Болезни Военный билет Призыв

Теория 5 процентов. Для всех и обо всем. Какой можно сделать вывод

Неудачи — это часть нашей жизни. Вместо того, чтобы бояться неудачи, здесь представлены несколько способов , которые помогут вам пережить ее и восстановить свою уверенность в себе.

Чудо должно сгореть, чтобы появиться. ~ Джанет Фитч

Почти всем нам понравилось бы, если бы у нас получалось все с первой попытки. Тем не менее, так не бывает. И мысль о неудаче иногда мешает нам даже просто начать.

Неудачу, особенно повторную, бывает достаточно трудно пережить и вернуться к прежнему состоянию. Легко вложить ресурсы в ситуацию или проект и хотеть, чтобы все пошло определенным образом. Когда этого не происходит, мы разочаровываемся или даже это может подавить нашу уверенность в себе.

Может дойти до такой степени, что мы можем удивиться, зачем вообще пытались? Сложно понимать, что делаешь все возможное, а этого просто недостаточно.

Как пережить неудачу?

Давайте рассмотрим девять способов, которые помогут вам пережить неудачу, когда вы с ней столкнетесь.
  1. Чему вы научились?

  2. Мы терпим неудачу, чтобы учиться. Если вы никогда не потерпите неудачу, вы никогда не научитесь. Вы бы всегда были безупречны во всех отношениях … это звучит очень скучно. Не так ли?

    Чтоб пережить неудачу, взгляните на уроки, которые вы получаете:

  • Что вы узнали?
  • Как это поможет вам добиться успеха в будущем?
  • Как иначе вы поступите в следующий раз?

Понимание этих уроков поможет нам понять, что наше время и усилия не пропали даром — мы стали более умным, более способным человеком, чем раньше.

  • Кто хочет, тот добьется

  • В жизни есть много контролеров , которые либо помогают нам достичь того, чего мы хотим, либо удерживают. Это может быть человек, который дает вам совет относительно вашей мечты. Это могут быть издатели, которым вы отправляете свой роман. Это могут быть даже просто друзья, парень, девушка, которые вам нравятся.

    Вот что: в глубине души, они не хотят, чтобы вы переживали неудачу. Но они не могут пропустить всех, поэтому они также хотят лучшего.

    Каждый раз, когда они отвергают вас, вы можете с сожалением посмотреть на путь, который наметили и уйти. Или вы можете взглянуть на это так, что вы еще не дошли до пункта назначения, и если вы продолжите идти, используя приходящие уроки, вы добьетесь своего.

  • Успех построен на неудаче

  • Почти каждый известный человек , которого вы знаете, пережил неудачу в какой-то момент своей карьеры.

    Неудача разочаровывает. Поэтому для того, чтобы пережить неудачу и мотивировать себя на продолжение пути, вспомните об этих людях, которые потерпели неудачу до вас.

    • Томас Эдисон имел более 10000 неудачных попыток изобрести коммерчески жизнеспособную лампочку.
    • Серия Гарри Поттера была отвергнута 8 издательствами.
    • У основателя автомобильной компании Honda были фабрики, которые уничтожило землетрясение.

    Если бы эти люди после нескольких неудач отказались от своей идеи , они никогда бы не пришли к своему огромному успеху. Используйте такие истории как мотивацию.

  • Примите долгосрочный взгляд

  • Иногда мы думаем, что мы должны добиться успеха почти сразу.

    Мы предполагаем, что ваш новый бизнес станет блестящим успехом, или мы сразу освоим новое .

    В итоге получается, что прийти к успеху тяжело. И часто мы просто разворачиваемся и уходим. Или, возможно, мы продолжаем идти, как люди, описанные в пункте № 3.

    Поэтому, чтобы мягче пережить неудачу , пересмотрите свои ожидания. Неверные ожидания могут на самом деле вызвать у нас бедствие (они влияют на химические вещества в нашем мозгу).

    Вместо этого примите долгосрочный взгляд. Я не знаю, кто сказал это первым, но есть такая поговорка, которая гласит: «Успех — это как растущий бамбук» .

    Кажется, что бамбук растет слишком долгое время. В течение первых пяти лет мы действительно не видим особого роста. Просто крошечная травка. В течение пяти лет.

    То, что мы не видим, — это то, что происходит под землей. Его корни проталкиваются сквозь землю, увеличиваясь и усложняясь — устанавливая фундамент .

    А затем, рост бамбука просто взрывается, и дерево может подниматься до метра в день.

    Успех — это то же самое. Чтобы пережить неудачу, посмотрите на нее, как на фундамент. Примите долгосрочный взгляд и вырастите бамбук.

  • Следите за своим разговором с самим собой

  • Что происходит, когда вы терпите неудачу? То, что вы говорите себе, может иметь огромное влияние.

    Если вы переживаете неудачу, вы думаете: , и это есть проблема. Это утверждение подразумевает, что вы в настоящее время являетесь неудачником, всегда были неудачником и продолжаете оставаться неудачником.

    Если вы думаете что-то подобное, исправьте себя. «Я неудачник», может стать: «Эта конкретная попытка потерпела неудачу» или «На этот раз мне это не удалось, но я смогу сделать это позже» .

    Может быть особенно сложным, если вы переживаете много неудач подряд. Но посмотрите на каждую из них как на конкретное, непостоянное событие .

    Простое изменение мышления может оказать огромное влияние на ваш успех и настойчивость.

  • Составьте список ваших предыдущих успехов

  • Если у вас возникают трудности с восстановлением своей уверенности в себе и тем, чтобы пережить сложившуюся неудачу, возьмите ручку и бумагу .

    Если вы прошли через неудачу, легко стать чересчур сосредоточенным на отрицательном и не видеть положительного (особенно, если это была очередная неудача после неудачи). Если подобное случается с вами, все в порядке — у наших мозгов происходит смещение на негатив .

    Когда вы чувствуете, что начинаете переполняться негативом и с трудом продолжаете, записывайте каждый успех, о котором вы вспомните .

    Не имеет значения, насколько эти успехи были велики или малы — поиск небольших побед поможет вам пережить неудачу и реабилитироваться. Это может быть просто:

    • Каждый раз, когда вы пытаетесь добиться успеха в чем-то — требуется мужество!
    • Каждый урок, который вы изучили
    • Каждый раз, когда вы продвигались вперед
    • Небольшие награды, которые вы получили
    • Время, когда вы заставили человека улыбнуться
    • Один клиент, которого вы быстро уговорили на покупку

    Сосредоточьтесь на крошечных успехах. Вы даже можете вести ежедневный блокнот, чтобы помочь себе переживать неудачи и продолжать двигаться вперед.

