Болезни Военный билет Призыв

Тамплиеры сегодня. Что такое орден восточных тамплиеров? Действия короля Фипиппа IV

ИСТОРИЯ ОРДЕНА


В 1119 году в Иерусалиме "знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, - рассказывал полвека спустя епископ Тирский Вильгельм, - заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников" . Прошло несколько лет после завоевания крестоносцами Иерусалима, в Святую Землю устремился широкий поток паломников, надо было их охранять, - и несколько рыцарей предложили взять на себя эту заботу. Это казалось им, видимо, вполне естественным. Свой орден они назвали "Нищие рыцари". Они действовали по своей воле, принимая на себя всю ответственность. Они начинали нечто совершенно нового: подобных объединений еще не бывало, ведь речь шла не о новом монашеском ордене и вообще не об организации духовенства (так что ссылка на каноников-августинианцев была весьма приблизительна). В сущности, они организовывали первую из столь обычных для мира 20 века "неправительственных некоммерческих организаций", и способы, какими они действовали, воспроизводились бесчисленное число раз: пропаганда идеи, сбор средств. Единственное, что не говорилось рыцарями вслух, но что явно понималось всеми и что составляло самую суть идеи: успешно защитить паломников может лишь частная инициатива, а не государственная власть. Что быть паломником в Средние века означало рисковать, не надеяться на защиту центрального правительства, все и так слишком хорошо знали по тысячелетнему опыту. Рыцарей было девять(1*) , но общество (и летописцы) очень быстро поняли, что двое двигали всё предприятие: Гуго де Пэн и Жофруа Сен-Омер. В отличие от 20 века, в 12 столетии не было капиталистов, которые могли бы давать пожертвования, и пожертвования собирали с аристократии. Король иерусалимский уступил рыцарям церковь в собственном дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву (главный признак отличия от прочих рыцарей). "Храм" на французском "тампль", и очень быстро в Иерусалиме рыцарей стали звать "те, что у Храма", "храмовники" - "тамплиеры". Официальное же название - "Нищие рыцари" - отошло в тень (2*) . Рыцари отправились в Европу собирать деньги на свою организацию. Де Пэн и Сен-Омер объехали Францию, Испанию, Англию, Германию, Италию. Большинство людей оставалось равнодушно к их просьбым, но очень многие откликались. Церковные и светские феодалы жертвовали деньги, а чаще - доход от того или иного владения или даже то или иное владение, - кто на время, кто в постоянную собственность ордена. Десятки людей вступали в орден. Впрочем, национальное деление давало себя знать, и основная масса (более половины) жертвователей и участников были французами - как и инициаторы. Тамплиеров из Франции были сотни, из Англии - десятки.

Идею создания ордена поддержал св. Бернард Клервосский, соотечественник первых тамплиеров, сам герой частной инициативы (за четыре года до идеи де Пэна он основал монастырь, ставший ядром будущего ордена цистерцианцев). Бернард написал по просьбе де Пэна и Андре де Монтбара (с которым был в родстве) трактат "De laude novae militiae", название которого на русский правильно перевести как "Слава новому рыцарству", но хочется сохранить и при переводе латинское слово, ныне столь обрусевшее: "Слава новой милиции". Когда в 1128 г. поместный собор в Труа утверждал устав тамплиеров, сочинение Бернарда служило им идеологической программой, да и устав из 72 статей составил Бернард (а св. Джон Солсберийский посвятил всю шестую книгу своего сочинения "Поликрат" апологии нового, христианского рыцарства). Более того, Бернар предложил тамплиерам (и де Пэн принял) носить ту же одежду, что и монахи его собственного, цистерцианского ордена: белую. Только позднее тамплиеры стали нашивать на белую одежду красный крест - как и все, связанные с крестовыми походами.

Необычного в тамплиерах было то, что они совмещали монашество с войной, пожизненные обеты нищеты, послушания и безбрачия - с намерением орудовать мечами. Орден госпитальеров возник раньше - в 1070-е годы, - но воевать госпитальерам не разрешалось. Само монашество (и духовенство) не могло браться за оружие - ведь христианин не может убивать, и если возможно послабление для "обычных" христиан, то монах - "настоящий" христианин. А Бернард писал: "Солдаты Христа... ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно" .

Конечно, Бернард не был кровожаден. Он ненавидел насилие и кровь, зло и ложь, и потому так обрадовался появлению тамплиеров, которые должны были с насилием бороться. "Новая милиция" была действительно нова относительно обычного рыцарства. Веками всадник с мечом, феодал, рыцарь, сражался за земное - ради имения, ради славы своего рода, своей нации (и это в лучшем случае, а то и просто ради наживы). "Новые рыцари" сражались за добро, ради Христа, а "если человек сражается за доброе дело, то не может сражение привести ко злу, точно так же как не может победа считаться благом, если сражение велось не за доброе дело или из дурных побуждений" . "Прежняя милиция" любила почести, деньги, красивое вооружение - "новая милиция" защищала простой народ, держала себя скромно, оборонялась от демонов молитвами и обетами, прежде всего - целомудрием. "Прежняя милиция" истребляла людей, "новая милиция" истребляла зло (на латыни у Бернара выходил каламбур: одни занимаются "гомицидом" ("человекоубийством"), другие "малицидом" ("злоубийством"). "Новая милиция" оказывалась самым совершенным и активным элементом общества, воплощением единства светского и церковного, верно служащим и Церкви в целом, и Святому Престолу. Предположение, что вовсе никакой милиции - ни пышной, ни скромной, ни женатой, ни неженатой - невозможно иметь христианам, не рассматривалось ни в 12 веке, ни много веков спустя. Главное же: очень рациональное, логичное обоснование необходимости борьбы со злом с мечом в руке не учитывало того, что мир и человек в основном иррациональны. Святой Бернард восхвалял тип "нового милиционера" за то, что "он не боится ни демона, ни рыцаря. Воистину не боится смерти тот, кто жаждет смерти". При этом святой не замечал, что "жажда смерти" - не христианская добродетель, а состояние души скорее демоническое или, во всяком случае, ненормальное. Жажда смерти не может быть разделена на жажду смерти своей или чужой, это жажда, через которую в душу входит пустота и мрак.

Первоначально тамплиеры делились на две категории: рыцари носили оружие, а служители - нет. Первые назывались "братья шевалье", вторые - "братья сержанты". К членству в орден не допускались женщины (во избежание соблазнов). Женатые рыцари в орден принимались, но они не могли носить белого одеяния. После смерти женатых тамплиеров их имущество отходило ордену, а вдове платили пенсию. Само мужнино поместье она должна была оставить, чтобы не попадаться на глаза храмовникам и, опять же, их не искушать. Первоначально в орден не принимали священников, но постепенно их стало довольно много, они образовали особый разряд членов (ибо священник все же не мог проливать кровь). Управлялся орден наподобие бенедиктинского: великому магистру принадлежала практически неограниченная власть, он созывал капитулы, назначая их членов, так что всегда мог подобрать лояльных к себе людей. Папы издали несколько булл, даровавших ордену некоторые (не слишком важные по современным меркам) привилегии. Булла 29 марта 1139 Omne datum optimum даровала им автономию от местных светских и церковных судебных властей, разрешила обращать в собственность ордена трофеи. Булла 9 января 1144 Milites Templi давала индульгенцию жертвующим на орден. Булла 7 апреля 1145 года Milicia Dei разрешила тамплиерам строить особенные, орденские церкви и устраивать в их оградах кладбища для членов ордена. Паломники, прибывавшие в Палестину, глядели на тамплиеров с восхищением и благодарностью, несколько преувеличивая значение тех, с кем непосредственно имели дело. Им казалось, что все замки в королевстве крестоносцев принадлежат либо тамплиерам, либо госпитальерам. Соответственно, и позднейшие историки часто преувеличивали значение ордена, его влияние и богатство.

Тамплиеры, хотя и взяли в руки меч, вовсе не превратились в машины для убийства. Их задачей было поддержание мира, и, по мере возможности, они исполняли свою задачу без насилия. Сейчас уже трудно вполне оценить все действия храмовников. Это тем труднее сделать, что довольно скоро те же самые власти, которые помогли ордену организоваться, стали возмущаться ими. Патриарх Иерусалимский (католический) был недоволен тем, что орден, которому он столько помог, перешел под власть Папы, - это ущемляло его достоинство. В 1153 году при осаде Аскалона великого магистра ордена обвинили в том, что он, желая занять город только силами храмовников, затруднил осаду.

Иерусалимский король Амальрик в 1165 году повесил 12 тамплиеров за сдачу арабам одной крепости близ Иерусалима. В отместку в 1168 году великий магистр ордена отказался поддержать поход на Египет, и тот захлебнулся. В 1173 году Амальрик пригласил в Иерусалим представителя ассасинов - исламского движения за освобождение Палестины, чье название во французском языке стало синонимом убийцы. Тамплиеры сумели обуздать ассасинов и даже обложили их ежегодной данью в две тысячи кусков золота; Амальрик намеревался освободить их от этой дани, - видимо, чтобы расширить свою влияние в стране. Некий тамплиер убил посла ассасинов прямо в Иерусалиме. Король арестовал убийцу, хотя великий магистр протестовал и напоминал об иммунитете, которым были наделены братья. Впрочем, Амальрик умер в 1174 году, и если он и хотел уничтожить орден, ему это не удалось. Но после его смерти архиепископ Тира Вильгельм, который оставил наиболее подробные сведения о тамплиерах, писал о них для того, чтобы очернить и добиться роспуска ордена. То была нормальная ненависть власти к независимой организации. На Третьем Латеранском соборе 1179 года Вильгельм организовал выступление против всех вообще военных орденов, но добился лишь некоторого ограничения привилегий тамплиеров. Во всяком случае, он критиковал тамплиеров не за то, что они совмещали крест и меч, а за то, что делали это независимо от епископата.

Все же у большинства христиан тамплиеры вызывали восхищение. В подражание им в 1164-1170 годах были созданы испанские ордена Калатравы, Сантьяго, Алькантары, в 1198 по их уставу был составлен устав Тевтонского ордена. Примечательно, что, хотя и в Германии, и в Испании были замки тамплиеров, предпочитали создавать новые ордена, а не присоединяться к старым: сказывалась национальная замкнутость и уже тогда осознанное понимание, что конкуренция хороша и для "неправительственных организаций". В 1160 году папа издал буллу, запрещавшую, помимо прочего, стаскивать тамплиеров с лошадей и как-либо иначе оскорблять их - и подобные буллы часто повторялась. В 1207 году папа Иннокентий III упрекал тамплиеров за то, что они каждому, кто жертвовал им в год три динария, гарантировали похороны по христианскому обряду, даже если жертвователь к моменту смерти был отлучен от Церкви. Но и тут Папу беспокоило не корыстолюбие ордена (сумма-то невелика была, да и нет ничего естественнее сбора средств на общественную организацию - правда, общественного контроля за тратами таких средств тогда не было; впрочем, и сегодня от такого контроля толку мало). Его беспокоило посягательство на власть Церкви отлучать и прощать. В 1265 г., споря с тамплиерами, папа Климент IV писал великому магистру, "Если Церковь на миг уберет руку, защищающую вас от прелатов и светских князей, вы никак не сможете устоять перед их нападками". Но убирать руку он не собирался.

P.S Вот не знаю как Вам,мне кажется тамплиеры вполне могли быть родоначальниками общества

Первоначально орден бедных рыцарей, созданный в 1118 году обедневшим дворянином Гуго де Пейном и восемью его родственниками-рыцарями и друзьями, глубоко верующими, ставил перед собой единственную цель - охранять паломников, направляющихся в Иерусалим в Святую землю, поскольку без сопровождения на пилигримов нападали, грабили и убивали мусульмане. Позже рыцари ордена были вознаграждены за свои благие намерения королем Иерусалима, где они смогли остаться и жить во дворце короля близ Иерусалимского храма. Первые рыцари были настолько бедны, что одна лошадь была на двоих человек. В память об этом и посвящена печать ордена с двумя всадниками.

Через 10 лет, в 1128 году, орден был провозглашен официально и подкреплен уставом, созданным католическим святым Бернардом Клервосским. Устав тамплиеров включал обет бедности, целомудрия и послушения. Постепенно ордену дано было право свободного передвижения, выделялись земли в виде поощрений, братство освобождалось от многих налогов.

В структуре ордена действовала хорошо продуманная иерархия. Во главе ордена стоял Великий магистр, которому подчинялось всё братство. Сенешаль - заместитель Великого магистра. Маршал отвечал за военное командование и подготовку рыцарей к битвам. Командор управлял одной из провинции ордена. Иерархия также включала подмаршала, брата-рыцаря, брата-сержанта, командующего наемниками - туркопольера, оруженосца, капеллана, а также писца, кузнеца-оружейника, портного, конюха и повара.

Кроме служения Господу, охране паломников, функции ордена постепенно расширялись, и уже включали в себя первые банковские, финансовые и кредитные операции, строительную и дорожную деятельность, а также благотворительность.

Падение ордена тамплиеров

Позже количество и власть рыцарей-храмовников увеличилась: собственная армия, суд, полиция, новые земли и богатства. Из-за могущества ордена монархи Европы стали его опасаться, ведь орден учрежден был не только как воинствующий, но и церковный, как следствие, тамплиеры подчинялись только своему избранному великому магистру, Папе римскому, но могли не подчиниться власти короля. Резиденция ордена находилась во многих городах, в том числе в Париже, где Филипп IV Красивый решил задумать злодейскую интригу против ордена и всех его представителей.

14 сентября 1307 года король Филипп IV Красивый разослал чиновникам каждой из провинций Франции письмо, скрепленное королевской печатью, и требованием вскрыть его на рассвете 13 октября. Это был приказ арестовать всех рыцарей ордена одновременно. Гонения тамплиеров начались по всей Европе: Франция, Великобритания, Германия, Испания, Кипр, кроме Португалии, где король Диниш I основал новый орден Христа.

Задуманное королем удалось воплотить, и почти все представители ордена оказались в тюрьме на долгие 7 лет - именно столько шел судебный процесс по делу тамплиеров. В тюремных камерах под действием страшных пыток из рыцарей выбивали признания в различных лживых обвинениях и преступлениях, которые нужны были королевскому суду и инквизиции: ереси, сатанизме и содомии. На самом же деле, Филипп IV Красивый хотел просто ликвидировать этот орден, ставший богатым из-за его ростовщичества и могущественного влияния, предотвратить возможное создание тамплиерами единого госудрства, а также конфисковать земли, принадлежавшие ордену.

18 марта 1314 года на еврейском острове в Париже, на глазах всех его жителей и королевских особ, последний великий магистр Жак де Моле и благородный рыцарь Жоффруа де Шарне были приговорены к казни через сожжение. По легенде, в последних словах великий магистр проклял всех тех, кто был причастен к сговору: Папу Климента V, короля Филиппа IV Красивого и его советника Гийома де Ногаре. По иронии судьбы, все трое скончались в течение года, а на сыновьях короля Филиппа IV прервалась династия Капетингов.

Тайна тамплиеров

По одной из версий, масонство, появившееся в XVI веке, черпает свою приемственность именно из тамплиерского ордена. В XVIII веке новые течения соглашались с тем, что тамплиеры обладали тайными оккультными учениями, а те в свою очередь являются их продолжателями. Причастность тамплиеров к оккультным наукам основана, якобы, на разных задокументированных признаниях рыцарей под действием пыток еще в XIV веке. По одной из легенд, орден рыцарей также обладал и охранял Святой Грааль. Рыцари ордена владели бесценным архивом и артефактами, которые до сих пор не найдены.

Существует ли сейчас тамплиеры? На сегодняшний день насчитывается масса различных организаций, выдающих себя за "тамплиерские": Добрые тамплиеры, Восточные тамлиеры, католический орден рыцарей Христа, Тамплиерская Церковь старших братьев Розы и Креста, Космические Тамплиеры и так далее. Но ничего общего с тем оригинальным орденом они не имеют и прямых его последователей не существует.

В июле 2011 года в Норвегии была открыта стрельба по детскому политическому лагерю, в ходе которой погибло около семидесяти человек. Еще восемь норвежцев скончалось в результате взрыва за полчаса до первого терракта. Виновником обоих происшествий стал тридцатидвухлетний Андерс Брейвик, который назвал себя членом Ордена тамплиеров . Но существует ли орден тамплиеров сегодня в действительности?

«Организация из двух человек ищет соратников»

Достоверно неизвестно, существовал ли норвежский орден тамплиеров на самом деле или только в сознании Брейвика. Но еще в начале следствия ведущим средствам массовой информации и публичным лицам Норвегии пришли письма от «заместителя главы Ордена Тамплиеров», в котором террориста назвали предводителем организации, а его поступок описали как неизбежный шаг в деле борьбы против мультикультурализма. Сообщение о том, что норвежские тамплиеры требуют освобождения Брейвика, облетело новостные порталы всего мира, однако, официально информация об этой организации не нашла подтверждения.

Позднее выяснилось, что Брейвик действительно с 2002 года пытался создать духовно-политическое объединение по типу «Ордена тамплиеров». Как знаменитые храмовники, одним из главных врагов Европы он считал мусульман и арабский мир, поэтому намеревался вести историю своей организации от средневековых рыцарей. В двухтысячные Андерс Брейвик собирал средства для издания устава ордена. Но, как оказалось, скорее всего, «современных тамплиеров» было всего двое. Второй сообщник Брейвика, по предположениям следствия, и являлся автором послания с просьбами оправдать террориста и угрозами правительству.

С норвежским казусом связан феномен, которому некоторые исследователи дают название «тамплиериада». Тогда как с начала XIV века знаменитый орден официально прекратил свое существование, с начала XVIII столетия у него появляется множество декларированных последователей. Стали распространяться легенды о чудесном спасении и сокровищах тамплиеров , о возобновлении деятельности их организации и ее непрерывном существовании в течение многих столетий где-то за пределами Франции. С этого момента миф о тамплиерах начинает активно использоваться в связи с историей масонских лож.

Тамплиериада: вчера, сегодня, … завтра?

Храмовников официально считали своими предшественниками шотландские тамплиеры. Затем легенды о тамплиерах стали частью исторического обоснования шведской организации. В начале XX века барон Йорг Ланц создал оккультный нацистский Орден Новых тамплиеров (Ordo Novi Templi). А в конце XIX века несколько австрийских и германских мистиков придумали Орден Восточного храма. Позднее, в XX веке Восточными тамплиерами стал управлять Алистер Кроули, который разработал мистическую доктрину из смеси сатанизма, магии и герметических учений.

На протяжении всего столетия эта организация была популярна в США, Великобритании и чуть менее - в странах Европы. В России Восточные тамплиеры появились после того, как несколько будущих лидеров организации прошли посвящение в члены ордена в Лондоне. Штаб-квартира «Убежища Пана» (так называют свою ложу российские Восточные тамплиеры) располагается в Москве. А ее активисты не раз упоминали в средствах массовой информации, что в 1913 году Кроули посещал Россию и оставил о ней путевые заметки. Современные российские тамплиеры читают курсы по магии Телемы и декларируют цели развития человека в духе доктрины Кроули.

Тамплиеры в наше время не так уж редки. Слово «тамплиеры» встречается в названиях множества организаций. Один из ныне действующих орденов, «Добрые тамплиеры», работает в нескольких европейских странах и занимается мессианской пропагандой здорового образа жизни, отказа от наркомании и алкоголизма. Также в Европе есть Орден Рыцарей Христа, организация со строгим католическим уставом. В Париже работает тамплиерская школа, а в США одно время был на слуху Орден де Моле. Скаутская организация, названная в честь последнего Великого магистра тамплиеров, пропагандировала идеалы ценностей свободы и демократии.

Деструктивные секты тамплиеров

Организаций, которые связывают свою историю со средневековыми тамплиерами довольно много. Существуют Космические тамплиеры, например, Общество Храма Маркиона, которое было основано германскими оккультистами в начале XX века. Его члены рассчитывали время окончания эры «Рыб» и начала эры «Водолея» и интересовались восточным мистицизмом. Скандально известными стали Солнечные тамплиеры. Членом одной из таких организаций, Солнечной ложи Ордена Восточного Храма, был знаменитый маньяк и убийца Чарльз Мэнсон.

В 1994 году в предместье Швейцарии произошло трагическое массовое убийство и самоубийство членов другого Ордена Храма Солнца. Эта организация была основана в середине восьмидесятых годов XX века благополучным европейским врачом и предпринимателем. Апокалипсическая идеология в ней соседствовала с деструктивной тоталитарной системой сбора огромных пожертвований с вновь прибывших членов культа. Свою историю члены ордена вели от средневековых тамплиеров, а главной целью организации ставили спасение ее членов перед концом света и переселение их на Сириус. Более пятидесяти человек в Швейцарии и Канаде в один день приняли яд или умерли насильственной смертью.

Одним из ответвлений этой организации стала секта Альянс Розы и креста, члены которой также считают себя последователи тамплиеров. Известны и другие современные объединения, которые используют в своем названии и историческом обосновании образ средневековых храмовников - например, Огненные тамплиеры или Суверенный военный орден иерусалимского храма. Но официально историки сходятся на том, что последним Великим магистром был Жак де Моле , а сама организация прекратила свое существование после распускавшей ее папской буллы. Романтизация же образа тамплиеров связана с множество тайн и загадок в истории этого ордена.

Ксения Жарчинская

ННГНННИТСД+

На каждом лице было написано сознание своей физической силы и одновременно с этим гордости от принадлежности к тайному ордену, стоящему вне и над остальным обществом, в причастности к важному и увлекательному обряду, о смысле которого непосвященные могут только строить догадки, и притом догадки ложные.

Курт Воннегут. Утопия 14.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Как известно, тамплиерами, или храмовниками (от латинского слова "темплум", т.е. "храм") именовались члены духовно-рыцарского (военно-монашеского) Ордена Бедных рыцарей (соратников) Христа и Храма Соломонова, основанного в 1118 г. в Святом граде Иерусалиме бургундским дворянином Гуго де Пайеном (Пэйном), ставшим первым главой (Великим магистром) нового благочестивого рыцарского братства.

Изначально Орден тамплиеров был призван защищать пилигримов, совершающих паломничество к Гробу Господню, от мусульманских разбойников-сарацин. К середине XII в. Орден тамплиеров достиг невиданного расцвета. Одних только комтурий (командорств, т.е. автономных территориальных военно-административно-хозяйственных единиц) тамплиеров насчитывалось почти 9000.

С 1300 г. Орден храмовников подвергался жестоким гонениям со стороны французского короля-"собирателя земель" Филиппа IV Красивого. Тамплиеров сотнями бросали за решетку, подвергали изощренным пыткам с целью выбить из них признания в преступлениях против короны и церкви. В 1307 г. начались массовые аутодафе (публичные сожжения обвиненных храмовников на костре). В 1312 г. Орден тамплиеров был официально упразднен специальной буллой папы римского Климента V (француза по происхождению и подданного короля Филиппа Красивого, который помог ему занять папский престол, вскоре перенесенный из Рима во французский город Авиньон, где он оставался на протяжении 70 лет).

18 марта 1314 г. Гроссмейстер (Великий магистр) рыцарей Храма Иаков (Жак) де Молэ взошел в Париже на костер по обвинении в пособничестве дьяволу, поклонении "идолу Бафомету" и т.д. Уже окутанный клубами дыма, старый тамплиер проклял короля и папу, клятвенно пообещав им, что они переживут его не более чем на 9 месяцев. Пророчество магистра де Молэ исполнилось с поразительной точностью. Папа Климент V скоропостижно скончался уже через месяц после сожжения Жака де Молэ, 20 апреля 1314 г. Король Франции Филипп IV Красивый (Ле Бель) переселился в мир иной 29 ноября того же года.

Орден тамплиеров и его история окутаны множеством легенд. По одной из них, накануне начала репрессий, обрушенных на тамплиеров королем Филиппом Красивым в 1307 г., члены Ордена "бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова" успели вывезти большую часть своей казны на 18 галерах за пределы Франции в неизвестном направлении. А в том же 1307 г. московский князь Юрий Данилович Красный, будучи в Новгороде, где он собирал силы для борьбы со своим противником князем Михаилом Тверским за Великий Стол (титул Великого Князя Владимирского), встретил там эти 18 кораблей с беженцами-тамплиерами, которые привезли "несметно многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные". Поклонившись князю, беглецы пожаловались ему на "всю неправду князя галлов и папы". У князя Юрия сразу нашлись средства для организации вооруженной борьбы с Михаилом Тверским.

По одной из версий, в Москве длительное время находилось комтурство (командорство) Ордена тамплиеров. Служилые люди с Запада, прибывавшие в Москву, согласно летописным сведениям, в 1305-1311 гг., из Орды, Литвы и "от немец", являлись тамплиерами, бежавшими от французского короля и папской инквизиции на крайний Восток христианской Европы.

По одной из легенд, возникших вокруг Ордена Храма, в 1147 г. неким Теофрастом (Феофрастом) де Монт-Олимпом был основан тайный "Орден Азиатских братьев". После разгрома Ордена тамплиеров его восточные прецептории якобы стали местом обитания "Азиатских братьев". От этой глубоко засекреченной организации до наших дней дошло всего лишь несколько документов - в частности, так называемое "Запечатанное письмо из Праги", которое гроссмейстер Ордена "Азиатских братьев" маркиз (маркграф) Франсуа де Монтрезор (время жизни: конец XVI в.) перед заключением в тюрьму послал своему брату в Прагу - тогдашнюю резиденцию Императора "Священной Римской империи германской нации" Рудольфа Габсбурга, снискавшего себе славу "покровителя чернокнижников" и известного своим увлечением тайными науками (в частности, алхимией и астрологией), а также эзотерическими учениями.

Впоследствии в истории Европы не раз возникали различные, в том числе масонские и парамасонские организации, объявлявшие себя преемницами Ордена Храма, якобы не уничтоженного полностью, а выжившего в глубоком подполье. Эти претензии подпитывались одним несомненным фактом: несметные сокровища тамплиеров, якобы послужившие для короля Филиппа Красивого основным побудительным мотивом к разгрому храмовников, бесследно исчезли и, несмотря на все предпринимавшиеся попытки, так и не были найдены.

Многие из позднейших подлинных (или воображаемых) преемников и последователей исторических тамплиеров всерьез исповедовали культ "Бафомета" (в чем исторических тамплиеров инквизиторы только обвиняли, и в чем далеко не все из них признались - а многие, признавшись под пытками, впоследствии отказались от своих показаний - за что, кстати, угодили на костер, как повторно впавшие в ересь!). Что же нам сегодня известно о "Бафомете", которому, якобы поклонялись исторические тамплиеры (не все, конечно, а только узкий "круг посвященных")?

Бесчисленное количество сплетен, слухов, двусмысленных толкований. но ничего действительно достоверного! Французский археолог Жан Шарпантье - пламенный энтузиаст истории тамплиеров - обнаружил в Провансе два подземных святилища и нашел в них статуи - якобы! - Бафомета. Одна из этих статуй изображала андрогина (ребиса, двуполое существо), рассеченного продольной пурпурной полосой, стоящего на крокодиле; другая - антропоморфное (человекоподобное) существо, обвитое огромной змеей. Судя по сочинениям опиравшихся на тамплиерскую традицию мистиков и алхимиков XV и XVI вв., Бафомета следует отнести к так называемым Эонам-Демиургам (творцам низшего, материального мира) гностического пантеона. Гносис (как языческий, так и христианский - хотя это деление, скорее, методологическое) характеризуется своей абсолютной непримиримостью к "миру сотворенному" ("низшим божеством", "демиургом" - буквально; "полутворцом", или "горшечником", именуемым иногда в гностической традиции "Иалдаваофом").

По мнению гностиков, творение мира есть результат ослабления или распыления Божества, проявление антитеистического могущества. "Сотворенность" мира, то есть законченность, определенная степень оформленности материальной стихии, означает для материи предоставленность самой себе, отделение от порождающей энергии космического Эроса. В таких условиях материя, по мнению гностиков, начинает самовоспроизводиться, дробясь в бесконечном количестве все менее разнообразных комбинаций. Это ведет к подчинению, а затем и к уничтожению "Динамиса" - творящего мужского начала. "Динамис", по учению гностиков, не только провоцирует рождение, но и переходит в рождаемое и активизируется в нем, образуя неразрушимую преемственность или фаллическую лигатуру Магического Копья. Но это лишь предположение. Оторванный от Динамиса-Эроса божественный огонь распыляется, его формообразующая энергия воплощается материальной субстанцией; в результате создается сотворенный, обреченный распаду мир. И здесь появляется гипотеза об Эоне-Медиаторе, способном остановить процесс диссолюции, гармонически соединив Материю и Форму. Отсюда и пурпурная полоса на статуе двуполого Андрогина-Бафомета, сочетающая часть и целое, мужчину и женщину, прошлое и будущее. Разумеется, все это чрезвычайно трудные для постижения вопросы.

Французский оккультист XIX в. Элифас Леви (бывший католический священник Альфонс Констан) в своем известном сочинении "Учение и ритуал высшей магии" (русский перевод которого был издан в Санкт-Петербурге в 1910 г.) приводит изображение химерического существа, трактуемое порой как изображение Бафомета, которому якобы поклонялись исторические тамплиеры. На рис. 24 упомянутого нами выше санкт-петербургского издания изображено двуполое чудовище-андрогин с женским торсом, орлиными крыльями и головой козла, череп которого между сильно раздвинутых рогов дымится серой. Во лбу андрогина горит пентаграмма (звезда Соломона), его живот покрыт рыбьей чешуей, скрещенные козлиные ноги попирают земную сферу, левая рука направлена вверх, к растущей луне, правая - вниз, к луне на ущербе. Надписи на руках андрогина - "coagula" и "solve" обозначают два фундаментальные принципы алхимии, выражающиеся императивами "связывать" и "разрешать" ("вязать" и "решить"). Аналогичное изображение "Бафомета" приводится (под именем "Чернобога") в антииудейском сочинении И. Лютостанского "Талмуд и евреи", и в антимасонской книге С. Нилуса "Близ есть при дверех".

Между тем, существуют обоснованные сомнения в том, имеет ли это химерическое существо отношение к "Бафомету", которому якобы поклонялись исторические рыцари Храма, осужденные за ересь папой римским и королем французским. Согласно протоколам допросов храмовников, те в некоторых случаях говорили о поклонении идолу с кошачьей головой, но чаще всего - о поклонении мужской голове с длинной бородой и "глазами, сверкающими, как карбункулы".

В общем, "темна вода во облацех".

Пенотус, один из учеников знаменитого врача и мага Парацельса, дал следующее объяснение феномену Бафомета; "Бафомет - бог познающий, а не познаваемый". Вероятно, Пенотус имел при этом в виду активное, трансформирующее, преобразующее познание.Как бы то ни было, поклонялись ли исторические тамплиеры "Бафомету" или нет, но исповедуемый их преемниками и последователями культ "Бафомета", в свете вышеизложенного, может быть охарактеризован только как носящий резко антихристианский характер.

В 20-е гг. ХХ в. в советской Москве существовала тайная эзотерическая организация под названием "Орден тамплиеров", символом которой служил, однако, не традиционный для исторических храмовников красный крест на белом поле, а совершенно нетипичная голубая шестиконечная звезда-гексаграмма (сродни той, что впоследствии украсила государственный флаг еврейского государства Израиль). Московские "тамплиеры" были разгромлены органами ГПУ. Недавно в Москве были опубликованы протоколы их допросов в 2-х томах. Как явствует из допросов, эта оккультная ложа не имела с историческим Орденом бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова ничего общего, кроме сходного названия.

В настоящее время в США и Великобритании (в частности, в Шотландии), наряду с многочисленными масонскими ложами шотландского обряда, включающего в себя тамплиерские градусы, существуют отдельные парамасонские организации "Орден де Молэ" и "Командорство де Молэ" (De Molay Commandery), причем последняя имеет собственное "молодежное крыло" (иронично именуемое своими противниками "масонскими скаутами").

На известной картине американского художника-баталиста Дона Трояни "Прощальный салют врагу" (воспроизведенной на с. 186 вышедшей в 2003 г. в московском издательстве "Эксмо" иллюстрированной "Истории гражданской войны в США"), изображающей капитуляцию 12 апреля 1865 г. генерала армии южан-конфедератов Джона Б. Гордона перед генерал-майором юнионистов-северян Джошуа Л. Чемберленом, за спиной последнего видно белое, с черной каймой и красным лапчатым тамплиерским крестом, знамя 1-й дивизии, являющееся одновременно знаменем "Командорство де Молэ". На с. 187 этой же книги приведена фотография генерала Чемберлена с таким же красным лапчатым тамплиерским крестом на мундире.

Наряду с ведущим свое происхождение от бежавших в Шотландию после 1312 г. тамплиеров британским (изначально - шотландским) Орденом Святого Андрея (именуемым также орденом Чертополоха; цветок чертополоха - национальный символ Шотландии), в современной Западной Европе (но также, например, и на Украине) продолжает существовать целый ряд тамплиерских орденов - "Суверенный Орден рыцарей Иерусалимского Храма", "Орден рыцарей Креста и Храма", "Орден господ-крестоносцев Монфора", "Коллегия Иакова (Якоба) Молэ", "Немецкий (он же Германский) Орден тамплиеров", "Верховный Военный Орден Иерусалимского Храма" и пр., возводящих свое происхождение к древнему Ордену, основанному в XII веке в Иерусалиме Гуго де Пайеном. Как правило, они имеют юридическую официально форму зарегистрированных общественных организаций, созданных на основе достаточно расплывчато сформулированных идей "христианского гуманизма" и занимающихся, главным образом, решением социальных задач, борьбой с бедностью, развитием взаимопонимания между народами и т.д. В отличие от госпитальерских (странноприимных или гостеприимных) Орденов (таких, как, например, тевтоны, лазариты, иоанниты или мальтийцы), современные (предполагаемые) потомки и преемники средневековых тамплиеров предпочитают подвизаться в основном на ниве меценатства или общей поддержки культурной и духовной жизни, содержат собственные школы и т.п.

В конце октября 2009 г. Ватикан опубликовал 700 страниц тайных архивов, касающихся тамплиеров. Один из опубликованных документов - так называемый "Шинонский список" - свидетельствует, что, в результате проведенной по указанию папы римского Климента V в первой половине XIV века особого расследования, с Ордена тамплиеров и его членов были сняты обвинения в ереси, послужившие основанием к их аресту, пыткам, казни сожжением на костре и конфискации имущества. Однако на протяжении многих столетий результаты расследования не предавались гласности.

В 1980 г. в Риме была основана "Конфедерация Орденов тамплиеров" (Confoederatio Ordinis Templarii), не признанная, но и не запрещенная Ватиканом. Тем не менее, современные Ордены тамплиеров заняты в основном борьбой друг с другом и бесконечными спорами о том, какой именно Орден является истинным (легитимным) преемником древнего Храма. Иные из них занимаются благотворительностью и официально заявляют, что исповедуют идеи "толерантности", т.е. национальной и религиозной терпимости, взаимопонимания между народами и т.д.. Естественно, все это мало напоминает поведение исконных, средневековых храмовников, для которых самым оптимальным вариантом "развития взаимопонимания между народами" была конная атака на "неверных"; да и благотворительностью "бедная братия" не слишком увлекалась, потому что каждая монетка была им нужна для борьбы с сарацинами.

Но даже если предположить, что хотя бы некоторые из большинства современных "Орденов Храма" действительно происходят от древнего братства Гуго де Пайена, все равно они, за столетия своего тайного существования, скорее всего, утратили право именоваться его законными преемниками. И прежде всего – потому, что они прекратили выполнять основной обет рыцарей Храма – охранять паломников на пути к святым местам. Ведь охранять паломников тайно – дело абсолютно невозможное.

В большинстве своем, современные храмовники – рыцари, но не воины и не монахи. Они не живут в замках и монастырях, не охраняют паломников ни явно, ни тайно, имеют совершенно иные идеалы и преследуют совершенно иные цели.

Единственным исключением являются члены законного преемника средневекового Ордена тамплиеров - Верховного Рыцарского Ордена Иерусалимского Храма (лат.: Ordo Supremus Militaris Templi Hierosolymitani), Великий Магистрат которого находится в г. Порту (Португалия).

Здесь конец и Богу нашему слава!

Рецензии

Что Вы имеете в виду? "Легитимный" означает "находящийся в соответствии с законом"; "законный", "правомочный". Легитимный монарх (в частности, король) - это монарх (в частности, король), занимающий престол страны в соответствии с законом данной страны о престолонаследии. Филипп IV Красивый - законный сын, престолонаследник и преемник своего отца, законного (легитимного) короля Франции Филиппа III Смелого, занявший после отца престол Франции в соответствии с законом о престолонаследии. Следовательно, Филипп IV Красивый - легитимный (законный) король Франции. Почему у Вас возникли в этом сомнения?

Ну, как Вам сказать, просто встречала мнение, что ветвь Капетингов не совсем легитимна как наследников престола франков. Есть мнение, что Гуго Капет таки имел отношение к гибели Людовика V - сына Лотаря, а вот законным наследником престола франков был как раз Карл Лотарингский из рода Каролингов (и это не считая многочисленных любовных интрижек королев и королей и их результата, хотя эпоха правления бастардов начинается уже после гибели Ордена). Но и Каролинги пришли так же к власти путем предательства мажордома Пепина Короткого, который предал своего короля Хильдерика III - последнего представителя династии Меровингов, которые вели свой род от троянцев, а именно от рода царя Приама - Париса (Паризий-Париж-Парис, Lutetia Parisiorum).

И далее продолжу мысль: Но я к чему это все веду, а к тому, что может Орден рыцарей что-то таки такое знали гораздо больше. Тем более странным выглядит пятый альбигойский крестовый поход, да к тому же участником его был дедушка Изабеллы Арагонской. И к слову сказать, Орден Тамплиеров покровительствовал альбигойцам. Почему я заговорила об этом, потому как официальная версия разгрома ордена выглядит не логично. И поэтому, если все таки род Каролингов-Капетингов-Габсбургов не законные наследники одного из могущественнейших королевств Западной Европы, то история разгрома альбигойцев, а затем и Тамплиеров начинает приобретать совсем другой окрас.

На мой взгляд, версия о происхождении Меровингов от троянцев не менее легендарна, чем версия об их происхождении от земного потомства Спасителя, или версия о происхождении Ивана Грозного от "Пруса, брата кесаря Августа", скандинавских королей - от бога Одина и т.д. Подобные фантастические генеалогии пользовались в эпоху Средневековья широким распространением. Рыцари Ордена Храма добросовестно участвовали в крестовых походах ПРОТИВ альбигойцев (иного странно было бы одидать от воинов-монахов, чьим духовным лидером был папа римский - вдохновитель этих крестовых походов).

А вот канцлер короля-фальшивомонетчика Филиппа Красивого, Гильом де Ногаре, (фактический убийца папы римского Бонифация VIII, покровителя Ордена Храма) действительно был сыном родителей-еретиков, принадлежавших к секте катаров-альбигойцев. Дед Ногаре был осуждён римско-католической инквизицией в Тулузе как еретик во время Альбигойского крестового похода. Вот он и затаил злобу на все римско-католическое, включая папский престол и орден бедных рыцарей Христа и Храма.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.