Болезни Военный билет Призыв

Трактаты и речи цицерона. Цицерон и его идеи

Величайший римский политик и писатель, повлиявший на ораторское искусство – Марк Туллий Цицерон стал основоположником образцовой латинской прозы. Часть трактатов, работ и других сочинений сохранились до наших дней, по ним мы отследим развитие философии, литературы и истории того времени.

Ораторы и политики, в разные исторические эпохи, изучали его стилистику и использовали мудрость для создания собственных речей. Прошли тысячелетия, а учения Цицерона не утратили своей актуальности. Сегодня мы используем наследие Цицерона для совершенствования собственной речи.

Марк Тулий родился в 106г. до н. э. в Арпине. В юности он с братом переехал в Рим, где учился у философов, последователей идей Эпикура, и правоведов. В 76 он был избран квестором, так началась его юридическая и политическая карьера. Обширные знания в праве, философии и политике; дальновидность и красноречие обеспечили успех. Самые известные из речей оратора:

  • против Верреса;
  • против Катилины;
  • в защиту Росция из Америи;
  • в защиту Архии;
  • в защиту Сестия;
  • о консульских провинциях;
  • против Марка Антония.

Постепенно Цицерон стал уделять внимание праву и теории государства, вопросам этики и морали. Это отражено в трех работах «О государстве», «О законах» и «Об ораторе». Марк Тулий отличался преданностью и бескорыстным служением на благо римского государства. К тому же он так владел мастерством красноречия, что привлекал любого слушателя на свою сторону. Риторика – так называлось это искусство в Риме.

Он был идеалистом во всем. Стремился применить свое учение не только в политике или праве, но и в обучении. Серьезное отношение к духовной и практической составляющим поставило великого оратора на первое место в педагогике. Его борьба за правое дело сослужила ему плохую службу. В 43г. до н. э. Цицерона убили на почве политических интриг.

Роль риторики в истории

Нам сложно осознать значение устной речи в культуре античности. Тогда она пользовалась почтением всех слоев общества. Во времена Рима книги писались вручную. Их было крайне мало. Люди учили любимые произведения наизусть. Работы писателей, поэтов и ораторов записывались за тем, чтобы читать произведения вслух для больших аудиторий, и так передавать мудрость и знания.

В те времена авторы не придумывали книги с интересным сюжетом. Они красиво излагали исторические, географические и естественно-научные знания. Выступления ораторов имели не только практическую, но и художественную ценность. Это было настоящее искусство. Не зря Цицерон говорил о том, что мастера слова должны доставлять удовольствие своими выступлениями.

Еще важнее тот факт, что именно риторика играла главную роль в государственных и правовых делах. Яркие речи, которые трогали души слушателей, влияли на решения и исход голосований. Сегодня политика утратила это мастерство. Агитирующие тексты мы читаем в новостных статьях, а политики читают выступления с листа или экрана. Очень мало тех, кто излагает свои мысли без подсказок, понятно и красиво.

Три главных трактата Цицерона

Цицерон написал три трактата важных для искусства риторики. В них автор раскрыл проблемы и дал подробные теоретические и практические рекомендации ораторам и философам.

  • Об ораторе
  • Оратор

На написание работ Марка Туллия сподвигло недовольство риторическим образованием. Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством. Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации. Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования.

  • Стиль речи должен соответствовать теме. Нельзя «говоря о водостоках» употреблять пышные слова, о величии римского народа рассуждать низко и просто».
  • Речи нужна смысловая нагрузка. Она должна быть понятна слушателям.
  • Метафоры и сравнения помогают аудитории понять обсуждаемый вопрос.
  • Дикция, речевой ритм, чистый выговор – основа, без которой невозможно стать оратором.

Три работы подробно описывают структуры разных типов речей и законы их построения. Говорят об эмоциональной и смысловой нагрузке на разные части текста. Писатель считал, что одних природных талантов мало, для того чтобы овладеть искусством слова и стать хорошим писателем, оратором или поэтом. Обучение и оттачивание мастерства имели большее значение.

Краткое содержание трактатов Цицерона

Три трактата собрали весь ораторский опыт Марка Туллия на форуме, в политике и суде. Это не практический учебник, а художественное произведение, анализ исторических событий, личностей и мнение о них.

В трактатах «Об ораторе», «Брут» и «Оратор» он рассуждает о причинах, которые повлияли на то, что хороших мастеров слова были единицы. По его мнению, красноречие – слишком сложная наука, требующая профессионального мастерства и знаний. Тексты без научной подоплеки и глубокого смысла не имеют ценности.

Первое произведение написано как диалог, между Марком Антонием и Крассом. Итогом дискуссии становится понимание того, что искусство риторики, требует обучения у лучших ученых в разных областях знаний. При этом нельзя забывать, что говорить для собрания людей – это не то же самое, что говорить в среде образованных людей. Требуется работа над стилем и качеством речей.

Второе произведение подробно описывает историю развития философии и ораторства. Когда автор написал произведение «Брут», он отослал его Марку Юнию Бруту, стороннику аттицизма, который критиковался Цицероном за отсутствие фигур речи и простоту. Брут попросил разъяснить ему некоторые части текста, которые считал сомнительными.

Так, появился третий трактат «Оратор», который, по сути, был длинным письмом с разъяснениями. Именно там описан идеальный оратор, который умеет доказывать свои мысли, доставляет удовольствие подготовленными речами и умеет вдохновлять сердца.

Классификация выступлений

Цицерон разделял ораторов на три типа. Каждый из них он подробно описал в своем труде «Об ораторе».

  • Первые были резкими, суровыми и решительными. Они задевали сердца слушателей разнообразными, категоричными и торжественными речами. В них не было стеснения. Это были мощные и напористые личности.
  • Вторые являлись противоположностью первым. Их речи осторожны и предусмотрительны. Они разъясняли публике суть, поучая слушателей. Объясняли вопрос со всех сторон. Их выступления были прозрачными и сжатыми. Без лишнего пафоса. Как наставления учителей ученикам.
  • Последние были чем-то средним. Они не относились ни к первым, ни ко вторым.

Классификация сделана по авторам, а не по стилям речи, что нам кажется привычнее. Великий оратор считал, что стиль исходит не из темы, а из подачи текста автором. Хороший мастер слова доставлял удовольствие слушателям в своей характерной, манере. Он не умалял значение темы, выбор речевого колорита для конкретной аудитории и обстоятельств. Но подчеркивал, что разносторонне подкованный человек представит себя лучше, чем дилетант. Одно и то же можно сказать пламенно и ярко или вкрадчиво и спокойно. Это зависит от того, кто выступает.

Как писать речь

Практический подход мастеров слова актуален до сих пор. Как в любом искусстве, в нем есть свои законы. Методы написания текстов, для выступлений, придуманные тысячелетия назад, используют сегодня, без изменений. Марк Тулий Цицерон, как оратор, настоятельно рекомендовал использовать следующий план.

  • Продумать суть выступления.
  • Изучить предмет.
  • Написать тезисы в логическом порядке. Это будет план текста.
  • Продумать доводы по каждому спорному пункту.
  • Создать понятные метафоры.
  • Написать текст.
  • Запомнить речь.
  • Выступить перед слушателями.

При этом необходимо выполнить несколько задач.

  • Заслужить доверие слушателей.
  • Четко и понятно рассказать суть, изъясняясь чисто, в стилистике соответствующей теме.
  • Обозначить спорный вопрос и ответить на него.
  • Укрепить свое положение в глазах аудитории.
  • Опровергнуть точку зрения противника.
  • В заключение речи, нужно придать себе значимость и понизить положения соперников.

Выступление можно разделить на три части: написание, запоминание, представление. Если речь читается с листа, она вызывает меньше доверия. Автор должен знать, о чем говорит.

Как Цицерон запоминал свои речи

Речи, которые произносились на форуме, были длинными. Бумаги тогда еще не было, нельзя было написать себе подсказки. Для запоминания большого количества информации Марк Туллий использовал пространственное воображение. Он разработал простой и удобный метод.

  • Для того чтобы запомнить речь, следовало продумать символичные образы, которые ассоциируются с ключевыми словами, фактами, датами и цифрами. Этот метод называется мнемотехникой. Опорными точками для своих образов ораторы использовали колонны форума. Каждая, из которых, символизировала тему монолога. По ходу речи оратор переходил от одной колонны к другой, вспоминая план речи.
  • Запомнить большое количество образов и связать их между собой сложно. Проще создать матрицу образов. Это основа метода. Для этого тему разбивают на смысловые блоки и придумывают по 7–10 образов для каждого из них. Потом проверяют, насколько хорошо в памяти запечатлен каждый блок. После этого связывают блоки между собой в смысловую матрицу. А потом привязывают эти образы к пространству, которое будет подсказывать следующие тезисы.

Риторика Цицерона сыграла важную роль в становлении многих авторов. Вся античная эпоха была временем устной речи. С появлением пергамента и бумаги это искусство пошло на спад. Но писать европейцы учились по работам этого мастера слова. Соблюдая принципы, которые сохранились в его произведениях. Его талант очаровывал многих писателей всех последующих эпох. Они изучали тексты для того, чтобы использовать его приемы убеждения. Он до сих пор является триумфатором, чье наследие подает пример авторам.

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.) – римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Пик политической карьеры Цицерон – 63 до н.э., это был год его консульства и разоблачения заговора Катилины , за которое он был с триумфом провозглашен «отцом отечества». Но вследствие отказа поддержать триумвират Цезарь – Помпей – Красс , Цицерон постепенно все более теряет влияние и отходит от активной политики, в результате в апреле 58 до н.э. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию. Он возвращается в сентябре 57 до н.э., примыкает к партии Помпея, а после поражения последнего в Фарсальской битве (48 до н.э.) сдается на милость Цезаря, фактически ставшего единоличным диктатором. Одобрив убийство Цезаря, он оказывается в оппозиции к Марку Антонию , которого считает продолжателем дела узурпации власти. Серия знаменитых речей против Антония («филиппики») обозначает черту, которая подвела итог и политической карьеры, и самой жизни Цицерона.

Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и приватных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования. Обзор своих сочинений по философии Цицерон приводит в трактате О дивинации (Искусстве гадания ), книга 2, гл. 1. Этот обзор начинается словами: «Не раз я спрашивал себя, чем я могу быть наиболее полезным для республики, не оставляя моих забот о ней, после многих и долгих размышлений, пришел я к такому заключению: лучше всего будет, если я открою моим согражданам путь к благородным наукам». В 19–20 вв. наследие Цицерона интересовало историков философии в основном как источник сведений о платонической философии периода эллинизма (наиболее ценны материал о Филоне из Ларисы и Антиохе Аскалонском); Цицерон отражал в своих произведениях и современные ему идеи стоиков и эпикурейцев (Панетий , Посидоний), сознательно подражал диалогам Аристотеля.

Цицерон затрагивал вопросы соотношения риторики и философии, государственного устройства и, в частности, «наилучшего государства и наилучшего гражданина». Следуя за греческим историком Полибием и стоиком Панетием , он видит в Римской республике времен ее расцвета ту «смешанную политию», в которой демократия (свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах) оптимально сочетается с элементами аристократии (руководством со стороны разумнейших и достойнейших). Из теоретических гносеологических вопросов занимался вопросом о природе и статусе знания: есть ли критерии истинности познания? может ли знание о чем бы то ни было быть окончательным? В соответствии с учением Новой Академии, и в противоположность стоикам он отвечает на этот вопрос отрицательно. В работе О пределах добра и зла Цицерон последовательно опровергает учения о высшем благе эпикурейцев и стоиков, оставаясь при скептическом воззрении о невозможности теоретического обоснования высшего блага. В области же практической морали такое окончательное определяющее понятие Цицерон находит – это понятие природы: «кто следует природе, тот не ошибается», что сближает его позицию со стоической. Стоицизм был духовно близок Цицерону лишь отчасти: согласие в вопросах морали сопровождается резкой критикой веры в традиционных богов, стоического фатализма и связанной с этим веры в гадательное искусство (см. О природе богов , О ведовстве и О судьбе ). Одно из самых значительных произведений Цицерона – Тускуланские беседы в 5 книгах, в котором затрагивается широкий спектр философских вопросов. В нем он называет философию «наукой об исцелении души», «изыскательницей добродетели, гонительницей пороков», силой, объединившей «в общество рассеянных по земле людей».

Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и нравственному совершенствованию обогащает основу повседневного существования – дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной (О старости , О дружбе ). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма – само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas.


Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. вблизи города Арпина. Его отец происходил из сословия всадников. Когда Цицерону было 7 лет (по другим источникам 15), отец переехал в Рим, чтобы дать двум своим сыновьям достойное образование.

То, что Цицерон являлся не коренным римлянином, а переселенцем, из тех, кого римляне называли «новые люди» (homines novi), повлияло на его карьеру. Такие люди хотели любым способом возвыситься, стать известными. Цицерон мечтал стать консулом. Он неоднократно говорил впоследствии, что его юность была целиком отдана занятиям, что он посвящал им «дни и ночи» напролет. Цицерон изучал риторику, философию и право. Как раз в юности Цицерон написал свой первый «научный труд» - учебное пособие по риторике, называемое обычно «О подборе материала» (правда, позже Цицерон отзывался о нем как о «произведении незрелом и незавершенном»). Цицерон упорно стремился сделать хорошую карьеру и готов был приложить к этому все усилия.

Первая из дошедших до нас судебных речей Цицерона была произнесена в защиту некоего Публия Квинкция, который был шурином актера Росция, бывшего в свою очередь в близких отношениях с Цицероном (81 г.). Участие Цицерона в данном процессе и защита Квинкция имели определенное значение для его дальнейшей карьеры. Цицерон был вынужден с самого начала искать покровительства какой-либо знатной римской фамилии. Его наставник в области декламации Росций был вольноотпущенником семьи Росциев - представителей муниципальной аристократии. В свою очередь семья Росциев была довольно тесно связана с Метеллами - одним из знатнейших и влиятельнейших римских родов. Все эти связи и взаимоотношения, несомненно, учитывались Цицероном и были для него далеко не безразличны. Исход этого дела доподлинно неизвестен, но, вероятно, Цицерон этот процесс выиграл, потому как в следующем году он защищал на суде уже члена рода вышеупомянутых Росциев. И этот процесс был куда более громким, чем дело Публия Квинкция, потому что в нем был замешан Хрисогон – приближенный Суллы, диктатора того времени. Цицерон, испугавшись за свою жизнь, пытался не вмешивать в это дело Суллу, всячески выгораживая его. Однако опасность все же была. Некоторые ученые считают, что защита Росция не подвергала Цицерона никакой опасности. Скорее всего, это не так. Несмотря на то, что речь на суде и оправдание Росция принесли Цицерону огромную славу, он предпочел уехать из Рима, опасаясь мести Суллы и его приближенных, а совсем не из-за плохого здоровья и советов врачей (версия Плутарха).

Цицерон отсутствовал два года. За это время он посетил Афины, Малую Азию и Родос. Там Цицерон получил много новых знаний. Вернулся в Рим он только после смерти Суллы. Однако заниматься государственными делами он не спешил, заняв на время выжидательную позицию. Однако в 76 г. Цицерона избирают квестором. Это можно рассматривать как начало его общественно-политической карьеры. Он отправился в Сицилию и заслужил там известность и любовь местного населения. Но жажда большей славы привела Цицерона обратно в Рим. Он стал как можно чаще появляться на людях, выступать на Форуме, в судах. В этот период Цицерон блестяще выиграл процесс Верреса (5 речей, написанных для этого процесса, сохранились до сих пор и представляют особенную ценность). После этого Цицерон был избран претором. Теперь оставалось не так уж много до достижения им консулата. Правда, для него -чужака, пришельца, «выскочки», эта задача была вовсе не простой и нелегко достижимой. Тем более что его популярность как адвоката не могла компенсировать крайнюю нечеткость и неоформленность его политической позиции.

Он попросту не имел еще твердой репутации политического деятеля. Его политическая позиция была достаточно осторожной, «средней», а потому и достаточно неопределенной. А это было плохо для его карьеры. Цицерон прекрасно это понимал, и поэтому неожиданно принял решительный и удачный ход - открытое публичное выступление в поддержку Помпея. Помпей был в те годы наиболее популярной фигурой среди военных и политических деятелей Рима. Его успешные действия и победа над средиземноморскими пиратами в 67 г. сделали его буквально кумиром римской толпы. Поддержка Цицероном Помпея заключалась в том, что Цицерон выступил на Форуме с речью в защиту законопроекта трибуна Манилия. Это была первая чисто политическая речь знаменитого оратора. Суть дела сводилась к следующему: римляне вели затянувшуюся войну с понтийским царем Митридатом (к которому позже присоединился армянский царь Тигран) под командованием Лукулла, но после крупной победы римские войска вновь стали терпеть неудачи. Именно в этой ситуации народный трибун Гай Манилий внес предложение о передаче верховного командования в затянувшейся войне Гнею Помпею. По этому законопроекту Помпей получал неограниченную власть над всем войском и флотом на Востоке и права наместника во всех азиатских провинциях и областях вплоть до Армении. Эта речь имела достаточную убедительность и, без сомнения, закон Манилия утвердили.

В 63 г. до н.э. Цицерон был избран консулом. Это была его первая настоящая победа. Его главный соперник Катилина выступал за революционные преобразования в том случае, если его изберут консулом, но римляне воспротивились этому и отдали свои голоса за Цицерона. Однако после поражения на выборах Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Он выступил со знаменитыми Четырьмя сенатскими речами против Катилины, которые до сих пор славятся как образец ораторского искусства, и этим вынудил Катилину бежать из Рима. Его сообщники, по решению Цицерона, были казнены. После этого начался расцвет карьеры Цицерона. Его стали почитать, а Катон даже назвал его «отцом отечества». Однако не все было так гладко. Вот что пишет Плутарх: «Многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью - не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей».

Тяжелые времена для Цицерона настали после образования Первого Триумвирата, в который входили Юлий Цезарь, Помпей и Красс. Каждый из них старался привлечь Цицерона на свою сторону, видя в нем хорошего союзника. Однако Цицерон, поколебавшись, в итоге отказался поддерживать кого-либо из них, мотивируя это предпочтением остаться верным идеалу Республики. Обеспечить себе безопасность у Цицерона не получилось. Его неопределенная позиция оставила его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как тот дал против него показания на судебном процессе. Клодий добивался принятия закона, осуждавшего Цицерона на изгнание, как человека, казнившего римских граждан без суда и следствия (сторонников Катилины). Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Но в 57 г. Помпей прогнал Клодия с Форума (причиной тому стали нападки Клодия на Помпея) и вернул Цицерона из изгнания.

После смерти Красса противоречия между Помпеем и Цезарем обострились. Вопрос уже стоял не о сохранении Республики, а о том, кто будет императором. Цицерон не поддерживал ни Цезаря, ни Помпея, считая, что оба варианта «плачевны для государства». Когда началась гражданская война, он, опять после долгих колебаний, принял сторону Помпея. Впрочем, Цицерон не скрывал своего скептического отношения к замыслам Помпея и, в итоге, отказавшись возглавить его войско в битве при Фарсале и поссорившись с Помпеем Младшим, обвинившим его в предательстве, перешел на сторону Цезаря. В этом поступке хорошо проявляется характер Цицерона – переменчивый, лицемерный и лживый. Цицерон не имел твердой позиции, постоянно колебался, и в итоге ему от этого не было никакой пользы.

Во время правления Юлия Цезаря Цицерон отошел от государственных дел, занимаясь философией. Он не мог примириться с установлением диктатуры, однако в начале правления Цезаря Цицерон считался его сторонником, и даже голосовал за присвоение ему «чрезвычайных полномочий». Но потом, видя, что Цезарь желает завоевать весь мир, Цицерон стал его противником и, по некоторым версиям историков, возглавил заговор против Цезаря. Существует такая версия, что, убив Цезаря и подняв окровавленный кинжал, Брут воскликнул: «Цицерон». И поздравил его с восстановлением свободы. Это вполне похоже на правду, так как Цицерон в письме Аттику говорил, что «не смог насытить свой взор зрелищем заслуженной гибели тирана». Он писал вслед за Платоном, что душу тирана может излечить только смерть. Однако ожидания Цицерона оправдались не полностью: гибель лишь усилила привязанность толпы к Цезарю. Его по-прежнему любили и поддерживали. По этому поводу Цицерон с горечью воскликнет: «О, всеблагие боги, тиран мертв, но тирания жива!» И вновь Цицерон ведет себя странно: после убийства «тирана» он так и не объявился в стане заговорщиков, только одному из них отправив записку.

С 44 г. до н.э. Цицерон вновь возвращается в политическую жизнь. Борьба за власть развернулась вновь – теперь уже между Марком Антонием и Октавианом, наследником Цезаря. Цицерон теперь открыто поддерживал Октавиана, надеясь с его помощью добиться власти. В Марке Антонии он видел своего личного врага и с первых же дней начал выступать против него с оскорбительными и гневными речами, назвав их «филлипиками». Однако Октавий, придя к власти не без содействия Цицерона, заключил с Антонием и Лепидом союз, образовав Второй Триумвират. Антоний был настроен решительно против Цицерона, поэтому добился того, чтобы имя оратора было включено в списки обреченных на смерть. Октавий согласился с этим и включил Цицерона в число первых семнадцати человек, объявленных вне закона.

Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 г. до н.э. Когда он увидел догоняющих его убийц, то сам приказал рабам остановиться и высунул из-за занавеси голову, подставляя ее под нож убийцы. Примечательно то, что раб по прозвищу Филолог, которого Цицерон учил и воспитывал, указал солдатам путь его бегства, а центурион Геренний, которого он когда-то спас от обвинений в отцеубийстве, хладнокровно убил великого оратора.

Цицерон, в общем-то, пал жертвой собственных политических интриг. В жизни он часто поступал вопреки моральным принципам. Он совершил много ошибок: в начале своей общественно-политической карьеры он был близок к популярам, затем «перебежал» к оптиматам, долгое время колебался между Помпеем и Цезарем, сочувствуя первому, но не желая рвать и со вторым, не проявил достаточной последовательности в борьбе с тиранией, поскольку ориентировался на Октавиана. Однако нет смысла сейчас судить его –он «своим трагическим и полным достоинства концом искупил все свои прошлые прегрешения».

Приверженность Цицерона республике

Как уже было сказано, Цицерон был приверженцем республики. Он любил ее как «мудрое уравновешенное единение аристократических начал, проникнутых духом эллинской образованности». Он мечтал о крепкой республике, управляемой законами и достойными правителями (именно поэтому он поддержал в борьбе за власть Октавиана, считая именно его достойным правителем), основанной на «заветах предков». Свои идеи Цицерон готов был отстаивать, как истинный патриот. Например, когда Катилина пытался захватить власть в Риме и сокрушить республику, Цицерон объявил Катилину «врагом римского народа». Почти то же самое случилось и по отношению к Юлию Цезарю. Когда Цицерон почувствовал в нем угрозу Республике, то вынужден был избавляться от «тирана» физически, руками заговорщиков. Так или иначе, Цицерон считал Римскую империю именно «народным достоянием». Ведь «народным» его можно назвать только в том случае, если оно не находится в руках одного человека или одной группы. Как показывает опыт истории, плоха как власть толпы, так и власть одного. Поэтому Цицерон и был против монархии и тирании.

Однако лучшей формой правления Цицерон считал смесь монархии, аристократии и народовластия. Власть толпы он считал недопустимой и склонялся к тому, чтобы народ находился под властью жесткого правителя. При всей его хвале республиканизму, он сам «имел склонность к цезаризму», чего нельзя отрицать.

Истинным защитником прав народа Цицерон быть не мог. Да, он – приверженец республики, но консервативного типа. Он борется против старой партии аристократов, но сам стоит на позициях богачей. Но и их власть не может быть лучшей для народа. Она ведет лишь к бесчестью, так как «нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими». А Цицерон – это политик, который отстаивал интересы горстки римской знати и элиты. Так или иначе, но к богатым он относился намного лучше, чем к «черни». Цицерон, будучи сильным оратором, смелым политиком и ярким писателем, сумел создать «величественный миф» о римской республике, но в этом он не убедил простой народ Рима, несмотря на то, что действовал с большим убеждением.

Однако всю свою политическую карьеру, начиная с 66 г., Цицерон провозглашал лозунг «согласие сословий». Он произносил его почти в каждой своей речи и оставался ему верен при любой ситуации. Особенно привлекательно эта идея звучала для людей во время гражданских войн. Она олицетворяла «республику» прежних времен и была призывом к «свободе», миру, благополучию. Также Цицерон утверждал о приоритете «тоги» над «мечом», т.е. считал, что согласие можно достичь мирным путем. Но эта идея тоже являлась утопической, особенно в те времена.

Так или иначе, огромное значение роли Цицерона в развитии римского республиканизма отвергать нельзя. Он и погиб, как честный и непримиримый борец за идеалы республиканского Рима. Надвигавшийся к концу его жизни принципат казался ему концом всей римской истории, и потому он погиб за прежние республиканские идеалы. Это была и трагедия самого Цицерона, и всего республиканского Рима, а вместе с тем и трагедия всего раннего эллинизма. Цицерон не представлял другого государственного устройства в Риме, кроме республики. Недаром одной из своих последних речей Цицерон с гордостью сказал: «Такова моя судьба, что я не могу ни победить без республики, ни быть побежденным без нее».

Государство по Цицерону

Цицерон много говорил о государстве помимо своих республиканских идей. На эту тему он написал такие известные произведения, как «О республике» (De re publica; чаще переводится «О государстве») и «О законах» (оба произведения написаны в форме диалогов).

По Цицерону, «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». В сущности, это правильно. Люди, которых объединяют общие цели и интересы, смогут построить идеальное государство. Однако, на мой взгляд, такого не бывает. Народ, где бы то ни было, редко является абсолютно сплоченным. Многие недовольны властью, правом, и общие интересы, касаемые государства, у многих разные. Но, несмотря на то, что полное единство не достигается, государства тем не менее существуют.

Цицерон считал, что главными достоинствами понятия «государство» являются:

1. Народ - это особая общность людей;

2. Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;

3. Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.

Самой лучшей формой государственного устройства Цицерон считал, как уже говорилось, смешанное устройство. Прочность государства зависит от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего - природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

Цицерон оказал огромное влияние на выработку норм естественного права. Он призвал философию стать помощницей, лоцманом всей правовой деятельности Римского государства. Миром правит высший разум. Он же должен выполнять роль всеобщего закона. В основе этого закона лежат четыре вида добродетели, ведущие к совершенству, – мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Тут Цицерон, как мы видим, был очень близок к установкам философа Эпикура.

Цицерон считал, что государственные деятели должны быть образованными и много сил отдавать государству. Сам же Цицерон, готовя себя к государственной деятельности, желал стать «лучшим человеком, полезным своему государству». Именно он одним из первых заявил о необходимости тщательно готовить и обучать элиту государства, чтобы она могла выполнить свою миссию. Он писал: «Лично я все то, что отдал государству (если я ему вообще что-то отдал), отдал, приступив к государственной деятельности подготовленным и наставленным… учителями и их учениями».

Также Цицерон говорил о том, что во главе государства должны стоять только честнейшие, мудрейшие и волевые люди. Иначе власть потерпит крах. И, кроме того, по мнению Цицерона, порочность владык делает дурной государственную власть.

Ораторское искусство Цицерона

Думаю, не лишним будет сказать и об ораторском таланте Цицерона. Возможно, не прославься он как оратор, то его политическая карьера не состоялась бы или не была бы такой удачной.

Вообще, первым оратором в Риме считался Гальба (II в. до н. э.). Он первым, по словам Цицерона, «стал применять в речи особые, свойственные ораторам, приемы: отступал ради красоты от главной темы, очаровывал слушателей, волновал их, вдавался в распространения, вызывал сострадание, использовал общие места». Но Цицерон развил все эти качества, и именно благодаря ему их возвели в идеал красноречия. Цицерон написал произведение «Оратор», в котором как раз давалась характеристика лучшего оратора. В этой работе говорилось о тех приемах, которые необходимы для развития красноречия и о том, что стоит делать оратору во время выступлений. В частности, Цицерон утверждал, что недостаточно просто красиво говорить, нужно еще и обладать знаниями во многих областях, например, в праве, истории, философии, литературе, политике, в области военного дела и многих других. Он считал, что философия в этом ряде наук идет на первом месте, так как она – «мать всего, что хорошо сделано и сказано». Философия дает оратору сырой материал для красноречия.

Кроме того, красноречие – это искусство не только говорить, но и думать. Сила красноречия в том, что оно «постигает начало, сущность и развитие всех вещей, достоинств, обязанностей, всех законов природы, управляющей человеческими нравами, мышлением и жизнью». С его помощью определяются и уточняются обычаи, законы, права. Благодаря ему правители могут привлечь внимание народа. Своей речью оратор должен «убеждать, услаждать, увлекать».

Цицерон благодаря своим речам не только заработал неугасающую славу, но и стал образцом идеального оратора. Они дают прекрасный образец разнообразного использования правил и приемов красноречия. Но Цицерон не мог не обращать внимание на язык, на словесное оформление своих мыслей. Поэтому все опубликованные самим Цицероном речи подвергались им тщательной литературной обработке и редактированию (к речам написанным, но не произносившимся, принадлежат только пять речей против Верреса и вторая Филиппика). В отдельных случаях обработка речей была столь основательной, что они по форме, содержанию и по производимому ими впечатлению существенно отличались от первоначального варианта.

Литературный язык Цицерона («богатый и изукрашенный») может быть определен как «родосский стиль», т. е. стиль, представлявший нечто среднее между двумя основными направлениями в риторике: азианизмом и аттикизмом. Во всяком случае, на примере рассмотренного выше произведения Цицерона «Оратор», можно убедиться в отрицательном отношении Цицерона к «сухому и безжизненному» типу красноречия новоаттиков. Вместе с тем в поздний период своей ораторской деятельности (особенно в годы диктатуры Цезаря) Цицерон склоняется к более строгому и умеренному типу красноречия.

Как оратор Цицерон широко и разносторонне пользуется композиционными и чисто стилистическими приемами, такими, как отступления, характеристики, исторические примеры, цитаты из латинских и греческих авторов, остроты и игра слов, ритм, чередование кратких и долгих слогов, благозвучности концовок и т.д. Кстати, в заключительной части трактата «Оратор» Цицерон довольно резко пишет о вопросах ритмической периодизации речи, критикуя аттикистов.

Также Цицерон известен как любитель остроумия и меткого, часто даже обидного и язвительного слова. Порой он говорил такие вещи, которых в той или иной ситуации не следовало говорить. Этим он нажил себе не одного смертельного врага. У Плутарха есть множество тому примеров. Он даже сетовал на то, что Цицерон, упивавшийся силой собственного слова, «нарушал все приличия».

Цицерон не мог удержаться от язвительных замечаний и острот не только в суде или на Форуме, но и в такой обстановке, где это было для него отнюдь не безопасно. К примеру, оказавшись в лагере Помпея, он не скрывал своего скептического отношения ко всем его планам и приготовлениям и, по словам Плутарха, «расхаживал по лагерю всегда угрюмый, без тени улыбки на устах, но вызывая ненужный, даже неуместный смех своими остротами».

Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие многие приемы Цицерона. Также сохранились более 800 его писем, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

Подводя итоги, можно сказать, что Цицерон как оратор обладал всеми теми качествами, которые в соответствии с требованиями античной теории были необходимы мастеру слова. Это, во-первых, природные дарования, практика и искусство красноречия как таковое, т. е. та сумма знаний общего характера и особенных приемов, овладение которыми приходит в результате специальной подготовки. Сам Цицерон говорил об этом так: «Нет ни одной положительной черты или особенности в любом роде ораторского искусства, выявить которую если не в совершенстве, то хотя бы приблизительно, мы не пытались бы в наших речах».



