Болезни Военный билет Призыв

Сложились отношения с начальником. Как улучшить отношения с начальником

16 октября отмечают День шефа. В этот день нужно вспомнить, что руководитель - это тоже профессия и работа без отдыха. Большинство сотрудников не могут найти общий язык с руководством, поэтому мы расскажем о том, как наладить контакт с шефом.

День шефа отмечают с 1962 года. Сначала идея этого события заключалась лишь в том, чтобы работники не забывали поздравлять свое руководство и благодарить его за честность и хорошее отношение к сотрудникам. Праздник прижился во многих странах, однако со временем его суть немного изменилась. В современном мире принято считать, что начальник - это даже не профессия, а власть над другими людьми, но ведь руководитель - это самая ответственная должность на любом предприятии. Большинству работников может казаться, что их шеф - настоящий тиран, к которому невозможно найти подход. Многие сотрудники панически боятся своих боссов, а ведь они, по сути, такие же люди, как и все остальные. Они работают без отдыха, отвечают за каждый поступок, каждое произнесенное слово и за благополучие тех, кто работает в компании. Сегодня мы говорим о том, как найти общий язык с руководством, и если не подружиться с ним, то хотя бы наладить нормальный контакт и понять, что руководящая должность - самая ответственная профессия.

Как разговаривать с начальником? Одинаковых боссов не существует. Есть разные типы руководителей, к каждому из которых потребуется индивидуальный подход. Если ваш шеф довольно злопамятный человек, он при каждом удобном случае будет напоминать вам о том, что вы когда-то позволили неосторожность сказать, что он был неправ в отношении вас и вашем профессионализме. С таким типом нужно вести себя сдержанно. Злопамятный начальник редко хвалит подчиненных, однако у него есть преимущества перед другими типами - он отличается демократичностью в руководстве. Если вы хотите войти к нему в доверие, покажите, насколько вы заинтересованы в продвижении компании, проявите свои лучшие качества. Доказывать таким людям что-то бесполезно, они оценивают только реальные поступки, показывающие профессионализм работника.

Существует еще один тип начальника - педант. Он очень придирчиво относится ко всему тому, что отклоняется от установленных норм. Ему нравится порядок в офисе: отчеты точно в срок, явка на работу без опозданий. С таким типом все понятно - от работника требуется лишь соблюдать установленные правила, и никаких проблем с руководством не будет. Педанты обращают внимание на каждую мелочь, поэтому ценных работников выделят всегда.

Некоторые начальники просто любят показуху - им не столько важен результат работы подчиненных, сколько порядок на рабочих местах. Кроме того, такие боссы не любят, если в офисе оказываются работники «умнее» их самих. С таким типом начальства сложнее всего. Вы должны занять нейтральную позицию и просто хорошо выполнять свое дело, но не задаваться. Внимательно присмотритесь к шефу: наверняка вы сможете разглядеть в нем и положительные черты характера, однако дружбу завязывать с человеком, которые ставит свои интересы превыше всего, не следует. Соблюдайте дистанцию.

Отстаивайте свои права. Психологи советуют еще при трудоустройстве обозначить самые важные для работника пункты. Начальство очень любит садиться «на голову» тем сотрудникам, которые отличаются безынициативностью и слабохарактерностью. Заранее поговорите с шефом о том, как трудятся его сотрудники. Вы не обязаны выходить на работу в выходные дни или отказываться от отпуска из-за большой загруженности. Именно такие проблемы становятся камнем преткновения в общении с начальством. Обозначив все эти моменты сразу, вы облегчите свою работу и сможете договориться с руководством.

Изучите стиль поведения шефа. Это необходимо в том случае, если вы собираетесь долго работать в компании и найти общий язык с руководством. Узнав, что за человек ваш босс, вам будет проще завязать контакты. Если руководитель ценит идейность и целеустремленность, проявляйте инициативу, предлагайте новые проекты для развития компании. Если ваш шеф - организованная личность, строго следуйте всем правилам и старайтесь походить на него: не опаздывать, не тратить рабочее время на дела, которые к работе никак не относятся.

Никогда не цитируйте начальнику трудовой кодекс. Они этого не любят и прекрасно без вас знают, что там написано, и что вам положено. Права есть у каждого работника, однако, в зависимости от ситуации, вы должны действовать правильно. Допустим, на работе аврал. То, что вы должны трудиться не больше восьми часов, босс, естественно, знает, но если ситуация критическая, иногда не помешает уступить руководству. Вас попросил начальник задержаться? Согласитесь, но при этом очень тактично намекайте на то, что в другой раз, если вам понадобится, шеф должен будет отпустить вас пораньше. Заметьте, таким способом вы не только выручите начальство, но и дадите шефу понять, что и вы вправе рассчитывать на «льготы».

Интересуйтесь проблемами руководства. Не думайте, что у начальства проблем не бывает. Они тоже люди, и у них есть личная жизнь, на которую иногда не остается времени. Если начальник пребывает в плохом расположении духа, возможно, у него появились серьезные проблемы, не связанные с работой. Без напора, очень спокойно и ненавязчиво постарайтесь вывести начальника на контакт. Даже если он не захочет делиться с вами проблемами, постарайтесь быть вежливым, посочувствовать и приободрить. Проявляя интерес к нему не только как к руководителю, но и как к человеку, вы заслужите его уважение и доверие.

Не ленитесь. Начальство не любит лентяев и безынициативных работников. Вы никогда не наладите контакт с руководством, если будете относиться к своим обязанностям спустя рукава. Ждать похвалу или поощрение от босса глупо, если вы выполняете свою работу на «двойку». Можете не сомневаться, что начальник всегда наблюдает за персоналом даже в том случае, если в его офисе трудится не один десяток человек. Сдавайте вовремя отчеты, не опаздывайте, занимайтесь только делами по работе, а не личными проблемами. Только трудом, профессионализмом и ответственностью можно заслужить хорошее отношение руководства.

