Болезни Военный билет Призыв

Установи соответствие между словами их характеристикой. Другие вопросы из категории «Образование»

Разработка урока по русскому языку

Цель: обобщить результаты исследования лексического значения на примере слова "зеленый"; повторить сведения о крылатых словах, пословицах и поговорках; учить составлять текст-описание.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

ІІ. Повторение.

Задание для групповой работы.

1. Некоторые слова в предложениях замените крылатыми словами.

а) Неужели ему суждено пройти все испытания до конца?

б) Дом представлял собой нечто ужасное: окна выбиты, дверь полу-оторвана, крапива и мох стали закрывать стены.

в) Совет отца явился спасением в круговороте моей жизни.

г) После ответа на двадцать пятый билет я чувствовала себя умственно разбитой, но счастливой.

Подсказка:

Ахиллесова пята, нить Ариадны, между Сциллой и Харибдой, принцесса на горошине, последний из могикан, альфа и омега, да минует меня чаша сия, мерзость запустения, выпить чашу до дна.

2. Пословицы и поговорки-синонимы запишите парами.

А кому много дано, с того много и спросится.

Двум смертям не бывать, одной не миновать.

Глаза страшатся, а руки делают.

Большому кораблю - большое плаванье.

Где наше не пропадало.

Пан или пропал.

Попытка не пытка.

Поживем - увидим.

Риск - благородное дело.

III. Чтение образца в §36 и составление плана для лексической характеристики слова.

1. Происхождение и первоначальное значение слова.

2. Значения в современном языке.

3. Омонимичные слова и формы.

4. Смысловые связи с другими словами (синонимы и антонимы).

5. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки, в состав которых входит слово.

IV. Самостоятельное составление характеристики слова "зеленый".

Копии словарной статьи из учебного словаря русского языка В.В. Репкина розданы на парту заранее.

Примерная запись лексической характеристики:

Прилагательное зеленый - это знаменательное слово, которое означает признак предмета. По происхождению оно общеславянское, первоначально значило "цвета травы, листвы". Оно встречается и в других славянских языках (например, в украинском). В современном русском языке слово "зеленый" многозначное. У него пять значений:

1) цвета травы;
2) о цвете лица: бледный, землистого оттенка;
3) относящийся к растительности, состоящий, сделанный из зелени;
4) недозрелый;
5) неопытный по молодости.

Омонимов не имеет. Но имеет синонимы к некоторым значениям. К первому - изумрудный, салатный. Ко второму - бледный. К четвертому - незрелый, неспелый. К пятому - неопытный.

Антонимы есть ко второму, четвертому и пятому значениям:

1) зеленое лицо - румяное лицо;
2) зеленое яблоко - спелое яблоко;
3) зеленый матрос - опытный матрос.

Слово "зеленый" входит в такие фразеологизмы:

дать зеленую улицу (открыть свободную дорогу);
тоска зеленая (чрезвычайная скука).

V. Чтение сочинений по желанию. Оценивание удачных работ.

VI. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.

Исследование словарного слова

Выполнил:

Лобанов Владислав

Ученик 1 «А» класса

« МБОУ школы № 34»

Г.Дзержинска

Руководитель:

Тараканова О.С.

Словарное слово - «портфель»
1. Показ портфеля.

В слове «портфель» 2 слога: по-ртфель. Второй ударный, безударная гласная «о».

Звуковая схема слова: «портфель».

8 букв и 7 звуков.

Букв обозначающих гласны звуки - 2 . Букв, обозначающих согласные звуки, -5. Одна буква «ь» звука не обозначает, но смягчает предшествующий согласный звук л.

3 буквы «П, Т, Ф» обозначают парные глухие согласные звуки.

2 буквы «Р, Л» обозначает непарный звонкий согласный звук.

Только 2 буквы «Ф, Л» обозначают согласные мягкие звуки.

2. Этимологическая справка.

Слово « портфель» (порт – носить,«фель» - лист бумаги) пришло к нам из французского языка. В буквальном смысле «ЛИСТОНОС».

Ранец привыкли считать исключительно принадлежностью школьника. На самом-то деле этот предмет пришёл к детям из армии. Если в России солдаты брали с собой в поход вещевой мешок, то в Европе и, особенно в Германии, Франции ранцы появились уже в 18 веке. И только через 200 лет словом «портфель» начали называть ученическую сумку.

Портфели на картинах известных художников:

Ф.П. Решетников «Опять двойка» 1952 г С.А. Григорьев «Вратарь» 1949 г

3. Синонимы: школьный ранец,рюкзак, сумка.

4. Однокоренные слова : портфельчик, портфелишко.

5. Образование словосочетаний:

Портфель (какой?) новый.

Портфель (какой?) красивый.

Портфель (какой?) рваный.

6.Стихи и загадки про портфель.

Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет,
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.

Берестов В. Д.

Вариант 1

  1. хороший
  2. танец
  3. скупиться
  4. ёлка
  1. Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог.
  1. столяр 2) торты 3) понял 4) черпать
  1. Составьте новое слово из частей разных слов. Возьмите приставку из слова «переплёт», корень из слова «грузить», суффикс из слова «мышка», окончание из слова «подняли».

Ответ: ___________________

СЛОВА ХАРАКТЕРИСТИКА

А) краснеет, красный 1) Однокоренные слова

Б) зайчик, зайчиком 2) Не однокоренные слова

В) гора, горец 3) Формы одного и того же слова

Г) носить, переносица

Ответ:

  1. Прочитайте предложение.

Волк ночью, думая попасть в овчарню,

Попал на псарню.

Ответ:_________________

С1. Прочитайте предложение.

Белый пар расстилается над полем.

Ответ: ___________________

Орфограммы

Проверяемые парные согласные в корне слова

зимовать

дорожка

гигантский

побережье

голубь

устный

  1. проверяемые гласные в корне
  2. буквы И, У, А после шипящих
  3. лошадка
  4. тростник
  5. малина
  6. удивительный
  1. соблюдать ч..стоту – чАсто
  2. прим..рять пальто - мИр
  3. флаг разв..вается – вЕет
  4. ув..дать от жары – вИд
  1. могуч..
  2. из-за туч..
  3. брош..
  4. луч..
  5. помощ..
  1. В какой строке во всех словах пропущена буква И?
  1. на ветк.., около земл..
  2. для дедушк.., по россып..
  3. в тетрад.., на кроватк..
  4. на лошадк.., у избушк..
  1. Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.
  2. Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная.
  3. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.
  4. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.

Ответ: _____________

  1. Прочитайте предложение.

Зеленая крапива с тонкой макушкой тянется вверх .

не является словосочетанием.

  1. с тонкой макушкой
  2. зеленая крапива
  3. крапива тянется
  4. тянется вверх

Ответ: ____________

1) Ребята постояли немножко, и вошли в дом.

  1. Ребята прошли через густой ельник и вышли на большую дорогу.
  2. В саду виднелись клумбы белых, розовых и голубых цветов.
  3. Белые, подберёзовики, опята лежали в корзине.

Текст.

  1. Ночью наконец хлынул дождь, ливень. 2.Чудесен шум ночного дождя! 3. Он торопливо барабанил по стеклам, и ветер в темноте порывами рвал тополя перед домом.

4.К утру дождь прошёл, но небо ещё было в тяжёлых сырых тучах, летевших с юга на север. 5.От снега не осталось и следа. 6.Разбухшие лиловые ветви тополей трепались весело и бойко. 7. С юга между разорванных туч появился и со страшной быстротой летел на усадьбу ослепительный лазурный клочок неба.

(По А.Н. Толстому)

  1. Определите тип речи, использованный в предложениях 6-7.
  1. Ливень.
  2. Чудесен шум ночного дождя!
  3. Лазурный клочок неба.
  4. Весенний дождь.
  1. Из предложений 1-3 выпишите слово со значением «Быстро, поспешно».

Ответ: _______________

  1. К слову БАРАБАНИЛ из предложения 3 запишите синоним.

Ответ: _______________

  1. Укажите пример, в котором неверно
  1. он барабанил (предложение 3)
  2. от снега не осталось следа (предложение 5)
  3. чудесен шум (предложение 2)
  4. появился и летел клочок (предложение 7)

С2.

Вот из(за) соседн..го бугра выгл..нула хитрая мордоч..ка с зелёными гла..камии сразу и..чезла. Замет..л её часовой свис..нул бросился в нору. Мигом п..скакали туда остальные песчанки.

