Болезни Военный билет Призыв

С а есенин тема родины. Отговорила роща золотая

Возможный план сочинения

Поэтизация родной природы в ранней лирике Есенина как выражение любви поэта к родине ("Край ты мой заброшенный", "Край любимый", "Гой ты, Русь, моя родная", "Запели тесаные дроги" и др.)

Мечта об идеальной Голубой Руси, связанная с Октябрьской революцией ("Инония", "Иорданская голубица").

Деревенская Русь и индустриальная Россия в лирике Есенина ("Неуютная жидкая лунность", "Я последний поэт деревни").

Трагическое осознание своей отчужденности от советской России ("Возвращение на родину", "Русь советская", "Русь уходящая").

Чувство родины - основное в лирике Есенина.

Примерный текст сочинения

Сергей Есенин... В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. "Страна березового ситца" породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы. Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта!

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов - это признание в любви родным полям, березкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь - и он погибнет, ведь поэт живет и дышит родиной.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Природа у Есенина, подобно человеку, поет и плачет, грустит и радуется. Многие его стихи - это поэмы о березе, которая стала своеобразным символом всего русского. Читаю и ощущаю "зеленое" дыхание берез, "свежий и горький" запах "милых березовых рощ". Неброская, но трогательная, щемящая красота отличает есенинскую березку в "юбочке белой", которая остается непостижимо прекрасной в своем зеленом наряде. Сколько нежных и светлых чувств звучит в таких знакомых строчках поэта:

Я навек за сиянье и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан...

В зарисовках старой деревенской Руси я нахожу у Есенина не только радостные, но и грустные тона. Источник их таится в самой действительности - тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с ее ветхими, сиротливо прячущимися избами, заброшенными церквушками. И тогда в стихах Есенина преобладает тихая, "плакучая дума", возникают унылые, тусклые пейзажи.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

лес да монастырь.

Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах ширь, бескрайность деревенской России:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Но рядом с этими привольными просторами "у низеньких околиц звонко чахнут тополя". Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя "последним поэтом деревни". Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо. Лишь постепенно в стихах Есенина ослабевает тревога, вызванная наступлением индустриального города.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Наступил 1917 год, который не мог не повлиять на мировосприятие Есенина. Как отнесся поэт к Великому Октябрю? Верил ли он в преобразующую силу революции? Он и в жизни, и в поэзии называл себя большевиком. В стихотворении "Иорданская голубица", написанном в 1918 году, есть такие строчки:

Небо - как колокол,

Месяц - язык,

Мать моя - родина,

Я - большевик.

Значит, Есенин, как и Блок, верил в новую Россию большевиков. Но верил совершенно по-иному. Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира. В стихотворении "Инония" поэт выразил свое представление об идеальной стране. Инония - это условное место ладной крестьянской жизни. Он называет себя пророком Сергеем Есениным, говорящим "по библии" о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай - Инония. В есенинском стихотворении отразились чаяния и надежды русского крестьянства, его своеобразный духовный мир. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще встает мучительный вопрос: "Куда несет нас рок событий?" Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Перед его глазами встают голодные опустевшие села, неухоженные поля, трещины на сожженной мертвой земле. Тогда-то и рухнули мечты поэта о "Граде Инонии". Свидетельством его тревожных раздумий о судьбах страны явилось стихотворение "Возвращение на родину". Взгляд повзрослевшего поэта видит то новое, что появилось в родных местах. Здесь нет уже прежней поэтизации деревни. Лирический герой стихотворения, в котором угадывается автор, делает "множество открытий", обращая внимание на бедный, неприглядный быт, подгнившие кресты на кладбище. Но, кроме внешних перемен, в родной деревне произошли внутренние изменения: в семье наметился раскол. Сестры-комсомолки, как Библию, читают "Капитал", выбрасывают иконы, причиняя этим страдания глубоко религиозному деду.

Ах, милый край!

Не тот ты стал,

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Чем мать и дед грустней и безнадежней,

Тем веселей сестры смеется рот.

Здесь нет ни единого слова осуждения новому укладу жизни, властно вторгающемуся в патриархальный крестьянский быт. Только тихая грусть о том, что в советской России он может быть только "попутчиком", а не строителем ее будущего. Этот мотив отчужденности от горячо любимой родины приобретает новую силу и глубину в стихотворении "Русь советская". Повторяется тот же сюжет - возвращение на родину. В душе героя, вернувшегося через восемь лет в родную деревню, проходит целая гамма чувств и настроений, порожденных изменениями, которые произошли в родимом краю. Это волнение и смятение поэта замечательно передано в строчках:

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Поэт с обидой и грустью замечает, что молодежь с упоением поет "агитки Бедного Демьяна", а его стихи уже никому не интересны:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но герой сумел преодолеть в себе и обиду, и горечь, и недоумение. Он приемлет, приветствует новую советскую Русь, искренне желает ей счастья и процветания, готов отдать ей душу, "но только лиры милой не отдам". Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при жизни поэта. Его стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют и хором, и с эстрады. Слыша по телевизору очередную интерпретацию есенинских стихов, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они несут людям, они учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.

