Болезни Военный билет Призыв

Техносфера и ее основные компоненты. Объект философии техники. Среда проживания человека

А.А. Круть

Безопасность

Жизнедеятельности

Севастополь

УДК. 504.75.(075.8)

Круть А.А.

К 846 Безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2005 г. – 84 с. ил.

Учебное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов высших учебных заведений.

Рассматриваются основы теории безопасности жизнедеятельности, идентификация опасностей, влияние опасных и вредных факторов среды обитания на человека. Раскрываются особенности защитных действий при чрезвычайных ситуациях различного характера.

© Издание СНУЯЭиП, 2005
ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельность, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, теоретических положений, аксиом, учитывающих существенные особенности действительности.

Данное учебное пособие рассматривает безопасность жизнедеятельности, как самостоятельную учебную дисциплину, содержание которой составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условия его обитания.

Вторгаясь в природу, законы которой еще далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания – техносферу. Если учесть, что нравственное и общее культурное развитие цивилизации отстает от темпов научно – технического прогресса, становится очевидным увеличения риска для здоровья и жизни современного человека. По данным ВОЗ, например, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является так называемая «аксиома о потенциальной опасности». Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасности. Аксиома о понтециальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которое оценивается риском.



В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска, то есть риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Степень риска оценивается для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.

Для выработки идеологии безопасности формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина – безопасность жизнедеятельности – комплексная научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них человека.

Достичь уровня безопасности, то есть снизить риск до приемлемого, можно только при условии повышения уровня образования народа. Сохранение биосферы, обеспечения безопасности и здоровья человека – решение этих проблем должно быть целью специалиста в любой сфере деятельности при выполнении профессиональных обязанностей, а, следовательно, предмет «Безопасность жизнедеятельности» должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без исключения в интересах личности, общества, государства.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД

Введение в предмет

Наука, которую мы будем изучать, называется «безопасность жизнедеятельности». Но, что же такое «жизнедеятельность» вообще?

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

И вот эта повседневная деятельность полна неожиданностей и, к сожалению, порой неприятных.

Предмет БЖД был введен в 1990 году. В начале эту новую дисциплину рассматривали как некоторое сочетание ОТ и ГО , а затем и охраны ОС (экологии). Но эта концепция не раскрывала полностью всех задач, которые должен был решить человек, используя знания науки БЖД.

Сейчас, БЖД – это новая самостоятельная учебная дисциплина, рассматривающая вопросы безопасности человека в любых условиях его обитания:

- в бытовой среде;

- в производственной сфере;

- в городской среде;

- в окружающей природной среде;

- в условиях ЧС различного характера.

Таким образом, наука БЖД – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Почему такое внимание стали уделять науке БЖД? Да потому, что с ростом научно-технического прогресса увеличивается риск для здоровья и жизни людей. Нередки случаи гибели и травматизма людей в результате пожаров и отравлений в быту, транспортных аварий и катастроф, криминогенных происшествий, встреча один на один с природой.

В настоящее время смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Травматизм является основной причиной гибели людей в возрасте от 2 до 41 года. От несчастных случаев гибнут молодые трудоспособные люди.

Ежегодно в России в авариях и катастрофах погибает около 50 тысяч человек, получает травмы около 250 тысяч человек.

При безусловной объективности и материальности опасностей, связанных с разнообразной деятельностью человека в современной техносоциальной среде, они все же представляют для него потенциальную угрозу. Реальной же опасностью является сам человек, а травматизм в быту, на отдыхе отражает не волю случая или действия каких-либо неподвластных человеку сил, а часто является следствием его собственных промахов и заблуждений.

Чаще всего человек оказывается в экстремальных ситуациях по собственной вине - как результат отсутствия опыта безопасного поведения в природной и социальной среде либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, а порой и легкомыслия. Первое проявляется в том, что человек не знает, как поступить в той или иной ситуации, или знает, но не умеет это сделать. Второе – в том, что он знает и может, но не хочет делать того, чего требуют условия безопасности деятельности (или просто не хочет знать, что нужно делать.)

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать задачи БЖД.

Задачи БЖД:

1. Идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания.

2. Защита от опасностей или предупреждение воздействия негативных факторов на человека.

3. Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов.

4. Создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

Среда проживания человека

Экстремальные ситуации.

Экстремальная ситуация (ЭС) – ситуация, характеризующаяся новизной и неожиданностью возникновения, длительностью и интенсивностью воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, а иногда и наличием непосредственной угрозы самой жизни.

В ЭС у человека неизбежно возникает особое состояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом . Это состояние вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведение и работоспособность человека.

По мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (это так называемый мобилизующий эффект стресса ), доходят до максимальной величены, а затем начинают падать. При этом, в первую очередь, затрудняются восприятие (оценка ситуации) и мышление (принятие решений), причем тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к наиболее простым действиям, прочно закрепленным ранее. Иногда при этом оживают старые, но уже не пригодные в данной ситуации навыки – человек действует автоматически, подчас не осознавая, что он делает. Например, окаменение от страха.

При еще более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишние, импульсивные движения и действия либо, наоборот, резкая скованность, заторможенность.

Рассмотренная схема весьма условна и отражает лишь самые общие усредненные закономерности.

Как уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить шансы на сохранение здоровья и самой жизни?

В первую очередь необходимо знать и учитывать факторыриска (опасности), сопровождающие нашу жизнь. Во-вторых , выработать умение предвидеть возможность возникновения жизнеопасных ситуаций и со знанием дела стремиться избегать попадания в них. И, наконец, принять грамотное решение и действовать .

Всему этому мы с вами можем научиться, изучая дисциплину БЖД – науку о комфортом и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Переход от биосферы к техносфере

В жизненном цикле человек и окружающая среда его обитания образуют постоянно действующую систему «человек - среда обитания».

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать воздействие на человека.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи:

Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

Создает и использует защиту от негативных воздействий со стороны, как среды обитания, так и себе подобных.

Негативное воздействие, присущее среде обитания, существует столько, сколько существует мир. Источником естественных негативных воздействий являются стихийные бедствия в биосфере: изменение климата, грозы, землетрясения и т.д.

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы (земная кора + верхний слой мантии).


Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение мед. обслуживания и др.) сказалось на продолжительности жизни людей – интегральном показателе безопасности жизнедеятельности.

Для первобытных людей – около 25 лет

СрПЖ К концу XIX в.- 30-40 лет

В конце XXв. – 60-63 года.

Однако, появившиеся производственная и городские среды оказались далекими по уровню безопасности от допустимых требований и в связи с этим в мире все чаще стали происходить различные происшествия, аварии и катастрофы техногенного характера.

Происшествия – события, состоящие из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Авария – происшествие в технической системе не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или нецелесообразно.

Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающиеся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на земле и приведшие к частичному разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей.

Появление ядерных объектов и высокая концентрация, прежде всего, химических веществ и их производство сделали человека способным оказывать разрушительное воздействие на экосистемы. Примером тому может служить трагедия в Чернобыле.

