Болезни Военный билет Призыв

Сообщение про пастернака. Биография бориса пастернака. Биография Пастернака кратко

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в 1890 году, 29 января. Он рос в творческой атмосфере, которая благотворно повлияла на развитие его таланта. Родители – пианистка и художник – часто принимали у себя видных деятелей русской культуры. Благодаря близкому другу семьи, композитору Скрябину, именно музыка оказала наибольшее влияние на будущее творчество Пастернака.

В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.

Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует писать произведения сам. Помимо этого будущий поэт занимается живописью. Свои творческие опыты сам писатель скромно называл «музыкальным лепетанием», а поэзию и прозу – «литературным лепетанием». Однако со временем Пастернак понимает, что склонность к литературе у него развита лучше, и оставляет занятия музыкой, посвящая больше времени поэзией.

В 1908 году Борис Леонидович становится студентом Московского университета. Он учится на философском отделении. Первые робкие стихотворные опыты пришлись на 1909 год, но тогда Пастернак не придавал им значения. После выпуска примкнул к «Мусагетам», затем к футуристическому объединению «Центрифуга». После революции лишь поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.

Первый сборник выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров». В 1921 году семья Бориса Леонидовича эмигрирует в Берлин. После этого поэт активно поддерживает связь со всеми покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на Евгении Лурье. У них родился сын Евгений. Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя – жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.

Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». Именно в тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской эпохи.

В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у пары рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.

Изначально отношение советской власти и в частности Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая и Льва Гумилёвых. Он также отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения.

Однако ближе к сороковым советская власть меняет своё расположение. Поэта обвиняют в недостаточном соответствии духу времени. От этого творчество Пастернака постепенно пропитывается трагичностью и погружённостью в себя. Из-за этого популярность и востребованность поэта идёт на спад.

Вершина творчества Пастернака – роман «Доктор Живаго» - создавался десять лет, с 1945 по 1955. Однако родина не одобрила романа, ни одно издательство, ни один литературный журнал не соглашался его печатать. Поэтому «Доктор Живаго» был опубликован заграницей – в Италии в 1957 году. Это привело к осуждению писателя в СССР, исключению из Союза писателей и последующей травле. Писателя высмеивали, обвиняли в предательстве, не давали публиковаться. Пик осуждения пришёлся на 1958 год, когда Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию. Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое в итоге привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович так и не успел дописать пьесу «Слепая красавица».

Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, в 1960 году, 30 мая.

Современники описывают Пастернака как человека скромного, по-детски доверчивого и наивного. Его отличала грамотная, правильно поставленная речь, богатая интересными оборотами и афоризмами.

Анализ творчества

Наибольшее поэтическое влияние на поэта оказали Р. М. Рильке и Маяковский .

Пастернак черпал вдохновение в символизме, также в творчестве видны оттенки футуризма, что объясняется участием поэта в литературных кружках обоих течений. Главная философия творчества – сложные отношения мира и человека. Пастернак видит своего лирического героя противопоставленным бессмысленному и злобному миру. Поэт искренне восхищается красотой окружающего мира, рисуя его наполненным эмоциями и чувствами, делая живым.

Значимое место в творчестве уделено теме образа поэта и поэзии в целом. Пастернак считал, что творческий человек должен служить высокому искусству, а не использовать его для получения славы.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака

Биография Пастернака кратко

Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (29 ян-варя / 10 февраля 1890, Москва — 30 мая 1960, Переделкино под Москвой)
Отец поэта — академик живописи Леонид Осипович Пастернак, крупный русский художник по культуре, по духу, по опыту профессиональной работы, мать — пианистка. Семья была близка кругу Л. Толстого, А. Скрябина, принадлежала к русской культурной элите.
Б. Пастернак, окончив Пятую Московскую гимназию, в 1909 г. поступает на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно занимается изучением философии. В 1912 г.
проводит семестр в Марбурге у философа Г. Когена, получает от него предложение остаться при кафедре для сдачи докторского экзамена. Путешествует по Италии (Венеция, Флоренция) и Швейцарии. В 1913 г. заканчивает университет. С детства одно из самых сильных его увлечений, почти профессиональное занятие — музыка, учитель — А. Скрябин. Но в 1909 г. Пастернак сделал выбор в пользу литературы, поэзии. С первых шагов и навсегда Пастернак — художник глубокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами, сложным путем идущий в творчестве. Поначалу изучал эстетику и философию символизма; с 1911 г. примыкает к кубо-футуристам (<<Центрифуга»). Первые сборники «Близнец в тучах> (,1914) и «Поверх барьеров» (1917).
Воодушевление грандиозными переменами в ходе жизни, надежды на обновление всей ее сути выразились в одной из лучших книг Пастернака — «Сестра моя жизнь» (1922), в сборнике «Темы
и вариации» (1923), в поэмах «Девятьсот пятый год» (1926) и «Лейтенант Шмидт» (1927). Б. Пастернак всегда писал прозу (<<Рассказы», 1925; «Охранная грамота», 1931 и др.). Он сложно перенес процесс вживания в действительность начала 30-х ГГ., испытывая давление режима, пытавшегося привлечь Пастернака на свою сторону. Сопротивление поэта при водит к его изоляции, невозможности писать и пуб-
ликовать оригинальные произведения. Во второй половине 30-х гг. выступает как переводчик трагедий У. Шекспира, стихов грузинских поэтов. К этому времени относится замысел, который впоследствии был реализован в романе «Доктор Живаго».
В годы войны у Пастернака снова прилив творчества (<<На ранних поездах», 1943; «Земной простор», 1945). Затем, после 1946 г., снова изоляция, работа над переводами, в том числе «Фауста» Гете. И многолетняя напряженная работа над «Доктором Живаго». Роман был закончен в начале «оттепели», В 1956 г., но в публикации на Родине после долгих проволочек было отказано. Печатается в прокоммунистическом издательстве в Италии в 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Это вызвало кампанию «осуждения», закончившуюся угрозами высылки из страны, исключением из Союза писателей и т. п. мерами. Поэт вынужден был отказаться от премии, последние годы его жизни были отравлены преследованиями режима — и партийного, и литературного. А роман и стихи Пастернака распространялись в зарубежных изданиях и в «самиздате». В России «Доктор Живаго» впервые свободно опубликован в 1988 г. в «Новом Мире».

(29 января по старому стилю) 1890 года в Москве в семье известного художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Кроме будущего писателя, супруги воспитывали еще троих детей.

В квартире Пастернаков бывали музыканты, художники, писатели, часто устраивались домашние концерты.

Борису прочили карьеру музыканта . В период учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но в 1908 году оставил музыку.

В 1907 году Борис Пастернак окончил с отличием гимназию. С 1908 года по 1913 год учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический. В 1912 году провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Германа Когена. Там он получил возможность продолжить карьеру профессионального философа, но прекратил занятия философией и возвратился на родину.

Первые шаги Бориса Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 году поэт вошел в футуристическую группу "Центрифуга". Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступило в двух первых книгах стихов Пастернака "Близнец в тучах" (1913) и "Поверх барьеров" (1917).

В 1914 году , когда началась первая мировая война, Пастернака не взяли в армию из-за травмы ноги, полученной в детстве. Он устроился конторщиком на уральский военный завод, что впоследствии описал в своем знаменитом романе "Доктор Живаго".

Революционные перемены в России нашли свое отражение в книге стихотворений "Сестра — моя жизнь", опубликованной в 1922 году, а также в сборнике "Темы и вариации", вышедшем годом позже. Эти два поэтических сборника сделали Пастернака одной из самых видных фигур в русской поэзии.

Пастернак некоторое время работал в библиотеке Народного комиссариата просвещения. В 1921 году его родители с дочерьми эмигрировали в Германию, а после прихода к власти Гитлера, переехали в Англию. Борис и его брат Александр остались в Москве.

Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции, Пастернак обратился к эпосу. В 1920-х годах он создал поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928), "Девятьсот пятый год" (1925-1926), "Лейтенант Шмидт" (1926-1927), роман в стихах "Спекторский" (1925-1931).

Пастернак входил в эти годы в ЛЕФ ("Левый фронт искусств"), провозгласивший создание нового революционного искусства.

Подробности жизни писателя после революции описаны им в мемуарной прозе "Охранная грамота" (1931) и "Люди и положения. Автобиографический очерк" (1956-1957).

В 1934 году на Первом съезде писателей о Пастернаке уже говорили как о ведущем современном поэте. Однако похвальные отзывы вскоре сменились резкой критикой из-за нежелания поэта ограничиться в своем творчестве пролетарской тематикой. В результате с 1936 года по 1943 год ему не удалось издать ни одной книги.

В этот период, не имея возможности печататься, Пастернак зарабатывал переводами, переводил на русский язык классиков английской, немецкой и французской поэзии. Его переводы трагедий Шекспира и "Фауста" Гете вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель окончил военные курсы и в 1943 году поехал на передовую в качестве корреспондента.

В военные годы, помимо переводов, Пастернак создал цикл "Стихи о войне", включенный в книгу "На ранних поездах" (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов - "Земной простор" (1945) и "Избранные стихи и поэмы" (1945).

С 1945 года по 1955 год Борис Пастернак работал над романом "Доктор Живаго", во многом автобиографическом повествовании о судьбе русской интеллигенции в первой половине XX века. Герой романа врач и поэт Юрий Живаго не имел ничего общего с ортодоксальным героем советской литературы. Роман, вначале одобренный к печати, позже сочли непригодным "из-за негативного отношения автора к революции и отсутствия веры в социальные преобразования".

Книга была издана в Милане в 1957 году на итальянском языке, а к концу 1958 года переведена на 18 языков.

В 1958 году Шведская академия присудила Борису Пастернаку Нобелевскую премию по литературе "за продолжение традиций великого русского эпического романа", что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило писателя отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну Евгению в 1989 году).

Все последние годы жизни Борис Пастернак никуда не выезжал из своего дома в Переделкино. Рак легких стал причиной скорой смерти писателя 30 мая 1960 года.

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году "Доктор Живаго" впервые был напечатан на Родине (журнал "Новый мир").

В Переделкино, в доме, где писатель провел последние годы жизни, работает музей. В Москве — в Лаврушинском переулке, в доме, где долгое время жил Пастернак, установлена мемориальная доска его памяти.

Роман "Доктор Живаго" был экранизирован в США в 1965 году режиссером Дэвидом Лином и в 2002 году режиссером Джакомо Каприотти, в России в 2005 году Александром Прошкиным.

От первого брака с художницей Евгенией Лурье у Пастернака был сын Евгений (1923-2012) , литературовед, специалист по творчеству Бориса Пастернака.

Во втором браке писателя с Зинаидой Нейгауз родился сын Леонид (1938-1976).

Последней любовью Пастернака была Ольга Ивинская, ставшая "музой" поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Борис Леонидович Пастернак родился 19 января (10 февраля) 1890 года в Москве. Б. Пастернак – сын академика живописи Л.О. Пастернака и талантливой пианистки Р.И. Кауфман.

Воспитываясь в профессионально-артистической семье, Пастернак рано обнаружил художественные пристрастия. В детстве хорошо рисовал; под влиянием А.Н. Скрябина занимался музыкальной композицией. В 1909 году отказался от профессии музыканта и в том же году поступил на историко-философский факультет Московского университета; весной 1912 едет в Германию, летний семестр учится в университете Марбурга, занимается у профессора Германа Когена – главы марбургской неокантианской школы. Однако и с философией как предметом профессиональных занятий Пастернак порывает так же круто, хотя философская проблематика оставалась в центре внимания Пастернака – от ранней работы «Символизм и бессмертие» вплоть до романа и писем последних лет. В альманахе «Лирика» (1913 ) впервые опубликованы стихи Пастернака. Летом 1913 года , после сдачи университетских экзаменов в Москве, он завершает первую книгу стихов «Близнец в тучах» (1914 ). В предреволюционные годы Пастернак участник футуристической группы «Центрифуга» (И. Асеев, С. Бобров и др.). Его ранние опыты отмечены влиянием А. Блока. Но Пастернак органически не приемлет символисткой надмирности и сверхчувственности. Более прочные связи соединяют его с футуризмом. В. Маяковский – близкая ему фигура и в ощущении родства, и в остром непрекращающемся споре. В то же время Пастернаку чужды футуристические лозунги о разрыве с прошлым, со «старьем» культуры. Поэзия молодого Пастернака уже обнаруживает связь с традициями русской философской лирики 19 века (М. Лермонтовым, Ф. Тютчевым) и немецкой (Р.М. Рильке).

