Болезни Военный билет Призыв

Религиозно моральные основы помощи ближнему. Мораль и религия. Роль религиозной морали в развитии культуры. Явление и сущность морали

Мораль и религия -- наиболее древние регуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом. Достаточно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда все определялось и регламентировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейшими факторами единения общества. За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, активно влияющих на поведение современного человека, на его духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются. Рассмотрим каждое из этих общественных явлений отдельно.

Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Каждый взрослый человек имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Летчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач -- помочь и при этом не навредить пациенту, учитель -- привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета безжизненной сухостью изложения учебного материала.

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами.

Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессиональной деятельности, которые не могут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими условиями ее содержательности, последовательности, успешности и согласованности с другими видами труда. Эти регуляторы являются системой правил и норм профессиональной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.

Однако жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой (распределение обязанностей по ведению хозяйства), отношения детей к родителям и другим более отдаленным по крови родственникам. Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.

Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее между этими регуляторами? Можно ли говорить о едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуляции поведения людей в единое целое?

Таким стержнем духовной жизни во всех обществах, известных науке, является мораль.

Мораль -- особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

Наши представления об обществе окажутся неполны ми, если упустить из виду его дифференциацию по религиозному признаку, т.е. деление на верующих и неверующих.

На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в различные культурно-исторические эпохи.

Однако эти знания чаще всего ограничиваются общими представлениями о влиянии церкви на сферы политики и культуры в различных странах.

Религия как социокультурное явление не исчерпывается деятельностью официальных институтов -- церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении этого явления чрезвычайно важно понять, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, смысложизненных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных, эмоционально острых и содержательных для верующего человека.

«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» (восстановление связи). Верующие считают связь повседневной жизни, решающих поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Это -- особый вид реальности. В науке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчеркивал известный русский религиозный мыслитель и ученый П. А. Флоренский (1882--1937), эта реальность более естественна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности.

Итак, религия -- это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,-- высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фа­вор; Нагорная проповедь Христа -- это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.

В истории религия всегда сосуществовала со светски­ми элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.

В настоящее время складывается достаточно устойчивый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры -- с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.

Нормы религии и морали относятся к одной и той же группе норм. Однако в пределах одной и той же группы могут быть существенные отличия.

Религиею (от religare - привязывать, укреплять) называется живой духовный союз человека с Богом; этот союз состоит в том, что Бог открывает человеку свою сущность и свою волю (отсюда «откровение»), а человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с Божеством, делает волю Божию - своею нормою и отдает свои силы на ее осуществление. Понятно, что религиозный человек, воспринимая волю Божию в виде правил поведения, видит в Божестве - установителя этих заповедей. Порядок этого установления состоит в том, что человек, признав (по тем или другим признакам) некоторые из своих душевных переживаний посланными от Бога, а то, что через них познается - состоявшимся откровением Божественным (уверовав), пытается придать воспринятому форму мысли (учение) и выразить в словах (писание и предание); в христианских исповеданиях верность этого мысленного формулирования и словесного выражения проверялась и утверждалась обычно на собраниях верующих (вселенские соборы). Естественно, что нормы религиозного характера предписывают что-нибудь только тем, кто принадлежит к этому исповеданию и, участвуя в церкви (т.е. организованном союзе людей, признавших данное откровение), приемлет ее учение. При этом, по учению большинства религиозных союзов, к исповеданию и церкви могут принадлежать и такие люди, которые сами, непосредственно не имели откровения, но веруют, приняв его от других людей, почитаемых за пророческий дар и святость. Таким образом нормы религии основываются иногда на признании авторитетности других людей . То, что предписывают эти нормы, является во всех зрелых и развитых религиях известным внутренним душевным поведением или деланием причем нередко устанавливается, в каких именно внешних поступках, движениях и словах (обряд) должно выражаться благочестивое настроение души. Иногда люди упускают из вида, что обряд предписывается религией только в качестве естественного выражения действительного внутреннего отношения души к Божеству, и тогда религиозность вырождается в ханжество и лицемерие. Наконец религиозная норма имеет свою санкцию. Нарушитель ее чувствует себя стоящим перед лицом Божия гнева и, может быть, наказания; к этому может присоединиться налагаемое церковной властью покаяние, или эпитимия, или даже исключение из союза верующих.

Нормы морали отличаются от норм религии в некоторых существенных отношениях. В установлении нравственных правил человек является предоставленным себе и своей совести. Эти правила основываются на самостоятельном и свободном убеждении, которые каждый из нас должен выносить, обдумать и формулировать. Понятно, что такого убеждения никто ни у кого заимствовать не может; даже внешним авторитетом норма морали не может быть установлена, потому что единственным авторитетом здесь является голос совести, живущий в глубине каждой души. Это значит, что человек, слагая свои нравственные убеждения и устанавливая нормы морали, не может руководиться личной прихотью и произволом, но должен поставить пред своею совестью вопрос о том, что есть самое лучшее, совершенное и праведное в личном поведении и в отношении человека к человеку. Указания совести надлежит затем высказать в форме грамматического предложения и логического суждения, которое и выразит основную моральную норму поведения; распространение этого правила на отдельные стороны внутренней и внешней жизни даст возможность составить подчиненные нормы морали. Так, напр., каждому из нас без особого труда удастся признать и формулировать норму: «относись ко всякому человеку с тою любовью, которою ты обычно любишь самого себя»; такое перенесение жизненного центра тяжести со своего благополучия на других людей породит, с одной стороны, требования бескорыстия, самоотвержения и скромности в отношении к себе, с другой стороны - правила, предписывающие доброжелательство, уважение, щедрость, доверие и т.д. по отношению к другим.

Итак, нормы морали каждый человек должен установить для себя сам. Другие, в частности родители и воспитатели, могут ему, правда, помочь в раскрытии и осмыслении голоса совести, но до признания и убеждения каждый из нас должен дорасти сам. Это не значит, что у каждого человека могут быть свои особые воззрения на добро и зло, причем каждый про себя будет прав. Нет, различные понимания морали бывают у людей потому, что они или не знают верного пути к совести, или же не хотят им идти; нередко они ошибаются, принимая «житейскую пользу» за нравственное добро, или не решаясь поставить перед совестью правильный вопрос о самом лучшем; или же они, совсем не обращаясь к ее авторитетному голосу, придумывают что-нибудь от себя. При правильном же исследовании голос совести покажет всем людям одно и то же, и это выражали иногда так: совесть есть голос Божий, звучащий одинаково в каждой душе, но требующий от нее особого внимания и самодеятельной работы над ее убеждениями. Таков порядок установления моральных норм.

