Болезни Военный билет Призыв

Самодостаточность — это стремление к одиночеству или бегство от реальности? Зачем нам одиночество, если оно приносит страдания

С развитием интернета в Японии появилась небольшая кучка молодых людей, которых стали называть «Хикикомори» (в дальнейшим я их буду называть Хикки). Долгое время на них не обращали никакого внимания. В основном они жили на деньги своих родителей или же на государственную поддержку по безработице. И казалось бы, почему вдруг обществу и властям не начать обращать внимание на этих людей. Однако, время идет и рука государства уже пытается добраться до них.

Для начала, давайте разберемся, кем являются Хикки для властей. Перед нами исключительно молодые люди. Все они должны или учиться или работать. Другими словами - потенциальные налогоплательщики. А ведь это дополнительные поступления в бюджет страны и муниципалитетов. Таким образом, хикки конечно не подрывают авторитет власти, но являются прорехой в бюджете страны.

Долгое время не обращали внимание на затворников из-за их малого количества. Однако, движение становилось все более популярным и встретить хикки стало более возможным.

Сейчас по оценкам социологов, людей, которые ассоциируют себя с затворничеством, в Японии насчитывается около 700 тысяч человек. А это уже серьезное количество, особенно для нации, катастрофически стареющей в настоящее время. И ведь проблема в том, что молодежь не выходит на улицы, виноваты как раз те самые старики, которые терпят своих детей на иждивении до последнего.

Но теперь государство и власть решили заняться данной проблемой. Для начала, теперь будет считаться, что образ жизни хикки вовсе не небольшое отклонение от нормы, а по-настоящему психическое отклонение.

Теперь, когда проблема сменила квалификацию, под нее будут открываться клиники и будет осуществляться реабилитация для больных. По мнению специалистов, стиль жизни, в котором человек как социальное животное отказывается от социума, имеет ненормальную природу.

Правда, еще весьма спорным является вопрос, почему многие нормальные дети в более взрослом возрасте переходят в разряд . Поэтому большинство ученых склоняются к тому, что главной причиной является сильное моральное потрясение и неспособность с ним справиться. Правда, в комплект к ним присоединяется и юношеский максимализм и эгоцентричность. А прибавьте к этому еще и невыполнимые мечты и невозможность нести ответственность за свою жизнь, вот вам и будущий затворник.

Единственное, что действительно напрягает, так это то, что эта напасть становится не только проблемой Японии. Сейчас и в России появляются молодые люди, преимущественно школьники, которые стремятся к образу жизни хикки. Но радует то, что российская действительность заставит большую часть все-таки подняться с насиженного места и заняться делом.

На заметку: надоел город? Хотите убраться подальше от городской суеты и шума, поближе к природе? Тогда стоит купить участок в Подмосковье тут http://www.kfamily.ru/ и построить свой собственный дом. Согласитесь, что это будет идеальным вариантом.

Что такое одиночество? На этот вопрос у каждого свой ответ. Для одних это состояние наступает после ночи, проведенной в пустом доме. Другие могут жить в уединении месяцами (например, на полярных станциях). Но большинство из нас все же не любит долго быть в отрыве от людей.

У длительной изоляции есть много неприятных и даже опасных спутников - от тяжелой депрессии до когнитивного расстройства с непоправимыми последствиями для здоровья. Психолог Джулианна Холт-Люстадт обнаружила, что у людей, которые испытывали социальную изоляцию постоянно, на 30% был повышен риск смерти. Если одиночество так губительно, зачем кому-то стремиться к нему?

Между тем о плодотворности времени, проведенного наедине с собой, говорили многие поэты, художники и философы. Генри Торо в знаменитом романе «Уолден, или Жизнь в лесу» воспевал уединение. «Я нахожу полезным проводить большую часть времени в одиночестве. Общество, даже самое лучшее, скоро утомляет и отвлекает от серьезных дум», - писал он. Торо описывал собственный опыт: он прожил два года в уединенной хижине, обеспечивая себя всем необходимым. Правда, раз в неделю он выезжал в город, чтобы пообедать с друзьями.

