Болезни Военный билет Призыв

Требования к режиму образовательного процесса. Приложение. Методика проведения санитарно-эпидемиологической оценки изданий

Использование ранцев ученических для переноса книг, тетрадей, необходимых учебных пособий более целесообразно, чем различного рода сумок, портфелей и т. п. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Больше того, – не затрудняет работу органов дыхания, системы кровообращения.

Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей.

Данные рекомендации отражены в новых СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно - эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору.

Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей и т. п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.

Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг.

В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более:

  • 300 гр. – для 1-4 классов
  • 400 гр. – для 5-6 классов
  • 500 гр. – для 7-9 классов
  • 600 гр. – для 10-11 классов

Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%.


Введение

1. Гигиенические требования к учебному процессу

2. Гигиена режима дня школьника в семье, гигиена отдыха, досуга, туризма

Заключение

Список литературы

Введение


Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье.

Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены.

Цель работы – выявление гигиенических основ режима учащихся.

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) определить гигиенические требования к учебному процессу,

2) рассмотреть гигиену режима дня школьника в семье, гигиену отдыха, досуга, туризма.


1. Гигиенические требования к учебному процессу


Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.

Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. 1

О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.

Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.

Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее время предельная недельная учебная нагрузка составляет в начальной школе 20-25 часов, в средней школе - 28-32 часа и в старшей - 31-36 часов, в зависимости от длительности учебной недели. 2

Очень важен оптимальный ритм работы и отдыха, в том числе активного отдыха.


Таблица 1 – Учебный план общеобразовательных школ РФ.

Учебные предметы Количество часов в неделю по классам

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Русский язык 7 6 4 3 2 - -
Литература 4 3 2 2 3 4 3
Математика 6 6 6 6 6 4/3 4
История 2 2 2 2 3 4 3
Ознакомление с окружающим миром - - - - - - 2
Обществоведение - - - - - 1 -
Природоведение 1 - - - - - -
География - 2 3 2 2 2/1 -
Биология - 2 2 2 2 1 1/2
Физика - - 2 2 3 4 4
Астрономия - - - - - - 1
Черчение - - 1 1 1 - -
Химия - - - 3 3/2 2 2
Иностранный язык 4 3 2 2 1 1 1
Изобразительное искусство 1 1 1 - - - -
Физкультура 2 2 2 2 2 2 2
Трудовое обучение 2 2 2 3 3 4 4
Начальная военная подготовка - - - - - 2 2
Музыка 1 1 1 1 - - -
Этика и психология семейной жизни - - - - 1 - -
Основы информатики - - - - - 1 2
Всего 30 30 30 31 32/31 32 31/32

Важная роль должна быть отведена индивидуальному биоритму, который необходимо положить в основу суточного режима жизнедеятельности. Известно, что в течение суток «пик» работоспособности приходится на 9-12 и 16-18 часов. Допустимо небольшое рассогласование режима дня с биоритмом для тренировки механизмов защиты организма.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5 уроке у младших и на 6 - у старших работоспособность снижается на 50 % по сравнению с первым уроком.

Вместе с тем следует учитывать и недельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности (нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года).


Таблица 2 –изменение работоспособности учащихся в течение недели в баллах


Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха.

Деление школьного периода обучения ребенка на 3 этапа (начальный, средний и старший школьный), безусловно, оправдано, но, наш взгляд, необходимо выделить в начальном этапе еще период наибольшего напряжения адаптационных механизмов ребенка (особенного 6-летнего) к условиям систематического обучения (первые полгода или год). Здесь умения педагога в работе с детьми или их отсутствие могут сыграть позитивную или негативную роль, заложить в ребенке интерес или нежелание учиться, а также укрепить базис здоровья или ослабить его.

Важную роль играют и склонность ребенка к обучению, его способности, его готовность, резерв адаптации. Именно поэтому в последние годы практикуется дошкольное тестирование детей (наряду с оценкой здоровья) на определение уровня развития речи, психики, моторики.
Для 6-летних детей следует установить продолжительность уроков до 30 минут и 35 минут соответственно в первом и втором полугодии, а после 2-3 уроков необходимо проводить занятия в виде организованных спортивных игр и развлечений на воздухе. В середине же третьей четверти, наиболее длительной и утомительной, желательно провести недельные каникулы. Возможно, что подобная организация учебной деятельности необходима и для некоторых 7-летних детей.

Необходимо постепенно формировать новый жизненный стереотип, школьный режим дня. В среднем адаптация детей к начальной школе длится 3-16 недель. Завершение адаптации характеризуется устойчивым функционированием систем организма и успешной учебной работой. В целях обеспечения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре - 3 урока по 35 минут, со 2-й четверти - 4 урока по 35 минут, со 2-го полугодия - в соответствии с максимально допустимой недельной нагрузкой. Для учащихся 1-х классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.

Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20 минут в Тульском регионе (Панфилов О.П. и др., 1995)), что требует переключения на другой вид деятельности.

Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы.

Длительность непрерывного чтения в начальной школе от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.

В среднем и старшем школьном возрасте учебная нагрузка возрастает за счет увеличения количества уроков в день и учебных дисциплин, что увеличивает опасность развития переутомления.


Таблица 3 - деление предметов по трудности


К динамическим урокам относят уроки физкультуры, труда, пения, ритмики, которые способствуют снятию статической нагрузки и профилактике переутомления. Наиболее утомительными в младших классах являются чтение, природоведение, история; в средних - география, история, математика, физика, химия; в старших - литература, география, физика, химия, математика, информатика.

