Болезни Военный билет Призыв

Тетрадь лабораторных работ биологии 9. Лабораторные и практические работы по биологии (9 класс)

Лабораторные работы к курсу «Биология 9 класс»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: " Сравнение растительной и животной клеток "

Цель: сравнить особенности клеток растений и животных.

Оборудование:

микроскопы,

микропрепараты клеток многоклеточных растений и животных

Ход работы:

рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток животного и растительного организмов организма

сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах

Оформление результатов:

Заполните таблицу

Клетки ткани

Рисунок клетки

Особенности строения

Выполняемые функции

Столбчатой

Покровной

Нервной

Мышечной

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: " Изучение митоза на постоянных микропрепаратах "

Цель: используя готовый микропрепарат, познакомиться с фазами митоза

Оборудование:

микроскоп

постоянный микропрепарат «Митоз в корешке лука»

Ход работы:

рассмотрите микропрепарат на малом и большом увеличении

найдите интерфазную клетку, клетки с разными фазами митоза

Оформление результатов:

Зарисуйте профазу, метафазу, анафазу и телофазу митоза

Сделайте вывод, объяснив: по каким признакам вы определили разные фазы митоза.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

по теме «Решение генетических задач»

Сколько типов гамет и каких даст генотип: 1) Аа; 2) вв

Скрестили гомозиготных норок: серебристую самку и коричневого самца. Серебристый цвет доминирует над коричневым. Определите генотипы и фенотипы потомства.

Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. У ребенка - голубые глаза. Какие генотипы по цвету глаз у отца? У матери? У ребенка? (Карий цвет глаз доминирует над голубым).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: " Статистические закономерности модификационной изменчивости "

Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака

Оборудование: каждому из 5 вариантов

по 20 экземпляров натуральных объектов (семена фасоли, клубни картофеля, листья лавра, колосья пшеницы, цветущее комнатное растение)

карточка с заданием

Ход работы:

рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, определите их размеры

выполните задания, предложенные вам на карточке

Оформление результатов:

полученные данные занесите в таблицу, в которой сначала по горизонтали расположите в порядке возрастания v -варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже - частоты их встречаемости - p . Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие - редко

отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике

вычислите среднюю величину признака:

Σ ( vp )

M = ------------,

где M - средняя величина признака, n - общее число вариант

Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Задания на карточках:

Вариант 1.

Измерили рост учеников в 3-б классе, значение (в см) получились следующие

110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110.

Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака.

Вариант 2.

Определили массу учеников в 3-б классе, значение (в см) получились следующие

25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27.

Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: " Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных "

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы, идиоадаптации,

дегенерации и объяснять их значение

Оборудование:

гербарные материалы водорослей, мхов, папоротников, сосны, цветковых растений

таблица «Разнообразие приспособлений у птиц»

картины по зоологии (лось, тюлень, летучая мышь)

влажный препарат «Бычий цепень»

Ход работы:

рассмотрите растения, назовите имеющиеся у них органы

рассмотрите клювы и лапы у птиц, каковы их особенности

выявите особенности внешнего строения млекопитающих из разных отрядов

вспомните, какие системы органов есть у бычьего цепня, каково их строение

Оформление результатов:

запишите особенности строения организмов в тетрадь

Сделайте вывод,

объяснив по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных

раскрыв эволюционное значение идиоадаптаций и дегенераций у животных

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Приспособленность растений к совместному обитанию в еловом лесу»

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности

Оборудование:

гербарные материалы или наборы картинок (черника, майник, кислица, брусника, седмичник, копытень)

справочные материалы:

описание особого растительного сообщества -

елового леса описание растений

Ход работы:

рассмотрите растения на картинках, прочитайте справочные материалы

Оформление результатов:

заполните таблицы и продолжите записи

Условия жизни растений в еловом лесу:

Освещение…

Температура…

Наличие насекомых-опылителей…

Прочитайте характеристики растений, внесите данные в таблицу:

Приспособления

К жизни при недостатке света:

крупная листовая пластинка

листья не крупные, но растение вечнозелёное

К бедной почве:

наличие клубней

наличие корневищ

наличие других органов запаса

К недостатку насекомых-опылителей:

вегетативное размножение

крупные белые цветки

цветки в соцветиях

опыление мухами

наличие самоопыления

Сделайте вывод, дополнив записи:

Несмотря на в целом неблагоприятные для растений условия елового леса. . ., они являются оптимальными для типичных трав этого фитоценоза в результате особых биологических и морфологических особенностей (приспособлений) . . .