Огромное воздействие на биосферу оказывается при испытании ядерных и других видов оружия (в г. Семипалатинске, на о. Новая Земля). Для испытания химического оружия необходим полигон размером не менее 500 тыс. га. Иллюстрацией негативного экологического влияния современных локальных войн являются итоги войны в зоне Персидского залива (огромные проливы нефти в залив, пожары на нефтяных скважинах).

Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах стала активно замещаться техносферой, на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами (особенно в Европе, Сев. Америке, Японии). К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия труда.

Но, как мы понимаем, не может быть четкой границы между биосферой и техносферой. Существует зона перехода, которой в различной степени присуще свойства, как биосферы, так и техносферы.



человека

Техносфера и ее состав

Техносфера - часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты (механизмы, здания, сооружения, горные выработки, дороги и т.д.) с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человека.

Система - объект, представляющий собой совокупность элементов, взаимодействующих в процессе выполнения определенного круга задач и взаимосвязанных функционально.

Элемент системы - объект, представляющий собой простейшую часть системы, отдельные части которого не представляют самостоятельного интереса в рамках конкретного рассмотрения.

Объект - техническое изделие определенного целевого назначения, рассматриваемое в периоды проектирования, производства, испытаний и эксплуатации.

Объектами могут быть различные системы и их элементы, в частности: сооружения, установки, технические изделия, устройства, машины, аппараты, приборы и их части, агрегаты и отдельные детали.

Системы функционируют в пространстве и времени. Процесс функционирования систем представляет собой изменение состояния системы, переход ее из одного состояния в другое. В соответствии с этим системы подразделяются на статические и динамические.

Статическая система - это система с одним возможным состоянием.

Динамическая система - система с множеством состояний, в которой с течением времени происходит переход из одного состояния в другое.

Современная техносфера многообразна: её представителями являются города, в состав которых входят промышленные и селитебные зоны, транспортные узлы и магистрали, торговые и культурно-бытовые зоны и отдельные помещения, ТЭС и ТЭЦ,
зоны отдыха и т.п.

Техносфера - совокупность регионов биосферы, в которых природная среда полностью или частично перестроена человеком при помощи прямого или косвенного технического воздействия с целью наибольшего соответствия своим материальным и духовным потребностям

Рисунок 1 - Структура техносферы

С появлением человека и развитием человеческого общества в биосфере появляется качественно новый и самый сложный тип процессов – техногенез. Под техногенезом понимается воздействие хозяйственной деятельности человека во всех её формах на природную среду. Проблемы, порождаемые техногенезом:

Проблема химического загрязнения природных сред;

Проблема теплового загрязнения биосферы;

Проблема вероятного роста парникового эффекта;

Проблема запыления атмосферы в результате выбросов предприятий и других видов промышленной деятельности;

Проблема уменьшения общего количества биомассы и биоразнообразия в биосфере Земли в результате двух основных типа процессов:

а. техногенные процессы, не свойственные биосфере : производство веществ, не существующих в природе, перемещения вещества, создание техногенных объектов, не имеющих природных аналогов, использование атомной энергии и т.д.

б. техногенно трансформированные биосферные процессы : любые процессы перемещения и преобразований вещества и энергии, которые продолжают осуществляться в целом в тех же формах и по тем же законам, что и в природе, но их ход, так или иначе, изменён в результате техногенного влияния.

Техносфера характеризуется по сравнению с биосферой более широкой номенклатурой опасностей и негативных воздействий, высокой вероятностью, величиной уровня и последствий (ущерба) их реализации.
Техногенные негативные факторы в техносфере формируются из-за наличия отходов производства и быта, из-за использования технических средств, из-за концентрации энергетических ресурсов и др. Наибольшую концентрацию негативные факторы техносферы имеют в сфере производства.
Производственная среда – это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны.
Травмирующие и вредные факторы подразделяют на физические, химические, биологические и психофизические.

Физические факторы – движущиеся машины и механизмы, повышенные уровни шума и вибраций, электромагнитных и ионизирующих излучений, недостаточная освещённость, повышенный уровень статического электричества, повышенное значение напряжения в электрической цепи и др.

Химические факторы – вещества и соединения, различные по агрегатному состоянию и обладающие токсическим, раздражающим, сенсибилизирующим, канцерогенным и мутагенным воздействием на организм человека и влияющие на его репродуктивную функцию.
Биологические факторы – патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и продукты их жизнедеятельности, а также животные и растения.

Психофизиологические факторы – физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
С позиций безопасности задачи исследования технических систем за-ключаются в том, чтобы увидеть, каким образом элементы системы функционируют в системе во взаимодействии с другими ее частями и по каким причинам может произойти отказ, грозящий негативными последствиями для окружающей среды.

Источники техногенной опасности:

Виды деятельности;

Потенциально опасные объекты;

Предприятия, организации, учреждения, осуществляющие соответствующий вид деятельности.

Факторами окружающей среды называется любой элемент среды, способный оказывать прямое воздействие на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий развития.

Факторы техногенной опасности:

Радиационный;

Механический;

Термический;

Импульсные ускорения.

Структура техносферы обычно рассматривается как целостная глобальная система в двух системных связках:

а. «человек - техносфера»;

б. « техносфера - биосфера ».

В первой связке техносфера - естественная система (продолжение структурного усложнения живой природы), а во второй - искусственная (отделяет человека от нее)

Структурными элементами техносферы являются:

А. Технические изделия, являющиеся конечным звеном преобразования природного вещества. Объекты техносферы в качестве техноценозов как спонтанно образующихся сообществ и технологических видов как единиц этих сообществ.

Б. Территориально-промышленные комплексы (ТПК). Определяющими являются внешняя функция загрязнения окружающей среды, а также общая для каждого из них функция цели и управления со стороны человеческого общества.

Более мелкими структурные элементы технотрофических цепей – предприятия = организм в биосфере.

Единичным элементом структуры техносферы можно считать элементарный технологический процесс преобразования вещества

Процессы техносферы:

Преобразования веществ;

Создания вещей;

Эксплуатации вещей;

Разложения отслуживших вещей.

Виды техносферных зон.

1. Промышленная зона. Включает промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения.

2. Городская зона условная территориальная единица города:

Отражают историческое развитие и внутреннюю организацию города;

Различаются по интенсивности использования занимаемой площади, составу населения и другим социально-экономическим характеристикам.

3. Селитебная зона - часть территории населённого пункта, предназначенная для размещения жилой, общественной и рекреационной зон, а также отдельных частей инженерной и транспортной инфраструктур, других объектов, размещение и деятельность которых не оказывает воздействия, требующего специальных санитарно-защитных зон.

Занимает, примерно, до 60 % территории города.

4. Транспортная зона - система наземных, надземных и подземных магистралей, пересекающихся в нескольких уровнях. Планировочная структура зависит от расположения города на рельефе

Современные принципы формирование техносферы:

1. Разработка стратегии развития современной цивилизации предварительно изучает стратегию развития биосферы (миллиардолетия), высших животных (многие десятки миллионолетий) человека (сотни тысячелетий), былых цивилизаций (многие тысячелетия).

