Болезни Военный билет Призыв

Скорочтение – как способ повысить степень своего развития: лучшие техники для быстрого чтения. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное

Техника быстрого чтения сегодня пользуется огромным спросом. Ведь с ее помощью можно не только лучше понимать текст, но и тратить на это меньше времени.

Быстрое чтение фактически оказывается не столько обучением читать быстро, сколько развитием навыка быстрого поиска и анализа информации. Для того чтобы успешно овладеть этой техникой, необходимо иметь в виду основные принципы быстрого чтения . Ведь идея скорочтения не только в быстром заглатывании текста, но и в том, чтобы быстрее и грамотнее читать текст. Скорочтение задействует много познавательных процессов, что крайне полезно для читающего, будь он учащимся накануне экзамена или бизнесменом, вчитывающимся в условия предложенной сделки. Развить навыки скорочтения можно дома самостоятельно, ежедневно повторяя упражнения.

Первое упражнение

Оно нацелено именно на развитие скорости чтения как таковой. Выберите рассказ и прочитайте его от начала до конца. Следующим шагом прочитайте текст наоборот, с конца. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока текст не будет читаться одинаково легко в обе стороны, и пока не увеличится скорость. Постепенно усложняйте задачу и берите более крупные тексты, даже целые книги. Постепенно вы заметите, что скорость чтения действительно увеличилась.

Второе упражнение

Это упражнение выполняется на многих тренингах по скорочтению. Но вы можете сделать его и дома. Оно называется "Пирамида", по внешнему облику таблички, которая служит для тренировки и которая действительно напоминает пирамиду.

Суть упражнения в том, чтобы прочитать цифры на "склонах" пирамиды, при этом не отрывая взгляда от чисел, расположившихся вдоль центральной оси. Это упражнение помогает научиться сразу двум важным навыкам: концентрации и чтению целыми строками, когда взгляд не скользит по строке, а выхватывает ее всю из текста. При таком чтении глаза движутся не горизонтально, а вертикально, и скорость чтения значительно растет. Проверьте себя, посмотрите, сколько цифр можете прочитать вы.

Третье упражнение

С его помощью вы натренируете скорость поиска слов, что не менее важно для скорочтения. Одним из его принципов является ориентировка по опорным словам. Ведь очень во многих текстах информативность оказывается достаточно низкой, а самую важную информацию приходится долгое время искать.

Для выполнения этого упражнения вам потребуется кто-то из круга вашего общения. Выберите толстую книжку, которую вы не читали, и пусть ваш помощник найдет предложение, прочитает его вам и запомнит для себя где оно было (страницу и примерную строчку). Далее возьмите эту книжку сами и как можно быстрее найдите это предложение. Повторяйте до тех пор, пока предложения не начнут находиться с заметно возросшей скоростью. Периодически меняйте книгу. Вы также постепенно будете тренировать свою память: ведь постепенно вы начнете ориентироваться в книге, запоминая, что и на какой странице находится. Это может быть еще одним упражнением для развития памяти .

Четвертое упражнение

Это упражнение нацелено на вычленение важной информации из текста. Загадайте себе слово, существительное, прилагательное или глагол, и по всему тексту от начала до конца найдите его. Можете подчеркивать нужные слова, а впоследствии перепроверить себя и посмотреть, сколько слов вы упустили.


Пятое упражнение

Работает все с той же целью: фильтрация информации. Очень удобно заниматься этим тем, кто владеет иностранным языком, но если вы понимаете только свой родной язык, оно тоже будет действовать. Возьмите газетную статью. Можно небольшую для первого раза, и пробегите ее глазами, находя иностранные слова, значение которых вы понимаете смутно либо совсем не понимаете. Таким образом вы учитесь находить новую информацию, которая и является важной. Слова, значение которых вы не знаете, выпишите и посмотрите в словаре. Фактически вы убиваете сразу двух зайцев: учитесь быстро читать и пополняете словарный запас.

Одна из важнейших потребностей человека - это потребность в новых знаниях и самосовершенствовании. Поэтому люди учат иностранные языки, занимаются спортом, осваивают музыкальные инструменты. В основе развития каждого навыка лежит получение информации. От того, как быстро человек читает, зависит скорость его обучения чему-то новому.

Скорочтение - это невероятно полезное умение, для овладения которым не нужны особые таланты. Если у вас есть желание, упорство и немного времени, вы с лёгкостью сможете освоить скорочтение в домашних условиях.

Зачем читать быстро

Кому будет полезно развитие скорочтения? Ответ на этот вопрос предельно прост. Каждому, кто стремится к познанию нового, этот навык будет полезен. Узнав, как научиться скорочтению, и потратив несколько месяцев на то, чтобы освоить этот приём на практике, вы впоследствии сможете экономить огромное количество времени.

В свою очередь, медленное чтение не всегда оправданно. Большинство людей не дочитывают книги до конца именно по причине больших затрат времени. Также, читая медленно, велики шансы потерять интерес к сюжету и опять-таки забросить книгу, не дочитав.

Для некоторых специалистов чтение тематической литературы - это часть трудовых обязанностей, дающая возможность расти, развиваться и стать экспертом в своём деле. Для этих людей овладение техникой скорочтения - профессиональная необходимость.

Что такое скорочтение

Давайте определим, что же такое скорочтение и с какой скоростью при этом нужно читать.

Стандартной считается скорость восприятия 150-250 слов за одну минуту. При этом на страницу печатного текста тратится 1-3 минуты. Скорочтение подразумевает под собой овладение навыком читать от 500 до 3000 слов за то же время. Правда, в этом случае термин «читать» не совсем уместен. Скорочтение в сущности - это анализ текста и выбор главного. То есть некоторая часть информации просто игнорируется. Целью становится научиться делать акцент на тех предложениях и словосочетаниях, которые несут максимум смысла, а пропускать «воду», не влияющую на понимание сути.

Секрет великих людей

Удивительно, но техника скорочтения появилась ещё в Средние века и была знакома многим известным людям.

Например, Иосиф Сталин был владельцем огромной библиотеки. Чтение для него было ежедневным занятием. Читал он по пятьсот страниц текста за один раз, при этом любил выделять карандашами главные мысли.

Американский президент гордился тем, что владеет скорочтением. Для него не было проблемой прочитать за раз целую книгу.

Александр Сергеевич Пушкин читал очень быстро. Кроме того, нам известно о его Биографии он мог воспроизвести практически дословно наизусть со всеми значимыми датами.

Техникой скорочтения владели также Карл Маркс, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер. Может, именно благодаря этому они достигали успехов в своём деле.

Когда метод скорочтения будет полезен

Если говорить о скоростном чтении, то нужно учитывать ещё один момент. Применяется этот метод в основном для чтения научной и технической литературы, отчётов, интернет-статей, новостных сводок в газетах, то есть того материала, который несёт новые знания.

Стихи и художественная литература предназначены для совсем других целей. В беллетристике мы не ищем ответы на поставленные вопросы, а просто наслаждаемся процессом чтения. Вся ценность художественных текстов заключается в их воздействии на эмоции, чувства человека и использовании его воображения. Читать такую литературу быстро возможно, но абсолютно бессмысленно.

Можно ли освоить скорочтение в домашних условиях

В наше время существует множество специализированных курсов, которые «за небольшие деньги» обещают научить каждого желающего читать со скоростью до 3000 слов в минуту. Обучающие занятия длятся от месяца до трёх. Но стоит ли тратить время и финансы на посещение таких курсов, если можно развить скорочтение в домашних условиях без каких-либо вложений? Такое самостоятельное обучение даже имеет свои преимущества:

  • Свободный выбор времени для занятий даёт возможность проводить обучение в те часы, когда оно будет наиболее удобным и плодотворным.
  • Методики обучения скорочтению и описания упражнений являются общедоступной информацией, которую можно найти в специальных пособиях, продающихся в любом книжном магазине.
  • Отсутствие отвлекающих факторов.
  • Возможность, выбирая длительность занятий, контролировать время обучения.

Кого-то может заинтересовать мнение людей, которые проходили курсы, чтобы освоить скорочтение. Отзывы об их эффективности не всегда положительные. Зачастую, чтобы достичь заметных результатов, по окончании требуется дополнительная самостоятельная практика. Но о самом навыке скорочтения отзываются только с похвалой. Ни один из тех, кто овладел данной способностью, не пожалел о потраченных времени и усилиях.

Учимся читать быстро. Что для этого надо?

Чтобы освоить скорочтение в домашних условиях, нужно ознакомиться с основными принципами этого навыка.

Первое правило - не «прыгать» во время чтения. Нужно проглядывать текст от начала до конца, не останавливаясь и не перечитывая непонятные фрагменты. Вот увидите, когда дочитаете до конца абзац или страницу, всё, что было неясным, станет понятным и без перечитывания.

Второе правило - выделяйте несколько слов-ключей в каждом из предложений. Необязательно читать всё предложение или абзац от начала до конца, важно уловить и запомнить только ключевые слова.

Третье правило - не отвлекаться. Скорочтение не даст никаких результатов, если вы не будете концентрироваться на том, что читаете. Чтец должен быть полностью погружён в процесс, ведь важно не только прочитать, но и зафиксировать в памяти полезную информацию.

Почему мы читаем медленно

Всем, кто задаётся вопросом, как развить скорочтение, будет полезно узнать, что же мешает нам читать быстро.

1. Чтение без разбора. Читая, мы обращаем внимание на всё подряд. Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию. Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте.

2. Повторение прочитанного. У каждого из нас существует вредная привычка из детства - возвращаться взглядом к уже только что прочитанному предложению. Когда у ребёнка происходит формирование словарного запаса, такие повторения полезны. Но во взрослом возрасте мы делаем это просто по привычке.

3. Чтение про себя. Читая вслух, мы можем делать это быстрее или медленнее в зависимости от темпа чтения и дикции. Когда мы читаем про себя, наш мозг как бы ведёт монолог, «проговаривая» информацию, с которой мы знакомимся. Скорость восприятия текста не может быть выше, чем скорость этого внутреннего монолога. Поэтому, если вы решили освоить метод скорочтения, первым делом нужно "заглушить внутреннего диктора" и научиться воспринимать информацию, не проговаривая её про себя.

4. Поле зрения. Значительно тормозить процесс чтения может узкое поле зрения. Если человек имеет хорошо развитое боковое зрение, он использует его при восприятии текста, что отображается на скорости чтения. Для тех, кто желает освоить скорочтение самостоятельно, упражнения для расширения поля зрения являются обязательными.

5. Невнимательность может стать проблемой при любой скорости. Неумение концентрироваться на процессе чтения - это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали. Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте.

Упражнения для увеличения скорости чтения

С чего же начать осваивать скорочтение? Упражнения - вот залог успеха. Регулярное выполнение несложных практических заданий способствует развитию качеств, необходимых для быстрого усваивания информации.

Устраняем внутреннюю речь

Ранее упоминалось, что внутренняя артикуляция - одна из основных причин низкой Существуют методы борьбы с ней:

  • Считать про себя от десяти до одного. Попытаться, не сбывшись со счёта, понять какой-либо текст.
  • Делать то же самое, но вместо счёта напевать песню, которую знаете наизусть.
  • Выстукивать любой ритм во время чтения.

Принцип такого упражнения в том, чтобы «занять своего внутреннего диктора» и научиться воспринимать текст без его участия.

Развиваем периферическое зрение

Если боковое зрение развито на должном уровне, человек может не тратить время, перемещаясь глазами по одной строчке слева направо, а охватывать её взглядом сразу. Такой способ чтения называется вертикальным. Более того, развив периферическое зрение, с одного взгляда можно прочитать целые абзацы или блоки текста.

На этом этапе в помощь придут На листе изображается квадрат, длина сторон которого составляет 20 см. Он делится на пять горизонтальных строк и пять вертикальных. Таким образом, мы получаем 25 ячеек, в каждую из которых вписываются числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Готовый квадрат размещается на уровне глаз (расстояние 25-30 см).

Само упражнение заключается в том, чтобы, концентрируясь только на среднем квадрате, используя боковое зрение, найти расположение всех цифр от 1 до 25, а потом в обратном порядке.

Ещё одно упражнение, помогающее достичь той же цели, называется "Треугольник". Нужно выбрать текст и напечатать его таким образом, чтобы каждая строчка была шире предыдущей. Например, в первой строчке одно слово, во второй - два, в третьей - три и так далее. В итоге у нас получается треугольник, состоящий из текста. Читая его, двигайтесь взглядом только сверху вниз. Чтобы увидеть начало и конец длинных строчек, используйте боковое зрение.

Подобные упражнения можно выполнять и в повседневной жизни, не уделяя специального времени для занятий. Например, сидя на работе, сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете и постарайтесь увидеть происходящее вокруг. Это одновременно будет и зарядкой для снятия напряжения с глаз, и эффективным методом без усилий развить боковое зрение.

Учимся догадываться

Скорочтение подразумевает выборочное восприятие текста. Чтобы в итоге вы получили целостную полезную информацию, необходимо учиться логике и догадке.

Чтобы выполнять упражнения этого блока, необходим помощник. Сразу нужно выбрать незнакомый текст и распечатать его. Ассистент чёрным маркером затемняет некоторые части текста, а вы, читая его, пытаетесь уловить смысл. Сначала можно выбирать простые тексты для чтения. Но со временем, чтобы тренировать навык, лучше останавливать свой выбор на незнакомых темах и абсолютно новой терминологии. Количество скрытого текста тоже постепенно должно увеличиваться.

Можно взять книгу и вертикальной полоской шириной в 5 см закрыть часть текста, после чего читать оставшуюся часть. Полоску со временем делать шире.

Стоит уделять выполнению этой практики один час 3-4 раза в неделю, и уже через месяц станет развиваться скорочтение. Упражнения по силам каждому, хотя в самом начале могут показаться сложными.

С какого возраста можно обучать скорочтению детей

Словарный запас ребёнка значительно меньше, чем у взрослого. При чтении он задумывается, осмысливает прочитанный материал и для этого тратит гораздо больше времени. Даже на слух быструю речь дети воспринимают значительно хуже. Поэтому учить детей скорочтению можно только после того, как они научатся полностью самостоятельно осмысливать прочитанный текст. Это происходит в возрасте приблизительно 14-15 лет.

Как видите, развить скорочтение в домашних условиях - не такая уж сложная задача. Читать со скоростью больше 500 слов в минуту способны не только супергерои, но и обычные люди. Попробуйте и вы научиться этому и на своём примере убедитесь в ценности такого навыка.

Здравствуйте, мои любознательные. Завершая маленький цикл про умение скоро читать для детей сегодня, как и было обещано, дадим упражнения для скорочтения на освоение этой техники. Потому, если вы намерены самостоятельно пройти домашнее обучение, добро пожаловать на тренировочную дорожку!

План урока:

Расширяем угол зрения

В первую очередь, упражнения для развития навыка скорочтения для детей должны быть направлены на умение концентрироваться на нужной информации и видеть одним взглядом как можно больше, то есть, раз за разом расширять поле охвата текста. Что детям без особой тренировки делать трудновато.

Их маленький по размерам текстовый захват – одна из причин медленного поиска и восприятия информации. По большей мере, именно из-за малого поля зрения детей учат читать сначала по слогам, а уж потом целыми фразами.

Итак, поехали! Основной наш помощник в этом – таблицы Шульте. Их полно в интернете, можно распечатать. Даже есть игры на основе этих табличек в он-лайне на время. В таблицах Шульте могут быть как буквы, так и цифры, чаще — последние.

Основная цель – рассредоточенный взгляд, который даёт возможность «взять» большую площадь странички (на компьютере – экрана). Упражнение может быть в разных вариациях:

  • ищем с помощью рассеянного взгляда одинаковые элементы,
  • запоминаем наибольшее количество элементов,
  • смотрим на середину строки, а глазами стараемся увидеть крайние слева и справа знаки.

Всё это делается при помощи неперемещаемого взгляда с центрального объекта таблицы. Кстати, такая техника Шульте хороша и для тоже.

Ещё есть такие графические пирамиды, на верхушке которых угол зрения самый маленький, а ближе к основанию он заметно расширяется. Придётся спуститься с неё вниз, чтобы овладеть «широкоформатным» зрением.

Можно её перевернуть:

Тренируем концентрацию

Отработанная даёт возможность среди «воды» найти главную мысль.

Включаем оба полушария

Для этого берём несложный для ребёнка текст и начинаем его читать по несколько предложений либо по одному абзацу. Только делать это нужно одним глазом: то правым, то левым. Этот нехитрый приёмчик включает в работу оба полушария головного мозга.

Отмечаем главное

Эта техника часто используется учёными, да и другими знаменитыми личностями тоже. Они посредством простого карандаша, а лучше маркера, выделяют для себя самое главное в тексте – по 2-3 мысли, по которым можно судить обо всём тексте на странице. Да ещё и не просто выделяют, а ставят свои пометки в виде «!», «+» либо «-», тем самым соглашаясь либо сомневаясь.

Называем цвета

Очень интересное упражнение, с которым не всегда справляются сразу даже взрослые. Вот вам слова.

При переходе к каждому следующему надо называть цвет, которым записано слово, а не читать то, что написано!

Ищем слова

Простое упражнение, но достаточно эффективно развивает внимание. Нужно на заданную букву найти все слова в тексте. Возможен другой вариант: найти на странице определённое слово или даже фразу. Лучше это делать на время.

Загадки

Для детей это наиболее простой способ оттренировать концентрацию. Хороши для скорочтения так называемые загадки-обманки и вопросики с подвохом. Ну, например,

Долой регрессию

Чтобы не возвращаться глазами к прочитанному тексту, делаем вот такие упражнения, которые увеличат скорость чтения.

Отрезаем полстрочки

Во время чтения текста закрывайте ребёнку листочком бумаги половину строчки. Это научит догадываться о том, что написано и выработает закономерность движения вперёд, а не возвращаться назад — «пока не закрыли, подглядеть».

Указываем

Возьмите в качестве указки обычный карандаш либо ручку. Ну, если уж очень хочется поиграть в учителя, можно и настоящую мини-указку. Что делаем? Передвигаем постоянно по мере чтения текста указку вперёд, чтобы взгляд ребёнка следовал за ней интуитивно, «не оборачиваясь» назад.

