Болезни Военный билет Призыв

Современная архитектура южного урала. Архитекторы и зодчие урала

Описание: "Город-завод", "город-кузница", "город-стройка" - как только не называют города Урала, но для жителей этих мест они ассоциируется, как правило, отнюдь не с заводом, кузницей или стройкой, они скорее называют их культурным наследием Уральского региона.
Сегодня эти памятники стали основой, открывающей новый взгляд на архитектурное наследие Урала. Градостроительство шло в основном в стиле барокко и классицизма, между тем именно на Урале в городах часто строились сооружения в духе древнерусской традиционной архитектуры. Эти и интересна архитектура Урала.
Поэтому целью реферата является исследование архитектуры Уральского края на примере памятников вчера и сегодня.
Реферат содержит 1 файл:

Реферат по культорологии.doc

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… ………… … 3

ГЛАВА 1. Д ОРЕВОЛЮЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА УРАЛА ....................... 4

1.1. ……………………………………….. ..4

1.2. Утраченные памятники архитектуры ……………………………………..8

ГЛАВА 2. ДВОРЦЫ И УСАДЬБЫ…………………………………………….9

2.1. Период классицизма на Урале ……………………………………………..9

2.2. Деревянная архитектура ………………………………………………… ..12

ГЛАВА 3. ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ………………………………………..16

ГЛАВА 4 . АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОГО АВАНГАРДА И СОВЕТСКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ УРАЛА …………………………………………...20

ГЛАВА 5 . СОВРЕМЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ УРАЛА ……….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………...25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… ..26

ВВЕДЕНИЕ

Прекрасное – рядом, великое – в малом. В том малом, что осталось от первоначального декора барочных уральских церквей и усадеб – чувствуется великая идея красоты и духовная сила русской культуры.

Урал богат архитектурными памятниками разных эпох, часть из них дошла до нас в первозданном виде, другая часть, к сожалению, разрушена и нуждается в реконструкции. Неприметные, на взгляд обывателя, исторические постройки мало кому известны как объекты культурного значения. Незаслуженно забытые, они были и остаются основой архитектурной идентичности уральских городов. Особого внимания среди них заслуживают дворцы и храмы конца XVII – начала XVIII веков. Большинство построек этого периода относятся к стилевому направлению, вошедшему в историю как «московское барокко». Живописная пышность декоративного убранства белокаменных фасадов сочетается в них со строгой логичностью многоярусной структуры, с проникновением в композицию элементов ордерной архитектуры. Самые замечательные памятники в стиле барокко на Урале – усадьбы Екатеринбурга, церкви Перми, Соликамска, Усолья, Чердыни, Ныроба и Верхотурья, возведены на средства частных заказчиков. Приоритеты богатых владельцев, их вкус к прекрасным вещам и благородные цели позволили нам сегодня наслаждаться этими «жемчужинами», богатый декор которых свидетельствует о том, что роскошь всегда была неотъемлемым элементом культуры русской аристократии.

"Город-завод", "город-кузница", "город-стройка" - как только не называют города Урала, но для жителей этих мест они ассоциируется, как правило, отнюдь не с заводом, кузницей или стройкой, они скорее называют их культурным наследием Уральского региона.

Сегодня эти памятники стали основой, открывающей новый взгляд на архитектурное наследие Урала. Градостроительство шло в основном в стиле барокко и классицизма, между тем именно на Урале в городах часто строились сооружения в духе древнерусской традиционной архитектуры. Эти и интересна архитектура Урала.

Поэтому целью реферата является исследовани е архитектуры Уральского края на примере памятников вчера и сегодня.

ГЛАВА 1. ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА УРАЛА

1.1 Городские здания Екатеринбурга

Первый Городской театр, ныне Кинотеатр Колизей

Здание кинотеатра было построено в 1845 году под первый городской театр в стиле классицизма . Каменное здание театра на перекрёстке Главного проспекта (сейчас проспект Ленина) и Вознесенского проспекта (сейчас улица Карла Либкнехта) было возведено в 1845 году по проекту архитектора К. Г. Турского по инициативе горного начальника генерала В. А. Глинки. Здание построено в стиле классицизма. На пр. Ленина выходит южный (главный) фасад с ионическим портиком высотой в два этажа. Восьмиколонный портик состоит из полуколонн, между которыми находятся выходы из театра. На ул. Карла Либкнехта выходит восточный (боковой) фасад, также с ионическим портиком с выступающими четырьмя колоннами.

На уровне второго этажа, над дв ерями, расположены высокие полуциркульные окна, такие же окна, только более широкие, - по углам здания. Декоративное убранство фасадов также соответствует стилю классицизма: это растительные орнаменты, венки. На сцене шли водевили, драмы, оперетки . После 1912 года (после постройк и Нового городского - Оперного театра) здание перепрофилируется под кинотеатр "Колизей". После революции 1917 года кинотеатр переименовали в «Октябрь». Историческое название вернули в 2002 году. И по сей день здание функционирует как кинотеатр.

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета

С тационарный театр оперы и балета строился с 1904 по 1912 гг. Автором проекта выступал В.Н. Семенов. Здание построено в стиле венского барокко. Фасад театра выходит на проспект Ленина. Центральный выступ, акцентирующий вход, декорирован нарядными балконами с балюстрадами, лепными украшениями, аттиком, завершенным в центре скульптурной группой из трех муз. Все фасадные плоскости также декорированы многочисленными лепными деталями: розетками, растительными орнаментами, скульптурными барельефами. Венчающая часть здания украшена балюстрадами с изящными башенками. Зрительный зал имеет подковообразную форму.

Старый вокзал (Музей Свердловской железной дороги)

Екатеринбургский «старый» вокзал построен в 1878 году по проекту П.П. Шрейбера, с 1914 года по 2003 использовался для принятия поездов, связанных с вооруженными силами, с 2003 года – музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги под открытым небом.

«Само здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что трудно даже сравнить московские, петербургские и нижегородские вокзалы с этим произведением…» Д. Н. Мамин-Сибиряк .

Аптека Екатеринбургского горного ведомства

Аптека Горного управле ния на Екатерининской площади (площадь Труда) проспект Ленина, 37. Это оригинальное двухэтажное здание с мезонином в духе городского частного особняка периода классицизма, построено по проекту известного архитектора-классициста Михаила Малахова в 1821 году. Позади него был разбит сад, обнесённый оградой с красивыми воротами. В 1969 году здание реконструировано. Несмотря на позднейшие переделки, комплекс сохранил типичный для времени постройки облик городской усадьбы эпохи классицизма. Ныне здание музея является памятником архитектуры федерального значения. Сейчас в здании располагается Музей истории камнерезного и ювелирного искусства.

Концертный зал Маклецкого

Большой концертный зал построен в 1900 году на средства директора местного филиала Сибирского банка Ильи Маклецкого. По некоторым историческим данным, он подарил концертную площадку своей дочери . С момента открытия, в зале проходили концерты классической, духовной музыки, а также театральные постановки. В 1912 году на базе зала Маклецкого открылись музыкальные классы Императорского русского музыкального общества, позднее они были переименованы в музыкальное училище. Постепенно зал Маклецкого стал известным далеко за пределами Екатеринбурга. З десь выступал сам Ф.И. Шаляпин, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев . Главное, что привлекало музыкантов - уникальная акустика, секрет которой не разгадан до сих пор. Реконструировался с 1990 по 2004 год. После реконструкции зал открыт 23 ноября 2004 года . По заключению комиссии, в которую вошли эксперты и звукорежиссеры, по акустическим характеристикам этот зал не имеет равных в России.

