществляла судебные функции. В отдельных частях города создавались словесные суды для разрешения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных процедур.

    За ряд правонарушений (таких как ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта и др.) полиция могла применять следующие наказания: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. По всем другим делам (за исключением политических) полиция проводила предварительное следствие и передавала материалы в судебные инстанции. В своей деятельности полиция применяла традиционные приемы осуществления розыска: опрос свидетелей и потерпевших, изучение вещественных доказательств, пытки подозреваемых.

    Реформа городской полиции привела к значительному увеличению ее численности. Например, штат полицейской службы Петербурга после 1782 г. расширился более чем втрое и составил около 650 человек. Кроме того, по найму набирали 500 ночных сторожей. Численность московской полиции была еще больше. Управы благочиния столицы и губернских городов обзавелись воинскими командами.

    Реформа Сената

    Причины и цели:

    • Екатерина хотела сосредоточить в своих руках законодательную власть
    • Выделение конкретных отделов сената под определенные задачи

    Личным указом Екатерины II Сенат был разделен шесть департаментов и потерял законодательную функцию, которая перешла лично к императрице и её доверенным лицам - статс-советникам. Пять из шести отделов возглавляли обер-прокуроры, первый - генерал-прокурор, лично докладывающий о важных делах царственной особе.

    Разделение функций департаментов:

    • первый - контроль политических и государственных дел в столице
    • второй - суд в столице
    • третий - курировал всё что касалось образования, искусства, медицины, науки и транспорта
    • четвертый - нёс ответственность за военно-морские и военно-сухопутные решения
    • пятый - контроль политических и государственных дел в Москве
    • шестой - суд в Москве

    Таким образом, императрица монополизировала законодательную власть и подготовила почву для последующих преобразований. Высшие административная и судебная функции по-прежнему осуществлялись Сенатом.

    Губернская реформа

    Причины и цели:

    • Увеличение эффективности налогообложения
    • Предотвращение восстаний
    • Введение выборности части административных и судейских органов, разделение их функций

    Губернская реформа Екатерины II — 1775 год

    В результате подписания Екатериной II документа «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» был изменен принцип административно-территориального деления губерний. По новому закону губернии делились исходя из численности проживающего и способного к уплате налогов населения — податных душ. Кроме того, была выстроена иерархичная система учреждений, между которыми разделялись функции управления и суда.

    Административная часть

    Генерал-губернаторство — состояло из нескольких губерний
    Губерния — содержала в себе 10-12 уездов, насчитывала 350-400 тыс. податных душ.
    Уезд — объединение волостей (сельские местности), 10-20 тыс. податных душ.
    Город — административный центр уезда.

    Генерал-губернатор — руководил всеми расквартированными в отведенных ему губерниях войсками и губернаторами.
    Губернатор — управлял губернией с помощью губернского правления и всеми нижестоящими учреждениями.
    Городничий — главный чиновник и начальник полиции в городе, который стал отдельной административной единицей.
    Капитан-исправник — председательствовал в нижнем земском суде и контролировал полицию в уезде.

    Казённая палата — отвечала за сбор налогов и распределение средств между учреждениями.
    Приказ общественного призрения — руководил всеми социальными объектами. Больницы, школы, приюты, институты искусства — подчинялись этой структуре.

    Судебная часть

    Сенат — высший судебный орган, разделенный на гражданскую и уголовную палаты.
    Верхний земский суд — главное судебное учреждение губернии, преимущественно занимался делами дворян, рассматривал сложные дела нижестоящих инстанций.
    Нижний земский суд — контролировал исполнение законов внутри уезда, занимался делами дворян.
    Верхняя расправа — судила крестьян в губернии, апелляции из нижних расправ.
    Нижняя расправа — разбирала дела крестьян в уезде
    Губернский магистрат — рассматривал апелляции из городских магистратов, судил горожан.
    Городской магистрат — рассматривал тяжбы горожан

    Совестный суд — был всесословным, служил для примирения судившихся по незначительным и не имеющим социальной опасности делам.

