Болезни Военный билет Призыв

Сатирические произведения Н. А. Некрасов Художественное своеобразие. а. художественное своеобразие

В 1856 году выходит сборник Некрасова «Стихотворения», который приносит ему настоящий успех и всероссийскую известность. Второй раздел этого сборника составляют сатирич.стихотворения. в них Н. выступает как очень своеобразный поэт. Обычно сатира в рус.лит-ре – сатира карающая, когда поэт поднимается над героем и развенчиваеь его. Н. старается как омжно ближе пойти к обличаемому герою, проникнуться его взглядами, подстроиться к его самооценке. Стих. «современная ода», « Нравственный человек», «Отрывки из путевых записок графа Горанского», здесь уже сами герои о себе говорят, автор намеренно заостряет враждебный ему образ мыслей, а значит герои не нуждаются в обличении из вне, они сами себя разоблачают.

В 60-е годы Н. активно работает в форме сатиры, пишет циклы «О погоде», «Балет», по пофосу сатирич,по объекту изображения урбанистич., т.е. тема города основная.

Из них и выросла поэма 1875 года «Современники», 1-я часть названа «Юбиляры и триумфаторы»- основана на принципе панорамности - рассказчик поочередно заглядывает в 12 залов, где чествуют юбиляров и слышит фрагменты 12 прославлений, но все эти прославления травестируются, из чего и рождается сатирич.эффект. замечательны портретные описания.. на авторскую идею разоблачения работают и гротесковые ситуации («Я люблю живых писателей, но мне мертвые милей»). Благодаря пестрой мазайке, рождается портрет современного героя-воротилы, плутократа. Этот образ продолжает раскрываться во 2-й части- «Горои времени». В отличие от 1-ой фрагментарной, здесь намечены сюжетные линии – 1-я связ с героями предпринимат, с их путем к богатству, колоритны фигуры Федора Шкурина и Саввы Антихристова. 2-я- истоия интеллигентов, поддавшихся влиянию денег, так рассказывается о людях, которые изменили своим юношеским идеалам – Швабс- бывший ученый, ныне директор ссудной кассы, Перелешин – раньше призываалк всепрощению и жалости по отношению к преступникам, а сейчас – товарищ прокурор. Зацепин – 1 из центральных героев 2-ой части. Н. использует в связи с этим героем неожид.сюж.поворот вэпилоге поэмы. Зацепин начинает каяться в своих грехах («Я вор! Я Вор!»). толчком служит телеграмма о гибели сына. История сына – он не участвует в делах отца, спрашивает, действительно ли он вор, уезжает. Потом кто-то назвал отца вором, сын заступился, смертельно ранен на дуэли. Т.о. Н. в этом фрагменте от сатирического осмысления переходит к исследованию драмы рус. жизни и особ-тей нац. сознания. контекстом явл.фигуры Ивана грозного и Гоголя – примеры тяги к покаянию. Но не на этой высокой грагической ноте заканчивается поэма. Она названа трагикомедия. Финальная сцена – всех примиряет карточная игра. Князь иван приглашает всез за игровой стол, и Зацепин тоже идет играть. Приговор. Который выносит Н. – «Бывали хуже времена, но не были подлей!»

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий. Так, «Псовая охота» (1846) построена на столкновении иронически описанных восторгов помещика от барской потехи и мрачной угрюмости, даже открытого протеста крепостных. И пейзаж, которым открывается стихотворение, выдержан в унылых, печальных тонах. Правда, далее поэт упоминает о пробуждении природы, но это необходимо для контраста, чтобы показать полное равнодушие нищих и утомленных псарей ко всем красотам природы.

Ирония, мастерски использованная в «Псовой охоте», характерна и для других сатирических стихотворений, созданных Некрасовым в середине 40-х годов («Современная ода», «Колыбельная песня», 1845; «Нравственный человек»,1847). Новые сатирические стихи Некрасова - важный этап в его творческом развитии. Продолжая до некоторой степени традиции начальных опытов, поэт вместе с тем отказывается от легкого тона водевильной болтовни. Его сатира становится более резкой, гневной, непримиримой. Новаторство Некрасова проявлялось также в области интимной лирики. Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился своеобразным открытием в русской поэзии. Это - типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа лирической героини. Мысли и поступки лирических персонажей у поэта-демократа социально обусловлены. Они изображены в условиях совершенно конкретного времени и пространства. Таково, например, стихотворение «Еду ли ночью…» (847), о котором Чернышевский много лет спустя, уже из Сибири, писал: «Оно первое показало: Россия приобретает великого поэта». История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле.

В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой и составившие впоследствии так называемый «панаевский цикл», который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым «денисьевским циклом» Ф. Тютчева. Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по открытости чувства. В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини («Если мучимый страстью мятежной…», 1847; «Ты всегда хороша несравненно…», 1847; «Поражена потерей невозвратной…», 1848; «Да, наша жизнь текла мятежно…», 1850, и другие, вплоть до «Трех элегий», написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл).

В стихах Некрасова второй половины 40-х годов намечены уже многие черты, которые станут характерными для его последующего творчества: сочетание лирического и сатирического начала, нарушение привычной жанровой системы в лирике, обращение к

миру повседневности, к изображению простых людей из деревни и города. Социальность становится основой поэзии Некрасова. Годы «мрачного семилетия» были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора «Современника». Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их. Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1885). Романы эти представляют, конечно, известный интерес, однако в историю русской литературы Некрасов вошел все же не как драматург или прозаик, а как поэт.

Среди сравнительно немногих стихотворений, написанных и опубликованных Некрасовым в начале 50-х годов, особое значение имеет отклик на смерть Гоголя: «Блажен незлобивый поэт» (1852). Это один из первых манифестов «гоголевского» направления в литературе, вокруг которого вскоре возникает оживленная полемика. Не случайно основная мысль стихотворения

* «Он проповедует любовь
* Враждебным словом отрицанья…»
вызвала резкие критические замечания Дружинина, но зато восторженно была подхвачена Чернышевским. Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине 50-х годов,- «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» (1853) -смогло быть опубликовано только в 1856 г., когда уже закончилось «мрачное семилетие» и цензурный гнет был несколько ослаблен.

В русскую поэзию Некрасов вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония - сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника

Каков тон стихотворения?

Каково отношение поэта к своему герою?

Учащиеся слушают чтение стихотворения «Нравственный человек».

Каков герой этого стихотворения?

(Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу).

Что хотел сказать нам о нравственности автор?

(Некрасов хотел показать, каким гибким стало понятие нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой стихотворения.)

Любовная лирика Некрасова

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Звучит стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...»

Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова?

(Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Слово учителя

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины - подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Домашнее задание

1. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

2. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Урок 59. Горькая доля народа пореформенной России

Цели урока: создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства; пробудить интерес к поэме.

Ход урока

I. Запись темы, эпиграфа, плана урока

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг...

В стихах Некрасова второй половины 40-х годов намечены уже многие черты, которые станут характерными для его последующего творчества: сочетание лирического и сатирического начала, нарушение привычной жанровой системы в лирике, обращение к миру повседневности, к изображению простых людей из деревни и города. Социальность становится основой поэзии Некрасова. Годы «мрачного семилетия» были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора «Современника». Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их. Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1885). Романы эти представляют, конечно, известный интерес, однако в историю русской литературы Некрасов вошел все же не как драматург или прозаик, а как поэт. Среди сравнительно немногих стихотворений, написанных и опубликованных Некрасовым в начале 50-х годов, особое значение имеет отклик на смерть Гоголя: «Блажен незлобивый поэт» (1852).

вызвала резкие критические замечания Дружинина, но зато восторженно была подхвачена Чернышевским. Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине 50-х годов,- «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» (1853) -смогло быть опубликовано только в 1856 г., когда уже закончилось «мрачное семилетие» и цензурный гнет был несколько ослаблен.

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий. Так, «Псовая охота» (1846) построена на столкновении иронически описанных восторгов помещика от барской потехи и мрачной угрюмости, даже открытого протеста крепостных. И пейзаж, которым открывается стихотворение, выдержан в унылых, печальных тонах. Правда, далее поэт упоминает о пробуждении природы, но это необходимо для контраста, чтобы показать полное равнодушие нищих и утомленных псарей ко всем красотам природы. Ирония , мастерски использованная в «Псовой охоте», характерна и для других сатирических стихотворений, созданных Некрасовым в середине 40-х годов («Современная ода», «Колыбельная песня», 1845; «Нравственный человек»,1847). Новые сатирические стихи Некрасова - важный этап в его творческом развитии.

  • «Он проповедует любовь
  • Враждебным словом отрицанья…»
  • Продолжая до некоторой степени традиции начальных опытов, поэт вместе с тем отказывается от легкого тона водевильной болтовни. Его сатира становится более резкой, гневной, непримиримой. Новаторство Некрасова проявлялось также в области интимной лирики. Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился своеобразным открытием в русской поэзии. Это - типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа лирической героини.

    Панаевой и составившие впоследствии так называемый «панаевский цикл», который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым «денисьевским циклом» Ф. Тютчева. Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по открытости чувства. В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини («Если мучимый страстью мятежной…

    », 1847; «Ты всегда хороша несравненно…», 1847; «Поражена потерей невозвратной… », 1848; «Да, наша жизнь текла мятежно…», 1850, и другие, вплоть до «Трех элегий», написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл).

    Мысли и поступки лирических персонажей у поэта-демократа социально обусловлены. Они изображены в условиях совершенно конкретного времени и пространства. Таково, например, стихотворение «Еду ли ночью… » (847), о котором Чернышевский много лет спустя, уже из Сибири, писал: «Оно первое показало: Россия приобретает великого поэта». История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле. В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А. Я.

      Это один из первых манифестов «гоголевского» направления в литературе, вокруг которого вскоре возникает оживленная полемика. Не случайно основная мысль стихотворения

      Пушкин любил блеск, полноту и радость жизни, он был певцом как бы освещенной солнцем части мира. Некрасов был певцом неосвещённой половины. Его, как и его ровесника и современника Достоевского , занимало несчастье людей, унижение и оскорбление человека. Он был защитником неудачливых, неустроенных, отчаявшихся. «Друг беззащитный, больной и бездомный », - вот к кому обращался поэт.
      Некрасов опустил поэзию с небес на землю: под его пером поэзией стало обыденное, житейское, простое человеческое горе. Болезнь, бедность, одиночество, муки совести — вот мотивы его стихотворений.

      Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
      Не помню над собой я песни сладкогласной!
      ...Но рано надо мной отяготели узы
      Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
      Печальной спутницы печальных бедняков,
      Рожденных для труда, страданья и оков...

      Муза Некрасова

      Некрасов смело отошёл от традиции: он перестал рядиться в тогу певца, бряцающего на лире; Зевсы, Амуры, Венеры, античные, мифологические образы исторгнуты им из стихов. Вместо них жизнь живой России ворвалась в его поэзию. Герои чердаков и подвалов, покосившихся домишек, ночлежек и больниц впервые заговорили в его стихах в полный голос. Вот они, герои стихов Некрасова, запечатлённые на картинах великих русских художников.

      Это был первый удар по классицизму и академизму. Великое значение Некрасова было в том, что он вылил ушат холодной воды на слишком выспренную голову ложно-классической поэзии, он заговорил на языке простонародья, вернул поэзию к житейской прозе, к человеческой боли.

      Душно! без счастья и воли
      Ночь бесконечно длинна.
      Буря бы грянула, что ли?
      Чаша с краями полна!

      Грянь над пучиною моря,
      В поле, в лесу засвищи,
      Чашу вселенского горя
      ‎Всю расплещи!..

      «Я пою тебе песнь покаяния...»

      Родился Николай Алексеевич Некрасов в местечке Немирово Каменецко-Подольской губернии, в семье капитана егерского полка. Род был чисто русский, коренной. Когда будущему поэту исполнилось 3 года, отец вышел в отставку и переехал с семьёй в родовое имение Грешнево Ярославской губернии , где и прошло его детство.




      Разврата грязного и мелкого тиранства;
      Где рой подавленных и трепетных рабов
      Завидовал житью последних барских псов,
      Где было суждено мне божий свет увидеть,
      Где научился я терпеть и ненавидеть...

      Отец поэта, человек крутого нрава и деспотического характера, был жестоким крепостником.

      Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет оно глубоко уязвило душу Николая, тем более, что жертвой его были не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая мать, ради детей безропотно сносившая царивший в семье произвол. «Это было раненное в самом начале жизни сердце , - писал Достоевский , - и эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всех страстей, страдальческой поэзии его на всю жизнь».
      Николай ещё в молодости раз и навсегда принципиально отказался есть «хлеб, возделанный рабами ». Никогда, в отличие от многих передовых деятелей (Герцен, Огарёв, Тургенев) не имел крепостных, не владел людьми, хотя позднее располагал для этого всеми юридическими правами и материальными возможностями.
      Все оглядываются на свои детские годы как на потерянный рай, между тем как Некрасов вспоминал их с содроганием. Он бросает слова презрения в лицо своей родине, проклинает свою колыбель, и так жутко читать у него про это злорадство, с которым он смотрел на развалины отцовского дома, на разорение родимого гнезда:

      И вот они опять, знакомые места,
      Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
      Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
      Разврата грязного и мелкого тиранства...
      И с отвращением кругом кидая взор,
      С отрадой вижу я, что срублен темный бор -
      В томящий летний зной защита и прохлада, -
      И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
      Понурив голову над высохшим ручьем,
      И набок валится пустой и мрачный дом,
      Где вторил звону чаш и гласу ликованья
      Глухой и вечный гул подавленных страданий,
      И только тот один, кто всех собой давил,
      Свободно и дышал, и действовал, и жил...

      И над всей этой скорбью и недужностью, примиряя и смягчая, возносится образ матери. Это особая тема Некрасова. Даже в пушкинской лирике отсутствует её образ. В поэзии же Некрасова мать — воплощение идеала, олицетворение всего святого и светлого.
      О самой матери поэта Елене Закревской мы почти ничего не знаем. Не сохранилось никаких изображений, никаких вещей, документальных материалов. Известно, что Некрасов очень любил её. Потеряв её в 20 лет, он создал религиозный культ матери, культ материнства. Она выступает у него то как Муза, то как мать-природа, мать сыра-земля, воплощённая совесть. А в одном из последних, уже почти предсмертных стихотворений «Баюшки-баю » само обращение к матери оказывается чуть ли не обращением к Матери Божьей. Некрасов неисчерпаем в своих гимнах материнству.

      Внимая ужасам войны,
      При каждой новой жертве боя
      Мне жаль не друга, не жены,
      Мне жаль не самого героя...
      Увы! утешится жена,
      И друга лучший друг забудет;
      Но где-то есть душа одна —
      Она до гроба помнить будет!
      Средь лицемерных наших дел
      И всякой пошлости и прозы
      Одни я в мире подсмотрел
      Святые, искренние слезы —
      То слезы бедных матерей!
      Им не забыть своих детей,
      Погибших на кровавой ниве,
      Как не поднять плакучей иве
      Своих поникнувших ветвей...

      И — одно из самых проникновенных произведений о сыновней любви к матери, перерастающей в любовь к Родине, о драме русского человека, наделённого жгучей совестливостью — поэма «Рыцарь на час ». Некрасов написал её осенью 1862 года, когда навестил родные места и побывал на могиле матери. Это, кажется, не написано, а выплакано, вырыдано — сама фонетика передаёт это рыдание, эту истошную интонацию, когда голос словно срывается на крик:

      Повидайся со мною, родимая!
      Появись легкой тенью на миг!
      Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
      Всю ты жизнь прожила для других...
      Я кручину мою многолетнюю
      На родимую грудь изолью,
      Я тебе мою песню последнюю,
      Мою горькую песню спою.
      О прости! то не песнь утешения,
      Я заставлю страдать тебя вновь,
      Но я гибну — и ради спасения
      Я твою призываю любовь!
      Я пою тебе песнь покаяния,
      Чтобы кроткие очи твои
      Смыли жаркой слезою страдания
      Все позорные пятна мои!..
      От ликующих, праздно болтающих,
      Обагряющих руки в крови
      Уведи меня в стан погибающих
      За великое дело любви!

      Достоевский считал эту поэму шедевром. Вся страна не могла тогда читать её без слёз.

      Поэт-урбанист

      Окончив ярославскую гимназию, летом 1838 года 16-летний Некрасов с заветной тетрадкой стихов отправляется в Петербург .

      Вопреки воле отца, желавшего определить его в Дворянский полк (военную школу), Николай мечтал об университете. Экзамены он не выдержал, но определился вольнослушателем и два года посещал занятия на филфаке. Отец, узнав о поступке сына, пришёл в ярость и лишил его всякой материальной поддержки. Шестнадцатилетний подросток оказался один, в чужом городе, без гроша. Ни о какой городской бедности, ни о каком страдании, унижении и оскорблении поэт не писал позднее со стороны, - через всё это он прошёл сам.

      Помнишь ли день, как, больной и голодный,
      Я унывал, выбивался из сил?
      В комнате нашей, пустой и холодной,
      Пар от дыханья волнами ходил.
      Помнишь ли труб заунывные звуки,
      Брызги дождя, полусвет, полутьму?..

      это он писал не понаслышке. Тогда-то Николай и поклялся себе не умереть в подвале, выжить, состояться.

      каморка, где жил в Петербурге 16-летний Некрасов

      Наступили дни литературной подёнщины — когда он писал ради заработка, порой откровенную халтуру: газетные статьи, фельетоны, инструкции по уходу за пчёлами, куплеты для водевилей... Но всё же это было достойней, - считал юный поэт, чем жить на крепостнические деньги отца, пользуясь рабским трудом крестьян.

      Праздник жизни — молодости годы -
      я убил под тяжестью труда,
      и поэтом, баловнем свободы,
      другом лени не был никогда.

      Но поначалу нищета его очень мучила. Из-за неё он был мучительно застенчив и признавался в стихах:

      На ногах словно гири железные,
      Как свинцом налита голова,
      Странно руки торчат бесполезные,
      На губах замирают слова.

      Улыбнусь - непроворная, жесткая,
      Не в улыбку улыбка моя...

      Мечты о литературе не покидали Некрасова. В начале 40-х он выпустил первый сборник «Мечты и звуки », который оказался неудачным. Осознав это, он собрал весь тираж и уничтожил его. Понял, что надо писать не так и не о том.
      Следующая книга называлась «Петербургский сборник », где самым сильным был стихотворный цикл «На улице ». Это сцены уличной петербургской жизни, где в бесхитростных зарисовках перед нами проходят оборванный бедняк, укравший калач и схваченный городовым, солдат с детским гробом под мышкой, Ванька-извозчик со своей ободранной клячей... Тягостное впечатление усиливает строка, завершающая последнюю сцену: «Мерещится мне всюду драма ». Она звучит как эпилог и в то же время как эпиграф к последующим городским стихам Некрасова.

      Мы знаем его как крестьянского поэта, но начинал он как урбанистический поэт. Одно из самых характерных произведений этой лирики — стихотворение «Утро »:

      Начинается всюду работа;
      Возвестили пожар с каланчи;
      На позорную площадь кого-то
      Повезли - там уж ждут палачи.

      Проститутка домой на рассвете
      Поспешает, покинув постель;
      Офицеры в наемной карете
      Скачут за город: будет дуэль.

      Торгаши просыпаются дружно
      И спешат за прилавки засесть:
      Целый день им обмеривать нужно,
      Чтобы вечером сытно поесть.

      Чу! из крепости грянули пушки!
      Наводненье столице грозит...
      Кто-то умер: на красной подушке
      Первой степени Анна лежит.

      Дворник вора колотит - попался!
      Гонят стадо гусей на убой;
      Где-то в верхнем этаже раздался
      Выстрел - кто-то покончил собой...

      Стихотворение предвосхищало тему «страшного мира» Блока, перекликалось со строчками таких урбанистов, как Бодлер, Уитмен . Белинский писал об этих стихах: «Они проникнуты мыслию, это не стишки к деве и луне, в них много умного, дельного и современного. И лучшее из них — «В дороге ».

      "Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
      Разгони чем-нибудь мою скуку!
      Песню, что ли, приятель, запой
      Про рекрутский набор и разлуку;
      Небылицей какой посмеши
      Или, что ты видал, расскажи —
      Буду, братец, за всё благодарен"...