3. Целесообразно иметь два вида концепций: идеальные (утопии) и реальные (теории).

4. Помимо научно-технических мероприятий: духовное возрождение и обновление человека, резкое возрастание значения его интеллекта, приоритет духовных потребностей, переход на новый уровень познания природы.

5. Архитектурно- планировочное зонирование территории

6. Информационное обеспечение учета и информационная поддержка правоотношений.

7. Состояние территории характеризуется составом, пространственным распределением, показателями ее компонентов.

8. Использование территории характеризуется составом функций, их пространственным распределением, показателями их воздействия на окружающую среду.

9. Внешние условия характеризуются пространственным распределением, показателями влияния на территорию факторов ее окружения.

Приоритетность вопросов безопасности и сохранения природы при формировании техносферы:

1. Оценка техносферы переходит от ее полного одобрения к полному осуждению.

2. Предложенные программы невыполнимым или недостаточными для изменений.

3. Под вопросом находится контролируемость искусственной среды.

4. Жизнь в условиях постоянной неопределенности - цена за личные свободы и прогресс.

5. Долгосрочное планирование развития техносферы

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАЙ №5/2010

С.В. Белов, Е.Н. Симакова

Ноксология

Учебное пособие для студентов вузов,

обучающихся по направлению

«Техносферная безопасность»

(280100 «Безопасность жизнедеятельности»

и 280200 «Защита окружающей среды»)

Выпуск 1

В учебном пособии рассмотрены опасности, создаваемые избыточными потоками веществ, энергии и информации, Описан современный мир таких опасностей. Сформулированы теоретические основы ноксологии - науки об опасностях. Показаны методы и средства защиты от опасностей на местном, региональном и глобальном уровнях. Описаны виды мониторинга опасностей. Дана оценка негативного воздействия реализованных опасностей, сформулированы пути дальнейшего совершенствования человеко- и природозащитной деятельности. Учебное пособие написано впервые. Публиковать учебные пособия предполагается в приложении к журналу в виде отдельных выпусков.

Ключевые слова: авария, бедствие, биосфера, вибрация, воздействие, выбросы, демография, доза, жизнедеятельность, защита, идентификация, излучение, инфразвук, катастрофа, критерии, ноксология, ноксосфера, объект, опасность, отходы, предельно допустимая концентрация, предельно допустимый уровень, происшествие, риск, техносфера, толерантность, сбросы, ситуация, смертность, ультразвук, урбанизация, уровень, фактор, шум, экобиозащита, экология.

Belov S. V., Simakova E. N. Noksologiya

Dangers, created the surplus streams of matters, energy and information, are considered in a train aid. The modern world of such dangers is described. Theoretical bases of noksologi (sciences about dangers) are formulated. Methods and facilities of protecting are rotined from dangers on local, regional and global levels. The types of monitoring of dangers are described. The estimation of negative influence of the realized dangers is given, the ways of further perfection of activity are formulated on defense of man and nature. A train aid is written first and intended for the students of institutes of higher.

Keywords: failure, calamity, biosphere, vibration, influence, contamination of atmosphere, demography, dose, everyday activity of man, defense, authentication, radiation, infrasound, catastrophe, criteria, noksologiya, noksosfera, object, danger, wastes, maximum possible concentration, maximum possible level, incident, risk, technosphere, tolerance, contamination of hydrosphere, situation, death rate, ultrasound, urbanization, level, factor, noise, ecological biological defense, eecology.

Предисловие…………………………………………………………………………….
Введение…………………………………………………………………………………
Строение Вселенной, возникновение техносферы……………………...
Эволюция человечества и окружающей среды………………….............
Эволюция опасностей……………………………………………………..
Глава 1 Современный мир опасностей (ноксосфера)…………………………….
1.1 Естественные и естественно-техногенные опасности………………………….
1.1.1. Взаимодействие человека с окружающей средой……………………….
1.1.2. Повседневные естественные опасности………………………………….
1.1.3 Опасности стихийных явлений…………………………………………...
1.2 Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности………………………
1.3 Техногенные опасности…………………………………………………………...
1.3.1. Постоянные локально-действующие опасности………………………..
1.3.1.1. Вредные вещества………………………………………………...
1.3.1.2. Вибрации…………………………………………………………..

Предисловие

Стремление человека защищать свою жизнь является его естественной жизненной потребностью. К сожа­лению, окружающий человека Мир оказывает на него не только позитивное, но и довольно часто негатив­ное влияние, которое отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни человека.

Негативные воздействия окружающего Мира веч­ны. Они оказывали и оказывают отрицательное влия­ние на человека со дня его появления на Земле и до наших дней. Естественной реакцией человека на не­гативные воздействия является его постоянная забота о защите себя и окружающей его среды от опасностей.

В настоящее время в Мире бушует экономический кризис, негативно влияющий на благополучие насе­ления практически всех стран. В России мировой эко­номический кризис совпал по времени с глубоким и длительным демографическим кризисом. Начиная с 1992 года по настоящее время в нашей стране наблю­дается уменьшение численности населения, снижается рождаемость и растет смертность населения. Только за последние 10 лет Россия потеряла до 25 млн чело­век, из которых около 3,5 млн человек погибли от "внешних" причин (травмы, отравления).

Особую тревогу вызывают показатели принудитель­ной смертности мужчин трудоспособного, а следова­тельно и репродуктивного (фертильного) возраста.

Сложившаяся демографическая ситуация во многом определяется экономическими показателями уровня жизни россиян и условиями их существования. В на­чале XXI века относительное значение внутреннего валового продукта в расчете на одного жителя страны в США в 6 раз превышает аналогичный показатель в России. Средняя продолжительность жизни (СПЖ) мужчин в России оказалась не более 60 лет (в Японии - 78 лет, в США - 74 года).

Общеизвестно, что продолжительность жизни людей во многом зависит от удовлетворения их естественных потребностей, качества среды обитания, условий тру­да и отдыха, качества медицинского обслуживания.

Важную роль в сокращении СПЖ играют опасности. Человечество во все времена своего существования вело активную борьбу с опасностями. Не случайно много внимания уделялось защите от пожаров, соблю­дению правил техники безопасности на производстве, снижению дорожно-транспортных происшествий и т. п., регламентируя, прежде всего, безопасные прие­мы деятельности и применяя защиту от опасностей.

Во второй половине XX века человек активизирует природозащитаую деятельность, охраняя прежде всего атмосферный воздух, пресные водоемы и земельные

угодья от загрязнений. Сегодня проблема загрязнения природной среды достигает своего апогея, особенно в мегаполисах и на примыкающих к ним территориях. Защита от выбросов автотранспорта, теплоэлектро­станций, промышленных объектов экономики и ЖКХ, ликвидация и захоронение твердых отходов - глав­ные природоохранные задачи.

В конце XX столетия возникли учения: "Здоровый образ жизни" (ЗОЖ) "Безопасность жизнедеятельно­сти человека" (БЖД) и "Защита окружающей среды" (ЗОС). В этот период со всей очевидностью стало ясно, что реализации на практике только защитных от опас­ностей мероприятий явно недостаточно для обеспе­чения безопасности человека. Необходим превентив­ный анализ всех принимаемых техногенных решений с целью обнаружения возможных опасных проявле­ний: потребовалось применение научно обоснованных требований к созданию малоопасных технологий, ма­шин и производств; возникла необходимость уста­новления современных норм и правил для обеспече­ния безопасности зон труда и отдыха, норм и правил возможного допустимого воздействия техносферы и человека на окружающую среду.

Возникла необходимость активного развития чело- веко-природозащитной деятельности на научной ос­нове путем создания науки об опасностях окружающе­го материального мира - науки ноксологии, а также подготовки инженерно-технических и научных кад­ров - носителей этой области знаний.

Одновременно появилась потребность во всемер­ном внедрении в общество культуры безопасности, основанной на постижении каждым человеком зна­ний о происхождении и принципах появления опас­ностей, о современном мире опасностей и защите от него. Появилось понятие "ноксология ".

Ноксология - изучает происхождение и совокуп­ное действие опасностей, описывает опасные зоны и показатели их влияния на материальный мир, оцени­вает ущерб, наносимый Опасностями человеку и при­роде. В задачи ноксологии входит также изучение принципов минимизации опасностей в источниках и основ защиты от них в пределах опасных зон.

Дисциплина "Ноксология" отражает и системати­зирует научно-практические достижения в области человеко- и природозащитной деятельности, основы­вается на теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых.

Известные знания о безопасности жизнедеятель­ности и защите природы объединены в рамках этого учения далеко неслучайно. Они имеют одну понятий­ную основу и неразрывно связаны с понятием "опас­ность". Кроме того, имеют общее реальное содержание, обусловленное общностью источниковдействующих, как правило, одновременно на челове­ка, общество и природу, а также значительную общ­ность средств защиты.

Дисциплина "Ноксология" относится к естествен­но научному циклу и обеспечивают понимание и ло­гическую взаимосвязь в системе "человек-техносфе­ра-природа" на уровне негативного взаимодействия элементов системы.

Проект программы новой естественно-научной дисциплины "Ноксология" впервые был опубликован в приложении к журналу "Безопасность жизнедея­тельности" № 5, 2007 г.

Цель дисциплины: ознакомить студентов с теорией и практикой науки об опасностях.

Задачи дисциплины: дать представление об опасно­стях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу; сформировать критерии и мето­ды оценки опасностей; описать источники и зоны влияния опасностей; дать базисные основы анализа источников опасности и представления о путях и спо­собах защиты человека и природы от опасностей.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать источники и мир опасностей, их влияние на человека и природу, виды и критерии оценки опас­ностей;

Уметь идентифицировать опасности, оценивать поля и показатели их негативного влияния;

Демонстрировать способность и готовность к опи­санию полей опасностей, к достижению состояния безопасности человека, техносферы и природы.

Предлагаемое учебное пособие дисциплины "Нок­сология" является прототипом дисциплины "Введение в специальность", прочитанной авторами пособия сту­дентам I курса, обучавшимся в МГТУ им. Н. Э. Бау­мана в 1995-2009 гг. по специальностям:

320700 (280201.65) - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

330100 (280101.65) - Безопасность жизнедеятель­ности в техносфере.

Важно отметить, что изучение студентами новой дисциплины осуществлялось во 2 семестре первого го­да обучения после сдачи зачета по дисциплине "Эко­логия" и предваряло их знакомство с научно-практи­ческими знаниями, умениями, навыками, излагаемыми в дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", обычно изучаемой в 4-5 семестрах учебной программы.

Авторы учебного пособия с интересом и благодар­ностью примут все замечания и пожелания, которые следует направлять по адресу: 107076, г. Москва, Стромынский пер., 4, редакция журнала "Безопас­ность жизнедеятельности".

"Прежде всего, каждому виду живых

существ природа даровала стремление

защищаться, защищать свою жизнь"

Цицерон

Введение

Опасность - свойство человекаи окружающей среды, способное причинять ущерб живой и неживой материи.

Ноксология - наука об опасностях материального мира Вселенной - является составной частью науки "Экология" (Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой) и рассматривает взаимоотношения живых ор­ганизмов между собой и окружающей их средой на уровнях, приносящих ущерб здоровью и жизни орга­низмов или на уровнях, нарушающих целостность ок­ружающей их среды.

Возникновение в конце XX-начале XXI века науки "Ноксология" неслучайно. Человечество на всех эта­пах своего существования постоянно искало и при­меняло защиту от опасностей, сохраняя здоровье, жизнь.

Строение Вселенной, возникновение техносферы

Современную структуру Вселенной можно пред­ставить в виде четырех взаимодействующих систем, схематически показанных на рис. В-1.

Почти 700 тыс. лет человечество пребывало в не­посредственном контакте с биосферой Земли, которая всегда являлась и является защитным экраном от кос­мического воздействия. В биосфере зародилась жизнь и сформировался человек, но она обладала и обладает рядом естественных факторов, негативно влияющих на человека (повышенная и пониженная температура воздуха, атмосферные осадки, стихийные явления и т. п.). Поэтому для защиты от неблагоприятных воз­действий биосферы и для достижения ряда иных це­лей человек был вынужден создать техносферу.

Рис. В-1. Современная схема взаимодействия человека со средой

Техносфера - среда обитания, возникшая с помо­щью прямого или косвенного воздействия людей и тех­нических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего соответствия среды социально-экономиче­ским потребностям человека.

По определению, к техносфере относится все, что создано человеком - производственная, городская, бытовая среды, лечебно-профилактическая, культур­но-просветительская зоны и т. п.

Создание техносферы - длительный процесс, обу­словленный эволюционным развитием человечества и среды его обитания. Начало активного создания техносферы приходится на середину XIX века

Формирование техносферы как глобальной искусственной среды на планете Земля, ставшей в конце XX века сравнимой по мощности с естественной, обратило на себя внимание ученых и философов, вызвало дискуссии о сущности и ценностной значимости социальных трансформаций техногенной эпохи.

Техносфера есть результат стремления человека изменять окружающий мир, его активной и деятельной сущности. Многие поколения людей, ставя перед собой задачу «покорения» природы и создания комфортных условий жизнедеятельности, формировали техногенную, искусственную среду, которая должна была выполнять их желания в отличие от непредсказуемой стихийности природы. Они преуспели в этом, но решенная задача породила новую проблему - эффективного управления техногенной средой или хотя бы прогнозирования с достаточной степенью вероятности ее реакций на все новые инновации. Как и всякой объективной реальностью, техносферой движут собственные закономерности, поэтому она относительно независима не только от внешней природы, но и от породившего ее человечества, от его потребностей. Поэтому философской мыслью отмечается противоречивое воздействие техносферы на человеческую жизнь – сочетание позитивных и негативных последствий.

