Болезни Военный билет Призыв

Спектакль история о зигфриде и брунгильде

Alexander Yendovin отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 5

Конечно, я читал «Песнь о Нибелунгах». Ну, или должен был читать по программе, учась на филфаке. У меня, естественно, находились тогда дела поинтереснее: попробуйте поучиться чему-нибудь кроме ars amandi в окружении юных филологинь! История о Зигфриде и Брунгильде казалась тогда ветхой, как сама наша земля. Однозначной, как неистовое перо Виссариона Белинского. Скучной, как учебник по сопромату, если кто сталкивался когда-нибудь с этим артефактом.
И вот друзья затащили меня на эту дремоту в Центре Мейерхольда.

Короче, кто бы мог подумать, что «Песнь о Нибелунгах» может быть такой человеческой, щемящей и по-дурацки трогательной! Коньяк, купленный по дороге, так и не пригодился: я даже не притронулся к бутылке, заворожённый происходящим на сцене.
«На сцене», впрочем, - это громко сказано. Это не минимализм, это абсентизм (полное отсутствие) декораций. Впрочем, после третьего удара ладонью о стол об этом забываешь напрочь: остаются только лица и голоса, рассказывающие простую и невероятно интересную историю, круто замешенную (не пойму, тут одно "н" или два?) на любви, верности, коварстве, нежности, сексе, предательстве и крови.
Сходите, не пожалеете. Я маму потом отправил.

mike отзывы: 3 оценок: 2 рейтинг: 7

Японцы писали стихи из трех строчек… Китайцы говорили: тушь вбирает в себя все краски мира – и рисовали черным по белому.. В театральном искусстве подобный аскетизм – это сторителлинг, искусство современных последователей Гомера, Баяна и скандинавских скальдов..
Вчера я был на таком спектакле, где было отсечено все, без чего, казалось бы, нельзя обойтись: декорации, костюмы, сценическое движение и антракт.. Черный стол на черной сцене.. Пять человек просто рассказывают достаточно древний сюжет из германских саг … Эти пятеро практически не двигаются и почти повышают голос.. Они просто рассказывают нам недетскую сказку. Ее герои задают вопросы без ответов.. Если ты родился воином-героем, то имеешь ли право на тихое семейное счастье? Если ты одиночка – то должен ли соблюдать традиции? Если ты любишь – то сколько можешь прощать? Если ты ненавидишь – имеешь ли право предать? Как выбрать между своим счастьем и чужим, между любовью и дружбой, между страданием и местью? Мир сильных мужчин и женщин, роковых страстей и интриг, открытой борьбы и скрытого на долгие годы страдания – пять человек все это расскажут от рождения и до смерти всех героев, каждый из которых предаст, каждый – убьет и каждого жалко, и каждого – понимаешь.... Они зададут вопросы – а ты.. Ты должен будешь на них ответить..

Катя Нечитайло отзывы: 2 оценок: 2 рейтинг: 7

Я всегда панически боялась этих ребят. Зигфридов,Брунгильд, Тристанов, а уж Гаргантюа с королями Артурами - это вообще бежать быстрее,чем могу. Ладно,думаю,на то и живем,чтобы побеждать себя и страхи. На свой и риск,закрывая глаза на то,что это все осталось на 1 курсе изучения, пошла.
5 человек,стол и история. Никакой игры в персонажи. Никаких наворотов и километров текста.
Надо сказать,что спектакль переплюнул все мои ожидания.
Вроде просто история,да не просто.
Потому что история не ради того,чтобы все зрители сказали: "мамочка,как фундаментально и эпично,но я ничего не понял,пойду посплю" , а для того,чтобы стать чуть ближе к той ситуации,понимая, что это совсем не чуждые нам отношения и события. Сложнейшая история рассказанная нормальным человеческим языком. Вот представьте,что вашего дядю звали Зигфрид. Рассказать про него свою историю сможете,чтобы все всё поняли? Я в Вас верю. Вот и они расскажут свою.
Четко,понятно, а главное - невероятно интересно.

Анна Плисецкая отзывы: 2 оценок: 4 рейтинг: 5

Прекрасный повод освежить или получить познания об этой знаменитой легенде - красивой и жестокой одновременно. Многостраничный эпос превращается в щемящую историю любви, состоящую из цепочки трагических ошибок, взаимного непонимания и мотивированных поступков. Пятеро современных людей в длинных темных пальто просто сидят за столом и просто рассказывают нам эту историю - и выходит так естественно, что через какое-то время уже не можешь оторваться. Неожиданно любовно-героический эпос о нибелунгах превратился в убедительную психологическую драму с элементами мелодрамы. Увлекательное действо длится всего час, но потом не отпускает. Так вот ты какой, театральный storytelling!