    Изменения предполагали, что в зависимости от того, над кем осуществлялся суд, те представители и входили в состав заседателей — Земские суды избирались благородным сословием, расправы — крестьянами, магистраты — мещанами (горожанами). Однако, на деле вышестоящее дворянство всегда вмешивалось в ход дел, имеющих для него интерес.

    В результате преобразований общее число бюрократического аппарата существенно возросло, как и затраты на него. В сравнении с расходами на армию, на зарплаты чиновников выделялось в два раза больше. Рост численности бюрократов всех видов и рангов в совокупности с фаворитизмом, многочисленными военными расходами и отсталостью экономики привел к систематической нехватке денег в бюджете, которую не удалось ликвидировать до самой смерти Екатерины II

    Судебная реформа

    Полицейская реформа

    Дата: 8 апреля 1782 года
    После того, как был подписан «Устав благочиния, или полицейский», внутри городов оформилась новая структура — Управа Благочиния, со своими функциями и должностями.

    Причины и цели:

    • Необходимость укрепления вертикали власти
    • Определение функций и иерархии полицейских органов в городах
    • Оформление основ полицейского права

    Полицейская реформа 1782

    Функции Управы Благочиния:

    • Соблюдение порядка и законности внутри городов
    • Надзор за негосударственными организациями
    • Следствие и розыскные мероприятия
    • Исполнение решений суда и других учреждений

    Город разделился на части (200-700 дворов) и кварталы (50-100 дворов), за которыми должны были следить частные приставы и квартальные надзиратели. Избираемой должностью был только квартальный поручик, который выбирался на три года из числа жителей квартала.

    Главой Управы являлся городничий, полицмейстер (в городах-центрах губерний) или обер-полицмейстер (в столицах).

    Кроме сыскных работ и выполнения непосредственно полицейских функций, управы руководили общественно-обслуживающим персоналом — доставкой продовольствия, обеспечением сохранности дорог и т.д.

    Городская реформа

    Экономические реформы

    Денежная реформа

    Подписание манифеста «об учреждении московского и петербургского банков» создало прецедент использования бумажных денежных знаков на территории Российской империи.

    Причины и цели:

    • Неудобство транспортировки больших сумм медных денег внутри страны
    • Необходимость стимулирования экономики
    • Стремление к соответствию западным стандартам

    Пример ассигнации

    Созданные в Москве и Петербурге банки получили по 500 тыс. рублей капитала и обязаны были выдавать предъявителю ассигнаций соответствующую им сумму в медном эквиваленте.

    В 1786 году произошло объединение этих банков в единую структуру — Государственный ассигнационный банк, с определением его дополнительных функций:

    • Экспорт меди из Российской Империи
    • Импорт золотых и серебряных слитков и монет.
    • Создание монетного двора в Петербурге и организация чеканки монет.
    • Учёт вексельных бумаг (расписок об обязанности уплаты определенной суммы)

    50 рублей 1785 года

    Манифест о свободе предпринимательства

    Под «манифестом о свободе предпринимательства», принято понимать издание документа, разрешающего открывать любое мелкое кустарное производство всем гражданам Российской империи — «Манифест о высочайше дарованных разным сословиям милостям по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою». Напугавшая всех дворян Крестьянская война 1773-1775 ясно дала понять, что без каких-либо уступок перед наиболее многочисленным сословием вполне возможно возникновение новых волнений.

    Причины:

    • Необходимость стимулирования экономики и развития мелкого предпринимательства
    • Недовольство крестьян эксплуатационной политикой

    Ключевые моменты документа:

    • Отменено более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.).
    • Разрешено любому гражданину открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов.
    • Освобождение от подушной подати для купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.

    Таможенные реформы

    Корректировка таможенных тарифов производилась часто — в 1766, 1767, 1776, 1782, 1786 и 1796 гг. изменялись таможенные пошлины, обеспечивая поступления в казну от ввоза иностранных товаров, запрещая перевозку некоторых типов сырья или облегчая налоговое бремя для определенных категорий продукции. Внешняя экономика активно развивалась, рос объем ввозимых в Российскую Империю ранее не поставлявшихся продуктов промышленности и производства.

    Привоз товаров

    Ключевым элементом таможенной политики стало подписание 27 сентября 1782 г. документа «Об учереждении особой Таможенной пограничной Цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров»

    Согласно нововведениям:

    Вводились должности пограничных надзирателей и таможенных объездчиков , для каждой из приграничных западных губерний — они числились на службе в Казенной палате. Согласно инструкциям, им предписывалось находиться на местах «удобных для ввоза товаров» и препятствовать контрабанде. В случае невозможности остановить контрабандистов самостоятельно, пограничники должны были незамедлительно прибыть в ближайший населенный пункт для получения помощи.

    Социальные реформы

    Сословные реформы

    Дата: 1785 г.

    Причины:

    • Императрица опиралась на дворян и желала увеличить их лояльность
    • Усиление вертикали власти
    • Необходимо было определить права двух классов, набирающих численность из-за развития экономики и городов, купечества и мещанства (горожан)

    Дворянский бал

    Главными документами, регламентирующими правовое положение сословий, стали «жалованная грамота дворянам» и «жалованная грамота городам». Носящая и ранее исключительно продворянский характер, сословная политика Екатерины II окончательно закрепила за благородным сословием «элитарный» статус.

    Ключевые моменты:

    • Дворяне освобождались от уплаты налогов и государственной службы
    • Благородное сословие получило неотъемлемое право на владение крепостными, имуществом, землей и её недрами
    • Были учреждены Дворянские собрания и родовые книги для подтверждения происхождения
    • Купечество получило доступ к административным должностям (общая городская и шестигласная думы) и было освобождено от подушной подати.
    • Купцы 1-й и 2-й гильдий освобождались от телесных наказаний.
    • Выделилось и получило права новое сословие — горожане
    • Крепостные крестьяне окончательно превратились в рабов

    Образовательная (школьная) реформа

    Нельзя выделить конкретный документ или дату, являющиеся ключевыми в политике просвещённого абсолютизма Екатерины II . Она последовательно издавала указы и открывала учреждения, направленные на повышение уровня знаний и доступности их получения. Главным образом, образовательные услуги предоставлялись дворянству и горожанам, однако бездомные дети и сироты так же не остались без внимания.

    Главными деятелями являлись И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович.

    В Москве и Петербурге были открыты «воспитательные дома» — необходимо было решить проблему беспризорных и брошенных детей.

    Институт благородных девиц

    В 1764 открыт Институт благородных девиц — первое женское образовательное учреждение.

    В 1764 основано училище для юношей при Академии художеств, а 1765 аналогичное при Академии наук.

    Открытое в 1779 Коммерческое училище было призвано подготовить квалифицированные кадры в области торговли.

    Образованная в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» к 1786 году разработала «устав народным училищам Российской Империи». Данный документ утверждал классно-урочную систему преподавания и предусматривал открытие в городах двух типов общеобразовательных учреждений: малые народные училища и главные народные училища.

    Малые училища подготавливали поступивших на протяжении двух лет — базовые навыки чтения, письма, правила поведения и сопутствующие знания.

    Главные училища давали более широкую предметную подготовку — на протяжении пяти лет, помимо базовых навыков, здесь преподавались языки, история, точные и естественные науки, архитектура. Со временем именно из главного училища отделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

    В основу обучения ставилось доброжелательное отношение к ученикам, категорически запрещались физические наказания.

    Крестьянство осталось за пределами образовательной реформы — проект сельских школ и обязательного начального образования вне зависимости от пола и сословной принадлежности предполагался Екатериной II, но так и не был реализован.

    Секуляризация церкви

    Правление Екатерины II для православной церкви оказалось не лучшим периодом. Однако для других конфессий были сделаны все условия. Императрица считала, что право на существование имеют все религиозные течения, которые не выступают против её власти.

    Причины:

    • Чрезмерная автономность церкви
    • Необходимость увеличения поступлений налогов и эффективности использования земель

    Церковники

    В результате подписания указа Сенату О разделении духовных имений» все принадлежащие духовенству земли и крестьяне перешли под контроль государства. Специальный орган, Коллегия Экономии, начала собирать с крестьян подушную подать и часть полученной суммы передавать на содержание монастырей. Учреждались так называемые «штаты» монастырей, число которых было ограничено. Большая часть монастырей была упразднена, их обитатели были распределены по оставшимся церквям и приходам. Закончилась эпоха «церковного феодализма»

    В результате:

    • Духовенство потеряло около 2 миллионов монастырских крестьян
    • Большая часть земель (примерно 9 млн гектар) монастырей и церквей перешло в ведение государства
    • Закрыто 567 из 954 монастырей.
    • Ликвидирована автономность духовенства

    Итоги, значение и результаты внутренних реформ
    Екатерины 2 Великой

    Реформы Екатерины II были направлены на создание государства европейского типа, — т.е. на логическое завершение петровских преобразований, которое осуществлялось методами просвещенного абсолютизма на базе идей гуманизации правосудия. При Екатерине II завершено правовое оформление сословной структуры общества; предпринята попытка привлечь к реформам общественность и перенести часть управленческих функций «на места».

    Политика в отношении крепостного крестьянства отличалась некоторой противоречивостью, т.к., с одной стороны, произошло усиление власти помещиков, а с другой были предприняты меры, несколько ограничившие крепостной гнет. В сфере экономики были ликвидированы государственные монополии, провозглашена свобода торговли и промышленной деятельности, проведена секуляризация церковных земель, введены в обращение бумажные деньги, учрежден Государственный ассигнационный банк, предприняты меры по введению государственного контроля над расходами.

    При этом стоит учесть и негативные результаты — расцвет фаворитизма и взяточничества, выросший долг, обесценивание валюты и засилье иностранцев в научной и культурной сферах.

    Основные события в ходе восстания С.Датулы.

    Организатор восстания Сырым Датулы (1712-1802 гг.)

    Главные цели восстания:

    1. Возвратить земли традиционных кочевий казахских родов

    2. Прекратить завоевания уральскими казаками казахских земель

    3. Ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы и его окружения

    Весной 1783 года казахов начали совершать набеги на Уральскую линию: совершили налет на Гирьяльский редут, взяли в плен солдат и угнали скот. Оренбургский комендант направил в степь карательные войска из оренбургских казаков и отряд из 1500 башкир с целью предотвращения набегов казахов на северо-востоке: каменное укрепление было взято приступом, в плен захвачено 56 человек и отправлено на казенные работы.

    Летом 1783 года казахи совершали нападения на укрепления и торговые караваны, что привело в упадок торговлю со среднеазиатскими ханствами. Восставшие штурмом взяли крепость Карагайскую контролировали движение на тракте между Оренбургом и крепостью Илецкая. Активными действия велись в районе Орской крепости и на Нижнеуральской дистанции.

    В 1785 году казахи сражались с царскими отрядами в районе Нижнеуральской линии. Отряд С. Датулы состоял из 2700 человек, старшины Барак - из 2000 и Тленши - из 1500 челловек. Против них действовало три отряда казаков.

    С 1785 года усилилась междоусобная борьба в окружении Нуралы. Хан проявил свое бессилие в подавлении народного восстания и повстанцы выступили за его отстранение от власти и в 1786 году Нуралы был изгнан из Младшего жуза. Хан был взят под покровительство царских властей и некоторое время укрывался в Калмыковской крепости. Затем его сослали в Уфу, в 1790 году хан Нуралы там и скончался.

    В сложившихся условиях возникла необходимость в новых формах управления в Младшем жузе.

    В 1784 году во главе Оренбургской губернии встал барон О.А. Игельстром. Он был известен как человек, способный проводить гибкую политику по управлению регионом. Он быстро вник в сложившуюся ситуацию и не мог не видеть ослабление ханской власти и усиление позиции батыра Сырыма. Последний выступал за передачу верховной власти Совету биев.

    О.А. Игельстром в 1786 году предложил проект реформирования ханской власти. Сущность реформы - полная ликвидация ханской власти, открытие Пограничного суда в Оренбурге Младший жуз предполагалось поделить по родоплеменному принципу на три части - алимулы, байулы и жетыру, где должны были быть созданы главные расправы с судебными функциями, во главе с председателями. Работа должна была оплачиваться из казны. Екатерина II одобрила предложение Игельстрома. Необходимо было построить в жузе два или три города, мечети и школы для детей казахской знати – эти меры были направлены на устранение политической обособленности Младшего жуза от Российской империи.


    Съезд старшин, состоявшийся в 1786 году, согласился с созданием только Пограничного суда, в его состав были избраны шесть влиятельных родовых старшин: Тленши, Жаныбек, Тлеп и др. Султаны были замещены родовыми старшинами на административных должностях. Выборы были проведены только в трех родах Младшего жуза и Пограничный суд оказался не связан через расправы со всеми родами Младшего жуза.

    Используя полномочия Пограничного суда, старшины поставили вопрос о земле, расширении зимних пастбищ за счет междуречья Урала и Волги. Предлагалось отменить арендную плату за пользование свободными землями, и генерал-губернатор выполнил это решение. Но за использование частновладельческих земель плата не отменялась.

    Начался массовый переход казахов в междуречье Урала и Волги в зимнее время 1786-87 гг. Тогда старшины поставили вопрос о возвращении в жуз бежавших рабов.

    Игельстром сумел частично выполнить требования старшин, но поставил условие прекратить пограничные набеги. Старшины потребовали прекращения насилия над казахами со стороны прилинейной администрации и Уральского казачества. Созданные расправы вызвали противодействие султанов царскому правительству, ограничивавшему их привилегии. В Младшем жузе продолжалась междоуспбная борьба султанов и старшин, что привело к старшинско-султанскому противостоянию. С. Датулы попытался уйти из-под влияния царского правительства, и реформы Игельстрома потерпели неудачу. Сырым Датулы начинает переговоры с Хивой об оказании помощи казахам оружием, конницей, продовольствием, а в случае поражения обещает - предоставить кочевья в пределах Хивинского ханства.

    Царское правительство пыталось ограничить права казахов в использовании пастбищ в междуречье Урала и Волги, что привело к усилению противостояния в этом районе. Набеги казахов на укрепления Уральской линии участились. В 1791 году ханом Младшего жуза был избран султан Ералы. А после его смерти ханом стал Есим – сын Нуралы.

    Политика просвещенного абсолютизма в области образования. Идея воспитания «новой породы людей» и её реализация в закрытых сословных учебных заведениях. Начало женского образования в России.

    Периодом высшего развития школьного дела в России в XVIII веке стало время царствования Екатерины II (1762 – 1796). Получив европейское образование, императрица проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В рамках общеевропейской эпохи Просвещения российские политики, ученые, педагоги приняли активное участие в разработке вопросов просветительского характера: провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования европейского опыта на основе собственных национальных традиций. В своих произведениях российские просветители: А.А. Прокопович-Антонский, Е.Р. Дашкова, М.М. Снегирев, Х.А. Чеботарев и др. – предлагали идеи свободного развития личности, отвергая тезис о преимущественном «естественном воспитании» и настаивая на приоритете общественного воспитания.

    Екатерина II для реализации своих проектов также стремилась использовать достижения педагогической мысли просвещенной Европы. Она внимательно изучала произведения Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо и др. За советом по реализации реформы школьной системы в Российской империи она обратилась к знаменитому французскому просветителю Д. Дидро, который по её просьбе составил «План Университета для России».

    Приоритетом школьной политики второй половины XVIII века являлось удовлетворение культурно-просветительских интересов дворянства. Еще во время царствования Петра I была введена обязательная программа, согласно которой дворяне должны были получать научно-технические знания. С течением времени в соответствующих школах остались учиться лишь дети мелкопоместных дворян. Представители знати предпочитали учиться светским манерам, наслаждаться театром и другими видами искусства. Усиливается стремление к новому образованию западного образца, выбравшему в качестве приоритета греко-латинскую образованность.

    Оплотом греко-латинского образования в Российской империи становится Славяно-греко-латинская академия, которая вступает в новый период своего развития. Увеличивается количество часов на преподавание русского и греческого языков; вводятся древнееврейский и новые языки, а также целый ряд образовательных предметов: философия, история, медицина и др. Академия перестает удовлетворять запросам нового времени, так как превращается в исключительно духовно-учебное учреждение. Её функцию в системе образования берут на себя университеты.



    Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII века стал коллективный трактат профессоров московского университета «Способ учения» (1771), в котором провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

    Заметных успехов во второй половине XVIII века также добиваются специальные военно-учебные учреждения: Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Согласно уставу 1766 года, программа обучения в них делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию (нравоучение, юриспруденция, экономика); 2) полезные или художественные (физика, астрономия, география, навигация, естествознание, военные науки, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура); 3) руководствующие к познанию прочих искусств (логика, риторика, хронология, латинский и французский языки, механика).

    Также во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворян. Обучение в них велось по программе государственных школ. Представители дворянской знати часто давали своим детям домашнее образование, приглашая иностранных гувернеров.

    В 1763 году главным советником императрицы по вопросам образования в Российской империи становится Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), получивший прекрасное европейское образование. В этом же году он представил императрице план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». С целью сглаживания классовых противоречий в обществе он надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (справедливых дворян, промышленников, купцов, ремесленников). Основным условием формирования первого поколения новых людей и. Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от влияния «безнравственного общества», от предрассудков и пороков старого поколения. Для этого между поколениями необходимо было создать прочную искусственную преграду, роль которой призваны были сыграть закрытые учебные заведения (интернаты) , где, под руководством просвещенных наставников, должны были до 18 – 20 лет воспитываться «новые люди».

    И. Бецкой также стремился создать в России образованное третье сословие (купцы, мещане, ремесленники). Для реализации этой цели в 1760 – 70-х годах в Москве и Санкт-Петербурге был открыт целый ряд учебных заведений: воспитательные дома, коммерческое училище, мещанские училища при шляхетском корпусе и при Академии художеств и др.

    В 1764 году в Санкт-Петербурге был открыт Смольный институт, положивший начало государственному дворянскому женскому образованию в России. Для составления программы обучения в институте был использован культурно-просветительский опыт французского Просвещения. Кроме общей программы, включавшей русский язык, географию, историю, арифметику, иностранные языки, преподавали хорошие манеры и домоводство.

    В 1768 году была создана «Частная комиссия об училищах», которая также подготовила несколько проектов реформы системы образования: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев.

    В истории реформ системы образования екатерининской эпохи выделяются два этапа: на первом этапе (1760-е годы) заметное влияние оказывается идеями французского просвещения; на втором этапе (с начала 1780-х годов) – влияние немецкого опыта преподавания. К началу 1780-х годов вопрос о школьной реформе снова становится актуальным.

    В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.

    Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища . Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, граждановедению, чистописанию, рисованию и др. Открывались и содержались малые училища на средства горожан.

    Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Помимо программы малых училищ, в курс обучения входили: евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура и др. В главных училищах можно было получить и педагогическое образование. Преподавание осуществлялось светскими учителями. Также в училищах была введена классно-урочная система.

    Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети.