Болезни Военный билет Призыв

Сценарий час головоломок и кроссвордов. Открытое занятие «Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки. Общие правила разгадывания ребусов. Расшифруй названия животных. Какое из них лишнее

Многие факты из жизни одной из самых великих правительниц Руси и до сегодня неизвестны. Княгиня Ольга, краткая биография которой имеет множество «белых пятен», и сегодня является одной из самых одиозных персон

Происхождение княгини Ольги

Историки и исследователи жизни и деятельности Ольги и сегодня не пришли к единому мнению о ее происхождении. Несколько источников тех лет дают разные сведения о происхождении будущей жены великого князя Игоря.

Так, один из признанных источников тех времен - «Повесть временных лет» - указывает, что будущая княгиня Ольга, краткая биография которой не дает точных данных о ее родителях, была привезена из Пскова.

Другой источник - «Житие княгини Ольги» - утверждает, что родилась она на Псковской земле, в деревне Выбуты. простолюдинкой, именно поэтому имена ее родителей остались неизвестными.

Иокимовская летопись упоминает, что будущая жена князя Киевского была знатного рода Изборских, а корни ее уходят к варягам.

Еще одна версия: Ольга - дочь

Замужество

Знакомство Игоря с будущей женой также окутано массой неточностей и загадок. В «Житии» сказано, что будущая княгиня Ольга, краткая биография которой иногда противоречиво подается в разных источниках, познакомилась со своим будущим мужем в Пскове, где князь охотился. Ему было нужно перебраться через реку, и, увидев лодку, Игорь сел в нее. После князь обнаружил, что его паромщик - прекрасная девушка. На все ухаживания своего пассажира она отвечала отказом. А когда настало время выбирать князю невесту, он вспомнил девушку в лодке и послал за ней гонцов с предложением руки и сердца. Так стала женой русского Ольга. Княгиня Киевская, краткая биография которой с этих пор прослеживается более четко, была хорошей и мудрой женой. Уже в скором времени родила она Игорю сына - Святослава.

Убийство князя Игоря

Князь Игорь был великим завоевателем, он постоянно совершал набеги со своей дружиной на соседние земли, собирая дань со слабых племен. Один из таких походов стал для русского князя роковым. В 945 году Игорь с дружиной отправился к соседним древлянам за положенной данью. Забрав множество богатств, разрушив деревни и надругавшись над местным населением, русичи отправились домой. Однако на обратном пути князь с малым количеством воинов решил вернуться и вновь ограбить древлянские земли. Но местные мужчины, убедившись, что князь идет с малым войском, напали на него и убили.

Месть древлянам

Узнав о смерти мужа от рук древлян, долго горевала Ольга. Княгиня Киевская, краткая биография которой описана в «Повести временных лет», оказалось мудрой женой и правительницей. По обычаям того времени была приемлема Естественно, Ольга не могла обойти эту традицию. Собрав дружину, Она стала выжидать. Вскоре пришли послы от древлян с предложением свадьбы ради объединения русских и древлянских земель. Княгиня согласилась - в этом и состояла ее месть.

Доверчивые древляне поверили ей, зашли в столицу, но были схвачены, брошены в яму и засыпаны землей. Так, часть самых смелых и отважных древлян была уничтожена. Вторая партия послов была также умерщвлена хитростью - их сожгли в бане. Когда Ольга с дружиной подошла к вратам Искоростеня, главного города древлян, под предлогом справить тризну (поминки) по князю она опоила своих врагов, а дружина изрубила их. По свидетельствам летописцев, около пяти тысяч древлян полегло тогда.

В 946 году княгиня с войском отправилась в древлянские земли, разрушила их, собрала подати и установила обязательный, фиксированный размер налога, но занять Искоростень ей так и не удалось. Город был неприступен. Тогда Ольга сожгла город дотла с помощью голубей и воробьев, привязав к их лапкам горящую ткань. Школьникам рассказывают, кто такая княгиня Ольга. Краткая биография для детей младших классов опускает полную историю мести. В основном уделяется внимание годам ее правления и принятию христианской веры.

