Болезни Военный билет Призыв

Рост костей регулируется гормоном, выделяемым. Задания теоретического тура

Фамилия __________________________ Шифр _____________

Имя __________________________

Школа __________________________

Класс ___________________________

Шифр ___________________________
Задания
теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Московская область – 2010-11 уч. год

9 класс
Организмы и среды их обитания
1. Экологическая ниша:


  1. Территория, которую занимает популяция;

  2. Сообщество живых организмов, с которыми взаимодействует популяция;

  3. Природное сообщество, в котором существует популяция;

  4. Комплекс факторов среды, в которых существует популяция.

2. Характерный пример информационного экологического фактора для зайца – это:


  1. Скорость ветра;

  2. Запах хищника;

  3. Влажность воздуха;

  4. Температура почвы.

3. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:


  1. Биотическим факторам;

  2. Абиотическим факторам;

  3. Антропогенным факторам;

  4. Географическим факторам.

4. Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях:


  1. Минимальных;

  2. Максимальных;

  3. Оптимальных;

  4. Минимальных и максимальных.

5. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:


  1. Одновременно и совместно друг с другом;

  2. Одновременно и изолированно друг от друга;

  3. Совместно друг с другом, но в определенной последовательности;

  4. Изолированно друг от друга и в определенной последовательности.

  1. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:

    1. Оцепенение;

    2. Запасание корма;

    3. Перемещение в теплые районы;

    4. Изменение окраски.

Экология популяций

8. Процессы притока, вселения особей называют:


  1. Конкуренцией;

  2. Эмиграцией;

  3. Иммиграцией;

  4. Трансплантацией.

9. Графически ситуацию нелимитируемого роста популяции можно представить в виде:


  1. Экспоненциальной кривой;

  2. Логистической кривой;

  3. Прямой линии;

  4. Синусоиды.

10. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции:


  1. 10 особей;

  2. 10 штук●год -1 ;

  3. 10 особей/м 2

  4. 10 тонн/га в год.

11. Возрастная структура популяции характеризуется:


  1. Соотношением женских и мужских особей;

  2. Численностью особей;

  3. Соотношением молодых и половозрелых особей;

  4. Ее плотностью.

13. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:

  1. Нейтрализм

  2. Аменсализм

  3. Мутуализм

  4. Протокооперация

14. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношения между акулой и рыбой-прилипалой – называется:


  1. Протокооперация

  2. Мутуализм

  3. Комменсализм

  4. Аменсализм

15. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений по типу хищничества является совместное существование:


  1. Росянки и насекомых;

  2. Вороны и галки;

  3. Муравьев и божьих коровок;

  4. Рыжего и черного тараканов.

16. Сообщество живых организмов, обитающих совместно:


  1. Биогеоценоз;

  2. Биотоп;

  3. Биоценоз;

  4. Экосистема.

17. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:


  1. Дубравы;

  2. Тайги;

  3. Пустыни;

  4. Степи.

18. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):


  1. Уменьшается;

  2. Увеличивается;

  3. Не изменяется;

  4. В одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.

19. Правильно составленная вторичная экологическая сукцессия:


  1. пожарище→ лишайники и водоросли→ травы и кустарники→ельник→березняк→дубрава;

  2. скалы→лишайники и водоросли→мхи и папоротники→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;

  3. вырубка→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;

  4. пустошь→мхи и папоротники→травы и кустарники→смешанный лес→березняк→дубрава.

20. Жизнь можно обнаружить:


  1. В любой точке биосферы;

  2. В любой точке Земли;

  3. В любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики;

  4. В биосфере и за её пределами.

21. Представители этой группы организмов могут выполнять функции продуцентов водных экосистемах:


  1. Бактерий;

  2. Моллюсков;

  3. Грибов;

  4. Рыб.

Антропогенное воздействие на биосферу


22. Пестициды не рекомендуются сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они:

  1. Очень дорогостоящие;

  2. Разрушают структуру почвы;

  3. Обладают малой избирательностью действия;

  4. Снижают продукцию агроценоза.

23. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:


  1. Образование озоновых дыр;

  2. Климатические сдвиги;

  3. Усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами;

  4. Образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа.

24. К каким негативным экологическим последствиям может привести орошение пустынь?


  1. Засоление почв;

  2. Распространение ветровой эрозии;

  3. Образование глеевого горизонта в почве;

  4. Образование глубоких оврагов.

25. Основателем международной неправительственной организации «Римский клуб» является:


  1. Д. Медоуз;

  2. Ю.Одум;

  3. Д. Перотти;

  4. А. Печчеи.

26. Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:


  1. Прямое истребление;

  2. Химическое загрязнение среды;

  3. Физическое загрязнение среды;

  4. Разрушение мест обитания

27. По В.И. Вернадскому «совокупность организмов, сведенная к весу, к элементарному составу и к энергии»- это:


  1. Биосфера;

  2. Ноосфера;

  3. Биокостное вещество;

  4. Живое вещество.

Окружающая среда и здоровье человека


28. Рациональное питание предполагает соблюдение человеком некоторых требований. Укажите рекомендацию, которая таким требованием НЕ является.

  1. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма;

  2. Растительная пища должна приниматься отдельно от животной;

  3. Должна соблюдаться определенная пропорция при дробном (3-4 кратном) приеме пищи;

  4. Должна обеспечиваться потребность организма в ненасыщенных жирных кислотах.

29. Молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D, чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике. Объясните почему.


  1. Животные получают более сочную и свежую траву;

  2. Животные питаются на воздухе, содержащем больше кислорода и меньше углекислого газа;

  3. Кожа получает бо льшую дозу ультрафиолетовых лучей;

  4. Животные испытывают больше положительных эмоций.

30. При интенсивном потоотделении в условиях повышенной температуры во внешней среде и большой физической нагрузки необходимо возмещение потерянной жидкости. Для этого следует:


  1. Пить воду, лучше дистиллированную;

  2. Употреблять напитки: подсоленный чай, минеральную воду, фруктовые и овощные соки;

  3. Терпеть жажду;

  4. Употреблять энергетические напитки.

31. Емкость мозгового отдела черепа составляет у мужчин в среднем 1450 см 3 , а у женщин– 1300см 3 . Назовите причину разницы.


  1. Разная степень развития головного мозга;

  2. Разная степень двигательной активности, связанной с речью;

  3. Разный уровень интеллекта;

  4. Разные общие размеры тела.

32.Термин «Экология человека» предложили:


  1. М. Соре

  2. Р.Е. Парк и Э.В. Берджес

  3. В.И. Вернадский

  4. Дж. Уотсон, Ф. Крик

33. Внешние факторы, способствующие нарушению осанки у школьников:


  1. Несоответствие парты длине тела;

  2. Неправильное положение тела при сидении за партой;

  3. Длительные ассиметричные движения тела при выполнении физической работы;

  4. Всё верно.

Экология для устойчивого развития.


34. Индекс живой планеты – показатель, который количественно характеризует тенденции изменения биологического разнообразия Земли. За период 1970-2009 гг. индекс живой планеты снизился примерно на:

35. Стандарт Евро-4, введенный в 2005 году в Евросоюзе для автомобильной техники, жестче уровня стандарта Евро -3 по показателю:


  1. Уровень шума, производимый автомобилем;

  2. Уровень вибрации внутри автомобиля;

  3. Концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах;

  4. Уровень безопасности пассажиров.

