Болезни Военный билет Призыв

Спецификация итоговой работы для выпускников начальной школы. Обобщённый план варианта КИМ. По окружающему миру

Цель работы Одним из планируемых результатов обучения в начальной школе является способность учащих- ся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: - комплекса знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информаци- онных сис темах; - умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; - обобщённых способов деятельности; - коммуникативных умений. В связи с этим целью комплексной итоговой работы является оценка уровня сформирован- ности учебной компетентности выпускников начальной школы, т. е. их способности работать с ин- формацией, представленной в различной форме (литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебно-практические и учебно-познавательные зада- чи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных дей- ствий. Сформированные умения и навыки учебной деятельности являются основой для продолже- ния образования в основной школе.

Структура и содержание работы В соответствии с целью работы её структура и содержание определяются двумя междисци- плинарными программами: «Чтение. Работа с текстом» и «Программа формирования универсаль- ных учебных действий». Для итоговой оценки в программе «Чтение. Работа с текстом»1 выделяются следующие три блока учебных действий (умений): - блок «Поиск информации и понимание прочитанного»: находить в тексте конкретные сведе- ния, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; - блок «Преобразование и интерпретация информации»: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать неслож- ные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос; - блок «Оценка информации»: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о про- читанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта


подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Каждый из перечисленных блоков может быть включён в комплексную работу как объект итого- вой оценки. Очевидно, что все планируемые результаты, входящие в данную программу, не могут быть охвачены формализованной итоговой оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На итоговую оценку выносятся только умения, которые необходимы для продолжения обучения в основной школе и которые можно проверить в рамках письменной работы. Время завершения обучения в начальной школе характеризуется тем, что происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разно- го содержания. Содержание части текстов не должно выходить за пределы жизненного опыта вы- пускников начальной школы. Однако бо2льшая часть текстов должна включать разнообразные учеб- ные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе ученикам предстоит работать именно с такими текстами. Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для комплексной оценки выбраны следующие группы действий: - в сфере регулятивных универсальных учебных действий - способность принимать и сохра- нять учебную задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролиро- вать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - в сфере познавательных универсальных учебных действий - использовать знаково-симво- лические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - в сфере коммуникативных универсальных учебных действий - адекватно передавать инфор- мацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предмет- ное содержание и условия деятельности в речи. Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универ- сальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе, что позволит получить интегрированную оценку уровня сформированности учебной компетентности. Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каж- дом задании предлагается одна ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий. Для данной комплексной итоговой работы было разработано 7 отдельных комплексных зада- ний.

Как видно структура вариантов не является параллельной. Нет точного соот- ветствия между заданиями, стоящими под одними и теми же номерами в двух вариантах (см. план комплексной итоговой работы). Такой подход к формированию вариантов (его можно назвать сба- лансированным) является наиболее оптимальным для оценки учебной компетентности. Варианты работы состоят из двух частей, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых междисциплинарных программ. Выполнение заданий в каждом варианте предполагает использование основных метапредметных умений и способов действий, а также предметных знаний и умений, сформированных у учащихся началь- ной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира), требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится». При видимом структурном и содержательном отличии вариантов на этапе разработки обеспе- чена их равноценность по статистическим характеристикам.

Характеристика заданий Особенности оценки сформированности комплексных умений работы с информацией, а также универсальных учебных действий определяют характеристики заданий, которые используются в работе. В основе каждого комплексного задания лежит реальная ситуация, представленная в тек- стах разного типа: сплошных и несплошных (таблицах, рисунках и др.). В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выде- лить следующие типы заданий: - задания с выбором одного или нескольких правильных ответов; - задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова (слов) на отведённом месте, указать местоположение предмета); - задания со свободным развёрнутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу, сделать рисунок). Распределение заданий с учётом формы представления ответа приведено в таблице 2. Следует обратить внимание на то, что для каждого комплексного задания были разработаны именно те формы и модели заданий, которые наиболее адекватно позволяют оценить проверяемое умение или способ действий. Исследования показывают, что в данном возрасте учащиеся с одинаковым уровнем подготовки почти с одинаковым успехом справляются со всеми типами заданий (с выбо- ром ответа, кратким ответом или развёрнутым ответом).

Особенностью заданий, которые используются в данной работе, является их ориентация не только на констатацию сформированности отдельных умений, но и на диагностику качества овла- дения данным умением, а также на выявление недочётов или ошибок учащихся. Эта особенность или реализована при подборе дистракторов (неправильных ответов) для заданий с выбором от- вета, или заложена в шкале и критериях оценивания заданий с кратким или развёрнутым отве- том. Разработанные шкалы оценивания для заданий позволят учителю составить представление о полноте и правильности ответа, об уровне сформированности умения (устойчивом или неустойчи- вом), выявить недочёты в подготовке каждого ученика.

Время выполнения Для оценки учебной компетентности выпускников начальной школы требуется включение в работу достаточно большого числа разнообразных заданий, построенных на основе разных тек- стов и ситуаций. Одного урока для адекватной оценки учебной компетентности недостаточно. Исследования показывают, что оптимальным временем для достижения поставленной цели, с учё- том возрастных особенностей выпускников начальной школы, является 90 мин. Поэтому на выпол- нение всей комплексной работы отводится 2 урока с перерывом в 10-15 мин. Время выполнения каждой части составляет один урок (40 мин). Выполнение отдельных комплексных заданий зани- мает от 10 до 40 мин.

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом Комплексные итоговые работы проводятся на основе стандартизированного инструментария, который прошел апробацию на выборке учащихся, представляющих разные типы и виды образо- вательных учреждений, расположенных как в городской, так и в сельской местности (далее - вы- борка стандартизации). В связи с этим можно говорить о нормах выполнения выпускниками на- чальной школы (учащимися 4 класса) как отдельных заданий, так и работы в целом. Выполнение отдельных заданий оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и ка- чества ответа. Максимальный балл за выполнение задания зависит от его структуры, уровня слож- ности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осу- ществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы. За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа зада- ний. За выполнение заданий с выбором нескольких ответов может быть выставлено от 0 до 3 бал- лов. За выполнение заданий с кратким или развёрнутым ответом ученик также может получить от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка выполнения заданий со свободным развёрнутым ответом ведётся с соблюдением сле- дующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведён ответ, не относя- щийся напрямую к данной задаче, задание считается выполненным частично.

Правильные ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом, решения заданий с раз- вёрнутым ответом и описание полных и частично верных ответов на эти задания приводятся в разделе «Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы». Выполнение учащимся работы в целом оценивается итоговым баллом. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика по 100-балльной шкале как процент от максимального балла за выполнение заданий всей работы. Принятый в статистике минимальный критерий освоения учебного материала находится в пре- делах от 50 до 65% от максимального балла. В зависимости от степени введения стандарта (планируемых результатов) в практику началь- ной школы каждая школа устанавливает свой минимальный балл. Для первого этапа введения комплексных работ можно ограничиться минимальным критерием в 40% от максимального бал- ла. В этом случае минимальный критерий выполнения комплексной работы составит 20 первичных баллов. Вывод по результатам выполнения комплексной работы делается с учётом полученного балла. Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже задан- ного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой под- готовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных пред- метов в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный крите- рий освоения учебного материла (от 20 до 37 баллов), то можно сделать вывод о том, что уча- щийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продол- жения образования на следующей ступени, на уровне правильного выполнения основных учебных действий. Если ученик набрал от 38 до 50 баллов, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями на повышенном уровне, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Назначение КИМ

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений за курс математики начальной школы . С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимся основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика», а также достижения метапредметных планируемых результатов, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета.

Документы, определяющие содержание КИМ

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с. (с. 60-63, 137-139, 180-182);

    Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с. (с. 57-69);

    Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с. (с. 46-104).

На основании этих документов и материалов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика». Этот перечень (см. Кодификатор) используется в качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества начального образования (оценки индивидуальных достижений учащихся).

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Основная цель итоговой проверочной работы, проверяемые умения, содержание и тип заданий определялись с учетом целей изучения математики, сформулированных в стандарте. Учитывались также основные подходы к оценке подготовки выпускников начальной школы, разработанные с расчетом на обеспечение достижения планируемых результатов обучения математике 1 .

Изучение математики в начальной школе направлено на математическое развитие младшего школьника, освоение основных начальных математических знаний, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. Оценить сформированность этих качеств можно на основе результатов решения учащимися разнообразных задач. Поэтому основной целью итоговой работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами математики.

С учетом этих целей предлагаются следующие подходы к созданию итоговых работ для проведения оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы.

1) Содержание заданий должно обеспечивать проверку овладения планируемыми результатами стандарта общего начального образования, зафиксированными в рубриках «Выпускник научится» в каждом из разделов курса математики начальной школы: «Числа и вычисления», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Полнота проверки математической подготовки учащихся обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале каждого из этих разделов.

2) В заданиях, включенных в работу, должны быть представлены учебные или жизненные ситуации, которые нужно разрешить средствами математики, используя полученные знания.

3) В работу целенаправленно не включаются задания на прямое использование известных алгоритмов действий и правил. Так, например, демонстрационный вариант работы не содержит привычных формулировок «Вычисли…», «Выполни деление…», «Найди значение…» с указанием на выполняемое действие, так как в рамках новой технологии обеспечения достижения планируемых результатов функция отслеживания процесса формирования и развития алгоритмических умений возлагается на текущий и тематический контроль. Арифметические умения выпускников проверяются опосредованно при выполнении различных заданий, в которых они служат средством решения поставленной проблемы (например, для решения задачи надо выбрать соответствующее арифметическое действие и выполнить его). Вообще, проверка многих планируемых результатов проводится с помощью текстовых задач (например, умений алгоритмического характера, умения устанавливать закономерности, работать с величинами, способности планировать ход решения, работать с информацией, проверять истинность утверждения). Поэтому в варианте работы заданий, составленных на материале раздела «Работа с текстовыми задачами», должно быть больше по сравнению с другими разделами курса.

