Болезни Военный билет Призыв

Средства развития речи. Средства речевого развития детей

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение-взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина).

Общение - сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б.Ф. Парыгин, В.Н. Панферов, Б.Ф. Бодалев, А.А. Леонтьев и др.).

В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша. Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому в методике рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Возникая в общении, речь сначала выступает как деятельность, разделенная между взрослым и ребенком. Позднее в результате психического развития ребенка она становится формой его поведения. Развитие речи связано с качественной стороной общения.

Использование различных методов и средств в работе по развитию речи дошкольников. Более четкое представление о методах, приемах и средствах речевого развития дошкольников.Элемент мастерской творческого письма для закрепления теории по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников. Методы, средства, приемы.

К методам развития речи у дошкольников относятся: 1) наглядные (непосредственные: наблюдение и осмотр чего-либо (рассматривание), экскурсия; опосредованные: изобразительные средства, фотографии, кинофильмы, анимационные фильмы.) 2) словесные (художественное слово, чтение, заучивание, пересказ, беседа, требующая опоры на наглядность.) 3) практические (усвоение и совершенствование речевых умений и навыков в игровой деятельности: дидактические игры, игры-драматизации, игры-инсценировки - их целью является воспитание культуры поведения детей, обогащение словарного запаса языка.) 4) метод моделирования. Авторами данного метода являются Венгер Л.А., Эльконин Д.Б., Ветлугина Н.А. В основе метода- принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать затруднения, переживая положительные эмоции - удивление, радость успеха. Для данного метода необходимо учитывать у дошкольников уровень умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач.

К средствам развития речи относят: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда; -обучение родной речи на занятиях; -художественная литература; -различные виды искусства; -театрализованная деятельность; -пальчиковая гимнастика; -артикуляционная разминка.

Основные приемы развития речи дошкольников, считает часть исследователей, являются прямые (объяснение, речевой образец, указание) и косвенные (напоминание, реплика, подсказка).

Но некоторые исследователи выделяют следующий ряд приемов развития речи у дошкольников: 1) наглядные: показ иллюстраций, показ положения органов при артикуляции; 2) словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопросы (репродуктивные, проблемные); 3) игровые: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр.

Таким образом, с помощью методов, средств и приемов развития речи дошкольников можно достичь основной цели: общее развитие ребенка и подготовка его к образовательному процессу в школе.

Элементы «Мастерской творческого письма» по теме: «Речевое развитие дошкольников».

Коллегам предлагается выполнить ряд заданий, которые в итоге мероприятия дадут конечный продукт их деятельности. Задания предназначены для групп.

Время каждого задания ограничено: 7-10 минут.

Задание 1. Ответьте на вопрос: «Что означает речевое развитие ребенка?», записав ответы одним словом в столбик. Вариантов может быть несколько. Озвучиваем ответы.

Задание 2. Ответьте на вопрос: «Какую цель преследует развитие речи?» одним предложением, используя ответ первого задания. Озвучиваем ответ.

Задание 3. Создайте схему, рисунок, алгоритм: « С помощью чего достигается данная цель(из задания 2)». Озвучиваем ответ.

Задание 4. Создать элемент дидактического материала для использования его на занятиях по развитию речи. Совместная работа в группах. Используем раздаточный материал: листы бумаги, маркеры, кубики, цветная бумага, клей, ватман, мячики, кегли, детские журналы, ножницы, ленты, упаковочный материал.

Итоговый продукт – творческий материал для практического применения!

Воспитатель ГБДОУ№ 67 Невского района г.

Санкт-Петербурга Друзяк С.В.

2013г.

Предварительный просмотр:

Список используемой литературы к материалу «Речевое развитие дошкольников».

1.Большая энциклопедия для дошкольников/ ред.Н. Жильцова.-М.: ОЛМА-Пресс,2004.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Издательство «Просвещение», 1985.

3.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и реч. СПб.:КАРО, 2003.

4.Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение,2000.

5. Волина В. Праздник числа. М., 1994.

6. Дедюхина Г.В. Учимся говорить. М., 1997.

7.Дьяченко В.Ю. Развитие речи: тематическое планирование занятий.- Волгоград: Учитель, 2008.

8. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К., Шкляр С.В.

9. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет.

10. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Спб.: «Литера» 2006.

11.Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс,2010.

12. Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.

13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. М., Спб., 2006.

14. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков: 3-4 года. Спб., 2007.

15. Османова Г.А., Позднякова Л.А. -\\-: 5-6 лет. Спб., 2007.

16.Пятибатова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори для детей (4-6 лет).-М.:Сфера, 2010.

17.Ранц С.Н. Детское пространство в педагогике М.Монтессори// Воспитатель в ДОУ, 2009. № 5.

18.Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- Спб.,2009.

19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 2003.


дошкольник педагогический речь сознание

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное правильное овладение ребёнком речью.

В дошкольном учреждении развитие речи детей осуществляется педагогами в разных видах деятельности: в непосредственной образовательной деятельности, а также проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи.