ЦИЦЕРОН

ЦИЦЕРОН

(Cicero) Марк Тулий (106-43 до н.э.) - рим. оратор и государственный деятель, теоретик риторики, классик лат. художественной и филос. прозы. Как сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние практически всех ее школ: учился у эпикурейцев Федра и Зенона, стоиков Диодота и Посидония, перипатетика Стасея, академиков Филона из Ларисы и Антиоха из Аскалона. Сделав главной своей целью филос. римлян, Ц. больше заботился о популяризации греч. философии, чем об изложении собственных взглядов, что способствовало утверждению дальнейшего представления о нем как об эклектике. В действительности филос. идеи Ц. не лишены оригинальности и представляют собой своеобразное претворение - на рим. социально-культурной основе - наиболее гуманистических и реалистических идей греков. Ц. обосновывает гуманную и высокое социальное филос. деятельности, отстаивает единства филос. теории и практической гражданской жизни. Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, а также теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков»), он уделял основное вопросам этики и политической теории («О пределах добра и зла», «О судьбе», «Об обязанностях», «О дружбе», «О старости», а также «О государстве», «О законах»). В этике Ц. стремился примирить стоический принцип самодостаточности добродетели с перипатетическим принципом меры, считая вслед за Аристотелем «внешние блага» «желательными» для человеческого счастья. Стоическому фатализму Ц. противопоставлял идею свободы воли. Он разработал оригинальное учение о нравственных и гражданских обязанностях. В политической теории Ц. был близок к идее нравственного права; вслед за Полибием считал наилучшей формой государственного правления «смешанную», которая соединила бы демократии, аристократии и монархии, видя ее прообраз в государственном устройстве республиканского Рима (народное собрание, сенат, консулат). Идеи Ц. имели большое влияние на Западе в эпоху поздней античности, в Средние века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ЦИЦЕРОН

Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1. 106 до н. э. , Арпинум,- 7.12.43 до н. в. , близ Кайеты, совр. Гаэта) , рим. оратор и Гос. деятель, теоретик риторики, классик лат. художеств. и филос. прозы. Как философ Сформировался под воздействием идей синкре-тич. философии эллинизма, испытав влияние практически всех её Школ: учился у эпикурейцев Федра и Зенона, Стоиков Диодота и Посидония, перипатетика Стасея, академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскало-на. Сделав гл. своей целью филос. просвещение римлян, Ц. больше заботился о популяризации греч. философии, чем об изЛожейии собств. взглядов («Тускуланские беседы» I 1-8) , что способствовало утверждению дальнейшего представления о нём как об эклектике. В действиТеЛьНости филос. идеи Ц. не лишены оригинальности и представляют собой Своеобразное претворение - на рим. социально-культурной основе - наиболее гу-манистич. и реалистич. идей греков. Ц. обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение филос. деятельности, отстаивает принцип единства филос. теории и практич. гражд. жизни («Об ораторе» 51-53) . Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, а также теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков») , он уделял осн. внимание вопросам этики и политич. теорий («О пределах добра и зла», «О Судьбе», «Об обязанностях», «О дружбе», «О старости», а также «О государстве», «О законах») . В этике Ц. стремился примирить стойч. принцип самодостаточности добродетели С перипатетич. принципом меры, считая вслед за Аристотелем «внеш. блага» «желательными» для человеч. счастья. Стоич. фатализму Ц. противопоставлял идею свободы воли. Ц,: разработал оригинальное учение о нравств. и гражд. обязанностях. В политич. теории Ц. был близок к идее естеств. права; вслед за Полибием считал наилучшей формой гос. правления «смешанную», края соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя её прообраз в гос. устройстве респ. Рима (нар. собрание, сенат, консулат) . Идеи Ц. имели большое влияние на Западе в эпоху поздней античности, в ср. века , особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения. Scripta quae manserunt omnia, fasc. 2-47, Lipsiae, 1915- 1917 (новое изд. 1961-1964-) ; в рус. пер.-Диалоги. О государстве.- О законах, М., 1966 ; Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972 ; Избр. соч. , М., 1975 ; О старости.- О дружбе.- Об обязанностях, М., 1975.

Гордиевич О. И., Главнейшие черты практич. этики Ц., К., 1899 ; Буассье Г., Ц. и его друзья, пер. с франц. , М., 1914 ; Ц. 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959 ; Hirzеl В., Untersuchungen zu Cicero"s philosophischen Schriften, Bd 1-3, Lpz. (877-83; Ruegg W., Cicero und der Humanismus, Z., 1946 ; Seel O., Cicero. Wort, Staat, Welt, Stutt., 1903 ; Valente M., L"ethique sto"icienne chez Ciceron, P., 1956 ; Hunt H. A. K., The humanism of Cicero, Carlton, 1954 ; DOuglas A., Cicero, Oxf. , 1968 ; Gor l er W., Untersuchungen zu Ciceros Philosophie, Hdlb., 1974 ; Heu? A., Cieefos Theorie vom remischen Staat, Gott. , 1975.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ЦИЦЕРОН

(Cicero)

Соч.: М. Т. Ciceronis scripta quae manserunt omnia, I–XVII, Lipsiae, 1914 (c 1964 г. начато новое издание); в рус. пер.: Об обязанностях к сыну М. Ц., М., 1877; Тускуланские беседы к М. Бруту, кн. 1–5, К., 1888–89; О природе богов, "Гимназия", 1892, No 2–3, с. 1–71; 1893, No 1, с. 1–16; 1894, No 5, с. 17–32; No 6, с. 33–48; No 10, с. 49–80; 1895–1896, No 2, с. 1–8; 1899, No 2, с. 9–24; No 3, с. 25–48; Филос. трактаты о старости и дружбе, М., 1893; О наилучшем роде ораторов, "Гимназия", 1895, No 6–7; Речь "О дивинации", К., 1896.

Лит.: Буасье Г., Ц. и его друзья. Очерк рим. общества во времена Цезаря, М., 1880; Гордиевич О. И., Главнейшие черты практич. этики Ц., К., 1899; Черняев П. Н., Филос. воззрение Ц. по "De divinatione", "Варшавск. унив. изв.", 1911, No 2, с. 1–32; История философии, т. 1, М., 1940, с. 362–67 (имен. указат.); Утченко С. Л., Учение Ц. об "идеальном гражданине", "Вестник древней истории", 1954, No 3; Φомина т.к., Филос. Ц. (на основе анализа трактата "De finibus bonorum et malorum"), M., 1958 (Автореф. дисс.); Ц., 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959; Hirzel R., Untersuchungen zu Cicero"s philosophischen Schriften, Τl 1–3, Lpz., 1877–83; Schink W., Cicero als Philosoph, "Neue Jahrbücher für das klassische Altertum", 1914, Bd 34, S. 513–22; Ζie1inski Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 4 Aufl., Lpz. – В., 1929; Оksa1a P., Die griechischen Lehnwörter in den Prosaschriften Cicero"s, Hels., 1953; Haury Α., L"ironie et l"humour chez Cicéro, Leiden, 1954.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ЦИЦЕРОН

ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.) - римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской школы или создателем собственной философской системы, Цицерон стремился к тому, чтобы создать на родном языке философскую прозу, способную ввести римскую читающую публику в курс последних достижений греческой философской , дать материал для серьезного чтения и самообразования. В 19-20 вв. Цицерон интересовал историков философии в основном как источник сведений о послеаристотелевской философии, огромное большинство текстов которой было утрачено. Цицерон долгие годы занимался под руководством последнего схоларха афинской Академии Филона из Ларисы, слушал его ученика, а затем философского противника Антиоха Аскамиского, посещал лекции современных ему стоиков и эпикурейцев. Ему были хорошо знакомы учения корифеев Средней Стой - Панэтш и Посчдочш, он читал и использовал как образцы диалоги Аристотеля, сочинения Крантора и Клитомаха, Зенона и Хрисиппа. При этом, однако, он не был вульгарным компилятором. Многочисленные попытки разрезать его тексты на куски, представляющие собой буквальные переводы из того или иного греческого автора, попытки “восстановления” т. о. гипотетических греческих трактатов оказывались в большинстве своем неубедительными. Чужие мысли и даже дословные заимствования полностью интегрированы у Цицерона в собственный .