36. Рисайклинг (recycling) – это:


  1. Круговорот вещества и энергии в биосфере;

  2. Переработка утиля или бывших в употреблении материалов для нового их использования;

  3. Строительство велосипедных дорожек в Европе;

  4. Жизненные циклы растений и животных.

37. Среди изображенных знаков экомаркировки найдите российский символ.

Задание 2

39. Объясните причины по которым воды открытого моря тропического пояса беднее живыми организмами, чем полярные воды.


  1. В тропическом поясе лучше развито судоходство;

  2. В полярных водах больше растворенного кислорода;

  3. Замедление теплых течений;

  4. Тектоническая активность.

Задание 3

выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, и в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных Вам вариантов ответа.
40. Восстановительное природопользование – это:

а) экономически эффективное природопользование, с учётом охраны природы;

б) разработка системы мер и методов по сохранению и восстановлению природных ресурсов биосферы, включая биоразнообразие;

в) защита, восстановление, преобразование природных условий и ресурсов в ходе их экономически эффективного вовлечения в процесс общественного производства;

г) восстановление способов традиционного землепользования, ведения сельского хозяйства и природопользования.

Задание 4

Решите экологическую задачу.
Мария Ивановна хочет завести в квартире слона. Рассчитайте, сможет ли она это сделать если известно, что слона нужно кормить яблоками, капустой, морковью и другим растительным кормом, исходя из того, что суточные энергетические траты слона составляют 40000 ккал, средняя калорийность растительного корма равна 4,0 ккал/г абсолютно сухой массы. Среднее содержание влаги в растительном корме – 90%. КПД ассимиляции пищи слоном = 40% от абсолютно сухой массы. Кроме того, лечащий врач Марии Ивановны запретил ей поднимать более 5 кг., а путь от дома до ближайшего магазина составляет 15 минут. Что окажется лимитирующим фактором для Марии Ивановны?

Задания теоретического тура - страница №1/1

Задания теоретического тура

II городского (районного) этапа

(2004/05 учебный год)

11 класс

11-1. В двух колбах находится по 200 г раствора нитрата неизвестного металла. В первую колбу добавили порошок кадмия, а во вторую – такую же массу магния. После протекания реакций осадки отделили и взвесили. При этом их массы отличались на 4,4 г. При взаимодействии осадков с избытком соляной кислоты при нагревании выделился газ и осталось по 10,8 г непрореагировавшего металла.

Определите формулу нитрата и его массовую долю в исходном растворе.


11-2. В состав бинарных соединений I – III входит один и тот же элемент А и элементы X,Y,Z в необычных степенях окисления. Общее число атомов в 1 г соединения составляет

АX 3 – 1,376 · 10 22 ; AY 3 – 1,330 · 10 22 ; AZ 3 – 4,685 · 10 21

Установите формулы веществ I – III дайте им названия, если элемент X находится в V группе.
11-3. В приведенной схеме превращений определите вещество A. Напишите молекулярные структурно-графические формулы всех веществ. Дайте им названия и приведите уравнения всех реакций.


Вакуумная

упаривание раствора

упаривание

11-4. Каталитическим окислением бензола в промышленности получают вещество А, которое при действии стехиометрического количества воды превращается в кислоту В, а при окислении В водным раствором перманганата калия образует известную кислоту С (С 4 H 6 O 6). Из кислоты В в одну стадию можно получить кислоту Д (С 4 H 6 O 4), а в три стадии – кислоту Е (С 4 H 2 O 4).

Определите вещества А – Е, дайте им названия, напишите уравнения всех реакций. Какой продукт можно получить вместо А, если окислению в тех же условиях подвергнуть нафталин.


11-5. Органическое вещество А является мощным взрывчатым веществом и имеет молярную массу менее 300 г/моль. Некоторое количество А взорвали. При 100 о С все продукты находились в газообразном состоянии, а при охлаждении до комнатной температуры образовалось 4,5 мл воды. Оставшуюся газовую смесь пропустили через избыток баритовой воды. При этом выпал осадок массой 49,25 г. Не прореагировавший газ, объемом 2,8 л (н.у.) имеет плотность по метану 1,75. Определите состав и возможную структуру А. Напишите уравнения реакций. Приведите возможные способы получения А.

II городского (районного) этапа (2004/05 учебный год)

11 класс

11-1. 2Me(NO 3) x + xMg → 2Me + xMg(NO 3) 2

2Me(NO 3) x + xCd → 2Me + xCd(NO 3) 2

Mg + HCl → MgCl 2 + H 2

Cd + HCl → CdCl 2 + H 2

ν(Mg) = ν(Cd) = Δm/ ΔA = 4,4/88 = 0,05 моль

ν(Me) = 2/x ν(Mg) = 2/x ν(Cd) → A(Me) = m(Me)/ν(Me) = 10,8x/2 · 0,05 = 108x

при x = 1 A = 108 Me = Ag

ν(AgNO 3) = ν(Ag) = 0,1 моль

ω(AgNO 3) = 0,1 · 170 · 100%/200 = 8,5%

Оценка задания

11-2. Число атомов в 1 г соединений равно N = 4N A /M → M = 4N A /N

Тогда М I = 175 г/моль

M II = 181 г/моль

M III = 514 г/моль

А x больше А y на (181–175)/3 = 2 г/моль.

Тогда Y должен находится в VI или VII группе.

Это азот и кислород, соединения АN 3 и АО 3.

Атомная масса А = 175 – 3 · 14 = 133 г/моль – это цезий

A z = (514 – 133)/3 = 127 г/моль – это йод

Следовательно, соединения:

CsN 3 – азид цезия

CsO 3 – озонид цезия

CsJ 3 или CsJ ∙ J 2 – трийодид цезия

Оценка задания

11-3. С 2 H 6 O 6 – дигидрат щавелевой кислоты H 2 C 2 O 4 · 2H 2 O

A – щавелевая кислота H 2 C 2 O 4


H 2 C 2 O 4 + PCl 5 → (C(O)Cl) 2 оксалилхлорид

С 2 O 2 Cl 2 + 4NH 3 → (C(O)NH 2) 2 + 2NH 4 Cl оксалиламид


H +

С 2 H 4 O 2 N 2 + 2H 2 O → (NH 4) 2 C 2 O 4 оксалат аммония


H 2 O упаривание

(NH 4) 2 C 2 O 4 + 2HCl ––→ H 2 C 2 O 4 · 2H 2 O + 2NH 4 Cl дигидрат щавелевой кислоты

H 2 C 2 O 4 · 2H 2 O→ H 2 C 2 O 4 + 2H 2 O
упаривание

H 2 C 2 O 4 · 2H 2 O + 2KOH → K 2 C 2 O 4 · 2H 2 O дигидрат оксалата калия

Оценка задания

11-4.


малеиновый ангидрид


малеиновая кислота

винная кислота



янтарная кислота

ацетилен дикарбоновая кислота

фталевый ангидрид

Оценка задания

11-5.

