Болезни Военный билет Призыв

Реформы сервия туллия таблица. Реформа Сервия Тулия. Борьба плебеев за равноправие

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Еще будучи мальчиком, Сервий попал в дом древнеримского царя Тарквиния Приска в качестве раба, ставшего слугой. Его отец погиб в одном из боев с римлянами, а мать попала к римлянам в плен. В легендах говорится о том, что она, возможно, была знатного происхождения, поэтому царица Танаквиль приблизила женщину к себе. Мальчика в семье полюбили, дали ему хорошее образование и относились как к младшему родственнику, а не как к прислуге. Повзрослевший Сервий впоследствии даже стал зятем Тарквиния Древнего, женившись на его дочери.

Сервий Туллий

Поначалу трагическую смерть древнеримского правителя от рук убийц скрывали от народа. Его жена Танаквиль распорядилась наглухо закрыть дом, а сама из окна обратилась к собравшейся толпе с речью. Она сказала, что царь обязательно поправится, так как рана неглубокая, а пока распоряжения от его имени будут передаваться через Сервия Туллия. За несколько дней будущий древнеримский царь, шестой по счету, смог упрочить свое положение в избранных кругах, после чего было решено объявить о смерти Тарквиния. Сервий не избирался всенародно. Занять царское кресло ему помогла Танаквиль, по-матерински полюбившая юношу.

Избежать ненависти подросших царских сыновей и участи своего предшественника Сервий Туллий попытался, выдав замуж за юношей двух дочерей. Но избавиться от вражды, предательства и зависти ему так и не удалось. Впоследствии Туллия-младшая сыграет роковую роль в судьбе отца, задумывая и принимая непосредственное участие в нешуточных интригах за его спиной. В конечном итоге, Сервий Туллий будет прилюдно убит заговорщиками во главе со своим зятем , а его дочь – Туллия-младшая – на колеснице проедет по телу своего отца!

Туллия-младшая направляет колесницу на тело своего отца

Шестой древнеримский царь правил с 578 по 535г. до н.э. Сервий больше уделял времени государственному устройству и строительству, нежели войнам. В результате, реформы Туллия поспособствовали упрочнению государственного строя. Им было создано:

  • Сервиево законодательство;
  • центуриатная реформа, разделившие население Рима на городские и сельские трибы – родовые объединения были заменены территориальными округами.

Кроме всего прочего, появились имущественные классы и электоральные группы. Аристократия стала определяться не по родству, а по богатству. Бедняки же составляли отдельный класс, представители которого не могли принимать участие в голосовании и не несли военную службу. Но их позволялось выкупать из рабства, освобождая от зависимости, что сказалось на уважении народа к царю, который самолично участвовал в процессе.

Сервиева стена

По легенде, в период правления Туллия была возведена , окружившая семь холмов Рима. Но исследования сохранившихся участков строения свидетельствуют о строительстве стены в IVв. до нашей эры, хотя именно эти развалины могли сохраниться уже после ее реконструкции. Руины крепостной стены встречаются сегодня в нескольких исторических районах Рима.


Возникновение римской государственности.

Государственная надстройка, отражая и закрепляя в интересах экономически-господствующего класса основные процессы, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при изучении римского государства необходимо выделять следующие периоды:

1. Разложение родового строя - военная демократия. Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов, возникновения новых органов государственной власти.

2. Римская республика (III - I века до н.э.). В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие территории Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными территориями. Этот период сопровождался усилением классовой борьбы. Это привело к кризису Римской империи.

3. Римская империя (I век до н.э. - V век н.э.) - это период глубоких социальных потрясений римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, происходит стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается экономическая жизнь провинций. Но обострение классовой борьбы, углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры. Восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких мер для охраны классового господства рабовладельцев.

Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью. Родовая община представляла собой родственную, хозяйственную общность людей. В течении длительного времени такая община была и ячейкой общественного самоуправления. На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес, избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.

Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности отдельных семей. Богатеющие семьи получали возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников.

На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Родовой строй превратился в свою противоположность.

Организация власти выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военачальник является необходимым должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военачальнике, совет воинов.

В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.

Патриции - члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям.

Плебеи - это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин, а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле.

Браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

Реформа Сервия Тулия

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Возникло несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все население Рима - было разделено по имущественному цензу на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.

