Болезни Военный билет Призыв

Репрезентативность социологического исследования

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ - свойство совокупности выборочной воспроизводить параметры и значимые элементы структуры совокупности генеральной. Термин «репрезентативная выборка» применительно к социально-экономическим исследованиям впервые ввел в научный лексикон норвежский статистик А. Киаэр в конце 19 века. Научная теория выборочного метода тогда не была еще создана. Репрезентативность у Киаэра достигалась не случайным отбором единиц, а «рациональной» организацией выборки в соответствии с определенными правилами. На современном языке «рациональная» организация означает построение стратифицированной механической выборки; возможно, в несколько ступеней с пропорциональным размещением единиц по стратам. В статистике понятие «репрезентативность» распространяется исключительно на случайные способы формирования выборочной совокупности, а гарантией репрезентативности служит соблюдение правил отбора и объем выборки, достаточный для отражения с заданной точностью вариации изучаемых признаков. Степень репрезентативности непосредственно связывается с точностью воспроизведения характеристик генеральной совокупности и рассчитывается для каждого признака с помощью аппарата математической статистики.

В социологических исследованиях, помимо вероятностных способов отбора, широко используются целенаправленные и комбинированные методы организации выборки. Выборочная совокупность в этих случаях формируется по ограниченному набору признаков, исходя из концептуального представления об объекте исследования, а требование репрезентативности сводится к воспроизведению в выборке значимых элементов структуры и определению объема, достаточного для проверки содержательных гипотез. В то же время задача получения репрезентативной информации не является обязательной для социологических исследований в целом. Свойства репрезентативной выборки оказываются полезными в прикладных исследованиях, когда проблема достаточно разработана и появляется необходимость в экстраполяции результатов на более широкую область. Репрезентативная выборка является незаменимым инструментом в опросах общественного мнения. Для исследований, ориентированных на решение теоретических задач, расчет совокупных количественных оценок не играет существенной роли. Приоритет отдается получению качественных выводов о направленности развития явлений, определению основных тенденций происходящих изменений. Выборочная совокупность формируется таким образом, чтобы обеспечить представительность значимых элементов структуры и возможность содержательного описания необходимых срезов объекта.

Г.Н. Сотникова

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 392.

Литература:

Кауфман А.А. К вопросу о выборочном исследовании. СПб., 1911;

Петренко Е.М. Репрезентативность в социол. иссл-и // Методол. проблемы использования матем. методов в соц-и. М., 1980;

Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социол. иссл-я // Социол. иссл-я. 1983. № 2.

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/index.html?part-011.htm – очень полезный сайт!

Выборочный метод исследования является основным статистическим методом. Это естественно, так как объем изучаемых объектов как правило бесконечен (и даже, если конечен, то весьма затруднительно перебрать все объекты, приходится довольствоваться лишь их частью, выборкой).

Генеральная и выборочная совокупности

Генеральной совокупностью называется совокупность всех исследуемых в данном эксперименте элементов.

Выборочной совокупностью (или выборкой) называется конечная совокупность объектов, случайно отобранных из генеральной совокупности.

Объемом совокупности (выборочной или генеральной) называется число объектов этой совокупности.

Пример генеральной и выборочной совокупностей

Допустим, исследуется психологическая предрасположенность человека к делению данного отрезка в отношении золотого сечения. Так как происхождение самого понятия золотого сечения продиктовано антропометрией человеческого тела, то понятно, что в данном случае генеральной совокупностью является любое антропогенное существо достигшее физической зрелости и приобретшее окончательные пропорции, то есть - вся взрослая часть человечества. Объем этой совокупности практически бесконечен.

Если же эта предрасположенность исследуется исключительно в художественной среде, то генеральная совокупность - это люди, имеющие непосредственное отношение к дизайну: художники, архитекторы, дизайнеры. Таких людей тоже очень много, и можно считать, что объем генеральной совокупности в данном случае тоже бесконечен.

