Рост костей регулируется гормоном, выделяемым. Задания теоретического тура
Фамилия __________________________ Шифр _____________
Имя __________________________
Школа __________________________
Класс ___________________________
Шифр ___________________________
Задания
теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Московская область – 2010-11 уч. год
9 класс
Организмы и среды их обитания
1. Экологическая ниша:
Территория, которую занимает популяция;
Сообщество живых организмов, с которыми взаимодействует популяция;
Природное сообщество, в котором существует популяция;
Комплекс факторов среды, в которых существует популяция.
2. Характерный пример информационного экологического фактора для зайца – это:
Скорость ветра;
Запах хищника;
Влажность воздуха;
Температура почвы.
3. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:
Биотическим факторам;
Абиотическим факторам;
Антропогенным факторам;
Географическим факторам.
4. Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях:
Минимальных;
Максимальных;
Оптимальных;
Минимальных и максимальных.
5. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:
Одновременно и совместно друг с другом;
Одновременно и изолированно друг от друга;
Совместно друг с другом, но в определенной последовательности;
Изолированно друг от друга и в определенной последовательности.
У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:
Оцепенение;
Запасание корма;
Перемещение в теплые районы;
Изменение окраски.
Экология популяций
8. Процессы притока, вселения особей называют:
Конкуренцией;
Эмиграцией;
Иммиграцией;
Трансплантацией.
9. Графически ситуацию нелимитируемого роста популяции можно представить в виде:
Экспоненциальной кривой;
Логистической кривой;
Прямой линии;
Синусоиды.
10. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции:
10 особей;
10 штук●год -1 ;
10 особей/м 2
10 тонн/га в год.
11. Возрастная структура популяции характеризуется:
Соотношением женских и мужских особей;
Численностью особей;
Соотношением молодых и половозрелых особей;
Ее плотностью.
13. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:
Нейтрализм
Аменсализм
Мутуализм
Протокооперация
14. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношения между акулой и рыбой-прилипалой – называется:
Протокооперация
Мутуализм
Комменсализм
Аменсализм
15. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений по типу хищничества является совместное существование:
Росянки и насекомых;
Вороны и галки;
Муравьев и божьих коровок;
Рыжего и черного тараканов.
16. Сообщество живых организмов, обитающих совместно:
Биогеоценоз;
Биотоп;
Биоценоз;
Экосистема.
17. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:
Дубравы;
Тайги;
Пустыни;
Степи.
18. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):
Уменьшается;
Увеличивается;
Не изменяется;
В одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.
19. Правильно составленная вторичная экологическая сукцессия:
пожарище→ лишайники и водоросли→ травы и кустарники→ельник→березняк→дубрава;
скалы→лишайники и водоросли→мхи и папоротники→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;
вырубка→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;
пустошь→мхи и папоротники→травы и кустарники→смешанный лес→березняк→дубрава.
20. Жизнь можно обнаружить:
В любой точке биосферы;
В любой точке Земли;
В любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики;
В биосфере и за её пределами.
21. Представители этой группы организмов могут выполнять функции продуцентов водных экосистемах:
Бактерий;
Моллюсков;
Грибов;
Рыб.
Антропогенное воздействие на биосферу
22. Пестициды не рекомендуются сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они:
Очень дорогостоящие;
Разрушают структуру почвы;
Обладают малой избирательностью действия;
Снижают продукцию агроценоза.
23. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:
Образование озоновых дыр;
Климатические сдвиги;
Усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами;
Образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа.
24. К каким негативным экологическим последствиям может привести орошение пустынь?
Засоление почв;
Распространение ветровой эрозии;
Образование глеевого горизонта в почве;
Образование глубоких оврагов.
25. Основателем международной неправительственной организации «Римский клуб» является:
Д. Медоуз;
Ю.Одум;
Д. Перотти;
А. Печчеи.
26. Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:
Прямое истребление;
Химическое загрязнение среды;
Физическое загрязнение среды;
Разрушение мест обитания
27. По В.И. Вернадскому «совокупность организмов, сведенная к весу, к элементарному составу и к энергии»- это:
Биосфера;
Ноосфера;
Биокостное вещество;
Живое вещество.
Окружающая среда и здоровье человека
28. Рациональное питание предполагает соблюдение человеком некоторых требований. Укажите рекомендацию, которая таким требованием НЕ является.
Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма;
Растительная пища должна приниматься отдельно от животной;
Должна соблюдаться определенная пропорция при дробном (3-4 кратном) приеме пищи;
Должна обеспечиваться потребность организма в ненасыщенных жирных кислотах.
29. Молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D, чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике. Объясните почему.
Животные получают более сочную и свежую траву;
Животные питаются на воздухе, содержащем больше кислорода и меньше углекислого газа;
Кожа получает бо льшую дозу ультрафиолетовых лучей;
Животные испытывают больше положительных эмоций.
30. При интенсивном потоотделении в условиях повышенной температуры во внешней среде и большой физической нагрузки необходимо возмещение потерянной жидкости. Для этого следует:
Пить воду, лучше дистиллированную;
Употреблять напитки: подсоленный чай, минеральную воду, фруктовые и овощные соки;
Терпеть жажду;
Употреблять энергетические напитки.
31. Емкость мозгового отдела черепа составляет у мужчин в среднем 1450 см 3 , а у женщин– 1300см 3 . Назовите причину разницы.
Разная степень развития головного мозга;
Разная степень двигательной активности, связанной с речью;
Разный уровень интеллекта;
Разные общие размеры тела.
32.Термин «Экология человека» предложили:
М. Соре
Р.Е. Парк и Э.В. Берджес
В.И. Вернадский
Дж. Уотсон, Ф. Крик
33. Внешние факторы, способствующие нарушению осанки у школьников:
Несоответствие парты длине тела;
Неправильное положение тела при сидении за партой;
Длительные ассиметричные движения тела при выполнении физической работы;
Всё верно.
Экология для устойчивого развития.
34. Индекс живой планеты – показатель, который количественно характеризует тенденции изменения биологического разнообразия Земли. За период 1970-2009 гг. индекс живой планеты снизился примерно на:
35. Стандарт Евро-4, введенный в 2005 году в Евросоюзе для автомобильной техники, жестче уровня стандарта Евро -3 по показателю:
Уровень шума, производимый автомобилем;
Уровень вибрации внутри автомобиля;
Концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах;
Уровень безопасности пассажиров.
36. Рисайклинг (recycling) – это:
Круговорот вещества и энергии в биосфере;
Переработка утиля или бывших в употреблении материалов для нового их использования;
Строительство велосипедных дорожек в Европе;
Жизненные циклы растений и животных.
37. Среди изображенных знаков экомаркировки найдите российский символ.
Задание 2
39. Объясните причины по которым воды открытого моря тропического пояса беднее живыми организмами, чем полярные воды.
