Болезни Военный билет Призыв

Сколько коллегий создал петр 1. Учреждение коллегий и сената в России. Учреждение первых коллегий. Преобразования в промышленности и торговле

Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

Система коллегий

Учреждение коллегий вводило три новых принципа :

  • Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
  • Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
  • Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.

Значение коллегий

Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом , Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.

Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.

Центральные органы управления

История создания Коллегий

Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных» , положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий :

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-Мануфактур-коллегия.
  9. Ревизион-коллегия.


Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I » можно перечислить их список к 1722 году .

Государственная система управления в России требовала обновлений. В результате был сформирован дворянско-чиновничий централизованный аппарат. Постепенно Боярская дума начала терять свою значимость, пока полностью не прекратила своего существования, и тогда вся законодательная, судебная и исполнительная власти перешли к Петру 1. Специальными царскими указами были введены принципиально новые системы управления государством - состоялось учреждение сената и коллегий. В этой статье будет рассказано об их назначении, структуре и координации.

Создание сената

22 февраля 1711 г. Петр 1 своим указом учредил государственный орган нового образца – Правительствующий сенат. Изначально в него входило 8 человек из числа ближайшего окружения царя. Это были крупнейшие политические деятели той эпохи. Сенаторов назначали и снимали согласно именным указам Петра. Этот высший орган управления должен был действовать постоянно и никогда не прерывать своей работы.

Сенат – это коллегиальный совет, который занимался отправлением правосудия, решением финансовых и иных вопросов, связанных с различными отраслями хозяйствования. Это было учреждение совещательного, судебного и управленческого характера. Его члены подавали на рассмотрение монарху различные вопросы, касающиеся законодательного процесса.

Те нормативные акты, которые издавал сенат, не имели юридической силы. На заседаниях законопроекты только обсуждали и давали им толкование. Сенат стоял во главе системы, и ему подчинялись все коллегии, которые ежемесячно подавали ведомости обо всех исходящих и входящих делах.

В 1711 г. некий офицер Иоганн Фридрих Блигерь составил свой проект относительно дальнейшего развития в России горного дела и подал его Петру 1 на рассмотрение. Автор назвал свой документ коллегиумом. На следующий год другой немецкий офицер заинтересовал царя своим предложением. Оно касалось организации коммерческого и ревизионного коллегиумов. Петр оценил эти пропозиции по достоинству, и началось учреждение первых коллегий. Дата сигнального указа - 12 февраля 1712 г. Он касался создания Коммерс-коллегии, которая занималась вопросами таможни, судоходства, а также внешней торговли.

Согласно царскому указу, была составлена комиссия, в которую вошли трое иноземных и несколько московских купцов, а также шестеро слободских жителей. Им было поручено выработать основные правила и пункты о коллегии коммерции. Эта комиссия проработала почти два года и составила документ о торговле. После этого она занялась таможенным уставом. К сожалению, о дальнейшей ее работе никаких сведений не сохранилось.

С этого времени началось создание коллегий, уставов и целая череда иных преобразований, после чего они постепенно стали заменять уже устаревшую систему приказов. Именно в это время обозначились название и характер будущих учреждений новой системы власти.

Дальнейшее развитие

Надо сказать, что учреждение коллегий Петром 1 и замещение ими приказов шло очень медленно и вяло. Но когда в 1715 г. царю стал ясен исход военных действий со Швецией, он более активно начал интересоваться внутренними делами государства. Известно, что в его книжке для записей под датой 14 января того же года была внесена заметка о трех коллегиях, а к 23 марта их насчитывалось уже шесть. Предполагается, что к этому Петра подтолкнуло чтение проекта о переустройстве государственного управленческого аппарата теперь уже неизвестного автора.

В документе предлагалось ввести учреждение коллегий в России, которые бы сосредоточили в себе все дела по обустройству страны. В проекте упоминалось о семи отделах, касающихся юстиции, торговли, иностранных дел, горнодобывающих разработок, армии, налогов и расходов государства. Управление структурами предполагалось отдать в руки отдельным сенаторам. Автор этого проекта приводил в пример Швецию, где уже существовала данная система, считавшаяся наилучшей в Европе.

Поручение Петра

В апреле 1715 г. он отдает приказ князю В. Долгорукову, тогдашнему русскому послу в Дании, каким-то образом достать письменные или печатные уставы тамошних коллегий. В следующем году царь принимает на службу некоего Фика, хорошо разбиравшегося в органах юстиции, экономике и полицейских делах. К тому же он отлично знал гражданское и государственное право. Именно его Петр 1 и отправляет за границу, чтобы он уже на месте досконально изучил все устройство управления.

Другой царский приказ получил венский резидент Абрам Веселовский. Он должен был найти за границей и пригласить на службу в Россию приказных людей со знанием языков. Надо сказать, что Петр 1 не скупился и платил иностранным чиновникам приличное вознаграждение в обмен на ценные сведения об их учреждениях. Такие знания он ценил больше, чем книжные.

Подготовка

В последующие два года царь провел за границей, и казалось, что без него учреждение коллегий и вовсе прекратилось. Но это было не так. Подготовка к организации новой системы шла полным ходом. Все, кто был задействован в этой работе, трудились не покладая рук, включая и самого Петра, который иногда присутствовал в датских коллегиях, просматривая дела и переписывая правила делопроизводства.

В начале 1717 г. Фик приехал в Амстердам к царю сообщить, что он закончил изучать шведское государственное устройство. Петр посылает его к Брюсу с тем, чтобы он объявил через губернское руководство и сенат, что шведские пленники, знающие гражданскую службу, могут поступить, если захотят, на русские должности в коллегии. Арестантам в России жилось несладко, поэтому многие приняли приглашение, к тому же им было обещано приличное вознаграждение.

Реестр коллегий

Все наработки, касающиеся преобразования государственного устройства, были собраны Фиком и переданы Брюсу. Активное участие в этом деле принимали и Шафиров с Ягужинским. В октябре в Россию вернулся сам Петр 1 и начался следующий этап работы – непосредственное учреждение коллегий. Год 1717 стал решающим, так как на основании всех собранных материалов был, наконец, составлен реестр, а также штат всех подразделений, которые царь утвердил 1 декабря того же года. Уже 15 числа Петр 1 подписал указ о назначении президентов и их заместителей.

Сколько было коллегий при Петре 1? Сначала 9. Адмирал Апраксин, канцлер Головкин и фельдмаршал Меньшиков так и остались возглавлять свои канцелярии, которые с этого момента стали называться по-новому. Первый из них остался во главе адмиралтейской, второй – иностранных дел, а третий – воинской коллегий. Из бывших поместного, земского и сыскного судных приказов образовалась Юстиц-коллегия, управлять которой было поручено А. Матвееву. Президентом Камер-коллегии стал князь Д. Голицын, Штатс-коллегии – И. Мусин-Пушкин, Ревизион-коллегии – Я. Долгорукий, Коммерс-коллегии – П. Толстой, Мануфактур- и Берг-коллегии - Я. Брюсов. Все эти подразделения должны были устраиваться и формироваться заново.

Но на этом не закончилось учреждение коллегий. Дата 18 января 1722 г. ознаменовалась выходом нового указа о создании уже 10-й по счету, вотчинной, в ведении которой было землеустройство и все остальные сопутствующие вопросы.

Структура

Новые подразделения должны были состоять не только из отечественных, но и из иноземных членов. Русским были отданы посты президентов и их заместителей – вице-президентов, а также по 4 должности советников и асессоров, по одному – секретаря, нотариуса, актуария, регистратора, переводчика и подьячих трех статей. Иностранцам же отводилось по одному месту асессора или советника и секретаря.

Учреждения коллегий должны были начать свою работу только в 1719 г., а до этого срока составлялись все необходимые документы, правила и т. д. Кроме того, нужно было подыскать персонал. В царском указе, который был передан президентам, говорилось, что на должности они не могут принять ни своих родственников, ни друзей. Для этого предлагалось выбрать по 2 или 3 кандидата на место и представить их в коллегиях, а там уже выбрать кого-то из них путем баллотировки шарами.

Трудности устройства

Петр дал своим подчиненным, поставленным во главе коллегий, всего год на формирование вверенных им подразделений, ну а пока все управления работали в старом режиме. Учреждение коллегий шло очень вяло, пока царь был в отъезде. Когда же он возвратился, то понял, что некоторые президенты сделали очень мало, а иные и вовсе не приступали к своей работе. Петр был очень зол и даже угрожал им дубинкой. Видя такой поворот событий, Брюс вскоре отказался от устройства новых органов. Его заменил Фик.