Люди склонны к креативному мышлению, когда чувствуют себя отверженными

Связь между одиночеством и творчеством сложно отрицать. «Жизнь писателя, когда он на высоте, протекает в одиночестве, - говорил Эрнест Хемингуэй в своей нобелевской речи. - Избавляясь от одиночества, он вырастает как общественная фигура, и нередко это идет во вред его творчеству». Об озарениях, которые приходят в периоды уединения, сообщали Моцарт, Гайдн, Гете, Пикассо, Тесла, Эйнштейн и многие другие.

Хотя одиночество может обернуться мучительным самокопанием, сомнениями и страхами, оно может помочь нам лучше понимать мир. В эксперименте психиатров Джона и Стефани Касиоппо участники, заявившие о своей склонности к одиночеству, быстрее других реагировали на стимулы, связанные с угрозой (речь идет о реакциях мозга, которые регистрировал томограф). Джон Касиоппо предположил, что такие люди более отзывчивы и проницательны, поскольку могут тонко улавливать изменения в окружающей обстановке и поведении других.

Есть и другое возможное объяснение. Шэрон Ким, организационный психолог из Университета Джона Хопкинса, обнаружила, что люди склонны к креативному мышлению, когда чувствуют себя отверженными. Самое интересное в том, что никакого отвержения на самом деле может и не быть. Просто атмосфера отчужденности каким-то образом помогает нам видеть то, мимо чего проходят другие.

С эволюционной точки зрения одиночество - это важный механизм выживания, считает специалист по психологии развития Памела Куолтер. Оно побуждает нас искать общества других подобных нам, чтобы не остаться без пищи и защиты. Без чувства одиночества мы не познаем радости общения и совместной жизни. «Неслучайно среди тех, кто не способен на это переживание, много психопатов», - объясняет Джон Касиоппо.

Стремление к одиночеству может принимать разные формы. Скитания по съемным квартирам, отказ от долговременных отношений, переезд в другую страну - эти действия могут казаться беспорядочными и вредными, но они связаны с самосохранением. В современном мире наше «Я» рискует раствориться в огромном количестве социальных ролей, статусов и ситуаций, в которых нам приходится вести себя определенным образом. В результате возникает отчужденность: мы забываем, кто мы такие, чего хотим и ради чего живем.

Тяга к одиночеству - защитный механизм, который предохраняет нашу личность от распада, от вымывания под напором бесконечного потока «других». Потеря себя, возможности слышать свой голос и различать его в нестройном хоре чужих голосов в конечном счете пугает не меньше, чем одиночество со всей его болью и недостатками.

Можно сказать, что в нашем отношении к одиночеству кроется парадокс. Мы считаем его благом, но только тогда, когда сами ищем его. Оно необходимо нам, как холодный душ, который смывает с нас пыль и прикосновения других людей, очищая поры и обостряя чувства.

, 2014

Во все исторические эпохи властители прекрасно понимали, насколько пагубно для людей состояние изоляции. В древние времена ссылка считалась самым страшным после смертной казни наказанием. (Заметим, что находились и такие, кто ставил ссылку на первое место.) В конце XVIII века и на протяжении XIX века в системе тюремного наказания заметно усиливалась роль одиночного заключения. Английский юрист Уильям Пейли отмечал, что одиночное заключение «усиливает боязнь наказания» и, следовательно, становится фактором, сдерживающим рост преступности. В наши дни в США приблизительно 25 тыс. заключенных содержатся в тюрьмах категории «супермакс». Один известный психолог подчеркивал, что в подобных тюрьмах «заключенные живут в такой тотальной и антигуманной… изоляции, которая ранее никогда не существовала». И критики, и сторонники одиночного заключения как меры наказания используют для его описания одни и те же слова - «смерть заживо».

Но самым ярким свидетельством тяги людей к жизни в коллективе является, разумеется, создание семьи. На протяжении всей истории человечества во всех культурах именно семья, а не отдельный индивид составляют основу общественной и экономической жизни. Такое положение вещей объясняется рядом причин. Как утверждают эволюционные биологи, представителям ранних человеческих сообществ жизнь в коллективе предоставляла конкурентные преимущества в вопросах обеспечения безопасности, добывания пищи и возможности воспроизводства. Специалисты в области общественных наук Николас Кристакис и Джеймс Фаулер утверждают, что в результате процесса естественного отбора у людей появилась генетическая предрасположенность к созданию тесных социальных связей.