Трудные уроки следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работоспособности. Не следует сочетать одинаковые уроки 2-3 раза подряд, даже легкие и динамические, так как монотонная работа особенно утомительна для ребенка.

Во время большой перемены дети (если не питаются) выходят на свежий воздух, где у них есть возможность подвигаться, эмоционально разрядиться. Не всегда следует занимать перемены шумной игрой, требующей времени для восстановления, не следует на перемене читать книгу, повторять уроки. Перемена может быть проведена под контролем преподавателя физвоспитания или другого педагога и должна носить активный характер.С целью предупреждения снижения работоспособности школьников в течение учебного года проводятся каникулы.

Особого внимания заслуживают школьники, обучающиеся в спецшколах, лицеях, гимназиях, где нагрузка на подростка возрастает за счет увеличения количества занятий по специальным предметам, за счет факультативного обучения, кружков.

Наблюдения показывают, что у этих школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии и другие формы патологии и предпатологии. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание. Однако, эти дети отличаются высокой мотивацией к учебе и обеспечивают высокую успеваемость, зачастую нещадно эксплуатируя резервы адаптации своего организма, что и предрасполагает к развитию предпатологических состояний. В этих школах особенно важна четкая регламентация всех гигиенических составляющих режима дня ребенка, чтобы снизить негативный эффект интенсивного образования.

Большого внимания заслуживают также школьники с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Для многих из них обычный уровень учебной нагрузки, легко выполняемый здоровым школьником, является значительным и вызывает напряжение механизмов адаптации. Для этих детей особую актуальность приобретает гигиенический принцип учебной деятельности - индивидуальные нагрузки.


2. Гигиена режима дня школьника в семье, гигиена отдыха, досуга, туризма


Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.

Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы.

С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению.

Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому. 3


Таблица 4 – режим дня школьника

Режимные моменты Возраст (класс)

7-79 лет (1-4 кл.) 10-12 лет (5-7 кл.) 13-14 лет (8-9 кл.) 15 -16 лет (10-11 кл.)
подъем 7.00 7.00 7.00 7.00
Гимнастика, умывание, одевание 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30
завтрак 7.30-7.50 7.30-7.50 7.30-7.50 7.30-7.50
Дорога в школу 7.50-8.20 7.50-8.20 7.50-8.20 7.50-8.20
Учебные занятия в школе 8.30-12.30 8.30-13.30 8.30-14.00 8.30-14.30
Дорога из школы 12.30-13.00 13.30-14.00 14.00-14.30 14.30-15.00
Обед 13.00-13.30 14.00-14.30 14.30-15.00 15.00-15.30
Отдых 13.30-14.30 - - -
Прогулка на воздухе 14.30-16.30 14.30-16.30 15.00-17.00 15.30-17.00
Приготовление уроков 16.30-17.30 16.30-18.30 17.00-19.30 17.00-20.00
Прогулка на воздухе 17.30-19.00 18.30-19.30 19.30-20.30 20.00-21.00
Ужин, свободное время 19.00-20.00 19.30-20.30 20.30-21.00 21.00-21.30
Вечерний туалет 20.00-20.30 20.30-21.00 21.00-22.00 21.30-22.00
Сон 20.30-7.00 21.00-7.00 22.00-7.00 22.00-7.00

Таблица 5 – Распределение режимных моментов в часах в течение суток

Режимные моменты Возраст, лет

8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18
Учебные и факультативные занятия 4 5-6 5-6 5-6 5-6 5-6
Учебные занятия дома с учетом перерывов 1,5 1,5-2 2-2,5 2,5-3 3-4 3-4
Игры и спортивные развлечения на воздухе, спортивные занятия для старших школьников, дорога в школу и домой 3,5 3,5 3 2,5 2,5 2,5
Внеклассные и внешкольные занятия, свободное время, занятия по интересам, помощь в семье и в школе 1-2 1-2 1-2 1-2,5 1-2,5 1-2,5
Утренняя гимнастика, закаливании, личная гигиена, питание 2,5 2,5 2,5 2 2 2
Сон ночью 10-11 10,5 10 9,5 9 8,5-9
Сон в дневное время 1 - - - - -
Итого в сутки 24 24 24 24 24 24

При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма.

У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и 16-18 час. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с тем есть дети с одновершинным дневным подъемом работоспособности или с многовершинным вариантом. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне.

Сон - разновидность пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга. Сон - многоаспектная проблема со многими неизвестными, активно изучается в наше время.Для детей первого класса школы наряду с ночным (не менее 8 часов) необходим дневной сон (« 1 час) как элемент облегчения адаптации к школьному периоду жизнедеятельности.

В 17-18 лет длительность ночного сна уменьшается до 6-6,5 час. Поздней осенью и зимой длительность сна несколько увеличивается в связи с необходимостью адаптироваться к более холодному времени года.

У большинства современных школьников отмечается недосыпание ввиду раннего начала занятий в школе (I смена - 8 утра) и, значит, раннего пробуждения и более позднего засыпания ввиду увлечения телепередачами, компьютерными играми или другими видами деятельности.

Хроническое недосыпание ухудшает функциональное состояние коры головного мозга, является основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей.

Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. По И.М. Сеченову, подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы.

Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации.

Пребывание на воздухе, как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.

Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.

Зимой отмечается тенденция к снижению двигательного компонента режима. В период снижения физиологической активности можно планировать игровую деятельность или отдых по интересам (чтение, рисование, шитье и прочее).

Длительность этого вида деятельности составляет от 1-1,5 часа для младших школьников до 2,5-3 часов - для старших. Подобный отдых проводится на фоне положительных эмоций, доставляет удовольствие, создает психологическую разгрузку для организма.

Необходимо лишь учитывать (и, возможно, ограничивать) деятельность, создающую условия перегрузки для зрительного анализатора (компьютер, телепередачи). Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере каждые 15-20 - для младших и 20-25 минут для старших. 4

Даже при работе с компьютером, имеющим специальную защиту экрана, должны существовать временные ограничения (от 15 до 30 минут для школьников разного возраста), т. к. неблагоприятный эффект излучения сочетается с мельканием кадров и другими факторами негативного воздействия.

Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 1-2 часов в начальной школе, 2-3 часов - 4-8 классы и 3-4 часов - в старшей школе. Нужно учесть, что в свободное время дети должны также оказывать посильную помощь в семье (уборка жилья, мытье посуды, садово-огородные работы).

Очень важным является обучение детей навыкам самообслуживания и этому тоже следует выделить время в суточном бюджете (уборка постели, содержание в чистоте одежды, обуви, мелкий ремонт одежды и пр.) Дети участвуют также в общественно-полезном труде (в классе, на школьном участке, в тепличном хозяйстве школы).

Подобная деятельность должна продолжаться для профилактики переутомления не более 30 минут в начальных классах, 40 минут - в 5-8 классах и 1,5 часа - для старших школьников.

Одним из обязательных элементов режима ребенка является прием пищи, который регламентируется возрастом и состоянием здоровья и требует определенного времени, обстановки и настроя организма.

В школьном возрасте режим питания и его количественно-качественная характеристика несколько меняются в сравнении с дошкольным периодом в связи со спецификой этого этапа жизнедеятельности ребенка. Повышается потребность в свежих овощах, фруктах, в разнообразных витаминах, минеральных веществах.

Во многих современных школах существуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку на воздух, где проводят время, активно отдыхая, затем готовят домашние задания в условиях, обеспечивающих возрастные гигиенические нормативы.

В начальной школе желателен послеобеденный пассивный отдых (сон), если позволяют условия, в течение 1-1,5 часа. При неправильной организации режима дня в такой группе у детей быстро нарастают процессы утомления, ухудшается функциональное состояние систем организма, нарушаются обменные процессы. Режим дня школьников значительно изменяется в выходные дни, в каникулярное время, в дни подготовки и сдачи экзаменов.

В период каникул и в выходные дни следует существенно (лучше - максимально) увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные игры, спортивные занятия, экскурсии, походы, туристическую деятельность и другие виды активной эмоциональной деятельности. Все остальные режимные элементы тоже имеют место, но больше времени следует отводить творческой деятельности.

В период подготовки и сдачи экзаменов остаются прежними длительность сна, личной гигиены, закаливания, двигательной активности, питания.

Остальное время посвящается учебной деятельности в домашних условиях, но следует помнить, что подобная подготовка проходит оптимально в часы наибольшей физиологической активности. 5

Необходимо соблюдать рациональный ритм такой деятельности и вводить короткие перерывы через каждые 45 мин., а спустя 2,5-3 часа - более длительный отдых на воздухе, возможен прием пищи. Общее время занятий - 8-9 часов.


Заключение


В данной работе были выполнены следующие задачи:

1) определены гигиенические требования к учебному процессу,

2) рассмотрены гигиена режима дня школьника в семье, гигиена отдыха, досуга, туризма.

Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формы патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки, близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, патология позвоночника и пр.).

В их предупреждении важная роль должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях.

Большую роль играют взаимоотношения в семье, в учебном коллективе со сверстниками и педагогами.

К сожалению, негативные тенденции современного школьного образования (увеличение общего объема учебной нагрузки, ее чрезмерное разнообразие, снижение возрастных границ интенсивного образования и др.) в значительной степени уменьшают эффективность здоровьеформирующих технологий образовательной системы, так как выходят за рамки возрастных гигиенических рекомендаций и приводят к росту заболеваний или предболезненных состояний.

Список литературы

    Брунов Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: БЕК, 2006. – с. 375.

    Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Дело, 2007. – с. 294.

    Минх А.А. Общая гигиена. – СПб.: Нева, 2006. – с. 74.

    Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. – М.: ЮНИТИ, 2007. – с. 289.

    Румянцев Г.И., Воронцов М.П. Гигиена. – М.: Логос, 2006. – с.90.

1 Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. – М.: ЮНИТИ, 2003. – с. 289.

2 Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Дело, 2003. – с. 294.

3 Брунов Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: БЕК, 2002. – с. 375.

4 Минх А.А. Общая гигиена. – СПб.: Нева, 2003. – с. 74

5 Румянцев Г.И., Воронцов М.П. Гигиена. – М.: Логос, 2001. – с.90.

Похожие рефераты:

Характеристика условий, позволяющих стать современной школе местом формирования здоровья школьников. Особенности приучения детей к здоровому образу жизни, роль курса ОБЖ в этом. Цели и задачи курса, формирование понимания зависимости жизни от поведения.

Распределение учащихся на группы на основании данных медицинского осмотра. Задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп. Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход. Схема построения уроков.

Предметом педагогической валеологии является образ жизни школьников, наполнение его приоритетным для сохранности здоровья содержанием. Воспитание у детей осознанного отношения к реализации этого содержания. Методика оздоровления младших школьников.