И в том, и в другом случае для исследования мы вынуждены ограничиться разумными объемами выборок, выбирая в качестве представителей той и другой совокупностей студентов технических специальностей (как людей, далеких от художественного мира) или студентов специальности дизайн (как людей, имеющих непосредственное отношение к миру художественных образов).

Репрезентативность

Основной проблемой выборочного метода является вопрос о том, насколько точно объекты, отобранные из генеральной совокупности для исследования, представляют изучаемые характеристики генеральной совокупности, то есть - вопрос о репрезентативности выборки.

Итак, выборка называется репрезентативной (представительной), если она достаточно точно представляет количественные соотношения генеральной совокупности.

Разумеется, трудно сказать, что именно скрывается за расплывчатой формулировкой достаточно точно . Вопросы репрезентативности вообще являются наиболее спорными в любом экспериментальном исследовании. Имеется масса ставших уже классическими примеров, когда недостаточная представительность выборки приводила экспериментаторов к абсурдным результатам.

Как правило, вопросы репрезентативности решаются при помощи экспертной оценки, когда научное сообщество принимает точку зрения группы авторитетных специалистов по поводу корректности проведенного исследования.

Пример репрезентативности

Вернемся к примеру с делением отрезка. Вопросы репрезентативности выборок лежат здесь в самой основе исследования: мы ни в коем случае не должны смешивать группы испытуемых по признаку принадлежности их к художественной среде.

Статистическое распределение наблюдаемого признака

Частота наблюдаемого значения

Пусть в результате испытания в выборке объема наблюдаемый признакпринял значения,, …, причем значениенаблюдалосьраз, значение-раз, и т. д., значениенаблюдалосьраз. Тогда частотой наблюдаемого значенияназывается число, значения- числои т. д.

Относительная частота наблюдаемого значения

Относительной частотой наблюдаемого значенияпризнаканазывается отношение частотык объемувыборки:

Понятно, что сумма частот наблюдаемого признака должна давать объем выборки

а сумма относительных частот должна давать единицу:

Эти соображения можно использовать для контроля при составлении статистических таблиц. Если равенства не соблюдаются, то при протоколировании результатов эксперимента была допущена ошибка.

Статистическое распределение наблюдаемого значения

Статистическим распределением наблюдаемого признака называется соответствие между наблюдаемыми значениями признака и отвечающими им частотами (или относительными частотами).

Как правило, статистическое распределение записывается в виде двухстрочной таблицы, в которой в первой строке указываются наблюдаемые значения признака, а во второй - соответствующие им частоты (или относительные частоты):

свойство со-вокупности выборочной (см.) воспроизводить параметры и значимые элементы структуры совокупности генеральной (см.). Термин "репрезентативная выборка" применительно к соц.-экономич. исследованиям впервые ввел в научн. лексикон норвежский статистик А. Киаэр в конце XIX в. Научн. теория выборочн. метода тогда не была еще создана. Р. у Киаэра достигалась не случайным отбором единиц, а "рациональной" организацией выборки в соответствии с определенными правилами. На современном языке "рациональная" организация означает построение стратифицированной механич. выборки, возможно, в несколько ступеней, с пропорциональным размещением единиц по стратам. В статистике понятие Р. распространяется исключительно на случайные способы формирования выборочн. совокупности, а гарантией Р. служит соблюдение правил отбора и объем выборки, достаточный для отражения с заданной точностью вариации изучаемых признаков. Степень Р. непосредственно связывается с точностью воспроизведения характеристик генеральной совокупности и рассчитывается для каждого признака с помощью аппарата математич. статистики. В социологич. исследованиях помимо вероятностных способов отбора широко используются целенаправленные и комбинированные методы организации выборки. Выборочн. совокупность в этих случаях формируется по ограниченному набору признаков, исходя из концептуального представления об объекте исследования, а требование Р. сводится к воспроизведению в выборке значимых элементов структуры и определению объема, достаточного для проверки содержательных гипотез. В то же время задача получения репрезентативной информации не является обязательной для социологич. исследований в целом. Свойства репрезентативной выборки оказываются полезными в прикладных исследованиях, когда проблема достаточно разработана и появляется необходимость в экстраполяции рез-тов на более широкую область. Репрезентативная выборка является незаменимым инструментом в опросах обществ. мнения. Для исследований, ориентированных на решение теоретич. задач, расчет совокупных количественных оценок не играет существенной роли. Приоритет отдается получению качественных выводов о направленности развития явлений, определению основных тенденций происходящих изменений. Выборочн. совокупность формируется т. обр., чтобы обеспечить представительность значимых элементов структуры и возможность содержательного описания необходимых срезов объекта. Лит.: Кауфман А.А. К вопросу о выборочном исследовании. СПб., 1911; Петренко Е.М. Репрезентативность в социологическом исследовании//Методологические проблемы использования математических методов в социологии. М., 1980; Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологического исследования//Социологич. исследования. 1983, № 2. Г.Н. Сотникова.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Выборочный метод – это способ статистического наблюдения и, чтобы ему можно было бы доверять, необходимо учитывать ошибки, которые неизбежно случаются. Зависит от многих факторов и, прежде всего: – от объема выборки, – от изменчивости признаков изучаемой совокупности, – от методов (способов) отбора, – от качественной однородности признаков объекта изучения. Применения выборочного метода обнаружило проблему репрезентативности. Что это означает? Под репрезентативностью принято понимать свойство выборки представлять, отражать значимые, с точки зрения задач, характеристики генеральной совокупности . Репрезентативность выборки означает, что с некоторой долей погрешности можно отождествить установленные на выборочной совокупности распределения признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Проще говоря, репрезентативность означает насколько выборка, как специальным образом отобранная часть генеральной совокупности, показательна для всего объекта изучения .

Данные, полученные в ходе выборочного исследования, могут отклоняться не только от истинных, но и действительных значений, которыми обладают реальные объекты изучения. Чем меньше эти отклонения, тем репрезентативнее (представительнее) выборка.

Отклонения результатов выборочного исследования от значений генеральной совокупности образуют так называемые ошибки репрезентативности. Существуют разного рода ошибки репрезентативности, прежде всего следует назвать случайные и систематические. Случайные ошибки это отклонения характеристик выборочной совокупности от генеральных распределений . Они носят вероятностный характер, а значит, по законам вероятности могут "гаситься" сами собой. Например, определяя какую-то характеристику выборки, мы будем получать отклонения этой характеристики то в одну, то в другую сторону от истинного значения приблизительно с одинаковой частотой, а значит, средняя ошибки будет приближаться к нулю. Эти отклонения можно оценить, но нельзя предотвратить, но они не так сильно влияют на показатели.

Систематические ошибки – это отклонения, смещения распределения признака в одну сторону либо преувеличения, либо преуменьшения истинного значения характеристик генеральной совокупности. Сама собой эта ошибка не гасится, поэтому очень важно выявлять причины образования подобных ошибок.

Могут быть вызваны систематические ошибки следующими обстоятельствами. Во-первых, на стадии проектирования (разработки) выборки могут быть допущены просчеты либо из-за неполной, или искаженной информации о параметрах того или иного признака генеральной совокупности; либо из-за слишком малого (статистически незначительного) объема выборочной совокупности; либо из-за некомпетентности лиц, осуществляющих проект выборки. Во-вторых, на стадии осуществления выборки допускаются ошибки либо из-за замены или неполного охвата единиц наблюдения, либо из-за недобросовестности интервьюеров.