M(газа) = 16 · 1,75 = 28 г/моль – это азот – N 2

ν(H 2 O) = 4,5/18 = 0,25 моль ν(Н) = 0,5 моль


  1. Ba(OH) 2 + CO 2 → BaCO 3 ↓ + H 2 O
ν(BaCO 3) = ν(CO 2) = ν(C) = 49,25/217 = 0,25 моль

ν(N 2) = 2,8/22,4 = 0,125 моль ν(N) = 0,25 моль

ν(О) = 2 ν(СО 2) + ν(H 2 O) = 2 ∙ 0,25 + 0,25 = 0,75 моль

ν(С) : ν(H) : ν(N) : ν(O) = 0,25: 0,5: 0,25: 0,75 = 1: 2: 1: 3.

Простейшая формула CH 2 NO 3

Истинная (СH 2 NO 3) n т.к. М

Для n = 2 формула C 2 H 4 N 2 O 6 это динитроэтиленгликоль – O 2 NOCH 2 CH 2 ONO 2

Получение

2) HOCH 2 CH 2 OH + 2HNO 3(конц.) → O 2 NOCH 2 CH 2 ONO 2 + 2H 2 O

Оценка задания

Задания теоретического тура

II городского (районного) этапа

(2005/06 учебный год)

11 класс

11-1. Фиолетовые кристаллы соли А окрашивают пламя в фиолетовый цвет и хорошо растворяются в воде с образованием фиолетового раствора. Анион содержит 4 атома кислорода. Раствор А взаимодействует с нитратом бария с образованием окрашенного осадка Б, а при действии раствора азотной или серной кислот выделяется газ В. При количественном взаимодействии 1,98 г соли А с раствором, содержащим 1,275 г нитрита калия, выпадает осадок Г бурого цвета, растворимый в 2М азотной кислоте с образованием почти бесцветного раствора.

Установите формулы веществ А – Г, напишите уравнения реакций, ответ подтвердите необходимыми расчетами.

Предложите 2 способа получения соли А.
11-2. Напишите уравнения реакций, соответствующие цепочке превращений. Укажите условия их осуществления.

11-3. Для установления структуры неопределенных соединений используют озонолиз, в результате которого молекула алкена окисляется до карбонильных соединений.


Сожгли 25,2 г смеси двух изомерных углеводородов Х и У. Плотность паров по аргону равна 2,103. При этом выделилось 40,32 л углекислого газа. Такую же массу исходной смеси подвергли озонолизу, при котором выделилось 29,0 г ацетона.

Определите состав смеси. Изобразите структурные формулы изомеров и дайте им названия, если известно: при озонолизе смеси образуются только два продукта.


11-4. Альдегид массой 11,6 г нагрели с 44,1 г свежеосажденного гидроксида меди (II). Образовавшийся осадок отделили и нагрели до постоянной массы, которая составила 32,8 г. Определите возможную структурную формулу альдегида. Приведите формулы его изомеров, дайте им названия.
11-5. Вещество А при нагревании с металлическим натрием расщепляется на вещества В и С. Вещество В легко взаимодействует с соляной кислотой с образованием Д. В результате нагревания вещества Д до 50 0 С с ацетоном происходит конденсация и образуется Е, имеющее тривиальное название диан, дифенилолпропан и др. При реакции вещества С с эквимольным количеством HJ в качестве одного из продуктов образуется F. На холоду С энергично взаимодействует с водой с образованием спирта. В результате озонолиза F образуется 2 гомолога G и H с содержанием кислорода 53,33% и 36,36% соответственно.

Напишите уравнения реакций, дайте название по систематической номенклатуре всем соединениям.

Решение заданий теоретического тура

II городского (районного) этапа (2005/06 учебный год)

11 класс

11-1.

  1. Предположение А – KMnO 4 не соответствует условию задачи
2KMnO 4 + 3KNO 2 + H 2 O = 2MnO 2 ↓ + 3KNO 3 + KOH

1,275 г нитрита калия реагирует с 1,58 г KMnO 4 , что не соответствует условию задачи.

2. А – соль содержит калий – окраска пламени.


  1. На основании окраски А и окраски Г можно предположить, что А – K 2 FeO 4 – феррат калия, а Г – Fe(OH) 3 или Fe 2 O 3 ∙ nH 2 O

  2. На основании реакции
2K 2 FeO 4 + 3KNO 2 + 5H 2 O = 2Fe(OH) 3 ↓ + 3KNO 3 + 4KOH

υ(K 2 FeO 4)/ υ(KNO 2)=2/3. Следовательно М(А) =

(m(A) ∙ 3)/(2 ∙ m(KNO 2)/M(KNO 2))=1,98 ∙ 3/((2 ∙ 1,275)/85)=198г/моль

М(А) = M(K 2 FeO 4)=198 г/моль


  1. Уравнения реакций
K 2 FeO 4 + Ba(NO 3) 2 = BaFeO 4 ↓ + 2KNO 3

4K 2 FeO 4 + 20HNO 3 = 4Fe(NO 3) 3 + 8KNO 3 + 3O 2 + 10H 2 O

4K 2 FeO 4 + 10H 2 SO 4 = 2Fe 2 (SO 4) 3 + 4K 2 SO 4 + 3O 2 + 10H 2 O

Fe(OH) 3 + 3HNO 3 = Fe(NO 3) 3 + 3H 2 O можно с (Fe 2 O 3 *nH 2 O)


  1. Получение K 2 FeO 4
2Fe(OH) 3 + 3Cl 2 + 10KOH = 2K 2 FeO 4 + 6KCl + 8H 2 O

Fe + 2KOH + 2KNO 3 = K 2 FeO 4 + 3KNO 2 + H 2 O (нагревание)

Fe + 8KOH – 6e = K 2 FeO 4 + 4H 2 O + 6K + на аноде

Fe 2 O 3 + 2KOH + 2KO 2 = 2K 2 FeO 4 + H 2 O

Оценка заданий

11-2.


  1. Si + 2Cl 2 → SiCl 4 (300 o – 400 о С)

  2. SiCl 4 + 2CH 3 MgCl → (CH 3) 2 SiCl 2 + 2MgCl 2 (эфир)

  3. (CH 3) 2 SiCl 2 + 2CH 3 OH → (CH 3) 2 Si(OCH 3) 2

  4. Si + O 2 → SiO 2 (t)

  5. SiO 2 + CaCO 3 → CaSiO 3 + CO 2 (t сплав)

  6. Si + 2Mg → Mg 2 Si (t сплав)

  7. Mg 2 Si + 4HCl → 2MgCl 2 + SiH 4

  8. SiH 4 + 4F 2 → H 2 SiF 6 + 2HF

  9. Si + 2F 2 → SiF 4 (t)

  10. SiF 4 + 2KF → K 2 SiF 6 (200 o C)
Оценка заданий

11-3.

1. Формула изомеров СхНу

М(СхНу) = 2,103 ∙ 40 = 84 г/моль


  1. Уравнения горения
С х Н у + (4х+у)/2 О 2 = хСО 2 + у/2 Н 2 О

x = υ(CО 2)/ υ(СхНу) υ(СО 2) = 40,32/22,4 = 1,8 моль

υ(СхНу) = 25,2/84 = 0,3 моль, тогда

x = 1,8/0,3 = 6, а у = 12

Формула С 6 Н 12


  1. На основании реакции озонолиза, образование ацетона возможно для следующих реакций.



  1. υ(ацетона) = m/M = 29/58 = 0,5 моль
υ(1) = x υ(2) = y

2-метилпентен-2 0,1 моль

m=0,1 ∙ 84 = 8,4 г ω(1) = (8,4 ∙ 100%)/ 25,2 = 33,3%



2,3-диметилбутен-2 0,2 моль

Оценка заданий

11-4.


  1. Уравнение реакции
2Cu(OH) 2 + RCHO → Cu 2 O↓ + RCOOH + 2H 2 O (t o)

  1. υ(Cu(OH) 2) = m/M = 44,1/98 = 0,45 моль
Если вещества взяты в стехиометрических количествах, то

υ(RCHO) = 1/2 υ(Cu(OH) 2) = 0,225 моль

М = 11,6/0,225 = 51,56 г/моль. Такого альдегида нет


  1. Значит Cu(OH) 2 взят в избытке и при нагревании дополнительно протекает реакция
Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O (нагревание)

если υ(RCHO) = x, то υ(Cu 2 O) = υ(RCHO) = x

υ(CuO) = υ(Cu(OH) 2)ост = 0,45 – 2x, тогда общая масса остатка

m(ост) = m(CuO) + m(Cu 2 O)

32,8 = 144x + (0,45 – 2x) ∙ 80

x=0,2 моль М(RCHO) = 11,6/0,2 = 58 г/моль, М(R) = 58 – 29 = 29 г/моль

R – C 2 H 5 альдегид – пропаналь (С 2 Н 5 СНО)

изомер – пропанон-2, ацетон ((СН 3) 2 СО)

Оценка заданий

11-5.


  1. При озонолизе образуются карбонильные соединения
М 1 = 16/0,5333 = 30 г/моль М 2 = 16/0,3636 = 44 г/моль

этому соответствуют G – HCHO (метаналь), H – CH 3 CHO (этаналь)


  1. Реакция озонолиза

Вещество F – пропен


  1. Диан имеет формулу

2,2 – ди(4-гидроксифенил)пропан


он получается в качестве одного из продуктов реакции




  1. CH 2 =CH–CH 2 Na + HJ → NaJ + CH 2 =CН–CH 3
(F)

A – аллилоксибензол (аллилфениловый эфир)

B – фенолят натрия

C – аллилнатрий

D – фенол

E – 2,2 – ди(4-гидроксифенил)пропан

F – пропен

G – метаналь

H – этаналь

Оценка заданий

Задания теоретического тура

II городского (районного) этапа

(2006/07 учебный год)

11 класс

11-1. Плотность по водороду паров углеводорода, состоящего из 90,45% С и 9,55% Н, равна 53. Это вещество не обесцвечивает бромную воду, а под действием азотной кислоты нитруется. Навеску этого вещества массой 1,06 г окислили при помощи сильного окислителя. Для нейтрализации продукта окисления потребовалось 20 мл раствора гидроксида калия концентрацией 0,5 моль/л.

Установите формулу вещества и назовите его. Напишите уравнения всех упомянутых реакций.


11-2.

акт. уголь, Т

большой избыток CH 3 OH


H 2 SO 4

H 2 SO 4
А В С D E
Известно, что А содержит 92,31% углерода и 7,692% водорода. Вещество Е содержит только углерод и кислород (по 50% масс.).

1. Определите структуры всех неизвестных веществ.

2. Назовите вещества А – Е.

3. Напишите все уравнение реакций


11-3. . Юный химик нагрел вещество А в токе газа Х до 1000 С, а затем охладил его, просто выставив колбу с веществом на ночь за окно (был мороз – 300К). Придя на следующее утро в лабораторию, он обнаружил в колбе серый порошок Б и немедленно приступил к его анализу: залил Б кипящей азотной кислотой, при этом образовалось белое нерастворимое вещество В (которое было прокалено с образованием Г), при этом в растворе не было обнаружено никаких веществ, кроме непрореагировавшей азотной кислоты. Г далее было подвергнуто алюмотермии, при этом из 4 грамм Г было получено 3,152 грамм А. Х – неорганическое вещество, плотность которого 1,25 г/л при н.у.

1. Определите все вещества.

2. Напишите уравнения реакций, приведите все расчеты.
11-4. Органическое вещество массой 10,82 мг сожгли в кислороде. Образовавшиеся газы пропустили через трубку, наполненную безводным сульфатом меди, а затем через трубку, наполненную гидроксидом натрия. При этом масса первой трубки увеличилась на 26,41 мг, а второй – на 7,21 мг. Кроме того, после сожжения был получен твердый белый остаток массой 6,01 мг. Этот остаток не растворялся в серной или соляной кислотах, но легко растворился в плавиковой кислоте. При исчерпывающем гидрировании исходного вещества в присутствии платины его молярная масса увеличилась на 5,6 %.

Определите строение анализируемого соединения.

11-5. Органическое вещество А с плотностью паров по азоту 2,5 может участвовать в следую­щих химических превращениях:


Н 2 , Pd

Н 2 , Pt

Органические вещества A – F являются жидкостями.

Установите строение указанных веществ и напи­шите уравнения соответствующих реакций.

Решение заданий теоретического тура

II городского (районного) этапа (2006/07 учебный год)

11 класс

11-1. Для формулы CxHy коэффициенты x и y могут быть определены по формуле:

х: у = 90,45/12: 9,55/1 = 7,5375: 9,5500 = 4: 5

Тогда, простейшая формула углеводорода: (С 4 Н 5)n.

Так как молярная масса вещества:

М = 53 ∙ 2 = 106 г/моль, то n = 106/(12 ∙ 4+5) =2. Таким образом, формула углеводорода – С 8 Н 10 .

Следует отметить, что данные об элементном анализе в данной задаче являются избыточными. Состав углеводорода может быть однозначно вычислен, исходя из значения молярной массы. Уравнение 12 ∙ х + у = 106 имеет смысл при целочисленных х и у только для х=8 и у=10.

Соединение состава С 8 Н 10 может быть инертным по отношению к бромной воде только в том случае, если оно имеет ароматический характер. Это подтверждается и возможностью его нитрования азотной кислотой. Формуле С 8 Н 10 может соответствовать 4 замещенных бензола: С 6 Н 5 С 2 Н 5 (этилбензол) и С 6 Н 4 (СН 3) 2 (орто-, мета- и параксилолы).

Количество вещества углеводорода, вступившего в реакцию окисления: (у.в.) = 1,06/106 = 0,01 моль

В случае этилбензола при его окислении сильным окислителем образуется 0,01 моль монокарбоновой бензойной кислоты (сильный окислитель разрывает не только связь С-Н в заместителе, но и связь С-С в этильном радикале:

С 6 Н 5 С 2 Н 5 + 6[O]  С 6 Н 5 СOOН + CO 2 + 2H 2 O.

В случае ксилолов окисление приводит к образованию 0,01 моль дикарбоновых кислот:

С 6 Н 4 (СН 3) 2 + 6[O]  С 6 Н 4 (СOOН) 2 + 2H 2 O.

