Болезни Военный билет Призыв

Сергей есенин русь советская анализ. Характеристика, особенности и анализ стихотворения Есенина «Русь советская

Стихотворение Есенина «Русь Советская» было написано в 1924 г., в завершающий этап творчества поэта. В это время было модным писать произведения исключительно с позиций прославления нового строя, его безмерной идеализации. Сам Есенин не стал исключением, многие его произведения этого периода проникнуты подобными мотивами.

Однако, «Русь Советская» выпадает из общего ряда стихотворений этого периода. Есенин признает правильность и необходимость победы советского строя, но делает это мимоходом, как нечто неважное, второстепенное. Главным мотивом произведения является одиночество автора, его ненужность, отсталость при новом режиме.

Поэт описывает возвращение в родное село после долгой отлучки. С удивлением и болью он ощущает, что во время его отсутствия на родине произошли огромные перемены. Есенин побывал во многих местах, сам становился в первые ряды борцов за новую жизнь. Однако, где бы он ни был, он всегда был уверен в том, что всегда сможет вернуться туда, откуда начал свой жизненный путь. И это место представлялось ему тихой неизменной гаванью, где он найдет покой и наберется сил для дальнейшей борьбы.

Новая российская глубинка поражает поэта. Крестьянский быт неузнаваемо изменился. Появились новые герои, новые взаимоотношения, весь прежний уклад жизни стал совершенно другим.Есенин рад этим переменам, но признает, что сам теперь стал не нужен со своими старомодными и непонятными стихами.

Заключительная часть стихотворения является своеобразным манифестом бывшего поэта-бунтаря. Есенин заявляет о том, что останется верен лишь своему творческому дару, который, в отличие от людей, никогда ему не изменял.

Последние строки произведения – одно из сильнейших мест в творчестве национального поэта. Вопреки большинству интернационалистов того времени Есенин твердо говорит, что главным для него остается только одно – «шестая часть земли с названьем кратким – «Русь».

Анализ стихотворения Русь советская по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс

    Если анализировать стихотворение «Осень» знаменитого русского писателя Лермонтова, то пожалуй лучше всего будет начать с маленького путешествия по истории. Очень интересным фактом становиться то, что данное произведение было

  • Анализ стихотворения Когда читала ты мучительные строки Фета

    Произведение относится к позднему творчеству поэта и по жанровой направленности является философско-лирическим в виде любовного послания к безвременно ушедшей из жизни любимой женщине.

  • Анализ стихотворения Сон Некрасова

    Некрасов Николай Алексеевич появился на свет в 1821 году, в один год с другой великой творческой личностью - Достоевским Ф. М. Известен всем нам как выдающийся поэт и писатель, способствовавший гуманизации русской литературы

  • Анализ стихотворения Маяковского А вы могли бы?

    Маяковский – это талантливый, и весьма необычный человек. Именно потому, его стихотворения, и вообще, произведения весьма необычны, так как его характер и ироничность, иногда часто проявлялись и в произведениях его.

  • Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуалью…

    Стихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств

Творчество замечательного русского поэта С.А. Есенина (1895-1925 гг.) пришлось на переходную и вместе с тем очень тяжелую эпоху. Начало XX века было временем активных поисков средств выразительности во всех сферах искусства: в живописи, музыке, театре и литературе. Есенин не остался в стороне от новых веяний, увлекшись имажинизмом - литературным направлением, которое отдавало предпочтение не столько содержанию, сколько созданию образа. Однако очень скоро Сергей Александрович проявил себя как автор самобытной лирики.

Стихи поэта в контексте эпохи

Как талантливый художник, Есенин живо и остро чувствовал тяжелые перемены в стране, что нашло отражение в его произведениях. И если в ранних стихах он прославляет деревенскую Русь, восхищается красотой родной природы, то в поздних сочинениях под влиянием общественно-политических потрясений в государстве звучит горечь по поводу происходящего, и вместе с тем чувствуется попытка осознать и принять по мере сил новую жизнь.

Поэт понимает неизбежность социальных и духовных перемен после прихода к власти большевиков. Он наблюдает, как изменились люди вокруг, как новое поколение громко и властно заявляет о своих правах, как появились новые ценности, как уходит в прошлое его любимая деревенская Русь, с такой теплотой воспетая им в юношеских стихотворениях.

Отношение поэта к новым реалиям можно проследить на примере его маленькой поэмы «Русь советская». Анализ стихотворения Есенина следует начать с краткой характеристики автора новой России. Его отношение к установлению большевистского строя и последовавшей за тем ломки крайне сложно и неоднозначно. Как умный, мыслящий человек он понимает, что приходится мириться с этим переворотом, который большинство людей приняло как должное. Вместе с тем он не одобряет того, что видит: разрушение патриархального уклада, страшную войну, наступление города на село.

Описание деревни и природы

Анализ стихотворения «Русь советская» следует проводить в рамках в целом. Деревенские мотивы, сельские пейзажи - основная тема его лирики. В рассматриваемом произведении автор снова возвращается к своим излюбленным мотивам. Вначале он рисует грустную картину опустевшего села. Он не находит отчего дома, не встречает родных лиц - его взору предстает картина новой, суетливой, кипучей жизни, в которой ему уже нет места.

И герой пытается примириться с этой чужой действительностью. Анализ стихотворения «Русь советская» делает упор на последнее обстоятельство: стремление поэта как-то найти себя в новом мире, что говорит о гибкости его мышления. Однако это дается ему нелегко: горечь звучит почти в каждом четверостишии. Даже природу автор рисует скупыми эпитетами и в довольно унылых тонах. Он уже не восхищается ее красотой, поскольку в свете произошедших перемен не находит в себе сил радоваться окружающему миру.

Характеристика новой жизни

Пожалуй, ни в одном произведении мотив горечи утраты не прозвучал так пронзительно, как в стихотворении «Русь советская». Анализ стихотворения Есенина должен быть дополнен оценкой автором нового образа жизни сельчан. Поэт с грустью наблюдает за рассказом красноармейца о гражданской войне, в то время как слушатели поражаются и восхищаются рассказами о подвигах Буденного.

Поэт видит, что теперь новое поколение увлечено агит-листовками Д. Бедного, а не его стихами, и у него как бы невольно вырывается горестное восклицание о своей ненужности в этом мире. Но тут же звучит мотив примирения: автор признает, что в свое время не зря воспел родной край, которому посвятил свою жизнь.

Мотив творчества

Сочинение «Русь советская»: анализ стихотворения Есенина» должно быть дополнено обзором темы оценки героем своего поэтического наследия. Автор говорит о своей готовности принять произошедшие перемены, однако отстаивает свою творческую свободу. Он заявляет, что никому не отдаст своей лиры и будет продолжать сочинять, исходя из своих собственных принципов, не увлекаясь новой модой и не подчиняясь никаким переменам.

В этом отношении автор близок к Пушкину, и это сходство должен подчеркнуть анализ стихотворения «Русь советская». Есенин вводил образ Александра Сергеевича в свои произведения, но и без прямой отсылки очень часто можно видеть в лирике обоих общие мотивы. Тема независимого творчества является одной из главных в их стихотворениях.

Есенин о Руси

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская» кратко должен показать значение данного произведения в цикле стихов поэта о Родине. Автор очень трепетно относился к своей стране. Поэтому, несмотря на все перемены, все же нашел в себе силы для того, чтобы надеяться на лучшее будущее. Он верит в прекращение войн, наступление мира, возвращение радости и покоя в родную деревню.

Герой с новой силой выражает готовность и дальше воспевать Русь, которой и посвящает весь свой талант поэта. Это обязательно должен показывать анализ стихотворения «Русь советская». Есенин по плану изучается в школе в одиннадцатом классе, т. е. тогда, когда учащиеся уже могут осмыслить и понять нелегкий путь этого человека в годы советской власти.

Настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского , а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.

Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни» , «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись» , «хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп» . Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны.

Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна» , а его «поэзия здесь больше не нужна» , и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:

Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?

Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».

Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .

А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита» . Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом» , а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю» , но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.

Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать
Всем существом в поэте

Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Здесь даже мельница – бревенчатая птица

С крылом единственным – стоит, глаза смежив.

Я никому здесь не знаком,

А те, что помнили, давно забыли.

И там, где был когда-то отчий дом,

Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят думы:

Что родина?

Ужели это сны?

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далекой стороны.

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.

«Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.

Они, пожалуй, будут интересней –

Уж не село, а вся земля им мать».

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми немытыми речами

Они свою обсуживают «жись».

Уж вечер. Жидкой позолотой

Закат обрызгал серые поля,

И ноги босые, как телки под ворота,

Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,

В воспоминаниях морщиня лоб,

Рассказывает важно о Буденном,

О том, как красные отбили Перекоп.

«Уж мы его – и этак, и разэтак, —

Буржуя энтого…которого…в Крыму…»

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Прости, родной приют.

Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен,

Пускай меня сегодня не поют –

Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,

Ни матери, ни другу, ни жене.

Лишь только мне она свои вверяла звуки

И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, –

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

В 1924 г. Есенин первым среди литераторов того времени затронул в своих стихах тему судьбы “родных обителей” с точки зрения вновь обретенного взгляда на мир. Первым таким произведением стало стихотворение “Возвращение на Родину”, в котором звучит глубокая тоска и печаль от необратимо наступающих перемен в жизни родины и странное чувство незримой пропасти, которая пролегла между лирическим героем и “новой” деревней.

С огромной, почти эпической силой эта тема прозвучала в написанном тогда же стихотворении “Русь советская”. Это одно из самых глубоких и совершенных созданий позднего Есенина.

Само название “Русь советская” уже говорит о сложности восприятия Есениным тогдашнего уклада жизни. Слово “Русь” напоминает о многовековых традициях русского народа, о его вере, о сложном и славном историческом пути родной страны. А прилагательное “советская” звучит как антитеза, это слово говорит уже о новом строе, не имеющим ничего общего с Русью, православной Русью.

В первой же строке стихотворения звучит мотив революции, которую автор сравнивает с ураганом. Такое сравнение достаточно традиционно в русской литературе. В первом четверостишии просматривается параллель с Пушкиным, с его стихотворением “Вновь я посетил…”

…Вновь я посетил тот уголок земли,

Где я провел изгнанником два года незаметных,

Как здесь, так и в “Руси советской” звучит мотив утраченного дома. В третьем стихе Есенин использует метафору “край осиротелый”, чтобы подчеркнуть опустошенность, которую лирический герой ощутил, вернувшись в родную деревню. И действительно, эпитет “осиротелый” как нельзя лучше подходит к описанию теперешней России. Речь идет не столько об осиротевших семьях, сколько о потере исторической государственности, веры, сердечной теплоты. Здесь можно также услышать и библейский мотив блудного сына, который вернулся на родину после долгих лет странствий. Но, в отличие от библейского героя, лирический герой стихотворения не находит в родном краю прощения и радушной встречи. Наоборот, он ощущает здесь одиночество и отчужденность:

Той грустной радостью, что я остался жив?

Оксюморон “грустная радость” еще более усиливает печальную интонацию этих строк. Во второй строфе появляется образ мельницы как символа родины, символа русской деревни. Эту мельницу автор сравнивает с птицей “с крылом единственным”. Здесь слышится мотив ущербности. Как птица, неспособная летать, теряет смысл жизни, так и мельница в “новой” деревне утратила свое назначение.

В третьей строфе мотив сгоревшего дома, мотив пепелища перекликается со стихотворением Пушкина “Два чувства дивно близки нам…” Строки Есенина во многом автобиографичны. Известно, что в 1922 г. дом родителей Есенина сгорел. Но здесь пепелище на месте отчего дома олицетворяет скорее крушение старого мира, старого уклада жизни на фоне нового миропорядка.

В начале четвертой строфы “ломается” стихотворная строка. Автор выносит поэтическую мысль “А жизнь кипит…” в отдельную строку, после которой следует пауза. Здесь в глаза бросается антитеза, основанная на контрасте между суетой жизни и раздумьем лирического героя. Также звучит мотив изгнанника в родной стране. “Ни в чьих глазах” лирический герой не находит любви и понимания.

Первые 4 строфы можно назвать вступительной частью стихотворения. Главная начинается с рассуждения лирического героя. “Что Родина?” Автор выделяет этот риторический вопрос в отдельную строку, чтобы подчеркнуть его значимость. Продолжает развиваться мотив отчужденности лирического героя в родном краю. При этом лирический герой называет себя “пилигрим угрюмый”, говорит, что “в своей стране … словно иностранец”. Интересно сравнение “пилигрим”, т.е. паломник, странник, который отрекся от мирской жизни ради веры, который живет в своем, особенном мире, и люди часто его не понимают. Лирический герой, вопреки всему, верит в свою родину, в свое отечество и не может принять новой “веры”.

Ирония и боль слышатся в шестой строфе стихотворения. Первая строка выделена как риторическое восклицание. Здесь автор опять использует антитезу, совмещая в одной строфе совершенно разные по стилю слова: “баба” и “пиит”. И все это работает на усиление того болезненного чувства, которое испытывает герой. Здесь начинает звучать тема поэта и его страны.

Далее слышится мотив разлада между умом и сердцем лирического героя. Умом он понимает произошедшие перемены и верит: будущее — за молодым поколением. Но сердце отказывается принимать “новую” жизнь, чувствует лишь боль. Очень необычно, что сравнительно молодой человек
(в момент написания стихотворения Есенину было 29 лет) уступает дорогу другому поколению:

Уже ты стал немного отцветать,

Другие юноши поют другие песни.

Они, пожалуй, будут интересней —

Уж не село, а вся земля им мать.

Здесь появляется мотив завершенности жизни. В следующей строфе можно заметить прямую перекличку с уже упомянутым стихотворением “Возвращение на родину”:

И вот сестра разводит,

Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”,

О Марксе, Энгельсе…

Ни при какой погоде

Я этих книг, конечно, не читал.

Эти строки в каком-то смысле объясняют фразу: ”Язык сограждан стал мне как чужой”.

Далее в стихотворении появляется эпический элемент — сюжетные картинки, с помощью которых автор изображает жизнь “новой” деревни. Для придания красочности и правдоподобия этим картинкам поэт включает слова деревенского обихода, такие, как “жись”, “буржуя энтого” и т.д. Сравнивая собрания у волости с воскресным посещением церкви, поэт поднимает проблему попранной веры.

Прием олицетворения, с помощью которого создается образ природы, был характерен и для юного Есенина. Но теперь поэт использует такие эпитеты, как “жидкий”, “босые”, сравнивает тополя с ногами тёлок. Всё это создает весьма приземленный образ деревенской природы, созвучный настроению стихотворения.

Пятнадцатая строфа стихотворения является его кульминацией.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Это крик души. Здесь размышления о родной стране достигают своего апогея, герой до конца сознает свою ненужность в “новом” мире, поняв, какая непроходимая пропасть лежит теперь между ним и воспетым им когда-то русским народом. С помощью ассонанса (страна — рожна — ора л — нужна ) автор выделяет это четверостишие.

Заключительная часть стихотворения начинается с инверсии и повтора (Приемлю все // как есть все принимаю). Этот прием автор применяет для усиления логического ударения, подчеркивая готовность следовать горькому, но неизбежному жребию, “готов идти по выбитым следам”.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам, —

в этих строках выражена двойственность мироощущения поэта. Он готов смириться с новым укладом жизни, но свой дар не может приспособить к нему.

В предпоследней строфе завершается мотив смирения, примирения с действительностью. И герой желает молодому поколению: “Цветите, юные! И здоровейте телом!” Автор использует одно и то же слово для создания различных образов (“отцветать” — “цветите”), тем самым создавая своеобразную перекличку: («…Я стал… отцветать» — «Цветите, юные…»).

Герой желает молодому поколению здороветь именно телом. Не потому ли, что “здороветь” душой под распеваемые “агитки” очень трудно?

Последние две строки этого четверостишия завершают тему одиночества, сближая ее с темой вечного.

Можно заметить, что в стихотворении присутствуют разные ритмы: сначала это лирическая интонация, затем почти частушка, и в заключение — опять лирическая интонация. И лишь в последней строфе на смену этой интонации, вполне соответствующей мотиву смирения, приходит твёрдое патетическое признание, как бы вопреки всему, о чем говорилось прежде. Эта строфа написана четким, торжественным ямбом. Эти строки утверждают одно: Русь жива. Советская- это лишь одна из форм существования великой, духовно неиссякаемой страны, которую Есенин всегда воспевал в своем творчестве.

4. Как завершается работа? Если заключительная часть сочинения кажется вам недостаточно полной, расширьте ее.

События октябрьской революции были приняты С. Есениным достаточно воодушевленно. Он не побоялся крови, в которую окунулась вся страна. Он, как выходец из села, прежде всего, жаждал улучшения жизни крестьян, ведь понимал их трудное положение.

Уехав из родного дома, автор жил и работал в Москве. У него долгое время не было возможности вырваться туда, откуда родом детские мечты. Он просто бредил побывать в родном селе, в родном доме. 1924 год подарил поэту такую возможность и Сергей Есенин был шокирован до глубины души всем тем, что предстало перед его взором. На фоне таких душевных переживаний, поэтом была создана откровенная стихотворная работа «Русь советская».

Автор, предвидит свою скорую кончину, решил не выбирать выражения, а писать все так, как есть на самом деле. После поездки в Константиново, Есенин впервые задумался над тем, а что вообще стоит его творчество, для чего он занимается литературной деятельностью?

В своем родном селе он не встретил знакомых лиц, ему не с кем было приветствоваться. Родной дом выглядел как небольшая горка пепла. Он сгорел дотла. Прохожие жители не признали в богато одетом страннике того Есенина, который в детстве здесь жил. А он ведь практически все свои творческие работы посвятил именно этим обычным людям, родному селу, прекрасным красотам русской природы. Автор был уверен, что его работы нужны таким простым, душевным людям. Однако, оказывается, поэт жил в своих фантазиях, в надуманном мире.

Наблюдая за окружающей действительность, поэт чувствует себя смешным и ничтожным. Он словно чужак в родной стране. Его любимый, мелозвучный и чистый русский язык стал похож на корявые фразы. И во всем Есенин обвинил именно революцию, которая принесла в родные края пролетарские настрои. Теперь, после визита в родной край, автор совершенно не воспринимает тех селян, они кажутся ему чужими. В них пропала та душевность, та дружность. Поэт не понимает их мышления, их языка, их образа жизни. Крестьяне в один миг отказались от своего прошлого, от вековых традиций, от культуры.

Не имея другого выхода, Есенин признается, что готов принять те изменения, которые пришли с революцией. Он согласился с новыми ноябрьскими и майскими праздниками, с новыми устоями в обществе. Только одно осталось неизменным в душе поэта. Это его лира, в которой он продолжал воспевать свою прекрасную и ушедшую Родину, великолепные края старой России.