Начало работы

В 1718 г. штат низших чинов коллегий был практически укомплектован. Большинство из них были взяты из старых приказов. Через год закончили с составом и утверждением всех должностей и регламентов большей части коллегий. Наконец, в 1720 г. работа по устройству была закончена. Увидел свет генеральный регламент, в котором были прописаны общие правила коллегий.

С созданием нового органа заполнился тот пробел в госучреждениях, благодаря которому сенат был освобожден от рассмотрения мелких дел, поступающих от частных лиц и занялся только законодательными вопросами и чрезвычайными государственными делами, не терпящими отлагательства.

Учреждение министерств

Со временем коллегии стали тормозить развитие государства, так как бюрократизм в них достиг своего апогея. Наконец, 8 сентября 1802 г. по инициативе Александра I был издан Манифест «Об учреждении министерств». Всего было создано 8 таких подразделений, каждое из которых отвечало за свою сферу деятельности: военно-морских сил, военно-сухопутных сил, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, иностранных дел и народного просвещения.

У всех министерств были свои структурные подразделения, которые выстраивались по функциональному принципу. Первоначально их называли экспедициями, а затем переименовали в департаменты. Для их слаженной деятельности собирались специальные совещания, называемые «Комитетом министров», где довольно часто присутствовал и сам император.

Права и обязанности руководителей

Учреждение министерств вместо коллегий положило начало единоличной власти и такой же ответственности. Это означало, что высокопоставленный чиновник сам управлял вверенным ему ведомством при помощи канцелярии и учреждений, находящихся у него в непосредственном подчинении. Кроме того, за все ошибки, допущенные в его министерстве, он также отвечал самолично.

Кроме того, для обсуждения дел государственной важности был создан еще и «Совет непременный», куда входило 12 членов правительства. Он заменил временные и случайные совещания, устраиваемые во времена правления Екатерины 2 и Павла 1.

Через 9 лет после учреждения министерств были установлены их права и порядок деятельности. Каждый руководитель своего ведомства имел от одного до нескольких заместителей (товарищей), которые являлись членами Государственного совета и Комитета министров. Также в число их обязанностей входило и обязательное присутствие в сенате. Каждое профильное делопроизводство велось в министерских канцеляриях. Такой порядок сохранялся вплоть до свершения Октябрьской революции 1917 г. При советской власти на базе имперских министерств создали народные комиссариаты.

Пётр I «Великий».

Реформы Петра I - преобразования в государственной и общественной жизни , осуществлённые в период правления в России Петра I .

Всю реформаторскую деятельность Петра I условно можно разделить на два периода (этапа): -1715 годы и - .

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны . Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

С первых лет в политике Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 год у при царе была организована Ближняя канцелярия , и в её помещении позже собирались Консилии (Совет) министров , в которые входило до 15 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами . Это был прообраз будущего Правительствующего Сената , сформированного 22 февраля (5 марта ) года. Последние упоминания о Боярской думе (точнее о «съездах бояр») относятся к 1708 году: в это время участники заседаний «конзилиумов» могли называться и «боярами», и «министрами» . В Консилии с 1708 г. был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчётность и протоколы заседаний.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учреждён Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всём государстве расходов , и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны. »

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход) Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года . Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов .

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов . Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор , с переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор , которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В -1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 13 коллегий - предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел - заменила Посольский приказ , то есть ведала внешней политикой.
  • Военная коллегия (Воинская) - комплектование, вооружение , снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот .
  • Вотчинная коллегия - заменила Поместный приказ , то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году .
  • Камер-коллегия - сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства.
  • Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия - горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).
  • Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).
  • Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.
  • Духовная коллегия , с 1721 года Святейший Правительствующий синод , - управляла церковными делами, заменила патриарха и Соборы РПЦ. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор - гражданский чиновник , назначаемый царём. Особым указом Пётр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
  • Малороссийская коллегия - осуществляла контроль за действия гетмана , которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом . Коллегия возглавлялась царским офицером .

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия . Эти учреждения находились в ведении самого императора.

Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат .

Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками.

Областная реформа

В 1719-1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал , назначаемый государем, его помощником - обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города .