Княгиня Ольга: краткая биография, годы правления

После смерти Игоря преемником стал их сын Святослав, но фактически вся власть была сосредоточена в руках его матери, и пока он был юным, и после его совершеннолетия. Святослав был воином, и основное свое время проводил в походах. Благоустройством земель и подконтрольных территорий занималась княгиня Ольга. Краткая биография правительницы свидетельствует о том, что эта женщина основала несколько городов, в том числе Псков. Повсюду она облагораживала свои земли, возводила вокруг крупных селений стены, строила храмы в честь христианских святых. В годы правления Ольги чрезмерные подати были заменены фиксированными сборами.

Внешняя политика княгини также заслуживает внимания. Ольга укрепила связи с Германией и Византией. Способствовало этому, прежде всего, принятие ею христианской веры.

Крещение княгини Ольги

Первой ласточкой христианства на русской земле названа княгиня Ольга. Краткая биография для 4 класса особое внимание уделяет этому событию. В письменных источниках прошлых лет отсутствует единая дата принятия княгиней христианства. Некоторые называют 955 год, другие - 957 год.

Посетив Константинополь, Ольга не только крестилась в христианской вере, но и возобновила торговые договоры, подписанные еще ее покойным мужем. Крестили княгиню сам VII и священник Феофилакт. Нарекли ее Еленой (по христианскому обычаю).

Вернувшись домой, Ольга всячески пыталась приобщить к новой вере своего сына Святослава, но князь не проникся этой идеей и остался язычником, боясь осуждения дружины. И тем не менее, матери он не запрещал строить соборы и церкви. Ольга оставалась в Киеве, активно участвовала в воспитание внуков. Возможно, именно этот факт привел к тому, что сын Святослава, Владимир, в 988 году крестил Русь, тем самым объединив ее.

В 968 году печенеги напали на Русскую землю. Ольга находилась в осажденной столице вместе с внуками. Она послала гонца за Святославом, который в это время находился в очередном походе. Князь прибыл домой, разбил печенегов, но Ольга попросила сына не планировать очередной поход, так как тяжело хворала и предчувствовала близкий конец. В 969 году княгиня Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду. Легенда гласит, что мощи великой княгини были нетленными.

В XVI веке Ольга была причислена к лику святых.

Считается, что женщина менее наделена способностями к управлению государством, решению внутри-и внешнеполитических задач, нежели мужчина. Однако в русской истории немало примеров, опровергающих это традиционное мнение. И один из них – княжение Ольги.

Откуда она, княгиня Ольга, какого рода? Была ли она знатного происхождения или родилась в простой семье? Точного ответа на этот вопрос летописи не дают. По некоторым источникам, князь Игорь случайно встретил Ольгу, охотясь в своих владениях, и влюбился в незнатную девушку так, что сделал ее княгиней.

Данных о ее юности тоже никаких не сохранилось. Ее история начинается после смерти супруга, когда она, заручившись поддержкой воевод, заняла княжеский престол до вступления «в возраст» сына Святослава.

Первое, что сделала Ольга, — твердой рукой навела порядок в подвластных ей землях. Предания сохранили сведения об этом как о мести древлянам. Их глава Мал, якобы возжелав жениться на Ольге с целью присоединения к своим владениям Киева, прислал к Ольге гонцов. Княгиня велела закопать их в землю, а сама попросила передать Малу, что не против выйти замуж, но ей необходимо, чтобы в Киев пришли более знатные древляне, иначе жители Киева не дадут согласия на брак. Мал выполнил условие. Вторую партию гонцов ожидала смерть в горящей избе, подожженной по приказанию Ольги.

Далее суровая княгиня направилась к древлянам и осадила их город Коростень. Дождавшись, когда осажденные начнут молить о пощаде, она сказала, что уйдет от города, если его жители направят к ней по нескольку голубей с каждого двора. Поверившие ей древляне поспешили выполнить требование, но сделали это себе на горе: Ольга привязала к лапам птиц тлеющие угли, и, вернувшись домой, они подожгли город.

На этом месть Ольги завершилась. Сквозь призму веков уже неясно, все ли ее действия относились к древлянам и была ли то месть за смерть мужа, или она подобным образом усмиряла всех пытавшихся бунтовать, но только через некоторое время в государстве установились мир и покой.

Реформы управления

Ольга наладила и упорядочила сбор дани. Она поделила свои земли на административные единицы, каждой из которых управлял тиун – сборщик дани и княжеский ставленник. Он решал все вопросы, являлся представителем верховной власти.