Ответы

перегрузки

1312

3568

широким/ровным/…

2745

4132

описание

торопливо

стучал

С2. Вот из-за соседнЕго бугра выглЯнула хитрая мордо чк а с зелёными глаЗками и сразу иСчезла. ЗаметИл её часовой, свисТнул, бросился в нору. Мигом пОскакали туда остальные песчанки.

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по русскому языку для 5 класса

Вариант 3

  1. Укажите слово из перечня, которое подходит для записи в пустую ячейку таблицы.
  1. мышь
  2. здоровье
  3. ветер
  4. пилить
  1. банты 2) партер 3) километр 4) досуг
  1. Составьте новое слово из частей разных слов. Возьмите приставку из слова «подвезти», корень из слова «снежный», суффикс из слова «градусник», окончание из слова «врачом».

Ответ: ___________________

  1. Установите соответствие между словами и их характеристикой: к каждой позиции из первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СЛОВА ХАРАКТЕРИСТИКА

А) носить, носовой 1) Однокоренные слова

Б) белочка, беличий 2) Не однокоренные слова

В) виновник, виновнику 3) Формы одного и того же слова

Г) горный, горевать

Ответ:

  1. Прочитайте предложение.

Волчонка Волк, начав помалу приучать

Отцовским промыслом питаться,

Послал его опушкой прогуляться…

Выберите в каждой колонке таблицы все верные характеристики выделенного в предложении слова. Запишите номера выбранных характеристик.

Ответ:_________________

С1. Прочитайте предложение.

Мы с сынишкой собрались в берёзовый лес по грибы.

При заполнении ячеек таблицы примерами из предложения одна из ячеек остается незаполненной. Придумайте и запишите слово, которое можно разместить в этой ячейке и включить в данное предложение.

Ответ: ___________________

  1. Заполните пустые ячейки в таблице, выбрав из перечня необходимые слова (словосочетания слов): рядом с буквой поставьте цифру выбранного слова (сочетания слов).

Орфограммы

Проверяемые гласные в корне

Непроизносимые согласные в корне слова

удивительный

указка

гигантский

отдалиться

ладошка

грустный

  1. непроверяемые гласные в корне
  2. буквы И, У, А после шипящих
  3. парные согласные в корне
  4. варежка
  5. спортсмен
  6. подарить
  7. прелестный
  1. Прочитайте варианты проверки слов. Укажите номер ВЕРНОГО варианта проверки.
  1. прим..рять костюм – мИр
  2. прож..вать хлеб - жИть
  3. нав..вать проволоку – вИть
  4. пос..деть за столом - сЕд
  1. Укажите слова, в которых пропущена буква Ь. Запишите номера выбранных слов.
  1. около училищ..
  2. молодёж..
  3. плющ..
  4. борщ..
  5. роскош..
  1. на ветк.., около дорог..
  2. к осен.., по весн..
  3. в тетрадк.., на кроват..
  4. в альбом.., к собак..
  1. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
  1. Вдруг он заметил под берёзой норку.
  2. В лесу по ложбинке побежал первый ручеёк.
  3. Решил ручеёк в неё заглянуть.
  4. В норке сладко спал ёжик.
  5. Холодный ручеёк разбудил его.

Ответ: _____________

  1. Прочитайте предложение.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай .

Определите, какое из приведённых сочетаний слов не является словосочетанием.

  1. со мной произошёл
  2. такой случай
  3. произошёл случай
  4. произошёл на охоте

Ответ: ____________

  1. Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания.
  1. В сыром мрачном лесу пахло грибами и елью.
  1. Ещё в полях белеет снег а воды уж весной шумят.
  2. С начала июня и до поздней осени цветут в саду розы и петуньи.
  3. Наступила осень и раскрасила деревья разными красками.

Текст.

  1. Иногда приходится наблюдать и удивительнейшее собачье благородство по отношению к слабым. 2.У нашей моськи Бэлы был в молодости брат, Нарзан, задорный и самоуверенный, из породы крыловских мосек. 3.На дворе уже в тульском нашем доме был цепной пёс – лохматый, белый, чудовищной величины. 4. Звали его Дворняк.

