Болезни Военный билет Призыв

Тема докторской диссертации. Раздел iii. факторы школьного

ПО МЕТОДИКЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИИ

В ШКОЛЕ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Предисловие

Предлагаемые рекомендации к практическим, семинарским и ла­бораторным занятиям по методике преподавания истории прежде всего направлены на формирование первичных умений, необходи­мых для работы в школе. Во время занятий предполагается углуб­ление и закрепление теоретических знаний, полученных во время лекций. В связи с этим структура практикума отвечает логике лек­ционного курса, имеющего следующую примерную тематику.

Тема лекций

Предмет методики преподава­ния истории в школе

1. Общее понятие о методике

2. Моделирование урока истории

Развитие методики обучения ис­тории в России ХVIII - нач. ХХ в.

3. Позитивные тенденции разви­тия исторического образования в дореволюционной России

Школьное историческое обра­зование в России ХХ в.

4. Анализ школьных программ

Госстандарт. Цели изучения ис­тории

5. Анализ стандартов по истории для средней школы

Учебник истории - важнейший источник знаний и средство обу­чения

6-7. Анализ школьных учебников истории

8. Учебники истории нового поко­ления

Формирование исторических знаний учащихся

9. Методические подходы к отбо­ру содержания

Планирование обучения исто­рии

10. Планирование уроков истории

Преподавание и изучение исто­рии

11. Концепции современного ис­торического образования

Методы и приемы обучения

12. Приемы и средства эмпи­рического изучения исторических фактов

Формирование умений учащих­ся

13. Нетрадиционные приемы изу­чения фактического материала

Изложение главных фактов

14. Обучение приемам познания фактического материала

Изложение теоретического ма­териала

15-16. Приемы и средства изучения теоретического мате­риала

Продолжение

Тема лекций

Тема практических и семинарских занятий

Наглядные средства обучения истории

17. Применение наглядных средств обучения

Изучение картографических на­глядных пособий

18. Определение приемов и средств преподавания и учения

Хронология на уроках истории

19. Приемы изучения хронологии и картографического материала

Изучение исторических доку­ментов, научных произведений

20. Приемы работы с историчес­кими источниками

Урок истории

21. Общее понятие об уроке исто­рии

Подготовка учителя к уроку ис­тории. Структурно-функцио­нальный анализ

22. Подготовка учителя к уроку ис­ тории

23. Определение цели урока

Проверка знаний и умений учащихся

24. Проведение урока

25. Методика проверки, повторе­ ния и обобщения

Учебные занятия в старших классах

26. Разнообразие форм урока

Инновации обучения истории

27. Применение идей учителей-новаторов на уроках истории

Результаты школьного обучения истории

28. Анализ урока истории

Формы и методы внеурочной ра­боты по истории

29. Внеклассная работа по исто­ рии

30. Кабинет истории в школе

Практикум содержит вопросы, устные и письменные задания для повторения и обогащения важнейших теоретических понятий и по­ложений лекционного курса. Выполняются они как в аудитории, так и вне ее.

Задания по подготовке к занятиям указаны в конце каждой из 30 разработок под названием перспективное(ые) задание(я) . Подготов­ка к занятиям предусматривает предварительное изучение рекомен­дованной к темам литературы. Для выполнения заданий в ряде случаев указаны не только названия книг, но и конкретные страни­цы, где содержится тот или иной материал. Часто даются ссылки на дополняющее данное пособие книгу «Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания», авторы М.В. Короткова, М.Т. Студе-никин.

Структура занятия и время, отведенное на его этапы, могут быть примерно такими: проведение беседы по теории вопроса (15-20 ми­нут), выполнение практических заданий (35-40 минут), обсужде­ние результатов работы (25-30 минут), задание к следующему за­нятию, ознакомление с литературой (5-10 минут). Задания прак­тического характера для домашней работы во многих случаях даны с «большим запасом», что предоставляет возможность выбора. Ряд заданий выполняется целиком всей группой, а другие - по выбору индивидуально или небольшими группами.

