Болезни Военный билет Призыв

Российская цивилизация во второй половине xviii века. Россия во второй половине xviii века. внутренняя и внешняя политика екатерины ii. Царизм в борьбе против революции во Франции

Правление Екатерины II (1762 – 1796 гг.) 28 июня 1762 г. В результате заговора был свернут российский император Петр III. В тот же день гвардейские полки и дворянство провозгласили императрицей супругу Петра III немецкую принцессу Софью Августу Фредерику, вошедшую в историю под именем Екатерины II.

Среди русских самодержцев Екатерина II выделялась своей образованностью, умом и выдержкой.

Екатерина II хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне», который предполагает обеспечение блага народа с помощью мудрых законов. Основная же цель внутренней политики Екатерины II была укрепление Российской империи, централизации органов управления.

В 1763 г. была проведена сенатская реформа. Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями.

В1764 г. монастырские земли были отобраны у церкви в пользу государства. Почти 2 млн. монастырских крестьян должны были теперь платить налоги государству.

Российское законодательство во многом устарело и это привело императрицу к мысли о необходимости создания нового свода законов.

Для этого была создана Уложенная комиссия, в которую избрали по всей России 564 делегата. Делегаты представляли духовенство, дворянство, казачество, крестьянство.

В1764-1765 гг. Екатерина создала «Наказ для депутатов», руководящий для работы комиссий. «Наказ» признавал право всех людей быть свободными, требовал подчинения всех законам.

В то же время, в «Наказе» четко проводилась мысль о том, что власть и общество стоят выше прав каждого человека.

Начавшаяся в 1767 г. работа Уложенной комиссии, показала, что депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности.

Екатерина II опережала свое время. Общественное сознание России не было готово к реформам. Стало понятно, что преобразования Екатерины II не получат социальной поддержки населения (прежде всего дворянства).

В декабре 1768 г. комиссия была распущена. В том же году при императрице был создан императорский Совет, который стал главным правительственным органом страны.



В 1775г. была проведена губернская реформа. Вся империя делилась на 50 губерний, а каждая губерния делилась на 10-12 уездов.

Власть в губерниях принадлежала губернатору. Во главе каждого уезда стоял капитан –исправник из местного дворянства.

Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу. Дворян судили земский и уездный суды; горожан – губернские суды, крестьян – верхняя и нижняя судебные расправы. Все сословные суды были выборными.

Дворяне получали право местного самоуправления. На своих собраниях они выбирали губернского предводителя дворянства.

Одновременно с этим предпринимались все меры для промышленного развития страны.

В 1775 г. были введены льготы для русского купечества, в том, же году Екатерина II отменила промышленные монополии и провозгласила свободу промышленности и торговли.

Произошли изменения в земледелии. В конце 18 в. Россия начала вывозить хлеб за рубеж.

Значительного развития достигла экономика Урала. Россия во второй половине 18 в. стала крупнейшим поставщиком металла в Европу.

В середине 80- х гг. в России окончательно оформляется сословный строй.

Дворяне имели исключительной право на землю. Лишить дворянства мог только Сенат. Примечательно, что о монопольном праве иметь крепостных – в «Грамоте»не говорилось ни слова.

В 1785 г. была издана «Жалованная грамота городам».

Все население города делилось на шесть сословий. Органы городского самоуправления были представлены общей городской думой Жители города раз в три года избиратели городского главу и депутатов думы.

Екатерина II вынуждена была идти на уступки дворянству, т.к. этот социальный слой была естественной опорой государственной власти. Уступки эти шли за счет других сословий, прежде всего за счет крестьян.

Следствием этого стал рост социальной напряженности.

В 1773 г. на Урале вспыхнуло восстание уральских казаков Емельяна Пугачева. Восстание переросло в настоящую войну против империй Екатерины. С огромным трудом правительственные войска подавили восстание в 1775 г.

В области внешней политики Екатерина II завершила начатое Петром I.

Внешняя политика России во второй половине 18 в.

Во второй половине 18 в. Россия решила несколько внешнеполитических задач:

Выход к берегам Черного моря; это привело к длительной борьбе с Турцией и Крымским ханством;

Возвращение древнерусских земель, захваченных Польшей.

В июне 1770 г. началась русско – турецкая война. В том же году 30 тыс. русская армия под командованием П.А. Румянцева разгромила 80-тыс. турецкую армию в Молдавии.

В 1771 г. русские войска заняли Крым.

В 1773 г. А.В. Суворов дважды разгромил турецкую армию.

В 1783 г. Россия окончательно присоединила к себе Крым и земли по реке Кубань. В 1783 г. по просьбе грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был подписан договор, по которому Россия брала Грузию под свое покровительство.

В августе 1787 г. Турция объявила России войну. В этом же году А.В. Суворов уничтожил турецкий десант у Кинбурна.

Летом 1788г. в двух морских сражениях был разгромлен турецкий флот, а в декабре 1788 г. войска Суворова заняли крепость Очаков.

В 1789 г. состоялась историческая битва на р. Рымник. Войска Суворова практически уничтожили целую турецкую армию.

В декабре 1790 г. войска Суворова штурмом взяли крепость Измаил, которая открывала путь на Стамбул. В 1790-91 гг. российский черноморский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова дважды громил турецкий флот.

В декабре 1791 г. был подписан Ясский мирный договор между Россией и Турцией. Россия получила Крым, Грузию, все северное черноморское побережье.

Во второй половине 18 в. Польша переживала глубокий кризис.

Этим воспользовались Австрия, Пруссия и Россия. В 1772 г. они напали на Польшу. Россия получила Восточную Белоруссию и Украину. В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши, которая перестала существовать как независимое государство. Россия получила всю Литву, Западную Белоруссию, часть Латвии. Большинство украинских и белорусских земель вошли в состав России.

В 1789 г. произошла французская революция. Екатерина II осудила деятельность революционного правительства, но ввязываться в военные действия против Франции не спешила.

Идеология и проекты Екатерины II .

Екатерина IIпридерживалась политики «просвещенного абсолютизма», основные положения которой отразились в «Наказе» императрице Уложенной комиссии (1767 год):

Создание нового законодательного кодекса, основанного на принципах философии просвещения;

Упразднение устаревших феодальных институтов (некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству);

Проведение крестьянской, судебной, образовательной реформы, смягчение цензуры.

Большинство из этих планов не были воплощены в жизнь.

Презентация стр. 9

Внутренняя политика Екатерины II .