Взаимоотношения руководителя с подчиненными складываются по-разному. На ситуацию влияет масса факторов – от численного состава коллектива и вида деятельности компании, образования сотрудников до психотипа начальника и его гендерной принадлежности. Руководители-мужчины и руководители-женщины ведут себя совершенно по-разному.

Так, стремлением выстроить дружескую модель поведения «грешат» именно женщины , особенно, если дистанция между ними и подчиненными не слишком велика. Более фривольные отношения между боссом и нижестоящим звеном складываются в творческой среде (дизайнеры, журналисты, художники).

Шеф – друг

Руководитель выстраивает дружеские отношения. В этой ситуации руководитель знает, что происходит в семьях подчиненных, не путает имена детей и запросто отпускает сотрудника, если ему нужно отвезти на прием к стоматологу тещу или домашнего питомца – к ветеринару.

К чему это приводит? С одной стороны, в коллективе царит теплая атмосфера. Подчиненные благодарны за такое отношение и в нужный момент не против «отплатить» начальству той же «монетой». Они готовы максимально продуктивно работать (иногда – без обеда или задерживаясь до позднего вечера), буквально «свернуть горы» ради своего любимого начальника. С другой стороны, подчиненные обязательно начинают злоупотреблять дружелюбностью босса, и воспринимают происходящее как должное. Они запросто спросят, почему премия меньше обычного размера, обидятся на замечание или даже позволят бестактность в обсуждении личной жизни начальника.

Чтобы этого не случилось, придется периодически обозначать границы субординации. Как? Допустим, начальник обращается к подчиненным по имени. Но как только он называет сотрудника по полному имени, имени и отчеству или переходит на «вы» – это сигнал: сейчас он только босс и требует беспрекословного подчинения.

Босс эмоционально туп

Руководитель абсолютно не принимает во внимание эмоции своих сотрудников. Обычно так поступает излишне авторитарный босс или «сухой» педант. Его не интересуют душевные переживания сотрудника, состояние здоровья и прочие «мелочи». Во главу угла ставится конечный результат, а о качестве работы он судит по конкретным цифрам. Такой руководитель совершенно не вникает в домашние проблемы сотрудника, он не обратит никакого внимания на заплаканные глаза или, наоборот, будет слишком критичен к внешнему виду подчиненного.

К чему это приводит? В стрессовом состоянии подчиненный может не справиться с привычной работой и подвести весь отдел. С таким руководителем сложно работать людям, для которых важна эмоциональная составляющая, и хороший специалист может уйти к конкурентам , где начальник более «человечный».

Как найти «золотую середину»?

Идеальный руководитель умеет выстраивать компромиссные отношения. Он не бесчувственный сухарь, готов вникать в проблемы сотрудников, но всегда остается боссом – мудрым, спокойным, тактичным, а его поручения воспринимаются с должным уважением и прилежно выполняются.

При таком подходе коллектив демонстрирует отменные показатели, но каждый чувствует себя личностью, с которой считаются. Мотивация может быть как «пряником» (денежная премия, устное поощрение, повышение по службе), так и «кнутом»:

  • уменьшение размера материального вознаграждения;
  • перенос отпуска с летнего на зимнее время;
  • отказ в согласовании конкретных дат отпуска;
  • выговор;
  • исключение из интересных проектов;
  • перевод на другую должность.

Нужно ли мотивировать подчиненных и какой способ воздействия работает лучше всего?

Считается, что эффективней всего действует метод «кнута и пряника». В идеале положительные способы мотивации применяются гораздо чаще, чем штрафы. Причем, поощрение может быть не только материальным. Для сотрудника очень важно понимать, что его ценят, его мнением как специалиста дорожат. Похвала, искренние слова признательности, особенно сказанные при других сотрудниках, способны творить чудеса. При этом важно не выделять кого-то из коллектива, предоставляя ему больше прав и возможностей. Пример положительной мотивации – поздравление с важной датой, предоставление отпуска в летнее время.

Абсолютное «табу» для хорошего руководителя – повышение голоса, применение нецензурной лексики, мстительность. Ни в коем случае в коллективе не должно быть «нашептываний» и стукачества, хотя некоторые боссы приветствуют подобное положение вещей и всячески поощряют «осведомителей».

Новички требуют особого подхода

Повышенное внимание со стороны руководителя к вновь прибывшему работнику – явление абсолютно нормальное. Его нужно представить коллективу, ознакомить с должностными обязанностями и тонкостями технологического процесса или секретами общения клиентами. Особенно сложно выстраивать отношения, если новый сотрудник устроился «по блату» – это старый знакомый (родственник) непосредственного начальника или вышестоящего руководителя. В этом случае важно не демонстрировать степень родства или знакомства и придерживаться делового этикета.

Чтобы не вызывать ревность со стороны другого персонала, следует стараться максимально вовлекать новичка в трудовой процесс, начиная с посильных заданий, а затем переходя к более ответственным поручениям.

Хорошее решение – разъяснить человеку, к кому и с какими вопросами он может обращаться, прикрепить к новичку опытного наставника, который возьмет на себя обязанности по обучению.

Наиболее простой способ помочь вновь прибывшему влиться в коллектив – общение в неформальной обстановке (корпоратив или тимбилдинг, спортивные соревнования, поездка на природу или образовательная экскурсия). Все вышеперечисленные средства хороши для выстраивания отношений руководителя и с остальными подчиненными.

Со временем в каждом коллективе складывается особенная атмосфера , рождаются свои традиции. Задача руководителя – не только создать комфортные условия для каждого отдельного сотрудника, но и организовать эффективную командную работу .

» Плохие боссы-2

Общение с «трудным» руководителем
(Методы противостояния начальникам-самодурам)

Знание разных типов «трудных» руководителей, умение определить их и обращаться с ними может помочь вам построить более здоровые и продуктивные отношения со своими непосредственными шефами. Ниже описываются разновидности «трудных боссов», а также некоторые рекомендации по правильному построению стратегии поведения их подчиненных.

Прежде всего, «трудные» руководители имеют несколько общих характерных черт. Во-первых: даже если у вас персонально не сложились отношения с начальником, это еще не означает, что ваш босс из категории «трудных». Возможно, вы просто не сошлись характерами. В том, что «шеф - мудак» должны быть свято убеждены не только вы, но и большинство подчиненных ему сотрудников. Во-вторых: такие боссы очень постоянны в своем «трудном» поведении. Они имеют жестко фиксированный стиль — это их оригинальный «набор закидонов», уникальные отличительная черты, которые они используют, чтобы контролировать других. Такие шефы буквально зациклены на своем стиле поведения. Поэтому их подчиненные заранее знают, что они собираются сделать - еще до того, как они это сделают. В-третьих: общение с такими руководителями отнимает много сил и нервов у их сотрудников. В-четвертых: энергия, затрачиваемая служащими при контакте с ними, обычно не соответствует важности проблемы, которая рассматривается. И, наконец, любой из этих боссов может быть как мужчиной, так и женщиной.

Типы «трудных» руководителей .

1. «Мафиози» («бык») - классический персонаж анекдотов и бандитских телесериалов. На вид похож на боксера, борца или уголовника. Бритая голова или короткая стрижка, «бычья шея», «златая цепь на дубе том...» Образованием не замучен - ПТУ или техникум. Любит простые виды бизнеса, не требующие большого количества мозговых извилин (рынок, автозаправка, автосервис, автостоянка). Специфическая примитивная речь с большим количеством слов, не переводимых на иностранные языки. Много выпивает (дорогой коньяк, виски, водка), курит, иногда употребляет наркотики. Ездит на «джипе», живет в особняке или коттедже, любит азартные игры. Любит «расслабляться» на отдыхе за границей или «с девочками» в дорогом ночном клубе. Любит громко говорить по сотовому телефону на пляже: «Ну, у меня там все схвачено, имею три фирмы, посадил молодых парней с дипломами директорами, налоговая куплена...». Обычно необязательный в переговорах и деловых контактах, обманывает, когда уверен в «крыше». В работе с персоналом царит полный «беспредел» и низкая оплата труда. Разделяет людей на тех, кто сильнее и слабее его. Побаивается первых и презирает вторых. Пренебрежение ко всем, кто слабее его, кто соглашается с ним и уступает ему - характерная черта такой личности. Часто испытывает желание публично унижать, подавлять своих подчиненных. Ощущает тем большую злобу и стремление унизить, чем более беспомощной и слабой выглядит жертва.

2. «Новый русский» - в последние годы он сильно потеснил предыдущий тип начальников. Чаще всего молодой, около 30 лет, образованный, очень богатый. Происхождение состояния не афишируется, чаще всего финансовые махинации с банком или использование бюджетных средств. Высшее образование - экономическое, юридическое, иногда техническое. Глубокими душевными терзаниями не страдает. Никаких проблем с общественной моралью или корпоративной этикой. Готов «шагать по трупам» не задумываясь. Глубоко презирает всех, кто стоит ниже его на социальной лестнице, но внешне соблюдает рамки приличия. Интроверт (закрытая личность), в общении с подчиненными обычно не проявляет эмоций. Смотрит в разговоре в сторону или сквозь человека. Если тема или собеседники ему не интересны, то готов через 3-5 минут завершить разговор («жесткий стиль»). Одет всегда хорошо, поддерживает великолепную физическую форму, алкоголь не употребляет или в малом количестве, интерес к женщинам (мужчинам) - умеренный. Предпочитает нанимать в организацию высококвалифицированный персонал (юрист, бухгалтер, менеджер). Оплачивает труд очень хорошо, но в случае «проколов» - выгоняет не задумываясь.

3. «Авторитет» - властный, сильный руководитель авторитарного стиля, не терпит возражений. Это образ «красного директора», традиционного советского руководителя: строгого, солидного, опытного, ответственного и знающего «реальную экономику страны». Его становление как руководителя было связанно с партийно-хозяйственной работой. Поэтому привык к чинопочитанию и иерархичности. Подчиненные, которые не хотят смотреть на него «снизу-вверх» вызывают агрессивную реакцию, поскольку ломают его представления о должном. Живет по пословице «начальник всегда прав». Может быстро уволить непокорного, даже своего ближайшего помощника. Вообще он неохотно подпускает к себе на близкое расстояние людей, не входящих в его ближнее окружение.

Внешне кажется человеком простоватым и даже мужиковатым, не склонным к рефлексии. Но это не всегда так. Выпивает много, любит хорошо поесть и общество женщин после работы. Обладает незаурядной волей и мощной энергетикой. Потребность во власти и контроле над людьми развита чрезвычайно сильно. Обращаться к нижестоящим на «ты» (старая привычка советских и партийных руководителей) От подчиненных ждет не столько одобрения и восхищения своей персоной, сколько беспрекословного выполнения приказов

В общении с подчиненными он жесток, но открыт и готов прислушаться к аргументам, высказанным в надлежащей форме. Быстро принимает решения, не всегда обоснованные и справедливые, «рубит с плеча». В современном бизнесе осваивается плохо - это исчезающий тип руководителя. Рано или поздно проигрывает в конкуренции «новым русским». С его уходом с предприятия заканчивается целая эпоха, и это всегда болезненно, но о нем вспоминают в коллективе как о хорошем «красном директоре».