  • Неудача — это не отражение того, кем вы являетесь

  • Наш мозг — забавная вещь, он реагирует на угрозы , которых иногда нет. Некоторые из этих угроз — это вещи, которые заставляют нас выглядеть глупо или ущербно в глазах других людей.

    Мы не хотим потерпеть неудачу. Но неудача не является отражением того, кто вы есть. Это ваша реакция на неудачу.

    Это ваш звонок, чтобы пережить неудачу и поднять себя или наоборот. Если кто-то судит вас по вашим неудачам, это их проблема , а не ваша.

  • Повторите оценку своего плана

  • Если вы продолжаете повторять одно и то же снова и снова, и это не работает, пришло время еще раз взглянуть на то, чего вы хотите добиться.
    • Есть ли лучший способ сделать это?
    • Есть люди, которые могут вам помочь?
    • Ваши ожидания реалистичны?

    Есть поговорка о том, что повторять одно и то же снова и снова и ожидать разные результаты — это определение безумия. Это не так, но это глупо.

    Неспособность может сказать вам нечто большее.

    В третьем пункте упомянуты люди, которые пережили неудачи, продолжали идти и не отступали, но иногда правильный ход — это остановиться .

    Чтобы пережить неудачу за неудачей, пересмотрите свой план действий. Когда выращиваете бамбук, оставьте, если почва не годится, возможно, вам нужно сажать в другое место.

  • Дайте себе период, чтобы погоревать

  • Неудача — это потеря.

    И это нормально, если вы глубоко опечалены. Поэтому для того, чтобы пережить неудачу, особенно в чем-то, что вам действительно давалось тяжело, дайте себе время, чтобы погоревать над этим.

    Сколько дней вам нужно? Один день, может быть, три или более для большой неудачи? Дайте себе время, чтобы преодолеть это. Но ключ — установить ограничение по времени . И как только вы это переживете, приступайте к действиям.

    Что это даст вам? Вы переосмыслите то, как вы относитесь к неудаче — это сделает ваши чувства более крепкими. В конце концов, неудача — не ваш враг. Это ваш наставник.

    Это может быть наставник, которого вы не хотите видеть, но когда он появится, это не задержит вас, а поможет вам.

    Ваш успех рождается из пламени неудачи.

    Вы сможете пережить неудачу. Охватите ее и двигайтесь вперед.

    Как пережить неудачу

    Все мы в этой жизни хотим достигнуть успеха в той или иной деятельности или роли.
    Кто-то хочет быть успешным политиком, кто-то учёным или артистом, а кто-то просто счастливой женой и матерью.
    И по большому счёту есть 3 основных мотива (оговорюсь, что кроме этих есть ещё и другие), побуждающие нас к действию .

    1. Мотив одобрения .
      Мы все стремимся к сотрудничеству, взаимовыгодному выигрышу, к избеганию критики в свой адрес, хотим обходить стороной ситуации, иногда даже приносим в свои личные интересы ради одобрения со стороны социума или какой-то отдельно взятой .
    2. Мотив достижения .
      Сюда относится: выполнение какой-либо поставленной вами цели, получение конкретного конечного результата, коллекция неких ваших свершений.
    3. Мотив власти .
      Желание доминировать (у ребёнка над , у родителей над ребёнком, над , начальника над подчинёнными и т.д.).
      Власть безоговорочного выбора: супруга, места работы, поощрения и наказания и т.д.
      Политические привилегии.
      Власть полного контроля: ситуации, людей…
      Всевозможные соревнования, в которых побеждает сильнейший.
      Ориентация на выигрыш (у сильных личностей) и на проигрыш (у слабых личностей).

    За этими тремя мотивами у некоторых людей прячутся 3 ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ , настолько банальные, что многие родители не считают нужным уделять им особое внимание. Ведь со стороны взрослых они и не выглядят проблемами вовсе. Что главное для родителей? Ребёнок сыт, здоров, обут, одет, есть крыша над головой, а остальное – детские капризы.
    Итак, что же это за проблемы?
    1 – Проблема .
    2 – Проблема отсутствия значимости в глазах взрослых.
    3 – Проблема непризнания силы ребёнка.

    Что происходит с ребёнком, а потом и со взрослым человеком, когда он жил с одной из перечисленных проблем?
    Если его недолюбили , то,
    во-первых, начинается постоянный поиск одобрения (своих поступков, мыслей, …) со стороны близких и социума.
    Во-вторых, появляется повышенная потребность в признании (своих талантов и способностей, своей или непохожести на других и т.д. и т.п.).
    В-третьих, начинается бесконечное стремление к принадлежности (к группе людей, к социальной прослойке, к религиозному направлению, то есть к тому течению, где его примут в качестве своего).

    Часто такие люди появляются на эстрадных подмостках, снимаются в кино, в театре и т.п.
    Если сказать в общем, то им присуще болезненное желание быть популярным. И не дай Бог, эта популярность исчезнет! У человека сразу может пропасть смысл жизни. Это некий «живой труп» или кандидат в .

    Если был не значим или не ощущал своей значимости в жизни взрослых, то появляется стремление к власти.
    И уже неважно, каким способом эта власть будет получена. Главное – чтобы она была. Чаще всего это политики, чиновники в высоких кругах власти, либо в собственной семье.

    И, наконец, если за ребёнком не признавали его силы , то, став взрослым, вся его самореализация уйдёт в некие достижения, чтобы наконец-таки признали его силу. Достижения могут быть в сфере финансов, каких-либо научных открытий, изобретения в области техники и т.д.

    И став взрослым, на уровне подсознания, практически каждый из этих детей, выбирает себе на всю оставшуюся :
    это либо игра во власть,
    либо игра в достижения,
    либо желание быть известным (популярным).

    Когда же желаемое наконец-то достигнуто, обнаруживается странная вещь:
    при всём видимом благополучии категории этих взрослых почему-то не ощущают себя счастливыми.

    Среди богатых, популярных и сильных мира сего много недовольных, и неудовлетворённых в своих потребностях.
    Чтобы хоть как-то взбодриться, в ход идут весьма банальные вещи: , наркотики, алкоголь.

    Если человек не умеет радоваться тому, что у него есть сегодня, и продолжает расстраиваться из-за отсутствия того, чего у него нет (славы, богатства, власти), он никогда не станет счастливым.
    Всегда найдётся кто-то, кто богаче, или был в прошлом намного богаче. Слава и популярность не имеет границ. И властители бывают с таким размахом, что обычного обывателя их власть приводит в ужас.

