Болезни Военный билет Призыв

Ролевые теории личности. Общество как социокультурная система. Ролевая теория личности - шпаргалка по общей социологии

1. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «лич­ность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только, ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая мате­риальная реальность. Но человечество как таковое само­стоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выра­жается понятием «индивид». Индивид. - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстраги­роваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить кон­кретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех чело­веческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функци­онированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения марксизма, ролевая теория личности Ч.Кули, Р.Даренфорда, Р.Минтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г.В.Осипова: «Определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений данного общества», продукт исто­рического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разно­образных творческих проявлениях, включая активное форми­рование новых общественно необходимых функций и образцов поведения.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением влас­твовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно - нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этойтеории были амери­канские социологи Т.Знанецкий и Ч.Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А.Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие - поведение в определенных сферах деятельности и направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

2. Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж.Мидом и Р.Минтоном, активно разрабатывались Р.Мертоном и Т.Парсонсом, а также западногерманским социологом Р.Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «соци­альная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профес­сионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.), Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Марксистская социология качественно различает институциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что любая роль описы­вается 5 основными характеристиками: 1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом - часть ролей сфор­мулирована и строго ограничена, другая - размыта; 4) фор­мализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией - на личную прибыль, на общее благо и т. д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выде­ляются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания (требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть мораль­ными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

3. Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, соци­альных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает соци­альную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социа­лизации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «супэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «раз­вертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей пере­стройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной после­довательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация людей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассо­циируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой информации и коммуникации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая - характеризуется обретением личностью инте­грального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социа­лизации является отклоняющее (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркотизм, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свиде­тельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуве­ренности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть кон­сервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Литература

Бери Э. Игры, в которые играют взрослые люди. М., 1988.

Истопник И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения //Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1978.

Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

Кон И.С. Личность и социапьная структура. //Американская социология. М., 1972. С. 37 - 53.

Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним. //Американская социология, М., 1978. С. 288 - 296.

Кречмар А. О понятийном аппарате социологической теории личности. //Социальные исследования. М., 1970. Вып. 5.

Мертон Р. Социальная структура и аномия. //Социология преступности. М., 1966.

Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.

Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Развитие личности ребенка. М., 1987.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979.

Современная зарубежная социальная психология. М., 1984.

Человек как объект социологического исследования. Л., 1977.|

Фрейд 3. Я и Оно. М., 1925.

Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Ярошевский Т. Личность и общество. М., 1973.


Похожая информация.


ролевой игра управленческий тренинг

Личность - это относительно устойчивая структура всех составляющих характера индивида, определенное количество самых индивидуальных качеств, которые определяют его неповторимость. Понятие личности нужно для усвоения разнообразных ситуаций, в том числе связанных с ролевыми исполнениями, и управления ими.

Ролевая теория личности заключается в том, что каждый индивид играет свою роль в жизни (несколько ролей). В рамках этой теории рассматриваются такие определения как "социальный статус" и социальная роль". Их необходимо различать, например, как это сделал А. Кравченко: "мы занимаем статус, но играем роль". На эту же тему высказались и А. В. Филиппова и А. С. Страданченкова - "Если статус - это сами функции, права и обязанности, то социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе" . Испoлнениe рoли дoлжнo сooтвeтствoвaть приятым сoциaльным нoрмaм, oжидaниям oкружaющих и социальному статусу личности . "Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации" - считает Фролов С.С, и можно отметить, что это наиболее полное определение роли .

Как отметил Дж. Мид, одно из главных мест в "самоидентификации индивида самим собой" занимает еще в детском возрасте игра, в которой дети учатся примерять на себя роль другого и воспринимать себя как объект чьих-то ожиданий. В процессе дальнейшего развития игра превращается в соревнование, в котором участник должен принимать различные взаимосвязанные роли своих соперников.

Существуют различные стадии освоения ролевых функций:

  • 1. Имитация, то есть дети повторяют поведение взрослых, не понимая его;
  • 2. Стадия ролевых игр. Игры, в которых дети принимают поведение, как исполнение ролей: например, пожарного, полицейского и т.д. В некоторых играх дети говорят за всех героев (разными голосами за разных персонажей).

Стадия коллективных игр. Те игры, в которых личность учится осознавать как всей группы, так и одного человека. На этой стадии формируется оценка своего поведения согласно стандартам, установленными "сверху". Кроме того, на стадии коллективных игр формируется чувство принадлежности к этому обществу. Примером может являться член любой спортивной команды.

Одним из ключевых понятий рассматриваемой теории является "социальная роль". Оно было введено в начале 20 века Э. Дюргеймом, М. Вебером, а позднее - Т. Парсоносоном, Р. Липтоном и другими.

"Социальная роль (от франц. Role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений" .

Это определение рассматривается в двух аспектах:

  • 1. Ролевое ожидание - это модель поведения, которую ожидают от личности, зная ее социальный статус;
  • 2. Ролевое исполнение - это реальное поведение человека в соответствии каким-либо социальным статусом.

В структуре социальной роли выделяют некоторые элементы:

  • ·Описание типа поведения;
  • ·Предписания, требования;
  • ·Оценка выполнения предписанной роли;
  • ·Санкции, носящие как положительный, так и отрицательный характер .

В рамках ролевой теории были выявлены некоторые феномены. Такие как ролевой конфликт - это внутреннее разногласие ролевых требований в разных социальных общностях, и интеграция, и дезинтеграция ролевой структуры личности - следствие равновесия или конфликтности социальных отношений .