Летом 1917 года написана «Сестра моя жизнь» (опубл. 1922 ), в которой открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака – ее нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом. Атмосфера революционных перемен входила в поэзию Пастернака опосредственно, выражаясь в повышении поэтического тонуса, в вихреобразной сшибке образов. Пастернак рвет с описательностью, с внешней живописностью, пейзажем, отказывается от традиционных форм поэтического повествования, ломает привычные синтаксические связи. Поэт стремится найти особую форму, где «лица» смещены и смешаны, а субъективность исходит не только от повествователя, но как бы от самого мира. Уже в предреволюционных стихах («Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации») наметились первые выходы в эпос (стихи «Дурной сон», «Десятилетие Пресни», «Распад»).

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Он активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

В 1922 Б. Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой гостит у родителей в Германии в 1922-1923 годы . А 23 сентября 1923 года у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912-1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей «музой».

Новые шаги Пастернака-лирика к эпосу сделаны в поэме «Высокая болезнь» (первая редакция 1923 , вторая - 1928 ), в поэмах «Девятьсот пятый год» (1925-1926 ) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927 ) Пастернак предпринимает смелую попытку заговорить новым, не освоенным еще языком.

В следующие годы Пастернак обращается к дилемме: пути поэзии и пути истории, их соотношение и спор – рассказ «Воздушные пути» (1924 ) и роман в стихах «Спекторский» (1931 ), рисующий человеческие судьбы эпохи войны и революции.

В 1930-1931 Пастернак создает книгу стихов «Второе рождение» (изд. 1932 ). Она открывается лирическим циклом «Волны», исполненным ощущением широты, внезапно открывающегося морского простора. Как и прежде, у Пастернака слиты дом и мир, быт и бытие. Поэт хочет взглянуть на жизнь «без пелен». Он слишком зорок, пристально проникновенен, чтобы довольствоваться романтической дымкой, расплывчатостью, интересом к исключительному вне повседневного.

В 20-е годы Пастернак занимался переводами Ганса Сакса, Клейста, Бен Джонсона. С начала 30-х гг . он часто бывал в Грузии, много переводил грузинских поэтов – Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. На первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934 ) обостряются споры вокруг поэзии Пастернака. Его положение в литературе постепенно осложняется, с чем в значительной мере связан его уход в область перевода. В предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны Пастернак много переводил западноевропейских поэтов. Превосходно владея английским, немецким, французским языками, он предпринимает большую серию переводов из Гёте, Шекспира, Шелли, Китса, Верлена, Петёфи.

Перед войной Пастернак создает цикл стихов «На ранних поездах», где намечается отход от прежней поэтики и устремление к классически ясному стилю. Отчетливее, чем прежде, проступает «новое» измерение, новая грань: народ – как сама жизнь, её основа (цикл «Художник», 1936 ). В августе 1943 года состоялась поездка Пастернака на фронт в составе бригады для подготовки книги о битве за Орёл. Поэт обращается к репортажу, очеркам, стихам, напоминающие дневниковые записи. В 1943 году выходит сборник «На ранних поездах», включивший стихи предвоенных и военных лет, в 1945 – сборник «Земной простор». Поэт последовательно и настойчиво стремится к «прояснению» языка, упрощению образной системы.

Почти всю свою творческую жизнь Пастернак пишет и прозу. В альманахе «Наши дни» (1922, № 1) напечатана повесть «Детство Люверс». Уже здесь раскрылось глубокое родство прозы и поэзии Пастернака.

После войны Пастернак решает вернутся к роману в прозе, задуманному давно. Поэт придавал ему большое значение. В центре романа «Доктор Живаго» - интеллигент, родственный Спекторскому, стоящий на трагическом распутье между личным миром и общественным бытием, связанным с активным действием. В романе выражено глубокое разочарование в идее революции, неверие в возможность социальной перестройки общества. Герой романа отвергает жестокость белогвардейского лагеря и не приемлет революционного насилия и жертвенного подчинения личности судьбам революции. С большой силой написаны страницы романа о жизни природы, любви героев.