«Манифестом о вольности дворянству» (1762) и «Жалованной грамотой дво­рянству» (1785) Екатерина II закрепила привилегии дворян­ства:

    Дворяне были освобождены от податей и повинностей.

    Заметно увели­чилось дворянское землевладение.

    Было подтверждено освобождение дворянства от обязательной службы (введенное Петром III).

    В 1775 г. страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20. Население гу­бернии составляло от 300 до 400 тыс. человек.

    Продолжилась секуляризация (изъятие) церковных земель в пользу государства.

    В 1787 году была создана система городских школ (главные и малые народные училища)

Презентация стр. 10

Восстание Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.)

В 1773 году началось восстание яицких казаков (живших в районе реки Яик), крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва.

Пугачев провозгласил себя императором Петром III.

Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкортостан, часть Западной Сибири, а также Среднее и Нижнее Поволжье.

В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, чуваши, мордва, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия.

Основные требования: отмена крепостного права, восстановление казачьих вольностей в районах проживания казаков.

В 1775 году восстание было подавлено.

Презентация стр. 11

XVIII века. Войны с Турцией.

Задачи внешней политики:

    борьба за выход к Черному и Азовскому морям;

    освобождение земель Украины и Белоруссии от иностранного господства и объединение в одном государстве всех восточных славян;

    борьба с революционной Францией в связи с начавшейся в 1789 г. Великой французской революцией;

Презентация стр. 12

Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Разделы Польши.

Совместно с Пруссией и Австрией Россия участвовала в разделе Речи Посполитой (Польши).

По первому разделу (1772) Речи Посполитой к России отошла часть восточ­ной Белоруссии.

По второму разделу {1793) - Россия получила оставшуюся часть восточной и цент­ральной Белоруссии с Минском, Волынью и Подолию.

По третьему разделу (1795) к России отошли западная Белоруссия, запад­ная Волынь, Литва и Курляндия.

Таким образом, под властью России были объединены почти все земли восточных славян, входивших в Киевскую Русь, исключая галицкие земли со Львовом (Галиция), вошедшие в состав Австрии.

Презентация стр. 13

Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

После целого ряда побед на суше (под руководством П.А. Румянцева, В.М. Долгорукова и А.В. Суворова) и на море (под руководством Г. А. Спиридонова, А. Г. Орлова и С. К. Грейга) война была завершена.

По условиям Кучук-Кайнарджийского мира (1774) Россия получила :

    выход к Черному морю;

    степи Причерноморья – Новороссию;

    право иметь свой флот на Черном море;

    право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы;

    Азов и Керчь, а также Кубань и Кабарда переходили к России;

    Крымское ханство становилось независимым от Турции;

    русское правительство получило право выступать в качестве защит­ника законных прав христианских народов Османской империи.

Русско-турецкая война 1787-1791 гг. также закончилась поражением Турции.

По Ясскому мирному договору :

    Турция признавала Крым владением России;

    в состав России вошла территория между реками Буг и Днестр;

    Тур­ция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георги­евским трактатом 1783 г.

Презентация стр. 14

Реформы Павла I (1796-1801)

В 1796 году к власти приходит Павел I(сын ЕкатериныIIи ПетраIII). За 5 лет своего пребывания у власти он провел важные реформы:

1. закон о престолонаследии, согласно которому наследником престола становился старший сын монарха,

2. ограничение работы крестьян на помещика тремя днями в неделю.

3. сокращение дворянских привилегий и восстановление обязательной службы дворян.

Последнее вызвало недовольство дворянства, возник заговор, в ходе которого Павел Iбыл убит.

Презентация стр. 16

1« Правление Екатерины П началось в

1)1741 г. 2) 1755 г. 3) 1762 г. 4) 1771 г.

2. Московский университет был основан в

1)1755 г. 2) 1687 г. 3)1725 г. 4) 1701 г.

3. Крым вошел в состав России в

1)ХУ1в. 2) XVII в, 3)ХУШв. 4) XIX в.

4. Эпоха дворцовых переворотов в России приходится на

1) 20-60-е годах XVIII в. 2) конец XVII в. 3) середину XIX в. 4) конец XIX в.

5. С разделами Речи Посполитой связаны даты

1)1703 г., 1700г., 1721 г. 2) 1730 г., 1741 г., 1762 г. 3)1767 г., 1775 г., 1785 г. 4) 1772 г., 1793 г., 1795 г,

6. Какое событие завершилось в 1763 г.?

1) Семилетняя война 2) присоединение Крыма к России 3) разделы Речи Посполитой

4) восстание под предводительством Е. Пугачева

7. С какими из названных событий связаны даты: 1606- 1607гг., 1670-1671 гг., 1773-1775 гг.?

1) крестьянско-казацкйми восстаниями 2) этапами закрепощения крестьян

3) разделами Речи Посполитой 4) войнами за выход к морю

8. В каком из приведенных рядов перечислены даты войн России со Швецией?

1) 1700-1721 гг., 1788-1790 гг. 2) 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.

3) 1813-1814 гг., 1816-1818 гг. 4) 1848-1849 гг., 1853-1856 гг.

9. Какое из перечисленных ниже событий XVIII в. про­изошло ранее других?

1) смерть Анны Иоанновны 2) восшествие на престол Петра II

3) начало опалы А.С. Меншикова 4) начало Семилетней войны

10. Какое из перечисленных ниже событий произошло ранее других?

1) сражение под Аустерлицем 2) переход Суворова через Альпы

3) присоединение России к континентальной блокаде Англии 4) Тильзитский мир

11. Какое из перечисленных событий произошло позднее других?

1)начало правления Елизаветы Петровны 2) «Великое посольство» Петра I в Европу

3) вхождение Украины в состав России 4) учреждение патриаршества

12.Какое из перечисленных событий произошло в Рос­сии в XVIII в.?

1) создание Славяно-греко-латинской академии 2) открытие Высших женских курсов

3) открытие Царскосельского лицея 4) основание Московского университета

13. «Ничтожные наследники северного исполина» - так отзывался А.С. Пушкин о преемниках 1) Петра I 2) Павла I 3) Николая I 4) Петра III

14.Самое крупное народное выступление XVII-XVIII вв. состоялось под предводительством

1) Ивана Болотникова 2)Степана Разина 3)Кондратия Булавина 4) Емельяна Пугачева

15. К памятникам архитектуры XVIII в. относится

1) дом Пашкова в Москве 2) Успенский собор в Кремле 3) храм Василия Блаженного в Москве 4) храм Святой Софии в Новгороде

16. Учреждение Вольного экономического общества свя­зано с

1) политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II 2) реформами Петра I

3) реформами Избранной рады 4) внутренней политикой Павла I

17. Кто из названных лиц был государственным деятелем XVIII в.?

