Болезни Военный билет Призыв

Школа злословия. Злословие

Злословить легко. Даже самый безобидный разговор может привести к обсуждению других людей. В один момент вы понимаете, что злословите о ком-то, не осознавая, как это случилось. Когда пророка (мир ему) спросили о , он (мир ему) ответил: «Злословие - упоминание о твоем брате того, что ему не понравится ». Кто-то спросил: «А если присуще брату моему то, о чем я говорю?» Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!»

В Коране сказано: «Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?»

К счастью, злословия можно избежать, если следовать представленным ниже советам:

  1. Приумножьте свои знания

Ислам – религия для размышляющих. Мусульманин должен изучать свою религию и исследовать те вопросы, которые он не понимает. Аллах Всевышний предписал в Коране: «Превыше всего Аллах, Истинный Царь! Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено, и говори: «Господи! Приумножь мои знания».

Человек не может злословить, если он знает положение ислама по поводу этого вопроса. Каждый из нас обладает обязанностью осознания, что представляет собой грех злословия, когда дозволено говорить об отсутствующем человеке и что делать после того, как клеветать за чьей-либо спиной.

  1. Избегать людей, который обсуждают других

Некоторым людям совсем нечего сказать, если они не обсуждают других. Как-то я сказала своей знакомой о запрете ислама плохо говорить о человеке за его спиной, на что она мне ответила: «тогда нам не о чем разговаривать». Самое грустное в том, что она была права. Зачастую людям просто не о чем поговорить, кроме как о недостатках и ошибках других людей. И прекращение общения с такими людьми является лучшей мерой в стремлении отгородить себя от злословия.

  1. Избегайте мест сплетен

Есть места, которые так и склоняют к якобы безобидным разговорам, которые переходят на личности. Столовые, места приема обеда – места для распространения сплетен. Социальные сети, чаты предоставляют бесконечную возможность для злословия. Если присутствуя в этих местах, вы неосознанно переходите к злословию, избегайте этих мест, следует исключить себя из того окружения, где злословие считается нормальным, что бы эта привычка не стала нормой для себя.

  1. Не задавайте наводящих вопросов

Очень часто весьма безобидные на первый взгляд вопросы могут привести к злословию. «Я не видел того-то, того то долгое время. Как она поживает?» Вместо обычного ответа может последовать: «Ты не слышала, что она…» Некоторые ученые даже советуют не спрашивать о чб отсутствующем человеке из-за страха злословия.

  1. Прекращайте злословие, как только оно начинается

Если люди вокруг вас начинают злословить, дайте им понять, что вы не можете участвовать в таком общении. Если вы находитесь в группе немусульман, которые не осознают всю пагубность злословия, это представляет прекрасную возможность для дагвата, но он не должен осуществляться особенно враждебно.

  1. Будьте осторожны

В хадисе сказано: «Тот, кто хранит молчание, – в безопасности». Лучший способ избегать клеветы, злословия и сплетен – это не говорить о людях, которые отсутствуют при разговоре. Если вы примете это за правило, вы ограничете возможность для злословия.

  1. Простите тех, кто злословит о вас

Все мы совершаем ошибки, Аллах знает, что мы совершаем грехи. Мы знаем, как совершать покаяние и просить Аллаха, Прощающего, Милосердного о прощении. Также верующие призваны прощать других, как сказано в Коране: «Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах - Прощающий, Милосердный» (24:22).

  1. Вспоминайте о смерти

Верующий, который задумывается о своем предназначении, бренности этой жизни и жизни вечной, не отважатся злословить. Настанет тот день, когда человек предстанет перед Всевышним с тем, что он накопил за свою жизнь и не будет пути назад исправить ошибки. Не будет ли пагубным положение того, кто потратил свою жизнь на разговоры о других и причинял ими вред только себе? Что обретет такой человек, стоя перед Всевышним?

ЗЛОСЛОВИЕ И СПЛЕТНИ

Подлецам всегда выгодно всех подравнять под подлость. Тогда подлецу кажется, что он встал на одну доску с честным!
Галина Николаева.

Фаина Раневская говорила: «Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты». К последним, наверняка, относятся те, кто любит позлословить.

Есть немало людей, которые с легкостью принимают злословие - для них это обычное дело. Они охотно извиняют его в себе и в других: сплетничают, сами не замечая этого, а бесцеремонный образ мыслей и праздная болтовня порой составляют половину их интересов. Некоторые отвечают на чужие пересуды своей клеветой и даже стараются опередить в ней других. Занимаясь словоблудием, они тут же находят себе оправдание: «Не подумайте, я не осуждаю, просто говорю то, что есть!».

Им бы этот же вылить напиток
В их невинно клевещущий рот.
Анна Ахматова.

Иногда склонность к злословию мы называем «критическим умом» или «остроумием». Но это не так: злословие - это когда вы говорите за глаза о другом человеке то, что ему могло бы не понравиться. Независимо от того, говорите ли вы что-то о его телосложении, воспитании, его делах, словах, вере, увлечениях, стиле одежды, дизайне дома или его машине.

Если вы узнали о проступке или недостатке своего друга, то постарайтесь вежливо поправить его наедине, а не подличать за его спиной.

Не желая провоцировать передачу сплетен, сами избегайте задавать вопрос: «Что сказал обо мне такой-то?». Если же вам задали такой вопрос, постарайтесь, не впадая в ложь, передать высказывание только в положительном смысле.

Почему вообще возникает желание сплетничать и говорить гадости о другом? Может быть, зависть? На мой взгляд, это чувство свойственно не просто бездарным, но и лишенным человеческого достоинства людям. …Написал слово «людям» и засомневался: подходит ли оно им?

Встречая человека в чем-то меня превосходящего, первое чувство, которое я испытываю, - это восхищение. Пережив потрясение, взрыв эмоций, в дальнейшем я пытаюсь найти в себе хоть зародыш таких же способностей и стараюсь, если возможно, развивать их. Конечно, у меня никогда не будет дивного голоса как у Анатолия Соловьяненко, я не создам удивительных картин как Константин Коровин, не напишу совершенных стихов как Анна Ахматова и не смогу быть искрометным актером как Александр Филиппенко. Этим мастерам талант был дарован, и они направили его на то, чтобы делать нашу жизнь богаче, полнее, радостнее и совершеннее. Да разве речь только о признанных гениях! Рядом со мной есть люди - мои коллеги и друзья, - обладающие не только профессиональным, но и удивительным человеческим даром. Я вдохновляюсь их успехами, стараюсь дотянуться до них и соответствовать им в их лучших проявлениях. И если кое-что мне удается (конечно, не в той степени, как бы мне того хотелось), я навсегда остаюсь добровольным и счастливым пленником их дарований и с благодарностью проношу через всю жизнь память о тех, кто дает толчок моему развитию. Мое восхищение талантливыми людьми так велико, что я готов прощать им их ошибки, проступки и заблуждения. Конечно, будь они «правильные», безгрешные и безукоризненные, то не оступались бы, но и не сделали бы своих потрясающих открытий - будь это музыка, живопись, вдохновенно сказанное слово или сшитое платье.

Счет ошибкам выдающихся людей с особым усердием ведут лишь посредственности. А что им остается делать? Бездарности не могут постичь красоту произведения, глубину мысли, мощь неординарного поступка. Им только и остается подсчитывать, сколько у гения было жен, сколько водки он выпил, да всем побыстрее рассказать, где он нахулиганил.

Что за манера - сразу за наган?!
Что за привычка - сразу на колени?!
Ушел из жизни Маяковский-хулиган,
Ушел из жизни хулиган Есенин.
Чтоб мы не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили так по-идиотски,
Ушел из жизни хулиган Шукшин,
Ушел из жизни хулиган Высоцкий.
…Горит на небе новая звезда
Ее зажгли, конечно, хулиганы.
Валентин Гафт.

Зависть, мстительность, злословие - признаки людей ничтожных, осознающих свою неполноценность. Вместо того чтобы радоваться жизни и творить добро, души и жизнь их самих разлагаются под действием этих мерзких свойств. Заметьте: они всегда несчастливы в личной жизни, а в бизнесе непременно преследуют неудачи. Их жизнь проходит будто в затмении, потому что служат они ангелу тьмы, разрушения и порока. Не способные создать что-либо стоящее и уязвленные своим положением, эти грибы-мухоморы хотят повысить свою самооценку за счет того, что в обычной жизни злословят, разносят сплетни, стряпают небылицы, пишут анонимки и, прикрываясь псевдонимами, улюлюкают на интернетовских форумах. А наступают времена покруче - они становятся доносчиками, пособниками врагов и карателей. И так сильно в них это паскудное нутро, что даже о детях своих не думают: ведь позор от их «деяний» будет как шлейф тянуться за потомками.

Ну, а как вести себя, если на вас возвели напраслину? Поначалу вы, конечно, сразу расстраиваетесь и ищите чьей-либо защиты, помощи и совета. Наверное, лучшим в этом случае покровителем вам будет тот, кто сам немало претерпел от гнусных обид и оскорблений, прошел через них и закалился. А это не кто иной, как Александр Пушкин:

Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Обратили внимание: не оспоривай! Не вступайте в споры, не доказывайте свою правоту, не выясняйте отношений. Разве они достойны того, чтобы вы метали бисер перед свиньями? Ваше отношение к сплетням должно быть такое: собака лает - ветер носит.
И где, наконец, ваши самолюбие и гордость? Почему вы позволяете, чтобы кто-то владел вашим эмоциональным состоянием? Не бывать этому! Вы сами должны знать себе цену и в хорошем, и в плохом, а потому трезво оценивать ситуацию и владеть своими чувствами. Зачем вы доставляете удовольствие своим обидчикам тем, что расстраиваетесь от их жалких потуг? Я, например, когда услышу или прочитаю о себе какой-нибудь вздор или нелепицу, то вовсе не удручаюсь, а, напротив, веселюсь, представляя, как они корпели, сколько времени потратили, чтоб наскрести побольше ереси. А как что изобретут - дово-о-ольные: уши торчат, глаза косят, хихикают от наслаждения. Ну, разве не картинка для хэллоуина?! Или уж, в крайнем случае, хоть пожалейте их: ну, не способны они ни на что другое, чем питаться падалью. Не сомневаюсь, что у ваших хулителей и единомышленники найдутся: лапша, как известно, всегда находит свободные уши. Они поэтому у них больши-и-ие! И торчат.
Но невдомек вашим недоброжелателям, что даже самое обычное повседневное злословие оставляет в их судьбе более глубокий след, чем они думают: этим они принимают на себя роль клеветника. А слово «клеветник» означает «дьявол», и «всякий, кто злословит, отрицает самого Создателя». Они, конечно, не верят ни в Бога, ни в черта. Но, как известно, незнание законов не освобождает от наказания. В Евангелии же говорится, что каждое праздное слово остается в вечности и за него в день суда нам всем придется давать ответ.

Но есть и божий суд, наперсники разврата!
…И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь…
Михаил Лермонтов.

Для вас должно быть значимо мнение только людей достойных, которые если и порицают вас за оплошности, то вы знаете: делают они это не с целью оскорбить вас или обидеть, а из добрых побуждений, желая помочь вам стать лучше. Поэтому определитесь с личностными приоритетами: кто - «блуждающие лица», а кто - люди доблестные и чего-то стоящие. О таких и писала великая женщина:

От других мне хвала - что зола,
От тебя и хула - похвала.
Анна Ахматова.

Так что не кручиньтесь и не расходуйте свои эмоции, а следуйте китайской мудрости:

Не тревожься и не суетись.
Сиди спокойно на берегу реки.
Сиди и жди.
И мимо проплывет труп твоего врага.

…Девчонка, выросшая на улице и ставшая великой трагической эстрадной певицей, - Эдит Пиаф всегда была одержима желанием совершенствоваться и быть достойной той славы, которая обрушилась на нее благодаря дарованному ей таланту. Каждый вечер, закрывшись перед сном в спальне, она писала записочки с заданиями, которые должна была исполнить на следующий день. Очень часто одним из таких наставлений было: «Не злословить!». Так и вы - подавляйте в себе это желание, ведь вам нужно успеть сказать еще столько нежных и нужных слов! Вдохновляйтесь прекрасными мгновениями жизни и сами созидайте «роскошь человеческого общения». Искореняйте в себе малейшие проявления низменных склонностей, к которым, несомненно, относится злословие: «Нужно от всей души прощать приятелям их недостатки, если они заложены самой природой и невелики в сравнении с достоинствами. Нам не только не следует судить эти изъяны, но и замечать их. Попытайтесь вести себя так, чтобы люди сами увидели свои дурные качества и, исправившись, считали это своей собственной заслугой. Давайте радоваться чужим успехам, уважать и щадить чужое самолюбие» (Ларошфуко).

Злословие – склонность вести речь об отрицательных качествах и недостатках человека в его отсутствие, используя оскорбления, наветы и посягательства на унижение его чувства достоинства и причиняющие ему вред.

Как-то раз пожаловался один человек мудрецу: - Все говорят, что я не умею держать язык за зубами, даже называют кляузником. Честно говоря, я много злословил в своей жизни. Как бы мне теперь исправить все необдуманные слова? Мудрец сказал: - Возьми перьевую перину, поднимись на самую высокую крышу и развей перья по ветру. После возвращайся ко мне, я буду ждать тебя. Человек мигом сделал все, что велел старец. Довольный, он прибежал обратно и спросил: - Ну что, теперь я все исправил? - Нет, - ответил мудрец, - это была лишь часть задания. А теперь иди и собери все перья до одного. Человек удивленно посмотрел на старца и понял, что тот дал ему хороший урок на будущее.

Злословие во множестве своих проявлений всегда связано со злом и нечистым сердцем (мотивом). У Фаины Раневской есть замечательное высказывание о людях, для которых злословие такое же обычное дело, как мытье рук, завтрак или сон: «Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты». Эти люди, занимаясь злоречием, всегда находят себе оправдания: «Я никого не осуждаю, просто говорю, что думаю». Для этих людей пустой звук, что говорить о других за глаза, подличать за их спиной некрасиво и грешно.

Злословие безразлично к опасным последствиям от своего распространения. Множитель зла даже не задумывается, что его слова развивают в людях злобу, обиду, плохое расположение, неприязнь и ненависть, сказывается на их здоровье и судьбе. Словно передаточное устройство, злословие, руководствуясь завистью, гневом, тщеславием, самодовольством и подозрительностью, оскверняет душу злоречивого, отравляет его самого и соучастников ядом раздражительного осуждения. В книге «Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина» о злоречии пишется так: «В злоречивом все есть, и клеветничество, и ненависть, и наушничество; поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердным». Разве способен быть гармоничным человек, когда у него в мыслях и на языке злые намеки, колкости, злые слова, кривотолки, укоры, брань и осуждение? «Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на розе, - они скрыты тонкими и лощеными оборотами», — писал Плутарх.

Склонность злословить имеет исторические корни. Осуждая соседние племена, сравнивая себя с ними и, в то же время, принижая их значимость и раздувая недостатки, наши предки возвеличивали себя, самоутверждались в своей мощи за счет обесценения других, чувствовали себя непобедимыми. В какой-то мере, наследственная склонность к злословию повсеместно работает и поныне во всех сферах жизни. Когда есть общий оппонент, конкурент, соперник – временные союзники, как бы, объединяются в одну стаю против другой.

Притягательность злословия в создании условной границы между «своими» и «чужими». Когда в «кучу» сгрудились малые, можно повысить самооценку за счет хулы на других, между членами «стаи» обвинителей возникает близость. Дружба «против» отсутствующего создает для осуждающих общие ценности, на контрасте с ним они ярче видят свою идентичность. «Сдруживает» и сильное эмоциональное волнение, испытываемое при осуждении других. Негативно высказываясь об окружающих, члены стаи привязываются друг к другу по интересам, испытывая негативное отношение к тем, кто видит в людях достоинства и позитивно смотрит на мир. Перемывая кому-то косточки, злословие кажется себе умнее, деликатнее, красивее и справедливее своих оппонентов. В такой причудливой форме срабатывает механизм вечной борьбы за выживание.

Злословие находит радость и счастье в неприятностях других, ставших следствием его «подковерных» усилий. Оно не понимает, что в жизни существуют и другие радости, кроме несчастий окружающих. У злословия после удачного попадания в цель, как после плитки шоколада или солнечных лучей, активизируются центры удовольствия, повышается уровень эндорфина в крови, укрепляется иммунитет организма.

Никто не злословит о тайных достоинствах других. Склонность говорить дурно и зло о других не обязательно является следствием осознанной недоброжелательности. К примеру, кто-то подражает поведению родителей, и выискивать «червоточины» в других для него органично и естественно. А кто-то злословит инстинктивно, защищаясь от заведомо сильного соперника, если тот с ним одного статуса.

От злословия недалеко до злодейства. Злословие – это символическое желание уничтожить другого. Для совершения злого поступка надо хоть капля решимости и мужества, за него можно пострадать и понести ответственность. Слово для злословия не имеет материальной силы, но имеет неизгладимое значение, душевную зарубку для его адресатов. Единожды выскользнувшее злое слово способно оставить несмываемый след. Злословие тешится своей безнаказанностью и анонимностью, получая непосредственное удовольствие от воображаемого, гипотетического страдания и ниспровержения другого человека. Как точно подметил Лопе де Вега, написав: «Злословить, и остро при этом, Весьма приятно, милый мой. Ведь было сказано поэтом: Злословье греет нас зимой И освежает жарким летом».

В злословии, как это ни странно, всегда виноват пострадавший. Есть такое понятие – «терпила». То ли он украл шубу, то ли у него украли, не имеет значения – осадок остался. Оправдываться – неблагодарное занятие. Оправдания – это виноватость и защита, а злословие – это нападение и безнаказанность. Злословие знает, что оправдываются люди с низкой самооценкой, напичканные страхами и привыкшие к позиции жертвы. Оправдываясь, они неизбежно окажутся в проигрышном положении, такие люди – легкая добыча для злословия. Куда тяжелее с людьми, жизненный принцип которых – «Королева не оправдывается». Тем не менее, даже им трудно противостоять океану грязи, обрушивающемуся на них из злоречивых уст. «Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы», — писал А. С. Пушкин. Пресловутое «нет дыма без огня» стало устойчивым стереотипом мышления большинства людей, и злословие пользуется этим на всю катушку.

Ф. Ницше мудро заметил: «Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нем какую-нибудь правду». В конечном счете, злословить – это говорить о другом то, что ему бы не понравилось. По этому поводу есть анекдот: «Думаешь, кто-то распространяет о тебе сплетни?» — «Хуже. Думаю, кто-то распространяет обо мне правду». Или на эту же тему: Секретарша говорит своему боссу: «Сэр, если бы вы знали, какие сплетни распускает о вас ваш зам…»- «Ерунда все это! Главное, чтобы он не говорил правду». Если это правда, значит, перед нами злословие, если нет – значит, это клевета. Тем не менее, даже если злословный человек говорит правду, он поступает дурно.

Один человек злословил о другом. Ученый, присутствующий при этом, сказал: «Не отзывайся дурно при мне о другом! Не заставляй меня дурно думать о тебе! Ибо, когда ты злословишь о другом, я начинаю тебя считать плохим человеком. И я не знаю, что будет от твоего злословия. Я предполагаю, что, злословя о нем, ты умаляешь его достоинство, но то, что ты отнял у него, не прибавят к твоему достоинству!»

Петр Ковалев

  • преп.
  • преп.
  • Энциклопедия изречений
  • свт.
  • прот.
  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Преподобные оптинские старцы
  • преп.
  • прот. Сергий Филимонов
  • Фома Аквинский
  • Злосло́вие — неоправданная, чрезмерно грубая форма осуждения; злая, пристрастная, оскорбительная оценка Бога, ангелов или людей (в том числе: их мыслей, желаний, действий, поступков и пр.), обществ, сообществ, наций, стран и народов.

    В Синодальном переводе Библии как «злоречие» на русский переведено три греческих слова:
    — власфимия (βλασφημία) (см. ; и ) – в отношении к людям: явное злословие, прямая клевета, желание уязвить, поношение; в отношении к Богу: богохульство, кощунство (ц.-сл. хула ),
    — лидория (λοιδορία) (см. ) – словесное оскорбление: брань, поношение, порицание (ц.-сл. досадители );
    — псифиризмос (ψιθυρισμός) (см. ; ) – тайное злословие: плетение интриг, клеветническое нашептывание, тайное наушничество (ц.-сл. шептания ).

    Грубость нравственной оценки как таковой не может рассматриваться априори как злословия.

    Так, во времена Ветхого Завета пророк Исаия, обличая своих соплеменников во зле, применил довольно резкое по содержанию выражение: «князья Содомские», «народ Гоморрский» ()

    В свою очередь Предтеча Господень применил в отношении шедших к нему фарисеев и саддукеев не менее хлёсткое выражение: «порождения ехиднины» ().

    В принципе, оба названных выражения, в случае их применения другими людьми, в других обстоятельствах, можно было бы обозначить как крайне грубые (ср.: «аналогичные» им по значению русские выражения (приводим их в варианте, адаптированном под формат богословской статьи): «князья Содомские» () - мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации, «порождения ехидны» () - собачьи дети).

    Со стороны обличаемых беззаконников такого рода порицания нередко воспринимались как оскорбительные. Но вправе ли мы оценивать их как грех злословия? Очевидно, что нет.

    Почему? Потому что, во-первых, даже и будучи резкими по форме, эти слова соответствовали степени греховности грешников; во-вторых, потому что они были высказаны не по пристрастию или гордыне, не по ненависти или злобе, но с благой, возвышенной целью: побудить нечестивцев одуматься, прийти к , обратиться ко Господу, изменить поведение, жизнь.

    Злословие же подразумевает иные мотивы. Достаточно часто причиной злословия служит заносчивость и гордыня. В этом случае человек хулит ближних, ставя себя выше них, и даже противопоставляя себя (мол, то ли дело он, ведь он - не такой, как они).

    Довольно часто причиной злословия выступает к сквернословию вообще, а нередко - греховная «любовь» к , ведь по сути, обвиняя того или иного человека сверх надлежащей меры, злословящий приписывает ему нечто лишнее, и, следовательно, клевещет на него.

    Особенно сильно злословие сближается с в тех случаях, когда бывает направлено против Бога или Его святых, ибо Господа совершенно не за что хулить, а святые (живущие земной жизнью) хотя и грешат, всё же, как правило, значительно меньше тех, кто их злодейски ругает.

    Характерным примером может служить злословие Христа. Вспомним, что многие иудеи обзывали Его и обманщиком, и самозванцем, и даже богохульником, тогда как Он не имел с обвинениями ничего общего.

    Нередко мотивом злословия служит личная неприязнь, или ненависть, что противоречит заповеди о к ближнему. Отсюда и строгость суда Божьей Правды: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» ().