Передача романа за границу, его опубликование за рубежом в 1957 году и присуждение Пастернаку Нобелевской премии в 1958 – всё это вызвало резкую критику в советской печати, что завершилось исключением Пастернака из Союза писателей и его отказом от Нобелевской премии.

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений - «Когда разгуляется» (1956-1959 ) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Бориса Пастернака 30 мая 1960 года в Переделкино.



- однин из наиболее выдающихся, талантливых литераторов Серебряного века, русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии. И хоть по современным меркам написал он не так уже и много произведений, и все они помещаются в один большой том, но это ничуть не преуменьшает его вклад в сокровищницу литературы XX века.
Родился будущий выдающийся поэт и литератор Б. О. Пастернак 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве, в интеллигентной еврейской семье. Его родители были одарёнными, творческими людьми. Его отец был известным художником-импрессионистом, мать талантливой пианисткой. Родители часто принимали у себя дома видных деятелей искусства, русской культуры. Частыми гостями в их доме были знаменитые музыканты, писатели, художники. Поэтому и будущий поэт Борис Пастернак с самого раннего детства жил в атмосфере творчества и принимал действительность сквозь призму культуры, общаясь с утонченными и образованными людьми. Именно в кругу семьи он познакомился с близким другом родителей, композитором А.Н. Скрябиным. Поддавшись влиянию столь известного музыканта, молодой человек увлёкся музыкой, пробует сочинять произведения. Этому занятию будущий поэт посвятил шесть лет. Но со временем он понимает, что музыка ему менее интересна, чем поэзия. И все свои силы, и свободное время молодой человек посвящает литературным занятиям.
Своё первое образование Б. Пастернак получил в Пятой Московской гимназии, куда поступил в 1905 году. Окончив гимназию с золотой медалью, в 1908 году он продолжает учёбу уже в Московском университете, планирую в дальнейшем заниматься юриспруденцией. Но уже через год, в 1909 году, он переводится на философское отделение историко-филологического факультета. Именно на это время приходятся и его первые робкие стихотворные опыты, опубликованные в сборнике «Лирика» в 1913 году. Следом за ним выходит и сборник «Близнец в тучах». За год до окончания университета, Пастернак отправляется в Марбург, чтобы прослушать курс лекций известного германского философа Г. Когана. Вернувшись в Москву, он понимает, что и философия его уже не привлекает как раньше. Поэтому окончив университет, юноша всецело отдаётся творчеству, что и становится делом всей его последующей жизни.


Несмотря на ранние творческие опыты, опубликованные стихотворения, настоящая известность пришла к Б. Пастернаку уже после революции 1917 года. В 1922 году была опубликована книга «Сестра моя – жизнь», которую сам автор считал своим первым настоящим поэтическим успехом. В период с 1916 по 1927 годы поэт состоял в разных творческих союзах: поэтической группе «Лирика», футуристической группе «Центрифуга», литературном объединении «ЛЕФ». Но в силу своего характера и взглядов на жизнь, Пастернак был независим от влияния различных литературных течений и групп, и впоследствии ни в какие кружки не вступал. В 1923 году был опубликован сборник стихов «Темы и вариации», а в 1925 году началась работа над отчасти автобиографическим сборником «Спекторский».
В 1931 году Борис Пастернак уезжает в Грузию, где под влиянием величественной природы Кавказа появляется на свет поэтический цикл «Волны». В это же время поэт занимается переводами произведений известных зарубежных авторов, чем и зарабатывает в основном себе на жизнь. Именно в 30-е годы поэт получает общественное признание, пользуется благосклонностью советской власти. В это время появляется его книга «Второе рождение», написанная в духе эпохи. Однако уже ближе к 40-м годам власть меняет своё отношение к Пастернаку. Его обвиняют в недостаточном соответствии духу времени, пропаганде упаднического настроения.
В период с 1945 по 1955 годы создаётся знаменитый роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Однако на родине он не был понят и принят, и публиковать своё произведение Пастернаку пришлось в Италии, в 1957 году. Автора исключили из Союза писателей СССР, всячески травили и высмеивали, обвиняли даже в предательстве. Пик недовольства и осуждения пришёлся на 1957 год, когда Б. Пастернак за этот роман был удостоен Нобелевской премии. Именно травля и непонимание стали причиной нервного расстройства, а в 1960 году смерти писателя.