Болезни Военный билет Призыв

Словообразование с приставками и суффиксами. Общее понятие о приставке и суффиксе Что такое приставка и суффикс

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед
корнем и служит для образования слов:
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня
и обычно служит для образования слов:

Вспомним значения некоторых суффиксов.

Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов: -ик, -чик, -оньк-, еньк-, -ок, -ёк, -к-, -ушк- :

Чик, -щик, -ист, -тель, -ник - образуют названия лиц по роду занятий,
по профессии:

Ец, -анин, -янин, -ин, -ич - образуют названия лица по месту жительства:

Онок, -ёнок - образуют названия молодых животных (детёнышей):

Чередование звуков. Беглые гласные. Правила

При образовании и изменении слов может происходить замена одних
звуков другими в одной и той же части слова. Такая замена называется
чередованием звуков.

Гласные чередуются с гласными, согласные – с согласными.

Иногда в одной и той же морфеме гласные отсутствуют, затем
появляются, т.е. чередуются с нулём звука. Такие гласные называются
беглыми:

сон – сна, городок – городка.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правила

Неизменяемые приставки

о- под- на-

об- (обо-) про- над- (надо-)

от- (ото-) до- пра-

Выбор гласной в приставках про- , пра- зависит от смыслового
значения приставки. Приставка пра- употребляется редко,
она обозначает древность, степень родства через поколение:
прародина, прабабушка, прадедушка, правнук.

Гласные в неизменяемых приставках пишутся в безударном
положении так, как и в ударном:

Приставки в- , об- , над- , под- , пред- , от- пишутся одинаково
во всех словах.

В русском языке нет приставки з- .

Буквы з и с на конце приставок. Правила

В приставках раз- (рас-) , из- (ис-) , воз- (вос-) , вз- (вс-) , без- (бес-) ,
низ- (нис-) , через- (черес-) перед звонкими согласными корня пишется з,
а перед глухими – с:

Запомните фразу, которая поможет выучить все глухие согласные
звуки:
Ф о к а, х о ч е ш ь п о е с т ь щ е ц?

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

    Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

    Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

    Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

    Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

    В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

    а) возвратный постфикс -ся ;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

    Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

    Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

    Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

    1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

    2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

    Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

    Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

    Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

    приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

    Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

    суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

    Ответ:

    Корень – это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных однокоренных слов. (Например: гриб, гриб ок, гриб ной, гриб ник – корень гриб- ).

    Основа слова – это часть слова без окончания. В основу могут входить приставка, корень, суффикс. (грибн ой, основа грибн -)

    Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (у дома , к дому, за домом).

    Окончание не служит для образования новых слов!

    Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (при бежал, от бежал, за бежал)

    Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    (дом, домик , домов ой, домищ е)

    Алгоритм разбора слов по составу:

    1. Прочитай слово. Измени форму слова. Выдели окончание.

    2. Выдели основу слова – всё слово без окончания.

    3. Подбери несколько родственных слов. Выдели общую часть – корень.

    4. Укажи приставку.

    5. Укажи суффикс.

    Билет№4.

    Правило «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

    -Как проверить безударный гласный в корне слова?

    - Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?

    - Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

    Ответ:

    - Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

    о ря́ – мо́ ре, ре ка́ – ре́ чка и т.д) .

    Чтобы проверить две безударные гласные в корне слова, надо подобрать два проверочных слова (однокоренное или изменить слово) так, чтобы на эти гласные падало ударение. (зе ле не́ли – зе́ лень, зелё ный)

    Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.(пе на́л, го ри зо́нт)



    Билет № 5

    Правописание согласных по глухости-звонкости в корне слова

    Ответ:

    Чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова надо подобрать родственное слово, так, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или звонкий согласные(л,р,м,н) . (мороз - морозы, морозн ый, уз ко – узе нький)

    Билет № 6

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    Ответ:

    1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова): трост ник - трост очка, трост ь, вест ник - весто чка, вест ь.

    2. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить: чув ствовать.

    Билет № 7

    Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

    Ответ:

    Разделительный ъ (твердый знак) пишется после приставок оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я . (подъ е зд, разъ я снил)

    Разделительный ь (мягкий знак) пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и (кресть я нин, вь ю га, соловь и )

    Билет № 8

    Правила переноса

    Ответ:

    1. Слова переносят с одной строки на другую по слогам: оси-на, осен-ний, чай-ник, маль-чик.

    2. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку: я/ма, аро|мат .

    3. От предшествующих букв не отрывают буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, рель-сы, подъ-ём.

    4. Если в слове двойные согласные (две одинаковые буквы), то одна переносится, а вторая остается на строке: ван-на, осен-ний, рас-сказ.