      Так начинается это поразительное стихотворение, и дальше ямщик рассказывает седоку обыкновенную и грустную историю крепостной девушки, которую взяли господа из прихоти в барский дом, воспитали барышней, белоручкой, а когда барин умер, новый хозяин «воротил её на село » — «знай де место своё ты, мужичка », и она, не выдержав тягот и унижений крепостной жизни, умерла... Ужас охватывает, может быть, даже не столько от рассказанной истории, сколько от этой непосредственности, наивности: «А, слышь, бить — так почти не бивал, разве только под пьяную руку...»
      Стихотворение «В дороге» принесло Некрасову широкое признание в литературе. Когда он впервые прочёл его в кругу друзей, Белинский воскликнул: «Да знаете ли Вы, что Вы поэт, и поэт истинный? »

      В. Белинский

      «Страстный к страданию поэт»

      Под влиянием Белинского творческий путь Некрасова определился как путь поэта-реалиста, близкого гоголевскому направлению. Начинающий литератор, он прошёл все круги ада, все ступени, ведущие на городское дно. Полубродяжья жизнь привела его в сомнительные компании, он начал привыкать к вину. Потом была недолгая связь с какой-то бедной девушкой, с которой он поселился в жалком углу, снятом за гроши. Но счастье оказалось непрочным. Отголоски этой безрадостной истории угадываются в стихотворении Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной...»

      В разных углах мы сидели угрюмо.
      Помню, была ты бледна и слаба,
      Зрела в тебе сокровенная дума,
      В сердце твоем совершалась борьба.
      Я задремал. Ты ушла молчаливо,
      Принарядившись, как будто к венцу,
      И через час принесла торопливо
      Гробик ребенку и ужин отцу.
      Голод мучительный мы утолили,
      В комнате темной зажгли огонек,
      Сына одели и в гроб положили...
      Случай нас выручил? Бог ли помог?
      Ты не спешила с печальным признаньем,
      Я ничего не спросил,
      Только мы оба глядели с рыданьем,
      Только угрюм и озлоблен я был...

      Впоследствии из этой истории выросла история Сонечки Мармеладовой.
      Вообще почти весь Достоевский - родом из Некрасова. Взять хоть некрасовский цикл «На улице», где во многих уличных сценках предвосхищены образы, сюжеты, мотивы будущего романа «Преступление и наказание ». Так, знаменитый сон-наваждение Раскольникова навеян стихотворением Некрасова об избиении лошади. («Вот она зашаталась и встала.// «Ну!» - погонщик полено схватил// показалось кнута ему мало// - и уж бил её, бил её, бил!»).

      Ноги как-то расставив широко,
      Вся дымясь, оседая назад,
      Лошадь только вздыхала глубоко
      И глядела... (так люди глядят,

      Покоряясь неправым нападкам).
      Он опять: по спине, по бокам,
      И, вперед забежав, по лопаткам
      И по плачущим, кротким глазам!

      Всё напрасно. Клячонка стояла,
      Полосатая вся от кнута,
      Лишь на каждый удар отвечала
      Равномерным движеньем хвоста.

      Вообще способность смотреть в глаза ужасу — одно из главных свойств Некрасова. Не знаю ничего страшней и неистовей этих стихов о лошади, избиваемой человеком. Кажется, сказав о погонщике, схватившем полено, можно остановиться, - но нет, Некрасов не пропустит ни одной страшной подробности: ни того, что лошадь уже бьют «по плачущим, кротким глазам», ни её полосатых от кнута боков, ни «нервически скорого шага». «А погонщик не даром трудился — наконец-таки толку добился! » Некрасов не щадит нас, и, может быть, в этой безжалостности, нежелании считаться с нашими душевными возможностями — главная сила его лучших стихов.
      Кстати, А. Кушнер в одном из своих стихов отмечает, что слово «нервный» пришло в нашу речь именно из некрасовской музы:

      Слово «нервный» сравнительно поздно
      появилось у нас в словаре -
      у некрасовской музы нервозной
      в петербургском промозглом дворе.
      Даже лошадь нервически скоро
      в его желчном трёхсложнике шла...

      Или стихотворение Некрасова «Когда из мрака заблужденья... », на полемике с которым Достоевский построил всю вторую часть «Записок из подполья », цитируя его и в «Селе Степанчиково », и в «Братьях Карамазовых ». Это же стихотворение предвосхитило и знаменитую «Яму» Куприна , его заключительные строки цитирует там один из героев.
      Идея, философия и даже поэтика страдания у Достоевского во многом сложилась под прямым и сильнейшим влиянием Некрасова. После смерти поэта он писал: «Как много Некрасов, как поэт, все эти 30 лет занимал места в моей жизни!...Прочтите эти страдальческие песни сами, и пусть вновь оживёт наш любимый, страстный поэт! Страстный к страданию поэт!»

      Ф.М. Достоевский

      «Мучимый страстью мятежной...»

      Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не сказать о его любовной лирике, которая тоже обильно питалась страданием и потому так пронзительна и до сих пор современна. Но сначала — о той, кому были посвящены практически все его любовные стихотворения. С Авдотьей Панаевой Некрасов познакомился в 1843 году, когда ещё только вступал в литературу. Ему было — 22, ей — 24. Хотя выглядел он намного старше.

      В Панаеву были влюблены многие.

      «Одна из самых красивых женщин Петербурга », - вспоминал о ней граф В. Соллогуб . Аристократу Соллогубу вторил разночинец Чернышевский : «Красавица, каких немного ». Восхищался ей и знаменитый француз А. Дюма : «Женщина с очень выразительной красотой». «Я был влюблён не на шутку , - сообщает о ней брату Ф . Достоевский. - Теперь проходит, а не знаю ещё... » Не остался равнодушен к Панаевой и Фет : «Безукоризненно красивая и привлекательная брюнетка» . Фет же посвятил ей стихотворение «На Днепре в половодье ».

      Н.Г. Сверчков. Амазонка (А.Я. Панаева)

      С Панаевыми Некрасова познакомил Белинский. Позже они сдали ему комнату в своей квартире. Иван Панаев считался тогда известным писателем, но не глубоким. Белинский писал: «В нём есть что-то доброе и хорошее, но что это за бедный и пустой человек, жаль его ».

      Но Панаев был денди, джентльмен, а Некрасова тогда в свете считали каким-то тёмным проходимцем. Один из современников писал в своих записках: «Наружность Панаева была весьма красива и симпатична, тогда как Некрасов имел вид истинного бродяги ».

      Тем не менее Авдотья предпочла мужу именно его. Первый её брак сложился неудачно, она чувствовала себя одинокой и фактически свободной от семейных уз. Но несмотря на это она далеко не сразу дала волю своему чувству. Женщину страшил суд молвы, неизбежные сплетни. Некрасов страстно убеждал её в стихах:

      Когда горит в твоей крови
      Огонь действительной любви,
      Когда ты сознаёшь глубоко
      Свои законные права, —
      Верь: не убьет тебя молва
      Своею клеветой жестокой!

      Постыдных, ненавистных уз
      Отринь насильственное бремя
      И заключи — пока есть время
      Свободный, по сердцу союз.

      Панаева, однако, долго колебалась и поначалу отвергла Некрасова. Тот с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, о чём впоследствии поведал миру в стихах, о которых Тургенев сказал: «пушкински хороши»:

      Давно - отвергнутый тобою,
      Я шел по этим берегам
      И, полон думой роковою,
      Мгновенно кинулся к волнам.

      Они приветливо яснели.
      На край обрыва я ступил -
      Вдруг волны грозно потемнели,
      И страх меня остановил!

      Поздней - любви и счастья полны,
      Ходили часто мы сюда,
      И ты благословляла волны,
      Меня отвергшие тогда.

      Теперь - один, забыт тобою,
      Чрез много роковых годов,
      Брожу с убитою душою
      Опять у этих берегов.

      И та же мысль приходит снова -
      И на обрыве я стою,
      Но волны не грозят сурово,
      А манят в глубину свою...

      Но не таков был он человек, чтобы отступиться. Упрямство Авдотьи только разжигало Некрасова. «Как долго ты была сурова,/ Как ты хотела верить мне / И как не верила и колебалась снова », - вспоминал он в позднейшем письме. Нелегко досталась ему эта женщина. Впоследствии он любил вспоминать

      И первое движенье страсти,
      Так бурно взволновавшей кровь,
      И долгую борьбу с самим собою,
      И, не убитую борьбою,
      Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.

      Этот любовный поединок продолжался с 1843 по 1848 год. В 1848 году Панаева стала, наконец, гражданской женой Некрасова (развод в те времена получить было нелегко).

      Счастливый день! Его я отличаю
      в семье обыкновенных дней,
      с него я жизнь мою считаю
      и праздную его в душе моей.

      А И. Панаеву выпала трудная роль: жить при собственной жене холостяком. Официально он считался её мужем, но и прислуга, и посторонние знали, что муж его жены — Некрасов. Они жили все втроём в одной квартире, что усугубляло насмешки.

      Гостиная Панаевых

      Отношения Некрасова с Панаевой были очень сложными, что нашло отражение во многих стихах поэта. Их роман стал почвой, на которой родился и роман стихотворный — поэтический цикл Некрасова, носивший название «панаевского» (по аналогии с «денисьевским» циклом Тютчева). Оба эти цикла объединяло то, что любовь Некрасова и Панаевой, как и любовь Тютчева и Денисьевой была незаконна, ставившая их постоянно перед лицом общества и друг перед другом в двусмысленное положение.
      Некрасов посвятил Панаевой 13 стихов, (если не считать трёх элегий, написанных уже в 70-е, конце жизни, когда он уже жил с другой). Начинается цикл со стихотворения 1847 года «Если мучимый страстью мятежной.. .», когда всё начиналось, и заканчивается стихотворением 1856-го «Прости », завершившим определённый этап отношений.

      Прости! Не помни дней паденья,
      Тоски, унынья, озлобленья, -
      Не помни бурь, не помни слез,
      Не помни ревности угроз!..

      Некрасов дал формулу, которую охотно приняли при разговоре о его лирике: «Проза любви» . Однако эта «проза» состояла не в приверженности к быту и дрязгам. Это мир сложных, «достоевских» страстей, ревности, самоутверждений и самоугрызений. Вот почему Чернышевский всё же назвал эту «прозу любви» «поэзией сердца ».
      Некрасов не просто создал характер героини в лирических стихах, что само уже по себе ново, но и создал новый женский характер, в разных, подчас неожиданных проявлениях: самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать.
      «Я не люблю иронии твоей » - уже в одной этой начальной строчке стихотворения есть характеры двух людей и бесконечная сложность их отношений. Вообще некрасовские вступления к стихам — это продолжения вновь и вновь начинаемого спора, длящейся ссоры, непрерываемого диалога: «Мы с тобой — бестолковые люди. Что минута — то вспышка готова...» «Да, наша жизнь текла мятежно...» «Так это шутка, милая моя?.. »
      Образ Панаевой живёт на страницах многих стихов Некрасова: «Поражена потерей невозвратной...», «Тяжёлый крест достался ей на долю...», «Бьётся сердце беспокойное...», «Разбиты все привязанности... » Перед нами предельно искренний лирический дневник, сохранивший горячие следы сердечной жизни двух людей — следы мучительных противоречий, ревности, горьких размолвок и счастливых примирений.
      И в любовной лирике Некрасов — поэт страдания. Только оно получает особый, именно некрасовский смысл. Он ощущает всю спасительность страдания, благословляет его по-пушкински («я жить хочу, чтоб мыслить и страдать») и радуется способности к страданию.

      Но мне избыток слёз и жгучего страданья
      отрадней мёртвой пустоты.

      В пору особенно напряжённых отношений с Панаевой, всё более приближающихся к разрыву, Некрасов написал стихотворение «Слёзы и нервы » («О слёзы женские, с придачей нервических, тяжёлых драм!.. », которое заканчивалось так:

      Зачем не мог я прежде видеть?
      Её не стоило любить,
      её не стоит ненавидеть...
      О ней не стоит говорить...

      В черновом варианте были такие — совсем уж жестокие для женщины строки:

      Есть не одна такая пара.
      Я не таков. Мне не вкусна
      ни раз погасшая сигара,
      ни обманувшая жена.

      «Слёзы и нервы» завершили стихотворный «панаевский» цикл, который навсегда остался в русской поэзии как единственная в своём роде поэзия страдания и «проза любви».

      Некрасов-сатирик

      У предшественников Некрасова сатира была преимущественно карающей: поэт высоко поднимался над своим героем и с идеальных высот метал в него молнии обличительных испепеляющих слов. Некрасов старается, напротив, как можно ближе подойти к обличаемому герою, проникнуться его взглядом на жизнь, подстроиться к его самооценке:

      Украшают тебя добродетели,
      до которых другим далеко,
      и беру небеса во свидетели -
      уважаю тебя глубоко..

      («Современная ода»)

      Его главное оружие — сарказм. Часто сатира Некрасова представляет собой монолог от лица обличаемого героя.

      Нравственный человек

      Живя согласно с строгой моралью,

      Жена моя, закрыв лицо вуалью,
      Под вечерок к любовнику пошла.
      Я в дом к нему с полицией прокрался
      И уличил... Он вызвал - я не дрался!
      Она слегла в постель и умерла,
      Истерзана позором и печалью...

      Я никому не сделал в жизни зла.

      Приятель в срок мне долга не представил.
      Я, намекнув по-дружески ему,
      Закону рассудить нас предоставил;
      Закон приговорил его в тюрьму.
      В ней умер он, не заплатив алтына,
      Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
      Я долг ему простил того ж числа,
      Почтив его слезами и печалью...
      Живя согласно с строгою моралью,
      Я никому не сделал в жизни зла.

      Крестьянина я отдал в повара,
      Он удался; хороший повар - счастье!
      Но часто отлучался со двора
      И званью неприличное пристрастье
      Имел: любил читать и рассуждать.
      Я, утомясь грозить и распекать,
      Отечески посек его, каналью;
      Он взял да утопился, дурь нашла!
      Живя согласно с строгою моралью,
      Я никому не сделал в жизни зла.

      Имел я дочь; в учителя влюбилась
      И с ним бежать хотела сгоряча.
      Я погрозил проклятьем ей: смирилась
      И вышла за седого богача.
      И дом блестящ и полон был как чаша;
      Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
      И через год в чахотке умерла,
      Сразив весь дом глубокою печалью...
      Живя согласно с строгою моралью,
      Я никому не сделал в жизни зла...

      Подобно талантливому актёру, Некрасов перевоплощается, надевая на себя разные сатирические маски. Он глубоко погружается в психологию своих персонажей, в самые потаённые уголки их мелких, подленьких душ.

      Ростовщик

      Было года мне четыре,
      Как отец сказал:
      «Вздор, дитя мое, все в мире!
      Дело — капитал!»

      И совет его премудрый
      Не остался так:
      У родителя наутро
      Я украл пятак.

      Страсть навек к монете звонкой
      Тотчас получив,
      Стал у всех я собачонкой,
      Кто богат и чив.

      Руки, ноги без зазренья
      Всем лизал, как льстец,
      И семи лет от рожденья
      Был уж я подлец!

      (То есть так только в народе
      Говорится, а зато
      Уж зарыто в огороде
      Было кое-что.)

      Говорят, есть страсти, чувства —
      Незнаком, не лгу!
      Жизнь, по-моему, — искусство
      Наживать деньгу.

      Знать, во мне раненько скупость
      Охладила кровь:
      Рано понял я, что глупость —
      Слава, честь, любовь,

      Что весь свет похож на лужу,
      Что друзья — обман
      И затем лишь лезут в душу,
      Чтоб залезть в карман,

      Что от чести от злодейки
      Плохи барыши,
      Что подлец, кто без копейки,
      А не тот, кто без души.

      И я свыкся понемногу
      С ролею скупца
      И, ложась, молился богу,
      Чтоб прибрал отца...

      Добрый, нежный был родитель,
      Но в урочный час
      Скрылся в горнюю обитель,
      Навсегда угас!

      Я не вынес тяжкой раны, —
      Я на труп упал
      И, обшарив все карманы,
      Горько зарыдал...

      Продал все, что было можно
      Хоть за грош продать,
      И деньжонки осторожно
      Начал в рост пускать...

      Нередко поэт использует сатирический перепев, который нельзя смешивать с пародией. В колыбельной песне «Подражание Лермонтову » воспроизводится ритмико-интонационный строй лермонтовской «Казачьей колыбельной », частично заимствуется и её высокая поэтическая лексика, но не во имя пародирования, а для того, чтобы резче оттенилась низменность тех отношений, о которых идёт речь у Некрасова.

      Спи, пострел, пока безвредный!
      Баюшки-баю.
      Тускло смотрит месяц медный
      В колыбель твою,
      Стану сказывать не сказки -
      Правду пропою;
      Ты ж дремли, закрывши глазки,
      Баюшки-баю.

      Будешь ты чиновник с виду
      И подлец душой,
      Провожать тебя я выду -
      И махну рукой!
      В день привыкнешь ты картинно
      Спину гнуть свою...
      Спи, пострел, пока невинный!
      Баюшки-баю.

      Тих и кроток, как овечка,
      И крепонек лбом,
      До хорошего местечка
      Доползешь ужом -
      И охулки не положишь
      На руку свою.
      Спи, покуда красть не можешь!
      Баюшки-баю.

      Купишь дом многоэтажный,
      Схватишь крупный чин
      И вдруг станешь барин важный,
      Русский дворянин.
      Заживешь - и мирно, ясно
      Кончишь жизнь свою...
      Спи, чиновник мой прекрасный!
      Баюшки-баю.

      Или вот такой сатирический перепев тоже на мотив Лермонтова:

      В один трактир они оба ходили прилежно
      И пили с отвагой и страстью безумно мятежной,
      Враждебно кончалися их биллиардные встречи,
      И были дики и буйны их пьяные речи.
      Сражались они меж собой, как враги и злодеи,
      И даже во сне всё друг с другом играли.
      И вдруг подралися… Хозяин прогнал их в три шеи,
      Но в новом трактире друг друга они не узнали…

      Юмор Некрасова

      Он у него восхитителен. Но почему-то некоторые исследователи и интерпретаторы его творчества этот юмор напрочь игнорируют. Вплоть до того, что позволяют себе переделывать на более серьёзный, академический лад какие-то строки поэта, показавшиеся кому-то чересчур легкомысленными. Вот, например, прелестное стихотворение Некрасова, которое я у него очень люблю:

      Где твоё личико смуглое
      нынче смеётся, кому?
      Эх, одиночество круглое!
      Не посулю никому!

      А ведь, бывало, охотно
      шла ты ко мне вечерком.
      Как мы с тобой беззаботно
      веселы были вдвоём!

      Как выражала ты живо
      милые чувства свои!
      Помнишь, тебе особливо
      нравились зубы мои?

      Как любовалась ты ими,
      как цаловала, любя!
      Но и зубами моими
      не удержал я тебя...

      Стихотворение шутливое, немного дурашливое: тут и «особливо», и эти «зубы», которые придают стиху непосредственность, лукавство, неповторимое своеобразие. Оно живое. И во многом благодаря этим «зубам». Собственно, всё стихотворение держится на этих зубах, в них-то вся прелесть, в этой улыбке.
      И вот, готовясь к вечеру Некрасова, я нахожу в нашей библиотечной фонотеке пластинку советского композитора Бориса Терентьева с песнями на стихи поэта, в том числе и на это. Мелодия занудная, заунывная, совершенно не соответствующая характеру стихов. И вдруг слышу: певец выдаёт нечто отнюдь не некрасовское, а, как я подозреваю, плод творчества самого Терентьева (или исполнителя Евгения Беляева): «Помню, тебе особливо нравились очи мои ». Видимо, советским авторам «зубы» показались неэстетичным, непесенным словом, и они ничтоже сумняшеся отредактировали классика, заменив на высокопоэтичное «очи». Ну и, соответственно, последнюю строчку «улучшили»: «но и глазами моими не удержал я тебя ». И всё, очарование ушло. Напыщенное «очи» (никогда никакой мужчина - если, конечно, он не Нарцисс - не скажет о себе «очи») убило живую непосредственную интонацию стиха, сделало его плоским, попросту неумным, особенно в серьёзном, даже торжественном исполнении тенора. Классик же, какой тут может быть юмор! А то, что недопустимо самочинно искажать и корёжить строки классика, пользуясь тем, что он уже умер и не сможет отстоять свои стихи - этого им никто в консерватории не объяснил. Поэтому приходится объяснять мне.