Так выглядела центральная организация в зависимости от имущественного ценза.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, не имели ничего общего, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано 21: 4 городских и 17 сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, - всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Причем только постепенно, центуриатные собрания вытеснили родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса.

Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения.

Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины, послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов.

Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой нового деления населения состояла в удовлетворении, прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому это можно назвать военно-административным делением.

Верховное командование в армии осуществлял орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, выделял средства на ведение войны.

Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплощали институт верховного командования.

Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.

Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

В период реформы Сервия Туллия армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Разрастание магистратур происходило вследствие завоеваний. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором.

Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим земли.

Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства. Его элементами выступали центуриатные и трибутные комиции, где сосредотачиваются три вида власти. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.



Как было указано выше, древнеримский общественный и государственный строй был всецело рассчитан на коренных, изначальных жителей общины, опирался на их родовую организацию. Позднейшие переселенцы, плебеи, стоя вне патрицианских родовых связей, стояли и вне политической жизни.

Такое положение дел могло не возбуждать внимания лишь в те времена, когда подавляющим элементом населения были патриции, а класс пришельцев-плебеев был немногочислен. Когда же этот последний класс значительно разросся и пустил прочные корни в Риме, его изолированное положение делалось все более и более общественной аномалией. С одной стороны, сами патриции мало-помалу привыкают смотреть на плебеев как на постоянную составную часть римского населения; с другой стороны, плебеи, для которых интересы их новой отчизны, Рима, делаются все более и более небезразличными, начинают обнаруживать стремление к участию в общинных делах.

Существует предание, что уже Тарквиний Приск имел мысль составить из плебеев новую (четвертую) трибу на равных правах с прежними, но его попытка разбилась о сопротивление жрецов Козаков Ф.И. История Рима. М., 1978. С. 101.. Пришлось остановиться на компромиссе: из среды плебеев были выбраны некоторые фамилии и включены под именем gentes minores в состав прежних трех триб. Насколько достоверно это предание, трудно сказать. Gentes minores действительно существовали впоследствии среди патрицианских родов, но таково ли их происхождение, как говорит римское предание, неизвестно. Как бы то ни было, если даже реформа Тарквиния Приска - подлинная историческая правда и если она действительно имела в виду плебеев, - она не изменила основных принципов государственного строя, а только пополнила старые организации новыми лицами.

Гораздо более серьезное и принципиальное значение имела реформа, приписываемая Сервию Туллию. Пусть и автор, и время ее сомнительны, но общие основы ее, дошедшие до времен, более достоверных, неизменными, более или менее ясны.

Было бы, конечно, неправильно думать, что эта реформа была задумана и проведена как реформа политическая, прежде всего, как это представляли себе позднейшие римляне. Наиболее важной практически и наиболее вразумительной для патрициев стороной отмеченной выше общественной аномалии было то обстоятельство, что одни патриции несли на себе всю имущественную и личную тяготу воинской повинности. Целый значительный класс населения оставался в этом последнем отношении совершенно неиспользованным. Вследствие этого возникало полное несоответствие между действительным населением Рима и количеством выставляемого им войска. А между тем потребности обороны и растущие завоевательные стремления Рима требуют все большего и большего напряжения всех его личных сил. Представлялось поэтому желательным, прежде всего как-нибудь привлечь всю массу плебеев к участию (личному и имущественному) в несении воинской повинности. И действительно, вся так называемая реформа Сервия Туллия есть по основной идее своей реформа воинская и податная.

Достигнуть указанной цели можно было только радикальным изменением самого основного фундамента этих повинностей, заменив принцип происхождения вместе с его родовой и куриальной организацией народа и войска принципом имущественной состоятельности каждого.

Царь Сервий Туллий разделил римлян на пять имущественных разрядов или классов (разряд по-латыни classis). К первому классу принадлежали самые зажиточные граждане с состоянием не меньше 100 тысяч медных ассов. Они должны были приобретать за свой счет полное вооружение воина фаланги (в Риме она называлась легион): железный меч и копье с железным наконечником, а также защитные доспехи из бронзы, включавшие шлем, круглый щит, поножи и панцирь. Граждане первого класса выставляли на войну 80 центурий (букв. сотен) тяжеловооруженной пехоты, которая составляла главную силу легиона.