Читаем на скорость

Подобно в школе. Берём таймер и улучшаем результаты. Самым пиком будет чтение с метрономом.

По его щелчку нужно переходить на следующую строку. Вместо прибора может вполне сидеть родитель и через установленный интервал, который с каждым разом тренировки сокращается, будет отхлопывать ладошкой по столу. Закончились хлопки, — значит, должны и строчки закончиться. А теперь вопросы по тексту!

Читаем без артикуляции

Проговаривание слов у детей во время чтения – это настоящий бич для техники скорочтения, так как дополнительная артикуляция замедляет скорость.

«Губы!»

Так называется команда, которую необходимо применять для тренировки беззвучного чтения. Слыша команду «губы!», ребёнок прижимает палец и читает про себя. Услышав «вслух!», он начинает читать вслух.

Занимаем рот

Пусть карандаш грызть – плохая привычка, лучше поставьте чашку с орехами. Некоторые советуют жевательную резинку, но сомневаюсь: можно не жуя проглотить.

Барабаним по столу

Заблокировать речь поможет барабанная дробь пальцами. Нужно только подобрать мотивчик и заранее его отработать: сначала лёгкий для «воспроизведения», затем можно посложнее.

Под музыку

Тренируем память

Развитие памяти имеет немаловажное значение в обучении скорочтению.

Ремонтируем слово

Для прочтения берём текст с пропущенными буквами, которые придётся «по ходу пьесы» отгадывать. Это требует держать в памяти слова и смысл ранее прочитанного.

Шиворот-навыворот

Перевернём страницу вверх ногами и попробуем прочитать текст теперь уже справа налево. Такие упражнения для детей полезны для развития в памяти буквенных эталонов, и неважно, как они расположены.

Восстанавливаем цепочку

Берётся набор слов так, чтобы каждое предыдущее желательно было связано со следующим, ну например, машина-улица-светофор и так далее, чтобы ребёнок мог их выстроить в цепочку. Начать можно с 5-ти, далее увеличивая их количество до 10-ти. Один раз прослушивается вся цепочка, а потом слова в ранее установленном порядке восстанавливаются просто вслух либо на листочке бумаги.

Пишем зрительные диктанты

Разработанные профессором Федоренко диктанты состоят из 6 предложений, наращивание их длины происходит по одной-две буквы. Ребёнку отводится время прочитать текст, делая это по строкам. Сначала открывается одна строчка, читается, воспроизводится. Затем из-под листа бумаги открывается только вторая по счёту строчка. И в такой последовательности запоминается весь текст.

Да здравствует мышление

Регулярно решаете логические задачи? Значит с мышлением у вас всё в порядке. Что даёт мышление? Оно выключает глаза в отношении лишней информации и отделяет главное от второстепенного.

Составляем тексты

Делаем это на время по заданному сценарию:

  • где все слова только на определённую букву,
  • где должны быть использованы заданные слова.

Играем

В «города», «овощи», «фрукты» и тому подобное, а также просто в слова на определённую букву алфавита, подбирая нужные за отведённый промежуток времени.

Вот такие нехитрые занятия помогут освоить технику скорочтения в домашних условиях. Главное – регулярность тренировок, и тогда обязательно всё получится! Готовы? Тогда на старт, внимание, поехали!

«ШколаЛа» желает вам удачи! А еще предлагает подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» .

До новых встреч!

Как известно «сначала было слово», а затем его стали изображать и писать, печатать и у человечества уже одной проблемой больше. Как научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?

В школьные годы очень многое строится на умении школьника самостоятельно работать с книгой. При условии, что школьник выполняет все домашнее и классное задание, объем прочитанного с каждым периодом школы растет. Так, при переходе в 5-й класс он увеличивается вдвое, а к восьмому классу – втрое. При этом читательские умения школьника остаются на прежнем уровне начальных классов. Тогда ребенок развивается по одной из схем: или проводит за выполнением домашнего задания по пять часов, приобретая различные осложнения здоровья; или готовит уроки не должным образом, забрасывает чтение и плывет по течению.

Различные проблемы с чтением в дальнейшей жизни объясняются тем фактом, что в течение всей жизни мы читаем так, как нас учили в первом классе. При этом не умеем, не имеем возможности, желания или понятия применить более быстрые техники чтения.

При чтении у детей возникает ряд проблем , среди которых:

  1. При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст про себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
  2. Большинство при чтении больше опирается на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
  3. Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
  4. Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
  5. Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.

