Болезни Военный билет Призыв

Умный консерватор не препятствует прогрессу, но отсекает многие тупики на пути. Консерватизм: многогранное понятие. Попытка описания и ограничения – поиски следов

Бессильны мы, русское стадо, перед напором двух–трёх немцев.

Богатство приводит в движение множество низких побуждений, налагает на человека тяжёлые повинности. Богач становится предметом эксплуатации, образуется сплетение лжи, для великого множества людей, входящих с ним в отношения, личность его исчезает. Подобной же участи подвергается ум, особенно ум господственный. Сближение с ним ставят себе в честь, люди стараются показаться перед ним умными людьми.

В наше время люди живут для мысли, и вся жизнь, драгоценный дар Божий, воплощается у них в мысли.

В Палестине требует крайней осмотрительности отношение к Патриарху и грекам, ненавидящим всё то, что идет мимо их кармана.

Величайшее зло конституционного порядка состоит в образовании министерства на парламентских или партийных началах.

Власть, завися исключительно от случайного или прямо развратного выбора, чувствует около себя лишь гнетущую силы выбравшей её среды и ей только подчиняется. Эта власть потеряла значение права и стала тяжкой повинностью. В старосты выбираются самые плохие мужики, обрекаемые на высиживание штрафов за чужие прегрешения. Действительная сила принадлежит кулакам и горлопанам. Надобно поставить в деревне полицейскую власть, имеющую опору вне деревни.

Вслед за доктринёрами науки идёт стадным обычаем толпа интеллигенции. Общие положения приобретают значение непререкаемой аксиомы, борьба с коею невозможна.

Вся мудрость жизни в сосредоточении мысли и силы, все зло - в её рассеянии. Делать - значит не теряться во множестве общих мыслей, но выбирать себе дело в меру свою.

Всякий, кто не делал никакого дела и кому лень делать дело, к которому приставлен, сочиняет проект нового закона.

Всякому хочется очистить себе ровное поле и творить; из чего творить, какие под рукой материалы - редко кто даёт себе отчёт с практическим разумением. Нравится высший прием творчества - творить из ничего.

Выборы - дело искусства, имеющего подобно военному искусству свою стратегию и тактику. Между кандидатом и избирателями посредствует комитет, главной силой коего служит нахальство.

Высшие государственные должности должны быть объявлены несовместимыми со службой в акционерных правлениях. Что касается остальных, подчинённых должностей, то чиновник не должен принимать на себя другие занятия, не заявив об этом начальству.

Глубоко логическое, научное развитие мысли почти никогда не сходится с организаторской способностью.

Государство тем сильнее имеет значение, чем явственней в нём обозначается представительство духовное.

Грузины молились на нас, когда грозила опасность от персов. Гроза прошла и появились признаки отчуждения. Потом Шамиль, опять притихло. Прошла опасность - грузины снова начали безумствовать - по мере того, как мы баловали их, приучили к милостям за счет казны. Всякая попытка привести их к порядку возбуждает нелепые страсти и претензии. Повторяется горький опыт, который приходится выносить России со всеми спасёнными инородцами.

Дело власти есть дело непрерывного служения, а потому самопожертвования.

Демократическая форма самая сложная из всех известных в истории человечества. Поэтому эта форма повсюду была преходящим явлением, и, за немногими исключениями, нигде не держалась долго, уступая место другим формам.

Для предводителя партии требуется прежде всего сильная воля. Это свойство органическое, подобно физической силе, и не предполагает непременно нравственные качества. При крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, человек с сильной волей может стать главою собрания, хотя бы к нему принадлежали люди, далеко превосходящие его умственными и нравственными качествами. К воле присоединяется красноречие. В больших собраниях решительное действие принадлежит не разумному, но бойкому и блестящему слову, громкие слова и фразы, искусно подобранные, рассчитанные на инстинкты гладкой пошлости, всегда таящиеся в массе. Если же у предводителя нет красноречия, он стоит подобно режиссёру за кулисами и направляет ход парламентского представления, выпуская ораторов.

Есть в человечестве натуральная, земная сила инерции, имеющая великое значение. Разрушить её - значило бы лишить общество устойчивости, без которой невозможно дальнейшее движение.

Есть такие глубины, которых государственная власть не должна касаться, чтобы не возмутить коренных источников верования.

Жизнь не наука и не философия, она живёт сама по себе, живым организмом.

Знание, само по себе, не воспитывает ни умения ни воли.

Когда живешь в так называемом обществе, приходится ежеминутно вступать в отношения с людьми, с которыми у тебя нет ничего общего.

Когда суд отделён от государства, суд становится орудием господствующей политической партии или известных политических тенденций.

Кредит стал могущественным орудием для создания новых ценностей, но это средство сделалось доступным каждому, и, при относительной легкости его употребления, далеко не все ценности получают действительное значение и служат для производительных целей; большей частью создаются ценности дутые, с расчётом на внезапное обогащение.

