Руся бунин характеристика героев. Иван Бунин «Темные аллеи - Руся. Обратимся к буклету - символы
В одиннадцатом часу вечера скорый поезд Москва - Севастополь остановился на маленькой станции за Подольском, где ему остановки не полагалось, и чего-то ждал на втором пути. В поезде, к опущенному окну вагона первого класса, подошли господин и дама. Через рельсы переходил кондуктор с красным фонарем в висящей руке, и дама спросила:
Послушайте, почему мы стоим?
Кондуктор ответил, что опаздывает встречный курьерский.
На станции было темно и печально. Давно наступили сумерки, но на западе, за станцией, за чернеющими лесистыми полями, все еще мертвенно светила долгая летняя московская заря. В окно сыро пахло болотом. В тишине слышен был откуда-то равномерный и как будто тоже сырой скрип дергача.
Он облокотился на окно, она на его плечо.
Однажды я жил в этой местности на каникулах, - сказал он. - Был репетитором в одной дачной усадьбе, верстах в пяти отсюда. Скучная местность. Мелкий лес, сороки, комары и стрекозы. Вида нигде никакого. В усадьбе любоваться горизонтом можно было только с мезонина, Дом, конечно, в русском дачном стиле и очень запущенный, - хозяева были люди обедневшие, - за домом некоторое подобие сада, за садом не то озеро, не то болото, заросшее кугой и кувшинками, и неизбежная плоскодонка возле топкого берега.
И, конечно, скучающая дачная девица, которую ты катал по этому болоту.
Да, все, как полагается. Только девица была совсем не скучающая. Катал я ее все больше по ночам, и выходило даже поэтично. На западе небо всю ночь зеленоватое, прозрачное, и там, на горизонте, вот как сейчас, все что-то тлеет и тлеет... Весло нашлось только одно и то вроде лопаты, и я греб им, как дикарь, - то направо, то налево. На противоположном берегу было темно от мелкого леса, но за ним всю ночь стоял этот странный полусвет. И везде невообразимая тишина - только комары ноют и стрекозы летают. Никогда не думал, что они летают по ночам, - оказалось, что зачем-то летают. Прямо страшно.
Зашумел наконец встречный поезд, налетел с грохотом и ветром, слившись в одну золотую полосу освещенных окон, и пронесся мимо. Вагон тотчас тронулся. Проводник вошел в купе, осветил его и стал готовить постели,
Ну и что же у вас с этой девицей было? Настоящий роман? Ты почему-то никогда не рассказывал мне о ней. Какая она была?
Худая, высокая. Носила желтый ситцевый сарафан и крестьянские чуньки на босу ногу, плетенные из какой-то разноцветной шерсти.
Тоже, значит, в русском стиле?
Думаю, что больше всего в стиле бедности. Не во что одеться, ну и сарафан. Кроме того, она была художница, училась в Строгановском училище живописи. Да она и сама была живописна, даже иконописна. Длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови... Волосы сухие и жесткие слегка курчавились. Все это, при желтом сарафане и белых кисейных рукавах сорочки, выделялось очень красиво. Лодыжки и начало ступни в чуньках - все сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями.
Я знаю этот тип. У меня на курсах такая подруга была. Истеричка, должно быть.
Возможно. Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде черной меланхолии. Выходила только к столу. Выйдет, сядет и молчит, покашливает, не поднимая глаз, и все перекладывает то нож, то вилку. Если же вдруг заговорит, то так неожиданно и громко, что вздрогнешь.
Тоже молчаливый и сухой, высокий; отставной военный. Прост и мил был только их мальчик, которого я репетировал.
Проводник вышел из купе, сказал, что постели готовы, и пожелал покойной ночи.
А как ее звали?
Это что же за имя?
Очень простое - Маруся.
Ну и что же, ты был очень влюблен в нее?
Конечно, казалось, что ужасно,
Он помолчал и сухо ответил:
Вероятно, и ей так казалось. Но пойдем спать. Я ужасно устал за день.