Дома купцов Коробковых

Дома купцов Коробко вых (здание нотариальной конторы) - два особняка-близнеца в классическом стиле, построенные в первой половине XIX века на Кафедральной площади Екатеринбурга купцами Коробковыми. В 1880-х правый особняк был декорирован в псевдоготическом стиле.

Ивановская (Симановска я ) паровая вальцовая мельница

Ивановская паровая вальцовая мельница, более известная как Мельница Симанова-Макаровых (также Симановская мельница) - старейшее зерноперерабатывающее предприятие Урала. Архитектурный стиль здания «кирпичный» . Была основана в Екатеринбурге в 1884 году купцом первой гильдии И. И. Симановым . Комплекс зданий мельницы, частично утраченный, входит в число памятников архитектуры областного значения .

В настоящее время здание мельницы занимает Екатеринбургский мукомольный завод.

Мельница Борчанинова-Первушина

Здание мельницы расположено по улице Челюскинцев (быв. Северная), в квартале ограниченном улицами Свердлова (быв. Арсентьевский проспект), Авейде (быв. 2-я Восточная) и Азина (быв. 4-я Мельковская.) Построена на средства «Товарищества Грачев С. И. и Борчанинов А. Е.» в 1906-1908 годах неизвестным архитектором. Каменный пятиэтажный корпус мельницы ориентирован на Привокзальную площадь. Крупномасштабный объём здания расчленён на всю высоту фасадов лопатками и рядами окон, украшенных рельефом. Углы главного фасада венчают башенки, а полуциркульные фронтоны и круглые барочные купола образуют венчающую часть фасада. Убранство фасада изобилует фигурной кладко й с геометрическим орнаментом . Здание построено в стилевых формах эклектики с элементами «кирпичного» стиля. Мельница признана памятником архитектуры областного значения .

1.2. Утраченные памятники архитектуры

За советские и последние годы в Екатеринбурге было уничтожено около 90 историко-архитектурных памятников, одним из первых и самых резонансных в масштабах страны был снос Дома Ипатьева .

Н есохранившийся частный дом в Екатеринбурге на углу бывших Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка, в подвале которого в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян вместе с семьёй Николай Александрович Романов, до отречения (2 марта 1917 года) - последний российский император. Построенный в конце 1880-х гг. горным чиновником статским советником И. И. Редикорцевым, этот дом представлял собой каменный двухэтажный особняк. Место для строительства было выбрано на западном, самом крутом, склоне Вознесенской горки - примечательной возвышенности в Екатеринбурге. Архитектура здания учитывала рельеф горки. Восточный фасад (обращённый на Вознесенский проспект) был одноэтажный, а западный (обращённый в сад) имел два этажа. К западной стене была пристроена веранда. В восточной части здания, которая углублялась в склон горы, имелся подвальный этаж. С подвального этажа имелся выход на южный фасад дома (обращённый на Вознесенский переулок). Длина дома составляла 31 м , а ширина - 18 м . Главный вход с Вознесенского проспекта, с восточной стороны дома. В архитектуре этой постройки господствовавшие в то время псевдорусские элементы сочетались с уральскими мотивами и модерном. Внутренние помещения были богато украшены чугунным литьем, лепниной, потолки - художественной росписью. В сентябре 1977 г . дом был снесен. Сейчас на месте, где ранее располагался дом, построен Храм-на-Крови.

ГЛАВА 2. ДВОРЦЫ И УСАДЬБЫ УРАЛЬСКОГО КРАЯ

2.1. Архитектура классицизма

Усадьба Расторгуевых - Харитоновых

О дин из наиболее ценных архитектурных усадебно-парковых ансамблей в Екатеринбурге, памятник архитектуры федерального значения. Усадьба р асположена на улице К. Либкнехта в центре города , на Вознесенской горке.

Начала строиться одновременно с закладкой Вознесенской церкви в 1794-95. Завершена к 1824 году. В строительстве принимал участие архитектор М. П. Малахов, первоначальный автор проекта - Томмазо Адамини (1764-1828), приехавший в Россию в 1796 году и работавший под руководством Дж. Кваренги. В середине XIX века при усадьбе разбит сад. Усадьба - типичный образец городских усадеб первой трети XIX века в стиле классицизма. Композиция её асимметрична, угловое положение главного дома придаёт ей представительный вид с городских улиц. Парк при усадьбе расположен позади дома, имеет искусственное озеро с ротондой на острове. Главные аллеи образуют трёхлучие, в фокусе которого и стоит ротонда. Некоторые лиственницы и липы в нижней части парка имеют возраст св. 200 лет и являются самыми старыми деревьями в городе. К усадьбе примыкает парк Харитоновский сад, один из самых больших парков Екатеринбурга. Об усадьбе писали Д. Н. Мамин-Сибиряк (в романе «Приваловские миллионы»), А. Н. Толстой (рассказ «Харитоновское золото») и др.

Дом главного начальника горных заводов

П амятник архитектуры федерального значения, находящийся в Екатеринбурге по адресу Набережная Рабочей Молодёжи, 3. Возведён в первой трети XIX века по проекту архитектора М. П. Малахова. Главный фасад двухэтажного дома, украшенного трехъярусным портиком и мезонином, обращен к пруду. На высоте первого этажа проходит рустованная аркада по столбам; на уровне второго этажа портик представляет собой ионическую колоннаду. Мезонин украшен третьим ярусом портика - тонкими коринфскими колонками. Портик завершается треугольным фронтоном. Симметрично поставленные по обеим сторонам здания ворота создают целостную композицию. Сейчас в здании на набережной располагается областная больница № 2. Классический стиль - с колоннами – сохраняется по сей день .

Дом Севастьянова

Т ак же известный как Дом профсоюзов - дворец, построенный в первой четверти XIX века на берегу Городского пруда, образованного плотиной на реке Исеть. Одна из екатеринбургских достопримечательностей, архитектура которой особо выделяется с реди особняков города размером, монументальностью, стилем, парадностью и изяществом. Дом построен в классическом стиле, возможно по образцовому проекту. До недавнего времени можно было увидеть на чердаке здания следы типичного классического треугольного фронтона с арочным окном в тимпане, который когда-то украшал фасад, выходящий к пруду. В 1866 г . Севастьянов приступает к реконструкции дома по проекту Губернског о секретаря А.И. Падучева. Проектом предусматривались, кроме воплощенных деталей, также и не реализованный второй бельведер и балкон в северо-западной части здания, взамен которых устроили трехъярусную ажурную деревянную лоджию (не сохранилась). Вдоль фасада, обращённого к пруду, шла парадная анфилада, включавшая большую двухмаршевую лестницу, двухсветный зал с неоготической декорацией и угловой круглый зал в стиле неоренессанс, завершённый пологим куполом. Из последнего можно было попасть в анфиладу из трех комнат, обращенных к Главному проспекту (ныне проспект Ленина). В первой из них сохранился пышный мраморный камин с надкаминным зеркалом в стиле второго рококо (позднее здесь был кабинет председателя профсоюзов Свердловской области).

Торцевые и дворовые фасады здания традиционно лишены декора. Разрыв до соседнего участка со стороны проспекта занимали ворота, состоявшие из двух устоев со стрельчатыми калиточными проёмами, завершённых декоративными машикулями, и деревянных створок собственно ворот между ними . С 1874 г . в нём расположился Окружной суд. В этот период исчезает деревянная лоджия, прорубается гранёная арка между двухсветным залом и ротондой; образовавшееся помещение используется как зал заседаний суда. В 1914 г . был составлен план расширения Окружного суда. Возможно, автором проекта является А. А. Федоров. По этому замыслу к торцам основного Г-образного объёма пристраивались дополнительные корпуса, но если со стороны проспекта декор дословно повторял существующий, то со стороны пруда трактовка неоготического стиля в новом пристрое значительно отличалась . Тогда же на фасаде угловой ротонды появилась надпись «Окружной суд», а с падучевского фронтона, обращённого к Главному проспекту, сняли фигурки львов (обломки одного из них сохранились до сих пор). Архитектурный облик здания повлиял на появление неоготических построек в Екатеринбурге, также он ввёл моду на использовании в декоре домов города геральдического щита с перевязью, завершённого плюмажем .

