Болезни Военный билет Призыв

Современные проблемы науки и образования. Проблема трудоустройства выпускников после окончания вуза Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений

В условиях социально-экономических трансформаций современного общества выпускники высших учебных заведений зачастую оказываются невостребованными на рынке труда. Либерализация системы профессионального образования и трудовых отношений, кризис промышленного производства и рост сервисного сектора привели к ситуации, когда на рынке труда появляется большое количество молодых специалистов, имеющих профессиональное образование, но не способных адаптироваться к нуждам рынка труда. Была разрушена административно-командная система, в рамках которой ранее формировались показатели набора в вузы и техникумы, предприятия планировали свой кадровый состав с учетом обновления корпуса специалистов, а молодые специалисты, хотя и получали гарантии трудоустройства, были ограничены в выборе места работы. В наши дни выбор места учебы уже не определяет жестко и однозначно дальнейшую перспективу профессиональной карьеры. В результате многократно увеличилось число лиц, которые, отучившись за счет бюджетного финансирования, после окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования работают не по специальности. Другие выпускники не могут себе найти работу вообще. Не менее тревожной тенденцией является повышение доли таких выпускников, которые после получения профессионального образования поступают на учет в службу занятости. Таким образом, встает вопрос об эффективности расходования бюджетных средств, направленных на регулирование рынка, подготовку и переподготовку специалистов.

Представляется актуальной концентрация усилий государства в направлении повышения координации различных субъектов, вовлеченных в подготовку и трудоустройство молодых специалистов. Сделать это можно только при помощи демократических институтов, руководствующихся логикой экономического развития и социальной справедливостью, учитывающих интересы ключевых субъектов этого процесса – учебных заведений, работодателей и самих работников. В условиях, когда изменяются схемы привычного вхождения молодых людей в фазу трудовой деятельности, качественным образом трансформируется мотивация, связанная с выбором профессии и профессионального образования, идет перестройка всей системы ценностных предпочтений и жизненных ориентации личности. Привычные, устоявшиеся взгляды, стереотипы не способны ни объяснить происходящее, ни сориентировать на адекватное поведение. Возникающие новые структуры, нешаблонные идеи и действия захватывают молодое поколение. В связи с этим изменяются цели и установки молодежи, ориентиры в устремлениях, корректируются социальные идеалы и ожидания. В силу этого актуализируется роль социологических исследований, которые дают объективную информацию о состоянии проблемы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в условиях рынка труда в целом и в условиях конкретного региона и способствуют выявлению приоритетов социальной политики и управления профессиональным образованием.

Степень разработанности проблемы определяется состоянием мировых и отечественных исследований в области образования, рынка труда, трансформации институтов в условиях перехода к рынку. Довольно многочисленны работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу проблем молодежи в сфере трудовой деятельности,. Научные поиски в области социологии труда и занятости, социологии образования, социологии молодежи, научные публикации по проблемам безработицы, социальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов фокусируются на вопросах социализации и профессиональной адаптации, выбора жизненного и профессионального пути, образа и стиля жизни. Методологической базой данных исследований выступают классические теории о происхождении и сущности социальных институтов и социального порядка (М. Вебер, Т.Гоббс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Т. Парсонс; и др.); а также социологические исследования социальных институтов, нашедшие отражение в работах саратовских социологов О.Н.Ежова, Л.В. Константиновой.

Положение молодежи на рынке труда, ее социальный статус в современных экономических условиях анализируются в работах Я.У. Астафьева, Э.С. Гареева, Ю.Н. Дорожина, В.Н. Шубина, Т.И. Заславской. Интерес представляют концепция жизненных планов в контексте включения молодежи в социальную структуру, рассмотренная в работах С.И. Барзилова, И.С. Болотина, Е.И. Головахи, а также в исследования отечественных и зарубежных ученых в области функционирования рынка труда (С. Ашвин, С. Кларк, Н.М. Давыдов и др.).

Таким образом, современное состояние решаемой научно-исследовательской проблемы характеризуется, с одной стороны, наличием большого объема публикаций, посвященных вопросам труда и занятости молодежи, а с другой стороны, недостаточной разработанностью методологии межведомственного взаимодействия в целях согласования учреждений образования, работодателей и посредников на рынке труда.

Проблема трудоустройства молодых специалистов многогранна и актуальна, а также подразумевает изучение различных аспектов функционирования институтов образования, семьи, занятости, профессии. Мы должны констатировать, что пока отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения: школы, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки.

Это обстоятельство напрямую связано с эффективностью всей социальной политики, которая определяет развитие человеческих ресурсов, человеческого потенциала через образование и профессию наряду с обеспечением продолжительной и достойной жизни. С этих позиций образование предстает институтом социальной интеграции индивида, основой его социального самочувствия, реальных шансов постоянного выбора.

При выходе на рынок труда в отсутствие адаптивности у молодых выпускников преобладают наивные ожидания от будущей трудовой деятельности и профессиональной карьеры. Позже при встрече с рыночной ситуацией социальные ожидания не оправдываются и приводят к разочарованию, тревожным и депрессивным психологическим состояниям. В итоге столкновение с трудовой реальностью провоцирует переориентацию либо деградацию базовой системы ценностей.

Шаповалов Андрей

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

(Украина, г.Харьков)

1

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. В статье рассматриваются причины затруднений при трудоустройстве, а также возможности содействия трудоустройству выпускников. Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает: встречи студентов с потенциальным работодателем; организация экскурсий студентов на предприятия; организация практик и стажировок на предприятиях; заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

выпускник

трудоустройство

рынок труда

вакансии

работодатели

1. Информационный портал Государственной службы занятости населения Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.58zan.ru (дата обращения: 12.09.2014).

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnz.gks.ru (дата обращения: 13.09.2014).

3. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://trud.pnzreg.ru (дата обращения: 13.09.2014).

4. Попова Н.В., Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд: научно-практический журнал. – 2010. – № 5. – М., 2010. – С.39-41.

5. Попова Н.В.. Бочкова Н.В., Круглова А.В. Образование и структурное неравновесие на региональном рынке труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2011. – № 5. – М., 2011. – С.39-42.

6. Попова Н.В. Безработица на рынке труда г. Пензы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе: научно-информационный журнал. – 2013. – № 3(7). – С. 56-62.

7. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. – Уфа: БИСТ, 2011. – 156 с.

8. Юрасов И.А., Попова Н.В. К вопросу оптимизации отношений между работодателями и системой высшего профессионального образования // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2009. – № 7. – М., 2009. – С. 47–48.

9. Yurasov I., Popova N., Alekhin E. Transformation of the Russian working class as the globalization process // Life Science Journal 2014; 11(11). – P. 124-126.

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов .

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Следует отметить, что выпускникам ВУЗов в регионе довольно сложно найти работу по специальности, приобретённой в процессе обучения. Во-первых, это объясняется преобладанием на рынке труда специалистов (чаще экономического профиля) и недостатком лиц, владеющих рабочими специальностями. Кроме того, зачастую ВУЗы выпускают специалистов «низкого качества», фактически неготовых к реальной работе, но имеющих завышенные амбиции и требования к будущему месту работы. И, наконец, часто будущая профессия выбирается исходя из таких понятий, как «мода», «престиж». В результате этого на рынке труда происходит «перекос» в пользу отдельных специальностей, что в свою очередь порождает дисбаланс спроса и предложения. Как итог: условия работы по «модной» профессии могут снижаться с одновременным увеличением требований, предъявляемых работодателем к претенденту. В это самое время спрос на лиц, владеющих не столь популярными профессиями, становится выше предложения, что делает их трудоустройство более вероятным и лёгким .

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV-VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20-24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся .

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1-2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.

Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2-3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них .

Что касается структуры выпускников, являющихся безработными, то, начиная с 2008 года, среди них преобладают выпускники высших учебных заведений, несмотря на то, что их реальная численность снижается. Численность выпускников учреждений НПО и СПО, зарегистрированных в качестве безработных, также снизилась за исследуемый период .

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

Встречи студентов с потенциальным работодателем;

Организация экскурсий студентов на предприятия;

Организация практик и стажировок на предприятиях;

Заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера. Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделение учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделения учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились . К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18-29 лет .

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16-29 лет . Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Попова Н.В., Голубкова И.В. ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15510 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Метод «волшебных» вопросов в применении к данной проблеме.

  • 1. Кто задействован в проблеме и мог бы повлиять на ее решение ?
  • ? Сами студенты как потенциальные работники и носители ЗНУ.
  • ? Работодатели, которым нужны работники и которые предлагают вакансии.
  • ? Третья сторона в виде различных кадровых агентств, бюро по трудоустройству, бирж труда, помогающих в трудоустройстве.
  • ? Правительство РФ, которое не обеспечивает пополнение рабочих мест и трудоустройство выпускников вузов.
  • ? Вуз, дающий тот или иной уровень образования, и ЗНУ, которые ценятся или не ценятся на рынке труда.
  • ? Родители и их «связи», чтобы трудоустроиться на работу «по блату».
  • ? Конкуренты в виде других соискателей и др.
  • 2. Что реально происходит и влияет на развитие проблемы ?
  • ? Нехватка реальных рабочих мест: спрос на рабочие места во много раз перекрывает их предложения на рынке.
  • ? Неэффективный поиск, который зачастую заканчивается неудачей.
  • ? Непривлекательные варианты работы, связанные с неудобным графиком работы, низкой зарплатой, неудачным расположением места работы и др.
  • ? Неадаптированность студентов к требованиям рынка труда. Нехватка практического опыта работы у выпускников, которая является главной причиной отказа в приеме на работу.
  • ? Слабые программы обучения, не адаптированные под запросы рынка.
  • ? Слабый профессорско-преподавательский состав (ППС), когда многие из преподавателей не имеют практического опыта работы по специальности, незнание реального производства.
  • ? Слабая подготовка молодых специалистов по окончании вуза.
  • ? Отсутствие практической направленности процесса обучения. Нет тренингов, деловых игр, стажировок. Нехватка практических ЗНУ, которые в недостаточном объеме дает вуз.
  • ? Неудобное расписание, с которым невозможно работать параллельно с учебой, а многим студентам работа жизненно необходима, поскольку позволяет выжить, не имея финансовой поддержки со стороны родителей.
  • ? Незнание языков и др.
  • 3. Где проявляется проблема ?
  • ? В большинстве регионов России, включая Москву и Подмосковье.
  • ? В офисах компаний-работодателей, отделах кадров, службах персонала и др.
  • ? В офисах кадровых агентств, бюро по трудоустройству и бирж труда.
  • ? В вузе во время обучения студентов при поиске подработки по будущей специальности.
  • ? В Правительстве РФ, не создающем условия для трудоустройства выпускников.
  • ? Во всех отраслях промышленности.
  • ? В доме и душе каждого выпускника, когда возникает острая проблема трудоустройства и др.
  • 4. Когда проявляется данная проблема ?
  • ? В момент поиска работы.
  • ? Во время учебы, когда программы обучения не дают реальных практических знаний.
  • ? В момент выпуска из вуза и получения диплома.
  • ? Во время кризиса в экономике страны, когда проблемы предприятий обостряются.
  • ? В моменты переезда в другой регион или город.
  • ? При росте амбиций, когда потребности опережают возможности и др.
  • 5. Почему данная проблема имеет место ?
  • ? Недостаток практического опыта работы, ЗНУ, языковой подготовки и др.
  • ? Рост потребностей в обществе и у выпускников вузов в частности.
  • ? Нехватка «связей» (нужных людей) для помощи в трудоустройстве.
  • ? Лень! Слабая мотивация!
  • ? Незнание технологии поиска работы, неумение грамотно составить резюме, подготовиться и пройти собеседование, неумение держать себя во время интервью и др.
  • ? Психология неудачника (все равно откажут!), неуверенность в себе и своих силах. Личные проблемы и личностные недостатки.
  • ? Недостаток средств для жизни и удовлетворения потребностей. Очень низкая стипендия, которая не позволяет хоть как- то существовать без поддержки родителей. Но низкая стипендия является и «плюсом», так как подталкивает студентов еще во время учебы подрабатывать, зарабатывая деньги для жизни и необходимый опыт работы.
  • ? Неудобное расписание, которое не адаптировано под подработку студентов на рабочих местах. Многие вузы подработку не одобряют. Более того, студенты, которые работают, считаются, чуть ли не «преступниками», которые не хотят учиться. Это в корне неверно. Для многих студентов подработка - это единственный способ выжить и учиться.
  • ? Невозможность совмещения учебы и работы, не прогуливая занятия.
  • ? Отсутствие учета мнения студентов в области улучшения учебного процесса.
  • ? Непонимание перспектив работы по специальности и, как следствие, невозможность разработки стратегии своей карьеры хотя бы на краткосрочный период.
  • ? Академизм вузовских знаний, отсутствие практической направленности учебного процесса. Мало или нет вообще тренингов, деловых игр, стажировок.
  • ? Многие преподаватели не имеют практического опыта работы по специальности.
  • ? Нет связи вузов с крупными предприятиями - будущими работодателями.
  • ? Нет обязательного распределения молодых специалистов по окончании вуза.
  • ? Нет эффективной стратегии развития России, делающей упор на развитие производства, создание новых рабочих мест и модернизацию системы образования.
  • ? Нет четкой приоритетности образования в стране и др.
  • 6. Как решить данную проблему ? Можно сформировать предварительный список путей решения проблемы.
  • ? Искать и разрабатывать методы, корректирующие учебный процесс под возможность студентов подрабатывать. Сделать удобное расписание!
  • ? Разрешить официально подработку студентам, начиная с третьего курса.
  • ? В законодательном порядке ввести понятие «время работы студента», как результат реализации нового расписания.
  • ? Руководство кафедр и института должно получать обратную связь от студентов для построения этих методов.
  • ? Разработка и реализация эффективной стратегии развития России, когда будет развиваться производство и создаваться новые рабочие места.
  • ? Национальный приоритет - хорошее образование, как стержень развития и укрепления России!
  • ? Скорректировать учебные планы и программы с приданием им практической направленности. Шире использовать тренинги, деловые игры, стажировки на предприятиях.
  • ? К преподаванию допускать только профессорско-преподавательский состав (ППС), имеющий большой практический опыт по специальности.
  • ? Студентам начинать поиск работы и подрабатывать на законных основаниях еще во время обучения в вузе.
  • ? Изменить отношение к учебе и повышать свою квалификацию во время обучения (для студентов). Изменить отношение к работе студентов (для преподавателей).
  • ? Прохождение во время обучения в вузе практических тренингов (в самом вузе или в сторонних тренинговых центрах), выработка необходимых ЗНУ, подтягивание языковой подготовки, изучение передового опыта и др.
  • ? Преодолеть лень! Повысить уровень мотивации.
  • ? Обучиться грамотно составлять резюме, подчеркивая свои сильные стороны, готовиться к собеседованию, настроиться на положительный результат, что позволит преодолеть психологические барьеры.
  • ? Открыть при вузах научно-производственные предприятия (комплексы), где могли бы работать студенты, совместив при этом интересы вуза и студентов. Вуз получает возможность дополнительного финансирования за счет прибыли этих предприятий, а студенты - дополнительный заработок и практический опыт работы.
  • ? Активизация знакомых, родных, нужных людей и «связей» для поиска работы.
  • ? Открыть свое дело, что даст возможность самому создавать рабочие места, обеспечивая работой и себя и других людей, и т.д.

Вывод. Проблема очень актуальна. Стратегия каждой развитой страны направлена на создание общественного благосостояния. И благосостояние студентов как молодежной ячейки общества является важной частью этой стратегии. Проблема трудоустройства студентов сводит на нет их мотивацию к учебе, что ухудшает качество знаний выпускников и в серьезной степени мешает развитию страны. Ответы на ключевые вопросы «почему?» и «как?», позволяют совсем по-другому взглянуть на проблему трудоустройства. Главное заключается в том, что в настоящее время и студенты, и вуз вместе должны думать о будущей работе студентов, как специалистов. Студентам помимо хорошей учебы нужен опыт практической работы, так как без него устроиться на хорошую позицию практически невозможно. Вузам нужно подумать, как это обеспечить. С одной стороны, можно оптимизировать расписание, создав специальные «окна» для подработки студентов (это самое простое), а с другой - открыть при вузах научно-производственные комплексы, создав рабочие места для обучающихся студентов, где последние могли бы работать, зарабатывая деньги и опыт работы.

Конечно, в идеале нужны также прямые договоры с крупными и средними предприятиями на подготовку специалистов для них по определенным специальностям с гарантией трудоустройства и выплатой именных стипендий. Еще один важный момент связан с созданием центров оценки и сертификации квалификации новоиспеченных специалистов (ассесмент-центры) , которые предлагали сами же студенты в своих курсовых работах. В таких центрах выпускники будут сдавать настоящий экзамен на профпригодность. Все успешно сдавшие экзамен получат специальный сертификат, который должен убедить работодателей в качестве знаний бывшего студента. Для выпускника это может стать дополнительной строчкой в резюме - бонусом при поиске работы. В будущем получить сертификат придется всем, кто желает устроиться на хорошую работу (в Западной Европе человек не может устроиться на работу, если не получил признания профессионального сообщества). Понятно, что трудоустройство молодых специалистов не только их головная боль, но и задача государства. Здесь нужна государственная политика, нужна стратегия развития России, предусматривающая развитие экономики и создание новых рабочих мест.

Звездообразная диаграмма (рис. 4.10) позволяет разобрать проблему трудоустройства выпускников вузов и выявить ее причины по четырем составляющим. Рассмотрев звездообразную диаграмму, можно сделать вывод, что студенты стремятся стать профессионалами своего дела, чтобы добиться успеха в материальном и личностном плане. Однако отсутствие опыта работы значительно осложняет им жизнь после окончания вуза. Работодатели очень предвзято относятся к молодым специалистом. Выход один - студентам набирать опыт работы и при этом не быть отчисленным с последнего курса. Рассматривая актуальный для сегодняшней ситуации процесс обучения, это довольно сложно. Опыт работы губит учебу, и наоборот. Необходим конструктивный «диалог» между студентами и «верхами образования» хотя бы для обмена мнениями и возможной коррекции учебного процесса под его главного потребителя - студента. А благодаря знаниям студентов, которые впоследствии будут давать отдачу в виде доходов в бюджет страны и прироста ВВП, конечным потребителем этого процесса можно по праву считать весь Российский Народ.

Диаграмма Исикавы для рассмотрения проблемы трудоустройства выпускников вузов (рис. 4.11).

Основываясь на полученной диаграмме Исикавы, делаем вывод, что глубинные причины проблемы кроются:

  • ? в отсутствии единого понимания учебного процесса у студентов и преподавателей;
  • ? отсутствии практической направленности учебного процесса;
  • ? невозможности закрепления теоретических знаний на практике в виду отсутствия работы (подработки) по специальности;
  • ? отсутствии возможности свободного посещения и самостоятельного изучения непрофильных предметов;
  • ? ориентации на сырьевую экономику, отсутствии эффективной стратегии развития России, нацеленной на развитие производства и создание новых рабочих мест;
  • ? низких стипендиях и слабом финансировании всей системы образования, учебных заведений и преподавателей и др.

Рис. 4.10.


Рис. 4.11.

Лестничная диаграмма (рис. 4.12) позволяет установить причинно- следственную связь между основными причинами проблемы трудоустройства выпускников и выявить коренную причину проблемы.


В современных условиях повышаются требования к уровню квалификации кадров на рынке труда. Поэтому вопросы конкурентоспособности и трудоустройства молодых специалистов приобретают особую актуальность. В экономической теории рынок труда относится к рынку факторов производства. Структура рынка труда определяется соотношением различных категорий труда (специальностей, профессий), формирующих спрос и предложение. Поэтому реальный рынок труда представляется рынком профессий, т.е. совокупностью специализированных рынков. Например, существует рынок труда таких профессий, как токарь, электрик, или инженер-строитель, инженер-конструктор и т.д.

Каждый такой рынок может иметь определенную сегментацию, т.е. группировку по определенному признаку, что формирует катего-рию занятых. Специализированный рынок труда, как правило, груп-пируется по уровню квалификации, уровню образования, половозрастным характеристикам;

Социологические исследования российского рынка труда показывают, что наибольшие сложности с трудоустройством испытывают молодые люди до 25 лет. Молодёжь составляет среди безработных 27,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,8%, в возрасте 20-24 года - 21,4%. Ежегодно на рынок труда приходят выпускники системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Общая численность этой категории составляет около 1,5 млн.чел. в год. В это число не входят выпускники, призванные в ряды Вооруженных сил, а также продолжившие обучение на других уровнях профессионального образования.

Студенты высших учебных заведений являются представительной группой российской молодежи, В вузах нашей страны обучается более 7,5 млн.студентов. Несмотря на ежегодное уменьшение безработицы в нашей стране, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются лишь 50% выпускников вузов. Данные социологических опросов свидетельствуют, что безработными оказываются даже выпускники престижных вузов. В концепции « Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» отмечалось, что более четверти выпускников учреждений высшего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. В случае поступления на работу по специальности они не владеют современными и эффективными способами деятельности на производстве.

Как известно, наш рынок труда перенасыщен экономистами, юристами и менеджерами, которым с большим трудом удаётся устроиться на работу по профессии, в то время как наиболее востребованы инженерные и рабочие специальности. В Москве и Петербурге по специальностям слесарь, электрик, механик и т.п. вакансий уже больше, чем предложений. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,4 раза.

Роль государства в решении проблемы трудоустройства молодежи, в том числе и выпускников вузов невероятновелика. Грамотная политика в сфере занятости молодежи, безусловно, поможет системе профессионального образования адекватно реагировать на потребности рынка труда, направлять трудовые ресурсы в необходимое, нуждающееся в квалифицированных кадрах, русло и увеличить долю выпускников, трудоустраивающихся по полученной специальности.

Важным направлением такой политики является профориентационная работа среди школьников по специальностям, которые востребованы на рынке труда. К числу административных мер следует отнести введение определённого срока обязательной отработки по специальностям, подготавливаемым для государственных предприятий и бюджетных учреждений, например, для студентов педагогических вузов. Тем самым сократиться нехватка педагогических работников в школах.

Наряду с данными мерами в рамках программы занятости молодежи важное социально-экономическое значение имеет применение такого направления регулирования спроса и предложения на рынке труда, как рациональное использование гибких форм занятости, гибкого режима рабочего времени на российских предприятиях. Зарубежный опыт показывает, что в развитых странах проявляется тенденция принятия законов о работе на срок, на неполное рабочее время, о дистанционном труде. Подобный подход является более эффективным, чем принудительные отпуска или неполная рабочая неделя для всех работающих. В свою очередь, работа по специальности, которая требует определенной профессиональной подготовки, знаний и опыта, позволяет сохранить квалификацию молодых специалистов. С персональной точки зрения гибкий режим рабочего времени позволяет работникам повысить личную независимость на рабочем месте, а также полнее удовлетворять свои запросы относительно профессиональной деятельности и повышения квалификации без отрыва от производства. Представляется важным обеспечивать содействие частичной занятости молодежи на основе гибких графиков, изучая этот опыт и адаптируя его к условиям нашей страны.

Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, она должна отражать интересы человека в сфере труда. В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло реальное воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют лишь органическую часть этого более широкого контекста. Нельзя не согласиться с экспертами в том, что государству необходимо направлять средства на программы переподготовки и повышения профессиональной конкурентоспособности среди молодежи. Молодым специалистам нужно не платить пособия по безработице, а вовлекать их в активные мероприятия, учить тому, чтобы выпускники были конкурентоспособными на рынке труда. Это позволит снизить напряженность в молодежном секторе рынка труда. Реализация подобных мер является прямым инвестированием государства и регионов в будущее и поможет обеспечить социальную защищенность не только молодежи, но других категорий безработных.