Рассмотрим возникновение и развитие техносферных противоречий.

Неолитическая революция (X–VIII тыс. до н. э.) стала важным этапом в переходе от приспособления человека к природе к ее сознательному, целенаправленному преобразованию. Одомашнивание животных и возделывание земли были историческим рубежом, обозначившим, что человек, вместо того чтобы самому приспосабливаться к природе, стал приспосабливать ее к себе. Только при достижении земледельческой ступени исторического развития можно говорить о формировании техносферы как целостной техногенной среды искусственного происхождения, хотя и взаимодействующей с естественной средой и зависящей от нее, но живущей по собственным закономерностям и оказывающей непредусмотренное воздействие как на человека и общество, так и на природу. Но земледелие как первый тип производящей экономики уже привело к началу коллективного трансформирующего воздействия социума на биосферу. Прежде всего, оно отражалось в изменении почв и упрощении биоценозов. Появились признаки антагонизма между естественной средой и зарождающейся техносферой: первые же земледельческие цивилизации столкнулись с эрозией и засолением почв, вырубкой лесов, то есть с негативными биосферными изменениями. Первые известные экологические кризисы носили локальный характер (гибель цивилизации Месопотамии произошла от засоления об­рабатываемых почв в результате несовершенных агротехнологий, скотоводство стало причиной расширения Сахары и уничтожения лесов Греции и т. д.).

Реализация новых, аграрных технологий потребовала принципиально новой организации трудового процесса, как правильно подчеркивает Л. Мамфорд: вместо спонтанных, эпизодических трудовых «подвигов» охотника центральное место заняли действия регулярные, упорядоченные, поддающиеся прогнозированию. Регулярность затрачиваемых усилий, определяемая жесткими природными циклами, привила человеку «вкус к систематическому, непрерывному труду», добыча пропитания «перестала быть приключением» и вместо хаотической деятельности настала пора длительной и упорной работы. «Сиюминутные потребности выживания» уступали место преемственному труду поколений, будущее становилось предсказуемым, а поэтому допускавшим построение и реализацию долгосрочных планов преобразования природы. Но этот ритмичный труд имел для людей и другие последствия, негативные, противостоя естественной человеческой потребности в деятельности разнообразной и творческой. Наиболее ярко эти неблагоприятные трансформации проявились не в сельскохозяйственных трудовых процессах, а в ремесле. Совершенствование ремесленных процессов вело к их усложнению и необходимости профессиональной специализации. Это приносило, с одной стороны, большую интенсификацию и отлаженность отдельных трудовых операций, ведущие к увеличению потребительских возможностей как ремесленников, так и всего общества. Но разделение труда вело и к сужению поля деятельности для каждого отдельного работника: потеря универсализма (фактическая невозможность смены занятий, в отличие от сезонного разнообразия сельскохозяйственных работ) и сведение рабочего дня к повторению однообразных операций, грозившее негативными последствиями как для физического здоровья людей (появление «профессиональных» болезней, как правило, хронических и неизлечимых), так и для их духовного здоровья (сужая кругозор работника и лишая труд творческих возможностей). В результате обособленность ремесел, совершенствуя технологическую сторону физического труда, приводя к оттачиванию технологий и точнейшей проработке стандартизированных деталей, по верному замечанию Л. Мамфорда, лишала «повседневный труд всякой радости» и заменяла его «беспощадной, притупляющей ум системой беспросветно черной работы» .

Таким образом, даже первая ступень формирования техногенной среды стала причиной возникновения техногенных антагонизмов с биосферой и человеческой сущностью. Поскольку они не могли стать сознательной целью людей, приходится констатировать: техносфера не находилась под полным контролем создававшего ее человека даже на раннем этапе своего развития.

Внутренние противоречия техносферы проявлялись еще слабо, уступая по силе антагонизмам другого происхождения – антропогенного (между различными государствами и группами людей), а также естественного (между человечеством и стихийностью естественной среды). Однако были уже отмечены трансформирующие социокультурные воздействия общественного развития (жалобы на «падение нравов», вызванные «чрезмерной утонченностью» цивилизованной жизни, отрицание прогресса), хотя техногенные факторы здесь не просматриваются. Возникали (хотя и не подвергались анализу) местные экологические кризисы, вызванные недостаточно развитыми технологиями (чрезмерной интенсивностью земледельческого производства и выпаса скота и т. п.). Таким образом, хотя и можно проследить недостаточную управляемость и контролируемость отдельных технологических процессов, но этот уровень был настолько мал по сравнению с исходной зависимостью человека от неуправляемой природной среды, что он вообще не осознавался как имеющий значение.

Смена аграрного этапа развития техногенной среды новым, индустриальным была вызвана не только сознательным общественным стремлением к трансформации старых форм, но и закономерными процессами ее развития, прежде всего, ограниченными запасами природного сырья и свободных территорий, пригодных для применения старых земледельческих технологий.

Промышленная революция XVII–ХVIII вв. во многом позволила перейти от естественных производительных сил (когда преобладало индивидуальное аграрное и ремесленное производство) к общественным – таким, которые могли использоваться людьми только сообща, что предполагало кооперацию и разделение функций в процессе труда. Главным технологическим изменением индустриального перехода стало разделение процесса производства изделия на отдельные операции, которые закреплялись за разными рабочими. Именно оно позволило механизировать промышленность, создав машины для их выполнения. Произошло становление системы машинного производства: технологические процессы промышленности основывались на устройствах, принцип действия которых – преобразование механической энергии в механические движения рабочих органов. Индустриализация сопровождалась растущим разделением труда: сначала – внутри одного предприятия, затем – в форме появления все более специализированных производств, и наконец – между отдельными регионами складывающегося национального государства. Для обеспечения технологически-урбаниза-ционной структуры техносферы потребовалось развитие новых промышленных отраслей. Прежде всего, началось внедрение инноваций, обеспечивающих технологизацию бытового обслуживания и создание в массовом порядке (а не в частном, семейном, как это было в аграрном обществе) всего необходимого для жизнедеятельности сосредоточенных на небольшом пространстве больших масс людей. Затем последовали создание и реализация алгоритмов, обеспечивающих надежное управление производственными процессами (непрерывно действующими и координирующими труд большого количества людей), создающих необходимую для производства технику и квалифицированных работников, поддерживающих постоянно действующие коммуникации между отдельными регионами... Таким образом, техносфера индустриального общества (наряду с уже находящимся под ее исключительным воздействием обеспечением производства материальных благ) в качестве новых функций получила обеспечение жизнедеятельности человека (затронувшее лишь урбанизированную среду) и поддержание коммуникаций (лишь материальных).

Д. Белл отмечает, что именно машинное производство впервые дало человечеству мирный способ приумножения богатств: не за счет ограбления и обнищания других людей, а путем повышения общего материального уровня . Он забывает разъяснить, за чей же счет происходит это повышение материального уровня. Расплачивается по всем счетам природа, антропогенная нагрузка на которую начинает расти с внедрением новых, промышленных технологий.

