Болезни Военный билет Призыв

Ситроен С4 Citroen C4

Р на/ Д.: 2013. - 304 с.

Предлагаемое учебное пособие содержит 400 заданий высокого уровня сложности (С4-С5) для подготовки к ЕГЭ по истории с древнейших времен до современности. Задания сгруппированы в тематические блоки. Школьники, готовясь к экзамену по данному пособию, могут овладеть всем спектром умений и навыков работы с историческим материалом (представление общей характеристики; систематизация, анализ исторической ситуации; сравнение фактов, процессов, явлений). Глава "Модели ответов и варианты построения аргументации в заданиях высокого уровня сложности" является важным инструментом не только обучения, но и контроля и самоконтроля знаний. Пособие может использоваться также для проведения текущего контроля в старших классах общеобразовательных учреждений. Издание предназначено учащимся 10-11-х классов, абитуриентам, учителям и методистам. Книга является частью учебно-методического комплекса "История. Подготовка к ЕГЭ".

Формат: djvu / zip

Размер: 2,26 Мб

Скачать: 14

Формат: pdf / zip

Размер: 10,1 Мб

Скачать: 14 .12.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Легион" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I Задания высокого уровня сложности 5
Раздел 1. История России с древности до конца XVI в 5
Тема № 1: Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства 5
Тема № 2: Первые древнерусские князья и их деятельность. Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси и влияние Византии. «Русская Правда» 7
Тема № 3: Причины распада Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество; Новгород Великий; Галицко-Волынское княжество: политический строй, развитие хозяйства, культура 8
Тема № 4: Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. Образование Золотой Орды. Русь и Орда 9
Тема № 5: Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Куликовская битва и ее значение. Зарождение национального самосознания 10
Тема № 6: Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Судебник 1497 г. Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян 11
Тема № 7: Россия при Иване IV. Реформы середины XVI в. Складывание идеологии самодержавия 13
Тема № 8: Опричнина. Дискуссия о характере опричной политики 14
Раздел 2 История России XVII-XVIII вв 16
Тема № 9: Смута конца XVI - начала XVII в. (причины, сущность, последствия). Дискуссия о причинах Смуты. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Начало династии Романовых 16
Тема № 10: Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Расширение территории Российского государства в XVII в. Социальные движения в XVII в 18
Тема № 11: Общественно-политическое устройство (самодержавие, сословная структура общества). Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права 19
Тема № 12: Церковный раскол. Старообрядчество 20
Тема № 13: Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма 21
Тема № 14: Внешняя политика в первой четверти XVIII в. Северная война. Образование Российской империи. Культура России в XVII в. Усиление светских элементов в культуре. Изменения в культуре и быту в Петровскую эпоху 23
Тема № 15: Россия в период дворцовых переворотов 24
Тема № 16: Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Особенности экономики России второй половины XVIII в. Расцвет крепостничества 26
Тема № 17: Социальные движения XVIII в. Е. Пугачёв. Россия в войнах второй половины XVIII в. Присоединение новых территорий 27
Раздел 3. Россия в 1801-1860 гг. 28
Тема № 18: Внутренняя политика Александра I 28
Тема № 19: Внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813-1814гг. 30
Тема № 20: Декабристы 32
Тема № 21: Внутренняя политика Николая I. Общественная мысль в 1830-1850-е гг.: «охранительное» направление, славянофилы и западники, сторонники общинного социализма 34
Тема № 22: Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота. Аграрный вопрос в середине XIX в. 35
Тема № 23: Внешняя политика во второй четверти XIX в. Крымская война 37
Раздел 4 Россия в 1860-е - 1890-е гг. 38
Тема № 24: Внутренняя политика Александра II. Реформы 1860-1870-х гг. 38
Тема № 25: Внутренняя политика Александра III 40
Тема № 26: Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Завершение промышленного переворота. Изменения в социальной структуре общества. Возникновение торгово-промышленных монополий 42
Тема № 27: Идейные течения и общественное движение в 1860-1890-е гг. Консерваторы, либералы. Эволюция народничества. Начало рабочего движения (российская социал-демократия) 44
Тема № 28: Основные направления и события внешней политики России в 1860-1890-х гг. Расширение территории империи. Участие в военных союзах. . 45
Тема № 29: Развитие культуры в XIX в. (наука и образование; обращение к национальным истокам; основные стили в художественной культуре, основные направления в литературе и искусстве). Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру. . 47
Раздел 5. Россия в 1900-1920 гг. 48
Тема № 30: Россия в начале века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое развитие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Культура в начале XX в 48
Тема № 31: Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Думская монархия 49
Тема № 32: Революция 1905-1907 гг. (причины, движущие силы, основные события, итоги) 50
Тема № 33: Реформы П. А. Столыпина. Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество 52
Тема № 34: Революция 1917 г. От Февраля к Октябрю. Двоевластие: Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Кризисы Временного правительства 55
Тема № 35: Провозглашение и утверждение советской власти. Внутренняя и внешняя политика Советского правительства в 1917-1920 гг. Формирование однопартийной системы 56
Тема № 36: Гражданская война: участники, этапы, основные фронты. Интервенция. Итоги и последствия Гражданской войны 58
Раздел 6. Советская Россия, СССР в 1920-е - 1945 гг. 60
Тема № 37: «Военный коммунизм». Кризис начала 1920-х гг. Переход к новой экономической политике 60
Тема № 38: Политическая жизнь в 1920-е - 1930-е гг. Внутрипартийная борьба. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии 61
Тема № 39: Свертывание новой экономической политики. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация 62
Тема № 40: Образование СССР. Выбор путей объединения. Национальная политика в 1920-е - 1930-е гг. «Культурная революция» (утверждение новой идеологии, ликвидация неграмотности, развитие образования, науки, художественной культуры) 64
Тема № 41: Внешняя политика Советского государства в 1920-е - 1930-е гг. (основные направления и события). СССР на начальном этапе Второй мировой войны; советско-финляндская война; включение в состав СССР в 1939-1940 гг. новых территорий 66
Тема № 42: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (основные этапы и сражения; героизм советских людей в годы войны; антигитлеровская коалиция; завершение и итоги войны) 67
Раздел 7. СССР в 1945 - середине 1980-х гг. 70
Тема № 43: СССР в первое послевоенное десятилетие: восстановление народного хозяйства 70
Тема № 44: СССР в первое послевоенное десятилетие: идеологические кампании конца 1940-х гг. 71
Тема № 45: «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику. Создание ракетно-ядерного оружия 73
Тема № 46: СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг.: политическая жизнь страны 75
Тема № 47: XX съезд КПСС и его значение. Политика мирного сосуществования 76
Тема № 48: Реформы в социально-экономической сфере. Особенности развития советской науки и культуры в 1950-1960-х гг. 77
Тема № 49: СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг.: нарастание кризисных явлений в советском обществе (в экономике, социальной сфере, политике, идеологии) 79
Тема № 50: Внутренняя политика СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. Конституция 1977 г. Внешняя политика (основные тенденции и события). Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки международной напряженности 81
Раздел 8. СССР, Россия в 1985 г. - начале XXI в 83
Тема № 51: СССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и гласности (предпосылки, результаты) 83
Тема № 52: Попытки реформ экономики и политической системы; их итоги. События 1991 г. Распад СССР (предпосылки и итоги) 84
Тема № 53: Внешняя политика: «новое политическое мышление». Образование СНГ 86
Тема № 54: Становление новой российской государственности. Экономические реформы, их последствия. Переход к рыночной экономике. Россия в системе современных международных отношений: РФ и страны СНГ; место России в современных мировых интеграционных процессах. Развитие современной России 88
Глава II Модели ответов и варианты построения аргументации в заданиях высокого уровня сложности 90
Список литературы 290

Новинка 2012 года Citroen C4

Эмоциональный дизайн, заимствованный двигатель, инициатива правительства РФ и щедрость производителя Франции сблизили Citroen C4 и российского автомобилиста.

Портал Kolesa.Ru познакомился с пятидверкой калужской сборки, подобрал оптимальную комплектацию для «утилизирующих», но так и не понял французского подхода к обустройству автомобильных интерьеров.

У нас на тесте комплектация Ситроен С 4 - 5-дверный хэтчбек. Ничего другого быть не могло: купе С4 уже не поставляют на рынок - теперь трехдверку мы увидим только, когда в России начнутся продажи следующего поколения автомобиля, а это будет во второй половине 2011 года. Зато более практичные пятидверные хэтчбеки в Калуге до сих пор «штампуют», и у нас выдался шанс оценить насколько качественно. Ведь для нас автомобили, такое же удовольствие, как очень смешные детские анекдоты для наших малышей.

Судя по отзывам в Интернете, купе - как в Citroen называли 3-дверный вариант С4 - пользовался большим успехом у поклонников марки. В основном благодаря необычному решению задней части с резкими рублеными гранями. А плавная округлая корма нашего тестового автомобиля выглядит куда более прозаично, да еще и сильно напоминает дизайн младшего по статусу Citroen С3.

С4 начал набирать популярность вместе с историей автомобилестроения и постепенным выходом автомобильного рынка из кризиса и ростом продаж. А тут еще в России очень удачно подоспела программа утилизации. Французский производитель оценил ее возможности, и сделал для россиян свое, «оптимальное» предложение - комплектацию «оптимум».

С4 Optimum - действительно хорошо оснащен. Особенно, если у вас в гараже завалялся автохлам, который вам не жалко отдать под пресс. Citroen добавляет 50 000 рублей к аналогичной сумме, которую выделяет государство за утилизируемый автомобиль, и цена нашего тестируемого экземпляра получается уже не 616, а 516 000 рублей! Чем не оптимум?!

Комплектация С4 Optimum АКПП

Здесь есть все, что нужно, особенно для только что сказавшему «adieu» своей рухляди. ABS, подушки безопасности (передние, боковые и шторки), Бортовой компьютер" href="http://bebetutu.ru/autogadzhet/526">бортовой компьютер, круиз-контроль, климат-контроль, электрозеркала, электростеклоподъемники, подогрев сидений, MP3-магнитола с кнопками на руле, литые диски 16".

Первое, что мы можем оценить - качество сборки. До этого мы не раз путешествовали на С4, собранных за пределами РФ и можем сказать: калужская модель собрана не хуже. Но и не лучше. Если снаружи детали кузова, двери, Капот" href="http://bebetutu.ru/tyuning/137">капот и крышка багажника идеально стыкуются, то в салоне слышны «сверчки». Когда мы везли Citroen C4 из Москвы в Питер, под левой рукой водителя на плохой дороге все время что-то щелкало. В городе «сверчок» в водительской двери слышен не каждый день, но иногда он все-таки напоминает о себе.

Зато Шумоизоляция" href="http://bebetutu.ru/tyuning/131" _fcksavedurl="http://bebetutu.ru/tyuning/131">шумоизоляция автомобиля добротная; до 4 000 оборотов в минуту звук двигателя почти не проникает в салон, не достигает водительских ушей и большая часть дорожных шумов - от колесных ярок, стекол, шин. Прибавим к этому и то, что в Citroen очень достойная аудиосистема с чистым звуком и множеством вариантов настройки звучания. Итог - акустический комфорт в автомобиле - вполне европейский.

Теперь о комфорте эргономическом. Насколько С4 удобен в использовании? Здесь однозначно говорить «да, удобен» не приходится.

Я надеюсь, в дальнейшем Citroen перестанет делать машины, в которых обод руля будет вращаться отдельно от «сердцевины». Привыкнуть можно и не к такому, но зачем? Чтобы ожесточенно вращая баранку иметь возможность менять радиоволну? Или спокойно настраивать ограничитель скорости, паркуя машину?

Смотрим далее. Заставить работать клаксон непросто даже когда знаешь, куда именно нужно жать. Чтобы заставить гудок голосить нужно нажать на узкую полоску в нижней части сердцевины руля. Проблема в том, что когда тебе действительно нужен кому-нибудь «погудеть», времени на поиски этой зоны - крайне мало. И водитель со всей дури жмет по центру руля - а в ответ тишина...

О приборах

Иногда лучше пожертвовать оригинальностью ради удобства. «Французы», в большинстве своем, придерживаются иного мнения. Иначе, зачем размещать табло с «поворотниками» и индикаторами активности световых приборов в верхней части сердцевины руля? Если постоянно переводить взгляд с дороги на этот экранчик, можно пропустить много интересного. Пешехода, не дай бог...

А вот к тому, что спидометр и тахометр находится не за рулем, а вынесены на широкий экран над центральной консолью, можно привыкнуть. А когда привыкнешь, эта идея даже нравится: спидометр доминирует над остальными показателями, и скорость читается лучше, чем на аналоговых приборах. Рядом - понятная шкала тахометра, индикатор выбранной передачи, уровень топлива, и даже еще один одометр - в придачу к тому, что находится на экране среднего дисплея - того, что отражает показания климат-контроля.

О пространстве

Обзор в хэтчбеке гораздо лучший, чем в купе. Впрочем, достичь идеала мешают слишком широкие передние стойки - вот и еще одна причина не заметить пешехода...

Салон С4 не самый просторный в классе - тем более, после того, как в сегменте С появился весьма вместительный седан Renault Fluence. Но в Citroen не тесно ни спереди, ни сзади. Только посадить назад третьего пассажира мешает продольный туннель, разделяющий пол надвое. Сесть на задний диван получиться легко, разместить ноги - куда труднее.

У водительского сидения очень мягкие бока, но когда сядешь удобно - дискомфорта не испытываешь, и в виражах кресло держит на удивление надежно. Водители разной комплекции из нашей редакции все как один утверждают, что им в «Ситроене» сиделось удобно.

Для перевозки вещей С4 далеко не самый идеальный автомобиль - в его багажнике попросту мало места, всего 320 л. Для хэтчбека это результат неплохой, но учитывая, что седана в этом классе у Citroen просто нет, те, для кого количество багажа важно видимо выберут что-то другое (например, седан). Хотя задние сиденья, разумеется, складываются, освобождая больше 1 000 литров объема.

О динамике

Большинство сотрудников редакции Kolesa.Ru, оказавшихся за рулем Citroen C4, критически высказывались по поводу организации внутреннего пространства в автомобиле. Примерно столько же отзывов, но уже положительных, получил автомобиль за ходовые качества. И по делу.

Хэтчбек быстро и точно отвечает на поворот необычного по конструкции руля, правда, водитель и пассажиры расплачиваются за это жесткой подвеской, неприятно реагирующие на каждую мало-мальски заметную дорожную неровность. На трассе амортизаторы отлично справляются с «сюрпризами» от дорожных служб.

Citroen C4 обзавелся 120-сильным двигателем - в равной степени мощным, тихим и экономичным - благодаря участию инженеров BMW. Мы уже не раз отчитывались о поездках на автомобилях с этим мотором (Peugeot 308, Peugeot 207), и еще до посадки в красный хэтч знали о его достоинствах. Но автоматическая трансмиссия в Peugeot и Citroen раньше часто действовала «отдельно» от мотора, поэтому, самый большой сюрприз для нас в С4 заключался в «дружбе» двигателя и коробки передач.

Передачи меняют друг друга плавно и своевременно, но только если вы хорошо прогрели трансмиссию (по крайней мере, зимой) - «холодный» С4 «переключается» рывками первые в течение первых 7-10 минут поездки.

О русской зиме

Если вкратце, то без шипов в колесах и системы стабилизации в условиях атакованного снегом Петербурга водителю С4 приходится нелегко. Помогает зимний режим автоматической трансмиссии, когда нужно выехать из сугроба или эффективно тронуться в снежной каше. К нашему удивлению, в списке комплектаций С4 на сайте производителя не оказалось системы стабилизации.

Еще три года назад Citroen откровенно удивлял, оставаясь единственной из массовых маркой, ухитрявшейся снижать продажи на бурнорастущем рынке. Активизация производителя совпала с началом кризиса, но к выходу из него «двойной шеврон» подготовился.

Citroen С4 - автомобиль необычный при всех его стандартных в общем-то достоинствах. Недорогой хэтчбек гольф-класса, уникальный своими мелочами. Для кого-то сюрпризы его эргономики - лишний повод позубоскалить над причудами французских производителей, для кого-то выгодное отличие от более стандартных японцев, немцев и корейцев.

Что бесспорно - у Citroen есть своя харизма, свой стиль, своя «фишка». Она проявляется и во внешнем дизайне, и особенно в интерьере... Но при этом С4 вполне динамичный, яркий и - насколько это возможно - недорогой. А значит продаваемый.

Самый доступный С4 стоит 447 000 рублей, при условии, что вы покупаете его по программе утилизации. В противном случае, вам не полагается скидка в 100 000, и цена возрастает до 547 000 рублей. Минимальная цена хэтчбека с «автоматом» - 584 000 рублей - без учета возможной скидки.

За цвет «металлик» или «перламутр» нужно доплатить 11 000 рублей.

Сервис и ТО

Стоимость «нормочаса» на станции официального дилера Citroen - 1 500 рублей, а обращаться за обслуживанием нужно каждые 20 000 км. Точную стоимость первых пяти ТО на дилерской сервисной станции не существует. Но «базовый пакет», состоящий из работ по замене масла и фильтров стоит около 8 000 рублей (с материалами). К тому же, каждые 30 000 км производитель рекомендует менять свечи (за 2 000 рублей), а каждые 80 000 - комплект ГРМ (10 000 рублей). Стоимость запчастей не включена.

Общие сведения о модели

Citroen C4 I – первое поколение модели, выпускавшейся с 2004 года по 2010 год. Модель представлена в нескольких вариантах кузова: хэтчбек, седан и купе. Автомобиль имеет переднемоторную компоновку и передний привод. Серийная сборка осуществлялась во Франции, Аргентине и Китае.

С момента открытия в 2010 году завода PSA под Калугой и вплоть до 2012 года модель производилась в России.

Впервые С4, пришедшая на смену Xsara, была представлена в 2004 году на автосалоне в Женеве. Внешность автомобиля разрабатывал дизайнер компании Донато Коко, который ранее работал над такими автомобилями как Citroen C3, Saxo и Xsara.

На задних фонарях, фарах, в оформлении радиаторной решетки и бамперов можно увидеть характерные изломы, напоминающие по форме бумеранг. Это дизайнерские вариации на тему логотипа Citroen - двойного шеврона. То есть тех самых шестеренок, с производства которых когда-то начинал основатель компании Андре Ситроен.


Автомобиль построен на платформе PF2, на которой также базируются Peugeot 307, Peugeot 308, Peugeot Partner.

Рестайлинговая версия 2008 года с незначительными изменениями в дизайне была представлена на Московском автосалоне. Длина кузова этой обновленной версии увеличилась на 15 мм только за счет новой формы бамперов. Поэтому увеличенные размеры не повлияли ни на ходовые качества, ни на расширение салона. А вот в линейке моторов появились два новых бензиновых двигателя.

Осенью 2010 года на автосалоне в Париже состоялась презентация модели второго поколения C4, а выпуск первой генерации был прекращен.

Технические особенности

Одна из особенностей модели - рулевое колесо. При изменении положения регулируемой рулевой колонки ступица руля не меняет угол наклона, благодаря тому, что она закреплена относительно обода. То есть, и при вращении руля, его ступица оказывается неподвижной. Это фирменный признак последних моделей Citroen. Используя данную конструкцию, инженеры смогли придать передней подушке безопасности оптимальную форму. До С4 подушки всегда были круглой формы, потому что было невозможно предсказать, как повернется руль в момент аварии.

Еще одной особенностью являются боковые стекла автомобиля. Во – первых их толщина составляет 3,82 мм вместо обычных 3 мм. Во-вторых, они защищены специальной пленкой, которая помимо добавочной прочности еще и улучшает шумоизоляцию. Препятствуют проникновению шума в салон и двойные уплотнители дверей.


К техническим особенностям можно причислить и разнообразие дополнительных опций. В частности, передний и задний датчики парткроника, которые схематически выводят на экран навигационной системы данные о расположении препятствий, биксеноновые фары, USB- разъем, передние кресла со встроенными массажерами, обновленная навигационная система My Way и многое другое.

Отдельного внимания заслуживает система контроля усталости водителя. Она автоматически включается после достижения 80 км/ч, а перестает работать после нажатия кнопки на центральной консоли. Система имеет видеокамеру, которая отслеживает линию разметки. Если водитель не включает поворотник, а автомобиль при этом выходит за пределы полосы, его кресло начинает вибрировать. Таким образом система «будит» уснувшего водителя.

С4 стала первой моделью французского производителя, на которой опробовали «Ароматный дизайн». Справа от центрального дефлектора вентиляции размещается небольшая емкость с освежителем воздуха. Исследования доказали, что запахи влияют на концентрацию внимания, поднятие настроения и т.д. Поэтому в стандартную комплектацию автомобиля входят девять вариантов духов - ароматизаторов.

В 2006 году на автосалоне в Женеве был представлен седан Citroen C-Triomphe, разработанный на основе С4. Модификация производится для китайского рынка, где пользуется огромной популярностью. С-Triomphe значительно больших размеров, чем С4. Его длина составляет 4802 мм. Сборка осуществляется на заводе Peugeot – Citroen в Китае.

Существует еще одна версия для китайского рынка - Citroen C-Quattre. Модель представлена в двух вариантах кузова: седан и хэтчбек. Презентация состоялась в Шанхае в 2009 году. Седан С-Quattre на 300 мм меньше Triomphe и значительно дешевле.

Плюсы и минусы в сравнении с одноклассниками

К достоинствам модели можно отнести сравнительно большой клиренс (165 мм), выгодно отличающийся от других авто того же класса. Например, у Mazda 3 дорожный просвет около 150 мм, а у Honda Civic – 145 мм. Для российских дорог этот показатель немаловажен.

Среди преимуществ модели - усиленный стартер и аккумулятор большего объема, которые незаменимы при эксплуатации в холодное время года.

У многих конкурентов автомобиль выигрывает по уровню безопасности. ESP, АБС и набор подушек безопасности входят даже в самую простую комплектацию.

Еще одним плюсом является достаточно большой багажник (407 л). Он считается одним из самых больших в классе (среди хэтчбеков). Например, у Volkswagen Golf объем багажника всего 305 л, у Nissan Qashqai – 400 л, у Honda Civic – 399 л, а у хэтчбека Maxda 3 – 300 л.

Модель в автоспорте

С 2007 года спортивная версия Citroen C4 WRC постоянно принимала участие в раллийных чемпионатах мира. Эльзасский гонщик Себастьян Леб на этом автомобиле становился чемпионом мира в 2007, 2008, 2009 и 2010 годах. Раллийная версия оснащается турбодвигателем мощностью 320 л.с.

Цифры и награды

На XXI Международном Автомобильном Фестивале в Лос-Анджелесе Citroen C4 I получил международный приз за лучший дизайн.

Французский хэтчбек 2004-2006 модельного года неоднократно становилсь «Автомобилем года» в Словакии, Испании, Хорватии, Португалии, Болгарии.

На автовыставке в Италии в 2006 году автомобиль назван «Самым красивым автомобилем мира» в своей категории.

В России C4 является самой продаваемой моделью Citroen. В числе общих продаж на долю С4 приходится около 40%.

1) Три изменения, произошедшие в политической системе Российской империи в ходе революции 1905- 1907гг.:

— создан законодательный представительный орган- Государственная дума

— гарантированы фундаментальные политические свободы

— пересмотрены Основный Законы Российской империи

— разрешена легальная деятельность политических партий, профсоюзов

— отменены выкупные платежи

— сокращена продолжительность рабочего дня, легализованы экономические забастовки, повышена заработная плата

2) Три положения, отражающих значение революции:

— революция ускорила процессы экономической. Политической, социальной модернизации России, перехода ее от традиционного общества к обществу индустриальному

— был сделан шаг к утверждению в России конституционного строя, фактическому ограничению власти императора Государственной Думой

— получили развитие тенденции к формированию гражданского общества в стране

— революция не смогла разрешить многих и властью так и не был налажен, что стало одной из нового революционного взрыва.

С4. Назовите политические партии и блоки, представители которых вошли в 1917г. в первый состав Временного правительства. Назовите вопросы, решение которых Временное правительство отложило до созыва Учредительного Собрания.

1) Политические партии:

— конституционно- демократическая партия (кадеты)

— Прогрессивный блок (прогрессисты)

2) Могут быть названы вопросы:

— о будущем государственном устройстве страны;

— аграрный вопрос;

— рабочий вопрос;

— национальный вопрос

С4. Назовите причины ужесточения сталинского политического после ВОВ. Приведите примеры ужесточения режима.

Примеры сталинского режима:

— укрепление после Великой Победы в войне авторитета Сталина;

— принятие Сталиным р ешения о следовании довоенной модели развития страны, требовавшей жестокой централизации государственного управления;

— стремление укрепить единомыслие в обществе, подавить возникшие после войны демократические настроения среди населения

Примеры, свидетельствующие об ужесточении сталинского режима:

— «ленинградское дело»

-«дело врачей»

— кампания борьбы с «космополитизмом»

— арест ряда военачальников

— преследования бывших военнопленных

— депортация некоторых народов

— запрет творчества некоторых представителей культуры

— запрет развития ряда научных направлений.

С4. Назовите характерные черты жизни и быта советских людей в первые годы после ВОВ. Приведите примеры положения населения в городе и деревне.

Характерные черты жизни и быта советских людей:

— налаживание мирной жизни, возращение солдат с фронта, многих людей из эвакуации;

— отмена сверхурочных работ, восстановление 8- часового рабочего дня и отпусков

— тяжелые условия труда при восстановления разрушенного войной хозяйства

Нехватка продовольственных и промышленных товаров

— недостаток жилья.

В городе:

— плохое оборудование на предприятиях, большая доля ручного труда, низкие расценки его оплаты;

— жизнь в старых домах, чаще всего в коммунальных квартирах, а иногда в бараках;

— высокие цены в магазинах, снабжение товарами по карточкам, очереди в магазинах;

— проведение принудительных госзаймов среди населения в городе;

— отмена карточек в 1947г.

В деревне:

— недостаток промышленных товаров, сельхозтехники;

— почти бесплатная работа в колхозах из- за обязательной сдачи урожая на госпоставки4

— принудительное сокращение размеров приусадебных участков колхозников;

— отсутствие у колхозников паспортов и, следовательно, права на выезд из деревни

С4. Назовите не менее трех особенностей ситуации, сложившейся в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере советского общества в 1970-е- начале 1980-х гг. Приведите не менее трех причин, способствовавших складыванию отмеченных вами особенностей.

Могут быть названы три особенности:

— преобладание темпов экстенсивного развития экономики

Снижение темпов экономического роста, формирования «механизма застоя»

— снижение качественных показателей экономического развития

Проблемы с внедрением в производство достижений научно- технического прогресса

— большие затраты на развитие ВПК

— остаточный принцип финансирования социальной сферы, легкой промышленности

— дефицит товаров широкого потребления

— расширение сферы «теневой экономики»

Могут быть приведены любые две причины, способствовавшие их складыванию:

— сохранение командной экономической системы. Отвергавшей инновации, НТП

— отказ руководства страны от продолжения экономических реформ, начатых в середине 1960-х гг.

— диспропорции в развитии отдельных отраслей промышленности

Разрыв между ростом денежных доходов населения и темпами развития экономики.

С4. В чем заключались важнейшие достижения в промышленном развитии страны в 1930-е года? Приведите не менее трех примеров. О каких проблемах (трудностях и негативных последствиях) индустриализации вам известно? Назовите не менее трех трудностей и негативных последствий.

Примеры достижений:

— была создана современная индустриальная база, страна превратилась из аграрной в индустриально – аграрной;

— проведена электрификация (план ГОЭЛРО, первые советские электростанции), построены крупные электростанции (Днепрогэс), создан энергетический комплекс;

Получили развитие новые отрасли промышленности – автомобилестроение, авиастроение, химическая промышленность и др,;

Началось строительство крупных промышленность предприятий в районах Сибири и Дальнего Востока

Была создана мощная оборонная промышленность

— была достигнута технико-экономическая независимость СССР

Проблемы (трудности и негативные последствия):

— И. проводилась в жесткие сроки, при чрезмерном напряжении человеческих сил и была оплачена дорогой ценой лишений людей, потери здоровья и т.п.

— имели место диспропорции: развивалась преимущественно тяжелая промышленность, заметно отставали отрасли легкой и пищевой промышленности.

— продвижение в промышленном развитии слабо сказывалось на улучшении условий жизни людей

— сложилась командно- административная система.

С4. Назовите не менее трех реформ Избранной Рады. Напишите фамилии трех деятелей Избранной Рады.

Реформы :

— созыв 1549 году первого Земского Собора

— принятие нового Судебника (1550г.)

— отмена кормлений

— совершенствование деятельности приказов, центральных органов исполнительной власти

— ограничение местничества

— создание стрелецкого войска

— принятие «Уложения о службе», укрепившего поместную дворянскую армию

— изменение порядка налогообложения, установление единицы налогообложения (соха) и размера взимаемых с нее повинностей (тягло)

— принятие «Стоглава», регулировавшего деятельность церкви и направленного на унификацию обрядов.

Деятели Избранной Рады:

— князь А.М. Курбский

— митрополит Макарий

Протопоп Сильвестр

— дьяк И.М. Висковатый

А.Ф. Адашев

С4. Назовите не менее трех признаков коренного перелома в ходе ВОВ. Назовите не менее трех сражений и военных операций этого периода.

Признаки коренного перелома в ходе ВОВ:

— переход стратегической инициативы к Вооруженным силам СССР

— обеспечение надежного превосходства советской оборонной промышленности и тыловой экономики над экономикой фашистской Германии

— достижение Советским Союзом военно- технического превосходства в снабжении действующей армии новейшими видами вооружения

— качественные изменения в соотношении сил на международной арене в пользу стран антигитлеровской коалиции

Сражения этого периода:

— Сталинградская битва

— Битва на Орлово- Курской Дуге

— форсирование Днепра, освобождение Левобережной Украины, Донбасса, Киева

— прорыв блокады Ленинграда

— наступательные операции на Кавказе.

С4. Назовите не менее трех итогов ВОВ 1941- 1945гг. и не менее трех операций завершающего этапа войны.

Положения, характеризующие итоги ВОВ:

— победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость, была восстановлена государственность народов Европы, оккупированных Германией.

— фашистская Германия и Япония потерпели военно- политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали.

Фашизм и нацизм были осуждены как идеология насилия, агрессии, расового превосходства

— в Европе и на дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения. В частности Польша получила Силезию, СССР- Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова;

Вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и Юго- Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под прямым его контролем

— возросло влияние США, утвердившихся в роли лидеров западного мира

— был дан мощный импульс национально- освободительному движению, началось разрешение колониальной системы

Сражения этого периода:

— снятие блокады Ленинграда

— освобождение Белоруссии (операция «Багратион»)

— Львово- Сандомирская операция

Висло- Одерская операция

— Восточно- Прусская операция

— Берлинская операция.

С4. Укажите и кратко охарактеризуйте предпосылки и основные события Смуты конца 16- начала 18 века.

Предпосылки Смуты:

— кризис династии Рюриковичей (слабый царь Федор Ивановича, драма в Угличе), ослабление центральной власти

— политическая борьба претендентов за власть, земское избрание на царство Бориса Годунова

— обострение социального недовольства вследствие политики закрепощения крестьян, усиления налогового гнета, а также неурожаев, голода.

Волнения и бегство крестьян

События Смуты:

— 1605г.- начало Смуты: появление Лжедмитрия 1, его поход на Москву, «восшествие на престол»;

1606г.- боярский заговор, свержение самозванца, избрание на царство Василия Шуйского

Восстание под руководством И. Болотникова

— 1607г.- Лжедмитрий 2 («тушинский вор»)

— польско-шведская интервенция, осада Смоленска

— 1610г.- «семибоярщина»

— 1611- 1612гг.- народные ополчения (Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин), освобождение Москвы

— 1613г. – Земский Собор, избрание на царство Михаила Романова.

С4. Назовите не менее трех реформ РПЦ в середине 17 века и не менее трех последствий преобразований проведенных патриархом Никоном.

Три цели реформ РПЦ:

— унификация системы церковных обрядов, порядка богослужения, богослужебных книг

— борьба с явлениями, подрывавшими духовный авторитет церковно служителей (пьянство, стяжательство, неграмотность священников и пр.)

— противодействие проникновению светских начал в духовную жизнь общества

— преобразование церкви в условиях усиления церковно- политических связей России с южнославянскими странами.

Два последствия преобразований:

— реформа привела к унификации церковных обрядов и богослужебных книг, способствовала укреплению духовной, идейной целостности русского православия

— долгий спор о верховенстве светской и духовной власти был решен в пользу власти светской, был сделан важный шаг к подчинению церкви государству

— острая борьба сторонников и противников Никона и его реформ привела к расколу РПЦ

— старообрядческое движение стало одной из форм социального протеста во 2-ой половине 17- 1-ой половине 18 веков.

С4. Назовите основные этапы процесса объединения русских земель вокруг Москвы и дайте краткую характеристику каждого из них.

Четыре этапа объединения русских земель:

— конец 13- 1-ая половина 14 веков

— 2-ая половина 14 века

— 1- ая половина 15 в.

— 2-ая половина 15- начало 16 века

Краткая характеристика каждого этапа:

1 этап: образование и начало возвышения московского княжества, борьба Москвы и Твери, успехи московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение, превращение Москвы в церковный центр русских земель

— 2 этап: Куликовская битва, первое поражение в сражении с объединенными силами русских княжеств и земель, утверждение Москвы в качестве центра объединения русских земель

— 3 этап: феодальная война,

4 этап: завершающий этап объединения, освобождение от ордынского ига, возникновение единого Российского государства.

С4. Назовите не менее трех мероприятий, проведенных в СССР в период «оттепели» в сфере экономики и социальной политики. Приведите не менее трех положений, отражающих значение «оттепели» для отечественной истории 20 века.

Могут быть названы три мероприятия периода «оттепели»:

— сохранение курса на приоритетное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности

— активизация усилий, направленных на внедрение достижений науки и техники в производство

— переход от отраслевого принципа управления народным хозяйством к территориальному (создание совнархозов)

Распространение паспортной системы на колхозников

— упорядочение пенсионного обеспечения, снижение пенсионного возраста

— освоение целинных и залежных земель

— ограничение приусадебных хозяйств

— проведение денежной реформы. Повышение розничных цен.

Положения, отражающие значение « оттепели»:

Была предпринята первая попытка десталинизации советского общества

— «оттепель» была первой попыткой реформирования общественной системы, сложившейся в ССР в 1930-е гг., освобождения ее от наиболее одиозных элементов (массовые репрессии, террор, культ личности) при сохранении однопартийности, руководящей роли КПСС, общественной собственности и централизованного планирования, командной экономики

Политика «оттепели» не была последовательной,целостной, но она внесла существенные изменения в духовную атмосферу как шаг к свободе. К социализму, очищенному от деформаций и искажений, к гражданской ответственности, самостоятельности, инициативе.

С4. Раскройте характерные черты социально- экономической политики в СССР во второй половине 1950-х- первой половине 1960-х гг.

Общая характеристика периода:

— попытки реформирования разных сфер жизни в период руководства Н.С.Хрущева- либерализация, «оттепель»;

Политика в промышленности:

— меры по децентрализации управления

Ликвидация отраслевых министерств, образование совнархозов

— вступление в эпоху НТР- приоритетное развитие атомной энергетики. Химической промышленности и др.

Политика в области с/х:

— укрупнение колхозов, преобразование части колхозов в совхозы

— повышение закупочных цен на с/х продукцию;

— освоение целинных и залежных земель.

Социальная политика:

— повышение окладов и пенсий, снижение пенсионного возраста

Развертывание массового жилищного строительства

— сокращение рабочего дня. Выдача паспортов колхозникам

— повышение закупочных цен на продукты.

Вывод: противоречивость и непоследовательность политики; элементы субъективизма и администрирования; кризисные явления в экономике, порождавшие недовольство в разных группах населения.

С4. Охарактеризуйте исторические условия развития и основные достижения культуры России в 14- 16вв.

Исторические условия:

— возрождение хозяйства, экономической подъем в русских землях

— создание единого государства

— развитие национального самосознания, борьба за независимость от Орды.

— развитие культурных контактов (деятельность итальянских зодчих в России)

Основные культурные достижения:

— устное народное творчество

— литературы (сказания Куликовского цикла, Хождения, жития, поучения- Четьи минеи, Домострой)

— появление публицистики (Иван Пересветов, сочинения Ивана Грозного)

Начало книгопечатания (Иван Федоров)

— рост числа школ и училищ при церквах и монастырях

— развитие каменного зодчества- сооружения Московского Кремля. Покровский собор (собор Василия

Блаженного), шатровый стиль

— Живопись: фрески (Новгород и др., города), иконопись- Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий

— Роль РПЦ в духовной жизни и культуре 14-16вв.

С4. Назовите основные направления развития и достижения советской культуры в 1920- 1930-е гг.

Общее направление развития- «культурная революция» (ее задачи)

Идеология:

— утверждение коммунистической идеологии во всех сферах духовной жизни и культуры

— классовый подход к культуре. Выдвижение лозунгов разрушения «буржуазной» культуры и утверждение новой. «пролетарской » культуры (Пролеткульт и другие организации)

— преследование немарксистских концепций в обществознании. Изгнание многих философов и публицистов («философский теплоход»)

Образование:

— ликвидация неграмотности, создание ликбезов. Новых школ, рабфаков

— реформа начальных и средних школ. Преобразование их в бесплатную единую трудовую школу

— формирование новой интеллигенции «из рабочих и крестьян»

Литература и искусство:

— многообразие художественных течений и групп в литературе и искусстве в 1920-е гг. становление революционного искусства (плакат, сатира)

— появление новых героев в литературе (произведения В.Маяковского. И. Бабеля, А. Фадеева, Д. Фурманов,. М.Шолохова и др.).

Развитие советского кинематографа (С. Эйзенштейн)

Утверждение социалистического реализма в 1930-е гг. в качестве господствующего течения

Государственная политика в отношении церкви:

Отделение церкви от государства, борьба с религиозным мировоззрением и обычаями, закрытие и разрушение церквей.

С4. Раскройте особенности культурной и духовной жизни в СССР во второй половине 1950-х-первой половине 1960-х гг.

Общая характеристика этого периода:

— годы. Когда страной руководил Н.С. Хрущев, характеризуются началом либерализации в разных сферах жизни общества

— это годы «оттепели» в духовной жизни, культуре

Основные события и явления культурной жизни:

— демократические перемены;

— реабилитация осужденных ранее представителей научной и творческой интеллигенции

— появление новых литературно- художественных изданий (журналы «Новый мир», «Юность»)

— создание новых театров- студий (Театр на Таганке, «Современник»)

Снятие запретов на публикацию и исполнение ряда литературных и музыкальных произведений, подвергнутых критике в предшествующие десятилетия

— реформирование системы образования

— расширение контактов представителей советской интеллигенции с мастерами культуры зарубежных стран

— сохранение партийного идеологического диктата

В основе культурной политики- тезис о построении коммунистического общества

— осуждение Б.Пастернака

Вывод:

Развитие культуры в рассматриваемый период носило противоречивый характер.

С4.Укажите характерные черты демократизации культуры в России во второй половины 19 века.

Развитие образования:

— развитие среднего и высшего образования- увеличение числа гимназий, училищ. Университетов. Появление женских курсов (эти формы образования оставались труднодоступными для представителей непривилегированных сословий)

— создание сети начальных земских школ

— открытие училищ, воскресных школ для рабочих

Культурно- просветительские учреждения

— расширение сети публичных библиотек

— основание музеев, открытие музеев для публичного посещения (галерея П.М. Третьякова в Москве и др.)

Развитие издательского дела, журналистики (увеличение числа газет и журналов, выпуск недорогих изданий, доступных для широкого круга читателей, — И.Д. Сытин)

Рост интереса к жизни народа

— появление образа «человека из народа» в художественных произведениях

— интерес к народному творчеству,отражение его мотивов в искусстве

— развитие традиционных художественных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома, Павловский Посад)

Вывод : начавшийся процесс демократизации не устранял сословных разграничений в культурной жизни

С4. Назовите не менее трех условий проведения выкупной операции по реформе 1861г. Укажите не менее трех последствий выкупной операции для социально- экономического развития страны.

Три условия проведения выкупной операции:

— за землю нужно выплатить определенную сумму помещику- за основу был взят размер оброка. Который крепостной крестьянин платил помещику (выкуп должен был равняться такой сумме. Которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка)

До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности (временнобязанное состояние)

— государство выплачивало 75- 80 % выкупной суммы помещику сразу, остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды от процентами.

Три последствия выкупной операции:

давала помещикам средства, необходимые для перевода хозяйства на новые условия, возникшие в связи с отменой крепостного

способствовали консервации полукрепостнических отношений в с/х (отработочная система, испольщина, издольщина)

негативным образом сказывалась на развитии крестьянских хозяйств, вынужденных отдавать часть произведенного продукта в качестве выкупных платежей

усиливала имущественную и социальную дифференциацию крестьянства, его разложение

усиливала имущественную и социальную дифференциацию крестьянства. Его разложение

втягивала крестьянское хозяйство в рыночные отношения, способствовала развитию товарно- денежных отношений, преодолению натурального хозяйства.

С4. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

Изменения в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения:

— отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян

Установление наследственности крепостного состояния

Предоставление землевладельцам права распоряжаться имуществом крепостного крестьянина

Предоставление землевладельцам права вотчинного суда и полицейского надзора над крепостными

Возложение на крепостных крестьян обязанности выполнять повинности в пользу государства

— ликвидация «белых» слобод

— запрещение крестьянам держать постоянную торговлю в городах и закрепление права торговли за посадскими людьми

Положения, характеризующие значение Соборного Уложения:

— фактически завершило процесс юридического оформления крепостного права

— способствовало укреплению царской власти, содержало ряд положений, направленных на защиту личности монарха и РПЦ

— способствовало оформлению сословной структуры общества, определению прав и обязанностей основных сословий

— в качестве свода законов Российского государства действовало вплоть до первой половины 19 века.

С4. Раскройте основные итоги преобразовательной деятельности Петра 1.

Итоги внешнеполитической деятельности Петра 1.:

— завоеван выход к Балтийскому морю, Россия приобрела статус великой державы (с 1721г. — империя)

Итоги внутренней политики в экономике:

— в результате государственного содействия развитию промышленности. Политики протекционизма возникновение крупного мануфактурного производства. Новых отраслей промышленности

— развитие торговли (политика меркантелизма)

В политической системе:

реформы государственного управления, создание нового государственного аппарата (Сенат, Коллегии), областная и городская реформы (создание местных органов управления)

— церковная реформа. Создание Синода, подчинение церкви светской власти

— военные реформы, регулярной армии и флота

В социальных отношениях:

— укрепление положения дворянства, расширение его сословных привилегий (Указ о единонаследии, Табель о рангах)

Ужесточение крепостнических порядков, усиление эксплуатации крестьян и работных людей, введение подушной подати

В сфере культуры и быта:

— введение гражданской азбуки, издание первой газеты, переход на новое летоисчисление

— становление системы светского образования. развитие наук (основание Академии наук)

Введение европейских обычаев в быту

Вывод: преобразования Петра 1 привели к усилению военно- политического положения России в Европе. Укреплению самодержавия.

С4. Назовите не менее трех народных выступлений, произошедших в 18 веке., укажите их причины (не менее трех).

Следующие народные выступления 18 века:

— восстание 1705- 1706гг. в Астрахани;

— восстание на Дону под руководством К. Булавина (1707- 1708гг.)

— выступление работных людей на мануфактурах (20-е гг. 18 века)

— религиозные выступления старообрядцев в первой четверти 18 века;

— движения крестьян и работных людей в 30- 60 –е гг. 18 века;

— крестьянско- казацкое восстание под предводительством Е. Пугачева 1773- 1775гг.\

Причины народных выступлений: ужесточение:

— ужесточение крепостнического гнета;

— рост повинностей крестьян и посадских людей;

— тяжелое положение работных людей;

— указы Петра 1. о приписных и посессионных крестьянах;

— наступление государства на казачьи вольности;

— преследование старообрядцев.

С4. Объясните, в чем состояла историческая необходимость проведения реформ в России в середине 19 века.

Внутренние предпосылки проведения реформ 1861- 1871гг.

— разложение крепостнической системы хозяйствования;

— имения помещиков: их доходность за счет усиления эксплуатации крестьян, а не внедрения новой техники

— натуральное хозяйство крестьян: их бедность, низкая покупательская способность;

— рост крестьянских выступлений;

— необходимость преодоления отсталости российской промышленности: одна из причин- нехватка рабочих рук вследствие крепостной зависимости значительной части населения

Внешнеполитический кризис:

поражение России в Крымской войне 1853- 1856гг.Главная причина — военно- техническая отсталость страны

Осознание русским обществом. Правительственными кругами аморальности крепостного права, необходимости его отмены для преодоления отставания России от ведущих стран Европы.

С4. Раскройте тезис: «Поражение России в Крымской войне означало крушения принципов николаевского царствования».

В области внешней политики — не оправдался расчет Николая 1 на солидарность европейских монархов.

Англия и Франция вступили в войну против России

Австрия, которой Россия помогала подавить революционные выступления 1848- 1849гг., заняла позицию враждебного нейтралитета (выжидательную)

Россия оказалась в состоянии международной изоляции

Война показала, что великие европейские державы противостоят усилению влияния России на Балканах

В области внутренней политики- война выявила общую экономическую, техническую и военную отсталость России

Поражение было в значительной степени обусловлено особенностями внутреннего положения в России в годы царствования Николая, в том числе:

— сохранением крепостнической системы в деревне

— недостаточным развитием промышленности

— плохим состоянием транспорта, слабой сетью ж/дорог

— сохранением сословного принципа комплектования армии, препятствовавшего выдвижению одаренных людей «из простого народа»

— устаревшим вооружением армии и флота

Героизм российских солдат не был подкреплен необходимой экономической и военной мощью страны

Вывод: поражение в войне рассматривалось многими как следствие кризисного состояния Российской империи.

С4. Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в России в годы царствования Александра 1. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.

Направления преобразований Александра 1:

— в сфере государственного управления;

— в социальной сфере;

— в сфере образования.

В сфере государственного управления:

— поручение Сперанскому разработать проект, в основе которого принцип «разделения властей»;

— образование Государственного Совета

— проведение министерской реформы;

В социальной сфере:

— издание указа о вольных хлебопашцах

— запрещение печатать объявления о продаже крепостных крестьян

Освобождение крестьян в прибалтийских губерниях

— учреждение военных поселений

В сфере образования:

— открытие лицея в Царском Селе;

— включение в университетский устав положения об автономии университетов;

— разрешение распространять иностранные книги в России;

— образование учебных округов.

С4. Объясните, как Отечественная война 1812г. повлияла на внутреннее развитие и международное положение России.

Последствия войны для внутреннего развития:

Главный результат- удалось отстоять независимость и целостность России

Потери среди военных и гражданского населения, уничтожение материальных и культурных ценностей

Подъем патриотических чувств, новый этап в развитии национального самосознания

Возросшее понимание единства нации, несмотря на сословные перегородки

Пробуждение чувства собственного достоинства у многих простых людей. В том числе крепостных крестьян, сражавшихся за свободу Отечества

события войны 1812г. и зарубежного похода способствовали распространению идей гражданского служения обществу, активизации общественного движения

победа в отечественной войне привела к подъему в сфере духовной культуры, литературы и искусства

В области международных отношений:

Возросла роль России в европейской политике и международных отношениях

Победа европейских монархий сопровождалась усилением консервативных, охранительных тенденций(участие России в Священном Союзе, подавлении освободительных движений в Европе)

С4.Назовите основные направления (не менее двух) внешней политики СССР в 1945- 1953гг. Приведите не менее трех любых примеров проведения политики.

1) Основные направления политики:

— участие в разрешении международных проблем в рамках ООН;

— усиление влияния СССР на восточно- европейские государства;

— поддержка национально- освободительного движения в колониальных и зависимых странах;

— расширение влияния СССР на коммунистические и рабочие партии многих стран мира;

— активное участие в организации движения сторонников мира

2) Примеры:

— отказ СССР от принятия плана Маршалла;

— форсирование Сталиным атомного проекта с целью ликвидации монополии США на атомное оружие, испытание атомной бомбы (1949г.);

— помощь китайским коммунистам в гражданской войне;

— помощь Северной Корее в ходе Корейской войны (1050- 1953гг.);

— содействие образованию ГДР после создания ФРГ

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Предлагаемое учебное пособие содержит 400 заданий высокого уровня сложности (С4-С5) для подготовки к ЕГЭ по истории с древнейших времен до современности. Задания сгруппированы в тематические блоки. Школьники, готовясь к экзамену по данному пособию, могут овладеть всем спектром умений и навыков работы с историческим материалом (представление общей характеристики; систематизация, анализ исторической ситуации; сравнение фактов, процессов, явлений). Глава "Модели ответов и варианты построения аргументации в заданиях высокого уровня сложности" является важным инструментом не только обучения, но и контроля и самоконтроля знаний. Пособие может использоваться также для проведения текущего контроля в старших классах общеобразовательных учреждений. Издание предназначено учащимся 10-11-х классов, абитуриентам, учителям и методистам. Книга является частью учебно-методического комплекса "История. Подготовка к ЕГЭ".

