Болезни Военный билет Призыв

Система правления в древней руси схема. Формирование древнерусского государства

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб.

Решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече собирались посадник, тысяцкий и архиепископ.

2 Приглашался вечем.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в.

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

1 Абсолютный монарх.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.

7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

Схема 12. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в годы Первой мировой войны (1914–1917)

1 Верховным Главнокомандующим с июня 1914 г. был великий князь Николай Николаевич, в августе 1915 г. Николай II возложил эти обязанности на себя.

4 Совету министров 24 июня 1914 г. были предоставлены чрезвычайные полномочия: самостоятельно разрешать большинство дел от имени императора, утверждать всеподданнейшие доклады.

5 Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла при председателе Совета министров. Осуществляло высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий, изготовлявших предметы боевого и материального снабжения фронта, содействовало созданию новых и перепрофилированию имеющихся предприятий, распределяло правительственные военные заказы и контролировало их исполнение. Обладало широкими полномочиями, вплоть до секвестра и реквизиции имущества.

Высшие правительственные учреждения под председательством министров, подотчетные только императору. Созданы в противовес общественным военно‑хозяйственным организациям.

Схема 13. Общероссийские общественные военно‑хозяйственные организации в 1914–1918 гг.

Схема 14. Высшие органы государственной власти и управления в России в феврале – октябре 1917 г.

1 Высший орган государственной власти, сформированный после Февральской революции. За время существования временного правительства сменилось четыре его состава. «Совет пяти» – орган государственного управления, коллегия пяти министров Временного правительства. Объявила Россию республикой. Перестала существовать с образованием 3‑го коалиционного Временного правительства.

3 Должность обер‑прокурора была упразднена (5 августа 1917 г.), а на основе его канцелярии и Департамента духовных дел иностранных исповеданий создано Министерство исповеданий.

4 В составе Сената были упразднены Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

5 Фактически бездействовал.

6 Создан на Демократическом совещании как постоянно действующий представительный орган всех российских партий до созыва Учредительного собрания. Был ограничен совещательными функциями. Распущен Петроградским ВРК.

7 Образован депутатами Государственной думы в ходе Февральской революции. Первого марта взял на себя функции органа высшей государственной власти, создал (по согласованию с Петросоветом) Временное правительство, затем действовал как представительный орган Думы (до 6 октября).

8 Создано в марте 1917 г. для предварительного рассмотрения законопроектов.

9 После Февральской революции сохранили свои задачи и функции.

10 Создан 21 июня для выработки общего плана организации народного хозяйства и мер по регулированию хозяйственной жизни.

11 Регулирующий орган для проведения отдельными ведомствами и учреждениями мероприятий по упорядочению хозяйственной жизни страны. Создан одновременно с Экономическим советом.

12 Учрежден 25 июля из пяти министров 2‑го коалиционного Временного правительства. Определенных функций не имел.

Схема 15. Высшие органы власти и управления РСФСР в 1918–1922 гг.

1 Высший орган государственной власти в РСФСР.

2 Высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между Всероссийскими съездами.

3 Постоянно действовавший оперативный орган ВЦИК, высший орган власти в период между сессиями ВЦИК.

4 Правительство Российской Республики. Осуществлял общее управление делами, издавал декреты, имеющие силу закона, координировал деятельность местных органов.

5 Постоянная комиссия СНК, чрезвычайный орган, осуществлявший мобилизацию всех сил в интересах обороны государства. В апреле 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны, руководивший по окончании Гражданской войны экономической работой в стране.

6 Постоянная комиссия СНК. Рассматривал финансовые и экономические вопросы.

7 Единый орган руководства всеми военными учреждениями и вооруженными силами страны.

8 Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Первоначально на ВЧК возлагалось лишь расследование и предупреждение преступлений. После объявления «красного террора» осенью 1918 г.

ВЧК было предоставлено право расстрела на месте, без суда и следствия, любого подозреваемого.

9 Создана в составе народного комиссариата юстиции как орган надзора за соблюдением революционной законности. Прокурором Республики, как правило, являлся нарком юстиции либо его заместитель.

10 Образован в декабре 1917 г. как единый общеэкономический центр. После создания Совета рабочей и крестьянской обороны стал органом руководства промышленностью, капитальным строительством и автотранспортом. С 1920 г. окончательно складывается как промышленный наркомат.

Схема 16. Высшие и центральные органы власти и управления СССР в 1922–1936 гг.

1 Высший орган государственной власти в СССР.

2 Высший орган государственной власти между Всесоюзными съездами Советов.

3 Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти в период между сессиями ЦИК СССР.

4 Назначался Президиумом ЦИК СССР. Прокуроры союзных республик ему не подчинялись.

5 Исполнительно‑распорядительный орган ЦИК СССР, частично выполнявший и законодательные функции (подготовка и предварительное рассмотрение декретов и постановлений, которые выносились на обсуждение ЦИК СССР и его Президиума).

6 Создан при наркомате по военным и морским делам на правах коллегии. Председатель РВС СССР одновременно являлся наркомом.

7 Общесоюзный орган по охране государственной безопасности при СНК СССР. Упразднен после создания НКВД СССР, функции перешли к главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД.

8 Объединенный (союзно‑республиканский) наркомат. Руководил промышленностью на всей территории СССР

9 Орган государственного контроля. Действовала совместно с Центральной комиссией ВКП(б) как единый партийно‑советский орган.

10 Руководил наркоматами, ведающими хозяйственными и оборонными вопросами, корректировал хозяйственные и финансовые планы.

11 Создано при СНК СССР. Возглавляло всю систему государственной статистики. В 1926 г. наделено правами наркомата. В 1930 г. ликвидировано как самостоятельное учреждение, вошло в Госплан СССР как Центральное управление народохозяйственного учета (ЦУНХУ).

12 Главное управление по делам литературы и издательств. Создан в 1922 г. Орган цензуры.

Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.

1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

4 В 1946 г. переименованы в министерства.

5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.

Схема 18. Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1 В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).

2 Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.

3 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.

5 Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.

6 Создан в мае 1942 г.

7 Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

Управление древнерусским государством (система управления)

Управление древнерусским государством (система управления)

В девятом-двенадцатом веках Древняя Русь являла собою так называемое ранее протогосударство, только начинающее формирование своего политического строя. Множество бывших разрозненных общин стали соединяться в единое государство, которое позже было решено доверить династии Рюриковичей.

При этом, большинство учёных сходятся во мнении, что Древняя Русь являлась ни чем иным как раннефеодальным монархическим государством.

После передачи феодалами земельных территорий Рюрику часть завоёванных земель отдаётся в пользование боярам, имеющим право сбора дани с данных земель. Для осуществления этого нанимаются дружинники, живущие рядом с прикреплённой территорией. Именно так и начала формироваться феодальная иерархия по схеме «Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель».

Однако, данная схема способствовала тому, что сам правитель из военного руководителя кем он являлся с четвёртого по седьмой век, превратился в политическую фигуру. Таким образом, начали зарождаться основы монархии, а также развиваться феодализм.

В качестве первого правового документа Руси выступает сбор законов киевского князя Ярослава Мудрого под названием «Русская правда». Основной задачей документа была защита народа от беспорядков и нормализация общественных отношений. К примеру, в сборнике были прописаны основные наказания за наиболее часто случающиеся преступления.

В десятом-двенадцатом веках древнерусским государством управлял князь, которому подчинялись дружина и совет бояр, при помощи которых правитель осуществлял управление землями.

Само же государство представляло собой некое объединение отдельных городов-государств, управляемых княжескими посадниками. Сельские земли были в распоряжении вотчинников и бояр.

Княжеская дружина делилась на малую и старинную, в которую входили самые опытные воины и бояре. Основными задачами дружины было военное дело и сбор дани, вместе с осуществлением суда на местах. Младшая дружина состояла из менее знатных людей. Кроме этого, у князя была собственная личная дружина.

Вся судебная, военная, исполнительная, а также законодательная власть находились в княжеских руках. Но со временем и соответственно, с развитием самого государства, данные ветви власти начали отделяться в самостоятельные институты.

Также в древнерусском государстве были и зачатки демократии, выражающиеся в проведении так называемых «вече» - народных свободных собраний на которых рассматривались самые важные дела общества.

1. Общественный строй Древнерусского государства

2. Политическая организация Киевской Руси

3. Органы управления в Киевской Руси

4. Города Древней Руси

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское Киевское государство Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское (эти названия уже вытесняют старые Куявию и Славию), все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того - обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным - напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности.

Цель работы – рассмотреть государственный строй Древнерусского государства.

Для достижения поставленной цели определим задачи работы:

1) Осветить возникновение Древнерусского государства;

2) Описать общественный строй Древнерусского государства;

3) Изложить государственный и политический строй Древнерусского государства.


Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества - феодалы и феодально-зависимые крестьяне.

Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре - феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.

С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину - десятую часть доходов с населения и иные, включая судебные, доходы.

Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Статья 91 Русской Правды приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляет тех и других смердам.

Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом тоже влекло за собой серьезные наказания.

Основную массу трудящегося населения составляли смерды. Некоторые исследователи полагали, что смердами именовались все сельские жители (Б.Д. Греков). Другие (С.В. Юшков) - считают, что смерды - это часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Последняя точка зрения представляется предпочтительной.

Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

В Древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально-зависимого крестьянина - закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу - денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп отвечает за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае бегства от господина закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет и кража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить нерадивого закупа (ст. 62 Троицкого списка). Закуп, в отличие от холопа, имеет некоторые права. Его нельзя бить "не за дело", он может жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество.

В многоукладном древнерусском обществе существовала и "невольная челядь". Русская Правда называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину - рабой, объединяя тех и других общим понятием "челядь".

Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее к скоту: "от челяди плод любо от скота", - говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли "говорящее орудие". Однако на Руси холопы не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Не случайно Русская Правда выделяет категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора - слуги, воспитатели детей, ремесленники и пр. С течением времени развивается и процесс превращения холопов в феодально-зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными.

В Древнерусском государстве еще отсутствовало закрепощение крестьян. Феодальная зависимость исторически может существовать в разных формах. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то изловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своего господина.

В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX - X вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т.п.

Города являлись центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.

Как видим, в Древнерусском государстве уже складываются сословия, т.е. большие группы людей, объединенные единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному феодализму.

Древнерусское государство было полиэтничным, как уже отмечалось, притом с самого начала. "Повесть временных лет", перечисляя племена, которые якобы приглашали варяжских князей, называет и явно неславянские племена - чудь и весь. По мере продвижения славян на северо-восток они неизбежно вступали в ареал расселения финских племен. Однако этот процесс проходил в основном мирно и не сопровождался покорением коренного населения. В необъятных лесах Волжского бассейна и за ним всем хватало места, и славяне мирным путем смешивались с местными племенами. С введением христианства этому синтезу способствовало и одинаковое крещение всех язычников - и славян, и финнов. Русский митрополит Илларион в своем "Слове о законе и благодати" (XI в.) говорит о равноправии всех христианских народов, отнюдь не подчеркивая приоритета русских. В законодательстве мы тоже не встретим никаких преимуществ для славян, для Руси. Более того, Русская Правда предусматривает определенные преимущества в сфере гражданского и процессуального права для иноземцев, исходя из принципов традиционного русского гостеприимства.

Идеи интернационализма, отсутствие всякого шовинизма пронизывают и древнерусскую литературу.


История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX-начало XII вв., условно может быть разделена на три периода:

IX - середина X в. - начальный, время первых киевских князей;

Вторая половина X - первая половина XI в. время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской Руси;

вторая половина XI-начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Восточнославянское государство формируется на рубеже IX-X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать - дружина киевских князей.

Некоторые из союзов племенных княжеств были подчинены киевскими князьями в два этапа: союзы племенных княжеств выплачивали дань, сохраняя внутреннюю автономию. Во 2 ой половине X в. дань взималась в фиксированных размерах, в натуральной и денежной форме;

на втором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве наместника.

Ликвидация «автономии» всех восточнославянских союзов племенных княжеств означала завершение формирования к концу X в. территориальной структуры государства Русь.

Территории в рамках единого раннефеодального государства, управлявшие князьями-вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Окончательная структура государства оформляется при князе Владимире.

Он посадил на княжение в 9 крупнейших центрах Руси своих сыновей.

объединение всех восточнославянских племен под властью великого киевского князя;

приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;

защита границ Русской земли от нападения степных кочевников.

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политической организации русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли:

1) управление страной

3) сбор дани и пошлин.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство.

В 882 г. на киевском столе произошла смена династий. Власть захватил варяжский конунг Олег (882-- 912 гг.), объединивший в одной политической системе Южную и Северную Русь.

В конце IX -- начале Х в. власть киевского князя распространялась уже на полян, новгородских словен, кривичей, северян, радимичей, древлян, хорватов, уличей, на неславянские племена чудь и мерю. Территориальный рост Киевской Руси связывается с военными походами Олега, но в основе этого процесса лежали внутренние факторы - экономическая, политическая и культурная консолидация восточного славянства.

Значительных успехов достигла Киевская Русь в начале Х в. и во внешней политике. В 907 г. состоялся поход князя Олега на Византию, в котором согласно летописи приняло участие 80-тысячное войско. Результатом его стал договор, заключенный с Византией в том же году. Договор давал русским определенные льготы.

Другим важным направлением международных интересов Руси в конце IX -- начале Х в. были страны Арабского халифата на юго-западном побережье Каспийского моря. После смерти Олега, наступившей по сообщению “Повести временных лет” в 912 г., князем на Руси стал Игорь (912--945 гг.).

Начало княжения Игоря совпало со значительным ухудшением внутреннего и международного положения Руси. Первыми вышли из подчинения Киеву древляне, на которых Игорь пошел войной, покорил и наложил дань, большую, чем та, которую они платили Олегу. На протяжении трех лет Игорь вел борьбу с угличами, пока удалось взять их город Пересечен. Но и после этого угличи не покорились. Часть их оставила Поднепровье, отошла на запад, где поселилась между Южным Бугом и Днестром.

В годы княжения Игоря у южных границ Руси впервые появились печенеги. В 915 г. они заключили с Киевом мир и откочевали к Дунаю. Однако в 920 г. это соглашение было нарушено. Из краткого сообщения летописи -- “а Игорь воеваша Печенъги” -- не видно, какая из сторон первой нарушила мирные условия.

В 941 г. в отношениях между Киевской Русью и Византией наступил разрыв. Игорь, воспользовавшись тем, что Византия вела войну с арабами, выступил на кораблях в Константинополь. Вблизи Константинополя русский флот был встречен византийским и сожжен “греческим огнем”.

В 944 г. Игорь осуществил второй поход на Константинополь, “хотя мстити себе” за поражение в 941 г. Предупрежденный корсунцами, византийский император выслал навстречу русским войскам послов и попросил мира. Был заключен договор, который, хотя и подтверждал основные торговые интересы Руси в Византии, не принес ей тех выгод, какие давали предыдущие. Он упразднил ряд преимуществ для русских и накладывал на них больше обязанностей: русские купцы должны были выплачивать Византии пошлину, Игорь обязывался не пропускать к византийским владениям в Крыму болгар, не нападать самому на византийские земли.

После смерти Игоря в связи с неполнолетием его сына Святослава регентшей стала мать Святослава княгиня Ольга. Сохранились полулегендарные сведения, на основании которых можно считать Ольгу дочерью псковского владетеля, вассала киевского князя.

Киевская Русь во времена Ольги поддерживала дипломатические отношения с другой крупной державой средневекового мира - Германской империей. Известно, что посольство Ольги было направлено к императору Оттону в 959 г., а немецкие послы во главе с епископом Адельбертом прибыли в Киев в 961 г. Миссия епископа заключалась в распространении на Руси католицизма, но она не достигла цели.

Таким образом, Киевская Русь во время правления Ольги еще более укрепила связи с наиболее сильными государствами средневекового мира. Равноправного партнера видела в Киевской Руси и Германская империя.

В 965 г. киевским князем стал Святослав Игоревич. Время его княжения прошло под знаком прочного утверждения Руси на международной арене, связанного с преодолением враждебных отношений со стороны некоторых соседних стран. Волжская Болгария соперничала с Русью в торговле с Востоком. Хазария, хотя и поддерживала с Русью тесные отношения, часто грабила купеческие караваны, шедшие из Киева. К тому же данниками Хазарии продолжали оставаться некоторые восточнославянские племена, в частности вятичи. Ухудшились отношения с Византией, противодействовавшей росту русского могущества.

Первым шагом молодого 22-летнего князя было возвращение под власть Киевской Руси вятичей, находившихся тогда в зависимости от Хазарского каганата.

Тем временем события, происходившие на Балканах, втянули Киевскую Русь в войну между Болгарским царством и Византией.

Ученые по-разному оценивают деятельность Святослава, поскольку мотивы и результаты его действий не были однозначны. Заботясь о высоком международном авторитете Киевской Руси, а также об укреплении ее экономических позиций на черноморских рынках, Святослав не проявлял такого же интереса к внутренним делам страны. Будучи талантливым полководцем, одержавшим ряд блестящих побед, он, однако, не смог должным образом оценить опасность для Руси со стороны печенегов.

3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ


Образование древнерусского государства - одна из наиболее важных и сложных научных проблем отечественной истории.

В самостоятельную этническую общность восточные славяне выделяются в середине I тыс. н.э. К VI в. у восточных славян складываются первые предгосударственные объединения - союзы племен. Союзы возглавлялись военными вождями - князьями и родовой знатью. Высшим органом управления было народное собрание - вече, на котором решались все важнейшие вопросы. Наследование княжения шло по линии рода.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII вв. можно определить как «военную демократию».

К VIII в. складываются государственно-политические образования славян, которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами (Славия), вторым - южный во главе с полянами и центром в Киеве (Куявия). Ряд исследователей полагает, что было и третье объединение, но центром его одни называют Рязань, другие Чернигов (Артания). По мнению академика Б.А. Рыбакова, на базе Полянского союза племен и части северян сложилось крупное объединение Русь.

В настоящее время продолжаются споры вокруг популярной в отечественной историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и русов. Исследователи разделились на два лагеря - норманнистов и антинорманнистов.

В настоящее время историки согласились с тем, что под именем варягов на землях восточных славян выступали скандинавы. Сами себя они именовали - викинги («люди заливов»), на Руси их называли - варягами, а в Западной Европе - норманнами («северные люди»).

Современные исследователи признают, что варяжский элемент сыграл важную роль в становлении российской государственности, однако сама эта государственность возникла задолго до вторжения норманнов. Для этого были все необходимые предпосылки. Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями.

Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г., когда Олег (879-912) захватил Киев и превратил его в центр объединенного государства.

Несмотря на варяжское происхождение Рюрика и Олега, созданное государство было славянским, а не варяжским. Успех же варягов объяснялся тем, что их деятельность объективно содействовала объединению славянских племен в одно государство, начавшемуся задолго до варягов и независимо от них.

Государство на Руси создавалось одновременно с европейскими средневековыми государствами.

Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа:

начальный (середина IX - конец X в.) - правители Рюрик (862-879), Олег (879-911),

Игорь (912-945), Ольга (945-969), Святослав (965-972);

расцвет (конец X - первая половина XI в.) - Владимир I (980-1015), Ярослав (1015-1054);

упадок, распад (вторая половина XI - первая треть XIII в.) - Владимир II Мономах (1113-1125)и др.

По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Однако он не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера.

Княжеский престол по традиции должен был занимать старший член княжеского рода. Князь не мог единолично и по своей воле назначать наследника престола. Поскольку верховная власть принадлежала не отдельному лицу или семье, а княжескому роду в целом, признак физического старшинства в претензиях на престол играл определяющий характер. По освобождения киевского престола его занимал старший из князей. Такой порядок престолонаследия называется очередным или династическим. Постепенно новым способом решения споров становится вотчинный, наследственный принцип. Земля и власть, ранее принадлежавшие отцу, переходили к сыну.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась т.н. десятичная, или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Из дружинников формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) - в городах и волостелям - сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения - т.н. корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица -кормленщиками.

Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли старосты и тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину - мыть - взимали мытники, денежный штраф за убийство - виру - вирники, пошлину за продажу лошадей - пятно - пятенщики.

Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. В 70-х гг. XI в. появляется новая форма государственного управления съезды князей («снема»). На этих феодальных форумах, собиравшихся по инициативе киевских князей, решались вопросы разделения земель, вассалитета, улаживались межкняжеские противоречия и конфликты.

Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов - князей и бояр. Они обязаны были служить великому князю, но являлись полными хозяевами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т.е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции.

В условиях усиливающейся феодальной раздробленности постепенно складывались два центра власти княжеский дворец и боярская вотчина. Десятичная система управления заменялась дворцово-вотчинной. при которой власть разделялась между крупными земельными собственниками - князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручалось их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами, и управляющими вотчинным хозяйством.

В раннефеодальной монархии важную государственную функцию выполняло народное собрание вече (от «вещать» - говорить). Народное вече соответствует франц. слову «парламент», т.е. то место где говорит народ о государственных делах. В компетенцию веча первоначально входили все вопросы государственного правления, законодательство, суд. Постепенно этот круг сузился, и у веча остались только функции контроля за управлением, выборы и смещение представителей администрации, вопросы войны и мира и т.д. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор («ряд»).

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Текущее управление осуществляли городовые и местные общины, сотни и верви, а также княжеская администрация.

Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды.

Т.О. Княжеское управление из Киева строилось на численной, а затем - дворцово-вотчинной системе, охватывая все регионы племенных территорий, которые Киев облагал данью.

Аппарат власти формировался из княжеских дружинников и родоплеменной аристократии. К моменту распада Древнерусского государства насчитывалось три формы правления: Княжеская, Боярская и Вече.

Социальная дифференциация закреплялась принимавшимися властью законами, основным источником государственного законодательства была Русская Правда.

Удельный период в истории Руси принято делить на два этапа: домонгольский и монгольский.

Во второй половине XII в. на Руси завершился процесс образования системы отдельных княжеств. Наступил период феодальной раздробленности, который охватил XII XV вв.

Экономические предпосылки раздробленности: сложившаяся система натурального хозяйства; отсутствие товарного обмена.

Социально-политические предпосылки: боярство, превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в землевладельцев, стремилось к политической самостоятельности; шел процесс «оседания дружины на землю», в финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту. Условно эти формы можно разделить следующим образом: дань взималась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть, рента взималась собственником земли с тех, кто проживал на этой земле и пользовался ею.

Внешнеполитические факторы: вторжение татаро-монголов; исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки».

В первой половине ХШ в. русские княжества после разгрома монголами попали в положение данников Золотой Орды. Княжества сохранили свою государственность, Церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одном}" из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского «ярлыка». Получение этого символа давало право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Русские князья были обязаны поставлять в Монголию и Орду дань и рекрутов для ханского войска. Хан Золотой Орды был вассалом великого хана, столица которого в середине XIII в. была перенесена из Монголии в Китай. Сбор налогов и мобилизация русских в монгольское войско осуществлялись по приказам великого хана, скрепленным подписью хана Золотой Орды.

Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.

В конце XIII в. изменилась система налогообложения, осуществляемая монголами. Русская церковь была освобождена от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Великому Новгороду были гарантированы автономия и право на свободную торговлю. Русским князьям было предоставлено право самостоятельно собирать налоги.

За действиями вассальных хану русских князей следили ханские уполномоченные. Принцип «разделяй и властвуй» проявился в создании на территории покоренной Руси сразу 4-х великих княжеств -во Владимире, Твери, Рязани и Нижнем Новгороде. Каждый из великих князей сам собирал дань для хана на территории своего княжества. В отличие от Китая и Персии на большей части Руси монголы оставили у власти в качестве своих вассалов местных русских князей. Только в южных регионах (Киев, Переяславль, Подолия) монголы ввели свое прямое правление. Хан обладал высшей властью на всей территории русских земель, решая все юридические и финансовые вопросы. Все русские князья были подсудны высшему суду Золотой Орды, споры между русскими и монголами решались в монгольских судах. Споры русских между собой рассматривали русские князья.

Трижды (с 1245 по 1274 гг.) монголы проводили перепись населения. Число мобилизованных русских зависело от размеров населенной территории, была установлена десятичная система. Русь делилась на «десятки», «сотни», «тысячи» и «тьмы». В монгольскую армию брали одного рекрута из 10 мужчин, проживающих на данной территории. Реальная численность административно-территориальной «сотни» составляла 2000, а «тьмы» - 200 000 мужчин. При сборе налогов каждый район становился единицей измерения. Вся восточная и западная Русь была разделена на 43 «тьмы», причем в это исчисление включались только сельские районы, города облагались в особом порядке. В сельских районах дань исчислялась в форме поземельного налога на каждую с/х единицу («плуг», «соха»). Купцы в городах платили налог с капитала или с оборота.

В основном князья периода монгольского владычества всю свою управленческую энергию сосредоточивали на внутренней административной и судебной деятельности. Княжеский двор становился центром государства. Главой органа управления его имениями становился наиболее влиятельный придворный. Слуги князя - мелкие дворяне - были как социальная группа главной опорой власти. Придворные чины приобретали значимость чинов государственных. Именно в период феодальной раздробленности на Руси получила развитие дворцово-вотчинная система управления.

Ослабление власти монгольских ханов на Руси делало русских князей автономными правителями. Вместе с тем князья были готовы уже в собственных целях использовать ту административную и военную машину, которую создали монголы. Уже не встречая сопротивления ни со стороны вечевой демократии, ни со стороны боярской аристократии, князья старались усилить свою личную и наследственную власть, превратив все сословия в «служилые», а власть в самодержавную.

Т.О. господство монголов способствовало изменению принципов правления - усиливались централизация, жестокость уголовного права, менялась система налогообложения. Одновременно с этим землевладельческая элита все более привязывалась к своим вотчинам. Формировалась также поместная система землевладения. В законодательстве усиливается государственный интерес. Однако регионом, где формируются предпосылки для последующего объединения русских земель становится северо-восток (Владимиро-Суздальское, позже Московское княжество).

4. ГОРОДА ДРЕВНЕЙ РУСИ


Города Древней Руси… По ним можно проследить историю нашей страны, все этапы ее постепенного развития, изменения и становления. В этих городах историей, славой побед и горечью поражений дышит буквально каждый камень. Прожившие долгую жизнь, они служили ареной знаменательных исторических событий.

Существующие и поныне древние города проявили удивительную жизнестойкость, сумели сохраниться, пройдя через испытания веков. Каждый из них славится своей исторической и архитектурной значимостью. Во многих еще сохранились крепостные стены, земляные валы, древние соборы и монастыри - свидетельства былого могущества и неувядающей со временем красоты.



Мать городов русских - так принято называть Киев в исторической литературе. Киев действительно один из древнейших городов Руси. Он существовал уже во второй половине V - начале VI века как культурный и политический центр полянского союза племен. летописи называют основателями города трех братьев - Кия, Щека и Хорива. По имени старшего брата город получил имя. Уже при первых киевских князьях скандинавского происхождения - Аскольде и Дире - город набрал большой политический вес.

Киев стоял на важнейших торговых путях «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород и этим самым привлекал к себе внимание князей, обосновавшихся на севере.

Уже в начальный период существования - Киевской Руси - Киев занимал значительную территорию. Как и большинство славянских городов, он был укреплен земляным валом с деревянными стенами и окружен глубоким рвом. Оборонительные сооружения были необходимы, так как столица вела борьбу с внешними врагами.

Роковым для Киева стал 1240 год: в декабре к его стенам подошли полчища хана Батыя, и после героической обороны, длившейся, по словам летописца, десять недель и четыре дня, город был захвачен и разрушен, большинство его жителей погибло. С уходом монголо-татар жизнь в городе начала постепенно возрождаться, и уже через пять-шесть лет Киев имел немалое население. Налаживалась экономика и международная торговля. Киев посещали купцы из Польши, Германии и других стран.

В XIX веке Киев превратился в один из крупных торговых и промышленных центров России. Этому в значительной степени способствовало развитие пароходства по Днепру, что увеличило объём перевозок и поставляемых в город товаров. В Киев, на Подол, была переведена Крещенская ярмарка, получившая название Контрактовой. За время работы ярмарку посещали около 10 тысяч человек. Начала быстро развиваться промышленность. К середине столетия в Киеве работали 59 заводов и 14 фабрик.

Население города быстро увеличивалось за счет крестьян, искавших в городе работу. С ростом промышленных предприятий приток народа в город усилился. Статистика показывает, что к 1861 году число жителей Киева составляло 65 тысяч человек, в конце XIX века - 250 тысяч человек, а к 1913 году - около 630 тысяч. Несмотря на то, что Киев интенсивно застраивался новыми жилыми зданиями, в черте города все еще стояло более 1000 мазанок и землянок.

С сооружением железных дорог, с дальнейшим развитием пароходства на Днепре Киев становится значительным Транспортным узлом. С конца XIX - начала XX века администрация города стала уделять больше внимания развитию городского хозяйства. К местным водопроводам добавилось централизованное водоснабжение. Улицы города освещали тысячи электрических светильников. В 1892 году в Киеве появился первый электрический трамвай, первый в России и второй в Европе. С 1888 года в городе работала телефонная связь. Киев, «мать городов русских», к 1914 году стал третьим по значимости городом Российской империи.

До первой мировой войны Киев занимал четвертое место в России по численности населения, третье место - по застроенной территории и считался одним из лучших российских городов по уровню коммунальных удобств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Древнерусское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мировой истории.

Древнерусское государство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трех крупнейших славянских народов - великороссов, украинцев и белорусов.

Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.

Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.

Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Андреева, И.А. Основы государства и права [Текст]: Учебник / И.А. Андреева. – М.: Наука, 2006.

2. Быстренко, В.И. История государственного управления и самоуправления в России [Текст]: Монография / В.И. Быстренко. – М.: Дело, 2002.

3. Всеобщая история государства и права [Текст] / Под ред. К.И. Батыра. – М.: Знание, 2007.

4. Исаев, И.А. История государства и права России [Текст]: Монография / И.А. Исаев. – M.: Юристъ, 2005.

5. История государства и права России [Текст]: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Титова Ю.П. – М.: Феникс, 2001.

6. История государства и права России [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. – СПб: Питер, 2004.

7. История государственного управления в России [Текст]: Учебник / Под ред. Марковой А.Н. – М.: Наука, 2001.

8. История отечественного государства и права [Текст]. Часть 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. Изд-е третье, перер. и доп. – М.: Юристъ, 2004.

Тема 1. Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права 3

Тема 2. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) 4

Тема 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.) 13

Тема 4. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV – середина XVI вв.) 19

Тема 5. Сословно–представительная монархия в России (вторая половина XVI – вторая половина XVII вв.). 24

Тема 6. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII–XVIII вв.). 34

Тема 7. Государство и право России в период разложения феодального строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.) 41

Тема 8. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX в.) 47

Тема 9. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций начала XX в. 59

Тема 10. Создание Советского государства и права (октябрь 1917-1918 гг.) 66

Тема 11. Советское государство и право в период гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.) 68

Тема 12. Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.) 76

Тема 13. Советское государство и право в период становления и развития авторитарного режима (1930-1939 гг.) 85

Тема 14. Советское государство и право в период Второй мировой и Великой Отечественной войн (1939-1945 гг.) 89

Тема 15. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства в послевоенные годы (1945 - начало 50-х гг.) 92

Тема 16. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - 60-е гг.) 94

Тема 17. Советское государство и право в условиях кризиса социализма (70-е - первая половина 80-х гг.) 97

Тема 18. Государство и право в период социалистического реформизма и распада СССР (1985-1991 гг.) 98

Тема 19. Государство и право Российской Федерации (1991г. – настоящее время) 102

Тема 1. Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права

История отечественного государства и права характеризуется тем, что обогащает знанием исторического опыта, проникновением в сущность и закономерности общественного процесса, связанного с развитием таких феноменов, как государство и право. Вышесказанное определяет место истории государства и права России в системе юридического образования и ее общие задачи.

Вместе с тем эта дисциплина имеет свои непосредственные, конкретные задачи. К ним относится изучение:

1) процесса возникновения и развития государства и права на территории нашей страны;

2) факторов и условий, определяющих появление государства и права, а затем их изменение и развитие;

3) правового положения классов, социальных групп;

4) организации государственной власти (механизм государства, система государственных органов в различные исторические периоды);

5) развитие правовой системы, отраслей, институтов права, конкретных законодательных актов.

Общественные отношения, которые изучаются историей государства и права России – государство и право – составляют предмет юридической науки.

История государства и права России изучает государство и право на территории нашей страны в развитии - от момента зарождения до настоящего времени. Это значит, что история государства и права России – наука не только юридическая, но и историческая.

Право зарождалось в родо–племенном обществе, как правовой обычай. Этот источник права был характерен для всех догосударственных и ранегосударственных образований. Первые комплексные законы – Закон Русский, Русская Правда и последующее законодательство до Свода законов Российской империи было архаичным, казуальным и фрагментарным. До 19 в. отечественное право, равно как и феодальное право других стран не знало деления на публичное и частное, материальное и процессуальное, на отрасли права. Институты права как таковые появились в русском законодательстве лишь в Соборном Уложении 1649 г. До 19 в. законы носили характер судебников и являлись для чиновников административных органов, непрофессиональных судей, практическим руководством по разрешению судебных дел.

Не было до 19 в. как таковой и общей части. В праве описывался каждый конкретный случай, казус, субъекты и объекты перечислялись поименно, а отсюда и существенные пробелы в законодательстве, его фрагментарность. Это противоречие разрешалось путем аналогии закона или права. От эпохи к эпохе увеличивалась казуальность, соответственно “сокращалась” фрагментарность. Усложнение социально–экономической и общественно–политической жизни потребовало не только совершенствования государственного управления, что находило свое отражение в усложнении системы организации власти, но и совершенствования правовых форм регулирования различных сторон усложняющейся общественной жизни. Нормативные акты становятся все более объемными и “тяжеловесными”. Отсюда и стремление законодателя к систематизации и кодификации права, особенно с конца 18 в., утверждению общей части.

Как таковое современное право началось с принятия кодексов Наполеона, в основе которых лежит римская правовая традиция. Во многом по аналогии с ними в России был принят Свод Законов Российской империи 1832 г. (но в условиях сохранения крепостного права). Это был первый шаг в проведении революционной правовой реформы отечественного законодательства.

Тема 2. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)

2.1. Предпосылки возникновения государственности у восточных славян

Восточные славяне к началу нашей эры занимали земли между Западным Бугом, Карпатами, Верхней Волгой и Доном, низовьями Дуная и Днепра, Чудским и Ладожским озерами.

В середине первого тысячелетия нашей эры у восточных славян начинает углубляться общественное неравенство и на смену родовой приходит территориальная (соседская) община. Образуются племена во главе с сильными вождями, опиравшимися на военные дружины. Происходит разложение первобытнообщинного строя, возникновение частной собственности на землю. Появляются богатые люди, ведется торговля с другими землями.

Таким образом, у восточных славян в середине первого тысячелетия н. э. появляются первые государственные образования. Это были феодальные общества, к которым в силу ряда особенностей (развитие производительных сил, географическая среда, внешнее окружение) восточные славяне перешли, минуя рабовладельческий строй. Но при этом в восточнославянском обществе существовало рабство, которое носило патриархальный характер.

По свидетельству древних историков, у восточных славян в VI – VIII вв. складывается ряд политических союзов, а затем более зрелых образований – государств. Арабские историки сообщают о трех таких государствах – Куявии (Киевское княжество), Славии (Новгородское княжество) и Артании. Во второй половине I тысячелетия у восточных славян образуется феодальное общество и возникает государственность. Общие закономерности возникновения государства и права у восточных славян были такие же, как и у других народов (схемы 1, 2, 3).

Государственное развитие восточных славян привело к концу IX в. (882 г.) к образованию их единого государства – Древнерусского (Киевского) государства.

Схема 1. Происхождение государства

Схема 2. Структура социальной организации первобытного общества

Схема 3 Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине, племени

Нормы обычаев,

регулирующие труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт, семейные отношения

Многие из обычаев

являлись одновременно и нормами морали,

религии, регулировали отправление обрядов

Особенности норм поведения родовой общины

Выражали интересы всех членов рода.

У членов рода не было разграничения прав и обязанностей

Их исполнение обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости общественным мнением общины

Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества

Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством

Юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел

Издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб. Решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече собирались посадник, тысяцкий и архиепископ.

2 Приглашался вечем.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в .

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

1 Абсолютный монарх.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.



7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР

По Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.



8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

13 Назначался ВС СССР сроком на 5 лет, был подотчетен ему, в период между сессиями ВС – Президиуму ВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, по его представлению ВС СССР назначал Главного военного прокурора.

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.