В ходе практических занятий необходимо ознакомиться с новей­шими достижениями методической науки, а также с различными вариантами стандартов обучения, программ, учебников, рабочих тет­радей и других пособий, научиться отбирать содержание историчес­кого материала для изучения на уроках, применять нетрадицион­ные методы и приемы обучения истории, рационально планировать организацию деятельности учителя и ученика. В ряде случаев пред­стоит подготовить доклады и сообщения с учетом своих индивиду­альных интересов и возможностей. Тематика этих докладов пред­полагает более углубленное изучение малодоступной, но представ­ляющей научный и практический интерес методической литерату­ры, ознакомление с передовым опытом учителей. Самостоятельное осмысление наиболее актуальных педагогических и методических проблем формирует у них навыки исследовательской деятельности, которые развиваются и совершенствуются на спецсеминарах по пси­холого-педагогическим дисциплинам.

Особую часть данных разработок составляют рекомендации по организации и проведению лабораторных занятий в школе. Посе­щению уроков истории в школе предшествует предварительная под­готовка. В ходе такой подготовки преподавателями даются специ­альные задания и составляется программа наблюдения урока по со­ответствующей тематике. Результаты наблюдения анализируются вместе с учителем в школе или на очередном практическом заня­тии. Такой опыт положительно себя зарекомендовал, поэтому авто­ры сочли возможным вновь воспроизвести некоторые рекоменда­ции изданной в 80-е годы брошюры, подготовленной на кафедре ме­тодики преподавания истории МПГУ им. В.И. Ленина П.В. Горой и Ф.С. Кузнецовой. (Практические занятия по методике обучения ис­тории в средней школе: Методические рекомендации. - М., 1986).

Практические занятия призваны устранить типичные недостат­ки, встречающиеся на уроках начинающего учителя. Как правило, на первых уроках студенты и учителя:

Затрудняются отбирать главное, основное; систематически от­рабатывать базовые знания;

    не имеют увязать содержание излагаемого материала с ранее изученным и последующим материалом;

    объясняют материал с большим количеством мелких, излиш­них подробностей;

    не умеют рационально распределить время урока, часто опрос затягивается и преобладает над объяснением нового материала;

    не ставят целей по развитию интереса к изучению истории; иг­норируют познавательные игры;

    применяют однообразные типы уроков, формы обучения, виды деятельности;

    не владеют системным подходом в работе со школьным учеб­ником истории (над понятиями, именами, датами; с вопросами и за­даниями, иллюстрациями, схемами и таблицами, историческими картами);

    затрудняются при оценке учебной деятельности детей; на уро­ках оценок бывает очень мало или вообще нет, а если есть, то только отличные и хорошие;

    не дают индивидуальных заданий, в том числе проблемного ха­рактера;

    редко предлагают ученикам различные точки зрения на ту или иную проблему; не проводят дискуссий;

    слабо продумывают совместную работу учителя и ученика на всех этапах урока; во время опроса чаще всего преобладает затянув­шийся диалог;

    начав объяснение нового, забывают об учениках, продолжаю­щих выполнять индивидуальные задания;

    мало внимания обращают на выявление результатов своей пре­подавательской деятельности.

На уроке не всегда просто бывает точно сформулировать и по­ставить вопрос. Поэтому можно услышать вопросы и задания та­кого типа: «Какие изменения произошли с конца Х века, после 875 года?», «Чем являлись праздники для древних славян?», «Оце­ните расстановку сил в окружении Сталина после его смерти» и т.д. Избежать этих и других недостатков поможет работа с данным прак­тикумом при обучении преподаванию истории.

] Практическое пособие для учителей. Учебное издание.
(Москва: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001. - Серия «Библиотека учителя истории»)
Скан, OCR: Skaramusch, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014