Ролевые конфликты можно проклассифицировать:

  • 1. Те конфликты, которые вызваны столкновением в понимании роли самой личностью и окружающими людьми. Например, несоответствие предпочитаемого преподавателем метода обучения и метода, требуемого начальством (кафедрой).
  • 2. Конфликт между сторонами одной и той же роли. "Например, от адвоката, согласно принципу судебной состязательности, требуется принятие всех мер к оправданию подзащитного, но одновременно от него же, как юриста и правоведа, ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества" .

Конфликт между качествами, нужными для исполнения социальной роли с одной стороны, и ожиданиями, которые предъявляются значимыми людьми, с другой стороны. Например, для начальника - мужчины эмоциональная сдержанность, авторитарность, жесткость только поможет подняться по карьерной лестнице, а в личной жизни применяя те же качества многого не добиться, девушкам эти черты неприятны. Поэтому мужчине приходится выбирать между высокой должностью и семьёй .

Конфликт, вызванный разными требованиями к исполнению одной роли. Например, от женщины требуют высокого результата на работе, а муж требует высокой самоотдачи дома .

Разногласия между качествами, которыми обладает человек, и требованиями, соответствующими его социальной роли. В таком случае человеку приходится "переступать через самого себя" .

За разногласиями, как феномен, следует ролевая напряженность, которая проявляется в бытовых и рабочих неурядицах. В таких случаях следует выбирать, что важнее для конкретного человека. Она возникает в рамках только одной роли.

Таким образом, социальная роль - это образец поведения, который выбирает индивид соответственно своему социальному статусу. Роль у одного человека не обязательно одна, очень часто можно наблюдать разное количество ролей и процесс их смены в зависимости от обстоятельств. Не всегда большое множество ролей (даже если их 2) мирно уживаются в одной личности. В таких случаях у личности возникают внутренние конфликты и напряженности, которые можно решить путём расставления приоритетов.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген.секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

Эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

Способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

Масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

Нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;

Мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.

Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах:

Ролевого ожидания

Ролевого исполнения.

Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

Описание типа поведения, соответствующего данной роли;

Предписание (требования), связанные с данным поведением;

Оценка выполнения предписанной роли;

Санкции - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением служит характер индивида. Т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Социальный статус понимается как структурная единица которая определяет место индивида в социальной структуре и характеризуется определенной структурой прав и обязанностей.

Роль – динамический объект статуса.

Социальное действие – система включающая в себя множество актеров, имеющих определенный статус и исполняющих предписанные нормами роли. (Парсонс).

Ролевой плюрализм – участие одних и тех же актеров в ряде коллективов.

Важнейшей составляющей процессов социализации общества является расширение ролевого плюрализма.

Ролевой набор – Совокупность ролевых отношений личности, которые определяются ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов.

Статусный набор – статусы, которые занимает личность.

Эспектации – конфликт между ожиданием людей занимающих разные статусы.

Ролевой конфликт. Механизм объединения статусов и ролей для предотвращения конфликта:

Объединение статусов временный отказ от какой-либо роли;

Объединение ролей, более эффективное их выполнение.

Классы социальных ролей (Морено):

1). Психосоматические (биологическая обусловленность и бессознательный характер проигрывания роли);

2). Психодраматические (соотношение конкретных требований социального окружения);

3). Собственно социальные роли (статусная обусловленность и заданность социальных ролей).

Отличие статуса и роли:

Статус – место индивида в социальной системе.

Роль –функциональное назначение того или иного статуса.

Статус – устойчивое статическое положение индивида.

Роль – характеризует динамический аспект статуса.


Социальная роль - это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус). Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения.
Роль создает не отдельный человек - исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится.
Другое дело, что каждый человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Качество выполнения роли -дело сугубо индивидуальное.

Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права.
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли (маски) является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума.
Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей.
Теория Личности Ролевая

Теория, согласно к-рой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынуждено выполняемых соц функций и образцов поведения - ролей, обусловленных соц статусом личности в данном сооб-ве или соц группе Основные положения Тлр сформулированы в соц психологии Дж Мидом и в социологии соцантропологом Р Линтоном

В социологическом контексте характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм Культура - это те скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Именно культура регулирует поведение людей в обществе. Культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения.

Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают постепенно из повседневной жизни и социальной практики людей

Социология культуры.

Культура - это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и неформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная - состоит в том, что приобщаясь к культуре человек овладевает накопленными знаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная - люди учатся жить в обществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активно усваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая - культура определяет рамки приемлемого поведения в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. 4.Объединяющая - обеспечивает целостность общества, сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, к одной конфессии или к одной социальной группе. Элементы культуры: материальные (артефакты), духовные. Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей. Структура культуры : Ценности - социально одобряемые представления о добре, красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.

Социальные нормы - образцы правильного, проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и законов (норм или правил оформленных решением властных органов).

34.​ Образование как важнейший фактор мобильности современного общества.

В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа" указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии. Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. - №5.- С. 155.С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами" Сорокин П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 397. .

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социальные функции образования

Социологический анализ проблем развития образования подтверждает, что образование выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Так же стоит отметить роль образования в социальной селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Это так же подтверждает ключевую роль образования в процессе дифференциации общества.

Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает большое влияние на разнородность и мобильность общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда.

35.​ Самореализация и самоутверждение молодежи как политическая и социокультурная проблема.

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж. Г. Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934), «Исследование человека» (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы. Вместе с тем ключевое понятие этой теории - «социальная роль» - было разработано в начале ХХ в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее - Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений. Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус). Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к «тюремному» эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: «Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях…». Эксперимент планировалось провести в течение одной - двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили «заключенными», другую - «тюремщиками». Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали «заключенных» и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать «тюремщиков» от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они «вошли в роль» и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно «тиcки» социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола. В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома. В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, «переступать через самих себя». Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряжённости. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.