5. Вот раз как-то вечером дворник спустил Дворняка отпугивать воров. 6.Виляя хвостом, он подбежал к нам. 7. Вдруг на него с грозным лаем бросился Нарзан, чтобы драться. 8. Мы замерли: конец Нарзану. 9. Замер и сам Нарзан, прижатый спиною к земле могучими лапами Дворняка. 10. А Дворняк, подержав его лапами и не тронув зубами, отпустил. 11. Знай, мол, вперёд, на кого бросаться, а я об тебя пачкаться не хочу. (По В.В. Вересаеву)

  1. Определите тип речи, использованный в предложениях 2-3.

Ответ: _____________________

  1. Какое заглавие точно отражает основную мысль текста?
  1. Задорный Нарзан.
  2. Дворняк.
  3. Собачье благородство.
  4. Собачья дружба.
  1. Из предложений 9-11 выпишите слово со значением «грязнить, позориться»

Ответ: _______________

  1. К слову МОГУЧИМИ из предложения 9 запишите синоним.

Ответ: _______________

  1. Укажите пример, в котором неверно указана грамматическая основа одного из предложений текста.
  1. брат был (предложение 2)
  2. спустил Дворняка (предложение 5)
  3. он подбежал (предложение 6)
  4. Нарзан замер (предложение 9)

С2. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

В конце сентября ст..яла чудес..ная погода. В су(б,бб)оту р..бята отправились на озеро рыбачить. По краям озера рос блеклый трос..ник л..ства с осин уже обл..тела. До поз..него вечера р..бятишки т..скали из в..ды окун..ков и плотвич..ку. А ноч..ю была вкус..ная уш..ца.

Ответы

подснежником

2132

24569

младшим/старшим

3647

21345

описание

пачкаться

сильными

С2. В конце сентября стЯяла чуде сн ая погода. В суББоту рЕбята отправились на озеро рыбачить. По краям озера рос блеклый тросТник , лИства с осин уже облЕтела. До позДнего вечера рЕбятишки тАскали из вОды окунЬков и плотви чк у. А ночЬю была вку сн ая ушИца.

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по русскому языку для 5 класса

Вариант 2

  1. Укажите слово из перечня, которое подходит для записи в пустую ячейку таблицы.
  1. рыбак
  2. мышь
  3. здоровье
  4. ветер
  1. Укажите слово, в котором ударение падает на ПЕРВЫЙ слог.
  1. алфавит 2) торты 3) километр 4) положить
  1. Составьте новое слово из частей разных слов. Возьмите приставку из слова «подводник», корень из слова «осина», суффикс из слова «слоновый», суффикс из слова «слоник» окончание из слова «конь».

Ответ: ___________________

  1. Установите соответствие между словами и их характеристикой: к каждой позиции из первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СЛОВА ХАРАКТЕРИСТИКА

А) снега, снегом 1) Однокоренные слова

Б) белизна, беличий 2) Не однокоренные слова

В) наводнение, подводник 3) Формы одного и того же слова

Г) уводить, вода

Ответ:

  1. Прочитайте предложение.

Мартышка к старости слаба глазами стала…

Выберите в каждой колонке таблицы все верные характеристики выделенного в предложении слова. Запишите номера выбранных характеристик.

Ответ:_________________

С1. Прочитайте предложение.

При заполнении ячеек таблицы примерами из предложения одна из ячеек остается незаполненной. Придумайте и запишите слово, которое можно разместить в этой ячейке и включить в данное предложение.

Ответ: ___________________

  1. Прочитайте варианты проверки слов. Укажите номер верного варианта проверки.
  1. разр..дить посевы – рЕдкий
  2. подр..жать старшим - дрОжь
  3. пос..деть за столом – сЕд
  4. прим..рять соперников – мЕрить
  1. Укажите слова, в которых пропущена буква Ь. Запишите номера выбранных слов.
  1. свеж..
  2. печ..
  3. реч..
  4. врач..
  5. нет туч..
  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е?
  1. на ветв.., около земл..
  2. для дедушк.., по дорог..
  3. в тетрад.., на кроватк..
  4. на лошадк.., на ветк..
  1. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
  1. Долго лисица рвала барабан когтями, грызла зубами, наконец разорвала кожу и увидела пустоту.
  2. А потом осмелела и набросилась на добычу.
  3. Голодная лисица наткнулась однажды на барабан.
  4. Он лежал в кустах и гудел, когда ветки ударяли по натянутой коже.
  5. Услышав эти громкие звуки, лисица вначале побоялась подойти.

Ответ: _____________

  1. Прочитайте предложение.