4. «Наполеон» - обычно (но не всегда) маленького роста, невзрачная внешность, куча комплексов. Уровень интеллекта чаще всего средний («звезд с неба не хватает»). Стремиться к власти для залечивания своих психологических травм. С детства ощущал свою неполноценность: девушки не обращали внимания, ребята колотили, взрослые унижали, приходилось постоянно догонять «счастливчиков». Со временем стремление преодолеть свои недостатки приобрело характер гиперкомпенсации, побуждая его развиваться, совершенствовать себя. Брал усердием, старанием и трудолюбием («задницей»). Очень тщеславный, с трудом пробился в начальники. Больше всего на свете боится потерять должность и статус. Дисциплинирован, подтянут, организатор по натуре, интроверт. Поведение в коллективе - «из грязи - в князи». Любит себя и свои заслуги. Злопамятен до конца жизни, обидчив, шуток и критики не прощает, предпочитает лесть, обожает, когда хвалят его заслуги, кабинет, труды и достижения.

5. «Важная птица» или «надуватель щек» - достаточно распространенный тип руководителя среднего звена, недавно выбившегося в начальники. Любит разыгрывать из себя «птицу высокого полета». Напускает на себя загадочный вид, давая понять окружающим и подчиненным, что он многое знает и может, что у него есть «рука везде» (мэр, губернатор, сам президент). На самом деле этот руководитель попал в начальники исключительно по воле случая. Способности посредственные: интуитивный тип личности, низкий или средний уровень интеллекта, плохая память и аналитические способности, высокомерен. Ориентирован на личные и семейные потребности, никогда себя не забывает, однако по крупному не ворует, больших взяток не берет - боится навсегда лишиться должности. В трудовом коллективе предпочитает слабых подчиненных, конфликты, «наговоры» и лесть. Такого героя прекрасно сыграл Игорь Ильинский в фильме «Волга-Волга».

6. «Организатор» («Энтузиаст») . Постоянно в движении, чрезвычайно общителен (холерик), предпочитает быстро решать оперативные задачи в ущерб стратегическим, его отличает высокий уровень интеллекта. Чаще бывает круглолицый, лысоватый, полноватый. Внешний образ доброжелательного, живого, увлеченного собеседника, Может быстро организовать выполнение любого дела и мобилизовать трудовой коллектив на достижение цели. Однако способен довести подчиненных до тихого сумасшествия своими идиотскими начинаниями и «ценными» инициативами. Поэтому из «организатора» редко выходят первые руководители - чаще всего он добирается до главного инженера, заместителя по экономике или персоналу. Кабинет и рабочий стол вечно завалены бумагами, документами, газетами, секретарю не доверяет их разбирать, ориентируется благодаря отличной памяти и «хватке общественника».

7. «Хитрый лис» - внешне всегда улыбающийся, приятный человек. Получил хорошее образование, всесторонне развитая личность, обязательно имеет хобби (рисует, сочиняет стихи, нумизмат, музицирует), творческий тип личности, холерик или флегматик, ориентирован на окружающую действительность, быстро реагирует на изменение среды, обычно не имеет проблем с моралью, уходит от конфликтов. Имеет твердый авторитет важного человека у высшего руководителя, к нему приходят за советом. Из таких руководителей выходят главные специалисты (гл. бухгалтер, гл. юрисконсульт, гл. технолог, помощник по персоналу). В оперативной работе с ним важно документально фиксировать ход переговоров, визировать документы (он этого не любит), составлять протоколы совещаний и достигать согласия. Без этого он может отказаться от договоренности. В коллективе предпочитает тишину и мелкие конфликты, не любит авторитарность, но вынужден подчинятся вышестоящему начальнику.

8. «Серый кардинал» - очень сильная личность в коллективе, предпочитает находиться «в тени» и на вторых ролях при молодом или старом руководителе, обычно в возрасте за 50 лет и старше, перенес тяжелую болезнь, которая всегда в нем. Имеет блестящее образование, очень высокий интеллект, обладает отличной памятью и огромным производственным или кадровым опытом. Внешне аскетического вида, худой, мрачный, интроверт, из его лица ничего нельзя прочесть, вдовец или несчастлив в семейной жизни. Подарки и взятки не берет, решения сам не принимает, любит готовить решения и проводить их в жизнь через высшее руководство («Ваша идея»), хороший дипломат, причем соблюдает интересы предприятия или организации. Исторические образы: кардинал Ришелье и член Политбюро ЦК КПСС М. А. Суслов.

9. «Задира» громогласен, стоек, тверд, грозен, агрессивен, и о нем поговаривают, что он имеет влиятельных друзей в высоких инстанциях (часто «задира» делает это сам). «Задиры» имеют сильное желание контролировать других; для них жизнь - это непрекращающаяся борьба за власть.

«Задиры» боятся двух вещей: собственного несовершенства и любой формы близости. Когда вы имеете дело с руководителем этого типа, стойте прямо, смотрите и говорите открыто, называйте его по имени, чтобы привлечь его внимание, но не принимая «боевой стойки», и попытайтесь решить с ним интересующую вас проблему. Старайтесь контролировать собственный страх, так как страх только подстрекает («заводит») руководителя этого типа. Не показывайте своего волнения и дайте «задире» время излить гнев.