ПРИЛОЖЕНИЯ

Справочные материалы.

Еловый лес - особое растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, прохладный и влажный. Ель создаёт очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве сплошной зелёный ковёр мхов, на фоне которого растут немногочисленные травы и кустарники.

Состав растений нижних ярусов во многом определяется составом почвы: где почва более сырая и бедная питательными веществами, на моховом ковре мы видим заросли черничника, а где почвы лучше обеспечены питательными веществами, развивается сплошной ковёр кислицы, на самых же бедных и очень сырых почвах - покров из кукушкиного льна.

Ель меняет окружающую среду, создаёт под своим пологом специфические условия. Ель - эдификатор (вид, который создаёт среду обитания для растений данного фитоценоза) Это стройное изящное дерево с пирамидальной кроной, которая густая и плотная, поэтому пропускает мало света. Ель не может расти в слишком сухом климате, не растёт она и на очень бедных питательными веществами почвах. Растения, которые мы там видим, хорошо переносят сравнительную бедность почвы и её повышенную кислотность. Под пологом ельника почти не бывает движения воздуха. И в ельнике вы почти не найдёте растений, семена которых были бы с «парашютиками» или иными приспособлениями для распространения ветром. Зато много растений, семена у которых мелкие, похожие на пыль, распространяются даже очень слабыми потоками воздуха.

Среди растений, встречающихся в ельнике, немало таких, у которых белые цветки. Такая окраска - приспособление к скудному освещению под пологом елового леса (белые цветки хорошо заметны в полумраке, их легко находят насекомые-опылители, которых в лесу очень мало)

Почти все травянистые растений елового леса - многолетние, размножаются они в основном вегетативно, так как появление нового растения из семени в ельнике сопряжено с многими трудностями: прорастанию семян мешает плотный слой мёртвой хвои на почве и мхи.

Ещё одна характерная особенность растений ельника - то, что многие из них остаются зелёными на зиму. Весной, как только сойдёт снег, можно увидеть зелёные перезимовавшие листья, в которых, чуть потеплеет, начитается процесс фотосинтеза. Лишь немногие травы к осени теряют свою надземную часть и зимуют в виде подземных органов (майник, седмичник)

Описание растений.

Черника - кустарничек, который сбрасывает свою листву на зиму. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Цветёт черника примерно тогда же, когда цветёт черёмуха, или чуть раньше. Цветки у неё бледно-зелёные или розовые, похожи на мелкие шарики величиной с небольшую горошину. Цветение длится недолго, венчики быстро опадают и становится видно зелёные завязи с плоской, словно срезанной верхушкой. Черника редко размножается семенами, она удерживает место в лесу благодаря разрастанию тонких ползучих корневищ. Она может жить 100 - 200 лет.

Майник двулистный - это растение очень изящно во время цветения. От земли приподнимается небольшой тонкий стебелёк с двумя листьями сердцевидной формы, наверху - рыхлая кучка мелких белых цветков с приятным запахом. Цветёт майник в самом начале лета. У цветущих растений два листа, у нецветущих - только один. Майник - растение многолетнее. Надземные органы у него к зиме погибают, а подземные остаются живыми - под землёй у майника тонкое ползучее корневище.

