Болезни Военный билет Призыв

Совокупность психологических особенностей человека составляющих его своеобразие. Тема: Бихевиоризм. Психология поведения. Характер как биосоциальный склад личности

Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Она проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, интересах, в качествах познавательных процессов. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они не оказываются существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность.

Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента темперамента - активность и эмоциональность присутствуют в большинстве классификаций и теорий темперамента. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность -особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх печаль, гнев и т. д.).

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера индивида позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути людей в конкретно-исторических условиях. Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие. Характер проявляется в системе человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т. д.); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т. д.); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность); в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость). Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы.

27. Проблема способностей в психологии. Задатки и способности. Общие и специальные способности.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Качественный анализ способности направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Количественные измерения способности характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способности являются тесты. Уровень и степень развития способности выражают понятия таланта и гениальности.

Способности специальные - психологические способности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкально, сценической, литературной и т. п.). Развитие специально способности опирается на соответствующие задатки, например, музыкальный слух и память.

28. Методология психологии. Теории, метод, методика.

Методология психологии - система философских знаний, касающихся описания и обоснования методов научного исследования, применяемых в психологии, с точки зрения возможности получения с помощью этих методов точных и достоверных знаний психических явлений. Часть методологии психологии касается ключевых научных понятий, с помощью которых строятся теоретические описания и объяснение психических явлений. Методология как наука призвана рассматривать методы, лежащие в основе деятельности, изучать основания выбора методов, решать вопросы легитимности этих методов.

Методология представляет собой систему уровней: верхний уровень - общая методология -совокупность общих принципов, способов и стандартов; второй уровень - общенаучные принципы (системный подход); третий уровень - конкретно-научные принципы (частная методология ); четвертый уровень - конкретная методика.

Психологические теории не имеют логической строгости и определенности. Роль теории в психологии значительна. Выделены три уровня теорий: общие - всеохватывающие; теории среднего уровня - совокупность на опыте проверяемых положений и гипотез (напр., фрустрации-агрессии); эмпирические обобщения.

Метод - в широком смысле - всякое понятие, регулирующее постановку и осуществление задачи, всякое представление, инструмент эмпирического, теоретического изучения объекта; в узком смысле - регулятор сбора данных, построения вывода. Принцип также является методом постановки проблемы, интерпретации, обобщения, переноса выводов на другие сферы.

29. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, систематичность.

Основным принципом психологии является принцип детерминизм а. Он предполагает изучение причинной обусловленности психики со стороны различных факторов. Важным этапом в реализации принципа детерминизма было создание Л.С. Выготским культурно-исторической концепции. Следующий этап - идея о том, что внешнему миру противостоял человек деятельный, активно воспринимающий объективную действительность и преобразующий ее. Далее была решена проблема психического развития, обучения и воспитания. Детерминизм выступал как применение физиологических закономерностей к пониманию психических явлений.

Принцип активности основан на том, что восприятие социальных воздействий, усвоение культуры осуществляется человеком в процессе активного взаимодействия с внешним миром, в процессе его деятельности.

Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Развитие стало общим принципом методологии психологии (Рубинштейн). Закономерности всех явлений познаются лишь в развитии, в процессе из движения и изменения. Развитие - основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального пути.

В психологии принцип системности связывается со спецификой предмета психики. Системный подход в психологии разрабатывали гештальпсихологи, в отечественной - В.П. Кузьмин и Б.Ф. Ломов. Психика представлена как система, не расщепляющуюся на составляющие, выражающая сложную структуру, в которой отдельные свойства и элементы обретают новые характеристики, которых они не имели до включения в систему. Принцип системности тесно связывается с принципом детерминизма.

Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму.

Т. Чиркова дает следующее определение: индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающего от других людей .

По мнению Р.С. Немова, индивидуальность человека, характеризуется со стороны своих социально значимых отличий от других людей и проявляется в своеобразии психики и личности индивида, ее неповторимости, а также в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. С позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности заключается в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности .

Индивидуально-психологические особенности отличают одного человека от другого.

Согласно С.Л. Рубенштейну, наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности:

  • 1. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности).
  • 2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение).
  • 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.
  • 4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек) .

Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Но все черты характера, понятно, являются особенностями личности.

