Болезни Военный билет Призыв

Технология кубики зайцева название и автор. Зайцев Николай Александрович. Методика раннего и интенсивного обучения (кубики Зайцева и др.). Набор «Английский язык»

Все родители хотят, чтобы их дети стали успешными во взрослой жизни. А это во многом зависит от качества образования. Существует два способа реализовать поставленную цель: записать малыша в школу раннего развития и ждать как урожая осенью, когда же он станет вундеркиндом, или начать заниматься со своим чадом самостоятельно. Последний вариант наиболее предпочтительный. Тем более есть пособия, которые прекрасно помогают справиться с обучением ребёнка в раннем возрасте. Речь идёт о занятиях по кубикам и других методиках Зайцева.

Суть методик Зайцева

Вот уже более 20 лет методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева применяются на практике для обучения детей читать, писать и считать.

Когда начинать заниматься по методике

Это интересно. Святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов говорил: «Насильное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».

Заниматься с детками можно уже с 2–3 лет, но, конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития малыша, главная из которых - любознательность, а именно:

  • желание проводить время за книжками (перебирать их, листать, внимательно слушать, когда читают взрослые);
  • любопытство (это касается не только чтения-счёта, но и всех аспектов жизни в целом);
  • способность усидеть на месте, занимаясь интересным делом, хотя бы 5–10 минут.
  • У каждого ребёнка эти проявления становятся явными в разном возрасте, поэтому родители должны, так сказать, поймать момент.

    Принципы техники обучения по Зайцеву

    За основу методики для детей Н.А. Зайцев взял психолого-педагогические особенности развития дошколят и адаптировал принципы их обучения к базовым аспектам целей образования в общем:

  • работа с новой информацией по схеме «к частному от общего»;
  • связка «образное - наглядно-действенное - словесно-логическое», что обеспечивается включением разных каналов восприятия малыша;
  • чёткая система разработки материала;
  • понятные алгоритмы работы;
  • учёт физиологических и психологических тонкостей развития ребёнка.
  • Благодаря таблицам ребёнок может моделировать и систематизировать те или иные учебные ситуации. Наглядные пособия выполняют роль посредника между объектом и субъектом обучения, помогая:

  • информировать маленького ученика;
  • ориентировать его в материале;
  • тренировать и формировать необходимые навыки ребёнка.
  • Каких результатов можно добиться

    Для занятий достаточно выделить около 1 часа 2–3 раза в неделю. И тогда через полгода вы увидите:

  • эффективность применения методики (после 20 часов работы малыш сможет складывать в пределах 100 и вычитать, а также читать по складам);
  • насколько легко использовать пособие, так как в комплекте есть все необходимое для занятий (упражнения, примеры, игры, песни);
  • насколько ваш ребёнок обучаем, что играет огромную роль для определения индивидуальной образовательной траектории в школе;
  • что ребёнок гораздо быстрее и прочнее хватает нужную информацию «на лету» в повседневной жизни, чем в отведённое для этого время, например, в детском саду.
  • Не стоит забывать и о том, что общая направленность упражнений всех методик способствует развитию логического мышления, а ряд заданий - решению логопедических проблем у ребёнка.

    Преимущества и недостатки изучения методик Зайцева

    Из всех существующих методик Зайцева особо жаркие споры вызывает пособие по обучению чтению. Связано это с тем, что, как правило, с занятием по кубикам Зайцева начинается методика обучения малыша. Но попробуем выделить достоинства, которые касаются всех пособий:

  • дети быстро осваивают методики;
  • систематическая работа способствует улучшению памяти, логического мышления, расширению словарного запаса;
  • малыш начинает «чище» говорить;
  • тренируется острота зрения, так как ребёнку нужно следить за указкой взрослого при работе с таблицами;
  • в предложенных играх ребята ещё и двигаются, что улучшает их физическое здоровье;
  • малыш учится работать самостоятельно;
  • для применения методик нет возрастных ограничений (лишь бы карапуз уже умел говорить);
  • доступность применения в домашних условиях.
  • Что касается методических недостатков пособий, то к ним можно отнести следующее:

  • несоответствие существующей школьной программе (в том числе это касается принципа чтения, цветов, обозначающих гласные-согласные, глухие-звонкие);
  • высокая цена;
  • громоздкость (пособия нужно собрать, прежде чем использовать);
  • необходимость терпеливого повторения и заучивания, что подходит по темпераменту далеко не всем взрослым.
  • Отзывы специалистов

    Я считаю, что использование моделей и таблиц в обучении связности высказывания совершенствовало составление описательных и повествовательных рассказов, развило умение употреблять точные и образные слова… Когда пишешь кубиками, удобно выделять ударный склад.

    Вериго Оксана, воспитатель, ясли-сад №21, г. Брест, Беларусь http://www.metodikinz.ru/post/?page=.gram.verigo

    Решилась проблема организации предметно-пространственной среды в группах благодаря уникальным пособиям и играм Зайцева (таблицы, кубики, 240 картинок). Все пособия помогают ребёнку развиваться, обучаться, играть и, главное, ДВИГАТЬСЯ.

    Щеголихина Татьяна ДОУ №7, г. Бор, Нижегородская область http://www.metodikinz.ru/post/?page=.gram.scheg

    Кто может обучать системе Николая Зайцева?

    Практичных родителей наверняка заинтересует, насколько долговечно пособие. Что ж, при правильной эксплуатации на этой развивающей игрушке может вырасти не одно поколение ребят.

    Условия для занятий дома

    Чтобы работа по методикам Зайцева была успешной, уроки должны проводиться в определённых условиях. Прежде всего, нужно соблюдать принцип наглядности: таблицы с буквами, цифрами, складами должны быть развешаны по всему дому, чтобы у малыша возникал «эффект присутствия», где бы он ни находился. Один существенный нюанс: если ваш карапуз невысокого роста, то таблицы имеет смысл развешивать по углам комнат, сложив их вдвое, чтобы маленькому ученику было удобно дотягиваться до нужного склада или цифры.

    Что собой представляют наборы

  • дома;
  • в детских дошкольных заведениях;
  • в 1–5 классах общеобразовательных школ.
  • Набор «Чтение»

    Набор для обучения чтению по технике Зайцева включает непосредственно сами кубики. Они представлены в 5 цветах:

  • «золотом» (гласные буквы);
  • «сером» (звонкие склады);
  • «коричневые» (глухие склады);
  • «белые» и «зелёные» (знаки препинания).
  • Звонкие и глухие склады, кроме разного цвета, имеют разное звучание: серые — «железное», а «коричневые» — деревянное. Таким образом, пособие воздействует на зрительное и слуховое восприятие ребёнка. Кроме кубиков, в набор включены:

  • картинки со складами (240 штук);
  • песенки;
  • чистоговорки и скороговорки;
  • картинки «Дорожные знаки» (для ознакомления с правилами дорожного движения и освоения навыка чтения целыми предложениями);
  • подробный видеокурс с методическими советами.
  • Набор «Каллиграфия»

    Для обучения каллиграфии состав набора следующий:

  • картинки с печатными буквами (с указанием последовательности их написания);
  • рабочая пропись;
  • картинки (240 штук с изображением животных, слова даны в разбивке на склады и обозначены пунктиром для обведения);
  • набор картинок, подписанных разными шрифтами (с вариантами для обведения заглавных и маленьких букв);
  • пособие «Кто вокруг меня живёт» для повторения правил чтения с последующим написанием слов.
  • Математический набор

  • счётными палочками (20 деревянных брусочков, из которых можно складывать фигуры и использовать для выполнения арифметических действий);
  • специальными учебными курсами («Пифагор», «Орнамент», «Пять в кубе», «Платоновы тела», «Твёрдая валюта», «Универсальная монетная система»), позволяющими наглядно познакомиться с теми или иными математическими законами и действиями с цифрами - сложением, вычитанием, умножением, делением и решением примеров в несколько действий;
  • видеокурсом с рекомендациями по обучению деток разного возраста.
  • Набор «Английский язык»

    Пособие для изучения английского языка включает:

  • кубики со словами и условными обозначениями, позволяющими составлять предложения на иностранном языке;
  • алгоритмы работы с грамматикой (16 таблиц с основными правилами чтения на английском);
  • аудио- и видео-приложения (для системного обучения и отработки правильного произношения).
  • Набор «Русский язык»

    Это 45 карточек, систематизирующих правила написания слов в русском языке, которые представлены в виде таблиц. Пособие включает два формата исполнения в одном наборе: А4 для индивидуальной работы и А2 для наглядности при работе с группой детей или для создания «эффекта присутствия» дома.

    Набор «Общее развитие»

    Это пособие называется «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». С его помощью ребёнок учится считать от 1 до 12, различать 12 цветов и усваивает элементарные навыки чтения по складам. В качестве учебного материала Зайцев предлагает кубики, на гранях которых нанесены изучаемые понятия.

    Как сделать кубики Зайцева и таблицы своими руками

    Одним из недостатков пособия, как было отмечено выше, является довольно высокая стоимость. Но если закрыть внимание на этический момент, то есть соблюдение авторских прав, то такие кубики, а также таблицы к ним можно смастерить самостоятельно. Для изготовления равносторонних геометрических фигур пособия можно использовать:

  • картонные пакеты из-под молока (из 1,5-литрового пака получается 2 кубика);
  • пластиковые кубики с алфавитом;
  • бруски дерева подходящего размера.
  • Кстати, размер кубиков лучше делать стандартный (50 мм на 50 мм и 60 мм на 60 мм), так как иначе вам придётся подгонять под «неформат» таблицы, что потребует много времени и точных расчётов.

    После того как кубики готовы, их нужно обклеить:

  • цветной бумагой;
  • самоклейкой.
  • Или покрасить акриловой краской. Заметьте, гуашь лучше не использовать, так как она мажет руки. После этого на кубики наносится изображение буквы, склада или знака препинания в том размере, в котором они представлены в оригинальном наборе (см. раскладку).

    Для распечатки таблиц используется обычная бумага для принтера подходящего формата плотностью 80.

    Применение методики в действии

    Лучше всего понять суть методик Н.А.Зайцева можно, конечно, своими руками разобрав и своими глазами рассмотрев комплект пособия. Но и в теории кое-какие моменты становятся очевидными.

    Схема работы с набором «Чтение»: пошаговая инструкция

    После того как вы стали счастливым обладателем набора «Чтение», необходимо последовательно выстроить систему работы с ним. Приведём пошаговую инструкцию.

  • Думаем наперёд. Чтобы не возникло ситуации, когда кубиков для составления длинных слов не хватает, заранее делаем ксерокопию раскладок наиболее употребительных складов (гласные, а также склады с буквами С, М, П).
  • Склеиваем кубики. Лучше для этого использовать клей «Момент». Наполняем их «звуками» (они даются в комплекте), кроме тех, которые сделали дополнительно. Обратите внимание, что эти кубики мы склеиваем, но пока откладываем в сторону, так как на этапе знакомства с глухими-звонкими, гласными складами, а также на уровне сложения коротких слов они нам не нужны.
  • Размещаем на стенах таблицы.
  • Учим попевки. Именно так, нараспев, мы учим склады, а не заучиваем их.
  • Играем с кубиками. Важно: все кубики набора предоставляем малышу сразу. Попросите выбрать понравившийся, пропойте ребёнку представленные на нём склады. Теперь попросите выбрать деревянный, маленький, «золотой», «железный». Пропеваем столбик складов с каждым, при этом встаём на большой и приседаем на маленький кубик. Не забудьте дать фигурам имена: например, большой со складами с буквой Б в сочетании с Э, А, Ы, У, О — «папа», а вот в связке с Ь, Я, Е, Ю, И – «ребёночек». Двойные кубики пусть будут «бабушками» и «дедушками».
  • Пишем кубиками. Да, именно! Не читаем, а пишем пальчиком или указкой по таблице, а затем складываем из кубиков эти слова. Начинаем с имени малыша, причём желательно имени-отчества, чтобы карапуз почувствовал себя значимым и взрослым. Затем переходим к составлению имён родственников и любимых игрушек. После этого занимаемся составлением небольших историй. Например: «Приехал ПАПА, к нему подбегает СЫН, они собираются к БАБУШКЕ, но МАЛЬЧИК хочет взять с собой любимого МИШКУ…». Вот где место разгуляться вашей фантазии! Если с воображением проблемы, то в методичке к пособию есть варианты таких «рассказок».
  • Регулярно играйте. Самое поразительное то, что для занятий нет ограничения по времени или месту: когда угодно и сколько угодно! Только делайте это каждый день.
  • Игры для дошкольников раннего возраста

    Оптимальный возраст для обучения чтению, как было сказано выше, 2–3 года. Однако Н.А. Зайцев утверждает, что ничто не мешает родителям заниматься с детьми раньше:

  • до 6 месяцев: используем кубики как погремушки, но при этом малыш запоминает их цвет, звук и размер;
  • до 1 года: проговариваем склады и собираем простейшие слова, которые называют предметы окружающего мира (стол, шкаф и т.д.);
  • после 1 года: вместе с малышом собираем кубики на определённую тему («зоопарк», «кухня» и т.д). Постепенно учимся составлять слова с повторяющимися буквами (жаба, баранка и т.д). Для малышей постарше и «поопытнее» задача может быть такой: составить слово, в котором есть буква К, но нет Ь, М.
  • И на любом этапе обучения не забываем про попевки. Петь склады можно параллельно с работой по таблице или же в процессе других заданий с кубиками.

    Видео: учимся читать по методике Зайцева

    Как научить математике: методика «Стосчёт»

    Начинать обучение азам математики необходимо с освоения счёта. Для этого используется методика «Стосчёт». Это карточки с цифрами до 100, состоящие из 2 строк по 5 столбиков, где цифра - это закрашенная ячейка. Для изучения десятков нужно 2 карточки, на которых закрашенные ячейки - это цифра десятка и единиц: слева - десятки, справа - единицы. Таблицы по математике развешиваются на уровне глаз маленького ученика, и после изучения новых чисел «банк» таблиц пополняется, образуя «паровозик», показывающий порядок чисел и их состав. После изучения первого десятка Н.А. Зайцев предлагает переходить к простейшим арифметическим действиям, когда малышу для сложения или вычитания нужно просто передвинуться по таблице вправо или влево, чтобы получить ответ.

    Видео: обучение математике по методу Зайцева

    Как учить русскому языку

    Это пособие предполагает отработку навыка чтения, но уже с мнемоническим запоминанием правил русского языка. Соответственно, освоение пособия предполагает, что ваш малыш уже хорошо читает и уже ходит в школу. Так, на таблицах сгруппированы правила написания приставок (например, на что начинается слово - на глухой-звонкий - на то и заканчивается приставка), правила чтения (например, твёрдый или мягкий шипящий в конце слова или в середине), разные варианты склонения прилагательных, сложности написания падежных окончаний существительных и т. д. Таким способом дети быстрее усваивают порой непонятные правила русского языка и запоминают нюансы правописания.

    Видео: как использовать пособие «Русский язык для всех» с дошкольниками

    Обучение английскому языку

    Что касается обучения иностранному языку по методике Зайцева, то отзывы об этом подходе очень неоднозначные. Дело в том, что автор предлагает запоминание образцов построения предложений, а это не даёт возможности реализации мыслительных процессов через речь. Другими словами, дети запоминают конкретные слова, конкретные предложения, а не языковые модели. Это связано, прежде всего, с отсутствием применения полученных навыков в неподготовленной ситуативной речи. Между тем занятия, как и в предыдущих методиках, проводятся в игровой форме и подходят для детей с 3–4 лет. Работа заключается в знакомстве с иностранными словами, представленными на гранях кубиков, а затем составлении из них предложений с использованием образцов данных в таблицах. Малыши компилируют повествовательные и вопросительные предложения разных типов (специальные вопросы, общие и альтернативные).

    Видео: составляем предложения на английском кубиками Зайцева

    Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад.

    Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков.

    Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит "ма","па","ба". На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

    Обучение по методике Зайцева - это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т.д. Ко всему прочему, созданная в детском саду или в школе обучающая среда должна поддерживаться и дома. По квартире должны быть развешаны таблицы, любое бытовое занятие должно сопровождаться определенными методическими инструкциями и многое зависит от духа, который царит в семье.

    Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат.

    «Золотые» кубики – звенят, «железные» - гремят, «деревянные» глухо постукивают.
    Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

    Обучению помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточен для того, чтобы без всякого напряжения мог восприниматься ребенком с расстояния в несколько метров.

    Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.
    Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, 54 закрашенных квадратика в матрице 10*10 клеток и 46 незакрашенных).

    Дети 4-5-лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста, первоклассники делают это через несколько уроков, избегая многомесячного знакомства с цифрами и сточасового сидения в десятке.

    Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить операции по сложению и вычитанию в пределах ста, довести их до автоматизма и перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

    Шесть кубиков и таблица 2 помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

    Таблица 3 познакомит учащихся с записью и названием многозначных чисел.
    Пособия Зайцева будут интересны и полезны всем детям. Занятия с "Кубиками Зайцева" основаны на игре и дети учатся, получая удовольствие от занятий.

    «Складушки» Воскобовича.

    Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. Складовая система обучения детей раннему чтению сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта игра - переработанная В.Воскобовичем популярная система обучения чтению детей раннего возраста известного петербургского педагога Н.Зайцева.

    Скачать бесплатно

    Н.А. Зайцев "Письмо. Чтение. Счет". скачать
    Таблицы Зайцева

    Методика Николая Александровича Зайцева сегодня считается одной из лучших развивающих систем для обучения дошкольников чтению, письму и счету. Этот метод универсален - он прекрасно подходит для работы и с полуторагодовалыми детьми, и с трёхлетками, и с ребятами постарше. Более того, система Зайцева дает очень хорошие результаты и при работе с малышами с задержкой развития, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухим детишками.

    Также кубики и таблицы Зайцева с успехом применяют для обучения иностранцев русскому языку.

    Учиться, играя

    Методика занятий по кубикам Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте Николая Александровича. Её создатель - не теоретик. В течение многих лет он работал в различных детских учреждениях и наблюдал как за нормально развивающимися малышами, так и за теми, у кого были какие-либо проблемы или отставания. В результате этого возникла целая система раннего развития детей, основанная на следующих базовых принципах:

    • Принцип первый - отсутствие принуждения. Дети учатся, играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке - как им больше нравится. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом - всё происходит только на добровольных началах.
    • Принцип второй - чтение по складам. Дети не учат буквы, а читают сразу по складам. Только не путайте со слогами! Склад - это речевая единица метода Зайцева, это пара согласный-гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква. Все склады записаны в таблицах и на гранях кубиков.
    • Принцип третий - начинаем с «письма». Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки - а, ведь, это и есть письмо! Суть метода Зайцева в том, чтобы показывать ребёнку слова, а не объяснять, как отдельные буквы сливаются в слоги, а потом в слова.
    • Принцип четвёртый - использование нескольких органов чувств. При обучении задействуются слух, зрение и осязание, кубиков очень много - большие и маленькие; лёгкие и тяжёлые; «золотые», «железные», «деревянные» и белые; с разными наполнителями, которые звучат звонче или глуше. Надписи на кубиках яркие, чёткие, разноцветные - их видно издалека. «Звучащие» кубики становятся одной из самых любимых игрушек практически всех малышей, начиная месяцев с шести.

    Эти принципы - основа обучения по методу Зайцева. Ведь развитие интеллекта у детей до года происходит не так, как у семилетних. Маленькие дети не умеют мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов чувств. Поэтому кубики помогают различать разные звуки - гласные и согласные, мягкие и твёрдые.

    Когда и сколько заниматься

    Кубики Зайцева и методика обучения чтению может применяться практически везде - в детских садах, в школах или в домашних условиях, конечно, лучшие результаты дают групповые занятия под руководством опытного педагога. При правильном подходе и выполнении всех правил методики, шестилетние дети начинают читать уже через несколько занятий, четырёхлетние малыши - примерно после 16–20 занятий, а двух-трёхлетние - через шесть-девять месяцев.

    Методика Зайцева предусматривает два занятия в неделю по 30–60 минут. Если вы занимаетесь дома, то можете выделять для обучения столько времени, сколько посчитаете нужным. Если ребенку это будет действительно интересно, можно заниматься ежедневно по 30 минут в день. Причём, совершенно не обязательно придерживаться какого-то строгого графика - главное, чтобы у ребёнка было хорошее настроение и желание! Ни в коем случае не нужно его заставлять или отрывать от любимых занятий. Обучение должно быть интересной игрой и не должно вызывать отрицательных эмоций.

    Знакомить детей с кубиками Зайцева можно с трёх месяцев. Конечно, сначала их нужно использовать просто в роли погремушек. А вот начиная с 6-ти месяцев из кубиков можно иногда составлять простейшие слова, называть и показывать их. Например, шкаф, стол, стул, мишка…

    С двух-трёх лет можно уже начинать обучение чтению.

    Занятия по методу Зайцева

    Сегодня «Кубики Зайцева» можно купить в очень многих магазинах детских товаров. В набор, как правило, входят:

    • 6 картонных листов с таблицами, формат 520×720 мм;
    • 4 листа с таблицами, формат 360×520 мм;
    • 61 кубик из картона (50×50 мм и 60×60 мм);
    • аудио CD-диск;
    • цветной «Учебник для родителей, воспитателей, учителей»;
    • упаковочная коробка.

    Таблицы

    Перед началом занятий нужно склеить таблицы и повесить их на стену. Высота, на которой располагаются таблицы, зависит от того, сколько малышей будет заниматься одновременно.

    • Для групповых занятий. В классах, как правило, таблицы вешают на расстоянии 160–170 сантиметров от пола - так всем будет хорошо видно. Под таблицами располагают три полки - на них малыши складывают из кубиков слова. В классе обязательно должна быть длинная указка - ею педагог и дети будут показывать склады и «писать» слова. Кубики не нужно сортировать - малыши должны научиться сами быстро находить нужные склады.
    • Для домашних занятий. Для одного ребёнка таблицы крепятся таким образом, чтобы они располагались чуть выше его роста. Ну, а складывать кубики можно просто на столе.

    Кубики

    Если вы купили заготовки, то их предварительно придется собрать или склеить. Даже если малыш изъявил желание сделать это самостоятельно, лучше проконтролировать процесс - тогда у него не возникнет соблазн «распотрошить» «звенящий» кубик и изучить его начинку.
    Бумажные кубики имеет смысл укрепить картоном изнутри и скотчем по рёбрам. Самые часто употребляемые склады лучше всего «продублировать». Перед сборкой просто скопируйте изображения и сделайте несколько одинаковых кубиков - тогда малыш, без проблем, сможет складывать любые слова.

    Аудио-диск

    Занятия по кубикам Зайцева обычно проводятся с музыкальным сопровождением. В комплект входит аудио CD-диск, на котором записано 35 мелодий. Под них дети на каждом занятии будут «пропевать» все склады. Это очень важная часть обучения, т. к. малыши учатся внятно и чётко проговаривать звуки. Игровой принцип делает этот процесс весёлым и неутомительным - как правило, дети с огромным удовольствием поют вместе со взрослыми. Кстати, многие воспитатели и родители отмечают, что после обучения по методу Зайцева речь у ребёнка становится гораздо чище.

    Пособие

    В набор «Кубики Зайцева» входит методическое пособие, конечно, лучше, чтобы ваш ребёнок учился у опытного воспитателя, хорошо освоившего метод Зайцева, например, в садике или в детском развивающем центре. Но вы можете и сами заниматься с малышом. Честно говоря, здесь нет ничего сложного, просто внимательно прочитайте пособие - весь процесс там расписан доступным языком и очень подробно, также имеются описания множества игр и интересных заданий, с которых вы можете начать обучение. Позже вы сможете сами придумывать игры, которые будут интересны вашему малышу.
    Если по каким-либо причинам пропевание складов для вас проблема - проговаривайте их речитативом. Пропевая или проговаривая склады, показывайте их по таблице указкой или на кубике, поворачивая его перед ребёнком - это очень важно! Одновременное воздействие звука и зрения резко увеличивает эффективность обучения. Кроме того, ребёнок тренирует зрение и память, а также учится вниманию.

    Достоинства методики Зайцева

    Их немало! Приверженцы этой системы обучения отмечают, что:

    • Дети достаточно быстро начинают бегло читать. Причем, чтение не воспринимается как что-то сложное и требующее дополнительных усилий - всё происходит в игре, как будто «само собой».
    • Улучшается память, развивается способность к логическому мышлению.
    • Дети подсознательно запоминают правильное написание слов.
    • Регулярное проговаривание слов выправляет недостатки речи, ребёнок начинает говорить более чисто и внятно.
    • Резко расширяется словарный запас.
    • Тренируется - а иногда даже улучшается! - зрение, т. к. глаза постоянно должны следить за указкой.
    • Занятия не вредят здоровью - дети много двигаются, они вынуждены поднимать голову, что очень полезно для осанки.
    • Формируется способность к концентрации, ребёнок учится работать самостоятельно.
    • Метод Зайцева универсален, он подходит детям любого возраста, может применяться для обучения детей с различными отклонениями.
    • Методика достаточно проста, при определенном упорстве ее могут использовать даже «неподготовленные» родители, в домашних условиях.

    Недостатки методики

    Впрочем, отзывы о кубиках Зайцева не только положительные - у некоторых родителей и педагогов имеется множество претензии к данной методике. И не сказать о них - просто не честно:

    • Главным недостатком метода Зайцева является его несовместимость с официальной школьной программой.
    • В школе детям приходится переучиваться с чтения по складам на чтение по слогам. И иногда этот процесс проходит очень болезненно.
    • Цветовая гамма кубиков не соответствует цветовой гамме, которая принята в школе для обозначения согласных, гласных, звонких и глухих звуков.
    • Дети, выучившиеся по методу Зайцева, с трудом осваивают разбор слова по составу и фонетический разбор - ведь они привыкли делить слова только по складам.
    • Пособия для занятий стоят дорого, они довольно громоздкие и требуют много времени на сборку.
    • Не у всех родителей получается быстро научить ребёнка чтению. Метод больше подходит для занятий с опытным педагогом.

    Вывод

    Как видите, обучение по кубикам Зайцева - несомненно, очень интересный и достойный внимания метод. Он хорош тем, что подходит любым детям, независимо от возраста, способностей и темперамента. Пользоваться же кубиками или положиться на классические способы обучения - решать только вам.


    Девочки! Давайте делать репосты.

    Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
    А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
    Спасибки;-)
    Всем здоровых малышей!
    Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


    Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

    Русский язык
    собранные

    Автор: Зайцев Н. А.
    Издательство: ООО «Методики Н.Зайцева», Санкт-Петербург.

    Учебное пособие. Комплект для дома, группы, класса.
    В состав комплекта входит:

    6 картонных листов таблиц формата «В2» (520 × 720 мм).
    4 листа таблиц формата «B3» (360 × 520 мм).
    61 картонный кубик (50 × 50 мм и 60 × 60 мм).
    Аудиодиск CD (размер 5").
    «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» (128 страниц, цветная печать).

    Упаковка: гофрокороб.
    Вес: 3,50 кг.
    Размер: 660 × 380 × 70 мм

    розничная цена, без доставки

    p 4500
    € 59

    «Кубики Зайцева» — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

    Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

    Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

    Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

    Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и «память тела»: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.

    В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением — мощное средство воздействия на память.

    «Побочные» результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:

    • появляются навыки грамотного письма,
    • выправляются логопедические недостатки,
    • речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
    • быстро расширяется словарный запас,
    • формируется логическое мышление,
    • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

    Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).

    Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю).

    Освоение навыка чтения – это ключевой момент взросления малыша, когда он из несмышлёной крохи превращается в «почти» школьника. Поэтому многие родители стремятся выбрать наиболее эффективную методику, по которой можно научить ребёнка читать. И в этом отношении у кубиков Зайцева практически нет конкурентов.

    Суть методики Зайцева

    Педагог-новатор Николай Александрович Зайцев несколько лет назад выдвинул теорию о том, что традиционный процесс обучения ребёнка чтению противоречит его естественному речевому развитию. В качестве основы данной гипотезы автор приводит следующее доказательство: начинающие говорить детки произносят звуки не так, как взрослые, у них нет чёткого разграничения между звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими, гласными и согласными. А значит, малыш основывает свой лепет на звучности. Поэтому в качестве единицы обучения чтению Зайцев предложил склад – сочетание двух или нескольких букв, находящихся в созвучии. При этом некоторые склады являются однобуквенными. В процессе занятий ребёнок должен складывать кубики в соответствии с услышанным заданием, а также показывать знакомые склады на таблице, которая входит в пособие Зайцева.

    Достоинства и недостатки

    Кубики Зайцева - идеальный вариант для деток-левшей, которые с трудом могут анализировать понятия

    Разработанная для детей методика впервые была опробована …на иностранцах, которые только начинали изучать русский язык. И результаты были ошеломляющими: уже после первого занятия люди, до этого не изучавшие язык, могли складывать кубики в слова, которые слышали на занятии.

    Авторская методика Зайцева позволяет быстро и интересно обучать малышей грамоте. Особенно кубики нравятся тем деткам, которые отдают предпочтение спокойным играм, любят собирать пазлы. При этом 6-летние ребята уже после 4-5 занятий могут читать по словам, а не по слогам, в отличие от традиционного подхода к обучению. Кроме этого, кубики Зайцева помогают:

    • расширить словарный запас;
    • вырабатывать навык грамотного письма;
    • сделать речь ребёнка более отчётливой;
    • исправить ряд логопедических проблем;
    • сформировать логическое мышление;
    • научиться самостоятельно работать.

    Методика также даёт хорошие результаты и в работе с глухими, слабовидящими или имеющими отклонения в психическом развитии детьми. Более того, это самый эффективный способ обучения ребят с аутизмом.

    О том, как самостоятельно изготовить пособие см. статью «Как сделать кубики Зайцева своими руками?»

    Однако пособие Зайцева имеет и ряд недостатков:

    • детям сложно освоить понятие слога после того, как они обучались читать по складам;
    • могут возникнуть проблемы с пониманием вариативности твёрдости и мягкости согласных, так как малыши усвоили только одну версию этой нормы;
    • кубики в наборе довольно дорогостоящие;
    • для освоения методики требуется время не только детям, но и родителям.

    Методика обучения

    Занятия с кубиками могут быть как индивидуальными, так и групповыми

    Пособие Николая Зайцева может использоваться как по оригинальной методике, так и с разнообразными дополнениями, играми, которые вы можете придумать вместе с ребёнком. В любом случае занятия с кубиками затрагивают зрительную, слуховую и тактильную память, так как для освоения различий между складами малыш включает разный канал восприятия.

    Подготовка к занятиям

    Ребёнок должен быть настроен на занятие, тогда результат не заставит себя ждать

    Прежде чем начинать заниматься по кубикам Зайцева, необходимо убедиться в том что:

    • ребёнок настроен на занятие (он не хочет есть, пить, хорошо себя чувствует);
    • вы готовы уделить достаточно времени на работу с кубиками, ничто не будет вас беспокоить;
    • окружающая обстановка не отвлекает малыша от занятия (не работает телевизор, не пришёл друг и нет других отвлекающих нюансов).

    Упражнения-игры с кубиками Зайцева

    В учебнике, который продаётся в наборе Зайцева, есть много игр для занятий с кубиками

    Автор обучающей методики рекомендует одновременное использование и кубиков, и таблиц: сначала ребёнок складывает буквы на кубиках, а затем показывает их на таблице. Хотя некоторые родители предпочитают ограничиваться только кубиками. Среди рекомендованных Зайцевым игровых упражнений можно выделить следующие:

    • «Сложи имя». Вместе с малышом проговорите его имя и сложите слово из кубиков. Постепенно добавляйте имена других членов семьи, названия животных и т.д.
    • «Пение по таблице». Вместе с малышом пропойте глухие-звонкие, твёрдые-мягкие согласные. Чтобы добавить в игру подвижности, предложите крохе вставать на носочки, когда он слышит звонкий склад, и приседать, если услышит глухой. По этому же принципу можно хлопать в ладоши на сочетания с мягким знаком или прыгать на одной ноге, если называете сочетание с твёрдым знаком.
    • «Что ты ешь?». Составьте с ребёнком меню из слов, которые называют продукты.
    • «Весёлый паровозик». Из гласных букв составляем вагоны поезда, а для начала движения просим малыша пропеть каждую букву.
    • «Колобок». Один кубик-колобок бросаем в разные стороны по комнате, малыш должен догнать «беглеца» и назвать склад, который окажется сверху.
    • «Найди пару». Проговариваем склад на кубике и находим его в таблице.
    • «Угадай голос». Вспоминаем, какие звуки произносят животные, и просим малыша найти склады с этими буквами (например, ав, мяу).

    Видео: Попевки Зайцева

    Видео: Групповые уроки