Цицерон начал свою литературную с сочинений, обозначаемых обычно как “риторические”, т. е. относящиеся к теории красноречия. Однако уже юношеское сочинение “О нахождении” и затем написанный в 55 большой “Об ораторе” посвящены не только техническим вопросам риторики. Цицерон считал нужным принять участие в древнем споре риторики и философии, где соперничающие стороны были представлены еще и Сократом, и Платоном. Нужно быть философом, т. е. выработать и последовательно применять общие принципы, к которым может быть возведен каждый конкретный , чтобы быть хорошим защитником в суде, хорошим советчиком в Сенате, хорошим оратором перед Народным собранием - в общем полезным деятелем в государстве? И что такое в сущности государство? Эмпирическая данность, сложившаяся исторически под влиянием разнородных и случайных обстоятельств и управляемая случаем и произволом, или проявления общих и незыблемых принципов права и справедливости, при нарушении которых наличная может называться государ

ством лишь “омонимически”, как сказал бы Аристотель? В сочинениях конца 50-х гг., “О государстве” и “О законах”, сохранившихся не полностью, он рассуждает именно “о наилучшем государстве и наилучшем гражданине”. Следуя за Полибием, уже за век до него осмыслившим впечатляющий римский государственный в категориях греческой политической мысли, и стоиком Панэтием, Цицерон видит в Римской республике времен ее расцвета ту “смешанную политик”, в которой свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах оптимально сочетаются с необходимым руководством со стороны разумнейших и достойнейших. Тем самым избегаются недостатки, присущие основным выделявшимся греками типам государственного устройства: монархии, аристократии и демократии; ведь они “неустойчивы”, ибо все время угрожают выродиться соответственно в тиранию, олигархию и охлократию.

Расцвет литературной деятельности Цицерона приходится на время владычества Цезаря (46-44). В этот недолгий промежуток, на который падает кроме других общественных и семейных потрясений внезапная его любимой дочери Туллии, и была осуществлена впечатляющая программа философского просвещения. В центре тогдашних философских дискуссий стоял о природе и статусе знания, часто формулировавшийся как вопрос о “критерии истины”: существуют ли в нашем восприятии либо мышлении какие-либо признаки, гарантирующие конкретного акта познания? Может ли, следовательно, о чем бы то ни было быть окончательным? В соответствии с учением Новой Академии, последователем которой Цицерон себя всегда признавал, и в стоикам он отвечал на этот вопрос отрицательно. Однако этот т. н. не означает отказа от познавательной деятельности. Филон разрабатывал категорию “убедительного”, или “правдоподобного”, как ориентир не только в повседневной жизни (как применяли ее его предшественники), но и в научном познании. Вероятно, он основывался при этом на опыте Перипатетической школы. В работе “О пределах добра и зла”, посвященной теоретическому обоснованию этики, Цицерон последовательно опровергает учения основных школ о высшем благе (удовольствии - у эпикурейцев, добродетели - у стоиков), оставаясь при скептическом воззрении, согласно которому окончательное теоретическое высшего блага невозможно. Однако в области практической морали определяющим для Цицерона является природы: “кто следует природе, тот не ошибается”. Это, как и понятий добродетели и долга, сближает его как моралиста со стоиками, что в особенности видно в его последнем сочинении “Об обязанностях”. Однако признание стоической морали не примиряет его со стоической верой в традиционных богов, с их фатализмом и связанной с этим верой в ведовство. Трактаты “О природе богов”, “О ведовстве” и “О судьбе” посвящены язвительному и остроумному разоблачению суеверий и обоснованию чисто философской религии, а также человеческой ответственности за свои поступки. Наиболее совершенными с литературной точки зрения являются “Тускуланские беседы” в 5 книгах и два маленьких трактата: “О старости” и “О дружбе”, говорящие о том, как истинная , т. е. стремление к мудрости и нравственному совершенствованию, обогащает основу повседневного существования - дружбу и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль , смерть близких и ожидание собственной. До нас не дошли его “протрептический” (“обращающий к философии”) трактат “Гортензий” (знаменитый благодаря высокой оценке со стороны бл. Августина) и “Утешение”, обращенное к самому себе (впервые в истории жанра) в связи со смертью дочери Туллии. Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался представителем гуманизма - само это восходит к его излюбленному понятию .

Соч.: Cicero in 28 vol. Cambr., 1981-89 (Loeb Classical Library); почта все философские трактаты с параллельным французским текстом, вступительными статьями и комментариями имеются в изданиях “Les belles lettres”. Филологически надежные издания с подробным критическим аппаратом предоставляет Bibliotheca Teubneriana; в рус. пер.: Диалоги, 2-е изд. М., 1994 (“О государстве”, “О законах”); О старости, О дружбе. Об обязанностях, 2-е изд. М., 1993; Три трактата об ораторском искусстве, 2-е изд. М., 1994; Фи

лософские трактаты. М, 1995 (“О природе богов”, “О дивинации”, “О судьбе”); Опровержение эпикуреизма. Кн. 1, 2 произведения “О высшем благе и крайнем зле”. Казань, 1889; Избр. соч. М., 1975 (“Тускуланские беседы” и др.); О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М.,2000.

Лит.: Покровский М. М. Лекции по Цицерону. М., 1914; Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914; Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972; Грималь П. Цицерон. М., 1996; Philippson, Tullius, RE, 2 Reihe, 13 Hbbd, 6/2, col. 1104-1191; HinelR. Untersuchungen zu philosophischen Schriften Ciceros, Bd. I-III. Lpz., 1877; Zielinski Th. Cicer im Wandel der Jahrhunderte, 1914; Hunt H. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954; Fortenbaugh W. W., Steitmeti P. (ed.). Cicero"s Knowledge of the Peripatos. New Brunswick, 1989; PowellJ. G. F. (ed.). Cicer the Philosopher: Twelve Papers Edited and Introduced. Oxf., 1995.