Люди власть имущие, но, видимо, не имущие русского разума и русского сердца шепчутся ещё о конституции.

Много зла наделали человечеству философы школы Ж.Ж.Руссо. Она построена на ложном представлении о совершенстве человеческой природы.

Можно быть лично и безнравственным человеком, но в то же время быть носителем великой нравственной силы.

Можно ли представить себе деспотизм более насильственный, более безответственный, чем деспотизм печатного слова. И именно об охранении этого деспотизма хлопочут всего более ожесточенные поборники свободы.

На правде основана, по идее своей, всякая власть, и поелику правда имеет источником своим Всевышнего Бога, то: несть власть, аще не от Бога. Итак, власть существует ради Бога и есть служение, на которое обречен человек. Отсюда безграничная сила власти и страшная тягота её.

Национализм можно назвать пробным камнем, на котором обнаруживается лживость парламентского правления.

Начальнику должно быть присуще сознание достоинства власти. Сознание достоинства воспитывает простоту и свободу в обращении с людьми.

Нравственное начало власти одно, непреложное: кто хочет быть первым, тот должен быть всем слугой. Если бы все об этом думали, кто пожелал бы брать на себя невыносимое бремя? Однако все готовы идти во власть и это бремя власти многих раздавило.

Нынешнее недовольство - болезнь повальная, эпидемическая, которой заражено всё новое поколение. Люди вырастают в чрезмерных ожиданиях, происходящих от чрезмерного самолюбия и чрезмерных, искусственно образовавшихся потребностей.

Общая болезнь всех так называемых государственных людей - честолюбие или желание прославиться.

Один разве глупец может иметь обо всём ясные мысли и представления.

Основная санкция закона в том, что нарушение заповеди немедленно обличается в душе у нарушителя - его совестью. Об этом высоком значении закона забывает новая политика законодательства.

Отделение Церкви от Государства? Если хотят, чтобы государство отказалось от права поставлять пастырей Церкви и от обязанности содержать их, - это будет идеальное состояние, которое нужно подготовлять. Но умные, ученые люди определяют его так: Государству не должно быть дела до церкви, Церкви до государства. Но разве возможно тело отделить от духа? Нравственное начало едино - оно не может двоиться, оно не может двоиться.

Отправление власти есть обличение правды и различение неправды: на этом основана вера во власть и неудержимое тяготение к ней всего человечества.

Отчего у нас так много обезумевших юношей? Не от того ли, что мы ввели у себя ложную, несвойственную нашему быту систему образования, которая отрывая каждого от родной среды, увлекает его в среду фантазии, а потом бросает его на большой рынок жизни, без умения работать, но с непомерным самолюбием, которое требует всего от жизни, само ничего не внося.

Парламент есть учреждение, служащее для утверждения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей, высшее выражение эгоизма.

Поборник преобразования есть поборник улучшения, как говорят прогресса, а кто возражает против необходимости преобразования, какого бы то ни было, тот враг прогресса, враг добра, блага и цивилизации [в общепринятом, но от этого ничуть не более точном, представлении - А.В.].

Протестантское начало привело Германию к силе, но оборотная медаль этого верования - презрение к чужому верованию, отождествление его с неправдой.

Птолемеева система уже отжила свой век, но как понять, что в наше время восстанавливается господство её в ином круге понятий и явлений… Новейшая философия человека принимает за центр вселенной и заставляет всю жизнь обращаться около него. И это старьё выдается за новость, последнее слово науки.

Самая драгоценная способность правителя - способность организационная, это талант прирождённый.

Самое понятие о просвещении отождествилось в умах интеллигенции с количеством знания. Результат - расположение мнимой интеллигенции, воображающей себя знающею, но лишённой того, к чему должно вести всякое знание - умения взяться за дело, вести его добросовестно и искусно.

Самолюбие раздулось до неестественных размеров, претензии и потребности разрослись не в меру, а в решительные минуты, когда надобно действовать, не оказывается силы, нет ни разума, ни характера, ни знания. Отсюда множество нравственных банкротств, которые происходят в некотором роде от тех же причин, как и банкротства экономические.

Самоубийство стало обыденным явлением нашей общественной жизни.

Свобода, в смысле демократическом, есть право власти политической, право участвовать в правлении государством.

Сколько гибнет сил от неправильного, уродливого их распределения.

Суд присяжных есть не более чем древняя, творящая суд демократия.

Умение найти и выбрать людей - первое искусство власти, другое умение - направить их.

Уничтожение кабака [то есть в тогдашних условиях переход от частных производства и продажи водки к государственным - А.В.] есть решительно первая потребность, необходимая мера для спасения России.

Школа отбивает детей от умения делать известное дело, отбивает искусственно, воображаемым знанием.