1)Г. Потемкин 2)И. Пересветов 3)А. Ордин-Нащокин 4) А. Адашев

18. Московский университет был открыт по инициа­тиве

1) Петра I 2) Екатерины II 3) М.В, Ломоносова 4)М.М, Сперанского

19. К памятникам архитектуры XVIII в. относится

1) собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге 2) Успенский собор в Кремле

3) храм Василия Блаженного в Москве 4) храм Святой Софии в Новгороде

20.Княгиня Е. Дашкова

1) известная актриса 2) первая женщина-математик 3) президент Российской Академии наук 4) первая жена Петра I

21. За кого из русских монархов выдавал себя Емельян Пугачев?

1) Павла I 2)Петра II 3) Ивана Антоновича 4) Петра III

22, Какой из перечисленных архитектурных памятников был построен по проекту В 0 И 0 Баженова?

1) Зимний дворец 2) здание Благородного собрания в Москве 3) дом Пашкова

4) Останкинский дворец

23. В ХУШ в„ русские войска вступили в Берлин в ходе

1)Семилетней войны 2)Северной войны 3) походов Суворова 4) походов Ушакова

24. Крепость Измаил была взята русскими войсками * ходе

1) русско-турецкой войны 1768-1774 гг. 2) русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

3) итальянского похода Суворова 4) Семилетней войны

25. В ходе Семилетней войны произошло сражение при

1) Корфу 2) Синопе 3) Кромах 4) Кунерсдорфе

26. В царствование Павла I был принят документ

1) указ «О трехдневной барщине» 2)«Жалованная грамота городам»

3) «Табель о рангах» 4) «Судебник»

27. Политику Екатерины П отражает событие

1)ликвидация гетманства на Украине 2)учреждение Сената

3)ликвидация патриаршества 4)учреждение Синода

28. Какое событие произошло во второй половине ХУШ в.?

1)присоединение Правобережной Украины и Бело­руссии 2) присоединение Восточной Сибири 3)участие в Северной войне 4)участие в Ливонской войне

29.Какое событие произошло во второй половине ХУШ в.?

1)участие в разделе Речи Посполитой 2) присоединение Западной Сибири

3) присоединение Казанского и Астраханского ханств к России

4) Прутский поход

30. Укажите верное соответствие между именем прави­тельницы России и органом власти, созданным в ее прав­ление

1) Екатерина I - Кабинет министров 2)Анна Иоанновна - Конференция при высочайшем дворе 3) Елизавета I - Верховный тайный совет

4) Екатерина II - Уложенная комиссия

31. Деятельность какого русского военачальника отно­сится к XVIII в.?

1) Д.И. Пожарского 2) П.А. Нахимова 3) Ф.Ф.Ушакова 4) А.А. Брусилова

32. Укажите верное утверждение

1) Зимний дворец был построен под руководством В.И. Баженова

2)Здание Московского университета было спроектиро­вано В. Растрелли

3) здание Благородного собрания в Москве было постро­ено по проекту М.Ф. Казакова

4) Михайловский замок в Петербурге проектировал Д. Ухтомский

33. Известным русским историком XVIII в. был

1)В.Н. Татищев 2) С.М. Соловьев 3) В.О. Ключевский 4) К.Д. Кавелин

34. Известным российским театральным деятелем XVIII в. был

1)Ф. Рокотов 2) Ф. Шубин 3) И. Аргунов 4) Ф. Волков

35. В стиле барокко творил

1)М. Казаков 2) В. Баженов 3) И. Аргунов 4) В. Растрелли

36. Известным русским портретистом XVIII в. был

1) С. Ушаков 2) Ф. Рокотов 3) И. Репин 4) К. Брюллов

37. О возникновении в XVIII в. революционной идеоло­гии в России свидетельствует издание книги

1) И. Крылова 2) К. Рылеева 3) Н. Новикова 4) А. Радищева

1) М. Ломоносов 2) Г. Державин 3) Д. Фонвизин 4) А. Радищев

39. «Петром Великим русской литературы» В.Г. Белин­ский именовал

1) М. Ломоносова 2) Г. Державина 3) Д. Фонвизина 4) А. Радищева

40. На карте русских земель и морей есть имена

1) В. Беринга, С. Челюскина 2) И. Ползунова, И. Кулибина

3) Ф. Рокотова, Д. Левицкого 4) В. Баженова, М. Казакова

41. Российский ученый-географ ХУШ в» - это

1) В.Н.Татищев 2)С.П.Крашенинников 3) М.В.Ломоносов 4) И.Аргунов

42. Современниками был

1) П. А. Румянцев и Александр I 2) М.И. Кутузов и Александр III

3) А.В. Суворов и Николай II 4) Ф.Ф. Ушаков и Екатерина II

43. Уложенная комиссия, созванная Екатериной II, бы­ла поизвана

1) учредить новый порядок престолонаследия 2)отменить крепостное право

3) разработать новый свод законов 4) учредить Государственный совет

44. Что из перечисленного относится к мероприятиям, проведенным в царствование Петра III?

1) принятие «Свода законов Российской империи» 2) создание военных поселений

3) освобождение дворян от обязательной службы 4) сокращение срока солдатской службы до 15 лет

45. К эпохе дворцовых переворотов относится деятель­ность

1)И.И. Шувалова 2)С.С. Уварова 3) Б.И. Морозова 4) Ф. Лефорта

46. Выделение среди крестьян бедняков и богачей обо­значается термином

1) расслоение 2) обезземеливание 3) закрепощение 4) чересполосица

47. Государственные крестьяне - это

1) лично свободные крестьяне, живущие на казенных землях 2) крепостные крестьяне

3) крестьяне, владевшие землей на правах собственности 4) крестьяне, приписанные к мануфактурам

48. Крестьяне, уходившие с согласия помещика на зара­ботки в город, назывались

1) вольнонаемными 2)отходниками 3)капиталистыми 4) вольноотпущенниками

49. Царствование Павла 1 характеризует понятие

1) «урочные лета» 2) «трехдневная барщина» 3) «заповедные годы» 4) «вольные хлебопашцы»

50. Секуляризация - это

1) политика оказания экономической помощи предпри­нимателям

2) активное государственное вмешательство в хозяйст­венную жизнь

3) политика государства, направленная на поддержку отечественного производства

4) обращение государством церковной собственности в государственную

51. Явление в государственной и общественной жизни, при котором на высокие должности назначаются любим­цы, не обладающие способностями и знаниями, необхо­димыми для службы, получило название

1)Смутное время 2) просветительство 3) дворцовый переворот 4)фаворитизм

52. Как назывались появившиеся при Екатерине II обще­ства «благородного сословия», которые выбирали пред­водителя и имели права доносить губернатору, Сенату и императрице о своих нуждах?

