Болезни Военный билет Призыв

Тире и запятая в сложном предложении. Правила постановки тире в бессоюзном сложном предложении

Часто ли вам приходилось задумываться во время письма, когда ставится двоеточие, а когда - тире? Наверное, часто, ведь эти знаки препинания, как и любые другие, требуют соблюдения определенных правил, хотя в некоторых случаях и очень похожих. А вот каких именно - мы поговорим далее в статье.

Связь между обобщающими словами и двоеточием или тире

Рассуждая о том, когда ставится двоеточие, а когда - тире, в первую очередь нужно упомянуть те предложения, в которых употреблены однородные члены, а при них имеется обобщающее слово. Именно после него, перед перечислением, и необходимо двоеточие.

Так, например, в предложении: «В его рюкзаке всегда можно было найти интересные вещи: камешки, болты, металлические шарики и даже муху в спичечном коробке », перед перечислением стоит обобщающее слово «вещи », после которого в данной ситуации и ставится двоеточие.

Если же обобщающее слово находится после перечисления, то перед ним требуется поставить тире. Например: «Камешки, болты, металлические шарики и даже муха в спичечном коробке - вот вещи, которые всегда можно найти в рюкзаке у Петьки ».

Кстати, после обобщающего слова часто можно встретить и тире, что тоже является верным вариантом. Например: «Там все иначе - язык, жизненный уклад и даже ценности ».

Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях

Случаев, когда ставится двоеточие в сложных бессоюзных предложениях, несколько:

  1. Если вторая часть сложного предложения объясняет содержание первой. Тогда между ними можно поставить союзы «а именно» или «как то». Например: «Все в природе говорило о радости: с чистого неба ярко светило солнце, и на разные голоса пели птицы».
  2. Если во второй части предложения указывается причина того, о чем упоминается в первой его части. Тогда, кстати, между частями легко поставить союзы «потому что» и «так как». Например: «Иван был очень недоверчивым человеком: его слишком часто подводили близкие люди».
  3. Еще одним случаем, когда ставится двоеточие между частями предложения, является тот, где одна часть предупреждает о том, что изложение продолжится и далее. В таких предложениях в первой части употребляется, как правило, один из глаголов: видеть, знать, слышать, чувствовать и т. п. Например: «Петр и Анна знали: у них обязательно будет большая и шумная семья». Как видите, между частями этого предложения и подобных ему можно поставить союз «что», превратив его, таким образом, в сложноподчиненное предложение.

Допустимым вариантом является также и употребление в данных предложениях тире вместо двоеточия. Сравните:

  • Он понимал - случилось непоправимое .
  • Подобное при нем лучше не произносить - может обидеться .
  • Им казалось - еще немного, и все сбудется .

Кстати, предложения с предупреждением о продолжении повествования следует отличать от сложных предложений, не содержащих такового. В этом случае в них между частями ставится запятая. Например: «Знаю, жить они будут у нас ».

Когда ставится двоеточие в предложении с прямой речью

В тех предложениях, где используется прямая речь, двоеточие ставится после слов автора, например:

  • По дороге домой Нина жалобно спросила у Сони: «Ты сможешь когда-то простить меня?»
  • Она проговорила сквозь зубы: «Если бы ты знал, как мне ненавистна эта жизнь».

Предложения, в состав которых входит прямая речь, нужно отличать от сложноподчиненных конструкций. В последних перед придаточным ставят запятую, например:

  • По дороге домой Нина жалобно спросила у Сони о том, может ли она рассчитывать на прощение.
  • Она проговорила сквозь зубы, что ей крайне ненавистна эта жизнь.

В каких случаях ставится двоеточие в заголовке

Отдельного пояснения требуют правила написания заголовков. Если заголовок какого-то текста делится на две части, и первая из них (именительная) называет лицо, проблему, место действия и т. п., а вторая конкретизирует значение первой, то между ними ставится двоеточие.