Воспитатели используют возможность правильно и чётко называть предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время различных режимных процессов, в игре). При этом воспитатели чётко формируют задание, точно ставят вопросы. Это позволяет поддерживать взаимосвязь понимания и употребления слов, что в свою очередь совершенствует умение детей точно и полно выразить мысль, повышает эффективность речевого общения.

Чтобы максимально активизировать речь детей, педагоги проводят игры, цель которых - вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый. В играх дети принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. Педагоги добиваются реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя в выполнении словесной инструкции. Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят: «…ребёнок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения. Он задаётся вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении» (Гвоздев А.Н.) .

Педагоги являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми старшего возраста. Предлагают ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекают внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться.

В беседе с ребёнком воспитатели обращают внимание на содержание и форму сообщения, деликатно исправляют грамматические ошибки. В свободное от занятий время педагоги индивидуально занимаются с ребёнком, развивая ту сторону речевого развития, которая вызывает у ребёнка затруднения. Воспитатели предоставляют детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы побуждения, наблюдения, активно откликаются на проявление словотворчества, игры ребёнка со словом, т.к. это позволяет развивать образную речь.

Педагоги стараются задавать детям образцы правильной литературной речи, стараются, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным, отнюдь не подделываясь под милую, но всегда неправильную манеру детской речи» (Е.И. Тихеева) .

Используя, с помощью взрослых, в своей речи пословицы и поговорки, дети старшего дошкольного возраста учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи старшего дошкольника. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи старшего дошкольника.

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать её, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Для того чтобы дошкольники быстрее овладевали описательной формой речи рекомендуется обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Итак, посредством загадки у дошкольников развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова и постепенно овладевать образной системой языка .

Колыбельные песни также развивают речь старшего дошкольника, обогащают их речь за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи, формирует фонетическое восприятие. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. С их помощью, можно развивать фонематический слух.

В дошкольном учреждении актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей ещё не достаточно координировано и чётко работают органы рече - двигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание окончаний». Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуя их дикцию.

Для дикционных упражнений незаменимым материалом являются пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети в дошкольных учреждениях учатся чёткому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад».

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребёнка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребёнком интонационных богатств и различного темпа речи. Всё это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребёнка будет звучать естественно и выразительно.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи .

По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Поэтому дошкольные учреждения в системе работы по развитию речи старшего дошкольника уделяют особое внимание формам малого фольклора.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»

«Средства развития детской речи»

Контрольная работа по дисциплине: «Теоретические и методические основы развития речи детей дошкольного возраста »

ЛЕВАШЕВА АННА НИКОЛАЕВНА

Студентка 344з3 группы

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Проверил: Подшивалова Е.А.

Нижний Новгород, 2015

дошкольный речь семья чтение

2. Развитие речи через игру

3. Развитие речи на занятиях

Список литературы

1. Общение - как средство развития речи

Каждая мама мечтает о том, чтобы ее малыш заговорил чем быстрее, причем сразу внятно и предложениями. В реальной жизни такое случается редко, ведь обучение речи - процесс длительный и трудоемкий. Для того, чтобы достичь быстрых и хороших результатов в развитии речи любимого ребенка, маме приходится приложить немало труда и использовать разные средства развития речи детей. Дети учат слова и язык в процессе постоянного общения с ними.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение -- взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Подражание речи взрослого является одним из механизмов овладения речью. Следует учитывать, что подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки. Отсюда сложились требования к речи взрослого:

Речь должна быть содержательной, логичной и точной.

Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка).

Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной.

В речи должно использоваться художественное слово.

Речь должна быть выразительной.

Речь должна быть эмоционально насыщенной.

Взрослый, разговаривая с ребенком, не должен торопиться. Слова произносятся достаточно громко, чтобы ребенок смог расслышать все звуки.

Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет.

В речи взрослый должен использовать вербальные и невербальные средства общения.

Слова взрослого должны соответствовать его делам.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация Общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

Общайтесь с малышом, постоянно комментируя свои действия, описывайте предметы, которые берете в руки и что вы с ними делаете. Практикуйте диалог с ребенком, задавайте простые вопросы и просите показать и назвать предметы, их свойства. Очень эффективен прием договаривания слова, когда читаете стих или потешку, предоставьте малышу возможность употребить нужное слово. Если он затрудняется это сделать, подскажите ему начало слова.

2. Развитие речи детей через игру

Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра - первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Игра дошкольников: побуждает детей к общению друг с другом; способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; способствует совершенствованию разговорной речи; способствует обогащению словаря; оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр - развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Игры направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Обогащение словарного запаса

Развитие связной речи

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые речевые игры будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Игры по воспитанию звуковой культуры речи направлены на формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Для развития грамматического строя речи направлены игры на формирование разных способов словообразования и словоизменения (родительный падеж единственного и множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование существительных, прилагательных в роде, числе и падеже), а также разнообразные упражнения на построение предложений разных типов - простых, распространенных, сложных, т.е. на формирование синтаксического строя речи.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом. Это игры на подбор синонимов и антонимов, сравнений и определений. Таким образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.

Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия: составлять сюжетный рассказ об игрушке, по картинке или по серии картин, рассуждать, объяснять.

3. Развитие речи на занятиях

Цель занятий по развитию речи в детском саду - помочь ребенку освоить родной язык. Но задача эта очень и очень непростая, ведь ребенок дошкольного возраста - это не школьник, которому можно схематично изложить правила спряжения, склонения и построения простых и сложных предложений. Занятия по развитию речи проводятся с детьми, начиная с трехлетнего возраста.

Развитие речи для младших дошкольников начинается с изучения цветов, геометрических фигур, пространственных отношений (ближе, дальше, ниже, выше, слева, справа и т.д.). Затем, руководствуясь полученными знаниями, дети учатся описывать предмет, который показывает им воспитатель. Например, мячик круглый, зеленый с синим. По мере освоения новых слов и понятий описания предметов или картинок постепенно усложняются, и в старшей группе превращаются в целый рассказ.

В процессе занятий по развитию речи дети осваивают новые группы слов, относящиеся к какому-либо явлению, предмету или живому существу. Вот примеры некоторых тематических занятий: овощи, фрукты, ягоды, цветы, грибы, деревья, домашние животные и их детеныши, животные и их домики, птицы, мебель, одежда и т.д.

Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл. Занятия по развитию речи обязательно включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного воспитателем. В результате этих занятий к школе ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка. Правда, для достижения последней цели нередко требуются индивидуальные занятия с логопедом.

Особенности организации занятий по развитию речи с детьми.

Занятия носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры.

С самого начала занятий ставится цель - воспитать у детей определённые правила поведения: не мешать другим, сохранять правильную позу, внимательно слушать и воспринимать показываемое. Соблюдение детьми правил поведения скоро становится привычкой, а результат от выполняемого действия, движения, слова служит источником радости.

Речевые занятия наиболее сложны для детей, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. При появлении утомления либо привлекают детей к занятию, либо раньше его заканчивают. Важно, чтобы малыши получили от занятия полное удовлетворение.

Для того, чтобы дети меньше отвлекались на занятии и оно было более эффективным, желательно организовывать его в другом помещении, не там, где играют те, кто не занимается.

Важно предусмотреть наиболее удобную позу ребёнка во время занятий, что поможет ему длительно сохранять внимание.

Число детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым они будут работать. Объединение детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребёнок готов к обучению (умеет смотреть, слушать, действовать по показу взрослого).

Требования, предъявляемые к детям, должны быть посильными, необременительными. Наряду с новым материалом желательно использовать то, что уже знакомо детям.

На занятиях закрепляются те знания, которые осваиваются во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т.д. Чем содержательнее повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым.

Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но, разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть.

Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.

Способность подражания у ребёнка должна быть развита настолько, чтобы он смог легко повторить новое слово за взрослым и, как говорят, «с ходу» внести это слово в свой активный словарь.

4. Развитие речи детей через чтение художественной литературы

Среди взрослых достаточно распространенным является мнение, что ребенок развивается сам собой, но это не совсем так. Конечно, зачастую обучение происходит в играх, наблюдениях, повседневной жизни, но одним из лучших способов является чтение книг.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок (т. е. маленький ребенок осваивает грамматические нормы языка). В сказках дети познают меткость и выразительность речи. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Знакомить детей с художественной литературой я начала с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем мы слушаем народные сказки, которые полезно пересказывать.

Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника. На занятиях использую различные приемы: пояснение, вопросы, беседу, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т. д.

При анализе литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. На основе развития поэтического слуха возникает взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством.

Психолого-педагогические требования организации педагогического процесса по развитию речи через ознакомление детей с художественной литературой:

Комплексный подход к освоению художественной литературы, сочетающий устное народное творчество и педагогические аспекты;

Сотворчество детей и взрослых, её социальной востребованности;

Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;

Предоставление детям возможности собственного решения по использованию эмоционального фона выбора книг в условиях работы с художественной литературой;

Ориентированность на построение личностно-индивидуальных отношений взрослого и ребенка

При выборе содержания художественной литературы, учитываются индивидуальные особенности детей и их развитие, а также жизненный опыт дошкольников. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна. Привлекая детей к чтению художественной литературы, обращают внимание на степень знакомства семьи с традиционным устным народным творчеством.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

5. Развитие речи детей в семье

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение, что речь ребёнка развивается самостоятельно. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не "съедать" слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают), объяснять переносные значения ("золотые руки", "каменное сердце"). В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словами "хорошая", "красивая" дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.

Необходимо также обогащать бытовой словарь детей. В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребёнка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет и уточняет сама: "Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо- суп, борщ. Это мелкие тарелки, в них кладут второе - котлеты с гарниром, а это салатница, в ней подают салат. Следует попросить ребёнка подать взрослому посуду и назвать то, что он подаёт, уточнить, как её используют. При работе на швейной машинке нужно также обговаривать свои действия, называть вид ткани, части машинки.

Несколько советов для родителей:

1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье - мама, папа, бабушка, дедушка.

3. Читайте художественную литературу ежедневно.

4. Приобретайте репродукции художественных картин, тематические альбомы, книги с картинками, рассматривайте их с детьми.