Понятно, что норма морали связывает только того человека, который ее признал; она предполагает добровольное согласие и признание, и если кто-нибудь соблюдает ее по чужому приказанию, из покорности или страха, то она теряет свой моральный характер. Это не значит, конечно, что всякий, кто не захочет признать ее, может делать, что ему заблагорассудится: произвол его окажется ограниченным нормами другого характера - теми нормами права, которые связывают каждого гражданина, а также теми, которые установлены распоряжениями его ближайшего начальства (напр., воспитателей). Но это значит, что нравственная жизнь возможна только для того, кто имеет действительное, искреннее желание стать лучше; каждого человека можно и должно свободно убедить в том, что существует внутренний закон добра и что это есть закон любви; и наконец, что если он его не соблюдает, то он всегда будет неправ. Но принудительно - нормою морали нельзя связать никого.

Далее, эта норма предписывает всегда известное внутреннее отношение ко всему живому, и в особенности к человеку, и в виде естественного последствия или выражения этого настроения души,- внешнее поведение, согласное с ним. Нравственные правила всегда начинают с душевной глубины и требуют прежде всего внутренней доброты. Это не значит, что они удовлетворяются ею и большего не требуют; недаром говорится, что «ад вымощен добрыми желаниями». Но это означает, что нравственные правила никогда не предписывают внешних поступков или внешнего поведения независимо от того душевного настроения, которым они сопровождаются. Нравственный поступок всегда подготовляется в глубине души, как бы вырастает из нее, и внешнее проявление человека всегда является в таких случаях лишь зрелым плодом внутренней доброты.

Наконец норма морали имеет свою санкцию в виде живого укора совести. Тонко развитая и глубоко чувствующая душа испытывает этот укор часто и явственно. Он выражается в известном каждому из нас внутреннем недовольстве своим поступком или даже всею своею жизнью: человек сознает свою неправоту и чувствует, что он и должен и может жить и действовать иначе; это и вызывает в нем чувство вины. Задача человека в том, чтобы не заглушать в себе укор совести и чувство нравственной вины, но приучить себя относиться со вниманием к этому укору и тем воспитать в себе чувство нравственной ответственности.

После всего сказанного понятно, каково взаимное отношение норм религии и норм морали. Они отличаются, во-первых, по тому авторитету , который устанавливает правило (в религии - воля Божия, в морали - голос совести); во-вторых, по тому порядку , в котором правило формулируется (в религии - соборное изложение откровения, данного избранным людям, в морали - самостоятельное восприятие и формулирование голоса совести, данного каждому); в-третьих, по санкции (в религии - гнев и суд Божий над грешником, в морали - укор совести и чувство вины). В то же время нормы религии и нормы морали имеют сходство: во-первых, в том, что они требуют всеобщего признания, но связуют только тех, кто их добровольно признал (в религии - уверовал, в морали - убедился); во-вторых, в том, что они предписывают известное поведение, вырастающее из глубины души.

При этом верующие обычно подразумевают, что норма религиозная, являясь выражением воли Божией, не отменяет и не изменяет голос совести, но придает ему особую силу и дополняет его требования - новыми. Вот почему религия иногда поглощает мораль .

Введение

Приступая к исследованию темы, отметим то, что связь между религией и моралью очень тесная. Наряду с религией мораль доминирует в этой сис­теме. Мораль - более широкое понятие, нежели религия и религиозная мораль. В сравнении с иными социальными нормами у нее наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки со­циальной действительности свободны от моральных оценок. Ска­занное означает, что сферы действия религии и морали в значитель­ной мере пересекаются, однако, мораль и религия остаются самостоятельными суверен­ными нормативно-регулятивными образованиями.

Данная тема является актуальной, так как мораль и религия действует зачастую в одних и тех же сферах. Предмет рассмотрения: религия и мораль в их взаимосвязи, взаимодействии и соотношении.

Соотношение между религией и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Выполнение работы потребовало внимательного сопоставления религии и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволили глубже познать оба эти явления.

Научной литературы по данному вопросу достаточно много. Наибольший же интерес при подготовке работы вызвали теоретические труды Лукашевой Е.А. ,Агешина Ю.А., Алексеева С.С., Венгерова А.Б., Марченко М.Н. и, конечно же, нельзя не учитывать мнения Матузова Н.И., Малько А.В., Лазарева В.В., Найдыш В.М., Горелов А.А., ГайсиновичА.Е., БэшемА..

Основная часть

Мораль (лат.moralis - касающийся нравов, нравственность) есть особый тип, один из основных способов нормативной регуляции действий человека, представленный совокупностью норм и принципов, рас­пространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестьем, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д. Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценнос­ти, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения.

Современный философ Френсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени - в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддаётся сознательному критическому анализу и коррекции.

Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.

Мораль - понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности. От вопросов экологии, технологии, политологии мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека. Необходимо найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний мир человека превратился в его основную ценность. В этом и лежит ключ к самому главному - сохранению вида homo sapiens.

Формирование морали имеет естественно-историческое проис­хождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в про­цессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуаль­ном сознании в виде определенных взглядов, нравственных пред­ставлений и ожиданий. Субъект формирует моральные нормы и сам же обращает их на себя.

Религия (От лат. Religio- благочестие, набожность, святыня) - мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Заратустра, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с этим осмыслением религии и то, что предлагают современные мыслители.

Исследованием религии занимаются богословы, историки, философы, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.

Суждения мыслителей:

«Есть четыре основания, в силу которых в умах людей образуются понятия о богах:

1. Вера в предсказание будущего.

2. Страх перед грозным явлением природы.

3. Изобилие предметов, которые служат для нашего существования.

4. Наблюдения неизменного порядка в движении звездного неба» (Клеан из Ассоса).

«Естественная причина религии - беспокойство о будущем» (Томас Гоббс).

«Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религия, не допущенных - суеверием. Когда же воображаемая сила в самом деле такова, как мы ее представляем, то это истинная религия» (Томас Гоббс).

«Религия - это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие» (Поль Анри Гольбах).

«Философия тождественна с религией» (Георг Гегель).

« Если люди так слабы, имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без неё?» (Бенджамин Франклин).