Именно меньшая разборчивость в отношении сырья и естественной среды технологии привела к росту производства и усиленной переработке природных ресурсов, пока ранее игнорируемая проблема техногенных загрязнений не стала явной. Со становления индустриального типа производства общественной жизни началась все более явная деградация биосферы. Если аграрное общество знало местные экологические кризисы, то расширение промышленного производства ведет к усилению негативных экологических последствий. С промышленной революции начался бурный пространственный рост техносферы – и по мере увеличения городов и развития промышленности оставалось все меньше нетронутых биоценозов. Истреблялись целые биологические виды. Применение в других регионах типов хозяйствования, созданных для Европы, приводило к экологическим кризисам. Взаимоотношения индустриального общества с природой начали осложняться: впрочем, это были еще только предвестники грядущих проблем, осознаваемые лишь немногими исследователями.

Социокультурные аспекты процесса индустриализации заключались в распространении технологических аспектов на остальные области человеческой деятельности: политические процессы, научное познание и другие способы освоения мира начинали ориентироваться на технологические принципы. Техническая рациональность, выйдя из рамок научной, не ограничилась внедрением в производственную сферу, а стала проникать в остальные. Сформировалось особое, отличное от научного, техническое мышление, основанное на стремлении к эффективности и умении действовать при недостатке точных знаний.

Идеал человека-деятеля, с помощью рационального расчета природных и социальных закономерностей движущегося к успеху и не затрудняющего себя рефлексией и колебаниями, завоевывал все больше признания, вытесняя из массового сознания традиционные идеалы. Происходила перестройка сознания людей, занятых в индустриальном производстве. По верному замечанию Н. Ютанова и С. Переслегина, для индустриальной фазы развития техносферы потребовался «индустриальный человек», который способен выжить в «человеческом муравейнике» и довольствоваться не только однообразными трудовыми действиями, но и навсегда определенной социальной ролью . Техносфера начинала формировать в людях требуемые для совершения технологических процессов качества. На этом этапе для массового машинного производства требовались, прежде всего, исполнительность, дисциплинированность, точность, достижение согласованной работы больших масс людей. Работа в машинном производстве не осознавалась как творческий труд, имеющий интеллектуальную или культурную ценность, она воспринималась только как экономическая необходимость. Не удивительно, что появилось противопоставление механического, принудительного труда и свободного досуга. Индустриальный труд вместо самовыражения личности вел к ее отчуждению. Уже отмеченное выше противоречие между необходимостью интенсификации производства и требующимся для этого разделением труда, с одной стороны, и творческим потенциалом человека, с другой, после внедрения машинного производства обострилось до предела. Став фактически звеном технологической цепи, работник (особенно после появления конвейерного производства) сам почувствовал себя машиной. Если, по словам Ф. Фукуямы, «ремесленникам чувство удовлетворения давали самостоятельность их деятельности, их мастерство, творчество и ум, которые требовались при изготовлении изделия», то работники массового производства, утратив эти возможности, «потеряли нечто очень важное, что не может быть компенсировано ростом заработков» . Таким образом, творческая сущность большинства людей не находила выражения в производстве.

Экономический рост, основанный на внедрении все новых технологических инноваций, и политическая демократизация привели к расшатыванию старой социальной структуры, в которой место человека в обществе определялось его принадлежностью к определенной группе (как правило, наследственной). Но этот процесс имел двойственные последствия: по социальной лестнице можно было не только подняться, но и спуститься, выпав на социальное дно.

Одним из негативных последствий индустриализации стала принимающая массовый характер безработица. Все большее количество людей теряли прежнюю область приложения трудовых усилий и не могли найти новую. В поисках средств к существованию они, как правило, скапливались в больших промышленных городах. Людям, освобождаемым от природной зависимости, приходилось приспосабливаться к жизни в душном и шумном городе, к однообразным действиям в течение рабочего дня, к разрушению традиционных культурных норм, в общем – к полному изменению привычной жизни. Для вчерашних крестьян, оказавшихся в индустриальном центре, переход за короткий срок от общинного образа жизни к «городскому сознанию» крайне затруднен. Слишком часто он приводил к культурному срыву – «урбанистической маргинализации», – создавая людей, лишенных всяких социальных норм и ценностей .

Возникла новая, техногенная политическая проблема – взаимоотношения между технически развитыми странами и периферией. До промышленной революции, когда уровень технического развития был почти одинаковым, в политике он не учитывался. Ранние ступени техногенного развития характеризовались малой техносферной дискретностью; именно с индустриальной эпохи различие технологического уровня между регионами становится явным. С началом промышленной революции в странах Западной Европы совпадает начало политического могущества этого региона: сначала в виде прямой колонизации менее развитых технически стран, позже – в виде неравномерного распределения общественного продукта. Именно Англия – страна, первая освоившая ткацкий станок и паровой двигатель, стала сильнейшей державой Европы. Таким образом, дискретность развития техносферы стала мощным политическим фактором.

Многие философы, анализирующие положение человечества в начале XX века, подчеркивали негативные аспекты технизации. Они предупреждали, что экономическое развитие, умножая количество вещей, приводит к утрате духовных ценностей. За материальные блага люди могут заплатить свободой и духовностью. Техника может стать самоцелью, а человек – придатком к машине. Обратила на себя и техносферная трансформация человека. Философский анализ отметил нарастающее противоречие между ценностями активности и контроля, с одной стороны, и механическим, однообразным трудом, на который промышленное производство обрекало все большие массы людей, с другой. Инструментальное отношение распространялось на отношения между людьми – сам человек рассматривался как объект управления и преобразования.

Какова же объективная оценка индустриальной ступени развития техносферы и ее воздействия на людей? Несомненно позитивное влияние созданной техногенной среды на материальные условия человеческой жизни, но уже проявилось противоречие между постоянным развитием техногенной среды и недостатком возможностей управлять его социокультурными и экологическими последствиями. Внутренние противоречия техносферы резко обострились (и были осознаны философской мыслью как требующие разрешения). Они наблюдались: между неограниченными технологическими инновациями и ограниченностью материальных ресурсов производства и сбыта; между сохранением тра­диционных социокультурных систем и непрерывным потоком нововведений; между постоянным ростом городского населения и загрязнением урбанизированной среды; между массовыми производственными процессами, требующими механического труда работников, и ростом личностного самосознания и т. д.

Долгое время наука и техника развивались самостоятельно; научные и технические революции не совпадали. Но в середине XX века начался процесс непрерывного увеличения количества технических нововведений и скорости их технологического освоения на основе развития и использования науки, что приводило к постоянному изменению производственной сферы. Это явление названо научно-технической революцией. В результате было положено начало постоянному и все ускоряющемуся процессу постоянных изменений как в промышленной сфере, так и во всех остальных областях человеческой жизни.