Когда наступательный порыв «задиры» начинает ослабевать, ваша очередь взять инициативу. Избегайте «любого столкновения». Будьте дружелюбны, но тверды. Улыбайтесь, если это кажется уместным, но не будьте напуганы. Сосредоточьтесь на проблеме и ваших нуждах. Если вы проявите уважение, а не страх, «задира» будет искать другую «жертву».

10. «Медведь» обычно дружелюбен, мил и доброжелателен. Однако такие руководители имеют два главных недостатка: любой ценой откладывают решения и обходятся утверждениями общего характера, избегая быть конкретными. Медлительные менеджеры фактически являются жертвами взыскательного, педантичного воспитания; они откладывают выполнение задач, чтобы избежать беды, «ходят вокруг да около», избегая быть откровенными и боясь задеть чьи-либо чувства.

Медлительные руководители боятся сделать ошибку, которая может обнаружить их профессиональную непригодность и промахи. Если ваш руководитель медлительный, попытайтесь обнаружить это в ситуации «скрытый барьер». Будьте уверены, дайте ему понять, что немудрено ошибиться, когда чему-то учишься. Спросите, что он имеет в виду, когда использует неопределенные или двусмысленные слова, и договоритесь о точных и реальных сроках выполнения работы. Будьте гибкими, но ориентируйтесь на факты. Используйте позитивные приемы и избегайте нажимов: медлительный руководитель и так достаточно неуверен. Попытайтесь решить проблемы с помощью расположенных в ряд альтернатив. Окажите руководителю поддержку после того, как он принял решение. Когда он принимает решение, увеличьте вашу бдительность; принимая от него поручения и распоряжения, не торопите события.

11. «Боец» (для женщин «амазонка»). «Боец» - это «ходячая бомба» с часовым механизмом. Его (или ее) гнев лежит не на поверхности. «Боец» взрывается неожиданно: много кричит, атакует и выплескивает свой сарказм. Ему нравится «стрелять» без разбора, быстро и часто. Когда его вспышка раздражения оканчивается, он обратно «вползает» в свое угрюмое молчание. Для «бойца» восстановление справедливости (реальной или воображаемой) является целью, отмщение - орудием.

«Боец» боится своего собственного гнева и проявления своих эмоций, а также неискренности в любой форме. Когда вы обращаетесь к руководителю такого типа, пытайтесь противостоять ему конструктивно. Вы даже можете сказать ему, как это трудно иметь дело с его «заводящимся с полуоборота» гневом. Попросите личной встречи с ним; не допускайте отклонений или срывов. Затем покажите ваши серьезные намерения, сосредоточившись на вопросе; попытайтесь направить его энергию в русло решения проблемы. Сделайте это вызовом для него: ведь ему нравятся вызовы.

12. «Льстец» постоянно улыбается, дружелюбен, угодлив, с чувством юмора. «Льстецы» говорят людям то, что те хотят слышать; попытка «припереть их к стенке» столь же безрезультатна, как и попытка собрать ртуть вилкой. «Льстецы» больше верят в форму и влияние, чем в сущность и компетентность. Необходимость в одобрении делает их специалистами по уловкам.

«Льстец» боится прямого разговора и прямого действия, что иногда приводит к порождению врагов. Он нуждается в одобрении - так дайте его ему, смейтесь над его шутками и наслаждайтесь его рассказами. Но не позволяйте ему брать нереальные обязательства. Поддерживайте его ответственность и требуйте фактов: фамилии, место действия, конкретная задача и подтверждение истинности. Дайте ему понять, что честность - это самая лучшая политика.

13. «Всезнайка» знает много, но его проблема в том, что он действует так, как будто знает все. Он (или она) очень нетерпелив, что проявляется в неспособности слушать. Если «всезнайка» сталкивается с отрицательными явлениями, он критикует то, чего сам не знает, обвиняет других, поскольку сам мало нуждается в подсказке и не любит работать в группах. «Всезнайка» думает, что его личный разум и знания - единственный способ оценки выполнения работы другими людьми.

«Всезнайка» боится не угодить другим, боится резкого падения собственных стандартов совершенства. Не воюйте со «всезнайкой», не обвиняйте его и избегайте конфронтации с ним; не пытайтесь быть «противоэкспертом» (возражать ему в том, в чем он считает себя знатоком). Наоборот, подводите его к решению проблемы. Спрашивайте у «всезнайки», слушайте его и выражайте ему признательность; затем установите обратную связь и предложите альтернативы.

14. «Лентяй» (разгильдяй). Личные привычки (склонности) «лентяя» могут раздражать и даже вызывать отвращение; беспорядок и хаос проявляются как в его (или ее) работе, так и в личной жизни. «Лентяи» не могут ориентироваться в порядке вещей и определять приоритеты задач; их одежда постоянно смята, испачкана или порвана. Они могут слишком много есть, курить, распространять запах алкоголя или оставлять половину обеда на собственных усах.

«Лентяй» не хочет признавать, что он должен нести ответственность за свои действия, проявляя ребячество и безалаберность. Если вы работаете с «лентяем», поддержите его, когда он случайно проявит аккуратность в своем поведении, и помогите ему достичь большего порядка в его личной и профессиональной жизни. Покажите на собственном примере, что если вы будете вести себя так же, как он, то дело остановится. Постарайтесь привить минимальные знания НОТ руководителя. «Лентяю» требуется трудолюбивый и четкий секретарь, который может закрыть проблемы.

15. «Ненормальный» («Озабоченный»). Такой руководитель проявляет аномальное (отклоняющееся от нормы) поведение. Ненормальность сказывается или в сексуальных домогательствах, или в частых прогулах, или в постоянной лжи. «Ненормальные» руководители пытаются отделаться от ответственности и надеяться, что люди будут «покрывать» их. Они слишком встревожены, малоэффективны, и трудно понять, эти возбуждение и неуемные прихоти являются причиной или следствием их собственных проблем. Его поведение быстро проявляется в служебных командировках, т.к. он чаще напивается, грубит, пристает к женщинам, скандалит.

