Самообразование в старшей группе по развитию речи. План самообразования "развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации фгос до"
Марина Выйгетова
План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Актуальность темы :
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии . Этим и обусловлен выбор моей темы.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи , строить предложения и связную речь .
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей .
Самообразование воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога . Без ежедневного самообразования нет ежедневных положительных результатов, как со стороны педагога, так и со стороны детей .
Тема «Развитие связной речи дошкольного возраста » выбранная мной, позволяет мне изучить актуальность использования различных приемов, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей .
При развитии связной речи у детей важно правильно систематизировать воспитательную работу , отражая результативность данной деятельности, позволяя выработать перспективу дальнейшего общения, работы с детьми моей группы.
Активно воздействовать на всестороннее развитие детей - стало важной задачей моего самообразования по вышеуказанной теме.
Работая по выбранной теме , я обогащаюсь сама и обогащаю детей новыми представлениями и понятиями, тем самым активизируя мыслительную и разговорную деятельность воспитанников.
В плане содержалась программа моей методической деятельности на прошлый, данный и будущий учебный год. Исходя из этого, свою работу я разделила на этапы.
Я решила проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме. Я работала над этим ежедневно , исследуя эффективность использования различных приемов в процессе развития связной речи у детей , тем самым мое самообразование происходило регулярно.
Обосновав свой выбор, я выбрала именно эту тему для самообразования и работы с детьми .
Мной велась плодотворная, тщательная предварительная работа к началу самообразования .
Я рассмотрела несколько программ из опыта работы педагогов и ознакомилась с методикой их проведения. Мной были рассмотрены методические рекомендации по ряду программ их направлении и учтены и приняты на заметку.
Я старалась применять теорию на практике при работе с детьми . Различные формы взаимодействия с детьми были выбраны мной : на занятиях, вне занятий, в совместной деятельности с детьми. Собственные методические наработки , сделанные в ходе работы над вышеуказанной темой, помогали мне более углубленно подходить к данной теме. Сделав выводы о том, какова положительная динамика развития у детей , я продолжала более углубленно изучать влияние разных приемов на развитие речи у детей . Я думала над перспективами дальнейшей работы по теме , как же можно улучшить работу ? Проводила для себя итоги самообразования .
При подготовке плана самообразования у меня возникло много вопросов. Первая проблема, с которой столкнулась я - это выбор темы. Тему я выбрала самостоятельно . Для меня было важно определиться, как я запланирую свое развитие и самообразование в этом году по данной теме, учитывая результаты развития прошлого года . Анализируя свою работу с детьми , обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса, я решила выбрать именно эту тему.
Я запланировала работу над темой на несколько лет. В дальнейшем я намерена каждый последующий год дорабатывать старую тему, внося в нее новые идеи, наработки в соответственно возрасту детей . Я уверена, что выбранная мной тема затронула актуальные вопросы дошкольного образования .
Я старалась в течение этого времени повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, делилась опытом работы воспитателей других групп, выслушала доклады и выступления моих коллег на совещаниях и педагогических советах, проводимые при МБДОУ № 19.
Разработав перспективный план работы с детьми , подготовила для себя диагностику на начало и конец учебного года.
Организовав работу с детьми во время совместной деятельности, наметив для себя, над чем я больше должна работать , изо дня в день я делала соответствующие выводы и старалась самообразовываться .
В течение прошлого учебного года готовила дидактический материал по различным темам . Были изготовлены занимательные дидактические задания, развивающие карточки , схемы. Изготовлены карточки с заданиями по формированию воссоздающего и творческого воображения в речевой деятельности. В данную работу подключала частично детей , самих родителей, студентов – практикантов.
Совместно с родительским комитетом мы оформляли книжки – раскладушки, накопительные папки, демонстрационный материал, дополняя свои знания новой информацией.
Я провела отчёт о проделанной работе за прошлый учебный год на родительском собрании и намерена продолжить эту работу , но с более весомыми дополнениями.
Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучала методические литературы по данной теме, изучала статьи и журналы
«Воспитатель ДОУ» , «Дошкольное воспитание » . Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе , в совместной деятельности с детьми позволяло мне глубже изучить методику и технологии педагогов других регионов.
На групповом собрании с родителями был рассмотрен вопрос на тему «Речь вашего ребенка» . Консультация с родителями позволила мне продолжить работу в данном направлении. Свои полученные знания в этой области я направила на развитие детей , и для себя сделав соответствующие выводы, продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой .
Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе. Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество дидактических игр, сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек.
Мной сделаны раздаточные материалы для занятий, игр.
Через проведенные мероприятия, развлечения , изготовление наглядно – иллюстрационного материала, консультации для родителей, сообщения на родительском собрании мне удалось понять о важности данной темы.
Исходя из этого, важно помнить, что самообразование воспитателя - это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми .
Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г . М. Коджаспировой) .
Оценив себя по каждому показателю, я определила уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования . Исходя из этого, для себя сделала соответствующие выводы.
Мотивационный компонент
1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности .
6. Потребность в самопознании .
7. Уверенность в своих силах.
Когнитивный компонент
1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.
Нравственно-волевой компонент
1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность .
4. Целеустремленность.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность .
V. Гностический компонент
1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать , классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы .
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.
V. Организационный компонент
1. Умение планировать время .
2. Умение планировать свою работу .
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках .
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
V. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности
1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу .
3. Способность к самоорганизации .
4. Самоконтроль .
5. Трудолюбие и прилежание.
V. Коммуникативные способности
1. Способность использовать опыт самообразовательной деятельности коллег .
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании .
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.
Цель : Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи : - совершенствовать диалогическую форму речи ;
- развивать монологическую форму речи ;
Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями ;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :
изучение литературы по теме;
посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и города;
посещение педсоветов, семинаров, конференций;
самоанализ и самооценка НОД в своей группе ;
практический выход : утренники перед родителями; доклад и презентация для студентов – практикантов Канашского педагогического колледжа;
С 2015 года мной пройдены следующие этапы самообразования :
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь
2015 г. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи .
2015 г. Работа
Пересказ литературной сказки «Федорино горе» К. Чуковского;
«Воробьишко» М. Горького; «Подкидыш» В. Бианки;
«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей . Консультация для родителей на тему :
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».
Ноябрь-Декабрь
2015 г. Развитие речи и личности дошкольника в
сказкотерапии : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Красная шапочка» . Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы . Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи ».
2015 г. Работа детей детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей . Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам (в совместной деятельности) .
2015г. Работа с загадками . Показать роль загадки на формирование выразительности речи . Консультация для родителей : «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи ».
2015 г. Составление загадок. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей .
Тематическое занятие «В мире загадок» .
2015 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для студентов – практикантов педагогического колледжа г. Канаш.
2015 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок : «Лисичка – сестричка и волк» , «Три поросенка» . Развитие творческой самостоятельности , эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей , эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей . Показ сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» детям на запланированном занятии .
Сентябрь 2016 г. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Проведение тематического занятия .
Октябрь-Ноябрь 2016 г. Игры и упражнения для .
(О. С. Ушакова) речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Открытое занятие для аттестационной комиссии; Подготовка дидактического материала.
Декабрь - Январь
2016 г. Работа над интонацией , дикцией, выразительностью речи детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима» .
Утренник, посвященный Новому году.
2016 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; развивать умение детей рассказывать : описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для студентов – практикантов педагогического колледжа.
2016 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки «Лиса и кувшин» Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей . Показ сказки «Лиса и кувшин» родителям на родительском собрании.
Апрель 2016 г. Обучение сочинению сказок Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Тематическое занятие «В мире сказок»
2016 г. Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок» . Учить детей совершенствовать диалогическую форму речи , при инсценировки сказки. Формировать умение связно , последовательно и выразительно пересказывать сказки. ООД для родителей.
Сентябрь
2017 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Тематическое занятие «Здравствуй, осень!» .
Октябрь-Декабрь
развития речи детей старшего дошкольного возраста .
(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей .
Январь - Февраль
2017 г. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .
(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Тематическое занятие «Зимние забавы» .
2017 г. Работа над интонацией , дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Тематическое занятие «Скоро в школу» .
Список использованной литературы :
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .
2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М.: ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. ,1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.
1. Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;
- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;
- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;
- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».
2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
-Что летом родится, то зимой пригодится.
- Без шубы и валенок - и зима без конца.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Хороший снежок урожай сбережет.
-Мороз ленивого за нос хватает.
-Солнце на лето, зима на мороз.
3. Знакомство с потешкой «Продавец книг», считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
4. Разгадывание загадок об овощах и фруктах (например):
Сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
Сидит девица в темнице
А коса на улице
(Морковь)
5. Чтение и беседы по рассказам:
- «Четыре желания» К. Ушинский.
- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.
- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.
- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.
6 . Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Зима».
- «Зимние забавы».
7.
- «Катание на лыжах».
- «Зимние забавы».
8. Чтение и заучивание стихотворений:
- С. Есенин «Поет зима – аукает».
- С. Есенин «Пороша».
- С. Есенин «Береза».
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
- «надуем шарик»;
- «запасливые хомячки»;
- «Снежинки»;
- «Погреем пальчики»;
- «Дед Мороз»;
- «Фонарики»;
- «Огоньки».
- «Лошадка»;
- «Качалочка»;
- «Змея»;
- «Киска сердится»;
- «Часики»;
- «Маляр».
13. Дидактические игры:
- «Читаем сами»;
- «Логопедическая ромашка»;
- «Читаем с ударением»;
- «Сочини предложение»;
- «Противоположности»;
- Новогодний театрализованный праздник.
- Настольный театр «Зимовье зверей».
- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».
- «Театр теней». Драматизация
- «Воспитание ответственности у детей».
- «Застенчивость».
- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
- «Причины неготовности детей к школе».
- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».
16. Беседы с родителями:
- «Здоровый образ жизни в семье».
- «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».
17. Папка передвижка:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь».
1. Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Сложи слово», «Сочини сказку», «Азбука», «Букварик»;
- сюжетные картинки («Веса», «Птицы прилетели»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;
- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;
- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Рсческа», «Комарик», «Блинчики», «Лягушка».
2. Знакомство с пословицами и поговорками о весне:
- Весной трех погожих дней подряд не бывает.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Весенний дождь лишним не бывает.
- Весною сутки мочит, а час сушит.
- Весною сверху печет, а снизу морозит.
- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
- Матушка весна всем красна.
- Пришел марток- надевай семеро порток.
- - Сколько проталинок, столько жаворонков.
- - Увидел грача - весну встречай.
- - Хороший год по весне видно.
- - Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- 3. Знакомство с потешкой «Кем я буду?», считалкой:
Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
3. Разгадывание логических загадок (например):
- Сколько горошин может войти в один стакан?
(Нисколько, т.к. горошины не ходят)
- Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?
(Желток не может быть белым)
- Из какой посуды нельзя ничего поесть?
(Из пустой.)
4. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Весна».
- «Птицы прилетели».
6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:
- «Рыболовы».
- «Маша и цыплята».
- «Спасение птенцов».
7. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
- «Играющие собаки» К. Ушинский.
- «Сыновья» В. Осеева.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
- «Торопливый нож» Е. Пермяк.
8. Чтение и заучивание стихотворений:
- Ф. Тютчев «Зима не даром злится».
- Э. Успенский «Если был бы я мальчишкой».
9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Журавль и цапля».
- Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
- «Петушок и бобовое зёрнышко».
- «Пряничный домик».
10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «надуем шарик»;
- «запасливые хомячки»;
- «Пузыри»;
11. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Цветок»;
- «Заморозим ладошку»;
- «Трубач»;
- «Свеча».
12. Артикуляционная гимнастика:
- «Тесто»;
- «Чистим зубки»;
- «Рсческа»;
- «Комарик»;
- «Люгушка»;
- «Блинчики».
13. Дидактические игры:
- «Придумай рассказ про…»;
- «Сложи слово»;
- «Азбука»;
- «Букварик»;
- «Сочини сказку»;
- «Что означает выражение? или Пословица»;
14. Театрализованная деятельность:
- Настольный театр.
- Театрализованная неделя (последняя неделя марта».
15. Консультации для родителей:
- «Речевая готовность ребенка к школе».
- «Выбор школы для детей, идущих в 1-й класс».
- «Адаптация детей к школе».
- «Портрет будущего первоклассника».
- «13 вредных советов для родителей
будущих первоклассников».
16. Беседы с родителями:
- «Памятки для родителей по обучению связной речи».
- «Круг чтения детей семилетнего возраста».
17. Папка передвижка:
- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».
- «Как избежать школьных неудач» .
Были использованы следующие формы и методы работы с детьми и родителями:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры – инсценировки;
- досуговые игры;
- подвижные игры;
- музыкально-хороводные игры;
- наглядно – информационный метод;
- анкетирование родителей;
- проведение родительских собраний;
- оформление уголка «Для Вас, родители»;
- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.
Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:
- недостаточный словарный запас
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.
Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.
Особенностью этой методики является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.
Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
- Использовать в работе метод моделирования как эффективного средства развития связной речи: диалогическая и монологическая речь; составление рассказов по предметным, сюжетным картинам, картинам с последовательно развивающими событиями, творческое рассказывание, из личного опыта, пересказ сказок и рассказов, заучивание стихов.
- Подготовить:
- презентацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Использование метода моделирования на занятиях по развитию связной речи»
Картотеки: таблицы, мнемодорожки, пиктограммы, предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки по русским народным сказкам, «Произведения для пересказа» , «Сюжетные, пейзажные картины» .
Изучаемая научно-методическая литература:
- Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного моделирования» , - Москва, 1984 г.
- Жукова Н.С. «Формирование устной речи» , - Москва, 1994 г.
- Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» , - Москва, «Просвещение» , 1989 г.
- Малетина Н, Пономарёва Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР» , - журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.
- Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу» , - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
- Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования» , журнал «Логопед» № 8, 2010 г.