«Сила религии покоится главным образом на вере в неё, а сила человеческих законов - на страхе перед ними. Древность существования благоприятствует религии; степень веры часто соизмеряется с отдаленностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом бывает свободен от побочных понятий той отдаленной эпохи, которые могли бы противоречить нашим верованиям» (Шарль Монтескье).

2. Соотношение морали и религии.

2.1.Общая характеристика.

Развитие цивилизации определило становление и функционирование множества различных систем норм, взаимосвязанных между собой. Имея в виду многообразие норм, действующих в разных сферах жизни общества, их тесные взаимосвязи, можно говорить о "системе систем" норм. От прочих видов норм, используемых в обществе, собственно социальные нормы отличаются сферой действия, способом формирования, содержанием, функциями, способами подкрепления - санкционирования, механизмами распространения и действия.

Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа. Социальная норма представляет собой ни что иное, как правило общежития людей, правило социально значимого поведения членов общества. Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности и составляют систему социальных норм.

Система социальных норм отражает ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в ней проявляются исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти, качество жизни людей. Нормы, регулирующие общественные отношения, конкретизируют объективные законы, тенденции общественного развития, то есть такие закономерности, которые действуют с исторической необходимостью. Объективный характер этих законов, тенденций органически связан с научным познанием и использованием их людьми в своей целенаправленной социальной деятельности. Социальные нормы связаны также с законами нравственности и морали, естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей цивилизации.

Система социальных норм состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязях между собой. В подходах к их классификации могут быть применены как основные, так и дополнительные, комплексные критерии. Учитываются специфика действия норм, само качество правил поведения, стимулы и гарантии реализации нормы. В работах современных отечественных ученых-юристов даны классификации социальных норм, которые имеют определенные различия, особенности в наименовании отдельных групп норм. Так, профессор Н. И. Матузов называет среди социальных норм правовые, моральные; политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, традиций, привычек, деловые обыкновения, правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов. Профессор М. Н. Марченко в учебнике по теории государства и права в системе социальных норм рассматривает право, мораль, обычай и религию. Профессор В. Н. Хропанюк подразделяет социальные нормы по двум основаниям: по способу их установления (создания) и по средствам охраны их от нарушений. Он выделил на основе этого такие социальные нормы: нормы права, нормы морали (нравственности), нормы общественных организаций, нормы обычаев, нормы традиций, нормы ритуалов. По содержанию среди социальных норм им выделены политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и др. Разные мнения высказаны по вопросу о так называемых технических нормах.

«Социальные нормы - регуляторы отношений между людьми, группами, социальными общностями - следует классифицировать в зависимости от характера общественных отношений, которые регулируют эти нормы». К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и др.

В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы социальных норм дополняется, корректируется другими группами. Взаимодействие конкретных норм, групп норм в единой системе социальных норм раскрывает комплексные свойства входящих в систему составных частей. Эффективность действия социальных норм находит выражение в достижении, поддержании общественного согласия граждан, прочном общественном порядке, атмосфере справедливого социального партнерства и инициативы, социальной ответственности, сознательном соблюдении норм гражданами.

Принципы и конкретные правила поведения осуществляют регулирующую, контрольную, воспитательную функции. Например, активное воздействие на общественные отношения через регулирование волевого поведения людей путем воздействия на его мотивы оказывают не только конкретные юридические, религиозные или моральные правила, но и юридические, религиозные или моральные принципы. Принципы справедливости и гуманизма, демократизма, вероисповедания, уважения прав человека, законности и другие глубоко влияют на выбор определенного варианта поведения людей, социальных групп, коллективов и в случае отсутствия нормы, непосредственно регулирующей данный вид отношений. Социальные нормы связаны с интересами человека, общества в целом, а также с интересами социальных групп, международного сообщества. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, можно назвать общечеловеческими нормами.

В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается религии и морали, представляющих особый интерес как наивысшие духовные ценности в системе социальных норм.

Без уроков нравственности, морали, этики религия немыслима. Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения.

Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали - это представления о добре и зле.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый - выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности.

Мораль и нравственность - одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий. Что касается этики, то это особая категория, означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит в себе определенные оценочные критерии.

Второй аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены.

«Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности. Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом - это важнейшие социальные ценности. Честь порой бывает дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов. Представления о честном и бесчестном - еще один стержень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека»

2.2.Единство религии и морали.

Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в религиозных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества (древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики), или которые могут выглядеть безрелигиозными (конфуцианство китайской цивилизации).

Религия и мораль представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа; они преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, утверждение идеалов гуманизма, справедливости.

Мораль и религия адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают. И мораль, и религия призваны выступать в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

2.3. Основные различия между моралью и религией.

Являясь приоритетными, мораль и религия оказывают взаимное влияние друг на друга. У морали в отличие от религии нет специализированных про­водников (таких, например, как священные писания) её норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Религия и религиозная мораль приме­няется специальными учреждениями (церкви, храмы) с использова­нием специальных средств и механизмов.

Мораль - универсальный регулятор и ее влияние распростра­няется на все или почти все сферы поступков и действий человека. Религия действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для её воздействия, либо же её влияние достаточна специфично.

С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например, жёсткость и несправедливость по отношению к иноверцам и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.

Со стороны многих атеистов религия часто представляется как учение, которое несёт в себе аморальность. При этом часто в критике используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.

В аморальности обвинялся и иудейский Бог: «Бог Ветхого Завета - возможно, самый неприятный персонаж в мировой литературе. Ревнивый и гордый этим, мелочный, несправедливый, безжалостный властолюбец, мстительный, кровожадный этнический чистильщик, женоненавистник, гомофоб, расист, детоубийца, сеющий чуму и смерть садомазохист, капризный, злобный хулиган» (Ричард Докинз).

И боги политеистических религий: «Как вы жестоки, о боги, как завистью всех превзошли вы!» (Гомер, «Одиссея»).

Мораль поддерживает эволюцию и научный прогресс. Современные защитники религии не хотят ссориться с наукой, они боятся ее огромного, постоянно растущего авторитета. Лидеры католической церкви ныне заявляют, что преследования ученых инквизицией были трагической ошибкой, а сейчас церковь якобы уважает науку и ученых.