    Большинство людей живут лишь на 10% своих возможностей и ресурсов, некоторые всего на 4 – 5%.

    Мы ходим в или доспехах (или так называемой броне), которые сами на себя и натянули. Это забирает много радости и в жизни.
    Мы не разрешаем себе быть самими собой.

    Как же пережить неудачу?
    1. Надо разрешать себе попадать в нелепые или проигрышные ситуации.
    У богатых и успешных людей происходит приблизительно по 30-40 провалов в год. И это нормально. По сути, провал – это

    Никто не любит терпеть поражение, переживать полосу неудач, но никто не любит и ходить к зубному врачу. Могут ли неудачи быть также полезны для успеха в жизни, как посещение стоматолога для здоровья? Брюс Гриерсон считает, что да, однозначно. В статье «Переживая непогоду» он приводит яркие примеры и аргументы в пользу этой теории. Ниже приведен конспект-перевод этой статьи.

    Поэт, сделавший карьеру на неудаче

    Статья начинается парадоксальной историей успеха Филиппа Шульца . Он родился в бедной семье, его отец был алкоголиком. Он научился читать лишь к 11 годам, потому что страдал дислексией. В школе он учился в «классе для дураков», да и там был изгоем. Когда на вопрос, кем он хочет стать, он ответил «Писателем», учительница расхохоталась ему в лицо. В общем, классический неудачник.

    «Все, что писателю требуется, - это понимание себя и своих чувств, умение выделить истинные чувства и смелость открыть их читателю. А это может сделать любой, даже дислексик. И поэтому Шульц настойчиво шел вперед к карьере, которая казалась всем абсолютно для него неуместной, к карьере поэта.

    В какой-то момент Шульц осознал, что все, о чем он пишет, сводится к неудаче, провалу, поражению. Неудача – это та глина, из которой он лепит свои произведения. И это понимание пронзило его стихи особой энергией. Он объединил вновь написанные стихи в сборник под названием «Неудача» с согнутым гвоздем на обложке. Этот сборник в 2007 году получил Пулитцеровскую премию, самую престижную литературную премию в мире».

    Кого берут работать на Уолл Стрит?

    «Все более популярной становится теория, полностью переоценивающая роль неудачи, провала. Некоторые психологи, например, Джонатан Хейдт , утверждают, что превратности судьбы, неудачи и даже травмы необходимы людям, чтобы стать счастливыми, успешными и самореализоваться».

    «Джоан Роулинг , рассказывая в Оксфорде о своей жизни, описала классическую черную полосу: развод, осуждение родителей, бедность на грани бездомности. Все это вернуло ее к давней мечте - писать книги. Она взялась реализовывать свою мечту потому, что ей нечего было больше терять. «Неудачи отшелушили все неважное, - рассказывала Роулинг, - и я узнала о себе то, что не смогла бы узнать никаким иным образом»».

    «Стив Джобс считает, что три самых крупных неудачи в его жизни - исключение из колледжа, увольнение из созданной им компании и диагноз рака - оказались для него порталами в лучшую жизнь. Каждая из них заставляла его сделать шаг назад и посмотреть на свою жизнь как бы издалека, увидеть долгосрочную перспективу своей жизни. Разными словами эту же мысль высказывали и Уолт Дисней , и Генри Форд , и Уинстон Черчилль и Томас Эдисон ».

    «Периодические неудачи в жизни - это очень важная информация, - пишет Хейдт, - когда читаешь биографии великих людей, замечаешь, что практически у всех у них были в жизни серьезные неудачи. Поэтому меня так беспокоит Обама - у него не было особо заметных черных полос в жизни. Вряд ли из него получится сильный президент»».

    «Некоторые бизнесмены в Силиконовой Долине и на Уолл Стрит давно заметили эту особенность человеческой психики и предпочитают нанимать на работу бывших спортсменов. И не потому, что известные личности привлекают клиентов. Спортсмены умеют преодолевать поражения. «Нам нужны были люди, которые умеют показывать результаты и не привязываться эмоционально к неудачам», - сказал в интервью один нефтяной трейдер, объясняя, почему у него на бирже работает так много бывших жокеев».

    Авиастроитель, добившийся успеха за счет крушения своих самолетов

    Пол МакКрири , знаменитый авиаинженер, понимал практическую ценность неудач и сознательно построил на этом свой успех. Он участвовал в конкурсе на получение премии Кремера за создание первого воздушного судна, приводимого в действие только человеческими мускулами. Он создал машину, главным конкурентным преимуществом которой было безопасное падение, чтобы пилоты могли делать попытки вновь и вновь. И он получил эту премию.


    На фото - мускулолет Мак Крири.

    Как неудача работает на успех?

    «Неудача имеет последствия для нашего развития как целостной личности. Она может инициировать переход от поиска краткосрочного счастья к долгосрочному счастью. Предположим, вы стали банкротом. Сильный удар нанесен в область «работа и благополучие». Но у иммунной системы нашей психики есть стратегия на случай такого поражения. По словам Роберта Эммонса , наша жизнь имеет четыре базовых измерения: достижения, общность, духовность и наследие. Когда одно из четырех измерений нас подводит - например, достижения - три остальных становятся сильнее».

    «И поэтому некогда одинокий волк, пуленепробиваемый и пробивной, как шар для боулинга, вынужден выкинуть старую жизнь за борт и начать строить новые отношения с жизнью. Им овладевает концепция «высшей цели». И, что удивительно, он начинает воспринимать новую жизнь, как шаг вперед. И неудача, таким образом, приводит к счастью. Хейдт пишет: «Лондон и Чикаго воспользовались возможностью, предоставленной им огромными пожарами, превратиться в более великие и удобные города. Люди тоже иногда используют подобные возможности, замечательно перестраивая те части своих жизней, от которых они бы никогда не отказались добровольно»».

    9 способов легче пережить неудачу

    1. Не принимайте близко к сердцу . Легче всего всплывают обратно наверх те, у кого есть чувство юмора. Важно почувствовать, когда вы начинаете слишком серьезно к себе относиться. «Страх неудачи может парализовать нас и повредить нам, - считает личный коуч Стивен Берглас . - Когда мои клиенты говорят «Я умру, если не выиграю Олимпиаду», я спрашиваю «Правда? Прямо на корте или позже от стыда?». И тогда клиент понимает, что речь не идет о реальной смерти».