Энтузиасты демократии уверяют себя, что народ может проявлять свою волю в делах государственных, на деле же народное собрание способно только принимать по увлечению мнение, выражаемое одним человеком или некоторым числом людей.

Я буду приказывать, мечтает искатель власти, и слово моё будет творить чудеса, подобно магическому жезлу.

1 вариант

1. Какое из названных событий произошло 13 сентября 1812 года

А. сражение у деревни Бородино

Б. Тарутинский марш-маневр

В. военный совет в Филях

Г. переход через реку Неман

2. Попытки преобразования государственного устройства и учреждение Государственного Совета, открытие Царскосельского лицея, предоставление автономии университетам характерно для царствования

А. Павла I

Б. Александра I

В. Николая I

Г. Александра II

3. Какие категории крестьян согласно первой всеобщей переписи 1897 года составляли основную массу населения Сибири и Севера России?

А. государственные

Б. крепостные

В. монастырские

Г. посессионные

4. Как называлось соглашение между помещиком и крестьянином, устанавливающее размеры надела и повинностей?

А. рескрипт

Б. контракт

В. уставная грамота

Г. мировой договор

5. В результате проведения военной реформы в царствование Александра Второго комплектование армии стало осуществляться на основе

А. дворянского ополчения

Б. службы по контракту

В. рекрутской повинности

Г. всесословной воинской обязанности

6. В результате проведения П. Д. Киселевым реформы государственных крестьян

А. крестьянский оброк был заменен работами на барщине

Б. введено крестьянское самоуправление

В. государственные крестьяне теряли право на самоуправление

Г. в государственной деревне созданы военные поселения

7. Прочтите отрывок из воспоминаний французского посланника Лафероннэ и укажите имя императора, о начале царствования которого сообщает автор.

«Я начинаю царствование, повторяю вам, под грустным предзнаменованием и со страшными обязанностями. Я сумею их исполнить. Проявлю милосердие, много милосердия, некоторые даже скажут, слишком много; но с вожаками и зачинщиками заговора будет поступлено без жалости, без пощады… Я буду непреклонен, я обязан дать этот урок России и Европе. Но не устану вам повторять: сердце мое раздирается и у меня постоянно перед глазами ужасное зрелище, ознаменовавшее день моего вступления на престол».

А. Павел Петрович

Б. Александр Павлович

В. Константин Павлович

Г. Николай Павлович

8. Прочтите отрывок из записок офицера Черноморского флота А. Д. Сатина и укажите имя описываемого сражения.

В это же время моряки черноморской парусной эскадры под командованием П. С. Нахимова обнаружили турецкую черноморскую эскадру на вражеском рейде. Нахимов дал распоряжение сблизиться с вражеской эскадрой, окружить и уничтожить ее в бухте. Но вот на турецком адмиральском фрегате показался клуб дыму, раздался первый выстрел, и не успело ядро просвистать, как неприятельская эскадра опоясалась белой пеленой, и ураган ядер проревел над нами. За залпом последовал батальный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали».

А. Наваринская бухта

Б. о. Цусима

В. Синопская бухта

Г. Чесменская бухта

9. Напишите пропущенное понятие

Лично свободных крестьян, владевших общинными землями, несших государственные повинности, называли

10. Какие два из перечисленных ниже ученых стали известны своими исследованиями в области истории?

1. Н. М. Карамзин

2. А. С. Грибоедов

3. А. М. Горчаков

4. Н.Г. Чернышевский

5. В.О. Ключевский

11. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания.

«Он был консерватором, но консерватором с прогрессом, способным к определенным умеренным реформам сверху, подготовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствования, которые он в значительной степени инициировал, способствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих преимуществ во благо России.

11.1. О ком идет речь в документе? Какими чертами личности примечателен этот монарх?

11.2. Какие реформы были проведены в России в этот период? Укажите не менее трех.

1801-1825

2 вариант

1. С какой страной Россия чаще всего вела войны в XIX веке?

А. с Францией

Б. с Польшей

В. с Турцией

Г. с Ираном

2.Кто из исторических персоналий были представителями западничества в России?

А. П. Пестель и Н. Муравьев

Б. А.С.Хомяков и К. С. Аксаков

В. Грановский Т. Н. И Б. Н. Чичерин

Г. А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский

3. Каков был ответ Н. П. Огарева в статье, опубликованной в «Колоколе», на вопрос «Что нужно народу?»

А. земля и воля

Б. новый император

В. уничтожение общины

Г. хлеба и зрелищ

4. Как называлось выступление рабочих текстильной фабрики «Товарищества Никольской мануфактуры» Саввы Морозова в 1885 году

А. стачка

Б. маевка

В. мятеж

Г. восстание

5. В результате восстания в Польше в 1830-1831 годах

А. Польша получила независимость

Б польский язык перестал быть государственным

В. упразднена конституция Царства польского

Г. расширена автономия Польши в составе России

6. Что послужило предпосылкой обострения отношений между Россией и Японией в 90-е годы XIX века?