Характер - это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях .

Иными словами, давая определение характеру, можно сказать, что это совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Под характером Р.С. Немов понимает не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках .

По мнению Б. Г. Ананьева, характер «выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий». Слово «характер» в переводе с греческого означает «признак», «особенность» .

Большое влияние на характерологические черты оказывают особенности темперамента.

Темперамент - это характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний .

Исследователи темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера :

  • - сензитивность - особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы;
  • - реактивность - особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;
  • - активность - способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры;
  • - темп реакций - особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний;
  • - пластичность - ригидность - особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях;
  • - экстраверсия-интроверсия - особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность).

Следующей индивидуально-типологической особенностью личности являются способности.

По определению Е.П. Ильина, способности -- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике . Такое определение дал наш отечественный учёный Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи:

  • - во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • - во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  • - в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

Р.С. Немов отмечает, что способности -- это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле -- это действительность. Выявившиеся у ребёнка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребёнок будет музыкантом .

Необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие (умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других) и специальные высшие интеллектуальные способности (музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и ряд других), основанные на пользовании речью и логикой. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые -- к конкретным, практическим действиям.

Таким образом, индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми. Темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, а способности - это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.

материнский представление психологический ребёнок

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием «личность» в науке нередко термин «индивид», «индивидуальность». В понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Характеристику личности можно дать, если раскрыть её индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, способности, характер. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Между тем данные психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем не выгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения чрезвычайно быстро овладевает навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Такое определение дал наш отечественный учёный Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребёнка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребёнок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если не видеть его работ. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одарённостью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятелности.

Необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие (умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других) и специальные высшие интеллектуальные способности (музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и ряд других), основанные на пользовании речью и логикой. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

К числу индивидуально-психологических особенностей человека можно отнести свойства темперамента (являются врожденными), которые оказывают существенное влияние на формирование характера и поведение человека, иногда определяют его поступки, его индивидуальность. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. В современной психологии используют классификацию темпераментов, принадлежащую немецкому философу И. Канту. И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же “можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический”.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно его волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живёт сложной и напряжённой внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает оттого, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент определённо влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.

Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека. Темперамент – это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают: активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость. Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать своё внимание, воображение, память и мышление на определённом объекте или его аспекте. Один человек запоминает, припоминает, рассматривает, думает над решением задачи быстрее, чем другой. Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определённого отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удаётся больше увидеть, услышать, запомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, время для того, чтобы включится в умственную работу или переключится с размышлением над одной темой над другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные движения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависит такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Сочетание этих свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становится свойством личности, зависит от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого. Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакций, возбудимость и тормозимость. В первую очередь эти способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

В буквальном переводе с греческого характер означает отпечаток.. Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

Под индивидуально-психологическими особенностями человека подразумеваются прежде всего его характер, задатки и способности.

С греческого языка слово характер можно перевести как «печать», «чеканка». Он представляет собой совокупность индивидуаль­но-психологических особенностей человека, складывающихся в деятельности и обусловливающих типичные для него спосо­бы поведения. Характер отражает содержательную сторону психики человека, в отличие от темперамента, выступающего ее динамической стороной. В характере воплощены специфи­ческие для данной личности отношения к деятельности, дру­гим людям, к себе. Они характеризуют субъективные, избира­тельные связи человека с миром. Наиболее устойчивые из них фиксируются в виде готовности человека действовать опреде­ленным образом, т. е. в смысловой установке. Поэтому харак­тер можно определить как фиксированную форму смыслового опыта личности, актуализирующегося в присущем ей индиви­дуальном стиле поведения, при помощи которого реализуются те или иные мотивы (А. Г. Асмолов, 1996).

Мотивы играют особую роль в развитии характера. Вна­чале любое свойство характера проявляется в побуждениях человека поступать определенным образом. Проявляясь в раз­личных сходных ситуациях, эти побуждения обобщаются, ста­новятся устойчивыми и закрепляются как свойства характера. Например, каждому человеку приходилось говорить неправду, но это не означает, что ему свойственна лживость. Если он бу­дет часто прибегать ко лжи в разных ситуациях, пытаясь ре­шить свои проблемы, то она (лживость) станет свойством его характера. Таким образом, в характере отражается система ге­нерализованных побуждений человека.