  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
    Введение (3).
    ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ ИСТОРИИ В СТАРШИХ (10-11) КЛАССАХ (8).
    Тема. Неолитический кризис (революция). Переход от присваивающего к производящему хозяйству, изменения отношений между людьми (11).
    Тема. Возникновение древнейших цивилизаций Востока (14).
    Тема. Особенности генезиса древнегреческого общества. Культура Греции. Древняя Греция - колыбель западной цивилизации (19).
    Тема. Особенности генезиса древнеримского общества. Политика и право Древнего Рима (22).
    Тема. Римская империя: расцвет или упадок цивилизации? (25).
    Тема. Европа в средние века (27).
    Тема. Мир в Новое время (32).
    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ ПО ИСТОРИИ РОССИИ. 10 КЛАСС (41).
    Тема. Россия - локальная цивилизация. Споры о русской цивилизации. (Понять ли умом Россию?) Между Востоком и Западом. Периферийный характер локальной российской цивилизации (42).
    РОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ (52).
    Тема. Российская цивилизация как особое природно-географическое единство. Особенности климата, почвы, ландшафта. Острота проблемы выживания. Особенности трудового процесса (53).
    Тема. Языческая культура древних восточных славян. Факторы формирования русской культуры, их влияние на складывание характера русского человека (русской ментальности) (57).
    Тема. Древнерусское государство. Его культурные центры: Новгород Великий и Киев. Специфика древнерусского города. Понятие «Русь» (59).
    Тема. Конфессиональный фактор в складывании российской цивилизации. Последствия принятия христианства для Руси (64).
    Тема. Византийское влияние на русскую культуру, искусство, политику, мировосприятие людей. Особенности русского православия (68).
    Тема. Древнерусская культура (72).
    Тема. Модели политического развития русских земель: Юго-Западная, Северо-Западная и Северо-Восточная (75).
    Тема. Северо-Восточная Русь - колыбель российской цивилизации. Цивилизационный выбор князя Андрея Боголюбского. Специфика городов Северо-Восточной Руси (79).
    Тема. XIII век: Русь между двумя цивилизационными потоками - «вызов» Востока и «вызов» Запада. Выбор князя Александра Невского. Русь и Восток: диалог культур. Русь и Золотая Орда. Влияние татаро-монгольского ига на развитие русской цивилизации и культуры (81).
    Тема. Социально-экологический кризис XIV-XVI вв. (от кризиса степи к кризису леса). Становление русского суперэтноса. Пространственная протяженность русской цивилизации (88).
    Тема. Усиление Московского княжества в XIV-XV вв. Превращение Москвы в единое независимое православное государство. Образ Москвы как национального лидера в борьбе с внешним врагом (92).
    Тема. Иван Грозный и его время. От Руси к России: начало складывания Российской империи в конце XVI в. Расширение территории государства на восток и юго-восток (94).
    Тема. XVII в. - борьба традиционализма и модернизации (98).
    Тема. Смутное время: глубочайший структурный (цивилизационный) кризис. Роль Смуты в истории Руси. Альтернативы начала XVII в. Земский Собор 1613 г. и его значение для судьбы России (101).
    Тема. Россия во второй половине XVII в.: от Средневековья к Новому времени (105).
    Тема. Петр Великий - «чудо» или «чудовище»? Ускорение процессов модернизации, их результаты (109).
    Тема. Тенденции политического развития в XVIII в. Время дворцовых переворотов: колебание между модернизацией и укоренением традиционности общества (120).
    Тема. Екатерина Великая. Ускорение темпов модернизации, их результаты (125).
    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВЫХ УРОКОВ В 10 КЛАССЕ (132).
    Тема. Особенности российской цивилизации (132).
    Тема. Русский национальный характер и особенности ментальности. Существует ли сходство между географией природной и «географией душевной»? (143).

Аннотация издательства: Преподавание истории в 10 классе нередко вызывает определенные трудности. Известный методист Е.Н. Захарова предлагает свои пути их решения. Учитывая возрастные и психологические возможности учащихся, используется интегративный подход к изучению истории и обществоведения: соединение истории всеобщей и российской, истории и обществознания и пр.

В пособии предложены два ведущих метода современного урока - игровой и дискуссионный. Представлены типологии и сценарии игр и дискуссий, которые можно использовать с учащимися 5-11 классов, современные методики проведения нетрадиционных уроков и познавательные задания к различным историческим курсам.
Пособие предназначено учителям, студентам педагогических вузов, слушателям институтов повышения квалификации работников образования.

Историческая игра.
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Важно создать во время такого занятия у школьников игровое состояние - специфическое эмоциональное отношение к исторической действительности. Ученики как бы наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами и изображают, в играх различного типа.