А. помощь США в создании военно-морского флота России

Б. строительство сети железных дорог от Владивостока до Челябинска

В. заключение русско-китайского оборонительного союза

Г. создание военно-морской базы в арендуемом у Китая Порт-Артуре

7. Прочтите отрывок из труда историка М. В. Нечкиной и укажите название полка, выступившего на Сенатской площади.

14 декабря офицеры - члены тайного общества ещё затемно были в казармах и вели агитацию среди солдат. Перед солдатами Московского полка выступил Александр Бестужев. От присяги новому царю, солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. Полковой командир Московского полка барон Фредерикс хотел было помешать выходу из казарм восставших солдат - и упал с разрубленной головой под ударом сабли офицера Щепина-Ростовского. С развевающимся полковым знаменем, взяв боевые патроны и зарядив ружья, солдаты Московского полка (около 800 человек) первыми пришли на Сенатскую площадь. Во главе этих первых в истории России революционных войск шёл штабс-капитан лейб-гвардии драгунского полка Александр Бестужев.

А. Московский полк

Б. Преображенский полк

В. Семеновский полк

Г. Бородинский

8. Прочтите отрывок из мемуарных «Записок» и укажите имя их автора

«Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нём лишь самое поверхностное понятие, но желание быть полезным новому нашему государю не позволило мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня его высокое доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов (…) Учреждённое в то время Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового»

А. А. А. Аракчеев

Б. П. А. Шувалов

В. А. Х. Бенкендорф

Г. Н. П. Игнатьев

XIX века. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Декабристы, октябристы, народники, первомартовцы, марксисты, петрашевцы.

10. Какие две из перечисленных ниже территорий вошли в состав России по Берлинскому трактату в царствование Александра Второго?

1. южная часть Бессарабии

2. Восточная Румыния

3. крепости Батум, Ардаган, Карс

4. остров Кипр

5. крепость Баязет

11.

Успешные для России меры конца 1820-1830-х годов по решению Восточного вопроса сменились следующие годы растущим противостоянием с Турцией и западными державами. Итогом этого противостояния стала Крымская война.

11.1. Назовите не менее трех причин Крымской войны.

11.2. Укажите не менее трех ее результатов

12. Вам необходимо написать историческое сочинение об данном периоде 1825-1855 в истории России. Необходимо указать не менее двух событий, относящихся к данному периоду истории; назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями и охарактеризовать роль этих личностей в событиях, указать причинно-следственные связи, существовавшие между событиями в рамках данного периода истории. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

3 вариант

1. Что из названного относится к историческим процессам XIX столетия

А. введение двухпалатного парламента

Б. создание многопартийной системы

В. установление республики

Г. учреждение Государственного Совета

2. Создание системы полицейского сыска в Российской империи связано с именем

А. А.Х. Бенкендорфа

Б. Д.А.Толстого

В. Н. П. Игнатьева

Г. М. Т. Лорис- Меликова

3. В. Г. Белинский, давая характеристику представителям этого общественного движения, писал, что они являются «витязями» прошедшего и обожателями настоящего». Речь идет о

А. западники

Б. славянофилы

В. народовольцы

Г. петрашевцы

4. Для какого направления в культуре характерно утверждение самоценности духовно-теоретической жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы?

А. романтизм

Б. классицизм

В. импрессионизм

Г. футуризм

5. В результате «Хождения в народ» в 70-е годы XIX века

А. создавались подпольные крестьянские организации

Б. арестованы и осуждены активные пропагандисты - народники

В. усилились крестьянские волнения в регионах России

Г. было подписано «Положение о крестьянах, вышедшие из крепостной зависимости».

6. Что было одним из результатов внешней политики в царствование Александра Освободителя?

А. обострение двухсторонних отношений с Германией

Б. укрепление позиций в средней Азии

В. образование Священного Союза

Г. победа России в русско-персидской войне

7. Прочитайте отрывок из труда историка Е. В. Тарле и укажите место встречи двух императоров.

«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. Чтобы Александру не пришлось ехать на французский, завоеванный, берег Немана, а Наполеону – на русский, на самой середине реки был утвержден плот с двумя великолепными павильонами. На французском берегу была выстроена вся наполеоновская гвардия, на русском – небольшая свита Александра»

А. Ватерлоо

Б. Тильзит

В. Аустерлиц

Г. Санкт Петербург

8. Прочитайте отрывок из воспоминаний генерала Тотлебена и укажите название высоты, за которую шли ожесточенные бои в ходе войны.

«На рассвете 6 июня 1855 г. начался 4-й штурм превосходящими полчищами врага, который закончился поражением союзников... Неприятель был встречен с оборонительной линии сильным картечным и ружейным огнем... Понеся значительные потери от нашего огня, французы... не выдержали и отступили, стараясь укрыться за камнями и неровностями местности, откуда они открыли огонь по нашим амбразурам... Но, будучи снова встречены беглым ружейным и картечным огнем, французы вторично повернули назад...»