«Ненормальный» руководитель боится ответственности и, возможно, даже при достижении успеха ведет себя неадекватно. Его аномальности желательно тщательно задокументировать, чтобы предоставить «надежное свидетельство» для одержания победы в случае, если он попытается лгать, чтобы защитить себя. Некоторым служащим следует иметь собственные досье по аномальным действиям руководителя; такие документы могут обеспечить убедительное доказательство своей правоты в случае конфронтации.

Технология обращения с «трудным» руководителем

Имея дело с «трудным» руководителем, вы можете выбрать несколько приемлемых вариантов. Наиболее эффективная стратегия определяется в зависимости от типа «трудного» руководителя, которого вы имеете, и ваших собственных специфических особенностей личности и искусства управления. Ниже приведены варианты поведения, из которых вы можете выбирать оптимальные.

Ничего не делайте. Просто продолжайте делать то, что вы делали все время. Конечно, это уже привело к существующему положению и не обещает ничего хорошего. Но если ваша боязнь попытать счастья больше, чем степень вашей неудовлетворенности, может быть, самое лучшее - позволить событиям развиваться своим чередом, ибо любой другой курс может просто «подлить масла в огонь».

Переоцените своего руководителя. Отдельные руководители в действительности не являются «трудными». Некоторые служащие думают, что они имеют «трудных» руководителей, в действительности у них просто различные представления об их ролях, целях или ценностях. А может оказаться, что дело в противоречии (несовместимости) индивидуальностей - таких, например, как экстраверт (человек, интересующийся только внешними предметами) и интроверт (человек, сосредоточенный на своих переживаниях); или проблема в противоречивых перспективах - таких, как детально-ориентированная и противоположная ей перспектива «всей картины». Значение этих различий зависит от того, как вы смотрите на них и как используете их; комбинация людей с перспективой видения «всей картины» и детальной перспективой может дать отличную команду, но может и вести к конфронтации. Пересмотрите, переоцените своего руководителя.

Усовершенствуйте свой стиль. Иногда самый лучший подход - забыть о стремлении изменить руководителя и усовершенствовать собственное поведение. Конечно, у вас должно быть желание измениться, в противном случае попытка будет неудачной. Если вы решили измениться, попытайтесь сделать только одно или два осознанных и важных изменения в вашем подходе к работе. Измените то, что непосредственно препятствует эффективности ваших отношений с боссом.

Поговорите с вашим руководителем. Прежде всего вам нужно оценить, насколько хорошей кандидатурой для диалога «один на один» является ваш руководитель. Некоторые руководители просто не практикуют этот вид межличностного общения, и в таком случае вам лучше отказаться от этой попытки. Способен ли ваш руководитель воспринимать критику? Является ли он (или она) заботливым человеком? Может ли он (или она) слушать? Если ваш руководитель является хорошим кандидатом для диалога, то попросите его о встрече, тщательно к ней подготовьтесь; задавайте имеющие смысл вопросы и понаблюдайте за его реакциями; при этом используйте обратную связь, выражая свое одобрение в тех случаях, когда сочтете необходимым. Помните, что большинство руководителей жаждут подлинной внимательной обратной связи, чтобы облегчить бремя, которое создает их трудное поведение. Если ваш «трудный» руководитель имеет своего «трудного» руководителя, тогда ваш босс может нуждаться в этой поддержке еще больше, чем вы сами. Дайте ему добрый пример.

«Поговорите анонимно» . Если вы боитесь сказать руководителю о том, что Вы думаете, прямо, можете попробовать довести до него свои мысли с помощью тактичного, внимательного, но все же честного письма. Сообщение об учреждении приза «трудный руководитель месяца», вывешенное на доске объявлений, может произвести некоторый эффект, но не пытайтесь применить этот подход в маленькой фирме! Иногда анонимное сообщение является единственной приемлемой возможностью привлечь внимание. Однако не попадитесь с поличным.

Выберите перевод (по службе). Если вам нравится ваша организация, но не нравится руководитель, получение перевода может быть для вас наилучшей альтернативой. Подберите тип руководителя, которого вы хотели бы иметь, и решите, какого типа работу вы хотели бы делать для него. Составьте список нескольких руководителей, с которыми вы хотели бы работать, и прямо или косвенно «забросьте удочку» наилучшему кандидату. Ваш нынешний менеджер должен знать о том, что вы предпринимаете, только в том случае, если вы уверены, что сможете успешно завершить попытку перевода.

Подойдите к вышестоящему руководителю. Эта стратегия рискованна, но она может быть эффективной. Помните, что существует большая вероятность того, что «большой босс» может встать на сторону вашего босса. Как известно, ворон ворону глаз не выклюет. Попытайтесь определить, насколько они близки, и берегитесь, если ваш руководитель принадлежит к его (или ее) клану. Если Вы действительно выбрали этот подход, непременно приготовьте твердые доводы. Будьте объективны и полезны, но не «продавайте» своего руководителя.

Сумейте совладать с «трудным» руководителем . Если ни одна из перечисленных стратегий Вас не привлекает, может быть только один выход - Вы должны суметь «укротить» своего руководителя! Если вы пойдете навстречу некоторым его (ее) нуждам, он (или она) обычно будет стараться не потерять вас. Но что бы вы ни делали, не приносите в жертву собственные ценности - это не стоит потери вашего уважения к себе. Посмотрите на людей, которые ладят с этим руководителем, и научитесь тому, как они это делают. Например, они берут на себя обязанности, с которыми руководитель не любит иметь дело, или не требуют его санкции, когда она не обязательна, или молчат, когда руководитель негодует.