Игра побуждает ребенка перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Методика и типология проведения игр и дискуссий на уроках истории
1. Историческая игра
2. Дискуссии на уроке истории
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Методические разработки нетрадиционных уроков истории
УРОК 1. Египет - сын тысячелетий (маршрутная игра)
УРОК 2. Управление в Древних Афинах (деловая игра с элементами ретроспективности)
УРОК 3. Олимпийские игры в Древней Греции (ролевая театрализованная игра с элементами конкурса).
УРОК 4. Суд над Сократом (ролевая проблемная игра с элементами дискуссии)
УРОК 5. Рабство в Древнем Риме (деловая игра с элементами ретроспективности и маршрута)
УРОК 6. Феодальная раздробленность в Западной Европе (деловая игра с элементами ретроспективности)
УРОК 7. Город мастеров (ролевая игра конкурсного типа)
УРОК 8. На ярмарку, в Шампань! (ролевая игра конкурсного типа)
УРОК 9. Завершение объединения Франции. Франция - централизованное государство (ролевая игра дискуссионного характера)
УРОК 10. Ян Гус перед лицом собора (театрализованное представление с элементами дискуссии)
УРОК 11. Великие географические открытия европейцев XV-нач. XVI вв. (повторительно-обобщающий урок-«аукцион», игра конкурсного типа)
УРОК 12. Реформация в Германии (ролевая игра дискуссионного типа)
УРОК 13. Откуда пошла Русская земля (дискуссия с элементами игрового моделирования)
УРОК 14. Суд над Иваном Грозным (деловая игра-обсуждение с элементами ретроспективности)
УРОК 15. Восстание декабристов (урок-«киностудия» - деловая игра-обсуждение)
УРОК 16. Московский салон 20-30-х годов (урок-театрализованное представление)
УРОК 17. Подготовка отмены крепостного права (проблемнопроектная дискуссия с элементами игры)
УРОК 18. От «горячей» войны к холодной. Европа, расколотая надвое (деловая игра-обсуждение)
УРОК 19. Альтернативы послевоенного развития СССР (проблемно-проектная дискуссия)
УРОК 20. Два разных мира: мода и быт 60-х гг. (структурированная дискуссия)
УРОК 21. Научно-техническая революция 60-х годов (урок-деловая игра)
УРОК 22. Защита года (зачетный урок-игра конкурсного типа)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ УЧАЩИМСЯ 5-11 КЛАССОВ ИГРОВОГО И ДИСКУССИОННОГО ТИПА
ВАРИАНТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ ИСТОРИИ
Список использованной литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории, Короткова М.В., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • История России, 10 класс, Часть 1, Данилов А.А., Брандт М.Ю., Горинов М.М., Короткова М.В., 2013

В 1982 году окончила исторический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина по специальности "История и обществоведение" (квалификация "Учитель истории и обществоведения").

Тема кандидатской диссертации

«Развитие познавательной деятельности учащихся – цель и необходимое условие реализации внутрипредметных связей при изучении политической истории древних и Средневековых государств (V1 –V11 классы). Специальность 13.00.02 – методика преподавания истории. 1991 год, МГПИ им. В.И. Ленина

Тема докторской диссертации

«Эволюция повседневной культуры московского дворянства в Х V111 – первой половине Х1Х века». Специальность 07.00.02 – Отечественная история. 2009 год, МПГУ.

Курсы текущего учебного года

Бакалавриат:
Методика обучения истории (3 курс);
Методика личностно-ориентированного изучения отечественной культуры в школе (4 курс);
Методика интерактивного изучения культуры в музее и школе (5 курс);
Производственная практика (педагогическая) по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (5 курс);

Магистратура:
Музей как социокультурный институт (музееведение)
Музейная педагогика (2 курс);
Проектирование культурно-просветительских программ (2 курс) МП;
Проектирование культурно-просветительских программ (1 курс) ИР;
Научно-исследовательский семинар (2 курс);
Производственная практика (музейно-педагогическая) по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (2 курс);

Аспирантура:
Теория и методика обучения и воспитания
Научно-исследовательская практика (3 курс)

Публикации

Публикации за 2012–2018 гг.:

  1. Короткова М.В. Новый образ методики преподавания истории в условиях информационных и визуальных вызовов ХХ1 века// Преподавание истории в школе – №1 – 2018- С. 9-12 (0,5 п.л.)
  2. Короткова М.В. Новое краеведение» как современное направление развития музейной педагогики ХХ1 века // Наука и школа -№1 – 2018 – С. 100-103 (0,5 п.л.)