Следует отметить начало возвращения к подвижности трудовых функций, которая была угнетена стандартизированным индустриальным производством. Но необходимая для участия в современном производстве гибкость и универсальность работника доходит до крайностей: постоянная смена технологий опережает возможность человека их осваивать. Поэтому все большее внимание вызывает массовая безработица, которая становится участью работников целых отраслей (особенно драматическая для населения традиционных стран, предпринимающих модернизацию своей промышленности). Ни один человек, в начале трудового пути добросовестно овладевший профессией, не может быть уверен в ее постоянной востребованности: очередная технологическая инновация в любой момент может обесценить его знания и умения и отбросить преуспевающего специалиста в среду безработных. «Можно сказать, что в наши дни работа становится для человека ежедневной подготовкой к тому, чтобы оказаться лишним, – подводит итог З. Бауман. – Старая жизненная стратегия, в русле которой силы и время вкладывались в повышение квалификации, в достижение статуса специалиста, позволяющего надеяться на постоянное получение с этого процентов, становится все более бессмысленной» . Создающиеся курсы и программы повышения квалификации лишь отодвигают эту печальную стадию: способность людей к постоянной приспособляемости утрачивается с возрастом, в результате безработица становится возрастной (работа в области современных технологий – удел молодежи, а старшие поколения находятся под постоянной угрозой потерять свое рабочее место и значимость в жизни).

Техносфера создала для человека постиндустриальной цивилизации целостную жизненную среду, почти полностью изменив все традиционные способы производства, умственного труда, быта, общения. Процесс технологизации (или замены традиционных практик техногенными и рационализированными) охватил все области жизни современного человека, постепенно помещая его в полностью техногенную среду. Техносферные материально-энерге-тические потоки становятся по мощности сопоставимыми с геологическими. Но этот процесс не ограничивается внешней природной средой: сам человек как биологическое существо все больше теряет свои биосферные качества, интегрируясь с технологическими процессами и устройствами. В современном мире все больше людей живут техногенной жизнью в полном смысле этого слова.

Глобализация, формируя единый мир, не скрывает противоположного процесса – нарастающей фрагментированности цивилизации. Поскольку различие между современными технологиями и традиционными все растет, увеличивается и экономико-полити-ческий разрыв между регионами, внедрившими последние технологические новинки, и остальными. Оформился техносферный раскол мира на два типа цивилизации – сельско-земледельческую и промышленно-городскую. Промышленно развитые, урбанизированные страны являются наиболее богатыми, а развивающиеся страны – население «мировой деревни» – прозябает в бедности. Наряду с унификацией современного мира возник и усиливается противостоящий ей всплеск этнического и религиозного самосознания. Создание общепланетарного поля коммуникации не только увеличивает общность, но и дает больше поводов для идеологических конфликтов. Две социальные тенденции вступили в борьбу: глобализация, доходящая до угрозы унификации национальных различий, и подъем этнического самосознания.

Все больше ученых призывают задуматься над опасностями этого «технического разрыва», но существующие программы помощи развивающимся странам или модернизации их промышленности в большинстве случаев не помогают. Это показывает, что разрыв между двумя группами регионов – технологический и экономический – имеет объективные причины, является закономерным следствием самих механизмов функционирования техногенного общества. Гипотеза «заговора» процветающих стран против бедной периферии не может считаться адекватным решением проблемы: какие бы планы ни вынашивались политическими элитами отдельных государств, история показывает, как рассыпаются даже самые хитрые интриги, если им противостоят тенденции истории. Сохранение и даже усиление разрыва указывает на его закономерность.

Взаимоотношения между человечеством и природой попадают, наконец, в фокус массового внимания: деградация естественной среды становится заметной. Общество осознает экологические затруднения, и научная мысль начинает искать их причины и методы преодоления. Наиболее обсуждаемыми последствиями неконтролируемого техносферного развития, вызвавшими характеристику нынешнего состояния биосферы как экологического кризиса, являются загрязнение окружающей среды и грозящая нехватка минеральных ресурсов. Была сформулирована проблема оптимального сочетания удовлетворения потребностей человека и сохранения естественной среды его обитания, решать которую призваны все ресурсы науки и общественного производства. Обострение отношений между биосферой и техносферой, осознанное как глобальный экологический кризис, считается следствием техногенного развития.

Несмотря на позитивные последствия развития техносферы, усиливается ее критика. Технику обвиняют в возникновении и обострении экологического кризиса, ее засилье считают причиной негативных изменений в общественном сознании. Накапливается все больше конкретных примеров того, как внедрение новых технологий не улучшало жизнь людей, а приводило к негативным последствиям. Мировоззренческая оценка техносферы стремительно переходит от ее полного одобрения к полному осуждению. Технофобия выходит за пределы узких интеллектуальных кругов и распространяется в широких массах.

Но все предложенные программы оказывались или невыполнимыми, или недостаточными для решающих изменений. Продолжаются попытки философского осмысления техники и ее влияния на человека и общество. Все чаще техника понимается не как послушное орудие людей, а как новая сила, разбуженная человеком и требующая своего обуздания. Растет понимание того, что под вопросом находится сама контролируемость искусственной среды.

Ценой за личные свободы и постоянный прогресс становится жизнь в условиях постоянной неопределенности. Обесценивание опыта старших поколений – как в производстве, так и в области бытовых информационных технологий – является лишь одним из проявлений характерного для постиндустриального общества падения ценности постоянного, долгосрочного, традиционного.

Машина глобализированной экономики предъявляет жесткие требования к каждому человеку: преуспевает лишь тот, кто соответствует ее стандартам. Смутное чувство несвободы овладевает массовым сознанием. При этом неумолимые закономерности, управляющие жизнью людей, безлики, нельзя указать их виновников. «Никакая работа не может быть гарантирована, ничье положение не является прочным, никакая специальность не имеет устойчивой ценности, – описывает эту ситуацию З. Бауман. – Уровень жизни, общественное положение, признание полезности и права на собственное достоинство могут исчезнуть все вместе и без предупреждения» . Это чувство беззащитности у современного человека, вооруженного технологической мощью, парадоксально.