Большое внимание уделялось изучению характера в психоанализе. 3. Фрейд под характером понимал динамиче­ское своеобразие индивидуальных влечений и связывал его развитие с либидо, т. е. с бессознательной глубинной психиче­ской энергией, обусловленной сексуальным инстинктом

Существует клинический подход к исследованию харак­тера. Он нашел отражение в работах П. В. Ганнушкина, К. Леонгарда, А. Е. Личко, которые уделяли особое внимание раз­личным нарушениям в структуре характера. В частности, в русле клинического подхода к проблеме характера активно изучаются его нарушения в пределах нормы - акцентуации характера. Грубые, необратимые изменения в характере связаны с его патологией. Акцентуации характера проявляют­ся в чрезмерном развитии отдельных его свойств. Они чаще обнаруживается в подростковом возрасте (около 88 % подро­стков имеют различия акцентуации характера). От акцентуаций следует отличать патологические прояв­ления характера, называемые психопатиями. Причины патоло­гии характера многообразны. К ним относят врожденные де­фекты психики человека, травмы, заболевания, сложные социальные условия и др.



Под способностями понимается совокупность индивиду­ально-психологических особенностей человека, являющаяся условием успешного выполнения деятельности. Способности человека не сводятся к его знаниям, умениям, навыкам, хотя между способностями, с одной стороны, и знаниями, умения­ми, навыками, с другой, - имеется определенная связь. Чем выше уровень развития способностей, тем легче и быстрее че­ловек овладевает знаниями, умениями и навыками. И наобо­рот, чем больше знает и умеет человек, тем интенсивнее идет развитие его способностей.

Проявление способностей можно представить как отно­шение продуктивности деятельности к ее «цене», т. е., чем выше результативность деятельности и чем меньше затрачено сил на ее выполнение, тем выше уровень развития способно­стей. Это объективная оценка способностей человека. Субъек­тивно способности оцениваются как отношение успешности деятельности к степени трудности ее выполнения: чем выше успех деятельности и чем она легче для человека, тем выше он оценивает свои способности.

Есть существенные различия в трактовке понятия «спо­собности» в зарубежной и отечественной психологии. В зару­бежной психологии способности часто рассматриваются как универсальные характеристики человека: способность к твор­честву, способность любить. Иногда под способностями понимают врожденные особенно­сти субъекта. В отечественной психологии эти особенности и способности четко разграничиваются. Первые рассматривают­ся как задатки. Под задатками понимаются анатомофизиологические и функциональные особенности нервной системы (чувствительность, пластичность и др.) и особенности строения анализаторов.



Задатки человека, как и другие индивидные свойства, многозначны, т. е. на основе одних и тех же задатков могут сформироваться различные способности. Таким образом, за­датки не определяют развитие способностей, а выполняют функцию их предпосылок. Задатки человека могут остаться нереализованными, если не будут созданы условия для их раз­вития. Поэтому своевременное выявление задатков важно для формирования способностей. В семьях, где родители занима­ются определенным видом деятельности, например, актерской, больше вероятности для проявления соответствующих задат­ков у их детей. Решающее значение для развития способно­стей имеет включенность самого человека в данный вид дея­тельности. Их развитие происходит по спирали: реализация способностей одного уровня открывает возможности для реа­лизации способностей другого, более высокого уровня.

Способности могут быть общими и специальными, акту­альными и потенциальными. Общие способности отвечают требованиям многих видов деятельности, специальные - тре­бованиям конкретной деятельности (например, музыкальной, педагогической и т. д.). К общим способностям относят интел­лект, потому что он необходим для выполнения любого вида деятельности. Способности существуют в некотором единстве общих и специальных.

Актуальными можно назвать те способности, которые, сформировавшись, реализуются в деятельности в реальном масштабе времени. Потенциальные способности находятся в латентном (скрытом) виде до возникновения определенных условий, необходимых для их реализации. Между актуальны­ми и потенциальными способностями также существует связь.

Актуальные становятся потенциальными, если нет необходи­мости в их осуществлении. Например, музыкальные способно­сти становятся потенциальными, если человек в данный пери­од времени сосредоточен на другой деятельности.

Можно говорить об уровнях развития способностей, со­относимых с одаренностью человека, его талантливостью и гениальностью. Уровень одаренности предполагает обучаемость человека, наличие интеллектуального потенциала. Не­случайно одаренность рассматривают как общую способность. Талант - это яркое, неординарное проявление способностей человека в конкретной области. Талантливость предполагает развитие, прежде всего, специальных способностей человека. Гениальность - высший уровень развития способностей, вы­ражающийся в создании принципиально нового, имеющего историческое, эпохальное значение для жизни общества. В ге­ниальности человека проявляются как его общие, так и специ­альные способности. Если талант вносит существенный вклад в определенную область, то гений своим творчеством изменя­ет представление человечества о тех или иных явлениях, зна­чимых для него. Благодаря А. Эйнштейну, изменилось пред­ставление о времени, а 3. Фрейду удалось изменить взгляд общества на природу психики человека.

Способности связаны с другими свойствами индивиду­альности: с характером, ценностями, мотивами, целями само­сознания. Например, такие свойства характера, как целеуст­ремленность, настойчивость обеспечивают успешность дея­тельности человека, которая, в свою очередь, является услови­ем развития способностей.

Литература

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. - М.; Воронеж,
1996.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.


Список литературы

Основная литература (О. л.)

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.

2. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. - М.,
1995.

3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культу­ры. - М.; Воронеж, 1996.

4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.,
1996.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
развития психологии. - СПб., 2000.

10. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.

Дополнительная литература (Д. л.)

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

2. ГодфруаЖ. Что такое психология. -М., 1992.

3. Гришпун И. Б. Введение в психологию. - М., 1994.

4. Психология / под ред. А. А. Крылова. - М., 1999.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-н/Д., 1997.

6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. -М.; Воронеж,
1996.


Глоссарий

Бессознательное – широкий круг психических явлений от безусловных рефлексов до творческих способностей

Действие - единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Деятельность – целеустремленная активность, реализовывающая потребности субъекта.

Задатки - анатомо-физиологические и функ­циональные особенности нервной системы, выступающие природными предпосылками развития способностей.

Значение – обобщенная форма закрепления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, определенном в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Индивид – человек как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатков).

Индивидуальность - психологическая неповторимость отдельного, единичного человека взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях.

Личность - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Мотив – это совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность

Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.

Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Потребность – субъективное состояние организма, выражающее его объективную необходимость в предметах окружающего мира

Принцип детерминизма – принцип, требующий объяснять изучаемые явления закономерным взаимодействием факторов, доступных опытному контролю

Принцип развития – принцип, предполагающий, что психологические закономерности раскрываются в процессе развития.

Принцип системности – принцип, требующий рассматривать все объекты как системы т. е. как совокупность элементов, которые образуют определенное единство.

Принципы психологии – это нормы, которыми руководствуется психолог в своей деятельности при интерпретации фактов

Психика – это форма активного отображения субъектом объекта реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.

Психические процессы – Отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.).

Психические свойства - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Психические состояния – особая форма психической реализации, которая связана со специфическим эмоциональным самочувствием, вызванным переживанием значимых для человека событий

Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Смысл - личностное значение тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.

Сознание – это форма отражения действительности в ее объективных, устойчивых свойствах и в отделенности от наличных к ней отношений человека

Темперамент - совокупность формально-динамических характеристик поведения человека, проявляющаяся в его общей активности, временных характеристиках (темпе, ритме, поведения) и осо­бенностях эмоционального реагирования.

Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов.