Очень мило! Только даром заинтересовал. Ну, расскажи хоть в двух словах, чем и как ваш роман кончился.
Да ничем. Уехал, и делу конец.
Почему же ты не женился на ней?
Очевидно, предчувствовал, что встречу тебя.
Нет, серьезно?
Ну, потому, что я застрелился, а она закололась кинжалом...
И, умывшись и почистив зубы, они затворились в образовавшейся тесноте купе, разделись и с дорожной отрадой легли под свежее глянцевитое полотно простынь и на такие же подушки, все скользившие с приподнятого изголовья.
Сине-лиловый глазок над дверью тихо глядел в темноту. Она скоро заснула, он не спал, лежал, курил и мысленно смотрел в то лето...
На теле у нее тоже было много маленьких темных родинок - эта особенность была прелестна. Оттого, что она ходила в мягкой обуви, без каблуков, все тело ее волновалось под желтым сарафаном. Сарафан был широкий, легкий, и в нем так свободно было ее долгому девичьему телу. Однажды она промочила в дождь ноги, вбежала из сада в гостиную, и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни - подобного счастья не было во всей его жизни. Свежий, пахучий дождь шумел все быстрее и гуще за открытыми на балкон дверями, в потемневшем доме все спали после обеда - и как страшно испугал его и ее какой-то черный с металлически-зеленым отливом петух в большой огненной короне, вдруг тоже вбежавший из сада со стуком коготков по полу в ту самую горячую минуту, когда они забыли всякую осторожность. Увидав, как они вскочили с дивана, он торопливо и согнувшись, точно из деликатности, побежал назад под дождь с опущенным блестящим хвостом...
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
В одиннадцатом часу вечера скорый поезд Москва – Севастополь остановился на маленькой станции за Подольском, где ему остановки не полагалось, и чего-то ждал на втором пути. В поезде, к опущенному окну вагона первого класса, подошли господин и дама. Через рельсы переходил кондуктор с красным фонарем в висящей руке, и дама спросила:
– Послушайте, почему мы стоим?
Кондуктор ответил, что опаздывает встречный курьерский.
На станции было темно и печально. Давно наступили сумерки, но на западе, за станцией, за чернеющими лесистыми полями, все еще мертвенно светила долгая летняя московская заря. В окно сыро пахло болотом. В тишине слышен был откуда-то равномерный и как будто тоже сырой скрип дергача.
Он облокотился на окно, она на его плечо.
– Однажды я жил в этой местности на каникулах, – сказал он. – Был репетитором в одной дачной усадьбе, верстах в пяти отсюда. Скучная местность. Мелкий лес, сороки, комары и стрекозы. Вида нигде никакого. В усадьбе любоваться горизонтом можно было только с мезонина, Дом, конечно, в русском дачном стиле и очень запущенный, – хозяева были люди обедневшие, – за домом некоторое подобие сада, за садом не то озеро, не то болото, заросшее кугой и кувшинками, и неизбежная плоскодонка возле топкого берега.
– И, конечно, скучающая дачная девица, которую ты катал по этому болоту.
– Да, все, как полагается. Только девица была совсем не скучающая. Катал я ее все больше по ночам, и выходило даже поэтично. На западе небо всю ночь зеленоватое, прозрачное, и там, на горизонте, вот как сейчас, все что-то тлеет и тлеет... Весло нашлось только одно и то вроде лопаты, и я греб им, как дикарь, – то направо, то налево. На противоположном берегу было темно от мелкого леса, но за ним всю ночь стоял этот странный полусвет. И везде невообразимая тишина – только комары ноют и стрекозы летают. Никогда не думал, что они летают по ночам, – оказалось, что зачем-то летают. Прямо страшно.