5. Посещайте с ребёнком театрализованные представления.

6. Предложите ребёнку соревнование "Чья сказка лучше? ", "Чей рассказ интереснее? " с участием всех членов семьи.

7. Записывайте рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2-3 месяца прослушайте вместе, проанализируйте, запишите новые.

8. Любите своего ребёнка и уважайте его старания.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. Издательский дом «Академия». 2000г.

2. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.,1986.

3. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.

4. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) - Дошкольное воспитание, 2004.

5. Ресурсы интернета.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика развития связной речи у дошкольников. Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников. Описание опыта работы и методического сопровождения по формированию связной речи детей старшей и средней групп ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2011

    Общая характеристика развития детской речи. Классификация функций детской речи. История и современное состояние проблемы расстройств письма и чтения у детей. Психология формирования письменной речи у детей. Связь развития речи с развитием мышления.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Занятия в театральном кружке как средство развития речи детей. Анализ изменения уровня развития речи старших дошкольников - участников театрального кружка "Теремок".

    дипломная работа , добавлен 21.06.2013

    Всестороннее полноценное развитие детей. Формирование правильной детской речи. Периодизация развития речи у детей. Методика развития словаря у детей дошкольного возраста. Этапы обучения правильному звукопроизношению. Способность ребенка к подражанию.

    реферат , добавлен 25.12.2010

    Общая характеристика развития детской речи и классификация ее функций. Психология формирования письменной речи и усвоения чтения у детей. История и современное состояние проблемы речевых расстройств. Специфические нарушения чтения – дислексия и дисграфия.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Педагогические особенности формирования речи и ее компонентов. Особенности диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Интеграция образовательных областей как условие развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Развитие связной речи в онтогенезе. Описание детей с общим недоразвитием речи. Литературные произведения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста. Особенности работы по коррекции нарушений связной речи средствами детской художественной литературы.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Особенности использования загадки как одного из средств развития речи. Методика использования загадок в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Константин Георгиевич Паустовский

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

  • одна из причин – ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью;
  • следующая – речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
  • так же, постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • и ещё одна причина - глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Текст № 1.

Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда . Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком.

Текст № 2.

Недостатки, встречающиеся в речи воспитателя.

Риторическая компетентность как составляющая речевого имиджа педагога.

Урок 1. Сценическая речь. Артикуляция.

Урок 2. Сценическая речь. Расслабление.

Урок 3. Сценическая речь. Дыхание.

Урок 4. Сценическая речь. Дикция.

Текст № 3.

Организация и реализация в ДОУ комплексного коррекц ионного воздействия на речевое развитие дошкольников.

Текст № 4.

Программа развития речи реализуется в деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой). Эти виды деятельности можно условно на­звать средствами развития речи (обучение, игру, труд, бытовую, повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый).

В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Основная форма дошкольного обучения - занятия .

По дидактическим целям можно выделить типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (смешанные, объединенные).

Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать общим дидактическим требованиям :

1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения. При этом учитывается его место в ряду других занятий по родному языку, уровень знаний и умений детей, определяется их нагрузка. Воспитателю должны быть ясны речевые задачи и конкретное речевое содержание. Подбираются методы и приемы, необходимые для изучения намеченного программного материала, продумываются структура и ход занятия. Подготавливаются нужные наглядные пособия, учебное оборудование. Определяются индивидуальные задачи обучения (дифференцируются» задания, продумывается очередность вызова детей).

2. Оптимальная интенсивность нагрузки. Воспитатель руководствуется принципом развивающего обучения, дает задания на достаточно высоком уровне, чтобы выполнение их требовало активной умственной деятельности.

Иногда нагрузка бывает недостаточной: не приходится действовать самостоятельно, решать речевые задачи аналитико-синтетического характера, устанавливать связи между предметами, вычленять сходство и т. д. Если же у ребенка отсутствует работа памяти, мысли, а воспитатель требует лишь пассивного созерцания, тихого поведения и повторения давно известных детям фактов, занятие превращается для них в зрелище.

Установить правильную меру нагрузки помогают смешанная структура занятия, специальные приемы (вопросы для умозаключений, сопоставления и др.).

3. Воспитательный характер занятия. На занятиях по развитию речи реализуется принцип воспитывающего обучения.

Воспитывающее воздействие оказывает как само содержание речевой деятельности и ее языковое оформление, так и правильная организация, методика ведения занятия. Поскольку на занятиях даются не разрозненные сведения, а определенная система знаний, у детей постепенно возникают элементы осознанного отношения к языку, к его усвоению.

4. Эмоциональный характер занятий . Прежде чем начать занятие, у детей нужно вызвать желание учиться, любознательность, стремление узнавать новое. Занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения, вызывать интерес. На речевых занятиях особое место занимают юмор, шутка.

5. Распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия .

Построение занятия должно быть четким.

6. Речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия. Понятие «речевая активность» не означает «беспрерывная речь вслух». В значительной степени она должна выражаться в активном восприятии ребенком речи педагога и сверстников, в понимании ее. По возможности большему количеству детей надо обеспечить условия и для активной речи вслух.

Существует ряд методических правил, соблюдение которых помогает обеспечить максимальную активность детей: учет типологических особенностей детей при размещении их за столами, при подборе индивидуально направленных приемов, разумное использование наглядных средств, особенно раздаточного материала. Повышают активность разнообразие деятельности, смена ее видов, игровые приемы. Неторопливый темп занятия, предоставление ребенку времени для обдумывания ответа, индивидуальные обращения помогают включиться в общий ход работы детям с замедленной реакцией. Активности детей содействует правильная методика диалога. Вопрос, задание воспитатель адресует всем, в случае надобности повторяет их; отвечающему дает указание говорить громко, ясно, чтобы все слышали; спрашивает поочередно детей с разным уровнем развития речи, не вызывает часто одних и тех же; к контролю за речью отвечающего привлекает всех, ко всей аудитории обращается с вопросами: правильно ли он сказал? Обо всем ли? По порядку ли рассказал? Активности детей способствуют также так называемые оценочные вопросы (Что тебе нравится?), творческие задания, обращения к личному опыту.

7. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом . Фронтальные формы работы - общие задания, общий ритм, хоровые ответы и т. д. должны сочетаться с заданиями, предлагаемыми отдельным детям. При подборе индивидуальных заданий и приемов обучения воспитатель учитывает уровень знаний и речевые навыки ребенка, его интересы и склонности. Особое внимание на занятии он должен уделить детям, которые не овладели какими-либо программными требованиями или у которых плохо развита речь. Большого вни­мания заслуживают дети, имеющие особенности в речевом разви­тии, - молчаливые, необщительные, несдержанные, болтливые.

8. Правильная организация занятия . Занятия по развитию речи могут проходить в групповой комнате, при этом дети занимают свои привычные места за столами; зале, где дети посмотрят спектакль, фильм, про­слушают радиопередачу, поиграют в подвижные игры; в теплое время года - на участке.

На занятиях по родному языку, так же как и на других занятиях, должны быть соблюдены все гигиенические условия: достаточная освещенность, источник света слева и сзади от сидящих, чистый воздух, мебель по росту. Места за столом должны быть за­креплены за детьми. Основное требование к размещению детей: каждый должен сидеть лицом к воспитателю в правильной позе.

9. Учет результатов занятия . Учет знаний проводится воспитателем по ходу самого занятия, в процессе наблюдениям за речью детей и не требует, в отличие от школьного урока, отдельного этапа - опроса. Можно рекомендовать педагогу вести тетрадь учета ответов детей (как необязательный вид документации) по наиболее трудным разделам программы, например по обучению рассказыванию. Результаты наблюдений воспитатель записывает в дневник ежедневно и учитывает их при определении дальнейших задач работы.

10. Необходимость закрепления пройденного материала па других занятиях или в другой деятельности . Требование основано на дидактическом принципе - повторности. Соблюдение его важно в речевой работе (идет процесс выработки сложных умственных умений и навыков).

Обучение родному языку протекает и на других занятиях (по формированию элементарных математических представлений, музыкальных, изобразительных способностей и др.), что объясняется спецификой языковой деятельности.

Не всякий программный материал может быть преподнесен путем обучения на занятиях. Например, воспитание навыков разговорной речи, культуры речевого общения, умения выступать перед аудиторией и т.д. требует естественных жизненных ситуаций, правдивых, понятных для ребенка мотивов его деятельности; большая группа словаря – бытового, природоведческого характера – прочно усваивается в действиях, в практике ребенка (еда, умывание, выращивание растений и т.д.). Обучение сочетается с другими средствами развития речи.

Игра-это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается жизненный поток

представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой дея­тельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возни­кает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности обще­ния и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ве­дут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной (Д. Б. Эльконин).

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего это должна быть содержательная игра. Одна­ко ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенство­ванию грамматической формы речи. А в случаях переучива­ния закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складыва­лись неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «пере­учивание», нужно сначала выработать прочный навык упот­ребления правильного обозначения и только потом созда­вать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привле­чение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение сло­варя, воспитание звуковой культуры.

Игры-драматизации (театрализованные игры) способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, ху­дожественно-речевой деятельности.

Дидактические и настолько-печатные игры используют­ся для решения всех задач речевого развития. Они закреп­ляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наибо­лее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, разви­вают объяснительную речь. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребёнка. Так же они используются для закрепления словаря детей, культуры поведения, навыков общения. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.

В трудовой деятельности словарь детей пополня­ется за счет названий орудий труда, инструментов, дей­ствий, качеств и свойств предметов. Особое значение име­ет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.


"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки - гиперссылку , чтобы вернуться на предыдущую страницу (модуль 3).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения

Г.В. Григорьева

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки .

Для детей с нарушениями зрения роль общения возрастает, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слепоты и слабовидения у детей на ранних стадиях развития .

Исследованиями многих психологов выявлены трудности социализации слепых детей, возникающие прежде всего из-за отсутствия у них навыков общения. Дети этой категории не имеют возможности пользоваться выразительными средствами, сам процесс общения становится возможным только с появлением речевых звуков .

У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов с окружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владением средствами общения, для формирования которых необходимо участие всех анализаторов. Особенно важную роль в развитии функции общения играет зрительный анализатор, который в процессе социальной перцепции несет информацию об особенностях характера и эмоциональном состоянии собеседника. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи. У детей, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения .

Учитывая отмеченные в исследованиях своеобразия в общении детей, имеющих зрительные нарушения, и отсутствие специальных экспериментальных исследований, направленных на изучение средств общения у слабовидящих детей и детей с амблиопией и косоглазием, нами было проведено сравнительное исследование под руководством Л.И. Плаксиной.

Цель исследования: выявить и изучить особенности общения детей с нарушениями зрения на примере сравнения дошкольников с дефектом зрения и нормой и на основе полученного экспериментального материала разработать методические рекомендации по формированию и развитию невербальных и речевых средств межличностного общения.

В качестве испытуемых были привлечены 100 дошкольников с нарушениями зрения (амблиопией, косоглазием и слабовидящие) и нормально видящие (в пределах возрастной нормы). Все дети посещали дошкольные учреждения № 1697 и 1908 Москвы. Из 100 дошкольников 50 детей 7-го года жизни (по 25 каждой категории) и 50 - 6-го года жизни (по 25 каждой категории соответственно). Интеллект всех детей был в норме.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что дошкольники с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими детьми намного хуже владели невербальными средствами общения (различия составили в среднем от 22 до 41%). В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками они почти не использовали выразительные движения, жесты, мимику. Очень редко улавливали изменения настроения партнера. Если это и происходило, то всегда уточнялось эмоциональное состояние словами. Это приводило к тому, что дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения практически не могли играть совместно. Их сюжетно-ролевые игры характеризовались тем, что они происходили как бы рядом друг с другом. Дети не умели привлекать к себе внимание партнера, зачастую не знали, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Их высказывания часто оставались незамеченными, так как не были адресованы кому-то конкретно.

Кроме того, у детей наблюдалась малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед, диалогов, т.е. средств речевого общения.

Их пассивность по отношению к партнеру по общению проявлялась еще и в том, что им трудно было осуществлять чтение информации с лица на расстоянии. Лишь находясь рядом с собеседником и глядя ему «глаза в глаза», они вступали в процесс взаимодействия.

В общении детей данной категории отмечалась и меньшая по сравнению с нормально видящими сверстниками аргументированность в высказываниях.

Большая половина этих детей слабо ориентирована на нормы и правила поведения. Сферу общения они не выделяют - для себя как область приобретения новых знаний, умений, навыков и впечатлений.

У детей с амблиопией и косоглазием нет четких представлений о том, как могут выражаться согласие и несогласие, одобрение, удивление и другие эмоциональные проявления.

В процессе эксперимента было выявлено не только то, что у таких детей слабо развита мимика лица и жестикуляция, но и то, что они плохо владеют приемами подражания, их знания об эмоциональных модальностях носят узкоситуативный характер. Вербальные обозначения эмоций или незнакомы дошкольникам, или имеют лишь одно словесное обозначение. В этих случаях дети затрудняются привести синонимы или элементы словесного ряда, описывающего ту или иную эмоциональную модальность.

Дети с нарушениями зрения не воспринимали правильно позы и тем более не воспроизводили их, не понимая значения отдельных поз, не часто определяли по тому или иному положению тела смысл происходящего и эмоциональное состояние, которое его вызвало.

Эти недостатки в развитии указывают на необходимость специального обучения детей с нарушениями зрения неречевым и речевым средствам общения в сензитивный период, так как спонтанно овладеть средствами коммуникации они не могут.

С этой целью был проведен обучающий эксперимент, направленный на:

обучение детей элементам социальной перцепции;

формирование выразительных, мимических и жестовых движений;

воспроизведение движений, мимики, жестов, пантомимики и интонации речи;

умение словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать их внешние проявления у себя, собеседника, персонажа литературного произведения;

овладение знаниями об эмоциях людей и их проявлениях в процессе общения;

формирование интереса к процессу взаимодействия со сверстниками и к самому процессу общения с окружающими.

Процесс обучения происходил в игровой форме и был разделен на четыре этапа. Использовались следующие формы его организации:

  1. Подгрупповые и групповые занятия психолога, на которых формировалась психологическая способность к интерпретации невербальных средств общения;
  2. Групповые занятия воспитателя, который под руководством психолога и при его участии в процессе организации игровой, трудовой и свободной деятельности формировал интерес к межличностной коммуникации, а также содействовал возникновению совместных игр и взаимодействию между детьми.
  3. Групповые и подгрупповые занятия, проводимые логопедом, музыкальным руководителем, физкультурным работником с включением специально подобранных психологом игр и упражнений для закрепления и совершенствования навыков и умений владения мускулатурой своего тела, речевых и неречевых средств общения.

На первом этапе дети знакомились с эмоциональными модальностями. Этот этап предполагал дать дошкольникам знания не только о выражении эмоций, но и об их ситуативных проявлениях, характерных признаках, умении самим изображать различные эмоции и определять их.

Для ознакомления были использованы шесть основных видов эмоций: гнев, радость, удивление, страх, огорчение и нейтральная модальность, начиная с положительных и постепенно переходя к отрицательным.

Обучение на этом этапе проходило в нескольких направлениях: во-первых, по узнаванию самих эмоций и, во-вторых, по их ситуативной отнесенности. При этом использовались:

рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок к прочитанным рассказам;

беседы с детьми о прочитанном, сыгранном и нарисованном;

этюды психогимнастики - сюжетно-ситуативные игры;

подвижные, малоподвижные и дидактические игры;

элементы арттерапии.

Ознакомление начиналось с чтения детям специально подобранного текста и показа к нему картинок, иллюстрирующих ход событий рассказа. Картинки изображали, как правило, несложный сюжет, где были четко видны проявления эмоциональных состояний героев. Затем дети рассматривали иллюстрации еще раз и пытались изобразить такую же эмоциональную модальность на своем лице (на основании сравнения своего выражения эмоции в зеркале и на картинке).

Дальше проводились игры с различными пособиями на соотнесение и узнавание эмоций типа «Лото», «Дорисуй кукле лицо», «Подбери такое же» и др. Детям нравилось играть со специально изготовленными шаблонами, из которых они сами могли выкладывать элементы лица, соответствующие выражению различных эмоций, или подбирать верхнюю часть лица к нижней и наоборот, по типу разрезных картинок. Использовались игры «Зеркало», «Обезьянка» и другие, требующие имитации выражений лица.

В занятия обязательно включались этюды из курса психогимнастики. На каждую эмоциональную модальность было проиграно по 5 - 7 этюдов.

В начале обыгрываний этюдов дети изображали лишь движения тела героев и произносили текст этюда. Им было трудно не только выражать эмоциональное состояние героев, но и действовать согласованно. Поэтому для развития способности у детей к согласованному взаимодействию, умения соотносить свои действия с действиями группы, для формирования и воспитания организованности и способности к управлению своим поведением были проведены совместно с воспитателями дополнительно подвижные игры.

К концу этого этапа дети научились обыгрывать разные сценки. Дошкольники могли показывать их сверстникам, чтобы те отгадывали, какой это этюд, что в нем выражалось.

Большое внимание уделялось элементам арттерапии. На музыкальных занятиях дети слушали разные по характеру музыкальные произведения. Некоторые этюды психогимнастики также сопровождались музыкой. Все это было интересными темами для бесед с дошкольниками. Каждое эмоциональное состояние изображалось ими в рисунках.

Постепенно дети научились определять и описывать эмоциональные состояния окружающих их людей и сверстников. В процессе свободной деятельности они стали рассказывать друг другу не только о происходящих событиях с людьми, но и о состояниях участников этих событий, об испытываемых ими чувствах.

Задача второго этапа - дать дошкольникам понятия о выразительных движениях тела, включающих представления о пантомимике.

На этом этапе детям объясняли такие понятия, как поза, движение, поворот тела, наклон головы, постановка ног и расположение рук. Ознакомление начиналось с того, что внимание детей было обращено на разные позы людей в различных ситуациях. Для них важно было уточнить, что поза может являться следствием определенного движения человека, а также может быть и выражением эмоционального состояния.

Дошкольникам предлагались для рассматривания картинки, на которых люди (без лица) были изображены в одной и той же позе, в различных ситуациях, но с разными эмоциональными проявлениями. После их рассмотрения дети сравнивали позы и приходили к выводу, что поза может быть вызвана разными ситуациями, но в одних это свидетельствовало об эмоциональном состоянии человека, а в других только о том, что он делает, т.е. о характере его деятельности.

Для формирования у детей внимания к элементам пантомимики использовались такие игры, как «Лото», «Подбери такую же», «Кто запомнил больше» и др. (Для этого были изготовлены специальные пособия, шаблоны и трафареты.)

Сами движения отрабатывались с детьми в подвижных играх: «Угадай позу», «Покажи такую же», «Игры в масках» и т. п. Эти игры позволили перейти к обыгрыванию этюдов психогимнастики, в которых дети учились соотносить позы, выражающие движения и эмоции. После их проведения дошкольники не только ориентировались в элементах поз, но и могли рассказать, в каких ситуациях и при каком эмоциональном состоянии может быть использовано какое-либо положение тела.

На этом этапе работы дети описывали лишь те ситуации, которые разбирались вместе с ними на занятиях. Поэтому воспитателям было предложено в процессе свободной деятельности детей обратить их внимание на позы сверстников и окружающих. Дошкольники с удовольствием " рассказывали о них. В своих рассказах о доме они показывали и уточняли пантомимику родителей, и не только в словах, но и показом, обосновывая это эмоциональным состоянием героя («Мама стояла вот так, она была сердита»).

Были использованы также элементы арттерапии: рисование по образцу, по памяти, лепка и аппликация. Дошкольники изготовляли игрушки для разыгрывания различных ситуаций.

На третьем этапе детей знакомили с различными жестами. Необходимо было дать им представление о жестах, умении их использовать изолированно от пантомимики и воспринимать в процессе общения. Этот этап оказался менее трудоемким, так как на предыдущем дети овладели множеством выразительных движений рук. Оставалось лишь закрепить их знания и раскрыть дополнительные значения этих знаний.

Для этого дети (после прочтения соответствующей сказки) совершили путешествие в сказочную страну, где все объяснялись между собой только жестами. Они путешествовали вместе с куклами и выучили язык, на котором общались жители этой страны.

В беседе после чтения отрывка этой сказки с дошкольниками уточнялось услышанное и увиденное ими на иллюстрациях.

Для закрепления полученных знаний и умений с детьми играли в игры («Молчанка», «Найди спрятанное», «Угадай, что это» и др.) с использованием жестов.

Во время проведения игр у дошкольников отмечались трудности, проявившиеся в слабом владении функциями отслеживания направления рук, а также в неумении воспринимать и усваивать задания. Например: в играх, нарушая правила, дети начинали спрашивать о дополнительных ориентирах - вещах в пространстве, словесных характеристиках угадываемого предмета, не досмотрев задания или показа. Поэтому были проведены дополнительные занятия по обучению детей не только наблюдать за движениями рук и головы, но и обращать на это внимание. На физкультурных занятиях тренер уделял этому внимание, заменив привычные ориентиры на жесты. Все это способствовало отработке у детей представлений о жестах, умении пользоваться ими в повседневной жизни.

На четвертом, завершающем этапе отрабатывались навыки соотнесения всех элементов невербального общения и умения по их восприятию и пониманию использовать их в процессе свободной коммуникации. Этому помогли специально разработанные игры, этюды психогимнастики, арттерапия.

Занятия начинались с игр (по выбору детей) на выразительные движения тела. Затем каждый участник подбирал к изображенной позе эмоциональное выражение лица (для этого были изготовлены специальные шаблоны) и просил других детей угадать, что означает (т.е. какое эмоциональное состояние) это выражение.

Для ситуативной соотнесенности позы и лица были использованы иллюстративные материалы к тесту Рене Жиля, которые были выполнены с учетом зрительных возможностей детей. Дошкольники вначале рассматривали предложенные картинки, на которых были изображены различные ситуации общения между большим количеством людей. Каждый ребенок выбирал для себя персонажа и дорисовывал ему лицо. Таким образом, получался совместный рисунок детей всей группы. Это способствовало не только приобретению детьми навыков соотносить пантомимику с мимикой лица и ситуацией общения, но и умению согласовывать свое мнение и действия со сверстниками группы. Затем проводилась беседа по прорисованным картинкам.

На этом этапе использовались также уже прочитанные рассказы на двух первых этапах. Рассказы об эмоциях или жестах, прослушанные детьми, читались им еще раз, но с дополнительным заданием - подобрать позы, выражения лиц, ситуации к ним, и наоборот.

Детям очень нравилось дорисовывать лица человечкам, которых они изготовляли на занятиях аппликацией на предыдущем этапе.

На протяжении всего исследования продолжались упражнения для гимнастики лицевых мышц. Элементы этих упражнений были включены не только на занятиях в группе как моменты физкультминутки, но и у логопедов, на музыкальных занятиях, как «маленькие» танцы (танцуют брови, танцует ротик). К концу эксперимента дети хорошо владели мимикой лица.

В результате проведенной работы было установлено, что дети овладели знаниями и умениями использовать невербальные и речевые средства общения. Их представления об эмоциональных модальностях, выразительных движениях стали не только разнообразнее, но и более обобщенные, что проявилось в увеличении количества используемых жестов, мимических и пантомимических движений. В речи детей появилось большее количество синонимов и элементов словесного ряда, описывающих ту или иную эмоциональную модальность. Дошкольники достаточно верно определяли эмоции по выражению лица, называли ситуации, в кото рых они могут возникнуть, они хорошо ориентировались в выразительных движениях тела, его элементах, при воспроизведении выполняли их более четко, это свидетельствовало о том, что пантомимика не только правильно воспринималась, но и правильно понималась. В свободной деятельности они больше использовали жестовый материал, которым овладели на специальных занятиях.

Таким образом, у детей появились элементы социальной перцепции, которые ранее отсутствовали. Они проявляли больший интерес к процессу коммуникации не только со взрослыми, но и со сверстниками. У них значительно возросла активность, появились навыки и умения привлекать к себе партнеров по общению. Дети вычленяли их эмоциональные состояния. Процесс взаимодействия при этом протекал успешнее, слаженнее и не вызывал отрицательных эмоций, которые наблюдались до обучения.

Литература

  1. Бабич Н.И. Формирование социально-перцептивных навыков младших школьников: Методические разработки в помощь учителям начальной школы. М, 1988.
  2. Бодалев АЛ. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  3. Егорова JI.B. Общение слепых младшего дошкольного возраста// Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1981.
  4. Заорска М. Овладение слепыми младшими школьниками средствами общения // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими. Л., 1991.
  5. Лабу некая В Л. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. 1987. №3.
  6. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.
  7. Панфилова МА. Игротерапия общения: Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. М., 1995.
  8. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

Дефектология№4 -1996