Исследователи разработали методы отслеживания ошибок репрезентативности. Выделяют реальные методы, с их помощью выявляются фактические ошибки репрезентативности. Ошибки можно исправить, осуществляя контроль за деятельностью интервьюеров, а также "коррекцией" или пересчетом выборки. Сами фактические ошибки представляют разность между известными социологу распределениями характеристик генеральной совокупности и полученными распределениями выборочной. Или другими словами, фактические ошибки – это разность между параметром и статистической величиной. Например, известно, что средний показатель распределения (параметр) по признаку "уровень образования" в генеральной совокупности таков: начальное – 13%, среднее – 21%, среднее специальное – 39%, незаконченное высшее – 9% и высшее – 18%. При подсчете в выборочной совокупности должны быть получены те же процентные соотношения (статистическая величина). Подобную процедуру можно осуществить и по другим признакам. Однако у социолога может не оказаться данных по какому-либо признаку генеральной совокупности. Что тогда? Тогда можно прибегнуть к другим методам определения ошибки репрезентативности.

Подобный расчет ошибок может быть связан с так называемыми косвенными методами. Среди них наиболее распространенным является метод независимых подвыборок. Суть данного метода заключается в том, что объем выборки распределяется на несколько групп (подвыборок), а затем в каждой из них исчисляется статистическая величина какого-нибудь признака объекта изучения. После этого по определенной формуле исчисляются отклонения выбранного признака в подвыборках и сравниваются.

Другой косвенный метод определения ошибок репрезентативности связан со сравнением результатов данного исследования с результатами подобных исследований, проводимых ранее. Хотя гарантии достоверности результатов этих исследований у социолога нет, считается, что наличие близости сравниваемых результатов свидетельствует об их надежности.

Еще один метод проверки репрезентативности выборки связан с поиском теоретических (или предполагаемых) ошибок. Смысл этого метода заключается в том, что социолог может проанализировать факторы, влияющие на различного рода отклонения в выборке. Например, размышляет по поводу объема выборки: достаточен ли он, что могло повлиять на данный фактор на стадии ли проекта выборки или на стадии ее осуществления. Можно обратиться к анализу такого фактора как способ отбора (или тип выборки) и проанализировать как осуществлялся отбор, что могло спровоцировать отклонения, ошибки и т.д.

Таким образом, репрезентативность выборки это важный показатель качества как проведения самого исследования, так и получаемой информации, а затем и выводов, сделанных в результате анализа распределений признаков изучаемого объекта.

Познакомимся с тремя понятиями, которые необходимо знать любому, кто так или иначе соприкасается с социологическими исследованиями: генеральная совокупность, выборочная совокупность (выборка), репрезентативность.

Генеральная совокупность – это все единицы определенного программой объекта исследования. Если мы говорим о всероссийском опросе общественного мнения, это будет все взрослое население России. Или все московские студенты, если мы возьмемся провести среди них опрос. Или все беспризорные дети Калуги, если мы собираемся предпринять социсследование на эту тему.

Выборочная совокупность (выборка) – это часть генеральной совокупности, которую мы будет непосредственно исследовать, то есть это те люди, к которым мы обратимся с вопросами интервью или с анкетами; те материалы, которые мы будет изучать методом контент-анализа и т. п.

Иногда выборка равна генеральной совокупности (например, в случае, когда мы опрашиваем всех студентов первого курса факультета журналистики МГУ). Но обычно она меньше, иногда в несколько десятков и сотен раз. При этом практика социологических исследований доказала, что в общенациональных исследованиях достаточно выбрать для опросов 1,5–2 тысячи человек. Если выборка хорошо, правильно, репрезентативно сформирована, то она может дать объективную информацию о мнении всех россиян.

Итак, главное – это правильно сформировать выборку. Объем выборки зависит от целей исследования, специфики и степени однородности объекта исследования, дробности групп, которые предстоит изучить, и планируемой степени ее репрезентативности. Что же означает это магическое и самое важное в эмпирической социологии понятие – «репрезентативность»?