Зашумел наконец встречный поезд, налетел с грохотом и ветром, слившись в одну золотую полосу освещенных окон, и пронесся мимо. Вагон тотчас тронулся. Проводник вошел в купе, осветил его и стал готовить постели,
– Ну и что же у вас с этой девицей было? Настоящий роман? Ты почему-то никогда не рассказывал мне о ней. Какая она была?
– Худая, высокая. Носила желтый ситцевый сарафан и крестьянские чуньки на босу ногу, плетенные из какой-то разноцветной шерсти.
– Тоже, значит, в русском стиле?
– Думаю, что больше всего в стиле бедности. Не во что одеться, ну и сарафан. Кроме того, она была художница, училась в Строгановском училище живописи. Да она и сама была живописна, даже иконописна. Длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови... Волосы сухие и жесткие слегка курчавились. Все это, при желтом сарафане и белых кисейных рукавах сорочки, выделялось очень красиво. Лодыжки и начало ступни в чуньках – все сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями.
– Я знаю этот тип. У меня на курсах такая подруга была. Истеричка, должно быть.
– Возможно. Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде черной меланхолии. Выходила только к столу. Выйдет, сядет и молчит, покашливает, не поднимая глаз, и все перекладывает то нож, то вилку. Если же вдруг заговорит, то так неожиданно и громко, что вздрогнешь.
– А отец?
– Тоже молчаливый и сухой, высокий; отставной военный. Прост и мил был
конец ознакомительного фрагмента
КавказВ Москве, на Арбате, проходят таинственные любовные встречи, причём дама замужняя, приходит редко и ненадолго, подозревая, что муж догадывается и следит за ней. Наконец они договариваются вместе уехать на черноморское побережье в одном поезде на 3-4 недели. План удаётся и они уезжают. Зная, что муж поедет следом она даёт ему два адреса в Геленджике и Гаграх, но они там не останавливаются, а скрываются в другом месте, наслаждаясь любовью. Муж, не найдя её ни по одному адресу, закрывается в номере гостиницы и выстреливает себе в виски сразу из двух пистолетов.
Уже не молодой герой живёт в Москве. Деньги у него есть, но он вдруг решает учиться живописи и у него даже появляются кое-какие успехи. Однажды к нему в квартиру неожиданно приходит девушка, которая представляется Музой. Она говорит, что слышала о нём, как об интересном человеке и хочет с ним познакомиться. После непродолжительного разговора и чая, Муза вдруг целует его долго в губы и говорит – сегодня больше нельзя, до послезавтра. С того дня они уже жили как молодожёны, были всегда вместе. В мае он переселился в подмосковную усадьбу, она постоянно ездила к нему, а в июне переехала совсем и стала жить с ним. В гости к ним часто ходил Завистовский, местный помещик. Однажды главный герой приехал из города, а Музы нет. Решил зайти к Завистовскому, пожаловаться, что её нет. Придя к нему, он с удивлением застал её там. Выйдя из спальни помещика, она сказала – всё кончено, сцены бесполезны. Шатаясь, он пошёл домой.
Изучение эпического произведения в «нечитающем» классе.
И. А. Бунин «Руся»
« Amata nobis guantum amabitur nulla », что в переводе означает: «Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет». Словами этой цитаты можно обозначить главную тему произведения И. А. Бунина, которое будет изучаться нами на сегодняшнем уроке.
ВОПРОС:
- какое произведение мы будем изучать на сегодняшнем уроке? («Руся»)
- прочли ли вы его? (Нет).
Что ж, у нас есть те, кто прочитал произведение, они будут помощниками Бунина, которые помогут вам проникнуть в тайный мир его произведения «Руся».
ОБРАТИМСЯ К ПЕРВОМУ БУКЛЕТУ:
- С чем у вас ассоциируется слово Руся?
(Россия, девушка, Маруся – в начале урока; воспоминания, любовь, чувства, молодость, прошлое, прощание – в конце).
Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Руся» входит в книгу новелл о любви – «Тёмные аллеи». Как и в остальных произведениях цикла, в «Русе» настойчиво и напряжённо звучит тема любви, поскольку именно в ней Бунин видит «возвышенную цену» жизни.
Сюжет рассказа достаточно прост.
Прочитавшие произведение, расскажите в двух-трёх предложениях сюжет?
(поезд «Москва – Севастополь» неожиданно делает неположенную ему остановку, в местности, ранее знакомой главному герою. В вагоне первого класса к окну подходит семейная пара. Муж вспоминает и рассказывает своей жене события, которые произошли в дачной усадьбе в этой местности много лет назад, вспоминает Русю – свою первую, а, возможно, и единственную любовь).
Мы кратко ознакомились с сюжетом.
Прочтём первое предложение из «Руси».
В одиннадцатом часу вечера скорый поезд Москва - Севастополь остановился на маленькой станции за Подольском, где ему остановки не полагалось , и чего-то ждал на втором пути.
Во-первых, давайте обратим внимание на маршрут поезда: Москва – Севастополь (Украина). О чём оно говорит вам? (Герои покидают Россию, прощаются с родиной, едут в другую страну, находятся в состоянии перемещения).
Во-вторых, обратите внимание на фразу: «остановки не полагалось». Задумайтесь, случайна ли эта фраза, и эта остановка? Для чего Бунин делает на этом акцент? На какие мысли это наводит вас? (случайная остановка оказывается совсем не случайной, герой, находящийся в состоянии перемещения, прощания с родиной, как бы напоследок, попадает в место его воспоминаний, которые оказываются достаточно сильными).
Какова композиция рассказа?
(Композиция рассказа рамочная: из настоящего героя мы погружаемся в воспоминания о прошлом, которые приобретают в рассказе самостоятельное значение – мы забываем про события настоящего, нас полностью поглощают события лет минувших, но потом мы вновь возвращаемся в настоящее героя)
Действительно, лирика Бунина в данном рассказе обращена к прошлому, к памяти, к эмоциям человека, нерасторжимо связана с ушедшим и невозвратимым миром. Монологи героя свидетельствует о незащищенности человека от воспоминаний. Начиная рассказывать, герой и не подозревает, какую власть все еще имеет над ним прошлое. И не положенная остановка поезда пробуждает в герое минувшие чувства, эмоции.
ОБРАТИТЬСЯ К БУКЛЕТУ: МИР НАСТОЯЩЕГО, МИР ВОСПОМИНАНИЙ.
В основе рассказа – противопоставление двух миров. Один – привычный, обыденный мир настоящего, другой – яркий, романтический мир воспоминаний, связанный с любимой девушкой. Повествование о настоящем и даже о прошлом ведётся весьма примитивно, но как только появляется Руся - мир героя преображается и окрашивается яркими красками и чувствами.
(ЧИТАЕМ И ЗАПОЛНЯЕМ БУКЛЕТ).
С появлением Руси мы видим, как преображается не только повествование героя, но даже его настоящее: встречный поезд становится похож на «золотую полосу освещенных окон», а «проводник вошел в купе, осветил его».
ОБРАТИТЬСЯ К БУКЛЕТУ: ОБРАЗ РУСИ.
Обратимся к описанию Руси.
Как и в других рассказах цикла "Темных аллеях", так и в «Руссе» очень явно виден тот тип женщины , который больше всего привлекает писателя: ироничная, лишенная предрассудков, своевольная, в делах любовных берёт инициативу на себя, с сильными чувствами, страстями, преданная, естественная.
Действительно ли Руся соответствует типу девушек, о которых писал И.А. Бунин в своём цикле «Тёмные аллеи»? Давайте найдём это на примере из текста (ПРОСЛЕДИМ ДВИЖЕНИЕ ГЕРОЕВ ДРУГ К ДРУГУ – ведь в нём отчётливо проявилась натура Руси).
ОБРАТИТЬСЯ К БУКЛЕТУ: ЛЮБОВЬ.
Мы уже коснулись темы любви – проследили её зарождение, пик чувств. Но, как и в других произведениях цикла, в «Русе» любовь оказывается такой материей, что ни в сильных женских, ни в неумелых мужских руках не удерживается. Оттого каждый рассказ цикла (и «Руся» не исключение) - это рассказ о смерти любви - буквальной или метафорической.
Посмотрим, как «умерла» любовь наших героев.
Любовь героя к Русе, была единственной настоящей любовью, которая живёт в нём по сей день? Или же это было некое увлечение? Как вы думаете, почему?
– Как показана любовь в этом рассказе? Это некое духовное, возвышенное чувство, единично встречающееся, или же это вполне реальное, земное чувство, испытываемое каждым человеком, неразрывно связанное с физической его природой?
- Почему герой и Руся не остались вместе? Почему они разлучились? В чём главная причина?
Обратимся к БУКЛЕТУ - СИМВОЛЫ
- Какие символы вы сумели проследить в данном рассказе?
(поезд, окно, болото, журавли, глазок над дверью, картуз, лес, ночь)
Давайте послушаем заключительный отрывок из рассказа «Руся»: с 14:25.
Лиризм новеллы стремится к идеалу. Поэтому отсутствует финал в обычном значении. «Прощания с воспоминаниями» так и не получается. Подтекстно читатель понимает: что-то произошло в душе героя, процесс переоценки ценностей только начался. Когда и чем он закончится, читателю предстоит решить самому.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ ОБРАТИМСЯ К БУКЛЕТУ С ЦИТАТОЙ И.А. БУНИНА:
«Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!». Как вы понимаете эту фразу?
ПОДВЕДЁМ ИТОГ. Бунин влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, несравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. В сборнике “Темные аллеи” вы не встретите ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства. Бунин показывает нам любовь на ее пике, но никогда - при угасании, поскольку угасания и не бывает в его рассказах, лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств. Любовь как таковая входит в жизнь персонажей бунинских произведений в качестве воспоминания о неповторимых мгновениях испытанного некогда блаженства, светлого и прекрасного “далёка”. И рассказ «Руся» не является исключением, он гармонично вливается в состав цикла «Тёмные аллеи».
Книга "Темные аллеи" особенно похожа на книгу стихов. Стихотворений и малых поэм, баллад. Тридцать восемь стихотворений и размер, самый хороший для сборника. И тематическое содержание, единство идеально соблюдено: любовь и смерть - только об этом.
Таинственны, необычайно новы все подряд рассказы, все одинаково наполнены печалью воспоминаний, глубокой тоскою обо всем, что здесь говорится,- о каждом женском образе, каждой истории, рассказанной с полной искренностью и беспримерной, жарко-плотской откровенностью.
Алла Демидова читает новеллу Ивана Бунина
«Руся» .
Когда женщины говорят о взаимной любви, то от мужчины они ожидают получить образцовую влюблённость подросткового типа - когда теряют голову, совершают безумства во имя любимой, тратят все деньги на подарки, и всё такое прочее. А вот себе они оставляют только любовь. Прочувствуйте разницу.
Влюблённость делает нас легко управляемыми, а вот женская любовь такова, что не даёт ей терять голову и упускать "бразды правления". Проанализируйте-ка под этим углом великолепный рассказ И.Бунина "Руся" . Обратите особое внимание на поведение героини, когда их застукала мать. Надо думать, что будь это дома у него, герой рассказа повёл бы себя несколько иначе.
Демидова Алла Сергеевна - актриса, народная артистка РСФСР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977), лауреат премии Президента России (2001). Лауреат премии имени К.С.Станиславского (1993), а также ряда других премий в области кино- и театрального искусства.
Биография И.А. Бунина
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю - 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия. В 1902 году в издательстве "Знание" вышел первый том сочинений И.А. Бунина. В 1905 году Бунин, живший в гостинице "Националь", стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания.
Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи его не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л.Н. Толстого "Воскресение". Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.