В 2008 году было принято решение о реконструкции здания . Были восстановлены исторически аутентичные цвета фасада - белый, зеленый и терракотовый.

Усадьба Железнова

Б ыла построена в псевдорусском стиле в конце XIX века (1892-1895) екатеринбургским архитектором Дютелем (по д ругим данным А. Б. Турчевичем ). Неизвестно имя заказчика . Некоторые детали здания, выполненные из кирпича, создают подобие деревянной резьбы. Дом похож на русский терем из красного («пудового») кирпича, напоминает купеческий дом Н. В. Игумнова на Большой Якиманке (посольство Франции). В композицию усадебного комплекса входят главный дом с флигелем, двор и широкая ограда с воротами. В конце XIX века был богатый сад с мраморным фонтаном, спускавшийся к реке. Сейчас сад сильно зарос, фонтан не работает. Усадьба входит в перечень объектов культурного наследия находящихся на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Сейчас в здании располагается Институт истории и археологии УрО РАН.

2.2. Деревянная архитектура

Деревянная архитектура Екатеринбурга почти не известна по сравнению с таковой в Томске или Иркутске. Приезжающий в Екатеринбурге человек может и не догадываться, что этот город содержит в себе столько прекрасных деревянных домов.

Дом Метенкова

В начале 1850-х годов священником Екатерининского собора Николаем Милорадовым построена часть дома, которая выходит на современную улицу Карла Либнехта. В 1898 году уже Метенковым пристроено фотоателье на основе дома, принадлежавшего Н. А. Бархатову. В начале XX века в этом здании размещались фотоателье, магазин и квартира. Первый этаж каменный, второй - деревянный, согласно правилам застройки того времени. При Метенкове дом перестраивали дважды. На первом этапе был сооружен фотографический деревянный павильон в торце здания с витражным окном, обращенным к современной ул. Первомайской. Оба уличных фасада 1-го каменного этажа имели идентичную отделку. Парадный вход в здание защищал кованный козырёк (восстановлен). Во двор вели деревянные ворота, за которым располагался небольшой сад с беседкой и ледником. От соседнего участка по ул. К. Либкнехта усадьба отгорожена брандмауэрной стеной (остатки её сохранились). На втором этапе, когда торговля фототоварами стала приносить больше прибыли, чем фотографии, павильон разобрали и на его месте соорудили дополнительные жилые комнаты. Окна 1-го этажа растесали, превратив в витрины, устроили металлические жалюзи (сохранились) над ними, из-за чего переделали весь штукатурный декор главного фасада, уничтожив руст и козырек. Сооружены были и новые ворота в модном тогда стиле модерн с каменными устоями и кованными створками (восстановлены). В 1993 было решено создать в доме Музей фотографии Урала.

Дом Сяно

В начале 20 века был возведен известный нам сейчас дом, построил его для себя врач, еврей по национальности, И. Сяно. Интересно, что дом Сяно, как и здание лечебницы проектировались для оформления перекрестков одним и тем же архитектором - И. И. Янковским (последним городским архитектором дореволюционного Екатеринбурга).

Дом Селиванова

Б ыл построен в последней трети 19 века для потомственного почетного гражданина П.Т. Селиванова . Время роскошных каменных дворцов золотого века Екатеринбурга уже давно прошло и все чаще даже самые именитые люди нашего города строили себе такие деревянные дома, смахивающие на загадочные теремки из красивых сказок. Сейчас в этих стенах размещается школа архитектурно-художественного творчества (ШАХТ) .

Музей "Литературная жизнь Урала XIX века"

Дом М. Я. Алексеевой немного неприметен, возможно, из-за своего месторасположения (фактически ниже уровня основной улицы), тем не менее, это не просто памятник архитектуры. Дом был построен во второй половине 19 века и устоял на своем месте именно благодаря имени Марии Алексеевой - гражданской жены уральского писателя Мамина-Сибиряка. Сейчас здание принадлежит Музею писателей Урала, в этих стенах размещено одно из его отделений - Музей "Литературная жизнь Урала XIX века".

Дома Агафуровых

В Екатеринбурге сохранились дома, в которых жили Агафуровы. Первый дом, расположенный ныне по адресу Сакко и Ванцетти, 24 (до революции – Усольцевская улица), построил еще основатель купеческой династии - Хисаметдин Агафуров. В наши дни в этом памятнике истории и архитектуры располагается представительство республики Татарстан в Свердловской области.

Второй дом Агафуровы построили поблизости (Сакко и Ванцетти, 28). Под домом – огромные подземные сооружения, использовавшиеся купцами под склад и погреб. Сейчас в этой доме – музей быта старого Екатеринбурга.

В то время знатные люди Екатеринбурга строили свои особняки из долговечного камня, однако Агафуровы почему-то предпочли камню дерево.

Первый дом был построен по проекту архитектора Ю.И. Дютеля, а архитектора второго дома установить не удалось. В декоре зданий использованы восточные мотивы и мусульманская символика. Оба дома, в которых жили купцы Агафуровы, пре красно выглядят и в наше время. Красивые, украшенные деревянной резьбой, эти дома притягивают взгляд любого, кто оказывается в этой части города.

ГЛАВА 3. ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Ново-Тихвинский монастырь

Ж енский православный монастырь в Екатеринбурге. Главный храм - собор Александра Невского - представляет собой памятник архитектуры позднего классицизма. Монастырь ведет свою историю с конца XVIII века, когда начала существовать богадельня при кладбищенской Успенской церкви. В 1809 году служившая в богадельне женская община была преобразована в общежительный женский монастырь. Во второй половине XVIII века вблизи Екатеринбурга появилось новое кладбище. На нём не было церкви, пока купец первой гильдии Иван Иванович Хлепетин, жена которого была там похоронена, не решил воздвигнуть храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1920 году обитель была закрыта. В советское время часть зданий архитектурного ансамбля была разрушена или перестроена, в настоящее время идёт восстановление комплекса.

Александро-Невский собор

Будущий собор был заложен 26 июня 1838 года как каменный трёхпрестольный. Построен в стиле классицизма архитектором М. П. Малаховым в 1848 году. В 1942 году собор был капитально перестроен для дальнейшего использования в качестве военного склада. В настоящее время собор полностью передан Екатеринбургской епархии, проводится полноценная реконструкция здания.

Храм на Крови

Храм был построен в 2000-2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья.