    2. Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь. Существует огромное количество сайтов и клубов, объединяющих людей, потерпевших ту или иную неудачу. Не держите все в себе. Поговорите с товарищами по несчастью.

    3. Чувствуйте вину, а не стыд. Ричард Роббинс отмечает, что разница между виной и стыдом заключается в том, какую причину мы считаем виновницей нашей неудачи. Причина вины ― что-то, что я сделал. Причина стыда ― то, какой я есть. В последнем случае вы ожидаете неудачи и в будущем и не будете предпринимать усилий, чтобы их избежать.

    4. Культивируйте в себе оптимизм. Гамлет говорил, что нет ничего хорошего или плохого, их делает такими то, что мы думаем.

    5. Не спрашивайте, что страна может сделать для вас , ― спросите, что вы можете сделать для своей страны, сказал Джон Кеннеди . Менеджер по продажам радиостанции в Потрлэнде Маргарет Эванс неожиданно потеряла работу. Пока она размещала резюме для поиска новой работы, ей вдруг пришло в голову, что это ― шанс, которого она ждала всю жизнь. Она всегда мечтала сделать что-то полезное для других, пожить неприхотливой жизнью. Она записалась волонтером для работы в детских домах Белиза. «Это оказалось самым ярким событием моей жизни», - рассказывает Эванс.

    6. Снизьте требования к себе . Гилберт Брим начинает книгу «Амбиции» историей своего отца, который жил в сельской местности. Когда он был молод, он поддерживал в идеальном состоянии целый лес, примыкавший к его дому. Но по мере того, как он старел, он сокращал зону ответственности. В конце концов, у него остались лишь цветочные горшки на подоконнике, но его цветы всегда были в идеальном состоянии. Таким образом, вместо того, чтобы терпеть неудачу в той области, в которой вы когда-то были мастером, вы продолжаете иметь успех, но на меньшей площадке.

    7. Ведите дневник . Джейми Пеннебейкер , психолог техасского университета, изучал инженеров средних лет, потерявших работу. Те из них, кто делился своими печалями с дневником, быстрее находили новую работу. И дело не в том, что они выпускали пар или мотивировали себя активнее искать работу. Просто они анализировали ситуацию, могли примириться с увольнением, что делало их более разумными, позитивными, уравновешенными и привлекательными для работодателей.

    8. Не вините себя . Самобичевание - как ржавчина. Чем больше вы вините себя, тем глубже вы погружаетесь в депрессию.

    9. Действуйте ! Неудача - это возможность изменить направление движения. Не упустите ее.

    В моей коллекции цитат есть замечательное высказывание великого баскетболиста Майкла Джордана «За свою карьеру я пропустил более 9 тыс. мячей. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли сделать победный бросок - и я промахивался. В течение всей жизни я ошибался снова, снова и снова. И поэтому я добился успеха».

    Единственная маленькая проблема заключается в том, что полоса неудач делает сильными и успешными лишь немногих. Многие ломаются под тяжестью неудач.

    Я очень надеюсь, что понимание полезности черной полосы поможет вам легче пережить ее, когда она придет, и попасть в первую, а не во вторую описанную выше группу людей.

    Фото: pixabay

    Надеемся, что неудачи все-таки не повседневные. И потом, многое зависит от их восприятия. Для одних случившееся - мелочь, для других - трагедия. А посему нужно воспитать в себе внутреннюю стойкость и умение противостоять невзгодам. Восприятие - не видимость, это свойство мозга. Обида, боль, злость - все рождается там, в его глубинах. Значит, надо заняться «перевоспитанием» своего мозга, если переживания просто мешают жить.

    Советов от психологов всего два. Правда, из этих двух рецептов можно извлечь гораздо большее число вариантов преодоления повседневных неудач. Чтобы избежать депрессии от влияния внешних факторов, рекомендуют воспитывать устойчивость к их влиянию методами:

    • внутреннего диалога
    • тренировками ума

    Первый метод означает «разговор с самим собой». Горевать об очередной неудаче можно сколько угодно, но вместо этого вмешайтесь в этот поток «мысленного плача», проговорив про себя, как сделана ошибка, что следует предпринять, чтобы ее исправить. Замените пессимизм оптимизмом.

    Крупные неприятности происходят нечасто. Но у лидеров в повседневной рутине они имеют свойство накапливаться, раздражать, взрывать хрупкое душеное равновесие. Снова нужна стойкость и умение восстанавливаться. Для этого используется второй метод - умственные упражнения. Ученые-неврологи видят причину нашего расстройства в том, что миндалевидное тело, своеобразный локатор, который предупреждает мозг об опасности, начинает превалировать над префронтальной частью коры головного мозга, погружая нас в депрессию. Все дело в том, насколько быстро нейроны вернут наш мозг к здоровому эмоциональному состоянию.

    По мнению ученых Висконсинского университета, левая часть префронтальной коры ответственна за возвращение нас к норме. А правая часть активна, когда мы испытываем огорчение. У людей по-разному развиты эти области активности, что и отличает их поведение в случае неудач или неприятностей. Одни приходят в себя быстро, другие дольше переживают, медленно восстанавливаясь после стресса. Вот так и были разработаны упражнения для мозга, которые способствуют полной концентрации мозга на происходящем вокруг человека и при этом не вызывают эмоционального всплеска.

    Пять упражнений для левой области мозга


    Тренировка для смещения акцента с правой стороны, которая поддерживает стресс, на левую, восстанавливающую спокойствие, не займет много времени и требует всего лишь концентрации. Специалисты рекомендуют 20-30 мин. в день. Нужно немногое:

    1. подыскать уютное, тихое местечко, где никто вас не потревожит, закрыть дверь и отключить телефон
    2. сесть поудобнее, расслабится, но спину держать прямо
    3. сконцентрироваться на своем дыхании, осознавая каждый вдох и выдох
    4. не стараться давать оценку: правильно вы дышите или нет, не пытаться что-либо изменить в ритме дыхания
    5. стараться услышать звуки, которые доносятся до вас, обращать внимание на мысли, приходящие в голову, а потом снова сосредоточиться на дыхании.

    Ежедневная практика помогает сместить акцент на восстанавливающую сторону, возвратить эмоциональную стойкость.