В 946 г. Ольга произвела личный осмотр территорий княжества, объехав Северную Русь. До времен Нестора во Пскове берегли сани, на которых княгиня совершала свое путешествие. Княгиня ввела новую систему – систему погостов, то есть мест, где торговали и где происходил сбор податей. Именно на погостах впоследствии стали строить храмы. Многие их этих мест превратились в города.

Княгиня положила начало каменному строительству: первые каменные здания в Киеве – это ее дворец и загородный терем.

Объехав Северную Русь, Ольга вернулась в Киев. Ей предстояло воспитывать и наставлять своего наследника Святослава.

Принятие христианства

Княгиня Ольга была дальновидным политиком. В своих путешествиях она знакомилась с жизнью других государств и старалась перенять то, что казалось ей способствующим развитию Руси. Так, в 955 г. она отправилась в Константинополь, чтобы побольше узнать о христианской религии. Ольга понимала, что христианство – именно та вера, которая сможет сыграть большую роль в дальнейшем сплочении Киевской Руси, поможет укрепить княжескую власть.

Греки приняли русскую княгиню с почетом. Мысль о том, что христианство может распространиться на Руси, и Византия приобретет неограниченное влияние на молодое государство, пришлась им по нраву. Сам патриарх беседовал с Ольгой, рассказал о жизни и смерти Христа, о его учении, совершил обряд крещения.

Крестным отцом русской княгини стал император Константин Багрянородный, который устроил в ее честь богатый пир, подарил ей много золотых червонцев. Легенда гласит, что он был поражен красотой и умом Ольги, даже сделал ей предложение о вступлении в брак. Однако княгиня, отдарившись дорогими мехами, предложение вежливо отклонила. Насколько правдива легенда – неизвестно: ведь Ольга к моменту поездки в Константинополь была уже далеко не молода. Однако само ее возникновение говорит о том, как чтили и уважали княгиню русичи.

Ольга пыталась и Святослава склонить к принятию новой религии, однако он не внял ее советам. Впрочем, тот факт, что Ольга стала христианкой, еще сыграл свою роль: в будущем, когда князь Владимир задумает крестить Русь, он вспомнит о примере своей бабки Ольги.

Умерла Ольга в 969 году, за 3 года до смерти удалившись от дел и передав бразды правления сыну Святославу.

Итоги правления

Казалось бы, правление Ольги началось с довольно жестоких действий с ее стороны. Однако ненависти к ней у народа не осталось, напротив, ее долго помнили как Ольгу Мудрую. Состояние, в котором досталось ей княжество, требовало принятия немедленных и решительных мер. Водворив мир в своем княжестве, Ольга занялась его благоустройством. При ней не было кровопролитных войн, процветала торговля, росли города. Горько оплакивал народ строгую, но справедливую правительницу, при которой 20 лет жила Русь мирной жизнью.

Великая русская княгиня, первая христианка на Руси, первая русская святая. Многие считали ее одной из самых жестоких и властных правительниц русского государства, другие – настоящей женщиной, верной женой и матерью, праведницей. Исторические сведения о русской княгине полны противоречий, но могут быть свидетельством того, как сильны и почитаемы на Руси были женщины, какой силой власти и разума они обладали, как могли конкурировать с сильными мужчинами и даже их побеждать.

Княгиня Ольга, в крещении Елена (11 июля 969) правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент при сыне Святославе с 945 до примерно 960 года. За это время значительно укрепила Русь, усовершенствовала систему налогообложения, пополнила Киевскую казну, под ее руководством страна процветала и добывала победы и вес на международной арене.

Существует несколько версий происхождения Ольги. Одни считают, что она была дочерью вещего князя Олега и унаследовала от отца его дар предвидения. Местом рождения Ольги была Псковская земля. Там с ней и познакомился молодой князь Игорь. Другие считают, что Ольга происходит из скандинавов и настоящее ее имя Хельга. А Псковские земли – просто ее владения.

Так или иначе, она привлекла внимание киевского князя своей красотой и умом. Не по годам смышленая четырнадцатилетняя девушка, острая на язычок, смелая и независимая в общении с человеком княжеского рода, поразила его воображение. Произошло ли это во время княжеской охоты, когда стрела князя попала в дерево, за которым пряталась переодетая в мужскую одежду девица. Или в тот момент, когда князь переправлялся через реку, а юноша-перевозчик, не обнаживший голову перед князем, по приказу снял головной убор и по его плечам рассыпались прекрасные волосы. Как точно это произошло, мы, наверняка, уже никогда не узнаем. И можем довольствоваться лишь легендами более позднего происхождения.