  • Тема 4. Криминальная психология.
  • Тема 5. Психологическая характеристика следственной деятельности.
  • Тема 6. Психология допроса. Психология следственных действий. Психологические особенности судебной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза.
  • Тема 7. Пенитенциарная психология.
  • Тематический план
  • 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • Приложение 1 к рабочей программе дисциплины «Юридическая психология» технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
  • Образовательные технологии
  • Виды и содержание учебных занятий
  • 1.1. Предмет, задачи, система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими науками
  • 1.2. История развития юридической психологии.
  • 1.3. Методы юридической психологии.
  • 1.4.Объем изучения личности
  • 2.1.Эмоции и чувства. Аффект.
  • 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.
  • 2.3. Волевая сфера личности.
  • 4.2.Психологические особенности (черты) личности преступника.
  • 4.3.Психологические предпосылки преступного поведения.
  • 4.5.Типология преступных групп.
  • 4.6. Функциональная характеристика организованных преступных формирований.
  • 4.7. Структура организованных преступных формирований.
  • 4.8. Механизмы сплочения преступных групп.
  • 4.9. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
  • 4.10. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних.
  • 4.11.Мотивация насильственных преступлений у подростков.
  • 4.13.Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • 5.1.Психологическая характеристика деятельности следователя.
  • 5.2.Профессиональные качества следователя.
  • 5.3.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.
  • 6.1.Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
  • 6.2.Психология допроса свидетеля и потерпевшего.
  • 6.3.Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.
  • 6.4. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.
  • 6.5. Психология осмотра места происшествия.
  • 6.6.Психология обыска.
  • 6.7. Психология предъявления для опознания.
  • 6.8. Психология следственного эксперимента.
  • 6.9. Психология судебной деятельности.
  • 6.10. Психология судебного допроса.
  • 6.11. Психологические особенности допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей.
  • 6.12. Психологические аспекты судебных прений.
  • 6.13.Психология вынесения приговора.
  • 6.14. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы.
  • 6.15. Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы.
  • 6.16.Судебно - психологическая экспертиза физиологического аффекта.
  • 7.2.Психические состояния осужденного.
  • 7.3.Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.
  • 7.4.Социально-психологическая структура коллектива осужденных. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.
  • 7.5.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
  • 7.6.Методы преобразования психологии взаимоотношений в исправительном учреждении.
  • 7.6.Социальная реадаптация освобожденного.
  • Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
  • Оценочные средства и методики их применения
  • 1. Карта уровней освоения компетенций
  • 2. Фонды оценочных средств
  • Вопросы к экзамену
  • Контрольные работы
  • 3. Критерии оценивания
  • Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины на 20__/20__ учебный год
  • 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.

    В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер и способности. Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые

      регулируют динамику психической деятельности в целом;

      характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

      имеют устойчивый и постоянный характер;

      находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;

      обусловлены общим типом нервной системы.

    Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности. Темперамент - это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий врач Гиппократ (У - IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций 4-х жидкостей в теле: крови (по лат "сангве"), лимфы (по гречески "флегма"), желчи (по гречески "холе") и черной желчи (по гречески "мелана холе"). Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до наших дней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняют совершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы. Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека:

      сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы и определенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы);

      уравновешенность, характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения;

      подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессов по коре головного мозга.

    Психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойств нервной системы:

      флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;

      сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;

      холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;

      меланхолик - слабый тип нервной системы.

    К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:

      сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психические реакции личности и какова скорость этого реагирования;

      реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешние раздражители (критику, угрозу и т.д.);

      активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его умения преодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;

      соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности - от случайных внешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т.д.;

      темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;

      экстравертированность;

      интровертированность;

      пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;

      ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.

    Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам;

    Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.

    Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;

    Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его никак не проявляются во вне.

    В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и в течение жизни не изменяется.

    Характер - это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение и деятельность. Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам. Отношения человека и характерологические черты формируются в течение жизни и поэтому характер, является приобретенным личностным образованием. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В зарубежной характерологии можно выделить три направления:

      конституционно - биологическое (Э. Кречмер - характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

      психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д). Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека;

      идеологическое (психоэтическая теория Робека): Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд характер определяет социальным положением человека и т.д..

    В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.. Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

    Структура характера . В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента:

      уравновешенность – неуравновешенность;

      сензитивность – агрессивность;

      широту – узость;

      глубину – поверхностность;

      богатство, содержательность – бедность;

      силу – слабость.

    Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения. Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:

      в отношении к обществу (идейный или безидейный, активно участвующий в политике или аполитичный и т.п.);

      в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.);

      в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.);

      в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.);

      в отношении к вещам (добрый, жадный и т.д.).

    Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:

      Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.

      Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.

      Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

    Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью. Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

    Общие и специальные способности. Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие способности – это способность к развитию специальных способностей. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями. Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развития способностей.

    "