Я горжусь Есениным, ведь он никогда не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой-нибудь "благополучной" стране, обзавестись поклонниками и поклонницами - и прощай, "немытая Россия", с которой еще неизвестно, что будет. Но нет, Сергей Есенин предпочел написать вот эти строчки, которыми я и хочу закончить свое сочинение:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Возможный план сочинения

Поэтизация родной природы в ранней лирике Есенина как выражение любви поэта к родине ("Край ты мой заброшенный", "Край любимый", "Гой ты, Русь, моя родная", "Запели тесаные дроги" и др.)

Мечта об идеальной Голубой Руси, связанная с Октябрьской революцией ("Инония", "Иорданская голубица").

Деревенская Русь и индустриальная Россия в лирике Есенина ("Неуютная жидкая лунность", "Я последний поэт деревни").

Трагическое осознание своей отчужденности от советской России ("Возвращение на родину", "Русь советская", "Русь уходящая").

Чувство родины - основное в лирике Есенина.

Примерный текст сочинения

Сергей Есенин... В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. "Страна березового ситца" породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы. Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта!

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов - это признание в любви родным полям, березкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь - и он погибнет, ведь поэт живет и дышит родиной.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Природа у Есенина, подобно человеку, поет и плачет, грустит и радуется. Многие его стихи - это поэмы о березе, которая стала своеобразным символом всего русского. Читаю и ощущаю "зеленое" дыхание берез, "свежий и горький" запах "милых березовых рощ". Неброская, но трогательная, щемящая красота отличает есенинскую березку в "юбочке белой", которая остается непостижимо прекрасной в своем зеленом наряде. Сколько нежных и светлых чувств звучит в таких знакомых строчках поэта:

Я навек за сиянье и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан...

В зарисовках старой деревенской Руси я нахожу у Есенина не только радостные, но и грустные тона. Источник их таится в самой действительности - тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с ее ветхими, сиротливо прячущимися избами, заброшенными церквушками. И тогда в стихах Есенина преобладает тихая, "плакучая дума", возникают унылые, тусклые пейзажи.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

лес да монастырь.

Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах ширь, бескрайность деревенской России:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Но рядом с этими привольными просторами "у низеньких околиц звонко чахнут тополя". Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя "последним поэтом деревни". Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо. Лишь постепенно в стихах Есенина ослабевает тревога, вызванная наступлением индустриального города.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Наступил 1917 год, который не мог не повлиять на мировосприятие Есенина. Как отнесся поэт к Великому Октябрю? Верил ли он в преобразующую силу революции? Он и в жизни, и в поэзии называл себя большевиком. В стихотворении "Иорданская голубица", написанном в 1918 году, есть такие строчки:

Небо - как колокол,

Месяц - язык,

Мать моя - родина,

Я - большевик.

Значит, Есенин, как и Блок, верил в новую Россию большевиков. Но верил совершенно по-иному. Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира. В стихотворении "Инония" поэт выразил свое представление об идеальной стране. Инония - это условное место ладной крестьянской жизни. Он называет себя пророком Сергеем Есениным, говорящим "по библии" о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай - Инония. В есенинском стихотворении отразились чаяния и надежды русского крестьянства, его своеобразный духовный мир. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще встает мучительный вопрос: "Куда несет нас рок событий?" Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Перед его глазами встают голодные опустевшие села, неухоженные поля, трещины на сожженной мертвой земле. Тогда-то и рухнули мечты поэта о "Граде Инонии". Свидетельством его тревожных раздумий о судьбах страны явилось стихотворение "Возвращение на родину". Взгляд повзрослевшего поэта видит то новое, что появилось в родных местах. Здесь нет уже прежней поэтизации деревни. Лирический герой стихотворения, в котором угадывается автор, делает "множество открытий", обращая внимание на бедный, неприглядный быт, подгнившие кресты на кладбище. Но, кроме внешних перемен, в родной деревне произошли внутренние изменения: в семье наметился раскол. Сестры-комсомолки, как Библию, читают "Капитал", выбрасывают иконы, причиняя этим страдания глубоко религиозному деду.

Ах, милый край!

Не тот ты стал,

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Чем мать и дед грустней и безнадежней,

Тем веселей сестры смеется рот.

Здесь нет ни единого слова осуждения новому укладу жизни, властно вторгающемуся в патриархальный крестьянский быт. Только тихая грусть о том, что в советской России он может быть только "попутчиком", а не строителем ее будущего. Этот мотив отчужденности от горячо любимой родины приобретает новую силу и глубину в стихотворении "Русь советская". Повторяется тот же сюжет - возвращение на родину. В душе героя, вернувшегося через восемь лет в родную деревню, проходит целая гамма чувств и настроений, порожденных изменениями, которые произошли в родимом краю. Это волнение и смятение поэта замечательно передано в строчках:

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Поэт с обидой и грустью замечает, что молодежь с упоением поет "агитки Бедного Демьяна", а его стихи уже никому не интересны:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но герой сумел преодолеть в себе и обиду, и горечь, и недоумение. Он приемлет, приветствует новую советскую Русь, искренне желает ей счастья и процветания, готов отдать ей душу, "но только лиры милой не отдам". Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при жизни поэта. Его стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют и хором, и с эстрады. Слыша по телевизору очередную интерпретацию есенинских стихов, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они несут людям, они учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.

Я горжусь Есениным, ведь он никогда не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой-нибудь "благополучной" стране, обзавестись поклонниками и поклонницами - и прощай, "немытая Россия", с которой еще неизвестно, что будет. Но нет, Сергей Есенин предпочел написать вот эти строчки, которыми я и хочу закончить свое сочинение:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

В последнем четверостишии: Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте Родину мою". Помимо темы Родины в творчестве Сергея Есенина присутствует ещё одна тесно связанная с ней тема. Тема революции. Поэт не был сторонником революции. опасался её как опасался А.С. Пушкин русского бунта «...бессмысленного и беспощадного...». Однако Есенина интересовала...

слияние в мировоззрении поэта двух начал – христианского и крестьянского. Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив. Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в глубине синих озёр, ...

Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине, - признавался поэт. - Чувство Родины - основное в моем творчестве».
Есенин смог опоэтизировать природу средней полосы России, воспеть поля с их «малиновой ширью», синь озер и рек, «мохнатый лес» с его «стозвоном сосняка», «тропу деревень» с «придорожными травами».
В ранний период своего творчества он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует «хаты - в ризах образа», уподобляет Родину «черной монашке», которая «читает псалмы по сынам», идеализирует радостных и счастливых «добрых молодцев». Таковы стихотворения «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Русь». Впрочем, иногда у поэта слышится «теплая грусть» и «холодная скорбь», когда он видит крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь усиливает его беспредельную любовь к своей земле.
Однако приходит новая эпоха, в стране свершаются огромные перемены, она преображается. Вместе с этим претерпевают изменения и воззрения Есенина. В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «покойном уголке» и «кроткой родине», а о «воспрянувшей Руси», грозной стране. Она видится теперь ему огромной птицей, приготовившейся к дальнему полету (например, в стихотворении «О Русь, взмахни крылами...»), обретающей «иную крепь», счищающей с себя старый черный деготь. Есенин передает в стихах ощущение грандиозности свершившегося на родной земле, веру в «час преображенья», в то, что крестьяне в конечном итоге будут избавлены от бедности и тягот жизни. Но вместо этого лирический герой поэта с ужасом видит наступающего «железного гостя», приход бездушного прогресса, уничтожение хрупкой гармонии с природой, на которой держался мир русского крестьянства. И поэт вновь поворачивается к старой, «деревянной Руси», объявляя себя ее единственным, последним певцом и глашатаем. Есенин с отчаянием записывает: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал».
В творчестве Есенина начинает настойчиво звучать мотив возвращения к истокам, в родной дом, тоски по уходящему гармоничному крестьянскому бытию.
Затем постепенно, с приобретением нового жизненного опыта, взгляды Есенина несколько корректируются. Он начинает понимать, что возврата к прошлому уже нет. В это же время Есенин совершает заграничные поездки, в которых он увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. Так, в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется двойственное отношение к родной стране. Продолжая любить родину, поэт в то же время не желает принимать ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:
Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.
Есенин пытается понять и принять современную ему действительность. Он все чаще всматривается в Русь советскую, стремится «в каждом миге» постигнуть отчалившую в будущее «вздыбленную Русь», даже славит ее героев («Песнь о великом походе» и др.). Поэт не только удивляется происходящим переменам («Вот так страна!»),
но и хочет вобрать в сердце эту новь. Хотя и с одной значительной оговоркой:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Итак, тема родины является не только сквозной в творчестве Есенина, это главная тема его творчества. Начав свой путь с прославления мира «золотой бревенчатой избы», Руси патриархальной, он проделал значительную эволюцию, в результате чего пришел к частичному примирению с происходящими изменениями, принятию мысли о необходимости прогресса. Опасения Есенина касаются лишь того, что из-за слишком поспешных перемен разрушению может подвергнуться веками формировавшийся уклад жизни людей, перестанет существовать их особый душевный строй.
Творчество Есенина оказало колоссальное влияние на русскую поэзию, его глубокий психологизм и серьезные размышления над темами, которые веками волновали русского человека, явились залогом того, что его произведения не устаревают. Они говорят понятным и близким русскому человеку языком о самых важных, самых насущных для него проблемах.