    Искушения – внешние и внутренние скорби, нестроения, гонения и т.д. – однозначно связываются нами с неприятными, тяжелыми ситуациями и состояниями. Мы чаще всего стремимся избежать искушений, полагая их ненужными препятствиями для нашей жизни. Старцы же говорят о неизбежности и полезности искушений для всякого человека, их важной роли в нашем спасении. По сути, искушения в их учении – это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

    8.1. НЕИЗБЕЖНОЕ И ГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО»

    Если усиление гордости в наших душах делает нас непригодными к спасению по причине нашего отпадения от Бога и Его святых заповедей, то искушения являются силой, способной отрезвить нас от дурмана страсти и побудить к исправлению. Преп. Макарий говорит об этом так:

    При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатию Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огнь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо! .

    В начале духовного пути, когда человек впервые начинает ходить в храм, молиться, причащаться, читать Евангелие и т.д., он испытывает духовный подъем и отраду в душе. Это действует благодать, подаваемая новоначальному христианину во укрепление его веры и свидетельство ее истинности. Но затем приходят искушения, потому что бедственное состояние души новоначального, боримого и пленяемого страстями, постоянно склоняющегося к греху, требует врачевания.

    Сталкиваясь с разнообразными искушениями, человек учится понимать, что происходит в его жизни. Постепенно он начинает видеть и источник своих бед – «самолюбивое и славолюбивое наше устроение», т.е. гордость. Под сильным давлением искушений человек преодолевает горделивое устроение, и достигает смирения.

    Искушения неизбежны в христианской жизни и делятся на два вида – внешние и внутренние. Преп. Варсонофий объясняет:

    …Всякая душа, стремящаяся к новой жизни, жизни во Христе, испытывает гонение извне от мира и переживает великую борьбу с внутренними врагами. Эти искушения неизбежны по слову Спасителя: «Меня гнали и вас будут гнать» (). Но тут же утешает Господь: «Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» ().

    Относиться же к этим искушениям нужно различно: с внутренним врагом упорно бороться, побеждая его с помощью благодати Божией, внешним же врагам – прощать. Бояться этой борьбы не надо. Господь укрепляет нас в ней и дает нам такие неизглаголанные радости, что по сравнению с одной минутой их все земные радости – ничто .

    Внутренние искушения можно понимать как агрессивное продвижение врагом греховных прилогов (помыслов) по стадиям их превращения в страсти для пленения человека. Так как в этой агрессии преследуется конечная цель нашей гибели, мы должны упорно бороться с врагом и его прилогами. Внутренние искушения для нас – сигнал к борьбе, неприятной и трудной, но необходимой для спасения. Старец говорит о необходимости побеждать врага с помощью благодати Божией, так как своих сил для такой победы у нас не хватит.

    Внешние искушения – это скорби, притеснения, обиды, досады и т.д., приносимые нам другими людьми или обстоятельствами нашей жизни. Людей мы должны прощать, а обстоятельства терпеть. Борьбы с искушениями бояться не нужно, тем более впадать в малодушие. Господь укрепляет нас в этой борьбе, ибо она нам на пользу, и подает такую духовную радость, что перед ней меркнут все земные радости.

    Старцы обращают внимание на то, что искушения не только тяжелы, но и длительны. Их череда может продолжаться долгие годы и десятилетия, а школа борьбы с ними оказаться пожизненной. Преп. Анатолий (Зерцалов) пишет своей подопечной:

    Жалуешься на искушения и думаешь, что не поверю, как тяжко бороться со страстьми. Верю, матушка Н., верю. Хоть тебе уже и 23 года, а искушения все еще не оставляют – конечно, неприятно! А я вот, матушка, в монастыре 23 года и все-таки работаю под игом фараона. Что же – и кричать: караул! Нет, родная, этим ничего не возьмешь… А укорим себя, как умудрился грешник мытарь, который изыде из храма оправдан паче праведного фарисея .

    В молодости человеку часто кажется, что искушения должны быть быстро изжиты, ибо сама их тяжесть воспринимается как свидетельство их ненормальности. И лишь постепенно вырабатывается понимание, что грехи наши серьезны и страсти живучи, и что, немного уступая нашей воле и желанию исправиться, они затем восстают на нас с новой силой. И искушения, это неизбежное и горькое лекарство, которым врачует нас Господь, снова и снова приходят к нам.

    Оттого-то и не следует впадать в уныние, но, сознавая, что причина искушений в нас самих, следует смиряться и укорять себя по примеру мытаря. Терпеливым укорением себя можно куда больше преуспеть в низложении нашего горделивого устроения, нежели бесчисленными жалобами на чужую несправедливость или недостоинство. А Господь, видя таковое наше произволение не к самооправданию и обвинению других, но к покаянию, простит нас и облегчит нам бремя искушений.

    Старцы учат, что без искушений нет спасения, и очень точно показывают то положительное действие, которое искушения производят в человеке. Так, преп. Макарий замечает:

    Не будь искушений, и никто бы не спасся, говорит авва Евагрий, и прочие отцы тоже, и что как не чрез искушение приходим в разум истины, а святой Петр Дамаскин : «смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений». Итак, не должно бояться искушений и не дерзать на оные&hellip ;.

    В искушениях человек получает возможность правильно понять свою жизнь. Все льстивые предположения о себе и уничижительные о других – рушатся. Полагал ли себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, ты достиг самого малого, а другие превзошли тебя. Неустанно требовал что-то от других, не пытаясь разобраться в их ситуации? Теперь от тебя требуют то, что ты считаешь несправедливым, и не только требуют, но и притесняют, и гонят, и злословят. Лелеял в душе мысль о своей особой святости, которая принесет глубокий покой душе? Сейчас же беззащитен от грубого насилия помыслов… В таких обстоятельствах человек воочию видит, сколь он немощен: в своих суждениях, поступках, делах, эмоциях и т.д. Поняв и приняв эту немощность, он и делает важный шаг в «разум истины», начав правдиво оценивать себя как немощного. И за этим шагом делает и второй – признает, что правильная жизнь не может совершаться иначе, как в смирении. Данный переход к мышлению, основанному на смирении, и желание на деле быть смиренным есть «порождение смирения от разума».

    В это время приходит к человеку понимание всей сложности и тяжести его проблем, понимание того, как непросто смириться по-настоящему и жить во смирении. И что такая жизнь требует искусства. И вновь старцы приходят к нам на помощь своим советом.

    Преп. Анатолий (Зерцалов) говорит:

    Нужно только не малодушествовать. Ведь без искушений не проживешь: «кто есть, иже поживет и не узрит смерти» (), т.е. искушения. Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение – искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невеждами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других….