А. Малахов курган

Б. Мамаев курган

В. Зееловы высоты

Г. Монахов курган

9. Ниже приведен ряд терминов, понятий. Все они за исключением одного, относятся к преобразованиям Александра Первого. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Вольные хлебопашцы, Негласный комитет, Государственный совет, земства, военные поселения.

10. В каких двух из перечисленных ниже изданий публиковали свои статьи славянофилы?

1. Москвитянин

2. Колокол

3. Полярная звезда

4. Русская беседа

5. Русский вестник

11. Прочтите отрывок и выполните задания.

В области внутренней политики Николай I поставил задачу поддерживать и укреплять существующий порядок в обществе, помня об обстоятельствах своего восшествия на престол. Однако ему удалось осуществить ряд преобразований в различных сферах общественной жизни, направленных на стабилизацию сложившихся общественных отношений.

11.1. Укажите не менее двух задач III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

11.2. Назовите две меры, принятые в царствование Николая I для борьбы с проникновением революционных идей в Россию.

12. Вам необходимо написать историческое сочинение об данном периоде 1855-1881 в истории России. Необходимо указать не менее двух событий, относящихся к данному периоду истории; назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями и охарактеризовать роль этих личностей в событиях, указать причинно-следственные связи, существовавшие между событиями в рамках данного периода истории. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

4 вариант

1. Какой из декабристских обществ возникло раньше других?

А. Союз Спасения

Б. Союз благоденствия

В. Северное общество

Г. Общество соединенных славян.

2. прочтите отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и укажите имя императора, о котором пишет поэт.

«Он человек! Им властвует мгновение

Он раб молвы, сомнения и страстей

Простим ему правовое гоненье

Он взял Париж! Он основал Лицей!

А. Павла I

Б. Александра I

В. Николая I

Г. Константин Павлович

3. В России с 1839 года денежной единицей, обеспечивающей кредитные билеты, становится

А. золотой рубль

Б. серебряный рубль

Г. гривенник

4. Как назывался совещательный орган при российской императоре в конце 19-начале 20 веков?

А. Синод

Б. Государственный Совет

В. Сенат

Г. Кабинет министров.

5. Что послужило предпосылкой сближения России и Франции в 80-е годы XIX века?

А. победа России в русско- турецкой войне

Б. обострение англо-русских противоречий в Средней Азии

В. образование Тройственного союза

Г. рост демократического движения на Балканах

6. В результате проведенной С. Ю. Витте финансовой реформы

А. укрепилась денежная система страны

Б. ограничено влияние иностранного капитала

В. увеличен выпуск серебряных монет

Г. отмена выкупных платежей.

7. Прочитайте отрывок из «Записок» генерала А. П. Ермолова и укажите место сражение, о котором пишет автор.

«Армия наша получила повеление выступить вперед. Генерал Кутузов был противного мнения… но общая молва была, что государь не согласен с мнением Кутузова и склонился на предложение австрийцев… Совершенная готовность неприятеля показывает, что он предуведомлен был о нашем предприятии… Некоторые из колонн наших в следовании их были атакованы во фланг и не имели времени развернуться. Другие… лишены будучи содействия и помощи других войск, или даже окруженные, не могли удержаться против превосходных сил и в самое короткое время многие части армии нашей приведены были в ужасающее замешательство…»

А. Фридланд

Б. Аустерлиц

В. Смоленск

Г. Бородино

8. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите автора «Философического письма», о котором идет речь.

« Но поистине прискорбная участь постигла в условиях идеологического раскола творчество крупнейшего мыслителя, который в общественном сознании был целиком и полностью превращен в «западника», даже в своего рода отца - основателя западничества. Правда, в этом в известной мере был повинен прежде всего сам мыслитель, опубликовавший в октябре 1836 года свое первое (из восьми) «философическое письмо», которое дало слишком много поводов для причисления его к «ненавистникам» России и безоговорочным поклонникам Запада»

А. П. Я. Чаадаев

Б. С. М. Соловьев

В. А. С. Хомяков

Г. А. С. Пушкин

9. Ниже приведен ряд терминов, понятий. Все они за исключением одного, относятся к событиям XIX века. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду. Объясните.

Народники, декабристы, социал-демократы, петрашевцы, иосифляне.

10. Какие два типа средних учебных заведений были созданы согласно Школьному уставу 1864 года?

1. гимназия

2. лицеи

3. реальные училища

4. центры образования

5. колледжи

11. Прочтите и выполните задания.

Период правления императора Александра I остался в памяти у современников как «дней Александровых прекрасное начало».

11.1. Объясните, что позволило Пушкину так назвать первый период царствования Александра? Укажите не менее трех аргументов.

11.2. Приведите примеры проведенных в этот период преобразований.