Военная реформа

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя , реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, ещё при Алексее Михайловиче . Однако боеспособность этой армии была низкой . Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне -1721 годов . Готовясь к войне со Швецией , Пётр велел в 1699 год у произвести общий рекрутский набор и начать обучение военнослужащих (солдат , драгун , рейтар и так далее) по образцу, заведённому у Преображенцев и Семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута . Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот , как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Помимо организационной структуры Пётр изменил систему материального снабжения армии и сделал многое для обеспечения армии отечественным оружием. Уже в разгар Северной войны 1700-1721 годов Пётр открывает множество заводов по производству оружия, самыми известными из которых были Тульский оружейный завод и Олонецкий завод по производству артиллерии. В плане материального обеспечения Пётр Алексеевич ввёл в русской армии единые мундиры для сухопутных (зелёные кафтаны и чёрные шляпы) и кавалерийских войск (синие кафтаны и чёрные шляпы). По Воинскому уставу [какому? ] 1716 года была также нормирована подача продовольствия, открывались продуктовые магазины по всей стране. [ ]

Церковная реформа

Вероисповедная политика

Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Пётр прекратил действие принятых Софьей «12 статей» , согласно которым старообрядцы , отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре . «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере . Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).

Тем не менее, после вооружённой стычки с монастырской братией в полоцком Базилианском монастыре на территории Речи Посполитой, которая произошла во время вечерни 11 июля 1705 года и в которой было смертельно ранено четыре униата, Пётр велел повесить одного из обличавших его монахов .

Финансовая реформа

Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политику протекционизма , заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идее меркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до 233 , в том числе около 90 представляли собой крупные мануфактуры .

Реформа самодержавия

До Петра I порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Пётр I ввел указ в 1722 году о престолонаследии, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причём император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Пётр не успел воспользоваться законом .

Сословная политика

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, - юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России . В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Дворянство

Основные вехи:

  1. Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование. [ ]
  2. Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу. [ ]
  3. Указ о единонаследии 1714 года : землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины , тем самым, окончательно стерев различия между ними.
  4. Разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус личного дворянина. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах ». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой. Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян . Дворянство обязано для подготовки к службе учиться. Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Крестьянство

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян - лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные - они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца . Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян , а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 (13 ) июля года крепостные лишились этой возможности).

Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился) . В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 (17 ) апреля г. (по юлианскому календарю) было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными . Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей.

При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев - крестьян, приписанных к мануфактурам . Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных . Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ .

Городское население

Городское население в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны . Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей. Хотя по уровню развития городов и промышленности Россия сильно уступала Западной Европе, но в течение XVII в. происходил их постепенный рост. Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

Преобразования в сфере культуры

Пётр изменил начало летоисчисления от Сотворения Мира на от Рождества Христова . 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января . Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря .

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков .

В Пётр утвердил устав организуемой

КОЛЛЕГИЙ

[…] Безотчетность в самый разгар войны и финансового кризиса всего сильнее должна была убедить Петра в необходимости полной перестройки центрального управления. […] Он наводил справки об устройстве центральных учреждений за границей: в Швеции, Германии и других странах он находил коллегии; иностранцы подавали ему записки о введении коллегий, и он решил усвоить эту форму русскому управлению. Уже в 1712 г. была сделана попытка устроить "коллегиум" для торгового дела с помощью иноземцев, ибо, как писал Петр, "их торги несравненно есть лучше наших". Он поручал своим заграничным агентам собирать положения об иностранных коллегиях и книги по правоведению, особенно же приглашать иностранных дельцов на службу в русских коллегиях, а без людей, "по однем книгам нельзя будет делать, ибо всех циркумстанций никогда не пишут". Долго и с большими хлопотами набирали в Германии и Чехии ученых юристов и опытных чиновников, секретарей и писцов, особенно из славян, которые бы могли наладить дело в русских учреждениях; приглашали на службу даже пленных шведов, успевших узнать русский язык. Познакомившись со шведскими коллегиями, которые тогда считались образцовыми в Европе, Петр в 1715 г. решил взять их за образец при устройстве своих центральных учреждений. В этом решении нельзя видеть ничего неожиданного или что-либо своенравное. […] Но и на этот раз дело пошло обычным ходом всех реформ Петра: быстрое решение сопровождалось медленным исполнением. Петр отправил нанятого им голштинского камералиста Фика в Швецию для ближайшего изучения тамошних коллегий и пригласил к себе на службу силезского барона фон Любераса, знатока шведских учреждений. Оба навезли ему сотни регламентов и ведомостей шведских коллегий и собственных проектов о введении их в России, а второй нанял в Германии, Чехии и Силезии сотни полторы охотников для службы в русских коллегиях. Оба они, особенно Фик, принимали деятельное участие в образовании этих коллегий. Наконец, к 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов, и всем коллегиям было предписано сочинить себе на основании шведского устава регламенты, а пункты шведского устава, неудобные "или с сетуацией сего государства несходные, заменить новыми по своему рассуждению". В 1718 г. президенты должны были устроять свои коллегии, чтобы с 1719 г. начать их работу; но последовали отсрочки и пересрочки, и коллегии не вступили в действие с 1719 г., а иные и с 1720 г.