В тропическом поясе лучше развито судоходство;
В полярных водах больше растворенного кислорода;
Замедление теплых течений;
Тектоническая активность.
Задание 3
выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, и в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных Вам вариантов ответа.
40. Восстановительное природопользование – это:
а) экономически эффективное природопользование, с учётом охраны природы;
б) разработка системы мер и методов по сохранению и восстановлению природных ресурсов биосферы, включая биоразнообразие;
в) защита, восстановление, преобразование природных условий и ресурсов в ходе их экономически эффективного вовлечения в процесс общественного производства;
г) восстановление способов традиционного землепользования, ведения сельского хозяйства и природопользования.
Задание 4
Решите экологическую задачу.
Мария Ивановна хочет завести в квартире слона. Рассчитайте, сможет ли она это сделать если известно, что слона нужно кормить яблоками, капустой, морковью и другим растительным кормом, исходя из того, что суточные энергетические траты слона составляют 40000 ккал, средняя калорийность растительного корма равна 4,0 ккал/г абсолютно сухой массы. Среднее содержание влаги в растительном корме – 90%. КПД ассимиляции пищи слоном = 40% от абсолютно сухой массы. Кроме того, лечащий врач Марии Ивановны запретил ей поднимать более 5 кг., а путь от дома до ближайшего магазина составляет 15 минут. Что окажется лимитирующим фактором для Марии Ивановны?
Задания теоретического тура - страница №1/1
Задания теоретического тура
II городского (районного) этапа
(2004/05 учебный год)
11 класс
11-1. В двух колбах находится по 200 г раствора нитрата неизвестного металла. В первую колбу добавили порошок кадмия, а во вторую – такую же массу магния. После протекания реакций осадки отделили и взвесили. При этом их массы отличались на 4,4 г. При взаимодействии осадков с избытком соляной кислоты при нагревании выделился газ и осталось по 10,8 г непрореагировавшего металла.Определите формулу нитрата и его массовую долю в исходном растворе.
11-2. В состав бинарных соединений I – III входит один и тот же элемент А и элементы X,Y,Z в необычных степенях окисления. Общее число атомов в 1 г соединения составляет
АX 3 – 1,376 · 10 22 ; AY 3 – 1,330 · 10 22 ; AZ 3 – 4,685 · 10 21
Установите формулы веществ I – III дайте им названия, если элемент X находится в V группе.
11-3.
В приведенной схеме превращений определите вещество A. Напишите молекулярные структурно-графические формулы всех веществ. Дайте им названия и приведите уравнения всех реакций.
Вакуумная
упаривание раствора
упаривание
11-4. Каталитическим окислением бензола в промышленности получают вещество А, которое при действии стехиометрического количества воды превращается в кислоту В, а при окислении В водным раствором перманганата калия образует известную кислоту С (С 4 H 6 O 6). Из кислоты В в одну стадию можно получить кислоту Д (С 4 H 6 O 4), а в три стадии – кислоту Е (С 4 H 2 O 4).
Определите вещества А – Е, дайте им названия, напишите уравнения всех реакций. Какой продукт можно получить вместо А, если окислению в тех же условиях подвергнуть нафталин.
11-5. Органическое вещество А является мощным взрывчатым веществом и имеет молярную массу менее 300 г/моль. Некоторое количество А взорвали. При 100 о С все продукты находились в газообразном состоянии, а при охлаждении до комнатной температуры образовалось 4,5 мл воды. Оставшуюся газовую смесь пропустили через избыток баритовой воды. При этом выпал осадок массой 49,25 г. Не прореагировавший газ, объемом 2,8 л (н.у.) имеет плотность по метану 1,75. Определите состав и возможную структуру А. Напишите уравнения реакций. Приведите возможные способы получения А.
II городского (районного) этапа (2004/05 учебный год)
11 класс
11-1. 2Me(NO 3) x + xMg → 2Me + xMg(NO 3) 22Me(NO 3) x + xCd → 2Me + xCd(NO 3) 2
Mg + HCl → MgCl 2 + H 2
Cd + HCl → CdCl 2 + H 2
ν(Mg) = ν(Cd) = Δm/ ΔA = 4,4/88 = 0,05 моль
ν(Me) = 2/x ν(Mg) = 2/x ν(Cd) → A(Me) = m(Me)/ν(Me) = 10,8x/2 · 0,05 = 108x
при x = 1 A = 108 Me = Ag
ν(AgNO 3) = ν(Ag) = 0,1 моль
ω(AgNO 3) = 0,1 · 170 · 100%/200 = 8,5%
Оценка задания
11-2. Число атомов в 1 г соединений равно N = 4N A /M → M = 4N A /N
Тогда М I = 175 г/моль
M II = 181 г/моль
M III = 514 г/моль
А x больше А y на (181–175)/3 = 2 г/моль.
Тогда Y должен находится в VI или VII группе.
Это азот и кислород, соединения АN 3 и АО 3.
Атомная масса А = 175 – 3 · 14 = 133 г/моль – это цезий
A z = (514 – 133)/3 = 127 г/моль – это йод
Следовательно, соединения:
CsN 3 – азид цезия
CsO 3 – озонид цезия
CsJ 3 или CsJ ∙ J 2 – трийодид цезия
Оценка задания
11-3. С 2 H 6 O 6 – дигидрат щавелевой кислоты H 2 C 2 O 4 · 2H 2 O
A – щавелевая кислота H 2 C 2 O 4
H 2 C 2 O 4 + PCl 5 → (C(O)Cl) 2 оксалилхлорид
С 2 O 2 Cl 2 + 4NH 3 → (C(O)NH 2) 2 + 2NH 4 Cl оксалиламид
H +
С 2 H 4 O 2 N 2 + 2H 2 O → (NH 4) 2 C 2 O 4 оксалат аммония
H 2 O упаривание
(NH 4) 2 C 2 O 4 + 2HCl ––→ H 2 C 2 O 4 · 2H 2 O + 2NH 4 Cl дигидрат щавелевой кислоты
H 2 C 2 O 4 · 2H 2 O→ H 2 C 2 O 4 + 2H 2 O
упаривание
H 2 C 2 O 4 · 2H 2 O + 2KOH → K 2 C 2 O 4 · 2H 2 O дигидрат оксалата калия
Оценка задания
11-4.
малеиновый ангидрид
малеиновая кислота
винная кислота
янтарная кислота
ацетилен дикарбоновая кислота
фталевый ангидрид
Оценка задания
11-5.
