Болезни Военный билет Призыв

Слова у которых сложно определить ударение. Понятие и использование. А известно ли, на какой слог ударение падает чаще

А.П. Чехов когда-то великолепно сказал: «По сути, для интеллигентного человека плохо говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать». И с этим нельзя не согласиться. Говорить человек учится с первых дней своей жизни: сначала он вычленяет из обшей какофонии окружающих звуков свое имя, затем – слова, которые произносятся чаще всего. Позже ребенок начинает воспроизводить слова, повторяя их в точности так, как слышит от близких людей.

Но, к сожалению, не всё то, чему мы учимся от окружающих, соответствует нормам родного языка! Помочь разобраться в правилах произношения призвана наука орфоэпия (греческое orthós - «правильный» и épos - «слово»), одним из разделов которой является изучение расстановки ударений в русской речи.

Слова с ударениями, которые нужно запомнить

Загляните в орфоэпический словарь, и вы с удивлением обнаружите, как много ошибок допускаем все мы в своей повседневной речи! Тут и там мы ежедневно слышим уродливые: «пО няла», «взЯ ла», «снЯ ла».



ТортА х или тО ртах

А, ведь, стоит всего лишь запомнить одно простое правило: В глаголах женского рода в форме прошедшего времени ударным становится окончание –а . Запомните и получайте удовольствие от правильного произношения таких слов как: понялА , снялА , взялА , вралА , лгалА , ждалА , гналА , воспринялА , позвалА .

Исключений, которые необходимо запомнить, не так уж много: стА ла, слА ла, крА ла, клА ла и все слова, имеющие приставку вы- (вЫ пить – вЫ пила, вЫ нуть — вЫ нула).

Еще одной ловушкой стало употребление существительных во множественном числе. Здесь ошибка подстерегает нас еще на этапе образования множественного числа. Почему-то многие превращают слово «договО р» в «договорА », а «профессор» и «доктор» превращаются в чудовищные «профессорА » и «докторА ». На самом деле, всё «проще пареной репы »:

  1. Большинство существительных мужского рода во множественном числе приобретают окончание –ы.
  2. Окончание –ы всегда безударно!

Запомнили? Теперь у вас не должно возникнуть проблем с такими словами как: аэропО рт – аэропО рты, профЕ ссор – профЕ ссоры, дО ктор – дО кторы, бант – бА нты, шарф – шА рфы, договО р – договО ры, лифт – лИ фты, торт – тО рты, бухгА лтер – бухгА лтеры

Мы все гордимся тем, что русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира. Но проникновение в речь иностранных слов – явление неизбежное и вполне закономерное. Мало кто знает о том, что в истинном русском языке отсутствуют слова, начинающиеся на букву «А «.

Большинство слов, начинающихся с первой литеры алфавИ та, имеет греческое происхождение, а некоторые пришли к нам из тюркского (например: арбуз, аршин, аргамак). Мода на использование французского языка среди представителей высших сословий, которая началась во времена правления императрицы Елизаветы Петровны и закончилась в период наполеоновских войн, обогатила нашу речь огромным количеством галлицизмов.

Нынешнее поколение наблюдает как русский язык активно обогащается словами, имеющими англоязычное происхождение. Слова-пришельцы, поселившиеся в наших словарях, в большинстве своём сохраняют ударения на привычном месте.

Так для французских заимствований характерно ударение, падающее на последний слог, для латинских – на предпоследний. Правильность ударений в словах иностранного происхождения лучше всего проверять по словарям, но те слова, которые плотно вошли в наш обиход, необходимо запомнить: алфавИ т, апострО ф, дефИ с, жалюзИ, каталО г, некролО г, квартА л, партЕ р, эспЕ рт, фетИ ш, фО рзац, факсИ миле.

Также следует запомнить нормы постановки ударения в следующих прилагательных: кУ хонный, слИ вовый, грУ шевый, украИ нский, мозаИ чный, оптО вый, давнИ шний.