M. M. Сокольская

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЦИЦЕРОН" в других словарях:

    ЦИЦЕРОН - ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106^43 до н. э.), римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской … Античная философия

Произведения, написанные Цицероном, не только в полной мере представляют его насыщенную жизнь, но и раскрывают перед нами яркую и бурную историю гражданской войны в Риме.

Марк Туллий Цицерон, известный нам как великолепный оратор и философ древности, происходил из сословия всадников. Датой его рождения является 3 января 106 года до нашей эры. На родине в маленьком городке Арпине он прожил до 15 лет, после чего вместе с отцом и братом переехал в расположенный всего в 100 километрах, Рим. Их отец хотел дать достойное образование сыновьям и поэтому не жалел средств на достижение цели.

Цицерон, готовясь в судебные ораторы, с большим интересом изучал греческую поэзию и литературу, посещал выступления известных государственных деятелей, а также обучался у юриста К.М. Сцеволы и ритора А.Молона. Кроме того, он тесно общался с приверженцем эпикурейского учения Ф.Афинским и стоиком Диодором Кроном, благодаря им он заинтересовался греческой философией. Технике ведения спора и приведению аргументов он учился у Филона, возглавляющего новоакадемическую школу.

Впервые Цицерон обратил на себя внимание в 81 г. до нашей эры при прочтении им успешной речи «В защиту Квинкция» о возвращении нечестно присвоенного имущества. Однако речь «В защиту Росция», обвиненного в убийстве отца, принесла ему настоящую славу. При ее подготовке он лично проводил независимое расследование на месте совершения преступления, на что ему было выделено 108 дней.

Его выступление было построено в полном соответствии с правилами ораторского искусства, он ссылался на свою неопытность и юность, использовал данные о личности подсудимого, обращался к судьям и приводил факты в оправдание подзащитного. Доказав его невиновность, Цицерон под предлогом изучения философии отправился в Афины, а затем и на остров Родос. Покровителем проигравшей стороны являлся влиятельный вельможа при дворе Суллы, опасаясь преследований его сторонников, Цицерон был вынужден покинуть Рим на два года.

В 78 году до н.э. оратор возвращается в Рим, женится и продолжает работу в суде. Характерно, что после путешествия Цицерон вырабатывает собственный «умеренный» стиль речи, сочетающий азианское и аттическое направления.

Прекрасное образование, блестящий ум и успешная деятельность в роли адвоката способствует его продвижению по «политической лестнице». Он избирается на должность квестора на Сицилии и добросовестно руководит в провинции доставкой зерна в период неурожая. И хотя среди населения Сицилии он заслуживает всеобщее уважение, в столице его достижения остаются в неизвестности.

В конце лета 70 г. до н.э. Цицерон обличает сицилийского пропретора Верреса в разграблении региона и многочисленных казнях местных жителей. Особая важность обвинительной речи заключалась в том, что, по сути, она была обращена против всей олигархической системы государственного строя. Она оказалась настолько убедительной, что даже его сторонник – знаменитый Гортензий отказался защищать Верреса. Тот был вынужден добровольно отправиться в изгнание и выплатить огромный по размерам штраф.

Цицерон все больше продвигается на политическом поприще, в 63 г. до н.э., обойдя своего радикального противника Катилина, он занимает должность консула. Оратор показывает себя категорическим противником аграрных реформ, предусматривающих наделение бедных крестьян собственной землей. Ему удается настроить против нее и большинство сенаторов и всадников. В своих речах Цицерон называет предводителя бедноты, пострадавшей от кризиса и сенатской безнаказанности, Л.С.Катилину и приближенных к нему людей – бунтовщиками и заговорщиками.

Катилина, проигравший на выборах, готовит вооруженное восстание против Цицерона и его последующее убийство. Но консулу удается раскрыть покушение, он выступает с гневной речью, приписывая противнику самые страшные грехи, среди которых сожжение города и убийство мирного населения.

Катилина уезжает из Рима с группой преданных ему людей, а через некоторое время погибает в боях недалеко от Пистории. Остальные участники радикального движения были незаконно помещены под стражу, а затем задушены по личному приказу Цицерона.

Его слава в этот отрезок времени достигает своего максимального значения, он получает звание «Отца отечества», которое традиционно присуждалось только за военные заслуги.

В 60 году до н.э. Ю.Цезарем, Помпеем и Крассом был сформирован Первый Триумвират. Изначально они пытались заручиться поддержкой Цицерона, однако, получили отказ. Это явилось косвенной причиной отправления консула в добровольное изгнание под давлением трибуна Клодия. На основании принятого вскоре после этого закона о строгом наказании должностного лица, учинившего расправу над гражданином Рима без законного правосудия, часть имущества оратора была конфискована и сожжена.

Здесь он погружается в литературную работу, практически полностью оставляя политическую деятельность. Считается, что Цицерон не отдавал предпочтение какой – либо из философских систем, но в его трактатах явно просматривается влияние стоицизма. Так, в труде «О государстве» он приводит пример идеального политика, обладающего высокой нравственностью и справедливостью. Такой государственный деятель, по его мнению, может обеспечить сохранение и процветание отечества.

Наиболее эффективным государственным строем автор считал устройство, существовавшее в Римской республике до реформирования: власть монархии находилась в руках консулов, аристократии – у сената, народное собрание выражало демократию. В философском произведении «О законах» Цицерон обосновывает необходимость возрождения старинных обычаев предков.

В конце 50 г. до н.э. во время гражданского противостояния первоначально Цицерон поддерживает Помпея, но вскоре отказывается от дальнейшей борьбы, и примиряется с Цезарем.

В это время он занимается изучением вопросов ораторского искусства, результатом масштабного исследования становится появление двух трактатов «Оратор» и «Брут».

После убийства Цезаря философ возвращается к политике, надеясь на скорейшее восстановление республики. Он поддерживает сенатскую партию, представляя интересы Октавиана Августа в противостоянии с Антонием. Против него оратором было написано 14 великолепных речей, названных им по аналогии с Демосфеном, «Филиппиками».

Цицерон считал, что политическая деятельность Антония является преступлением, направленным против свободы Рима. Он рассчитывал на победу, но был предан Октавианом, который объединился с Антонием и захватил Рим.

Оратор был убит 7 декабря 43 г. до н.э., когда попытался бежать в Грецию. По преданию отсеченная голова и руки Цицирона были отправлены Антонию, а его жена вонзала в мертвый язык острые булавки. Впоследствии, по свидетельству Плутарха, она была выставлена для обозрения и устрашения римских жителей на городской ораторской трибуне.

Наследие, оставленное Цицероном – это громадное количество сочинений по науке красноречия, философии, более 700 писем и 50 судебных и политических речей.