Храм представляет собой пятикупольное сооружение высотой 60 метров и общей площадью 3000 м² . Архитектура сооружения выдержана в русско-византийском стиле . В таком стиле строилось подавляющее большинство церквей в период царствования Николая II. По замыслу архитекторов он должен символизировать связь времён, возрождение православной традиции. Верхний храм во имя всех Святых - златоглавый собор - символизирует собой негасимую лампаду, зажжённую в память о тех трагических событиях, которые произошли на этом месте. Верхний храм - весьма просторная часть сооружения с обилием окон по периметру. Учитывая географическую возвышенность того места, на котором расположен храм, в ясные дни помещения храма обильно освещены солнечным светом. Внутри расположен иконостас из редкой разновидности белого мрамора длиной 30 метров и высотой 13 метров . Заупокойный нижний храм на Крови памяти Романовых, выполненный в очень строгом спокойном стиле, расположен в цокольной части. Он включает в себя в том числе и расстрельную комнату с присутствующими подлинными останками конструкции Ипатьевского дома, а его алтарь находится рядом с непосредственным местом расстрела Царской семьи. Между верхним и нижним храмом существует двусветное пронизывающее пространство. Из расстрельной комнаты вверх поднимается шатёр, который выходит в иконостас верхнего храма, где сделан проём, через который можно сверху видеть место гибели Романовых. Фасады здания храма до девяти метров отделаны гранитом красного и бордового цветов. Эта деталь является своеобразным напоминанием о пролитой здесь крови. На фасаде по периметру размещены сорок восемь бронзовых икон наиболее почитаемых русских святых. В ансамбль храма включён памятник Царской семье. Это семифигурная композиция, представляющая трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал ипатьевского дома на расстрел. По замыслу авторов - скульптора К. В. Грюнберга и А. Г. Мазаева, сына главного архитектора Свердловской области Г. В. Мазаева, - памятник встречается на пути каждого входящего в храм и невольно напоминает о произошедших здесь событиях.

Храм Вознесения Господня

Храм был заложен в мае 1770 года, а освящён 19 сентября того же года. На первых порах представлял собой весьма небольших размеров деревянное сооружение. К 1789 году здание храма пришло в негодность и по просьбе прихожан было решено соорудить каменную двухэтажную церковь. Нижний этаж был в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а верхний - в честь Вознесения Господня. На протяжении XIX века храм неоднократно достраивался и расширялся. В 1834 году священнослужители и прихожане решили пристроить к храму два придела с южной стороны, два придела с северной стороны и новое крыльцо. К началу XX столетия, уже будучи весьма обширным, храм имел 6 приделов: Вознесенский, Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещенский, во имя святителя Митрофана, во имя Ильи Пророка, в честь Казанской иконы Божией Матери. Нижний этаж был отведён под мужскую одноклассную церковно-приходскую школу. В 1926 году храм был закрыт. Впоследствии в нём располагалась сначала школа, а затем краеведческий музей. 15 февраля 1991 года, в праздник Сретения Господня в храме была отслужена первая после долгих лет литургия.

Свято-Троицкий собор

Был заложен в 1818 году как каменная трёхпрестольная церковь в стиле классицизма. Северный придел, освящённый 12 октября 1839 года, возводился во имя святителя Иоанна Златоуста. Южный придел, во имя Николая Чудотворца, был освящён 13 октября 1849 года. В 1854 году к храму была пристроена каменная колокольня. В 1930 году, Троицкая церковь была закрыта для богослужений постановлением городского совета. Тогда же снесли церковный купол и колокольню, внутри провели перепланировку . В 1996 году храм был передан епархии. В результате полномасштабной реставрационной работы в 1998-1999 годах были заново возведены купольные барабаны, а в 2000 году - колокольня.

Большой Златоуст

Автором проекта выступал В. Е. Морган . Строительство в общей сложности велось с 1847 по 1876 г .г. Здание храма было выполнено в «рус ско-византийском стиле» и было окрашено в такой же цвет, как Свято-Духовская церковь - розовый/светло-коричневый. Размеры храма составляли 32 метра в длину и 24,5 метра в ширину. Всего было пять куполов, средний из которых устремлялся вверх в качестве колокольни. При площади 500 м² он мог вмещать до 2750 прихожан. Храм был самым высоким зданием города , его высота достигала 77,2 м . На колокольне было 10 колоколов общим весом 23,9 т. (от 9,08 кг до 16625 кг ). Самый крупный колокол весил более 16 тонн и был четвёртым по величине во всей Российской империи . Звук этого колокола был слышен на Шарташе, в Палкино, Уктусе и Арамиле. Из-за этого Максимилиановский храм и получил в народе свое второе название - «Большой Златоуст» . Первоначально здание было неотапливаемым - зимой службы проходили в расположенном напротив Малом Златоусте, но в 1897 году на средства екатеринбургского купца М. Ф. Рожнова была сделана система отопления. Помимо этого, в том же году к храму была пристроена монументальная паперть. 17 февраля 1930 года церковь была закрыта в ходе кампании массового закрытия церквей в городе и весной того же года была взорвана. Из полученного при её сносе кирпича было выстроено здание («Д ом Обороны») на улице Малышева. Р азрушенный пр и советской власти в 1930 году храм был воссоздан 80 лет спустя .

ГЛАВА 4. АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОГО АВАНГАРДА И СОВЕТСКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ

Архитектура советского авангарда и конструктивизма 1920-х-1930-х годов, представленная в некоторых городских объектах, является одним из величайших явлений в мировой культуре XX века, оказавшим большое влияние на мировую архитектурную жизнь. Монументализм зданий сталинского периода и некоторых более поздних, очень широко распространённый в резко разросшемся за это время городе под названием Свердловск, также явился знаковым событием для архитектуры и общества.

Окружной дом офицеров

Окружной дом офицеров - историко-архитектурный п амятник федерального значения , построенный в Свердловске (сейчас Екатеринбурге) в 1932 - 1941 годах по адресу ул. Первомайская, 27. Архитектор В. В. Емельянов. Здание представляет собой каменное многоэтажное сооружение с башней и является официозным вариантом архитектуры советской неоклассики. Относится к типологическому кругу построек - культурно-зрелищных, административных и учебных, возводимых для структур и организаций РККА в 1930-е годы. В архитектуре здания использованы крупномасштабные ордерные композиции и венчающие элементы - башни, шпили, геральдическая эмблематика в скульптурной отделке.

Гостиница «Исеть»

Гостиница «Исеть» построена в 1933 году, реконструирована в 1962 и в 2003-2006. Гостиница расположена в здании, построенном в архитектуром стиле конструктивизма в 1932 г .и являющемся памятником истории и культуры федерального значения. Особой гордостью гостиницы является так называемый «каменный» этаж, где каждый из гостиничных номеров оформлен в стиле какого-либо уральского камня.

Театр музыкальной комедии

Театр музкомедии размещается в здании, первоначально построенном в стиле модерн в 1915 году по проекту архитектора К. Т. Бабыкина. Это строение было предназначено для Коммерческого собрания, в нём имелись игральные залы, бильярдная, столовая, буфет и большой зрительный зал. Уже тогда в здании действовала небольшая оперная труппа. После революции 1917 года здание отреставрировали, 7 ноября 1920 года в нём открылся Дом Октябрьской революции - место собраний, лекций и отчетов руководителей города и постановок самодеятельности. Соседнее строение занимал кинотеатр «Лоранж», так же решеный в стиле модерн, существовавший с 1907 года, после революции он получил название «Совкино». В 1962 году полная реконструкция (архитектор П. Д. Деминцев) позволила объединить оба здания. Театр обрел существующий облик. В 2008 году в бывшем зале «Совкино» оборудуется Малая сцена Театра музыкальной комедии.

Свердловский городской совет народных депутатов

До революции 1917 года на месте будущего здания Горсовета располагался двухэтажный Новый Гостиный двор, построенный в конце XIX века. В 1930 году здание начали надстраивать и в результате его первой реконструкции был вовзведён пятиэтажный корпус Свердловского Горсовета. Реконструированное здание было оформлено в стиле конструктивизма. В 1947 году была начата коренная реконструкция здания: его украсили колоннами, а цокольную часть облицевали гранитом. Современный облик здание Горсовета получило только в 1954 году: над ним была надстроена башня со шпилем и часами, благодаря чему оно стало архитектурной доминантой всего центра города. Здание решено в крупном ордере со скульптурными завершениями колонн и пилястр. Вход в арочной нише украшен монументальным панно, выполненным в технике сграффито на тему «Салют Победы». Над входом в центральной части здания возвышается башня со шпилем. Архитектура здания торжественная, мажорный цвет стен, выразительные формы, крупный масштаб создают образ одного из ведущих административных зданий города. В архитектурной композиции здания горсовета поддержана градостроительная традиция города-завода: в прямоугольной планировочной сетке города, разделенного на две части прудом и рекой, на главной магистрали в обе стороны от плотины располагались когда-то самые высокие сооружения .

Управление Свердловской железной дороги

П амятник архитектуры Екатеринбурга федерального значения, расположенный по адресу ул. Челюскинцев, 11 . Монументальное шестиэтажное здание было спроектировано архитектором К. Т. Бабыкиным. Построено в 1925-1928 годах. Выдержано в духе рационального неоклассицизма, имеет крупномасштабные, несколько суровые формы.

ГЛАВА 5. СОВРЕМЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

«Белый дом»

«Белый дом» (до 1991 года - Дом Советов, позднее также известно как Здание областного правительства) - 24-этажное высотное здание на Октябрьской площади Екатеринбурга . Вплоть до распада СССР являлось самым высоким в СССР зданием областного комитета (обкома) КПСС. Здание постр оено из сборного железобетона и облицовано белым мрамором, по цвету которого оно и получило своё название. Из 24 этажей здания два верхних являются техническими, а 13-й и 14-й этажи имеют повышенную высоту потолков. По действующим Строительн ым Нормам и Правилам является 23-этажным (последний тех нический этаж не учитывается) .

Цирк

До середины 1970-х годов Свердловский цирк находился на углу улиц Куйбышева и Розы Люксембург, здание было деревянное и имело парадный пристрой на ул. Куйбышева (в стороне перекрёстка с ул. Белинского), через который и осуществлялся вход. В 1976 году цирк сгорел . Нынешнее здание цирка построено на правом берегу Исети, на перекрёстке ул. 8 Марта и ул. Куйбыше ва и открылось 1 февраля 1980 . Цирк рассчитан на 2558 мест . Отличительной особенностью Екатеринбургского цирка является его купол - решётчатое ажурное сооружение, состоящее из полуарок. Высота и форма купола придаёт цирку хорошие акустические свойства.

Телевизионная башня

В конце 1983 года, согласно решению горисполкома Свердловска на улице 8 Марта, около городского цирка началось строительство телебашни. Её проектн ая высота составляла 361 метр , именно туда планировалось перенести все городские телерадиокоммуникации. Также там должен был быть ресторан, наподобие «Седьмого неба» на Останкинской телебашне. Для строительства и спользовался особо прочный бетон марки 400. Строительство активно велось до 1989 года , после чего начались перебои с финансированием. Однако стройка не была заморожена и продолжалась, но с большими трудностями, вплоть до 1991 года. Также позже было выявле но , что конечная ее высота создавала затруднения для полетов самолетов. В 1991 году в России начался экономический кризис, и финансирование строительства телебашни прекратилось. Она была достроена только до 219,25 метров . С этого дня никаких работ на этом участке не проводилось. Башня была заброшена .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Архитектура Урала н ачала свой расцвет с XVIII века. Градостроительство уездных городов шло планомерно и по новейшим образцам российской архитектуры XVIII века.

Еще инт енсивней застройка Урала проводилась в XIX веке, когда город а как административные центр ы начили набирать обороты. Именно в девятнадцатом столетии построены все те дома и кварталы в центре города, которые и по сей день являются величайшими жемчужинами архитектуры Екатеринбурга.

В конце XIX - начале XX века в архитектуре Уральского края появляется хаотичность и бесплановость застроек, вызванная расслоением классового общества, а также смешением традиционного классического стиля с эклектизмом, который входит в моду в капиталистических городах, каким становится и Екатеринбург. Тем не ме нее как раз в это время в городах появляется школа гражданской и промышленной архитектуры, приезжают мастера из петербургской Академии художеств.

В советское время архитектура Свердловска (бывшего Екатеринбурга) также активно развивается, строятся целые районы (например, Уралмаш).

Современная архитектура Екатеринбурга и других городов края славится одной из самых больших в мире коллекцией памятников, построенных в духе конструктивизма.

В качестве выдающихся зодчих Екатеринбурга можно назвать таких как Связиев, Чеботарев, Малахов. Комаров.

Величайшими памятниками архитектуры Екатеринбурга являются: монастырь Святых Царственных Страстотерпцев, Ново-Тихвинский монастырь, Храм на Крови, храм Вознесения Господня, храм Рождества Христова, храм Успения Пресвятой Богородицы, Большой Златоуст, музей истории екатеринбурга, Каменный и Царский мосты, усадьбы Расторгуевых-Харитоновых, Тарасова, Железнова, Ошуркова, «Здание Свердловского городского совета народных депутатов» и т.д.

Сегодня развитие города продолжается, все новые страницы вписываются в его каменную летопись. И только бережное и чуткое отношение к истории поможет сохранить историческое лицо города. Ведь

памятники архитектуры на улицах города – это не просто красивые здания, о тличающиеся разнообразием форм, но они имеют большое значение, показывая этапы формирования архитектурного образа Уральского края . Поэтому очень важно сохранение неповторимости исторических памятников, так как это не только обращение к прошлому, но и проблемы будущего, это способ создания неповторимости и индивидуальнос ти художественного образа Урала .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алферов Н.С. , Белянкин Г.И. Свердловск: строительство и архитектура, М.: Стройиздат, 1980 .

2. Багреев Е.Я., Горловский М.А. и др. Очерки истории Свердловска, Свердловск, 1958.

3. Бальчуров А.Д., Бердников Н.Н., Кернер А.Д. и др. Свердловск. Путеводитель – справочник. Свердловск, 1975.

4. Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск, 1989.

5. Архитектура и достопримечательности Екатеринбурга www . wikipedia . ru

6. Архитектура Урала www.1arhi.ru

7. Деревянная архитектура Екатеринбурга . www .citypicture.ru/goroda. ru

8. Екатеринбург 1723 Свердловск www.1723.ru


Алферов Николай Семенович (13(26).09.1917, с. Компанеевка Херсонской губ. - 06.10.1982, Екатеринбург), русский архитектор, историк, основатель Уральской архитектурной школы и первый ректор Уральской архитектурно-художественной академии, народный архитектор СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, доктор архитектуры, профессор. Из рабочих. Окончил архитектурный факультет Харьковского института инженеров коммунального хозяйства (1940). Участник Великой Отечественной войны. Педагогическую деятельность начал в Екатеринбургском Уральском индустриальном институте (УГТУ) на строительном факультете (1946). Провел крупные исследования по истории промышленной архитектуры Урала, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата (1952) и доктора архитектуры (1963). На базе кафедры архитектуры УПИ организовал Уральский филиал Московского архитектурного института (1967), преобразованного позднее в Свердловский архитектурный институт (1972), являясь его ректором до 1982 г. По его проектам в Екатеринбурге осуществлена реконструкция музея џ.М. Свердлова (1948), построена водная станция в парке культуры и отдыха имени В.В. Маяковского (1946), жилые дома по ул. Малышева и Свердлова (1955), ансамбль музейно-паркового комплекса "Исторический сквер" (1974). Алферов избирался депутатом городского Совета, был членом Совета по присуждению Государственной премии СССР, членом Правления Союза архитекторов СССР. Награжден орденом Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Знаком Почета, серебряным Крестом заслуги (Польша), отмечен государственной премией СМ РСФСР. Сочинения: Зодчие старого Урала. - Свердловск, 1960; Архитектурное проектирование промышленных зданий и сооружений. Ч. 1 -3. - М. 1979. Бабыкин Константин Трофимович (1880-1960) Архитектор. Профессор. Организатор архитектурного образования на Урале. В Екатеринбурге по его проектам построены Уральская филармония, Театр оперы и балета, Управление железной дороги и др.