Однако сегодня ситуация изменилась. В последние полвека человечество приступило к осуществлению уникального социального эксперимента. Впервые в истории значительное число жителей планеты самых разных возрастов, придерживающихся самых разных политических взглядов, начали жить одиночками (я использую термин «одиночка» для описания людей, которые живут одни. Одинокие могут жить, а могут и не жить одни. У некоторых есть сексуальные партнеры, дети или соседи по совместно арендуемой квартире. Не все одинокие являются одиночками). До недавнего времени большинство рано связывали себя узами брака с твердым намерением не расставаться до смертного часа. В случае ранней кончины одного из партнеров второй быстро вступал в новый брак; если же партнер умирал в преклонном возрасте, то оставшийся в живых воссоединялся со своей семьей. Сейчас принято жениться / выходить замуж гораздо позже, чем это делали наши предки. Согласно результатам исследований, проведенных Исследовательским центром Пью (Pew Research Center), средний возраст вступления в первый брак «поднялся до самой высокой планки и за последние полвека увеличился на пять лет». Иногда за браком следует развод, после которого человек на годы, а то и десятилетия остается одиноким. Вдовец или вдова, пережившие супруга или супругу, делают все возможное для того, чтобы не жить с другими родственниками, в частности с собственными детьми. Иными словами, человек на протяжении всей жизни предпочитает чередовать условия проживания: один, вместе, вместе, один.

До недавнего времени многие рассматривали жизнь в одиночестве как переходный период между более устойчивыми формами организации жизни и быта, будь то нахождение нового партнера или переезд в дом престарелых. Теперь такой подход остался в прошлом - впервые за всю историю страны большинство американских взрослых являются одинокими. Среднестатистические американцы проведут большую часть взрослой жизни не в браке и большую часть «внебрачного периода» будут жить в одиночестве. Мы привыкаем к такой ситуации.

Мы осваиваем жизнь соло и вырабатываем новые способы существования. Сухие цифры никогда не в состоянии отразить полную картину происходящего, но в данном случае статистика просто поразительна. В 1950 году 22 % американцев были одинокими; 4 млн человек жили отдельно, что составляло 9 % всех домохозяйств. В то время одинокую жизнь вели в основном люди в отдаленных и обширных по территории штатах страны - на Аляске, в Монтане и Неваде, то есть там, где была работа для одиноких мужчин, которые относились к своей ситуации как к короткому переходному периоду, за которым следует обычная семейная жизнь.

В наши дни одинокими являются более 50% взрослых американцев; 31 млн человек - приблизительно один из семи взрослых - проживают в одиночестве. (В эту статистику не входят 8 млн обитателей частных и государственных домов престарелых и тюрем). Одинокие составляют 28% всех американских домохозяйств. Одинокие и бездетные супружеские пары - самые распространенные категории и по числу домохозяйств «обгоняют» такие формы организации проживания, как нуклеарная семья, семья из нескольких поколений, живущих под одной крышей, соарендаторы квартир или определенная группа людей, живущая в специально для нее снятом или построенном доме. Возможно, вы удивитесь, но жизнь в одиночестве является одной из самых жизнестойких форм организации домохозяйства. Исследования, длившиеся пять лет, выявили, что одинокие люди не склонны менять свой образ жизни, равно как место жительства. Именно эта группа населения по сравнению со всеми остальными группами, за исключением категории женатых пар с детьми, является наиболее стабильной в том, что касается формы проживания.

Современные одиночки, собственники или арендаторы квартир, - это главным образом женщины, которых в общей сложности насчитывается 17 млн. Число одиноко живущих мужчин составляет 14 млн. Из общего количества взрослых представителей обоих полов 15 млн принадлежат к возрастной группе 35 – 64 года, около 10 млн составляют престарелые (лица старше 65 лет). Число молодых взрослых (между 18 и 34 годами) достигает 5 млн по сравнению с 0,5 млн в 1950 году. Молодые взрослые представляют собой наиболее быстро растущий сегмент одинокой части населения.

В отличие от своих предшественников наши одинокие современники проживают в определенных районах крупных городов по всей стране. Городами с наибольшим числом проживающих в одиночестве людей являются Вашингтон, Сиэтл, Денвер, Миннеаполис, Чикаго, Даллас, Нью-Йорк и Майами. Более половины обитателей Манхэттена проживает в квартирах, рассчитанных на одного человека.