Русская православная церковь ставит себе в заслугу тот факт, что она в меньшей степени, чем католическая церковь и католическая инквизиция, повинна в преследованиях передовых ученых. При этом замалчивается основное - коренная мировоззренческая противоположность научного знания, оправданного моралью, и религиозных догм. Ведь знание освобождает человека, дает ему возможность гармонично развиваться, перестраивать общество на подлинно гуманистических, моральных принципах. Религиозная же идеология напротив, порождена господством над человеком чуждых ему природных и общественных сил, она сковывает творческую энергию, усиливает несвободу человека.

И борьба научной и религиозной идеологии в России была столь же острой и подчас не менее драматичной, чем в Западной Европе.

Читая дореволюционную литературу, довольно часто встречаешь примеры неприязненного отношения церкви к науке и техническому прогрессу. Там где церковь была в состоянии затормозить научно-техническое развитие, помешать росту образовательного и культурного уровня населения, она всеми силами стремилась это сделать.

Иногда неприязнь защитников православия к научно-техническому прогрессу приводила к курьёзам. Даже железные дороги и те вызывали когда-то неприязнь высших иерархов Русской православной церкви. Сейчас в это трудно поверить, но митрополит Московский Филарет (1782-1867гг.) пытался противодействовать постройке в России железных дорог, утверждая, что они наносят ущерб религиозному рвению богомольцев: пешее хождение к «святым местам», по мнению этого религиозного деятеля, гораздо полезнее для спасения души верующего, нежели поездка по железной дороге....

В 1898 г. Религиозные фанатики сожгли на Нижегородской ярмарке один из первых в России кинематографов, объявленных ими «творениями дьявола».

Бурю возмущения среды духовенства вызвал проект сооружения в Москве метро, рассматривавшийся городской думой еще в 1903 году. Реакционное и косное духовенство решительно осуждало саму мысль о строительстве подземной дороги, называя ее «греховной мечтой» и заявляя, что, оказавшись под землей, в «преисподней», пассажиры могут попасть в царство сатаны и погубить свои души. Позиция, занятая московским духовенством в немалой степени способствовала отклонению проекта постройки метро городской думой.

Современные русские православные богословы пытаются создать впечатление, будто бы православная церковь в отличие, например, от католической никогда не враждовала с наукой и не преследовала передовых ученых. Но реальные исторические факты свидетельствуют о ее настороженном, неприязненном отношении к просвещению, науке и ученым. Русская православная церковь, хотя и в меньших масштабах, чем католическая, в дореволюционный период запрещала и сжигала научные книги, организовывала травлю крупнейших естествоиспытателей - материалистов, преследовала атеистов и свободомыслящих, тормозила развитие образования и науки.

Вот о чем свидетельствует экскурс в историю.

2.4 Противоречия между моралью и религией

Тесное взаимодействие религии и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения. Моральные и религиозные требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу. Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение, вытекают из действия закона единства и борьбы противоположностей.

Причины противоречий между ними заключаются в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Религия по своей природе более консервативна, она неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в ней самой немало коллизий. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное религиозное и моральное состояние.

Хотя в основе религии лежит мораль, это вовсе не значит, что религия механически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности. Мораль неоднородна, отражает устремления различных социальных групп, слоев, классов, государств, наций, религий, в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды. Ф. Энгельс писал: «Представления людей о добре и зле так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу». Мораль, как правило, оказывается впереди, но иногда и религиозные установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на нее опережающее воздействие.

Нередко создаются ситуации, когда религия нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает. Отсутствие же согласия и «взаимопонимания» между ними отражается, в конечном счете, на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих средств.

3.Взаимосвязь, взаимодействие морали и религии.

3.1.Сущность взаимосвязи морали и религии.

Как форма общественного сознания, комплекс отношений и норм, мораль зародилась раньше политической и религиозной форм сознания, это более широкое понятие. Обычаи, мораль регулировали поведение людей в первобытнообщинном строе.

«В морали выражены представления людей о добре, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества, они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие различные формы общественного сознания». Моральные принципы и нормы, в конечном счете, определяются экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества в целом отмечаются нравственный прогресс, возрастание роли нравственной культуры. Однако это нравственное развитие происходит противоречиво. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания. Мораль складывается во взаимодействии классового и общечеловеческого. Хотя значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих ее норм в сознании, в поведении людей оказывает религия.

История развития цивилизации свидетельствует, что религия и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны между собой. Религия учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения страны. Мораль учитывает свободу вероисповедания.

Область отношений, которые охватывает мораль, гораздо более широкая, нежели религиозные отношения. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, и рассматриваются шире, многоспекторнее и свободнее, чем религиозные взгляды на них.

3.2. Взаимодействие морали и религии.

Из тесной взаимосвязи рассматриваемых регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают (в христианской религии 10 Заповедей Иисуса Христа: не убий, не укради, не клевещи, не прелюбодействуй и т.д.) Религия осуждает совершение преступлений юридического и нравственного характера так же, как и мораль.

Всякое противоправное поведение является также противонравственным и противорелигиозным. Религия предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение. Как видим, взаимодействие религии и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. В процессе осуществления своих функций религия и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. Из этого следует, что они объективно нужны друг другу. Задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно более гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены.

Мораль и религия не только не исключают, а предполагают и дополняют друг друга. Религиозные нормы и догматы церкви служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность религии во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила религии во сто крат увеличивается, если она опираются не только на свою власть (особый аппарат), но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей религиозной системы, от духовности людей. Ведь все эти регуляторы составляют единое нормативное поле.

4. Право, обычаи, традиции, моральные и религиозные нормы.

Социальное поведение, действия людей регулируются также обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы. Обычай представляет собой привычную для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции.

Обычай является одной из древнейших форм регуляции поведения людей. Вместе с развитием общества изменяется система обычаев: одни обычаи прекращают свою жизнь, претерпевают изменения другие, появляются новые обычаи, отражающие потребности и интересы людей. По своей природе обычай консервативен. В обычаях получают закрепление бытующие в ряде случаев предрассудки, пережитки прошлого, что негативно сказывается на новом этапе социальной жизни.

Признанные и санкционированные государством обычаи приобретают значение правовых обычаев, являются формой (источником) права, составным элементом правовой системы государства. Обычаи действуют в международной сфере, выступают в качестве регулятора в торговых отношениях между продавцами и покупателями различных государств.

Обычаи, имеющие нравственный характер, именуются нравами. В нравах выражается психология социальной группы, жителей определенной местности. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в нравах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в условиях цивилизованного общежития нравами.