Девочка с голубыми волосами ждала Буратино в саду .

Определите, какое из приведённых сочетаний слов не является словосочетанием.

  1. ждала в саду
  2. девочка ждала
  3. с голубыми волосами
  4. ждала Буратино

Ответ: ____________

  1. Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания.
  1. Окуня, леща, плотву мы ловили в реке.
  1. Заяц перескочил дорогу и побежал к своей норе.
  2. С пригорка прибежал ручеёк наполнил до краёв глубокую лужу.
  3. Листья поблёкли и вскоре опали.

Текст.

  1. Девочка с голубыми волосами ждала Буратино в саду, сидя за маленьким столом. 2.Оглянула она деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. 3. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

4. Буратино сел. 5. Он сразу же стал запихивать миндальные пирожные в рот целиком и глотать не жуя. 6. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. 7. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. 8. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

9. От возмущения Мальвина захлопала ресницами и сказала, что теперь она займется воспитанием Буратино. 10. От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

11. Наконец мучительный завтрак окончился. 12. Девочка велела ему вытереть с носа какао, взяла за руку и повела в дом – заниматься воспитанием.

(По А.Н. Толстому)

  1. Определите тип речи, использованный в предложениях 4-8.

Ответ: _____________________

  1. Какое заглавие точно отражает основную мысль текста?
  1. Завтрак у Мальвины.
  2. Манеры Буратино.
  3. Мучительный завтрак.
  4. Занятия воспитанием.
  1. Из предложений 3-7 выпишите слово со значением «втиснуть, поместить куда-нибудь»

Ответ: _______________

  1. К слову КРОШЕЧНУЮ из предложения 3 запишите синоним.

Ответ: _______________

  1. Укажите пример, в котором неверно указана грамматическая основа одного из предложений текста.
  1. завтрак окончился (предложение 11)
  2. она оглянула, поморщилась (предложение 2)
  3. ползли мурашки (предложение 10)
  4. залез пальцами (предложение 6)

С2. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Зак..тилось со..нце. См..лкают г..лоса птиц. Но вот в тиш..не из оврага посл..шалась новая птич..я песня. Певец щ..лкнул издал протяжный свист. Пом..лчал минуту внов.. засв..стел ра..сыпался трел..ю. Ле..ко и свободно пол..лись звуки солов.иной песни.

6

1547

34521

13

повествование

14

3

15

запихивал

16

маленькую

17

4

С2 .

Зак А тилось со Л нце. См О лкают г О лоса птиц. Но вот в тиш И не из оврага посл Ы шалась новая птич Ь я песня. Певец щ Ё лкнул, издал протяжный свист. Пом О лчал минуту, внов Ь засв И стел, ра С сыпался трел Ь ю. Ле Г ко и свободно пол И лись звуки солов Ь иной песни.


(есть лишние варианты ответа)

А. Должны быть ОТКРЫТЫ новые источники энергии. __________1.Имя сущ. с предлогом
Б. А только и прежде, и ныне МИЛЕЙ мне моя сторона. ________2.Имя прилаг.
В. Это РЫЦАРСКИ благородный поступок____________________3.Наречие
Г. Поиски альпинистов продолжались В ТЕЧЕНИЕ суток________4.Причастие в полной форме; 5. причастие в краткой форме; 6.предлог

Другие вопросы из категории «Образование»

  • помогите пожалуйста ((Вычислить площадь и периметр прямоугольника, если задана длина одной стороны (a) и коэффициент n (%), позволяющий вычислить длину второй стороны (b=n*a). 2. Дана длина ребра куба. Найти площадь грани, площадь полной поверхности и объем этого куба. 3. Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника по заданным длинам двух катетов a и b. 4. Вычислить площади геометрических фигур: прямоугольника и треугольника по заданным сторонам. 5. По известному радиусу вычислить объем и площадь поверхности шара. 6. Даны два числа. Найти среднее арифметическое кубов этих чисел и среднее геометрическое модулей этих чисел. 7. Даны два числа. Вычислить их сумму, разность, произведение и частное. 8. Известен объем информации в байтах. Выразить его в мегабайтах и гигабайтах. 9. Длина выражена в сантиметрах. Выразить ее в дюймах. (1 дюйм=2.5 см) 10. Перевести значение веса, выраженное в граммах, в унции (1 унция =28.3 г)