Несмотря на распространенность «жизни в одиночестве», этот феномен мало обсуждают и он малопонятен. Повзрослев, мы стремимся переехать в собственные стены, но сомневаемся, стоит ли долго вести такой образ жизни, даже если он полностью нас устраивает. Мы переживаем за судьбу не нашедших своей «половинки» друзей и родственников, даже если те твердят, что все у них в полном порядке и они встретят кого-нибудь, когда придет время. Мы стараемся поддержать престарелых родителей, а также вдовствующих дедушек и бабушек, проживающих отдельно, и теряемся, когда те заявляют, что никуда не хотят переезжать и собираются коротать век в одиночестве.

Распространяясь все шире и шире, феномен одиночества перестает быть делом сугубо личным и приобретает общественное значение. К сожалению, его чаще всего рассматривают однобоко - как следствие человеческой самовлюбленности, серьезную социальную проблему, вызванную растущей фрагментацией общества и индивидуализацией его членов. Подобные нравственные оценки, в сущности, не выходят за крайне узкие рамки романтических идеалов сериала «Отец знает лучше» и гламурных соблазнов «Секса в большем городе». На самом деле жизнь в одиночестве гораздо более разнообразна и комфортна, чем кажется со стороны. Становясь все более популярным, этот феномен изменяет «социальную ткань» и представление о человеческих взаимоотношениях, влияет на особенности градостроительства и развития экономики. Феномен одиночества оказывает значительное воздействие и на процесс личного взросления, старения и умирания. Это явление так или иначе затрагивает все социальные слои населения и почти все семьи, вне зависимости от их социального положения и состава в данный конкретный момент.

Это явление гораздо шире, чем большинство из нас себе представляет. Можно, конечно, пытаться объяснить растущее число живущих в одиночестве людей исключительно американской спецификой, следствием того, что литературный критик Гарольд Блум назвал национальной «религией самообеспечения». Современные американцы на самом деле в меньшей степени склонны жить в одиночестве, чем граждане Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии - стран, имеющих один из самых высоких уровней жизни, где приблизительно 40 % домохозяйств состоит всего из одного человека. Скандинавы инвестируют в социальную защищенность и общества взаимопомощи, что одновременно избавляет их от необходимости делить друг с другом жилплощадь.

Такой подход распространен не только в Скандинавии. В Японии, где вся жизнь традиционно была организована вокруг семьи, из одного человека состоят около 30 % домохозяйств, причем их процент гораздо выше в городах, чем в сельской местности. Культура и традиции во Франции, Германии и Англии очень различны, но процентное соотношение домохозяйств, состоящих из одного человека, еще выше, чем в США. То же самое можно сказать о Канаде и Австралии. Сегодня наиболее быстрый рост домохозяйств, состоящих из одного человека, наблюдается в Китае, Индии и Бразилии. По данным исследовательской компании Euromonitor International, во всем мире число людей, проживающих в одиночестве, резко увеличилось - со 153 млн в 1996 году до 201 млн в 2006 году, то есть за 10 лет количество таких людей возросло на 33%.

В чем же причина столь масштабного роста? Бесспорно, ему способствуют накопление богатства, созданного вследствие экономического развития, и развитие системы социального страхования. Грубо говоря, сегодня одиночество стало более доступным экономически, но экономический фактор - всего лишь фрагмент общей картины. Сам по себе он не дает ответа на вопрос: почему такое множество обеспеченных граждан в развитых странах используют свои капиталы и возможности не как-нибудь иначе, а именно для того, чтобы отгородиться друг от друга?

Помимо экономической независимости и социальной защищенности резкое увеличение числа одиноко живущих людей объясняется общемировыми культурными и историческими изменениями, которые один из основателей социологии Эмиль Дюркгейм называл «культом индивида». По Дюркгейму, культ индивида явился результатом перехода от традиционных сельских общин к современным индустриальным городам, где индивид постепенно стал «своего рода предметом поклонения», чем-то более священным, чем группа.

Сейчас бытует мнение о том, что счастье и успех скорее зависят не от того, связывает ли один человек себя с другим, а с открытием целого мира возможностей для того, чтобы индивид мог выбрать лучший для себя вариант. Свобода, гибкость, личный выбор - именно эти ценности считаются сегодня приоритетными. Эндрю Черлин, ученый, специализирующийся на изучении семьи и семейных отношений, отмечает, что сегодня «главное обязательство человека - это обязательство по отношению к самому себе, а не по отношению к собственному партнеру и детям». Это означает, что в наши дни культ индивида достиг таких масштабов, каких Дюркгейм и вообразить не мог. Еще не так давно человек, недовольный своим супругом или супругой и желающий развода, должен был обосновывать свое решение. Сейчас все ровно наоборот. Если несчастливый брак мешает человеку реализовать свои жизненные планы, тот должен обосновать, почему не разводится. Вот насколько далеко простирается стремление заставить людей заботиться исключительно о своих собственных интересах!

Мы уже не привязаны к какому-либо конкретному месту жительства. Мы переезжаем так часто, что социологи называют современные жилые районы «районами ограниченной ответственности», обитатели которых знакомы друг с другом, но не ожидают того, что их связи окажутся долгими и серьезными.

Точно такая же ситуация сложилась и на рынке труда. Компании больше не заключают пожизненных контрактов даже с наиболее ценными сотрудниками. Каждый из нас прекрасно понимает: чтобы выжить, следует исходить только из своих интересов и уметь «вертеться». Немецкие социологи Ульрих Бек и Элизабет Бек-Гернсхайм пишут о том, что «впервые в истории индивид становится базовой единицей социального воспроизводства общества». И все вращается вокруг этого.

Культ индивида постепенно распространялся на Западе на протяжении XIX и начала XX веков. Однако наибольшее влияние на общество он начал оказывать только во второй половине ХХ века. В этот период в общественной жизни четко обозначились четыре социальных фактора: усиление роли женщин, революция в средствах коммуникаций, массовая урбанизация и скачок средней продолжительности жизни. Все это создало условия для настоящего расцвета индивида.

, социальный психолог Марк Сандомирский затронул тему одиночества. «Корпоративное и профессиональное единство мнений — великая сила. Задумался я об этом намедни, обнаружив, что меня процитировали на сайте Костыринской психиатрической больницы: Мир становится более индивидуа ли стичным, утверждает... Марк Сандомирский. „Люди все в меньшей степени связаны друг с другом и все в большей мере живут для себя. А значит, в какой-то момент они могут прийти к выводу, что им не нужна семья“... Какова бы ни была причина, стремление к одиночеству — это не просто одна из особенностей современного мира, это болезнь», — считает эксперт.

«Коллеги, правда, выразили мое мнение несколько более „круто“, чем это делал я сам.
Я-то полагаю, что стремление к одиночеству — это болезнь, но не отдельно взятого человека, а современного общества в целом. Ставить гражданам диагноз „стремление к одиночеству“ и лечить, точнее, радикально избавлять от одиночества помещением в больничную палату, считаю излишне радикальным подходом. По крайней мере, пока. За исключением психотического эскапизма. А вы как считаете?», — спрашивает эксперт.

ИА REX: Можно ли лечить одиночество?

Юрий Юрьев , политконструктор:

Чаще всего одиночество от бедности. Человек наедине с собой может быть скромнее и экономичней, чем на людях. Семья из двух человек — может быть многократно затратнее, а не вдвое, поскольку находится на виду и требует «социальных стандартов». Соответственно любая публичная деятельность требует не только затрат, но и успешного, а лучше преуспевающего вида. Поэтому одиночество может быть вполне рациональным поведением, с экономической точки зрения. Не говоря уже о творчестве, многие виды которого являются ничуть не коллективными.

Кирилл Мямлин , публицист:

Если мы вспомним, откуда идут религиозные корни либерализма — то все встанет на свои места. При этом отметим, что иудаизм в своей скрытой борьбе с христианским проектом за монополию на монотеизм достиг многого — христианский проект на Западе практически уничтожен. Сейчас они активно взялись и за Россию. И разрушение, которое через квазирелигию либерализма внедряется в подсознание человечества, сможет быть остановлено только созидательной концепций другой религии.

Сергей Сибиряков , координатор международной экспертной группы:

Одиночество является очень сложным, многомерным явлением. Нет какого-либо лекарства от одиночества, просто потому, что существует много различных типов одиночества. Многие из нас чувствуют себя одинокими в тот или иной период жизни. И в таких случаях часто глушат одиночество, уходя в изменённые состояния сознания с помощью религии, алкоголя, наркотиков, мистики. Это всё небезопасно для психического и физического здоровья. Лично я, редко ощущаю себя одиноким, потому что голова постоянно занята решением интеллектуальных задач и осмыслением действительности. На мой взгляд, это самый лучший способ лечения одиночества.