Что являет собой скорочтение для ребенка

Поскольку начальная школа это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, а ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь. Именно по причине многочисленных ошибок в технике чтения у учеников младших классов и возникло скорочтение для детей (ранее оно было ориентировано только на взрослых). Самыми популярными ошибками являются: запинания, непроизвольное изменение букв, перестановка букв и слогов, недочитывание окончаний. Такие ошибки, вместе в вышеупомянутыми проблемами при чтении резко снижают скорость чтения и превращают этот процесс в достаточно сложный. А сдача нормативов по чтению часто расстраивает детей, не умеющих легко и бегло читать.

Скорочтение помогает не только устранить эти ошибки, но и автоматически увеличивать скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет устранения «тормозящих» моментов. Когда ребенку ничего не мешает читать, то соответственно увеличивается и скорость. Скорочтение предоставляет инструментарий, который позволяет детям проработать и исправить возникающие сложности в чтении, а когда чтение не вызывает трудностей, ребенок сам берется за книгу.

При скорочтении внимание уделяется и качеству понимания и запоминания прочитанных текстов. Часто дети практически не способны пересказать прочитанное , плохо улавливают его смысл, обращая внимание только на второстепенные детали. При пересказе ребенок использует только слова из текста, не рассказывает своими словами, потому что боится, что неверно понял смысл, и намного безопаснее будет использовать слова, прочитанные в тексте. Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление. Детям предоставляется алгоритм работы с текстом, позволяющий увидеть важное и правильно понять читаемое. Тогда ребенок знает, на что нужно обратить внимание, что является существенным. Такой подход делает детское чтение структурированным, осознанным, с направленностью на извлечение информации. Важно активизировать память ребенка, чтобы было легко отвечать на уроках, пересказывать тексты спустя время, изучать новые предметы.

Образную память считают самой крепкой у детей. Для представления ребенком красочных, ярких и запоминающихся образов нужно развивать его воображение, которое выступает основным процессом познавательной деятельности у младших школьников. Когда ребенок умеет представить образы, он успешнее запоминает материал, изучает новые предметы. Кроме того, многие родители говорят о том, что их дети при чтении рассеяны, отвлекаются на любой раздражитель, при этом при отрыве от чтения они не помнят, где остановились. Иногда бывает, что глаза еще передвигаются по тексту, но мысли в голове уже где-то далеко. Скорочтение развивает внимание, собранность и сосредоточенность, а это улучшает восприятие материала и его длительное запоминание.

Обучить ребенка основам скорочтения можно и в домашних условиях. Для этого вам необходимо регулярно выполнять с ним некоторые упражнения. При этом нужно учитывать, что разработанная в образовательных заведениях и годами проверенная практикой система обучения чтению является прочным фундаментом для грамотного письма, изучения наук в будущем, но при этом данная система не способствует расширению возможностей самостоятельного восприятия материала. Занимаясь с ребенком основами скорочтения, не стоит отменять проверенные годами практики методики. Вы всего лишь имеете возможность посмотреть, на что способна более быстрая методика чтения, которую можно применять с начальных классов.

Структура занятий

Заниматься с ребенком следует по 15-20 минут трижды в неделю. Занятие имеет следующую структуру:

  • Разминка. Чтение короткого текста (до 100 слов), после которого вы должны задать вопросы на понимание прочитанного.
  • Таблицы Шульте . Такие таблицы представляют собой квадрат, на котором объекты расположены в случайном порядке (обычно это числа или буквы). Они помогают развивать скорость нахождения объектов в установленном порядке, например, числа от 1 до 9. Для учеников младших классов стоит применять таблицы, у которых простое деление поля на равные прямоугольники, при этом количество цифр в таблице – 25 и 36, а количество букв – 20.
  • Поврежденный текст. Вначале текст нужно разрезать на две части, приклеить его на карточку, сместив на 1-2 строчки. Затем задания усложняются: части вырезают в середине текста, в начале или конце строки не хватает букв. После прочтения необходимо проводить беседу по тексту.
  • Словарная работа, при которой выполняют упражнения на скоростное восприятие групп слов.
  • Упражнения, развивающие логическое мышление. Во избежание переутомления, чаще такие упражнения основываются на математическом материале. Можно периодически заменять их рисованием на тему прочитанного текста.

Первый этап занятий предполагает, что основное внимание будет уделяться устранению таких причин медленного чтения как акртикулирование и небольшое поле зрения. Чтение производят при условии механического сдерживания артикуляционного аппарата, с созданием шумов и помех. Уже начиная с первого класса следует проводить работу с таблицами Шульте, она расширит поле зрения и послужит выработке внимания.