http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

УЧРЕЖДЕННЫЕ КОЛЛЕГИИ

Первоначально установлено было 9 коллегий, которые указ 12 декабря 1718 г. перечисляет в таком порядке и с такими названиями: 1)Чужестранных дел, 2) Камор, ведомство государственных денежных доходов, 3) Юстиции, 4) Ревизион, "счет всех государственных приходов и расходов", т. е. ведомство финансового контроля, 5) Воинской (коллегиум), ведомство сухопутных военных сил, 6) Адмиралтейской, ведомство морских сил, 7) Коммерц, ведомство торговли, 8) Берг- и Мануфактур, ведомство горнозаводской и фабричной промышленности, и 9) Штатс-контор, ведомство государственных расходов. Из этого перечня прежде всего видно, какие государственные интересы, как первенствующие, требовали себе по тогдашним понятиям усиленного проведения в управлении: из девяти коллегий пять ведали государственное и народное хозяйство, финансы и промышленность. Коллегии вносили в управление два начала, отличавшие их от старых приказов: более систематическое и сосредоточенное разделение ведомств и совещательный порядок ведения дел. Из девяти коллегий только разве две совпадали по кругу дел со старыми приказами: Коллегия иностранных дел с Посольским приказом и Ревизион-коллегия со Счетным; остальные коллегии представляли ведомства нового состава. В этом составе исчез территориальный элемент, присущий старым приказам, большинство которых ведало исключительно или преимущественно известные дела только в части государства, в одном или в нескольких уездах. Губернская реформа упразднила много таких приказов; в коллежской реформе исчезли и последние из них. Каждая коллегия в отведенной ей отрасли управления простирала свое действие на все пространство государства. Все вообще старые приказы, еще доживавшие свой век, были либо поглощены коллегиями, либо подчинены им: например, в состав Юстиц-коллегии вошло 7 приказов. Так упрощалось и округлялось ведомственное деление в центре; но оставался еще ряд новых контор и канцелярий, которые то подчинялись коллегиям, то составляли особые главные управления: так, рядом с Воинской коллегией действовали канцелярии Главная провиантская и Артиллерийская и Главный комиссариат, ведавший комплектование и обмундировку армии. Значит, коллежская реформа не внесла в ведомственный распорядок того упрощения и округления, какое обещает роспись коллегий. И Петр не мог сладить с наследственной привычкой к административным боковушам, клетям и подклетям, какие любили вводить в свое управление старые московские государственные строители, подражая частному домостроительству. Впрочем, в интересе систематического и равномерного распределения дел и первоначальный план коллегий подвергся изменению при исполнении. Поместный приказ, подчиненный Юстиц-коллегии, по обременению ее делами обособился в самостоятельную Вотчинную коллегию, составные части Берг- и Мануфактур-коллегии разделились на две особые коллегии, а Ревизионная коллегия, как контрольный орган, слилась с Сенатом, высшим контролем, и ее обособление, по откровенному признанию указа, "не рассмотря тогда учинено было" как дело недомыслия. Значит, к концу царствования всех коллегий было десять.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕГИЙ

Другим отличием коллегий от приказов был совещательный порядок ведения дел. Такой порядок не был чужд и старой приказной администрации: по Уложению судьи или начальники приказов должны были решать дела вместе с товарищами и старшими дьяками. Но приказная коллегиальность не была точно регулирована и заглохла под давлением сильных начальников. Петр, проводивший этот порядок в министерской консилии, в уездном и губернском управлении, а потом в Сенате, хотел прочно установить его во всех центральных учреждениях. Абсолютная власть нуждается в совете, заменяющем ей закон; "все лучшее устроение через советы бывает", - гласит Воинский устав Петра; одному лицу легче скрыть беззаконие, чем многим товарищам: кто-нибудь да выдаст. Присутствие коллегии составлялось из 11 членов, президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров, к которым прибавлялся еще один советник или асессор из иностранцев; из двух секретарей коллежской канцелярии один также назначался из иностранцев. Дела решались по большинству голосов присутствия, а для доклада присутствию распределялись между советниками и асессорами, из коих каждый заведовал и соответственной частью канцелярии, образуя во главе ее особое отделение или департамент коллегии.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