    Короткова М.В. Методический анализ современного урока истории в музее и школе // Школа будущего – №1 – 2018 – С.104 – 108 (0,3)

    Короткова М.В. Педагогическая мастерская как новая образовательная технология на уроках истории // Школа будущего – 2018 – №2 – С. 161 -166 – (0,4)

    Короткова М.В. Историко- культурный стандарт и преподавание культуры в школьных курсах отечественной истории // Преподавание истории в школе – №4 – 2018 – С. 11 -14 (0,5 п.л.)

    Короткова М.В. Театр и музей: использование приемов театрализации в культурно- образовательной деятельности музея // Наука и школа – №4 – 2018 – С. 128-132 (0,5)

  3. Короткова М.В. Методика применения интерактивного обучения на уроках истории в музее и школе // Преподавание истории в школе -№1 – 2017 – С. 3 -8 (0,5 п.л.)
  4. Короткова М.В. Интерактивное пособие по истории как инструмент исследовательской деятельности школьников // Наука и школа- №1 – 2017 – С.153- 156 (0,5 п.л.)
  5. Короткова М.В. Музейный квест по истории как педагогический феномен в контексте интерактивного обучения школьников// Школа будущего -№2 – 2017 – С. 81-85 (0,3 п.л.)
  6. Короткова М.В. Методика интерактивного обучения истории в музее и школе// Школа будущего. №2- 2016 – С. 47-50 (0,3 п.л.)
  7. Короткова М.В. Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования. // Наука и школа.- №2- 2016 – С. 173-179 (0,5 п.л.).
  8. Короткова М.В. Педагогическое наследие М.Т. Студеникина в свете тенденций развития современного исторического образования // Преподавание истории в школе- №2 – 2016 – С.10-14 (0,5 п.л.)
  9. Короткова М.В. Вспомогательные исторические дисциплины как основа реализации музейных образовательных программ для школьников // Наука и школа – №5- 2015 (0,5)
  10. Короткова М.В. Музейные издания для школьников как методическая основа реализации образовательных программ с детской аудиторией // Наука и школа -№2 – 2015 – С.173-179 (0,5)
  11. Короткова М.В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории // Преподавание истории в школе – №3 – 2015- С.3-10 (0,8)
  12. Короткова М.В. Веер в русской повседневной культуре ХV111-Х1Х вв. и музейно- выставочном пространстве // Культурное наследие России- №1- 2015 – С.16-23 (1,0)
  13. Короткова М.В. Женское образование в России ХУ111-Х1Х вв.: история, традиции и гендерная педагогика // Преподавание истории в школе – №7 – 2014 – с 4-10 (0,6)
  14. Короткова М.В. Музей – помощник, конкурент или партнер? // Преподавание истории в школе – №7 – 2014 – с 3 (0,1)
  15. Короткова М.В. Методика организации интерактивных уроков истории для подростков в музейной практике // Наука и школа – 2014 – №1 – С.102 – 106 (0,5 п.л.)
  16. Короткова М.В. Методика организации музейных занятий по истории для учащихся 5-6 классов основной школы //Преподавание истории в школе №4 – 2014 – С. 9-15 (0,8)
  17. Короткова М.В. Музейная педагогика: понятие, история, технологии и перспективы развития// Преподавание истории в школе №4 – 2014 – с 3-8 (0,7)
  18. Короткова М.В. Наследие П.В. Горы и методика преподавания истории в век интернета.// Преподавание истории в школе №1- 2014 – С3-6 (0,5)
  19. Короткова М.В. Исторический опыт организации обучения в закрытых учебных заведениях России ХУ111 – Х1Х вв. в контексте гендерной педагогики // Педагогическое образование и наука – 2013 – №3 – С. 52-58 (0,5)
  20. Короткова М.В. Влияние Отечественной войны 1812 года на быт и повседневную жизнь русского общества: материалы к урокам // Преподавание истории в школе – 2012 – №6 – С. 8-13 (0,5 п.л.)
  21. Короткова М.В. Быт и повседневная культура русской армии эпохи Отечественной войны 1812 года // Наука и школа – 2012 – №5- С.162-166 (0,5 п.л.)