Эти истории вдруг стали легчайшими на вес, но не на драматизм, а главным выделился вопрос любви и преданности. Из древнего и сурового мифа ушла тяжелая иной раз на вкус и цвет восприятия вода повествований о неотвратимой судьбе, о власти, сумерках богов, о битвах, странниках и прочем, остался лишь просеянный песок сгущенного лиризма, и это так притягательно.
Всегда и всем интересно, кто кого полюбил, на ком женился, кого предал. Мы, зрители, что старушки на лавочке у подъезда, нам ведь, и правда, часто нужно лишь о любви послушать, и об обманутых невестах потолковать. А Кольцо власти пусть себе в другом мире герои туда-сюда таскают.
Так что сторителлинг - это не только современно, а чрезвычайно традиционно - просто сесть за общий стол и рассказывать древние сказки с вечным акцентом на свадьбе как кульминации всего возможного.
И мне тоже понравилось об этом слушать. Не человек что ли.
Да, и у актеров, что в спектакле - хорошие лица, я им верю.

«Песнь о Нибелунгах»

Этот миф, как и все героические мифы, представляет собой аллегорию испытаний, с которыми сталкиваются все люди. История Зигфрида вызывает тем более острый интерес, что этот персонаж отвергает богов и героически смотрит в лицо своей неотвратимой гибели. Это прекрасный образчик героического мифа, содержащий практически все ключевые элементы такого рода историй.

Версия мифа о Зигфриде, приведенная здесь, основана на нескольких источниках, в том числе - на скандинавской «Саге о Вельсунгах» (где Зигфрид выступает под именем Сигурд) и на германском эпосе «Песнь о Нибелунгах». Обработка мифа была произведена несколькими немецкими писателями, в том числе Карлом Гойдеке (1814-1887) и Августом Текленбургом (1863- 1930), а также поэтом Иоганном Людвигом Уландом (1787- 1862). Это повествование почти совпадает с сюжетом оперы Вагнера (либретто для которой написал сам композитор), за исключением нескольких мелких деталей. Скандинавская Брюнхильд - это Брунгильда германцев; скандинавский Один - Вотан германцев; скандинавский Гуннар - Гунтер германцев; а Гримхильд - Кримхильда германцев. Скандинавскую Гудрун у германцев называют Гутруной.

скандинавский Один - Вотан германцев

Зигфрид, имя которого означает «победа-мир», был сыном воина-героя Зигмунда («победа-уста») и его супруги Зиглинды («победа-липовое дерево»). Зигмунд был великим воином Нибелунгов и их короля Альбериха.

У Альбериха было Кольцо, приносящее своему обладателю власть над миром. Этот король мог бы победить даже самого Вотана, короля богов. Как король Нибелунгов (карликов, живших под землей, добывавших руду и ковавших чудесные изделия), Альберих владел огромными сокровищами - всем золотом земных недр.

Сокровища Нибелунгов, в том числе и Кольцо, охранял великан Фафнир, принявший облик свирепого дракона. Вотан хотел, чтобы Кольцо оставалось в руках великана и не попало к его противникам, карликам. И Фафнир, и Вотан знали, что дни их сочтены, потому что скоро родится герой, священная миссия которого приведет к их гибели.

Когда Зигмунда убили в сражении, умирающая Зиглинда родила сына Зигфрида и поручила его воспитание карлику по имени Миме. Миме вырастил мальчика как собственного сына, потому что ему было известно пророчество, согласно которому Зигфрид станет героем из рода Вельсунгов («вселенная»), освободит сокровища Нибелунгов и добудет Кольцо.

Когда Зигфрид вырос и стал мужчиной, у него появилось множество вопросов о своем настоящем происхождении. С самых ранних лет Зигфрид называл Миме отцом, но рослый молодой герой был совершенно непохож на Нибелунгов. Миме скрывал от Зигфрида правду в надежде на то, что он, Миме, сам завладеет Кольцом а сокровищем (а не Вотан и не Альберих). Наконец Зигфрид устал от недомолвок Миме и под угрозой смерти вынудил карлика рассказать правду.

Валькирия

Однажды Вотан, одноглазый король богов, скитаясь по земле, пришел в дом Зигфрида и Миме. На нем был плащ с капюшоном, помогавший скрыть одноглазость, чтобы его никто не узнал. В руке у него был посох с вырезанными священными рунами, сделанный из ветви ясеня Иггдрасиль, поддерживающего Вселенную. Эти руны представляли собой законы, которыми управлялись все, кто жил во Вселенной: люди и карлики, великаны и боги.

Один глаз Вотан потерял тогда, когда отдал его в залог великану Мимиру за право испить из его колодца мудрости один глоток священной воды. Благодаря этой мудрости, купленной столь дорогой ценой, Вотан знал о неотвратимости Сумерек Богов, когда он будет свергнут с трона Вселенной. Знал он и то, что миссия юного Зигфрида только ускорит приближение этих Сумерек.