Примеры.
Назовите три основных этапа становления и развития Древнерусского государства. Укажите не менее трех событий, характеризующих процесс генезиса Древнерусского государства.

Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор. Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Процесс становления государственности у восточных славян начался задолго до призвания варягов, так как государство нельзя привнести извне. Норманнисты не учитывали факторы внутреннего развития славян. Какие три этапа, периода можно выделить в процессе складывании государства у восточных славян? Кратко охарактеризуйте каждый из этапов, периодов. Приведите не менее двух характеристик.

Существует следующая точка зрения на происхождение Древнерусского государства: Древнерусское государство возникло в результате складывания внутренних предпосылок: развитие общества, социальных и хозяйственных сдвигов.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие - опровергают её.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I Задания высокого уровня сложности 5
Раздел 1. История России с древности до конца XVI в 5
Тема № 1: Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства 5
Тема № 2: Первые древнерусские князья и их деятельность. Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси и влияние Византии. «Русская Правда» 7
Тема № 3: Причины распада Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество; Новгород Великий; Галицко-Волынское княжество: политический строй, развитие хозяйства, культура 8
Тема № 4: Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. Образование Золотой Орды. Русь и Орда 9
Тема № 5: Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Куликовская битва и ее значение. Зарождение национального самосознания 10
Тема № 6: Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Судебник 1497 г. Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян 11
Тема № 7: Россия при Иване IV. Реформы середины XVI в. Складывание идеологии самодержавия 13
Тема № 8: Опричнина. Дискуссия о характере опричной политики 14
Раздел 2 История России XVII-XVIII вв 16
Тема № 9: Смута конца XVI - начала XVII в. (причины, сущность, последствия). Дискуссия о причинах Смуты. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Начало династии Романовых 16
Тема № 10: Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Расширение территории Российского государства в XVII в. Социальные движения в XVII в 18
Тема № 11: Общественно-политическое устройство (самодержавие, сословная структура общества). Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права 19
Тема № 12: Церковный раскол. Старообрядчество 20
Тема № 13: Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма 21
Тема № 14: Внешняя политика в первой четверти XVIII в. Северная война. Образование Российской империи. Культура России в XVII в. Усиление светских элементов в культуре. Изменения в культуре и быту в Петровскую эпоху 23
Тема № 15: Россия в период дворцовых переворотов 24
Тема № 16: Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Особенности экономики России второй половины XVIII в. Расцвет крепостничества 26
Тема № 17: Социальные движения XVIII в. Е. Пугачёв. Россия в войнах второй половины XVIII в. Присоединение новых территорий 27
Раздел 3. Россия в 1801-1860 гг. 28
Тема № 18: Внутренняя политика Александра I 28
Тема № 19: Внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813-1814гг. 30
Тема № 20: Декабристы 32
Тема № 21: Внутренняя политика Николая I. Общественная мысль в 1830-1850-е гг.: «охранительное» направление, славянофилы и западники, сторонники общинного социализма 34
Тема № 22: Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота. Аграрный вопрос в середине XIX в. 35
Тема № 23: Внешняя политика во второй четверти XIX в. Крымская война 37
Раздел 4 Россия в 1860-е - 1890-е гг. 38
Тема № 24: Внутренняя политика Александра II. Реформы 1860-1870-х гг. 38
Тема № 25: Внутренняя политика Александра III 40
Тема № 26: Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Завершение промышленного переворота. Изменения в социальной структуре общества. Возникновение торгово-промышленных монополий 42
Тема № 27: Идейные течения и общественное движение в 1860-1890-е гг. Консерваторы, либералы. Эволюция народничества. Начало рабочего движения (российская социал-демократия) 44
Тема № 28: Основные направления и события внешней политики России в 1860-1890-х гг. Расширение территории империи. Участие в военных союзах 45
Тема № 29: Развитие культуры в XIX в. (наука и образование; обращение к национальным истокам; основные стили в художественной культуре, основные направления в литературе и искусстве). Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру 47
Раздел 5. Россия в 1900-1920 гг. 48
Тема № 30: Россия в начале века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое развитие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Культура в начале XX в 48
Тема № 31: Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Думская монархия 49
Тема № 32: Революция 1905-1907 гг. (причины, движущие силы, основные события, итоги) 50
Тема № 33: Реформы П. А. Столыпина. Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество 52
Тема № 34: Революция 1917 г. От Февраля к Октябрю. Двоевластие: Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Кризисы Временного правительства 55
Тема № 35: Провозглашение и утверждение советской власти. Внутренняя и внешняя политика Советского правительства в 1917-1920 гг. Формирование однопартийной системы 56
Тема № 36: Гражданская война: участники, этапы, основные фронты. Интервенция. Итоги и последствия Гражданской войны 58
Раздел 6. Советская Россия, СССР в 1920-е - 1945 гг. 60
Тема № 37: «Военный коммунизм». Кризис начала 1920-х гг. Переход к новой экономической политике 60
Тема № 38: Политическая жизнь в 1920-е - 1930-е гг. Внутрипартийная борьба. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии 61
Тема № 39: Свертывание новой экономической политики. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация 62
Тема № 40: Образование СССР. Выбор путей объединения. Национальная политика в 1920-е - 1930-е гг. «Культурная революция» (утверждение новой идеологии, ликвидация неграмотности, развитие образования, науки, художественной культуры) 64
Тема № 41: Внешняя политика Советского государства в 1920-е - 1930-е гг. (основные направления и события). СССР на начальном этапе Второй мировой войны; советско-финляндская война; включение в состав СССР в 1939-1940 гг. новых территорий 66
Тема № 42: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (основные этапы и сражения; героизм советских людей в годы войны; антигитлеровская коалиция; завершение и итоги войны) 67
Раздел 7. СССР в 1945 - середине 1980-х гг. 70
Тема № 43: СССР в первое послевоенное десятилетие: восстановление народного хозяйства 70
Тема № 44: СССР в первое послевоенное десятилетие: идеологические кампании конца 1940-х гг. 71
Тема № 45: «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику. Создание ракетно-ядерного оружия 73
Тема № 46: СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг.: политическая жизнь страны 75
Тема № 47: XX съезд КПСС и его значение. Политика мирного сосуществования 76
Тема № 48: Реформы в социально-экономической сфере. Особенности развития советской науки и культуры в 1950-1960-х гг. 77
Тема № 49: СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг.: нарастание кризисных явлений в советском обществе (в экономике, социальной сфере, политике, идеологии) 79
Тема № 50: Внутренняя политика СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. Конституция 1977 г. Внешняя политика (основные тенденции и события). Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки международной напряженности 81
Раздел 8. СССР, Россия в 1985 г. - начале XXI в 83
Тема № 51: СССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и гласности (предпосылки, результаты) 83
Тема № 52: Попытки реформ экономики и политической системы; их итоги. События 1991 г. Распад СССР (предпосылки и итоги) 84
Тема № 53: Внешняя политика: «новое политическое мышление». Образование СНГ 86
Тема № 54: Становление новой российской государственности. Экономические реформы, их последствия. Переход к рыночной экономике. Россия в системе современных международных отношений: РФ и страны СНГ; место России в современных мировых интеграционных процессах. Развитие современной России 88
Глава II Модели ответов и варианты построения аргументации в заданиях высокого уровня сложности 90
Список литературы 290.