Дисциплина «Педагогика» Тема курсовой работы: «Особенности работы учителя в школе для детей с нарушениями зрения» 2004 ВВЕДЕНИЕ Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира.

Теоретические основы формирования физической культуры школьников. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня младших школьников. Содержание физического воспитания. Сущность, значение коррекционно-развивающего образования.

Роль физкультуры для здоровья, физического и психического развития ребёнка. Создание условий для формирования двигательной активности и оздоровления ребёнка. Формирование привычки к здоровому образу жизни, суть модели двигательного режима дошкольника.

Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста. Специфические признаки физического воспитания в современной семье. Разработка комплекса упражнений для утренней гимнастики для детей младшего школьного возраста и оценка эффективности.

Планирование учебного процесса по физической культуре. Разработка методики обоснования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися средней школы. Оценка эффективности воздействия выполнения домашнего задания по физкультуре на развитие детей.

Варианты образования в современной педагогической практике и их анализ. Понятие умственной и физической работоспособности. Влияние учебных нагрузок на изменение умственной и физической работоспособности младших школьников. Задачи и методы исследования.

Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах. Организация режима дня детей различных возрастов в условиях домашнего воспитания. Режим дошкольников в выходные и праздничные дни, необходимость и методы его поддержания.

Общая характеристика основных форм организации физического воспитания. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: зарядка; закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями. Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни.

Общая характеристика урока физической культуры. Методы организации учащихся на уроке. Характер физической и психической нагрузки на занятиях и приемы ее регулирования. Физкультурные паузы во время уроков. Физические упражнения на удлиненных переменах.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе воспитания с учетом современных требований. Единство физического и психического развития ребенка. Средства воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

Выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности ученика в ходе учебного занятия. Эти требования обусловлены тем, что…

  • обеспечение на уроке условий для правильного функционирования организма - важный фактор здоровьесбережения учащихся;
  • нормальное протекание физиологических процессов является необходимым условием успешной психической деятельности личности, эффективности познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления.
Рассмотрим основные из этих требований.

1. Оптимальный воздушный режим. Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный класс-кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, рекомендуется проветривать класс на переменах. Ещё строже требования к воздушному режиму в таких учебных помещениях, где во время урока проводятся опыты и лабораторные работы, где учащиеся трудятся физически или испытывают иные интенсивные физические нагрузки. Так, в кабинете химии обязательно должен быть вытяжной шкаф , а в учебной мастерской или в спортзале после каждого урока необходимы не только проветривание, но и влажная уборка для снижения запылённости воздуха.

2. Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение .

На качество естественного освещения решающее влияние оказывают расположение классного помещения, количество и размер окон. Окна должны быть большими, а шторы на окнах не препятствовать поступлению света. Важно, чтобы свет не заслоняли растущие на улице деревья, а также постройки, расположенные рядом. Идеальный вариант - окна, выходящие на солнечную сторону. Классы-кабинеты с таким расположением рекомендуется предоставлять для учащихся начальной школы и для учебных предметов, занятие которыми требует постоянного напряжения зрения для чтения, письма, рисования, черчения (соответственно, наилучшей освещённости требуют кабинеты русского языка, математики, изобразительного искусства).

Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Искусственное освещение на уроке должно обеспечивать хорошую освещённость поверхностей классной доски и рабочих мест учеников.

Освещённость измеряется в люксах (сокращение: лк ), которые приняты для обозначения интенсивности светового потока, падающего на один квадратный метр поверхности. Световой поток измеряется в люменах (сокращение: лм ).
Пример. Обычная лампа накаливания мощностью 40 Вт даёт световой поток 415 лм. Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещённость поверхности классной доски должна составлять 500 лк. Если площадь доски 2 кв. метра, то направленного светового потока двух таких ламп для её искусственного освещения будет недостаточно.

3. Надлежащий тепловой режим. Температура воздуха на уроке тоже должна быть комфортной для организма. Для разных учебных кабинетов оптимальный режим температуры варьируется от +15 до +22 градусов Цельсия. Самые низкие температуры рекомендуются для помещений, пребывание в которых связано с высокой физической активностью. Так, в спортзалах и учебных мастерских оптимальной температурой считается +15…+17 градусов, а в обычных учебных кабинетах - +18…+21.

4. Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия. В начальной школе на уроках обязательны физкультминутки.

5. Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя - проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.

6. Использование специального учебного и лабораторного оборудования. Оборудование для образовательных организаций проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся. Например, лабораторная мебель для школ имеет существенные отличия от «взрослых» аналогов, а станки и приспособления для учебных мастерских гораздо компактней и травмобезопасней, чем производственное оборудование.

5. Общее, политехническое и профессиональное образование

Существует три вида образования: общее, политехническое и профессиональное . Общее образование человек приобретает как в школе, так и в профессиональных средних и специальных учебных заведениях. Иногда оно может быть получено посредством самообразования.

Особенностями такого образования являются широта и всесторонность. В нем гармонично сочетаются как естественные, так и гуманитарные предметы. Их изучение дает возможность обеспечить формирование познавательных интересов и основу для дальнейшего обучения.

При политехническом образовании человек знакомится с научными основами современного производства. В средних специальных учебных заведениях у человека формируют умения применять самые простые технологии, технические приспособления, инструменты, вычислительную технику. Политехническое образование дает прекрасную возможность учащимся подготовиться к выбору будущей профессии. Оно же замечательно сочетает теорию и практику.