Статьи, отражающие выступления на конференциях:

  1. Короткова М.В. Театрализация как ценностный ориентир в развитии музейной педагогики ХХ1 века // Профессионализм педагога: сущность, содержание и перспективы развития. Материалы Международной научно- практической конференции. Часть 2. М, 2018 – С. 318-322 (0,3)
  2. Короткова М.В. Мастер-класс как педагогическая технология в контексте интерактивного обучения в музее и школе// Профессионализм педагога: сущность, содержание и перспективы развития. Ч.1. М. 2017 – С. 311-316
  3. Короткова М.В. Музейно-педагогическая парадигма обучения истории в системе ценностных приоритетов образования ХХ1 века // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. Сб. научных трудов, МГОУ. 2015 – С. 159-161 (0,25)
  4. Короткова М.В. История повседневности как культурологическая парадигма современного педагогического образования // Педагогическое образование: вызовы ХХ1 века. Сборник статей конференции памяти В.А. Сластенина. – 2015 – С.256-261 (0,3)
  5. Короткова М.В. «Новое краеведение» как педагогический ориентир в поиске ценностных приоритетов образования ХХ1 века // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании. Сборник научных трудов. МГОУ. 2015 – С.187-189
  6. Короткова М.В. Интерактивная технология как ценностный ориентир образовательной деятельности в музее и школе// Профессионализм педагога: сущность, содержание и перспективы развития. Сб. научных трудов и международной конференции. 17-18 марта 2016 года. Часть 1. М. 2016- С. 418-422 (0,4 п.л.)
  7. Короткова М.В. Повседневные реалии российского быта времен Первой мировой войны // Россия и русский мир перед лицом глобальных угроз. Ключевские чтения. – 2015 – С. 233-238 (0,4)
  8. Короткова М.В. «Повседневная жизнь советских людей в 1970е годы: материалы к урокам истории// Инновационная деятельность в образовании. У111 Международная научно- практическая конференция. Ч.1. М. 2014. – С. 302-316 (1,0)
  9. Короткова М.В. Повседневные реалии советского быта послереволюционной эпохи 1920-1930х годов: материалы к урокам истории// Инновационная деятельность в образовании. У11 Международная научно- практическая конференция. Ч.1. М. 2013. – С. 420-436 (1,0)
  10. Короткова М.В. Сравнительный анализ организации обучения в закрытых учебных заведениях ХУ111- Х1Х вв. в контексте гендерной педагогики// Женщины и мужчины в контексте исторических перемен. Материалы 5 Международной научной конференции РАИЖИ. Москва- Тверь. 2012- С. 339- 340 (0,25)
  11. Короткова М.В. Языческие представления в материальном и духовном микрокосме Древней Руси: методическая интерпретация темы// Инновационная деятельность в образовании. У1 Международная научно- практическая конференция. Ч.1. М. 2012. – С. 302-318 (1,0)

Монографии:

  1. Короткова М.В. Становление личности в педагогической системе дворянского образования в России ХVIII-ХIХ вв.: Монография. – М., 2018. 18,0 п.л.
  2. Короткова М.В. Путешествие в мир русского дворянства. Монография. – М.: Русское слово, 2016. – 30,24 п.л. – 287 с.
  3. Короткова М.В. История жилища от древности до модерна. Монография. – М.: Новый хронограф, 2013 (27 п.л.). – 431 с. Монография удостоена Первой премии им. А.Ф. Лосева в 2014 г.

Учебники для студентов:

  1. Короткова М.В. Изучение повседневной культуры России в музее и школе. Учебное пособие.- М., 2013. (18.38 п.л.).
  2. Короткова М.В. Музей без барьеров.- М.: ИКАР, 2013 (9.5 п.л.).

Учебники для школы:

  1. Короткова М.В. Россия в мире. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений.10-11 кл. Ч.1. Под ред. А.В. Торкунова (в соавторстве). –М.: Просвещение, 2017 (25,70 п.л.- авт. Вклад – 9,6 п.л.).
  2. Короткова М.В. Россия в мире. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений.10-11 кл. Ч.2. Под ред. А.В. Торкунова (в соавторстве). –М.: Просвещение, 2017 (24,69 п.л.- авт. Вклад – 17 п.л.).

Повышение квалификации

2015 год. Московский педагогический государственный университет. «Педагогическое образование: вызовы ХХI века». 16 часов.
2015 год. Институт развития образовательных технологий. Международная академия наук педагогического образования. «Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании». 16 часов.
2014 год. Московский государственный областной университет. «Любовь к России через знания». 12 часов.
2013 год. Московский педагогический государственный университет. «Проектирование балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений в соответствии с ФГОС ВПО». 72 часа.

Государственные и ведомственные награды

2015 год. Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (приказ от 20.02.2015 г, №140/ к-н)
1999 год. Почетная грамота МО РФ (приказ №30 от 21.04. 1999)
2014 год. Почетная грамота Ученого Совета МПГУ (в связи с юбилеем)
2014 год. Диплом Института развития образовательных технологий за творческие успехи в системе ПК учителей Московской области
20013 год. Диплом академика Международной академии наук педагогического образования
2012 год. Благодарственное письмо Министерства культуры РФ за творческие успехи в ПК и ПП в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (приказ от 25.12.2012)
2009 год. Благодарность МПГУ за многолетнюю плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов и по развитию научных исследований. (приказ №600 от 24.04 2009)
2010 год. Ветеран труда (приказ от 15.09.2010)
2005 год. Благодарственное письмо МО и НРФ (приказ №09-17п-05/ДЭ от 25.05.2005)
1997 год. Медаль 850-летия Москвы (Б №0092253 от 26 .02.1997)

Достижения и поощрения

2014 год. Лауреат 1 степени конкурса им. А.Ф. Лосева (1 место) за монографию «История жилища от древности до модерна».
2010 год. Лауреат 2 степени конкурса научных работ за монографию «Семья, детство и образование в повседневной культуре московского дворянства в ХУ111- первой половине Х1Х вв.»

Участие в конференциях

  1. Международная научно- практическая конференция «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития», посвященная 130 летию со дня рождения А.С. Макаренко. Москва, МГОУ, 15-16 марта 2018
  2. V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика» памяти академика РАО Л.Н. Боголюбова. Москва, МГПУ, 25 апреля 2018 года.
  3. Научно-практический семинар лаборатории «Музейная педагогика» ИИиП МПГУ «Музей и театр: театральные ресурсы музейной педагогики». Серпуховской историко-художественный музей, 1 февраля 2018 года.
  4. Межрегиональный научно-практический семинар «Творческий потенциал музеев для реализации метапредметного подхода в системе обучения». Москва, ГИМ, 14 марта 2018 года.
  5. Межрегиональный научно-практический семинар «Проблемы использования методов театрализации в музейно- образовательной деятельности». Москва, ГИМ, 10 апреля 2018 года.
  6. Всероссийская научно-практическая конференция памяти И.А. Ивановой «Музейно-образовательные программы в экспозициях Византийского, древнерусского и средневекового искусства». ЦМДКиИ им. Андрея Рублева, 16-18 апреля 2018 года.
  7. Научно-практический семинар «Содержательные и технологические ресурсы зарубежной музейной педагогики». Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола, 16 марта 2018 года.
  8. Х Юбилейный Всероссийский фестиваль «Научная реконструкция и методы работы в музейной деятельности». Музеи Московского Кремля, Музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», 10-12 сентября 2018 года.

Если раньше коллеги-учителя просто устраивали игры на уроках истории, то теперь, после выхода книги сотрудника кафедры методики истфака МПГУ М.В.Коротковой, они могут делать это “по науке”, то есть по методике. Упорство, с которым некоторые методисты пытаются сделать из системы методических рекомендаций непременно науку, поражает. Это похоже на какой-то комплекс методической неполноценности, по-другому не скажешь. При этом понимание научности демонстрируется своеобразное. Критерием научности является обилие “умных” слов в книге, которые, очевидно, по мысли автора, должны приводить читателя в трепет перед строгой и серьезной наукой – методикой. А по сути, в наукообразную форму облекаются обыкновенные банальности, общие места и очевидное… Плохо, плохо у методистов с “комплексом важных взрослых умений” и с выполнением “творческих заданий”. Увы.
Прочитав же методическую книгу Коротковой об играх на уроке истории, учитель сможет сделать из всего сказанного в ней два вывода: в игры играют; и еще более общий вывод: клейстер – это клей.
Но если говорить серьезно… “по-методически”… Из книги М.В.Коротковой любой ее открывший учитель поймет, что до этого момента он сильно заблуждался, считая, что знает, зачем в обучении используется игра и как, собственно говоря, нужно играть в игры. Прежде всего, учит М.В.Короткова: “Практика показывает, что организация игр на уроке истории – дело серьезное”. Так что, когда учитель проводит на уроке игру “Суд над Иваном Грозным”, это не просто игра – это “деловая игра-обсуждение с элементами ретроспективности”. Вряд ли стоит говорить о том, что если учитель вдруг в присутствии методиста (не дай Бог!) забудет об этом, то игра уже будет не игра, а нечто не имеющее ничего общего с правильной организацией образовательного процесса учащихся в соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта, с учетом инновационных технологий, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач, под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, так как коммуникативные умения и способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни… и т.п.
Итак, в игры играют – это во-первых.
Во-вторых, к игре на уроке истории нужно готовиться. Причем не просто там готовиться. “Методически верно организованная игра, – предупреждает М.В.Короткова, – требует много времени для подготовки”. В первую очередь обсудите общий замысел и стратегию игры – учитель должен написать план, сценарий и провести “инструктаж участников”. Затем покупаются и подготавливаются необходимые для проведения занятия материалы и оборудование. Далее учитель объясняет игровую задачу, распределяет роли (конспектируете, читатель? где вы еще об этом сможете узнать?), дает дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. При необходимости учитель проводит “индивидуальные консультации по подготовке к игре”. Правда, хорошо, что в книге все объясняется так подробно, а то, чего доброго, кто-нибудь сначала познакомит детей с опережающими заданиями, а потом начнет заниматься их составлением!
Учитель в игре может выступать в четырех “игровых ипостасях” (вот ведь как, в ипостасях!) – инструктора, судьи-рефери, тренера, председателя-ведущего. Терминология почему-то физкультурная, но это дело вкуса (да и физкультура, на взгляд методиста, имеет прямое отношение к истории, о чем ниже). “Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты”.
Однако если вы решили, что этого уже достаточно, чтобы во всеоружии приступить наконец к игре, вынужден вас разочаровать. Это был первый этап, подготовительный, теперь будет второй – вводный. Здесь учитель еще раз, но уже всему классу объясняет правила игры. Затем “школьники вводятся в игровое состояние, создается определенный настрой”. Ну теперь можно играть на здоровье. Только помните, что вы находитесь в игровом этапе, он в свою очередь имеет массу характеристик, о которых забывать нельзя, но умолчать о них придется за неимением места. Но и это еще не все. После игрового этапа следует оценочный.
Рецензент специально подробно остановился на теоретической части книги, она, правду говоря, интереснее практической, включающей подборку подробно расписанных игр, которые, видимо, являются, так сказать, первыми художественно-литературными опытами автора. Таковых игр-уроков всего 22, эту часть книги рекомендуется читать на ночь – помогает от бессонницы.
Например, “Урок 5. Рабство в Древнем Риме (деловая игра с элементами ретроспективности и маршрута)”. “Деловая” – это в принципе не в смысле того, что детям преподают азы работорговли, вовсе нет, просто терминология такая. Правда, по сути, школьникам здесь преподают именно азы работорговли. Это достигается за счет отсутствия (не знаю уж, по какой причине) каких бы то ни было авторских оценок действий персонажей. Дети по сценарию задают вопросы воображаемым работорговцам: “Почему некоторые рабы закованы в цепи? Что делает тот немощный старик?” – и прочие и получают от них соответствующие исчерпывающие ответы. Домашнее задание к этой игре получается действительно для деловых и предприимчивых людей – написать сочинение “о применении рабского труда в какой-либо области”.
Наконец, несколько слов о физкультуре и истории. При проведении дискуссии автор рекомендует использовать модель некоего методиста М.С.Ерохиной, которая называется “вертушка”. Насладитесь, привожу длинную цитату: “Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению. Стулья для участников расставляются в два больших круга. Внутренний круг заполняют ученики спиной к центру круга, во внешнем круге ученики располагаются лицом к центру круга. Таким образом, каждый ученик сидит напротив другого. Внутренний круг – неподвижный, внешний – подвижный. По сигналу педагога все ученики внешнего круга пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером. В данной дискуссии ученики внутреннего круга являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего – другой. Школьники одновременно ведут в парах дискуссию. Встречаясь с новым партнером, они слышат новые доводы, аргументы, а значит, и подбирают новые контраргументы”. Без комментариев...

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"