Следующий этап предполагает основное внимание сосредоточить на повышении качества усвоения прочитанного. Проводят чтение поврежденного текста, который разделен на 2-3 полосы, разведенные на 1сантиметр. Читают два текста разной структуры одновременно, к примеру, сказку о животных и рассказ о природе. Затем ребенка просят нарисовать, вспомнить похожее. Дети в начальных классах часто не могут увидеть смысл в каждой отдельной строчке, самостоятельно выбрать темп чтения при разных целях чтения. Такие занятия значительно улучшают способность детей пересказывать тексты.

Упражнения

Важно выполнять упражнения, направленные на развитие и активизацию словарного запаса, преобразование слов, составление предложений или рассказа на основе заданных слов, не связанных между собой.

Не стоит забывать и об азах обучения чтению. Так, на начальном этапе проводите с ребенком общие упражнения, повышающие скорость чтения. Начните с самых простых, развивающих четкость произношения («машины едут ж-ж-ж», «ползет змея ш-ш-ш» и т.д.). Читайте с ним скороговорки, поговорки. Читайте на одном вдохе несколько согласных подряд, затем к ним добавляйте гласную. Складывайте слова из половинок, используя примерно 3-10 слов и предлагая ребенку быстро сложить осмысленные слова из двух половинок.

Также существует несколько упражнений , направленных на умение определять нужную скорость чтения и менять ее, где нужно. Например, вы читаете «про себя», сопровождая чтение движением пальца по тексту, ребенок читает вслух по вашему пальцу, т.е. поспевая за вами. Естественно, не стоит устанавливать слишком высокую скорость.

Вызвать положительные эмоции к чтению позволяют упражнение на многократное чтение. На протяжении минуты предложите ребенку прочесть текст и отметить, где он остановился. Затем он должен повторно прочесть этот отрывок, естественно, что в результате будет прочитано на несколько слов больше, что вызовет у ребенка положительные эмоции и веру в свои силы. Такое упражнение не следует повторять более трех раз.


Развитие навыков и качеств

Чтобы развить умение ориентироваться в тексте , используют упражнение «бросок-засечка». Ребенок располагает руки у себя на коленях и приступает к чтению текста по команде «бросок». Как только от взрослого прозвучала команда «засечка», малыш отрывает глаза от книги, при этом продолжает держать руки на коленях, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Взрослый снова произносит команду «бросок», после чего ребенок должен глазами отыскать в тексте то место, где он завершил чтение, и продолжить с того момента читать текст вслух. Продолжительность упражнения – до пяти минут.

Интересно упражнение, направленное на понимание текстов и формирование навыков чтения. Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. Особенность его заключается в том, что смышленость ребенка позволит ему заметить некую особенность – при чтении верхней строчки по половинкам букв, нижняя строчка остается полностью открытой, поэтому «выгодно» быстро прочитать нижнюю строчку, пока она открыта, и затем быстро выдать готовый результат, когда ее закроют. Такое упражнение способствует формированию сразу нескольких важных учебных качеств :

  • Поскольку прочтение нижней строчки нужно скрыть, развивается чтение про себя;
  • Поскольку в памяти нужно удержать и сохранить на некоторое время несколько слов, развивается словесно-логическая память;
  • Поскольку ребенок читает вслух заданную строчку и про себя нижележащую, развивается умение распределять внимание и одновременно выполнять минимум две задачи.

Привив ребенку любовь к чтению, которая возможна лишь при эффективном и качественном выполнении этого процесса, вы поможете ему в будущем облегчить для себя выполнение множества задач, преуспевать в учебе и не испытывать целого ряда трудностей в обучении.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Ваш ребенок медленно читает и плохо усваивает материал? На него постоянно жалуются учителя? Помогут исправить ситуацию и повысить скорочтение упражнения для детей, которые можно разработать самостоятельно либо воспользоваться уже готовыми примерами.

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители, решившие привить своему ребенку навык быстрого чтения, - в каком возрасте начинать обучение. Здесь мнения специалистов несколько расходятся. Одни утверждают, что начинать тренировки необходимо с раннего дошкольного возраста. Другие же яростно настаивают, что научить ребенка правильно читать невозможно до 14 лет.

На самом деле практиковать скорочтение в домашних условиях можно примерно в середине этого цикла, когда ребенок уже умеет воспринимать текст «правильно». «Зачем так усложнять?» - спросите вы. Ответ состоит в самой сути скорочтения. Его основа строится на четырех китах, таких как:

  • умение различать буквы, составлять из них слоги и слова;
  • навык правильного восприятия прочитанного;
  • способность опускать лишнее;
  • правильное запоминание и восприятие прочитанного материала.

Читайте также:

  • Кубики Зайцева: методика обучения

А чтобы все четыре компонента гармонично сочетались между собой, ваш ребенок уже должен более-менее работать с текстом. Исходя из этого, логично было бы предположить, что оптимальный возраст для изучения техники составляет от 7 до 10 лет. Конечно, при этом стоит учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, его интересы, усидчивость и прочее.