Смените организацию. Перемена обстановки часто может творить чудеса. Но нет никакой гарантии, что руководитель в другой организации будет лучше, чем ваш нынешний. Однако, если вы в маленькой организации связаны с плохим для вас руководителем, возможно, уже пора оглядеться и подумать о смене места работы. Очень тщательно оцените подобранную вами новую организацию и нового руководителя прежде, чем оставите нынешнее место работы.

В разделе использованы материалы книги Г.В. Щекина «Как эффективно управлять людьми. Психология кадрового менеджмента» - Киев.: 1996. - С. 334-346.

В разделе использованы материалы книги А.П. Егоршина «Управление персоналом». - Новгород, 2001. - С. 400-410.

В продолжение темы:

Хотите произвести хорошее впечатление на нового начальника или улучшить ваши отношения с вашим нынешним боссом? Попробуйте добавить некоторые из этих сильнодействующих фраз в ваше общение. Вы легко можете улучшить ваше положение и взаимоотношения с руководителем без всякого лукавства, подхалимства и угодничества.

1. Как я могу помочь?

Это, вероятно, то, что любой руководитель хочет услышать больше всего. (Обратный эффект возымеет фраза: «Это не моя работа».) Это характеризует вас как командного игрока и говорит о том, что вы готовы энергично браться за то, что выходит за рамки ваших основных должностных обязанностей.

2. Не проблема.

Когда ваш руководитель просит вас что-то сделать, выражайте к этому положительное отношение. Уверьте вашего босса в том, что вы справитесь с задачей и без его участия и детального контроля.

3. Я бы хотел узнать больше.

Показать вашему начальнику то, что вас интересуют вещи, которые выходят за пределы вашей области знаний, - отличный способ продемонстрировать ваше желание активно развиваться в компании и продвигаться по карьерной лестнице. Это характеризует вас как человека амбициозного, понимающего свои слабые стороны и готового над ними работать.

4. Как я могу улучшить свою работу в будущем?

Это особенно полезно при оценке эффективности вашей работы, но вы можете задать этот вопрос в любое время. Это показывает, что вы готовы слушать и воспринимать конструктивную критику. И если вы примите ее близко к сердцу и внесете необходимые изменения, будет даже лучше.

5. Я возьму на себя решение этого вопроса.

Добровольное проявление инициативы и демонстрация лидерских качеств - то, что руководители ожидают увидеть в ценных сотрудниках.

6. Я люблю свою работу.

Эту фразу не часто услышишь от сотрудников! Даже если вам нравится далеко не все в вашей работе, вы, вероятно, могли бы выделить несколько вещей, о которых можно сказать вашему боссу. Кто не любит восторженных работников?

7. Вот как мы можем решить эту проблему.

Решение проблем - крайне эффективный способ возвысить себя в глазах руководства. Если вы пришли к своему начальнику и сказали: «Вот проблема. Мы можем сделать А, Б или В, чтобы ее решить, и я думаю, что мы должны сделать В, потому что…» - таким образом вы проявляете инициативу и творческое мышление. Даже если у вас с вашим начальником разные взгляды на решение этой проблемы, он будет впечатлен тем, что вы подумали над тем, как с ней разобраться, а не просто пришли доложить о ее существовании.

8. Нет.

Это на самом деле хорошая мысль - установить четкие границы в отношениях с вашим начальником и говорить «нет» время от времени. При этом будьте максимально вежливы. Хороший начальник будет уважать вас за то, что вы умеете устанавливать и поддерживать эти четкие границы.

9. Я видел, что это необходимо было сделать, поэтому я сделал это.

Я думаю, что эта фраза звучит как музыка для каждого из нас! Начальники обожают людей, которые решают вопросы самостоятельно и не нуждаются в постоянном контроле и в мелочной опеке. Кроме того, если это формально не «ваша работа», но это нужно сделать - что угодно, от замены картриджа для принтера до канцелярской работы, - вы сразу заработаете дополнительные очки.

10. Есть идея…

Хороший руководитель всегда приветствует новые идеи. Главное - преподнести их в нужное время и в нужном месте. Служебное совещание, на котором проводится «мозговая атака» и каждый предлагает новые идеи? Прекрасное время. Встреча с клиентом, где вы представляете пакет предложений? Может быть, не самое лучшее время.

11. Я хотел бы поговорить с вами, прежде чем планировать свой отпуск.

Почти каждый босс ненавидит, когда ему говорят, что уже купили билеты на острова в Карибском море, не обсудив в первую очередь с ним возможность отпуска в данное время. Поэтому, прежде чем покупать билеты, поставьте вашего руководителя в известность, когда вы хотите уехать, как вы планируете перераспределить вашу нагрузку на время вашего отсутствия.

12. Позвольте мне вам показать.

При описании сложной ситуации или проблемы хорошо бы иметь некие визуальные инструменты для упрощения понимания. Это особенно помогает в случае с большим количеством исходных данных.

13. Все будет сделано к…

Конкретность относительно сроков выполнения работ ваш босс определенно оценит. Способность устанавливать сроки и четко придерживаться их весьма полезна для менеджера, старающегося управлять ожиданиями своего начальника и других членов команды. Конечно, не забудьте сдержать свое обещание, в противном случае оно ничего не стоит!

14. Я правильно понял, вы говорите, что…

Это метод активного слушания, когда вы повторяете, что вы поняли из того, что сказал ваш начальник. На первый взгляд вам может показаться, что это немного глупо, но таким образом вы показываете, что внимательно слушали вашего босса и на самом деле поняли, что от вас требуется. Начальники любят, когда сказанное ими воспринимается так, как надо.