Но факт остается фактом, князь влюбился и взял Ольгу в жены. Супруги жили счастливо, но Ольга из года в год рожала мертвых детей. Наконец, родила ему сына Святослава. В будущем одного из самых славных киевских князей, вошедших в историю под именем Святослав Хоробрый.

Ольга была верной и преданной женой. Она любила князя, так же, как и князь Игорь – свою жену. Князь Игорь обладал особой силой, потомок варягов воспринимался завоевателем, все время проводил в походе. Муж часто отлучался из дома, чтобы участвовать в битвах с кочевниками. Особенно непокорными, доставлявшими много проблем русским людям, были племена древлян, которые не давали покоя, нарушая границы киевских владений и разоряя Русь постоянными набегами.

Ждала мужа Игоря из похода. Ее мучили страшные предзнаменования. Княгиня видела зловещие сны, предвещавшие недоброе, она умела их разгадывать и предчувствовала смерть мужа. И все-таки ждала, надеялась, что сны обманывают, и беда обойдет стороной. Выходила на крыльцо, вглядывалась вдаль и пыталась заметить клубы пыли, поднимающиеся над полем, которые возвещали бы о возвращении мужа. Наконец, увидела. Бросилась навстречу. Но княжеские подданные вручили Ольге только меч своего предводителя. Древляне казнили князя жестоко – разорвали тело князя надвое. Последняя надежда рухнула. Он не ранен, а убит.

Горе пришло в дом княгини. Но в душе ее, кроме страдания, поднялась горячая жажда мести. Ольге передали меч Игоря и он будто придал ей воинственности. Теперь она стала правительницей Руси и могла расправиться с врагами, отнявшими у нее самое дорогое. Она не могла думать больше ни о чем, кроме мести. И жестоко наказала обидчиков. Даже летописцу Нестору, который рассказал об этом в знаменитой «Повести временных лет», вероятно, было страшно писать о такой жестокости. Никто не мог и подумать, что ласковая и кроткая княжна, любившая мужа и сына, отличавшаяся мирным нравом и ровным характером, способна на такое коварство.

Расправа над древлянами

Древлянский князь Мал, убивший Игоря, ни много ни мало, хотел стать . Он мечтал завоевать Русь, убить сына Ольги и стать ее мужем. И уже потирал руки, думая, что молодая вдова с радостью отдастся ему. Нет у нее никакого выхода. Он расщедрился на богатые дары, чтобы купить ее внимание, снарядил послов, которые должны были передать княгине предложение о браке. Первых послов от древлян княгиня закопала живьем вместе с лодкой, в которой они приплыли.

Вторых – сожгла в бане. Предварительно напоив и пообещав обязательно выйти замуж за древлянского князя.

В третий раз милостиво пригласила знатных древлян на тризну по Игорю. Усадила «дорогих» гостей за столы дубовые, угощала наливками медовыми, а когда они дошли до «кондиции», приказала своим слугам их уничтожить. Пять тысяч хмельных древлян были перебиты. Казалось, эти смерти утолят мстительное сердце княжны. Но не тут-то было.

Княгин-волчица – так называли Ольгу в народе. Вдова не могла себе позволить отдыхать в покое. Это была огромная ответственность – стать главной сильного молодого государства. Она должна была стать персоной сильной и властной, которая могла бы руководить мужчинами. И те бы ей безропотно подчинялись.

Для этого ей нужна была значимая победа. И тогда, через год, Ольга пошла на древлян войной. В этот поход взяла и своего малолетнего сына. Воевода Свенельд вручил юному князю меч, и тот начал бой с древлянами, воткнув его в землю. С тех пор Святослав с мечом и не расставался, а потерял его в том легендарном бою в 972 году, когда напоролся на засаду и вместе со своими воинами храбро полег у берегов острова Хортица, как раз в том месте, где стоит теперь ему памятник. Кстати, в двухстах метрах от этого места современный рыбак Сергей Пьянков в 2011 году закинул спиннинг и вытащил уникальную находку – меч с драгоценной инкрустацией. Ученые считают, что это и есть тот самый легендарный меч Святослава, который князь потерял в бою. Тот ли это меч, который передали когда-то княгине Ольге от погибшего мужа, тот ли, который юный Святослав Хоробрый воткнул в землю в знак начала боя? Точно неизвестно… В любом случае, этот меч – символ княжеской власти. Но для Ольги он был еще и символом мести. Она не могла успокоиться и все искала смертей для своих обидчиков.