Кислица обыкновенная - маленькое хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Листья кислицы имеют характерную форму: каждый из них состоит из трёх отдельных частей. Листья содержат соли щавелевой кислоты, они кислые, (отсюда произошло название растения). Дольки листа кислицы способны складываться и поникать, так бывает перед ненастной погодой и при солнцепёке. Складываются листья и на ночь. В основании листьев откладывается запас питательных веществ. Цветёт кислица в конце весны, цветки её небольшие белые с розовым оттенком. Каждый из них сидит на конце тонкой цветоножки. Цветки самоопыляются. Плоды представляют собой крохотные зеленоватые шарики. Эти невзрачные плоды способны стрелять своими семенами - такой способ активного разбрасывания семян в растительном мире встречается нечасто. Кислица одна из немногих трав ельника, которая размножается семенами. Она также хорошо размножается вегетативным путём с помощью корневища.

Брусника - вечнозелёный кустарничек. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Брусника сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Листья брусники сохраняются 2- 3 года, несколько раз перезимовывают под снегом, они плотные, кожистые. На верхней стороне листьев заметны мелкие многочисленные точки - это мельчайшие ямки, содержащие особые клетки, назначение которых - улавливать дождевую воду, попавшую на лист (брусника способна поглощать воду не только корневищами, но и листьями). Цветёт брусника в конце весны, почти одновременно с ландышем.

Седмичник европейский. Цветок седмичника похож на снежно-белую звёздочку, размером с копеечную монетку. У каждого растения бывает только один цветок. В цветке 7 лепестков. Чашелистиков и тычинок (отсюда и название растения) Седмичник - летне-зелёное растение, его надземная часть к зиме отмирает. Он - многолетнее растение. Зимует у него тонкое, расположенное у самой поверхности почвы, корневище.

Копытень европейский. Листья этого растения имеют очень характерную форму: листовая пластинка округлая, но с той стороны, где располагается черешок, она глубоко вырезана (похожа на копыто). Листья копытня крупные, довольно плотные, темно-зелёные, они зимуют под снегом. Стебель растения никогда не поднимается над поверхностью почвы, он всегда распростёрт по земле, на нём развиваются 2 листа на длинных тонких стебельках один против другого. Под землёй - корневище. Осенью на самом конце стебля, в развилке между листовыми пластинками, можно увидеть крупную почку. В центре - небольшой шарик, похожий на дробинку, это бутон. У копытня бутоны формируются осенью, а цветёт он весной, рано - вскоре после таяния снега. Цветки направлены к почве, опыляются мухами. У цветков необычная красновато-коричневая окраска, у них только 3 лепестка. В середине лета из цветков образуются плоды, в них - буроватые блестящие семена размером с крупинку пшена. Каждое из них снабжено небольшим мясистым выростом белого цвета - этот вырост привлекает муравьёв.

Лабораторная работа№1

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом

Цель работы: закрепить знания о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.

Ход работы:

хрящевой ткани, выполните

необходимые подписи.

    В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.

Отметка "5" ставится, если ученик:



Отметка "4"



Отметка "3" ставится, если ученик:


Отметка "2" ставится, если ученик:

Лабораторная работа № 2

Выявление изменчивости организмов.

Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости.

Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

Результат занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

2. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

3. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

Лабораторная работа №3

Морфологический критерий вида

Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

ХОД РАБОТЫ.

простые – сложные

тип жилкования

прикрепление на стебле

листорасположение

СТЕБЕЛЬ:

травянистый или одревесневший

прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся

ЦВЕТОК

СОЦВЕТИЕ

ПЛОД

Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

Лабораторная работа №4

Изучение палеонтологических доказательств эволюции

Цель работы: изучить палеонтологические доказательства эволюции на примере археоптерикса

Оборудование: учебник

Ход работы:

1. Прочтите текст, приложения.

2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов.

4. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

5. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

6. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, заполните таблицу:

Характеристика археоптерикса

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Лабораторная работа №1

«Изучение приспособленности организмов среде обитания»

Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

Ход работы

    Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.

    Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.

Вид

Ареал

Место обитания

Форма и окраска тела

Развитие когтей

Агама кавказская

Агама степная

3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.

Типы ног у взрослых насекомых

Конечности насекомых, представляющие систему подвижно соединённых друг с другом рычагов с большим числом степеней свободы, способны к разнообразным и совершенным движениям.

