Болезни Военный билет Призыв

Урок профессионализмы. Урок на тему: профессиональные слова. Работа с раздаточным материалом

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА
Кибекбаева Жанар Умирзаковна
Преподаватель русского языка и литературы
Казалинский аграрно – технический колледж
Цели:
Обучающие:
1.Знать значение терминов: лексика, профессионализм.
2. Использовать межпредметные связи по русскому языку по русскому языку и спецпредметам для лучшего усвоения материала.
3. Развивать умение грамотного письма общеупотребительных слов и профессиональных.
4.Знание специальных терминов и их значений, умение работать со словарем.
Развивающие:
1. Развитие творческих умений и сопсобностей студентов.
2. Усвоение студентами знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
3. Развитие интереса студентов к своей профессии.
Воспитывающий:
1.Развитие коммуникативных способностей у студентов.
Тип: комбинированный
Метод: объяснительно-иллюстративный,
Форма: коллективная
Межпредметная:с о спецпредметами
Ход урока&
І . Организационный момент
-Приветствие;
-отметка отсутствующих студентов;
-проверка учебных принадлежностей.
ІІ .Проверка и опрос домашнего задания:
-Диалектные слова -это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенности речи жителей определенной местности. Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами
Опрос по пройденному материалу:
1.Дайте определение диалектным словам.
2. Назовите основные группы диалектов в русском языке.
3. Что такое диалектизмы?
Найдите в предложених диалектные слова:
а) Софья проснулась от громкого звука: в раскрытое окно ясно доносилось пение кочета.
б) Люба радовалась новому гашнику, он так красиво шёл к её красному платью.
в) Вокруг дерева были разбросаны разгрызанные шишки: это векша постаралась сверху.
г)Баба Надя со своей соседкой могли доить до вечера.
д)Мама испекла вкусный курник.
Диалектные слова:
Кочет-петух
Гашник-пояс
Курник-пирог с курицей
Векша-белка
Баить-разговарить
Новая тема:
І.Мобилизующий этап
Прочитайте вслух предложения:
а) Артему в местной ветклинике врач посоветовал мастикур для лечения его собаки.
б)Мария – будущий ветеринар.
в)Мой отец, проработавший всю жизнь зоотехником, сам следил за рационом наших домашних животных.

Б) Каких животных лечат ветеринары на этих картинках?

ІҮ Итог урока
-Итак, ребята,сегодня на уроке мы познакомились с профессиональными словами.У всех профессий и специальностей есть свои профессиональные слова и термины.Мы с вами остановились на ветеринарной лексике. Но это только маленькое доля из слов и терминов в ветеринотерминологии. Ведь существуют большие тома словарей и энциклопедии по ветеринарному делу.Впереди у вас еще целых три года, за которые вы успеете освоить практически все профессинальные слова и термины. И я надеюсь,что из вас выйдут настоящие специалисты вы ветеринарной сфере,настоящие асы своего дела.И я надеюсь, что сегодняшний урок принесет кое-какую пользу в ваше дальнейшее обучение.
Ү. Домашнее задание.
-Написать мини –эссе о работе ветеринара с применением профессиональных слов.
ҮІ. Выставление оценок за урок.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новотреминская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Профессионализмы. Диалектизмы.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Иванова Наталья Васильевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка 6класс

Тема урока : «Профессионализмы. Диалектизмы»

Базовый учебник : М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростницова,Л.Т Григорян,И.И.Кулибаба.Русский язык 6класс.

Издательство «Просвещение»2010г

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах и о диалектных словах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов, диалектных слов; закрепить навык грамматического разбора.

Задачи: а) обучающие – ознакомление учащихся с особенностями профессионализмов и диалектной речи, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся;
б) развивающие – формирование умения находить в художественных текстах слова-профессионализмы и диалектные слова, определять их роль; развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта
в) воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам, способствовать формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.

Тип урока : получение новых знаний

Ведущие методы:

обучения–проблемно-поисковый с элементами игры, практический;

мотивации–познавательная игра;

контроля – выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ

Приемы: Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

« Веришь ли ты» вопросы

Синквейн

Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты :

В результате проведения урока формируются следующие компетенции: коммуникативная, личностное самосовершенствование, самообучение и самоорганизация,

Оборудование: карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.)., Презентация Microsoft Power Point, музыкальное оформление для проведения физминутки

Структура и ход урока

Этап урока

Приемы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

Время

(в мин.)

Организационный этап

Начальная формула вежливости

Приветствует обучающихся

Приветствуют преподавателя

3 минуты

Мотивация, целеполагание

Актуализация познавательной деятельности(орфографическая задачка)

Беседа

Совместная постановка целей занятия(прием ЗХУ) Словарно-орфографическая работа

Задает вопрос о предполагаемой теме урока

Организует постановку целей, задавая вопросы,

Решают орфографическую задачку Сравнивают с эталоном ответа,

Отвечают на вопрос

Участвуют в совместном целеполагании урока, отвечая на вопросы(работа в парах)

6 минут

Изучение нового материала

Работа с учебником,беседа,прием «вгружения в тему»-«Мозговая атака»-практическая работа, Разминка «Веришь, не веришь»

Проверка индивидуального домашнего задания, Игра «Следопыты»

Демонстрирует слайды презентации

Дает определение слов-профессионализмов

Консультирует обучающихся во время работы с заданиями для практической работы

Руководит процессом

оценивания выполненного задания, достоверности представленной информации, демонстрирует информацию «Из истории слов»,объясняет «О пометах в словаре»

Заполнение таблицы «Хочу узнать»,читают статью учебника, выполняют задания по вариантам с целью вгружения в тему,

Работают со словарями, справочниками представляют будущие профессии в стихотворной форме (сочиненные стихотворения детьми)

22 минуты

Физминутка с музыкальным оформлением

Закрепление нового материала

Фронтальная работа,Инсценировка,загадки,

Координирует деятельность, Руководит процессом

оценивания выполненного задания

Записывают предложение,проводят синтаксический разбор предложения, Подводят итоги выполнения заданий, дают взаимооценку

7 минут

Подведение итогов занятия

Оценка знаний обучающихся(терминологический диктант),синквейн

Подводит итоги занятия

Объявляет оценки

Слушают

Критически анализируют свою работу и оценивают

результаты работы других

2 минуты

Инструктирование по выполнению домашнего задания

Объясняет вариативность домашнего задания

Слушают, записывают

2 минуты

VIII

Рефлексия

Предлагает подвести итоги занятия

3 минуты

Эпиграф урока:

Н. В. Гоголь.

Ход урока

I.Орг. момент .

Начальная формула вежливости, приветствие

II.Актуализация познавательной деятельности

Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу.

Слайд. Орфографическая задача : вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.

Выб? ру

Во?зал

Ко?ьба

Расст?лаю

Р?сточек

Крыж?вник

Мя?кий

Ц?фра

Ответ: Лексикология

Работа с таблицей ЗХУ. На доске буквы З(наю), Х(очу узнать), У(знал). Под ними записывается рабочий материал в течение всего урока. Также такие записи делают обучающиеся в своих рабочих тетрадях, а опорную памятку-схему или синквейн графы У(знал) записывают в особых тетрадях-памятках.

Учитель: Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?

Отметьте в таблице

(Работа в парах.)

Заполнение графы Я знаю

Знаю

Мотивация. Словарно-орфографическая работа.

Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова - такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с некоторыми из групп познакомимся.

У меня записаны слова

Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.

Вставьте пропущенные буквы. Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь словарем на странице 237.

Все ли значения слов вам понятны?

Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий).

Какова цель сегодняшнего урока?

Что вы должны узнать на уроке?

Чему вы научитесь?

Что будете применять для изучения темы?

Какова ваша личная цель, чего хотите достичь в конце урока?

Учитель: Вы определили тему нашего урока, запишем её.

Действительно, эти слова ограничены в употреблении.

Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?

Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами.

Слайд. Профессионализмы

III Изучение нового материала

Стадия осмысления

Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?

Что мы хотим о них узнать?

(Работа в парах. Обучающиеся формулируют и записывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)

Заполнение графы Хочу узнать.

Учитель: Где можно узнать об этом, найти ответы на поставленные нами вопросы?

Возможные ответы учащихся: В учебнике, в словарях.

Работа с текстом учебника . Чтение вслух.(стр 29)

Учитель: Что же вы узнали, работая с информацией учебника? Ответим на первые два вопроса, которые мы себе задали.

А кто же и где употребляет слова-профессионализмы? Ответ найдем после самостоятельной работы.

Практическая часть(работа всего класса по вариантам).Прием «Мозговая атака»

Слайд. Задания

Разгадать кроссворд (4 вариант)

Кроссворд

1.Осадки в виде небольших ледяных шариков - гра д

2.Шестой месяц календарного года - и юнь

3. Учебное заведение - школ а

4. Антоним к слову тяжелый - л егкий

5. Популярный горячий напиток, но не чай - коф е

6. Ледяная площадка для катания на коньках – к аток

7. Летательный аппарат – самоле т

8 . Личное название человека – и мя

9. Синоним к слову холод - моро з

10. Черточка, обозначающая вычитание – м инус

11. Слово «шофер» во мн.ч. - шофёр ы

(1 вариант )

Текст

Выплавка чугуна производится в огромных доменных печ а х.

Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошник о м . Самая широкая часть п е чи называется расп а ром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы ) в печь вдувается горячий воздух или кислород. Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.

Информация для учителя

ШАХТА - вытянутая вверх раб. часть металлургич. шахт, печи, ...

КОЛОШН И К - 1. Верх, часть шахтной печи (напр., доменной), куда загружают

рудные материалы, топливо.

РАСП А Р - сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи

ГОРН -. Ниж. цилиндрич. (редко прямоугольная) часть раб. пр-ва шахтной плавильной печи, где происходит горение топлива и скапливается жидкий металл;

ШИХТА - смесь материалов, загруж. в металл у рг и и, печь

Домна - ДО"МНА, ы, р. мн. домен, ж. (тех). Большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из руды; то же, что доменная печь.

(3 вариант)-работа с художественным текстом

Выписать из предложений необщеупотребительные слова и соответствующие им общеупотребительные из слов для справок:

  1. Надел тут Федюня пимишки…
  2. Глядит - пустоплесье какое-то, а кругом лес густой.
  3. Садись-ко лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.
  4. На голбчике у печки девчоночка сидит.

(Из уральских сказов П. Бажова.)

Слова для справок: открытое место среди леса, валенки, пристройка-лежанка у печи, яичница-глазунья

(2 вариант) -Индивидуальная работа

задание Из упр 68 выбрать слова, относящиеся к профессии художника, музыканта

Работа с классом после выполнения заданий

Задания первого варианта

Учитель: (по итогам)

Люди какой профессии используют данные слова?

Догадайтесь, как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?

Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)

Слайд. Профессионализмы.

ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession «официальное указание своего занятия».

Учитель. О пометах в словарях . Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец. ,что означает специальное.

Разминка «Веришь ли ты?»

- Верите ли вы,что профессий в мире ограниченное количество?

Верите ли вы, что есть главные профессии и менее значимые?

Верите ли вы, выбор профессии не связан с желанием и способностями человека?

Обобщение:

«У меня идут года, будет мне 17

Где работать мне тогда, чем заниматься….

Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.

  • Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
  • Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).
  • Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
  • Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).

Задания третьего варианта.

Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский? Все эти слова знают? А в какой местности, городской или сельской, они употребляются?

Чтобы узнать, как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные, посмотрим, как разгадан кроссворд. Если все слова были определены правильно, в середине кроссворда будет наш ответ.

Задания 4 варианта

Слайд. Кроссворд

Учитель: Какие слова из кроссворда были общеупотребительными, а какие необщеупотребительными?

Прочитаем, какое слово получилось у нас в середине кроссворда

Ответ: Диалектизмы

Учитель: Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?

Вывод: Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Слайд. Диалект

Дополнительная информация: Из истории слов

Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.

Учитель. О пометах в словарях. Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

Учитель :Всем знакомо имя В.И.Даля? Что вы знаете о нем?

Физкультминутка(с музыкальным сопровождением)

Потрудились - отдохнём

Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

IV.Закрепление изученного материала

Фронтальная работа

Запишите предложение :

Задание:

Выполните синтаксический разбор и начертите схему предложения

(самопроверка)

Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

Инсценировка

(Индивидуальное домашнее задание).

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Маша?

– По батожья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы!

– По что?

