Болезни Военный билет Призыв

В какой войне была жанна д арк. История Жанны д’Арк

«О Жанне д’Арк мы знаем больше, чем о ком-либо другом из ее современников, и в то же время трудно найти среди людей XV века другого человека, чей образ представлялся бы потомкам таким загадочным.» (*2) стр.5

«...Родилась она в деревушке Домреми в Лотарингии в 1412 году. Известно, что она рождена от честных и справедливых родителей. В ночь на Рождество, когда народы имеют обыкновение в великом блаженстве чтить труды Христовы, вошла она в мир смертный. И петухи, cловно провозвестники новой радости, кричали тогда необыкновенным, до сих пор не слыханным криком. Видели, как они на протяжении более чем двух часов хлопали крыльями, предсказывая то, что суждено было этой малютке». (*1) стр.146

Об этом факте сообщает Персеваль де Буленвилье, советник и камергер короля в письме милонскому герцогу, которое может быть названо ее первой биографией. Но скорее всего это описание является легендой, т. к. об этом не упоминает ни одна хроника и рождение Жанны не оставило ни малейшего следа в памяти односельчан — жителей Домреми, выступавших в качестве свидетелей на процессе реабилитации.

Она жила в Домреми с отцом, матерью и двумя братьями, Жаном и Пьером. Жак д’Арк и Изабелла были, по местным понятиям «не очень богатыми». (Более подробное описание семьи см. (*2) стр.41-43)

«Неподалеку от деревни, где выросла Жанна, росло очень красивое дерево, „прекрасное, как лилия“, как заметил один свидетель; у дерева по воскресеньям собирались деревенские юноши и девушки, они танцевали вокруг него и умывались водой из соседнего источника. Дерево называли деревом фей, говорили, что в незапамятной древности вокруг него танцевали чудесные существа, феи. Жанна также нередко ходила туда, только никогда не видела ни одной феи.» (*5) стр.417, см. (*2) стр. 43-45

«Когда исполнилось ей 12 лет, пришло к ней первое откровение. Внезапно перед очами ее возникло сияющее облако, из коего раздался голос: „Жанна, тебе пристало другим путем идти и чудесные деяния совершать, ибо ты — та, которую избрал Царь Небесный для защиты короля Карла..“ (*1) стр.146

„Вначале я очень испугалась. Голос я услышала днем, это было летом в саду моего отца. За день до этого я постилась. Голос пришел ко мне с правой стороны, оттуда, где была церковь, и с этой же стороны шла великая святость. Этот голос всегда руководил мной. “ Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что нужно „идти и снять осаду с города Орлеан“. Голоса называли ее „Жанна де Пюселль, дщерь Бога“ — помимо первого голоса, который принадлежал, как думается Жанне, архангелу Михаилу, присоединились вскоре голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Всем тем, кто пытался преградить ей путь, Жанна напоминала древнее пророчество, которое говорило, что „Францию погубит женщина, а спасет девственница“. (Первая часть пророчества сбылась, когда Изабелла Баварская заставила своего мужа, французского короля Карла VI, объявить своего сына Карла VII незаконным, в результате чего ко времени Иоанны Карл VII был не королем, а только дофином).» (*5) стр.417

«Я пришла сюда в королевскую палату, для того, чтобы говорить с Робером де Бодрикуром, дабы он отвел к королю или приказал своим людям отвести меня; но он не обратил внимания ни на меня, ни на мои слова; тем не менее мне необходимо предстать перед королем в первой половине поста, пусть даже для этого я сотру себе ноги до колен; знайте, что никто — ни король, ни герцог, ни дочь шотландского короля, ни кто-либо другой — не сможет восстановить французское королевстве; спасение может прийти только от меня, и, хотя я предпочла бы остаться с моей бедной матушкой и прясть, не в этом мое предназначение: я должна идти, и я сделаю это, ибо моему Господину угодно, чтобы я действовала таким образом». (*3) стр. 27

Трижды ей приходилось обращаться к Роберу де Бодрикуру. После первого раза ее отправили домой, а родители решили выдать ее замуж. Но Жанна через суд сама расторгла помолвку.

«Время для нее тянулось медленно, „как для женщины, ожидающей ребенка“, говорила она, да так медленно, что она не выдержала и в одно прекрасное утро в сопровождении своего дяди, преданного Дюрана Лаксара, жителя Вокулера по имени Жак Ален пустилась в путь; ее спутники купили для нее лошадь, которая стоила им двенадцать франков. Но далеко они не уехали: прибыв в Сен-Никола-де Сен-Фон, находившийся по дороге на Совруа, Жанна заявила: „Не так нам пристало удаляться“, и путники вернулись в Вокулер. (*3) стр. 25

В один прекрасный день прибыл гонец из Нанси от герцога Лотарингского.

„Герцог Карл II Лотарингский оказал Жанне милостивый прием. Он пригласил ее к себе в Нанси. Карл Лотарингский вовсе не был союзником Карла Валуа; напротив, он занимал по отношению к Франции позицию враждебного нейтралитета, тяготея к Англии.

Она сказала герцогу (Карлу Лотарингскому), чтобы он дал ей своего сына и людей, которые проводят ее во Францию, и она будет молить бога об его здоровье“. Сыном герцога Жанна называла его зятя, Рене Анжуйского. „Добрый король Рене“ (прославившийся впоследствии как поэт и покровитель искусств), был женат на старшей дочери герцога и его наследнице Изабелле... Эта встреча укрепила позиции Жанны в общественном мнении... Бодрикур (комендант Вокулера) изменил свое отношение к Жанне и согласился отправить ее к дофину.» (*2) стр.79

Существует версия, что Рене д’Анжу являлся магистром тайного ордена «Сионского приората» и помогал Жанне выполнять ее миссию. (См. главу «Рене д’Анжу»)

Уже в Вокулере она одевает мужской костюм и отправляется через всю страну к дофину Карлу. Испытания продолжаются. В Шиноне под именем дофина ей представляют другого, но Жанна безошибочно из 300 рыцарей находит Карла и приветствует его. Во время этой встречи Жанна что-то сообщает дофину или показывает какое-то знамение, после которого Карл начинает ей верить.

«Рассказ самой Жанны Жану Паскерелю, ее духовнику: «Когда король увидел ее, он спросил в Жанны ее имя, и она ответила: „Милый дофин, зовусь я Жанной Девой, и моими устами обращается к вам Царь Небесный и говорит, что вы примете миропомазание и будете коронованы в Реймсе и сделаетесь наместником Царя Небесного, истинного короля Франции“. После других вопросов, заданных королем, Жанна вновь ему сказала: „Говорю тебе от имени всевышнего, что ты истинный наследник Франции и сын короля, и Он послал меня к тебе, дабы повести тебя в Реймс для того, чтобы ты был там коронован и миропомазан, если того захочешь“. Услышав это король сообщил присутствовавшим, что Жанна посвятила его в некую тайну, которую никто кроме Бога, не знал и знать не мог; вот почему он ей полностью доверяет. Все это, — заключает брат Паскерель, — я услышал из уст Жанны, так как сам при этом не присутствовал». (*3) стр. 33

Но, тем не менее начинается расследование, собирается подробная информация о Жанне, которая в это время находится в Пуатье, где коллегия ученых богословов епископства Пуатье должна вынести свое решение.

«Полагая, что предосторожности никогда не излишни, король решил увеличить число тех, кому доверено допросить девушку, и выбрать из них самых достойных; а собраться они должны были в Пуатье. Жанну поселили в доме метра Жана Рабато, адвоката Парижского парламента, присоединившегося к королю двумя годами ранее. Нескольким женщинам было поручено тайно наблюдать за ее поведением.

Франсуа Гаривель, советник короля, уточняет, что Жанну допрашивали неоднократно и следствие заняло примерно три недели.» (*3) стр. 43

«Некий адвокат парламента Жан Барбон: «От ученых богословов, с пристрастием изучавших ее и задававших ей множество вопросов, я слышал, что отвечала она весьма осмотрительно, как если бы она была хорошим ученым, так что их повергли в изумление ее ответы. Они считали, что в самой ее жизни и ее поведении крылось нечто божественное; в конце концов, после всех допросов и расспросов, проведенных учеными, они пришли к заключению, что в ней нет ничего дурного, ничего противоречащего католической вере и что, принимая во внимание бедственное положение короля и королевства — ведь король и верные ему жители королевства пребывали в это время в отчаянии и не знали, на какую помощь еще надеяться, если только не на помощь Бога, — король может принять ее помощь». (*3) стр. 46

В этот период она обретает меч и знамя. (см. главу «Меч. Знамя.»)

«По всей вероятности, дав Жанне право иметь личное знамя, дофин приравнял ее к так называемым «знаменным рыцарям», которые командовали отрядами своих людей.

Жанна имела под своим началом небольшой отряд, который состоял из свиты, нескольких солдат и обслуги. В свиту входили оруженосец, духовник, два пажа, два герольда, а также Жан из Меца и Бертран де Пуланжи и братья Жанны, Жак и Пьер, которые присоединились к ней в Туре. Еще в Пуатье дофин поручил охрану Девы опытному воину Жану д’Олону, который стал ее оруженосцем. В этом храбром и благородном человеке Жанна нашла наставника и друга. Он обучал ее военному делу, с ним она провела все свои походы, он был рядом с ней во всех битвах, штурмах и вылазках. Они вместе попали в плен к бургундцам, но ее продали англичанам, а он выкупился на свободу и спустя четверть века, будучи уже рыцарем, королевским советником и, занимая видную должность сенешаля одной из южно-французских провинций, написал по просьбе реабилитационной комиссии очень интересные воспоминания, в которых рассказал о многих важный эпизодах истории Жанны д’Арк. До нас дошли также показания одного из пажей Жанны — Луи де Кута; о втором — Раймоне — мы ничего не знаем. Духовником Жанны был монах-августинец Жан Паскерель; ему принадлежат весьма подробные показания, но в них, очевидно, не все достоверно. (*2) стр.130

«В Туре для Жанны собрали военную свиту, как и полагалось военачальнику; назначили интенданта Жана д’Олона, который свидетельствует: «Для ее охраны и сопровождения я был передан в ее распоряжение королем, господином нашим»; у нее также два пажа — Луи де Кут и Раймон. В ее подчинении оказались также два герольда — Амблевиль и Гийенн; герольды — это гонцы, одетые в ливреи, позволяющие опознать их. Герольды были неприкосновенны.

Раз Жанне дали двух гонцов, значит, король стал относиться к ней как к любому другому воину высокого ранга, облеченному полномочиями и несущему персональную ответственность за свои действия.

Королевские войска должны были собраться в Блуа... Именно в Блуа, пока там находилась армия, Жанна заказала хоругвь... Духовник Жанны растроган почти религиозным обликом выступающей армии: «Когда Жанна выступила из Блуа, чтобы идти в Орлеан, она попросила собрать всех священников вокруг этой хоругви, и священники шли впереди армии... и пели антифоны... так же было и на следующий день. А на третий день они подошли к Орлеану.» (*3) стр. 58

Карл медлит. Жанна его торопит. Освобождение Франции начинается со снятия осады Орлеана. Это первая военная победа войска, верного Карлу под предводительством Жанны, что является одновременно и знамением ее божественной миссии. «См. Р.Перну, М.-В. Клэн, Жанна д’Арк /стр. 63-69/

Для освобождения Орлеана Жанне потребовалось 9 дней.

«Солнце уже склонялось к западу, а французы все еще безуспешно сражались за ров передового укрепления. Жанна вскочила на коня и отправилась в поля. Вдали от взоров... Жанна погрузилась в молитву между виноградных лоз. Неслыханные выдержка и воля семнадцатилетней девушки позволили ей в этот решающий момент отвлечься от собственного напряжения, от охватившего всех уныния и изнеможения, теперь она обрела тишину внешнюю и внутреннюю — когда только и может возникать вдохновение...»

«...Но тут случилось невиданное: стрелы выпали из рук, приведенные в замешательства люди глядели в небо. Святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе. Архангел сражался на стороне французов.» (*1) стр. 86

«...англичане, спустя семь месяцев после начала осады и девять дней после того, как Дева заняла город, отступили без боя все до последнего, и произошло это 8 мая (1429 г.), в день, когда много столетий назад святой Михаил явился в далекой Италии на Монте-Гаргано и на острове Искья...

Магистрат вписал в городскую книгу, что освобождение Орлеана является величайшим чудом христианской эпохи. Доблестный город с тех пор на протяжении всех столетий торжественно посвящал этот день Деве, день 8 мая, обозначенный в календаре как праздник Явления архангела Михаила.

Многие современные критики утверждают, что победу под Орлеаном можно отнести лишь на счет случайностей или же необъяснимого отказа англичан от боя. И все же Наполеон, основательно проштудировавший походы Жанны, заявил, что она была гением в военном деле, а никто не посмеет сказать, что он не разбирался в стратегии.

Английский биограф Жанны д’Арк В. Сэнквилл Уэст пишет уже в наши дни, что весь образ действия ее земляков, участвовавших в тех событиях, кажется ей до такой степени странным и медлительным, что это можно объяснить только сверхъестественными причинами: «Причинами, о которых мы в свете нашей науки двадцатого столетия — или, может быть, во тьме нашей науки двадцатого столетия? — ничего не знаем». (*1) стр.92-94

«Для встречи с королем после снятия осады Жанна и Орлеанский Бастард отправились в Лош: „Она выехала навстречу королю, держа в руке свой стяг, и она встретились, — рассказывает немецкая хроника того времени, донесшая до нас много сведений. Когда девушка склонила голову перед королем так низко, как только могла, король тотчас велел ей подняться, и подумали, что он чуть было не поцеловал ее от радости, охватившей его“. Это было 11 мая 1429 года.

Молва о подвиге Жанны облетела всю Европу, проявившую необычайный интерес к случившемуся. Автор процитированной нами хроники — некто Эберхард Виндекен — казначей императора Сигизмунда; очевидно, император выказал большой интерес к деяниям Жанны и повелел разузнать о ней. (*3) стр.82

О реакции за пределами Франции мы можем судить по очень интересному источнику. Это „Хроника Антонио Морозини“... отчасти это собрание писем и донесений. Письмо Панкраццо Джустиниани своему отцу, из Брюгге в Венецию, от 10 мая 1429 г.: „Некий англичанин по имени Лоуренс Трент, человек почтенный и не болтун, пишет, видя, что говорится об этом в донесениях стольких достойных и заслуживающих доверия людей: „Это сводит меня с ума“. Он сообщает, что многие бароны относятся к ней с почтением, равно как и простолюдины, а те, кто смеялся над ней, умерли плохой смертью. Ничто не является, однако, столь ясным, как ее бесспорная победа в диспуте с магистрами теологии, так что кажется, будто она — вторая святая Екатерина, сошедшая на землю, и многие рыцари, которые слышали, какие удивительные речи произносила она каждый день, считают это за великое чудо... Сообщают далее, что сия девица должна совершить два великих дела, а потом умереть. Да поможет ей бог... “ Какой предстает она перед венецианцем эпохи Кварточенто, перед купцом, дипломатом и разведчиком, т. е. перед человеком совершенно иной культуры, иного психологического склада, нежели она сама и ее окружение?...Джустиниани растерян.» (*2) стр.146

Портрет Жанны д’Арк

«...Девушка имеет привлекательную внешность и мужскую осанку, говорит она мало и выказывает чудесный ум; речи она произносит приятным высоким голосом, как и подобает женщине. В еде она умеренна, еще более она умеренно в винопитии. Она находит удовольствие в прекрасных конях и оружии. Многие собрания и разговоры Деве неприятны. Часто глаза ее наполняются слезами, любит она и веселье. Претерпевает неслыханно тяжкие труды, а когда носит оружие, показывает такое упорство, что день и ночь в течение шести дней может непрерывно оставаться в полном вооружении. Она говорит, что у англичан нет права владеть Францией, и для этого, говорит она, послал ее Господь, чтобы она их изгнала и одолела... »

«Ги де Лаваль, юный дворянин, присоединившийся к королевской армии, описывает ее с восхищением: «Я видел, как она, в доспехах и при полном боевом снаряжении, с маленькой секирой в руке, садилась у выхода из дома на своего огромного черного боевого коня, который пребывал в большом нетерпении и не позволял оседлать себя; тогда она молвила: „Отведите его к кресту“, который находился перед церковью на дороге. Затем она вскочила в седло, а он не шелохнулся, как если бы был связан. И тогда она обернулась к церковным вратам, находившимся совсем близко от нее: „А вы, священники устройте процессию и помолитесь Богу“. И тогда она отправилась в путь, приговаривая: „Спешите вперед, спешите вперед“. Миловидный паж нес ее развернутое знамя, а она держала в руке секиру». (*3) стр.89