4) Для обеспечения полноты проверки уровня учебных достижений учащегося работа должна содержать задания разного уровня сложности – базового и повышенного.

При этом необходимо, кроме проверки на базовом уровне овладением предметных планируемых результатов, обеспечить овладение такими важнейшими умениями, как математически грамотно записать решение или объяснение полученного ответа в учебной и практической задаче, работать с несложной информацией, представленной в разной форме (текст, схема, таблица, рисунок, диаграмма).

Задания повышенного уровня, составленные на основе планируемых результатов раздела «Выпускник научится», отличаются тем, что от ученика потребуется либо воспользоваться имеющимися у него умениями из разных разделов курса, применить изученные знания в нестандартной ситуации (например, пользоваться понятиями, правилами, алгоритмами, использование которых неочевидно в предложенной ситуации), проявить конкретные умения метапредметного характера: понимать и анализировать условие задания и поставленный вопрос, понимать и использовать в решении информацию, представленную в разной форме (текст, схема, таблица, рисунок, диаграмма), выбирать способ решения из нескольких изученных или разрабатывать самому, контролировать полноту выполнения задания, учитывать при решении все условия, указанные в тексте задания и др.

5) Каждый вариант работы должен обеспечивать полноту проверки овладения большинством – хотя бы около 70% – контролируемых планируемых результатов из 23, представленных в кодификаторе в рубриках «Выпускник научится».

6) Опыт составления подобных работ показывает, что для обеспечения достаточно полной проверки овладения большинством планируемых результатов работа должна включать не менее 20 заданий, различающихся по тематике и уровню сложности. Это позволит учащимся продемонстрировать в ходе выполнения заданий разные виды познавательной математической деятельности, владение которыми характеризует достижение проверяемых результатов обучения на базовом или повышенном уровне. Так, например, в Демонстрационном варианте полнота проверки обеспечивается включением в него 20 заданий, которые проверяют на базовом или повышенном уровне около 87% (20 из 23) планируемых результатов из блока «Выпускник научится» (см. ниже «План Демонстрационного варианта работы»).

7) При распределении заданий работы по уровням сложности следует иметь в виду, что возможны различные уровни овладения планируемыми результатами, включенными в блок «Выпускник научиться». Прежде всего, важно зафиксировать наличие у учащегося базовой математической подготовки, обеспечивающей возможность успешного продолжения обучения в основной школе. В качестве критерия, позволяющего судить о наличии такой подготовки, используется успешное выполнение учащимися заданий, проверяющих освоение планируемых результатов с помощью соответствующих заданий базового уровня сложности. Возможность получения объективных результатов при использовании этого критерия обеспечивается при включении в работу достаточного количества заданий базового уровня. Опыт показывает, что использование указанного критерия целесообразно, если около 75% заданий работы имеют базовый уровень сложности. Таким образом, в работе из 20 заданий должно быть не менее 15 заданий базового уровня, составленных на материале всех разделов курса математики начальной школы. Остальные задания должны иметь повышенный уровень сложности. Эти задания также следует составить на материале разных разделов курса, чтобы учащийся мог проявить более высокий уровень своей подготовки на том материале, которым им лучше усвоен.

В период введения новых стандартов очень важно определить наличие у выпускника начальной школы базовой подготовки, обеспечивающей успешность дальнейшего обучения. Поэтому в Демонстрационном варианте предлагаются 80% заданий (16 заданий) базового уровня и 20% (4 задания) – повышенного уровня, что способствует повышению объективности индивидуальной оценки достижения учащимся базового уровня подготовки по курсу начальной школы.

8) Чтобы дать возможность каждому учащемуся приступить к заданиям базового уровня их надо разместить в начале текста работы, а задания повышенного уровня поместить в конце.

9) Работа должна вызывать интерес у учащихся. Поэтому тексты заданий должны содержать разнообразные сюжеты, интересные для учащихся данного возраста, а сами задания различаться по формату.

10) В работу нужно включать задания разного типа, определяемого требуемой формой ответа:

– с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов,

– с выбором нескольких верных ответов из 5 предложенных,

– с записью краткого ответа, где требуется записать результат выполненного действия (цифру, число, величину, выражение, несколько слов или сделать рисунок);

– с записью развернутого решения или объяснения полученного ответа. Например, развернутое решение текстовой задачи может быть записано по вопросам, по действиям или с помощью числового выражения. Объяснение может быть представлено либо в виде развернутого решения (как в текстовой задаче), либо в виде действий и рассуждений, либо в виде рассуждений.

Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется особенностями проверяемого раздела содержания и планируемого результата. С целью экономии времени предпочтение следует отдавать заданиям с выбором ответа и заданиям с кратким ответом. Отметим, что задания с кратким ответом не провоцируют учащихся на совершение ошибок (предлагая неверные ответы) при неуверенности в своих знаниях и тем самым способствуют проявлению учащимися большей самостоятельности при выполнении заданий и повышению объективности результатов проверки. В то же время задания с выбором ответа позволяют проверить наличие такого метапредметного умения, как самоконтроль при выборе верного ответа из предложенных вариантов.

11) В связи с необходимостью контроля и диагностики всего блока планируемых результатов «Выпускник научится», считаем целесообразным работу для индивидуальной оценки подготовки учащихся разрабатывать в нескольких вариантах, отвечающих следующим условиям;

– каждый вариант составляется таким образом, чтобы обеспечить проверку овладения вопросами содержания из каждого из шести основных разделов курса математики начальной школы и контролировать овладение большинством – хотя бы около 70% – всего блока планируемых результатов «Выпускник научится» на базовом или повышенном уровнях;

– в целом все варианты работы должны обеспечивать проверку на базовом и повышенном уровнях всех планируемых результатов, представленных в блоке «Выпускник научится»;

– варианты должны быть равноценны по сложности для обеспечения равных возможностей при получении учащимися индивидуальной оценки.

Структура КИМ

Согласно поставленной цели по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы. То есть предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой математической подготовки, она включает 16 заданий базового уровня сложности (№№ 1-16). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 17-20) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня. Для выполнения заданий не требуется выполнять громоздкие вычисления, что позволяет значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на проявление учащимся понимания изученных понятий и методов и способности их применения для решения поставленных задач.

Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимся, позволит учителю не только содержательно интерпретировать продемонстрированный учащимся уровень овладения проверявшимися знаниями и умениями, но и сделать обоснованное заключение о достижении им проверявшихся планируемых результатов на базовом или повышенном уровне. Эта информация дает возможность педагогам делать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях адаптационного периода обучения в 5 классе не только для отдельного ученика, но и для класса в целом. На этой основе может быть охарактеризована готовность выпускника начальной школы к продолжению обучения в основной школе.

В работе предлагаются комплексные задания повышенного уровня, для разрешения которых требуется в малознакомой или незнакомой (новой) ситуации применить знания, полученные при изучении разных разделов курса; учитывая особенности предложенной ситуации, привести объяснение истинности некоторого утверждения; читать и интерпретировать информацию, представленную в разной форме (текст, таблица, диаграмма).

В работе используются четыре типа заданий: с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (4 задания – №№ 1, 5, 7, 8), с выбором верных ответов из 5 предложенных (1 задание – №11), с кратким ответом (11 вопросов – 2-4, 10, 12-18), когда требуется записать результат выполненного действия (цифру, число, величину, выражение, несколько слов), и с записью решения (2 задания – №№ 6, 19) или объяснения полученного ответа (2 задания – №№ 9, 20). Приведенные выше данные распределения заданий работы по типам показывают, что предпочтение целенаправленно отдано заданиям с выбором ответа и кратким ответом. Это позволило включить в работу достаточно большое количество заданий и тем самым повысить объективность результатов мониторинга.

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

а) В таблице 2 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания

Таблица 2

Число заданий в работе

1. Числа и величины

3 (№ 2, 3, 18)

2. Арифметические действия

3. Работа с текстовыми задачами

7 (№ 6, 8, 12, 14, 17, 19, 20)

4. Пространственные отношения.

Геометрические фигуры.

5. Геометрические величины

3 (№ 1, 15, 16)

6. Работа с информацией

Информация, приведенная в плане работы (см. ниже), показывает, что включенные в неё задания позволяют проверить овладение 20 из 23 планируемых результатов на базовом или повышенном уровне, что составляет около 87% блока «Выпускник научится». Наибольшее количество заданий по блоку «Работа с текстовыми задачами» объясняется тем, что при их выполнении привлекаются знания и умения, формируемые при изучении материала из всех других блоков содержания. Этот подход позволил обеспечить охват материала различных разделов курса. Поэтому результаты выполнения работы дают возможность выявить темы, вызывающие наибольшую и наименьшую трудность в усвоении выпускниками начальной школы, установить типичные ошибки учащихся. Эта информация позволит выявить наличие методических проблем в организации изучения материала различных разделов курса.

б) Умения и способы познавательной деятельности , контролируемые с помощью демонстрационного варианта, представлены в плане демонстрационного варианта работы (см. ниже план работы).

в) В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности в демонстрационном варианте работы.

Таблица 3

Целенаправленное включение в работу достаточно большого количества заданий базового уровня сложности позволяет обеспечить полноту проверки достижения учащимся планируемых результатов, являющихся основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе.

Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении курса математики в основной школе. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся выбор проявить более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Задания базового уровня, представленные в любом формате, оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой шкале.

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. В работу включено только одно задание повышенного уровня, которое наряду с двумя вопросами включает требование записи решения поставленной задачи. Подобное задание оценивается от 1 до 3 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения четвероклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе. В рамках данного проекта «Оценка качества начального образования» в период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в демонстрационном варианте таких заданий 16, то 10 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 10 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу математики начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-16 баллов (максимальный балл равен 16) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

– для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;

– для заданий повышенной сложности – 3 минуты.

На выполнение всей работы отводится 1 урок.

План варианта КИМ

Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность;

ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов);

РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).

Назначение итоговой работы

Назначение данной работы – осуществить объективную оценку индивидуальных учебных достижений учащихся за курс математики начальной школы . С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимся основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика», а также достижения метапредметных планируемых результатов, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета.

Документы, определяющие содержание итоговой работы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 000);

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. ]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с. (с. 60-63, 137-139, 180-182);

3. Планируемые результаты начального общего образования / (, и др.); под ред. , . – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с. (с. 57-69);

4. Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (, и др.); под ред. , . – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с. (с. 46-104).

На основании этих документов и материалов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика». Этот перечень (см. Кодификатор) используется в качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества начального образования (оценки индивидуальных достижений учащихся).

Подходы к отбору содержания, разработке структуры итоговой работы

а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания в демонстрационном варианте работы.

Таблица 1

Информация, приведенная в плане работы (см. ниже), показывает, что включенные в неё задания позволяют проверить овладение 19 из 23 планируемых результатов на базовом или повышенном уровне, что составляет около 83% блока «Выпускник научится». Задания составлены на материале всех 6 разделов курса математики начальной школы. Значительное количество заданий по блоку «Работа с текстовыми задачами» объясняется тем, что при их выполнении привлекаются знания и умения, формируемые при изучении материала из других блоков содержания.

Этот подход позволил обеспечить охват материала всех разделов курса. Поэтому результаты выполнения работы дают возможность выявить темы, вызывающие наибольшую и наименьшую трудность в усвоении выпускниками начальной школы, установить типичные ошибки учащихся. Эта информация позволит выявить наличие методических проблем в организации изучения материала различных разделов курса.

б) Умения и способы познавательной деятельности , контролируемые с помощью демонстрационного варианта, представлены в плане этого варианта (см. ниже План демонстрационного варианта работы).

в) В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в вариантах работы.

Таблица 2

Распределение заданий по уровню сложности в вариантах работы

Целенаправленное включение в работу достаточно большого количества заданий базового уровня сложности позволяет обеспечить полноту проверки достижения учащимся планируемых результатов, являющихся основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе.

Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении курса математики в основной школе. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся выбор проявить более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно.

Общие подходы к оценке выполнения заданий работы и работы в целом

Задания базового уровня, представленные в любом формате, оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой шкале.

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается далее в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения четвероклассником уровня обязательной базовой подготовки. В рамках данного проекта «Оценка качества начального образования» в период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в демонстрационном варианте таких заданий 16, то 10 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 10 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу математики начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-16 баллов (максимальный балл равен 16) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.

Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимся, позволит учителю содержательно интерпретировать продемонстрированный учащимся уровень овладения проверявшимися знаниями и умениями. Эта информация дает возможность педагогам делать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях адаптационного периода обучения в 5 классе не только для отдельного ученика, но и для класса в целом. На этой основе может быть охарактеризована готовность выпускника начальной школы к продолжению обучения в основной школе.

Время выполнения варианта итоговой работы

Примерное время на выполнение заданий в среднем составляет:

– для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;

– для заданий повышенной сложности – 3 минуты.

На выполнение всей работы отводится 1 урок (45 минут), включая

и организационную часть.

План демонстрационного варианта итоговой работы

Ниже представлен план демонстрационного варианта работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность;

ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, величины, выражения, одного или нескольких слов, рисунка); РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).

Таблица 3.

План демонстрационного варианта итоговой работы

зада-ния

Проверяемое знание/умение

Планируемый результат

Тип задания

Максим. балл

Геометрические величины

Решать практическую задачу, связанную с оценкой геометрической величины.

Работа с текстовыми задачами

Находить величину по ее доле в предложной практической ситуации

Различать пространственные геометрические фигуры, находить все фигуры, имеющие форму цилиндра, независимо от их расположения на плоскости

Работа с текстовыми задачами

Понимать смысл характеристик движения (скорость, расстояние); применять знание зависимости между характеристиками движения.

Числа и величины

Применять знание позиционной записи при сравнении чисел

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Распознавать изученные геометрические фигуры (четырехугольники, треугольники). Находить все четырехугольники, обладающие заданным свойством (имеющие прямой угол).