– Ну, по петушки!

– По что, по что?!

– По стебни.

– Не понимаю, бабушка!
- Чего принести, бабушка?
- Бураков.
- А это что такое?
- Ну, у нас в деревне так свёклу называют.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребител

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. ьные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.

Учитель : Давайте найдём «четвёртое лишнее»

бурак вакцина

драчёны печурка

дизайн акварель

гутарить акваланг

Учитель:

А загадки вы умеете отгадывать? Эти загадки загадывают пожилые люди нашей местности своим внукам.

Ваша задача найдите диалектные слова, встречающиеся в загадках, указать их лексическое значение.

1) Сухой Гаврилко вскочил в ляди / нку, разогнал всю скотинку. (Гребень, голова)

2) Скли / зко, неловко, в серёдке веревка . (Иголка и нитка)

3) Красненький пи / вень по жерди ходит. (Горящая лучина)

Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.

Задание : Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

(Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Вывод: Используя диалектизмы в речи, надо помнить слова К.Паустовского: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно».
V. Подведение итогов урока

Учитель:

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги и узнаем: а всё ли у нас получилось, узнали ли Вы новую информацию. Мы сейчас напишем терминологический диктант и проведём взаимопроверку

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека - это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

диалектными

Лексикой

Общеупотребительными

профессионализмами

лексикон

Лексическим значением

антонимами

омонимами

синонимами

Учитель: молодцы!

VI . Инструктирование по выполнению домашнего задания

П.15,16.

Вариативность д/з

Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя в нем профессионализмы.

Собрать как можно больше слов-диалектизмов из словарного запаса вашей семьи

VII. Рефлексия.

Учитель

А теперь, ребята, я попрошу каждого из Вас по очереди закончить одно из предложений:

Слайд. Закончите предложения

Мне было…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

Я приобрел…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Я выполнял задание…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Заполните графу «Я узнал» опорной схемой по теме урока или составьте Синквейн на тему: «Слова-профессионализмы»или «Слова-диалектизмы». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам.

Работа учащихся в паре или индивидуально, запись в тетрадь-памятку.

Самооценка познавательной деятельности

Возможные варианты

Синквейн

  1. Слова
  2. Специальные, необщеупотребительные
  3. Показывают, называют, помогают
  1. Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

5.Лексикон

«Мостик» к следующей теме о словах необщеупотребительных.

Учитель: Закончите предложение

Я хотел бы узнать…

Возможный ответ: какие ещё есть слова ограниченной сферы употребления


Цель урока:

1) повторить и закрепить знания об основных лексических понятиях (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)

2) развить умение давать лексическое толкование слову

3) обучение работе корректора

4) воспитание культуры речи средствами художественной литературы.

Ход урока

I. Слово учителя

Сегодня мы вместе с Чичиковым в его птице - тройке продолжим своё путешествие по стране лексикологии и художественным произведениям. Мы повторим, что такое диалектизмы, профессионализмы, узнаем, что такое жаргонизмы.

А что такое лексикология? (наука, изучающая лексику)

Лексика? (словарный состав языка)

В конце урока Вы должны ответить на вопрос: «Согласны ли Вы с высказыванием А.С.Пушкина, который утверждал (читаю эпиграф). Своё мнение должны обосновать.

Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, мы проверим ваши знания по предыдущей.

Задание №1 . Напротив графы «Тип словаря» поставьте номер, под которым в карточке дана статья из словаря этого типа (3 мин)

Вариант 1

1.Отставной козы барабанщик (мн. ч. не употребл.)Чаще в значении сказуемого. Шутл.-ирон.) Человек, занимающий невысокое положение в обществе; Вышедший в отставку; такой с которым не считаются. «Я ведь не какой-нибудь отставной козы барабанщик»!- шутил Иван Петрович

2. ЭКСПОРТ- ИМПОРТ Вывоз товаров из страны. - Ввоз товаров в страну. Экспорт служит источником валютных поступлений, идущих на оплату импорта.

3. Величественный , величавый, грандиозный; о внешнем облике, походке, жестах: царственный (высок.); державный;(уст. высок.); о произведении искусства, сооружении: монументальный.

4. Имитация,- и, ж.1. Воспроизведение, подражание кому-чему- либо.; Подделка чего-нибудь. Имитация красного дерева.