Ко второму классу принадлежали граждане победнее с состоянием не менее 75 тысяч медных ассов. Они приобретали за свой счет более дешевые и соответственно более легкие защитные доспехи, не включавшие панцирь, поэтому в бою их старались не ставить в первые ряды. Имущественный ценз следующих классов был еще ниже, оружие еще дешевле, а роль в бою еще более скромной. Граждане пятого класса с состоянием от 11 до 25 тысяч медных ассов были вооружены только пращами и метательными камнями. От них никогда не зависел исход сражения, в котором с обеих сторон участвовала тяжеловооруженная пехота, воевавшая в строю фаланги.

Система деления на классы была связана с организацией пехоты главной силы римской армии. Самые богатые граждане, принадлежавшие в основном к аристократии, сражались в коннице и не входили в первый класс. Они выставляли на войну 18 центурий всадников. Наконец, граждане с состоянием меньше 11 тысяч ассов, то есть не имевшие даже самого мизерного собственного хозяйства, которое могло бы их прокормить, считались стоявшими ниже класса (infra classem) и назывались пролетариями (от слова proles потомство). Так именовали тех, у кого не было ничего своего, кроме потомства. Пролетарии выставляли на войну одну центурию нестроевых воинов (обозной прислуги).

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос.

По свидетельству Цицерона, перевес в центуриатных комициях был у богатства, а не у большинства Хрестоматия по истории Древнего Рима. // Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987. С. 233.. Многие римляне считали такой порядок справедливым, полагая, что чем больше вклад человека в защиту отечества, тем шире должны быть его политические права.

Современные ученые отмечают, что для Рима был характерен принцип геометрического равенства (объем прав равен объему обязанностей), а для демократических Афин принцип арифметического равенства (все граждане равны в политическом отношении независимо от их обязанностей перед полисом) Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963. С. 401..

Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле - результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI-III вв. до н. э.).

Описанная реформа имела громадное и принципиальное, и практическое значение для дальнейшей римской истории. Несмотря на то, что она не уничтожала старого патрицианского строя, несмотря на то, что она имела в виду в первую очередь, воинские цели, она создала базис для крупной политической реформы.

В результате этой реформы существенно изменилось положение плебеев. Участвуя в войске, они приобрели теперь возможность участвовать и в народном собрании. Плебеи вышли, таким образом, из своего прежнего изолированного положения, втянулись в общенародную организацию.

Для патрициев эта реформа тоже не могла пройти бесследно: она должна была, прежде всего, отразиться в дальнейшем умалении значения родов и в дальнейшем разложении патриархального строя. Государственный принцип сделал новый и крупный шаг вперед.

Большинство историков выделяют три периода развития Древнеримского государства .

  1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.) - время возникновения государства .
  2. Период республики (509-27 гг. до н.э.).
  3. Период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

В середине VIII века до н.э. три племени (латины, сабины, этруски), обитавшие в долине реки Тибр, объединились в единую общину (civitas), центром которой стал город Рим.

Первоначальные жители общины именовались патрициями, а переселенцы - плебеями.

Римский царь охранял «традиции и нравы отцов», командовал войском, вершил правосудие и выполнял функции верховного жреца.

Постановления рекса действовали лишь во время его жизни. Со смертью царя исполнение их было не обязательно.

Власть рекса была пожизненной, но не наследственной. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь царей.

В качестве совещательного органа при рексе выступал Сенат (от лат. senex - старец, старейшина), первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. По мере ослабления роли родовых традиций члены Сената стали назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учета их конкретной родовой принадлежности. Право созыва Сената и председательствование на его заседаниях принадлежало рексу.

Постановления Сената, касавшиеся наиболее важных вопросов общественного управления (объявления войны и заключения мира, предоставления гражданства , отправления религиозного культа и др.), обычно должны были приниматься рексом во внимание, но не имели для него императивного характера.

В случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия (interregnum), сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса.

Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя подлежало утверждению в сенате.

Народные собрания (комиции) являлись формой участия взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан в решении дел общественной важности. Древнейшими видами народных собраний были собрания по куриям (comitia curiata).

Созыв народного собрания осуществлялся по инициативе рекса, который и вносил туда свои предложения; помимо воли рекса народное собрание состояться не могло.

Предложения рекса обсуждению в народных собраниях не подлежали - они либо принимались, либо отвергались путем открытой и устной подачи голосов.