M(газа) = 16 · 1,75 = 28 г/моль – это азот – N 2
ν(H 2 O) = 4,5/18 = 0,25 моль ν(Н) = 0,5 моль
Ba(OH) 2 + CO 2 → BaCO 3 ↓ + H 2 O
ν(N 2) = 2,8/22,4 = 0,125 моль ν(N) = 0,25 моль
ν(О) = 2 ν(СО 2) + ν(H 2 O) = 2 ∙ 0,25 + 0,25 = 0,75 моль
ν(С) : ν(H) : ν(N) : ν(O) = 0,25: 0,5: 0,25: 0,75 = 1: 2: 1: 3.
Простейшая формула CH 2 NO 3
Истинная (СH 2 NO 3) n т.к. М
Для n = 2 формула C 2 H 4 N 2 O 6 это динитроэтиленгликоль – O 2 NOCH 2 CH 2 ONO 2
Получение
2) HOCH 2 CH 2 OH + 2HNO 3(конц.) → O 2 NOCH 2 CH 2 ONO 2 + 2H 2 O
Оценка задания
Задания теоретического тура
II городского (районного) этапа
(2005/06 учебный год)
11 класс
11-1. Фиолетовые кристаллы соли А окрашивают пламя в фиолетовый цвет и хорошо растворяются в воде с образованием фиолетового раствора. Анион содержит 4 атома кислорода. Раствор А взаимодействует с нитратом бария с образованием окрашенного осадка Б, а при действии раствора азотной или серной кислот выделяется газ В. При количественном взаимодействии 1,98 г соли А с раствором, содержащим 1,275 г нитрита калия, выпадает осадок Г бурого цвета, растворимый в 2М азотной кислоте с образованием почти бесцветного раствора.Установите формулы веществ А – Г, напишите уравнения реакций, ответ подтвердите необходимыми расчетами.
Предложите 2 способа получения соли А.
11-2.
Напишите уравнения реакций, соответствующие цепочке превращений. Укажите условия их осуществления.
11-3.
Для установления структуры неопределенных соединений используют озонолиз, в результате которого молекула алкена окисляется до карбонильных соединений.
Сожгли 25,2 г смеси двух изомерных углеводородов Х и У. Плотность паров по аргону равна 2,103. При этом выделилось 40,32 л углекислого газа. Такую же массу исходной смеси подвергли озонолизу, при котором выделилось 29,0 г ацетона.
Определите состав смеси. Изобразите структурные формулы изомеров и дайте им названия, если известно: при озонолизе смеси образуются только два продукта.
11-4. Альдегид массой 11,6 г нагрели с 44,1 г свежеосажденного гидроксида меди (II). Образовавшийся осадок отделили и нагрели до постоянной массы, которая составила 32,8 г. Определите возможную структурную формулу альдегида. Приведите формулы его изомеров, дайте им названия.
11-5. Вещество А при нагревании с металлическим натрием расщепляется на вещества В и С. Вещество В легко взаимодействует с соляной кислотой с образованием Д. В результате нагревания вещества Д до 50 0 С с ацетоном происходит конденсация и образуется Е, имеющее тривиальное название диан, дифенилолпропан и др. При реакции вещества С с эквимольным количеством HJ в качестве одного из продуктов образуется F. На холоду С энергично взаимодействует с водой с образованием спирта. В результате озонолиза F образуется 2 гомолога G и H с содержанием кислорода 53,33% и 36,36% соответственно.
Напишите уравнения реакций, дайте название по систематической номенклатуре всем соединениям.
Решение заданий теоретического тура
II городского (районного) этапа (2005/06 учебный год)
11 класс
11-1.
Предположение А – KMnO 4 не соответствует условию задачи
1,275 г нитрита калия реагирует с 1,58 г KMnO 4 , что не соответствует условию задачи.
2. А – соль содержит калий – окраска пламени.
На основании окраски А и окраски Г можно предположить, что А – K 2 FeO 4 – феррат калия, а Г – Fe(OH) 3 или Fe 2 O 3 ∙ nH 2 O
На основании реакции
υ(K 2 FeO 4)/ υ(KNO 2)=2/3. Следовательно М(А) =
(m(A) ∙ 3)/(2 ∙ m(KNO 2)/M(KNO 2))=1,98 ∙ 3/((2 ∙ 1,275)/85)=198г/моль
М(А) = M(K 2 FeO 4)=198 г/моль
Уравнения реакций
4K 2 FeO 4 + 20HNO 3 = 4Fe(NO 3) 3 + 8KNO 3 + 3O 2 + 10H 2 O
4K 2 FeO 4 + 10H 2 SO 4 = 2Fe 2 (SO 4) 3 + 4K 2 SO 4 + 3O 2 + 10H 2 O
Fe(OH) 3 + 3HNO 3 = Fe(NO 3) 3 + 3H 2 O можно с (Fe 2 O 3 *nH 2 O)
Получение K 2 FeO 4
Fe + 2KOH + 2KNO 3 = K 2 FeO 4 + 3KNO 2 + H 2 O (нагревание)
Fe + 8KOH – 6e = K 2 FeO 4 + 4H 2 O + 6K + на аноде
Fe 2 O 3 + 2KOH + 2KO 2 = 2K 2 FeO 4 + H 2 O
Оценка заданий
11-2.
Si + 2Cl 2 → SiCl 4 (300 o – 400 о С)
SiCl 4 + 2CH 3 MgCl → (CH 3) 2 SiCl 2 + 2MgCl 2 (эфир)
(CH 3) 2 SiCl 2 + 2CH 3 OH → (CH 3) 2 Si(OCH 3) 2
Si + O 2 → SiO 2 (t)
SiO 2 + CaCO 3 → CaSiO 3 + CO 2 (t сплав)
Si + 2Mg → Mg 2 Si (t сплав)
Mg 2 Si + 4HCl → 2MgCl 2 + SiH 4
SiH 4 + 4F 2 → H 2 SiF 6 + 2HF
Si + 2F 2 → SiF 4 (t)
SiF 4 + 2KF → K 2 SiF 6 (200 o C)
11-3.
1. Формула изомеров СхНу
М(СхНу) = 2,103 ∙ 40 = 84 г/моль
Уравнения горения
x = υ(CО 2)/ υ(СхНу) υ(СО 2) = 40,32/22,4 = 1,8 моль
υ(СхНу) = 25,2/84 = 0,3 моль, тогда
x = 1,8/0,3 = 6, а у = 12
Формула С 6 Н 12
На основании реакции озонолиза, образование ацетона возможно для следующих реакций.
υ(ацетона) = m/M = 29/58 = 0,5 моль
2-метилпентен-2 0,1 моль
m=0,1 ∙ 84 = 8,4 г ω(1) = (8,4 ∙ 100%)/ 25,2 = 33,3%
2,3-диметилбутен-2 0,2 моль
Оценка заданий
11-4.
Уравнение реакции
υ(Cu(OH) 2) = m/M = 44,1/98 = 0,45 моль
υ(RCHO) = 1/2 υ(Cu(OH) 2) = 0,225 моль
М = 11,6/0,225 = 51,56 г/моль. Такого альдегида нет
Значит Cu(OH) 2 взят в избытке и при нагревании дополнительно протекает реакция
если υ(RCHO) = x, то υ(Cu 2 O) = υ(RCHO) = x
υ(CuO) = υ(Cu(OH) 2)ост = 0,45 – 2x, тогда общая масса остатка
m(ост) = m(CuO) + m(Cu 2 O)
32,8 = 144x + (0,45 – 2x) ∙ 80
x=0,2 моль М(RCHO) = 11,6/0,2 = 58 г/моль, М(R) = 58 – 29 = 29 г/моль
R – C 2 H 5 альдегид – пропаналь (С 2 Н 5 СНО)
изомер – пропанон-2, ацетон ((СН 3) 2 СО)
Оценка заданий
11-5.
При озонолизе образуются карбонильные соединения
этому соответствуют G – HCHO (метаналь), H – CH 3 CHO (этаналь)
Реакция озонолиза
Вещество F – пропен
Диан имеет формулу
2,2 – ди(4-гидроксифенил)пропан
он получается в качестве одного из продуктов реакции
CH 2 =CH–CH 2 Na + HJ → NaJ + CH 2 =CН–CH 3
A – аллилоксибензол (аллилфениловый эфир)
B – фенолят натрия
C – аллилнатрий
D – фенол
E – 2,2 – ди(4-гидроксифенил)пропан
F – пропен
G – метаналь
H – этаналь
Оценка заданий
Задания теоретического тура
II городского (районного) этапа
(2006/07 учебный год)
11 класс
11-1. Плотность по водороду паров углеводорода, состоящего из 90,45% С и 9,55% Н, равна 53. Это вещество не обесцвечивает бромную воду, а под действием азотной кислоты нитруется. Навеску этого вещества массой 1,06 г окислили при помощи сильного окислителя. Для нейтрализации продукта окисления потребовалось 20 мл раствора гидроксида калия концентрацией 0,5 моль/л.Установите формулу вещества и назовите его. Напишите уравнения всех упомянутых реакций.
11-2.
акт. уголь, Т
большой избыток CH 3 OH
H 2 SO 4
H 2 SO 4
А В С D E
Известно, что А содержит 92,31% углерода и 7,692% водорода. Вещество Е содержит только углерод и кислород (по 50% масс.).
1. Определите структуры всех неизвестных веществ.
2. Назовите вещества А – Е.
3. Напишите все уравнение реакций
11-3. . Юный химик нагрел вещество А в токе газа Х до 1000 С, а затем охладил его, просто выставив колбу с веществом на ночь за окно (был мороз – 300К). Придя на следующее утро в лабораторию, он обнаружил в колбе серый порошок Б и немедленно приступил к его анализу: залил Б кипящей азотной кислотой, при этом образовалось белое нерастворимое вещество В (которое было прокалено с образованием Г), при этом в растворе не было обнаружено никаких веществ, кроме непрореагировавшей азотной кислоты. Г далее было подвергнуто алюмотермии, при этом из 4 грамм Г было получено 3,152 грамм А. Х – неорганическое вещество, плотность которого 1,25 г/л при н.у.
1. Определите все вещества.
2. Напишите уравнения реакций, приведите все расчеты.
11-4.
Органическое вещество массой 10,82 мг сожгли в кислороде. Образовавшиеся газы пропустили через трубку, наполненную безводным сульфатом меди, а затем через трубку, наполненную гидроксидом натрия. При этом масса первой трубки увеличилась на 26,41 мг, а второй – на 7,21 мг. Кроме того, после сожжения был получен твердый белый остаток массой 6,01 мг. Этот остаток не растворялся в серной или соляной кислотах, но легко растворился в плавиковой кислоте. При исчерпывающем гидрировании исходного вещества в присутствии платины его молярная масса увеличилась на 5,6 %.
Определите строение анализируемого соединения.
11-5.
Органическое вещество А с плотностью паров по азоту 2,5 может участвовать в следующих химических превращениях:
Н 2 , Pd
Н 2 , Pt
Органические вещества A – F являются жидкостями.
Установите строение указанных веществ и напишите уравнения соответствующих реакций.
Решение заданий теоретического тура
II городского (районного) этапа (2006/07 учебный год)
11 класс
11-1. Для формулы CxHy коэффициенты x и y могут быть определены по формуле:х: у = 90,45/12: 9,55/1 = 7,5375: 9,5500 = 4: 5
Тогда, простейшая формула углеводорода: (С 4 Н 5)n.
Так как молярная масса вещества:
М = 53 ∙ 2 = 106 г/моль, то n = 106/(12 ∙ 4+5) =2. Таким образом, формула углеводорода – С 8 Н 10 .
Следует отметить, что данные об элементном анализе в данной задаче являются избыточными. Состав углеводорода может быть однозначно вычислен, исходя из значения молярной массы. Уравнение 12 ∙ х + у = 106 имеет смысл при целочисленных х и у только для х=8 и у=10.
Соединение состава С 8 Н 10 может быть инертным по отношению к бромной воде только в том случае, если оно имеет ароматический характер. Это подтверждается и возможностью его нитрования азотной кислотой. Формуле С 8 Н 10 может соответствовать 4 замещенных бензола: С 6 Н 5 С 2 Н 5 (этилбензол) и С 6 Н 4 (СН 3) 2 (орто-, мета- и параксилолы).
Количество вещества углеводорода, вступившего в реакцию окисления: (у.в.) = 1,06/106 = 0,01 моль
В случае этилбензола при его окислении сильным окислителем образуется 0,01 моль монокарбоновой бензойной кислоты (сильный окислитель разрывает не только связь С-Н в заместителе, но и связь С-С в этильном радикале:
С 6 Н 5 С 2 Н 5 + 6[O] С 6 Н 5 СOOН + CO 2 + 2H 2 O.
В случае ксилолов окисление приводит к образованию 0,01 моль дикарбоновых кислот:
С 6 Н 4 (СН 3) 2 + 6[O] С 6 Н 4 (СOOН) 2 + 2H 2 O.
Количество щелочи, пошедшей на нейтрализацию кислоты:
(NaOH) = C·V = 0,5·0,02 = 0,01 моль.
Очевидно, что равенство количеств кислоты и щелочи может быть только в случае монокарбоновой кислоты. Следовательно, исходный углеводород – этилбензол. Его нитрование проходит по орто- и параположениям. При избытке нитрующего агента образуется тринитропроизводное – 2,4,6-тринитроэтилбензол:
С 6 Н 5 С 2 Н 5 + 3HNO 3 С 2 Н 5 С 6 Н 2 (NO 2) 3 + 3H 2 O
Оценка заданий
11-2. Брутто-формула вещества А – C 1 H 1 . Поскольку этот углеводород тримеризуется на активированном угле, то, скорее всего, это ацетилен. Тогда В – это бензол. Он подвергается избыточному метилированию, следовательно, С – это гексаметилбензол. Метильные группы, соединенные с бензольным ядром, довольно легко окисляются. Тогда D – это меллитовая кислота:
1) 3СН≡СH
С 6 Н 6
2)
3)
4)
Последнее вещество имеет брутто-формулу C 4 O 3 , что (с учетом 12 атомов углерода в предыдущем соединении) скорее также содержит 12 атомов углерода, т.е. имеет формулу С 12 О 9 . Это меллитовый ангидрид:
Оценка заданий
11-3. а) Обычно алюмотермии подвергают оксиды переходных металлов. Массовая доля металла в оксиде w(металла)= 3,152/4=79,2%. Массовая доля кислорода w(O 2)=100 – 79,2=20,8%. М экв (металла)=((16/0,208) – 16)/2=29,5. Единственный металл, удовлетворяющий условию, – олово в степени окисления + 4, М=118. Приближенно подходит также вольфрам, никель или кобальт, но их оксиды не белые. (Возможно другое решение.)
Тогда А – олово. В – гидроксид олова(4). Т.к. В образовалось при растворении Б в азотной кислоте, причем кроме остатков кислоты других веществ обнаружено не было, то скорее всего Б – чистое олово, только другая его модификация, т.н. «серое олово».
То есть при прокаливании А в Х ничего не произошло, переход А в Х произошел ночью на морозе. М(Х)=1,25 ∙ 22,4=28 г/моль, скорее всего это довольно инертное вещество азот (исключается боран, довольно активное и неустойчивое вещество, возможен СО, т.к. карбонилы, как правило, образуются под давлением, а не в токе газа).
б) Уравнения реакций:
Sn + HNO 3 = SnO 2 ∙ 2H 2 O +4NO 2 (Н 2 SnO 3)
SnO 2 ∙ 2H 2 O= SnO 2 + 2H 2 O
3SnO 2 +4Al = 2Al 2 O 3 + 3Sn
Оценка заданий
11-4. В трубке с CuSО 4 поглотилась вода (7,21 мг). В навеске содержалось 7,21 ∙ 2,02: 18,02=0,808 (мг) Н.
В трубке с NaOH поглотился СО 2 (26,41 мг). В навеске содержалось 26,41 ∙ 12,01:44,01=7,207 (мг) С.
Остаток, легко растворимый в HF, может быть либо SiО 2 , либо В 2 О 3 . Если это SiO 2 , то в навеске было 6,01 ∙ 28,09: 60,09 = 2,809 (мг) Si. Если это В 2 О 3 , то в навеске было 6,01 ∙ 2 ∙ 10,81: 69,62 = 1,866 (мг) В.
В первом случае вещество не содержит других элементов, во втором содержит 0,94 мг О.
Если элемент – кремний, то имеем брутто-формулу (С 6 Н 8 Si) x , если элемент – бор, то возможно (С 60 H 80 B 17 O 59) x . Очевидно, что разумной является первая формула. Молекулярная масса этого кремний-органического соединения равна 108,23x. После гидрирования образуется соединение с молекулярной массой 114,29 г, т.е. присоединяется 6x атомов водорода. В случае x=l это соответствует гидрированию ароматического ядра.
Искомое соединение – С 6 Н 5 SiН 3 .
Оценка заданий
11-5.
Молярная масса вещества А равна 28 ∙ 2,5 = 70 (г/моль). Этой массе удовлетворяют формулы:
C 5 H 10 , C 4 H 6 O, C 3 H 2 0 2 и C 3 H 6 N 2 .
Из схемы видно, что вещество В может быть окислено и восстановлено в вещества, которые способны взаимодействовать между собой в кислой среде. Можно предположить, что В – это альдегид, С – кислота, Е – спирт. Тогда D – это либо олефин, либо эфир.
Если D – олефин, тогда А может быть только алкином, но алкина с такой молекулярной массой нет. Тогда D – эфир, следовательно, А – ненасыщенный эфир с формулой С 4 Н 6 О. Если при кислом гидролизе А дает единственное вещество В, то А может быть только дивиниловым эфиром.
Уравнения реакций:
(В)
(Е)
(D)
H 2 O, H 2 SO 4
Оценка заданий
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
по химии 2009-2010 гг.
Время выполнения 4 часа
11 класс
11-1.
Природный минерал альмандин содержит 16,9% (по массе) кремния, 38,6% кислорода, также алюминий и железо. Определите формулу минерала. Представьте ее в виде реально существующих химических соединений.
11-2.
При взаимодействии 2,03 г смеси щелочного металла и его оксида с разбавленной серной кислотой образовался раствор, содержащий 2,926 г соли. Установите металл и определите массы веществ в исходной смеси.
11-3.
В соединении С 4 Н 4 Сl 4 все атомы хлора эквивалентны. Приведите три возможные структурно-графические формулы изомеров данного состава. Напишите уравнения их реакций с избытком водного раствора щелочи. Поясните, что означает термин «эквивалентность» в данном случае.
11-4.
При сгорании органического вещества получено 13,44 л углекислого газа (н.у.) и 10,8 г воды. Вещество вступает в реакцию со свежеприготовленным гидроксидом меди (II), но не реагирует с перманганатом калия и бромоводородом. Установите неизвестное вещество.
11-5.
Органическое вещество состоит из углерода, водорода и кислорода. Относительная плотность его паров по неону равна 2,9. Установите формулу вещества. Приведите структурно-графические формулы устойчивых изомеров, удовлетворяющих условиям задачи.
Решения и критерии оценки.
11 класс.
11-1.
Находим суммарную массовую долю алюминия и железа
100% - 16,9% - 38,6% = 44,5%
Воспользуемся уравнением электронейтральности, учитывая, что железо может иметь степени окисления +2 и +3.
1). Для железа со степенью окисления +2:
(+2) ∙Х/56 + (+3) ∙ (44,5– Х)/27 +(+4) ∙16,9/28 + (-2) ∙38,6/16 = 0.
Решая уравнение, получаем Х = 33,7%.
Следовательно, массовая доля железа составляет 33,7%, алюминия 44,5– 33,7= 10,8%.
2). Для степени окисления железа +3 содержание железа будет составлять 44%, а алюминия - 0,5%, что нереально.
Формулу минерала представим в виде Fe Х Al У Si Z O W , тогда
х:у:z:w = 33,7/56: 10,8/27: 16,9/28: 38,6/16 =
0,602: 0,4: 0,603: 2,41 = 1,5: 1: 1,5: 6 = 3: 2: 3: 12.Следовательно, минерал имеет формулу Fe 3 Al 2 Si 3 O 12 или Al 2 O 3 ∙ 3FeO ∙ 3SiO 2 .
11-2.
Уравнения реакции имеют вид:
2Ме + H 2 SO 4 = Ме 2 SO 4 + H 2
Ме 2 О + H 2 SO 4 = Ме 2 SO 4 + H 2 O
Для решения задачи недостаточно количественных данных. Поэтому обозначим молярную массу щелочного металла за х . В реакцию с кислотой вступает металл и его оксид, отношение масс полученного сульфата и исходной смеси должно отвечать неравенству: М соли /М оксида Подставляя значения получаем (2х +96)/(2х +16) После решения неравенств получаем 83х 85а +166b = 2,03 (0,5а +b)∙266 = 2,926. Решением системы уравнений находим: а = 0,002 моль; b = 0,01 моль. Следовательно, масса рубидия составляет 0,17 г; масса его оксида – 1,86 г. | ||
Оценка задачи: | ||
1. За уравнения реакций по 1 баллу |
2 балла |
|
2. За установление металла с доказательством |
5 баллов |
|
3. За нахождение массы веществ по 1,5 балла |
3 балла |
|
Итого: |
10 баллов |
|
11-3.
Исходя из эквивалентности (одинакового поведения) атомов хлора можно привести следующие три возможных варианта структуры:
Возможные уравнения реакций с водным раствором щелочи могут иметь вид (без учета устойчивости и возможных дальнейших превращений)
Оценка задачи: | |||
1. За структурные формулы |
по 1 баллу |
3 балла | |
2. За уравнения реакций по 2 балла |
6 баллов | ||
3. За объяснение термина |
1 балл | ||
Итого: |
10 баллов |
10 баллов |
|
11-4.
Сгорело неизвестное вещество C x H y O z . Определим соотношение х:у:
ν(СО 2) = 13,44/22,4 = 0,6 моль; ν(С) = ν(СО 2) = 0,6 моль.
ν(Н 2 О) = 10,8/18 = 0,6 моль; ν(Н) = 2ν(Н 2 О) = 1,2 моль;
х:у = ν(С) : ν(Н) = 0,6:1,2 = 1: 2.
Простейшая формула (СН 2 О z) n
z≠0, т.к. углеводороды не реагируют c Cu(OH) 2
z=1, при n= 2 получаем (СН 2 О) 2 или СН 3 СООН
z=2, при n= 1 получаем НСООН, однако муравьиная кислота окисляется раствором КМnО 4
z>2, маловероятно из-за неустойчивости соединений.
Ответ: уксусная кислота.
11-5.
Формула вещества С х Н у О z
Находим молярную массу:
М = D(Ne) ∙ М(Ne) = 2,9 ∙20 = 58 г/моль или 12х +у +16z = 58, причем z ≤ 3.
Рассмотрим варианты:
z = 3, тогда 12х +у = 10, решения нет.
z = 2, тогда 12х +у = 26, возможные решения:а) х =2,у = 2 , С 2 Н 2 О 2 -глиоксаль
б) х =1, у =14, СН 14 О 2 – вариант не возможен.
z = 1, тогда 12х +у = 42, возможные решения: х = 1, у = 30, СН 30 О - не может быть
x =2, у = 18, С 2 Н 18 О - не может быть
x =3, у = 6, С 3 Н 6 О - данной формуле отвечают:
теоретического тура муниципального этапа Всероссийской
олимпиады школьников по биологии. 2014-2015 уч.год.
7 класс
Дорогие ребята!
а) кожного дыхания;
б) выделения продуктов метаболизма;
в) увеличения всасывающей поверхности кишечника;
г) увеличения секреторной поверхности кожи.
12. Заражение человека лентецом широким происходит:
а) при поедании недостаточно проваренного мяса крупного рогатого скота, содержащего финны этого червя;
б) при питье воды из природных водоемов, на берегах которых осуществляется выпас скота;
в) при поедании сырой рыбы или свежесоленой икры, в которой содержатся личинки лентеца;
г) при попадании в рот, а оттуда в кишечник яиц лентеца вместе с плохо вымытыми овощами или при недостаточной чистоте рук.
б) метанефридии;
в) протонефридии;
г) мальпигиевы сосуды.
18. К общественным насекомым относятся:
а) тли и клопы солдатики;
б) тли и муравьи;
в) шершни и термиты;
г) термиты и обитающие у них в кишечнике жгутиконосцы.
19. Не используют кислород для дыхания:
б) глубоководные рыбы;
в) почвенные простейшие;
г) обитатели пещер.
20. У птиц мочеточники впадают в:
а) мочевой пузырь;
б) клоаку;
в) прямую кишку;
г) мочеиспускательный канал.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов .
1. Из перечисленных болезней бактерии вызывают: 1) оспу; 2) паротит; 3) холеру;
4) коклюш; 5) корь.
а) только 1,2;
б) только 3, 5;
в) только 3, 4;
г) только 1, 3, 5.
2. Клетка нитчатого таллома улотрикса содержит в своем составе: 1) много ядер; 2) одно ядро; 3) многочисленные хроматофоры; 4) один хроматофор поясковидной формы; 5) вакуоль.
а) только 2, 4, 5;
б) только 1, 3, 5;
в) только 2, 3, 5;
г) только 1, 4, 5.
3. Из перечисленных животных радиальная симметрия встречается у: 1) губок, 2) кишечнополостных; 3) иглокожих; 4) простейших, 5) круглых червей.
а) только 1, 2 и 5;
б) только 2 и 3;
в) г) только 3;
в) пластинки, горизонтально распростертой на субстрате;
г) округлых или плоских веточек, срастающихся с субстратом только основанием.
Листья сфагновых мхов состоят из:
б) только водоносных клеток;
в) хлорофиллоносных и водоносных клеток;
г) только живых клеток.
7. На рисунке ядро в клетке хламидомонады обозначено цифрой:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
8. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.
б) развитие большого количества специфических жгутиконосцев в некоторых отделах пищеварительной системы жвачных;
в) переход дизентерийной амебы к питанию эритроцитами;
г) прикрепление рыбы-прилипалы на акулу.
13. Опасность для человека укуса таежного клеща заключается в том, что:
а) при попадании в ранку яда клеща может развиться аллергическая реакция;
б) клещ может переносить возбудителей энцефалита;
в) клещ может переносить возбудителей малярии;
г) на ротовых органах клеща могут находиться бактерии, вызывающие дизентерию.
14. У представителей типа кишечнополостные могут развиваться органы чувств:
а) только чувствительные волоски на стрекательных клетках;
б) примитивные глаза, органы равновесия, осязательные рецепторы;
в)примитивные глаза, органы равновесия, органы обоняния и вкуса вокруг ротового отверстия, осязательные рецепторы;
г) для кишечнополостных не характерно формирование органов чувств.
15. Особенности кровеносной системы рыб в отличие от наземных позвоночных :
а) 3-х камерное сердце;
б) в сердце отсутствуют клапаны;
в) в сердце содержится только венозная кровь;
г) кровеносная система незамкнутая.
16. Только гнездовых птиц включают отряды:
а) гусеобразные, куриные, пингвины;
б) куриные, воробьинообразные, попугаи;
в) врановые, дневные хищники, вьюрковые;
г) куриные, дятлы, страусообразные.
17. Можно легко различить трех представителей ленточных червей: бычьего цепня, свиного цепня и лентеца широкого:
а) по строению головки – сколекса;
б) по количеству члеников;
в) по окраске;
г) по форме просвечивающего кишечника.
18. Что такое «Целом»?
а) так называют пищеварительную полость кишечнополостных животных;
б) это особое впячивание в верхней части кишечника дождевых червей, которое служит для увеличения его всасывающей поверхности;
в) так называют первичную полость тела без собственной оболочки;
г) так называют вторичную полость тела, выстланную собственным эпителием.
19. Имеют наибольшее практическое значения для человека представители отряда насекомых:
а) перепончатокрылые;
б) чешуекрылые;
в) сетчатокрылые;
г) стрекозы.
20. Переносчик и возбудитель сонной болезни человека:
а) переносчик – таежный клещ, возбудитель – риккетсия;
б) переносчик – муха Це-це, возбудитель – жгутиконосец;
в) переносчик – жгутиконосец, возбудитель – муха Це-це;
г) переносчик – москит, возбудитель – плазмодий.
21. Учащийся, рассматривая в световой микроскоп микропрепарат тканей человека, увидел плотно прилегающие друг к другу клетки продолговатой формы с многочисленными микроскопическими выростами. Какому органу могут принадлежать эти клетки:
а) почкам;
в) желудку;
г) носовой полости.
22. Сходство поперечнополосатой и гладкой мышечных тканей состоит в их
способности:
а) выполнять опорную функцию;
б) устанавливать связи между органами;
в) возбуждаться и сокращаться;
г) осуществлять кроветворную функцию.
23. Каким опытом можно доказать, что эластичность кости придают органические вещества:
а) прокалить кость в печи, затем попробовать согнуть ее;
б) вымочить кость в воде, она станет эластичной;
в) опустить кость в раствор поваренной соли, затем растереть в ступке;
г) выдержать кость в растворе соляной кислоты, она станет гибкой и упругой.
24. Рост костей регулируется гормоном, выделяемым:
а) гипофизом.
б) гипоталамусом;
в) эпифизом;
г) щитовидной железой;
25. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением:
а) таз узкий, цилиндрической формы;
б) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым;
в) позвоночник имеет S-образный изгиб;
г) стопа плоская.
26. Скелетные мышцы, действующие в суставе в одном направлении называются:
а) синергисты;
б) антогонисты;
в) сгибатели;
г) разгибатели.
27. Скелетные мышцы крепятся к костям с помощью:
а) связок;
б) сухожилий;
в) надкостницы;
г) фасции.
28. Структурной и функциональной единицей нервной системы являются:
а) спинной и головной мозг;
б) большие полушария головного мозга;
в) чувствительные, вставочные и моторные (исполнительные)
г) вегетативные и соматические нервы.
29. К периферической нервной системе относятся:
а) нервные узлы;
б) ядра головного мозга;
в) белое вещество спинного мозга;
г) нервные центры.
30. С участием спинного мозга осуществляются рефлексы:
а) жевания и глотания;
б) мочеиспускания и дефекации;
в) кашля и чихания;
г) мигания и слезоотделения.
Задания
теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
10-11 класс
Организмы и среды их обитания
1. Экологическая ниша:
- A. Территория, которую занимает популяция;
- B. Сообщество живых организмов, с которыми взаимодействует популяция;
- C. Природное сообщество, в котором существует популяция;
- D. Комплекс факторов среды, в которых существует популяция.
2. Характерный пример информационного экологического фактора для зайца – это:
- A. Скорость ветра;
- B. Запах хищника;
- C. Влажность воздуха;
- D. Температура почвы.
3. Многие пресмыкающиеся для повышения температуры тела выбирают каменистые склоны южной экспозиции – это пример:
- A. Этологической адаптации;
- B. Физиологической адаптации;
- C. Популяционной адаптации;
- D. Морфологической адаптации.
4. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:
- A. Биотическим факторам;
- B. Абиотическим факторам;
- C. Антропогенным факторам;
- D. Географическим факторам.
5. Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях:
- A. Минимальных;
- B. Максимальных;
- C. Оптимальных;
- D. Минимальных и максимальных.
6. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:
- A. Одновременно и совместно друг с другом;
- B. Одновременно и изолированно друг от друга;
- C. Совместно друг с другом, но в определенной последовательности;
- D. Изолированно друг от друга и в определенной последовательности.
- 7.
У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:
- A. Оцепенение;
- B. Запасание корма;
- C. Перемещение в теплые районы;
- D. Изменение окраски.
Экология популяций
9. В большей степени вымирание популяции амфибий может зависеть от:
- A. Чрезмерного перенаселения
- B. Повышения гетерозиготности популяции;
- C. Слишком малой численности и родственных скрещиваний;
- D. Снижение численности насекомых.
10. Процессы притока, вселения особей называют:
- A. Конкуренцией;
- B. Эмиграцией;
- C. Иммиграцией;
- D. Трансплантацией.
11. Графически ситуацию нелимитируемого роста популяции можно представить в виде:
- A. Экспоненциальной кривой;
- B. Логистической кривой;
- C. Прямой линии;
- D. Синусоиды.
12. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции:
- A. 10 особей;
- B. 10 штук●год -1
- C. 10 особей/м 2
- D. 10 тонн/га в год
13.Возрастная структура популяции характеризуется:
- A. Соотношением женских и мужских особей;
- B. Численностью особей;
- C. Соотношением молодых и половозрелых особей;
- D. Ее плотностью.
Организация и функционирование сообществ
15. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:
- A. Нейтрализм
- B. Аменсализм
- C. Мутуализм
- D. Протокооперация
16. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношения между акулой и рыбой-прилипалой – называется:
- A. Протокооперация
- B. Мутуализм
- C. Комменсализм
- D. Аменсализм
17. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений по типу хищничества является совместное существование:
- A. Росянки и насекомых;
- B. Вороны и галки;
- C. Муравьев и божьих коровок;
- D. Рыжего и черного тараканов.
18. Сообщество живых организмов, обитающих совместно:
- A. Биогеоценоз;
- B. Биотоп;
- C. Биоценоз;
- D. Экосистема.
19. Способны к фиксации азота атмосферы:
- A. Цианобактерии
- B. Нитрифицирующие бактерии
- C. Аммонифицирующие бактерии
- D. Денитрифицирующие бактерии
20. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:
- A. Дубравы
- B. Тайги
- C. Пустыни
- D. Степи.
21. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):
- A. Уменьшается;
- B. Увеличивается;
- C. Не изменяется;
- D. В одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.
22. Правильно составленная вторичная экологическая сукцессия:
- A. пожарище→ лишайники и водоросли→ травы и кустарники→ельник→березняк→дубрава;
- B. скалы→лишайники и водоросли→мхи и папоротники→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;
- C. вырубка→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;
- D. пустошь→мхи и папоротники→травы и кустарники→смешанный лес→березняк→дубрава.
23. Жизнь можно обнаружить:
- A. В любой точке биосферы;
- B. В любой точке Земли;
- C. В любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики;
- D. В биосфере и за её пределами.
24. Представители этой группы организмов могут выполнять функции продуцентов водных экосистемах:
- A. Бактерий;
- B. Моллюсков;
- C. Грибов;
- D. Рыб.
Антропогенное воздействие на биосферу
- A. Очень дорогостоящие;
- B. Разрушают структуру почвы;
- C. Обладают малой избирательностью действия;
- D. Снижают продукцию агроценоза.
26. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:
- A. Образование озоновых дыр;
- B. Климатические сдвиги;
- C. Усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами;
- D. Образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа.
27. К каким негативным экологическим последствиям может привести орошение пустынь?
- A. Засоление почв;
- B. Распространение ветровой эрозии;
- C. Образование глеевого горизонта в почве;
- D. Образование глубоких оврагов.
28. Основателем международной неправительственной организации «Римский клуб» является:
- A. Д. Медоуз;
- B. Ю.Одум;
- C. Д. Перотти;
- D. А. Печчеи
29. Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:
- A. Прямое истребление;
- B. Химическое загрязнение среды;
- C. Физическое загрязнение среды;
- D. Разрушение мест обитания
30. Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов называется:
- A. Экологическим консалтингом;
- B. Экологической биоиндикацией;
- C. Экологическим мониторингом;
- D. Экологическим аудитом.
31. По В.И. Вернадскому «совокупность организмов, сведенная к весу, к элементарному составу и к энергии»- это:
- A. Биосфера;
- B. Ноосфера;
- C. Биокостное вещество;
- D. Живое вещество.
Окружающая среда и здоровье человека
32. Рациональное питание предполагает соблюдение человеком некоторых требований. Укажите рекомендацию, которая таким требованием НЕ является.
- A. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма;
- B. Растительная пища должна приниматься отдельно от животной;
- C. Должна соблюдаться определенная пропорция при дробном (3-4 кратном) приеме пищи;
- D. Должна обеспечиваться потребность организма в ненасыщенных жирных кислотах.
33. Молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D , чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике. Объясните почему.
- A. Животные получают более сочную и свежую траву;
- B. Животные питаются на воздухе, содержащем больше кислорода и меньше углекислого газа;
- C. Кожа получает бо льшую дозу ультрафиолетовых лучей;
- D. Животные испытывают больше положительных эмоций.
34. При интенсивном потоотделении в условиях повышенной температуры во внешней среде и большой физической нагрузки необходимо возмещение потерянной жидкости. Для этого следует:
- A. Пить воду, лучше дистиллированную;
- B. Употреблять напитки: подсоленный чай, минеральную воду, фруктовые и овощные соки;
- C. Терпеть жажду;
- D. Употреблять энергетические напитки.
35. Объясните, почему курорты для некоторых категорий почечных больных устраиваются в местностях с жарким климатом:
- A. Высокая температура обеспечивает прогревание больного органа;
- B. В связи с обильным выделением пота уменьшается нагрузка на почки;
- C. Обильное питье при жаре «промывает» почки;
- D. Повышение температуры ускоряет мочеобразование.
36. Емкость мозгового отдела черепа составляет у мужчин в среднем 1450 см 3 , а у женщин– 1300см 3 . Назовите причину разницы.
- A. Разная степень развития головного мозга;
- B. Разная степень двигательной активности, связанной с речью;
- C. Разный уровень интеллекта;
- D. Разные общие размеры тела.
37.Термин «Экология человека» предложили:
- A. М. Соре
- B. Р.Е. Парк и Э.В. Берджес
- C. В.И. Вернадский
- D. Дж. Уотсон, Ф. Крик
38. Внешние факторы, способствующие нарушению осанки у школьников:
- A. Несоответствие парты длине тела;
- B. Неправильное положение тела при сидении за партой;
- C. Длительные ассиметричные движения тела при выполнении физической работы;
- D. Всё верно.
Экология для устойчивого развития.
39. Индекс живой планеты – показатель, который количественно характеризует тенденции изменения биологического разнообразия Земли. За период 1970-2009 гг. индекс живой планеты снизился примерно на:
- A. 10%
- B. 30%
- C. 45%
- D. 50%
40. Стандарт Евро-4, введенный в 2005 году в Евросоюзе для автомобильной техники, жестче уровня стандарта Евро -3 по показателю:
- A. Уровень шума, производимый автомобилем;
- B. Уровень вибрации внутри автомобиля;
- C. Концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах;
- D. Уровень безопасности пассажиров.
41. Рисайклинг ( recycling ) – это:
-
A . B . C . D .
Задание 2
выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным
44. Объясните причины по которым воды открытого моря тропического пояса беднее живыми организмами, чем полярные воды.
- A. В тропическом поясе лучше развито судоходство;
- B. В полярных водах больше растворенного кислорода;
- C. Замедление теплых течений;
- D. Тектоническая активность.
Задание 3
выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, и в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных Вам вариантов ответа.
45. Восстановительное природопользование – это:
а) экономически эффективное природопользование, с учётом охраны природы;
б) разработка системы мер и методов по сохранению и восстановлению природных ресурсов биосферы, включая биоразнообразие;
в) защита, восстановление, преобразование природных условий и ресурсов в ходе их экономически эффективного вовлечения в процесс общественного производства;
г) восстановление способов традиционного землепользования, ведения сельского хозяйства и природопользования.
Задание 4
Решите экологическую задачу.
Мария Ивановна хочет завести в квартире слона. Рассчитайте, сможет ли она это сделать если известно, что слона нужно кормить яблоками, капустой, морковью и другим растительным кормом, исходя из того, что суточные энергетические траты слона составляют 40000 ккал, средняя калорийность растительного корма равна 4,0 ккал/г абсолютно сухой массы. Среднее содержание влаги в растительном корме – 90%. КПД ассимиляции пищи слоном = 40% от абсолютно сухой массы. Кроме того, лечащий врач Марии Ивановны запретил ей поднимать более 5 кг., а путь от дома до ближайшего магазина составляет 15 минут. Что окажется лимитирующим фактором для Марии Ивановны?