1) городскими магистратами 2) губернскими правлениями 3)дворянскими собраниями

4)земскими избами

53. Барщинное хозяйство XVIII в. характеризуется

1) преобладанием натурального оброка над денеж­ным 2) наличием у крестьянина надела, предоставляемого помещиком 3) развитием мелкотоварного производства

4) быстрым усовершенствованием орудий труда

54. Политику Екатерины II характеризует

1) принятие закона об обязательной службе для дворян 2) проведение губернской реформы 3) учреждение министерств 4) учреждение Синода

55. Политическое устройство России второй половины XVIII в. характеризует

1) осуществление принципа разделения властей 2) существование земских органов самоуправления 3) наличие сословно-представительного органа 4) самодержавное правление

56. Внешнюю политику Екатерины II характеризует стремление

1) заключить «Вечный мир» с Турцией 2) получить выход к Балтийскому морю

3) подавить революционное движение во Франции 4) создать Священный Союз европейских монархий

57. Увеличение денежного оброка во второй половине XVIII в. свидетельствовало о

1) развитии товарно-денежных отношений 2) усилении эксплуатации зависимых крестьян 3) росте жизненного уровня крестьян 4) ликвидации подушной подати

58. Задача разработки нового законодательства стояла перед

1)дворянскими собраниями 2) Вольным экономическим обществом 3) Уложенной комиссией 4) Академией наук

59. Учреждение правительством Дворянского заемного и Купеческого банков во второй половине XVIII в. свиде­тельствовало о

1) развитии сословного строя 2) господстве товарно-денежных отношений 3) массовом разорении дворянства и купечества 4) поощрении предпринимательской деятельности

60. Барщинная система хозяйства несовместима с

1) личной свободой крестьян 3) отходничеством

2) натуральным хозяйством 4) натуральным оброком

61. Признаком разложения феодально-крепостнического строя в России в конце XVIII в. было

1) расширение дворянского землевладения 2) рост числа казенных заводов

3) массовый перевод крестьян на месячину 4) увеличение численности дворянства

62. Явление, характеризующее процесс разложения фео­дально-крепостнического строя в России во второй поло­вине XVIII в.

1) укрепление крестьянской общины 2) рост крестьянского достатка 3) расслоение деревни на богатых и бедных 4)повышение производительности крепостного труда

63.К концу XVIII в. в России

1) уже сложились классы буржуазия и пролетариат

2) складываются первые монополистические объединения в промышленности

3) продолжает активно развиваться мелкотоварное производство

4) в горнодобывающей промышленности господствует вольнонаемный труд

64. «Жалованная грамота дворянству» 1785г. давала дворянам

1) право избирать губернаторов

2) освобождение от любого уголовного преследования

3) неограниченную свободу слова

4) освобождение от государственных податей

65. Какая черта характеризовала развитие общественной мысли в России во второй половине XVIII в.?

1) распространение идей Просвещения

2)создание теории «Москва - Третий Рим»

3) возникновение народнической идеологии

4) распространение теории «малых дел»

66.Понятия «барокко», «классицизм», «сентиментализм» характеризуют

1) развитие художественной культуры в XVIII в.

2) новые явления в культуре XVII в.

3) изменения в культуре и быту при Петре I

4) появление новых жанров в литературе XIX в.

67.Причиной перевода крестьян на денежный оброк во второй половине XVIII в. являлось(ась)

1) развитие товарных отношений

2) ликвидация привилегий дворянства

3)оскудение государственной казны

4) строительство железных дорог

68. «Восточный вопрос» во внешней политике России во второй половине XVШ в. был связан с

1) ухудшением русско-иранских отношений

2) стремлением европейских государств к захвату вос­точных территорий России

3) стремлением России получить выход к берегам Черно­го и Азовского морей

4) желанием России помочь южнославянским народам

69. Реформа местного управления, проведенная Екатери­ной II во второй половине ХЛГЕП в., имела целью

1) ликвидировать кормления

2) создать земства

3) укрепить государственную власть на местах

4) ликвидировать губернии и уезды

70. Следствием распространения крестьянского отходни­чества в города во второй половине XVIII в. стало

1) усиление крепостного гнета

2) расслоение деревни на богатых и бедных

3) рост числа капиталистических мануфактур

4) сокращение площади обрабатываемых земель

71. Какие события произошли в правление Екатерины II?

А) восстание под предводительством И. Болотникова Б) взятие крепости Измаил русскими войсками В) церковная реформа патриарха Никона Г) секуляризация церковных земель Д) вхождение Крыма в состав России Е) Полтавская битва

Укажите верный ответ.

72. Что относится к событиям XVIII в.?

А) перенесение столицы в Санкт-Петербург

Б) реформы Избранной рады

В) крестьянская война под предводительством С. Разина

Г) созыв Уложенной комиссии

Д) отмена системы местничества

Е) введение рекрутской повинности

Укажите верный ответ.

1)АБД 2)АГЕ 3) БГД 4) ВДЕ

73, Что относится к событиям XVIII в.?

А) разделы Речи Посполитой

Б) созыв Стоглавого собора

В) крестьянская война под предводительством Е. Пуга­чева

Г) дворцовые перевороты

Д) вхождение Левобережной Украины в состав России

Е) восстание декабристов

Укажите верный ответ.

74. Прочтите отрывок из мирного договора и укажите, по итогам какой войны он был подписан. «Крепости: Еникале и Керче, лежащие в полуострове Крымском, с их приставными и со всеми в них находя­щимся, то ж и с уездами... остаются в полное, вечное и не-прекословное владение Российской империи».

2) Кавказской 4) Крымской

75, Прочтите отрывок из сочинения историка Е.В. Тарле и укажите, с историей какой войны связан названный в нем морской бой.

«Чесма заставила всю Европу вздрогнуть и принять в со­ображение, что мечта Петра как будто вполне сбылась и что у русского властелина налицо обе руки - не только армия, но и флот».

1) русско-турецкой 3) Семилетней

2) Северной 4) Крымской

76. Прочтите отрывок из записок Екатерины II и укажи­те, о созыве какого учреждения идет речь.

«...Была в собрании, подала мне совет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и ком пещись должно».

1) Уложенной комиссии 3) Избранной рады

2) Боярской думы 4) Государственной думы

77. Прочтите отрывок из указа и укажите его название. «Не токмо империи и престолу полезно, но и справедли­во есть, чтоб благородного дворянства почтительное со­стояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и не­нарушимо; и для того исстари, ныне да и пребудет на ве­ки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются».

1) «Табель о рангах»

2) Генеральный регламент

3) кондиции

4) «Жалованная грамота дворянству»

78. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Клю­чевского и укажите, о какой императрице идет речь.

«...В свою жизнь она прочла необъятное количество книг... Она много писала... Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка... Ее переписка с Вольтером и заграничным аген­том бароном Гриммом - это целые тома».

1) Анне Иоанновне 3) Елизавете Петровне

2) Екатерине Второй 4) Екатерине Первой

79. Прочтите отрывок из донесения, адресованного Ека­терине II, и укажите, кто был его автором.

«Стены измаильские и народ пали пред стопами престола Ея Императорского Величества. Штурм был продолжите­лен и много кровопролитен. Измаил взят, слава Богу! По­беда наша... Вашу светлость честь имею поздравить».

1) М.Д. Скобелев 3) А.Д. Меншиков

2) П.С. Нахимов 4) А.В. СуворовЧасть 2 (В)

Задания этой части требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следу­ет записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов №1 без пробелов и дру­гих символов. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в блан­ке образцами.

1. Установите соответствие между именами историче­ских деятелей и событиями с их участием. К каждой позиции первого столбца подберите соответс­твующую позицию второго и запишите в таблицу УЧАСТНИК

А) Дмитрий Боброк

Б) Кузьма Минин В) гетман Мазепа Г) князь Потемкин

1) освобождение Москвы от поляков в 1612 г.

2) Куликовская битва

3) «стояние» на Угре

4) Северная война

5) присоединение Крыма

2. Установите соответствие между датами и событиями. в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами. патл СОБЫТИЕ

1) открытие Академии наук

2) созыв Уложенной комиссии

В) 1767 г. 3) избрание Михаила Романова на царство Г) 1785 г. 4) вхождение Украины в состав России 5) принятие «Жалованной грамоты горо­дам»

94Зо Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

ДАТА СОБЫТИЕ

А) 1581 г. 1) Северная война

Б) 1682 г, 2) издание указа о «заповедных летах»

В) 1755 г. 3) начало правления Петра I

Г) 1774 г 0 4) заключение Кючук-Кайнарджийского мира

5) открытие Московского университета4о Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

А) 1565-1572 гг. Б) 1649 г, В) 1772 г.

1) начало правления Павла I

2) первый раздел Польши

3) окончательное закрепощение крестьян

4)опричнина

5) правление Бориса Годунова

5. Установите соответствие между названиями войн и географическими названиями пунктов, около которых состоялись сражения, относящиеся к этим войнам. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами»

НАЗВАНИЕ ВОЙНЫ

А) Северная война

Б) Семилетняя война

В) русско-турецкая война

Г) русско-французская война

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

1) Фокшаны, Измаил

3) Гренгам, деревня Лес­ная

4) Гросс- Егерсдорф, Кунерсдорф

5) Сен-Готард6. Установите соответствие между названиями мирных договоров и территориями, вошедшими в состав Россий­ской империи согласно этим договорам. МИРНЫЙ ДОГОВОР А) Ништадтский мир Б) Ясский мир В) Георгиевский трактат Г) Андрусовское перемирие

ТЕРРИТОРИЯ

1) Прибалтика

2) Левобережная Украина

3) Финляндия

4) Восточная Грузия

5) территория между Бугом и Днестром

А Б В Г

7. Установите соответствие между именами полководцев и сражениями, в которых они руководили войсками. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

ПОЛКОВОДЦЫ А) П. А. Румянцев Б) А. В. Суворов В) Ф. Ф. Ушаков

Г) А. Г. Орлов, Г. А. Спиридов

СРАЖЕНИЯ

1) Полтавская битва

2) штурм Очакова и Измаила

3) сражения на реках Ларга и Кагул

4) Чесменский бой

5) осада крепости Корфу

А Б В Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо симво­лов).

8о Установите соответствие между именами монархов и их современниц.

К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

МОНАРХ А) Петр I Б) Петр III В) Иван IV Г) Иван III

СОВРЕМЕННИЦА

1) Екатерина Вторая

2) царевна Софья

3) Марфа Борецкая

4) Елена Глинская

5) боярыня Морозова

[ А Б - В - ---------- Г
с: ---------- гщ- Ьпи

9» Установите соответствие между именами государей и документами, принятыми в годы их правления, К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

А) Алексей Михайлович Б)Петр I В) Иван IV

Г) Петр III

ДОКУМЕНТЫ

1) «Судебник»

2) «Соборное уложение»

3) «Манифест о вольности дворянской»

4) «Указ о единонаследии»

5) «Русская Правда»

А Б В Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

10. Установите соответствие между именами монархов и событиями, с ними связанными.

К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА А) Иван III

В) Екатерина II

1) присоединение к России Казанского ханства

2) присоединение к Москве Великого Новгорода

3) получение Россией выхода в Балтий­ское море

4) получение Россией выхода в Черное море

5) присоединение к России Средней Азии

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов). 12. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ А) принятие «Табели о рангах»

Б) издание «Жалованной грамоты горо дам»

В) «Великое посольство»

Г) открытие Академии наук и художеств

ДАТЫ 1)1697 г. 2) 1700 г.

А Б В Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

13. Установите правильное соответствие между названи­ем географического объекта и событием, связанным с этим названием.

К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

НАЗВАНИЕ А) Чудское озеро Б) река Ворскла В) река Дунай Г) река Волга

1) присоединение Новгорода к Москве

2) взятие Измаила

3) Ледовое побоище

4) Полтавская битва

5) взятие Казани

А Б В Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

14. Расположите имена исторических лиц в хронологи­ческом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной по­следовательности в таблицу.

А) Б. Хмельницкий Б) Г. Отрепьев В) К. Булавин Г) Г. Потемкин

15. в таблицу.

А) начало царствования Петра I

Б) провозглашение России империей

В) принятие Соборного уложения

Г) итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

16. Расположите документы XVIII в. в хронологическом порядке их издания. Запишите буквы, которыми обозна­чены документы, в правильной последовательности в таб­лицу.

А) указ «О секуляризации церковных земель»

Б) «Табель о рангах»

В) указ «О единонаследии»

Г) «Манифест о вольности дворянской» 17. Расположите следующие события в хронологиче­ском порядке. Запишите буквы, которыми обозначе­ны события, в правильной последовательности в таб­лицу.

А) открытие Московского университета

Б) открытие Славяно-греко-латинской академии

В) основание Академии наук и художеств

Г) издание первой российской газеты «Ведомости»

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

18. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу.

А) присоединение Крыма к Российской империи Б) заключение Ништадтского мира В) сражение у мыса Калиакрия Г) Полтавская битва

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

19. Расположите следующие имена монархов в хроноло­гическом порядке их правления. Запишите буквы, кото­рыми обозначены имена, в правильной последователь­ности в таблицу.

А) Екатерина II Б) Елизавета I В) Анна Иоанновна Г) Петр III

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

20. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу> А) заключение Деулинского перемирия с Польшей Б) восстание Тадеуша Костюшко в Польше В) заключение Андрусовского перемирия с Польшей Г) первый раздел Польши

21. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу. А) воцарение Романовых В) пугачевский бунт Б) церковный раскол Г) «Смута»

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо симво­лов).

22. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу.

А) Полтавская битва

Б) Семилетняя война

В) взятие крепости Измаил

Г) Гангутское морское сражение

23. Расположите имена исторических лиц в хронологи­ческом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной по­следовательности в таблицу.

А) Елена Глинская Б) Елизавета Петровна В) Софья Палеолог Г) царевна Софья

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

24. Расположите названия памятников зодчества в хро­нологическом порядке их создания. Запишите буквы, которыми обозначены названия архитектурных памят­ников, в правильной последовательности в таблицу. А) Большой Екатерининский дворец в Царском Селе Б) храм Вознесения в Коломенском В) Успенский собор в Москве Г) здание Большого театра в Москве

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

25. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу. А) «стояние» на реке Угре Б) швейцарский поход А.В. Суворова В) Прутский поход Г) Чесменское морское сражение

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

26. В приведенном ниже списке представлены имена полководцев и флотоводцев России XVIII и XIX вв. Выберите из списка имена, относящиеся к XVIII в. Об­ведите соответствующие цифры и запишите их в таб­лицу.

1) Михаил Скобелев

2) Иван Гурко

3) Александр Суворов

4) Петр Багратион

5) Федор Ушаков

6) Петр Румянцев

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо симво­лов).

27. В приведенном ниже списке представлены имена де­ятелей русской культуры. Выберите из списка имена, от­носящиеся к XVIII в. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) А.Н. Радищев

2) И.П. Кулибин

3) М.И. Глинка

4) Д.И. Фонвизин

5) В.Г. Перов

6) О.А. Кипренский

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Время Екатерины II (1762-1796) – «золотой век» дворянства. Его привилегии и влияние достигают апогея – царица, пришедшая к власти незаконно, нуждалась в его поддержке. Ближайшее окружение, помогающее царице в решении государственных дел, – ее фавориты Г. Г. Орлов, Г. А. Потемкин и др. В 1767 г. была созвана Уложенная комиссия по выработке нового свода законов. Возникли различные проекты реформ, в т. ч. облегчения положения крестьян (впервые в русской истории). С 1768 г. комиссию почти не созывали во избежание чрезмерного вольнодумства. В 1764 г. началась секуляризация (передача государству) церковных земель и была ликвидирована автономия Украины. В 1775 г. проведена губернская реформа, упорядочившая местное управление (деление на губернии и уезды). «Жалованная грамота дворянству» (1785) гарантировала его исключительное право на владение землей и крестьянами, свободу дворян от телесных наказаний, учреждала дворянские собрания с правом ходатайства перед монархом. Грамота городам определяла порядок самоуправления в городах. В экономике, как и при Елизавете, проводится политика дальнейшей отмены мелочной регламентации производства и торговли. Растет число ушедших на заработки крепостных, некоторые заводят свои предприятия. Однако недовольство народа произволом чиновников и помещиков велико. В 1771 г. вспыхивает «чумной бунт» в Москве, в 1772 г. – восстание казаков в Яицком городке. В 1773 г. начинается крестьянская война во главе с самозванцем «Петром III» – Емельяном Пугачевым. Она охватывает Урал и Поволжье, но в 1774 г. Пугачев был разбит и выдан сообщниками, а в 1775 г. казнён. В 1796-1801 гг. правил Павел I. Он пытался облегчить положение народа (сложение недоимок, запрет барщины в выходные), но ущемил дворян – уменьшил права дворянских собраний, усилил цензуру, проводил репрессии. В 1801 г. Павел был убит заговорщиками.

Внешняя политика России в 18 веке

В 1686 г. Россия по Вечному миру с Польшей закрепила за собою Киев и вступила антитурецкую коалицию. В 1687 и 1689 гг. В. В. Голицын дважды ходил на Крым, но не достиг его. В 1695-1696 гг. Войска Петра I после двух походов взяли с помощью специально построенного флота Азов. В 1697-1698 гг. Петр ездил за границу («Великое посольство»), ища союзников для продолжения войны с Турцией, но нашел союзников лишь против Швеции – Польшу, Саксонию, Данию. Началась Северная война со Швецией (1700-21). Потерпев поражение под Нарвой, Пётр I реорганизовал армию и добился ряда успехов. В 1707 г. король Швеции Карл XII вторгся в Россию, но в 1709 г. был разбит под Полтавой. В 1714 г. русский флот одержал победу при Гангуте. В 1721 г. по Ниш-тадтскому миру Россия получила за крупную сумму Эстонию, Латвию и почти всю Карелию. В 1711 г. разгорелась война с Турцией. Пётр начал Прутский поход в Молдавию, закончившийся неудачно. Россия потеряла Азов. В 1722-1723 гг. Пётр отнял у Ирана южный и западный берег Каспия. В 1726г. Россия заключила союз с Австрией. В 1734 г. она приняла участие в войне за польское наследство и посадила на ее престоле своего ставленника. В 1732-1735 гг. Россия вернула Ирану Азербайджан. В 1735-1739 гг. она вместе с Австрией воевала против Турции. Армия Б. X. Миниха разорила Крым и одержала победу при Ставуча-нах. В итоге Россия получила Азов, прекратились крымские набеги. В 1730-1740 гг. власть России признали Младший и Средний казахские жузы. В 1741-1743 гг. шла русско-шведская война. Русские войска во главе с П. Ласи разбили врага под Вильманстрандом. По итогам войны граница России продвинулась на северо-запад. В 1740-х гг. страны Европы окончательно признали за русскими монархами императорский титул.

Вторая половина 18 века

В период правления Елизаветы в 1756 г. Россия вступила в Семилетнюю войну на стороне Австрии и Франции против опасно усилившейся Пруссии. Русские войска захватили Восточную Пруссию, в 1759 г. одержали вместе с австрийцами победу при Кунерсдорфе над Фридрихом II, в 1760 г. взяли Берлин, но по смерти Елизаветы в 1761 г. поклонник Пруссии Пётр III вышел из войны. Успехи России подняли ее престиж. В 1768 г. Россия вмешалась в смуту в Польше, а в 1768-1774 гг. произошла русско-турецкая война за влияние в Польше и южнорусские земли. П. А. Румянцев в 1770 г. разбил турок при Ларге и Кагуле, русский флот под командованием Г. А. Спиридонова и А. Г. Орлова в 1770 г. одержал победу при Чесме, А.В. Суворов и М.Ф. Каменский в 1774 г. – при Козлудже. К России отошли земли в Причерноморье и ряд крепостей. В 1783 г. она присоединила Крым и по просьбе Ираклия II взяла под покровительство Восточную Грузию. В 1787- 1791 гг. Россия вместе с Австрией вновь победила Турцию (успехи А. В. Суворова при Фокшанах, Рымнике, взятие Измаила, Н. В. Репнина – при Мачине, Ф. Ф. Ушакова на море – при Тендре и Калиакрии). Россия закрепила за собой Северное Причерноморье. В 1788-1790 гг. Россия безрезультатно воевала со Швецией. В 1772, 1793, 1795 гг. вместе с Пруссией и Австрией провела разделы Польши, получив Правобережную Украину, Белоруссию и Литву. В 1780-1783 гг. Россия поддержала будущие США против Англии. В 1793 г. Россия разорвала отношения с революционной Францией и готовилась к войне с ней. В 1798 г. она вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию. Эскадра Ушакова совершила поход в Средиземное море и захватила Ионические о-ва. Суворов осуществил Итальянский и Швейцарский походы. Считая Австрию и Англию нечестными союзниками, Павел I вышел из войны и заключил (после прихода к власти Наполеона I) союз с Францией против Англии, готовил поход в Индию, но вскоре был убит.

Культура России 18 века

При Петре I в культуру и быт активно проникают западные веяния. Это приводит к плодотворному синтезу. Основным художественным направлением в эпоху Петра был классицизм. Живопись. Видными портретистами при Петре I были Никитин, Матвеев. Расцвет живописи – при Екатерине II: А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмое (историческая живопись), Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, И. П. Аргунов (портрет). Скульптура. До XVIII в. искусства скульптуры в России не было. Его зачинатель– итальянец Б. Растрелли. Мастера 2-й пол. XVIII в. – М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, француз Э. Фальконе. Архитектура. В нач. XVIII в. еще живо нарышкинское барокко (Меншикова башня). Начинается регулярная застройка городов (прежде всего, Петербурга). В. Растрелли (сын) возводит Зимний дворец в Петербурге, Петергофский, Екатерининский дворцы в пригородах столицы, И. Е. Старое – Таврический дворец. В Москве М. И. Казаков строит здание Сената, В. И. Баженов – дом Пашкова. Театр и музыка. При Петре I создается первый публичный театр. Первую русскую драматическую труппу создал в Ярославле Ф. Г. Волков. Создаются театры в Москве (Петровский) и Петербурге (Каменный). Известны камерная музыка Д. С. Бортнянского и оперы Е. И. Фомина. Литература. Мастером сатиры в 1-й пол. XVIII в. был А. Д. Кантемир. В. К. Тредиаковский провел реформу стихосложения, М. В. Ломоносов сформулировал теорию трех «штилей». Виднейшие поэты – Г. Р. Державин, М. М. Херасков, А. П. Сумароков. Наука. Выдающиеся открытия в области физики, химии, астрономии совершил Ломоносов. Е. Р. Дашкова, глава Академии наук, много сделала для организации исследований. И. П. Кулибин создал семафорный телеграф, винтовой лифт, 300-метровый одноарочный мост, И. И. Ползунов – первый в мире паровой двигатель. М. М. Щербатов написал «Историю Российскую» в 7-ми томах.

Развитие культуры во второй половине XVIII века

Развитие культуры России во второй половине XVIII проходило под воздействием петровских реформ начала века. Преобладали следующие тенденции.

Усиление западного влияния. Подражательство западной культуре.

Сокращение сферы культурного влияния церкви. Культура все больше приобретала светский характер. Происходило ее дальнейшее обмирщение.

Углубление рационализма мировоззрения.

Начало формирования российской интеллигенции, к которой в XVIII в. можно было отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, актеров.

Сохранение традиционализма народной культуры.

Идейные факторы , оказавшие влияние на развитие культуры данного периода.

Идеология «просветительства» с ее проповедью естественных прав человека, свободы и равенства.

Масонство с его поисками путей нравственного совершенствования.

Масоны (от французского – вольные каменщики) – международное религиозно-философское движение, ставившее перед собой цель «нравственно облагораживать людей, объединять их на началах братской любви, равенства и взаимопомощи». В масонском движении XVIII в. принимали участие многие выдающиеся просветители Запада.

Первые сведения о масонстве в России относятся к 1730-1740 годам. Масонами были известные деятели своего времени граф Р.И. Воронцов, князья Голицыны, Трубецкие, Мещерские, князь М.М. Щербатов, поэт А.П. Сумароков, писатель и историк И.П. Елагин, директор, а затем куратор Московского университета М.М. Херасков, просветитель Н.И. Новиков и др. . В XVIII в. масонство представляло чрезвычайно узкое и ограниченное по числу участников общественное явление и не могло существенно повлиять на ситуацию в стране.

Растущие потребности государства в квалифицированных специалистах привели к преобразованиям в области образования . В 1731 г. был учрежден Кадетский корпус для дворян – военно-учебное заведение закрытого типа. Он готовил будущих офицеров российской армии и гражданских чиновников. В 1764 г. в Петербурге было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт), ставшее первым светским заведением для девушек из дворянских семей. Для детей других сословий также создавались закрытые учебные заведения. Например, в 1779 г. в Москве для детей купцов и мещан открыто Коммерческое училище. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях. Рекрутские дети – в солдатских школах. Дворяне получали образование с помощью частных учителей, обычной стала и учеба за границей. Образование носило сословный характер. Для большинства населения оно оставалось недоступным.

Во второй половине XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. был утвержден Устав народных училищ, согласно которому в губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах – малые двухклассные. В училищах обучали чтению, письму, священной истории, основам арифметики и грамматики. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

В XVIII в. было положено начало становлению университетского образования в России. В 1755 г. императрица Елизавета Петровна утвердила представленный И.И. Шуваловым проект организации Московского университета . Главная роль в разработке плана создания университета принадлежала М.В. Ломоносову. В соответствии с идеями Ломоносова образование в нем было бессословным. Университет находился под протекцией императрицы,

подчинялся только Сенату, освобождался от всякого рода налогов и иных сборов. В 1757 г. при университете открыта Академия художеств.

Середина, вторая половина XVIII в. были временем географических открытий, успехов в развитии научной и технической мысли.

В 1733-1741 гг. состоялась Вторая камчатская экспедиция под руководством В.И. Беринга (1681-1741), в ходе которой был открыт пролив между Чукоткой и Аляской (Берингов пролив). Исследователь Сибири и Камчатки С.П. Крашенинников (1711-1755) составил «Описание земли Камчатки». В историю географических открытий вписаны имена отважных русских полярных исследователей С.И. Челюскина (ок.1704-1764), в честь которого названа самая северная точка материка Евразия – мыс Челюскин, двоюродных братьев Д.Я. и Х.П. Лаптевых , именем которых названо одно из морей Северного Ледовитого океана – море Лаптевых.

Неоценимый вклад в развитие мировой и отечественной науки сделал М.В. Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик, человек, обладавший энциклопедическими знаниями. Его гений проявился во всех отраслях знаний того времени: химии, физике, астрономии, минералогии, геологии и почвоведении, географии, картографии. Наряду с естественными науками он занимался и гуманитарными: грамматикой, стилистикой русского языка, историей. К середине XVIII в. исторические знания превратились в науку, чему во многой степени способствовали труды В.Н. Татищева (1686-1750). М.В. Ломоносов в своих трудах по истории уделял основное внимание древнему периоду русской истории и времени Петра I. Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства.

Важные технические изобретения были сделаны И.И. Ползуновым (1728-1766) и И.П. Кулибиным (1735-1818). И.И. Ползунов первым в мире разработал проект универсального парового двигателя. Однако созданная им паровая машина в условиях крепостного хозяйства оказалась ненужной и забытой. Изобретатель механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф, «подъемное кресло» - лифт. Наиболее фундаментальной работой Кулибина был проект одноарочного 300-метрового моста через Неву. Но его изобретения также не нашли применения. Воистину говорят, что нет пророков в своем отечестве.

Дальнейшее развитие получила архитектура. До 1760-х гг. преобладающим стилем оставалось барокко, крупнейшим мастером которого являлся Ф.Б. Растрелли . В этом стиле были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в царском селе и Большой дворец в Петергофе.

На смену барокко пришел классицизм . Отличительные черты классицизма - ясность и простота форм при сохранении монументальности. В основе стиля лежало обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость линий. Основоположниками классицизма в России являются В.И. Баженов (1737-1799) – дом Пашкова в Москве, Инженерный замок в Петербурге, И.Е. Старов (1745-1808) – здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры. С именем ученика Баженова Ф.М. Казаковым (1738-1812) связано создание большого количества зданий и особняков в Москве. Это здание Сената в Кремле, старое здание Московского университета, Голицинская больница, дом князей Долгоруких, переданный дворянскому собранию и др. Ярким представителем русского классицизма являлся Д. Кваренги (1744-1817), работавший в России с 1780 г., - здание Академии наук, Александровский дворец в Царском Селе, Смольный институт и др. . Замечательный русский архитектор Ю.М. Фельтен (ок.1730-1801) совместно с П.Е. Егоровым (1771-1784) проектировали набережную Невы и решетку Летнего сада.

Во второй половине XVIII в. в живописи складывается система жанров: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенко (1737-1773). Одна из наиболее известных его картин «Владимир перед Рогнедой». В историческом жанре работал Г.И. Угрюмов (1764-1823) – «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани». Однако наибольшее развитие в живописи получил портрет. Галерею прекрасных портретов создали А.П. Антропов (1716-1795), И.П. Аргунов (1729-1802), Ф.С. Рокотов (ок.1735-1808), Д .Г. Левицкий (1735-1822), В.Л. Боровиковский (1757-1825) и др.

В рассматриваемый период были заложены основы светской скульптуры. Ф.И. Шубин (1740-1805) - земляк Ломоносова, выходец из среды поморских крестьян - создал галерею скульптурных портретов – М.В. Ломоносова, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина и др.

К шедеврам мировой скульптуры по праву отнесен памятник Петру I («Медный всадник») работы французского мастера Э.М. Фальконе в Петербурге. М.И.Козловский (1753-1802) прославил себя памятником А.В. Суворову на Марсовом поле в Петербурге. Он же автор главной статуи Петергофского каскада фонтанов – «Самсон, раздирающий пасть льва».

Середина XVIII в. – важный рубеж в театральной культуре России. В 1750 г. возник первый профессиональный театр в Ярославле. Его инициатором был купец Ф.Г. Волков (1728-1763). Слухи о нем достигли Петербурга и ярославцев вызвали в столицу. В 1756 г. преобразован в публичный театр «для представления трагедий и комедий».

Культура России XVIII в. подготовила необычайный влет отечественной культуры первой половины XIX в..

Вопросы для обсуждения

1. Каковы причины петровской модернизации и в чем заключались ее

противоречивые последствия?

2. Почему дворцовые перевороты 1725-1762 гг. не могли изменить существа системы?

3. Могла ли Екатерина II отменить крепостное право в России?

4. Какое значение имело присоединение Крыма к России в 1783 г.?

5. В чем заключались особенности территориальных приобретений

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 331 с.

Брикнер А.Г. История Петра Великого. История Екатерины Второй: полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2015. 1047 с.

История внешней политики России. XVIII в. / Ж.А. Ананян [и др.] М.: Международные отношения, 1998. 302 с.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М.: Новое лит. обозрение, 1999. 326 с.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. 624 с.

Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в. М.: МГУ, 1994. 215 с.

Мусская И.А. Самые знаменитые предприниматели России. М.: Вече, 2003. 412 с.

Павленко Н.И. Пётр Великий. М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. 829 с.

Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. –М.: КНОРУС, 2012. 544 с.

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2014. 528 с.