Жиль де Ре: «Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним — большинство воинов делает это вместе с ней, — и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова — в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания.» (*1) стр.109

«Жан Алансон, который в те дни был главнокомандующим, много лет спустя вспоминал: „Она разбиралась во всем, что имеет отношение к войне: могла вонзить пику и провести смотр войска, выстроить армию в боевой порядок и разместить пушки. Все удивлялись, что она была столь осмотрительна в своих делах, как боевой командир с двадцати или тридцатилетним опытом.“ (*1) стр.118

„Жанна была красивой и очаровательной девушкой, и все встречавшиеся с ней мужчины это чувствовали. Но это чувство было самое подлинное, то есть самое высокое, преображенное, девственное, возвращенное в то состояние „Божией любви“, которое отметил Нуйонпон у себя самого.“ (*4) стр.306

" - Это очень странно, и мы все можем об этом свидетельствовать: когда она едет с нами, птицы из леса слетаются и садятся к ней на плечи. В бою случается, голуби начинают порхать возле нее." (*1) стр.108

«Я припоминаю, что в протоколе, составленном моими коллегами о ее жизни, было написано, что у нее на родине в Домреми хищные птицы слетались к ней, когда она пасла коров на лугу, и, садясь к ней на колени, клевали крошки, которые она отщипывала от хлеба. На стадо ее стадо ни разу не напал волк, а в ночь, кода она родилась — на Крещение — были замечены разные необычные вещи с животными... А почему бы и нет? Животные ведь тоже Божьи твари... (*1) стр. 108

„Кажется, что в присутствии Жанны воздух становился прозрачным для тех людей, кому жестокая ночь еще не омрачила разум, а в те годы таких людей было больше, чем принято считать сейчас.“ (*1) стр.66

Ее экстазы протекали как бы вне времени, в обычной деятельности, но без отключения от последней. Она слышала свои Голоса среди боевых действий, но продолжала командовать войсками; слышала во время допросов, но продолжала отвечать богословам. Об этом может свидетельствовать и ее жесть, когда под Туреллями она вырвала из раны стрелу, перестав ощущать физическую боль во время экстаза. И надо добавить, что она отлично умела определять свои Голоса во времени: в такой-то час, когда звонили в колокола.» (*4) стр.307

«Рупертус Гейер, тот самый „анонимный“ клирик», понял личность Жанны правильно: если для нее и можно подыскать какую-то историческую аналогию, то лучше всего сравнить Жанну с сивиллами, этими пророчицами языческой эпохи, чьими устами говорили боги. Но между ними и Жанной была огромная разница. На сивилл воздействовали силы природы: серные испарения, одурманивающие запахи, журчащие ручьи. В состоянии экстаза они высказывали такие веще, о которых сразу же забывали, как только приходили в себя. В повседневной жизни они не имели никаких высоких прозрений, они были чистыми листами, на которых писали силы, неподдающиеся контролю. «Ибо присущий им пророческий дар подобен доске, на которой ничего не написано, он неразумный и неопределенный», — писал Плутарх.

Устами Жанны также говорили сферы, чьих границ никто не знал; она могла впадать в экстаз на молитве, при звоне колоколов, в тихом поле или в лесу, но это был такой экстаз, такой выход за пределы обычных чувств, которым она управляла и из которого могла выйти с трезвым рассудком и осознавая собственное «я», чтобы затем перевести увиденное и услышанное на язык земных слов и земных поступков. То, что языческим жрицам было доступно в отрешенном от мира затмении чувств, Жанна воспринимала в ясном сознании и разумной умеренности. Вместе с мужчинами она ездила верхом и сражалась, вместе с женщинами и детьми она спала, и, как и все они, Жанна могла смеяться. Просто и ясно, без недомолвок и тайн она рассказывала о том, что должно было случиться: «Подождите, еще три дня, тогда мы возьмем город»; «Потерпите, через час вы станете победителями». Дева намеренно сняла покрывало загадочности со своей жизни и поступков; загадкой оставалась лишь она сама. Так как ей самой была предречена грядущая беда, она замкнула уста, и никто не знал о мрачной вести. Всегда, даже перед смертью на костре Жанна отдавала себе отчет в том, что ей можно говорить и чего нельзя.

Со дней апостола Павла женщинам, «глаголющим языками», в христианских общинах надлежало молчать, ибо «за глаголение языками несет ответственность дух, дающий вдохновение, а за разумное пророческое слово — говорящий человек». Духовный язык нужно перевести на язык людей, чтобы человек сопровождал речь духа своим разумом; и лишь то, что человек может понять и усвоить собственным рассудком, он должен выражать словами.

Жанне д’Арк в те недели яснее, чем когда-либо, удалось доказать, что она несет ответственность за свои наделенные разумом слова пророчеств и что она высказывает их — или молчит, — находясь в здравом рассудке." (*1) стр 192

После снятия осады с Орлеана в Королевском совете начинаются споры о направлении похода. При этом Жанна была того мнения, что нужно идти на Реймс, чтобы короновать короля. «Она доказывала, что, как только король будет коронован и миропомазан, сила врагов будет все время убывать и в конце концов они не смогут более вредить не королю, ни королевству» стр 167.

Коронация дофина в Реймсе становилась в этих условиях актом провозглашения государственной независимости Франции. Такова была основная политическая цель похода.

Но придворные не советовали Карлу предпринимать поход на Реймс, говоря, что на пути из Жьена в Реймс расположено много укрепленных городов, замков и крепостей с гарнизонами из англичан и бургунцев. Решающую роль сыграл огромный авторитет Жанны в войске и 27 июня Дева повела авангард армии на Реймстр. Начался новый этап освободительной борьбы. При этом освобождение Труа решило исход всей кампании. Успех похода превзошел самые смелые ожидания: менее чем за три недели армия прошла почти триста километров и достигла конечного пункта, не сделав ни одного выстрела, не оставив на своем пути ни одной сожженной деревни, ни одного разграбленного города. Предприятие, которое поначалу представлялось столь трудным и опасным, превратилось в триумфальный марш.

В воскресенье 17 июля Карл был коронован в Реймском соборе. Жанна стояла в соборе, держа в руке знамя. Потом на суде у нее спросят: «Почему ваше знамя внесли в собор во время коронации в предпочтение перед знаменами других капитанов?» И она ответит: «Оно было в труде и по праву должно было находиться в почести»

Но дальше события разворачиваются менее триумфально. Вместо решительного наступления Карл заключает странное перемирие с бургунцами. 21 января армия вернулась на берега Лауры и тотчас же бвла распущена. Но Жанна продолжает сражаться, но при этом терпит одно поражение за другим. Узнав, что бургунцы осадили Компьень, она бросается на выручку. Дева входит в город 23 мая, а вечером, во время вылазки попадает в плен.....

«В последний раз в жизни вечером 23 мая 1430 года Жанна штурмовала неприятельский лагерь, в последний раз она сняла свои доспехи, у нее отняли штандарт с изображением Христа и ликом ангела. Борьба на поле брани окончилась. То, что начиналось теперь в ее 18 лет, было борьбой другим оружием и с другим противником, но, как и прежде, это была борьба не на жизнь, а на смерть. В тот момент история человечества свершалась через Жанну Д’Арк. Завет святой Маргариты был исполнен; пробил час исполнения завета святой Екатерины. Земное знание готовилось сразиться с мудростью, в утренних лучах которой Дева Жанна жила, боролась и страдала. В потоке перемени уже приближались столетия, когда силы отрицающей Бога учености начали бескровное, но неотвратимое наступление против брезжущего в человеке воспоминания о его божественном происхождении, когда человеческие умы и сердца стали ареной, на которой падшие ангелы боролись с архангелом по имени Михаил, провозвестником воли Христа. Все, что совершила Жанна, послужило Франции, Англии, новой Европе; это был вызов, сияющая загадка для всех народов последующих эпох.» (*1) стр 201

Полгода пробыла Жанна в бургунском плену. Она ждала помощи но напрасно. Французское правительство ничего не сделало для того, чтобы выручить ее из беды. В конце 1430 г. бургунцы продали Жанну англичанам, и те немедленно предали ее суду инквизиции.

