Болезни Военный билет Призыв

Современное образование: мифы, реальность, заблуждения. Представления школьников о здоровье

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.

2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.

3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.

5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.

На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).

Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.

Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.

У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.

Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Для этого мы должны подготовить специалиста способного принимать нестандартные решения в нестандартных условиях главный итог реализации так называемого инновационного образования. Модно выгодно но это не панацея. Вообразим себе на минуту что все это работает и даже эффективно. Дальшето что Получим то что уже имеем в продвинутых школах ВУЗах разумеется не естественнонаучного профиля впрочем и до них уже это дошло.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11707. СОВРЕМЕННОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КУБГУ И УНИВЕРСИТЕТА БОРДО-III ИМ. МИШЕЛЯ МОНТЕНЬ) 170.85 KB
Испытывая на себе влияние современных тенденций общественного развития сфера высшего образования становится одновременно их активным участником движущей силой и катализатором. В обстановке нарастающей глобализации на передний план по качеству и престижу образования давно вышли Соединенные Штаты Америки. И решающим фактором в преодолении второстепенного положения Европы на рынке образовательных услуг признается объединение усилий всех стран континента направленных на достижение конкурентоспособности высшего образования.
16988. РОССИЯ НА ПУТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: МИФОЛОГЕМЫ И РЕАЛЬНОСТЬ 36.47 KB
Однако возникают вопросы: за счет чего это удалось сделать каковы составляющие экономического роста На сколько быстро развивается новая экономика и удалось ли преодолеть монокультурную специализацию страны Как сделать этот экономический рост устойчивым и необратимым Все ли сделано для того чтобы повысился научно-технический потенциал Российской Федерации Что в этих рассуждениях идёт от мифологемы1 о том что Россия – лучшая в мире страна а что отражает реальные тенденции развития Что способствует и что препятствует перерастанию России...
6297. Новая социальная реальность - необходимость инновационного управления 23.6 KB
Под влиянием управленческой революции многие современные цивилизации добились известных социальных результатов. Эти методы научного управления направлены на более полное использование социальных ресурсов ресурсов человеческого фактора. В мире наконец происходит осознание того факта что его стабильность не может быть достигнута за счет разрушения природных социальных и духовных факторов.
16745. Академическая автономия: образы и реальность современного университета 30.39 KB
В статье рассматривается понятие академической автономии в трех измерениях. Во-вторых предлагается исторический экскурс посвященный трансформациям академической автономии в СССР и России. В-третьих дается характеристика институциональных и глобальных угроз академической автономии в описании исследователей университета. Предназначение этой статьи – с одной стороны показать символическое значение рассуждений об академической автономии как способа...
20391. Дополнительное образование 35.93 KB
Задачи практики: изучение специфики деятельности учреждений дополнительного образования структура режимом работы выявление особенностей работы руководителей кружков секций клубов; наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников различных образовательных учреждений. Дом Пионеров становится центром пионерской и комсомольской работы и совместно со школой решает задачу воспитания детей их всестороннего развития. По звонку на урок учительница раздала учащимся тетради для контрольных работи они приступили к выполнению...
4901. Муниципальное образование 36.25 KB
На данный момент общепризнанна необходимость местного самоуправления составляющего одну из основ любого демократического строя оно получило развитие и в России. Кроме самого муниципального образования участниками гражданских правоотношений выступают и всевозможные органы местного самоуправления. В итоге прослеживаются случаи смешения правосубъектности самих муниципальных органов местного самоуправления образований и местной администрации а так же ее подразделений...
16246. Рынок, наука и образование 28.62 KB
В числе последних можно выделить как позитивные так и негативные как поверхностные так и фундаментальные – воздействие формирующихся рыночных отношений на эти две взаимосвязанные между собой сферы общественной жизни безусловно имеет многоплановый характер. Сам по себе рынок как социально-экономический феномен обязан по крайней мере с позиций зарубежной теории economics выступать институтом ‘справедливой’ мены. При этом он может быть определён как область в рамках которой потенциальные продавцы и покупатели договариваются об обмене...
13526. ДРОБЛЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ БЛАСТУЛЫ 2.07 MB
После того, как произойдет оплодотворения яйцеклетки, последняя получает возможность перейти к процессам многократных клеточных делений, получившим название – дробление. Дробление осуществляется с помощью митоза, слагаемого из кариокенеза (деление ядра) и цитокенеза (деление цитоплазмы). Однако митотическое деление оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) имеет определенные особенности по сравнению с митотическим делением тканевых клеток
5531. Современное представление об устройстве памяти 11.98 KB
Устройство памяти. Физическая основа памяти. Виды памяти. Благодаря памяти в сознании субъекта его прошлое связано с настоящим и доступно понимание категории будущего.
3921. Образование на территории Московской области 36.47 KB
Изучение состояния сферы общего образования в Р.Ф. Изучение состояния сферы общего образования на территории Московской области. Рассмотрение государственных программ в сфере общего образования. Разработка мероприятий для улучшения сферы общего образования на территории Московской области.

 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

ГИЛЬДИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Основная и неоспоримая задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Вне обучения развитие невозможно. Через что и как может школа реализовать эту непростую задачу?
Сегодня многие сходятся в том, что только индивидуализация позволит решить эту проблему. Причем не просто индивидуализация, а «индивидуализация интеллектуального развития личности на основе учета своеобразия познавательного опыта».
«Почему именно через интеллект?» М.А. Холодная, доктор психологических наук, профессор РАО, отвечает на этот вопрос так: «Интеллект - один из базовых психологических ресурсов человека... Психологической основой разумности является интеллект... Умный человек контролирует ситуацию... Интеллект - это механизм, порождающий новое знание, механизм, позволяющий хаос приводить в порядок... Интеллект - основа внутренней психотерапии...
Таким образом, занимаясь развитием интеллекта, мы тем самым занимаемся личностью целостно».
При этом она выделяет две основные задачи.
«Создание условий для актуализации наличного познавательного опыта данного ребенка».
«Создание условий для усложнения (но не перегруженности), обогащения и наращивания индивидуального опыта этого ребенка в максимально возможном диапазоне».
В каждом человеке заложена способность, толкающая его на реализацию своих возможностей. Изменение «Я-пространства» происходит через опыт во взаимоотношениях, эффективность обучения зависит от встречи двух индивидуальностей: учитель - ученик, учащийся - его сверстник. Чем гармоничнее они будут взаимодействовать, тем больше будет эффективность.
Насколько же востребован в школах индивидуальный опыт педагога и учащихся?
Сегодня школьное образование в основном строится на знаковой системе, на линейном мышлении, а не на пространственном, на запоминании, а не на понимании, на вербализации материала, а не на языке чувств – то есть обучение левополушарное. А ведь общеизвестен факт: чем больше загружаем что-то одно в психике или в физиологии, тем больше угнетаем другое, то есть чем больше однообразия, тем больше давления.
Мы соотнесли эту ситуацию с данными по изучению индивидуального познавательного опыта учителей и восьмиклассников и увидели, что...

    По типу ума в школе доминируют учителя-аналитики с логическим мышлением и школьники с художественным складом мышления, с действенно-практическим умом.

    Значимым каналом восприятия и переработки информации у педагогов и учащихся оказался кинестетический (телесный). И те и другие могут быть эффективными в обучении, общении, если будут видеть, слышать, думать, чувствовать, запоминать... телом. Но столь же равноценным зарекомендовал себя сформированный «думающий» канал, все контролирующий и реагирующий не на свои ощущения, а на обозначения, «ярлыки», словесные трафареты, шаблоны. Тело как бы говорит: «Хочу!», а «внутренний компьютер»: «Нельзя!».

    Если ребенок, воспринимая и перерабатывая информацию, находит свои образы, метафоры, сюжеты, символы и т.д., то информация сохраняется и воспроизводится достоверно. Искажение или незапоминание происходит из-за частоты использования одних и тех же чужих законов, конкретных (формальных, нормативных) образов, из-за отсутствия в них разнообразия.

    Нет разнообразия, нет и проживания чувств на уроках: высоко тревожны и педагоги и школьники. Лишь на 60% учителя проявляют уверенность в общении с детьми. Четырехлетнее изучение агрессивности у подростков показывает устойчивую тенденцию формирования таких чувств, как вина (100%), обида, раздражительность (от 60% до 80%).

О расхождении в мотивационной сфере педагогов и детей я писала в предыдущей статье (см. «ШП», № 8, 2000 г.).
Из сказанного видно, что оба субъекта образовательного процесса, не желая того, становятся заложниками внутреннего конфликта.
Не учитывая индивидуального познавательного опыта ребенка и опыта собственного, непродуктивно их используя, мы в лучшем случае занижаем планку развития личности, в худшем - блокируем его, программируем неуспешность в обучении и воспитании, порождаем разного рода комплексы и конфликты.
Что же является важным для интеллектуального развития?

1. Знание условий и механизмов развития человека, его закономерностей и динамики является основополагающим.
2. Преемственность, но не ступенчатая, как переход от звена к звену (детский сад - начальная школа - средняя школа), а возрастная. Преемственность в развитии мышления, восприятия, памяти, ведущей деятельности.
3. Учет и использование полисенсорного обучения, разных видов памяти, языков кодирования информации, индивидуальных стилей работы позволяют научить стратегиям освоения любого содержания и быстро научить ребенка, как самому учить себя.
4. Проживание знаний, умений, навыков.

Создать условия для проживания - значит наполнить жизнь ребенка событиями, в которых приобретается и анализируется новый опыт, проверяется приобретенный навык, идет поиск лучшего способа деятельности. Способности, которые позволяют ребенку найти свой путь в образовании и двигаться с осознанием своих предыдущих и последующих шагов, не формируются через общение с единственной областью знания или по четко поставленной взрослым цели, а возникают в результате встречи и отношения с чем-либо важным для него на данном этапе жизни.
Следует перейти от педагогического метода к социальной организации жизни в системе образования.

5. Инициирование творческого процесса.

В мире превалирует грамотность функциональная. Школьники фиксируют факты, запоминают чужие образы, отвечают на вопросы, которые не задавали... В результате ребенок становится субъектом культуры только в собственных авторских или соавторских произведениях. Вычленение кода текста, правила, формулы, наполнение его собственными смыслами позволяют создать свое произведение культуры. Врагом творчества являются страх, тревожность. Психологически комфортный режим обучения обогащает, расширяет палитру чувств и эмоций, через которые расширяется индивидуальный познавательный опыт.

6. Использование субъективных методов работы: сравнение учащегося с ним самим, а не с другими, мониторинг развития, освоения материала, осведомленности, внутренний контроль, а внешний только как помощь, - разворачивает ребенка к самому себе, актуализирует его значимость и неповторимость.

Конечно, описать все условия невозможно, тем более что индивидуализация зависит от возможностей конкретного региона, конкретной школы, конкретного учителя.
Что исключает интеллектуальное развитие? Насилие над умом, элитарность и чувство равнодушия.
Человеческое существо инстинктивно открывается навстречу тому, что его развивает или формирует, так как это органично природе (природосообразно), и противится воздействиям, не попадающим в логику развития.
«Безусловно, все дети разные, но все они равны с точки зрения права на развитие собственных интеллектуальных сил и учет уникальности склада своего ума» (М.А. Холодная).

Людмила ЕВЛАНОВА,
психолог информационно-методического центра,
г. Белов Кемеровской обл.

Спонсор публикации статьи: компания «РемБытТех» предоставляет услуги по ремонту и установке бытовой техники в Москве. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете заказать ремонт холодильников Электролюкс и многих других производителей, по выгодным ценам. Высокопрофессиональные специалисты проведут работы в удобное Вам время, с использованием оригинальных запчастей, проведя все работы в короткие сроки и в соответствии с самыми высокими стандартами качества. Подробнее ознакомиться с предложением компании, и оставить онлайн заявку, можно на сайте http://rembitteh.ru

Как часто мы наблюдаем ситуацию: девчушка с портфелем чуть меньше чем она сама высиживает 7 уроков, потом бежит в музыкальную школу, а оттуда – к репетитору английского. Нужно успеть еще и уроки выучить, ведь наша школьная программа рассчитана на будущих Энштейнов и Ньютонов. А родители требуют от малышей еще и высоких оценок, и послушания, и на родительских собраниях требуют: дайте нам еще пару языков в программу, ведь детям после школы поступать!

И даже не задумываются, что такие сверхнагрузки ломают нежную и хрупкую нервную систему ребенка, до 70% из которых страдают явными или скрытыми неврозами. Виной всему – школьные перегрузки.

Что такое учебные нормы?

Учебные нормы можно разделить на непосредственно учебу и условия, в которых эта учеба выполняется. Непосредственно учеба – это то, сколько уроков высиживает школьник, сколько часов он тратит на домашние задания, сколько часов у него уходит на физические нагрузки и отдых. Не секрет, что в современной школьной программе на отдых школьнику времени совершенно не остается – это время «съедают» домашние задания.

Условия для учебы – это то, в каком помещении и классе занимаются дети. Просторное помещение с современным оборудованием и светлыми, радостными классами – это норма. Старенькая школа, в которой даже зимой отопление не дотягивает до 18 градусов, а дети вынуждены сидеть в теплых куртках и дуть на замерзшие пальцы – это, к сожалению, реальная картина. Не повсеместная, но очень частая.

Родителям и учителям важно учитывать, что даже если условия для учебы ребенка прекрасные, обстановка вокруг радует глаз, то и школьная нагрузка в этих светлых просторных классах не должна быть чрезмерной.

К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка?

Согласно исследованиям физиологов, до 40% учеников начальных классов (то есть дети в самом хрупком возрасте от 6 до 10 лет) страдают от явных или скрытых неврозов из-за школьной перегрузки. Процент невротиков среди школьников среднего возраста и подростков еще выше – до 70%. Эти исследования, к слову сказать, проводились в образцовых школах, где родители и учителя были сторонниками самой интенсивной программы – с изучением спецпредметов и многочисленными факультативами. Та же статистика свидетельствует, что после окончания школы заболевания детей, полученные во время чрезмерного обучения, переходят в хроническую форму.

Так, после окончания 9-11 класса у детей регистрируют в 3 раза больше хронических заболеваний, чем в школе. Среди этих заболеваний впятеро больше детей с ослабленным зрением, чем в школе, а тех, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, становится больше в 3 раза. Все просто: организм не справляется с нагрузками и течение заболеваний усугубляется. Ведь ни одно из них за неделю не возникает, а развивается в течение месяцев, а то и лет.

Что касается психологических отклонений в результате сверхнагрузок в школе, то эти проблемы возникают у каждого четвертого мальчика и девочки.

Стресс нехватки времени

«Я ничего не успеваю!» - отчаянно кричит ребенок. А если не кричит, то думает – кричать он уже устает. Этот стресс – самый распространенный у школьников. Когда ребенок капризничает в садике, психологи советуют родителям оставлять 15-20 минут на любые его сборы. Это хороший совет и для родителей школьников. Но не так-то просто ему последовать. Перерывы между уроками ничтожно малы. А школьная нагрузка такова, что лишние 15-20 минут – огромная роскошь для занятого ребенка. Тем временем его постоянно подгоняют: давай, давай, учись, успевай.

В итоге на протяжении всего немалого курса обучения – 9-11 лет – ребенок вынужден максимально уплотнять свой график, постоянно куда-то бежать, выполнять домашние задания в минимальные сроки, ведь на горизонте еще репетиторы и в завершение - танцы или музыкальный инструмент. В погоне за знаниями и престижным поступлением педагоги и родители упускают важную деталь: при той же продолжительности жизни человека за последние полсотни лет школьная нагрузка возросла в 3 раза.

Если еще 30 лет назад школьники до третьего класса считали на палочках, то сегодня в третьем классе они учат массу предметов, которые раньше вводились не раньше 6-7 класса. Между тем, постоянный рост нагрузок в школе – это прямое нарушение норм обучения, на которые и педагоги, и тем более родители смотрят сквозь пальцы. Отговорка одна: пусть учится, некогда будет глупостями заниматься…

Каковы разумные нормы школьной нагрузки?

Давайте рассмотрим, сколько времени ребенок должен заниматься без ущерба для здоровья. Минздрав, конечно же, строго рассчитывает нормы обучения для детей разных возрастов. Родители здорово удивятся, если узнают эти цифры.

До 5 класса – никаких шестидневок и не более 5-6 уроков в день. Если все же в школе предусмотрена шестидневка, пятиклассники должны высиживать не более 31 часа за всю неделю. Это получается не более 5 уроков в день. А теперь вспомните, когда ваш пятиклассник получал не более 5 уроков в день?

6-й класс – если предусмотрена пятидневная учебная неделя, должно быть максимум 6 уроков в день, и то не каждый день, потому что в сумме Минздравом разрешено не более 29 уроков в неделю для школьников этого возраста. Если школьная неделя у шестиклассников шестидневная, им разрешено не более 5 уроков в день и 1 раз в неделю – 6 уроков. Потому что учебная неделя для школьников этого возраста должна содержать не больше 32 уроков.

Нагрузка на уроки тоже регламентирована Минобразованием и Минздравоохранения. Самыми сложными должны быть 2-й и третий уроки – математика, физика, химия, изучение языка. Вторник и среда должны быть днями, когда планируются самые сложные уроки, четверг и пятница – более разгрузочные. Вы видели школу, в которой выполняются эти требования?

Сколько времени посвящать домашним заданиям?

Что касается домашних заданий, то для пятиклассников они могут составлять не больше 3 часов. То есть ребенок должен успеть сделать все уроки в течение этого времени, учитывая то, что каждый час ему необходимо отдыхать в течение 10-15 минут. Задавать ребенку больше, чем он успевает сделать за 3 часа, санитарными нормами не разрешено! А что мы видим в реальности? Маленький страдалец не отрывается от учебников весь оставшийся день, причем родители еще и наказывают его за каждую оплошность. Как тут не развиться неврозу?

Норма домашних заданий для детей 6-го класса – такая же, как и для пятиклассников, и ни минутой больше. Родителям и учителям стоит сделать выводы.

Время для начала и окончания домашних заданий тоже, оказывается, регламентировано санитарно-гигиеническими нормами. Может быть, родители будут изумлены, но время это – никак не час и не два ночи, как зачастую бывает. Домашние задания нужно начинать в 15.00, а заканчивать никак не позднее 17.00. Каково? А ведь часто можно наблюдать картину, когда ребенок сидит над учебниками до 22.00 и позже, да еще и при плохом освещении.

А между тем, врачи строжайше запрещают сидеть над домашними заданиями после 19.00, особенно школьникам начальных классов. Это вызывает у них многие хронические заболевания, в том числе нарушения зрения, осанки и синдром хронической усталости.

Сколько положено спать и гулять школьнику?

Сон и физическая активность для школьников тоже регламентированы. Чтобы уберечь ребенка от школьных перегрузок, ему нужно давать выспаться не меньше 8-10 часов. Чтобы дать ребенку школьного возраста нормальную физическую нагрузку, ему нужно дать возможность пройти, пробежать и пропрыгать в день до 7 км, и половину из них – в школе. Причем на свежем воздухе ребенок школьного возраста должен находиться не меньше трех часов. А сколько времени гуляет ваш ребенок?

Симптомы школьной перегрузки

Да, такие есть. И связаны они вовсе не с тем, что ваш ребенок от природы капризен и непослушен. Родителям нужно вовремя обратить внимание на сигналы, которые усиленно подает организм ребенка, истощенный школьной перегрузкой. Иначе может быть поздно – постоянные визиты в больницу могут не показать истинную причину того, почему ваш малыш все чаще и чаще болеет. А причина эта банально проста – учебная нагрузка предельно велика.

  1. Итак, первый показатель школьной перегрузки – вес ребенка. Если школьник стал стремительно худеть – организму нужно больше отдыха и правильно организованного питания. Для контроля над весом ребенка его нужно ставить на весы не реже 1 раза в месяц.
  2. Второй показатель переутомления школьника – его стабильно плохое настроение и признаки депрессии: повышенная утомляемость, слабость, потеря интереса к тем занятиям, которые раньше вызывали живое участие ребенка.
  3. Третий важный показатель – ухудшение аппетита. Если ребенок игнорирует страстно любимые раньше мамины пирожки и равнодушен к обожаемым прежде пирожным – дело плохо. Стоит обратить внимание на то, сколько часов в день школьник посвящает урокам и достаточно ли гуляет на свежем воздухе.
  4. Четвертый показатель здоровья ребенка – его движения. Дурная привычка постоянно грызть ногти – не прихоть ребенка, а первый звоночек стрессового состояния. Скрипение зубами во сне, ночные кошмары, синяки под глазами, подергивание века, легкое заикание относим к той же категории. Для начала нужно снизить школьную нагрузку ребенка, поменьше ругать его и давать высыпаться. Не помогает – ведите своего школьника к психологу – такие визиты напрасными не бывают.
  5. Пятый важный показатель пошатнувшегося здоровья сына или дочки – его поведение на уроках. Если ребенок плохо слушает учителя, задирает одноклассников, невпопад отвечает на вопросы или, наоборот – не проявляет никакого интереса к занятиям, вял и безынициативен – бейте тревогу. Это может быть банальное переутомление, а вовсе не желание насолить самому себе, испортив показатели табеля.
  6. И, наконец, обратите внимание на артериальное давление ребенка. Это – важный симптом того, в порядке ли организм. Нормальным давлением для взрослого человека считается 120х80. Для ребенка эти показатели завышены. Верхнее давление ребенка в норме – 100-80. Если верхний показатель артериального давления школьника до 14 лет больше «всего» на 5 единиц и составляет 115 мм рт. ст., это может быть серьезным сигналом школьной перегрузки.

Как же защитить школьника от учебной перегрузки? Решение этого вопроса напрямую зависит от чуткости и внимательности родителей. Своевременная реакция на изменения в здоровье малыша может спасти его от многих опасностей в будущем.

Многие родители в один голос твердят, что дети перегружены. Чем? Учебой, дополнительными занятиями, курсами, кружками, спортивными секциями, домашними обязанностями… Так ли обстоят дела на самом деле или это миф, удобное оправдание неправильной организации времени, лени собственной и своих детей? Куда у ребенка уходят минуты, часы, дни? Почему одни успевают все и при этом жизнерадостные, счастливые, а другие – ничего и все равно усталые, измотанные, нервные?

Отсутствие у ребенка силы воли, целеустремленности приводит к недостаточно глубокому, осознанному изучению тем, поэтому возникают проблемы в учебе. Убедите любимое чадо в том, что лучше заставить себя через «не хочу» и «не могу» вдумчиво готовиться к каждому уроку до полного понимания изучаемого материала, чем потом часами сидеть над последующими темами, задачами, упражнениями, которые невозможно сделать, так как недопонят предшествующий раздел учебной программы. Посоветуйте каждую тему доводить до стопроцентного осознания. Нет, не для учителя, родителей и не ради пятерки – для себя. Чтобы следующий материал усваивался быстро, чтобы задачи решались, а упражнения легко писались. И тогда нет надобности часами сидеть над домашними заданиями, появится свободное время. Задача родителей воспитать целеустремленного, волевого, упорного человека, для которого самообразование – естественное состояние.

Неумение сконцентрировать внимание, мысли тоже приводит к тому, что простейшее задание выполняется часами вместо нескольких минут. Уберите все лишнее с письменного стола ребенка, все необходимое, наоборот, должно быть под рукой, чтобы не бегать, не искать, не суетиться.

А сколько времени занимает просмотр телепередач? А на сколько часов ребенок уходит в интернет? Да, да, именно уходит. Он вроде бы и в комнате, а на самом деле давно не только в другом месте, но и в другой реальности: он, как космополит, существует в нескольких мирах. И после выключения компьютера (после возвращения в окружающий его действительный мир), ему еще нужно некоторое время, чтобы окончательно осознать, где он и что нужно делать.

Докажите своему любимому чаду, что возможность отдыхать есть, только он ее бесталанно расходует. Попробуйте зафиксировать по часам, минутам его день. Возьмите лист бумаги и запишите. Сразу увидите, почему и чем ребенок действительно перегружен. Почему так не делают родители? Да потому, что знают результат такого эксперимента (или смутно догадываются о нем), и когда все будут поставлены перед фактом бездарной траты сыном или дочерью своего драгоценного времени, можно сказать воровства у самого себя, вынуждены будут принимать меры. Для этого придется менять уклад жизни не только ребенка, но и свой, портить уже установившиеся, привычные отношения с ним. А так не хочется.

Что же сделать, чтобы ребенок успевал и хорошо учиться, и отдыхать? Посоветуйте ему заставлять себя внимательно слушать на уроках, вникать в материал, добиваться понимания решения каждой задачи, каждого уравнения. Все делать вовремя, всю работу распланировать с указанием примерного времени выполнения.

Контролируйте, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Иначе очень тяжело собраться с мыслями, заставить себя думать, сконцентрировать внимание.

Не забывайте следить за тем, чтобы ребенок гулял. Свежий воздух обязателен и для здоровья, и для успешной учебы.

А кружки, спортивные секции, музыкальные и художественные школы, курсы дополнительного образования и т.д. – это не дополнительная нагрузка на несчастного перегруженного школьника, а возможность качественно, интересно и с пользой отдохнуть, переключиться на другую деятельность. Чем не отличный отдых? Родители могут сказать: «Ну какой же это отдых, это опять тяжкий труд!» А что тогда по вашему мнению отдых? Опять возьмите лист бумаги и реально напишите, что вы конкретно понимаете под словом «отдых». Лежать на диване? Смотреть телевизор? Что же? И получится, что смена деятельности – самый лучший отдых.

Итак, если вам кажется, что ребенок перегружен, не расстраивайтесь, не обсуждайте с воодушевлением это с близкими, знакомыми и случайными людьми: не совершайте ошибку своего ребенка – не тратьте сами время напрасно. Лучше объективно письменно проконтролируйте несколько его дней, вместе обсудите полученный результат, подумайте, как можно изменить ситуацию. Составьте совместно режим дня любимого чада. Разберитесь, что ему не понятно по школьной программе и примите меры по ликвидации мешающих эффективно учиться пробелов в знаниях. Нацеливайте сына или дочь на активное самообразование, разностороннее развитие. И не слушайте «не могу», «не получается» или «завтра». Никаких завтра! Только сегодня и сейчас, прямо в эту минуту. И все будет замечательно!

Кто-то скажет, что это негуманно по отношению к детям, слишком жестоко. Нет, не научить своего ребенка правильно распределять свои силы и время – жестоко. Когда дети сидят день и ночь над тем, что можно сделать за короткое время, когда не умеют правильно распланировать день и, как следствие, не имеют возможности продуктивно отдыхать, заниматься своими любимыми делами – вот чего не должны допустить заботливые родители.