Болезни Военный билет Призыв

Роль деятельности в социализации человека. Факторы социализации и формирования личности. Термин «социализация» и сущность понятия

Выживание наиболее приспособленных - афоризм, приписываемый Герберту Спенсеру и использованный Чарльзом Дарвином в книге «Происхождении видов» как синоним естественного отбора, который является основной движущей силой эволюции.

Согласно постулатам теории эволюции аксиомами являются следующие утверждения:

Воспроизводство в любой разновидности предполагает некоторую степень естественного изменения в характеристиках результата;
-любое изменение, которое увеличивает способность выживания некоторых членов вида по отношению к другим, лишённым таких изменений, может позитивно отбираться для возможностей воспроизводства;
-тысячелетиями этот процесс ведёт к развитию сложных организмов из простых и к огромной диверсификации видов от малого числа первоначальных организмов.

Возникает вопрос - является ли социализация необходимым фактором для выживания человека?

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация объединяет вид в общество, позволяя разграничить роли и обеспечить постоянное воспроизводство вида.

Считается, что в отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Не совсем верно, на мой взгляд, что у животных совсем нет социальности, она просто описывается другим порядком, но вот то, что человек очень социален, это верно.

Так сложилось, что люди достигли того, что имеют сейчас, за счёт разделения ролей. Кто-то был умным и пополнял копилку знаний человечества, разведывал новые территории, искал новые способы выживания. Кто-то защищал стаю от других, враждебных. Если бы не социализация, то те 90 процентов, кто ничего толком не делал, кроме воспроизводства, погибли бы, не выдержали бы борьбу за конкуренцию и вид до сих пор был бы на уровне каменного века или вообще съеден неандертальцами или другими тупиковыми видами.

Социализация - залог выживания любого вида в сегодняшнем мире. По другому выжить невозможно, так как интенсивно происходит процесс дестабилизации биосферы со стороны человека, что приводит, соответственно, к вымиранию многих организмов разного порядка. Можно, конечно, идти по пути домашних животных и таким образом обеспечивать будущее существование вида, но этот процесс со стороны человека является выборочным.

Любому человеку, несмотря на то, что он родился и живёт в обществе себе подобных, нужна социальная адаптация. Это активное приспособление индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов - принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями своей деятельности.

Дальше - выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную - приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения; патологическую - приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики.

Та или иная форма социальной адаптации может зависеть от разных факторов. В некоторых случаях эти особые формы могут формировать определённые сообщества людей, подводя под них своеобразный фундамент, своего рода общую платформу. Например, у большинства представителей териантропов социальная адаптация девиантная и не всегда успешная. В массе же своей, если смотреть абстрактно, нормально существовать в современном обществе может только усреднённый серый человек с минимумом потребностей в познании мира и максимумом потребительских наклонностей. Любой выбивающийся из толпы имеет больше шансов пострадать или погибнуть, внося, в конце концов, меньший вклад в развитие вида и разбавление его своим геномом, чем наркоман или алкоголик, так как с точки зрения современного сообщества, они не девиантны, а просто заболели. Хотя, вполне может быть, что это современное общество является больным с точки зрения социально девиантного индивида.

Таким образом, социализация позволяет выжить даже тем, кто в условиях дикой природы быстро бы умер. Но, тем не менее, всегда важен порядок социализации и качество связей в обществе. Любое общество или сообщество должно быть здоровым в отношении социальных связей. Эволюция идёт постоянно и, согласно одному из её законов, скорость эволюции растёт. Нарушение качества социальных связей в обществе может привести к уменьшению порядка его стабильности и, соответственно, к негативным и необратимым изменениям в нём.

Яркий картина нынешнего мира - триллионы тратятся на войны, но зачастую современные, быстро изменяющиеся вирусы, не удостаиваются должного внимания. Пока действует паритет вооружения между болезнями и лекарствами, человечество живёт. Как только что-то подобное вирусу Эбола или похожему на него (а для вирусов законы эволюции также применимы) эволюционирует дальше, то сегодняшний тип консолидации Homo Sapiens может перестать существовать. Закон эволюции - выживает наиболее приспособленный.

В дополнение к этой теме о социализации нашёл в интернете подходящий отрывок, который, правда, был написан в контексте политики, но, тем не менее, справедлив практически для любого места, где скапливаются массы людей, объединённых близкими целями. В том числе и в различных религиозных сектах. Кстати, посредством СМИ тоже можно формировать такую "толпу".

Текст не мой, я лишь вычленил интересующую меня часть.