В социологии нравы толкуются в более широком смысле - как форма существования и функционирования социальных норм. Под социальными нравами понимаются социально предписанные стереотипы поведения большой массы людей. Они "обосновываются обыденным сознанием не столько представлениями о должном (т. е. нравственностью), сколько представлениями о естественных, само собою разумеющихся способах поведения.

В воздействии на жизнь людей, групп, общества в целом существенную роль играют традиции - сложившиеся способы поведения людей, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции имеют определенную схожесть. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости. Традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования. Как традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления, нормы поведения.

В бытовых, семейных, религиозных отношениях обычаи, традиции проявляются в обрядах, ритуалах. Таковы, например, свадебный обряд, обряд вручения свидетельства о рождении ребенка, обряд посвящения в рабочие молодых людей, приступающих к трудовой деятельности, обряд проводов ветерана труда на заслуженный отдых.

Значительную и важную группу социальных норм составляют религиозные нормы. Эти нормы регулируют отношение верующих к Богу, церкви, друг к другу, структуру и функции религиозных организаций. Свод морально-этических установлений - составная часть религии, которая включает в себя религиозные верования, специфические действия и религиозные учреждения. Божественный авторитет религиозных норм определяется прежде всего их связью с религиозной верой. Свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В Античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам воздействуют не только на духовную, нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем так же, как законы морали.

Христианская религия, каноны морали христианства оказали и оказывают большое влияние на жизнь народов Земли, прежде всего населения Европы и Америки.

Религиозные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующими и государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 г. римско-католическая церковь опубликовала Кодекс канонического права.

«Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Эта система правовых предписаний, основывающаяся на Коране, указывает мусульманину вытекающий из религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - создан в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна, иджма (высказывания проповедников мусульманской религии), кияс (толкование Корана и Сунны)».

В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы морали. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития содержатся, например, в Библии в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди.

Во Всеобщей декларации прав человека, основанной на морали, говорится: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов" (ст. 18). Свобода совести и религии, сотрудничество всех конфессий для достижения благополучия и согласия в мире - замечательное достижение цивилизации.

В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. Среди российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы Всеобщей декларации прав человека, Итогового документа Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В принятой в 1991 г. в России Декларации прав и свобод человека и гражданина говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 14).

Российская Федерация является светским государством. Это один из его важнейших конституционных принципов. Ни одна религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Запрещаются любые ограничения прав граждан по признаку их религиозной принадлежности. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция Российской Федерации указывает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними"

В современных условиях жизни российского общества повышается значение религиозного сознания, религиозных норм в укреплении общественного согласия и здоровой морали.

Заключение

Единство религии и морали характеризуется нормативностью, универсальностью и общностью. Нормативность заключается в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения людей. Универсальность проявляется в том, что и религия, и мораль распространяется на все общественные отношения, и являются универсальными регуляторами в системе социальных норм. Общность морали и религии выражается в одинаковой оценке ими идеологии, нравственности, права, политики и иных сфер человеческой жизнедеятельности.

Взаимодействие религии и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии. Взаимопроникновение заключается в том, что религия в конечном итоге основывается на морали. Религия закрепляет моральные принципы справедливости, нравственности, честности, добра и зла. Взаимовлияние же проявляется в том, что мораль оказывает активное воздействие на религию и во многом смягчает её каноны, делает её терпимее к эволюции человечества, к новым положительно влияющим на общество, на развитие экономики, науки и культуры, веяниям времени.

В условиях кризисного состояния российского общества противоречия между религией и моралью крайне обострились. Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности.

Мораль стала более терпима и снисходительна к ловкачеству, жульничеству, противоправным действиям. Наблюдается общее падение нравов, культуры, совестливости. Возросло число людей с низменными страстями и помыслами. Честный человек теперь не авторитет, а предмет насмешек.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо сделать определенные выводы. Я считаю, что на данном этапе истории роль религии огромна. Вера - это своего рода спасательный круг для общества в трудные времена; религиозная консервативность в этой ситуации - некий фундамент, почва под ногами человечества, которая не позволит провалиться в пучину агрессии, жестокости, разврата, обмана и меркантильности; некий базис для возрождения высокодуховных норм морали.


Список используемой литературы:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Вып. №1/-М.,1993.

2. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. -М., 1995.

3. Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. Том 1.М.,2001.

4. Клименко С.В., Чигерин А.П. Основы государства и права. -М.,1997.

5. Комаров С.А. ,Малько А. В. Теория государства и права. Третье издание./ - М. 1999.

6. Лазарев В.В. Теория государства и права. -М., 1997.

7. Матузов Н.И. Теория государства и права. -М., 2000.

8. Марченко М.И. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.

9. Манов Г.И. Теория государства и права./ - М., 1995.

10. Перевалов В.Д. , Корельский В.М. Теория государства и права -М., 1999.

11. Пиголькин А.С. Общая теория права. -М., 1997.

12. Темнов Е.И. Теория государства и права. -М. 2004.

13. Хропанюк В.И. Теория государства и права - М.,1961.

14. Хутыз М.Х. и др. Энциклопедия права. -М., 1995.

15. Шилобод М.И. Политика и правл. -М., 1995.

16. Энциклопедический политологический словарь. -М.,1993.

17. Философский энциклопедический словарь. -М., 1988.

18. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2002.

19. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм. //Правоведение. 1996.

20. Алексеев С.С. Теория права. М. 1994 г.

21. Теория государства и права: учебник под ред. Власова В.И. М.: 2002.

22. Лукашева Е. А. Право. Мораль. Личность. И.,1986.

23. Найдыш В.М. Концепции современнного естествознания: Учебник. Изд. 2-е. М.: 2003.

24. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000г.

25. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: 2002 г.

26. ГайсиновичА.Е. Концепции современного естествознания М., 1988.

27. БэшемА. Чудо, которым была Индия. М., 2000

Также были использовани материалы из интернета.

Что такое мораль? Мораль — это набор писанных и неписанных правил, которым должен следовать человек. Это очевидный ответ, однако он не объясняет практически ничего. Например, он не объясняет, для чего эти правила нужны и кто их сочинил.

Если мы углубимся в глубь веков или начнем изучать другие культуры, то обнаружим, что их представления о морали могут сильно отличаться от наших. Многие вещи, которые являются совершенно нормальными для другой культуры, с нашей точки зрения абсолютно аморальны.

Например, для северных кочевых народов, еще совсем недавно было совершенно нормальным оставить немощного человека, своего родственника, одного умирать в лесу.

Можно было бы продолжать приводить примеры, однако уже понятно, что у разных народов, в разные времена представления о морали абсолютно не совпадают. Мораль везде разная, но почему?

Чем обусловлена мораль?

Мораль диктуется условиями жизни, в которых находятся те или иные группы людей. Мораль — это просто нормы поведения. Понятно, что у людей, которые живут в современном мегаполисе и у людей, которые обитают где-то в тундре, абсолютно разные условия жизни, выживания. Это означает, что у них совершенно разные требования к поведению и как следствие, другие требования к нормам и правилам.

Народы, которые для того, чтобы выжить, совершали кровавые набеги на соседние племена, не могли себе позволить те же представления о морали, которые разделяем мы с вами.

Бытует заблуждение, что существуют какие-то “вечные ценности”, единые для всех времен и народов. На деле же, под этими вечными ценностями подразумевают только христианские ценности. Так получилось исторически, ведь на земле победила западная цивилизация, которая сумела навязать свою мораль всему остальному миру. Вернее даже христианская цивилизация. По этой причине в этой статье мы будем рассматривать религию и мораль вместе.

Если раскрыть содержание термина “мораль”, то мы увидим, что мораль регламентирует 3 типа отношений между людьми:

  1. Сексуальные отношения
  2. Правила применения насилия
  3. Имущественные отношения

Конечно, мораль регламентирует и многое другое: что можно есть, как относиться к власти, церкви и так далее… Однако все они являются производными от этих трех типов отношений.

Давайте кратко рассмотрим каждый из них.

Регламент сексуальных отношений

Под этим я подразумеваю те сексуальные отношения, которые являются нормой в том или ином обществе. Моногамия, полигамия, промискуитет и так далее.

Регламент сексуальных отношений может быть очень жестким, когда разрешена только моногамия без возможности развода, а может позволять абсолютно всё. Нас интересует, для чего одни общества ужесточают межполовые правила, а другие, наоборот, смягчают их.

Всё зависит от социально-экономической ситуации, в которой находится общество. Если логика развития общества требует увеличивать количество и качество граждан, то разумно вводить жесткую моногамию. Почему? Потому, что такой тип отношений обеспечивает наилучшее воспроизводство населения.

Преимущества моногамии:

  1. Моногамия препятствует распространению заболеваний
  2. Моногамия позволяет лучше следить за потомством
  3. Моногамия позволяет объединять людей в минимальные социально-экономические ячейки(семьи), что увеличивает управляемость обществом.

Если вы обратите внимание на христианскую религиозную этику, то обратите внимание, что религия также против абортов, контрацепции, разводов и так далее. Словом, против всего, что может мешать воспроизводству населения.

Правила применения насилия

Основное назначение морали и религии — это осуществить монополию государства на применение насилия. Государство не может допустить, чтобы его граждане убивали друг-друга. Граждане — это такая же собственность государства, как и все остальное. По этой причине были изобретены правила применения насилия. Эти правила мы и называем моралью.

Вот почему убийство и самоубийство — грехи. Потому, что нельзя допустить, чтобы собственность портилась.

Те же самые деяния, но которые производятся в интересах государства, преподносятся в сугубо положительном ключе. Называем мы их правда по другому: доблесть и самопожертвование.

Имущественные отношения

Для того, чтобы обеспечить государству экономический рост, необходимо обеспечивать накопление ресурсов. Без гарантий сохранности имущества, очень затруднено накопление. Чрезвычайно сложно обеспечить эту сохранность одним лишь аппаратом насилия, поэтому необходима мораль.

Кроме того, отсутствие регламента имущественных отношений, порождает в обществе напряжение, требует отвлекать ресурсы на индивидуальную защиту, что очень невыгодно. Гораздо проще перепоручить эту заботу на плечи государства и церкви, которые заставят всех соблюдать правила.

Почему современная мораль именно такая, какая есть?

Для начала, отмечу, что даже если вы атеист, коммунист, мусульманин или буддист, то вы все равно носитель современной морали, которая основывается на христианской этике. Ведь общепринятая мораль в России именно христианская (хотя кое-где это уже не так). От этого никуда не деться, ведь христианство формировало общественную мысль в нашей стране около 1000 лет.

Вы можете ничего не знать о христианстве, но христианский образ мыслей настолько глубоко проник в наше общество, что мы воспринимаем нормы христианства, как само-собой разумеющееся. Мы воспринимаем эти нормы от других людей, не понимая, где первоисточник. Христианской моралью пропитано всё: книги, кино, разговоры…

Почему же христианская мораль получила такое широкое распространение? Христианская мораль обеспечивала наилучшим образом поддержание той социально-экономической модели, которая существовала в период расцвета христианства, а именно феодальный период. Похоже, что для перехода общества в эту формацию, религия и была создана.

А чего требовал феодализм? Рост населения, обеспечение лояльности государю и власти, удовлетворенность своим общественным положением, законопослушность. Идеи, которые содержатся в христианстве отлично все это обеспечивали, что и позволило этим идеям распространиться.

Как возникла современная мораль?

Началось всё очень давно, еще на излете Римской империи. Когда Римское государство разрослось до неимоверных по тем временам размеров, появились достаточно серьезные сложности с ее управлением. У империи не хватало ресурсов, чтобы поддерживать всё одной военной силой.

Управление государством требует, чтобы граждане этого государства мыслили примерно одинаково. Причем не просто одинаково, но и с определенной спецификой, которая должна соответствовать социально-экономической ситуации. Первоначальная римская религия не справлялась с этим, так как она растеряла свой авторитет, в нее просто перестали верить. К тому же она устарела.

Тогда очень многие продвинутые люди, которые понимали опасность сложившейся ситуации, начали искать выход, в том числе и по заданию государства.

В какой-то момент они обнаружили, что существует некая религия, идеи которой подходят для той социально-экономической ситуации. Многие известные люди 3-4 веков начали обращаться в христианство: чиновники, крупные государственные деятели, выдающиеся ораторы и многие другие. Все, кто понимал, что нужно обществу в данный момент.

А что требовала социально-экономическая ситуация в Римской империи?

Требовалось колонизировать новые территории, требовалось обеспечить управляемость этих территорий, а значит лояльность граждан, безопасность рубежей. Но дело в том, что нужные Риму граждане размножались не очень, зато хорошо это делали покоренные племена.