Давайте рассмотрим примеры таких заголовков:

  • Ангина: признаки и методы лечения болезни.
  • Михаил Булгаков: неизвестные факты из биографии писателя.
  • Десять дней в Индии: страна чудес и контрастов.

Так что же ставить - тире или двоеточие?

В заключение можно сказать, что в современном языке решить, когда ставится двоеточие, а когда лучше обойтись тире, становится все проще, так как тире в этом « поединке» нередко выходит победителем.

По мнению знаменитого Д. Э. Розенталя, тире является более свободным знаком, часто « заходящим» и во владения двоеточия. Чем же это объясняется? Лингвист считает, что тире в предложении выполняет не только чисто синтаксические функции, но и придает ему эмоционально-экспрессивную окраску. Очевидно, поэтому его так любят употреблять авторы в художественной литературе и в периодических изданиях. В качестве примера можно привести несколько фраз из газет: «Выборы позади - можно подводить итоги » или «Эксперты называют этот процесс достаточно закономерным - спрос на земельные участки повысился ».

А значит, решать, когда ставится двоеточие в предложении, а когда - тире, можно и исходя из авторских предпочтений.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставятся следующие знаки препинания: запятая , точка с запятой , двоеточие , тире , реже – запятая и тире

Постановка того или иного знака препинания зависит от смысловых отношений, которые складываются между частями бессоюзного соединения, и от особенностей интонационного оформления предложения.

Запятая ставится между предикативными частями бессоюзного предложения, если они тесно связаны по смыслу, взаимозаменяемы, объединены между собой интонацией перечисления, не распространены или недостаточно распространены.

Например: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (Л.) Метель не утихала, небо не прояснялось. (П.) Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут. (С.-Щ.).

Точка с запятой ставится:

– если части бессоюзного сложного предложения несколько отдалены друг от друга по смыслу, значительно распространены и имеют внутри себя запятые (точка с запятой конкретизирует границы предикативных частей в сложном предложении, если на стыке их имеются отделенные запятой осложненные компоненты).

Например: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. (Т.); Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. (Пауст.) Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета. (Ч.)

– если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга (внутри таких групп части разделяются запятыми).

Например: Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна. (П.) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (Т.)

Комбинация этих знаков может быть также в многочленных сложных предложениях с бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связью частей, то есть на границе бессоюзного соединения частей нередко ставится точка с запятой, а на границе сочинительной или подчинительной связи в пределах частей – запятая.

Например: Долины сохнут и пестреют; стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей. (П.) Голоса моряков и женщин были слышны очень далеко; бледное солнце стояло в вышине, и казалось, что за морем дышит пышная и светлая весна. (Пауст.).

Двоеточие обычно ставится в бессоюзных сложных предложениях с односторонним смысловым отношением частей, при котором первая предикативная часть нуждается в распространении, конкретизации, а вторая часть характеризует (поясняет, дополняет, обосновывает) содержание первой. Этому способствуют и особенности интонации этих предложений, в которых между частями делается интонационная пауза, предупреждающая о продолжении высказывания. При этом каждая часть может состоять из одной или нескольких предикативных единиц, объединенных союзной или бессоюзной связью.

Следовательно, двоеточие ставится между двумя частями бессоюзного предложения:

при пояснительных отношениях , если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой (между такими частями обычно можно вставить пояснительный союз а именно).

Например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло, улицы были пусты. (П.) Погода была хорошая: морозило и тихо. (Л. Т.) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул. (Гонч.) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (П.)

при изъяснительных отношениях, если в первой структурно неполной части с помощью глагола речи, мысли, восприятия (говорить, сказать, думать, понимать, чувствовать, видеть, слышать и под.) или другого предикатива, выступающего в роли сказуемого, делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание во второй части, восполняющей содержание первой. При этом первая часть произносится с «неспокойным» понижением тона, сигнализируя о незавершенности высказывания и необходимости распространения сказуемого. Вторая часть таких конструкций может быть преобразована в придаточную изъяснительную с союзом что.

Например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.).

Сравните: Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.) Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами. (Ч.) Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти. (Н. О.) Я верил: если говорить о грустном весело, печаль исчезает. (М. Г.) Для них было ясно: они заблудились в лесу. (Сол.)

Надо учитывать, что в данных конструкциях сказуемое первой части может быть выражено глаголом действия, сопутствующего восприятию (выглянуть, оглянуться, посмотреть, прислушаться), а сам глагол восприятия отсутствует, но может быть восстановлен после глагола действия в качестве однородного сказуемого.

Например: Я выглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М. Г.)

Сравните: выглянул и увидел, что... . Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда, подходившего к станции. (Ч.) Смотрю: Печорин на скаку приложился из ружья... .(Л.).

Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения и паузы (с полным интонационным слиянием частей), то вместо двоеточия ставится запятая.

Например: Слышу, земля задрожала. (Н.) Помню, ты дитей с ним часто танцевала. (Гр.)

– при отношениях обоснования , когда вторая часть указывает причину, основание того, о чем говорится в первой части, интонационно подчеркиваются причинно-следственные отношения между ними, в результате чего вторая часть может быть преобразована в придаточное предложение с подчинительным союзом потому что, так как, поскольку и др.

Например: Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания. (Н. О.) Печален я: со мною друга нет... . (П.) Устоять на судах было невозможно: их бросало, как жалкие лодчонки, и кренило, казалось бы, до предела. (С.-Ц.) Степан боялся подойти к обрыву: скользко. (Шишк.) Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжесть войны. (Пауст.)

– если в первой части бессоюзного предложения имеются слова так, такой, таков, одно , конкретное содержание которых раскрывается во второй части.

Например: Я это сделаю так : выкопаю возле самого камня большую яму... .(Л. Т.) Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой. (Гр.) Одно было несомненно: назад он не вернется. (Т.)

– при выражении прямого вопроса во второй части бессоюзного сложного предложения.

Например: Он взглянул на Батурина: поймет ли? (Пауст.) Не заглядывая вдаль, так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. (Тв.)

Тире ставится в бессоюзных сложных предложениях с двусторонним отношением частей, выражающих взаимообусловленные действия и произносимых с интонацией обусловленности или резкого противопоставления, то есть интонацией незаконченности при произнесении первой части, повышения тона на ней и понижения на второй части с заметно выдержанной паузой между частями.

С учетом изложенного тире между частями бессоюзного соединения ставится в следующих случаях:

– если во второй части выражается неожиданное действие или содержится указание на быструю смену событий (между частями можно вставить союз и ).

Например : Дунул ветер все дрогнуло, ожило и засмеялось. (М. Г.) И только взялся Сережа за рог, гляжу Анчар к нам бежит по лощине. (М. П.) Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел, застонал, затрещал. (Н.)

– если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой (между такими частями устанавливаются противительные отношения обычно с компонентом-отрицанием в первой части, отношения подчеркнутого несоответствия или сопоставления, а между частями можно вставить противительный союз а, но, однако ).

Например: Не сумку у Мишки украли последнюю надежду похитили. (А. Неверов) Не кукушки загрустили плачет Танина родня. (Ес.) Я говорил правду мне не верили. (Л.) В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья в них оживает домашний мир вещей и игрушек. (Пауст.) Он гость я хозяин. (Багр.) Вы богаты мы бедны. (Л. Т.)

- если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно вставить слово поэтому или заменить ее придаточной частью следствия с союзом так что ).

Например: Я умираю мне не к чему лгать. (Т.); Лейтенант быстро взял штурвал на себя «ястребок» резко взмыл кверху. (С.-Ц.) Я бы в летчики пошел пусть меня научат. (Маяк.)

- если первая часть указывает на условие совершения действия , о котором говорится во второй части (она может быть заменена придаточной частью условия с союзом если).

Например: Любишь кататься люби и саночки возить. (посл.) Нравится рисовать рисуй на здоровье, никто не запрещает. (Пан.) Зима без снега лето без хлеба. (посл.) Хочешь быть счастливым выучись сперва страдать. (Т.)

- если в первой части указывается время совершения действия , о котором говорится во второй части (она может быть преобразована в придаточную времени с союзом когда ).

Например: Прилетели зяблики лес ожил. (Кайг.) Лес рубят щепки летят. (посл.) Ехал сюда рожь начинала желтеть. (М. П.); Я открыл глаза утро зачиналось. (Т.)

- если вторая часть выражает сравнение с тем, о чем говорится в первой части (ее можно заменить придаточной сравнительной).

Например: Береза в лесу без вершины хозяйка без мужа в дому. (Некр.) Молвит слово соловей поет. (Л.)

- если вторая часть с изъяснительным значением является неполной , а также при эллиптическом строении частей бессоюзных соединений.

Например: Он говорит болен. (Н.); Я глянул селедка! (Пауст.) Смотрим трамвай (Б. Ж.) Глянешь с горы какой вид! (Б. Ж.)

- если вторая часть образует присоединительное предложение , содержит не основную информацию, а дополнительную с пояснительным, причинным оттенком значения, а первая часть представляет в большей мере самостоятельное сообщение (присоединительная часть может начинаться местоименными словами это, так, такой). Причем при наличии слова это или при возможности его введения перед присоединительной частью может ставиться запятая и тире как единый пунктуационный знак.

Например: Широкий подъезд был совершенно пуст, это казалось мне странным. (Кав.) В саду, в горах листвы сверкали белые и небольшие лампочки, было похоже на иллюминацию. (Пауст.).

Сравните: Все предметы вокруг были отчетливо и преувеличенно реальны, так бывает, когда не спишь всю ночь. (Шол.) Она сидела неподалеку на скамье под покосившимся деревянным грибом, – такие делают в лагерях для часовых. (Пауст.).

Знаки препинания на границе предикативных частей бессоюзного многочленного предложения «обусловливаются смысловыми отношениями, которые выступают на первом плане членения его на две логические части, затем на втором плане, когда та или иная часть в свою очередь распадается на две части, характеризующиеся определенными смысловыми связями.

Например: Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать в Россию можно только верить. (Тютч.). (На первом плане отношения обоснования – ставится двоеточие; между двумя частями второй логически выделяемой части устанавливаются причинно-следственные связи, следствие – во второй части, поэтому ставится тире)»

Из этого следует, что употребление тех или иных знаков препинания в многочленном бессоюзном предложении обусловлено смысловыми отношениями, которые складываются между его частями с указанными особенностями их членения, и интонационными особенностями предложения.

Сравните: Я посмотрел вокруг сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. (Т.) Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово... (Бел.) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. (Г.) Любите книгу: она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (М. Г.).

Цель урока: Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Формирование умений:

  • устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
  • определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
  • правильно ставить двоеточие и тире в БСП,
  • определять синонимию БСП и СПП, ССП,
  • составлять БСП и употреблять их в речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Какие правила постановки двоеточия в простом предложении вы знаете? Приведите примеры постановки двоеточия в простом предложении.

Ответы: “Это двоеточие при обобщающем слове”.

Примеры :

  1. Острым складным ножом на палке вырезали разные узоры: то белое колечко, то узкую спиральку, то мелкую шахматную клеточку. (В. Сол.)
  2. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Гог.)
  3. У нее не было на лице никакого выражения, совсем никакого: ни волнения, ни радости, ни страха – ничего. (Сим.)
  4. А теперь вспомним случаи постановки тире в простом предложении.

Ответы : “Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, тире при обособлении приложений, тире при вставных конструкциях”.

Примеры:

  1. Работа – лучшее лекарство.
  2. Задача науки – постигать законы природы.
  3. Рана от ножа заживает, от слова – никогда.
  4. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
  5. Пришел ноябрь – месяц осенних заморозков.
  6. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  7. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень – Миша вышел из дома и не спеша пошел в сад. (Бун.)
  8. Тишина – она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, - стояла в лесах. (Пауст.)

II. Объяснение нового материала. Постановка двоеточия в БСП.

1. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если второе простое предложение имеет значение причины.

Печален я: со мною друга нет. (П.)

На какую известную вам синтаксическую конструкцию можно заменить данное БСП?

Ответ: “На сложноподчиненное предложение со значением причины” (Печален я, так как со мною друга нет.)”

2. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение пояснения.

В одном месте случилось совсем невероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух. (Олеша)

При этом между частями можно поставить слово а именно (происшествие, а именно:)

3. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение изъяснения.

Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка. (Л.)

Каким сложноподчиненным предложением можно заменить данное бессоюзное?

Ответ: “Сложноподчиненным с придаточным изъяснительным” (Я поднял глаза и увидел, что на крыше моей хаты стояла девушка.)

В БСП с двоеточием между его частями звучит предупредительная интонация.

III. Материал для отработки постановки двоеточия в БСП.

1. Киевские былины имеют героический характер: главное предназначение богатырей – стоять на рубежах Русской земли и сторожить ее от нашествий степных кочевников. (Ю.Лот.)

2. Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тург.)

3. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)

4. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него на висках и затылке, совершенно растрепались, бок, и грудь, и все панталоны были в снегу. (Гог.)

5. И он увидел: белый-белый как смерть Ланцелот стоит возле мертвых голов дракона. (Шварц)

6. Я отдернул руку: из самой середины цветка с яростным шипением вылетела пчела. (Л.Т.)

IV. Объяснение нового материала. Постановка тире в БСП.

1.Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение времени.

Пашню пашут – руками не машут.

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением времени. Когда пашню пашут, руками не машут.”

2. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение условия.

Волков бояться – в лес не ходить.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением условия. Если волков бояться, то в лес нечего ходить.”

3. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (Тург.)

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением следствия. Мелкий дождь сеет с утра, так что выйти невозможно.”

4. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях сравнения.

Слово молвит – соловей поет.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением сравнения. Слово молвит, словно соловей поет.”

5. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях противопоставления.

Не спеши языком – торопись делом.

Ответ: “Сложносочиненному предложению с противительными союзами. Не спеши языком, а торопись делом.”

6. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях быстрой смены событий, неожиданного результата.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(Кр.)

Какой конструкции синонимично данное предложение?

Ответ: “Сложносочиненному предложению с сочинительными союзами. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.”

Тире оказывается на высшей интонационной точке подобных БСП.

V. Материал для отработки постановки тире в БСП.

1. Поставишь кляксу – заставлю слизать языком. (Шварц)

2. В сумерки брат осторожно заглянул ко мне – я притворился, что сплю. (Бун.)

3. Взглянул – так и знакомый; взошел – так и живи. (Цв.)

4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. (Л.)

5. Гроза давно уже прошла – звезды засияли, все смолкло кругом. (Тург.)

6. Знай я ремесло – жил бы в городе. (М.Г.)

7. Светает – пора вставать.

VI. Материал для отработки постановки двоеточия и тире в БСП..

1. Все невольно глянули в окно: кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги. (Гог.)

2. Выйдя из дому, я пошел по улицам; они были странны: немо, тепло, сыро всюду, вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман, смешанный с лунным светом.

3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор. (Л.)

4. Меня отпусти на волю – я с голоду не умру, я не пропаду; дай мне пашню – я оброк хороший взнесу... (Тург.)

5. Утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем. (Тург.)

6. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. (Тург.)

7. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

8. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Тург.)

VII. Задание на эрудицию. Закончите цитаты из русских классиков, поставьте необходимые знаки препинания.

  1. Я помню чудное мгновенье... (П.)
  2. Идет направо...налево... (П.)
  3. Там чудеса... (П.)
  4. Сыр выпал... (Крыл.)
  5. Служить бы рад... (Гриб.)
  6. Чин следовал ему... (Гриб.)
  7. А потому обычай мой такой...подписано... (Гриб.)
  8. Забил заряд я в пушку туго и думал... (Л.)
  9. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы... (Гог.)