Самые популярные слова с ударениями на олимпиадах

Изучение правильности постановки ударений может стать увлекательным занятием. Зачастую, одного знания правил русского языка оказывается недостаточно. Многие ударения нужно только запомнить, обращаясь к специальным орфоэпическим словарям.

При подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ обычно предлагается к изучению до 500 самых распространенных словоформ, которые могут вызвать затруднения с правильной постановкой ударений, но их количество этим не ограничивается. Изучение норм ударения – процесс трудоёмкий, но результат может превзойти все ожидания: наша речь не будет пестрить неграмотными «взЯ ла», «прО центы», «договорА », а значит нам не будет стыдно перед классиками русской словесности.

Каждый человек хотя бы один раз в жизни попадал в неловкую ситуацию, когда он неправильно ставил ударение в слове, в произношении которого до этого времени нисколько не сомневался. Да, неправильный акцент в слове больно режет слух, но при этом ошибаются здесь практически все. Даже образованные, начитанные люди от этого не застрахованы. Ударение - это непростая тема в лингвистике. В русском языке его значимость очень велика, поскольку оно является средством различения слов.

Понятие и использование

Ударение - это яркое выделение одного из слогов в составе слова или фразы разными фонетическими компонентами (можно усилить голос, повысить тон в сочетании с интенсивностью, громкостью). Необходимо выработать навыки правильной установки словесного фона - ведь это обязательное требование для каждого диктора.

Ударение необходимо для правильной и грамотной речи. Любое слово состоит из одного или нескольких слогов. Когда в слове больше 2-х, их произносят с разной интенсивностью и громкостью. Один из них будет выделяться - это и называется словесным акцентом. Китайский, японский, вьетнамский ударяемый слог выделяют с помощью высоты тона. В древних языках - греческом или латинском - ударяемый слог выделяют с помощью продолжительности гласного звука. Также различают динамический, или силовой, удар, когда акцентированный слог выделяют с большей силой. Такой тип имеют, к примеру, русский, английский, французский языки.

Как правильно поставить ударение?

В отличие от французского или польского, в русском языке акцент свободный - он не закрепляется за определенным по счету слогом. Рассмотрим такие примеры:

  • светлый (ударение на первый слог);
  • светлеть (акцент на 2-й слог);
  • светлячок (необходимо выделить последний слог).

Правильное ударение - это цель, к которой должен стремиться каждый уважающий себя человек. Но задача усложняется тем, что акцент может падать на разные части слова (то есть он подвижный):

  • подписать (на суффикс);
  • подпись (на приставку);
  • подписывать (на корень).

Нормы ударения для большинства слов в русском языке содержатся в орфоэпическом словаре. Необходимо ознакомиться с проблемными словами и запомнить их произношение.

Почему этот вопрос актуален?

Вся проблема в том, что ударение в слове свободно по своей сути. В некоторых языках оно фиксированное, то есть всегда падает на одинаковый слог. К примеру: во французском оно постоянно на последнем слоге, в польском языке - на предпоследнем слоге, в чешском языке - на первом. Но в русском такой закономерности нет. Поэтому важно помнить, что ударение - это один из важнейших признаков грамотности человека. Поскольку четких правил для этой темы не существует, большинство слов нужно просто запоминать.

На какой слог чаще всего ставится акцент?

Впрочем, некоторые закономерности все же можно выделить. По мнению специалистов, ударение чаще всего приходится на середину слова, а также тяготеет ко второй половине:

  • СтАврополь, но СтавропОльский край;
  • вЫкарабкаться, но выкарАбкивающийся.

Правила и закономерности - как все запомнить?

Некоторые правила помогут вам поставить ударение корректно. Лингвисты отмечают 28 "особенных" корней глаголов (именно корней - глаголов существует намного больше). Вместе с приставками они формируют целый ряд глаголов, у которых в прошедшем времени в женском роде акцент переходит на флексию (окончание). Но это касается только женского рода! В остальных формах ударение остается на корне.

Представляем вам следующие глаголы, которые необходимо запомнить (можете сразу записать их в блокнот): брать, забрать, набрать, взять, ждать, спать. Какое ударение следует поставить в этом случае? Запомните: бралА, забралА, передалА, спалА, ждалА. Но забрАл, ждАли, спАли, передАли.

Часто можно встетить неправильные варианты: забрАла, прогнАла, прождАла, переврАла. По аналогии с другими формами, носители языка часто забывают переносить ударение на флексию. Но для грамотной речи такое произношение неприемлемо. Старайтесь избегать подобных ошибок.

Современные словари

Представляем вашему вниманию словари ударений, которые помогут вам улучшить вашу речь:

  1. Штудинер М.А. Словарь сложностей русского языка для сотрудников СМИ, Москва - 2016;
  2. Для большого круга читателей. Есакова Н.А. Словарь сложностей русского языка. Ударение. Грамматические формы, Москва - 2014

Не стесняйтесь заглядывать в словари как можно чаще. Ведь часто люди с детсва привыкают говорить неправильно и по этой причине не сомневаются в корректности своего произношения. Но что делать, если запоминание дается с большим трудом? Что ж, этот процесс можно сделать более увлекательным.

Существуют веселые и интересные стишки - запоминалки. Они созданы для запоминания правильного ударения в словах, где довольно часто можно совершить ошибку. Попробуйте их выучить - и вы раз и навсегда запомните, куда падает ударение в проблемных словах. А задействовав немного фантазии, можно самому придумать несколько оригинальных четверостиший.

Вот несколько хороших запоминалок:

  1. У милой Марфы, все в полоску шАрфы!
  2. В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла.
  3. Шторы нам ты не вези, мы купили жалюзИ.
  4. Часто ели тОрты - не налезли шорты.
  5. БАрмен разместил в свой блог, новый полный каталОг.
  6. Красит стены наш маляр, полки делает столЯр.

Золотое правило для запоминаний

Как придумать хороший стишок для запоминания? Подберите к слову подходящую рифму, то есть слово, в правильном ударении которого вы не сомневаетесь. Не ставьте слово в середину строки! Чтобы ударение запоминалось, рифма должна падать именно на это слово. Этот способ поможет легко и быстро запомнить ударение в словах - и вы точно не ударите в грязь лицом перед собеседником.

Во многих словах. Но не отчаивайтесь: есть к чему стремиться.

Для начала немного из теории. Сложность в правильности заключается, повторюсь, в отсутствии единых правил. Встречаются случаи, когда оно зависит от смысла. При склонении или спряжении слов ударение может перемещаться — это также осложняет правильность его постановки. В большинстве случаев его надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю. Попробую частично выполнить его функцию.

Начнём с самых простых слов, которые мы постоянно слышим и сами регулярно употребляем в речи: договОр, каталОг, квартАл, магазИн, срЕдства, тУфля.
Фото: pixabay.com

Как уже упоминалось выше, необходимо не ошибиться с ударением в случае склонения слов: например, вОлка, вОра.

При постановке слов во множественное число ударение часто изменяется: директорА, кружевА, сирОты. Но: аэропОрты, договОры, бухгАлтеры.

Для удобства запоминания перечисляемых слов выделю в отдельные группы существительные, ударение в которых падает на первый слог :

  • гЕнезис, дОгмат, знАмение, Искра, Иконопись, кОмпас, мАркетинг, фОрзац;

и на последний слог :

  • апострОф, диспансЕр, дрофА, жалюзИ, жерлО, киломЕтр, кремЕнь, коклЮш, столЯр, христианИн, шассИ.

Существительные с прочей постановкой ударения, которые не вошли в две верхние группы, укажу здесь: вероисповЕдание, дремОта, пулОвер, рожЕница, феЕрия.

Фото: pixabay.com

Отдельно отмечу «растительные» существительные: каучУк, ревЕнь, щавЕль, но пИхта, свЁкла; и прилагательные: грУшевый, слИвовый, но кедрОвый.

Несомненно, в постановке ударения в прочих прилагательных тоже частенько случаются ошибки: гЕрбовый, оптОвый, портОвый, грунтовОй, ценовАя.