Бегательные

Такие конечности можно обнаружить у тех, кто вынужден быстро перемещаться за живой добычей. Например, у пахучего красотела– длинные тонкие ноги, которые позволяют ему проявлять большую проворность.

Копательные

Встречаются у насекомых, живущих в норах или являющихся вредителями корневой системы растений. Широко известный пример – Обыкновенная медведка , первая пара ног которой преобразована в короткие утолщенные конечности, снабженные мощными мускулами и оканчивающиеся закругленной уплощенной с зазубринами. Благодаря этому ей удается разбивать плотные комки почвы и копать в ней ходы.

Плавательные

Этот тип ног – относительная редкость, потому что подобные видоизмененные конечности в форме «весел» необходимы только тем немногочисленным насекомым, что обитают в воде. Например, если посмотреть на водяного клопа , можно увидеть, что у него они отличаются уплощенной, обтекаемой формой без зазубрин и утолщений. Это помогает гораздо быстрее двигаться в воде, но, если жук случайно попадет на сушу (что возможно, как минимум, потому, что все насекомые дышат атмосферным воздухом), такие конечности при передвижении будут даже мешать.

Прыгательные

Четырехчлениковые задние ноги большого зеленого кузнечика , и других представителей Кузнечиковых отличаются большой длиной бедер и голеней, а также их особым соединением («назад коленом»), что позволяет им перемещаться на расстояния, в десятки раз превышающие размер их тела.

Хватательные

Переднюю пару хватательных ног можно увидеть у богомола , который при их помощи «выясняет отношения» с сородичами или охотится на мелких и средних насекомых, причем не только вредителей, но и полезных, например, пчел.


Ходильные

По строению они не особенно сильно

отличаются от бегательных, но

обычно имеют меньшую длину и

меньшую разницу в размере между

Соседними члениками. Ходильные

ноги встречаются у многих жуков,

например, долгоносиков или

Собирательные

На и лапке задних ног медоносной пчелы , находится специальное приспособление – корзиночка для сбора пыльцы.


АГАМА КАВКАЗСКАЯ
(Agama caucasica)



Область распространения которой охватывает все Восточное Закавказье, горный Дагестан, южные районы Туркмении и Таджикистана, а также Северо - Восточную Турцию, Иран и Афганистан. Подобно большинству, она имеет довольно массивную угловатую голову и широкое приплюснутое туловище, покрытое сверху мелкой чешуей, среди которой вдоль спины выделяется дорожка из нескольких рядов увеличенных плоских чешуи. Общий фон ее туловища оливково-серый, грязно-бурый или пепельно-серый, что в значительной мере зависит от колорита окружающей местности. На светлых известковых скалах ящерицы белесые, почти белые, тогда как на темных базальтовых лавах они грязно-бурые или почти черные. По сторонам спины расположен обычно сетчатый узор из темных разводов и линий, а нижняя часть тела грязно-серая с мраморным узором на горле. Длина взрослых особей достигает 36 см вместе с хвостом. Кавказская агама - настоящее горное животное, избирающее для своего местообитания различного рода скалы, каменистые склоны и отдельно лежащие крупные каменные глыбы. Поселяется она также на крутых откосах и склонах вдоль горных дорог и на сложенных из крупных камней заборах и стенах строений. Убежищами ей служат всевозможные трещины и щели между камнями, от которых ящерица не отходит обычно далее чем на несколько метров. Несмотря на свою кажущуюся неуклюжесть, агамы очень подвижны; перебегая открытое пространство, они высоко задирают хвост, а взбираясь на скалы, напротив, плотно прижимают его к камню, используя в качестве опоры хвостовые шипы. Приближающуюся опасность ящерица замечает уже на расстоянии 25-30 м и настороженно обращается в сторону врага, выдавая свое волнение быстрыми наклонами головы. Подпустив врага на 2 - 3 м, она поспешно срывается с места и, подбежав ко входу в убежище, плотно прижимается к камню, скрываясь внутрь лишь в случае крайней опасности. Вытащить забившуюся в щель агаму чрезвычайно трудно, поскольку она сильно раздувает тело, цепляясь многочисленными шипами за малейшие неровности почвы. Нередко животное настолько сильно заклинивается в узкой щели, что оказывается не в состоянии самостоятельно выбраться и погибает от истощения. Пойманная ящерица очень редко пускает в ход зубы, перестает сопротивляться и впадает в полуобморочное состояние. Ее можно положить на спину, подвесить за хвост и даже поставить на голову - животное будет оставаться неподвижным и лишь какой-нибудь резкий звук, например удар в ладони, сейчас же выводит агаму из оцепенения. По утрам агамы появляются из убежищ вскоре после восхода солнца и, взобравшись на камень или выступ скалы, принимают длительные солнечные ванны, высматривая в то же время добычу, состоящую из различных насекомых, пауков, многоножек или небольших ящериц. Значительное место в их кормовом рационе составляют также цветки, листья, сочные плоды растений, отчего осенью челюсти ящериц бывают сплошь вымазаны липким синим соком. Заметив добычу, агама быстро к ней направляется и всегда безошибочно схватывает, иногда слегка подпрыгивая и отрываясь от земли передними лапами, если насекомое находится в воздухе. В конце сентября - начале октября агамы уходят на зимовку, собираясь по нескольку десятков или даже сотен в какой-либо глубокой щели или промоине в скалах. Края таких щелей бывают сглажены шероховатыми телами многих тысяч проползавших из года в год ящериц. Известны случаи массовой гибели зимующих агам в особенно суровые зимы. Однажды на берегу озера Севан в Армении было обнаружено целое кладбище из нескольких десятков замерзших и высохших агам.

ГАМА СТЕПНАЯ
(Agama sanguinolenta)

Принадлежит к числу наиболее характерных ящериц степей и пустынь Казахстана и Средней Азии. От других среднеазиатских представителей своего рода она отличается однородной, ребристой, с приостренными шипиками чешуей туловища и длинного хвоста и небольшим ушным отверстием, в глубине которого расположена барабанная перепонка. Общая длина животного не превышает 30 см, причем взрослые самцы заметно длиннее самок. Молодые агамы сверху светло-серого цвета с проходящим вдоль хребта рядом светло-серых более или менее овальных пятен, распространяющихся на основание хвоста, и двумя рядами таких же вытянутых в длину пятен по бокам туловища. С возрастом расцветка меняется, и взрослые ящерицы становятся серого или желтовато-серого цвета, причем у самцов темные пятна часто почти полностью исчезают. При повышении температуры, а также под влиянием какого-либо нервного возбуждения скромная расцветка половозрелых агам уступает место чрезвычайно яркой окраске, причем обнаруживаются существенные цветовые различия между полами. У самцов горло и вся нижняя поверхность туловища и конечностей становятся темно- или даже черно-синими, на спине появляются кобальтово-синие пятна, а хвост приобретает яркую оранжево-желтую окраску. В этих же условиях у самок основной фон туловища становится голубовато- или зеленовато-желтым, темные пятна на спине ярко-ржаво-оранжевыми, а ноги и хвост приобретают такую же, как у самцов, но менее яркую расцветку. Степная агама населяет песчаные, глинистые и каменистые пустыни и полупустыни, придерживаясь мест с кустарниковой или полудревесной растительностью. Встречается она также и в тугайных лесах по берегам рек, часто в непосредственной близости от воды. В качестве убежищ степные агамы используют норы грызунов, пространства под камнями и трещины в грунте. Реже они вырывают собственные норы, располагающиеся между корнями или у основания камней. Пищей им служат всевозможные насекомые, пауки и мокрицы, а также сочные части растений, в частности цветки. Из насекомых эти ящерицы предпочитают муравьев, которых они ловко захватывают при помощи клейкого языка. Бегают агамы очень быстро, держа тело приподнятым на вытянутых ногах и не касаясь хвостом земли. Чрезвычайно ловко взбираются они по стволам и веткам деревьев и кустарников, перепрыгивая иногда с ветки на ветку на расстояние до полуметра. В селениях их можно видеть бегающими по вертикальным поверхностям глинобитных и каменных заборов и стенам построек. Каждая взрослая ящерица обладает сравнительно небольшим по величине участком обитания, за пределы которого выходит очень редко. Распространена степная агама в пустынной и степной зонах Казахстана, Средней Азии, Афганистана и Северного Ирана до Восточного Предкавказья на западе и Северо - Западного Китая на востоке.


Предварительный просмотр:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.

Биология.

Общие закономерности

9 класс

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1

Изучение результатов искусственного отбора

Цель работы: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.

Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенные сорта яблок, найдите черты сходства и отличия у них с диким предком.
  1. Заполните таблицу

Сравниваемые признаки

Название сорта яблок

Антоновка

Белый

налив

Пепин шафранный

Дикая яблоня

Окраска плодов

Окраска мякоти

Вкус

Размер

Сроки созревания

  1. Объясните причины отличий, сформулируйте вывод.

Вывод:

Лабораторная работа № 2

Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Цель работы: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания и их относительный характер

Ход работы:

  1. Определите среду обитания каждого из образцов.
  2. Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.
  3. Заполните таблицу
  1. Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 3

Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений

Цель работы: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные растения.
  2. Выявите ароморфозы у предложенных образцов. Заполните таблицу.

Название вида

Особенности строения

Ароморфоз

Мох -

Хвощ -

Папоротник -

  1. Выявите идиоадаптации у предложенных образцов. Заполните таблицу

Название вида

Особенности строения

Идиоадаптации

  1. Каково значение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 4

Каталитическая активность ферментов в живых клетках

Цель работы: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках

Ход работы:

  1. В две пробирки налейте перекись водорода.
  2. В первую пробирку поместите сырой картофель.
  3. Во вторую пробирку поместите вареный картофель.
  4. Пронаблюдайте полученный результат. Заполните таблицу.
  1. Объясните свои наблюдения. Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 5

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом

Цель работы: выявить отличительные особенности строения растительной и животной клеток

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки.
  2. Рассмотрите готовый микропрепарат животной клетки.
  3. Найдите черты сходства и отличия в строении растительной и животной клеток. Сделайте рисунок и заполните таблицу.

4. Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 6

Митоз в клетках корешков лука

Цель работы:

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»
  2. Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.
  3. Сделайте рисунок и заполните таблицу.

Название стадии

Особенности стадии

Рисунок

4. В чем заключается биологическая роль митоза? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 7

Способы бесполого размножения организмов

Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарии растений и живые объекты растений.
  2. Предложите способы бесполого размножения этих растений.
  3. Заполните таблицу.

Название растения

способы бесполого размножения

Земляника

Лук репчатый

Традесканция

Фиалка

Пырей ползучий

Картофель

Георгин

4. В чем заключается биологическая роль бесполого размножения? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 8

Строение половых клеток

Цель работы: выявить отличительные особенности строения половых клеток.

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовые микропрепараты половых клеток.
  2. Заполните сравнительную таблицу.

3. В чем заключается биологическая роль половых клеток? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 9

Решение генетических задач. Составление родословной.

Цель работы: закрепить умение решения генетических задач и получить навыки по составлению родословной.

Ход работы:

1. Решите задачу на моногибридное, дигибридное или анализирующее скрещивание.

2. Составьте свою родословную.

3. Для чего необходимо знание законов генетики? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 10

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Цель работы: расширить и систематизировать знания о фенотипической изменчивости.

Ход работы:

  1. Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук)
  2. Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости.

3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.

4. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариант в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 11

Изучение фенотипов местных сортов растений

Цель работы: расширить знания о задачах современной селекции.

Ход работы:

1. Рассмотрите пакетики семян различных сортов томатов, изучите агротехнические аннотации и изображения плодов.

2. Опишите особенности двух сортов, заполните таблицу.

Особенности сорта

№ 1

№ 2

Фенотипические признаки

Требования к почве

Сроки созревания

Агротехника

Вкусовые качества

Урожайность

Сохранность и транспортабельность

Устойчивость к болезням

3. Соответствуют ли данные сорта требованиям нашего региона? Какими методами он были получены? Почему для каждого региона нужны свои сорта? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 12

Составление цепи питания

Цель работы: расширить знания о биотических факторах среды.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок 126 и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.

________________ →________________→_______________→_____________

2. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.

________________ →________________→_______________→_____________

________________ →________________→_______________→_____________

3. Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Биология в школе по праву считается одним из самых интересных предметов, так как изучает жизнь вокруг нас и самих нас. Учебников по ней много, подваемый материал один и тот же, но практические и лабораторные работы могут отличаться. Конечно, самые интересные программы по биологии школьники проходят в средних классах: растительный и животный мир.

В 9 классе начинается изучение самого человека, его организма, органов и клеток. Если что-то пропустить, в будущем изучение анатомии вызовет трудности. В последние десятилетия авторы учебников стараются выпускать к своим книгам также решебники, или готовые домашние задания. На примере ГДЗ по биологии, 9 класс , объясним, что это за методички и как ими правильно пользоваться.

Решебник по биологии, 9 класс – что собой представляет

Наверное, при слове «решебник», мы представляем себе список ответов по алгебре или физике. Действительно, начиналось все из точных предметов. Когда-то в советских учебниках приводились ответы на задачи и упражнения. Школьник мог, делая уроки, сверяться по ним. Конечно, списывать было бесполезно, так как без правильного решения учитель все равно ставил двойку.

Позже появились отдельные методички, где кроме ответов, и появились развернутые решения, с комментариями. Их надо было перед учебным годом искать и покупать самому, так как в школах они, естественно не выдавались. После учебного года решебники можно было выбрасывать.

С появлением интернета все стало намного проще. Теперь решебник к любому учебнику можно найти и скачать в сети, или просто пользоваться в режиме онлайн по необходимости. Но готовые домашние задания нужны не только к математике или физике. Конечно, домашних работа в тетради по биологии нет, учитель велит просто повторить урок и почитать учебник. Но есть практические и лабораторные работы, от которых и зависит оценка в четверти и году. Решебники по биологии предлагают подготовиться к этим работам дома, чтобы за партой чувствовать себя увереннее.

Почему ГДЗ биология, 9 класс важны не меньше учебников

Конечно, учебники читать нужно, как и школьный конспект. Но объем материала большой, кто знает, что попадется на практической или лабораторной работе. Поэтому и важно знать точно, какие вопросы задаст учитель, и ход работы на уроке. Вопросов не так уже много, если внимательно прочитать все, оценка будет выше.

Миф о вреде решебников

Учителя, естественно, запрещают пользоваться готовыми домашними заданиями. Многие родители тоже против. Во-первых, ребенок по их должен запомнить всю тему, какой бы она не была, а во-вторых, это все равно, что шпаргалка. Но это всего лишь миф. Приведем хотя бы результаты американских исследований, по которым дети, пользующиеся решебниками, знания усваивают в 1,5 раза эффективнее. К тому же повторение из ГДЗ закрепляет материал.

ГДЗ по биологии, 9 класс - рабочая тетрадь и экономия времени

В 9 классе есть много точных предметов, уроки по которым делаются долго. Зачем сидеть до поздней ночи, запоминая много страниц учебника, если можно просто подучить вопросы, которые попадутся на практической. Преимущество налицо.

Бывает, что школьник заболел или по другой причине не ходил несколько дней на уроки, а на носу лабораторная работа. Быть готовым к ней поможет методичка. Да и уверенность в своих силах всегда влияет на оценку.

Поэтому, от решебников действительно есть польза:

  • успеваемость улучшается
  • не нужно запоминать много страниц книги
  • «Биология, 9 класс, ГДЗ» онлайн легко найти и пользоваться