15. Это было моей ошибкой, но в следующий раз…

Менеджеры очень ценят сотрудников, которые не только признают свои ошибки, но и понимают, что нужно сделать, чтобы избежать подобной ситуации в будущем.

16. Я мог бы воспользоваться вашими наставлениями.

Менеджеры, как правило, рады возможности выступить в качестве экспертов, и большинство из них будут рады высказать свое мнение и дать вам дельный совет, что нужно сделать для роста и продвижения в компании и в карьере в целом. Даже если вы просто попросите помощи или совета - ваш босс будет чувствовать, что его ценят.

17. Я согласен.

Каждому нравится, когда кто-то другой разделят их точку зрения и признает значимость их идей - и ваш босс не исключение. Не стоит пускаться в крайности, чтобы не превратиться в кивалу-подпевалу. Но когда вы действительно сходитесь во взглядах по тому или иному вопросу со своим начальником или поддерживаете какую-то его идею - скажите ему об этом.

18. Я понял вашу мысль. Сам я подумал о том, что это можно сделать следующим образом…

Даже если вы не согласны со своим начальником, проявляйте к нему должное уважение; не стоит выставлять его дураком и говорить, что он ошибается (особенно в присутствии других людей), при этом не бойтесь доносить свои мысли и идеи. Любой человек примет во внимание разные точки зрения, если они высказаны спокойно и вежливо.

19. Как у вас дела?

Не забывайте: ваш босс такой же человек, как и любой другой! И у него тоже бывают удачные и тяжелые дни. При необходимости попробуйте проявить неподдельный интерес к тому, как идут у него дела, или расспросить о вещах, помимо работы, которые его интересуют, - дети, хобби, спортивные команды. Установите личную связь.

20. Спасибо.

Хороший босс всегда благодарит своих сотрудников за хорошо сделанную работу, но кто говорит спасибо самому начальнику? Если вам помогли решить проблему, дали хороший совет или ценные замечания, скажите спасибо! Ваш начальник будет очень рад.

Смена начальства, даже если с предыдущим отношения складывались не очень, - всегда стресс. Будет ли он энергичным реформатором или станет спокойно продолжать стратегию предшественника, все равно перемены неизбежны. А перемены - это беспокойство и напряжение. В такой ситуации человек, даже если он суперпрофессионал, часто воспроизводит биологические механизмы самозащиты. Их всего три. Первый (самый популярный) - прикинуться частью окружающей среды, привлекать как можно меньше внимания. Второй (довольно редкий) - напротив, дать "предупредительный залп", продемонстрировать клыки и когти. Третий (редкий, но яркий) - всячески демонстрировать свою лояльность, приносить спелые бананы или красивые ракушки, чтобы заслужить благосклонность доминантного самца (самки)...

Ничего обидного в таких ассоциациях нет - Homo sapiens не может оторваться от своей природы, сколько бы ни старался. Но биологические стратегии в этой ситуации - не самые успешные. А как же вести себя, чтобы выстроить максимально конструктивные и полезные отношения с новым начальством?

Для начала надо понять, чего хочет добиться новый начальник, каковы его цели, - считает консультант по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Вера Анисцына. - А также какова его стратегия: есть желание сменить персонал и привести "своих" людей или работать с прежним. И в любом случае работать с полной отдачей, причем важен не только результат, но и визуальные эффекты - аккуратно подшитые дела, чистый стол, грамотное ведение баз данных и т.п. Не стоит слишком "скромничать", принижать свои достижения, это произведет скорее негативное впечатление, убедив начальника в мысли, что вы не особо ценный сотрудник.

Не стоит собирать все слухи о новом начальнике, они часто бывают недостоверными и субъективными. Когда начальник захочет познакомиться с вами, он сам расскажет о своих планах

Проявите профессионализм и компетентность, - советует президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. - Если новый руководитель сразу почувствует в вас хорошего специалиста, он прислушается к вашему мнению. Но не следует пытаться выиграть за счет собственных коллег: никогда не критикуйте их, пытаясь повысить свой авторитет.

Не сравнивайте нового с предыдущим начальником. Поначалу это сравнение всегда будет не в его пользу, - открывает секреты успеха заведующий кафедрой управления персоналом Института повышения квалификации госслужащих Российской академии государственной службы при президенте РФ, доктор психологических наук Тахир Базаров. - Прежде чем высказать свое мнение, постарайтесь услышать мнение нового начальника. Придерживайтесь делового этикета: ничего личного - дело превыше всего. И, наконец, делайте все, что вы умеете, но очень хорошо, по максимуму.

Самое главное - не вступать с новым начальством в отношения конкуренции, - рекомендует старший научный сотрудник кафедры психологии МГУ кандидат психологических наук Константин Сурнов. - В ней вы заведомо проиграете, а пользы никакой не получите. Шефа надо постараться понять, а для этого - внимательно наблюдать и искренне им интересоваться. И еще: не надо его бояться, ему и самому на новом месте поначалу не слишком комфортно.

Любую ситуацию надо оборачивать в свою пользу, - считает известный коуч-тренер, директор консалтинговой компании "ММ-класс" Марина Мелия. - Смена руководства - мощный стимул к собственному развитию. Самое время навести порядок в своих делах, расстаться со старыми документами, разобрать рабочий стол, обратить внимание на свой внешний облик - возможно, пришло время изменить имидж. Не стоит собирать все слухи о новом начальнике, они часто бывают недостоверными и субъективными. Когда начальник захочет познакомиться с вами, он сам расскажет о своих планах, спросит о ваших - будьте готовы к этому.