Профессиональное образование дает возможность получить квалификацию для той или иной профессиональной деятельности. Начинается оно еще в школе, а затем продолжается в профессиональных технических училищах, в средних специальных, а также в высших учебных заведениях. Параллельно с профессиональным осуществляется и общее образование, обеспечивающее общее развитие учащихся.

Проблема содержания образования в начальной школе на сегодняшний день весьма актуальна. От того, насколько верно она будет решена, зависит уровень начального образования детей. В этом плане очень верными могут стать слова, сказанные В. А. Сухомлинским: «Тридцать лет работы в школе открыли мне один важный, на мой взгляд, секрет – своеобразную педагогическую закономерность: в средних и старших классах отставание, неуспеваемость появляются главным образом потому, что в годы учения в начальных классах ученик не запомнил на всю жизнь, не сохранил твердо в памяти тех элементарных истин, которые являются как бы фундаментом знаний». По его мнению, основной задачей начальной школы является обучение ребенка письму, счету и чтению.

Начальное образование базируется, во–первых, на личном опыте, приобретенном ребенком во время дошкольного воспитания, во–вторых, на представлениях об окружающем мире, полученных от собственных впечатлений и в период общения с друзьями и взрослыми, в–третьих, на выслушивании рассказов, участии в играх, просмотре телепередач и т. д.

Когда будет пройден теоретический материал, начинается выполнение практических упражнений. Так теория закрепляется на практике. В то же время формируются навыки устной и письменной речи, а также самостоятельной работы.

– базу для разностороннего развития ребенка;

– развитие познавательных интересов и активности;

– подготовку к продолжению образования в средних и старших классах.

Базой для дальнейшего обучения в школе являются знания, умения и навыки. Чем больше будет заложено в школьника в начальных классах, тем выше окажется уровень его дальнейшей учебы в старших классах. Но при этом школьник не должен быть чрезмерно перегружен информацией. Знания младшего школьника должны состоять из:

– фактов;

– понятий о реальных объектах и явлениях, сформированных на уровне наглядно–образного мышления;

– теоретических понятий, которые сформировались в ребенке в результате словесно–логических рассуждений и доказательств.

В связи с изменением современного мира и появлением в нем новых явлений и понятий появилась необходимость во введении новых предметов, таких как «Обществознание» и «ОБЖ». Естественно и то, что современные младшие школьники сильно отличаются от тех, что были 10 лет назад. Они стали более развитыми и эмоциональными. В связи с этим необходимо постоянное совершенствование методов обучения и содержания обучения. Если будет выполнена эта задача, значит, мы сможем идти в ногу со временем, успешно готовя будущее поколение к реальной жизни.

7. Учебные планы и программы

– структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;

– перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;

– недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.

Принято выделять несколько видов учебных планов:

– базисный учебный план;

– типовой учебный план;

– учебный план школы.

Базисный учебный план является неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной Думе и Министерстве образования. В состав этого плана входят:

– продолжительность обучения;

– список необходимых предметов и недельная нагрузка;

– нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством.

Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности школы. Базисный план необходим также для определения уровня финансирования школы.

На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер.

В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы – это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы:

– список обязательных предметов;

– обязательные предметы по выбору;

– факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;

– недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.

Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:

– обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;

– обязательные занятия по желанию школьников;

– факультативные занятия, являющиеся необязательными и предлагаемые школьникам на выбор.

В состав учебного плана школы включаются также федеральный, национально–региональный и школьный разделы. Такой план составляется каждый год и утверждается на педагогическом совете школы.

Учебной программой называется нормативный документ, который определяет:

– логику и последовательность изучения тем и вопросов;

– общий объем времени, отведенный на их изучение.

Структурно–учебные программы составляются по–разному. Самыми распространенными схемами считаются линейная, концентрическая, ступенчатая и смешанная. Согласно линейной схеме учебный материал располагается в непрерывной последовательности и осваивается учащимися лишь раз за весь период обучения. Однако у этой схемы есть один существенный недостаток, а именно – неравномерное нарастание трудностей изучаемого материала и отсутствие возможности возвращения к ранее пройденному.

В соответствии с концентрической схемой учебный материал подразделяется на отдельные части. Так, в первую очередь изучается наиболее простой материал, а затем более сложный. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго.

В чем же преимущество концентрического расположения? Дело в том, что трудности учебного материала нарастают постепенно, а не сразу, благодаря чему у школьников возникает возможность как можно глубже усвоить его. Но наряду с достоинствами есть и недостатки. Один из самых главных заключается в том, что на повторение пройденного материала уходит слишком много времени.

Отличительная черта ступенчатой схемы в том, что учебный курс делится на две части. При этом некоторые разделы изучаемого материала рассматриваются только в первой части, а какие–то – только во второй. Однако есть и такие темы, которые изучаются и тут, и там. Что касается достоинств такого построения, то следует заметить, что учебный материал распределяется по годам обучения равномерно, т. е. в соответствии с возрастом и по мере усложнения процесса обучения. Ступенчатая схема используется при изучении физики.

Смешанная схема построения – это соединение двух структур – линейной и концентрической. При этом материал изучается по максимально гибкой системе, т. е. распределяется на отдельные разделы по различным схемам.

Учебные программы подразделяются на вариативные, авторские, типовые, рабочие и т. д. Рассмотрим каждую подробнее. Так, типовая учебная программа составляется на основе требований государственного стандарта. Ее утверждение происходит в Министерстве образования. Типовая учебная программа носит рекомендательный характер и является отражением новых достижений той или иной науки. Типовые программы составляются очень долго и тщательно, в их создании принимают участие многие специалисты.

Что касается рабочей программы, то она создается непосредственно самим учителем на основе типовой программы. При ее разработке учитываются методические и технические возможности не только школы, но и учителя. Здесь также имеет значение уровень подготовленности учащихся. Рабочая программа отражает национально–региональную, а также школьную специфики.

Созданием авторских программ занимаются опытные учителя. В них содержатся авторские подходы к обучению, т. е. вполне допустимы оригинальные построения учебного предмета. Тем не менее, они все же учитывают требования образовательного стандарта. Обычно такие программы составляются для предметов с углубленным изучением, которые выбирает сам школьник.

Обычно в учебной программе выделяют три части.

1. Объяснительная записка : в ней излагаются цели и задачи изучения предмета.

3. Методические указания : критерии оценки знаний, умений и навыков; перечень средств наглядности и технических средств обучения, а также рекомендуемая литература.

8. Учебники

Содержание образования фиксируется в учебной литературе. К ней принято относить учебники, учебные пособия , задачники, хрестоматии, справочники, словари, атласы , карты и т. д. А в последнее время в качестве учебных материалов используются видеокассеты, компакт–диски , дискеты и т. д. Но, несмотря на все эти нововведения, основным источником знаний по–прежнему является учебник, поэтому от его качества напрямую зависит эффективность обучения.

Учебник должен не только нести полезную информацию, но и быть интересным, познавательным. В настоящее время существует огромное количество различной учебной литературы, но, к сожалению, не вся она отвечает требованиям современного качественного обучения. Словом, проблемы создания хороших учебников для школы очень актуальны, поэтому обсуждаются даже на научных конференциях.

Учебник только тогда считается хорошим, когда он, во–первых, обеспечивает школьников необходимой информацией. Помимо информации, содержащей обязательные знания по предмету, в нем должны быть помещены вспомогательный, справочный и прочие материалы. Во–вторых, задача учебника – побуждать учащихся к самостоятельному дополнительному изучению предмета и формировать его познавательные интересы. В–третьих, в учебнике необходимо найти место для заданий по проверке и самопроверке того, как усвоен учебный материал.

Обычно любой стандартный учебник состоит из учебного текста, иллюстраций, контрольных вопросов, заданий, упражнений, задач, особых шрифтов и выделений, подписей, памяток, а также оглавления, примечаний, предметного и авторского указателей и т. д. Помимо того, что учебник призван нести достоверную и познавательную информацию, он должен быть и экологически чистым. В связи с этим в последнее время все большее значение приобретает качество бумаги, шрифта, иллюстраций и т. д. Ведь все это оказывает воздействие не только на утомляемость школьников, но и на их здоровье.

Учебники для традиционной системы обучения уже довольно долгое время не меняются, но в последнее время создаются альтернативные пособия. В них учебный материал излагается по–разному. Предлагаются также новые методы обучения. Таким образом, у учителей есть возможность выбрать для себя оптимальный вариант.

Тема 3. Процесс обучения

1. Понятие о процессе обучения

Процесс в переводе с латинского processus значит, «движение вперед». Следовательно, процессом обучения принято называть совокупность действий учителя и ученика, направленных на решение задач образования. Процесс обучения всегда является частью педагогического процесса. Иногда его называют учебным процессом. Традиционно процесс обучения тесным образом связан с познавательной деятельностью ученика. Именно в процессе обучения у учеников формируются знания, умения и навыки. Одновременно с этим происходит воспитание и развитие школьников. Однако в дидактике процессы обучения и воспитания всегда было принято рассматривать каждый в отдельности.

Наряду с двумя перечисленными выше понятиями встречается еще один термин – «учебно–воспитательный процесс». Здесь обучение и воспитание рассматривают вместе. Это значит, что большинство современных исследователей в этой области все чаще рассматривают обучение и воспитание в совокупности.

Процесс обучения тесным образом связан с познавательной деятельностью. Школьник, иными словами, одновременно познает мир и усваивает социальный опыт старших поколений. На первый взгляд процесс обучения очень прост. Но это обманчивое впечатление. На самом деле процесс обучения – сложный, основанный на определенных закономерностях. Это закономерности познания человеком окружающего мира.

Обучение является специально организованной познавательной деятельностью. В связи с этим у него есть особенности. Во–первых, обучение содержит собственные виды и формы, а во–вторых, оно имеет свои цели, задачи, содержание, принципы и методы познания.

Особенности учебного процесса тесным образом связаны с историческим ходом жизни общества. Связаны они с потребностями общества, с экономическими, политическими и культурными особенностями той или иной эпохи, а также с уровнем их развития. К примеру, в период Средневековья учебная система имела догматический характер. Приветствовалось механическое и бессмысленное заучивание словесных формулировок, теорий, понятий и т. п., предлагаемых в качестве непреложных истин. В связи с этим ученики в то время получали весьма скудное и ограниченное образование.

В следующий исторический период господствовал другой метод обучения, а именно – объяснительно–иллюстративный. Целью учителя было дать объяснение различным процессам и явлениям и проиллюстрировать свои доказательства на ярких, показательных примерах. Словом, ученики имели возможность хорошенько осмыслить новый материал, а затем воспроизвести его собственными словами. Благодаря этому они прекрасно его запоминали и усваивали.

В современном обучении применяют другой метод, включающий в себя сознательное и активное получение и усвоение знаний, умений и навыков, формирование и развитие у школьников познавательных интересов. В последнее время обучение в школе направлено на раскрытие и развитие творческих способностей учеников. А в связи с возрастанием научно–технического прогресса школа уже не может дать тот объем знаний, который становится необходим человеку в жизни. Поэтому одной из целей, поставленных перед ней, остается привитие человеку потребности в постоянном пополнении своих знаний.

И все же специально организованное обучение дает возможность ускорить развитие каждого школьника. В процессе такого обучения ученик познает основные закономерности окружающего мира.

Несмотря на то, что существует масса учебников, из которых можно почерпнуть огромное количество сведений, они не могут обеспечить усвоения всей системы научных знаний. И все же главным условием успешного обучения являются как учебный материал, так и учебник.

Обучение сочетает в себе два вида деятельности – учителя и ученика. В совокупности этих видов проявляется двусторонний характер обучения. Причем деятельность учителя в процессе обучения считается очень важной, так как он – основной организатор и руководитель проводимой учеником работы. Учитель не только управляет, но и контролирует познавательный процесс, осуществляемый учеником.

От важности участия учителя в процессе обучения говорили еще дидакты прошлого, например А. Дистервег. Он видел в учителе «солнце для Вселенной», считая, что тот является источником силы, приводящей в движение «машину обучения». Исследователь утверждал, что последняя просто заржавеет, если учителю не удастся вдохнуть в нее движение и жизнь.

В процессе познания не менее важную роль играет деятельность и самого ученика. Ведь в конечном итоге результат процесса обучения напрямую зависит от того, насколько осознанно и самостоятельно приобретены знания и как они применялись на деле. В связи с этим самого ученика принято рассматривать не только как объект обучения, но и как его субъект.

Процесс обучения имеет ряд внутренних противоречий, которые считаются его движущей силой. Парадоксально, но они обеспечивают его движение и развитие. Таких противоречий много, но мы перечислим лишь некоторые из них.

1. Противоречие, связанное с выдвигаемыми познавательными задачами и существующим уровнем знаний, умений и навыков учеников, а также с их умственным развитием.

2. Противоречие, связанное с личным опытом школьника до начала процесса обучения и с его переоценкой в период обучения.

3. Противоречие, связанное с необходимой в обучении схемой размышлений и с привычной для ученика к структурному мышлению.

4. Противоречие, связанное с наукой и учебным предметом.

5. Противоречие, связанное с соотношением как чувственного и рационального познания, так и конкретного и абстрактного.

Считается, что это противоречие особенно важно в период обучения в начальных классах. Дело в том, что младшие школьники в это время стоят на пути перехода мышления от конкретного к абстрактному.

Итак, главной целью учителя должно стать выявление, формирование и применение всех перечисленных противоречий. Это даст возможность активизировать познавательную деятельность школьников.

Во время процесса обучения необходимо ориентироваться на несколько правил:

– учебная задача должна согласовываться с возрастными особенностями учащихся, с их уровнем развития, а также со знаниями, приобретенными ранее;

– поставленные задачи должны иметь свое решение, при этом, находя его, ученики активизируют свою познавательную деятельность;

– решение тех или иных учебных задач позволяет вывести школьника на новый этап, к решению более трудных задач.

Все это в конечном итоге делает процесс обучения непрерывным.

2. Функции процесса обучения

Существуют три основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая . Они тесно связаны между собой, что дает возможность формировать необходимые качества человека, которые будут ценны не только для самой личности, но и для всего общества в целом. В связи с этим большое значения имеют не только приобретаемые знания, умения и навыки, но и отдельные качества человека, вырабатывающиеся за время обучения. Реализуясь на практике в процессе обучения, эти функции позволяют достигнуть поставленной цели обучения и воспитания подрастающего поколения.

Образовательная функция выполняется посредством приобретения знаний, умений и навыков.

Что касается воспитательной функции , на деле она реализуется при становлении необходимых в современной самостоятельной жизни качеств индивида. К основным следует отнести волевые, эстетические, нравственные и другие качества. При этом формируется диалектико–материалистическое мировоззрение, в результате чего складывается всесторонне и гармонично развитая личность.

Результатом развивающей функции считается умственное развитие школьников, становление их познавательных качеств.

К познавательным качествам человека принято относить познавательную активность, природные способности, логическое мышление, способности к умозаключениям и выполнению логических операций.

На начальном этапе обучения в школе развивающая функция направлена на развитие свойств высшей нервной деятельности, что обеспечивает формирование познавательных и интеллектуальных возможностей ребенка.

В связи с этим очень популярным в настоящее время является развивающее обучение. Оно заключается в том, что в обучение школьников включаются виды деятельности, способствующие развитию сенсорного восприятия, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер. И если на ранних этапах развития образования на эти элементы процесса обучения не обращали должного внимания, то в настоящее время они стали широко применяться в учебной практике. Авторами этой системы считаются такие исследователи, как Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и М. А. Скаткин.

Содержание начального образования.Федеральный государственный образовательный стандарт

Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование базовых навыков учебной деятельности.

Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. В РФ начальное обучение детей начинается с 7 (6) лет, курс обучения составляет 3 (4) года.Цель Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования –создание реальных условий для получения каждым ребенком в возрасте 6 - 10 лет полноценного образования, определœенного Конституцией РФ и учитывающего его возрастные и индивидуальные особенности. Стандарт утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребенка, определяет характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества. Цели (развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду и др.) Подчеркнем, чтоОбязательный минимум содержания начального общего образования (далее Обязательный минимум) отражает уровень предъявления школой, учителœем знаний младшему школьнику.