"... У толпы есть весьма неприятное свойство: она затягивает индивида, "стирает" его личность, "принимает решения" коллективным разумом. Индивид вовлекается в так называемое "эмоциональное кружение".

При обычной коммуникации между людьми всегда есть та или иная степень взаимопонимания. Участники процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случае каждый; остается самостоятельной; личностью. Но эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль персонального опыта, индивидуальной; и ролевой; идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует, «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, примитивные пласты психики.

Регрессия эта способна подчас достигать невероятных глубин.

Вследствие этого у людей сильно возрастает готовность к заражению и, одновременно, склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливают чувство общности со всей толпой.

Это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности любых действий. Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически. Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Особую силу толпе придает наличие конкретных оппонентов (реальных или воображаемых).

Проще говоря, толпа не отвечает за свои поступки и может натворить дел. В результате воздействия всех этих феноменов члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. У любой вовлеченной в эмоциональное кружение толпы специалист легко может вызвать переход в состояние терроризирующей толпы, например, направленной против ненавистных ей социальных групп или институтов.

Этим свойством толпы регулярно пользуются те, кто знает законы ее поведения и умеет применять их для манипуляций. Как показывает практика, эти "знатоки" отнюдь не всегда благонамеренны..."

Способность таких глубоких и бездумных эмпатических связей - расплата за то строение общества, которое сложилось с течением эволюции.

Дополнительные статьи

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация , другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни . Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализацияорганизуетсятаким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы . Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, в процессе трудовой деятельности, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности более наглядно, надо начать с исходного момента. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой, - система социальных связей, институтов, культура социума, ее ценности, нормы поведения и т.д.

У новорожденного есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в личность не превращается . Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал.

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.В науке принято выделять три главных уровня морального сознания личности:

“Доморальному” уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

“Конвенциальному” уровню соответствуют стадии:

а) модель “хорошего” ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;

б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

Уровню “автономной морали” соответствуют стадии:

а) подростокосознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

б) “релятивизм” предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого

в) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.

Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих на “доморальном” уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболеетипична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном формировании собственного “Я” личности. В основе этого процесса - переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления.

Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремление к обсуждению вечных “философских” вопросов, то есть в противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых ей ценностей, идей.

Следует учесть, что нередко люди в своем развитии “застывают” на подступах к автономной морали. На это влияеткак их интеллектуальный уровень, так и среда, в которой они обитают. Там где личность подчинена внешним требованиям, где индивид не имеет возможности в достаточной мере проявить самостоятельность, инициативу, где каждый его шаг контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления, говоря языком М. Вебера, традиционных действий и мотивов формирования “человека-винтика”, приученного жить “как все”, “как положено”.

Итак, становление личности в детские, юношеские, молодые годы - это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Не следует думать, что процесс социализации распространяет свое влияние лишь на этот период жизни человека, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность. Безусловно, в юные годы “закладывается фундамент” всего духовного развития личности. Этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые яркие уроки, где формируется его духовный мир. Вместе с тем, вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости, эта основа содержит преимущественно чувственно - эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступивво взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно формирует, например, свои политические приверженности, осознает, как жить, во имя чего жить. И еще неизвестно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли активный индивид качества смелого политика и т.д.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств, по сути, не знает возрастных границ , хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются. Во-первых, меняются социальные роли, которые выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют след на внутреннем мире личности, требуют исполнения новых функций, оправдания ролевых ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие 30-50-летних людей. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый опыт. А также изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество как целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров личности. Подтверждение тому - сложные процессы, происходящие в духовной жизни всех поколений наших соотечественников сегодня.

Социализация не только дает нам возможность общаться друг с другом посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества . Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Задача социализации - подготовить индивида к выполнению социальных ролей . Дети - единственная категория, изначально не исполняющая социальных ролей. Им незнакомо то, что составляет суть этих ролей, - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальныхролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. Они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей происходит в основном только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери.

Итак, два мира - детский и взрослый - различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных полюсах этого процесса. Главное различие - степень овладения социальными ролями. Но в жизни есть люди, которые в полном объеме так и не усвоили предназначенные социальные роли, что порождает личностные социальные конфликты.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Человек выступает основным объектом, т.е. тот, кого надо “включить” в разнообразную систему общественных отношений, и субъектом, т.е. тот, кто активно усваивает нормы и ценности современного ему общества,социализации. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей . К ним относят: агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей; агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных . Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.

Социализация - это процесс непрерывный. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается . Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых .

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в товремя какдетская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже пророки иногда были вынуждены говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который всегда говорит правду.

Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не разрешается обсуждать действия отца и матери.

Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

Размышления о социализации и её роли в жизни человека.

Выживание наиболее приспособленных - афоризм, приписываемый Герберту Спенсеру и использованный Чарльзом Дарвином в книге «Происхождении видов» как синоним естественного отбора, который является основной движущей силой эволюции.

Согласно постулатам теории эволюции аксиомами являются следующие утверждения:

Воспроизводство в любой разновидности предполагает некоторую степень естественного изменения в характеристиках результата;
-любое изменение, которое увеличивает способность выживания некоторых членов вида по отношению к другим, лишённым таких изменений, может позитивно отбираться для возможностей воспроизводства;
-тысячелетиями этот процесс ведёт к развитию сложных организмов из простых и к огромной диверсификации видов от малого числа первоначальных организмов.

Возникает вопрос - является ли социализация необходимым фактором для выживания человека?

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация объединяет вид в общество, позволяя разграничить роли и обеспечить постоянное воспроизводство вида.

Считается, что в отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Не совсем верно, на мой взгляд, что у животных совсем нет социальности, она просто описывается другим порядком, но вот то, что человек очень социален, это верно.

Так сложилось, что люди достигли того, что имеют сейчас, за счёт разделения ролей. Кто-то был умным и пополнял копилку знаний человечества, разведывал новые территории, искал новые способы выживания. Кто-то защищал стаю от других, враждебных. Если бы не социализация, то те 90 процентов, кто ничего толком не делал, кроме воспроизводства, погибли бы, не выдержали бы борьбу за конкуренцию и вид до сих пор был бы на уровне каменного века или вообще съеден неандертальцами или другими тупиковыми видами.

Социализация - залог выживания любого вида в сегодняшнем мире. По другому выжить невозможно, так как интенсивно происходит процесс дестабилизации биосферы со стороны человека, что приводит, соответственно, к вымиранию многих организмов разного порядка. Можно, конечно, идти по пути домашних животных и таким образом обеспечивать будущее существование вида, но этот процесс выборочный со стороны человека.

Любому человеку, несмотря на то, что он родился и живёт в обществе себе подобных, нужна социальная адаптация. Это активное приспособление индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями своей деятельности.

Дальше - выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Та или иная форма социальной адаптации может зависеть от разных факторов. В некоторых случаях эти особые формы могут формировать определённые сообщества людей, подводя под них своеобразный фундамент, своего рода общую платформу. Например, у большинства представителей териантропов социальная адаптация девиантная и не всегда успешная. В массе же своей, если смотреть абстрактно, нормально существовать в современном обществе может только усреднённый серый человек с минимумом потребностей в познании мира и максимумом потребительских наклонностей. Любой выбивающийся из толпы имеет больше шансов пострадать или погибнуть, внося, в конце концов, меньший вклад в развитие вида и разбавление его своим геномом, чем наркоман или алкоголик, так как с точки зрения современного сообщества, они не девиантны, а просто заболели. Хотя, вполне может быть, что это современное общество является больным для социально девиантного индивида.

Таким образом, социализация позволяет выжить даже тем, кто в условиях дикой природы быстро бы умер. Но, тем не менее, всегда важен порядок социализации и качество связей в обществе. Любое общество или сообщество должно быть здоровым в отношении социальных связей. Эволюция идёт постоянно и, согласно одному из её законов, скорость эволюции растёт. Нарушение качества социальных связей в обществе может привести к уменьшению порядка его стабильности и, соответственно, к негативным и необратимым изменениям в нём.

Яркий картина нынешнего мира - триллионы тратятся на войны, но зачастую современные, быстро изменяющиеся вирусы, не удостаиваются должного внимания. Пока действует паритет вооружения между болезнями и лекарствами, человечество живёт. Как только что-то подобное вирусу Эбола или похожему на него (а для вирусов законы эволюции также применимы) эволюционирует дальше, то сегодняшний тип консолидации Homo Sapiens может перестать существовать. Закон эволюции - выживает наиболее приспособленный.

В дополнение к этой теме о социализации нашёл в интернете подходящий отрывок, который, правда, был написан в контексте политики, но, тем не менее, справедлив практически для любого места, где скапливаются массы людей, объединённых близкими целями. В том числе и в различных религиозных сектах. Кстати, посредством СМИ тоже можно формировать такую "толпу".

Текст не мой, я лишь вычленил интересующую меня часть.