ИНОЗЕМЦЫ В СОСТАВЕ КОЛЛЕГИЙ

Введение иноземцев в состав коллегий имело целью поставить опытных руководителей рядом с русскими новичками. С той же целью Петр к русскому президенту обыкновенно назначал вице-президентом иноземца. Так, в Военной коллегии при президенте князе Меншикове вице-президент - генерал Вейде, в Камер-коллегии президент князь Д. М. Голицын, вице-президент - ревельский ландрат барон Нирот; только во главе Горномануфактурной коллегии встречаем двух иностранцев, ученого артиллериста Брюса и упомянутого Любераса. Указ 1717 г. установлял порядок, как назначенным президентам "сочинять свои коллегии", составлять их присутствие: на места советников и асессоров они сами подбирали по два или по три кандидата, только не из своих сродников и "собственных креатур"; по этим кандидатским спискам собрание всех коллегий баллотировало на замещаемые должности. Так, повторю, коллежское деление отличалось от приказного: 1) ведомственным распределением дел, 2) пространством действия учреждений и 3) порядком ведения дел.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

ЗАМЕНА ПРИКАЗОВ КОЛЛЕГИЯМИ

Замена старых приказов новыми центральными учреждениями коллегиями была проведена в 1717–1721 гг. К концу XVII в. функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Их заменили 11 коллегиями. Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались "первейшими". Финансами ведали также три коллегии, обязанности между которыми разграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штате-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано Мануфактур-коллегии, горным делом - Берг-коллегии, внешней торговлей Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. Она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.

На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708–1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские избы были ликвидированы. Перед Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтобы он "сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал". В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа "дельных и лучших в купечестве" горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за "тщательное радение" могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности.

Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ - карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII в. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие "непристойные речи", под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.

Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Введение коллегиального управления Петр мотивировал, в частности, тем, что "известнее взыскуется истина" коллективным решением, нежели "единым лицем".

Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главный магистрат. Права промышленников защищали Берг- и Мануфактур-коллегии, они же разбирали взаимоотношения мануфактуристов и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные солдатами и офицерами сухопутной армии, и т. д.

Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо Генерального регламента, каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Петр I предупреждал: "Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению".

О ПРЕИМУЩЕСТВЕ КОЛЛЕГИЙ

Понеже все государственные коллегии, токмо под его царского величества особливым, також и правительствующего сената, указами обретаются; буде же сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что то его величества указам, и высокому интересу противно: то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но имеет в сенате о том надлежащее письменное предложение учинить. И ежели сенат, не взирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то сенат в том ответ дать повинен, а коллегиум, по письменному указу сенатскому исполнять, и потом его царскому величеству об оном донести должен, а ежели не известить: то коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды. Того ради изволяет его царское величество, всякие свои указы в сенат и в коллегии, також и из сената в коллегии ж отправлять письменно; ибо как в сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат.

Генеральный регламент 1720 г. («Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют») // Реформы Петра I. Сборник документов.

ОЦЕНКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

В административной системе Петровской администрации новы все учреждения и по именам и по внешней организации, ново стремление законодателя разграничить ведомства, ввести деятельный контроль; новой представлялась Петру и коллегиальная система, о которой он так старался. Но исследователи замечают, что при всей новости форм… основания административной системы остались прежние.

11 В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.

Усиление власти Петра выразилось в создании Кабинета с личной канцелярией (1704-1727 гг.). Кабинет был военно-походной канцелярией, через него Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами, вел переписку по горным, мануфактурным делам, с заграницей. Сюда же поступали челобитные, жалобы, доносы.

Кабинета Петра I, впервые упомянутого в октябре 1704 г. (упразднен в мае 1727 г.). Это была личная канцелярия царя, где сосредоточивались громадная переписка, челобитные, доносы, документы самого различного характера. В Кабинете велся «Юриал» – журнал, куда заносились ежедневные записи о местонахождении, времяпрепровождении и деятельности царя. Во главе стоял кабинет-секретарь А.В. Макаров (с 1722 г. – тайный кабинет-секретарь), в его подчинении находилось несколько подьячих , с введением коллегий именовавшихся канцеляристами

Военная реформа

В результате военной реформы Петра I роль регулярных полков ещё возросла. Армии стали постоянными и не распускались после военных кампаний. Нижние их чины теперь не вербовались время от времени из наёмных добровольцев, а пополнялись планомерно набираемыми в определённые сроки рекрутами из податных сословий.

Петром I был создан большой флот

Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества , а изданной в 1722 «Табелью о рангах». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы.

Административные и государственные реформы

Боярская дума при Петре I окончательно потеряла значение органа влиятельной высшей аристократии. Петр решал все дела с узким кругом приближённых Рухнула и система прежних многочисленных, малоупорядоченных приказов.

Одной из важнейших административных реформ Петра I было учреждение в 1711 нового высшего государственного органа – Правительствующего Сената . Члены Сената назначались государём, а не получали право заседать там благодаря родовитости своих фамилий.

Принципы его формирования (выслуга, назначение ) и деятельност и (специализация, следование инструкциям и регламентам ) существенно отличались от принципов (традиция, спонтанность ) Боярской думы.

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе.

Организационная структура Се ната включала

  • присутствие , где выносились решения,
  • и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство.

Решения принимались

  • коллегиально
  • и только единогласно.

В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата , рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции.

В 1718 г . в состав Сената, кроме назначенных царем членов вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий .

В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора .

Во-первых был изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах - действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав и Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал- ревизора , которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената .

Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора . Им были подчинены прокуроры при коллегиях .

Кроме того, при Сенате образовывались должности

  • рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций)
  • и герольдмейстера (учет служащих дворяне).

Указом "О должности Сената" этот орган получает право издавать собственные указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация и протоколирование.

Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широким:

  • анализ материалов, представляемых государю,
  • важнейшие дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях),
  • вопросы назначения и выборов высших государственных чинов.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью.

Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом .

Во главе Сената он поставил генерал-прокурора П.И. Ягужинского , наделив его очень широкими полномочиями.

  • Так, в отсутствие царя он должен был быть “царевым оком”.
  • Генерал-прокурор осуществлял надзор за работой Сената,
  • председательствовал на его заседаниях
  • и даже имел право законодательной инициативы.
  • Ему подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената.

Реформа 1722 г . превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями).

. Центральные органы управления

Реформа центральных органов власти была проведена постепенно, в два этапа :

I. 1699 г. - нач. XVIII в ., когда ряд приказов был объединен под руководством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа (44 приказа объединены в 25 самостоятельных учреждений ).

В связи с потребностями Северной войны возникло несколько новых приказов (Артиллерии, Провиантский, Адмиралтейский, Рукопашных дел, Преображенский и др.).

II. Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела 12 коллегий (табл. 1). Преобразование началось с Указа Петра от 11 декабря 1717 г. “О выбирании советников и асессоров”.

Приказы были преобразованы потому, что тормозили осуществление задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму

  • (нечеткость функций,
  • параллелизм в работе,
  • несовершенство делопроизводства,
  • волокита,
  • произвол администраций и др.).

Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции . Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным, нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее.

В системе этих органов происходили существенные изменения.

В 1689 г. был создан особый, не вписывающийся в систему других приказов, Преображенский приказ . С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам, он превратился в центральный орган политического сыска и был позже подчинен Сенату наряду с другими коллегиями.

В 1699 г . была учреждена Бурмистерская палата или Ратуш а, посредством которой предполагалось

  • улучшить дело поступления в казну прямых налогов
  • и выработать общие условия промышленности и торговли в городах.

В своей работе Бурмистерская палата опиралась на систему местных органов (земских губ).

К 1708 г. Ратуша превратилась в центральное казначейство , заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов.

В конце 1717 г . начала складываться система коллегий:

  • назначены Сенатом президенты и вице-президенты,
  • определены штаты
  • и порядок работы.

Кроме руководителей в состав коллегий входили

  • четыре советника,
  • четыре асессора (заседателя),
  • секретарь,
  • актуариус,
  • регистратор,
  • переводчик
  • и подьячие.

Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел "новым порядком ".

Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий :

1) Иностранных дел;

2) Казенных сборов;

3) Юстиции;

4) Ревизионная (бюджетная);

5) Военная;

6) Адмиралтейская;

7) Коммерц (торговля);

8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);

9) Берг-коллегии - Мануфактур-коллегии (промышленная и).

В 1721 г . была учреждена Вотчинная коллегия , заменившая Поместный приказ,

в 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия , на которую,

За Берг-коллегией остались функции

  • горнодобычи
  • и монетного дела.

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720 г.), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата.

  • Четкое распределение ведомственных функций,
  • разграничение сфер государственного управления и компетенции,
  • единые нормы деятельности,
  • сосредоточение управления финансами в едином учреждении

Все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713 г.) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург : Сенат и коллегии создавались уже там.

Структура коллегии : присутствие, президент (вел заседание), вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Имелась канцелярия коллегии, в которую входили секретарь, нотариус, регистратор, архивариус, переводчик, писцы.

Коллегия подчинялась лишь царю и Сенату, а ей - местный аппарат. С 1720 г. для коллегий был введен единый “Генеральный регламент” (156 глав).

В ряде коллегий сложилась система отраслевых местных органов управления.

Аппаратом местных органов располагали Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия (имевшие комиссариатства); Юстиц-коллегия (надворные суды); Камер-коллегия (Камер- и земские комиссары); Военная коллегия (губернаторы); штатс-контора (рентмейстеры).

В отличие от приказов коллегии (за редким исключением) строились по функциональному принципу и наделялись компетенцией в соответствии с возложенными на них функциями.

Каждая коллегия имела свой круг ведомств .

Другим коллегиям запрещалось вмешиваться в дела, не подлежащие их ведению.

Коллегиям подчинялись

  • губернаторы,
  • вице-губернаторы,
  • воеводы,
  • канцелярии.

Нижестоящим учреждениям коллегии посылали указы, а в Сенат входили “доношениями” .

Коллегиям предоставлялось право доносить царю о том, в чем они “усматривали государственную пользу”.

При коллегии состоял фискал , а позже прокурор , контролирующий их деятельность.

Количество коллегий не было постоянным .

В 1722 г., например, была ликвидирована Ревизион-коллегия , но позже восстановлена.

Для управления Украиной в 1722 г. была создана Малороссийская коллегия, несколько позже - Коллегия экономии (1726г.), Юстиц-коллегия, Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел (ок. 1725 г.) и др.

Руководили коллегиями (являлись их президентами) наиболее близкие сподвижники Петра I: А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, П.П. Шафиров, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев, П.А. Толстой, Д.М. Голицын.

Коллегии просуществовали до 1802 г . и были упразднены в связи с дальнейшей централизацией государственного управления

Бывшие московские приказы реформой 1718 г. были заменены 12-ю коллегиями по шведскому образцу. Каждая из них ведала свой круг дел: военная, морская, иностранных дел, доходов, расходов, Отличие созданных реформой Петра I коллегий от позднейших министерств состояло в том, что в первых практиковалось коллегиальное обсуждение дел их членами, а не единоличное руководство министром.

Ещё одна административная реформа Петра I разделила Россию на губернии которые в свою очередь дробились на провинции, а те – на уезды. Губернии возглавляли губернаторы

Важной государственной реформой стал и закон Петра I о престолонаследии (1722). Им была отменена привычная очерёдность замещения трона внутри династии. Действующий государь отныне мог сам избрать себе преемником кого угодно.

Финансовые реформы

В конце царствования Петра I была кардинально преобразована и система прямых налогов: прежнюю подворную подать заменили подушной.

Церковная реформа

В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.

Реормы Петра I в области культуры, науки и просвещения

Петр I стал резать бороды боярам и дворянам и вводить для них западную одежду, чтобы придать высшему сословию России европейский облик.Петр I стремился распространить в России полезные познания – преимущественно технические и практические, а не гуманитарные. Его культурные реформы выразились в основании ряда школ для преподавания иностранных языков, математики, морского и инженерного дела. На русский язык переводилась западная научная литература.Старое усложнённое церковнославянское письмо было заменено (1708) более простой «гражданской азбукой».

При Петре I стала издаваться первая общедоступная русская газета – «Московские ведомости» (с 1703).

Проводились шумные публичные празднества на западный манер. Пропагандировалось более свободное, чем в Московской Руси, положение женщины.