    Искушения неизбежно заставляют нас учить терпению, ибо любое нетерпение, раздражение и прочее только усиливают искушения. Терпеливо неся искус, становимся более терпеливы и осторожны во всем: терпеливо относимся к людям, терпеливо понуждаем себя не считать лучше и достойнее других, терпеливо обдумываем и разбираемся в словах и поступках других и своих собственных, терпеливо ищем решения проблем и т.д. Со временем обнаруживается, что, поступая так, мы начинаем лучше понимать жизнь и других людей, и занимаем более выверенную и правильную позицию. Другими словами, мы становимся искуснее. Тогда приходит к нам и утешительный смысл старческого слова о том, что мы должны были пройти через искушения, чтобы не остаться теми «невеждами глупыми», которыми были ранее.

    …Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные .

    Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях ставимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. При этом часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые искушения, чем те, что были.

    8.2. РАЗЪЯСНЕНИЕ ЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ»

    На основе общего понимания роли искушений в нашей жизни, о котором шла речь в предыдущем параграфе, старцы давали разъяснения и многих более частных вопросов по этой теме. Первая группа таких вопросов относится к тому, «для чего конкретно посылаются (попускаются) искушения».

    В подавляющем большинстве случаев старцы акцентируют наше внимание на том, что без искушений невозможно придти к познанию наших немощей, а через это – к смирению. Учитывая, что по учению старцев ищет в человеке, прежде всего смирение, такая позиция вполне понятна. Например, преп. Макарий утверждает:

    …Во многих отеческих учениях видим, что нельзя прийти в познание своих немощей и в смирение, Аще не будет попущено быть искушенным душевными и телесными немощами. Вникните в действия ваши, и увидите, что при возмущающих вас случаях – и следа не было смирения, но все одно оправдание .

    В нашей жизни много происходит такого, что нас возмущает. Особенно это касается мнений, слов и действий людей по отношению к нам в тех или иных ситуациях. А как действуем в ответ мы сами? Старец предлагает нам вникнуть в наши действия, т.е. спокойно разобраться в логике нашей реакции. И мы видим, что поведения наше полностью предсказуемо: во всех случаях стремимся себя оправдать, изыскивая мыслимые и немыслимые аргументы для доказательства нашей правоты или невиновности. А доводы других – оспариваем, стараясь найти в них малейшую зацепку для опровержения или, по крайней мере, сомнения.

    При таком подходе нам приходится сталкиваться с повторяющимися искушениями, которые самой своей регулярностью обратят, наконец, наше внимание, на нашу собственную роль в этих искушениях. И мы увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей самоуверенности и несмирении. И стоит лишь изменить свой подход на смиренный, как мы обнаруживаем, что возможным оказывается то, что до этого мы не могли получить даже прилагая огромные усилия. И это то, о чем напоминают старцы – смиренным подает благодать.

    …Вы праздник светлый встретили благополучно и приятно, мирно и спокойно, – слава Богу! Но после встретились болезни и скорби; этому и должно быть, чтобы мы не превозносились, но получаемые духовные утешения очищались бы огнем искушений, доставляющих нам смирение .

    Духовные утешения, как и дарования, должны быть чистыми. Увы, мы, грешные, имеем такое устроение души, что, приняв чистый дар, оскверняем его своим самолюбованием и превозношением. От этого и утешения перестают быть утешениями, но порождают тягость, и дарования идут не на пользу. Потому и несем по Промыслу Божию утешения и дарования через искушения, которыми смиряемся и сохраняем ниспосланное неповрежденным.

    Преп. Лев говорит об этом так:

    …И просим вас не унывать и удивлятися, что сие попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих, и дабы мы не мудрствовали не думали нечто о себе, но смиряли бы и себя под крепкую руку Божию, и почастее исповедали бы свои помыслы Матушке… попущению однако благодушествуйте, и Господь не оставит вас&hellip ;.

    Не всегда мы явно склоняемся к превозношению, отдавая порой предпочтение мудрованию, т.е. мысленному и произнесенному многословию. В этом многословии много усложняется наше восприятие происходящего с нами, но не проясняется. И чем больше отвлеченных рассуждений имеем, тем больше незаметно приходим все к тому же самооправданию и превозношению.

    Поэтому старец подсказывает, что не в мудровании заключено решение, но в исповедовании мудреных помыслов, да и отдании себя под крепкую руку Божию. Этим и надлежит преодолевать искушения. А благодушие, это мягкое одеяние души, в котором обессиливается гордость, очень способствует тому, чтобы Господь не оставил нас и помог пройти искушение.

    Вот здесь-то и открывается нам смысл старческого слова, что искушения нам Господь посылает, чтобы не лишились мы заступления. Преп. Макарий объясняет:

    Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотворность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в растениях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения страстей, если продолжительно и постоянно с нами пребывают, – то опасно, что можем прийти в высокоумие и лишиться заступления, и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому искушает нас противными, к познанию нашей немощи, к терпению и смирению .

    Благодать, мир, тишина и спокойствие – отраднейшие переживания души. В них человек отдыхает, набирается сил, наслаждается лучшим, что есть в жизни. Но подобно тому, как безмерно затянувшийся отдых превращает человека в бездельника, а безделье подвигает к необдуманным поступкам, так и душа – если долго и постоянно пребывает в благодатном мире и покое – может стать склонной к особому и высокому мнению о себе.

    В затянувшемся покое слабеет в человеке восприятие собственной греховности, сложности и трагизма мира, в котором мы живем. Через ослабленный контроль собственного сознания все настойчивее и успешнее прорываются горделивые помыслы, и человек начинает с ними соглашаться. Но за это превозношение лишается человек заступления свыше и в разленении, мечтаниях и слабости становится неискусен в борьбе со страстями. А потом и вовсе может уйти со скорбного, но спасительного пути.

    Египетский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы чрез искушения смирялись и не высокоумствовали, чему, без борения и искушения вражеского, люди легко подвергаются. В-третьих, люди чрез искушения делаются более опытными и искусными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» () .

    Искушения нужны, чтобы мы «не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно». Нерадение о своей жизни, как и жизни других, проявляется в нас многообразно. Здесь и нерадение о вере, когда не молимся и забываем слово Божие, и нерадение о других, когда нашим непостоянством и легкомыслием вызываем проблемы в чужой жизни, и нерадение о себе, когда не разобравшись в ситуации, принимаем на себя неудобные или неуместные обязательства. Искушения, которые предваряют или следуют за нерадением, отучают нас от него и прививают навык внимательности и осторожности.

    Удары искушений вынуждают нас к борьбе, в которой мы опытно постигаем свою немощь и смиряемся, удаляясь от высокоумия. Без этого же мы легко соскальзываем в особое мнение о себе, которое превращает нас в гордецов. Напротив, держась смирения, мы становимся более опытными, искусными, твердыми.