06.09.2015

Среди всех диковинных маний и фобий эта стоит особняком. Агромания - это навязчивое стремление жить в одиночестве на лоне природы. Отличить ее от любви к природе, а также нелюбви к людям совсем непросто.

Причины агромании

Агромания состоит из двух частей. Во-первых, это стремление жить в одиночестве. Само по себе это неудивительное явление, так как окружающий мир становится с каждым днем все более тесным. Мобильность, доступность с одной стороны помогают людям, а с другой лишают их индивидуальности. В своем стремлении заработать больше, мы теряем нечто важное, а именно неповторимость.

Раньше каждая вещь, каждый шаг человек делал сам. По вышивке на платье можно было определить все: и возраст, и статус, и родственные связи женщины. При входе в жилище сразу становилось понятно, кто и что сделал, какой кто мастер и что у людей, живущих здесь, получается лучше всего: прясть или разводить лошадей, выращивать овощи или вышивать. Специализацию имел, пожалуй, только кузнец. А теперь мы с утра до ночи перекладываем бумажки в офисе, а все необходимое покупаем в магазине готовых товаров.

А стилем и уютом сейчас считается умение хорошо подобрать вещи друг к другу. Поэтому стремление к уединению можно легко объяснить. Но в некоторых случаях это стремление заходит так далеко, что человека охватывает паника при виде других людей. Это не просто дискомфорт, ведь желание уединиться становится непреодолимым и страдающий этой манией совершает некрасивые, а порой и опасные поступки, чтобы остаться в одиночестве.

Вторая часть мании - стремление жить на лоне природы дает больше простора для определения ее источников. Это может быть желание быть подальше от городских поселений. Человеку с такой особенностью даже деревня в десять дворов будет казаться перенасыщенной присутствием человека. Связи, которые неизбежно возникают даже в небольшом городке, тяготят страдающего агроманией.

Природный ландшафт может ассоциироваться с чем-то хорошим, светлым, чистым как по общечеловеческим, так и по сугубо личным причинам. Такого человека настолько привлекают дикие места, что он предпочитает жить где-то вдали от цивилизации, нежели вблизи городов. Как видно из всего вышесказанного, человека непреодолимо тянет жить в одиночестве и где-нибудь на лоне природы. Например, в лесу, возле речки, в горах, у моря.

Однако определение этой мании не подразумевает первобытный образ жизни. Человек вполне может оборудовать свою «избушку охотника» огромными пластиковыми окнами, отделать камин современными изразцами и пользоваться солнечными батареями для создания электричества. В некотором смысле Флорида (штат престарелых писателей) - это пристанище агроманов. Да и все те, кто в какой-то момент уезжают подальше от больших городов и живут в одиночестве - агроманы.

Лечение агромании

Учитывая специфику мании, для начала надо ее у человека выявить. Ведь у всех, за редким исключением, бывает желание пожить на даче или в палатке, или отправиться в поход, или поехать на рыбалку, охоту, по ягоды и грибы. Также есть агромания, которая вырабатывается жизненным укладом. Обилие общения на работе, излишняя загруженность городским ландшафтом порождает естественное желание переехать в уединенное место и заниматься там любимым делом.

Это, кстати, на западе стало модной тенденцией для пенсионеров. Между прочим, и в России все чаще наблюдается отток пенсионеров в деревню, подальше от прежней хлопотливой жизни. Является ли такое поведение манией? В некотором смысле. Но до тех пор, пока она никому не мешает и никого не травмирует, с ней ничего не надо делать. Пусть люди наслаждаются заслуженным отдыхом и любимым делом.

Но бывают и случаи, когда агромания становится опасной. Это проявляется в нежелании человека покидать привычное место даже для спасения жизни, например, при необходимости оказания срочной медицинской помощи. Если же человек страдает каким-то хроническим заболеванием и должен периодически пополнять запас медикаментов или проходить какое-то лечение в стационаре, но из-за мании отказывается это делать, то лечение становится жизненно важным.

Также проявлением агромании может стать серьезная агрессия по отношению к нарушителям одиночества. Самолечение при таких сильно запущенных случаях вряд ли возможно. Для того чтобы научиться хотя бы изредка приезжать в город и общаться с людьми, требуется длительная и обстоятельная терапия.