"... У толпы есть весьма неприятное свойство: она затягивает индивида, "стирает" его личность, "принимает решения" коллективным разумом. Индивид вовлекается в так называемое "эмоциональное кружение".

При обычной коммуникации между людьми всегда есть та или иная степень взаимопонимания. Участники процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случае каждый; остается самостоятельной; личностью. Но эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль персонального опыта, индивидуальной; и ролевой; идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует, «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, примитивные пласты психики.

Регрессия эта способна подчас достигать невероятных глубин.

Вследствие этого у людей сильно возрастает готовность к заражению и, одновременно, склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливают чувство общности со всей толпой.

Это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности любых действий. Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически. Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Особую силу толпе придает наличие конкретных оппонентов (реальных или воображаемых).

Проще говоря, толпа не отвечает за свои поступки и может натворить дел. В результате воздействия всех этих феноменов члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. У любой вовлеченной в эмоциональное кружение толпы специалист легко может вызвать переход в состояние терроризирующей толпы, например, направленной против ненавистных ей социальных групп или институтов.

Этим свойством толпы регулярно пользуются те, кто знает законы ее поведения и умеет применять их для манипуляций. Как показывает практика, эти "знатоки" отнюдь не всегда благонамеренны..."

Способность таких глубоких и бездумных эмпатических связей - расплата за то строение общества, которое сложилось с течением эволюции.

Социализация личности

Социализация - процесс интеграции (включения) человека в общество, усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок, процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в процессе жизни в обществе, активной социальной деятельности.

Этапы и фазы социализации

Можно выделить несколько этапов социализации, совпадающих с этапами возрастного развития индивида.

1) Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2) Вторичная социализация осуществляется в различные периоды социального функционирования индивида:

Период профессиональной социализации, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

Период включения индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации (то есть повторной, дополнительной, социализации), усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от профессиональной подготовки и переподготовки до смены ценностных ориентиров поведения);

Период пенсионного возраста или утери трудоспособности. Для этого этапа судьбы человека характерно изменение образа жизни в связи с исключением из среды производства, выходом на пенсию.

Часто в научной и учебной литературе можно встретить и другие принципы разделения этапов и фаз процесса социализации. По принципу включённости в систему общественного производства, трудовой деятельности выделяют также дотрудовой , трудовой и послетрудовой этапы. В основу другой периодизации положены основные рубежи, которые проходит человек в процессе всей своей жизни. Такими рубежами становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет), и застои (25-30 лет, 40-45 лет). Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации.

Процесс формирования личности проходит разные фазы . Вначале, в фазе социальной адаптации происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов социализации , т.е. людей и учреждений, влияющих на процесс социализации личности и ответственных за его результаты. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др.

Социальные статусы и роли личности

Остановимся более подробно на уже упоминавшейся выше ролевой теории личности, описывающей её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус » и «социальная роль ». Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как начальник, т.е. выступать в разных ролях и занимать несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом .

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен должностью индивида (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в нравственных, политических и идеологических установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы . Предписанный статус обусловлен обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он определяется этническим происхождением человека, местом его рождения, социальным положением семьи. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, ребёнка или юноши и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Социальная роль - это ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.



Один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей. Совокупность ролей называется ролевой системой, или «ролевым набором » (по определению Р. Мертона). Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора. Иногда это приводит к ролевому конфликту . Такой конфликт может возникнуть между ролями в результате их несовместимости в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть также в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписание (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) социальные санкции ― социальные последствия того или иного действия в рамках требований норм социальной системы.

Социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе или ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (например, многие моральные нормы поведения).

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, не исключая определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора – основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

Социальное поведение личности

C термином «поведение » в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных – только к природной, а у человека - и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.

Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным,- а перестраивает, преобразует их. Соответственно, такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения (хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления), а создателями, творцами принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения, при всей его возможной активности и оригинальности, цели действий, в конечном счете, заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно.

Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность,- как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия.

Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью.

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным нормам. Отклонение от них называется девиацией . Позитивная или негативная реакция общества на поведение индивида влияет на характер последующих действий и поступков человека, которые закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом).

В свою очередь, реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в праве, в идеологии и т.д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне: его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т.д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп.

Лекция 6. Социальная структура общества

1) Понятие социальной структуры общества

2) Социальная стратификация

3) Социальная мобильность

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация. Что это

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

Этапы

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):

  1. Ранний : детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздний : молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

Стадии процесса

Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Влияющие факторы

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы : пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы : регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы : географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы : земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Видео: Социализация личности