12. Вам необходимо написать историческое сочинение об данном периоде 1881-1894 в истории России. Необходимо указать не менее двух событий, относящихся к данному периоду истории; назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями и охарактеризовать роль этих личностей в событиях, указать причинно-следственные связи, существовавшие между событиями в рамках данного периода истории. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

1 вариант

А1. «Жандармом Европы» называли императора Николая Павловича, царствующего в Российской империи

1) с 1796 по 1801 год 3) с 1825 по 1855 год

2) с 1801 по 1825 год 4) с 1855 по 1881 год

А2. В 1897-1899 гг. министром финансов СЮ. Витте бы­ла проведена денежная реформа , ознаменовавшая введение:

1) золотого обращения 3) медного рубля

2) серебряного обращения 4) бумажных кредитных билетов

А3 . Как в российской империи называлось казачье поселе­ние, состоящее из одного-двух дворов?

1) станица 3) хутор

2) уезд 4) волость

А4 . В результате реформы системы народного просвещения, проведенной при Александре I,

1) университетам предоставлялась широкая автономия

2) деятельность студенческих организаций запрещалась

3) открылись земские школы для крестьянских детей

А5. Прочтите отрывок из записок князя СП. Трубецкого и укажите название организации, о которой идет речь.

«...Сначала молодые люди ограничивались только разговора­ми между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и оп­ределить порядок действий, которыми намерены были поддер­живать и подкреплять предположения государя. 9-го февраля 1816 года Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и Трубец­кой положили основание обществу... Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав Общества, послед­ний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе».

1) «Союз спасения» 3) «Общество соединенных славян»

4) за счёт ссуды помещика

А9. Что из названного является одной из причин русско-ту­рецкой войны 1877-1878 гг.?

1) поддержка освободительной борьбы южных славян против Турции

2) стремление Турции завоевать Болгарию

3) союзнические обязательства России перед Англией и Францией

4) помощь Германии в расширении степени ее влияния на Балканах

А10. Прочтите отрывок из статьи КС. Аксакова «О русском воззрении» и укажите, к какому направлению общественно-по­литической мысли принадлежал автор.

«Русский народ имеет прямое право как народ на общечело­веческое, а не через посредство и не с позволения Западной Ев­ропы. К Европе относится он критически и свободно, прини­мая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а на­циональность европейскую откидывая...»

2) славянофилам 4) народовольцам

А11. Что из названного относится к социально-экономичес­ким процессам первой половины XIX в.?

2) начало промышленного переворота

3) появление первых мануфактур

4) национализация промышленности

А12 . Сражение под Смоленском, Бородинская битва, Тару­тинский марш-маневр - героические страницы истории войны

1) Ливонской 3) Крымской

2) Отечественной 4) Первой мировой

1) «период контрреформ» 3) «диктатура сердца»

2) «эра либеральных реформ» 4) «эра меркантилизма »

1) посессионные 3) временнообязанные

2) капиталистые 4) черносотенные

А5 . Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.

Г) запрещение продавать крестьян без земли

Д) введение института присяжных заседателей

Укажите верный ответ

1) АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД

Часть В

В1. С какими из перечисленных ниже стран воевала Россия в XIX в.? Укажите две страны из пяти предложенных.

1) Франция 3) Великобритания 5) Италия

2) Турция 4) США

В2. Прочтите приказ фельдмаршала и напишите название войны, во времена которой он был отдан.

«Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

В3. Какие три понятия возникли в связи с проведением Крестьянской реформы 1861 г.?

1) временнообязанные крестьяне 4) местничество

2) барщина 5) оброк

3) отрезки 6) выкупные платежи

В4. Прочтите отрывок из «Очерков истории русской культуры» и напишите, как называли художников, входивших в указанное товарищество.

«Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. "Товарищество имеет целью - значилось в нем - устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений".

Первая художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая, и так на протяжении почти полувека. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России».

В5. Установите соответствие между фамилиями полковод­цев и названиями войн, в которых они прославились

Полководцы Названия войн

1. , а) Крымская война 1853-1856 гг.

2) , б) русско-турецкая война1768-1774 гг.

3) , в) Первая мировая война 1914-1918 гг.

4) , г) русско-турецкая война 18гг.

д) Отечественная война1812г.

В6. Какие два из перечисленных ниже исторических деятелей XIX в. были авторами либеральных реформ в России?

Часть С

«Он был консерватором, но "консерватором с прогрессом", способным к определенным умеренным реформам сверху, под­готовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствова­ния, которые он в значительной степени инициировал, способ­ствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Образ Петра Ве­ликого, воспринимаемый как символ национального единства, сыграл свою роль в идеологическом обеспечении этого процес­са. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих корпоративных пре­имуществ во благо России».

С1. О ком идет речь в документе?

С2. Какими чертами личности примечателен этот монарх? Приведите не менее 2-х положений.