Памятник в соборе
Архангела Михаила
в Дижоне (Бургундия)
Фрагмент из фильма
Роберта Брессона
«Процесс Жанны Д’Арк»
Позолоченный памятник
Жанне д’Арк в Париже
на площади Пирамид

Прошел год с того дня, когда Жанна попала в плен... Год и один день..

Позади был бургунский плен. Позади были две попытки побега. Вторая едва не закончилась трагически: Жанна выбросилась из окна на верхнем этаже. Это дало судьям повод обвинить её в смертном грехе — попытке самоубийства. Её объяснения были просты: «Я сделала это не от безнадежности, но в надежде спасти свое тело и пойти на помощь многим славным людям, которые в этом нуждаются».

Позади была железная клетка, в которой ее держали первое время в Руане, в подвале королевского Буврейского замка. Потом начались допросы, её перевели в камеру. Пятеро английских солдат стерегли ее круглые сутки, а ночью приковывали к стене железной цепью.

Позади были изнурительные допросы. Каждый раз на неё обрушивались десятки вопросов. Ловушки подстерегали ее на каждом шагу. Сто тридцать два члена трибунала: кардинал, епископы, профессора теологи, ученые аббаты, монахи и священники.... И юная девушка, которая по ее собственным словам, «не знает ни а, ни б».

Позади были те два дня в конце марта, когда ее ознакомили с обвинительным заключением. В семидесяти статьях перечислял прокурор преступные деяния, речи и помыслы подсудимой. Но Жанна отводила одно обвинение за другим. Двухдневное чтение обвинительного акта закончилось поражением прокурора. Судьи убедились, что составленный ими документ никуда не годится, и заменили его другим.

Второй вариант обвинительного заключения содержал только 12 статей. Отсеялось второстепенное, осталось самое главное: «голоса и ведения», мужской костюм, «дерево фей», обольщение короля и отказ подчиниться воинствующей церкви.

От пытки решили отказаться, «дабы не дать повода для клеветы на образцово проведенный процесс».

Все это позади, и вот Жанну привезли на кладбище, окружили стражей, подняли над толпой, показали палача и начали читать приговор. Вся эта до мелочей продуманная процедура была рассчитана на то, чтобы вызвать у нее душевное потрясение и страх смерти. В какой-то момент Жанна не выдерживает и соглашается подчиниться воле церкви. «Тогда же, — сказано в протоколе, — на виду у великого множества клириков и мирян она произнесла формулу отречения, следуя тексту составленной по-французски грамоты, каковую грамоту собственноручно подписала.» Вероятнее всего формула официального протокола представляет собой подделку, цель которой заключается в том, чтобы распространить задним числом отречение Жанны на всю ее предыдущую деятельность. Возможно на кладбище Сент-Уэн Жанна не отреклась от своего прошлого. Она лишь согласилась подчиниться впредь предписаниям церковного суда.

Однако, политическая цель процесса была достигнута. Английское правительство могло оповестить весь христианский мир, что еретичка всенародно покаялась в своих преступлениях.

Но, вырвав у девушки слова покаяния, организаторы процесса вовсе не полагали дело законченным. Оно было сделано лишь наполовину, ибо за отречением Жанны должна была последовать ее казнь.

Инквизиция располагала для этого простыми средствами. Нужно было лишь доказать, что после отречения она совершила «рецидив ереси»: человек, повторно впавший в ересь, подлежал немедленной казни. Перед отречение Жанне обещали, что, если она покается, ее переведут в женское отделение архиепископской тюрьмы и снимут кандалы. Но вместо этого по приказу Кошона ее снова доставили в старую камеру. Там она переоделась в женское платье и ей обрили голову. Кандалы не сняли и английскую стражу не убрали.

Прошло два дня. В воскресенье 27 мая по городу распространились слухи, что осужденная вновь надела мужской костюм. У нее спросили, кто принудил ее сделать это. «Никто, — ответила Жанна. Я сделала это по своей доброй воле и без всякого принуждения.» Вечером этого дня появился протокол последнего допроса Жанны — трагический документ, в котором сама Жанна рассказывает обо всем, что она пережила после отречения: об отчаянии, которое охватило ее, когда она поняла, что ее обманули, о презрении к самой себе из-за того, что она испугалась смерти, о том, как она проклинала себя за предательство, она сама произнесла это слово, — и о победе, которую она одержала, — о самой, пожалуй, трудной из всех ее побед, потому что это победа над страхом смерти.

Существует версия, согласно которой Жанну насильно заставили одеть мужской костюм (См. стр. 188 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы.«

О том, что ее казнят, Жанна узнала на рассвете в среду 30 мая 1431 года. Ее вывели из тюрьмы, посадили на повозку и повезли к месту казни. На ней было длинное платье и шапочка....

Только через несколько часов костру дали погаснуть.

А когда все кончилось, по словам Ладвеню, «около четырех часом по полудню», палач пришел в доминиканский монастырь, «ко мне, — говорит Изамбар, — и к брату ладвеню, в крайнем и страшном раскаянии, как бы отчаиваясь получить от Бога прощение за то, что он сделал с такой, как он говорил, святой женщиной». И он рассказал еще им обоим, что, поднявшись на эшафот, чтобы всё убрать, он нашел её сердце и иные внутренности несгоревшими; от него требовалось сжечь всё, но, хотя он несколько раз клал вокруг сердца Жанны горящий хворост и угли, он не мог обратить его в пепел" (тот же рассказ палача передает со своей стороны и Массеь со слов заместителя руанского балльи). Наконец, пораженный, «как явным чудом», он перестал терзать это Сердце, положил Неопалимую Купину в мешок вместе со всем, что осталось от плоти Девы, и мешок бросил, как полагалось, в сену. Нетленное сердце ушло навсегда от человеческих взоров и рук." (*1)

Прошло Двадцать пять лет и наконец — после процесса, на котором были заслушаны сто пятнадцать свидетелей Была и её мать), — в присутствии папского легата Жанну реабилитировали и признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и франции. (*1) стр. 336

Всей своей короткой судьбой Жанна д’Арк, «земной ангел и небесная девушка», вновь и с небывалой силой объявила реальность Бога Живого и Небесной Церкви.

В 1920 году по Рождестве Христовом, на четыреста девяностом году после Костра, Римская Церковь причислила её к лику святых и признала истиной её миссию, исполняя которую, она спасла Францию. (*1)

Пять с половиной столетий минуло с того дня, когда на площади Старого Рынка в Руане была сожжена Жанна дАрк. Ей было тогда девятнадцать лет.

Почти всю свою жизнь — семнадцать лет — она была никому неведомой Жаннетой из Домреми. Её соседи потом скажут: «такая, как все». «такая как другие».

Один год — всего один год — она была прославленной Жанной-Девой, спасительницей Франции. Её соратники потом скажут: «как если бы она была капитаном, проведшим на войне двадцать или тридцать лет.»

И еще один год — целый год — она была военнопленной и подсудимой инквизиционного трибунала. Её судьи потом скажут: «великий ученый — и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые её задавали.»

Конечно, она не была такой как все. Конечно, она не была капитаном. И, уж конечно, она не была ученым. И вместе с тем все это в ней было.

Проходят столетия. Но каждое поколение снова и снова обращается к такой простой и такой бесконечно сложной истории девушки из Домреми. Обращается, чтобы понять. Обращается, чтобы приобщиться к непреходящим нравственным ценностям. Ибо если история — учитель жизни, то эпопея Жанны дАрк — один из её великих уроков. (*2) стр.194

Литература:

  • *1 Мария Йозефа, Крук фон Потуцин Жанна д Арк. Москва «Энигма» 1994.
  • *2 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы. Ленинград «Наука» 1982.
  • *3 Р. Перну, М. В. Клен. Жанна д Арк. М., 1992.
  • *4 Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. Самара, АГНИ, 1994.
  • *5 Бауэр В., Дюмотц И., Головин СТР. Энциклопедия символов, М., КРОН-ПРЕСС, 1995

Смотрите раздел:

Биография и эпизоды жизни Жанны д’Арк . Когда родилась и умерла Жанна д’Арк , памятные места и даты важных событий её жизни. Цитаты святой, изображения и видео.

Годы жизни Жанны д’Арк:

родилась 6 января 1412, умерла 30 мая 1431

Эпитафия

«Слушай, в ночи -

Франция плачет:

Снова приди и спаси меня, кроткая мученица

Жанна!»
Из молитвы Святой Терезы из Лизьё

Биография

Имя Жанны д’Арк, осуждённой как еретичка и впоследствии причисленной к лику святых, дорого сердцу любого француза как символ свободы и справедливости. Притом яркая звезда Жанны от вознесения на небосклон и до мученического венца сияла меньше двух лет. Вокруг этой исторической личности ходят немало легенд, нет уверенности даже в верном годе рождения Жанны. Но одно известно точно: юная неопытная девушка совершила в своей короткой жизни то, что казалось невозможным.

Жанна родилась в семье то ли зажиточных крестьян, то ли обедневших дворян — на этот счёт у историков существуют разногласия. В возрасте 13 лет она впервые услышала голоса и увидела святых, говоривших ей о том, что её судьба - возглавить армию и прогнать английских захватчиков с родной земли. В 16 лет Жанна отправилась к капитану города Вокулёр, который поднял её на смех. Но девушка не сдавалась, и в конце концов ей был выделен отряд для поездки в Шинон, где находился в то время некоронованный дофин Карл.

Добившись аудиенции у дофина, Жанна выдержала все испытания, которые были подготовлены для того, чтобы проверить её, и в конце концов убедила дофина передать ей командование войсками. Уже само по себе это было чудом. Но вскоре воспоследовали и другие: с небольшим отрядом Жанна освободила Орлеан от осады англичан за 4 дня, тогда как французские военачальники не могли справиться с этим многие месяцы. После этой победы Жанна получила прозвище «Орлеанская дева» и двинулась к Пате, одерживая одну победу за другой. В последней битве войска англичан были разгромлены, и Жанна призвала дофина в Реймс для коронации.

«Жанна д’Арк на коронации Карла VII», Жан Огюст Доминик Энгр, 1854 г.


Поход до Реймса был назван «бескровным»: присутствие Жанны убедило жителей городов в том, на чьей стороне бог. Но после коронации опасливый и осторожный Карл не позволил Жанне развить успех. Придворные также не жаловали Орлеанскую деву. Наконец, во время осады Компьеня Жанна была предана своими же соратниками, пленена бургундцами и продана англичанам за 10 000 золотых ливров.

Суд над Жанной д’Арк официально обвинял её в сношениях с дьяволом, но был полностью оплачен из английского кармана. Чтобы не дать ей получить венец мученицы, от Жанны пытались добиться признания вины, но безуспешно. В конце концов подпись Жанны под соответствующим документом была получена обманным путём, и Орлеанскую деву приговорили к сожжению заживо.

Столетняя война закончилась через 22 года после казни Жанны. Орлеанская дева, фактически организовав миропомазание французского короля на трон, нанесла слишком серьёзный удар притязаниям Англии. Сразу после окончания войны Карл VII приказал собрать все материалы судебного процесса и расследовать дело заново. Жанна д’Арк была полностью оправдана, а спустя четыре с лишним века - канонизирована.

«Жанна д’Арк» кисти Джона Эверетта Милле, 1865 г.

Линия жизни

6 января 1412 г. Дата рождения Жанны д’Арк.
1425 г. Явления святых Жанне.
Март 1429 г. Прибытие в Шинон и аудиенция у дофина Карла.
Май 1429 г. Первая победа Жанны д’Арк и снятие осады Орлеана.
Июнь 1429 г. Стремительная череда побед и полный разгром английских войск в битве при Пате.
Июль 1429 г. Присутствие на торжественном миропомазаньи Карла в Реймсе.
Сентябрь 1429 г. Роспуск армии Жанны.
Май 1430 г. Пленение Жанны д’Арк бургундцами.
Ноябрь-декабрь 1430 г. Перевозка Жанны в Руан.
21 февраля 1431 г. Начало судебного процесса над Жанной д’Арк.
30 мая 1431 г. Дата смерти Жанны д’Арк.
1455 г. Начало повторного судебного процесса.
1456 г. Оправдание Жанны д’Арк по всем пунктам предыдущего обвинительного заключения.
16 мая 1920 г. Канонизация Жанны д’Арк.

Памятные места

1. Дом в Домреми, где родилась и жила Жанна, ныне - музей.
2. Шинон, где Жанна встретилась с королём Карлом.
3. Орлеан, где Жанна одержала первую победу.
4. Место битвы при Пате, в которой армия Жанны разбила англичан.
5. Реймсский собор, традиционное место коронации французских монархов, где в присутствии Жанны был миропомазан дофин Карл.
6. Компьень, где произошло пленение Жанны.
7. Башня Жанны д’Арк в Руане, бывшая часть Руанского замка, где, согласно легенде, Жанну содержали во время суда.
8. Дом № 102 по ул. Жанны д’Арк, во дворе которого находятся остатки фундамента Башни Девы, где на самом деле держали Жанну.
9. Памятник и церковь на месте казни Жанны д’Арк на площади Старого рынка в Руане.

Эпизоды жизни

Вера в Жанну д’Арк основывалась во многом на пророчестве, гласившем, что дева спасёт Францию. После её появления у дофина Карла последний проверял её разными способами, но Жанна действительно оказалась девушкой, а кроме того — узнала Карла, посадившего на трон другого человека и затесавшегося в толпе придворных.

Сама Жанна никогда не пользовалась фамилией «д’Арк» и называла себя только «Жанной девственницей». Есть мнение, что распространению имени «Жанна д’Арк» способствовали англичане из-за созвучности его слову «dark» - «тёмная».

Жанна предпочитала носить мужскую одежду, поскольку это было удобнее в бою и меньше смущало её спутников-мужчин. В средневековой Франции это считалось тяжким грехом, и специальная комиссия богословов из Пуатье дала Орлеанской деве специальное разрешение на это. Тем не менее ношение мужской одежды фигурировало как один из пунктов обвинения, доказывающих связь Жанны с дьяволом.

Памятник работы Максима Реал дель Сарте на месте казни Жанны д’Арк

Заветы

«Чтобы Бог даровал победу, солдаты должны сражаться».

«Мир мы добудем не иначе как на конце копья».


Документальный фильм «Противоречивая история Жанны д’Арк. Часть I»

Соболезнования

«Жанна воплотила Дух Патриотизма, стала его олицетворением, его живым, видимым и осязаемым образом. <...>
Любовь, Милосердие, Доблесть, Война, Мир, Поэзия, Музыка - для всего этого можно найти множество символов, все это можно представить в образах любого пола и возраста. Но хрупкая, стройная девушка в расцвете первой юности, с венцом мученицы на челе, с мечом в руке, которым она разрубила узы своей родины, - разве не останется она, именно она, символом ПАТРИОТИЗМА до скончания времен?»
Марк Твен, писатель, автор книги «Жанна д’Арк»

«Знаменитая Жанна д’Арк доказала, что французский гений может творить чудеса, если свобода в опасности».
Наполеон Бонапарт, император Франции

«Жанна д’Арк могла остаться сельской провидицей, могла пророчествовать и исцелять. Могла окончить работу почитаемой аббатисой, а не то и уважаемой гражданкою. Ко всему были пути. Но Великий Закон должен был в ней найти еще одно светлое свидетельство Истины. Пламень ее сердца, пламень костра - венец пламенный - все это далеко поверх обычных законов. Даже поверх обычного воображения человеческого».
Николай Рерих, художник и философ

История человечества знает множество людей, прославившихся защитой своей страны от внешнего агрессора. Но особенно интересны те герои, которые окружены ореолом таинственности и романтическим флёром (как Жанна Дарк, например).

Родина Жанны Дарк

Итак, Жанна Дарк родилась в 1412 году, в одну из самых тяжёлых эпох французской истории. Страна была неоднократно побеждаема тогда английскими и союзными им войсками, причём стояла на грани полного разгрома и сокрушения. В 1420 году был заключён договор, согласно которому английский король становился французским монархом, а наследник престола от наследования отстранялся. Фактически, речь шла уже и законодательном закреплении оккупации.


Это, естественно, не могло не будоражить людей. Жанна не стала исключением. И хотя родина Жанны Дарк – деревня Домреми, где она жила в крестьянской обыкновенной семье, это не помешало стать национальной героиней. По стране ползут слухи и толки: «женщина (королева, которую считали предательницей), губит Францию, но дева сумеет её спасти». Жанна принимает эти слова на свой счёт. Несомненно, что таких было довольно много, но счастливый случай выпал на долю её одной. В 1425 году она начинает «слышать и видеть святых». Те призывают её скорее направиться на юг, где находится наследник, и остановить разгром.

За что сожгли Жанну Дарк?

Так или иначе, настойчивое стремление помочь Франции в борьбе с врагами и точное прогнозирование исхода одного из боёв около Орлеана привлекли к Жанне Дарк внимание. Её целью на тот момент было получение под своё командование отряда войск и разблокирование Орлеана. Успешно пройдя некоторые проверки, должность командующего она получила. Нанеся английским войскам несколько тяжёлых поражений, Жанна сумела достичь своей цели. Однако в ходе продолжения войны, она попадает в бургундский плен, а затем передаётся англичанам. Те обвиняют её в магии и сжигают на костре. Вот, в общих чертах, и вся недолгая жизнь, менее 30 лет.

Очевидно, что Жанну Дарк сожгли на самом деле не за «магию», а за достигнутые ею во главе французской армии победы.

Действия её на войне были стремительны и решительны. Так, 6 марта 1429 года Жанна входит в замок Шинон (где присутствовал дофин), и рассказывает ему о «голосах», обозначивших её избранность – миссию по коронации наследника в Реймсе. Считалось, что только там можно стать законным правителем. 29 апреля отряд под командованием Жанны Дарк входит в Орлеан, происходит ряд боёв, вследствие которых город удаётся деблокировать. Сокрушённые было французские войска одерживают серию побед, имевшую важное моральное значение.

Поход к Реймсу становится уже не просто маршем войск, а буквально триумфальным шествием. 17 июля дофин коронуется в освобождённом городе. В следующем месяце начинается наступление на Париж (неудачное), потом много мелких столкновений. И 23 мая 1430 года Жанна оказывается в плену…

Где сожгли Жанну Дарк?

На этот счёт существует две версии. Согласно одной, её вовсе не казнили, а всего лишь увезли куда-то или тайным образом освободили. Но преобладает другая точка зрения – 30 мая 1431 года Жанну вывели на рыночную площадь оккупированного Руана, где и сожгли на костре.

586 лет прошло со дня смерти знаменитой Орлеанской девы. Удивительная жизнь Жанны д’Арк не дает покоя историкам. Легендарной освободительнице Франции посвящены книги, труды, кинофильмы, спектакли и живописные полотна. Во Франции нет города, в котором не было бы увековечено ее имя. Феномен памяти и огромного почитания Жанны д’Арк кроется в ее уникальной биографии - в 17 лет стала главнокомандующим Франции.

Является единственной жертвой католической церкви, не просто реабилитированной после смерти, но и причисленной к лику святых. Беззаветная преданность народу, храбрость и стойкость Орлеанской девы сделали ее символом Франции. Яркой вспышкой пронесясь по средневековой истории, Жанна д’Арк оставила неизгладимый след в истории человечества.

Детство и юность

Жанна д’Арк, в детстве Жанетта, родилась 6 января 1412 года в Домреми (Лотарингия, Франция). Отец Жанны - Жак д’Арк, мать - Изабелла Рома. Многочисленные исследователи биографии Жанны не дают точного ответа, из какого сословия происходит семья. По сведениям, оставленным потомком Жака д’Арка, Шарлем дю Лисом, Жак женился на Изабелле и перебрался в Домреми из Сеффона, выращивал хлеб и имел 20 гектаров земли, коров, овец и лошадей.


Жанна - старшая из детей д’Арк. В семье росли братья Жанны - Жан, Пьер, Жакмен и сестра Катрин. Катрин умерла в юности. Братья стали соратниками и опорой Жанны в будущем. Жанна не называла себя Жанной д’Арк - еще в детстве Орлеанская дева дала себе имя «Жанна девственница».

Видения и пророчества

Первое видение к Жанне пришло в 13 лет. Девочка увидела архангела Михаила, великомучениц Екатерину Александрийскую и Маргариту Антиохийскую. В видениях Бог указал отправляться в Орлеан во главе войск и снять осаду, привести к короне дофина Карла и очистить Францию от английских оккупантов. Вероятно, на воображение девушки повлияли предания о предсказании мага Мерлина при дворе короля Артура, предрекавшего, что Францию спасет дева из Лотарингии.


Видение Жанны Д"арк

В то время страну раздирала Столетняя война. Часть Франции была занята англичанами, а часть подвергалась набегам и грабежам. Изабелла Баварская, жена полоумного Карла VI, в 1420 году подписала договор с англичанами, согласно которому власть после смерти Карла VI переходила не сыну Карла, а к Генриху V, королю Англии. Измученный народ и терпящая поражения армия ждали чуда, спасительницы.

На войне

В январе 1429 года Жанна д’Арк сбежала из дома и отправилась в Вокулер. Встретившись с капитаном города Робером де Бодрикуром, объявила о намерении встретиться с дофином. Девушку не приняли всерьез и отправили домой. Вернувшись в Вокулер через год, Жанна потрясла капитана, предсказав поражение французов в битве при Руврэ, известия о которой пришли гораздо позже предсказания.


Портрет Жанны Д"арк

Впечатленный Робер де Бодрикур отправил Жанну д’Арк ко двору, снабдив мужским облачением, письмом к дофину и дав в подмогу группу солдат. В пути девушку сопровождали и братья. Путь ко двору Карла был чрезвычайно опасен. Как говорила сама Жанна, в дороге путешественникам помогал архангел Михаил.

Момент встречи Жанны д’Арк и Карла поэтично описан во многих произведениях. Карл долго не решался на встречу. Двор разделился на два лагеря, многие отговаривали дофина от встречи с пастушкой из Лотарингии. Духовенство считало, что Орлеанскую деву ведет дьявол. Дав согласие на аудиенцию, Карл посадил вместо себя на трон пажа. Жанна, войдя в зал, не взглянула на трон, а подошла к Карлу, стоящему среди придворных.


Орлеанская дева Жанна Д"арк

Как потом сказала Дева, на Карла ей указал архангел Михаил. После диалога Жанны и Карла наедине будущий король выглядел просветленным. Суть разговора Карл раскрыл лишь через четверть века - д’Арк развеяла сомнения дофина касательно законности его власти. Жанна заверила будущего государя, что трон принадлежит ему по праву.

Итак, Карл поверил Деве. Но его мнение решало не все - последнее слово было за священниками. Церковнослужители устроили Жанне утомительное испытание. Благодаря искренности и чистоте помыслов, пройдя все испытания и допросы комиссии в Пуатье, Жанна была допущена Карлом к армии. Начался доблестный военный путь Орлеанской девы. Из Пуатье Жанна д’Арк прибыла в Тур. Получив в Туре снаряжение и коня, Дева отправилась в город Блуа - начальную точку в пути на Орлеан.


Жанна Д"арк в сражении

В Блуа произошло необъяснимое событие - Жанна д’Арк указала часовню Сент-Катерен-Фьербуа, в которой хранился меч короля Карла Мартелла. С этим мечом король победил сарацинов в битве при Пуатье в 732 г. Меч помог Деве в сражениях. Известие о появлении спасительницы облетело Францию. Под знамена Жанны д’Арк собиралось ополчение. Хаосу и унынию в рядах войск пришел конец, бойцы воспряли духом и поверили, что Орлеанская дева приведет к победе.

Жанна стояла впереди войска в сияющих доспехах, с древним мечом и знаменем. Невероятно, но малограмотной пастушке из Лотарингии удалось в кратчайший срок освоить хитрости военной науки, навести порядок в деморализованных войсках, заслужить уважение среди военных начальников. Остается гадать, как в 17-летней простушке проявился недюжинный талант полководца. Сама Жанна повторяла, что ее ведет Бог.


Жанна Д"арк

Первый шаг в борьбе Жанны против англичан - снятие осады Орлеана. Орлеан являлся единственным форпостом на пути английских войск к полному захвату Франции, поэтому освобождение города явилось первоочередной задачей для Жанны д’Арк. 28 апреля 1429 года французские войска во главе с юной военачальницей выступили в поход на Орлеан. Их встретила шеститысячная армия французов. Дева предложила капитанам своей армии подойти к главным воротам Орлеана и напасть на войска противника.

Но командиры ослушались приказа, вывели войска к осажденному Орлеану и встали по левому берегу Луары, напротив войск противника. Оба моста к Орлеану были осаждены англичанами. Переправа вплавь под оружием противника - дело опасное. Положение оказалось безвыходным. Жанна была взбешена. Пришлось отправить войска назад, к Блуа, и направить по правому берегу Луары. Сама же д’Арк с небольшим отрядом вплавь пробралась с южной стороны Орлеана и вошла в город через Бургундские ворота. Ликованию горожан не было предела.


Народная героиня Жанна Д"арк

Битва под Орлеаном закончилась триумфальной победой Жанны д’Арк. В снятии осады крепостей Сен-Лу, Огюстен и Турель Дева участвовала лично. В атаке на последнюю получила ранение в плечо. 8 мая 1429 года англичане оставили подступы к Орлеану и постыдно бежали. Город объявили спасенным. Победа французов имела психологическое значение - страна поверила в свои силы. После победы под Орлеаном юной главнокомандующей дали прозвище «Орлеанская дева».

Коронация Карла

Отпраздновав победу в Орлеане, Жанна д’Арк отправилась в Тур к Карлу, объявить о победе. Путь к дофину проходил через толпы благодарных французов. Все хотели прикоснуться к доспехам Орлеанской девы. В церквях проходили торжественные молебны в честь спасительницы. Карл встретил юную главнокомандующую с почестями - усадил рядом, как королеву, пожаловал дворянский титул.


Жанна Д"арк на коронации Карла

Следующей задачей для Орлеанской девы стало освобождение Реймса. Именно в нем проходила коронация всех правителей Франции. Небывалые патриотические настроения населения позволили собрать около 12 тысяч воинов национально-освободительной армии. Волна освободительного движения захлестнула Францию. Карл до последнего сомневался в успехе похода на Реймс. Однако сбылось предсказание Девы - войска бескровно прошли к стенам города за две с половиной недели. Коронация Карла прошла в традиционном месте. Корону дофину надели в Реймском соборе. Рядом с королем стояла Жанна д’Арк со знаменем, в доспехах рыцаря.

Пленение и смерть

С коронацией Карла миссия Орлеанской девы закончилась. Жанна попросила короля отпустить ее в родную деревню. Карл лично попросил остаться на посту главнокомандующего. Жанна согласилась. Правящая верхушка Франции во главе с Ла Тремуйлем, получающая доходы с войны и заключившая перемирие с герцогом Бургундским, уговорила Карла повременить с освобождением Парижа. Жанна д’Арк предприняла попытку самостоятельного наступления.


Пленение Жанны Д"арк

23 мая 1430 года Жанна попала в плен к войскам Бургундского. Держал ее в плену командующий бургундцев в Пикардии Жан Люксембургский. Он не собирался отдавать Деву англичанам, а просил выкуп у Карла. Король предал ту, которая возвела его на престол, не проявив заинтересованности. Молчаливый отказ французы считают главным предательством в истории страны.

Суд над Жанной д’Арк прошел в Руане. Англичанам нужно было не просто убить Орлеанскую деву - необходимо было очернить ее имя. Поэтому Жанна должна была перед казнью по приговору французского трибунала подтвердить связь с дьяволом. Для этого на церковное судилище пригласили самого искушенного. Им стал Пьер Кошон, бывший епископ Бове. За успешную расправу над Девой англичане обещали Кошону митру архиепископа Руана.


Допрос Жанны Д"арк

С декабря 1431 года Жанну содержали под стражей в Руане - месте, принадлежащем англичанам на земле Франции. Там же проходил суд. Приговорить Деву к смерти нужно было, доказав связь с дьяволом. В этом, косвенно помогла подсудимая, объяснявшая поступки связью со сверхъестественным. На помощь спасительнице не пришли ни король, ни спасенный Орлеан, ни боевые товарищи. Единственный, кто бросился на помощь Жанне д’Арк, - рыцарь Жиль де Рэ, позже казненный.


Казнь Жанны Д"арк

На кладбище аббатства Сент-Уэн Жанна подписала бумагу о виновности и связи с дьяволом. Судьи вырвали признание обманом, зачитав иной документ. Вскрылся подлог позже, в процессе реабилитации мученицы. Приговор трибунала гласил: «Казнь через сожжение на костре заживо». Жанна до момента гибели держалась спокойно и уверенно. «Голоса» обещали Орлеанской деве спасение в мае 1431 года.

Реабилитация Жанны д’Арк состоялась через 25 лет, после освобождения Франции от английских оккупантов.

Личная жизнь

Личная жизнь Жанны д’Арк лишена страсти. Попав в армию 16-летней девственницей, Орлеанская дева погибла на костре в 19 лет.

Память

Сегодня память об Орлеанской деве увековечена в памятниках, кинофильмах и книгах. Католическая церковь отмечает День святой Жанны д’Арк каждый год 30 мая. Французы ежегодно празднуют 8 мая День Жанны д’Арк. В Париже на месте ранения Жанны стоит памятник Деве на коне в золоте. Снято 100 картин, посвященных Орлеанской деве.


Милла Йовович в роли Жанны Д"арк

Большой популярностью пользуется фильм «Посланница. История Жанны Д’Арк» с в главной роли. Судьба героини Франции описана в книге «Жанна д"Арк».

Другие произведения

  • «Жанна-женщина» (фильм,1917)
  • «Жанна д"Арк на костре» (1954)
  • «Процесс Жанны д"Арк» (фильм, 1962)
  • «Начало» (фильм, 1970)
  • «Посланница. История Жанны д’Арк» (фильм, 1999)
  • «Жанна д"Арк» (фильм, 1999)
  • «Молчание Жанны» (фильм, 2011)
  • «Святая Иоанна» (книга )
  • «Орлеанская девственница» (поэма )
  • «Орлеанская дева» (трагедия Фридриха )

Эпоха Средневековья была временем мужчин. Короли вели войны, изменяя границы государств, святые отцы молились за души и ловили ведьм, поэты воспевали доблесть рыцарей и красоту дам, ремесленники и крестьяне трудились и платили налоги. А женщинам приходилось делать «все остальное» — хранить очаг, вести хозяйство, рожать и воспитывать детей, вдохновлять на подвиги и хранить свою добродетель. Конечно, у дам высокого рода было больше свободы и больше возможностей влиять на ход истории, и многие из них блестяще играли не только в шахматы, но и в политику. Однако удивительно то, что самым ярким и таинственным женским персонажем средневековой истории стала простая французская девушка — Жанна д"Арк.

Ее внешность навсегда останется загадкой — не сохранилось ни одного «прижизненного» изображения Лотарингской девы, — но это словно и не имеет значения для потомков: уже несколько веков ее рисуют юной и прекрасной воительницей в сияющих доспехах, вооруженной лишь знаменем и верой в свое божественное предназначение. Откуда она черпала силы вдохновлять и побеждать? Почему ее речи были одинаково убедительны для короля и для простых солдат? Для чего церковь сначала признала ее, а потом осудила на смерть? Правдива ли «каноническая» версия истории Жанны? Ответы на эти вопросы затерялись в средневековых архивах, оставив людям красивую легенду и веру в чудо.

6 января 1412 года в шампанской деревушке Домреми в семье крестьянина Жака Дарка родилась дочь, и при крещении девочку нарекли простым именем Жанна. Это были трудные времена — шел 75-й год Столетней войны, в которой Франция день за днем теряла свои позиции и земли. Королева-мать, Изабелла Баварская, заигралась в дипломатические интриги, в результате чего ее сын Карл VII рисковал вовсе не взойти на французский престол. Некогда большая и гордая страна вот-вот должна была превратиться в английскую провинцию.

Да, Францию могло спасти только чудо. Но, чтобы оно свершилось, потребовалось время. До поры Жанна ничем не отличалась от прочих деревенских детей — играла, помогала родителям, училась прясть и управляться с хозяйством. Но, когда ей исполнилось двенадцать, она впервые услышала «голоса». Позже она охотно рассказывала представителям Святой Церкви, что с ней говорили святая Екатерина и святая Маргарита, а также архангел Михаил — предводитель Небесного Воинства. Конечно, они не сразу призвали ее идти спасать гибнущую Францию — для этого Жанна была еще слишком мала. Но вот ей исполнилось восемнадцать, и она вдруг настойчиво засобиралась в дорогу.

Ее первоначальной целью был ближайший к деревушке город Вокулер, откуда она намеревалась отправиться дальше — ко двору короля. Для Средневековья это было почти невозможным делом, но Жанну это не смущало. Зато беспокоило ее родителей, которые «от греха подальше» решили поскорее выдать дочь замуж, однако у них ничего не вышло. Ссылаясь на волю «высших сил», Жанна была непреклонна в своем решении покинуть дом. Наместник Вокулера, Робер де Бодрикур, поначалу не поверил одержимой крестьянской девушке. Но неожиданно речам Жанны поверили жители городка, поверили настолько, что, не дожидаясь решения своего господина, начали снаряжать, ее в поход — на народные деньги были куплены конь, дорожная одежда и доспехи. Может быть, сыграло свою роль давнее пророчество о том, что «Францию погубит злая женщина-чужестранка, а спасет невинная юная дева». Королева-мать с ее интригами вполне подходила для первой роли, а Жанна — для второй. И наместник города сдался: был собран отряд, который должен был отправить Лотарингскую деву к королю. Деревенская девушка добилась своего и начала свой крестовый поход на Столетнюю войну.

Королевские игры

В это время молодой и неудачливый король Карл VII пребывал в унынии и почти был готов подписать капитуляцию. Конечно, коронация в Реймсе могла бы спасти его, но путь туда был закрыт: прежде необходимо было снять осаду с другого города — Орлеана, который чудом держался под натиском захватчиков и был последним оплотом французского воинства.

Ситуация казалось едва ли не безвыходной. И тут королю доложили, что его желает видеть странная девушка, чтобы сообщить ему нечто важное. Карлу было нечего терять, и он согласился дать аудиенцию. Но, желая проверить, «посланницу высших сил», он посадил на трон вместо себя одного из своих дворян. Однако шутка не удалась — легенда утверждает, что Жанна чудесным образом узнала Карла в толпе придворных и, кроме того, в приватной беседе сообщила королю нечто такое, что заставило его немедленно поверить в ее божественную миссию. Впрочем, будучи осторожным, он все-таки назначил «испытание в Пуатье», где отцы церкви долго и дотошно расспрашивали Жанну о ее общении со святыми. Девушка честно призналась, что «не отличает «а» от «б», но при этом ей удалось убедить священнослужителей, что ее откровения идут от Бога.

Это было не просто и даже опасно, но тогда Церковь не нашла в ней ничего еретического. Жанна была признана честной и благочестивой и получила благословение идти на Орлеан. И наступило время чудес и побед — долгая и безнадежная осада города была снята едва ли не за неделю, боевой дух армии поднялся до небывалых высот, и Карл VII был коронован в Реймсе, как того требовала традиция. В войне наступил перелом. Жанна вела свое воинство, держа в руках лишь знамя, которое было сделано специально для нее, и французская армия одерживала одну победу за другой.

Оставалось завоевать Париж. Но внезапно король словно бы передумал воевать и занялся дипломатией. И Жанна вдруг осталась не у дел. Она присутствовала на королевских пирах, получила потомственный дворянский титул дю Лис, но совсем не это было ее целью — августейшие почести лишь огорчали ее. Она не уставала твердить Карлу, что необходимо идти на Париж как можно скорее. Возможно, она чувствовала, что король ее предаст.

Дорога на костер

Неудачная осада Парижа стала для Жанны д"Арк началом конца. Король Карл, к этому времени уже слишком увлеченный «бумажной войной», словно бы нехотя согласился штурмовать столицу и большого войска для этого не дал. Фактически он умышленно обрек своего чудесного полководца на поражение. А после неудачи он словно бы и вовсе разочаровался в Жанне.

Устав от придворного безделья, Орлеанская дева почти самовольно отравилась в осажденный англичанами город Компьен с небольшим отрядом верных ей людей. Здесь ее снова ждали военные успехи, но, увы, это продолжалось недолго — во время одной из вылазок Жанна попала в плен.

В те времена обмен военнопленными был довольно распространенным делом, и, если бы Карл хотел, он мог бы без труда вызволить Орлеанскую деву, которой он был обязан короной и воскресшей страной. Но король сделал вид, что это его не касается. Жанна провела в английском застенке последний год своей жизни, где ее поддерживали только голоса ее любимых святых. Они ободряли ее, обещали, что скоро все кончится, и спасали от отчаяния.

В январе 1431 года начался судебный процесс, который длился почти полгода. Почти все материалы этого следствия сохранились до наших дней, и благодаря тщательно записанным протоколам мы знаем о жизни Жанны почти все с ее собственных слов, а также из показаний свидетелей. Сейчас это может показаться смешным, но одним из главных пунктов обвинения было то, что девушка носила мужскую одежду. Казалось бы, объяснение этому очень простое: в дороге и в военном лагере так удобнее, доспехи, столь необходимые в бою, нельзя надеть на платье. Но отцы церкви словно бы не хотели слышать об этом и искали в практичном поступке дьявольский умысел. Восемнадцать раз следствие возвращалось к ее «голосам» и пророческим видениям, они, конечно же, были основным поводом для расследования. Жанне задавали множество вопросов, и, так же как на испытании в Пуатье, девушка отвечала на них просто и честно. Все попытки следователей заставить обвиняемую противоречить самой себе провалились.

Но этот судебный процесс не мог закончиться оправдательным вердиктом. 24 мая 1431 года Жанне д"Арк впервые зачитали обвинительный акт и трижды предложили отречься от своей ереси. Она трижды отказалась это сделать. Но во время чтения смертного приговора она вдруг изменила свое решение и произнесла формулу отречения. Казнь заменили пожизненным заключением.

Нам всем известно, что история Орлеанской девы закончилась иначе. Спустя два дня Жанна объявила, что отреклась из страха смерти, что она «очень сожалеет о сделанном и проклинает себя». Дело «некоей женщины Жанны, обычно именуемой Девой» было передано светским властям. На деле это означало смертный приговор и казнь. Согласно легенде, Жанну д"Арк сожгли в Руане, на площади Старого рынка, 30 мая 1431 года. Согласно историческим документам, через 25 лет было назначено новое разбирательство, в результате которого все обвинения с удивительной девушки из Домреми были сняты. Спустя почти пять веков, в 1920 году, Ватикан официально признал Жанну д’Арк святой.

И жила принцесса долго и счастливо

И все же эта удивительная история, больше похожая на сказку, кажется не такой уж однозначной. Уже не один век многие ученые пытаются опровергнуть каноническую версию жизнеописания Жанны. Слишком уж неправдоподобным кажется факт, что деревенская девушка так легко встала во главе французской армии и привела ее к стольким славным победам. Одна из самых популярных альтернативных версий биографии Жанны д"Арк утверждает, что она была незаконнорожденной королевского происхождения и ее «настоящей» матерью могла бы быть едва ли не сама Изабелла Баварская. Именно королевская кровь позволила Деве так легко справиться с ролью полководца и стать своей при дворе.

Также существует версия (она тоже опирается на особые «родственные связи), что Жанна не была сожжена на костре, а чудом спаслась. И вроде бы через несколько лет она «вернулась в мир», вышла замуж за дворянина по фамилии дез Армуаз и жила с ним долго и счастливо. А ее бывшие боевые соратники и даже сам король неоднократно навещали Жанну и общались с ней. А кто-то и вовсе уверен, что «Жанна дева» — это просто псевдоним, взятый «на время» Маргаритой де Шандивер, которая, к слову, тоже была внебрачной королевской дочерью. Так годы идут, и а споры не утихают, и одни исследователи не признают доводов других. Слишком далеко от нас эпоха Средневековья, слишком ненадежны даже самые подлинные пергаменты — они пока по-прежнему бессильны перед обаянием легенды. И белый конь по-прежнему уносит Жанну д"Арк навстречу бессмертию, и ее знамя ангельским крылом бьется на ветру.