Белянкин Геннадий Иванович (род.1927) Архитектор. Академик. Педагог. Основные реализованные проекты: Киноконцертный зал "Космос", Дворец молодежи и др.

Валенков Георгий Павлович (1893-1940) Архитектор. Конструктивист. По его проектам возводились: здание Госстраха по Банковскому пер. (1926), здание Госбанка по ул.Вайнера (1926) и др.

Вешняков Лев Алексеевич (XVIII век) Зодчий. Каменщик. Руководитель строительства Симеоно-Аннинской церкви Сысертского завода. Участник строительства Богоявленской церкви (Кафедрального собора) в Екатеринбурге.

Вяткин Андрей Дмитриевич (1795- …) Архитектор. Один из известных зодчих старого Урала. Его постройки не сохранились до наших дней.

Голубев Георгий Александрович (1883-1949) Архитектор. Педагог. Проектировщик детского тубсанатория и лесной школы в Свердловске. С 1936 по 1942 год был главным архитектором Свердловска. Вел преподавательскую деятельность в учебных заведениях Свердловска по своей специальности.

Грушенко Иосиф Александрович (1900-1965) Архитектор. С 1935 года работал в Свердловске. Основные проекты: водная станция (1936), кинотеатр "Урал" (1945) и др.

Гулков Емельян Дмитриевич (1676-1749) зодчий. Работал на строительстве Верхотурского Кремля. Возводил Далматовский монастырь. Соавтор и строитель Успенской соборной церкви.

Гусев Тимофей Маркович Зодчий и строитель. Участник строительства Верхотурского Кремля. С его именем связано изразцовое убранство верхотурского Троицкого собора.

Гуськов Константин Александрович (1879- …) Инженер гражданский. Автор крупных градостроительных проектов Уфы в начале прошлого века. Занимался общественными зданиями.

Деминцев Петр Дмитриевич (род.1921) Архитектор-техник. По его проектам построены: мясомолочный павильон Центрального рынка, здание бытового комбината "Рубин" и др.

Домбровский Сигизмунд Владиславович (1883-1953) Архитектор. Художник. Педагог. В Свердловске работал с 1927 года. По его проектам построены: Дом горсовета на Ленина-Пушкина, на ул. Декабристов и др.

Дудин Семен Емельянович (1779-1825) Главный архитектор Ижевского оружейного завода. Один из авторов застройки Ижевска. По его проектам построены: Троицкая церковь, Александро-Невский собор и др.

Емельянов Владимир Владимирович (1906-1969) Архитектор. По его проектам построены: Дом Красной армии в Свердловске, Дом Красной армии и госпиталь в Перми, киноконцертный зал Уральского алюминиевого завода в Каменске-Уральском и др.

Егоров Борис Николаевич . Архитектор. Закончил Институт гражданских инженеров в Петербурге, в 1926 г. стал архитектором Ленинградского отделения "Госпроектстройлегпрома". В тридцатые годы в г.Челябинске началось проектирование металлургического комбината; начало этому положил "Бакалстрой". Группа специалистов - строителей и архитекторов из Ленинграда, занимающихся промышленным проектированием, курировали проектирование и начало строительства этого грандиозного индустриального гиганта. Среди них был и Борис Николаевич. Вначале работа носила временный характер, но затем архитектор Егоров остался в Челябинске, и с 1936 по 1942 гг. - работал в основной проектной организации "Челябпроект". Подробнее (*ссылка Матвеенкова Г.Г. Человек из прошлого)

Карвовский Рудольф Иосифович (1830-1897) Инженер гражданский. В качестве архитектора работал в Уфе и Перми. По его проектам возводились здания и в других городах Урала. Здание деревянного театра в Уфе. Театр в Перми. Колокольня соборной церкви в Ирбите и др.

Козлов Сергей Сергеевич (1854-1905) Городской архитектор Екатеринбурга в 1884-1890 годах. Разработчик и строитель Царского моста через Исеть в Екатеринбурге и автор множества других проектов.

Комаров Александр Зиновьевич (1793-1857) Архитектор. Представитель школы промышленного зодчества на Урале. Работал на Богословских, Нижне-Тагильских заводах и ряде других мест Урала. Известен комплекс доменных печей Баранчинского завода по его проекту.

Купинский Михаил Станиславович (1829-1891) Архитектор. Инженер. Автор проекта здания городской управы в Сарапуле и др.

Летючий Григорий Павлович (1814-1887) С 1846 по 1886 годы губернский архитектор Перми. Художник. По его проекту перестроен Кафедральный собор в Перми и построена Воскресенская церковь.

Луценко Кирилл Алексеевич (1817- …) Архитектор Тагильских заводов. Педагог. Представитель классицизма в архитектуре.

Малахов Михаил Павлович (1781-1842) Архитектор Уральского горного правления. Создатель екатеринбургской архитектурной школы. Известен его "Дворец Расторгуева-Харитонова" в Екатеринбурге. А также сегодня т.н. "Дом Малахова" и др.

Оранский Петр Васильевич (1899-1960) Архитектор. Художник. Педагог. По его проектам создавались здания и сооружения на Уралмаше, Химмаше, Вторчермете Свердловска.

Петенкин Василий Никифорович (1783-1850) Архитектор Воткинского завода. Представитель русского классицизма на Урале. Автор зданий госпиталя, церкви и др.

Попатенко Василий Васильевич (1841-1910) Губернский и городской архитектор Перми с 1873 года. По его проектам возведены жилые дома Гаврилова, Каменских и др.

Рейшер Моисей Вениаминович (1902-1980) Инженер-строитель. Архитектор. По его проектам возводились промышленные сооружения УЗТМ. Производилась реконструкция фасада гостиницы "Большой Урал". Известны и другие работы.

Рудавский Павел Павлович (1859-1919) Архитектор. Автор проектов сооружений в Чердыни. В историю Уфы вошел проектом народного дома имени С.Т.Аксакова.

Свиязев Иван Иванович (1797-1875) Архитектор. Известны его постройки в Перми, где он работал архитектором горного правления. Основное направление деятельности - проектирование промышленных сооружений.

Соколов Вениамин Дмитриевич (1889-1955) Архитектор. Художник. Известны его проекты в соавторстве с другими: городок чекистов, спортгородок "Динамо" и др.

Сорока Иван Борисов (1674-1729) Зодчий. Участник строительства Николаевского собора в Верхотурье, Благовещенской церкви в Тюмени. Из его построек сохранились сооружения Далматова монастыря.

Пономаренко Е . В.

Доктор архитектуры доцент, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТИАГ РААСН)

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ЮЖНОГО УРАЛА

В статье рассматривается использование региональных и нерегиональных архитектурных традиций в современном зодчестве Южного Урала. Проанализированы особенности строительства новых сооружений с использованием стилистики рядом находящихся памятников архитектуры. Проведен анализ случаев негармоничного сочетания новых зданий с исторической средой. Приведены примеры строительства новых сооружений, которые цитируют региональные и общероссийские архитектурные объекты.