СЗ. Какие реформы были проведены в России в этот пери­од? (Укажите не менее 2-х.)

С4. О каких грядущих реформах, проведенных после Крым­ской войны, идет речь?

Итоговый тест за курс 8 класса

III вариант

А1. Временнообязанное положение крестьян существовало в России в

2) 1гг.- 1905 гг.

1) Александр I 3) Александр II

2) Николай I 4) Николай II

А3. Как называлось объединение музыкантов второй половины Х1Хв., выступавших за развитие русской национальной музыкальной культуры?

1) «Могучая кучка» 3) «Товарищество передвижников»

2) «Зеленая лампа» 4) «Мир искусства»

А4. Промышленный переворот в России начался

1)до отмены крепостного права

2) во время отмены крепостного права

3) до отмены временнообязанного состояния крестьян

4) во время проведения столыпинской аграрной реформы

А5 .Деятельность каких исторических личностей относится к первой четверти Х1Хв.

Укажите верный ответ

1) АБГ 2) АВЕ 3) БВГ 4) ГДЕ

А6 . Какие архитектурные сооружения были возведены в X1Х в.?

A) здание двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге

Б) здание Исторического музея на Красной площади в Москве

Г) Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

Д) царский дворец в Коломенском под Москвой

Е) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) ABE 3)БГЕ 4) ВГД

А7. Прочтите отрывок из записок и укажите дату общественного движения

«Целью всех этих чтений и споров было разрешить вели­кий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем мо­жет она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя... Девушки сдали экзамены на народ­ных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению бед­нейшей части народа».

1) 1816 г.г.г.г.

А8. В первой половине XIXв. в России

1) созвано Учредительное собрание

2) учрежден Государственный Совет

3) провозглашена конституция Российской империи

4) учреждены коллегии

А9. Соединение русских армий под Смоленском, Тарутинский марш-маневр, сражение под Малоярославцем относятся к

1) Северной войне 1700-1721 гг.

2) Отечественной войне 1812 г.

3) Крымской войне 1853-1856 гг.

4) Первой мировой войне 1914-1918 гг.

А10. С проведением Военной реформы 1860 - 1870-х гг. связано появление понятия

1) народное ополчение

2) рекрутская повинность

3) стрелецкое войско

4) всесословная воинская по­винность

А11. «Вольными хлебопашцами» назывались крестьяне,

1) получившие в 1803 г. право на свободу за выкуп

2) получившие личную свободу в 1861 г.

3) отправлявшиеся с разрешения помещика на заработки

4) вышедшие из общины с землей в 1906 г.

А12. Одной из причин образования тайных обществ в России в гг. было

1) стремление их участников расширить дворянское землевладение

2) влияние революционных событий в Европе

3)недовольство их участников намерением Александра I освободить крестьян от крепостной зависимости

4) стремление их руководителей отменить временнообязанное со­стояние крестьян

А13. Какие из перечисленных ниже понятий возникли в XIX в.?

A) «семибоярщина»

Б) аракчеевщина

B) славянофильство

Г) народовольцы

Д)опричнина

Е) бироновщина

Укажите верный ответ.

1) АБЕ 2)АВД 3) БВГ 4) ГДЕ

А14. Прочтите отрывок из донесения военачальника и укажите дату войны, о событиях которой идет речь. «Войска защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведенных неприятелем на Западную и Корабель­ную стороны, только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины».

1) гг.гг.гг.гг.

Часть В

В1. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными ими реформами, преобра­зованиями, изменениями. К каждому из 4 элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обо­значенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Например, 1А,2Б,3В,4Г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, РЕФОРМЫ,

1) A) разрушение общины

2) Б) реформа управления государ­ственными крестьянами

3) B) учреждение военных поселений

4) Г) обнародование указа о «воль­ных» хлебопашцах

Д) учреждение в России Государственной

В2. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию ученого первой половины XIX в., который cyмел «...несмотря на положение непризнанного учёного, в котором он находился всю свою жизнь, совершить в научной области грандиозный подвиг - создать неевклидову геометрию, а в области общественной и организационной создать... один из лучших университетов - Казанский университет...»

В3. В приведенном ниже списке представлены военные собы­тия, относящиеся к XVIIIв., и военные события, относя­щиеся к XIX в. Выберите из списка события, относящиеся к XIX в. Запишите номера ответов в порядке возрастания.

1) сражение под Полтавой

2) Тарутинский марш-маневр

3) Бородинское сражение

4) оборона Севастополя

5) поражение России под Нарвой

6) взятие турецкой крепости Измаил

Часть С

Из «Манифеста», написанного.

«В Манифесте Сената объявляется: Уничтожение бывшего Правления. Учреждение временного <правления> до установления по­стоянного, <выбранного представителями сословий; Равенство всех сословий перед Законом... Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин - все равно имеют право вступать в воинскую и граждан­скую службу и в духовное звание, торговать оптом и в роз­ницу... Приобретать всякого рода собственность, как то земли, дома в деревнях и городах...