Зигфрид и дочери Рейна

Миме задал Вотану много вопросов, чтобы «странник» обнаружил перед ним свою мудрость: «Кто. населяет поверхность земли?» Вотан ответил: «Смертные люди». «Кто живет под землей?» Вотан ответил: «Нибелунги». «Кто живет наверху, в небесах?» Вотан ответил: «Боги, которые правят миром: Вотан, Доннер (Тор, бог грома), Фрейя (богиня красоты) и прочие. Им прислуживают валькирии, которые приносят убитых на поле сражения героев в пиршественную залу богов в Валгалле («зал убитых»)».

Вотан мог говорить только правду, и Миме продолжал задавать вопросы: «Кто величайшие и прекраснейшие среди людей?» Вотан ответил: «Вельсунги, Зигмунд и Зиглинда, и их сын, грядущий в мир герой. Только Вельсунг может убить дракона Фафнира и получить Кольцо. Говорят, что Вотан своими руками сломал меч Нотунг - единственное, чем можно убить этого дракона. Судьба гласит, что тот, кто заново скует этот меч, станет величайшим в мире героем». Зигфрид, внимательно слушавший странника, понял, кто он такой и что он должен исполнить. Затем странник тихо ушел и исчез в густом лесу.

Когда Вотан ушел, Зигрифд приказал Миме заново сковать меч Нотунг, чтобы он, Зигриф, смог выполнить свою миссию. Миме возразил, сказав, что даже его великое кузнечное искусство не поможет восстановить волшебный меч. Тогда, оттолкнув Миме, Зигриф сам собрал осколки меча и принялся ковать их на наковальне Миме. Он справился с этой задачей без труда. С последним ударом молота наковальня исчезла глубоко в недрах Эрд, богини земли. Эрд была богиней и сестрой Вотана; она сразу же рассказала своему брату о том, что произошло.

На следующий день Зигфрид отправился в лес, чтобы совершить свой первый подвиг - убить Фафнира и возвратить сокровище Альбериха и зачарованное Кольцо. Он пришел к озеру, на берегу которого Фафнир обвивался кольцами вокруг древнего ясеня. Дерево было окружено защитным кругом огня. Сам Фафнир тоже извергал огонь, а с его зубов капала кровь несчастных жертв. Зигфрид бесстрашно прошел сквозь огонь, и пламя Не причинило ему никакого вреда. Фафнир узнал мужественного воина. Зигфрид убил его одним ударом. Умирая, дракон спросил Зигфрида, кто сковал волшебный меч, и юноша ответил; «Я, Зигфрид из рода Вельсунгов».

Кровь Фафнира капнула с меча на руку Зигфрида, и юноша коснулся крови губами. Благодаря этому Зигфрид научился понимать пророческий язык птиц.

Птицы сказали Зигфриду, что сокровище Альбериха находится в пещере неподалеку. Он пошел в пещеру и, не обращая внимания на сокровища, взял только Кольцо в знак совершенного подвига. Но Зигфрид не понимал до конца, что означает обладание Кольцом, которое могло сделать его властелином Вселенной. Но на Кольце лежало еще и проклятие: Альберих устроил так, что любой, кроме него самого, кто наденет это Кольцо на палец, будет обречен на гибель из-за предательства. Итак, Зигфрид, сам того не зная, двинулся навстречу трагической судьбе.

Когда герой уже хотел выйти из пещеры, появились Миме и Альберих. Зигфрид теперь мог ясно читать в сердце Миме, он видел своего приемного отца насквозь и понимал, что льстивые слова Миме - лишь укрытие злобных замыслов. Зигфрид знал, что Миме намеревается убить его и забрать сокровище себе. Взмахнув Нотунгом, Зигфрид убил Миме. Альберих жестоко расхохотался и забрал себе вновь обретенные сокровища, когда Зигфрид ушел. Помня о том, какое проклятие он наложил на Кольцо, Альберих позволил герою унести его с собой, прекрасно зная, что юношу ждет гибель.

Затем птицы сказали Зигфриду о новом предстоящем ему подвиге. Они поведали ему, что прекрасная девушка, валькирия по имени Брунгильда, погружена своим отцом Вотаном в беспробудный сон за то, что когда-то ослушалась его. Она спит в огромной скале, окруженная языками пламени.

Только герой из рода Вольсунгов, не ведающий страха, может освободить ее, пробудив спящую поцелуем. Зигфрид не замедлил воспользоваться этой возможностью для нового приключения.

В чем же была вина Брунгильды? Еще до рождения Зигфрида его родители, Зигмунд и Зиглинда, отважно сражались на стороне Нибелунгов против Вотана. Когда Зигмунд пал в сражении, беременная Зиглинда стала умолять Брунгильду о помощи. Валькирия спасла ее, вынеся с поля боя. Но, хотя Брунгильда действовала из сострадания, она все же помогла врагам своего отца. За это Вотан и погрузил ее в глубокий сон. Затем король богов приказал Локи, трикстеру и божеству огня, окружить ее кольцом из пламени, чтобы ни один смертный не мог спасти валькирию.

Заклинание огня. (Вотан и Брунгильда)

Как мы уже знаем, юный герой не сознавал ни того, что означает владение Кольцом, ни того, что значит спасти Брунгильду вопреки воле Вотана. Когда он приблизился к скале, Вотан - все еще в обличье странника - стал отговаривать его от спасения Брунгильды. На сей раз в руке Вотана был не посох, а копье. Теперь Зигфрид понял, что перед ним не кто иной, как сам Вотан. Этим самым копьем Вотан некогда разбил меч Нотунг в руках Зигмунда, отца юного героя. Но теперь Вотан понимал, что Зигфрид владеет чудесным Кольцом, и не стал вступать с ним в открытую битву. Единственным оружием Вотана теперь были слова, но они не помешали Зигфриду продолжить свой путь.

Зигфрид подошел к скале и преодолел стену пламени. Ему показалось, что перед ним лежит спящий воин в доспехах. Но, подойдя ближе, он увидел, что это - прекрасная Брунгильда. Он поцеловал ее, и она пробудилась. Но, сняв с нее шлем, Зигфрид превратил ее из валькирии в простую смертную. Зигфрид надел ей на палец волшебное Кольцо в залог своей любви и поклялся, что вернется к ней.

Кримхильда показывает Хагену голову Гунтера

Затем Зигфрид направился в страну Гьюкунгов, которыми правил трусливый и коварный король Гунтер и его жестокая мать Кримхильда, злая колдунья. Весть о подвигах Зигфрида уже разнеслась по всему миру, и Кримхильда знала, кем был этот юный воин. Колдунья решила сделать Зигфрида мужем своей дочери Гутруны, а Брунгильду - женой Гунтера.

Когда Зигфрид прибыл к их двору, Гунтер устроил большой пир и принес Зигфриду клятву в вечной верности, побратавшись с ним кровью. Кримхильда подлила в кубок Зигфрида волшебное зелье, заставившее его забыть Брунгильду. Юный герой женился на Гутруне - в согласии с планами Кримхильды. В довершение своего замысла Кримхильда придала Зигфриду облик Гунтера и послала его к Брунгильде. Она подумала, что ее пришел спасти новый герой - не Зигфрид. Зигфрид в обличье Гунтера провел с валькирией три ночи, но всякий раз клал между нею и собой на ложе разделявший их меч.

Ведьма Кримхильда

Потом Зигфрид привез Брунгильду во дворец Гьюкунгов и принял свой настоящий облик. Брунгильда верила в то, что ее спас трусливый Гунтер, и печалилась о том, Что Зигфрид «забыл» свою клятву и женился на другой.

Но однажды, поссорившись с Гутруной, Брунгильда случайно узнала правду: Гутруна выболтала ей, что на самом деле ее спас Зигфрид, но было уже слишком поздно, поскольку герой был женат на Гутруне и не мог быть с Брунгильдой.

Ссора Брунгильды и Кримхильды

Чтобы посеять раздор между побратимами, Брунгильда пошла к Гюнтеру и сказала ему, что Зигфрид три ночи подряд занимался с ней любовью. Брунгильда потребовала, чтобы Гунтер убил Зигфрида и отомстил за ее поруганную честь. Гунтер ответил, что не может сделать этого, поскольку поклялся герою в вечной верности. Но он нашел выход из положения, поручив убить Зигфрида своему брату Хагену. И вот, однажды ночью, когда Зигфрид спал с Гутруной, Хаген пробрался в спальню и убил героя ударом копья.

THE DEATH OF SIEGFRIED

Теперь Брунгильда добилась своего: Зигфрид уже никогда не смог бы жить с другой женщиной. Она исполнила проклятие Альбериха. Брунгильда по собственной воле бросилась на погребальный костер Зигфрида, чтобы навеки соединиться с ним, и языки, пламени объяли всю Валгаллу.

Генеалогическое древо персонажей

Кримхильда над телом Зигфрида. Кадр из фильма Нибелунги (1924)

Кто такой Зигфрид? Мифология скандинавов что о нём рассказывает? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в статье. Зигфрид (Сигурд) является одним из важнейших персонажей скандинаво-германского эпоса и мифологии. Именно он - главное действующее лицо «Песни о Нибелунгах».

Мифология

Персонажи удивительны. Скандинавский одинизм - часть древнегерманской мифологии. Базовым источником данных о нём являются работы «Младшая Эдда» (прозаическая) и «Старшая Эдда» (поэтическая) С. Стурлусона XII века н. э.

Приблизительно в этот же период в «Деяниях датчан» датский хронист Грамматик Саксон передаёт многие сюжеты легенд. Ценная информация о мифологии Древней Германии есть в «Германии» Тацита.

Происхождение сказания

Так кем является Зигфрид? В мифологии что о нём говорится? Вопрос об исходном пункте этой эпической личности не выяснен ещё полностью. Некоторые желали в нём видеть эпический отблеск воспоминаний об Арминии (исторический князь херусков), который в победил Вара. Вероятнее всего, что Зигфрид, рядом с Хагеном и Брунгильда, является носителем мифического центрального мотива саги, к которому далее примкнули иные, отчасти исторические детали.