VIII. Домашнее задание: выучите теорию, выпишите из художественной литературы 8 предложений на двоеточие и тире в БСП, составьте их схемы.

Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это предложение, которое состоит из двух или более частей, причем эти части связаны только при помощи интонации и различных знаков препинания. Какие можно встретить? На этот вопрос можно ответить следующее: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. В данной статье мы рассмотрим случаи и примеры постановки тире в БСП.

Примеры БСП

Для начала рассмотрим примеры сложных предложений. Смысловые отрезки (части) таких предложений состоят в определенном смысловом соотношении, именно поэтому можно встретить как тире в бессоюзном сложном предложении, так и другие знаки препинания. Рассмотрим некоторые сложные предложения, части которых не связаны союзами или союзными словами. Например:

  • На улице было тепло, дул легкий ветер, вечерело.
  • Он вышел на улицу и увидел: все вокруг было в ужасном беспорядке, будто над городом пронесся смертоносный ураган.
  • Она сегодня хотела остаться дома: слишком она устала.
  • Он лег - перина провалилась под его грузным телом.
  • Я всмотрелся в толпу, пестрящую яркими нарядами и веселыми лицами, и увидел ее; она проходила неподалеку и одарила меня ласковой улыбкой, полной скрытой любви и материнской нежности.
  • За ночь погода переменилась - сегодня прогуляться не получится.
  • Он встал, подошел к столу, взял перо и чернильницу; к вечеру письмо было готово.
  • Сегодня Мария встала с постели и увидела цветы - вечером их не было.

Итак, каковы же правила постановки тире в бессоюзном сложном предложении? Попробуем в этом разобраться.

Знак препинания - тире

Правила постановки данного встречающегося достаточно часто, состоят из нескольких важнейших пунктов. Так, тире в БСП ставится, если:

  1. Первая часть предложения указывает на время события второй части.
  2. Первая часть содержит условие события.
  3. Вторая часть - или вывод, относящийся к первой части бессоюзного сложного предложения.
  4. Вторая часть имеет в своем составе сравнение, относящееся к событию первой части.
  5. Вторая часть является противопоставлением первой.
  6. В частях БСП содержится быстрая смена событий.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Время

В первую очередь тире в бессоюзном сложном предложении можно поставить при опускании подчинительного союза «когда». То есть подобную конструкцию БСП можно с легкостью заменить сложноподчиненным предложением с придаточной частью времени. Рассмотрим примеры предложений, в которых первая часть указывает на время события, произошедшего (или происходящего) во второй части.

  • Я проходила по парку - сгустились тучи.

Данное БСП, которое состоит из двух частей, можно заменить сложноподчиненным предложением: Когда я проходила по парку, сгустились тучи.

  • Ехали издалека - познакомились с иностранцами.

Эквивалент: Когда ехали издалека, познакомились с иностранцами.

  • "Дети вырастут - станут отважными космонавтами", - предположила мать.

Данное предложение состоит из слов автора и прямой речи, которая и представляет собой пример с тире в бессоюзном сложном предложении. Заменить ее можно следующим сложноподчиненным предложением: Когда дети вырастут, станут отважными космонавтами.

Условие

Данный случай очень похож на предыдущий. Единственное отличие заключается в том, что образец с постановкой тире в бессоюзном сложном предложении можно заменить на сложноподчиненное предложение с союзом «если». Рассмотрим некоторые примеры.

  • Была б хорошая погода - пошли бы мы с тобой гулять.

Заменим данное предложение на его сложноподчиненный эквивалент: Если бы была хорошая погода, мы бы пошли с тобой гулять.

  • Много будет спрашивать - ничего не узнаешь.

Сложноподчиненное предложение: Если будешь много спрашивать, ничего не узнаешь.

  • Не найдешь потерянную книгу - будешь наказан.

Данное предложение - яркий пример тире в бессоюзном сложном предложении. Подставим союз «если»: Если не найдешь потерянную книгу, будешь наказан.

Следствие, вывод

Такие бессоюзные сложные предложения часто заменяют сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия, которая присоединяется к главной при помощи союза "так что".

  • Весна наступила рано - в марте уже прилетели соловьи.

Сложноподчиненное предложение: Весна наступила рано, так что в марте уже прилетели соловьи.

  • Мальчик поссорился с родителями - получил в школе плохую оценку.

Мальчик поссорился с родителями, так что получил в школе плохую оценку.

  • Случилось ужасное землетрясение - многие дома серьезно пострадали.

Эквивалент: Случилось ужасное землетрясение, так что многие дома серьезно пострадали.

Сравнение

Также тире в бессоюзном сложном предложении ставится в таком случае, если вторая часть данного предложения содержит в себе сравнение. Как правило, подобную конструкцию можно заменить союзным СПП, в котором зависимая часть является придаточной обстоятельственной частью со значением сравнения.

Чтобы заменить БСП на сложноподчиненное предложение, между частями данного предложения можно подставить союзы «словно», «будто», «точно», «как», «подобно тому как» и некоторые другие.

  • Бдительный охотник заметил вдалеке рыжий лисий хвост - маленький огонек мелькнул среди темных деревьев.

Подставим один из возможных союзов: Бдительный охотник заметил вдалеке рыжий лисий хвост, точно маленький огонек мелькнул среди темных деревьев.

  • Сегодня шел очень сильный дождь - кто-то невидимый обливал каждого прохожего ледяной водой из большого ведра.

Сложноподчиненное предложение: Сегодня шел очень сильный дождь, словно кто-то невидимый обливал каждого прохожего ледяной водой из большого ведра.

Противопоставление

Противопоставление двух частей часто вызывает затруднения при выполнении упражнений на тире в бессоюзном сложном предложении. На самом же деле данный случай не отличается от других повышенной сложностью. В чем же его суть?

В таком БСП присутствует явное противопоставление второй части первой. То есть смысл первой части противоречит смыслу второй. Отличительная особенность данного вида предложений состоит в том, что его конструкцию можно заменить сложносочиненным предложением, части которого связаны при помощи интонации и одного из сочинительных противительных союзов («а», «но», «да» - в значении союза «но», «зато», «однако», иногда «же»).

Примеры бессоюзных сложных предложений с противопоставлением его частей:

  • Я решила сделать все сама - ничего у меня не получилось.

Заменяем: Я решила сделать все сама, но у меня ничего не получилось.

  • Заметив на улице бездыханное тело котенка, я забрала его домой и попыталась отогреть - вернуть его к жизни мне не удалось.

Сложносочиненное предложение: Заметив на улице бездыханное тело котенка, я забрала его домой и попыталась отогреть, но вернуть его к жизни мне не удалось.

  • Поставленные задачи осуществить не удалось - помог сестре решить ее проблему.

Эквивалент: Поставленные задачи осуществить не удалось, зато помог сестре решить ее проблему.

  • Ничего страшного не случилось - он все равно ужасно перепугался.

Замена: Ничего страшного не случилось, а он все равно ужасно перепугался.

Быстрая смена событий

Данная ситуация - это особый пункт, выделяемый при изучении правила о тире в бессоюзном сложном предложении. Такое предложение нельзя заменить ни сложносочиненным, ни сложноподчиненным эквивалентом. Основное его отличие от остальных БСП с тире заключается в значении составляющих его частей. Тире между частями бессоюзного предложения ставится в том случае, когда действие второй части происходит сразу после события первой части. Для лучшего понимания данного правила рассмотрим примеры.

  • Я вышел во двор - первый снег захрустел под моими подошвами.

Снег захрустел сразу после того, как герой рассказчик вышел во двор. То есть события БСП сменяются моментально.

  • Василий поднял занавески - в глаза ему ударил яркий солнечный свет.
  • Я стал думать о нашей проблеме - она сразу предложила оригинальное решение.
  • Он все-таки решился сесть на эту ненадежную скамейку - она незамедлительно разрушилась.

Постановка тире в БСП - достаточно сложная тема при изучении русского языка, так как в ее состав входят несколько важнейших пунктов. Но помимо тире и не вызывающей затруднений запятой, в таком предложении ставятся и другие знаки препинания. Рассмотрим некоторые особенности их постановки.

Двоеточие

Изучив постановку двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, можно с легкостью выполнять соответствующие задания. Когда же в БСП ставится двоеточие?

В данной ситуации также можно выделить отдельные пункты, однако, в отличие от правил постановки тире, таких пунктов всего три.

1. Вторая часть БСП указывает на причину события, произошедшего в первой части. В таком случае между частями предложения можно поставить союз «потому что», превратив его в сложноподчиненное предложение с придаточной частью причины. Примеры:

  • Я решил сегодня остаться один: слишком тягостно мне было чье-либо присутствие.
  • Мы не знали, как поступить: все наши идеи оказались ничтожными.

2. Вторая часть предложения поясняет смысл одного или нескольких слов из первой. Между частями такого БСП можно подставить союз «что». Помимо этого, первую часть можно дополнить глаголом, выражающим чувственное восприятие (увидел, заметил, ощутил, услышал, почувствовал). Примеры таких БСП:

  • И повторял он: нет никому спасенья.
  • Я выглянул в окно: на улице мела страшная метель.

  • Мать зашла в комнату к детям: Павлуша читал книгу о мореплавателях, Наденька строила макет военного истребителя.

3. Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части. В данном случае между его частями можно вставить устойчивое сочетание «а именно». Например:

  • Ее рисунок показался мне слишком пестрым. На нем не было пустого места: всюду летали чайки, играли дети и росли ярко-красные тюльпаны.
  • От него я узнал много нового: сведения о многих ученых, научные факты и подробности важных исторических событий.

Точка с запятой

При постановке данного знака препинания, в отличие от двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, нельзя руководствоваться конкретными правилами. В данном случае необходимо обращать внимание на смысл предложения (пользуясь принципом «здесь запятой - мало, а точки - много») и на состав частей сложного предложения. Так, если части БСП осложнены различными причастными/деепричастными оборотами, однородными членами и т. д. (то есть содержат дополнительные знаки препинания), их необходимо отделять друг от друга при помощи точки с запятой.

  • В тот вечер она, в красивом платье, сидя на сцене и забыв обо всем, играла любимую мелодию на виолончели; зал слушал ее, затаив дыхание.
  • Миша, подбоченившись, стоял рядом с матерью и грозно глядел на прохожих; мужчина, заметив серьезный взгляд пятилетнего мальчика, едва заметно улыбнулся.
  • Стоя в толпе, среди сотен или, может, тысяч встречающих, она ждала только его; как она и надеялась, он заметил ее сразу же.

Примеры БСП в художественной литературе

Знак препинания - запятая:

С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. (М. Шолохов "Тихий Дон")
Прокофий кинулся в дом, но в сенцах его догнали. (М. Шолохов "Тихий Дон")
Дверь, как и тогда, отворилась на крошечную щелочку, и опять два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты. (Ф. Достоевский "Преступление и наказание")

Тире в бессоюзном сложном предложении:

Мы долго грели лягушонка своим горячим дыханием — он все не оживал. (М. Пришвин "Лягушонок")

Хочу к нему — вы тащите с собой. (А. Грибоедов "Горе от ума")

Я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. (М. Лермонтов "Герой нашего времени")

Двоеточие в БСП:

В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени: он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. (Л. Толстой - "Война и мир")
Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее. (Л. Толстой - "Война и мир")

Точка с запятой:

Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь. (Л. Толстой - "Война и мир")

Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась. (Ф. Достоевский - "Преступление и наказание")

Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать. (Ф. Достоевский - "Преступление и наказание")

Итак, мы изучили конкретные случаи, когда ставится тире в бессоюзных сложных предложениях, состоящих чаще всего из двух частей. Использование сложных предложений в речи - показатель грамотности и богатства языка человека. Поэтому набирайтесь знаний и приобретайте умение правильно писать и говорить, которое является основой качественного образования.