Репрезентативность – это соответствие, адекватность выборочной совокупности (выборки) по основным характеристикам генеральной совокупности. Если в структуре населения 55 % женщин и 45 %; мужчин, то и в выборке должно быть такое же соотношение. То же самое можно сказать о возрасте, профессии, типе поселения и т. п. Короче, конфигурация выборки должна совпадать с конфигурацией генеральной совокупности. Это можно изобразить на таком рисунке (рис. 8).

Самое главное в социологическом исследовании – репрезентативность выборки, потому что именно с этим связана точность и объективность полученных результатов.

Выборка может формироваться разными путями. Но основных типов два репрезентативные и нерепрезентативные выборки.

Репрезентативные выборки

Вероятностная, или случайная, выборка строится на том, что любой из объектов генеральной совокупности имеет равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Есть несколько подвидов вероятностной выборки.

1. Систематический отбор. Он весьма популярен и часто применяется в социсследованиях. Это значит, что в зависимости от величины выборки отбирается из генеральной совокупности каждый n -ый (6, 20, 45 и т. п.) объект. Например, мы опрашиваем взрослое население одного из избирательных участков. Берем избирательные списки. Предположим, в них будет 10 000 человек. А нам нужна выборка в 500 человек. Делим число 10 000 генеральной совокупности на число 500 выборки, получаем 20. Значит, из списков будем выбирать каждого двадцатого избирателя.

Предположим, что нам нужно опросить по телефону москвичей и выяснить у них, какую в данный момент они смотрят передачу по телевизору. Берем справочную телефонную книгу, считаем, сколько в ней номеров, делим это количество на то число, которое нам надо опросить, и получаем шаг, при котором мы будет вести систематический отбор номеров.

То же самое можно делать с домами на улицах, если мы будем опрашивать наших реципиентов дома. Например, на четной стороне улицы заходим в каждый пятый дом. И так далее.

2. Отбор по принципу лотереи или жребия . Этот способ вам хорошо знаком, когда вы бросаете в шапку, вазу, ящик, например, все улицы Москвы и выбираете 20, на которых будете проводить исследование. Так же могут быть выбраны регионы, населенные пункты, почтовые отделения и т. п.

3. Отбор методом случайных чисел . Для этого составляются специальные математические таблицы случайных чисел по количеству выборочной совокупности и выбирается объект, который промаркирован предварительно этой цифрой.

Квотная выборка формируется в соответствии с квотами (то есть объектами, имеющими определенный признак по полу, возрасту, месту жительства и т. п.), которые в процентном отношении соответствуют генеральной совокупности. Предположим, что мы исследуем население небольшого города и знаем, какое в нем процентное соотношение молодых, людей средних лет и пожилых, мужчин и женщин, работающих и пенсионеров. Мы должны отобрать для опроса людей с этими характеристиками в таком же процентном соотношении. Эта выборка по степени репрезентативности близка к вероятностной.

Стратифицированная выборка отличается от квотной тем, что искусственно, в связи с целями исследования, формируются слои, страты, которые подлежат изучению и, как правило, в количественном отношении они равны. Страты должны быть более однородными, чем вся совокупность. Например, мы изучаем читателей разных изданий: «АиФ», «Известий», «Труда», «Комсомольской правды», «МК» и формируем равные страты читателей разных изданий, предположим, по 200 человек.

Районированная выборка обычно используется при исследовании районов, часто с применением географической карты, схемы населенных пунктов и т. п., из которых выбираются определенные единицы для исследования. Например, выбираются области из разных географических зон России, или округа Москвы. Иногда применяется так называемая методика географического креста, когда выбираются точки на горизонтали и вертикали этого географического креста. Так формировалась выборка в исследованиях общественного мнения в 60-е годы в Институте общественного мнения при «Комсомольской правде».

Серийная, гнездовая, кластерная выборка работает не с единицами, а с гнездами, однородными группами (семья, производственная бригада, студенческая группа, болельщики футбольного матча, телезрители, которые смотрят ТВ в одной комнате, городские районы и т. п.). Обычно в таком случае проводится сплошной опрос.