В основе саги находится общеиндоевропейский миф (демонический или божественный), который различно толкуется: одни находят в борьбе героя с врагами мифическое выражение смены ночи и дня, тьмы и света, другие - лета и зимы. Поэтому Зигфрид отождествляется то с Тором (Донаром), то с то с Фрейером. Брунгильда в зависимости от этого понимается либо как земная растительность, либо как весна, или солнце. Есть также учёные (Хайнцель, Фишер), которые в сказаниях о Зигфриде видят итог слияния нескольких преданий и мифов.

«Песнь о Нибелунгах» великолепна. Ту форму, в которой в ней сохранился базовый мотив, он получил на Рейне у франков. Отсюда он, не ранее VI века, перешёл к иным германским народам, в том числе и в Скандинавию. Здесь непонятное людям имя Sigfrid было заменено на имя Сигурд. Там же получили богатое развитие сказания о его отце, Зигмунде, и его пращурах, имевшиеся на материке. «Сага о Вёльсунгах» род героя связывает с Одином - верховным божеством.

Зигфрид

Каков Зигфрид в мифологии? Он является сыном франкской королевы Зиглинды и короля Зигмунда, королевичем с Нижнего Рейна. Зигфрид - победитель Нибелунгов, захвативший их клад - золото Рейна. У него есть все черты эпического идеального героя. Он учтив, храбр и благороден. Честь и долг для него превыше всего. В «Песне» беспрестанно подчёркиваются его необыкновенные физическая мощь и привлекательность.

Сюжет

«Песнь», о которой мы говорили выше, является эпической средневековой поэмой, написанной безымянным автором в XII-XIII веках. Она находится в числе наиболее знаменитых эпических писаний человечества. В ней повествуется об отношениях германских племён V века и о желании установить родственные связи с гуннами, которые в то время укрепились в Восточной Европе и угрожали берегам Рейна.

Сюжет поэмы базируется на женитьбе франкского легендарного героя - «драконоборца» Зигфрида на принцессе Бургундии Кримхильде, его гибели из-за ссоры Кримхильды с Брунгильдой - женой её брата Гунтера. Важным моментом также является месть Кримхильды с помощью властителя гуннов Этцеля своим сородичам бургундам за ликвидацию своего первого любимого мужа Зигфрида. Катализатором всех действий является загадочная третья сила в лице всезнающего и вездесущего злодея Хагена.

Победитель дракона

Что собой представляют главные подвиги Зигфрида? В древние времена правили на нижнем Рейне, в городе Ксантене королева Зиглинда и король Зигмунд. У них рос сын Зигфрид. Мальчик с детства отличался силой, красотой и мужеством. Уже в юные годы он проявил невиданное геройство.

Как-то раз приехал молодой Зигфрид к кузнецу Миме, опытному старому искуснику. Он увидел, как мастер и его подручные работают у наковальни, и пожелал стать учеником почтенного Мимы. Кузнец оставил его у себя. На следующий день кузнец привёл своего новоиспечённого воспитанника в кузницу и велел ему самым тяжёлым молотом ударить по заготовке.

Зигфрид выполнил его желание, и наковальня ушла в землю, а раскалённая заготовка разлетелась на куски. Подручные удивились, а недовольный кузнец отказал Зигфриду в обучении. Но юноша сказал мастеру, что умерит свою силу, и кузнец оставил его у себя.

Вскоре Зигфрид начал ссориться с подмастерьями, и кузнец пожалел о своём решении. Подручные угрожали покинуть кузню, если останется новичок. Тогда хозяин решил избавиться от Зигфрида. Он его послал в лес заготавливать уголь древесный. А в лесу под липой жил могучий дракон. Мастер думал, что чудовище проглотит юного ученика.

И вот Зигфрид отправился в лес и принялся валить деревья. Он выполнил свою работу, зажёг огонь, а сам сел на пень и стал наблюдать за костром. Вдруг из-под корней выползло огромное чудовище с огромной пастью. Дракон приблизился к Зигфриду и стал принюхиваться. Зигфрид тот час же выхватил из костра горящее дерево и стал им бить дракона до тех пор, пока тот не свалился замертво.

Потекла ручьём драконья дымящаяся кровь. Зигфрид окунул палец в неё и увидел, что палец ороговел так, что его никакой меч не сможет разрубить. Тогда он разделся и искупался в этой крови. Зигфрид стал весь роговой, за исключением маленькой зоны между лопатками на спине, куда упал липовый листок. Далее юноша оделся и отправился в замок родителей.

Делёж

Рассмотрим ещё один главный подвиг Зигфрида. Он не засиживался дома, часто путешествовал в поисках приключений и много чудес совершил, так как был весьма силён. Однажды Зигфрид оказался в лесу, где увидел, как благородные мужи выносят из пещеры внушительный клад. Это были сокровища нибелунгов. Зигфрид никогда не видел ранее такое богатство.

Шильбунг и Нибелунг - два короля собирались клад делить. Зигфрид приблизился к ним. Короли поздоровались с ним и попросили его поделить сокровища честно. У них было столько золота и драгоценных камней, что их и на сотне повозок не увезти. В награду короли подарили Зигфриду меч Бальмунг, принадлежащий нибелунгам.

Начал Зигфрид делить клад, но каждый из королей решил, что его обделили. Не успел витязь завершить раздел, как короли на него напали. Но Зигфрид уничтожил спорщиков славным мечом Бельмунгом.

Это увидел могущественный карлик Альберих. Он решил за смерть своих господ отомстить. У карлика был плащ-невидимка, дающий силу двенадцати воинов. Он накинул его на себя и ринулся на Зигфрида. Витязь одолел карлика в честном бою, затем отнял у него плащ-невидимку и забрал все сокровища нибелунгов.

Так Зигфрид поборол заморских витязей, стал правителем земли нибелунгов и хозяином их сокровищ. Зигфрид приказал вновь отнести клад в пещеру, карлика Альбериха приставил его охранять и взял с него клятву быть ему слугою верным.

Брунгильда

Итак, вы знаете, что о Зигфриде в мифологии говорится. А кто такая Брунгильда? Она является героиней скандинаво-германской мифологии. Брюнхильд или Брунгильда («поединок») - самая прекрасная и воинственная валькирия, которая Одину бросила вызов: она подарила победу в бою не тому, кому уготовил её бог. Всевышний в наказание её в сон погрузил и отправил на землю, где Брюнхильд должна была спать на холме Хиндарфьялль, окружённая стеной огня.

Сквозь свирепствующее пламя мог прорваться лишь Сигурд (Зигфрид в германском эпосе), известный герой, победивший дракона Фафнира. Что говорится далее в легенде о Зигфриде и Брунгильде? Зигфрид разбудил прекрасную Брунгильду, и пообещал на ней жениться. Он оставил воинственной красавице в залог кольцо карлика Адвари, не зная, что над этим кольцом нависло проклятие.

Ведьма Гримхильд дала Зигфриду нектар забвения, и он, позабыв о своей невесте, взял в жёны дочь колдуньи - красавицу Гудрун (в германских сказаниях Кримхильда). Когда к нему вернулась память, сердце Зигфрида наполнилось печалью, стыдом и страданием.

К Брунгильде тем временем посватался брат Кримхильды, бургундский король бургундов (в германских легендах Гунтер). Но валькирия поклялась выйти замуж за того, кто пройдёт через окружающую её стену огня, что под силу было лишь Зигфриду.

Зигфрид выразил готовность помочь Гунтеру. Он на время брачного испытания поменялся с Гунтером обличьем и прошёл вместо него сквозь огонь. Брунгильда была вынуждена стать женой Гунтера. Когда же раскрылся обман, озлобленная Брунгильда потребовала, чтобы муж убил Зигфрида. В итоге, Гунтер и его брат Хаген смертельно ранили Зигфрида на охоте. Изменник Хаген, целясь меж лопаток, метнул в безоружного героя копьё. Ему удалось попасть именно в то место, которое когда-то прикрыл упавший липовый лист.

Умирая на смертном ложе, Зигфрид позвал к себе любимую Брунгильду. Красавица не смогла вынести угрызений совести и убила себя, чтобы быть рядом с возлюбленным хоть в могиле.

Лишь после смерти Зигфрид и Брунгильда покой обрели в любви, ранее уничтоженной подлыми интригами. А анафема карлика Андвари вместе с кольцом, полученным в наследство, перешла к Хагену и Гунтеру. В дальнейшем они оба погибли мучительной смертью, но тайны злополучного клада нибелунгов не выдали.

Символический смысл

Убийство дракона Фафнира Зигфридом можно истолковывать как акт культурного героя, одерживающего верх над силами хаоса. В большом числе сказаний, владеющих символическим глубоким смыслом, появляется дракон именно в этом значении - первобытного противника, битва с которым представляет собой высший экзамен.

Так, покровители рыцарства святой архангел Михаил и праведный Георгий изображены в тот момент, когда они умерщвляют чудовище. Дракона символизируют бедствия, которые преследуют человека или страну.

Сюжет, когда Зигфрид будит Брунгильду, является символом выискивания пути души и освобождения её из темницы.

Значение легенды

Итак, вам уже известна характеристика Зигфрида. Миф о нём стал одним из основных текстов для германцев, а его разные версии восходят ещё к языческому периоду. Для Германии Зигфрид является культовой фигурой. В мироощущении народа этой страны он представлен как идеал равновесия тела и духа.

С помощью легенды о Зигфриде были созданы образы, ставшие в мировой культуре архетипическими. Древние германо-скандинавские легенды в XIX и XX веках заняли важное место в культурном сознании европейцев, и стали его значимым компонентом.

), - эпическая поэма, написанная на средне-верхненемецком языке. Она представляет собой пересказ дохристианских германских и древнескандинавских героических легенд и сказаний (саг о Нибелунгах - (the Nibelungensaga), имевших хождение в 5-м и 6-м столетиях в устной и письменной формах. Некоторые мотивы саг основаны на реальных исторических событиях.

Большинство специалистов относят авторство поэмы "Песнь о Нибелунгах" к неизвестному поэту, жившему в период с 1180 до 1210 годах в районе Пассау (Бавария). По-видимому, этот поэт жил при дворе епископа Пассау Вольфгера фон Эрла, который вероятно и был заказчиком поэмы.

Письменные версии поэмы были утеряны в конце 16 века, а в 18 веке одна из них была заново обнаружена.

Краткое изложение поэмы

Брюнхильда (или Брюнгильда) - королева-воительница Исландии (в древне-скандинавской мифологии Бринхильдр - дева-воительница и валькирия) дает зарок выйти замуж только за того, кто победит ее в силовых состязаниях. Бургундский король Гюнтер (Гунтер) из Вормса пожелал посвататься к ней, однако выяснилось, что он уступает королеве в физической силе. Тогда нидерландский принц Зигфрид (Сигурд), богатырь и победитель дракона, помогает Гюнтеру. Обладая плащом-невидимкой, Зигфрид выполняет все виды состязаний за Гюнтера и побеждает мощную Брюнхильду, которая считает, что ее победил Гюнтер и соглашается выйти за него замуж. Зигфрид, в свою очередь, женится на сестре Гюнтера Кримхильде (Гримхильде), так что сразу состоялось две свадьбы.

В первую брачную ночь Брюнхильда не желает добровольно отдать свою девственность Гюнтеру. Будучи намного сильнее мужа, она пересиливает его и вешает на потолочный крюк. Поскольку Гюнтер опять не сумел одолеть Брюнхильду, Зигфрид снова проходит ему на помощь - на следующую ночь, под покровом темноты, невидимый Зигфрид проникает в королевские покои и, притворяясь Гюнтером, силой укрощает непокорную Брюнгильду (хотя и с огромным трудом), не покушаясь на ее девственность, а затем незаметно исчезает, предоставив Гюнтеру исполнить супружеский долг. Побежденная Брюнхильда после этого навсегда становится обычной женщиной. Во время борьбы с Зигфридом Брюнхильда роняет золотое кольцо, которое Зигфрид уносит, вместе с ее поясом (это символы девственности и власти). Затем Зигфрид дарит кольцо и пояс своей молодой жене. Этот поступок имел роковые последствия для всех...

Брюнхильде все время кажется, что Гюнтер выдал замуж свою сестру за вассала, хотя на самом деле Гюнтер и Зигфрид - одного ранга. Однажды, при входе в кафедральный собор Вормса происходит стычка между Кримхильдой и Брюнхильдой за право войти в собор первой, в соответствии с рангами их мужей. Брюнхильде кажется само собой разумеющимся, что она должна войти первой, а Кримхильда настаивает, что они равны по рангу. Спор разгорается не на шутку, так что сами королевы и их свиты чуть не подрались. Тогда разьяренная Кримхильда обзывает Брюнхильду наложницей Гюнтера. Брюнхильда возмущается, но Кримхильда показывает ей ее кольцо и пояс, которые были на той в брачную ночь.

Эта ссора между королевами поставила под удар брак Гюнтера и Брюнхильды и стала причиной соперничества между Гюнтером и Зигфридом. Хотя Зигфрид публично клянется, что не говорил болтливой жене о том, что лишил Брюнхильду девственности, разъяренных женщин уже невозможно остановить. Мстительная Брюнхильда требует, чтобы Гюнтер смыл позор и бесчестье с нее. Хаген, темный и жестокий вассал Гюнтера, решает убить Зигфрида, чтобы защитить честь и власть своего короля. На самом деле, Зигфрид практически неуязвим, поскольку после убийства дракона, он искупался в его крови, и его тело стал неуязвимым, кроме небольшого пятачка, к которому прилип листик (как пятка у легендарного Ахилла). Хотя Хаген действует сам, Гюнтер и его братья знают про план убийства Зигфрида, но одобрительно помалкивают. Хаген убедждает наивную Кримхильду отметить крестиком на одежде уязвимое место Зигфрида - с тем, чтобы можно было его защитить во время битв. Затем Хаген использует этот крестик как цель убивая его копьем во время возлияния на охоте. Хаген также похищает сокровища Кримхильды и велит спрятать их на дне Рейна, чтобы не дать возможность Кримхильде самостоятельно нанимать воинов.

Хаген велел слугам принести голову Зигфрида к дверям Кримхильды. Кримхильда клянется отомстить за смерть мужа и похищение сокровищ. Через несколько лет она выходит замуж за короля гуннов Этцеля (Аттилу Гунна). Между гуннами и бургундцами происходит кровопролитная битва. После ряда кровавых событий, в живых у бургундцев остаются только Хаген и Гюнтер, которые не желают сдаваться.

Прославленный воин Дитрих, воспитанник престарелого короля Хильдебранда, союзника гуннов, требует от Гюнтера и Хагена, чтобы они сдались, за что он обещает им жизнь и свободу. Хаген отказывается; Дитрих вступает с ним в единоборство, тяжело его ранит и связывает; то же делает он и с Гюнтером. Отдав их обоих в руки Кримхильды, которая велит развести их по тюрьмам, он просит её пощадить жизнь героев, что она и обещает. Как только Дитрих ушел, Кримхильда идёт в тюрьму Хагена и обещает ему жизнь, если он вернет ей клад Нибелунгов. Хаген отвечает, что он поклялся не открывать никому, где спрятан клад, пока жив хоть один из его повелителей. Кримхильда велит отрубить голову Гюнтеру и, держа её за волосы, приносит Хагену. "Теперь", - говорит Хаген, - "никто не знает, где сокровище, кроме меня и Бога, и ты, жадная чертовка, никогда не получишь его". Тогда Кримхильда отрубила ему голову мечом Зигфрида. Хильдебранд, видя, что она нарушила обещание, данное Дитриху, убил её тут же на месте…

Поэма ничего не говорит о судьбе Брюнхильды. Согласно скандинавским легендам, Брюнхильда хотела покончить собой на похоронах Зигфрида, но это ей не удалось, и она пережила Кримхильду и ее братьев. По одной из легенд Брюнгильда была убита тестем, королем франков Клотаром. Ее казнили, привязав к ногам дикой лошади…

Though Сюжет скандинавских легенд о Брюнхильде лег в основу цикла из четырех знаменитых опер

Земля бургундов - область на среднем Рейне, с центром в Вормсе. Здесь в IV - начале V века жило германское племя бургундов, до того как в 437 году оно было разгромлено кочевниками-гуннами, вторгшимися с востока. В основе повествования «Песни о нибелунгах» лежит до неузнаваемости переработанный рассказ об этом давнем историческом событии.

Кримхильда - Гудрун скандинавских песен, приобретающая, однако, в немецком эпосе новые черты, вследствие чего сказание о её мести за родичей (см. «Старшую Эдду») превращается в повествование о её мести родичам. Образ Кримхильды в первую очередь придаёт единство «Песни о нибелунгах», которая начинается сном юной Кримхильды (строфа 13 след.) и завершается её смертью, следующей непосредственно после осуществления ею мести за Зигфрида.

«Песнь о Нибелунгах», как и другие немецкие эпичеческие поэмы, сохраняет многие черты героических народных сказаний, восходящих к эпохе переселения народов. В IV–V вв. германское племя бургундов осело на левом берегу Рейна, где основало королевство с центром в Вормсе. Разгромленные гуннами в 437 г., бургунды переселились на юг нынешней Франции.

Наделена высокой и чистою душой… - Имеются в виду куртуазные добродетели, обычаи и формы поведения и благовоспитанности, считавшиеся образцовыми в среде знати.

Гунтер (Гуннар «Старшей Эдды») - его имя восходит к имени бургундского короля Гундихария (или Гундахария). Млад Гизельхер - прозвище брата Гунтера «дитя» сохраняется на протяжении всей эпопеи, несмотря на то что её течение охватывает около сорока лет. В этом некоторые исследователи видят симптом специфического отношения ко времени, присущего эпосу: его герои не стареют.

Всем взяли - и отвагой и щедростью они… - Щедрость считалась неотъемлемым и обязательным качеством государя и вообще знатного господина. Её демонстрации и восхвалению в средневековой поэзии, в частности в «Песни о нибелунгах», уделяется огромное внимание.

Этцель - гуннский вождь Аттила, к которому восходит это имя (Атли в «Старшей Эдде»), создал в V в. на территории Европы огромную державу, оказавшуюся, однако, непрочной и распавшуюся со смертью Аттилы в 453 г. Аттила умер в ночь после брачного пира от кровоизлияния, но вскоре возникла легенда о том, что виновницей его смерти была взятая им в жёны германская девушка Хильдико. Напомним, что в песнях «Старшей Эдды» супруга Атли Гудрун умерщвляет его.

Исторически этот образ восходит к Аттиле (ум. 453 г.), вождю гуннского племенного союза, подчинившего себе обширную территорию от Кавказа на востоке до Рейна на западе, от Дании на севере до правого берега Дуная на юге Резиденция Аттилы, правившего гуннской державой в 434–453 гг. (до 445 г. вместе с братом и соправителем Бледой, затем убитым им), находилась на территории современной Венгрии.

Хаген. - Из брата короля, каким был Хёгни в песнях «Эдды» (в «Саге о Тидреке» он - сын альба, сверхъестественного существа, и матери бургундских королей), Хаген в немецком эпосе превратился в верного вассала Гунтера. Название «Тронье», владение Хагена, возможно, восходит к древней Трое: начиная с VII в. существовало предание о происхождении франков от троянцев. В германской эпической поэме на латинском языке «Вальтарий» (IX век) фигурирует Хаген, «потомок троянского рода».