    Как поясняет в заключение старец, Господь прежде всего попускает искушения, чтобы выявилось «кто есть кто» среди людей. Все мы, конечно, грешные. Но при нашествии искушений одни из нас каются и исправляются, а другие падают еще ниже. Это зависит от сложившегося, порой скрытого от нас устроения души, которое человек имеет. В искушениях человек сам для себя открывает, каков его выбор, что он любит более – Бога или мир, сласти или воздержание, смиренномудрие или страстное желание возвыситься над всеми.

    8.3. ЗА ЧТО НАСТИГАЮТ ИСКУШЕНИЯ»

    По мере понимания «для чего попускаются искушения», мы также начинаем лучше понимать и «за что они настигают нас». Здесь есть связь, превращение первого во второе и соединение первого со вторым. Скажем, искушение послано для предотвращения высокоумия. А человек в этом искушении не исправился, а пал еще ниже – т.е. стал высокоумствовать более, чем был склонен ранее. Тогда следующее искушение уже будет наказанием за высокоумие, и одновременно – средством отвращения человека от страсти.

    …Да не превознесешься, приемля благие утешения от Премилосердого Господа, о коих ты нередко ко мне пишешь, и… что ты благодарила Бога, удостоившего тебя быть в обители и наслаждаться духовным наслаждением, ни с чем не сравняемым. То, видно, хотя и тонко, но возвысилась умом о себе, вот и попустилось тебе такое искушение .

    Страсти могут действовать тонко, замаскированно, прикрываясь поверхностным благочестием. Даже духовное наслаждение и благодарение за него Бога может разогревать самолюбие и от него производить незаметное возвышение умом о себе. Так и получается, что человек считает себя праведным и удостаиваемым Богом духовными дарами, но не видит, как при этом зашевелилась в нем страсть, загрязняющая дары. И вот за впадение в эту страсть попускается искушение.

    Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностию, другой болезнею, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все наши дела суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы .

    Свобода разумных существ должна утвердиться в добре, и испытания этому способствуют. Необходимо, чтобы человек был привержен сознательно добру и был готов его защищать и идти на лишения ради него. Без этого добро становится разменной монетой, оно принимается лишь тогда, когда выгодно, или не мешает комфортному и безопасному существованию. В других же случаях оно оставляется.

    Каждому из нас суждено пройти испытания, и в испытаниях мы имеем свободу выбора. То, что мы будем думать, говорить и делать охарактеризует наш выбор. И эта характеристика будет довольно объективной. Т.е. мы сами увидим, что начинает преобладать в нашей жизни: слабеет ли наша вера, теряем ли мы устремленность к горнему, растворяемся ли полностью в мире материального, начинаем ли считать его самодостаточным. Или, наоборот, смиряемся, видя наши несовершенства, и принимаем трудности узкого пути, и через это все же укрепляемся в вере, утверждаемся в истине. Тогда получаем закалку, которая нам необходима. Она нам необходима для того, чтобы успешно противостоять соблазнам, которые постоянно преследуют нас.

    Преп. Амвросий замечает:

    …При полном здоровье, особенно молодым, какая и какая пустошь не приходит в голову. Враг, чтобы выманить их из монастыря, обещает им почти все царство земное, и всякие блага, и всякие удовольствия, и то, чего и написать неудобно. А на самом деле, если послушают, награждает противным. Святитель Дмитрий Ростовский пишет, что мир обещает злато, а дарует блато .

    Какими бы обещаниями не соблазнял нас враг, славою, деньгами ли, или чем-либо еще, надо всегда помнить о том, что основой жизни является вера в Бога и исполнение Его заповедей. Остальное все приложится каждому в той мере, в какой это ему необходимо и полезно. И именно этот правильный взгляд на жизнь и вырабатывается в человеке, когда он испытывается в искушениях.

    8.5. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ИСКУШЕНИЯХ»

    Наконец, как вести себя в искушениях? Оптинские старцы и здесь дают ряд советов, позволяющих нам не быть беспомощными. Прежде всего, нужно принимать, что искушения служат нашему спасению. Это хорошо защищает от уныния и недовольства.

    Преп. Макарий наставляет:

    …Вперед, что бы ни случилось противное к твоему искусу, надобно принимать, что это послужит к твоему спасению, чрез искушения мы приходим в разум истинный, а от разума к смирению, которое всего нужнее нам ко спасению&hellip ;.

    Вот это ясное понимание, что через искушения мы должны поумнеть и смириться, и что это нужнее всего для нашего спасения и меняет негативное восприятие искушений на позитивное. Другими словами, фокусироваться надо не на том, что искушение неприятно, а на том, что мы подталкиваемся им к лучшему устроению нашей души. Как следствие, и к лучшей жизни, в которой сильнее выражена ориентация на спасение.

    Отсюда следует вывод, что мы не должны желать пребывания в неизменном состоянии. Такое желание противоречит задаче спасения. Преп. Амвросий говорит:

    …Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преп. Петра Дамаскина , что спасение совершается между страхом и надеждою. А желание видеть свое спасение ясно как на ладони, – желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена: то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, – то кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, т.е. мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь .

    Кажется, что плохого в желании постоянного покоя и свободы от искушений? Но старец указывает, что это желание есть соблазн, которому человека подвергают враги его спасения. Если бы любовь христианина к Богу не испытывалась бы переменами, душа его бы ослабела, стала бы слишком изнеженной и неспособной к смирению. В такой слабой душе врагу легко творить его волю: взращивать пороки, распалять страсти, вести к греху.

    Поэтому стремление к неизменности – это путь «мысленных волков», т.е. бесов, которым выгодно изолировать человека от естественного течения его жизни. Течения, в котором у него есть и радость, и горе, и в котором его душа постоянно испытывается и всем ее опытом приводится к лучшему состоянию.

    Но чтобы это произошло, в искушениях надо видеть силу страстей и учиться их преодолевать. Преп. Макарий замечает:

    Слава Богу, что искушение между вами упразднилось и прошло, а вы должны иметь себе на замечании, как в вас сила страстей, действием или подущением врага, противится воле Божией и стирает вашу душевную выю <шею>, отгоняет мир и кому делает подобными? насадил в нас любовь, а от нее многовожделенный мир, а враг, напротив, вселяет вражду и смущение за самые пустяки: «не так сказала слово! не так взглянула!» – и самый тон и звук слов на весу и на мере. Это я обеим вам пишу и прежде много писал, и где любовь и смирение и самоукорение, там бы не было сего .

    В искушениях оттого и трудно, что противостоять приходится не игрушечному, а реальному противнику, который делает все, чтобы страсти поработили нас. И мы порой не видим, как сила страстей противостоит воле Божией и как она подавляет нашу собственную волю следовать заповедям. В развернувшихся страстях царствует гордость, и она находит самые мельчайшие поводы, чтобы враждовать на людей: не только слово и взгляд, но даже тон и звук слов придирчиво измеряются, чтобы найти эти поводы к вражде.

    «Любовь и смирение и самоукорение» – вот чем надо защищаться от вражды. Эти добродетели и побеждают страсти, хотя победа не дается легко. Поэтому мы должны терпеть и помнить, что в искушении всем тяжело. Преп. Анатолий (Зерцалов):

    Кому легко бремя искушения? На что велик пред Богом святой Исаак Сирин , и тот говорит: «Кому не тяжко оно, время, в неже напояется человек ядом искушений?..» Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотам драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысящекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом. Потерпи Господа, мужайся. Да крепится сердце твое! Спасайся&hellip ;.

    Нести бремя искушений тяжело. Но это уготовано нам всем и нет какой-то несправедливости в том, что сейчас именно этот человек несет это бремя. В свое время оно возлагается на каждого. Искушения не вечны, они преходящи – уйдут и забудутся. Но выросшая и повзрослевшая на них душа останется. И в ее чистоте, сиянии ее добродетелей будет ответ на вопрос: почему так тяжело в искушениях? Потому что так прекрасен плод, который в них выращивается, и без наших труда и пота и крови его не вырастить. Надо, как говорит старец, «потерпеть Господа» – т.е. терпеть и утешаться мыслью, что за искушениями стоит крепкая рука Бога, направляющая нас к очень высокой цели. Цель эта – чтобы мы стали достойные Ему.

    В искушениях также нужно противостоять огорчениям, не позволять себе скатиться через многомыслие к самоистязанию. Преп. Антоний учит:

    …Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т.е. если плюнешь – потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия, например: «сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монашеская: все сердце изорвалось»&hellip ; .

    Первый контакт с огорчением, даже сильным, не производит в душе пожара. Если мы тут же прибегнем к благодушию, то огорчение станет искрой, так и не превратившейся в пожар. Так и надо поступать в искушениях. В правильности такого поведения мы обязательно убедимся впоследствии, когда обнаружим, что наше доброе устроение не сгорело дотла в страстях, воспламененных многомыслием.

    А многомыслие, как объясняет старец, раздувает искру огорчения и превращает ее в пламень. Т.е. человек начинает размышлять над огорчением, жалеть себя – и пожар обиды, горечи, недоумения и гнева разгорается. Да так, что ничего доброго в человеке не остается.

    Этого правила «нераздувания искры» следует придерживаться и в отношениях с враждующими на нас, каковые обычно появляются в искушениях. Преп. Лев учит:

    …Скажите ей, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, но что призрит и умиротворит враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонения и скорби .

    Когда мы проявляем в искушении терпение, сознание своих немощей, признаем собственные грехи и укоряем себя, нам кажется что этим-то и держится под контролем и успокаивается ситуация. На самом деле таким поведением мы вызываем внимание к Бога к себе и, поскольку это то, что Он от нас и ждет, умиротворяет враждующих на нас. Это лучший способ преодолевать искушения.

    Но мы не сразу осваиваем такой подход. Сначала стараемся активно противостоять «обидчикам», прекословим им, говорим сгоряча вздор, обвиняем их во зле. Увы, это Богу не угодно, и потому Он за это воздвигает на нас еще большие гонения и скорби. Мы же с горечью видим, как ситуация стала еще тяжелее и безысходней, и начинаем учиться сдерживаться.

    Более того. В искушениях мы должны не только терпеть и сдерживаться, но и радоваться. Преп. Амвросий учит об этом так:

    …А я слышу, что ты настолько предалась и предаешься безмерной печали, что несколько уже дней совсем не употребляешь пищи, так что и желудок твой начал ссыхаться. Это неблагоразумно и несогласной с волею Божиею предаваться такой вышемерной печали, когда имеем апостольскую заповедь «радоваться в различных искушениях» (Ср.: ), как пишет святой Иаков, брат Божий. То же самое сказано и у апостола Павла: «всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите» (). Сия бо есть воля Божия. И нам следует придерживаться воли Божией, а противное отвергать и не предаваться оному. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святаго и неприлична рабам Божиим, то есть печаль неуместная или вышемерная. А ты уже пресытилась печалию, пора и отложить оную и взяться за благонадежие. И простой опыт свидетельствует, что после сильной бури в море бывает велия тишина. Будем мы надеяться и ожидать подобного .

    Печаль от искушений может легко стать «вышемерной», т.е. больше того огорчения, которое естественно для данного случая. Тогда мы начинаем делать вещи, которые неразумны и идут во вред нам. Это противно воле Божией, противно апостольской заповеди, в которой нам предписывается поступать ровно наоборот: не печалиться, тем более вышемерно, а радоваться в искушениях.

    Чему же тут радоваться? Тому, что искушения попустил к нашей же пользе, в чем через некоторое время убедимся сами. Тому, что искушения не бесконечны, придет и покой, в котором забудутся все наши скорби. Тому, что через искушения мы становимся лучше, а значит они в наших интересах.

    А также тому, что познаем, что смирение, которое вырабатывается в нас искушениями, отбрасывает и сами искушения. Преп. Анатолий (Зерцалов) утешает:

    …Эти годы – это искушение есть одно из звеньев цепи искушений, тебя преследующих. А только переменяются эти звенья. Все же они имеют один корень: «Я, мол (т.е. Н.), уж очень умна и знаю дело». Следовательно, если смиришься и сознаешь свою немощь – все твои искушения всею цепью отлетят от тебя .

    Искушения в нашей жизни сменяются, не меняется лишь регулярность, с которой они настигают нас. Это говорит о том, что нам, к сожалению, нужен не один, а много уроков для того, чтобы понять, что от нас требуется. Мы ходим вокруг да около, ищем некие частные причины искушений. В то время как их корень – наша самоуверенность в том, что мы умные и все знаем, тщательно закрывается от нас нашим самолюбием и нашей гордостью.

    Но стоит смириться и осознать свою немощь, так тут же и увидим, сколько неправого от нас исходит в жизни. И что искушения только лекарство, нужное нам для исправления. Так исправимся, и вся цепь искушений отлетит от нас.