Прослойка людей, которая являлась каркасом для Римской империи становилась все тоньше и малочисленней. Она не могла обеспечить не только колонизацию новых территорий, но и удержание старых. Почему это происходило? Потому, что институт семьи начал разлагаться, а нравы пресыщенных патрициев становились все хуже и хуже. Они стали слабы.

На это накладывались естественные проблемы политического и экономического характера.

Требовалась некая идея, которая смогла бы взбодрить общество, мобилизовать его. Для этих целей идеально подходило христианство, которое к этому времени обладало отлично прописанной доктриной, которая регламентировала практически все аспекты жизни человека.

Зачем выдумывать что-то новое, когда можно использовать уже существующее? Конечно, для этого пришлось христианство изрядно реформировать. Прежде всего, необходимо было создать организационную структуру, которая бы обеспечивала распространение идей. Эту структуру мы знаем, как церковь.

Кроме того, были найдены и уничтожены различные варианты этого учения(неканонические Евангелия), которые в будущем могли бы создать проблемы.

Словом, все было сделано по уму. Произошло это к 3-4 веку нашей эры. Почему не раньше? Потому, что именно в это время государство заинтересовалось данной религией, как инструментом внутренней политики. Иначе христианство так и осталось бы сектой.

Еще 50-100 лет и империю было бы не узнать. К несчастью для империи, они опоздали. Империя рухнула, но структура, которая была создана для ее реформирования, никуда не делась. Церковь осталась и продолжила делать то, для чего была создана. И продолжает делать это сейчас.

С развалом империи, проблемы, которые перед ней стояли, никуда не делись. Однако, уже существовал инструмент, который позволял формировать общественное сознание. Те общества, в которых прижилась новая религия, получали целый ряд конкурентных преимуществ по сравнению с другими. Ведь идеи, которые содержались в христианстве обеспечивали рост населения, лояльность и множество других хороших вещей. Именно это обеспечило такое активное распространение христианства.

Причем же здесь мораль? Религия — это лишь инструмент, с помощью которого мораль помещается в общественное сознание. Мораль же — это суть любой религии, ее сердцевина. Это то, что делает ее сильной.

Христианство — это такая социальная машина, задача которой обеспечивать рост населения и обеспечивать лояльность власти.

Религия и мораль в современном мире

Почему же в современном мире религия начала отмирать, раз это такая замечательная штука? Дело в том, что достаточно сильно изменились условия. Например, уже не наблюдается такой прямой зависимости между численностью населения и экономической и политической мощью государства.

Недалек тот день, когда механизация и автоматизация сделает рост населения окончательно бессмысленным. Возможно, уже при нашей жизни большая численность населения станет скорее обузой, чем преимуществом. Гораздо большее значение будут играть технологии и ресурсная база.

Предвидя это, государства начинают потихоньку отодвигать религию на второй план. Уже не нужен ни рост населения, ни его лояльность, которая теперь обеспечивается средствами пропаганды: телевидением, интернетом, радио.

Хотя в России сейчас и наблюдается определенный подъем православия, однако это очень ненадолго и вызвано социально-экономической деградацией, которая постигла нашу страну в 90-х годах. Кроме того, государству пока не хватает другой идеологии.

А лучше иметь устаревшую идеологию, чем совсем никакой. Чем лучше будет экономическая ситуация, тем четче будет прослеживаться тенденция к отходу от любой традиционной религии, ведь старые религии создавались для совершенно других условий.

Сейчас мы являемся свидетелями крушения старой морали и как следствие старых религий. Как в свое время многобожие было повсеместно вытеснено христианством, так и современные религии будут вытеснены чем-то иным.

Какой же будет новая мораль?

Новая мораль будет подстраиваться под новые социально-экономические требования. Сейчас мы являемся свидетелями реализации политики по ее внедрению.

К этим требованиям относится:

  1. Снижение численности населения. Для этого была проведена “сексуальная революция”, т.е. либерализация сексуальных отношений. Несмотря на то, что все кричат о падении нравов и численности населения, однако на самом деле это не проблема, а цель. Современные развитые государства заинтересованы в снижении населения.
    Сейчас это достигается посредством внедрения идей о нормальности контрацепции, абортов и промискуитета. Скорее-всего в будущем сексуальное влечение людей нейтрализуют с помощью виртуальной реальности.
  2. Гибкая мораль. Что это такое? Например, чтобы вот в эти 20 лет люди считали моральным одно, а в следующие 20 лет диаметрально противоположное. Мир ускоряется, стремительно меняются условия. Мы не можем менять религию каждые 20 лет.
    Требуется придумать какую-то новую идеологию, которая бы позволяла быстро переформатировать общественное сознание. Как-то объяснить, почему мы сегодня считаем нормальным одно, а завтра другое.
    Инфраструктура для этого уже есть, не хватает только идеи. Но я уверен, что скоро это станет реальностью.
    Напишу пожалуй только требования к этой идее. Это должна быть какая-то красивая сказка, которая бы объясняла, почему власть имеет право менять содержание слов “хорошо” и “плохо”.

Существует множество других черт новой морали, о которых я пока даже и помыслить не могу. Такие новые идеи будут появляться то тут, то там, пока кто-то не соберет их воедино и не сочинит новую религию(или идеологию), которая сметет всё, что было раньше.

К сожалению, этот процесс неумолим и естественен. Сегодня мы являемся свидетелями перехода человечества в новую эпоху. У нас нет выбора остаться в старой эпохе. У нас есть выбор пройти это переход плавно и безболезненно, либо резко и тяжело. Пристегните ремни.

Успехов!

Меня зовут Андрей. Если понравилась статья, то лучший способ сказать спасибо — сделать ссылку на мой сайт где-нибудь) Если статья не понравилось, то очень ценю Ваше мнение, но лучше ничего не писать мне по этому поводу) Если желаете поболтать за деньги, то я всегда за! По всем вопросам пишите на почту [email protected], когда-нибудь отвечу. Может быть.

И мораль, и религия имеют сложный состав, выполняют разнообразные социокультурные функции. Сопоставляя мораль и религию, некорректно говорить о них вообще в их влиянии друг на друга. Их нужно рассматривать во внутренней неоднородности, принимая во внимание, что на разных уровнях отношения между моралью и религией различны. Одно дело - обоснование моральных ценностей и норм или их теоретическое объяснение, и другое - их содержание, способы реализации этого содержания, формы практического самоопределения личности.

На уровне общих философских понятий мораль и религия представляют собой отчасти пересекающиеся, а отчасти различные социальнокультурные, духовные практики. Мораль и религия пересекаются в той части, где совпадают их социокультурные функции по ценностной ориентации и нормативной регуляции поведения людей.

Религия - это особая форма мировосприятия, основанная на вере в сверхъестественные существа, и совокупность ритуалов, обеспечивающих связь с ними. Религия включает в себя моральные установления (в форме заповедей или наставлений пророков и учителей). Любая монотеистическая религия содержит идеал совершенства. Во многих религиях он ассоциирован с образом божественной личности. Иными словами, всякая религия наряду с представлениями о сверхъестественном и предполагаемых способах связи с ним, предъявляет человеку систематизированные представления о должном, добром, правильном и совершенном и тем самым несет в себе мораль.

Мораль как способ социального дисциплинирования, направленного на гармонизацию отношений людей - носителей партикулярных интересов, близка праву, обычаю. Но социально-культурное предназначение морали не сводится к социальному дисциплинированию. Посредством морали задается идеал личности, добрых и милосердных человеческих отношений, справедливого и гуманного общества. Этот идеал возвышен в буквальном значении этого слова - он превосходит существующие нравы и реальную общественную практику и противостоит им. Возвышенный идеал трансцендентен*.

Трансцендентная составляющая морали и трансцендентная составляющая религии различны. Существенным признаком религиозного мышления является представление о трансцендентном существе (существах), определяющем (определяющих) имманентный порядок. В морали качеством трансцендентности обладают высшие ценности и соответствующие им требования, поскольку они не обусловлены наличным социальным и коммуникативным опытом; они трансцендентны в том смысле, что «внешни» этому опыту и при этом способны оказывать на него регулятивно-определяющее воздействие. В той части, в какой мораль предлагает перфекционистскую* программу, утверждает идеал, ориентирует человека на высшие ценности, она близка религии и смыкается с ней.

Эта двойная функция морали - гармонизация отношения между людьми, с одной стороны, и ориентация на идеал совершенства, с другой - наилучшим образом выражена в евангельской заповеди любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27), представляющей собой основополагающий нравственный принцип христианства . В одной своей части заповедь любви ориентирует человека на высший идеал, а в другой - на мир с ближним. Содержание этой двуединой формулы не исключительно для христианства. Так, обе заповеди - любви к Богу и любви к человеку - даны в Торе, хотя и не в непосредственно соотнесенном виде. Именно такую схему человеческих устремлений представляет Платон в «Пире» и других произведениях; она развернута и в «Этике» Аристотеля. В исламе любовь к Аллаху во всей своей полноте невозможна без любви к ближнему, что выражено пророком Мухаммадом в следующих словах: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату того же, чего желает самому себе» .

Таким образом, мораль и религия в их конкретных формах могут быть тесно переплетены. Насколько эта переплетенность значима для морали и для религии, зависит от их конкретных форм.

Как отмечалось в гл. 1, философское понятие «мораль» формируется в раннее Новое время. Этот процесс опосредован секуляризацией* сознания, секуляризацией философии, а также спецификацией понятия морали, т.е. аналитического выделения ее особенных характеристик и функций. Уже с XVIII в. в философии развивается по преимуществу понятие морали, «в пределах только разума» (И. Кант), отражающее и одновременно утверждающее способ мышления и действия, которым свойственны рациональность, универсализуемость, автономия*, равенство (так или иначе истолковываемые). С позиций такого философского понятия морали анализируются и квалифицируются конкретно-религиозные модели морали.

Нововременная философская новация в сложившемся понятийном синтезе заключалась в представлении о том, как «работают» суждения, мотивы, поступки «внутри» морали, как устроена мораль. Новое представление о морали было соединено с нормативным содержанием, которое в общем не было оригинальным: в части идей невреждения, примиренности, единения, любви и т.д. оно было воспринято в значительной степени из христианства, а в части идей справедливости, обязанности, права, равенства, мужества, достоинства и т.д. - из античной философии. Многие идеи, например свободы, совести, умеренности и др., имели как античные корни, так и христианские. Новационным оказался контекст этих идей: они стали выводиться из «природы человека», из природы человеческих отношений, из общественных отношений.

Одним из интеллектуальных и духовных достижений Нового времени, в частности века Просвещения, стал образ морали как пространства автономии, т.е. независимости мотивов, решений, действий от внешних обстоятельств. Идея автономии постепенно доводится до своего буквального значения - самозаконодательства, а теономная «подпорка» независимости индивида как морального субъекта отбрасывается. Автономия представляется как независимость добродетели от каких- либо внешних (по отношению к добродетели) факторов - обычая, образования, авторитета, а также каприза и влечения. Но в конечном счете это независимость от церковных институтов и религиозных догматов.

Такой образ морали сначала развивается в философии и затем широко распространяется в культуре, причем настолько широко, что многие начинают воспринимать как единственно возможный светский, т.е. безрелигиозный, образ морали, базирующийся на приведенных выше принципах. При этом не все принимают во внимание то, что нормативное содержание разделяемой ими морали унаследовано преимущественно из конфессионально укорененных моральных систем, что фундаментальные моральные принципы первоначально получают санкцию в рамках религиозного сознания, благодаря религиозным институтам, что мораль исторически развивалась не просто рядом или параллельно с религией, но и опосредованно к ней.

К этому следует добавить, что в Новое время под влиянием развития секуляризованной культуры происходят перемены и в христианстве. Достижения науки и социальные трансформации способствуют освобождению христианства от давления догматизма и мифологии, «либерализации» христианства, в первую очередь его протестантских версий.

Эти тенденции в культуре и общественном сознании были обусловлены очевидным прогрессом наук и технологий, рождавшим уверенность в том, что общественное, культурное и нравственное развитие происходит по такой же «прогрессистской» модели и каждое новое поколение, более просвещенное, образованное и технически оснащенное, делает шаг вперед в направлении к разумно устроенному миру всеобщего благоденствия и счастья.

XX век с его неисчислимыми человеческими жертвами, вызванными мировыми войнами и тоталитарными режимами, идеология которых явно или неявно покоилась на отрицании традиционной религии, трагически обесценил упования на торжество разума и построение на его основе счастливого будущего человечества.

  • Подробнее см.: § 13.1.
  • Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари. II. Книга веры, 13 ; пер. В. А. Нирша. М.: Умма, 2003. С. 31.