4. Учебный план. Компоненты учебного плана. Учебные предметы и учебные программы. Требования к составлению общей образовательной программы .

учебный план - перечень учебных дисциплин с указанием объёма их изучения, в т.ч. объёма аудиторных занятий, с разбивкой по учебным периодам, с указанием видов аттестации и сроков её проведения.

Представленный Базисный учебный план и образцы учебных планов начального, основного и среднего общего образования свидетельствует о том, что содержание образования учебного заведения любого типа отражает делœение образования на фундаментальное и технологическое. Эти две линии образования пронизывают процесс обучения и различно проявляются в нем исходя из специфики учебного заведения и этапа обучения. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе. На старшей ступени усиливается объём технологической подготовки. Ее особенность состоит в том, что она реализуется в школе в своей допрофессиональной (общетрудовой) части. В этом заключается первая особенность рассматриваемых учебных планов.

Второй особенностью является то, что образовательные области и на их базе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое. На их пересечении находится такая форма организации учебного процесса как лабораторно-практические занятия. При этом в Базисном плане основной школы большинство видов учебных и производственных практик отсутствует. Οʜᴎ могут появляться только на старшей ступени школы при начальной профессиональной подготовке в виде производственной практики школьников.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности.

Обе части не являются полностью независимыми. Οʜᴎ пересекаются. В результате этого в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три базовых вида учебных занятий:

· обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

· обязательные занятия по выбору;

· факультативные занятия.

В учебном плане выделяются федеральный, национально-региональный и школьный (местный) компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия).

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, биология, трудовая подготовка).

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что исходя из статьи 32, п.2 Закона ʼʼОб образованииʼʼ является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

Базисный учебный план общеобразовательной школы, как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

а) продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

б) недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;

в) максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

г) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа͵ делœение учебных групп на подгруппы).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, являясь частью государственного стандарта͵ составляет основу основ региональных и школьных (местных) учебных планов и тем самым обеспечивает преемственность в образовательной политике на всœем образовательном пространстве страны.

Базисный учебный план определяет:1) обязательный минимальный перечень общеобразовательных областей и предметов, а также минимально крайне важно е время на их изучение;2) максимально допустимую учебную нагрузку учащихся по классам;3) примерное соотношение между федеральным и национально-региональным компонентами содержания, а также количество часов школьного компонента͵ отводимых для выбора самой школе в соответствии с ее возможностями, особенностями и запросами территории, где она расположена.

Государственный стандарт среднего образования состоит, таким образом, из трех компонентов: федерального, национально-регионального и школьного.Федеральный компонент содержит нормы и требования, обеспечивающие единство образовательного пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Сюда входят единые образовательные цензы (по уровням образования), общее (инвариантное) содержание программ для всœех территорий и всœех учреждений, дающих среднее образование. Национально-региональный компонент составляют нормы, во многом отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды региона. Οʜᴎ связаны с изучением родного языка, истории и географии края, народного искусства, ремесел и других особенностей уклада жизни в какой-либо территории. Школьный компонент должен учесть и отразить запросы населœения, экономики, социальной сферы конкретного посœелœения или микрорайона. Стандарт среднего образования на федеральном и национально-региональном уровнях включает: описание содержания образования на каждой его ступени, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ государство обязано предоставить обучающемуся; требования к минимально крайне важно му уровню образования (владение понятиями, научными положениями, способами деятельности и т.д.); максимально допустимый объём учебной нагрузки по годам обучения.

Учебный предмет - это система научных знаний, практиче­ских умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определœенной глубиной и в соответствии с их возрастными по­знавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, ло­гику изучения базовых мировоззренческих идей с указанием по­следовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целост­ную направленность преподавания предмета͵ оценок теорий, со­бытий, фактов. В программе обусловлена структура расположе­ния учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, уме­ний и навыков учащимися является одним из критериев успеш­ности и эффективности процесса обучения.

Учебные программы бывают типовыми, рабочими и ав­торскими. Типовые учебные программы разрабатываются на ос­нове требований государственного образовательного стандарта относительно какой-либо образовательной области. Οʜᴎ утвер­ждаются Министерством общего и профессионального образова­ния Российской Федерации и имеют рекомендательный характер.
Размещено на реф.рф
На базе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. Οʜᴎ бывают разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабо­чей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методиче­ского, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государ­ственного стандарта͵ могут содержать иную логику построения учебного предмета͵ собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. При наличии рецензии от ученых в дан­ной предметной области, педагогов, психологов, методистов они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании кур­сов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Исторически в построении учебных программ сложились два способа: концентрический и линœейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объёмах и глубинœе исходя из возраста уча­щихся. Недостатком концентрического способа является замед­ление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. При линœейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на базе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во вре­мени и применяется в основном при разработке учебных про­грамм в средних и старших классах.

Эти два способа развертывания содержания образования вза­имно дополняют друг друга.

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый - объяснительная записка, в которой опреде­лены основные задачи учебного предмета͵ его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в базе построе­ния учебного предмета. Второй - собственно содержание обра­зования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий - некоторые методические указания, касающиеся, глав­ным образом, оценки знаний, умений, навыков.

· достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

· определœенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

· направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социално-педагогической, социально-экономической, естествеино-научной и др.);

Современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления обра зовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне крайне важно го оборудования,инструментов и материалов в расчете на объединœение обучающихся).