Ключевые слова: использование традиций в современной архитектуре

Key words: traditions in contemporary architecture

Архитектурно-градостроительные памятники, несущие духовные послания прошлого, остаются в современной жизни свидетелями вековых традиций. Памятник неотделим от истории, свидетелем которой он является, и от окружающей среды, где он расположен. В настоящее время на Южном Урале постоянно растет осознание ценности наследия, оно рассматривается как общее достояние.

Разумеется ориентация на наследие не единственное направление современной архитектуры Южного Урала. Стилевые искания современной архитектуры на Южном Урале характерны программным многообразием. Наблюдается широкий спектр творческих установок зодчих – от постмодернистских тенденций до откровенного цитирования отечественных и региональных образцов прошлого.

В последнее время привлекательность исторической среды городов региона оценена архитекторами и потребителями, которые стремятся построить кафе, рестораны, магазины, офисы, жилые дома именно на этой территории. Эти приоритеты сказываются и на поисках форм новой архитектуры, что приводит к появлению многочисленных «цитат», стилизации архитектурных объектов под рядом стоящие здания, а также использованию масштаба и композиционного строя исторической архитектуры.

Цитирование и стилизация являются необходимыми условиями при проектировании в историческом центре поселений, где нужно сохранить архитектурную среду определенного этапа развития города. Новый корпус здания камерного театра в Челябинске наглядно иллюстрирует эту характерную черту региональной архитектуры Южного Урала. Декор фасадов почти полностью повторяет существующее старое здание, являющееся характерным памятником архитектуры модерна.

Старое здание театра, построенное в 1890-е годы, являлось особняком владельца типографии А.Б. Бреслина в Челябинске. В то время на первом этаже помещалась принадлежащая хозяину типография газеты «Голос Приуралья» со складом в подвале. Такое смешение функций в одном здании было характерно для региона. На втором этаже располагались жилые помещения и редакция. Вход в жилые помещения осуществлялся через левое крыло. Это был типичный образец сложнорасчлененной объемной композиции модерна. Здание состояло из нескольких разновысоких объемов. Основной объем двухэтажный. С юга и востока имело одноэтажные пристройки. Главный фасад членился лопатками, завершенными фигурными столбиками выше уровня карниза. Лопатки были декорированы лепниной, характерной для стиля модерн. Окна первого этажа – прямоугольные широкие с завершением в виде коробовой арки. Они были обрамлены прямоугольными наличниками. С одной стороны от окон располагался вход с крыльцом, с другой стороны – большие прямоугольные филенки. Во втором этаже окна имели прямоугольную форму, рамочные наличники и сандрики. В уровне входа два окна были заменены на ложные окна. Здание венчалось профилированным карнизом и решеткой. В настоящее время фасады памятника отреставрированы, а планировка полностью изменена. В новом здании театра использованы пропорции окон, горизонтальные тяги, филенки, наличники и сандрики идентичные фасаду памятника, но лепные украшения очень упрощены. Отсутствует лепнина на сандриках и характерные лопатки с лепниной и фигурным завершением. (Рис. 1 а)

Челябинск является характерным примером южноуральских городов, в которых остались только отдельные островки среды досоветского времени. Таких поселений на Южном Урале значительное количество. Поэтому исторические зоны города имеют важнейшее значение для сохранения его самобытного облика и архитектурно-градостроительного образа. Единственным примером попытки воссоздать пространственную среду конца XIX – начала ХХ века в Челябинске является реконструкция улицы Кирова, которая находится в редком оазисе исторической части города и в настоящее время превращена в пешеходную улицу. (Рис. 1 б)

а б в

Рис. 1. а – камерный театр; б – панорама улицы Кирова; в – скульптура нищего

Улица Кирова является одной из первых магистралей Челябинска, ранее носила названия Уфимская, Екатеринбургская, потом стала Рабоче-Крестьянской. В одном из ее концов располагается так называемая «нулевая верста» города, с которой он начинался. В 2000-м году власти города приняли решение сделать улицу пешеходной. Архитекторы предлагали множество вариантов реконструкции, в том числе со строительством трех высотных офисных зданий «Три богатыря», которые резко нарушили бы пространство улицы.

Основа осуществленного варианта реконструкции пространственной среды улицы Кирова – это сохранившиеся памятники архитектуры и скульптурные композиции, непосредственно связанные со зданиями, перед которыми установлены. Около реконструированного моста через реку Миасс расположена большая площадь. Здесь до 1930-х годов располагался кафедральный Христорождественский собор и именно на этом месте полковник Тевкелев заложил небольшую крепость, с которой и начался Челябинск. На западной стороне площади, на самой улице появились фонтаны и обелиск «Нулевая верста Челябинска», возведенный на предполагаемом месте основания города. Отсюда отсчитываются все расстояния Челябинской области. Бронзовые скульптуры, изображающие жителей города XIX века дополняют памятники архитектуры. Фигуры выполнены в натуральную величину, здесь можно видеть нищего, Левшу подковывающего блоху, восточного мальчика с верблюдом, гитариста, даму-кокетку, городового, пожарную карету, а также просто отдыхающих людей, в том числе Пушкина, который в Челябинске никогда не был. (Рис. 1 в)

а б в

Рис. 2. а – здание Альфа-банка; б – магазин Авдеева; в – здание Челябинск-Сити

Большая часть вписанных в эту историческую среду новых зданий решена с применением цитат из архитектуры ампира, характерной для рядом стоящих памятников. Например, здание Альфа-банка, несмотря на шесть этажей композиционно и по декору напоминает особняк конца XIX века с акцентированной башней на углу улиц. Первые два этажа отделены горизонтальной тягой и повторяют по пропорциям проемов находящийся рядом магазин Авдеева, который был построен в 1907-1910 годах на перекрестке улиц Уфимской (Кирова) и Скобелевской (Коммуны), т.е. рядом с банком. Здание банка как и памятник архитектуры имеет «П»-образный план с пристройками в дворовой части. Угол здания магазина Авдееваакцентирован крупным фронтоном барочной формы. По бокам фронтон имеет изогнутые части, а в центре две возвышающиеся лопатки с лепниной, скрепленные лучковой аркой. Фасады здания, также, членятся лопатками, которые над карнизом переходят в пинакли. Между лопатками располагаются широкие прямоугольные окна, над которыми находятся прямоугольные ниши. Угол здания Альфа-банка подчеркнут башенкой с высоким граненым куполом, шатром и шпилем. Высота нижней части, отделенной тягой, соответствует высоте магазина Авдеева. Центр главного (восточного) фасада памятника имеет небольшой дугообразный фронтон, который повторен на южном фасаде. В завершении здания банка тоже применены дугообразные фронтоны, но их пропорции гораздо скромнее по отношению к общему объему здания. (Рис. 2 а, б)

Разумеется, следует отметить, что ориентация на наследие не единственное направление современной архитектуры Южного Урала. Существуют многочисленные случаи вторжения зданий контрастного архитектурного решения в историческую зону.

На улице Кирова резко нарушает историческую среду 23-этажное офисное здание, называемое «Челябинск – Сити». Многофункциональный комплекс с магазинами, офисами, рестораном и видовой площадкой (рекреационной зоной) возвышается на 84 метра и является самым высоким зданием на Южном Урале. За основным корпусом находится четырехъярусная стоянка для автомобилей с конференц-залом, соединенная переходом с главным корпусом. Кроме диссонанса пропорций это сооружение имеет резко контрастное исторической среде конца XIX – начала ХХ века стилистическое решение. Здание полностью отделано стеклопакетами бельгийского производства синего цвета. Несмотря на полное несоответствие этого здания единственной в городе зоне исторической застройки проект был согласован со всеми инстанциями, занимающимися охраной памятников. (Рис. 2 в)

Ориентация на наследие как направление поисков новой архитектурной стилистики региона особенно характерна для культовых зданий. Этот тип сооружений в настоящее время является экспериментальной площадкой формирования региональных особенностей архитектуры. Посредством культовой архитектуры этнические группы населения Южного Урала осознают свою культурную и религиозную самобытность. В настоящее время процесс формирования регионального варианта культовой архитектуры находится на начальной стадии. В условиях разрыва традиций храмостроения сложение стиля идет постепенно. Поскольку храмы всегда являются акцентами застройки, эти поиски особенно разнообразны. Встречается стилизация под деревянное древнерусское зодчество, особенно в православном культовом строительстве. Преобладает на Южном Урале стилизация под ретроспективные направления конца XIX – начала ХХ веков. Но зачастую цитируются и стилизуются не региональные образцы, а мировые. Характерно заимствование русско-византийской, неорусской и «кирпичной» стилистики конца XIX – начала ХХ в. Достаточно интересны культовые здания, метод формирования которых близок модерну.

Наиболее ярким примером стилизации под деревянное древнерусское зодчество на Южном Урале является церковь в честь иконы Богоматери «Скоропослушница» в поселке Верхняя Санарка Троицкого района Челябинской области (2005 г., по проекту Московской патриархии). Камень в основание храма заложили и освятили 22 ноября 2002 года в день иконы этой святой. Церковь рассчитана на 300 прихожан.

Храм расположен на въезде в поселок на небольшом естественном возвышении, которое искусственно увеличено и выложено природным камнем. Здание отдаленно повторяет церковь Преображения в Кижах. Храм разделен на верхний и нижний. Церковь построена из уральской сосны, причем главный сруб – без гвоздей. Строители использовали для крепления бревен деревянные шканты. Материал, из которого построена церковь, соединен с современными технологиями: калиброванием бревен, покрытием дерева противопожарным и антисептическим составом с биозащитой и огнезащитой. Здание дополнительно укреплено изнутри металлическими конструкциями, стягивающими его каркас. Его высота – 37,5 метров. Специально для настоятеля храма отца Дмитрия на близлежащей территории был построен двухэтажный дом, выдержанный в соответствующем архитектурном стиле. Крыши выполнены из медной черепицы. Семь колоколов были отлиты из специальной колокольной бронзы в уральском городе Каменске-Уральском.

Основной объем здания крестообразный в плане, с западной стороны имеет трапезную и колокольню. На четверике расположено пять ярусов постепенно уменьшающихся восьмериков. Общее число глав – 15, они располагаются на боковых бочках по 4 с каждой стороны. Во втором ярусе появляется дополнительный декоративный элемент – накладные килевидные закомары. Ветви креста имеют парные окна. Над сенями, перекрытыми бочкой и над шатром крыльца имеются дополнительные главки. Сени дополнены обходной галереей на столбах, облицованных естественным камнем. На востоке располагается пятигранная апсида с двумя окнами. Участок церкви обнесен чугунной оградой с мощными столбами, облицованным природным камнем. Внутри находится 3 ярусный деревянный иконостас. Между его ярусами расположены полуколонки и орнаментальные элементы. Иконостас имеет завершение в виде трехлопастных закомар, а в центре расположена икона «Распятие» с предстоящими. (Рис. 3 а)

В целом, несмотря на активное цитирование древнерусского образца, сооружение отличается гармонией пропорций и ярким художественным образом. Во многом этот эффект достигнут за счет естественного цвета материала и приемов, традиционных для русского деревянного зодчества.

а б в

Рис. 3. а – церковь села Верхняя Санарка; б – церковь «Взыскание погибших» в Челябинске; в – Одигитриевская церковь в Челябинске

Интересным примером стилизации, которая может быть условно названа «неомодерн» является церковь в честь иконы «Взыскание погибших» в Челябинске (2003 г., арх. А. Анисимов). Храм в честь иконы Божией матери Взыскание погибших построен по инициативе и на средства челябинского завода Теплоприбор. Возведенный в 2003 году, он стал яркой достопримечательностью Челябинска. В декабре 2001 года был освящен закладной камень православного храма, Совершил этот обряд митрополит Челябинский и Златоустовский Иов. Еще раньше митрополит благословил строительство.

Сооружение имеет сложную композицию. Главный вход находится на северном фасаде, к которому пристроен придел с главкой и крыльцо, образующие ступенчатую композицию. К южному фасаду пристроена галерея, фланкированная с одной стороны крыльцом, а с другой квадратной в плане колокольней. Над основным объемом расположен шестигранник с килевидными завершениями и шатром наверху с люкарнами на гранях. Шатер увенчан луковичной главкой. Колокольня двухъярусная с маленькими окошками. Западный фасад разделен на два этажа: внизу окна маленькие и находятся в полуциркульных нишах, вверху расположены три окна галереи. На восточном фасаде находятся три полуциркульные апсиды, центральная более широкая и высокая, разделена на два яруса: верхний с высоким узким окном, внизу – маленькие окна (нижний храм). Главная апсида наверху декорирована килевидным элементом, очертания которого повторяет кровля. Все карнизы церкви имеют золотистый орнаментальный поясок. Образ этого сооружения наиболее близок московскому модерну, возможно потому, что архитектор московский. Церковь построена из кирпича, оштукатурена на цоколе. Имеет облицовку природным камнем. Здание обнесено чугунной оградой с кирпичными столбами и столбиками с двускатным покрытием. Десять колоколов для храма были отлиты в городе Каменске-Уральском фирмой «Петков и компания». Самый маленький колокол весит шесть килограммов, самый большой – 640 килограммов.

Еще более характерным вариантом стилизации «неомодерна» стала Одигитриевская церковь в Челябинске (2004 г.). Это одноглавый бесстолпный храм с полуциркульной апсидой. Здание поставлено на искусственное возвышение. Ярусный объем нарастает к главе, расположенной на световом барабане. У его основания находятся накладные кокошники. Многоярусные кокошники отходят от древнерусской формы, превращаясь в лепестки лилии. Архитектурный орнамент – традиционные и нетрадиционные мотивы. Приплюснутый шлемовидный купол – явное нарушение традиционных древнерусских пропорций. Основной объем разделен декоративным пояском из арочек и ступенчатых сосулек. Вокруг храма имеются декоративное ограждение, заимствованное скорее из классицизма. На территории располагается иконная лавка и трехпролетная арка с колоколами. Аналогичное здание существует в Екатеринбурге (Храм в честь иконы «Нечаянная радость»).

Таким образом, в настоящее время в регионе остро стоит проблема взаимосвязи и содержательного соответствия сложившегося и вновь формируемого градостроительного образа при реконструкции исторических территорий. Решение этой проблемы должно включать сохранение: композиционно-пространственной целостности исторической части поселений, масштаба среды, выразительности общего силуэта и панорам, местных строительных и художественных традиций.

Наследие оказывает значительное влияние на архитектурную практику Южного Урала. Анализ произведений современной региональной архитектуры выявил использование архитектурно-градостроительных традиций, архитектурное цитирование, стилизацию, воссоздание архитектурных объектов.

Прямое цитирование является одним из самых распространенных приемов стилизации. Цитируются как отдельные элементы, так и фрагменты композиций характерных сооружений. Наиболее часто цитирование встречается в архитектуре храмов, небольших общественных зданий (например, магазинов и офисов), а также индивидуальных жилых домов.

Особенно большое воздействие на архитектурную практику Южного Урала оказывает наследие конца XIX– начала ХХ вв. Мировоззренческий плюрализм приводит к популярности эклектических и ретроспективных направлений в архитектуре, ориентации на них в формировании современного варианта региональной архитектуры.