Часто допускаемые ошибки в обучении

Необходимо отметить, что при обучении скорочтению дома многие родители, воодушевившись идеей, допускают элементарные ошибки. А ведь сама техника подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому обратите внимание на следующие аспекты:

  • Ваш ребенок запомнит только лишь внешний вид и название буквы, но никак не ее произношение. Например, если вы скажите что буква «Б» это «БЭ», то так и будет воспринято. В результате вместо слова «баба», он будет читать «БЭЭААБЭЭАА».
  • Сразу учите правильно сочетать несколько букв и образовывать слоги. Недопустимо, чтобы ребенок читал слово, произнося по отдельности каждую букву, например Б-А-Б-А. Правильно будет, если он прочитает так: Баааа-бааа.
  • Старайтесь пресекать все попытки артикуляции или шевеления губами во время чтения текста «про себя». Специалисты считают, что так дети слишком долго задерживаются на одном месте, упуская при этом суть предложения.

И главное в технике скорочтения - желание научиться быстро и качественно воспринимать напечатанный текст. Вы как родитель не должны заставлять ребенка заниматься «из-под палки», лучше пусть ваше чадо читает меньше, но делает это с удовольствием. Педагоги выяснили, что три занятия по 5 минут принесут гораздо больше пользы, нежели упражнения, на выполнение которых ребенок затратит до 20 минут свободного времени.

Тренировка для мозга в примерах

Упражнения скорочтения для детей можно придумать самостоятельно, основываясь на ранее изученных техниках, или же воспользуйтесь специально разработанными примерами педагогов. Важно все время придерживаться выбранной методики, а не менять ее каждый день. Так ваш ребенок лучше освоит пройденный материал. Предлагаем вам несколько удачных примеров для тренировки мозга.

«Найди пару»

Это упражнение можно вводить в обучение начиная с раннего возраста, но при условии, что ребенок уже знаком с буквами, звуками и слогами. Суть задания такова:

  1. Перед малышом разложены небольшие карточки, на которых напечатаны слоги.
  2. Взрослый объясняет ребенку задание: нужно разложить карточки в таком порядке, чтобы в итоге из них получилось коротенькое слово, например, во-да, ма-ма, не-бо.
  3. По мере успешности обучения задание усложняется: добавляются новые карточки и слова, состоящие из трех или более слогов.

Важно, чтобы ваш ребенок уже видел ранее или был знаком с предложенными к составлению словами. Ведь сам принцип упражнения построен на том, чтобы вспомнить, где то или иное сочетание встречалось ранее.

«Минутка чтения»

Это задание станет отличной мотивацией к дальнейшему обучению, а чтобы увидеть результат, нет необходимости ждать недели или месяцы - все успехи будут замены сразу же:

  1. Выберите небольшой отрывок из книги, которую вы не изучали.
  2. Засеките время и предложите ребенку внятно прочитать несколько предложений в течение 1 минуты.
  3. По сигналу таймера чтение останавливается, а конечный результат помечается карандашом.
  4. Затем время вновь засекается, и ребенок начинает читать с начала текста. Наверняка со второй попытки количество прочитанных слов будет немного больше.

И помните: всякий раз, когда ваше чадо достигает успеха, его нужно обязательно похвалить, а иногда можно и поощрить вкусной конфеткой.

«Слова-анаграммы»

Этот вид упражнения стимулирует зрительную память и мышление, учит анализировать правильность составления слова, быстро находить допущенные в тексте ошибки и исправлять их:

  1. Напечатайте на листе бумаги небольшой отрывок из текста, намеренно переставив в словах буквы или пропустив несколько гласных.
  2. Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их, читая предложение вслух.
  3. При необходимости чтение одного предложения можно повторить несколько раз.

Как вариант, в предложении можно менять местами не сами буквы, а целые слова. Например: «Мама за хлебом Олю в магазин послала», «На торт день рождения вкусный был» или «Переходи дорогу зеленый на свет».

«Зрительный диктант»

В завершение можно провести небольшой визуальный диктант. Вот как это делается:

  1. Вам понадобится лист плотной бумаги и напечатанный в книге текст.
  2. Прикройте тест так, чтобы ребенок видел лишь первое предложение.
  3. Засеките на часах 8-10 секунд, чтобы ваш ребенок прочитал написанное, а затем закройте все буквы чистым листом.
  4. Попросите ребенка дословно написать то, что он перед этим увидел, а потом переходите к новой строчке.

Здесь важно, чтобы обучающийся четко понял суть задания и не спутал диктант с написанием изложения.