Про краткие формы тоже забывать не будем: глУхи, гОрьки, рЕдки, но грубЫ, светлЫ, дружнЫ.

Не оставим без внимания также причастия и прочие части речи, их формы: дЫшащий, завИдный, зубчАтый, красИвее, мозаИчный, новорождЁнный, прадЕдовский, прибЫвший, принЯвший, прозорлИвый, скОлькими, украИнский.

Фото: pixabay.com

Хотелось бы также отдельно выделить так называемые «провОды» и «проводА»: водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, путепровОд, но — электропрОвод. В данном случае важно понять значение слова.

Буду немного оригинальной и отмечу отдельно группу слов, которая пригодилась бы для использования в каком-либо развлекательном заведении , на примере следующего текста.

Фото: pixabay.com

Эта девушка любила проводить свой досУг в этом баре. Только она села за столик, рядом с которым мило дралАсь молодая парочка, бАрмен поставил перед ней как обычно: тарелку, на которой лежал перевАренный картофель, ломОть хлеба и бОчковое пиво в декоративной посуде, сумев тОтчас её мастерскИ откУпорить. На вопрос девушки он, не раздумывая, ответил: «ТанцОвщик сможет прибЫть только поутрУ». Спустя несколько часов она занялА немного денег и послАла мужчину, сидевшего за соседним столиком, выбрать для неё лучшие тОрты этого заведения. Девушка считала, что её годы прОжиты не зря.

Слова со «спорным» ударением, которые подойдут для лексикона юриста , я собрала в следующем тексте.

Необходимо было увЕдомить истца об обеспЕчении верховЕнства международного соглашения. В ходе производства по делу произошло упрОчение базы доказательств против ответчика. В частности, стало известно, что сосредотОчение нелегально полученных денежных ресурсов сОздано именно им для того, чтобы премировАть деятельность своих сотрудников. Также ответчика решили принУдить к даче показаний, для этого пришлось упомянУть об уголовной ответственности за отказ от их дачи. ПрИняли ходАтайство свидетеля, для составления которого ему потребовалось углубИть свои знания по юриспруденции.



Фото: pixabay.com

Также существуют и такие слова, ударение в которых можно ставить по своему выбору, к примеру: твОрог или творОг, нарАщенные или наращённые (ногти, но никак не нарОщенные), пОдал или подАл.

Представленные примеры правильности постановки ударения в словах просто запоминаем, а за прочими — обращаемся к орфоэпическому словарю и также запоминаем.

Довольно частая проблема у детей возникает в школе с ударениями. А все потому, что даже сами мы - взрослые в ежедневной речи ставим эти ударения неправильно, совершенно не обращая на это никакого внимания до той поры, пока чадо не принесет из школы тройбан по русскому. А ведь запомнить ударения легко и просто.

Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.

Например, чтобы запомнить, что в слове "туфля" ударение падает на "У" можно составить такой сюжет: "ТУфля выпала из самолета "ТУ". Или представить такую картинку: "ТУча, похожая на ТУфлю". Или: "ТУшью измазали ТУфлю". Для запоминания того, что в слове "торты" ударение падает на "О", можно составить коротенький сюжет: "ТОлстый, потому, что любит ТОрты", - или придумать Рифму: "Долго ели тОрты - не налезли шОрты". Другой вариант: "Не пошли на кОрты - стали кушать тОрты".

Перед вами слова фразы, которые могут помочь запомнить, куда падает ударение. Быть может, среди них есть слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения и у вас. Запомните, как правильно произносить эти слова. Можете придумать свои созвучия или рифмы.

Так что читаем стихи и запоминаем вместе с ребенком.

Стихи - запоминалки ударения

На полке сметана,
На полке творОг.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.

Сперва их на кусочки режьте.
А следом открывайте рты –
И с нacлажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
...............................................................

Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный!..
...............................................................

Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
...............................................................

Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.
...............................................................

Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
...............................................................

Начинить чтоб пирог,
Ты купи-ка творОг!
...............................................................

Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
...............................................................

Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
...............................................................

Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем…
Сказать, вернее, –
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим!..
...............................................................

Срубили ель,
Сорвали щавЕль.

...............................................................

Добрый доктор АйболИт
спрашивает: "Кто звонИТ?"

Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свЁкла.

Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искрА,
Если верно – Искра!..
...............................................................

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
...............................................................

Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.
...............................................................

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
...............................................................

Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
...............................................................

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА...
...............................................................

Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
...............................................................

Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
...............................................................

Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
...............................................................

Не налезли шорты –
Долго ели тОрты!
...............................................................

Вот ведро,
смотри, народ:
Вот ваш
мусоропровОд!
...............................................................

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.

...............................................................

Заучив весь алфавИт,
он имел усталый вид.

...............................................................

Пилот потратил много сил, но всё же выпустил шассИ.

Уже нашли слова, в которых делаете ошибки в ударении?

ико́та
Икота, ико та,
Уходи на Федо та.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.


и́ксы
1. Играли весело реми ксы,
А мы все вычисляли и ксы.
2. По улице гуляли фи ксы,
Мы в школе вычисляли и ксы.


инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Ве ры
Обе мамы - инжене ры.


инструме́нт
Предъявите докуме нт -
Мы дадим вам... (инструме нт).


и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро -
Коль неверно, то искра́,
Если верно - и́ скра!
(С. Белорусец)


катало́г
1. Ударение в слове катало г
Падает всегда на третий сло г!
2. Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смо г,
В ней бывает картотека,
Специальный катало г.
3. Подарок выбрать мне помо г
Один хороший катало г.


кварта́л
1. Мы прошли нема ло -
Целых два кварта ла.
2. В бухгалтерии авра л -
Завершается кварта л.
3. День отчётности наста л,
Время закрывать кварта л.


кладова́я
- Что стоишь, завхоз, зева я?
- Опустела кладова я.


кла́ла
1. Ох, горький чай, не ожида ла,
Ведь ложку сахару я кла ла.
2. Бережно я книги протира ла,
Потом в коробочку их кла ла.


ко́гтя
В бочке есть и ложка дё гтя:
Кошки нет без остренького ко́ гтя.


коры́сть
Всё мыши смогут перегры зть,
Коль будет с этого коры сть.


краси́вее
1. Чем человек счастли вее,
Тем выглядит краси вее.
2. Тот из нас счастли вее,
В ком душа краси вее.


креме́нь
1. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый де нь.
Не расколется креме нь.
2. Я купил себе реме нь
Крепкий, будто бы креме нь.


ле́ктор
Будет новый «ле ктор» -
Предупредил проре ктор.


ло́ктя
1. Царапинка у ло ктя
От кошачьего ко гтя.
2. А собачка не без ко гтя -
Вот царапина у ло ктя!


ломо́та
Тяжела была рабо та -
В теле всём теперь ломо та.


ломо́ть
Жалко весь, но дайте хо ть
Хлеба вашего ломо ть.


мастерски́
Лишь потёр слегка виски ,
Выпил виски мастерски .


мозаи́чный
Подарок мозаи чный,
Вполне себе прили чный.


мусоропрово́д
На площадке - хорово д,
Чистят - мусоропрово д.


нача́в
Я понял весь уста в,
Только читать нача в.


нача́вший
1. Он был уже уста вший
И отступать нача вший.
2. Хоть он и много повида вший,
Но чувством проникаться был нача вший.


нача́вшись
1. Мы разошлись не попроща вшись,
Окончился роман и не нача вшись.
2. Ты ушёл, её и не дожда вшись,
Встреча закончилась и не нача вшись.


новорождённый
Я ужасно утомлё нный,
Брат не спит новорождё нный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)


новосте́й
1. Я жду своих госте й
И с ними новосте й.
2. Услышать я хочу весте й,
Хороших добрых новосте й.


облегчи́ть
Непросто ударенья заучи ть!
Стихи задачу могут облегчи ть!


опто́вый
1. Построили в городе но вый
Красивый магазин опто вый.
2. Возле улицы садо вой
Магазин открыт опто вый.


оркестро́вая
Была уже совсем не но вая
В театре яма оркестро вая.


осве́домить
Чтоб территорию иссле довать,
Жильцов надо осве домить.


парте́р
1. В доме - чудесный интерье р,
Возле него цветной парте р.
2. Премьера фильма про моде рн,
Билеты взяли мы в парте р.


плодоноси́ть
1. Хочу я у тебя спроси ть:
Будет ли яблоня плодоноси ть?
2. Дерево можно исцели ть,
Будет оно плодоноси ть.


пломбирова́ть
1. Кухня в воде, чего же жда ть?
Надо трубу пломбирова ть!
2. Зубик болит. Не горева ть!
Пошли его пломбирова ть!


позвони́шь
1. Ну, почему же ты молчи шь,
Ведь я спросила: позвони шь?
2. Ему ты этим отомсти шь,
Если ему не позвони шь.


премирова́ть
1. Директор должен написа ть:
Кого, за что премирова ть.
2. За труд не надо забыва ть
Работников премирова ть.


прину́дить
1. Свет солнечный её разбу дит,
Гулять на улице прину дит.
2. Холодный ветерок осту дит,
Одеться потеплей прину дит.


при́няли
Всё они предпри няли,
Решение уже при няли.


развите́е
1. Учись-ка ты быстре е,
И будешь развите е.
2. Считай, читай скоре е,
И будешь развите е.


реме́нь
Я купил себе реме нь
Крепкий, будто бы креме нь.


свёкла
1. Мы у тёти Фё клы
Ели борщ из свё клы!
2. Свёкла плакать начала,
До корней намо кла:
- Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свё кла.
(П. Синявский)


сверли́т
1. У соседей голова боли т -
Он стену целый день сверли т.
2. Он на лавочке сиди т,
Взглядом все её сверли т.


сли́вовый
1. Несу в корзине и вовой
Пирог с начинкой сли вовой.
2. Сок я сли вовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.


сори́т
Тот природу не храни т,
Кто на улице сори т.


столя́р
Красит здания маля р,
Мебель делает столя р.


танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бессо нница,
Не устала ещё танцо вщица.


тво́ро́г
Бабка испекла пиро г
Да забыла про творо г.


то́рты
1. В музее - натюрмо рты:
На них - цветы и то рты.
2. Не налезли шо рты -
Часто ели то рты.
3. Сперва -
Их на кусочки режьте.
А следом -
Открывайте рты -
И с наслажденьем
То́ рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)


трансфе́р
1. Запотел секундоме р -
Столь тяжёлым был трансфе р.
2. Грустил дядя офице р,
Не прибыл его трансфе р.


ту́фля
Слово «ту фля» я прочту
С ударением на «ту ».


убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты твори ть!
Известность надо убыстри ть.


углуби́ть
1. Чтобы было легче жи ть,
Знания нам нужно углуби ть.
2. Корабли не смогут плы ть -
Канал здесь нужно углуби ть.


украи́нский
Харчо - суп грузи нский,
А борщ - украи нский.


уме́рший
1. Он был какой-то потускне вший,
Как лебедь в опере уме рший.
2. И сад был полностью сгоре вший,
Наверное, он был уже уме рший.


фено́мен
1. Вынесли приговор: он невино вен.
Столь странный это был фено мен.
2. Зверь этот был просто огро мен,
Такой загадочный фено мен.


фети́ш
1. Нет, ему не угоди шь.
Думает, что он - фети ш.
2. А куда ты так спеши шь?
Ведь работа не фети ш.


хво́я
1. Елкё не было поко я -
Нравилась котёнку хво я.
2. После солнечного зно я
Свежестью одарит хво я.


цеме́нт
Для строителей в моме нт
Машина привезёт цеме нт.


ша́рфы
А у нашей Ма рфы -
Все в полоску ша рфы.


шасси́
Для приземления проси
Пилота выпустить шасси .


щаве́ль
1. Прилетел мохнатый шме ль
И уселся на щаве ль.
2. Срубили е ль,
Сорвали щаве ль.


щавеля́
На обед с тобой не зря
Варим щи из щавеля .