5. Дьяк, м. Стар.: письмоводитель, секретарь, правитель канцелярии. Быть делу так, как пометит дьяк// Ряз.:земский, волостной писарь.//Твр. Учитель грамоты.

6. БОЯРИН. Вероятно, общесл.суф. Производное от утраченного боярь(скорее всего, образов.суф.-арь от бои-битва, сражение. Боярин исходно-« боец, воин, дружинник»

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ и разг. обеспечение

2 варианта

III Задание №2 Следующее задание: запишите слова, объединив их в синонимические пары. Трудные для Вас слова постарайтесь заполнить. Задание выполняем в тетради.

эффективный - действенный

аллегорический - иносказательный

классифицировать - систематизировать

иллюзорный - призрачный

Объясните, пожалуйста, различаются ли слова эффектный и эффективный?

Эффектный - производящий сильное впечатление

Эффективный - действенный, быстро развивающийся

Как называются такие слова? (паронимы )

(разные по значению, сходные по звучанию и написанию, часто однокоренные, например: дипломат - дипломант)

А теперь составьте и запишите с одним из слов с удвоенной согласной спп предложение

(Н: Я рассчитаюсь с Вами, когда получу зарплату.)

IV. Задание №3. Из предложений в задании №3 выпишите синонимы, составьте синонимический ряд и запишите их в предложенное Вам предложение. Подчеркните доминанту, охарактеризуйте каждое слово с точки зрения стилистической принадлежности. Предложение запишите в тетрадь.

Вариант №1

1. На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к полицмейстеру.

2. Гости должны были пробираться между взборонёнными нивами.

3. Сначала они береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь.

4. Но только нагрянут в хату парубки с скрипачом- подымется крик.

5. Андрей едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре.

6. Они вступили в первую комнату, служившую приёмною или просто переднею.

7. После обеда Афанасий Иванович шёл отдохнуть один часок, после чего Пульхерия Ивановна приносила разрезанный арбуз.

2 варианта

К. №1 Н.В.Гоголь умело использовал синонимы: отправился, пробрался, переступали, брели, нагрянут, едва двигался, вступили, шёл, - не механически замещая повторяющееся слово, а учитывая смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов.

К. №2 В синонимическом ряду говорил, проговорила, промолвил, отвечал, прервал, сказала, прибавил отмечается смысловое и стилистическое различие между отдельными глаголами речи и то, что употребление того или иного глагола определяется содержанием речи, характером её, состоянием говорящего, желанием его по-разному воздействовать на слушателя и стремлением Н.В.Гоголя разнообразить повествование.

К. №3 Чтобы избежать унылого повторения одних и тех же слов Н.В.Гоголь использовал синонимы: покушать, закушивал, заедал, съедал, объедался, накушаться, закусить, подкрепиться, которые делают речь красочнее, разнообразнее, позволяют образно выразить мысль.

Прочитайте те предложения, которые у Вас получились (3 ученика по разным карточкам)

Так зачем Н.В.Гоголь использовал синонимы для обозначения какого-то одного действия?

(Для того чтобы разнообразить повествование, избежать тавтологии )

V. Новый материал

Сегодня мы с Вами продолжим разговор о лексике ограниченного употребления. Объяснение нового материала сегодня готовили Вы сами. Расскажет нам о профессионализмах:

Сообщение

К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы , т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области.

Например, у компьютерщиков:

Форточка - это презрительное название операционной системы Windows

фать, материнка - материнская плата

чайник - начинающий пользователь

глюк - некорректная работа оборудования

комбинация из трёх пальцев - Ctrl - alt - delete - экстренное снятие любой запущенной программы

пентюх - Pentium

квак - игра Quake(Куэйк)

лазарь - лазерный принтер

Также к лексике ограниченного употребления относятся

Диалектизмы - слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они больше присущи крестьянским жителям и до сих пор являются средством общения среди значительной части нашей страны. Диалекты северных областей отличаются от диалектов юга страны.

Среди диалектов можно выделить три группы:

Лексические диалектизмы - местные названия общепринятых предметов, явлений, понятий. Они имеют синонимы в русском литературном языке: баз - двор, бирюк - волк.

Лексико-семантические диалектизмы - это слова литературного языка, употребляющиеся в диалекте в местном значении. Н: благая - дикая; веснушка - лихорадка, тёмно - очень сильно.

Этнографические диалектизмы - это местные названия местных предметов и явлений, поэтому не имеют синонимов в литературном языке: чекмень - верхняя мужская одежда

Фонетические диалектизмы - отражают особенности звуковой системы говора.

Например:

1) в южных говорах наблюдается произношение [х] вместо [к] на конце слов: вра[х], сне[х], лу[х]

2) для некоторых говоров характерно произношение [и] вместо [е]. п[и]сня, м[и]сто.

3) яканье: мяханик, кляновый

4) цоканье: цай, луцсе

5) оканье: хорошо

6) перенос ударения: я приду рано

Ещё к лексике ограниченного употребления относится жаргонная лексика - это искусственные, иногда условные слова, используемые членами какой-то социальной или иной группы, объединённой общими интересами.

1) воровской жаргон:

липа (фальшивка)

крыша (защита)

шмон (проверка)

2) молодёжный сленг:

а) студенческий:

общага (общежитие)

стипуха (стипендия)

хвост (несданный зачёт, экзамен)

шамовка (еда)

б) школьный сленг:

Один из учеников класса провёл небольшую исследовательскую работу. Давайте его послушаем.

Расспросив своих одноклассников и друзей, я пришёл к выводу, что мои сверстники используют такие жаргонные слова, которые обозначают:

1. оскорбительные - названия человека:

овца, кошёлка, козёл

2. слова, называющие людей:

кореш - друг

чувак - парень

стрелочник - тот, на которого сваливают свою вину другие.

стукач - доносчик

трепло - болтун

3. слова, называющие части тела.

хавка - рот

ласты - ноги

локаторы - уши

4. другие существительные:

прикол - шутка

стрела - драка

базар - разговор

фигня - ерунда

облом - неожиданно плохой результат

капуста - деньги

отпад - нечто выдающееся

5. слова, обозначающие действия:

балдеть – веселиться

офигеть - удивиться

вали – уходи

офонареть - обнаглеть

влипнуть – попасться

прикинь - представь себе

достать – надоесть

зашибись - лучше некуда

запарить - сильно надоесть

приколоться - подшутить

кинуть – обмануть

смойся - уйди

не катит - не подойдёт

торчать - быть в полном восторге

отвянь – отстану

уткнись - замолчи

отрываться – развлекаться

стрём - плохо (наречие)

6. слова - прилагательные

крутой, клёвый - высокая степень качества чего-либо

стрёмный - некрасивый

беспонтовый - нехороший

7. Фразеологизмы

фильтруй базар - следи за речью

шевели костылями - иди быстрее

в натуре - по правде

я чё, лысый - я не хуже других

флаг в руки, барабан на шею - одобрение действия

без базара - не подлежит сомнению

туши свет - полный кошмар

лыбу давить - ухмыляться

1. …… % опрошенных мною думают, что жаргоны нужны, они делают речь более эмоциональной

2. …… % опрошенных мною думают, что жаргоны не нужны, они засоряют речь

3. …… % воздержались от ответа

VI. Закрепление материала

1. А теперь посмотрите, пожалуйста, сценку, ответьте на вопрос:

О какой группе ограниченной лексики идёт речь?

А нужна ли она нам в повседневной жизни?

(сценка про жаргоны) - 3мин

2. Послушайте частушку, о какой группе ограниченной лексики идёт речь.

А какие это диалектизмы? (фонетическая группа - цоканье: совпадение Ц и Ч в одном звуке; грамматическая группа: вместо окончания П.п. -и, -е) (2 мин)

Задание №4

Как барановски девчонки
Говорят на букву «це»
«Дайте мыльце, полотенце
И цюлоцки на пеце.»

А как вы думаете, о какой группе ограниченной лексики идёт речь в данном стихотворении. В чём разница в двух переложениях известного произведения:

Как узрела Старика Старуха-
Разругалась хуже system message :
«Дурачина, ты, простофиля!
Выпросил OS , дурачина,
Не хочу быть системным программистом

Чтоб с ассемблером не возиться,
А писать на чистом Pascal’е
Разные красивые штучки…(профессиональные термины)

Как узрела Старика Старуха-
Разругалась хуже Аськи :
«Дурачина, ты, простофиля!
Выпросил форточку’95 , дурачина,
Не хочу быть чайником
Хочу творить, что душеньке угодно
Чтоб с ваксой не возиться,
А писать на лазаре
Разные красивые штучки…(профессиональные жаргонизмы)

Слова для справок: Аська - ISQ - операционная система

(скрытая доска)

Форточка’95 - Windows’95

Чайник - начинающий пользователь

Вакса - VAS - операционная система

Лазарь - лазерный принтер

Уместны ли в этом отрывке профессионализмы? Почему? (Несовпадение стилей речи, фактическая ошибка (на Руси не было компьютеров))

Слово учителя:

Иногда писатели, поэты используют профессионализмы, диалектизмы и жаргонизмы в художественной литературе как выразительное средство, изображающее достоверно и убедительно создаваемые картины человеческой жизни.

Например, Николай Васильевич Гоголь для описания жизни семинаристов в повести «Вий» использовал некоторые жаргонные выражения: Как вы думаете, что обозначает фраза

Н: пробовать крупного гороха - быть наказанным

отправиться на кондиции - заниматься репетиторством

А диалекты встречаются у Н.В.Гоголя почти во всех произведениях.

Но использовать эту лексику нужно умело, уместно, умеренно.

«Истинный вкус,- писал А.С.Пушкин,- состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Если художественное произведение перегружено такой лексикой, затрудняется его чтение и понимание, снижаются художественные достоинства!»

«Соразмерность и сообразность» употребления подобной лексики мы находим в произведениях наших классиков, в т.ч. и у Гоголя. (2мин)

Но, к сожалению, очень часто, проверяя Ваши сочинения, я встречаю ошибки, связанные с неуместным употреблением Вами слов, ограниченных в употреблении. Работаем корректорами.

Задание № 5 - Найдите и объясните ошибки.

1. Ноздрёв всячески страшал Чичикова. (диалект)

2. Манилов надеялся, что Чичиков станет его крышей . (жаргонизм)

3. С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина. (диалект)

4. Манилов долго трепался с Чичиковым. (жаргонизм) (3мин)

Задание №6 - Следующее задание также связано с неуместным употреблением жаргонизмов. Выполняем Задание №6. Перед Вами письменная характеристика, данная неграмотным школьником Ваша задача: Переделать тексты, заменив жаргонизмы литературными словами. Отгадайте имя персонажа.

Лицо его не представляло ничего особенного, оно было почти такое же, как у многих худощавых шнурков, один только подбородок выступал очень далеко вперёд, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие лупы ещё не потухли и шныряли из-под высоко выросших бровей, как мыши.

Слова для справок : стариков, бегали, глазки.

Уместно ли употребление жаргонизмов (1мин)

Задание №7 . Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их, определите к какой группе относятся.

Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске , а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

А чей это портрет?

Словарь для справок:

парубок - парень (лексич.)

гуртом - группой (лексич.)

плахта - нижняя одежда женщин из шерстяной клетчатой ткани (этнограф.)

запаска - род шерстяного передника у женщин (этнограф.)

Как Вы думаете, уместно ли употребил Гоголь в данном отрывке диалектизмы. (Да)

(2мин) Известный языковед академик Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку, каким теперь является латинский».

А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный в начале урока;

Согласны ли Вы с высказыванием А.С.Пушкина?

Можем ли мы свободно использовать лексику, ограниченную в употреблении в своём лексиконе и в сочинениях?

Закончить сочинение-рассуждение на проблемный вопрос;

** попробовать переделать известное стихотворение, заменив литературные слова профессионализмами или жаргонизмами.

>>Русский язык: Профессионализмы и термины. Урок развития речи. Аудирование с опорой на адаптированный монологический текст

Профессионализмы и термины. Урок развития речи. Аудирование с опорой на адаптированный монологический текст
Профессионллизмы и термины

Теория А

Отослано читателями из интернет-сайтов

Планы уроков русского языка, наибольшая библиотека рефератов , календарно-тематическое планирование русского языка, школьнику подготовиться к уроку, русский язык тесты ответы , задания и ответы

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей