Болезни Военный билет Призыв

Увековечение имени рыленкова на смоленщине. Краткая биография рыленков. В этом мире, где утром росистым

Николай Иванович Рыленков родился 2 (5) февраля 1909 года в деревне Алексово Рославльского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. Учился в селе Тюнине. В 1926 г. закончил среднюю школу в г. Рославле, после чего работал сельским учителем, председателем сельского Совета. В 1933 г. окончил отделение языка и литературы.
Н. И. Рыленков – участник Великой Отечественной войны. Служил командиром саперного взвода, был военным журналистом, работником штаба партизанского отряда.
Первые стихи Рыленкова были опубликованы в 1926 г. В 1933 г. в Смоленске вышел первый сборник стихов поэта “Мои герои”.
В 40-50-е годы стихи получают широкую известность. В них поэтично отражается духовный мир советского человека, они пронизаны чувством любви к родной земле и ее людям. Особенно близки поэту сельские труженики, люди новой сельской деревни. Плодотворными для Н. И. Рыленкова были 60-е годы. В этот период выходят его сборники “Жажда”, “Рябиновый цвет”, “Корни и листья”, “Снежинка”, “Пятое время года”.
Для лирики Рыленкова 60-х годов характерны раздумья о труде и долге, о родной природе и ее облагораживающем влиянии на человека.
Рыленкову принадлежат и прозаические произведения: о русской деревне – “Сказка моего детства”, о событиях Великой Отечественной войны, а также историческая повесть “На старой Смоленской дороге”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Николай Иванович Рыленков Рыленков Николай Иванович, русский советский поэт. Член КПСС с 1945. Родился в крестьянской семье. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933). Участник Великой Отечественной войны 1941−45. Печатался с 1926. Первая книга стихов – “Мои герои” Read More ......
  2. Вересаев Викентий Викентиевич родился 4(16) января 1867 г. в городе Туле. Отец Вересаева, Викентий Игнатьевич Смидович,- сын польского помещика, лишенного, по семейным преданиям, состояния за участие в польском восстании 1830 – 1831 гг. и умершего в бедности; известный в Туле Read More ......
  3. Кирилл (Константин) Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье военного. Отец его погиб на фронте в 1-ю мировую войну, Константин отца не помнил, вырастивший мальчика отчим Александр Григорьевич Иванишев был преподавателем в военных училищах, вся жизнь Симонова Read More ......
  4. Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской “оттепели”, вспыхнуло, напугав поборников “безгласности” времен “застоя”, и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. Литературный дебют Read More ......
  5. Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой Read More ......
  6. Цель: показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути м. а. Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, Read More ......
  7. Оборудование: Учебник, портрет м. а. Булгакова, произведения автора, иллюстрации к произведениям. Прогнозируемые Результаты: Учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; определяют место м. а. Булгакова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать Read More ......
  8. Родился в семьи чиновника. Образование получил в Высшей технической школе Мюнхена, сохранив увлечение техникой на всю жизнь. Cмолоду занимался также живописью, изучал германистику. С 1904 г. стал профессиональным писателем, ободренный успехами своих первых романов: “Йестер и Ли”, “Ингеборг”, “Море”. Написанные Read More ......
Творческий путь Н. Рыленкова

Николай Иванович Рыленков (2.02.1909 – 23.06.1969) – русский поэт, прозаик, переводчик, один из основателей смоленской поэтической школы. Николай Рыленков родился в деревне Алексеевка Рославльского уезда Смоленской губернии, рано остался без родителей. Закончил Смоленский педагогический институт, о чем на фасаде его здания установлена мемориальная доска работы скульптора А. Г. Сергеева.

Прибыл в Смоленск в середине 20-х годов. Здесь Рыленков входит в университетский кружок, в газете «Рабочий путь» публикует первое стихотворение «Толока», вышедшее без ведома молодого автора под названием «Взаимопомощь» (14.11.1926 г.). С середины 30-х годов до начала Великой Отечественной Войны выходит в свет 6 поэтических книг, первая «Мои герои» (1933 г.). Наиболее значительным является итоговый сборник «Березовый перелесок» (1940 г.), в нем определились основные темы поэзии Рыленкова, которым он сохранил верность на протяжении всего творческого пути: русское искусство, русская природа, русская история.

С 1934 года Рыленков – Делегат I съезда советских писателей от Смоленской писательской организации. С первых дней Великой Отечественной Войны – на фронте: командир взвода в саперном батальоне, военный корреспондент фронтовой печати. Историческая тема вбирает в себя с этого времени и военную тему. С 1943 по 1945 года публикует 4 сборника стихов: «Прощание с юностью», «Синее вино», «Отчий дом» и «Смоленские леса». Сразу после освобождения Смоленска возвращается в родной город. Активно участвует в жизни писательской организации, являясь долгие годы её председателем, избирался делегатом ряда съездов советских писателей.

В послевоенные годы выходит более 30 поэтических и прозаических книг Рыленкова. В 1969 году опубликованы последние прижизненные сборники «Снежница» и «Журавлиные трубы».

В середине 50-х годов возвращается к прозе. Одна из книг, привлекшая наиболее читательское внимание, – повесть о событиях Великой Отечественной Войны «На Старой смоленской дороге».

В 60-е годы обращается к жанру лирической прозы: выпускает книгу о писательском мастерстве, том очерков, эссе и литературных портретов «Душа поэзии» и «Дорога уходит за околицу».

В 1962 году завершает работу над литературным переложением «Слова о полку Игореве». В 50-60-е годы плодотворно занимается переводческой деятельностью. Смоленску, его земле и труженикам посвящает многие произведения, свой труд соизмеряет с трудом землепашца, хлебороба.

В последние годы жизни разрабатывает новый для себя жанр эпитафии. Стихи Рыленкова выбиты на камне в Кутузовском саду у крепостной стены (сквер Памяти Героев) и на памятнике Скорбящей матери в Реадовке. На фасаде зданий в Запольном переулке, дом 4 и по улице Нахимсона, дом 16 – мемориальные доски (скульптор А. Г. Сергеев).

Библиография:

О творчестве Н.И.Рыленкова:

А. В. Македонов «Очерки советской поэзии» – Смоленск, 1960 г.

Л. С. Доброхотова, В. А. Крюкова, Ю. В. Пашков «Николай Иванович Рыленков» – рекомендательный указатель литературы – Смоленск, 1969 г.

Г. С. Меркин «Лирика Н. И. Рыленкова» – Смоленск, 1971 г.

Е. И. Осетров «Муза в березовом перелеске» – Смоленск, 1971 г.

В. А. Звездаева «Николай Рыленков» – Смоленск, 1994 г.

Родители-крестьяне рано умерли, оставив сына сиротой. С детства Николай имел тягу к языку, литературе. Первые его стихи были опубликованы еще в школе. Окончил школу в Рославле, затем отучился в в Смоленске. Работал учителем русского языка и литературы. Испытывал большой интерес к древнерусской истории и истории древнерусской литературы.

В 30-е годы Николай Рыленков работал в редакции «Рабочего пути» и параллельно писал стихи. До вышли 6 его поэтических сборников, из которых самый важный - «Березовый перелесок».

Основные темы в творчестве Рыленкова - русское искусство, природа, история.Многие страницы творчества посвящены родной Смоленщине:

«Я всегда с благодарностью буду вспоминать часы и дни праздничных встреч с друзьями на берегах Байкала или у подножья снежных вершин Кавказа, но обдумывать пережитое приеду на берег какой-нибудь безымянной речки в глубине Смоленщины. Чтобы проверить себя, чтобы собраться с мыслями, мне всегда нужно было побродить по заросшим иван-чаем берёзовым опушкам, посидеть с косарями у догорающего костра, послушать доносящиеся издалека девичьи песни».

С первых дней войны Николай был на фронте - командир взвода в саперном батальоне и военный корреспондент. К важнейшим темам стихотворений и прозы добавилась война. К 1945 году вышли его сборники стихов «Прощание с юностью», «Синее вино», «Отчий дом» и «Смоленские леса».

В 50-е годы он написал автобиографическую повесть о военных событиях «На Старой смоленской дороге».

Значимую часть в творческом наследнии Рыленкова составляют песни, многие из которых до сих пор всенародно любимы. В вышедшем в 1964 году двухтомнике выделяет отдельный раздел «Книга песен». В него вошли: «Ходит по полю девчонка», «То ли гречка цветёт, то ли речка течёт», «Под окном шумит рябина», «Мы с подружкой жили дружно», «Мне не жалко полушалка», «Отцвела черемуха» и другие.

Хотя значительное влияние на творчество Рыленкова оказал , произведения Николая отличаются особой лиричностью, угловатой прямотой и при этом крестьянской застенчивостью.

Пытаясь постичь тайну истинного в поэзии, Николай Рыленков исследовал творчество своих кумиров-предшественников, несколько его стихов посвящены Ломоносову, Пушкину, Некрасову, Горькому.

В последние годы жизни Николай Рыленков обратился к жанру эпитафия. Его стихи выбиты на камне в Кутузовском саду у крепостной стены (сквер Памяти Героев) и на памятнике (Реадовка):

«Я мать скорбящая. Как совесть, я бессонна.
Замученных людей я помню каждый стон.
Пусть знают палачи, что нет святей закона,
Чем справедливого возмездия закон!»

Умер Рыленков в июне 1969 года, похоронен на Братском кладбище в Смоленске - родном городе, с которым связана вся его творческая жизнь.

В 1994 году Николаю Рыленкову посмертно присвоено звание почетного гражданина Смоленска.

,
Российская империя
ныне Рославльский район , Смоленская область

Дата смерти: Гражданство:

СССР СССР

Род деятельности: Годы творчества: Направление: Жанр: Язык произведений: Награды:

Никола́й Ива́нович Рылéнков ( -) - русский советский поэт.

Биография

Творчество

Награды

  • медали

Сочинения

Берёзка
Фрагмент песни «Берёзка» (М. Г. Фрадкин - Н. Рыленков ) в исполнении З. Н. Рождественской
Помощь по воспроизведению
  • Мои герои, 1933
  • Дыхание, 1938
  • Колосья. Смоленск, 1937
  • Истоки. Смоленск, 1938
  • Березовый перелесок. Смоленск, 1940
  • Прощание с юностью. М., 1943.
  • Отчий дом. М., 1944
  • Сотворение мира. М., 1946
  • Наступление весны. Смоленск, 1947
  • У разоренного гнезда. Смоленск, 1947
  • Зеленый цех, М., Советский писатель, 1949
  • Книга полей. Смоленск, 1950
  • Стихи и поэмы. Смоленск, 1952
  • На старой Смоленской дороге. Смоленск, 1953
  • Стихотворения. М., 1953
  • Постоянство. Смоленск, 1954
  • Родник. Смоленск, 1957
  • Август. М., 1958
  • Стихотворения и поэмы, 1956,
  • Коренной человек. Смоленск, 1958
  • Лирика. М., 1958
  • Корни и листья, М., Советский писатель, 1960
  • Книга верности. М., 1961
  • Жажда. М., 1961
  • Рябиновый свет. М., 1962
  • Традиции и новаторство. М., 1962
  • Великая Росстань. Смоленск, 1963
  • Волшебная книга. М.,1964
  • Стихотворения. М., 1964
  • Пятое время года. М.,1965
  • Сказка моего детства. М., 1965
  • На озере Сапшо. Рассказы, М., Советская Россия,1966
  • Дорога уходит за околицу. М., 1968
  • Снежница. М., 1968
  • Душа поэзии. М., 1969
  • Книга времени, 1969
  • Повести и рассказы. М., 1969
  • Коктебельская элегия // «Звезда», 1976, № 6
  • Стихотворения и поэмы, 1981

Издания

  • Избранные произведения. В 2-х тт., М., Художественная литература,1974
  • Собрание сочинений. В 3-х тт., М., Современник, 1985
  • Стихотворения и поэмы в 2-х томах. М., 1959

Напишите отзыв о статье "Рыленков, Николай Иванович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рыленков, Николай Иванович

– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…
– Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
– Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.

В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда… В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса…» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, как строить хаты, как сажать деревья, в какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала ходить босым по жесткому жнивью». К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 - умерла любимая мать.

5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с. Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки». Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.

В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».

В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь».

В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». Второй книгой также в Смоленске стал сборник «Встречи». В конце 1930-х были изданы «Стихи о зажиточной жизни», поэма «Земля», за ними последовал «Березовый перелесок» (1940). С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного края. Рыленков создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и другие. Стихи Рыленков получают признание, о них одобрительно отзывается . С 1936 Рыленков возглавляет Смоленскую писательскую организацию. Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории «Большая дорога» (1938), «Скоморох Овсей Колобок» (1939), «Великая Замятия» (1940).

В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Взял с собой на фронт книги и Гейне, командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России. В стихах военных лет появляются публицистические призывы, ранее для Рыленкова не характерные. Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Рыленков работает в разных жанрах, пишет стихи, песни, баллады, поэмы «Апрель», «Лесная сторожка», «Возвращение», «Сотворение мира», «В родном краю». Стихотворение Рыленкова «Отомсти, товарищ» пели, как народную песню.

В 1943-44 были изданы книги стихов Рыленкова «Синее вино», «Прощание с юностью», «Смоленские леса». В одном из своих выступлений военного времени А. Сурков, говоря о лирике, отметил «С тобой и без тебя , прекрасные стихи Н. Рыленкова…». Участвовали в войне и довоенные строки Рыленкова - на тайных сходках молодые смоляне-подпольщики читали призывные строки поэмы Рыленкова «Великая Замятня», посвященной борьбе жителей Смоленска против интервентов в прежние времена. В стихах 1945 родная страна предстает в ореоле победительницы.

В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).

Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и емок язык этой прозы - «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми оттенками - скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности». В адрес Рыленкова раздавалась и критика - упрекали за якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о ней. Действительно, поэт чутко слышит «яблони знобкую дрожь», среди его героев «ива, ивушка зеленая», калина и рябина (характерно название одной из его книг «Рябиновый свет»). К природе Рыленков подходит с позиции народного миропонимания, именно в духе народной поэзии обращается он к березке, как к живому существу: березка и впрямь одушевлена, она повторяет «девичьи запевки у окна», она «переходит вброд» «белый-белый плес», «кивает с холма» поэту; где б ни был он, «в душе березки русые», родную Смоленщину называет он краем березовым. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и патриотичны. В прозаических этюдах Рыленков «Синие глаза зимы», «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».

Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленкова «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы (М. Фрадкин, А. Флярковский, И. Массалитинов и др.).

Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».

Последнее десятилетие жизни поэта было особенно продуктивно, вышли книги прозы «Волшебная книга» (1964), «На озере Сапшо» (1966) и другие, книги стихов «Корни и листья» (1960), «Жажда» (1961), «Пятое время года», «Избранная лирика» (обе - 1965), «Снежница» (1968), «Книга времени» (1969) и др.

Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии - «Традиции и новаторство» (1962), где русская поэзия развернуто предстает от М. Ломоносова до В. Бокова, «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о , Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Многим поэтам посвящены и стихи Рыленкова. Его стихи о М. Глинке и Бетховене вошли в антологию «Музыка в зеркале поэзии». Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о нем) явились и его переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии - Я. Коласа, П. Бровки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченко, А. Велюгина, А. Зарицкого, Ф. Пестрака, П. Труса, К. Киреенко, а также статьи об их творчестве. Переводил Рыленков стихи и поэтов других народов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы» (1972).

Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.

Скончался Н. И. Рыленков 23 июня 1969 года, похоронен в Смоленске на Братском кладбище. Могила на центральной аллее.