Работа с информацией

Понимать значение слов «каждый», «некоторые»; применять представления о свойствах геометрических фигур (треугольников) для оценки истинности математических утверждений

Числа и величины

Устанавливать правило и продолжать последовательность чисел.

Арифметические действия

Понимать математическую терминологию, выбирать арифметическую модель числового выражения по текстовому описанию

Арифметические действия

Понимать суть предложенной практической ситуации с точки зрения отношений между заданными числами, производить действия с числами, контролировать выполнение двух условий

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Выполнять построение (на листе в клетку) прямоугольника с заданными свойствами, используя при этом знания о периметре прямоугольника для нахождения длины его неизвестной стороны

Работа с текстовыми задачами

Проверять ход решения задачи с точки зрения соответствия описания сюжетной ситуации (учет всех условий) и логики решения арифметической задачи (2 действия)

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Находить реальные предметы, имеющие ту же форму, что и предложенные модели пространственных геометрических фигур (куба и шара).

Геометрические величины

Применять знание смысла понятия «периметр» в практической ситуации для ответа на вопрос задачи, записывать объяснение ответа

Геометрические величины

Измерять длину предмета в заданных единицах с опорой на алгоритм измерения отрезка

Числа и величины

Решать практическую задачу на выбор из заданного множества всех чисел, обладающих заданным свойством.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Ориентироваться в пространстве и на соответствующей схеме, находить два решения задачи

Работа с текстовыми задачами

Понимать практическую ситуацию, описанную в задаче, моделировать ее, получать результат и объяснять его

Базовых - 16

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы для выпускников начальной школы по русскому языку (для оценки индивидуальных достижений обучающихся )

Назначение КИМ

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык».

Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка.

Документы, определяющие содержание КИМ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 215 с.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / составитель Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа [Текст]. – М. : Просвещение, 2010. – 400 с.

Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ

На основании перечисленных документов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология. Русский язык. Родной язык» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).

В кодификатор включены планируемые результаты.

Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов, работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение четвероклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).

Необходимо отметить, что достижения по разделу «Правописание» кроме данной работы, будут проверяться еще одной работой, включающей в себя списывание. Данная форма проверки более адекватно оценивает основные планируемые результаты по разделу «Орфография»: безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Распределение заданий КИМ по содержанию и уровням сложности

В таблице 1 приведено распределение заданий в работе по основным разделам программы. Работа сконструирована таким образом, чтобы обеспечить проверку всех групп умений, выделенных в кодификаторе.

Цель итоговой работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.

Из 18 заданий проверочной работы 13 заданий относятся к базовому уровню сложности, 5 заданий – к повышенному уровню. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.

В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, с выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных, задания с кратким ответом, с развернутым ответом (списывание текста).

На выполнение заданий отводится 40 минут, инструктаж перед работой занимает не более 5 минут. Таким образом, проведение контрольной работы рассчитано на один урок 45 минут.

Общий план варианта КИМ приведён в таблице 3.

Таблица 1

Распределение заданий по содержанию и уровням сложности

1в. Оленька, лестница.

2в. Солнце, пальто.

3в. Сердце, стрельба.

Характеризовать звуки русского языка: согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие.

1 балла - выбраны правильно три слова

0 баллов - любой другой вариант

1в. Станок, жертва, парашют.

2в. Ширма, старшина, мотоцикл.

3в. Шёпот, циклон, журнал.

1 балл - выбран только правильный ответ

1в. Ветер, гусли, зубы, лисица, ремень, рукав, танец.

2в. Битва, газета, колхоз, лентяй, линейка, металл, обрыв.

3в. Верба, гордость, ёлочка, космонавт, кукушка, лисица, октябрь.

1 балл - таблица заполнена правильно

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в.

окно

кашпо

молоко

такси

пень

эскимо

стекло

2в.

Склоняемые имена существительные

Несклоняемые имена существительные

ведро

пальто

утро

шоссе

письмо

кофе

лось

3в.

Склоняемые имена существительные

Несклоняемые имена существительные

сено

кафе

рояль

кино

зеркало

домино

конь

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в. Кукушка, кукушонку ИЛИ кукушка, кукушонок.

2в. Черепашек, черепашонка.

3в.Вороны, воронёнок, проворонила.

1балл -выбран правильный ответ

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в. Замазка.

2в.Пробежка.

3в.Записка.

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

1 балл - за каждое правильно составленное слово

1в. Придворный, повозка.

2в.пригородный, переписка.

3в. Загородный, покупка.

1балл - задание выполнено правильно

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в. С корабля(м.р., ед.ч., р.п.),

в воздух(м.р., ед.ч., в.п.),

вертолёты (м.р., мн.ч., им.п.).

2в. Лучи(м.р., мн.ч., им.п.), солнца(ср.р., ед.ч., р.п.),

степь(ж.р., ед.ч., вин.п.).

3в. На столе(м.р., ед.ч., пр.п.), чашка(ж.р., ед.ч., им.п.),

с молоком(ср.р., ед.ч., тв.п.).

1 балл - все три слова подчёркнуты и записаны в таблицу правильно

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в. В м.р. – ненаглядный, тёплом; в ж.р.- нарядной.

2в. В м.р. - усталый, в ж.р. - яркая, медовая.

3в. В м.р. - загадочный, в ж.р.- новая,

в ср.р.- письменного

Определять спряжение глаголов.

1 балл - задание выполнено без ошибок

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в. упуст и шь ( II спр.), не наверстаешь (I спр.).

2в.Вылетит( II спр.),

не поймаешь ( I спр.)

3в. Погонишься( II спр.), не поймаешь (I спр.)

Определять лицо и число глаголов.

1балл - задание выполнено правильно

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в. Обидит.

2в. Смотрит.

3в. Дышит.

1балл - задание выполнено правильно

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в. Зима.

Берёза скинула свои листочки.

2в.Утро.

Тихая тёплая заря занималась над землёй.

3в. После дождя на небе появилась яркая радуга.

Смеркалось.

Находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

1балл - задание выполнено правильно

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в. Тихий (прил.) ветерок (сущ.) пролетел (гл.) над(пр.) вершинами(сущ.) деревьев(прил.).

2в. С(пр.) шелестом(сущ.) падали (гл.) с(пр.) тополей(сущ.) сухие(прил.) листья (сущ.).

3в. Ребятишки (сущ.) собирали (гл.) осенние(при.) листья(сущ.) в(пр.) букеты(сущ.).

1 балл - задание выполнено правильно

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в. Поднялась большая серая туча и закрыла полнеба.

2в. Друзья вошли в дверь и очутились в большом зале.

3в. Синичка сидела на ветке в трёх шагах и попискивала.

Находить главные и второстепенные устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;

2 балла - задание выполнено правильно

1 балл - допущена одна ошибка

0 баллов - любой другой вариант выполнения

Свободный ответ.

Предложения должны соответствовать схеме:

1в. Определение , дополнение , подлежащее , сказуемое , дополнение .

2в. Подлежащее , сказуемое , определение , дополнение , дополнение.

3в. Обстоятельство , подлежащее , сказуемое , определение , дополнение.

Проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

2 балла - в тексте найдено

1 балл - в тексте найдено5-7 ошибок

0 баллов - любой другой вариант выполнения

1в., 2в.,3в.: найти и исправить 8 ошибок

1балл - задание выполнено правильно

0 баллов - любой другой вариант выполнения

Свободный ответ.

Озаглавить текст.

Составить план текса из 3-5 пунктов.

2 балла - текст списан без ошибок и исправлений

1балл - при списывании допущена 1ошибка и два исправления или две ошибки

0 баллов - любой другой вариант выполнения

Текст списан без ошибок.

Условные обозначения:

ВО - выбор ответа; КО - краткий ответ; РО - развёрнутый ответ.

Таблица 3

Обобщённый план варианта КИМ

Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

П.1.3

Базовый

2 мин

1 балл

Состав слова (морфемика)

Различать изменяемые и неизменяемые слова .

П.2.1

Базовый

3 мин

1 балл

Состав слова (морфемика)

Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

П.2.2

Базовый

1 мин

1 балл

Состав слова (морфемика)

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

П.2.3

Базовый

1 мин

1 балл

Состав слова (морфемика)

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

П.2.3

Повышенный

2 мин

2 балла

Морфология

Определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение

П.3.1

Базовый

2 мин

1 балл

Морфология

Определять род имен прилагательных.

П.3.2

Базовый

1 мин

1 балл

Морфология

П.3.3

Базовый

1 мин

1 балл

Морфология

Определять грамматические признаки глаголов – спряжение, лицо, число.

П.3.3

Повышенный

3мин

1 балл

Синтаксис

Различать предложение, словосочетание, слово.

П.4.1

Базовый

1 мин

1 балл

Синтаксис

Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; определять части речи.

П.4.3

Базовый

2 мин

1 балл

Синтаксис

Выделять предложения с однородными членами.

П.4.4

Базовый

1 мин

1 балл

Синтаксис

У станавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

П.4.2

Повышенный

3 мин

2 балла

Орфография и пунктуация.

Проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки; применять правила правописания (в объёме содержания курса).

П.5.3

П.5.1

Повышенный

3мин

2 балла

Развитие речи

Самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста.

П.6.1

Базовый

4 мин

1 балл

Орфография и пунктуация.

Безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов.

П.5.2

Базовый

7 мин

2 балла

(базовый уровень - 14б.;

повышенный -

Обучающийся справился с работой, если он набрал 50% от максимального балла за задания базового уровня сложности. Отметка выставляется с учетом выполнения заданий, как базового, так и повышенного уровня и определяется на основе максимального балла за всю работу. Если максимальный балл за работу составляет 22, а максимальный балл за выполнение заданий базового уровня сложности 14, то выставление отметок осуществляется следующим образом (таблица 4):

Таблица 4

Цифровая

отметка

Уровневая шкала

17-22

Повышенный

12-16

Базовый

7-11

Недостаточный

Демонстрационный вариант работы по математике разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения, разработанными в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования. Подходы к разработке содержания и структуры данного варианта представлены в спецификации работы.


    При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что включённые в него задания, не отражают всех планируемых результатов, достижение которых будет проверяться с помощью вариантов КИМ. Полный перечень элементов, которые могут контролироваться , приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников начальной школы по математике в рубриках «Выпускник научится» по каждому разделу курса. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность получить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности, а учащимся также приобрести опыт распределения времени, отведенного на выполнение заданий итоговой работы.

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру , которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведенном для этого месте.

В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа.

Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время , можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

На выполнение работы дается 1 урок.

1. Коля измерил высоту конуры своей собаки. Какой результат он мог получить?

2. Какие цифры нужно написать вместо знака  в неравенстве

738
Ответ:

3. Впиши следующее число последовательности

630, 540, 450, 360, ______

4. Первое упоминание о городе Москве было в 1147 году. Сколько лет исполнится Москве в 2012 году?

Ответ: лет.

5. Автомат упаковывает ракетки для бадминтона, по 2 ракетки в каждую упаковку. За час автомат упаковал 2014 ракеток. Сколько упаковок изготовил автомат?

6. В туристической поездке Андрей сделал 70 фотографий. Он сделал
на 10 фотографий меньше, чем его брат. Смогут ли братья разместить все свои фотографии в альбоме , который вмещает 140 фотографий? Запиши решение и ответ.


Ответ:

7. У Иры было 200 рублей. Она купила пачку из 20 одинаковых тетрадей и получила в кассе сдачу 60 рублей. Сколько стоила одна тетрадь?

8. Для изготовления двух ёлочных гирлянд использовали 120 одинаковых лампочек. Сколько таких лампочек потребуется для изготовления 16 точно таких же гирлянд? С помощью какого выражения можно решить эту задачу?

2) 120  2 + 16

3) 120: 2  16

4) 120  2 16

9. В таблице указано количество велосипедов и колясок, которые выпустил завод «Малыш» за два месяца.

Верно ли, что в августе выпустили менее 80 тысяч штук велосипедов?

Запиши ответ и объясни его.

Объяснение:

10. На рисунке изображены две пространственные фигуры. Рядом с каждой фигурой запиши название одного предмета, который имеет такую же форму.





11. Рассмотри фигуры, изображённые на рисунке. Обведи номера всех четырёхугольников, которые имеют прямой угол.








1

2

3

4

5

12. Игорь покупает 4 DVD-диска по 130 рублей каждый. У него есть банкноты только по 100 р. Сколько рублей он получит сдачи?

Выбери верное решение этой задачи.

Ответ: верное решение

13. На диаграмме показан возраст четырёх ребят.


Кто из ребят младше Васи на 2 года?

14. На школьном стадионе 90 мест для зрителей. Во время волейбольного матча треть всех мест заняли родители. Сколько мест заняли родители?

Ответ: мест

15. Измерь длину отрезка АВ. Запиши ответ в сантиметрах и
миллиметрах.

Ответ: _____ см _____ мм

16. Какое наибольшее число прямоугольных рамок со сторонами 10 см и 15 см можно сделать из проволоки длиной 300 см?

Ответ: шт.

17. Автомат, в котором продаются орехи, принимает монеты по 10 р., 5 р., 2 р. и 1 р. и не выдаёт сдачу. Тамара решила купить пакет орехов, который стоит 39 р. У неё есть монеты, которые изображены на рисунке.


Запиши в таблице два способа оплаты пакетика орехов без получения сдачи , которые могла использовать Тамара.

18. Для проведения лотереи были выпущены билеты с номерами от 1 до 100. Номер билета состоит из трех цифр, например, 001, 098. Особый приз – телевизор – выигрывают билеты с номерами, в записи которых сумма цифр равна 3. Запиши номера всех выигрышных билетов.

Номера выигрышных билетов

19. Шофёр выехал из г. Мирный в г. Астахов. Он ехал 3 ч с одной и той же скоростью и доехал до дорожного указателя.


Ответ:

20. Накануне Женского дня 8 марта Гена хочет сделать уборку в квартире. Он составил список основных дел и указал время на их выполнение.

Ему нужно:

вытереть пыль – 25 минут,

привести в порядок ящики своего стола – 2 ящика по 15 минут на каждый,

вымыть пол – 25 минут,

полить цветы – 10 минут,

вынести мусор – 5 минут.

Сможет ли Гена сделать уборку, потратив на неё не более 1 ч 30 мин?

Запиши ответ и объясни его.