    Билет № 9

    Имя существительное. Начальная форма.

    Морфологические признаки.

    Ответ:

    Имя существительное кто? что? и обозначает предметы, людей, животных, явления природы и др.

    Начальная форма – И.п., ед.ч. (отв. на вопрос кто? или что?).

    Морфологические признаки:

    1) Постоянные:

    · собственное (обозначает ФИО людей, клички животных, названия

    литературных произведений, газет и журналов,

    географические названия)

    или нарицательное,

    · одушевлённое (обозначает только людей и животных, отв.на вопрос кто?)

    или неодушевлённое (отв.на вопрос что?)

    · род (м.р.- он, мой; ж.р.- она, моя; ср.р.- оно, моё),

    · склонение (1,2 или 3).

    2) Непостоянные:

    · число (ед.ч. или мн.ч.) (Есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч., например: молоко, сметана, рожь ,

    а также сущ., которые употребляются только в форме мн.ч.,

    например: каникулы, ворота, ножницы .

    У сущ., которые употребляются только в форме мн.ч., не определяется род и склонение.)

    Билет № 10

    Что такое склонение. Падежи имён существительных.

    Как определить падеж имени существительного.

    Ответ:

    Склонение – это изменение имён существительных по падежам с помощью вопросов.

    В русском языке 6 падежей:

    Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

    1. Найти слово, от которого зависит это существительное.

    2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.

    3. По вопросу и предлогу определить падеж.

    Билет № 11

    Имя прилагательное. Начальная форма.

    Морфологические признаки

    Ответ:

    Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета .

    Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).

    Морфологические признаки:

    · род (только в единственном числе)

    Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.

    Билет № 12

    Глагол. Начальная форма.

    Морфологические признаки.

    Ответ:

    Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета .

    Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.

    Морфологические признаки:

    1) Постоянные:

    · спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени

    2) Непостоянные:

    · время (прошедшее, настоящее или будущее)

    · число (ед.ч. или мн.ч.)

    · лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени

    · род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе

    Билет № 13

    Местоимение. Начальная форма.

    Морфологические признаки.

    Ответ:

    Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, но не называет его.

    Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица - на вопросы кто? или что?

    Личные местоимения употребляются вместо имён существительных.

    Начальная форма личного местоимения – это именительный падеж .

    Морфологические признаки:

    1) Постоянные:

    · лицо (1 лицо– я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они)

    · число (ед.ч. или мн.ч.)

    · род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе

    2) Непостоянные:

    При изменении личного местоимения по падежам меняется не только его окончание, но и само слово.

    Билет № 14

    Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.

    Ответ:

    Предложение - это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль.

    Предложение по цели высказывания бывает:

    Повествовательным , в котором о чем- либо сообщают (повествуют);

    На улице идет дождь.

    вопросительным , в котором о чем то спрашивают;

    Ты рано вернешься домой?

    побудительным , в котором советуют что-либо сделать, приказывают, побуждают к действию.

    Принеси мне тетрадь.

    По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!

    В конце повествовательного и побудительного предложения чаще всего ставится точка, в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

    По наличию второстепенных членов предложения делятся на

    .
    Цели. 1. Ознакомить учащихся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов.

    2. Развивать умения выделять в слове

    приставку и суффикс.

    3. Формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок и

    суффиксов.

    4. Развивать умения разбирать слова по составу.

    5. Развивать орфографическую зоркость.

    6. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.


    Оборудование: учебник русского языка 3 кл. Т.Г.Рамзаевой, таблица образования новых слов с помощью приставок и суффиксов

    « Чудо – дерево », таблица « Состав слова », карточки « приставки и суффиксы».


    ХОД УРОКА
    1.Организация класса.
    2. Проверка домашнего задания.
    - Начнем с проверки домашнего задания. Открываем учебник и тетрадь.

    Цель.- Я проверяю, правильно ли вы определили названия грибов по их признаку.

    Читаем первый признак. Какой это гриб?

    С какой орфограммой встретились? (парная согласная)

    Читаем второй признак. Какой гриб?

    Какая орфограмма встречается в этом слове?
    Третий и четвертый признак проверяются аналогично.
    - Какое еще было задание? (к словам рыжик и подберезовик подобрать однокоренные слова)

    Какие слова называются однокоренными?

    Какие однокоренные слова подобрали?

    А я подобрала слово подберезовики. Правильно ли я выполнила задание?


    ИТОГ: - Какие слова называются однокоренными?

    Как по-другому их можно назвать?

    С домашним заданием справились.
    3. Повторение изученного материала.
    - Какую большую тему мы начали изучать? (Состав слова).

    Цель: - Сегодня на уроке мы продолжим изучать состав слова и узнаем, из каких еще частей может состоять слово. На уроке у нас будет помощник. Кто это? (Ежик, у которого иголки- корень слова, носик- приставка, хвостик- суффикс)


    Начнем с работы в тетради.


    А) Минутка каллиграфии.

    Сегодня берем на контроль соединение еж

    Напишем это соединение один раз.

    Сравним с образцом. У вас также? Напишите соединение еще три раза.

    Открываем учебник с.58 упр. 146.

    Читаем задание. От какого слова будем образовывать новые слова? При помощи чего? Какой корень в этих словах ?

    Какие слова получились?

    Уходить, доходить, подходить, входить, отходить.

    - Запишем эти слова в тетрадь. Какие части слова будем выделять? (Корень, приставку).

    К какому еще слову нужно образовать одно

    коренные слова. (К слову летать)

    Какой корень будет в этих словах? (лет-)

    Образуйте к слову летать однокоренные слова с помощью тех же приставок. Запиши-

    те эти слова в тетрадь.

    Проверяем. Что выделяем?

    Что мы сейчас делали? (Образовывали слова с помощью приставок.)

    Сделайте ВЫВОД: что такое приставка?

    (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)


    В) Знакомство с суффиксом.

    Давайте вернемся в наш словесный сад. Посмотрите, не только перед корнем

    появляется новая часть, а где еще, (После корня)

    Для чего она понадобилась?

    На ежике снимаю табличку « суффикс»

    После корня он стоит

    Перед окончанием

    Его я, если заменю,

    Другое слово получу.

    Обозначу уголком.

    Это суффикс.

    Сделаем ВЫВОД: что такое суффикс?

    (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
    Г) Первичное закрепление.
    - Сейчас мы потренируемся образовывать новые слова при помощи суффиксов. Упр. 147 с. 58 – читаем задание.

    Какие слова у нас получаются?

    Запишите в тетрадь только те слова, которые вы образовали с помощью суффикса . Выделите в словах корень и суффикс.

    Сравните слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внес суффикс в смысл слов? (Оттенок уменьшения)

    Городок – это маленький город, а как мы скажем об огромном городе? (городище)

    А о большом дубе? (дубище). О сильном ветре?

    Какой суффикс появляется в этих словах?


    - Какой оттенок внес этот суффикс в смысл слов? (увеличение)

    Мы уже говорили, что каждая морфема в слове имеет смысл. В этом мы еще раз убедились на примере суффиксов.

    ИТОГ: - С помощью чего могут образовываться новые слова?

    Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих словах?

    ПОСАДКА

    ПЕРЕСАДКА

    (Они образованы с помощью приставки и суффикса)

    Сделаем полный вывод.
    5. Закрепление нового материала.

    Упр. 150 с. 59 – читаем задание.

    Цель: - Закрепим тему сегодняшнего урока. С помощью приставок и суффиксов

    образуем от данных слов новые слова. Запишите их самостоятельно.

    Проверяем.
    6. Итог урока.
    - Подведем итог нашего урока. Что мы делали сегодня на уроке? (Познакомились с

    новыми частями слова)

    Что это за части слова ? (приставка и суффикс)

    Какие это части слова? (словообразующие)

    Для чего они служат? (для образования новых слов)

    Всем спасибо. Урок окончен.


    7. Домашнее задание.

    Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

    Состав слова.

    Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

    Основа и окончание.

    В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

    Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

    Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

    Примечания.

    1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
    2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

    При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

    Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
    Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
    В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

    Корень слова.

    Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

    Примечания.

    1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
    2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
    3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
    4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
      - де - - надеть, переодеть;
      - ня - - занять, нанять, отнять;
      - пт - - птенец, пташка, птица;
      - сяг - - присяга, досягать, посягать;
      - у - - разуть, обуть;
      - ул - - улица, переулок;
      - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
    В слове может быть один корень или два корня.

    Суффикс.

    Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

    Примечание.

    Суффиксы могут служить для образования форм слов.

    Приставка.

    Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
    В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

    Примечания.

    1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
    2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
    3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

    Способы образования слов.

    Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
    Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

    Приставочный способ.

    При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

    Суффиксальный способ.

    Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
    Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
    Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

    Приставочно-суффиксальный способ.

    Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
    Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

    Бессуффиксный способ.

    Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

    Сложение как способ образования слов.

    Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
    Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

    Примечания.

    1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
    2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
    Сложные слова образуются:
    1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
    2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
    3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
    4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
    5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

    Сложение сокращенных основ.

    Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

    Сложносокращенные слова образуются:

    1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
    2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
    3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
    4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
    Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

    Переход слов одной части речи в другую.

    Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).