Болезни Военный билет Призыв

«Спряжение глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Вопрос о том, как определить спряжение глагола, является довольно проблематичным даже для русскоязычного населения. Чтобы окончательно разобраться в этом, необходимо понять строгий алгоритм вычисления спряжения и выбора правильной гласной буквы окончания глагола.

Если ударение выпадает на окончание глагола.

Для примера возьмем глаголы – «встаешь», «вершишь» (окончания –ешь и –ишь). Ставим их в третье лицо множественное число – получаем «встают» (окончание –ют) и «вершат» (окончание –ат).

Сверяем с окончаниями первого и второго спряжения: –ут, -ют и –ат, -ят соответственно. Получается, что глагол «встаешь» («встают») относится к первому спряжению, а «вершишь» («вершат») – ко второму.

Как определить спряжение глагола в безударной позиции окончания.

Существует грамматическое понятие в русском языке – неопределенная или безличная форма глагола. Для постановки любой из них в данную форму, нужно задать вопрос – что делать? (что сделать?).

Например, глаголы «колет», «бормочет». Ставим их в неопределенную форму, получается – колоть и бормотать. Теперь обратите внимание на буквы, стоящие перед –ть: в данном случае это «о» и «а». Окончания, которые соответствуют в неопределенной форме 1 и 2 спряжению необходимо запомнить.

Алгоритм такой – вспоминаем, на какие вопросы отвечает глагол в инфинитиве, запоминаем окончания для первого спряжения:

Ранее рассматриваемые глаголы «колоть» и «бормотать» оба принадлежат к первому спряжению.

Ко второму будут относиться инфинитивные формы, заканчивающиеся на –ить (кроме брить, стелить, зиждиться) и ряд исключений, которые необходимо запоминать.

Определимся непосредственно с окончаниями, которые будут соответствовать глаголам 1 и 2 спряжения в разных лицах и числах. Для этого нам понадобится глагол, который мы проспрягаем – это будет «сеять» (1 спряжение) и «бросить» (2 спряжение).

В инфинитиве глагол «сеять» очевидно относится к первому спряжению, мы можем это определить по окончанию. В итоге получаем – я се(ю), ты се(ешь), он се(ет), мы се(ем), вы се(ете) и они се(ют).

В скобочках указаны окончания 1 спряжения, в 1 лице ед.ч. и 3 лице мн.ч. оно может быть также –у и –ут соответственно. Например в глаголе «сказать» (инфинитив) эти формы будут – «скаж(у)» и «скаж(ут)».

Обратимся теперь к глаголу второго спряжения «бросить» и проспрягаем его, смотрите таблицу.

По окончанию нетрудно понять, что это глагол второго спряжения. Изменяем по лицам и числам – я брош(у), ты брос(ишь), он брос(ит), мы брос(им), вы брос(ите), они брос(ят).

Правильное определение окончаний на письме влияет не только на глаголы, написание которых можно иногда просто угадать. Это необходимо при грамотной постановке суффиксов в причастиях настоящего времени. Поэтому данный вопрос затрагивает сразу несколько тем в грамматике русского языка.

Теперь попробуем определить правильное написание окончаний глаголов в предложенном тексте:

«Почему ты об этом спрашива(ешь)?» — удивился он. – «Не знаю, скоро прилет(ят) голуби, и письмо будет у меня».

У нас есть два выделенных глагола – их инфинитивы «спрашивать» и «прилетать». Казалось бы в первом случае это глагол, относящийся к первому спряжению и соответственно его окончание –ешь. А что со вторым, ведь окончание –ят относится ко второму спряжению, а инфинитив указывает на первое?

Дело в том, что окончание –ать в инфинитиве ударное. В этом случае мы не можем по нему определять падеж, нам нужно прикинуть мысленно какие окончания будут соответствовать различным лицам и числам для данного глагола и поймем, что перед нами первое спряжение:

Становится понятно, что важно не только, на какие вопросы отвечает глагол в инфинитивной форме. Нужно понимать, что инфинитив с ударной позицией в окончании не является определителем спряжения.

Остается важный вопрос для обсуждения – исключения, относящиеся всегда ко второму спряжению, хотя заканчиваются не на –ить. Их просто нужно запомнить и держать в голове как таблицу умножения, применяя при необходимости.

Подобных исключений одиннадцать, вопрос того, как выучить неправильные глаголы, волнует многих. Наилучший вариант – заучить как детскую считалочку, а выглядит она так:

«Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а потом терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть».

Учится считалочка за пару минут и действительно прочно запоминается. Как использовать знания об этих глаголах?

Проспрягаем один для наглядности:

инфинитив Обидеть (2 спряжение)
Я обиж(у) Мы обид(им)
Ты обид(ишь) Вы обид(ите)
Он обид(ит) Они обид(ят)

Глаголы-исключения первого спряжения

Вспомним, что у первого спряжения тоже есть исключения – это глаголы, заканчивающиеся на характерные для второго спряжения окончания в инфинитивной форме – брить, стелить, зиждиться, зыбиться. Последние, конечно, редко встретишь и на письме, но один стоит проспрягать в качестве примера.

Действительно, некоторые формы вызывали сомнения, вполне можно было бы написать, например, «он стелит» или «мы стелим». Во избежание недоразумений придуманы исключений, которые легко запоминаются.

Разноспрягаемые глаголы

Кроме всех указанных ранее исключений стоит отметить существование разноспрягаемых глаголов. То есть вы не сможете их изменять по правилам только 1 и 2 спряжения, такие глаголы нужно также запомнить.

Итак, глаголы, которые не изменяются в лицах и числах по обычному алгоритму – бежать, хотеть, а также дать и есть. Пример:

Формы единственного числа соответствуют 1 спряжению, окончания во множественном числе относятся ко второму. Это важно запомнить, дабы не написать «хочит» вместо «хочет» с непривычки. Первое время глаголы-исключения заучиваются, в дальнейшем формы автоматически вспоминаются, и вы удивитесь, насколько просто определять спряжение.

Напоследок подведем итоги, для выявления спряжение глагола:

  1. Посмотрите, на какое место падает ударение. Если это окончание, поставьте глагол в форму, которая соответствует местоимению «они», и определите спряжение.
  2. В противном случае ставим глагол в инфинитивную форму. По окончании определяем спряжение, вспомнив предварительно, не является ли глагол исключением.

Определение спряжения глагола не настолько сложная тема, просто необходимо запомнить порядок действий и держать наготове ряд имеющихся исключений.

Видео про то как определить спряжение глагола

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

А еще такие:

Гоним, держим, смотрим, видим.

Дышим, слышим, ненавидим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть - удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.

Личные окончания глаголов зависят от спряжения:

I спряжение II спряжение
1. Глаголы не на -ИТЬ: работать , писать , бегать , играть , бороться , идти , грести , полоть, пренебрегать 1. Глаголы на -ИТЬ: строить , носить , учить , белить , будить , говорить
2. Глаголы брить , стелить , зиждиться 2. Глаголы: гнать , держать , смотреть , видеть, дышать , слышать , ненавидеть , обидеть , терпеть, зависеть , вертеть и все приставочные образования от этих глаголов: пригнать , отвертеть
Личные окончания глаголов настоящего времени I спряжения: -у /-ю; -ешь;-ет; -ем; -ете; -ут /-ют: стелет – стелют Личные окончания глаголов настоящего времени II спряжения: -у / -ю; -ишь; -ит; -им; - ите; - ат /-ят: клеит – клеят, слышит слышат.
Запомните: 1. Правописание личных окончаний у глаголов с приставкой ВЫ- проверяется бесприставочным вариантом: выспишься спишь ; высидят сидят . 2. Глаголы на -ЯТЬ относятся к I спряжению, поэтому не следует путать их с глаголами II спряжения на -ИТЬ: блеять , каяться , лелеять , надеяться , реять , сеять , таять , чаять , чуять . 3. В форме повелительного наклонения 2-го лица мн.ч. независимо от типа спряжения пишется окончание -ИТЕ: Смотрите ! Стелите ! 4. Следует различать безударные окончания форм будущего времени на -ЕТЕ и повелительного наклонения на -ИТЕ: Вы не вытрете пятно ? – Вытрите , пожалуйста , пятно . Вы сейчас прыгнете ? – Прыгните же наконец !

Суффиксы глаголов

Правило Примеры
1. Различение суффиксов -ова-/-ева-/-ыва-/-ива- зависит от формы настоящего времени: если суффикс исчезает, то пишется -ова-/-ева-, если суффикс сохраняется, то пишется -ыва-/-ива- Проповедовать – проповедую Настаивать – настаиваю
2. Глаголы с суффиксом -енеть непереходные, с суффиксом -енить – переходные Остолбенеть Леденить
Суффикса «-янить» в русском языке не существует!
3. В форме прошедшего времени глагола перед -л- сохраняется суффикс инфинитива Залая ть залая л , клеи ть клеи л
4. В глаголах с приставкой ОБЕЗ(С)- суффикс -И-, если глагол переходный. Если глаголнепереходный, то суффикс -Е- Пожар обезлесил местность. Рана обескровила солдата Местность обезлесела от пожара . Солдат обескровел от раны

Разноспрягаемые глаголы

Некоторые глаголы русского языка при образовании личных форм настоящего и прошедшего времени имеют особые соотношения основ. Это так называемые изолированные, или разноспрягаемые, глаголы: быть , бежать , дать , есть , ехать , зиждиться , зыбиться , идти , мяукать , надоесть , чтить , хотеть и приставочные образования от глаголов быть , дать , есть .



1. Разноспрягаемые глаголы хотеть , бежать , брезжить имеют окончания и I, и II спряжений: бежит бегут ; хочет хотят ; брезжит брезжут .

2. Глаголы быть , ехать и их приставочные варианты в формах наст. и прош. времени имеют разные основы: бы- / буд-; еха- / ед- (будет – ­ был ; едет ехал ).

3. Глагол идти , а также глаголы на -ЙТИ (найти , пройти ) имеют супплетивные основы на -Ш- (т.е. форма одного и того же слова образована от разных корней и основ): идёт , идут шёл , шла , шло , шли ; найдёт , найдут нашёл , нашла , нашло , нашли . Следует знать особенности в изменении глаголов клясть , реветь : кляну , клянёшь , клянут клял , кляла , кляли ; рев-у , рев-ёшь , рев-ут – но: реве-л, реве-ла , реве-ли (в корне чередование Е с нулём).

Суффиксы причастий

Необходимо различать суффиксы действительных и страдательных причастий, для этого важно знать, от каких глаголов они образованы. Причастия, обозначающие признак объекта, который сам производит действие, называются действительными, или активными. Такие причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения) и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения): ищут ищущий ; думают думающий ; смотрят смотрящий , держат держащий . А действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -ш-/-вш- от основ глаголов неопределённой формы: читать читавший , плыть плывший, нести – нёсший .

Причастия, которые обозначают признак объекта, который испытывает на себе действие другого объекта, называются страдательными, или пассивными. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ом-/-ем- (от глаголов I спряжения) и суффикса –им- (от глаголов II спряжения): исследуют исследуемый ; движут движимый . Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы глагола совершенного вида с помощью суффиксов -нн-/-т-/ённ-/-енн-: купить купленный ; вымыть вымытый ; унести унесённый ; написать написанный . Страдательные причастия прошедшего времени имеют краткие формы: забытый забыт , забыта , забыто , забыты . Страдательные причастия на -нн- в краткой форме пишутся с одной Н: Статья написана . Продукты куплены . При этом необходимо различать краткие причастия от кратких прилагательных на -НН-. Ср.: Девушка хорошо воспитан а в семье . Девушка тактична и воспитанн а .



Особую трудность представляет правописание гласных перед -НН- в причастиях: если причастие образовано от глаголов на -АТЬ/-ЯТЬ/-ЕТЬ/, то перед -НН- и перед -ВШ- сохраняется суффикс инфинитива: обвеша ть обвеша нный ; настоя ть настоя нный ; увиде ть увиде нный ; тая ть тая вший . В причастиях от глаголов на -ИТЬ буква И суффикса инфинитива меняется на Е: усили ть усиле нный ; нагрузи ть нагруже нный ; успокои ть – успокое нный ; склеи ть – склее нный . В причастиях от глаголов на -ЧЬ в суффиксе тоже пишется буква Е: стри чь стриже нный .

Запомните правописание некоторых причастий прошедшего времени, суффиксы которых не зависят от спряжения глагола.

Завешенные тюлем окна. Плохо навешенная дверь. Обвешенный покупатель. Развешенный на порции провиант. Свешенный на тросе груз. Увешенный на килограмм товар. Завешанная картинами гостиная. Навешанные в два ряда картины. Обвешанные оружием солдаты. Развешанное для просушки бельё. Свешанное продавцом мясо. Увешанные орденами ветераны.
Помешенный с вечера раствор. Перемешенная глина. Замешенное тесто. Смешенное тесто. Выкаченная из подвала бочка. Помешанный ложечкой чай. Перемешанные билеты на экзамене. Замешанный в преступлении человек. Смешанный лес. Смешанное число. Выкачанная из скважины нефть.
Выстрелить – выстреленный застрелить – застреленный пристрелить – пристреленный подстрелить – подстреленный прострелить – простреленный Настрелять – настрелянный обстрелять – обстрелянный отстрелять – отстрелянный перестрелять – перестрелянный пострелять – пострелянный пристрелять – пристрелянное ружьё расстрелять – расстрелянный

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробуем выяснить основные положения и правила.

Глагол как часть речи

Наш язык очень богат и многообразен. Особое место в нём занимает такая важная и порой просто незаменимая часть речи, которую мы ежедневно используем, как глагол. Именно он заставляет нашу речь быть подвижной и динамичной. Прежде чем узнать, какие окончания у глаголов 1 и 2 спряжения, разберёмся, что собой представляет эта морфологическая группа.

Эта часть речи используется очень часто и стоит на втором месте после употребления имён существительных. А всё потому, что она обозначает действие или какое-либо состояние предмета. В начальной форме отвечает на вопрос «что делать?».

Глаголы являются изменяемой группой речи по числам (бежит - бегут) , а также по лицам (стираю - стираешь - стирает) . Спряжение - так лингвисты называют такое явление. Каждое из них имеет свой особый состав окончаний, речь о которых пойдёт далее. В предложении глаголы могут быть самыми разными членами предложения. В основном они выполняют роль сказуемых.

1 спряжение

В зависимости от того, на какое сочетание букв оканчивается глагол, его относят к первому или ко второму спряжению. Понять это правило легко. Если перед нами слово, имеющее в основе -оть, -ять и другие (кроме -ить), то оно имеет 1 спр. Например: болтать, прыгать, краснеть, пригонять, бороться. Обратите внимание, что это именно сочетание букв, а не флексия, как неверно считают многие школьники.

Запомните: правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения поможет возведение слова в инфинитив. Именно по нему мы сможем отличить одну форму от другой. К примеру, слово «бреется» в инфинитиве будет «брить». Оно заканчивается на -ить, но тем не менее относится к 1 спр. То же самое и с глаголом «стелить». Эти слова принято относить к исключениям.

2 спряжение

Эта группа отличается от первой и другой основой, а также наличием исключений. Зная все эти тонкости, вы легко отличите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Как определить их, узнаем дальше.

Когда перед нами глагол, имеющий в начальной форме основу на -ить, можем смело утверждать, что это слово 2 спр. Например: говорить, просить, купить, приходить. Однако в эту группу также входят слова, заканчивающиеся на другую основу. Их нужно запомнить, тогда вы не испытаете никаких трудностей, определяя личные окончания глаголов I и II спряжения. Список исключений составляет 11 глаголов: гнать (в шею), дышать (носом), смотреть (на учителя), видеть (драку), слышать (в тишине), ненавидеть (войну), зависеть (от мамы), терпеть (боль), вертеть (мяч), обидеть (младшего), держать (в руках).

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Теперь, когда мы знаем самую основную информацию об этой части речи, нам предстоит узнать и о некоторых сложностях. Каждое из спряжений имеет свой особый набор окончаний. Изменяя глаголы по лицам, мы увидим, что к 1 спр. относятся такие, которые во множественном числе имеют флексию -ут (или -ют). Например: белеть - белеют, показать - покажут. В ед. ч. в окончании обязательно будет буква «е»: кидать - кидаешь, кидает, сеять - сеет, сеешь.

Помните, что таким образом определяют лишь флексии в безударном положении. Рассмотрим слово «жить». Казалось бы, оно оканчивается на -ить и относится ко 2 спр. Теперь поставим его во второе лицо, получим «живёшь» («живёте»), в третье - «живёт» («живут»). Этот пример наглядно показывает, что слово относится к первому спр., поскольку в единственном числе в окончании присутствует буква «е», а во мн. ч. - ут. Таким образом, делаем вывод, что с помощью инфинитива проверяем спряжение лишь тогда, когда сомневаемся в безударном положении. Именно тогда орфограмма оказывается в слабой позиции.

Практика

Для качественного закрепления любого правила необходимо выполнить ряд тренировочных заданий. Поскольку начинает изучать тему «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения» 4-й класс, упражнения необходимо давать исходя из уровня их знаний. Учащиеся ещё вернутся к этому вопросу в среднем звене. Например, в 6-7 классах. Поэтому в начальной школе даются самые простые и понятные задания, которые способны решить четвероклассники.

После изучения глагола и его спряжений стоит предложить детям попробовать определить их самостоятельно. Это может быть готовый список слов, а также текст, в котором ребятам предстоит самостоятельно заняться поиском этой части речи. Уже в старших классах можно усложнить задачу: предоставить учащимся возможность самим написать сочинение на какую-либо тему с использованием глаголов обоих спряжений в личных формах. Таким способом они смогут отразить свои знания и пробелы по пройденному материалу. После проведённой работы обязательно нужен анализ темы и рефлексия, которая поможет ребятам усвоить полученные знания.

Целесообразно использовать дидактический материал, в котором будут использоваться исключения. Только в практике дети смогут хорошо потренироваться и понять, как пишутся личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Также можно использовать карточки, на которых будут пропущены буквы в окончаниях глаголов. Например:

Снега та...т в полях.

Когда ты напиш...шь письмо?

Мы выполн...м контрольную на «отлично»!

При этом учащимся необходимо не только вставить нужную букву, но и объяснить свой выбор. Для этого попросите их прописать алгоритм определения окончания. Только после такой работы можно оценить, поняли ли дети эту сложную тему или нет.

Вывод

Изучение морфологии в школьном курсе - дело непростое. Оно требует от ребёнка не только запоминания правила, но и умения рассуждать. Наличие большого списка исключений может сбить учащегося с толку. Но при хорошей тренировке любой школьник сможет легко отличать одно спряжение глагола от другого. А из этого следует, что и с личными окончаниями этой части речи проблем возникнуть не должно.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 класс (Рамзаева)

Тема «1 и 2 спряжение глагола»

Цели урока:

  1. Совершенствовать знания учащихся о глаголе;
  2. Учить определять спряжение глаголов;
  3. Способствовать формированию интереса к предмету.
    Оборудование: Таблица «Глагол», разрезная таблица «Спряжение глаголов»,

портрет «Дядюшки Глагола», дракон и глагольчики- лилипутики, карточки для работы в парах, учебник, тетрадь. Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
    еее иии ешь ишь

им им ет ит

3. Актуализация знаний учащихся.

А) Повторение ранее изученного материала о глаголе. - Над какой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? (глагол) -Что же уже рассказал нам о себе Дядюшка Глагол? {работа по таблице, которая составлялась на предыдущих уроках)

Я глагол

  1. часть речи;
  2. обозначаю действие предмета;
  3. отвечаю на вопросы что делает? что делал? что буду делать? и т.д.
  4. изменяюсь по временам и числам
  5. а в прошедшем времени по родам;
  6. имею неопределенную форму;
  7. в предложении чаще всего бываю сказуемым;
  1. спрягаюсь (-что значит спрягаться? т.е. изменяться по лицам и
    числам), имею 1 и 2 спряжение/закрыто)

Молодцы! Я очень довольна вашими ответами. А сейчас узнаем, как свои знания
вы можете применить на практике.

Б) Выборочный диктант с грамматическим заданием.

Я буду диктовать вам слова, а запишите в тетрадь вы только глаголы. На потайную
доску выполнять задание пойдет.

Золото, веселая, пригрело, солнечное, у них, голосами, живем, говорить, суша,

решите.

Определите у этих глаголов лицо, число, время.

пригрело - 3 лицо, ед.ч., прош. время, ср.род;

живем -1 лицо, мн.ч., наст, время;

говорить- неопределенная форма глагола, т.к. отвечает на вопрос что делать?

и имеет суффикс-ть;

решишь-2 лицо, ед.ч., буд. время.

Проверка.

4. Изучение нового материала.

А) Знакомство с новым материалом.

А сейчас пришло время послушать новую историю Дядюшки Глагола.

Есть у меня друзья - глагольчики - лилипутики. Имена у них очень странные - совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времён

Традиция! Зовут моих друзей -У(-Ю), -ЕШЬ (-ЁШЬ), -ЕТ (-ЁТ), -ЕМ (-ЁМ),

ЕТЕ (-ЁТЕ), -УТ (-ЮТ). А ещё - -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Ну вот, кажется, всех перечислил. Раньше все они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон, зубастый, весь в зелёной чешуе. Он дохнул огнём, чуть не спалив ратушу, лязгнул зубами и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков потолще.

Лилипутики –У (-Ю), -ЕШЬ (-ЕШЬ),- ЕТ(-ЕТ), ЕМ (-ЕМ), -ЕТЕ (-ЕТЕ), и –УТ (-ЮТ) до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить дракона. На середину центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького –У и его близнеца – Ю, низко поклонились злодею и сказали:»ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да я уже ЕМ, ЕМ!» - улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.

Зато лилипутикм -У (-Ю) (это другие -У (-Ю) - однофамилыцы тех, которых собирался съесть дракон), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ,. -ИТР , -АТ (-ЯТ) не испугались дракона-

«ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ, чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» - крикнул самый смелый лилипутам, которого так и звали -ИШЬ. Он возглавил армию, в которую и вступили отважные лилипутики. Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на дракона, вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.

А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зелёный хвост, бояки вылезли из своего убежища. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того - они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.

Лилипутики-трусишки -У (-Ю), -ЕШЬ (-ЕШЬ), -ЕТ (-ЁТ) 7 -ЕМ (-ЁМ), -ЕТЕ (ЕТЕ),

УТ (-ЮТ) остались в своем прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК (ведь этот город был построен первым). А лилипутики-смельчаки -У (-Ю), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ) построили себе отличный новый город и назвали его

ВТОРОСПРЯЖЕНСК.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Кто сможет сделать вывод? (В русском языке глагол бывают 1и2 спряжения. Глаголы, в окончаниях которых повторяется буква ш (ё) относятся к 1 спряжению. Глаголы, в окончаниях которых повторяется буква и, относятся но 2 спряжению.)

Б) Составление таблицы.

Но несколько раз в году лилипутики встречаются на празднике. Долго веселятся и

играют. Праздник заканчивается- надо отправлять их по домам. Помогите мне

составить таблицу окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. (На доске прикреплены

разрезанные части таблицы. Дети по очереди подходят н досне и собирают

таблицу)

Число

Лицо

1 спряжение

2 спряжение

Ед.

1-е

У(ю)

У(ю)

2-е

Ешь (ешь)

Ишь

3-е

Ет(ет)

Мн.

1-е

Ем, ем

Им

2-е

Ете (ете)

Ите

3-е

Ут (ют)

Ат (ят)

Так что же такое спряжение глаголов? {изменение глаголов по лицам и числам) - Перечислите личные окончания, которые напишите, если выясните что глагол 2 -го спряжения. А если 1 го?

5. Закрепление нового материала.

А) Первичное закрепление изученного.

А сейчас давайте воспользуемся нашей таблицей и проспрягаем глаголы жить,

говорить в тетради, выделяя окончания и ставя ударение. От предыдущей работы отступите одну строчку.

Я жив у говор ю

Ты жив ешь говор ишь

Он жив ет говор ит

Мы жив ем говор им

Вы жив ете говор ите

Они жив ут говор ят

Ударными или безударными были окончания глаголов, которые мы спрягали?

жить! (К 1-му)

К какому типу спряжения отнесем глагол говорить? (Ко 2-му)

Подпишите тип спряжений на пустой строчке.

"-Как вы думаете, безударные окончания будут такими же или будут чем- то

отличаться? (предположения детей)

Проверьте свои предположения, прочитав об этом правило на стр. 189.

Б) Работа с правилом.

Правило прочитает.

Так какими будут ударные и безударные окончания у глаголов одного и того же

спряжения? (Они будут одинаковыми)

Как определяется спряжение глаголов с ударными окончаниям? (Спряжение

определяется по окончанию)

В) Закрепление изученного материала (самостоятельная работа)

Упражнение 437

Взаимопроверка

6. Дополнительный материал.

Игра «Лото»

У вас на партах на листочке даны глаголы. Закройте каждый глагол

карточкой, на которой указано время, число, лицо и спряжение. Работаем в парах. (2 ученика у доски)

А теперь аккуратно закрываем тетрадкой, плотно прижимаем и

переворачиваем. У вас должна получиться картинка. Проверьте себя.

Молодцы!

7. Подведение итогов.

С чем новым мы сегодня познакомились на уроке?

Какие глаголы относятся к 1- му спряжению? Какие ко 2-му?

8. Домашнее задание .

Упражнение 439, выучить окончания глаголов I и 2 спряжения