Количество щелочи, пошедшей на нейтрализацию кислоты:

(NaOH) = C·V = 0,5·0,02 = 0,01 моль.

Очевидно, что равенство количеств кислоты и щелочи может быть только в случае монокарбоновой кислоты. Следовательно, исходный углеводород – этилбензол. Его нитрование проходит по орто- и параположениям. При избытке нитрующего агента образуется тринитропроизводное – 2,4,6-тринитроэтилбензол:

С 6 Н 5 С 2 Н 5 + 3HNO 3  С 2 Н 5 С 6 Н 2 (NO 2) 3 + 3H 2 O

Оценка заданий

11-2. Брутто-формула вещества А – C 1 H 1 . Поскольку этот углеводород тримеризуется на активированном угле, то, скорее всего, это ацетилен. Тогда В – это бензол. Он подвергается избыточному метилированию, следовательно, С – это гексаметилбензол. Метильные группы, соединенные с бензольным ядром, довольно легко окисляются. Тогда D – это меллитовая кислота:

1) 3СН≡СH
С 6 Н 6


2)



3)

4)


Последнее вещество имеет брутто-формулу C 4 O 3 , что (с учетом 12 атомов углерода в предыдущем соединении) скорее также содержит 12 атомов углерода, т.е. имеет формулу С 12 О 9 . Это меллитовый ангидрид:

Оценка заданий

11-3. а) Обычно алюмотермии подвергают оксиды переходных металлов. Массовая доля металла в оксиде w(металла)= 3,152/4=79,2%. Массовая доля кислорода w(O 2)=100 – 79,2=20,8%. М экв (металла)=((16/0,208) – 16)/2=29,5. Единственный металл, удовлетворяющий условию, – олово в степени окисления + 4, М=118. Приближенно подходит также вольфрам, никель или кобальт, но их оксиды не белые. (Возможно другое решение.)

Тогда А – олово. В – гидроксид олова(4). Т.к. В образовалось при растворении Б в азотной кислоте, причем кроме остатков кислоты других веществ обнаружено не было, то скорее всего Б – чистое олово, только другая его модификация, т.н. «серое олово».

То есть при прокаливании А в Х ничего не произошло, переход А в Х произошел ночью на морозе. М(Х)=1,25 ∙ 22,4=28 г/моль, скорее всего это довольно инертное вещество азот (исключается боран, довольно активное и неустойчивое вещество, возможен СО, т.к. карбонилы, как правило, образуются под давлением, а не в токе газа).

б) Уравнения реакций:

Sn + HNO 3 = SnO 2 ∙ 2H 2 O +4NO 2 (Н 2 SnO 3)

SnO 2 ∙ 2H 2 O= SnO 2 + 2H 2 O

3SnO 2 +4Al = 2Al 2 O 3 + 3Sn

Оценка заданий

11-4. В трубке с CuSО 4 поглотилась вода (7,21 мг). В навеске содержалось 7,21 ∙ 2,02: 18,02=0,808 (мг) Н.

В трубке с NaOH поглотился СО 2 (26,41 мг). В навеске содержалось 26,41 ∙ 12,01:44,01=7,207 (мг) С.

Остаток, легко растворимый в HF, может быть либо SiО 2 , либо В 2 О 3 . Если это SiO 2 , то в навеске было 6,01 ∙ 28,09: 60,09 = 2,809 (мг) Si. Если это В 2 О 3 , то в навеске было 6,01 ∙ 2 ∙ 10,81: 69,62 = 1,866 (мг) В.

В первом случае вещество не содержит других элементов, во втором содержит 0,94 мг О.

Если элемент – кремний, то имеем брутто-формулу (С 6 Н 8 Si) x , если элемент – бор, то возможно (С 60 H 80 B 17 O 59) x . Очевидно, что разумной является первая формула. Молекулярная масса этого кремний-органического соединения равна 108,23x. После гидрирования образуется соединение с молекулярной массой 114,29 г, т.е. присоединяется 6x атомов водорода. В случае x=l это соответствует гидрированию ароматического ядра.

Искомое соединение – С 6 Н 5 SiН 3 .

Оценка заданий

11-5. Молярная масса вещества А равна 28 ∙ 2,5 = 70 (г/моль). Этой массе удовлетворяют формулы:

C 5 H 10 , C 4 H 6 O, C 3 H 2 0 2 и C 3 H 6 N 2 .

Из схемы видно, что вещество В может быть окислено и восстановлено в вещества, которые способны взаимодействовать между собой в кислой среде. Мож­но предположить, что В – это альдегид, С – кислота, Е – спирт. Тогда D – это либо олефин, либо эфир.

Если D – олефин, тогда А может быть только алкином, но алкина с такой молекулярной массой нет. Тогда D – эфир, следовательно, А – ненасыщенный эфир с формулой С 4 Н 6 О. Если при кислом гидролизе А дает единственное вещество В, то А может быть только дивиниловым эфиром.

Уравнения реакций:


(В)


(Е)
(D)

H 2 O, H 2 SO 4

Оценка заданий

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по химии 2009-2010 гг.

Время выполнения 4 часа

11 класс
11-1. Природный минерал альмандин содержит 16,9% (по массе) кремния, 38,6% кислорода, также алюминий и железо. Определите формулу минерала. Представьте ее в виде реально существующих химических соединений.
11-2. При взаимодействии 2,03 г смеси щелочного металла и его оксида с разбавленной серной кислотой образовался раствор, содержащий 2,926 г соли. Установите металл и определите массы веществ в исходной смеси.

11-3. В соединении С 4 Н 4 Сl 4 все атомы хлора эквивалентны. Приведите три возможные структурно-графические формулы изомеров данного состава. Напишите уравнения их реакций с избытком водного раствора щелочи. Поясните, что означает термин «эквивалентность» в данном случае.
11-4. При сгорании органического вещества получено 13,44 л углекислого газа (н.у.) и 10,8 г воды. Вещество вступает в реакцию со свежеприготовленным гидроксидом меди (II), но не реагирует с перманганатом калия и бромоводородом. Установите неизвестное вещество.
11-5. Органическое вещество состоит из углерода, водорода и кислорода. Относительная плотность его паров по неону равна 2,9. Установите формулу вещества. Приведите структурно-графические формулы устойчивых изомеров, удовлетворяющих условиям задачи.

Решения и критерии оценки.

11 класс.

11-1.

Находим суммарную массовую долю алюминия и железа

100% - 16,9% - 38,6% = 44,5%

Воспользуемся уравнением электронейтральности, учитывая, что железо может иметь степени окисления +2 и +3.

1). Для железа со степенью окисления +2:

(+2) ∙Х/56 + (+3) ∙ (44,5– Х)/27 +(+4) ∙16,9/28 + (-2) ∙38,6/16 = 0.

Решая уравнение, получаем Х = 33,7%.

Следовательно, массовая доля железа составляет 33,7%, алюминия 44,5– 33,7= 10,8%.

2). Для степени окисления железа +3 содержание железа будет составлять 44%, а алюминия - 0,5%, что нереально.

Формулу минерала представим в виде Fe Х Al У Si Z O W , тогда

х:у:z:w = 33,7/56: 10,8/27: 16,9/28: 38,6/16 =

0,602: 0,4: 0,603: 2,41 = 1,5: 1: 1,5: 6 = 3: 2: 3: 12.Следовательно, минерал имеет формулу Fe 3 Al 2 Si 3 O 12 или Al 2 O 3 ∙ 3FeO ∙ 3SiO 2 .


11-2.

Уравнения реакции имеют вид:


  1. 2Ме + H 2 SO 4 = Ме 2 SO 4 + H 2

  2. Ме 2 О + H 2 SO 4 = Ме 2 SO 4 + H 2 O

Для решения задачи недостаточно количественных данных. Поэтому обозначим молярную массу щелочного металла за х . В реакцию с кислотой вступает металл и его оксид, отношение масс полученного сульфата и исходной смеси должно отвечать неравенству: М соли /М оксида Подставляя значения получаем (2х +96)/(2х +16)

После решения неравенств получаем 83х

85а +166b = 2,03

(0,5а +b)∙266 = 2,926.

Решением системы уравнений находим: а = 0,002 моль; b = 0,01 моль.

Следовательно, масса рубидия составляет 0,17 г; масса его оксида – 1,86 г.



Оценка задачи:

1. За уравнения реакций по 1 баллу

2 балла

2. За установление металла с доказательством

5 баллов

3. За нахождение массы веществ по 1,5 балла

3 балла

Итого:

10 баллов

11-3.

Исходя из эквивалентности (одинакового поведения) атомов хлора можно привести следующие три возможных варианта структуры:



Возможные уравнения реакций с водным раствором щелочи могут иметь вид (без учета устойчивости и возможных дальнейших превращений)




Оценка задачи:

1. За структурные формулы

по 1 баллу

3 балла

2. За уравнения реакций по 2 балла

6 баллов

3. За объяснение термина

1 балл

Итого:

10 баллов

10 баллов

11-4.

Сгорело неизвестное вещество C x H y O z . Определим соотношение х:у:

ν(СО 2) = 13,44/22,4 = 0,6 моль; ν(С) = ν(СО 2) = 0,6 моль.

ν(Н 2 О) = 10,8/18 = 0,6 моль; ν(Н) = 2ν(Н 2 О) = 1,2 моль;

х:у = ν(С) : ν(Н) = 0,6:1,2 = 1: 2.

Простейшая формула (СН 2 О z) n

z≠0, т.к. углеводороды не реагируют c Cu(OH) 2

z=1, при n= 2 получаем (СН 2 О) 2 или СН 3 СООН

z=2, при n= 1 получаем НСООН, однако муравьиная кислота окисляется раствором КМnО 4

z>2, маловероятно из-за неустойчивости соединений.

Ответ: уксусная кислота.

11-5.

Формула вещества С х Н у О z

Находим молярную массу:

М = D(Ne) ∙ М(Ne) = 2,9 ∙20 = 58 г/моль или 12х +у +16z = 58, причем z ≤ 3.

Рассмотрим варианты:

z = 3, тогда 12х +у = 10, решения нет.

z = 2, тогда 12х +у = 26, возможные решения:а) х =2,у = 2 , С 2 Н 2 О 2 -глиоксаль

б) х =1, у =14, СН 14 О 2 – вариант не возможен.


z = 1, тогда 12х +у = 42, возможные решения: х = 1, у = 30, СН 30 О - не может быть

x =2, у = 18, С 2 Н 18 О - не может быть

x =3, у = 6, С 3 Н 6 О - данной формуле отвечают:

ЗАДАНИЯ

теоретического тура муниципального этапа Всероссийской

олимпиады школьников по биологии. 2014-2015 уч.год.

7 класс
Дорогие ребята!

а) кожного дыхания;

б) выделения продуктов метаболизма;

в) увеличения всасывающей поверхности кишечника;

г) увеличения секреторной поверхности кожи.

12. Заражение человека лентецом широким происходит:

а) при поедании недостаточно проваренного мяса крупного рогатого скота, содержащего финны этого червя;

б) при питье воды из природных водоемов, на берегах которых осуществляется выпас скота;

в) при поедании сырой рыбы или свежесоленой икры, в которой содержатся личинки лентеца;

г) при попадании в рот, а оттуда в кишечник яиц лентеца вместе с плохо вымытыми овощами или при недостаточной чистоте рук.

б) метанефридии;

в) протонефридии;

г) мальпигиевы сосуды.

18. К общественным насекомым относятся:

а) тли и клопы солдатики;

б) тли и муравьи;

в) шершни и термиты;

г) термиты и обитающие у них в кишечнике жгутиконосцы.

19. Не используют кислород для дыхания:

б) глубоководные рыбы;

в) почвенные простейшие;

г) обитатели пещер.

20. У птиц мочеточники впадают в:

а) мочевой пузырь;

б) клоаку;

в) прямую кишку;

г) мочеиспускательный канал.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов .
1. Из перечисленных болезней бактерии вызывают: 1) оспу; 2) паротит; 3) холеру;

4) коклюш; 5) корь.

а) только 1,2;

б) только 3, 5;

в) только 3, 4;

г) только 1, 3, 5.

2. Клетка нитчатого таллома улотрикса содержит в своем составе: 1) много ядер; 2) одно ядро; 3) многочисленные хроматофоры; 4) один хроматофор поясковидной формы; 5) вакуоль.

а) только 2, 4, 5;

б) только 1, 3, 5;

в) только 2, 3, 5;

г) только 1, 4, 5.

3. Из перечисленных животных радиальная симметрия встречается у: 1) губок, 2) кишечнополостных; 3) иглокожих; 4) простейших, 5) круглых червей.

а) только 1, 2 и 5;

б) только 2 и 3;

в) г) только 3;

в) пластинки, горизонтально распростертой на субстрате;

г) округлых или плоских веточек, срастающихся с субстратом только основанием.


  1. Листья сфагновых мхов состоят из:
а) только хлорофиллоносных клеток;

б) только водоносных клеток;

в) хлорофиллоносных и водоносных клеток;

г) только живых клеток.

7. На рисунке ядро в клетке хламидомонады обозначено цифрой:


а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

8. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.

б) развитие большого количества специфических жгутиконосцев в некоторых отделах пищеварительной системы жвачных;

в) переход дизентерийной амебы к питанию эритроцитами;

г) прикрепление рыбы-прилипалы на акулу.

13. Опасность для человека укуса таежного клеща заключается в том, что:

а) при попадании в ранку яда клеща может развиться аллергическая реакция;

б) клещ может переносить возбудителей энцефалита;

в) клещ может переносить возбудителей малярии;

г) на ротовых органах клеща могут находиться бактерии, вызывающие дизентерию.

14. У представителей типа кишечнополостные могут развиваться органы чувств:

а) только чувствительные волоски на стрекательных клетках;

б) примитивные глаза, органы равновесия, осязательные рецепторы;

в)примитивные глаза, органы равновесия, органы обоняния и вкуса вокруг ротового отверстия, осязательные рецепторы;

г) для кишечнополостных не характерно формирование органов чувств.

15. Особенности кровеносной системы рыб в отличие от наземных позвоночных :

а) 3-х камерное сердце;

б) в сердце отсутствуют клапаны;

в) в сердце содержится только венозная кровь;

г) кровеносная система незамкнутая.

16. Только гнездовых птиц включают отряды:

а) гусеобразные, куриные, пингвины;

б) куриные, воробьинообразные, попугаи;

в) врановые, дневные хищники, вьюрковые;

г) куриные, дятлы, страусообразные.

17. Можно легко различить трех представителей ленточных червей: бычьего цепня, свиного цепня и лентеца широкого:

а) по строению головки – сколекса;

б) по количеству члеников;

в) по окраске;

г) по форме просвечивающего кишечника.

18. Что такое «Целом»?

а) так называют пищеварительную полость кишечнополостных животных;

б) это особое впячивание в верхней части кишечника дождевых червей, которое служит для увеличения его всасывающей поверхности;

в) так называют первичную полость тела без собственной оболочки;

г) так называют вторичную полость тела, выстланную собственным эпителием.

19. Имеют наибольшее практическое значения для человека представители отряда насекомых:

а) перепончатокрылые;

б) чешуекрылые;

в) сетчатокрылые;

г) стрекозы.

20. Переносчик и возбудитель сонной болезни человека:

а) переносчик – таежный клещ, возбудитель – риккетсия;

б) переносчик – муха Це-це, возбудитель – жгутиконосец;

в) переносчик – жгутиконосец, возбудитель – муха Це-це;

г) переносчик – москит, возбудитель – плазмодий.

21. Учащийся, рассматривая в световой микроскоп микропрепарат тканей человека, увидел плотно прилегающие друг к другу клетки продолговатой формы с многочисленными микроскопическими выростами. Какому органу могут принадлежать эти клетки:

а) почкам;

в) желудку;

г) носовой полости.

22. Сходство поперечнополосатой и гладкой мышечных тканей состоит в их

способности:

а) выполнять опорную функцию;

б) устанавливать связи между органами;

в) возбуждаться и сокращаться;

г) осуществлять кроветворную функцию.

23. Каким опытом можно доказать, что эластичность кости придают органические вещества:

а) прокалить кость в печи, затем попробовать согнуть ее;

б) вымочить кость в воде, она станет эластичной;

в) опустить кость в раствор поваренной соли, затем растереть в ступке;

г) выдержать кость в растворе соляной кислоты, она станет гибкой и упругой.

24. Рост костей регулируется гормоном, выделяемым:

а) гипофизом.

б) гипоталамусом;

в) эпифизом;

г) щитовидной железой;

25. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением:

а) таз узкий, цилиндрической формы;

б) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым;

в) позвоночник имеет S-образный изгиб;

г) стопа плоская.

26. Скелетные мышцы, действующие в суставе в одном направлении называются:

а) синергисты;

б) антогонисты;

в) сгибатели;

г) разгибатели.

27. Скелетные мышцы крепятся к костям с помощью:

а) связок;

б) сухожилий;

в) надкостницы;

г) фасции.

28. Структурной и функциональной единицей нервной системы являются:

а) спинной и головной мозг;

б) большие полушария головного мозга;

в) чувствительные, вставочные и моторные (исполнительные)

г) вегетативные и соматические нервы.

29. К периферической нервной системе относятся:

а) нервные узлы;

б) ядра головного мозга;

в) белое вещество спинного мозга;

г) нервные центры.

30. С участием спинного мозга осуществляются рефлексы:

а) жевания и глотания;

б) мочеиспускания и дефекации;

в) кашля и чихания;

г) мигания и слезоотделения.

Задания
теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

10-11 класс

Организмы и среды их обитания

1. Экологическая ниша:

  1. A. Территория, которую занимает популяция;
  2. B. Сообщество живых организмов, с которыми взаимодействует популяция;
  3. C. Природное сообщество, в котором существует популяция;
  4. D. Комплекс факторов среды, в которых существует популяция.

2. Характерный пример информационного экологического фактора для зайца – это:

  1. A. Скорость ветра;
  2. B. Запах хищника;
  3. C. Влажность воздуха;
  4. D. Температура почвы.

3. Многие пресмыкающиеся для повышения температуры тела выбирают каменистые склоны южной экспозиции – это пример:

  1. A. Этологической адаптации;
  2. B. Физиологической адаптации;
  3. C. Популяционной адаптации;
  4. D. Морфологической адаптации.

4. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:

  1. A. Биотическим факторам;
  2. B. Абиотическим факторам;
  3. C. Антропогенным факторам;
  4. D. Географическим факторам.

5. Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях:

  1. A. Минимальных;
  2. B. Максимальных;
  3. C. Оптимальных;
  4. D. Минимальных и максимальных.

6. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:

  1. A. Одновременно и совместно друг с другом;
  2. B. Одновременно и изолированно друг от друга;
  3. C. Совместно друг с другом, но в определенной последовательности;
  4. D. Изолированно друг от друга и в определенной последовательности.
  1. 7. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:
    1. A. Оцепенение;
    2. B. Запасание корма;
    3. C. Перемещение в теплые районы;
    4. D. Изменение окраски.

Экология популяций

9. В большей степени вымирание популяции амфибий может зависеть от:

  1. A. Чрезмерного перенаселения
  2. B. Повышения гетерозиготности популяции;
  3. C. Слишком малой численности и родственных скрещиваний;
  4. D. Снижение численности насекомых.

10. Процессы притока, вселения особей называют:

  1. A. Конкуренцией;
  2. B. Эмиграцией;
  3. C. Иммиграцией;
  4. D. Трансплантацией.

11. Графически ситуацию нелимитируемого роста популяции можно представить в виде:

  1. A. Экспоненциальной кривой;
  2. B. Логистической кривой;
  3. C. Прямой линии;
  4. D. Синусоиды.

12. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции:

  1. A. 10 особей;
  2. B. 10 штук●год -1
  3. C. 10 особей/м 2
  4. D. 10 тонн/га в год

13.Возрастная структура популяции характеризуется:

  1. A. Соотношением женских и мужских особей;
  2. B. Численностью особей;
  3. C. Соотношением молодых и половозрелых особей;
  4. D. Ее плотностью.

Организация и функционирование сообществ

15. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:

  1. A. Нейтрализм
  2. B. Аменсализм
  3. C. Мутуализм
  4. D. Протокооперация

16. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношения между акулой и рыбой-прилипалой – называется:

  1. A. Протокооперация
  2. B. Мутуализм
  3. C. Комменсализм
  4. D. Аменсализм

17. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений по типу хищничества является совместное существование:

  1. A. Росянки и насекомых;
  2. B. Вороны и галки;
  3. C. Муравьев и божьих коровок;
  4. D. Рыжего и черного тараканов.

18. Сообщество живых организмов, обитающих совместно:

  1. A. Биогеоценоз;
  2. B. Биотоп;
  3. C. Биоценоз;
  4. D. Экосистема.

19. Способны к фиксации азота атмосферы:

  1. A. Цианобактерии
  2. B. Нитрифицирующие бактерии
  3. C. Аммонифицирующие бактерии
  4. D. Денитрифицирующие бактерии

20. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:

  1. A. Дубравы
  2. B. Тайги
  3. C. Пустыни
  4. D. Степи.

21. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):

  1. A. Уменьшается;
  2. B. Увеличивается;
  3. C. Не изменяется;
  4. D. В одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.

22. Правильно составленная вторичная экологическая сукцессия:

  1. A. пожарище→ лишайники и водоросли→ травы и кустарники→ельник→березняк→дубрава;
  2. B. скалы→лишайники и водоросли→мхи и папоротники→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;
  3. C. вырубка→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;
  4. D. пустошь→мхи и папоротники→травы и кустарники→смешанный лес→березняк→дубрава.

23. Жизнь можно обнаружить:

  1. A. В любой точке биосферы;
  2. B. В любой точке Земли;
  3. C. В любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики;
  4. D. В биосфере и за её пределами.

24. Представители этой группы организмов могут выполнять функции продуцентов водных экосистемах:

  1. A. Бактерий;
  2. B. Моллюсков;
  3. C. Грибов;
  4. D. Рыб.

Антропогенное воздействие на биосферу

  1. A. Очень дорогостоящие;
  2. B. Разрушают структуру почвы;
  3. C. Обладают малой избирательностью действия;
  4. D. Снижают продукцию агроценоза.

26. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:

  1. A. Образование озоновых дыр;
  2. B. Климатические сдвиги;
  3. C. Усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами;
  4. D. Образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа.

27. К каким негативным экологическим последствиям может привести орошение пустынь?

  1. A. Засоление почв;
  2. B. Распространение ветровой эрозии;
  3. C. Образование глеевого горизонта в почве;
  4. D. Образование глубоких оврагов.

28. Основателем международной неправительственной организации «Римский клуб» является:

  1. A. Д. Медоуз;
  2. B. Ю.Одум;
  3. C. Д. Перотти;
  4. D. А. Печчеи

29. Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:

  1. A. Прямое истребление;
  2. B. Химическое загрязнение среды;
  3. C. Физическое загрязнение среды;
  4. D. Разрушение мест обитания

30. Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов называется:

  1. A. Экологическим консалтингом;
  2. B. Экологической биоиндикацией;
  3. C. Экологическим мониторингом;
  4. D. Экологическим аудитом.

31. По В.И. Вернадскому «совокупность организмов, сведенная к весу, к элементарному составу и к энергии»- это:

  1. A. Биосфера;
  2. B. Ноосфера;
  3. C. Биокостное вещество;
  4. D. Живое вещество.

Окружающая среда и здоровье человека

32. Рациональное питание предполагает соблюдение человеком некоторых требований. Укажите рекомендацию, которая таким требованием НЕ является.

  1. A. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма;
  2. B. Растительная пища должна приниматься отдельно от животной;
  3. C. Должна соблюдаться определенная пропорция при дробном (3-4 кратном) приеме пищи;
  4. D. Должна обеспечиваться потребность организма в ненасыщенных жирных кислотах.

33. Молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D , чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике. Объясните почему.

  1. A. Животные получают более сочную и свежую траву;
  2. B. Животные питаются на воздухе, содержащем больше кислорода и меньше углекислого газа;
  3. C. Кожа получает бо льшую дозу ультрафиолетовых лучей;
  4. D. Животные испытывают больше положительных эмоций.

34. При интенсивном потоотделении в условиях повышенной температуры во внешней среде и большой физической нагрузки необходимо возмещение потерянной жидкости. Для этого следует:

  1. A. Пить воду, лучше дистиллированную;
  2. B. Употреблять напитки: подсоленный чай, минеральную воду, фруктовые и овощные соки;
  3. C. Терпеть жажду;
  4. D. Употреблять энергетические напитки.

35. Объясните, почему курорты для некоторых категорий почечных больных устраиваются в местностях с жарким климатом:

  1. A. Высокая температура обеспечивает прогревание больного органа;
  2. B. В связи с обильным выделением пота уменьшается нагрузка на почки;
  3. C. Обильное питье при жаре «промывает» почки;
  4. D. Повышение температуры ускоряет мочеобразование.

36. Емкость мозгового отдела черепа составляет у мужчин в среднем 1450 см 3 , а у женщин– 1300см 3 . Назовите причину разницы.

  1. A. Разная степень развития головного мозга;
  2. B. Разная степень двигательной активности, связанной с речью;
  3. C. Разный уровень интеллекта;
  4. D. Разные общие размеры тела.

37.Термин «Экология человека» предложили:

  1. A. М. Соре
  2. B. Р.Е. Парк и Э.В. Берджес
  3. C. В.И. Вернадский
  4. D. Дж. Уотсон, Ф. Крик

38. Внешние факторы, способствующие нарушению осанки у школьников:

  1. A. Несоответствие парты длине тела;
  2. B. Неправильное положение тела при сидении за партой;
  3. C. Длительные ассиметричные движения тела при выполнении физической работы;
  4. D. Всё верно.

Экология для устойчивого развития.

39. Индекс живой планеты – показатель, который количественно характеризует тенденции изменения биологического разнообразия Земли. За период 1970-2009 гг. индекс живой планеты снизился примерно на:

  1. A. 10%
  2. B. 30%
  3. C. 45%
  4. D. 50%

40. Стандарт Евро-4, введенный в 2005 году в Евросоюзе для автомобильной техники, жестче уровня стандарта Евро -3 по показателю:

  1. A. Уровень шума, производимый автомобилем;
  2. B. Уровень вибрации внутри автомобиля;
  3. C. Концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах;
  4. D. Уровень безопасности пассажиров.

41. Рисайклинг ( recycling ) это:

  1. A . B . C . D .

    Задание 2

    выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

    44. Объясните причины по которым воды открытого моря тропического пояса беднее живыми организмами, чем полярные воды.

    1. A. В тропическом поясе лучше развито судоходство;
    2. B. В полярных водах больше растворенного кислорода;
    3. C. Замедление теплых течений;
    4. D. Тектоническая активность.

    Задание 3

    выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, и в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных Вам вариантов ответа.

    45. Восстановительное природопользование – это:

    а) экономически эффективное природопользование, с учётом охраны природы;

    б) разработка системы мер и методов по сохранению и восстановлению природных ресурсов биосферы, включая биоразнообразие;

    в) защита, восстановление, преобразование природных условий и ресурсов в ходе их экономически эффективного вовлечения в процесс общественного производства;

    г) восстановление способов традиционного землепользования, ведения сельского хозяйства и природопользования.

    Задание 4

    Решите экологическую задачу.

    Мария Ивановна хочет завести в квартире слона. Рассчитайте, сможет ли она это сделать если известно, что слона нужно кормить яблоками, капустой, морковью и другим растительным кормом, исходя из того, что суточные энергетические траты слона составляют 40000 ккал, средняя калорийность растительного корма равна 4,0 ккал/г абсолютно сухой массы. Среднее содержание влаги в растительном корме – 90%. КПД ассимиляции пищи слоном = 40% от абсолютно сухой массы. Кроме того, лечащий врач Марии Ивановны запретил ей поднимать более 5 кг., а путь от дома до ближайшего магазина составляет 15 минут. Что окажется лимитирующим фактором для Марии Ивановны?