Изменения, произошедшие за последние полвека в гуманитарной среде, настолько разительны, что часто вызывают утверждения о кризисе культуры. Критика авторитетов и стремление к инновациям продолжается, доходя до ревизии моральных и культурных норм и почти не встречая отпора со стороны их защитников. Принцип плюрализма, признающий множественность мнений, переходит в нигилизм – отсутствие устойчивых культурных координат, неверие в существование объективных критериев и общезначимых ценностей, провозглашение абсолютной свободы от любых ограничений в потреблении и самореализации. Принцип аскетизма, самоограничения решительно отвергается. Ненадежность долгосрочных планов из производственной области распространяется на всю человеческую жизнь. Признание морального долга и выполнение общественных обязанностей уже рассматривается не как неизбежная ступень к успеху и удовольствию, а, скорее, как тупиковый путь, «неумение жить»: все громче массовое сознание (и пользующиеся его признанием интеллектуалы) говорят о необходимости снятия любых ограничений на потребление и наслаждение. Многие исследователи обращают внимание на характерное для постиндустриального общества несоответствие между потребительской направленностью массового сознания (поощряемой рекламными технологиями) и качествами, которые требуются для дальнейшего научно-технического прогресса. По словам А. С. Панарина, техногенное развитие питается аскезой – и убивает ее. «Основной парадокс модерна состоит в том, что его достижения нельзя удержать без напряжения нравственной воли, зачисляемой в разряд «пережитков». Как только подобная воля слабеет, сменяясь гедонистической направленностью, проекты модернизации... повисают в воздухе – ибо и для экономических инвестиций, и для мобилизации личных усилий, необходимых в процессе овла­дения знаниями, – утверждал А. С. Панарин, – требуется известный минимум аскетического усердия» . Как утверждает Д. Белл, главное противоречие постиндустриального общества – конфликт между технократически регулируемыми экономическими и социальными структурами и гедонистической культурой . Итак, тенденция разрушения по ходу техногенного развития тех культур­ных парадигм, которые в эпоху своего господства участвовали в его поддержке и обеспечении, подчеркивает противоречивую сущность техносферы.

Таким образом, можно сделать вывод о происходящей в пост-индустриальном обществе нарастающей техносферизации всех областей социальной и культурной жизни, выражающихся в их рационализации, распространении установки на тотальный контроль, а также их включении в саморегулирующуюся систему техногенного роста и уменьшении зависимости от воли людей.

Итак, положение человека в современном мире противоречиво. Оно выгодно отличается от жизни его предков. Формирование искусственной среды открыло перед людьми небывалые возможности роста материальной обеспеченности и безопасности. Но налицо и негативные изменения в жизни людей.

Перечисленные признаки кризиса техногенной цивилизации – не результат отдельных ошибок, а следствие самого способа бытия современного человека, его попыток выжить и реализовать себя. Способность человечества своей активностью переделывать биосферную и собственную гуманитарную среду отстает от его способности предвидеть результаты данной переделки. Деятельность людей, помимо прямых последствий, имеет большое количество непредсказуемых побочных эффектов, и по мере роста технической вооруженности эти побочные результаты начинают преобладать. Поэтому проповеди о пагубности используемых способов взаимодействия с миром бесполезны: необходимо указать новые пути, гармоничные, но вполне достижимые, по которым может пойти человечество – не идеальные люди, лишенные эгоизма, а реальные. Обе крайности – как безоглядное стремление к новому, не уравновешенному тщательным взвешиванием последствий, так и слепая приверженность привычной старине – не могут считаться адекватными путями развития человечества.

Внутренние противоречия техносферы осознаны, и поставлена цель их ликвидации, но успехи по ходу технического развития (например, уменьшение механического труда и возрастание его творческих возможностей) здесь сопровождаются обострением других противоречий (например, экологического – между ростом техносферы и адаптивными возможностями естественной среды) и возникновением новых (например, между непрерывностью технологических инноваций и ограниченными возможностями людей к изменению специализации), требуя комплексного решения и осознания в рамках единой проблемы.

Итак, современные исследователи констатируют противоречивое влияние техносферы на человеческую жизнь: с одной стороны, она, создавая комфортную искусственную среду и удовлетворяя материальные потребности людей, поддерживает их существование, а с другой – техносферное воздействие оказывает все большее негативное влияние на биосферную жизнь и социокультурные процессы. Человек – не только творец искусственного мира, он и сам в значительной мере его творение. Техносфера, созданная для удовлетворения потребностей человека, начинает диктовать ему свои требования. Вместо ожидаемой независимой жизни искусственный мир требует от человека приспособления.

Автор считает, что объективной причиной техногенных конфликтов является сущностное противоречие техносферы – между рациональным происхождением отдельных технических объектов и стихийным (непредсказуемым и неуправляемым) характером функционирования техногенной среды в целом. В настоящее время подвергается переосмыслению значение философских категорий «естественное» и «искусственное»: в связи с усилением значения искусственной среды в жизни людей их старое понимание (противоположность происхождения – создание природой или человеком) дополняется новым (противоположность управления – функционирование согласно замыслам людей или саморазвитие по собственным закономерностям). Следовательно, понятие «естественно-искусственный», введенное современной философией, отражает сочетание искусственного происхождения и подчинения естественным законам.

Мир естественно-искусственный содержит принципиально разнородные процессы, поэтому его контроль и предсказание его реакций затруднены.

Например, Г. П. Щедровицкий показывает, что естественно-искусственное одновременно выступает «и как объект нашей деятельности, и как нечто живущее само по себе вне этой деятельности». Так, естественно-искусственный характер имеют все социальные и технические объекты и процессы, поскольку они всегда неадекватны практической задаче, ради решения которой создавались. Становится явной проблема: как «вписать технические устройства, создаваемые и реализуемые по проекту, в те системы деятельности, которые возникали в результате работы этих технических устройств» . В. М. Розин рассматривает любой технический объект как по самой своей сущности «естественно-искусствен-ный»: он «представляет собой, с одной стороны, явление природы, а с другой – то, что необходимо искусственно создать». Понятие естественной среды при этом «расширяется, включая в себя социальные и хозяйственные структуры... Сама естественная среда становится элементом создаваемой технологии». Таким образом, «естественное» и «искусственное» снова сливаются в единое неразрывное целое . Человечество существует на границе между искусственным и естественным. Так, по словам В. А. Кутырёва, человек есть «существо естественно-искусственное – преобразованная природа» . Поскольку понятие «естественно-искусственный» отражает выход искусственных объектов из-под контроля создателей, он используется для описания техносферы.

Предлагаются рецепты разрешения современного кризиса: и уменьшение антропогенной нагрузки на природу путем уменьшения численности населения (хотя это не означает уменьшения материальных потребностей, ведь масштаб биосферной экспансии зависит от многих других факторов), и техносферизация самого организма человека (хотя мы еще не можем предвидеть всех последствий и менее радикальных технологических новаций), и возвращение к традиционным культурно-религиозным истокам (хотя они, как унаследованные от аграрного общества, в историческом прошлом уже показали свою неприменимость и потребовали обновления)... Из всех предложенных вариантов наиболее вероятным представляется дальнейшее развертывание тенденций техносферного роста, имеющее целью формирование на планете вместо калейдоскопа техногенных комплексов (координация воздействий которых друг на друга и на природу маловероятна) единой и управляемой людьми техносферной системы. Для этого необходимо продолжение технологического развития, соединенное с осознанием его последствий и принятием человечеством всей полноты ответственности за существование и эволюцию не только своего биологического вида, но и природы в целом. Следствием станет замещение соседства (и конфликта) двух сред – естественной и искусственной – единой планетарной социоприродной системой, находящейся в состоянии динамического равновесия.

Ютанов, Н., Переслегин, С. Письма Римскому клубу // Форрестер, Дж. Мировая динамика. – М., 2003. – С. 341.

Фукуяма, Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999. – С. 150.