Подошла войском к городу древлян Искоростеню. Обложила его многомесячной осадой. Но город не сдавался. И тогда Ольга пошла на хитрость. Она пообещала древлянам, что оставит их в покое, только возьмет с них последнюю дань. Дань символическая: по три воробья и три голубя от каждого двора. Глупые древляне не разгадали подвоха. Поймали птиц и отправили княгине. А та… К лапке каждой птицы приказала привязать горящие тряпочки с серой (так называемый, греческий огонь). Птицы полетели домой и подожгли голубятни и сараи. И не было двора, где не пылал бы огонь. Мгновенно загорелся весь город. Искоростень сгорел дотла. Убегающие умирали от рук дружинников. Так Ольга безжалостно уничтожила целый народ.

Месть Ольги поразила даже ее войско. Этот поступок заставил их благоговеть и страшиться собственной княгини. Но только силой и мечом удержать власть невозможно. И Ольга это понимала. Она была очень умной женщиной.

Ольга – первая христианка на Руси

Народ должны объединить идея. Такой идеей стало для Ольги христианство. Сделав ставку на новую веру, Ольга отправилась в Константинополь. Ей нужны были новые связи, укрепление власти, поддержка. Ум, сила и красота Ольги привели в восторг самого императора Константинополя, он решил добиться ее привязанности и согласия на брак. Ему нужна была княгиня, а ей – поддержка Византии. Константин готов был сразу жениться на княгине. Но она была язычницей. Каков выход? Ольге придется принять христианство. Сам византийский император Константин Багрянородный крестил Ольгу задолго до принятия Христианства на Руси. Это был хитрый дипломатический ход правительницы. В соборе святой Софии (аналог такого собора позже будет выстроен Ярославом мудрым в Киеве), в городе Константинополь, император лично крестил Ольгу, ей дали имя Елена.

Приём Ольги Константином Багрянородным (миниатюра Радзивилловской летописи)


Казалось, теперь не было никаких препятствий к замужеству. Но после крещения хитрая Ольга, которая и не сбиралась замуж за Константина, заявила, что выйти замуж за крестного отца не может. Так Ольга обвела вокруг пальца самого византийского императора и в то же время добилась своего: о Киевской Руси узнали в Византии и с этого времени стали ее поддерживать. Гарантией такой поддержки был принятое ею христианство, которое вскоре станет господствующей на Руси религией.

Ольга стала первой христианкой на княжеском престоле. Она возводила храмы, монастыри, проповедовала . Ее причислили к лику святых. Нестор летописец называл ее предвестницей христианской земли, предутренней зарей перед солнцем. Она сама хотела крестить свой народ, но ей это не удалось. Крестил Русь только ее внук. Но роль Ольги переоценить невозможно. Оставаясь женщиной, она не только удержала власть Киевского государства, но и укрепила его.

    Ведущий.

    По горизонтали:
    2. Синенькая шубка
    Весь мир покрыла (Небо)
    4. В голубой станице
    Девица круглолица.
    Ночью ей не спится -
    В зеркало глядится (Луна)
    7. Люди ждут меня, зовут,
    А приходишь - прочь бегут (Дождь)
    9. Летит орлица
    По синему небу.
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)
    10. Без крыльев летит,
    Без ног бежит,
    Без паруса плывёт. (Облако)
    13. Летит огненная стрела,
    Никто её не поймает:
    Ни царь, ни царица,
    Ни красная девица. (Молния)
    14. Нашумела, нагремела,
    Всё промыла и ушла.
    И сады и огороды
    Всей округи полила. (Гроза)
    17. Без рук рисует,
    Без зубов кусает (Мороз)
    19. Летит, рычит,
    Ветки ломает,
    Пыль поднимает
    Слышишь его,
    А не видишь его. (Ветер)

    По вертикали.

    1. Он пушистый, серебристый,
    Но рукой его не тронь,
    Станет капелькою чистой,
    Как поймаешь на ладонь. (Снег)
    3. У нас под крышей
    Белый гвоздь висит.
    Солнце взойдёт -
    Гвоздь упадёт. (Сосулька)
    5. Белая кошка
    Лезет в окошко. (Рассвет)
    6. Есть невидимка:
    В дом не просится,
    А прежде людей бежит,
    Торопится. (Воздух)
    8. Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали.
    А пошли искать их днем,
    Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
    11. Через поля, через луга
    Встала нарядная дуга. (Радуга)
    12. Ты кричал - оно молчало,
    Ты молчал - оно кричало. (Эхо)
    15. Ну-ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжёт,
    Не фонарь, а ярко светит,
    И не пекарь, а печёт? (Солнце)
    16. Не снег и не лёд,
    А серебром деревья уберёт. (Иней)
    17. Подрастал, подрастал,
    Был рогатым - круглым стал.
    Только круг, чудо-круг
    Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)
    18. Рассыпался горох
    На тысячу дорог. (Звёзды)

    Ведущий.

    Победила команда..

    Ведущий.

Просмотр содержимого документа
«Угадай (конкурс кроссвордов, загадок и ребусов)»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Перспектива»

Угадай

( )

Проведено: 21.03.2016 г.

по Данилкина И.С.

Старый Оскол

Возраст участников: 7 - 12 лет.

Продолжительность: 45 минут.

Цель: формировать эстетический вкус, творческий потенциал, культурное отношение к себе и окружающим.

Задачи:

Развивать познавательный интерес детей;

Способствовать созданию атмосферы праздника, активного отдыха;

Воспитывать уважительное отношение к природе;

Оборудование: листы бумаги, кроссворд, карточки с заданием.

Место проведения: клуб по месту жительства «Магнитка»

Ход мероприятия

На доске: «Угадай» ( конкурс загадок, кроссвордов и ребусов )

Ведущий.

    Здравствуйте ребята, сегодня мы собрались в день весенних каникул на мероприятие конкурс загадок, кроссвордов и ребусов «Угадай» предлагаю разделиться на 2 команды («Радуга», «Ромашка») и выбрать капитана команды. Желаю всем победы и пусть каждая команда проявит ловкость, эрудицию и умение дружно и сплоченно работать в коллективе. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон, в случаи не правильного ответа, право ответить и получить дополнительный бал переходит команде соперника.

    И так мы начинаем посвящена наш конкурс матушке природе.

    Ночь прошла, заря алеет, -
    И настал рассвет.
    Снова солнце розовеет,
    Чистый дарит свет.

    Просыпаясь рано утром,
    Чуешь благодать
    От красы природы мудрой, -
    День идёт опять.

    Наслаждаемся природой
    Каждый Божий день.
    Солнце всходит над горою, -
    Здравствуй новый день!

    Ребята, предлагаю вашему вниманию презентацию, с помощь которой вы постараетесь отгадать загадки.(ведущий показывает презентацию)

    Ведущий.

Молодцы, ребята справились с заданиями. А теперь посмотрим как вы умеете разгадывать ребусы.

И с этим заданием вы справились

Ведущий.

А кто умеет разгадывать кроссворды?(ответы детей)

Молодцы! Сейчас посмотрим кто из команд справится с этим заданием первым.

По горизонтали:
2. Синенькая шубка
Весь мир покрыла (Небо)
4. В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится –
В зеркало глядится (Луна)
7. Люди ждут меня, зовут,
А приходишь – прочь бегут (Дождь)
9. Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
10. Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывёт. (Облако)
13. Летит огненная стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Молния)
14. Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила. (Гроза)
17. Без рук рисует,
Без зубов кусает (Мороз)
19. Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

По вертикали.

1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
3. У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт –
Гвоздь упадёт. (Сосулька)
5. Белая кошка
Лезет в окошко. (Рассвет)
6. Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей бежит,
Торопится. (Воздух)
8. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)
11. Через поля, через луга
Встала нарядная дуга. (Радуга)
12. Ты кричал – оно молчало,
Ты молчал – оно кричало. (Эхо)
15. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
16. Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
17. Подрастал, подрастал,
Был рогатым – круглым стал.
Только круг, чудо-круг
Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)
18. Рассыпался горох
На тысячу дорог. (Звёзды)

Ведущий.

Вот и подошло к концу наш конкурс, предлагаю подсчитать баллы. Хочу похвалить участников двух команд за сплоченность, эрудицию и смекалку.

Победила команда.......

Ведущий.

В конце нашего конкурса хочу сказать: «Мы - хозяева нашей природы,а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни, давайте будем любить и беречь ее для себя и наших потомков!»

До новых встреч! (награждение победителей призами, участников поощрительными призами)

«Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки.

Общие правила разгадывания ребусов.»

Тема: Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки. Общие правила разгадывания ребусов.

Цель: Познакомить с правилами разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов.

Задачи:

    Обучающая: научить разгадывать ребусы и кроссворды.

    Развивающая: развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию и воображение.

    Воспитательная: воспитание усидчивости, терпения, умения преодолевать трудности.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, доска, печатные материалы.

Ход урока.

Здравствуйте, дети! Садитесь.

Организационный момент .

Проверка готовности к уроку.

Проверьте всё ли готово у вас к уроку. Уберите, пожалуйста, все лишнее, чтобы Вас ничего не отвлекало.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Ответы детей…).

Введение в тему:

Тема нашего сегодняшнего урока: Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки. Общие правила разгадывания ребусов.

А Вы любите отгадывать загадки и разгадывать кроссворды? (Ответы…)

Давайте разберемся, что такое загадка, ребус, головоломка и кроссворд.

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. В. И. Даль писал: «Загадка - краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, но и требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. Загадки придумывают люди и сейчас. Это очень интересное занятие – обязательно попробуйте! Любая загадка - это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда - потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке - образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Замечательный дружище -

Деревянная ручища.

Он у плотников в почете:

Колет, рубит - весь в работе.

По тропинкам, по низинкам

Ходит лесом невидимка,

Повторяя вслед за мной

Все слова в тиши лесной.

Где вода из года в год

Не бежит и не течет,

Не поет и не журчит,

А всегда столбом стоит.

(В колодце)

Он выходит жарким летом

В белый пуховик одетым.

Но подует ветер – вмиг

Облетает пуховик.

(Одуванчик)

Спинка есть, четыре ножки,

Не собака и не кошка.

Головоломка – непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Главный принцип головоломки – это сразу отправить человека по ложному пути, который на первый взгляд кажется 100% правильным. Головоломка – это «сломать» голову, а значит сломать «стереотип мышления». Человек пытается найти решение сложной на первый взгляд задачи.

Для решения головоломки нужно применить все свои навыки и умения. Нужно отбросить лишние данные, которые могут только запутать, и искать ту самую необходимую информацию, которая приведет к победе. Головоломки вызывают только приятные, положительные чувства и эмоции. Головоломки очень полезны для детей!

Игра в шарики.
-
Обведи кружками пары шариков, сумма которых составляет 10.
Пример:

Дикобраз.
Заполни пустые кружки этого числового «дикобраза».

В этих головоломках нет «правильных ответов», поэтому предложены просто некоторые варианты. Поощряется сообразительность, оригинальность и остроумие ребят.

У женщины не было с собой водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен. Потом, не обращая внимания на знак, запрещающий въезд, с «кирпичом», спокойно двинулась по улице с односторонним движением против движения автомашин. Все это происходило на глазах у сотрудника ГИБДД, который почему-то ее не остановил. Что же все-таки произошло?

Ответ: Женщина шла пешком.

Всем нам известно, что русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Татьяна, Мария, Ольга и т. д. Однако есть женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.

Ответ: Любовь.

Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

Ответ: Когда дверь открыта.

Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?

Ответ: Да, это всадник на лошади.

Какое колесо машины не крутится при правом развороте?

Ответ: Запасное.

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ : Слово «неверно».

На одной ноге курица весит 3 килограмма. Сколько килограмм весит курица на 2-х ногах?

Ответ : тоже 3.

Ре́бус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.

Ребус – это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Запомните эти правила.

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

3. Иногда название какого-либо предмета не используется целиком, тогда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В таких случаях употребляется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка – то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.

Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в» . Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:

В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо "восемь" можно прочесть "СЕМЬВО", а вместо "вода" - "ДАВО". Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.

5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из» . Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» .
Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на» , «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу.
Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил ее Насте» - можно изобразить так:

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б»:

10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства

Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом - вторая, за ней - третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:

13. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

14. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»: