Болезни Военный билет Призыв

Союзы при однородных таблица. Знаки препинания при повторяющихся членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами

В этой статье мы расскажем о том, какие ставятся знаки препинания при однородных членах и в каких случаях необходима постановка того или иного из них. Прежде всего, определимся с самим понятием "однородные члены".

Однородными считаются члены предложения, которые:

Выполняют в произведении общую синтаксическую функцию;

Зависят от одного слова;

Отвечают на один вопрос.

Не связанные союзами однородные члены

Как вы знаете, исключение имеет любое правило. при однородных членах, например, могут ставиться, а могут и нет. Между не соединенными союзами однородными членами ставится запятая. Однако есть несколько исключений. Запятая не нужна:

В устойчивых выражениях (например, поговорить о том о сем);

Между двумя глаголами, употребленными в одинаковой форме, которые указывают на цель движения или на само движение и образуют при этом единое смысловое единство (например, сядь напиши, пойду узнаю, посидим поговорим и др.).

Распространенные члены, в особенности если есть запятые внутри них, могут также разделяться с помощью не запятой, а точки с запятой.

Пример следующий: давно остались позади увеселительные расфранченные пароходы для экскурсий; вокзал, клокочущий содроганиями поездов; плавучие доски, переливавшиеся звонами металла, в которые вставлены были, будто в коробку, чуть сплющенные яйцевидные корпуса судов.

Рассматривая знаки препинания при однородных членах, нельзя не рассказать и об Определение представляет собой второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Отвечает оно на такие вопросы, как "какой?", "который?", "чей?" Пример: зеленый густой ельник у дороги; пушистые глубокие леса.

Определения поясняют члены предложения, которые выражены существительными (а также иными частями речи, имеющими значение существительного). Они являются однородными в случае, когда обозначают признаки, характеризующие с одной стороны данный предмет. Пример: все спало здоровым, неподвижным, крепким сном. В этом примере все 3 определения обозначают качество сна. Какие же следует ставить знаки препинания при однородных членах, являющихся определениями? Ответим на этот вопрос.

Запятые между однородными определениями

По правилам грамматики между не связанными союзами однородными определениями ставятся запятые.

К определяемому существительному непосредственно относится каждое из этих однородных определений, между ними можно поставить Они могут характеризовать предмет с различных сторон, при этом в контексте будучи объединенными общим признаком (причинной связью, сходством впечатления, которое производится, внешним видом и др.). Пример: тоненький, утренний, весенний ледок (общий признак здесь - "хрупкий, слабый"); воспаленные, красные веки (красные они именно потому, что они воспаленные).

Эпитеты (художественные определения) являются, как правило, однородными. Например: старуха закрыла погасшие, свинцовые глаза. Однородными являются обычно одиночное определение и находящееся за ним, выраженное причастным оборотом. Пример следующий: то была первая радость открытия, не замутненная опасениями.

Однородны, как правило, согласованные определения, которые расположены после определяемого слова. Определения можно считать однородными в случае, если они объединены неким общим признаком. Пример приведем следующий: для туристской баз было выделено большое, каменное здание (объединяющее понятие здесь - "благоустроенный").

Запятые между неоднородными определениями

Мы рассмотрели знаки препинания при однородных членах, являющихся определениями. Однако определения могут быть и неоднородными. Это характерно для ситуации, если они характеризуют в разных отношениях, с различных сторон некоторый предмет. Пример следующий: в углу гостиной находилось ореховое пузатое бюро (материал и форма); Подводными волшебными островами тихо проходят и тихо наплывают круглые белые облака (форма и цвет). Запятые между определениями неоднородными не ставятся.

Обычно неоднородные определения выражаются сочетанием относительного и качественного прилагательных, так как они выражают собой разные признаки. Пример: Яркое летнее солнце заглянуло в окно.

Неповторяющиеся союзы и однородные члены при них

Нужны ли знаки препинания между однородными членами, которые связаны соединительными неповторяющимися союзами "и" и "да" (в случае, если его значение аналогично значению "и"), а также разделительными союзами, такими как "либо" и "или"? Нет, между ними не нужна запятая.

Тем не менее если союз имеет значение "и притом" (присоединительное), или же он соединяет между собой 2 сказуемых, второе из которых указывает на следствие чего-то или выражает собой быструю смен действий, резкое противопоставление, то тире или запятая ставится перед ним.

Например: он хотел объехать весь свет - и не объехал и малой доли; но я предоставляю тебе работу, и весьма интересную. Запятая также пишется перед союзом "да и" (присоединительным): Осталось прочитать последнюю книгу, да и то по объему небольшую.

Запятая не нужна перед присоединительным "и" в случае, если за ним стоит указательное местоимение "то", "та", "тот", "те". Пример: родная сестра и та не сделала бы больше для меня.

Запятая не нужна перед союзом "да", если речь идет о сочетаниях типа "взял бы да и сделал", "возьму да и расскажу".

Рассмотрим теперь знаки препинания между однородными членами, которые соединены союзами "да" (в значении "но"), "но", "а" (это Запятая между ними нужна. Пример: Ответьте мне звонком, а не телеграммой, и сообщите дату выезда.

Какие еще, кроме запятой, могут ставиться знаки препинания? Союзы при однородных членах предложения (противительные) иногда опускаются. Когда один из них пропущен, между ними пишется тире. Пример: не малый рыбачий парус - корабли снятся мне.

Повторяющиеся союзы и однородные члены при них

Свою особенность имеют повторяющиеся союзы и знаки препинания при однородных членах, связанных ими. Запятая нужна между соединенными такими союзами однородными членами. Союзы могут быть следующими: "да... да", "и... и", "ни... ни", "либо... либо", "не то... не то", "или... или", "то... то" и др.

Запятая не ставится при соединении повторяющимися союзами "и", "то", "или" перед первым из них в случае, если перечисление начинается с него. Пример: он и в горы ходил, и сидел 2 раза в остроге, и у русских воевал. Однако запятая должна ставиться перед первым из союзов в случае, когда однородный член с ним продолжает уже начавшееся перечисление. Пример следующий: он полюбил густые рощи, тишину, уединение, и звезды, и ночь, и луну.

Запятая не ставится при 2-х однородных членах с одинаковым союзом, если при этом образуется единство, тесно связанное по смыслу. Обыкновенно подобные однородные члены при себе не имеют пояснительных слов. Пример следующий: он ею и дышал и жил. Запятая обычно ставится, когда имеются пояснительные слова. Пример: в вашем сердце есть и прямая честь, и гордость.

Парные группы однородных членов

Союз может попарно соединять однородные члены, и в этом случае между парными группами ставится запятая. Внутри этих пар, напротив, она не нужна. Пример: до нас дошли из бездны времени страдания и радость людские, слезы и смех, гнев и любовь, безверие и вера. В свою очередь парные группы могут соединяться между собой повторяющимся союзом. Приведем следующий пример: среди рек есть и буйные и спокойные, и большие и малые, и медленные и быстрые. Однако запятая не нужна в случае, если 2 однородных члена имеют союзы и образуют группу, тесно связанную по смыслу, которая соединена союзом также с 3-м однородным членом. Пример следующий: Мария была девушка бесстрашная и прямая и по-своему даже жестокая в случаях, если она не любила кого-нибудь (парная группа здесь - "прямая" и "бесстрашная").

Не ставится запятая внутри цельных выражений, которые образованы двумя словами, имеющими противоположное значение, соединеными между собой повторяющимися союзами "ни", "и". Примеры: и стар и млад, и смех и грех, и холод и голод, и так и этак, ни рыба ни мясо.

Двойные союзы и однородные члены при них

Если двойными союзами, такими как "не так... как", "как... так и", "не только... но и", "настолько... насколько", "не столько... сколько", "если не... то", "хотя и... но" соединены однородные члены, то лишь перед 2-й частью союза ставится запятая. Пример следующий: много особенностей есть у Сибири как в людских нравах, так и в природе.

Что такое обобщающее слово?

Обобщающее слово - слово, более широкое по своему значению, объединяющее однородные члены. Чаще всего обобщающими словами служат местоимения типа "каждый", "всякий", "все", "никакой", "ничто", "никто", "всегда", "всюду" и др. Пример: всюду: внизу и вверху - пели птицы. Обобщающее слово является обычно таким же членом предложения, какими выступают и однородные члены. Постановка знаков препинания при однородных членах в случае его наличия имеет свои закономерности.

Двоеточие при обобщающих словах

Перед перечислением различных однородных членов после обобщающего слова нужно двоеточие. Пример: в глубине леса отражались звуки труда: шорох песка, скрежет камня, вскрики, лязг, гудки машин.

Если такие слова, как "например", "а именно", "как то" и др. стоят после обобщающего слова, то между ними следует поставить запятую, а после - двоеточие. Пример: добрые люди жизнь понимали не иначе, как идеалом бездействия и покоя, по временам нарушаемого неприятными случайностями, как то: убытками, болезнями, ссорами.

Если впереди находится обобщающее слово при однородных членах, знаки препинания в этом случае имеют одну особенность. Обычно двоеточие не ставится. Но в научной и деловой речи оно может ставиться, даже если обобщающее слово отсутствует. Пример: на совещании присутствовали (далее перечисляются фамилии); Нужно взять для получения данной смеси (перечисляются составные части).

Постановка тире при обобщающем слове

Перед обобщающим словом после всех имеющихся в предложении однородных членов нужно тире. Пример: гвардейский значок, орден Красной Звезды, ремень портупеи, гимнастерка - все это шло к ней.

В случае, когда перед обобщающим словом после них находится вводное слово ("короче говоря", "одним и др.), перед последним нужно ставить тире, а после - запятую. Пример: в сухой траве, среди насекомых, птиц - словом, везде ощущалось приближение осени.

Если находящиеся после обобщающего слова однородные члены не заканчивают предложения, то двоеточие ставится перед ними, а после - тире. Пример: везде: под ногами, над головой - грохочет, живет железо.

Тире ставится вместо двоеточия в случае, если группа однородных членов выражает собой уточняющее замечание или пояснение. Таким образом, с помощью тире оказываются выделены однородные члены с двух сторон. Пример: миллионы людей - чехов, французов, украинцев, русских, югославов - прошагали вдоль и поперек Европу и увидели фашизм.

Если по условиям контекста после однородных членов с обобщающим словом, предшествующим им, нужна постановка запятой, то после перечисления тире часто опускается. Пример следующий: люди испытали на себе многие стихийные бедствия: засуху, наводнения, пожары, однако это не сломило нашу волю к борьбе с природой.

Итак, мы рассмотрели однородные члены предложения, обобщающие слова, знаки препинания при них. Эту тему лучше всего изучать на практике, рассматривая различные примеры. Так вы отработаете знаки препинания между однородными членами предложения, и их постановка уже не будет вызывать сложностей.

Как правило, однородные члены предложения (далее ОЧП), имеют следующие признаки, по которым их достаточно легко выявить. Во-первых, все они относятся к одному члену предложения, во-вторых, они совершенно равноправны между собой, в-третьих, как правило, они выражены одинаковыми частями речи.

В предложении однородные члены выполняют одинаковую синтаксическую функцию, а на письме в основном выделяются запятыми.

Постановка запятых при однородных членах предложения подчиняется следующим правилам:

1. Если однородные члены не соединены между собой союзами , между ними следует ставить запятую. Например:

  • Отовсюду доносились веселые голоса, радостные песни, шутки.
  • В ее доме всегда было уютно, красиво, светло и сытно.
  • Мужчина с удивлением смотрел на сухие корки, ржавые гвозди, обрывки каких-то бумаг, комья слежавшейся грязи, в беспорядке валявшиеся под его ногами.

Примечание 1. Два и более прилагательных могут считаться однородными только в том случае, если между существительным и каждым из этих прилагательных одинаковые синтаксические и смысловые связи. Например:

  • На хмурых, корявых деревьях тут и там виднелись вороньи гнезда.
  • А я ведь надеялась на то, что все станет лучше, счастливее, веселее.

Однако если первое прилагательное относится непосредственно ко всему словосочетанию, а не только к существительному, в таком случае это не ОЧП. Например:

  • Громко прогудев, мимо промчался тяжелый товарный поезд.
  • Впереди виднелась зеленая березовая роща.

Примечание 2. Два глагола, следующие друг за другом, но по смыслу образующие единое целое, тоже не являются ОЧП. Например:

  • Сядем поговорим, пойду погляжу, давай начинай и т.д.

2. Если ОЧП соединяются посредством противительных союзов «но», «а», «зато», «да» (= «но»), «хотя», то между ними ставится запятая. Например:

  • Не любовь, а ненависть он испытывал в этот миг.
  • Он высказывался редко, но метко.
  • На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов).

3. Если в предложении ОЧП используются с парными союзами «хоть (хотя) - но (а)», «столько же (столь же) - сколько (сколь)», «не столько (не столь) - сколько (сколь)», «как - так и», «не только - но и», «если не - то», то между ними ставится запятая. Например:

  • Я доволен не столько твоей работой, сколько подходом к делу.
  • Не только муравьи, но и пчелы по сути своей являются общественными насекомыми.
  • А я не только впредь не трону здешних стад, но сам за них с другими грызться рад (Крылов).
  • Этот зверь с виду грозен, но безопасен.

4. Если в предложении ОСП используются с повторяющимися союзами «и…и», «да…да», «то…то», «ли-ли», «или-или» и т. п., то между ними ставится запятая. Например:

  • И клены, и осины, и молоденькие березки росли в этом чудесном месте.
  • В хате свет то гас, то вспыхивал снова.
  • Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон (Пушкин).

Примечание 1. Если этими союзами соединены взаимоисключающие друг друга понятия, ставшие уже устойчивыми единицами, то запятая не ставится. Например:

  • ни то ни сё, и так и этак, ни тот ни другой, ни да ни нет, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.

Примечание 2. Если ОЧП представляют собой смысловое единство и соединены при помощи повторяющихся союзов, то запятые между ними не ставятся. Например:

  • Были и лето и осень дождливы (Жуковский).
  • И кошка и собака его любили.

5. Если только несколько ОЧП имеют перед собой повторяющиеся союзы , запятая между ними все равно ставится. Например:

  • Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (Пушкин).
  • Я встретил другую девушку более красивую и веселую, и легкую, и умную.

Если ОЧП распадаются на несколько парных групп, то запятые ставятся только между этими группами, например:

  • Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский).
  • Когда мы были студентами, мы всюду втискивали науку, кстати и некстати, с умыслом и без умысла, искусно и неискусно (Писарев).
  • Я плакала и кричала, страдала и мучилась, звала и тосковала – он не вернулся больше.

1. Однородными являются такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову , отвечают на одни и тот же во- прос, являются одинаковыми членами предложения. Например :
В разрушенном городе уже восстановили (что?) жилые дома, школы, детские сады, больницы.
Однородные члены предложения могут быть связаны только интонацией или с помощью сочинительных союзов и интонационно.

Если однородные члены предложения связаны простыми со- единительными (и, да (= и), тоже, также) или разделительными (или, либо) союзами, запятая не ставится. Если эти союзы являются повторяющимися, то знаки препинания такие же, как при повторяющемся союзе и (см. выше). Если союзы составные (не только - но и, столько - сколько, так - как и; то - то, не то - не то и т. д.), то запятая ставится перед второй частью союза. Например :
У нас в саду растут не только розы, но и гладиолусы.
Если однородные члены предложения связаны противительными союзами (а, но, да (= но), зато), то запятая всегда ставится.
Например:
Вошедшая девушка была невысокая, но очень красивая.

Внимание! Не являются однородными повторяющиеся слова:
Ехал долго-долго. Кроме того, во фразеологизмах типа ни рыба ни мясо, ни свет ни заря запятая никогда не ставится.

2. Однородные члены предложения могут иметь при себе обобщающее слово , которое выражено или местоимением ВЕСЬ, или словом, обозначающим более широкое, родовое понятие по от- ношению к однородным членам предложения. Обобщающее сло- во является тем же членом предложения, что однородные члены предложения. Например :
Книги, музыка, танцы - все это меня всегда интересовало.
В городском парке росли разнообразные деревья: дубы, ивы, березы.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, после него ставится двоеточие.
Например :
В магазине нам предложили разнообразные товары: игрушки, продукты.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, перед ним ставится тире.
Например :
Бунин, Куприн, Солженицын - все эти писатели относятся к возвращенной литературе.
Если обобщающее слово стоит до однородных членов предложения, но ими предложение не заканчивается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов предложения - тире.
Например :
Большинство школьных предметов: литература, русский язык, история - очень близки мне.

3. Однородными являются такие определения, которые характеризуют предмет с одной стороны , произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно поставить союз И. Например :
Мне подарили красные, желтые, розовые розы (все определе- ния характеризуют предмет со стороны цвета).
Кроме того, однородные определения, как правило, выражены качественными прилагательными. Между однородными определениями всегда ставится запятая.
Неоднородными являются определения, которые с разных сторон характеризуют предмет, произносятся без перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и. Например :
Мы подошли к высокому кирпичному дому (высокий - размер, каменный - материал).
Неоднородные определения, как правило, выражены соче- танием качественного и относительного прилагательных, между ними запятая никогда не ставится.

80. Знаки препинания при однородных членах.

1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

2. Однородные члены предложения, соединённые, неповторяющимися союзами:

  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),
  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);
  • Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

  • запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),

Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

  • если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),
  • запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и, хотя и...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

[о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о, и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]

Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи постановки знаков препинания).

1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

2. [о, о, о - О] Дети, старики, женщины - все смешалось в живом потоке.

[о, о, о-вв. сл., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке

3. [О: о, о, о -...] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка - напоминало мне далекие дни детства.

Задачи и тесты по теме "Знаки препинания при однородных членах."

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

ЦЕЛИ:

Учебная: совершенствовать навыки использования правил пунктуации при однородных членах предложения.

Развивающая : развивать способности к сравнению и обобщению, к логическому изложению материала.

Воспитательная : формировать потребность к парной и коллективной работе. Воспитывать патриотическое отношение к родной стране, чувство гордости за свою столицу, уважение е ее историческому прошлому.

Задачи:

  • Систематизировать, обобщить правила использования пунктуационных знаков при однородных членах предложения
  • Отработать навык нахождения однородных членов предложения и расстановки знаков препинания при них.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, текст.

Ход урока

Слово учителя.

Тема нашего урока “Знаки препинания при однородных членах предложения”. Тема для вас не новая, поэтому нам с вами предстоит углубить и систематизировать и укрепить ваши знания. Вам будут предложены различные задания по теме. Наблюдайте, анализируйте, обобщайте накопленные знания и получайте за работу отличные оценки! А работать мы с вами будем на основе текста Е.Осетрова. Это его путевые заметки о нашей прекрасной столице – Москве.

Слайд 2

1) Нынешняя Москва - многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ. (2) Москва не только центр страны незакатного солнца но и часть души каждого из нас .

(3) Свою столицу – раскидистую, размашистую, широкую, с её нескончаемой сутолокой больших улиц, электрическими огнями реклам – мы любим все.

(5) Вера в Москву – характернейшая особенность народного исторического миросозерцания. (6) Москва – земля, Москва – отечество, Москва – Родина, Москва – мир.

(7) «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!» - писал А. С. Пушкин. (8) Ему вторил М. Ю. Лермонтов: «Москва, Москва!... люблю тебя, как сын. Как русский, - сильно, пламенно и нежно!» (9) Владимир Маяковский, не склонный по натуре к чувствительным излияниям, сказал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва». (10) А писатель Леонид Леонов высказал такую мысль: «Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского».

(11) Сердце Москвы – Кремль; прекрасный, вечный и живой, он плывёт по волнам времени, не подверженный усталости и косности. (12) Недаром к бою курантов на Спасской башне прислушивается планета. (13) Для миллионов людей их мелодия стала спутницей жизни, ежеутренним началом рабочего дня. (14) Город не утрачивал блеска своего даже в труднейшую военную годину благодаря поразительной стойкости сограждан-воинов, возвестивших миру: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

15) В Москве бесчисленное множество, я бы сказал, уйма достопримечательностей: государственных, исторических, художественных и всяких иных. (16) Вернее, им нет конца и нельзя их исчислить, но у каждого из нас есть свой любимый уголок, милый сердцу. (17) Для меня это Александровский сад.

(18) Зелёный с лужайками и цветниками торжественный и лирический угол города влекущий к себе и москвича и приехавшего издалека гостя склонного к созерцательности . (19) И птичий гомон и тенистая прохлада и аромат цветов

и скамейки на аллеях всё это вместе с историческими крепостными стенами и башнями напоминает корабль-мир перемещающийся во времени . (20) Поколение за поколением назначают встречу у отлитой с недюжинным искусством решётки с чугунными узорами. (21) В довоенную пору свидание назначали у входа в Александровский преимущественно юные. (22) Теперь и старшие поколения не хотят поступиться красотой встреч возле кремлёвских стен. (23) В победные майские дни сюда приходят герои-ветераны. (24) Встречи участились после того, как возле Арсенальной башни загорелся Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата. (25) Его останки были перенесены из братской могилы, что на 41-м километре Ленинградского шоссе. (26) Над квадратным надгробием начертаны торжественные слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

(27) Александровский сад не столько история, сколько живая жизнь.

(28) Цветы – ярче древних красно-кирпичных стен. (29) Как много встреч объятий радостных слёз помнят эти аллеи лужайки! (30) Прошлое не исчезло – оно присутствует в действительности, как и быстротекущая современность. (31) У подножия Кремля особенно ощущаешь, что время – сплав неразрывного триединства состоящего из прошлого настоящего и будущего.

(По Е. Осетрову)

1. Речевая разминка. Игра “Ассоциации”. (3 мин.)

(Записать слова или словосочетания, которые ассоциируются у вас со словом “МОСКВА” .)

(Возможные ответы учащихся: столица, Москва-река, фестивали, Измайлово, Арбат, Останкино, музеи, Большой театр, Красная площадь, вечный огонь, сувениры, президент, гордость, Сиреневый бульвар, Третьяковская галерея, Театр Мимики и жеста, ёлка в Кремле, Кремль, рынки, взрывы, террористы, бездомные люди, реклама, Бородинская панорама, Коломенское, иностранцы, царь Иван Грозный, Царь-пушка, Царь-колокол, мегаполис, Поклонная гора, множество памятников, московское произношение, самое красивое в мире метро и т.п.)

(Устно составляем предложение) В Москве бесчисленное множество достопримечательностей: ...

Слайд 3

2. Синтаксический разбор.

Нынешняя Москва – многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ.

3. Беседа по вопросам.

Найдите однородные члены предложения.

  • На какие вопросы отвечают?
  • Какими членами предложения являются?
  • Какими частями речи они выражены?
  • Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?
  • Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот же вопрос или на разные?
  • В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?
  • Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?
  • Чем они связаны в предложении?
  • Чем разделяются?
  • Как еще однородные члены могут быть связаны в предложении?

Слайд 4

4. Таблица сочинительных союзов.

Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга

Союзы Примеры
Соединительные (соединяют один однородный член с другим) И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и.. 1. Дни стояли теплые и ласковые.
2. Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет)
3. Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
4. В лесах водятся как зайцы, так и лисы.
5. Она не только работала, но и училась.
Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование) Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся) 1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.
2. Волны то набегали на берег, то отступали.
3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
Противительные (противопоставляют один член другому) А, но, да (=но), зато 1. Мал золотник, да дорог.
2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
3. Казаки вполголоса, но дружно смеялись.

(Учащиеся ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или отсутствие запятой при однородных членах.)

5. Закрепление изученного .

Слайд 5

Играем в “Третий лишний”.

  1. И, зато, а.
  2. А, но, либо.
  3. И, ни-ни, то-то.
  4. Не только…,но и; не то – не то; или.

6. Наблюдаем, анализируем

Слайд 6

Работа с текстом

Анализ предложения 2

(2) Москва не только центр страны незакатного солнца, но и часть души каждого из нас.

Слайд 7

Анализ предложения 4

(4) Любим её строгость и её доброе материнское сердце.

Слайд 8

Анализ предложения 19

(19) И птичий гомон, и тенистая прохлада, и аромат цветов, и скамейки на аллеях – всё это вместе с историческими крепостными стенами и башнями напоминает корабль-мир, перемещающийся во времени.

Слайд 9

Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно .

Делаем вывод:

Слайд 10

7. Закрепление полученных знаний.

1. Найти однородные члены предложения, расставив знаки препинания. Работа по карточкам. Карточки раздаются каждому ученику.

Карточка 1

  1. Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.
  2. Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.
  3. В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.
  4. Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом. Слайд 11 (взаимопроверка)

2. (Устно). Задание классу.

Мелькают мимо будки бабы
Мальчишки лавки фонари
Дворцы сады монастыри
Бухарцы сани огороды
Купцы лачужки мужики
Бульвары башни казаки
Аптеки магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин)

3. Работа в парах. Запишите предложения, в которых не поставлены знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие), подготовьтесь к защите

  1. Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.
  2. Ум имей хоть маленький но свой.
  3. Видны и лес и поле и река.
  4. Ветер то дунет то замрёт.
  5. Видны заводы верфи мачты пароходов бледное небо. (Объяснить значение слова верфь.)
  6. В небе показался не то коршун не то ястреб.
  7. Мала победа да своя.

Заслушиваем объяснения.

4. Объяснительный диктант. (дополнительное задание)

Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча… У неё есть своя душа, своя жизнь. Каждый её камень хранит жизнь, надпись, начертанную временем, богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота, поэта. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой.
Наша древняя столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Нет! Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению. (М.Ю. Лермонтов “Панорама Москвы”)

8. Домашнее задание (работа с текстом; задание на листках)

  1. Сформулируйте тему текста __________
  2. Определите идею текста __________
  3. Найдите однородные члены предложения и расставьте знаки препинания среди предложений 18, 29, 31.
  4. В предложениях 16-19 найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом __________
  5. Из предложения 14 выпишите предлоги __________
  6. Среди предложений 17-31 найдите сложное предложение, в котором одна из частей является односоставной определенно-личной. Напишите его номер