Сложение <отмена> подушных податей и недоимок по оным...

Уничтожение рекрутства и военных поселений. Убавление срока службы военной для нижних чинов и оп­ределение оного последует по уравнении воинской повин­ности между всеми сословиями».

С1. Назовите событие, в связи с которым был написан «Мани­фест», и город, в котором произошло названное событие.

С2. Используя текст источника, укажите, какие проблемы и каким образом пытались решить соратники

­бецкого. Приведите в общей сложности не менее трех по­ложений.

С3. На основе текста и знаний по истории укажите, чем закончилось событие, в связи с которым написал «Манифест». Приведите не менее двух положений

Вопрос: «Он был консерватором, но "консерватором с прогрессом", способным к определенным умеренным реформам сверху, подготовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствования, которые он в значительной степени инициировал, способствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Образ Петра Великого, воспринимаемый как символ национального единства, сыграл свою роль в идеологическом обеспечении этого процесса. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих корпоративных преимуществ во благо России». С1. О ком идет речь в документе? Какими чертами личности примечателен. Приведите не менее 2-х положений. С2. Какие реформы были проведены в России в этот период? (Укажите не менее 2-х.) О каких грядущих реформах, проведенных после Крымской войны, идет речь?

Вопрос:

«Он был консерватором, но "консерватором с прогрессом", способным к определенным умеренным реформам сверху, подготовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствования, которые он в значительной степени инициировал, способствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Образ Петра Великого, воспринимаемый как символ национального единства, сыграл свою роль в идеологическом обеспечении этого процесса. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих корпоративных преимуществ во благо России». С1. О ком идет речь в документе? Какими чертами личности примечателен. Приведите не менее 2-х положений. С2. Какие реформы были проведены в России в этот период? (Укажите не менее 2-х.) О каких грядущих реформах, проведенных после Крымской войны, идет речь?

Ответы:

Насколько помнится мне: речь идет о Николае I. Его правление началось с подавления восстания декабристов 1825 года и вся политика позднее сводилась к ужесточению: ужесточение уензуры, подавление инакомыслия, усиление политического сыска. Ну а реформы.... так это скорее всего отмена крепостного права в 1861, проведенная Александром 2

Похожие вопросы

  • Полюбуйся, как описал Г.Цыферов помидорчик.Помогли ли ему в этом глаголы, прилагательные, существительные? Подчеркни каждую из этих частей речи своим цветом. Покраснел помидорчик на один бок. Теперь он как маленький светофорчик:там, где солнышко взойдет, бок красный; где луна-зеленый выдели корень в двух первых словах

Вопрос: Прочтите текст и выполните задание к нему. «Он был консерватором, но "консерватором с прогрессом", способным к определенным умеренным реформам сверху, подготовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствования, которые он в значительной степени инициировал, способствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Образ Петра Великого, воспринимаемый как символ национального единства, сыграл свою роль в идеологическом обеспечении этого процесса. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих корпоративных преимуществ во благо России». 1.О ком идет речь в документе? Какими чертами личности примечателен. Приведите не менее 2-х положений. 2. Какие реформы были проведены в России в этот период? (Укажите не менее 2-х.) О каких грядущих реформах, проведенных после Крымской войны, идет речь?

Прочтите текст и выполните задание к нему. «Он был консерватором, но "консерватором с прогрессом", способным к определенным умеренным реформам сверху, подготовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствования, которые он в значительной степени инициировал, способствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Образ Петра Великого, воспринимаемый как символ национального единства, сыграл свою роль в идеологическом обеспечении этого процесса. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих корпоративных преимуществ во благо России». 1.О ком идет речь в документе? Какими чертами личности примечателен. Приведите не менее 2-х положений. 2. Какие реформы были проведены в России в этот период? (Укажите не менее 2-х.) О каких грядущих реформах, проведенных после Крымской войны, идет речь?

Ответы:

Вроде речь об Александре II... Примечателен он был, естественно, отменой крепостного права.

Похожие вопросы

  • Постоянный признак глагола - _______
  • Помогите надо вставить междометия в текст: Когда собрали первый урожай бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие румяные. Бабушка смазала их масляным пёрышком и посыпала солью крупною как толчёное стекло.От коржей шёл жар и они светились как два маленьких подсоленных солнца
  • Цена изделия повысилась на 12%.Какова цена изделия после повышения если его первоначальная цена была:1)2000 тенге 2)5000 тенге 3)8000тенге и если можно условие задачи смасибоки!!!
  • C3H7OH---[O]--- A---[O]----B---+CL2---C как называется вещество С в схеме превращений?
  • На склад привезли 848 мешков крупы. Восьмую долю составляла манная крупа,а седьмую долю остатка - гречневая крупа. Сколько мешков было с гречневой крупой.