Чеботарева К., Панферова В., Стрельников С.

Проект "Тема Родины В лирике С. А. Есенина"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект подготовили уч-ся 11 класса: Стрельников С., Панфёрова В., Чеботарева К. Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Актуализация темы Тема Родины актуальна во все времена Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

Цели и задачи Исследовать творчество С.Есенина Отметить особенности изображения природы в стихотворениях Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

« Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин

Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин

Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины

С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье «Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника. Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями Народные истоки

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Особенности пейзажной лирики олицетворение цветопись звукопись Пейзажная лирика

Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив.

Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки « Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(« Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые / Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных ». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл Философская лирика

Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

Исповедальность лирики последних лет Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

Заключение «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Н.С.Тихонов


1895 год. Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, дала миру такого поэта, поднявшегося из глубин народной жизни, как Сергей Есенин. Воспитывался будущий поэт у деда по материнской линии, у которого было три взрослых сына. Они и приучали своего племянника к трудностям жизни. Рос он озорным и драчливым мальчуганом.

Детство протекло и юношу отдали в церковно-учительскую школу.

Стихи он начал писать рано, сознательное творчество его относится к шестнадцати – семнадцати годам. Уехав в Петербург в восемнадцать лет он поступает в университет Шанявского. Там происходит его знакомство с Блоком, Клюевым, Белым. Окончив университет он возвращается в деревню, где и встретил революцию. Многие его стихи и поэмы имели религиозное направление, но они имеют значение - как путь поэта до революции. В годы революции он был всецело на стороне Октября, но принимал все с крестьянским уклоном.

Поэзия Есенина… Неповторимый, чудесный, прекрасный мир! Рязанская земля была страной его детства.

Здесь он увидел как ломаются березы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого дела, убирающего стог. И серебристая луна, и шелест тростника, и костер зари, и голубая гладь озер – так представлял он красоту родного края, которая с годами отложилась в его стихах, которые несли огромную любовь к русской земле.

Есенин принял всем сердцем революцию Октября и его поэзия озарилась новым светом. В своих публичных выступлениях поэт говорил, что если бы не было революции, он так бы и засох на никому не нужной религиозной символике. В этот период тема Родины, России, проходит красной линией через все его творчество.

В стихах 1924-1925 годах новое берет решительный перевес над старым. Он в данное время начинает себя чувствовать ярым попутчиком новой жизни. В начале 1925 он завершает свою поэму «Анна Снегина», в которой реалистически изображает сложный путь русского крестьянства в революции. На Кавказе он пишет цикл «Персидские мотивы». Однако думы о Родине и здесь не покидают поэта, несмотря на красоту восточной природы.

К сожалению, Есенин уходит из жизни тридцатилетним молодым человеком, однако он оставил нам чудесное поэтическое наследство. Ярко его талант раскрылся в лирике, что позволило ему улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений возникающих в его душе. Наших современников покоряют в его поэзии гармония чувства и слова, мысли и образа. Есенин – блестящий мастер пейзажной лирики, вдохновенный певец родной земли. Читатель чувствует красоту и животворящую силу природы, которая была любимым героем поэта. У него много родного и близкого с тем, что нас волнует в картинах природы Тургенева и Толстого. Поэт учился высокому мастерству у классиков. Особенно это чувство проявилось у него к Пушкину и Гоголю, говоря, что он их любит больше всего и в своем творчестве старался им подражать, что и позволило ему быть достойным певцом и гражданином своей страны.

Все кто его близко знал или встречался с ним, стараются вспоминать о нем как о яркой и замечательной личности. Его современники говорили, что с ним порой было не легко и кто его знал, не выдерживали и вынуждены были уходить в сторону. Друзья видели его одиночество и то, что ему трудно с ним справляться, однако никто не помог ему по настоящему, и оставляли его. Это и побудило его в декабре 1925 года уехать из Москвы в Петербург, чтобы начать новую жизнь. Однако этого не случилось. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» поэт оборвал свою жизнь.

Есенин ушел из жизни, но живет его песенное Есенинское слово. За судьбой поэта встает его время, его эпоха. Поэт незримо из тех двадцатых годов шагнул в наше время и дальше в будущее.