Решение народного собрания (lex) имело силу закона , действие которого не было ограничено временем - оно могло быть отменено лишь другим законом, принятым по той же процедуре.

Реформы Сервия Туллия

Растущее богатство и мощь верхушки родовой знати, конфликт между патрициями и плебеями обусловили проведение предпоследним римским царем важных реформ. Сервий Туллий в середине VI века до н.э. разделил все население Рима (как патрициев, так и плебеев) на пять разрядов.

  1. В I-й разряд вошли граждане , владеющие имуществом на сумму 100 и более тыс. ассов или земельным участком свыше 20 югеров.
  2. 2й разряд - имущество на сумму 75 тыс. и более ассов или 15-20 югерами земли.
  3. 3й разряд - имущество на сумму от 50 до 75 тыс. ассов или 10-15 югерами земли.
  4. 4й разряд - имущество на сумму от 25 до 50 тыс. ассов или 5-10 югерами земли.
  5. 5й разряд - имущество от 11 до 25 тыс. ассов или менее 5 югеров земли.

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений - центурий (от лат. centum - сотня); следовательно, центурия была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей.

Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый - по 20; пятый - 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий (18 центурий выставляли т.н. всадники, к числу которых относились самые богатые патриции; кроме того, было 2 центурии ремесленников, 2 центурии музыкантов и 1 центурия т.н. пролетариев, т.е. лиц, принадлежавших к неимущественному и неподатному сословию) их общее количество составляло 193.

Во вновь возникших народных собраниях по центуриям (comitia centuriata) каждая центурия имела один голос.

Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т.е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

Каждые 5 лет производилась новая оценка (census) имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Кроме того, все население (без учета патрицианского или плебейского происхождения) было разделено на территориальные округа - трибы.

Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста (tribunus aerarius); его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов . В народных собраниях, которые стали созываться по трибам (трибутные комиции), каждая триба также имела один голос.

Борьба плебеев за равноправие

В конце VI века до н.э. в результате кризиса в Риме сложилась революционная ситуация. Распад родовой организации и становление государства ухудшили состояние многих плебеев. Беднота теряла свои наделы земли, но и родовая знать патрициев также утратила часть прежних привилегий. Усилилась централизация власти , гордые римляне были недовольны тем, что их все чаще привлекают на общественные работы - заставляют «рыть канавы и клоаки».

Царь Тарквиний Гордый больше действовал как тиран. С Сенатом он не считался, подверг репрессиям видных его членов, самолично вершил суд и расправу, творил незаконные конфискации , насилия, беззакония, злодеяния. По пути царя шли его родственники, особенно сыновья. Их кутежи, развратное поведение оскорбляли суровые нравы патрициев.

Если верить легенде, приводимой историком Титом Ливием, недовольство народа вылилось в восстание, поводом послужило преступление старшего царского сына. Обесчестив жену своего друга, дочь знатного патриция Лукрецию, наследник престола довел ее до самоубийства. Перед тем как вонзить в сердце нож, она сказала своему мужу, что осквернено только тело, душа же невинна. Секст Тарквиний - тот, кто под видом гостя пришел как враг в прошедшую ночь, насильно с оружием в руках унес отсюда наслаждение роковое и гибельное для меня. Дайте руку и слово, что это не пройдет безнаказанно прелюбодею.

Чаша терпения народа была переполнена. На следующий день восставший народ сверг царя и вместе с семьей изгнал его из пределов Рима. С 510 г. до н.э. (по Ливию) царская власть прекратилась, Рим стал республикой .

Преодолевая упорное сопротивление патрицианской знати, плебеи в борьбе за землю, за доступ в сенат, к магистратуре, в жреческие коллегии постепенно добивались ощутимых результатов. В тех случаях когда патриции наотрез отказывались удовлетворять требования плебеев, последние прибегали к крайним мерам. Они покидали Рим. Авентинский холм издревле считался у плебеев местом, где они, совершив клятвы и обряды в честь своей богини Дианы, выходили из подчинения патрициев и тем самым отказывались служить в ополчении. После этого они уходили вместе со своими семьями на священную гору. Эти отношения (сецессии) ставили патрициев в безвыходное положение. В городе начиналась паника. Известно 6 «уходов» плебеев из Рима в связи с их борьбой за свои права: в 494, 471, 449 гг. до н.э. на Авентинский холм, в 445, 342, 287 гг. до н.э. на Яникул.

Первая сецессия имела место в 494 году до н.э. Плебеи отказались выступать в военный поход и в полном вооружении удалились из Рима на священную гору. Сила ополчения ослабла. Патриции были вынуждены отступить. После первого ухода плебеи по закону Сервилия добились права избрания на своих сходках (трибутных собраниях) народного трибуна, который мог бы защищать интересы плебеев от злоупотреблений магистратов, и двух плебейских эдилов. Народный трибун получил право опротестовывать решения любого магистрата, кроме диктатора, или наложить вето.

Применяя право вето - интерцессию, плебеи получили возможность вмешиваться в дела государства. С этого момента собрания плебеев стали проводиться регулярно. По закону Люция Валерия и Марка Горация в 449 г. до н.э. личность народного трибуна провозглашалась неприкосновенной, почти священной.

В 454 г. до н.э. по закону Спурия Тарпея и Алва Атерния право консулов налагать штрафы за преступления было ограничено. По настоянию плебеев была сделана запись обычного права и составлены законы XII таблиц, что явилось весьма важной победой плебеев.

В тот же период по законам Люция Валерия и Марка Горация постановления плебейских собраний, так называемых плебисцитов, получили обязательную силу для всего народа. Гражданин, приговоренный к штрафу или смертной казни, мог апеллировать к народному собранию.

Народные трибуны провозглашались неприкосновенными. Лицо, оскорбившее народного трибуна, должно было быть предано казни, имущество виновного конфисковывалось. Тем самым плебеи добились демократизации политического устройства. Вскоре они сумели вырвать еще одну уступку у патрициев. Несмотря на протесты последних об осквернении их «благородной крови», «ниспровержении самого святого», по закону Конуэлия в 445 году до н.э. были разрешены браки между патрициями и плебеями.

По соглашению между Сенатом и Народными трибунами в 444 г. до н.э. из числа плебеев стал избираться военный трибун - заместитель консула, который наделялся обширными полномочиями: военными, административными и отчасти судебными.

В 420 г. до н.э. плебеи добились права избрания на должность квестора. Монополия патрициев на этот пост была отменена. В конце III века до н.э. до н.э. (394 г.) состоятельные плебеи добились права зачисления в центурии по разряду всадников. 400 плебеев были зачислены на службу в кавалерию на собственных лошадях (по реформе Сер- вия Туллия в разряд всадников зачисляли лишь тех, кто имел определенный земельный надел, недвижимое имущество).

Численность плебеев постоянно возрастала. Кроме основной массы крестьян, состав плебеев пополняли пилигримы, свободнорожденные вольноотпущенники, дельцы, не дотянувшиеся до всаднического сословия, мелкие самостоятельные торговцы, бывшие клиенты знатных домов. Плебеи выступали за укрепление власти народных трибунов и плебейских комиций. Все погибшие противники Сената становились героями плебса.

Плебеи вели упорную борьбу, прежде всего, за землю, за отмену жестокой долговой кабалы, за снижение ростовщических процентов. На одной из плебейских сходок говорилось, что земли хватало только для могилы. Население Рима за 60 лет (с 392 по 332 гг. до н.э.) выросло почти на 100 тыс., было образовано 8 новых триб, но патриции упорно но хотели допускать плебеев к своим общественным землям.

Ссылаясь на законы XII таблиц, патриции держали должников в своих тюрьмах, зачастую в оковах. Ростовщики брали за ссуды и займы огромные проценты, основной массе плебеев грозило полное закабаление. Возвратившись из похода, плебей заставал свое хозяйство на грани разорения. Он не имел средств для уплаты налогов , долгов. Жалования ополченцам не платили. Чашу терпения переполнила казнь знаменитого полководца Манлия, который выступил в защиту обездоленных плебеев. По указанию властей его сбросили с Тарпейской скалы. Но это не остановило плебеев.

Закон Сервилия, принятый еще в 494 г. до н.э., запрещал держать римского гражданина в оковах и заключении, продавать имущество должника, пока он находился в армии, ополчении; не разрешалось также отбирать имущество его детей и обездоливать их. Однако патриции находили способы и уловки обходить этот закон. Народные трибуны Люций Секстий и Гай Лициний целых десять лет добивались принятия законов, облегчавших участь малоземельных плебеев.

Угроза всеобщего возмущения плебеев и их сецессия подействовали. В 367 г. до н.э. верхушка патрициев сдалась. Народные трибуны Секстий и Лициний провели закон, который установил максимум земельного владения для пашни и пастбищ (500 югеров - 125 га). Оккупация, приобретение общественных земель сверх установленной нормы под угрозой штрафа категорически воспрещались. Излишки таких земель, входивших до этого в фонд патрициев, изымались. Плебеи наравне с патрициями получили доступ к общественным землям. Земельный кризис был на время приостановлен.

Должность военного трибуна от плебеев упразднялась, последние могли теперь избрать своих представителей в высшую магистратуру - один из двух консулов должен был избираться от плебеев. В тот же год плебеи впервые воспользовались этим правом. Лициний стал первым консулом от плебеев.

Положение должника смягчалось. Уплаченные проценты исключались из основной суммы долга, невыплаченная доля задолженности выплачивалась равными частями, на льготных условиях за три года. В порядке компенсации патриции изъяли из ведения консулов судебные дела и передали их претору, который избирался только из патрициев; в противовес плебейским эдилам вводилась должность курульных эдилов от патрициев.

Следует подчеркнуть, что законы Лициния и Секстия знаменуют крупную победу плебеев. Путь к демократическим реформам был открыт. С другой стороны, по закону Л. Генуция 342 г. до н.э. уже оба консула могли избираться от плебеев. Одно лицо не могло одновременно занимать две выборные должности, а магистрата разрешалось переизбирать по истечении 10-летнего срока .

Плебеи на этом не остановились. В 339 г. до н.э. по закону П. Филона еще раз подтверждалось древнее положение, по которому плебисциты имели обязательную силу. Постановления народных собраний не нуждались в утверждении Сената, как было раньше. В порядке предварительного обсуждения магистрат должен был согласовывать законопроект с сенатом и после этого мог ставить его на голосование в комициях.

Таким образом, плебеи оттеснили сенат от законодательного процесса , что было новым свидетельством демократизации политического строя. В 387 г. до н.э. плебеи получили право избирать своего консула, в 364 г. до н.э. - курульного эдила, в 356 г. до н.э. - диктатора, в 351 г. до н.э. - цензора, в 337 г. до н.э. - претора. Тем самым, патриции окончательно утратили свою монополию на занятие указанных должностей.

Важное значение имел закон Петелия и Папирия (326 г. до н.э.), который окончательно запретил закабаление свободных римских граждан. Рабами могли быть только иноплеменники. С тех пор должник за долги отвечал своим имуществом, а не телом и свободой. Римских граждан запрещалось отдавать в долговую кабалу. Самосуд кредитора над должником запрещался, споры по таким делам надлежало рассматривать в суде. Отец не мог продавать своих детей в рабство. Закабаление свободного гражданина в раба римское право начисто отрицало до конца II в. до н.э., когда была снова санкционирована самопродажа в рабство свободного, достигшего 25 лет.

Следует, однако, иметь в виду, что закон Петелия распространялся только на римских граждан и действовал в пределах этой категории жителей. Однако он не имел юридического значения для населения Италии и провинций, где римские граждане по- прежнему давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты. Если должник не был в состоянии уплатить долг, он по законам XII таблиц мог попасть в рабское состояние.

По древнему праву рабы делились на две категории: к первой относились соплеменники, попавшие в долговую кабалу, ко второй - чужаки, обычные пленные. Первые (Nexus) считались свободнорожденными и юридически не признавались рабами. В положении невольника должник римлянин находился временно, до уплаты долга. Однако кредитор , хозяин мог использовать его труд по своему усмотрению и даже заключать в тюрьму. Законы XII таблиц давали господину такую санкцию. Неоплатного должника могли продать в рабство (за Тибр), его обычно приобретали этруски. Бывший римский гражданин становился полным рабом, его судьбу часто разделяли сыновья. Он уже не отличался от военнопленного или иного купленного раба.

Закон Петелия сузил возможности эксплуатации сограждан, их закабаления по причинам задолженности. Главным источником пополнения рабов стал военный плен. Агрессивность, жажда экспансии правящих кругов римской республики усилились. Римская армия и дипломатия ускорили создание федерации латинских народов. Это в свою очередь открывало возможность захвата и порабощения других стран Средиземноморья. Идеология милитаризма усиливалась. Война должна была возвышать великую славу римского народа, что было завещано предками, обеспечить верные и обильные источники доходов Рима и благосостояния союзников.

Следующим этапом борьбы за равноправие плебеев с патрициями был закон братьев Огульниев, разрешавший плебеям избираться в состав жреческих коллегий (300 г. до н.э.). В 287 г. до н.э. закон диктатора Гортензия снова провозгласил, что решения плебейских собраний (плебисциты) являются обязательными для всех граждан, включая патрициев. С тех пор плебеи получили доступ ко всем высшим должностям, включая жреческие.

В результате всех реформ сопротивление патрициев было окончательно сломлено, они признали свое поражение. Плебеи добились юридических гарантий неприкосновенности личности, сбили с патрициев спесь и высокомерие. С этого периода борьба между двумя сословиями практически закончилась. Сложилась единая гражданская община в рамках римского полиса, в котором политическое господство постепенно захватила верхушка патрициев и плебеев, получившая название нобилитета. В нее вошли 19 патрицианских и 29 именитых плебейских родов. Новое общественное устройство открывало простор для развития рабовладельческого уклада в виде т.н. «классического рабства».

В VI веке до нашей эры шестым царем Древнего Рима после соответствующих испытаний был избран Сервий Туллий (Servius Tullius) (578 – 534 годы до нашей эры). Относительно его происхождения существуют две версии. Согласно общепринятой традиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попавшей в плен к римлянам (по другой версии, опровергаемой Титом Ливием, был сыном рабыни). Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии Танаквиль, вдовы покойного царя, захватил власть с одобрения сената. По другой малораспространенной версии (из речи императора Клавдия в сенате), Сервий Туллий – не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме, где переменил там имя и достиг царской власти. Иногда отцом Сервия Туллия предание называет римского бога кузнецов Вулкана.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них – центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи – введены в состав римской общины. Он разделил территорию римского государства на 4 трибы – территориальных округа. Не упраздняя куриатных комиций, Сервий Туллий ввел центуриатные комиции, то есть собрания по центуриям – сотням, основному военному подразделению, и придал им высшую законодательную, судебную и электоральную силу.

Далее Сервий Туллий ввел ценз имущества и распределил всех римских граждан на классы по имущественному цензу (доходу):
- всадники (equites);
- римляне с цензом 100 000 ассов;
- римляне с цензом 75 000 ассов;
- римляне с цензом 50 000 ассов;
- римляне с цензом 25 000 ассов;
- римляне с цензом 11 000 ассов;
- пролетарии.

Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. Формально «сверхбогатые», то есть всадники, и «сверхбедные», то есть пролетарии, не входили в классы. Всадники (или эквиты) – одно из привилегированных сословий в Древнем Риме. Всадники в различные времена истории Древнего Рима имели различное значение, почему здесь надо различать несколько периодов. Первоначально – в царскую эпоху и в раннереспубликанский период – это была сражавшаяся верхом патрицианская знать. Всадники в войске римских царей носили тунику с красной полосой, расшитый плащ и особые красные ременные башмаки. Со временем все это, с некоторыми поправками, стало отличительными знаками принадлежности к патрициям, сенаторам и магистратам. В раннюю эпоху четкого различия между сословиями сенаторов и всадников не наблюдалось. По реформе Сервия Туллия в VI веке до нашей эры всадники, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан. Первейшей обязанностью каждого класса было выставить определенное количество центурий, от пролетариев требовалась лишь одна центурия. Собрание стало проходить на Марсовом поле, где проводились военные смотры. Каждая центурия получила один голос. Чтобы решение собрания стало законом, требовалось набрать 98 голосов «за». Собрание принимало законы, рассматривало апелляции, избирало должностных лиц. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

Сервий Туллий вел успешные войны с Вейями и другими этрусскими городами. Ему приписывают также проведение религиозной реформы и постройку городской стены, остатки которой сохранились среди сооружений более поздней эпохи. При нем границы города были значительно расширены (в состав города вошли все семь холмов). После проведенных преобразований Сервий Туллий был убит в результате заговора, возглавляемого своим тестем Луцием Тарквинием Гордым (сын Тарквиния Приска), который и стал царем после Сервия Туллия. Однако попытка единоличного, авторитарного правления была пресечена народным восстанием 509 года до нашей эры. Луций Тарквиний Гордый бежал, и была провозглашена республика.